Как чистить клеммы аккумулятора. Как очистить клеммы у аккумулятора? Причины окисления клемм аккумулятора

Заряженная аккумуляторная батарея – это уверенный старт двигателя и безошибочная работа электронных приборов в поездке. При этом источник питания должен быть не только заряжен, но и верным образом распределять .

Энергия подходит и отходит от аккумулятора через две клеммы, которые постоянно при работающем двигателе находятся под действием электрического тока. Клеммы выполнены из свинца, и в кислотной среде они могут покрываться слоем окисла. Это приводит к тому, что соединение аккумулятора с другими элементами автомобиля теряет надежность. Его необходимо как можно быстрее восстановить, для чего потребуется очистить клеммы от образовавшегося окисла и защитить их от проявлений химической реакции впредь.

Если белый налет образовался на клеммах аккумулятора, его следует не только в кратчайшие сроки удалить, но и установить причину, которая приводит к окислению контактов. Наиболее распространены две причины окисления клемм аккумулятора:


Обратите внимание, что затягивать клеммы аккумулятора с чрезмерной силой не стоит – это может привести к деформации самих клемм или появлению трещин на аккумуляторе. Если клеммы аккумулятора окислились по причине плохого соединения, их необходимо очистить, также удалить белый налет с электрода, а после установить на место клемму и хорошенько закрепить, чтобы в будущем подобная проблема не возникала.


Какая бы проблема не способствовала окислению клемм аккумуляторной батареи, в первую очередь необходимо удалить белый налет, а после решать вопрос с причиной его образования.

Как удалить белый налет на клеммах аккумулятора

Белый налет на клеммах аккумулятора представляет собой окислившийся свинец, который необходимо стереть, чтобы электрод и контакт вновь могли между собой взаимодействовать. Поскольку оба элемента цепи являются твердыми металлическими поверхностями, их можно просто зачистить, не соблюдая особые правила и не боясь повредить. Для этого используется:

  1. Наждачная бумага. Данный способ прост, а наждачная бумага есть практически у каждого, и она отлично стирает окисления. Перед тем как начинать процесс зачистки клеммы и электрода, не забудьте полностью выключить двигатель и вытащить ключ из замка зажигания. После этого можно приступать к зачистке. Лучше использовать наждачную бумагу с крупным зерном, чтобы работа не растянулась на десятки минут. Зачистить клемму и электрод необходимо до блестящего состояния.
  2. Бензин. Менее удобный способ зачистки клемм и электрода от белого налета. Бензин хорошо разъедает окислы, но проблема заключается в том, что он может попасть на пластмассовые или резиновые компоненты, а это скажется на их прочности. Если вы решили зачищать клеммы аккумулятора при помощи бензина, смочите им тряпку и натирайте до полного удаления окислений.

В автомобильных магазинах можно купить специальные средства, которые позиционируются как идеальное решение для удаления белого налета с клемм и электрода. Они представляют собой банальный растворитель, и тратиться на покупку подобной химии не стоит.

Устранив фрагменты окисления с аккумулятора и клемм, необходимо предпринять действия, чтобы избежать появления белого налета в будущем. Самым надежным вариантом является замена аккумулятора, но проблема может вновь появиться через полгода-год-два, и постоянно менять батарею экономически нецелесообразно.

Верным вариантом является изоляция клемм от мест возможного испарения или выплескивания на них электролита. Защитить свинцовый элемент можно «дедовским способом», надев на электроды фетровые кольца, пропитанные маслом. Если подобных элементов под рукой нет, в любом магазине с автомобильной химией можно приобрести специальную смазку, которая наносится на клеммы и препятствует появлению на них окисления.

июня 25, 2017

Ежегодно на рынке появляются новые модели аккумуляторных батарей (АКБ) с улучшенными техническими характеристиками. Они обладают высокой резервной емкостью, прекрасно работают при низких температурах, не боятся глубоких разрядов, легко выдают большие токи и отлично принимают заряд. Но одно остается неизменным – выступающие сверху клеммы аккумуляторных батарей достаточно уязвимы и требуют особого внимания. Наш материал расскажет, как избавиться от окисления контактов и клемм аккумулятора и обеспечить его безупречную работу.

ПОЧЕМУ ОКИСЛЯЮТСЯ КЛЕММЫ АККУМУЛЯТОРА
С проблемой окислившихся клемм аккумулятора в той или иной мере сталкивается каждый автомобилист. Особо актуальной она становится в межсезонье, когда высокая влажность и частая смена температур могут значительно ускорить этот нежелательный процесс.

