Когда меняется масло в акпп. Нужно ли менять масло в коробке автомат: когда и почему. Подробности об интервале замены масла в акпп


Первое место Всемирного хитпарада вопросов от автовладельцев. Или "иногда проще дать ссылку"...***

Начем с того , что чаще всего под "заменой" понимается и предполагается добавление/разбавление старого масла, включающего (а может и нет) замену фильтра коробки и прокладки ее поддона. Большая часть масла остается в гидротрансформаторе и просто так оттуда выходить не хочет. Создается явная неопределенность - нечто неопределенно грязное, с неизвестной периодичностью, разбавляется чистым маслом в неопределенном же объеме. Даже интересно, как могла бы выглядеть такая рекомендация, будь она плановой: частично обновлять масло нужно... на каком пробеге? И как часто? Некоторые особо рьяные коробочники приглашают делать это чуть ли не каждые 30.000(!) км. И вот тут вопрос: просчитайте экономическую эффективность данной процедуры, при известной стоимости по замене АКПП "под ключ", составляющей в наше время, условно, для самых распространенных немецких коробок, около 1000 евро. Иногда и выше, разумеется. Как ни прикидывай, если на протяжении срока жизни современной коробки (около 10 лет) вы прибегали к этой процедуре хотя бы раз в два-три года (вполне себе гуманный интервал), то не менее 1/3 стоимости замены коробки оплачены без прямой к тому необходимости.

Вариант номер два - настоящая замена масла. Замену производят через установку по замене масла (фото в заголовке) - полным вытеснением старого объема и заливкой нового. Вот это и есть настоящая замена масла в АКПП. Вместе с этим, меняются поддон/прокладка поддона и фильтр. Разовая замена жидкости потребует двойного объема "фирменного масла, со всеми допусками", которое на современные коробки стоит примерно так от 30 до 50 евро за литр (нужно же производителям неликвидность хоть как-то отбивать маржинальностью). И если прокачать через систему два полных объема масла, получим бюджет, не поверите, от 600 до 1000+ евро. Это вариант, очевидно, самый "официально рекомендованный", "со всеми допусками".

Вариант номер три, лайфхак. Плюем на "допуски" и находим самое дешевое "совместимое" масло aka "трансмиссионка", а промывку делаем так и вообще "промывочным" (ну или им же). Прикинув стоимость отечественного или "небрендового" масла, работы, фильтров, можем выйти на стоимость тысяч в 10-20 т.рублей "за все", что позволяет считать эту процедуру реально оправданной, со всех сторон безупречной - настоящей заменой масла.

1.Нужно ли "менять масло в АКПП"?
Масло в коробке загрязняется главным образом продуктами износа пакетов фрикционов - углеродной пылью мельчайшей фракции, по размеру частиц, это почти что краситель. Зачем менять "черное" на "красное", если все и так нормально работает?

2.Этот "краситель" постепенно "накапливается" на клапанах гидроблока, коробка начинает переключать с дерганием...
Если она уже переключает таким образом, то заменой масла эту проблему не решить. А если еще нет, то невозможно определить точно, помогла ли замена хоть чем-то...

3.Мне поменяли и дерганные переключения ушли...
Да, но вам также еще и сбросили адаптации и теперь вопрос, надолго ли хватит и когда все это вернется обратно. Чаще всего - за пару дней.

4.Мне поменяли и коробка стала "как новая".
Сомнительно, потому как фрикционы изнашиваются неизбежно и каждодневно. Ремонт современной немецкой коробки неизбежен каждые 5-10 лет, в зависимости от нагрузки. А ее новая электронная или гидравлическая часть часто превышает всю механическую по стоимости. А вероятность поломки гидравлики/электроники в новых коробках едва ли не выше.

5.Вот мне масло поменяли, все становилось лучше даже при каждой замене, а еще, скорее всего, ресурс уже продлен и даже превышен - а мне так спокойнее.
Если вы реально меняли масло по мере его загрязнения, делали правильно, со всеми сертифицированными материалами, свой капремонт коробки вы уже оплатили просто заменами масла. Это никак, разумеется, не добавило ресурса всем изнашивающимся ее частям, не снизило вероятность поломки по естественным причинам износа того же маслонасоса, например. Но, как вы уверяете, у вас все отлично работает, коробка до сих пор "как новая" и причина-де именно в том, что вы меняли масло (любым способом). Отлично, осталось только увидеть живую коробку с городским пробегом, скажем, свыше 100-150 ткм без явных признаков усталости. Тогда, вероятно, следует признать эту стратегию выигрышной хотя бы формально.

