Военные учения россии. Копать, строить, буксировать: колесные инженерные машины Советской армии Военный инженерный транспорт


ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА
CORPS OF ENGINEERS

13.03.2018


В 45-й инженерно-маскировочный полк центрального подчинения, дислоцирующийся в Московской области, поступили новые образцы вооружения.
В их числе зенитные ракетные комплексы С-300, «Бук», оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М» и другие пневмоподпорные макеты военной техники.
Данные средства скрытия и имитации работают в диапазонах радиолокационных длин волн, на которых находятся и средства разведки и поражения потенциального противника.
В полк поступили также маскировочные комплекты для снежных, растительных и пустынно-степных фонов по скрытию вооружения, военной и специальной техники от оптических, радиолокационных и телевизионных средств разведки, радиолокационные и тепловые имитаторы вооружения.
Совокупность таких современных методов маскировки позволяет в десятки раз повысить живучесть современной военной техники и других объектов.
Полк сформирован в июне 2017 года для выполнения наиболее сложных инженерно-технических мероприятий по противодействию системам высокоточного оружия, а также для скрытия и имитации стратегически важных объектов.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

13.03.2018


На полигоне Прудбой в Волгоградской области у саперов соединения Южного военного округа (ЮВО) началось тактико-специальное учение (ТСУ) по инженерной подготовке.
Понтонные подразделения наведут через водную преграду 50-метровый мост грузоподъемностью до 60 тонн, предназначенный для переправы колесной и гусеничной техники.
Кроме того, военным инженерам предстоит обеспечить преодоление войсками оврагов и рвов с использованием тяжелых механизированных мостов ТММ-3.
В течение месяца в рамках ТСУ личный состав инженерных подразделений отработает широкий круг вопросов по обеспечению действий мотострелковых, танковых и артиллерийских подразделений, установке заграждений, проделыванию проходов в завалах при помощи специальной техники, а также выполнит нормативы по поиску взрывоопасных предметов на местности и внутри зданий с применением миноискателей.
На мероприятия боевой подготовки в полевых условиях привлечено более 200 военнослужащих и задействовано около 50 единиц специальной техники, в том числе понтонно-мостовой парк ПМП, тяжелый механизированный мост ТММ-3, траншейные машины и котлованные машины БТМ-3 и МДК.
Пресс-служба Южного военного округа

Инженерная техника - группа средств инженерного вооружения, включающая машины инженерного вооружения, подвижные средства обслуживания и ремонта и электротехнические средства общевойскового назначения. В свою очередь машинами инженерного вооружения принято называть многочисленную группу машин, навесного, прицепного и встроенного оборудования, используемых войсками при выполнении задач инженерного обеспечения боя и операций и состоящих на вооружении подразделений инженерных войск, а в ряде случаев и других родов войск.

Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки

Одной из наиболее важных задач, решаемых инженерными войсками в ходе боевых действий, является ведение инженерной разведки объектов и местности. Самой сложной задачей инженерной разведки остается обнаружение инженерных заграждений. Инженерные машины данной группы позволяют определить проходимость местности, характер водных преград, разрушений, завалов и заграждений, возможность их преодоления или обхода, защитные и маскирующие свойства местности и т.п.

Инженерная разведывательная машина ИРМ-2 (рис.46) предназначена для разведки местности, путей движения войск и водных преград.

Установленные на ней стационарные и переносные приборы инженерной разведки позволяют получать данные о путях движения войск (проходимости, величине уклонов, наличии минно-взрывных заграждений и зараженности местности), о водных преградах (ширине, глубине, скорости течения, проходимости входов и выходов и относительной плотности дна, наличии навигационных препятствий, толщине льда) и сведения о несущей способности мостов.

Темп ведения разведки местности достигает 10 км/ч, минно-взрывных заграждений - до 5 км/ч, а время на разведку створа водной преграды шириной до 100 м составляет до 5 минут.

Машина создана на специальной бронированной гусеничной базе с использованием основных узлов и агрегатов боевой машины пехоты БМП-1. Шестицилиндровый четырехтактный дизель УТД-20 мощностью 220 кВт обеспечивает высокую маневренность машины. Скорость движения по суше до 52 км/ч. Скорость движения на плаву, обеспечиваемая водоходным движителем, достигает 11 км/ч.

К стационарным приборам разведки относятся речной широкозахватный миноискатель РШМ-2 и инженерный разведывательный эхолот ЭИР. Речной широкозахватный миноискатель РШМ-2 предназначен для поиска металлических противотанковых и противодесантных мин, установленных на суше и воде.

Инженерный разведывательный эхолот ЭИР предназначен для определения глубин, профиля дна водной преграды, оценки относительной плотности грунта дна и обнаружения навигационных препятствий в толще воды с записью на электротермическую бумагу. Диапазон измеряемых глубин - от 0,5 до 20 м.

К переносным приборам инженерной разведки относятся: артиллерийская перископическая буссоль ПАБ-2АМ; ручные миноискатели ИМП и РВМ-2; перископ инженерной разведки ПИР; саперный дальномер ДСП-30; ручной пенетрометр РП-1; комплект разведки мостов КРМ; ручной ледобур; ледомерная линейка и комплект разминирования КР-О.

Для осуществления наблюдения за местностью в дневное и ночное время, а также для ориентации на местности на машине установлены:

выдвижной панорамный перископ ПИР-451;

прибор ночного видения ТВН-2БМ;

авиагоризонт АГИ-С для определения углов уклона местности;

индивидуальные приборы наблюдения расчета ТНПО-160;

танковая навигационная аппаратура ТНА-3.

Машина имеет систему коллективной защиты от ОМП, систему маскировки термодымового типа (ТДА), водоотливное насосное устройство, вооружена курсовым пулеметом ПКГ, оснащена средствами связи.

Машина ИРМ является основным разведывательным средством инженерных войск.

Комплект средств инженерной разведки с вертолета КРВ предназначен для ведения аэрофотографической и аэровизуальной разведки местности, путей движения войск, водных преград, минно-взрывных и других инженерных заграждений, контроля качества маскировки войск и наземной обработки материалов разведки. Комплект перевозится на автомобиле ЗИЛ-131 с кузовом фургоном. Для ведения инженерной разведки в вертолет МИ-8Т устанавливаются средства аэрофотографической и аэровизуальной разведки: аэрофотоаппараты АФА-41/10, АФА-42/100, фотоаппарат ФС, бинокль Б-8, оптический визир, труба зенитная командирская ТЗК, диктофон П-180. На автомобиле перевозятся и развертываются средства фотолабораторной обработки, дешифрирования и оформления материалов воздушной разведки.