В большинстве случаев окисление клемм аккумулятора происходит вследствие попадания на клеммы паров электролита, протечки электролита на контакты или неисправностей электрооборудования автомобиля.

НА ЗАМЕТКУ

Следует помнить, что даже новая АКБ может испарять немного кислоты.

Однако, заметив на поверхности клемм аккумулятора белый налет, в первую очередь необходимо разобраться в причинах его возникновения. После этого нужно принять все необходимые меры по его устранению и предотвращению повторного появления.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОКИСЛЕНИЯ КОНТАКТОВ И КЛЕММ АККУМУЛЯТОРА
Многие владельцы автомобилей не считают появление белого налета на клеммах аккумулятора серьезной проблемой, однако это может доставить им немало неприятностей. Часто водители, сталкиваясь с проблемой запуска двигателя, даже и не подозревают, что дело может быть именно в окислившихся клеммах . Ведь покрытые налетом клеммы значительно снижают эффективность работы аккумулятора. А в случаях, когда окислительные процессы идут настолько интенсивно, что белый налет практически полностью покрывает клеммы, аккумуляторная батарея может не справиться со своей задачей – и вы не сможете даже завести свой автомобиль.

Чтобы избежать неожиданных сюрпризов, необходимо регулярно осматривать аккумуляторную батарею, следить за ее состоянием, заниматься профилактикой и, конечно же, принимать меры при первых же признаках сбоев в ее работе.

КАК РАЗГЛЯДЕТЬ И УСТРАНИТЬ ПРОБЛЕМУ ОКИСЛЕНИЯ КОНТАКТОВ И КЛЕММ
Определить, что проблема заключается именно в окислении контактов, можно по следующим признакам:

  • Вы включаете зажигание, но стартер «схватывает» не с первого раза или слишком тяжело проворачивает коленвал, как будто аккумулятор сильно разряжен. Причина может быть в окислении клемм, особенно если ваша АКБ достаточно новая либо вы совсем недавно подливали электролит и заряжали батарею.
  • Свет фар и габаритных огней стал значительно более тусклым. Ищите причину не только в слабом заряде – возможно, это сигнал о том, что на аккумуляторной батарее окислились контакты.

В любом случае в данной ситуации необходимо принимать своевременные меры, чтобы предотвратить серьезные проблемы с электрооборудованием автомобиля. И есть лишь два способа решения этой проблемы:

ЗАМЕНА АКБ

Это самый простой и быстрый метод решения проблемы, но идти на крайние меры нужно далеко не всегда. Конечно же, бывают ситуации, когда замена аккумуляторной батареи является единственным правильным решением (например, при надломе крепления электрода). Однако в ряде случаев радикальных мер можно избежать.

УДАЛЕНИЕ БЕЛОГО НАЛЕТА С КЛЕММ И ИХ ИЗОЛЯЦИЯ

В этом случае на клеммы аккумулятора наносятся специальные составы, защищающие их от коррозии и окисления, что увеличивает эффективность и продлевает срок службы АКБ. Этот способ позволит не только устранить проблему окислившихся контактов, но и надолго предотвратить ее повторное возникновение. За изолировать контакты АКБ с помощью современных продуктов совсем не сложно, а мы расскажем, как сделать это правильно.

ЧИСТИМ КОНТАКТЫ И КЛЕММЫ АККУМУЛЯТОРА
Чтобы очистить клеммы аккумулятора максимально быстро, эффективно и безопасно, необходимо соблюдать правильную последовательность действий:

  • Как и при любых работах с электрооборудованием автомобиля, в обязательном порядке заглушите двигатель.
  • С помощью подходящего по размеру ключа ослабьте отрицательную клемму и снимите ее с аккумулятора. Только после этого освобождаем и убираем «плюс».
  • Внимательно осматриваем аккумулятор, чтобы своевременно обнаружить возможные дефекты. При наличии серьезных повреждений аккумулятор необходимо заменить.
  • Проверяем клеммы аккумулятора и ведущие к ним провода на предмет физического износа.
  • Прежде чем начать борьбу с налетом, наденьте резиновые перчатки, которые защитят ваши руки от воздействия агрессивных веществ.
  • Если на клеммах вы обнаружили толстый слой белого налета, основную его часть нужно удалить механическим способом. Это можно сделать с помощью мелкой наждачной бумаги или специальной металлической щетки. В крайнем случае можно воспользоваться ножом или другим острым предметом. Наиболее тщательно нужно очистить место соприкосновения электрода и клеммы, уделяя особое внимание внутренней поверхности последней. Действовать при этом нужно предельно аккуратно, чтобы не повредить защитную оболочку провода.
  • Затем (или сразу – если налета немного) растворите столовую ложку соды в стакане воды. Наносите средство старой зубной щеткой, затем хорошо потрите ей клеммы, чтобы удалить продукты окисления.
  • Промойте очищенные места дистиллированной или обычной холодной водой, затем протрите клеммы насухо.