6.О каких признаках речь?
Гуглите "stall test" (намеренно не даю ссылок). А также пробуйте раскачивать коробку быстрыми переключениями "D-R-D-R-D" на холостом. Исправная современная коробка вообще "незаметна" в таких режимах. Неисправная/изношенная уже на втором-третьем повторении начнет сотрясать трансмиссию ударами. Не говорю уже о том, что исправная коробка вообще никак себя не проявляет при штатной эксплуатации. Очень любопытно было бы взглянуть на современный ZF с пробегом свыше 100 ткм "по городу" и чтобы был "как новый".

7.Всем известно, что установив `lifetime` гарантию - 5 лет, 100.000 миль, маркетологи немеренно ограничили ресурс узла - нет замен масла, вот и убивается коробка. А если менять, нарушив этот заговор, то коробка будет ходить гораздо дольше, как это часто случается на старых автоматах.
Да, технологическая стратегия "масла на весь срок службы" изначально выглядит подозрительно и хорошо подходит под стандарт современных антипотребительских тенденций, беда только в том, что современные мехатронные коробки имеют 101 причину сломаться просто от своей переусложненности - второго такого сложного узла в машине нет даже близко. По этому критерию, АКПП уже давно перегнали автомобиль в целом. Сравнение с эпохой домехатронных коробок неуместно. И самое примечательное, что ломается отнюдь не механическая и даже не гидравлическая часть - масло тут мало поможет. А вот вынужденная мера по отрешению от сомнительной операции "регламентной замены масла" - редкий пример того, что принцип "работает - не трогай" реально идет на пользу потребителю, освобождая сервисников от надуманных проблем, потребителя - от невынужденных затрат денег и времени.

8.Нужно ли "менять масло в АКПП"?
Лично не менял уже 200.000 км пробега, никаких отличий в работе пока не замечаю. Будут - стерлись фрикционы, коробку под замену. Подкинули коробку - поехали дальше без лишних остановок на "замену" масла. Современные автоматы свою сложность нейтрализуют широкой распространенностью () - поменять АКПП сейчас стало дешевле, чем обслуживать. А обcлуживание, в свою очередь, практически не должно влиять на ресурс.

===Редактура по факту.

«Мне не нужна вечная игла для примуса, я не хочу жить вечно» Остап Бендер

Итак, вы - счастливый обладатель автомобиля с автоматической коробкой передач. Хлопот при управлении автомобилем существенно меньше, чем если бы у вас была машина с механикой. А как дела обстоят с обслуживанием?

Экономика определяет политику

Сразу нужно поделить все автомобили с автоматическими коробками на те, при эксплуатации которых производитель предполагает замену рабочей жидкости, и те, которые заправлены на весь срок службы. К первым относятся автомобили почтенного возраста: еще двадцать лет назад большинство производителей включали замену жидкости в автоматической коробке передач в обязательный график технического обслуживания. Пробеги между заменами не превышали 30–45 тыс. км пробега. Надо отметить, что это были жидкости на минеральной основе.

Теперь же очень многие производители не указывают в сервисных книжках на необходимость замены жидкости в автомате, роботе или вариаторе. Справедливости ради отмечу, что сегодня используют жидкости на полусинтетической или синтетической основе. И вот такая жидкость уже считается залитой на весь срок службы автомобиля. А каков этот срок? Производители не особенно афишируют эти цифры, но известно, что в последнее время в расчет принимают годовые пробеги не более 30 тыс. км, а также срок эксплуатации автомобиля до трех - максимум шести лет. Получается, что ресурс большинства автомобилей, по мнению производителя, варьируется в пределах 90–180 тыс. км пробега.

Покупаете новый автомобиль и планируете эксплуатировать его не более 3–5 лет - волноваться о замене жидкости АКП не стоит. Если, конечно, ваша манера вождения не отличается излишней резкостью при разгонах.

Покупаете новый автомобиль и планируете эксплуатировать его не более 3–5 лет - волноваться о замене жидкости АКП не стоит. Если, конечно, ваша манера вождения не отличается излишней резкостью при разгонах.

Многие производители буквально помешаны на снижении стоимости владения автомобилем. А в эту цифру входит частота проведения и стоимость машины. Некоторые, например, известный южнокорейский концерн - не видят необходимости в более частой замене моторного масла, даже если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях. Что уж говорить о жидкости в автоматической коробке передач. Им важно, чтобы в гарантийный период автомобиль был дешев в эксплуатации, а дальше, в постгарантийный период, если агрегат и потребует капитального ремонта, то это только к лучшему. Ведь за него придется платить владельцу машины. А еще лучше, если потребитель купит новый автомобиль.

С другой стороны, на необходимости замены рабочей жидкости в автомате настаивают производители этих самых автоматических коробок передач. Заботятся они прежде всего об имидже бренда: им не выгодно, если в среде автолюбителей будет распространено мнение, будто автоматы ZF или Aisin разваливаются сразу по окончании гарантийного срока.