Применение КРВ позволяет вести плановое фотографирование при скорости до 180 км/ч. При полете вертолета на удалении 2...5 км от переднего края обеспечивается инженерная разведка на глубину до 15 км.

Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений

Обеспечение мобильности своих войск является одной из самых важных задач инженерного обеспечения.

При ведении современных боевых действий минные поля будут основным препятствием, способным значительно снизить мобильные возможности войск. Устанавливаться минные поля будут как обычными средствами (вручную, при помощи минных заградителей), так и при помощи средств дистанционного минирования (инженерных, артиллерийских, ракетных, авиационных). Спектр применяемых мин также широк и разнообразен.

В настоящее время существуют четыре основных способа проделывания проходов в минных полях: механический, взрывной, неконтактный и вручную.

При механическом способе проделывания проходов в минных полях используются навесные (встроенные) устройства, которые крепятся в передней части бронированной 154

машины (катковые и катково-ножевые тралы КМТ-6, КМТ-7, КМТ-8, КМТ-10) (таблица 19) или бронированные машины разминирования БМР-2 (БМР-3).

Взрывной способ проделывания проходов в минных полях предусматривает использование зарядов разминирования, при подрыве которых установленные мины срабатывают, разрушаются и выбрасываются за пределы проделываемого прохода (установки разминирования УР-77, УР-83П).

Неконтактный способ используется для приведения к срабатыванию мин, имеющих неконтактные датчики цели или выведения из строя электронных компонентов взрывателей (электромагнитный трал ЭМТ).

Колейные ножевые тралы КМТ-6, КМТ-8, КМТ-10 (рис. 47) выкапывающего принципа действия конструктивно выполнены в виде отвала с черенковыми ножами. Ножи при встрече с миной выталкивают ее на поверхность, а отвалы отводят в сторону.


Рис. 48. Установка разминирования УР-77

Таблица 19

Основные технические характеристики минных тралов

Характеристики

Тип трала

Колейный, ножевой

Колейный, катково-ножевой

Оснащаемые боевые машины

Все типы средних танков

БМП-1, БМП-2

Т-55, Т-62 и их модификации

Все талы средних танков

Тип протраливаемых мин

Противотанковые противогусеничные и противоднищевые (контактные)

Ширина колей траления, мм

Скорость траления, км/ч

Время монтажа трала, экипажем, ч

Время отцепки трала экипажем, ч

Время аварийной отцепки, с

Взрывоустойчювость катковых секций от мин:

ТМ-57 в тротиловом снаряжении

ТМ-62 в снаряжении МС

Габариты трала, смонтированного на танке (БМП), мм:

В габаритах танка

длина (расстояние от носа боевой машины до передней точки трала)

Масса трала (с комплектом индивидуального ЗИП), кг

Препятствия, преодолеваемые танком (БМП) с тралом:

подъем (спуск), градусы

боевой крен, градусы

ширина рва, м

водная преграда


Рис. 49. Бронированная машина разминирования БМР-3

Колейные катково-ножевые тралы КМТ-7 наряду с ножевыми секциями имеют две катковые секции, которые своим весом воздействуют на нажимные взрыватели противотанковых мин и приводят их к действию.

Электромагнитными тралами ЭМТ могут оснащаться танки с любым типом трала.

Установка разминирования УР-77 (рис. 48) предназначена для проделывания проходов в противотанковых минных полях взрывным способом. Базовой машиной УР-77 является многоцелевой гусеничный бронированный тягач МТЛ-БУ. Машина обеспечивает подачу заряда разминирования на дальность 200...500 м, после взрыва которого в минном поле образуется проход глубиной 90 м и шириной 6 м. Боекомплект установки 2 заряда. Масса 15,5 т. Машина обладает высокой технической подвижностью: скорость на суше до 60 км/ч, на воде - до 5 км/ч.

Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений

Применение средств механизации для устройства МВЗ не только приводит к сокращению сроков установки заграждений и численности привлекаемых для этого войск, но и обеспечивает их эффективность.

Это связано с тем, что быстрая установка минных полей затрудняет их обнаружение противником, особенно при дистанционном минировании.

Средства для механизированной установки противотанковых и противопехотных мин можно классифицировать на следующие группы:

наземные раскладчики и заградители (ПМЗ-4, ПМЗ-4П, ГМЗ-2, ГМЗ-3, УМЗ);

оборудование к вертолету для установки противотанковых мин (ВМР-2);

оборудование к вертолету для установки противодесантных мин (ОУПДМ);

системы дистанционного минирования (артиллерийская на основе РСЗО «Ураган»; вертолетная - ВСМ-1; авиационная - АСМ).

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 (рис. 50) является основным средством механизации минирования на поле боя. ГМЗ-3 предназначен для механизированной установки на местности противотанковых мин типа ТМ-57, ТМ-62, ТМ-89 с контактными и неконтактными взрывателями как с маскировкой мин грунтом (снегом), так и без маскировки на поверхность грунта (снега), с автоматическим переводом мин в боевое положение.

ГМЗ-3 имеет аппаратуру для фиксации установленных минных полей, броневую защиту и высокие показатели маневренности. Вооружение - пулемет ПКТ.

В качестве базового шасси используется маневренная бронированная гусеничная машина с многотопливным двенадцатицилиндровым дизелем мощностью 520 л.с. Боекомплект заградителя составляет 208 мин. Шаг минирования - 5 и 10 м. Скорость минирования при установке мин на поверхность достигает 16 км/ч, при установке мин в грунт (снег) - до б (10) км/ч. Масса заградителя - 28,5 т. Расчет - 3 чел.

Универсальный минный заградитель УМЗ (рис. 51) предназначен для дистанционной установки минных полей из противопехотных (ПФМ-1, ПОМ-1, ПОМ-2) и противотанковых (ПТМ-3) мин в ходе боевых действий вне зоны воздействия ружейно-пулеметного огня противника.