ВНИМАНИЕ!

Категорически не рекомендуется чистить контакты бензином. Такие советы можно часто встретить в интернете либо услышать от знакомых автомобилистов. Однако это совсем не безопасно, поскольку бензин может легко повредить резиновые или пластмассовые детали. Кроме того, при работе с этим горючим материалом необходимо соблюдать крайнюю осторожность. Да и от сильного запаха в этом случае получится избавиться не скоро.

  • Пункты 6–8 можно пропустить, если воспользоваться современными составами, специально предназначенными для очистки электроконтактов, которые легко и быстро удаляют грязь и продукты окисления. Для этого достаточно просто распылить продукт на поверхность, которую необходимо очистить. При необходимости нужно повторять распыление до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат. Подавать напряжение после нанесения такого очистителя можно уже через 15 минут.
  • Очищенные клеммы надеваются в обратном порядке – сначала подсоединяем «плюс» к соответствующему выводу батареи и хорошо затягиваем клемму гайкой, затем такую же операцию проделываем с минусовой клеммой.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ОКИСЛЕНИЕ КЛЕММ АККУМУЛЯТОРА
Как и во многих других случаях, лучше сразу принять необходимые меры и предотвратить окисление, а не бороться с уже появившимся налетом. Это значительно увеличит срок службы аккумулятора и поможет предотвратить возникновение ряда серьезных проблем в вашем авто.

Защитить клеммы аккумулятора можно с помощью различных методов с более или менее высокой эффективностью. Мы расскажем о некоторых из них, а что выбирать – решать вам.

НАРОДНЫЕ СПОСОБЫ

Пообщавшись с автолюбителями, впервые севшими за руль несколько десятков лет назад, вы услышите множество советов о том, как защитить клеммы аккумулятора с помощью дедовских методов различной степени креативности. Рассмотрим самые безопасные из них.

Моторное масло и войлок или фетр
Один из самых старых методов, проверенных несколькими поколениями (правда, тогда еще не существовало эффективных защитных составов). Он предельно прост: из материала необходимо вырезать колечко подходящего размера и пропитать его моторным маслом. Полученную прокладку надевают на вывод АКБ, а сверху закрепляется клемма. Принцип действия заключается в том, что промасленная войлочная прокладка предотвращает испарение электролита и попадание его на клеммы аккумулятора.

Различные виды смазок
На очищенные и крепко затянутые клеммы тонким слоем наносится технический вазелин, солидол, литол и другие подходящие составы, имеющиеся в арсенале автолюбителя. Однако каждый из этих продуктов имеет свои недостатки. Так, солидол может со временем скатываться в комочки, вазелин имеет плохую проводимость и при попадании между контактом и клеммой может существенно снизить КПД аккумулятора, а литол может смыться обычным автошампунем.

К сожалению , рассмотренные методы защиты нельзя назвать высокоэффективными, поэтому специалисты рекомендуют использовать современные средства , специально предназначенные для защиты клемм аккумулятора.

СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА

Сегодня в любом автомагазине легко можно найти продукты, специально разработанные именно для защиты клемм аккумулятора. Обычно производители окрашивают такие составы в яркие цвета, чтобы можно было легко отличить обработанную поверхность от необработанной. Использование этих эффективных продуктов позволит предотвратить окисление клемм, что обеспечит надежный контакт и тем самым повысит проводимость электрического тока. Все вышеперечисленное уменьшит саморазряд аккумулятора и поможет значительно увеличить срок его службы.

Одним из самых эффективных средств, предназначенных для защиты клемм АКБ, является смазка для клемм аккумулятора известного голландского бренда Presto. Это воск синего цвета, который надежно защитит электроконтакты и полюса батарей от окисления и коррозии, предотвратит утечку электрического тока и потерю напряжения. Еще одним неоспоримым преимуществом продукта является то, что он хорошо совместим с пластиком – теперь вы можете быть абсолютно спокойны за все пластиковые элементы под капотом вашего авто!