Технические вопросы

Современная полусинтетическая или синтетическая жидкость, заправленная на заводе в коробку передач, служит дольше моторного масла потому, что она не подвергается воздействию столь высоких температур, не загрязняется продуктами сгорания и не убывает вследствие угара. Вместе с тем в автоматической коробке передач находится большое количество пар трения, которые (в отличие от деталей двигателя) и должны работать именно на трении. А трение, как известно, вызывает неизбежный износ. Причем изнашиваются зачастую разнородные материалы, такие как сталь, алюминий, специальные фрикционные материалы. Поэтому в конструкцию коробки передач всегда включены фильтр и магниты для «отлова» стальных частиц.

Продукты износа со временем забивают поверхность фильтрующего элемента до такой степени, что давление жидкости в системе падает до недопустимых величин и исполнительные механизмы перестают работать должным образом. А если происходит разрыв шторы фильтрующего элемента, то весь поток грязи очень быстро выведет управляющие клапаны из строя. Сильно загрязненная рабочая жидкость приводит к быстрому износу почти всех деталей коробки передач. Страдают механические части - подшипники, шестерни, фрикционы, клапаны гидроблока, регуляторы давления. Большое количество стружки, налипшей на датчики скорости вращения валов, может искажать их показания, что приведет к сбоям в системе управления автоматической коробкой передач.

Автоматическая коробка передач может эксплуатироваться в разных условиях. И, как следствие, замена жидкости в АКП желательна, если автомобиль используется:

  • для движения по крупному городу с частыми простоями в пробках;
  • при температурном режиме, характерном для резко-континентального климата с холодной зимой и жарким летом;
  • с водителем, привыкшим к чрезмерно динамичной езде;
  • с полной нагрузкой и частой буксировкой прицепа или другого автомобиля;
  • для движения по бездорожью.

А теперь несколько полезных советов...

Когда менять масло в автоматической трансмиссии?

Если вы собираетесь ездить на автомобиле дольше гарантийного срока или вам достался подержанный автомобиль, то жидкость в автоматической коробке следует заменять с интервалом, не превышающим 60 тыс. км. Причем критически важно произвести замену до того, как коробка покажет малейшие признаки неудовлетворительной работы. Подергивание, запаздывание при переключении передач или иные отклонения в работе - чаще всего признаки того, что заменой жидкости вместе с фильтрами проблему уже не решить. Положительный результат скорее всего сможет дать только ремонт на специализированном сервисе.

Как менять масло в автоматической коробке передач?

Менять жидкость можно частично или полностью, с заменой фильтрующего элемента или без. В идеале и фильтр, и жидкость нужно заменить полностью. Но ни слить, ни откачать ее без полной разборки агрегата невозможно. До половины старой жидкости все равно остается в различных закоулках автомата. А работа со снятием коробки передач не из дешевых.

Если автомат не проявлял признаков неисправности и замена жидкости носит профилактический характер, то достаточно частичной замены. Однако работу в любом случае лучше доверить профессионалам. Опытный сервисмен сможет определить состояние слитой рабочей жидкости и даст рекомендации. Если в отработанной жидкости присутствует большое количество продуктов износа, то частичная замена жидкости лишь немного отсрочит дорогостоящий ремонт автомата.

Менять фильтр в автомате или нет?

Фильтр, выполненный как приемник жидкости в виде металлического корпуса с сеткой, менять необязательно, но нужно тщательно промыть от лаковых отложений и грязи. Подойдет «Очиститель карбюратора». Фильтр тонкой очистки, имеющий бумажную штору, необходимо заменять при каждой смене жидкости.

Какую ATF лить в коробку автомат?

Поскольку при частичной замене жидкости старая неизбежно смешается с новой, следует использовать только оригинальный продукт, который рекомендует изготовитель конкретного автомобиля. Ну а если ваша коробка передач все-таки попала на переборку, то ее детали будут полностью очищены от старой жидкости, и тогда появится возможность заправить даже более качественную жидкость, чем была использована на заводе. Ведь изготовители масел не стоят на месте и совершенствуют продукцию.

Как проверить уровень масла в АКПП?

Проверять уровень жидкости в автоматической коробке передач самостоятельно советую, только если она снабжена специальным щупом. В других случаях необходима смотровая канава или подъемник. Велики требования к горизонтальности автомобиля, а порой необходимы специальные ключи и навыки. Так что лучше прибегнуть к помощи сервиса.

В противном случае автоматическая коробка передач может выйти из строя немногим позже окончания гарантии на новый автомобиль. Далее мы рассмотрим, когда менять масло в АКПП, какой объем масла в коробке передач данного типа, а также как поменять масло в коробке автомат.

Читайте в этой статье

Замена масла в АКПП: когда менять

Начнем с того, что все автоматические трансмиссии менее надежны, чем . На практике, «автоматы», как и любой другой агрегат, . При этом заявленный срок службы рассчитан в так называемых оптимальных (лабораторных) условиях.