Заградитель обеспечивает установку одно- двух- и трехполосных минных полей внаброс в процессе движения путем автоматического последовательного отстрела мин из кассет, размещенных в поворотных контейнерах, установленных на платформе базового автомобиля ЗИЛ-131.

Универсальный минный заградитель состоит из базовой машины и специального оборудования (контейнерного блока, системы управления минированием) и вспомогательного оборудования.

Протяженность минного поля, установленного одним боекомплектом мин при однополосном минировании составляет: до 3000 м из мин ПФМ-1; до 5500 м из мин ПОМ-1 и до 1800 м из мин ПТМ-3. Глубина минного поля составляет 15...25 м. При двухполосном и трехполосном минировании протяженность минного поля уменьшается соответственно в 2 или 3 раза.

Универсальный минный заградитель обеспечивает минирование в широком диапазоне скоростей: 10, 20, 30 или 40 км/ч.

Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ

Данная группа техники включает машины для механизации земляных работ и машины для подготовки и содержания путей движения и маневра войск, преодоления разрушений и препятствий. Основная их характеристика дана в таблице 20.

К машинам для механизации земляных работ относятся траншейные машины, котлованные машины, траншей но-котлованные и универсальные машины, а также навесное и встроенное оборудование для самоокапывания.

Траншейные машины предназначены для рытья траншей и ходов сообщения при оборудовании позиций войск.

Траншейные машины выполнены на колесной (ТМК-2, ТМК-3) или гусеничной базе (БТМ-3, БТМ-4М) (рис.52). Для отрывки траншей используется роторный рабочий орган, который позволяет осуществлять отрывку траншей и ходов сообщения глубиной до 1,5 м прямолинейного и криволинейного начертания с отвалом грунта в бруствер по обе стороны траншеи. Ширина отрываемой траншеи по дну 0,5...0,6 м, по верху 0,9...1,1 м. Машины ТМК-2, ТМК-З и БТМ-4М имеют вспомогательное бульдозерное оборудование, которое предназначено для подготовки трассы для рытья траншей, засыпки воронок, рвов, а также для отрывки котлована при самоокапывании.

Таблица 20

Тактико-технические характеристики траншейных машин

Показатели

Базовая машина

Техническая производительность, м/ч:

в талых грунтах

в мерзлых грунтах

Расчет, человек


Рис. 52. Траншейная машина БТМ-4М

Котлованные машины (рис. 53) предназначены для отрывки котлованов под фортификационные сооружения и укрытия для специальной и боевой техники при инженерном оборудовании позиций войск и пунктов управления. (Табл. 21).

Котлованные машины состоят из гусеничного тягача, основного рабочего органа (для отрывки котлованов) - фрезы с роторным метателем и вспомогательного - бульдозерного оборудования. Бульдозерное оборудование предназначено для подготовки площадки под котлован, выравнивания дна котлована и аппарелей, засыпки выемок. Машина МДК-3 имеет рыхлитель, позволяющий разрабатывать мерзлый и твердый грунт на глубину до 0,3 м.

Таблица 21

Показатели

МДК-З

Базовая машина

МТТ

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

Размеры отрываемого котлована, м

ширина по дну

Максимальная транспортная скорость, км/ч

Габаритные размеры в транспортном положении, мм

Расчет, человек

Полковая землеройная машина ПЗМ-2 предназначена для отрывки траншей и котлованов при оборудовании позиций войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых - только траншей.

Тактико-техническая характеристика ПЗМ-2

Базовая машина

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

Техническая производительность при отрывке:

котлованов, м З /ч

траншей, м/ч:

в талых грунтах

в мерзлых грунтах

Максимальная транспортная скорость, км/ч

Расчет, человек

Рабочее оборудование ПЗМ-2 смонтировано на базе колесного тягача и состоит из цепного рабочего органа с роторным метателем, тяговой лебедки и бульдозерного оборудования.

Куниверсальным землеройным машинам относятсявойсковые экскаваторы

(рис. 54), которые предназначены для механизации земляных и погрузочных работ при оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. (Табл. 22).


Рис. 54. Войсковой экскаватор ЭОВ-3521

Таблица 22

Тактико-технические характеристики войсковых экскаваторов

Показатели

Базовая машина

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

базового шасси

экскаваторного оборудования

Техническая производительность, м3/ч:

Грузоподъемность крановой подвески, т

Максимальная транспортная скорость, км/ч

Наибольшая глубина копания, м

Геометрическая вместимость ковша, м3

Расчет, человек

Рис. 55. Путепрокладчик БАТ-2

В состав экскаватора входят: базовое шасси - автомобиль повышенной проходимости, обвязочная рама с выносными опорами, поворотная платформа с кабиной экскаваторщика, силовой установкой, гидравлическим приводом, экскаваторным рабочим оборудованием - обратной лопатой с крюковой подвеской.

К машинам для подготовки и содержания путей движения и маневра войск, преодоления разрушений и препятствий относятся путепрокладчики, войсковые дорожные машины и бульдозеры, инженерные машины разграждения. (Табл. 23).

Путепрокладчики (БАТ-М, БАТ-2) (рис.55), универсальная дорожная машина УДМ, войсковой бульдозер БКТ-РК2 предназначены для подготовки и содержания войсковых путей, устройства съездов к мостам, переправам и переходов через овраги, рвы, траншеи и другие препятствия.

Рис. 56. Инженерная машина разграждения ИМР-3

Инженерные машины разграждения ИМР-2, ИМР-3 (рис. 56) предназначены для обеспечения продвижения войск через зоны разрушений в районах подвергшихся ядерным ударам, и выполнения задач на радиоактивно зараженной местности.

Универсальная дорожная машина УДМ (рис. 57) дополнительно к бульдозерному оборудованию оснащена погрузочным оборудованием ПК-6, грузоподъемностью до 6т и геометрической вместимостью ковша 3 м3.

К средствам общего назначения относятся лесозаготовительные и лесопильные средства, грузоподъемные и подъемно-транспортные машины, а также передвижные ремонтные мастерские. (Табл. 24).