Смазка для клемм аккумулятора Presto:

  • Надежно защищает клеммы АКБ от коррозии и окисления
  • Обеспечивает быстрый старт и оптимальную работу световых приборов автомобиля
  • Предупреждает повреждение кислотой
  • Уменьшает сопротивление
  • Снижает риск утечки тока
  • Надежно изолирует контакты
  • Продлевает срок службы АКБ
  • Имеет направленную струю

Смазка для клемм аккумулятора Presto очень проста в применении – ведь средство можно распылять в любом положении. Хорошо встряхните баллон и нанесите тонкий слой защитного спрея на сухую и чистую поверхность (при необходимости можно использовать Универсальный очиститель Presto и Очиститель электроконтактов Presto). Вы легко можете контролировать процесс нанесения продукта, ведь состав имеет яркий синий цвет. Это позволяет создать равномерное покрытие и не оставить ни одного необработанного участка. Теперь вы можете быть уверены, что клеммы вашего аккумулятора надежно защищены!

Итак, если вы хотите, чтобы ваш аккумулятор прослужил долго, а его КПД был максимальным, АКБ необходима надежная защита. Мы рассказали вам о том, как сделать это правильно, и теперь вы сможете разобраться с проблемой самостоятельно, не прибегая к дорогостоящим услугам автосервиса. А правильное средство поможет сделать это легко и быстро!

К сожалению, иногда автомобилисты сталкиваются со сложностями при запуске мотора. Далеко не всегда «проблема» связана именно с неисправностями двигателя. Намного чаще это происходит из-за окисления клемм аккумулятора. Их очистку можно произвести самостоятельно и при этом достаточно быстро.

Первое, что необходимо сделать, если двигатель заведен, - заглушить его. Таким образом вы исключите вероятность случайного замыкания проводки. Затем необходимо понять, как расположены выводы батареи:

  • Они могут находиться по бокам АКБ. В данном случае для их снятия вам потребуется ключ на 8.
  • Клеммы могут располагаться в верхней части аккумулятора, тогда необходим ключ на 13 или на 10.

Следующий шаг – ослабление гайки на отрицательных и положительных клеммах проводки. После этого нужно снять клеммы с выводов АКБ. Целесообразно проверить аккумулятор на утечку электролита и наличие трещин. При обнаружении дефектов следует полностью заменить АКБ. Аналогичным образом нужно поступить с проводами и самими клеммами. В процессе эксплуатации они могут износиться.

Затем берем специальный спрей или состав-очиститель для клемм аккумулятора, его можно приобрести фактически в любом авто-магазине в Москве. Целесообразно выбирать продукты, которые имеют специальный индикатор кислоты. Они являются самыми удобными в использовании. Наносим данную субстанцию на клеммы и при необходимости аккуратно очищаем с использованием подручных предметов, например, зубной щетки или мелкой наждачки. Остается лишь смыть остатки раствора или спрея с помощью чистой воды, а затем насухо вытереть обработанную область. Для надежности специалисты рекомендуют смазать техническим вазелином или защитным составом все открытые металлические части клемм. После этого подключаем клеммы к выводам АКБ.

Привычка смазывать клеммы аккумуляторов от окисления досталась нам в наследство от наших дедушек.

Попробуем разобраться, насколько эффективна эта мера защиты, стоит ли ее применять на современных автомобильных аккумуляторах вообще.

Почему окисляются клеммы аккумулятора

Не совсем верно называть процесс образования постороннего налета и иных проявлений разрушения поверхности и контактов клемм аккумулятора чисто окислением. В общем случае, это совокупность нескольких химических процессов. Определим главные.

Естественное окисление

Все вещества, находящиеся в воздушной среде, где много кислорода, вступают в процесс оксидирования, или окисления. Свинец, а именно из него выполнены клеммы аккумулятора, с этой точки зрения не очень сильно поддается окислению, есть более «слабые» металлы, взять ту же медь.

Однако неокисленный свинец (блестящий) мы можем наблюдать только во время зачистки аккумуляторных контактов. Уже через несколько минут она начинает темнеть, то есть окисляться.

В естественном окислении свинца нет ничего страшного, пленка оксида свинца очень тонкая, ее легко разрушить, слегка пошевелив клемму. К тому же, допустить 100%-ю защиту от кислорода практически невозможно, разве что поместив аккумулятор в барокамеру. Даже такие густые смазки, как тосол и солидол, пропускают частицы кислорода.