Что касается реальной эксплуатации, в этом случае нагрузки на трансмиссию могут быть тяжелыми. Также АКПП отличаются повышенной чувствительностью к уровню, качеству и состоянию трансмиссионного масла.

  • Важно понимать, что жидкость ATF в коробке автомат является не просто смазкой, которая защищает детали от сухого трения. В АКПП масло является рабочим телом. В двух словах, передача в от ДВС на КПП происходит через жидкость, при этом масло сильно разогревается.

Также масло в коробке подается по специальным каналам под давлением, благодаря чему происходит срабатывание исполнительных устройств и механизмов для включения/выключения нужных передач в автоматическом режиме. Становится понятно, что если уровень масла в автомате опускается ниже нормы или превышает допустимый показатель, коробка начинает работать некорректно, также значительно увеличивается износ деталей АКПП.

Еще в процессе эксплуатации трансмиссионная жидкость постепенно теряет свои свойства, накапливает в себе продукты механического износа агрегата, отложения и т.п. Следует отметить, что пакет химических присадок (моющих, антифрикционных, антиокислительных и т.п.) в составе масла постепенно срабатывается, что может приводить не только к потере свойств, но и к дополнительному загрязнению.

Не трудно догадаться, что появление так называемых «необслуживаемых» АКПП является просто маркетинговым ходом, когда дилеры утверждают, что масло в АКПП залито на весь срок службы автомобиля. При этом сами крупные производители АКПП (Aisin, Jatco, ZF и другие) указывают, что коробку нужно обслуживать.

Как правило, если масло в автомате не менять, тогда данный агрегат вполне может выйти из строя как раз к тому времени, когда закончится гарантия на автомобиль. Если же владелец намерен увеличить срок службы и улучшить качество работы автоматической коробки, тогда трансмиссионную жидкость в автомате нужно менять в обязательном порядке. Теперь давайте разберемся, когда и как это нужно делать.

  • Итак, для среднестатистического автомобиля с АКПП замена масла должна проводиться каждые 50-60 тыс. км. Параллельно меняется и . Если же на машине стоит , специалисты рекомендуют менять масло в такой коробке каждые 40-50 тыс. км. пробега.

Еще специалисты по ремонту и обслуживанию коробок автомат часто утверждают, что для машин с пробегом метод вытеснения на аппарате может не подойти, так как часто после такой аппаратной замены изношенные автоматические коробки полностью выходят из строя.

По этой причине перед выбором того или иного способа замены АТФ нужно обязательно консультироваться с профильными специалистами, которые подберут оптимальный вариант, как поменять масло в коробке автомат с учетом состояния коробки, степени ее износа, возможных имеющихся неисправностей агрегата и т.д.

Также перед заменой, особенно если все работы выполняются самостоятельно, нужно знать, сколько масла заливается в коробку передач. При частичной замене обычно достаточно 3-4 литров.

Метод вытеснения предполагает, что свежая жидкость будет вливаться, пока из агрегата не пойдет чистое масло. По этой причине будет неправильно ориентироваться исключительно на заправочный объем масла в коробке передач, который обычно указан в мануале. На практике, при такой замене обычно требуется около 10-12 литров ATF.

Если же менять масло проливом, то есть освежать жидкость на 30% за несколько подходов, зачастую требуется около 8-9 литров трансмиссионного масла для гидромеханической автоматической коробки передач.

В процессе эксплуатации машины с автоматом оптимально не только ориентироваться по пробегу, но и периодически контролировать состояние масла в АКПП самостоятельно.

При этом проверка масла в автоматической коробке, которая оборудована щупом АКПП, не является сложной процедурой. Достаточно извлечь щуп и капнуть маслом на чистый лист белой бумаги. Затем можно определить степень загрязненности масла по цвету.

  • Свежее масло имеет красноватый оттенок, чистое и прозрачное. Если масло в коробке также прозрачное, тогда его замена не требуется. При этом цвет масла может измениться, так как чем больше жидкость отработала, тем она темнее по сравнению со свежей ATF. Однако темная жидкость в соответствии с пробегом является нормой, главное, чтобы масло оставалось прозрачным.
  • Если же масло в коробке автомат мутное, через него не видно листа бумаги, это говорит о том, что жидкость уже загрязнена различными частицами. Это является основанием для его замены (в зависимости от степени загрязнения, можно выбрать как полную замену, так и частичную).
  • Если в масле стружка (мелкая металлическая пыль или видны крупные частицы), это обычно говорит о неисправностях и сильном износе АКПП. Дело в том, что стружку можно обнаружить даже в свежем и чистом масле после его недавней замены. Также в случае неисправностей автомата масло АКПП пахнет горелым (имеет характерный едкий запах гари).

В последнем случае (при появлении металлической стружки в масле) не следует пытаться решить проблему только заменой ATF в АКПП, так как коробка автомат нуждается в углубленной диагностике и, возможно, ремонте. Для начала нужно слить масло, снять поддон и осмотреть его на предмет скопления стружки и металлических частиц на магнитах и в других участках.