Таблица 23

Тактико-технические характеристики военно-инженерной техники для подготовки и содержания путей движения и маневра войск, преодоления разрушений и препятствий

Показатели

Базовая машина

МТТ

К-702МВ

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

Техническая производительность, м/ч: при прокладывании колонных путей по среднепересеченной местности, км/ч

при проделывании проходов, м/ч:

в каменных завалах

в лесных завалах

при выполнении земляных работ, м 3 /ч

при корчевке пней диаметром 20.. .40 см, шт./ч

Грузоподъемность стрелового (кранового) оборудования, т

Глубина рыхления, м

Максимальная транспортная скорость,

Расчет, человек

Лесозаготовительные и лесопильные средства предназначены для заготовки лесоматериала и продольной распиловки леса на доски и брусья. К ним относятся лесопильные рамы ЛРВ-1, ЛРБ-Ш (рис.58), ЛРВ-2, мотопилы «Дружба» и «Урал».

Таблица 24

Основные тактико-технические характеристики лесопильных рам

Показатели

ЛРВ-1

Наибольший диаметр распиливаемых бревен, см

Длина распиливаемых бревен, м

Время развертывания в рабочее положение, мин.

Допустимая скорость транспортировки, км/ч

Тягач (транспортное средство)

Расчет, чел.

Грузоподъемные и подъемно транспортные машины предназначены для механизации погрузочно-разгрузочных и монтажно-демонтажных работ. (Табл. 25). К ним относятся автомобильные краны (рис. 59) и погрузчики (рис. 60).

Манипулятор крановый МКС-4032 предназначен для механизации погрузочно-разгрузочных работ с одиночными и сыпучими грузами, для проведения монтажно-демонтажных, ремонтно-восстановительных и других работ. Манипулятор устанавливается на автомобили КамАЗ-4310, Урал-4320 и др. Грузовой момент - 8,75 тм. Грузоподъемность при вылете 5,5 м составляет 1,55 т. Максимальный вылет стрелы с удлинителем - 10,5 м.

Средства технического обслуживания и ремонта инженерной техники позволяют в боевых условиях поддерживать инженерную технику в рабочем состоянии, а также производить в короткие сроки ее ремонт: К ним относятся мастерская технического обслуживания инженерной техники МТО-И, мастерская ремонта инженерного вооружения МРИВ.

Мастерская ремонта инженерного вооружения МРИВ выполнена на базе автомобиля ЗИЛ-131. Оборудование мастерской позволяет развернуть 5...8 постов технического обслуживания и ремонта и произвести 4...5 текущих ремонтов инженерной техники за смену.

Время развертывания мастерской -1 ч, время свертывания - 0,4 ч.

Расчет мастерской - 6 чел.

Таблица 25

Основные тактико-технические характеристики автомобильных кранов

Параметры

Тип крана

СПТН

войсковой

войсковой

войсковой

Грузоподъемность, т

на выносных опорах:

при работе с опасными грузами

при работе с обычными грузами

без выносных опор

передвижение с грузом на крюке

Грузовой момент, тм

Длина стрелы, м

Максимальная высота подъема крюка,

Скорость подъема (опускания) груза, м/мин

Скорость посадки груза, м/мин

Базовая машина

Урвл-4320-30

Урал-4320-30

Урал-4320-30

Урал-5557-10

Урал-5557-31

Двигатель базового шасси:

ЯМЗ-23 8M2

ЯМЗ -238М2

мощность двигателя, кВт (л.с.)

Максимальная скорость движения, км/ч

Полная масса крана, т

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор...

Многоковшовые экскаваторы (непрерывного действия)

Экскаваторами непрерывного действия называются землеройные машины, разрабатывающие и транспортирующие грунт непрерывно. При этом обе операции - копание и транспортирование грунта - выполняется одновременно. В отличие от одноковшовых экскаваторов непрерывная разработка грунта обеспечивает более высокую выработку, однако, главный недостаток машин непрерывного действия - малая универсальность. Каждая землеройная машина, будь то цепные или роторные траншейные экскаваторы, экскаваторы - дреноукладчики, шнекороторные и двухроторные экскаваторы-каналокопатели, мелиоративные многоковшовые экскаваторы поперечного копания и тем более - крупные карьерные многоковшовые экскаваторы - все они предназначены для выполнения определенных операций и их нельзя использовать на других работах.

Быстроходные траншейные машины БТМ

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8-ю ковшами емкостью по 160 л.

Максимальная производительность машины при ширине траншеи по верху 1,1 м, по дну - 0,6 м и при глубине 1,5 м - 800 м/ч. Машина разработана на базе Изделия 409У, или, по другому, тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, спроектированого харьковским машиностроительным заводом им.Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А.Морозова (выпускались АТ-Т с 1950 по 1979 гг.). На тягаче установлен дизельный двигатель А-401 мощностью 415 л.с., позволяющий развивать транспортную скорость до 35 км/ч. Запаса топлива хватает на 500 км хода или 10-12 часов работы в грунте. Кабина герметизирована, снабжена фильто-вентиляционной установкой, экипаж - 2 человека. Вес машины - 26,5 т.

Выпуск траншейных машин БТМ начат с 1957 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Подъем-опускание ротора осуществлялся тросо-блочной системой с помощью П-образной рамы. Ковши были закрытого типа, что сказывалось на производительности машины: при работе на глинистых и влажных грунтах ковши забивались землей и в вертикальном положении не очищались, поэтому требовалось их очищать вручную. Предположительно, этот недостаток устранен на модификации машины БТМ-2, на котором применены ковши с цепными днищами. На дальнейшей модификации БТМ-3 изменен механизм подьема-опускания ротора и выпускались такие машины до конца 70-х гг.

Машина БТМ-4 - опытный образец; в качестве базы использован тягач АТ-Т. Позже применен новый многоцелевой гусеничный тягач МТ-Т. Серийное производство под индексом БТМ-4М.

Траншейные быстроходные машины БТМ поступали на вооружение инженерных войск ВС СССР. Для народохозяйственных целей разработаны и выпускались машины БТМ-ТМГ (роторный) и БТМ-ТМГ-2 (цепной).



Быстроходная траншейная машина БТМ на базе тягача АТ-Т. Машина установлена на постамент вблизи МЧС Украины. Фотографии сделал RIO1.


Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотография из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.


Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в работе. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т. Фотографии сделаны на базе МЧС Мадвежка в Ленинградской обл. Ф.Шильниковым.




Машины БТМ-3. Фотографии из архива автора сайта techstory ru.