Кислотное разрушение

Этот вид химической реакции приводит к образованию «снежного» белого налета на клеммах аккумулятора. Помимо не вполне эстетичного вида, налет вносит дополнительное переходное сопротивление в месте контакта, ведет к разрушению клемм, может быть причиной утечек.

Откуда берется кислота? В большинстве случаев из аккумулятора. Обслуживаемые аккумуляторы имеют технологические отверстия для заливки электролита и контроля его уровня.

Видео — что делать если окисляются клеммы аккумулятора:

Практически все автомобильные аккумуляторные батареи снабжены системой газоотвода. Если данные зоны негерметичны (газоотвод негерметичен всегда, если к нему не подсоединена газоотводящая трубка), в процессе эксплуатации через них происходит выброс паров электролита.

Особенно это проявляется в теплое время года, хотя под капотом автомобиля оно наступает даже зимой после двадцати минут движения.

Еще более страшен с точки зрения выброса кислоты процесс перегрева аккумуляторной батареи, особенно кипение. Это возможно в следующих случаях:

  • разрушение пластин элементов аккумуляторной батареи;
  • короткое замыкание банок АКБ;
  • неправильный (перезаряд);
  • отсутствие естественного охлаждения АКБ в теплое время года.

Появляющийся белый налет на клеммах аккумулятора представляет хлорид свинца. Это довольно агрессивная среда, особенно для электрических соединений. Если ее вовремя не удалять, она «съест» контакт за пару месяцев, причем таким образом, что восстановлению он может не подлежать.

Солевое разрушение

Российские автодороги до сих пор зимой посыпают солями натрия и калия. Состав современных средств защиты от обледенения это промышленная тайна, по крайней мере, для автолюбителей.

Но все смеси в составе с водяными парами и примесями других веществ, находящихся на дороге, в конечном счете, обволакивают все части автомобиля, в том числе и контакты аккумулятора.

Соль плюс вода – отличный электролит, а где есть электролит, металлы и электрическое напряжение, присутствует процесс электролиза. Он потихоньку разрушает металлические детали.

Разрушить массивную клемму аккумулятора электролизу не по силам, а вот внести изменение в контактную зону удается.

Чистка как метод борьбы

Самый простой и надежный метод – своевременное удаление налета, чистка клемм аккумулятора.

Технический совет: какими бы вы средствами не защищали аккумуляторные клеммы, не реже, чем раз в полгода (лучше на границах зимнего и летнего сезонов), очищайте клеммы механическим способом.

Это убережет вас от проблем с запуском двигателя, процессов утечки и нагревания контактов. Для того, чтобы их очистить, необходимо открутить обжимные болты, лучше полностью, отсоединить клеммы. Затем смочить их спиртосодержащей жидкостью и насухо протереть.

Если таковой не имеется, можно использовать растворитель, разведенный водой. Так более пожаробезопасно, к тому же уменьшается агрессивность растворителя.

Чтобы удалить с клемм возможные остатки въевшейся кислоты, необходимо использовать содовый раствор (столовая ложка соды на стакан воды). Если кислота действительно вступала в контакт с металлом, в процессе обработки смоченной в растворе губкой или ветошью появятся небольшие пузырьки. После промывки содовым раствором необходимо протереть клеммы влажной салфеткой.

Ни в коем случае не следует для очистки применять WD-средства. Они, помимо масла содержат токопроводящие агрессивные чистящие средства неизвестного для потребителя состава. Для обработки электрических контактов WD-средства крайне нежелательны.

Также нельзя использовать для обработки электрических контактов ацетон, он разъедает даже металлы.

Далее очистка ведется с помощью мелкой наждачки, можно на бумажной основе. Предварительную обработку сильнозагрязненных клемм можно произвести металлической щеточкой. В продаже имеются специальные щетки для проведения таких работ.

Видео — как можно очистить клеммы аккумулятора:

Идеальный результат работ – блестящая поверхность, не обязательно идеально ровная. Свинец мягкий материал, поэтому в момент обжима клемм контакты получат максимальное соприкосновение.

После проведения механических работ по очистке возникает естественный вопрос: каким образом сохранить идеальное состояние контактов в период между проведением регламентных работ? Ответ прост: защитить с помощью различных материалов клеммы от попадания агрессивных веществ.

Для этого применяют различные смазки и другие материалы.

Чем смазывать клеммы аккумулятора от окисления

Литол, солидол

Издавна в качестве основных материалов для защиты от агрессивного химического воздействия использовались твердые смазки: литол, солидол, жировая смазка.