Если коробка работает нормально (нет рывков, пинков, пробуксовок), в поддоне чисто или на магнитах скопилось только небольшое количество металлической пыли, тогда это говорит о том, что АКПП изнашивается, однако износ не критический.

Если же стружки на магнитах много, в поддоне много грязи, видны более крупные частицы металла или даже обломки, это указывает на серьезные повреждения и разрушение деталей АКПП. Даже если коробка еще работает относительно нормально, через небольшой промежуток времени агрегату потребуется ремонт.

Подведем итоги

Как видно, регулярные проверки состояния ATF позволяют своевременно определить необходимость замены трансмиссионной жидкости. Сама замена масла в АКПП также является важнейшим условием, от которого напрямую зависит общий срок службы и корректная работа трансмиссии.

При этом важно не только знать, когда менять масло в автомате, но и как это сделать. Другими словами, нужно подобрать наилучший способ замены из тех, о которых говорилось выше. Напоследок отметим, что перед заменой также нужно определиться, какое масло заливать в АКПП. На практике, нужно избегать смешивания масел, а также лить только такое масло, которое рекомендует сам производитель автомобиля или коробки.

Если же используются аналоги вместо оригинального масла АКПП, нужно подбирать только качественные заменители с учетом всех требований, допусков и рекомендаций производителя автоматической коробки передач.

Читайте также

Проверка уровня масла в автоматической коробке передач: как проверить уровень ATF. На что еще обратить внимание: цвет, запах, загрязненность АТФ и т.д.

  • Как заменить масло в АКПП: доступные способы замены ATF в коробке автомат, плюсы и минусы каждого способа. Как лучше менять трансмиссионное масло в АКПП.
  • У многих автолюбителей возникает вопрос — когда менять масло в акпп? И вообще, стоит ли его менять (многие производители заявляют, что их трансмиссии вообще не стоит обслуживать, мол, масло, залитое в коробку, служит весь срок эксплуатации автомобиля)?

    В нашей статье мы разберемся в этом, на самом деле, довольно сложном вопросе, выясним, что влияет на интервал замены, как эксплуатировать коробку, чтобы продлить ее «срок жизни». Для того, чтобы понять, нужно ли менять масло в автоматической коробке передач (и если да, то через сколько), стоит для начала разобраться, зачем оно вообще в автоматической коробке, каковы его функции.

    Всем известно, зачем нужно масло в агрегатах автомобиля — для того, чтобы снизить трение, обеспечить смазку деталей, защитить механизмы от коррозии и быстрого износа. Также масло позволяет немного охладить детали — в процессе эксплуатации температура многих узлов может подняться до 600-800 градусов по Цельсию. Масло в коробке передач используется так же. Однако это актуально, в первую очередь, для механических коробок. Автоматическая трансмиссия, разумеется, использует масло для того же — но это отнюдь не главная его функция.

    Дело в том, что в «автоматах» масло (а точнее, трансмиссионная жидкость — ATF) является так называемым «рабочим телом», которое участвует в передаче крутящего момента. Исключение составляют вариаторные коробки — в них несколько иной принцип работы. Получается, что для «автомата» требования к маслу гораздо выше, чем для «механики».

    К примеру, если масло в механической коробке вспенится (такое происходит, если масла в коробке слишком много либо при смешивании двух разных типов жидкости), это приведет лишь к повышенному износу — так как вспененное масло теряет свои смазочные свойства. Если такое произойдет в автоматической коробке, она может вообще перестать работать). Поэтому от состояния ATF в «автомате» напрямую зависит качество ее работы. А ведь в процессе эксплуатации свойства масла меняются!
    Есть некоторые эксплуатационные условия, которые негативно влияют на качество масла и срок его использования:

      • чрезмерно высокие нагрузки на коробку передач автомат (как правило, вследствие постоянной езды с нагрузкой — прицепы, большое количество людей в автомобиле, езда с низким уровнем ATF);
    • плохие дорожные условия (всем известно, что езда по бездорожью — одна из наиболее распространенных причин «ранней смерти» АКПП);
    • низкое качество топлива (в таком случае требуемая мощность развивается на более высоких оборотах коленчатого вала, а это подразумевает более высокую температуру масла в коробке);
    • «рваный» ритм езды (частое чередование ускорений и замедлений, «старт-стоп» городских пробок);
    • слишком низкие температуры окружающего воздуха (слишком сильно увеличивается вязкость ATF);
    • слишком высокие температуры окружающего воздуха (вдобавок к тому, что коробка быстрее перегревается, вязкость ATF слишком сильно падает);
    • быстрый старт с места (даже коробкам, у которых есть режим прогрева, не рекомендуется давать высокую нагрузку с места, так как масло еще не прогрелось до рабочей температуры);
    • пробуксовки на льду, в снегу, песке и грязи (вообще для таких ситуаций в автомате предусмотрен зимний режим, в котором старт производится со второй передачи, рекомендуется в описанных условиях использовать именно его).