Быстроходная траншейная машина на базе тягача МТ-Т (опытный образец 1978 г.). Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Траншейные машины ТМК

Траншейная машина ТМК представляет собой колесный тягач МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Машина позволяет производить отрывку траншей в грунтах до IV категории включительно. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществляется со скоростью 700 м/ч, в мерзлых грунтах 210 м/ч.

Рабочий орган роторный, бесковшового типа. В состав рабочего оборудования входят механическая трансмиссия привода и гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа. На раме рабочего органа устанавливаются откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. Поднятый из траншеи грунт с помощью метателей разбрасывается по обоим сторонам траншеи.

Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование с шириной отвала 3,3 м позволяет производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п.

Базовый полноприводный колесный тягач МАЗ-538 оснащен двигателем Д-12А-375А мощностью 375 л.с.

Изготовливались машины ТМК с 1975 года на Дмитровском экскаваторном заводе. Позже на колесном тягаче КЗКТ-538ДК выпускалась модернизированная траншейная машина ТМК-2.



Траншейная машина ТМК-2 на базе полноприводного тягача КЗКТ-538ДК. Фотографии сделаны Е.Берниковым.


Траншейная машина ТМК-2 на базе тягача КЗКТ-538ДК 1982 г.выпуска. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Котлованные машины МДК и МКМ

С переходом производства в 1946 году на танк Т-54 конструкторы харьковского КБ им.А.А.Морозова под руководством М.Н.Щукина и А.И.Автомонова приступили к разработке тягача изд.401 на базе этого танка. Работы эти велись по заданию ГАУ и ЦАВТУ. Тягач успешно прошел испытания, и в 1953 году вышли первые серийные образцы АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый).

Котлованная машина МДК-2 (МДК-2м) представляет собой землеройную машину на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (выпускался с 1950 по 1979 гг. харьковский машиностроительный завод им.Малышева) и предназначена для отрывки котлованов размером 3,5 Х 3,5 м любой длины в различных грунтах до IV категории включительно. Имеющееся на машине бульдозерное оборудование позволяет производить планирование площадки перед отрывкой котлована, очистку и выравнивание дна котлована, засыпку ям, рвов, траншей и котлованов и тп.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера на расстоянии 10 м. За один проход углубление составляет 30-40 см. Тип рабочего органа - фреза с метателем; техническая производительность - 300 м3/ч; транспортная скорость машины - 35,5 км/ч.

Котлованная машина МДК-3 (первая, опытный образец) предназначена для отрывки котлованов шириной 3,5 м глубиной до 5 м для укрытия техники. Базовым тягачом является тягач АТ-Т с дополнительной силовой установкой, в результате чего установленная мощность двигателей достигает 1115 л.с!!! Производительность машины на грунтах II - III категорий - 1000 - 1200 м3/ч. Вес машины - 34 т.

Котлованная машина МДК-3 (поздняя, серийная версия) является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения. Базовая машина - многоцелевой тяжелый гусеничный транспортер-тягач МТ-Т, разработаный харьковским КБ им. А.А.Морозова и выпускавшийся с 1976 по 1991 гг. харьковским машиностроительным завод им.Малышева.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. В отличие от МДК-2м котлованная машина МДК-3 при отрывке котлована двигается задним ходом, отрывая за один проход котлован глубиной до 1,75 м. Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению с предшествующей. Техническая производительность машины - 500 - 600 м3/ч; транспортная скорость - 65 км/ч.


Опытная котлованная машина МКМ на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-2 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Отрывка котлована машиной МДК-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-2м на гусеничном тягаче АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-3 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-3, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Отрывка котлова машиной МДК-3. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотографии из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.




Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в работе. Фотографии из архивов Харьковского КБ им.А.А.Морозова.


Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т. Автор фото А.Кравец.

Землеройные машины ДЗМ и ПЗМ

Полковая землеройная машина ПЗМ-2 относится к траншейно-котлованным машинам, предназначеным для отрывки траншей и котлованов при фортификационном оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых - только траншей.

Рабочее оборудование машины - цепное бесковшовое с роторным метателем. Техническая производительность при отрывке котлованов - 140 м3/ч, траншей - 180 м3/ч. Размеры отрываемой траншеи: ширина 0,65 - 0,9 м, глубина - 1,2 м; размеры котлованов: от 2,5 до 3,0 м глубиной до 3 м.

Бульдозерное оборудование может использоваться для засыпки траншей, канав и ям, а также для очистки дорог в зимнее время. Лебедка с тяговым усилием 5 т используется при самовытаскивании и для обеспечения необходимого тягового усилия при отрывке котлованов и траншей в мерзлых грунтах с переувлажненной поверхностью.

Землеройная машина ПЗМ-2 смонтирована на колесном тягаче Т-155 Харьковского тракторного завода. На нем установлен двигатель СМД-62 мощностью 165 л.с.

Дивизионная землеройная машина ДЗМ - опытный образец прицепной траншейно-котлованной машины, оснащенной двумя цепными бесковшовыми рабочими органами. В качестве тягача использован колесный МАЗ-538.



Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155 1991 г.выпуска. Фотографии из архива автора сайта techstory ru


Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Землеройные машины ПЗМ-2. Фотография сделана в г.Н.Новгороде О.Чкаловым.


Землеройная машина ПЗМ-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.




Отрытие траншеи землеройной машиной ПЗМ-2. Фотографии предоставлены директором ООО "Брянского управления механизации спецтехники" И.Драчевым.


Землеройная машина ПЗМ-2 на базе БУМ. Фотография предоставлена директором ООО "Брянское управление механизации спецтехники" И.Драчевым.


Землеройная машина ДЗМ в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Боевая техника производит сильное впечатление. Скорость, мощь ее, техническое совершенство мало кого оставляют равнодушным. Но помимо боевых в армии есть другие машины, не менее интересные. Они не могут похвастаться сильным вооружением или особо крепкой бронёй, зато обладают уникальными возможностями, в ней воплощены не менее интересные инженерные решения, а выполнить боевую задачу без этих машин порой оказывается просто невозможно. Ранее на сайте Фестиваля науки появлялся обзор подобного рода , теперь черед отечественной техники...