Для защиты клемм АКБ, в основном, использовался солидол или литол. Это токонепроводящие смазки.

В результате процессов температурного расширения контактов и механических соединений эти смазки постепенно проникают в межконтактную зону. Со временем она проникают практически во все внутренние полости контактной зоны.

Кроме того, при больших перепадах температур, а также в процессе естественного износа, технические характеристики литола и солидола меняются: они затвердевают. В результате этого одномоментно возможно нарушение электрического контакта.

Рекомендации тем, кто решил использовать литол или солидол: при проведении регламентных работ по чистке контакта (не реже двух раз в год) требуется полная замена смазки, т.е. удаление старой и нанесение новой смазки.

Силиконовая смазка

Великолепная во всех отношениях смазка для проведения обработки электрических соединений. Но только при ее покупке следует обратить внимание, чтобы она была без токопроводящих присадок (производители обычно об это предупреждают на флаконе).

Смазка отличается тем, что не просто задерживает агрессивные среды, она их отталкивает. Это все равно, что шуба, которая отталкивает холод.

Для обработки клемм аккумуляторных батарей смазка подходит только при комплексном применении с другими материалами. Ее наносят на обработанные чистые поверхности, затем приступают к механическому соединению деталей.

Основной недостаток смазки в плане обработки клемм аккумуляторов – текучесть. Со временем силиконовая смазка покидает контакт.

Если вы пользуетесь силиконовой смазкой, необходимо регулярно производить ее впрыскивание, затем ветошью удалять не попавшую на место смазку из приконтактной зоны. Немного хлопотно.

Графитовая смазка

Некоторые автолюбители применяли для обработки контактов АКБ графитовую смазку, обосновывая ее использование токопроводящими свойствами. Однако эта смазка имеет высокое удельное сопротивление и при отсутствии металлического электрического контакта клемм, пропустив высокий ток через себя, может привести к нагреву и даже воспламенению.

Применять графитовую смазку для обработки клемм АКБ нельзя !!!

Специальные средства

Сейчас производится множество средств, специально предназначенных для обработки клемм автомобильных аккумуляторных батарей. Не будем описывать преимущества от использования конкретных марок, производители с этим сами неплохо справляются.

Видео — чем можно смазать клеммы аккумулятора, чтобы они не окислялись (средство МС-1710):

На тюбиках этих средств обработки имеются инструкции по их применению. Конечно, такие средства лучше, чем дедовский солидол, хотя в их основе лежит также масляная среда, как правило, вазелиновое масло.

Очень удобны смазки в виде спрея.

Процесс нанесения защитных средств на контакты АКБ

Определившись с материалом для защитного покрытия, приступают к его нанесению. Для этого сначала производят механическую очистку (смотрите выше).

После того, как клеммы будут очищены, лучше произвести предварительную обработку контактных зон силиконовой смазкой.

Какой лучше? Здесь мнения автоэлектриков расходятся. В пользу первого говорит факт, что под клеммой в любом случае есть воздушные полости, если в эти места попадет смазка, будет только лучше.

Однако, если производить частое отсоединение клемм, например, для подзарядки аккумуляторной батареи, лучше под клеммы смазку не наносить.

При использовании фирменных смазок в инструкции будет указан способ их нанесения.

Не один водитель за свою автомобильную жизнь столкнулся с такой проблемой, как окисление клемм. Эти детали, покрываясь светлым налетом, не позволяют АКБ нормально функционировать. В случае сильного окисления и большого количества налета автомобиль скорее всего не заведется. Во избежание подобной неприятности рекомендуется систематически проверять и очищать контакты. Следует незамедлительно найти причину, поскольку очищение клемм от белого налета – это не решение проблемы. Если Вы все столкнулись с такой ситуацией, для начала выявите причину.

Какие могут быть причины окисления контактов:

  • Утечка электролита. Наиболее распространенный случай. Будучи кислотой, электролит при попадании на контакты вызывает реакцию - в результате чего сталкиваемся с окислением. Поскольку аккумулятор все время вибрирует, между контактами образуется зазор, именно через него кислота попадает на поверхность клеммы. Для АКБ современного типа такого рода проблема не актуальна, потому как такие аккумуляторы закрыты и электролит размещен в герметичной емкости, где испаряется и выпадает в осадок. Но бывают случаи, когда батарея в ходе работы тем или иным образом повреждается и через микроскопические трещины электролит выходит в виде пара, оседает на клеммах, тем самым провоцируя химическую реакцию. Обратите внимание: электролит иногда может протечь при высоком заряде батареи, когда имеются проблемы в электрической цепи. Также возможна утечка при засоре штатных вентиляционных отверстий.
  • Электролит с недопустимыми значениями плотности. Во избежание подобных ситуаций необходимо во время его замены использовать уже готовый состав, а не самостоятельно измерять составляющие до нужных пропорций.
  • Выработка ресурса АКБ - ситуация, при которой стержни уплотнителей иссохли.
  • Затяжка клеммы. Такое случается, когда водитель надевает клемму на электрод, не фиксируя ее болтами, начинает движение на автомобиле. Непрочное крепление выдает слабый контакт, отсюда возникает реакция. Выход из положения - чистка клеммы и электрода плюс плотная затяжка.

Опытные автолюбители не единожды сталкивались с данной неприятностью, поэтому с легкостью могут дать объяснение, почему окисляется плюсовая или минусовая клемма.

Ищем проблему

По нескольким признакам Вы легко определите есть ли повреждения:

  • Если Вы проворачиваете ключ, а стартер схватывается не с нескольких попыток или тяжело крутит коленчатый вал. Возникает предположение, что аккумулятору не хватает заряда, хотя не так давно он был заряжен.
  • Бортовые огни и фары не светят ярко.

Очищаем от белого налета

Существует несколько способов убрать налет с окислившихся клемм. Вспомните уроки химии: щелочь - антагонист кислоты. Отсюда простой совет - избавиться от налета Вы сможете с помощью обыкновенной соды. Если защитная резинка контакта полностью подверглась образованию налета, ее рекомендуется заменить, поскольку она утратила необходимую эластичность.

Шаг за шагом:

  • Глушим мотор во избежание замыкания проводки
  • Обращаем внимание на расположения выводов батареи. Они могут располагаться по бокам. Чтобы их снять воспользуйтесь ключом на 8. Другие выводы Вы сможете найти на верху АКБ, тут пригодится ключ на 10.
  • Отрицательную и положительную клеммы ослабеваем и убираем.
  • Далее рекомендуем тщательно осмотреть

Просмотрите устройство на наличие дефектов. Когда они есть, то АКБ нужно менять.

Исследуйте провода и клеммы на следы физического износа. Когда изъяны есть необходимо произвести замену частей.

Прежде чем приступить к устранению налета, оденьте резиновые перчатки, они защитят кожу рук от контактов с агрессивными средами.

Приготовьте содовый раствор. Одну столовую ложку (30 г) соды размешайте в стакане (250 мл) воды. В качестве щетки для нанесения используйте зубную щетку.

Протрите осевший налет на клеммах. Также можно окунуть концы кабелей в соду, чтобы убрать на них образования.

После промойте обмотки и клеммы батареи холодной водой. Мыть нужно до того момента, пока не смоется вся сода. Протрите клеммы тряпкой насухо.

Все открытые металлические части проводки и клеммы обработайте техническим вазелином. Можно заменить вазелин специальной смазкой-аэрозолем для клемм.

Окисляется плюсовая клемма аккумулятораОчистка клемм аккумулятора

Если содой не удалось убрать налет или он слез частично, то можно воспользоваться ножом или наждачной бумагой. Проводить действия следует осторожно, чтобы не повредить изоляционную оболочку провода. Также следует устранить окисления под капотом. Следующий метод выступает как экстренная чистка:

Необходимо надеть перчатки и фиксирующие гайки на обеих клеммах проводки ослабить ключом. Сами клеммы оставить на месте.

Сверху на АКБ полейте кока-колой.

Дайте несколько минут постоять, а затем промойте батарею водой.

Вытрите насухо устройство, затем затяните клеммы и попробуйте запустить мотор.

На просторах интернета можно встретить способ чистки контактов бензином. Это далеко не безопасно, так как горючий материал способен запросто повредить резину и пластмассу. Лучше всего сразу предотвратить окисление, а не постоянно убирать налет электролита с клемм. Чем быстрей вы выявите проблему, тем меньше вреда получит транспортное средство.

прежде чем приступать к очистке, уберите с рук украшения, так как они могут замкнуть клеммы или попасть в движущиеся части мотора;

чтобы не было замыкания, сначала следует убирать минусовую клемму, а во время надевания крепить ее в последнюю очередь;

когда налет на клеммах устойчивый и не поддается воздействию зубной щетки, можно заменить ее на проволочную щетку;

в автомагазинах есть множество распыляемых очистителей и консистентных смазок. Многие из них в составе имеют индикатор кислоты. Устранить налет подобными средствами будет гораздо быстрее и эффективнее, но перед началом работ необходимо ознакомиться с инструкцией, так как способы применения у всех средств различны. Если говорить о спреях - очистителях, то они уступают консистентным смазкам в прочности покрытия. В отличие от распылителей смазки создают «долгоиграющее» изолирующее покрытие, которое не реагирует на моющие средства и имеет яркий цвет для контроля за нанесением консистенции.

Очистка батареи содовым раствором

Методы борьбы с окислением

Продолжаем разбирать вопрос что делать, если окисляются клеммы аккумулятора? Стоит понимать, что даже новая АКБ может испарять немного кислоты. Чтобы как-то с этим бороться нужно, обратить внимание на герметичность соединения. Когда клеммы почищены и надежно зафиксированы обратно нужно наносить специальное защитное покрытие. Приведем несколько методов защиты контактов от возникновения кислотного налета:

Масло и войлок. Это метод тянется издавна, он надежен и проверен временем. Многие водители именно поэтому предпочитают пользоваться именно им. Смоченный машинным маслом войлок накладывают на клеммы, чтобы свести к минимуму воздействие паров электролита и других внешних факторов. Для этого делают кружок с дыркой посередине. Пропитывают его маслом и крепят на контакт АКБ. Затем на контакт надевают клемму бортовой сети транспортного средства, для прикуривания, сверху укладывают вторую войлоковую пропитанную маслом прокладку.

Фетровые шайбы. Процесс крепления схож с войлоковой подкладкой.

Технический вазелин, Солидол, лак. Можно брать другие составы, которые хорошо изолируют и трудно смываются. Неплохим вариантом выступает силиконовая смазка, так как она не впитывает загрязнения в отличие от других материалов.

Специальная смазка (антижир). Достать ее можно в автомагазине. Смесь обладает антикоррозийными свойствами, она являет собой аэрозоль, которым опыляют клеммы.

Чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы не окислялисьСмазанная плюсовая клемма

Выбор смазки для клемм аккумулятора

Если вы не знаете, чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы не окислялись, то воспользуйтесь следящими советами. Так как восстановление АКБ стоит немалых денег, то подходить к выбору средства стоит серьёзно. Мнения в вопросе выбора смазки для клемм всегда расходятся. Одни остаются приверженцами дедовских методов, а другие отдают предпочтение новинкам технических разработок. По этому поводу стоит разобрать аргументы за и против.

Наиболее ходовой смазкой остается солидол. После очистки и затягивания клемм его наносят тонким слоем, это поможет забыть о проблеме почти на полгода, при условии, что все герметично и АКБ не имеет повреждений. Его минусом можно назвать то, что со временем он начинает коксоваться, то есть скатываться в комочки, что нельзя сказать о вазелине. Следующим не менее популярным средством считается вазелин, можно использовать как аптечный, так и технический. Хотя он прекрасно защищает батареи от влаги и припаивания, но имеет плохую проводимость. Чтобы это исправить необходимо в вазелин смешать с графитовой смазкой.

К старым средствам защиты можно приписать Литол. Только он уступает всем современным средствам защиты по эффективности, так как может смыться шампунем. У него неплотная, рыхлая структура, где нет присадок и добавок, ни красителей. До сих пор многие производители не отреклись от такого типа смазки, и рекомендуют их в инструкциях по АКБ.

Что делать, если окисляются клеммы аккумулятораСредство для очистки контактов

Если рассматривать современные средства, то можно выделить смазку Molykote HSC Plus, она создана конкретно для аккумуляторов FIAMM, хотя используется и на остальных моделях АКБ. Ее электропроводность на высоте, а технические характеристики неизменны при колебании температур от -30 до +1100 °C. После можно выделить немецкие смазки-спреи, которые не создают переходное сопротивление, но обеспечивают стабильное напряжение. Наиболее приемлемым по цене можно привести как пример средство «Циатим», однако, его минус в плохой проводимости.

Но как быть с тем, что на некоторые модели АКБ невозможно сделать волоковые прокладки, пропитанные маслом? Наверное, самым лучшим выходом из ситуации будет создать общую защиту - наподобие пыльника. Например, можно использовать линолеум или коврик из «классики». Даже если со стороны это будет выглядеть не эстетично, зато хоть как-то оградит АКБ от проникновения пыли и грязи.