    Нужна ли смена масла в «автомате»?

    Масло в рабочем состоянии — коричневый

    Для начала — немного о тех коробках, которые считаются «необслуживаемыми». В связи с чем производители делают такое заявление? Во-первых, производители рассчитывают на тот срок эксплуатации автомобиля, который считается общепринятым для Европы и Америке. То есть — после того, как автомобиль использовался 3-5 лет, от него необходимо избавиться (при этом за 3 года европейцы в среднем проходят 150 тысяч километров). Для российского автовладельца это практически новый автомобиль! Во-вторых, «необслуживаемость» коробки обеспечивается за счет установки на АКПП двух магнитов, которые собирают стружку. Это, конечно, частично помогает увеличить срок службы масла, но не очищает его полностью. Очень часто автовладельцы, поверив заявлениям производителей, не меняют ATF и сталкиваются с полным выходом из строя коробки. Как правило, неисправности в коробке, связанные с ATF, начинают появляться после 200 000 километров пробега. Ближе к 300 000 выход коробки из строя уже почти гарантирован. Однако при своевременной замене масла срок службы коробки можно легко продлить до полумиллиона километров.

    Как часто менять масло в АКПП?

    Итак, мы пришли к выводу, что производить замену масла в АКПП все же надо. Каковы сроки замены? Производители автоматов, которые не являются необслуживаемыми, как правило, указывают две цифры — средний интервал замены масла и интервал, который используется для автомобилей, работающих в тяжелых условиях. Список критериев, по которым определяется, являются ли условия эксплуатации тяжелыми для трансмиссии, уже был указан выше.

    Как часто надо менять масло?

    Как правило, некоторые из них являются довольно типичными для российских условий, поэтому рекомендуется менять масло в АКПП в соответствии с интервалами для тяжелых условий работы. Для относительно старых автомобилей (примерно 2000 год выпуска и старше) средний срок замены ATF в АКПП равняется примерно 60 тысячам километров, для более новых — около 80. Для тяжелых условий работы этот срок уменьшен вдвое — то есть 30 и 40 тысяч километров соответственно. Вдобавок для автоматических коробок есть четыре основных требования, исходя из которых принимается решение о том, стоит ли производить замену масла в автоматической коробке передач еще раньше этого срока:

    • отсутствие резких разгонов и внезапных торможений;
    • плавное движение с равномерной скоростью;
    • хорошее качество дорожного покрытия;
    • заправка автомобиля лишь качественным топливом.

    Получается следующая ситуация. Если нарушается одно из правил эксплуатации, то пробег, по прошествии которого следует менять масло в АКПП, уменьшается еще на 25%. Если нарушено два-три правила, то пробег уменьшается вдвое, если все четыре — на 75%. Подобные условия помогут сберечь коробку передач. Рассмотрим подобную ситуацию на примере. Производители современных необслуживаемых автоматов рассчитывают, что автомобиль пройдет примерно 250 тысяч километров. Если условия эксплуатации подразумевают, что пробег будет проходить во вредных для коробки условиях, срок замены уменьшается вдвое — то есть равен примерно 125-ти тысячам километров.

    Если автомобиль при этом ездит на некачественном топливе и по дорогам плохого качества — срок замены равняется примерно 60-65 тысячам километров.

    Возможно, такой интервал покажется автолюбителям слишком маленьким — но стоит примерно прикинуть стоимость замены ATF и стоимость ремонта коробки передач, как выбор становится очевидным. Конечно же, довольно сложно объективно оценить, насколько часто автомобиль подвергается вредному воздействию. Однако, учитывая роль такого узла как автоматическая коробка — лучше перестраховаться и поменять ATF заблаговременно. Есть еще один критерий, по которому можно оценить, когда менять масло в коробке. Это цвет самого масла в коробке и его запах, а также консистенция. Как правило, абсолютно свежее масло имеет розовый или малиновый цвет. Масло в рабочем состоянии — коричневый. Если масло очень темное, содержит вкрапления, стружку, имеет прогорклый запах (так называемое «горелое» масло) — производить его замену следует немедленно. Также многое о состоянии коробки может сказать наличие стружки на вышеупомянутых магнитах (кстати, время от времени рекомендуется отгонять автомобиль в автосервис, чтобы эту стружку убрать, так как ее наличие резко снижает и эффективность замены масла, и сами эксплуатационные свойства «свежей» ATF).

    Помните о том, что точного ответа на вопрос «как часто менять масло в коробке» не существует, все зависит от состояния автомобиля и предусмотрительности владельца. Вдобавок следует помнить о том, что количество слитого масла должно равняться залитому. Замененный объем, как правило, составляет около 40 процентов от общего объема масла в коробке (он равен объему, находящемуся в пределах масляного поддона коробки). В том случае, если замена производится под давлением, объемы старого и нового масла практически равны.