Глубокий овраг или ров не остановит колонну, если её сопровождает танковый мостоукладчик МТУ-90

МТУ-90 на укладке моста

Эта машина разработана в омском «КБ транспортного машиностроения». Она предназначена для устройства переправы через водные преграды, овраги и инженерные заграждения. С помощью МТУ-90 можно за пару минут навести мост грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 24 метров. При этом экипаж может не выходить из машины.

Если же на пути боевой техники оказывается непроходимый завал или минное поле, на помощь может прийти вот этот «монстр», созданный в цехах «Уралвагонзавода»:

Инженерная машина разграждения ИМР-3М

Это инженерная машина разграждения, ИМР-3М.Она поможетпродвижению войск в лесных и горных завалах, в снежной целине и даже в минных полях, в рытье котлованов, засыпка рвов и траншей. Машина герметизирована, оснащена системами подводного вождения (на глубине до 5 метров) и радиационной защиты. Кроме того она может ставить плотную дымовую завесу. Ну а если придётся непосредственно контактировать с врагом, ИМР-3М может пустить в ход зенитно-пулеметную установку НСВТ-12,7 или КОРД. Экипаж может выполнять боевые задачи, не выходя из машины в течение трех суток. Поэтому машина снабжена устройством кипячения воды и разогрева пищи, а также обеспечения других естественных потребностей.

В бою от скорости продвижения техники может зависеть и жизнь экипажа, и выполнение боевой задачи. Быстро преодолеть минное поле поможет установка разминирования УР-77.

Установка разминирования УР-77(фото - www.warsonline.ru)

Установка УР-77 способна проделывать ходы в минных полях во время боя. Ширина прохода составляет около 6 метров, а длина до 90 метров. Происходит это так: машина сдвигает бронированный колпак и запускает реактивный снаряд, тянущий за собой длинный шнур из взрывчатого вещества, который срабатывает после приземления и вызывает срабатывание мин. Видимо, из-за «огнедышащей» ракеты с длинным «хвостом» установку прозвали «Змеем Горынычем». УР-77 участвовала в афганской и чеченской войне.

А эта техника предназначена для преодоления водных преград:

Плавающий гусеничный транспортёр ПТС-4

ПТС-4 - это настоящая амфибия. Машина может двигаться со скоростью 60 км/ч по суше и 15 км/ч по воде. Транспортёр способен взять на борт до 18 тонн груза. При этом ПТС-4 может ещё и постоять за себя: он оборудован пулемётной установкой, которая управляется из бронированной кабины экипажа. Машины такого типа находят применение и в мирное время – так, например, они использовались при ликвидации последствий паводка на Дальнем Востоке. Это недавняя российская разработка.

А это переправочно-десантный паром (ПДП) (тоже недавняя разработка):

Паром ПДП по суше перевозится в сложенном состоянии, а перед спуском на воду раскрывается, превращаясь в самодвижущийся «островок» размером 16 на 10 метров, который может перевезти по воде 60 тонн груза со скоростью 10 километров в час.

Ну а этот образец – представитель уже не инженерных войск, а Военно-морского флота России. Однако и он выполняет схожую задачу – обеспечивает продвижение боевой техники туда, куда, казалось бы, путь ей закрыт.

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»

Это самый большой и грузоподъёмный корабль на воздушной подушке в мире. Он может принять с необорудованного берега подразделение десантников с боевой техникой, перевезти их по морю, высадить на побережье противника и даже оказать десантируемым войскам серьёзную огневую поддержку! Для высадки и погрузки десантных подразделений и боевой техники используются носовая и кормовая аппарели. Благодаря особенностям воздушной подушки, «Зубр» способен передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия и минные заграждения, двигаться по болотам. Корабль развивает скорость до 110 км/ч и может взять на борт, например, 10 бронетранспортёров и 140 десантников.

Вторую часть обзора Тольяттинского музея я хочу посвятить инженерной технике, тягачам и вспомогательным машинам . Экспонатов, относящихся к этой категории, в музее очень много. Даже больше, чем в профильном музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, находящимся в С-Петербурге. А с учетом удобства осмотра и ощупывания экспонатов музей АВТОВАЗа можно рассматривать, как одно из главных мест, которое должны посетить любители инженерной техники, чтобы ознакомиться с серийными машинами и раритетами. Как и в прошлой части, буду представлять технику по функциональным группам, а не по расположению в музее, т.к. она довольно сильно разбросана по площадкам.

Инженерная машина разграждения ИМР.

Инженерная машина разграждения ИМР.

Машина способна проделывать проходы в зоне сплошных завалов и разрабатывалась для действий в условиях ядерной войны. Реально такие машины применялись при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где оказались единственной техникой, способной работать около разрушенного реактора.

Инженерная разведывательная машина ИРМ «ЖУК»

Инженерная разведывательная машина ИРМ «ЖУК»

ИРМ создана для инженерной разведки местности и водных преград. Многие машины представлены в нескольких экземплярах, к примеру, гусеничных минных заградителей ГМЗ в музее аж 3 ед., одного из них я показал в первой части обзора музея. Кроме них, есть еще минные заградители.

Прицепной минный заградитель ПМЗ-4.

Прицепной минный заградитель ПМЗ-4.

Путепрокладчик БАТ-М. Эта замечательная машина была очень любима в войсках. БАТ способен вытащить практически любую застрявшую технику, поэтому в колонне с ним чувствуешь себя гораздо спокойнее.

Путепрокладчик БАТ-М. Эта замечательная машина была очень любима в войсках. БАТ способен вытащить практически любую застрявшую технику, поэтому в колонне с ним чувствуешь себя гораздо спокойнее.

Путепрокладчик колесный ПКТ.

Путепрокладчик колесный ПКТ.

Полковая землеройная машина ПЗМ-2.

Полковая землеройная машина ПЗМ-2.

Траншейная колесная машина ТМК-2.

Траншейная колесная машина ТМК-2.

Для пехоты такие машины - как манна небесная. Несмотря на все свои недостатки, это достойная замена лопате. А для отрывки больших траншей используется вот такая зверь-машина:

Быстроходная траншейная машина БТМ-3.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3.

Таких машин полагалось три штуки на дивизию. Скорость отрытия траншей основного профиля до 810 метров в час. А если требуется отрыть окоп для стрельбы стоя с лошади тяжелой техники, поможет еще одна замечательная машина.

Машина для отрывки котлованов МДК-2м.

Машина для отрывки котлованов МДК-2м.

Окоп для танка эта машина полностью отрывает за 10 минут. На смену ей пришел еще более мощный агрегат.

Машина для отрывки котлованов МДК-3.

Машина для отрывки котлованов МДК-3.

Производительность этого монстра выросла с 350 до 600 кубометров в час вынутого грунта. Если же наоборот, требуется отрыть небольшой котлован, да еще причудливой формы, МДК не подойдет. Тут нужен экскаватор.

Экскаватор ЭОВ-4421.

Экскаватор ЭОВ-4421.

Бурильная машина БГМ. Предназначена для бурения скважин (до 30 м) при подготовке взрывных работ.

Бурильная машина БГМ. Предназначена для бурения скважин (до 30 м) при подготовке взрывных работ.

Скрепер Д-357П.

Скрепер Д-357П.

Автомобильный кран 8Т210. Основной кран в сухопутных войсках. Грузоподъемность 6,3 т. Крановое оборудование приводится в действие электромоторами.

Автомобильный кран 8Т210. Основной кран в сухопутных войсках. Грузоподъемность 6,3 т. Крановое оборудование приводится в действие электромоторами.

Автокран на базе ЗИЛ-130. Грузоподъемность этого крана также 6,3 т.

Автокран на базе ЗИЛ-130. Грузоподъемность этого крана также 6,3 т.

В Тольяттинском музее находится богатый арсенал техники, предназначенной для преодоления водных преград.

Тяжелый механизированный мост ТММ-3.

Тяжелый механизированный мост ТММ-3.

Один из четырех мостоукладчиков на базе КрАЗ-257, входящих в комплект ТММ. Способен перебросить мост грузоподъемностью 60 т через препятствие 40 м за 72 минуты.

Мостоукладчик МТ-55. Разработан в ЧССР на базе танка Т-55. Способен за три минуты навести мост 18 м длиной и грузоподъемностью 50 т.

Мостоукладчик МТ-55. Разработан в ЧССР на базе танка Т-55. Способен за три минуты навести мост 18 м длиной и грузоподъемностью 50 т.

Установка строительства мостов УСМ. Установка создана для строительства низководных деревянных мостов грузоподъемностью до 60 т. Для действий в лесной местности - незаменимая машина. В музее есть и более мощная техника того же назначения - комплект мостостроительных средств КМС. Это спец. паром для забивания свай и сборки моста. Выглядит, как плавучая гильотина.

Установка строительства мостов УСМ. Установка создана для строительства низководных деревянных мостов грузоподъемностью до 60 т. Для действий в лесной местности - незаменимая машина. В музее есть и более мощная техника того же назначения - комплект мостостроительных средств КМС. Это спец. паром для забивания свай и сборки моста. Выглядит, как плавучая гильотина.

Машина понтонно-мостового парка ПМП.

Машина понтонно-мостового парка ПМП.

ПМП представляет собой огромный комплекс техники, способный навести понтонный мост 227 м грузоподъемностью 60 т за полчаса. На фотографии №19 КрАЗ-255В, оборудованный для перевозки одного из 32 речных звеньев. Так же в комплект ПМП входят 12 буксирных катеров БМК-130 или БМК-150 (обе модификации представлены в музее).

Буксирно-моторный катер БМК-150.

Буксирно-моторный катер БМК-150.

А может ПМП комплектоваться и буксирно-моторными катерами-толкачами БМК-Т. Есть в музее техника, предназначенная для переправы и через более широкие реки. Для того, чтобы можно было переправлять тяжелую технику даже через Волгу, разработали спец. паромы.

А может ПМП комплектоваться и буксирно-моторными катерами-толкачами БМК-Т. Есть в музее техника, предназначенная для переправы и через более широкие реки. Для того, чтобы можно было переправлять тяжелую технику даже через Волгу, разработали спец. паромы.

Понтонно-мостовая машина ПММ «Волна». Базовое шасси БАЗ-5937, грузоподъемность парома 40 т.

Понтонно-мостовая машина ПММ «Волна». Базовое шасси БАЗ-5937, грузоподъемность парома 40 т.

Гусеничный самоходный паром ГСП. Паром состоит из двух машин (полупаромов). Грузоподъемность 52 т. Поскольку лодки наполнены пенопластом, а на машинах стоят мощные насосы, утопить ГСП практически невозможно.

Гусеничный самоходный паром ГСП. Паром состоит из двух машин (полупаромов). Грузоподъемность 52 т. Поскольку лодки наполнены пенопластом, а на машинах стоят мощные насосы, утопить ГСП практически невозможно.

Гусеничный плавающий транспортер К-61. Мог перевозить 40 солдат с вооружением или ЗИЛ-157 без груза, а также орудия калибром до 122 мм. В музее есть еще одна модификация К-61, оборудованная стрелой.

Гусеничный плавающий транспортер К-61. Мог перевозить 40 солдат с вооружением или ЗИЛ-157 без груза, а также орудия калибром до 122 мм. В музее есть еще одна модификация К-61, оборудованная стрелой.

Плавающий самоходный копер ПСК-500. Разработан в 1979 г., предназначен для забивки свай под опоры мостов на суше и воде при глубине до двух метров – двух свай одновременно и при глубине более двух метров – одной сваи.

Плавающий самоходный копер ПСК-500. Разработан в 1979 г., предназначен для забивки свай под опоры мостов на суше и воде при глубине до двух метров – двух свай одновременно и при глубине более двух метров – одной сваи.

Гусеничный плавающий транспортер ПТС-2. Пришел на смену К-61. Способен перевозить 72 солдата с полным вооружением, или УРАЛ-4320, или артсистемы вплоть до 152 мм.

Гусеничный плавающий транспортер ПТС-2. Пришел на смену К-61. Способен перевозить 72 солдата с полным вооружением, или УРАЛ-4320, или артсистемы вплоть до 152 мм.

Стоит в музее в качестве экспоната и катер на воздушной подушке. Предназначен для использования в качестве поисково-спасательного и служебно-разъездного катера в местах, где невозможна эксплуатация водоизмещающих судов (в сложных путевых условиях: летом на полях и болотах, зимой на заснеженной и ледовой поверхности, при плавающем льде и торосах).

АСВП типа «Барс».