    Масло в автоматической коробке переключения передач, или ATF, выполняет несколько функций:

      отводит тепло от нагревающихся деталей,

      смазывает подшипники,

      служит рабочим телом для гидравлической системы управления и гидротрансформатора.

    АКПП работает нормально, если масло имеет определенные смазывающие свойства и вязкость - например, 2000 мПа при температуре 20°C. ATF не может сохранять свои свойства вечно - его нужно периодически менять. О том, когда и как это делать, расскажем в статье.

    Когда менять масло в АКПП

    Интервал замены масла прописан в паспорте каждого автомобиля - найдите нужную цифру. В среднем он составляет 80000–90000 км пробега. Производитель устанавливает меньший интервал замены масла для тяжелых условий эксплуатации - например, в случаях, если автомобиль ездит по грунтовой дороге или в местностях с большим количеством пыли: например, в пустынях.

    Многие дилеры советуют менять масло в АКПП чаще, чем рекомендовано производителем. Это связано с тем, что интервал слишком большой для российских условий эксплуатации. Если обобщить советы, то чтобы коробка переключения передач работала корректно, нужно менять масло раз в 60000–80000 км пробега.

    Проверить состояние масла можно самому. Для этого вытащите щуп - масло должно быть светлым. Если оно слишком темное или имеет неприятный запах гари, отправляйтесь в СТО.

    Некоторые проблемы в работе АКПП могут служить признаками низкого уровня масла или старого ATF. Вот самые распространенные из них:

      Низкое давление масла в магистрали.

      При переключении передач машина пробуксовывает.

      На затяжном подъеме на последней скорости АКПП пробуксовывает и переключается на пониженную.

      Машина не едет - ни назад, ни вперед.

      Машина не переключается с P или N на любую скорость.

      При включении любой скорости есть толчок, машина переключается на скорость, но не едет.

    У каждой из этих проблем могут быть другие причины. Например, низкое давление масла в магистрали может быть не только из-за низкого уровня масла, но и из-за неисправного клапана сброса в масляном насосе, загрязненных соленоидов или гидроблока. Подробнее о проблемах читайте в нашей статье про смерть коробки.

    В паспортах авто Mercedes Benz с пятиступенчатой АКПП серии 722.6 было написано, что масло залито на весь срок службы. Менять рекомендовали только при экстремальных условиях эксплуатации. Сейчас тот же Mercedes Benz рекомендует менять ATF после 125 000 км пробега или один раз в пять лет для семиступенчатой АКПП 722.9.

    Как проверить уровень масла в АКПП

    Если уровень масла низкий, коробка переключения передач перестанет корректно работать. Тогда надо просто долить недостающее количество ATF. Чтобы проверить его уровень, нужно посмотреть на щуп. Он расположен под капотом авто. Обычно щуп моторного масла желтого цвета, а щуп масла АКПП - красного.

    Уровень ATF проверяют на прогретой коробке. Заведите двигатель, проедьте 10–15 км в положении АКПП «Drive» и припаркуйте машину на ровной поверхности. Затем переведите рычаг селектора в положение P - «Parking» - и дайте двигателю поработать на холостом ходу еще 2–4 минуты.

    Не заглушая двигатель, вытащите щуп масла АКПП и протрите его насухо тканью, которая не оставит ниток и ворса. Затем вставьте его обратно в трубку, подержите там 4–5 секунд и вытащите. На щупе будет две зоны - вам нужна отметка Hot. Уровень масла должен располагаться между максимальной и минимальной насечками, примерно посередине. Если масло выше максимальной отметки зоны Hot, его залито слишком много. Если ниже - нужно долить ATF.

    На некоторых автомобилях уровень масла проверяют по-другому. Например:

      В автоматических коробках BMW, большинства моделей Volkswagen и Audi уровень виден через смотровое окошко, а щуп отсутствует. Чтобы проверить ATF, понадобится подъемник.

      АКПП Dodge, Hyundai, Jeep, Mazda, Mitsubishi, некоторых моделей Volkswagen и Audi нужно ставить в положение N.

      В автомобилях Honda уровень масла АКПП нужно проверять при заглушенном двигателе.

    Как менять масло в АКПП

    Масло в автоматической коробке переключения передач можно поменять двумя способами: частичным и полным. Частичная замена требует меньше времени и ATF, но при такой процедуре старое масло смешивается с новым, поэтому полученная смесь все равно неидеальна. Полная замена занимает больше времени и сил, но ее точно хватит на 30000–50000 км пробега.

    Пошаговая инструкция по частичной замене

    Заранее подготовьте все необходимое - новое масло, маленькую воронку и пустую мерную тару для замера количества слитого масла. Затем:

      Открутите сливную пробку в картере АКПП - она расположена снизу.

      Подставьте под сливную пробку мерную тару и дождитесь, пока масло стечет.

      Посмотрите, сколько масла вытекло - нужно будет залить столько же масла, сколько стекло.

      Залейте ATF в щуп АКПП при помощи маленькой воронки.

    После этого проверьте уровень масла - если его недостаточно, долейте еще. Если переизбыток - слейте лишнее через сливную пробку.

    Пошаговая инструкция по полной замене

    Подготовьте все необходимое:

      новое масло, пустую мерную тару и воронку;

      прокладку поддона АКПП и герметик;

      уплотнительное кольцо сливной пробки;

      кисточку, емкость для промывки деталей, ацетон и бензин;

      фильтр АКПП, если вы хотите его поменять;

      головки для снятия болтов - для разных авто нужны разные размеры.

    Также вам понадобится помощник, чтобы завести автомобиль после долива масла. Перед процедурой желательно проехать на машине 5–10 км, чтобы прогреть ATF.

    Шаг 1. Сливаем масло.

    Поставьте машину на яму, на ручник, переведите селектор в нейтральное положение. Открутите сливную пробку и подставьте емкость, подождите, пока масло сольется. Затем открутите болты, на которых держится поддон, и сорвите его с герметика. Будьте осторожны - в поддоне останется масло, при неосторожном движении вы можете вылить его на себя. Это ATF тоже вылейте в мерную тару. Затем снимите фильтр - из-под него тоже потечет масло, соберите его в тару.

    Шаг 2. Обрабатываем поддон.

    Промойте поддон и магниты на нем бензином с помощью кисточки. Если осталась старая прокладка, удалите ее. Если в поддоне есть металлическая стружка, опилки или инородные предметы, это - повод проверить АКПП. После промывания протрите детали насухо тряпкой, не оставляющей ворс и нитки.

    На этом этапе можно установить новый фильтр, если вы собираетесь менять его. Если нет - старый фильтр можно промыть бензином, но это не даст полной очистки.

    Шаг 3. Устанавливаем поддон.

    Обезжирьте место установки поддона и сам поддон ацетоном. Установите прокладку поддона АКПП, затем нанесите небольшое количество герметика на днище авто, в местах соприкосновения с поддоном, и на сам поддон. Установите его на место и закрутите болты.

    Будьте внимательны - со стороны сливной пробки может капать масло. Если не обезжирить это место, в будущем ATF будет подтекать. Чтобы избежать такой проблемы, можно на время заткнуть отверстие ветошью, снять ее перед установкой поддона и сразу надеть его.

    Шаг 4. Заливаем масло.

    Посмотрите, сколько масла слили из АКПП. Залейте такое же количество через щуп с помощью маленькой воронки.

    Шаг 5. «Продавливаем» масло и доливаем.

    Найдите два шланга охлаждения масла АКПП - они расположены внизу радиатора. Нам нужен тот, который расположен слева по ходу движения. Аккуратно отсоедините его и опустите конец шланга в емкость для слива - любая большая бутылка от 5 литров подойдет. Затем попросите помощника завести двигатель на ручнике, на нейтральной передаче. Из шланга польется масло - насос АКПП выдавит старое ATF новым, и масло полностью поменяется.

    Сливайте масло до тех пор, пока из шланга не пойдет новое - оно будет визуально светлее старого. Заглушите двигатель, установите обратно шланг охлаждения АКПП, замерьте количество слитого масла и долейте аналогичное количество через щуп.

    Шаг 6. Проверяем уровень масла.

    Проверьте уровень масла по холодным и горячим меткам. Если жидкости недостаточно - долейте. Будьте предусмотрительны и старайтесь не перелить масла - сливать лишнее намного сложнее, чем долить немного.

    Кратко о том, как поменять масло

    Частично:

      Открутите сливную пробку

      Слейте масло в бутылку, посмотрите, сколько литров получилось

      Залейте то же количество литров нового ATF через трубку щупа

      Проверьте уровень масла

    Полностью:

      Проедьте на авто 5–10 км

      Открутите сливную пробку, снимите поддон и фильтр, слейте все масло, посмотрите, сколько литров вышло

      Промойте поддон и магниты бензином, вытрите насухо.

      Установите новый фильтр

      Поставьте поддон на место

      Залейте столько же масла, сколько слили, через щуп

      Отсоедините левый шланг охлаждения АКПП, заведите двигатель на холостых, «продавите» старое масло новым

      Посмотрите, сколько масла вышло из шланга, присоедините его обратно

      Долейте столько же через щуп

      Проверьте уровень масла

    Если не хотите сами заниматься проверкой уровня и качества масла в АКПП, его заменой, посетите СТО. Процедура в СТО занимает меньше времени, кроме того, вы получите гарантии качества работы.