АСВП типа «Барс».

Теперь предлагаю плавно перейти к тягачам, спец. шасси и автомобильной технике, размещенных в техническом музее АВТОВАЗа.

Плавающее колесное шасси БАЗ-6944 «Основа-1». Колесная формула 8х8. Шасси БАЗ-6944 предназначалось для использования в составе оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока». Это очень интересная машина, стоящая отдельного поста. Когда-нибудь обозрю ее особо.

Плавающее колесное шасси БАЗ-6944 «Основа-1». Колесная формула 8х8. Шасси БАЗ-6944 предназначалось для использования в составе оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока». Это очень интересная машина, стоящая отдельного поста. Когда-нибудь обозрю ее особо.

Трактор «Универсал-2». Этот экспонат выбивается из ряда машин сугубо военного назначения, но обойти его вниманием я не смог. Уж больно колоритный аппарат. Создан на основе американского пропашного трактора «Фармолл». Выпускался в 1934-1955 гг. на нескольких заводах, за это время было выпущено 210 тысяч тракторов 4 модификаций.

Трактор «Универсал-2». Этот экспонат выбивается из ряда машин сугубо военного назначения, но обойти его вниманием я не смог. Уж больно колоритный аппарат. Создан на основе американского пропашного трактора «Фармолл». Выпускался в 1934-1955 гг. на нескольких заводах, за это время было выпущено 210 тысяч тракторов 4 модификаций.

Трактор «Сталинец» С-65. Первый отечественный трактор с дизельным двигателем. Выпускался в 1937-1941 г. Кроме с/х, пришлось ему принимать участие в ВОВ. С-65 применялся для буксировки артсистем среднего и крупного калибра.

Трактор «Сталинец» С-65. Первый отечественный трактор с дизельным двигателем. Выпускался в 1937-1941 г. Кроме с/х, пришлось ему принимать участие в ВОВ. С-65 применялся для буксировки артсистем среднего и крупного калибра.

Артиллерийский тягач АТС-59. Число 59 в названии - год принятия на вооружение. АТС-59 применялся как тягач, как шасси для различных установок и в гражданском варианте для освоение Сибири и Дальнего Востока.

Артиллерийский тягач АТС-59. Число 59 в названии - год принятия на вооружение. АТС-59 применялся как тягач, как шасси для различных установок и в гражданском варианте для освоение Сибири и Дальнего Востока.

Артиллерийский тягач АТС-59Г. Развитие предыдущей модели, в результате которого тягач получил новую 6-местную кабину. Как тягач арт.систем использовался мало, больше применялся, как транспортер, и передавался в н/х для работы на Севере. В музее таковых аж три штуки, в разной комплектации.

Артиллерийский тягач АТС-59Г. Развитие предыдущей модели, в результате которого тягач получил новую 6-местную кабину. Как тягач арт.систем использовался мало, больше применялся, как транспортер, и передавался в н/х для работы на Севере. В музее таковых аж три штуки, в разной комплектации.

Гусеничный транспортер ГТ-С (ГАЗ-47). Создан в 50-х годах для военного и гражданского использования. Массово применялся в северных районах.

Гусеничный транспортер ГТ-С (ГАЗ-47). Создан в 50-х годах для военного и гражданского использования. Массово применялся в северных районах.

Гусеничный транспортер ГТ-СМ (ГАЗ-71). Модернизированный в 1968 г. ГТ-С. Масса перевозимого груза 1 т.

Гусеничный транспортер ГТ-СМ (ГАЗ-71). Модернизированный в 1968 г. ГТ-С. Масса перевозимого груза 1 т.

Гусеничный транспортер ГТ-Т. Разработанный в 50-х годах тяжелый вариант гусеничного транспортера. Масса перевозимого груза 2 т.

Гусеничный транспортер ГТ-Т. Разработанный в 50-х годах тяжелый вариант гусеничного транспортера. Масса перевозимого груза 2 т.

Седельный тягач МАЗ-537Г. Седельный тягач, оснащенный лебедкой. Мог буксировать полуприцеп полной массой 68 т.

Тяжелый эвакуационный транспортер КЭТ-Т. Предназначен для первичной и последующей эвакуации колесной автомобильной техники типа ГАЗ, ЗиЛ, Урал, КАМАЗ, КрАЗ, БАЗ, КЗКТ, МАЗ и вообще любой техники массой до 45 т. Создан на базе МАЗ-537Г.

Тяжелый эвакуационный транспортер КЭТ-Т. Предназначен для первичной и последующей эвакуации колесной автомобильной техники типа ГАЗ, ЗиЛ, Урал, КАМАЗ, КрАЗ, БАЗ, КЗКТ, МАЗ и вообще любой техники массой до 45 т. Создан на базе МАЗ-537Г.

Вы, наверное, заметили, что я показываю фотографии, сделанные не в один день. Кроме своих, я использую фотографии, сделанные товарищами по моей просьбе ранее. Дело в том, что я не осилил фотографировать сам все экспонаты. Музей настолько огромный, что я боялся, что мне банально не хватит заряда аккумуляторов в фотоаппаратах. Второй фотоапарат я использовал в павильоне, в то время как первый поставил там же подзарядиться. Итак я сделал более тысячи снимков, из которых выкладываю здесь лишь малую часть. И многие, безусловно, интересные экспонаты я все-таки пропустил. За кадром осталось много автомобильной техники. Ее там правда, много. Вот лишь одна из нескольких полянок с автомобилями.

Студебекер US-6. Тоже прибыл из недр "Мосфильма". Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311.

Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311.

8Т311 разработана на Торжокском заводе пожарных машин на шасси автомобиля ЗиЛ-131. Предназначена для дегазации и дезактивации техники. Конечно, многое из этой категории осталось за кадром. Например БелАЗ и венгерский грузовик Csepel. Но ведь я и не ставил перед собой задачу снять все экспонаты. Картину в целом вроде передать удалось. Так что, будучи в Тольятти, не проезжайте мимо:)

В следующих частях расскажу о технике, относящейся к артиллерии, авиации, флоту, ракетной технике, связи, а также посвященной паровозам, десантной технике, космосу.

PS. При подготовке материалов об инженерной технике, я прибегал к помощи замечательного сайта Сапер Ю.Г. Веремеева.

>

Координаты объекта: