Темнота и торопливость при параллельной парковке приводят к ударам-притираниям о бордюрные камни. И тут уже как повезёт: в лучшем случае диск поцарапается, а в худшем - деформируется или расколется. Ни то ни другое не произойдёт, если эксплуатировать шины с защитой обода диска. Профессиональные продавцы шин в Минске информируют покупателей, есть ли такая защита на покрышке. Если же покупать шины без помощи, резину с защитой диска можно определить по характерным признакам либо по маркировке на боковине.
Как выглядит защита диска на шинах
Чтобы понять, защищает ли шина обод диска от повреждений, смотрят на бортовую зону. Если на ней есть выступающий поясок или она уплотнена, удары по касательной, скорее всего, не скажутся на целостности колёсного диска. Как правило, производители предусматривают защиту диска в низкопрофильных шинах. Сегодня к ним относят покрышки с профилем (или серией) меньше 55. Авторезина с профилем от 55 сама по себе выпирает за вертикальную плоскость диска, чем оберегает его от грубых воздействий - дополнительные элементы в бортовой зоне просто не нужны.
Как маркируют шины с защитой диска
У производителей нет единого правила, как маркировать шины с защитой обода диска. При этом практикуется буквенное обозначение, и у разных брендов оно разное. Примеры из того, что продают в Минске:
- у шин Goodyear - FP (Fringe Protector, в пер. «защита кромки»);
- у шин Dunlop - MFS (Maximum Flange Shield, в пер. «максимальная защита борта»);
- у шин Yokohama - RPB (Rim Protection Bar, в пер. «защитная планка обода»).
Собственные маркировки также используют Bridgestone, Continental и Pirelli, а вот на шинах Michelin её нет.
Важно упомянуть: защита обода диска может быть предусмотрена как у всех типоразмеров определённой модели, так и на выборочных. Более того, одна и та же модель в одном и том же типоразмере для первичной комплектации может иметь защитные элементы в бортовой зоне, а для вторичного рынка - нет.
Стоит ли покупать
Как приём аскорбинок не гарантирует устойчивость иммунной системы перед вирусами, так и шины с защитой обода не гарантируют, что диски не придётся красить или ремонтировать. Если касание окажется ударом, амортизирующих свойств резины просто не хватит. Вместе с тем за такими покрышками всё же стоит поохотиться в магазинах Минска, если на автомобиле стоят дорогие литые диски. А именно на дорогих легкосплавных колёсах эксплуатируют низкопрофильную резину.
Подробное описание различных видов маркировок автомобильных шин
Маркировка автомобильных шин
Маркировок шин может осуществляться в двух системах в метрической и дюймовой. Рассмотрим пример маркировки шин в метрической системе на основе автомобильной шины Michelin Energy 195/65/R15 91T.
Рассмотрим параметры шины по порядку:
- 195 - ширина профиля в миллиметрах;
- 65 - отношение высоты профиля к ширине в процентах, т.е. для данной шины высота профиля равана 126.8 mm. Если этот параметр не указан, то он считается равным 82%;
- R - означает, что покрышка имеет каркас радиального типа. Если буквы R нет, то шина диагонального типа;
- 91 - индекс нагрузки, в нашем случае максимально допустимая нагрузка на представленную покрышку равна 615 кг (на некоторых моделях в дополнение к этому может быть указана нагрузка в кг - Max load). Полный список индексов нагрузки представлен в таблице;
Индекс нагрузки | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 335 | 345 | 355 | 365 | 375 | 387 | 400 | 412 | 426 | 437 | 460 | 462 | 475 | 787 | 500 | 515 |
---|
Индекс нагрузки | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 515 | 530 | 545 | 560 | 580 | 600 | 615 | 630 | 650 | 670 | 690 | 710 | 730 | 750 | 775 | 800 |
---|
Индекс нагрузки | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 113 | 114 | 115 | 116 | 825 | 850 | 875 | 900 | 925 | 950 | 975 | 1000 | 1030 | 1060 | 1090 | 1150 | 1180 | 1215 | 1250 |
---|
Индекс нагрузки | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 1285 | 1320 | 1360 | 1400 | 1450 | 1500 | 1550 | 1600 | 1650 | 1700 | 1750 | 1800 | 1850 | 1900 |
---|
- T - индекс скорости, обозначает что при использование данной шины возможно комфортно осуществлять движение на скорости до 190 км/ч. Полный перечень индексов скорости представлен в таблице.
Индекс скорости | J | K | L | M | N | P | Q | R | S | T | U | H | V | VR | W | Y | ZR |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мах. Скорость (км/ч) | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 240 | >210 | 270 | 300 | >240 |
Очень часто типоразмер шин для внедорожников указывают в дюймовой системе. Рассмотрим пример маркировки в дюймовой системе на примере шины Cooper Discoverer ST , возьмем для примера типоразмер LT 35/12.5 R15 113Q:
- 35 - внешний диаметр шины в дюймах, что эквивалентно 889 мм;
- 12.5 - номинальная ширина в дюймах, что эквивалентно 317.5 мм;
- R - означает, что шина радиальной конструкции;
- 15 - диаметр диска в дюймах, что равняется 381 мм;
- 113 - индекс максимально допустимой нагрузки. В нашем случае до 1150 кг;
- Q - индекс максимально допустимой скорости, что для нашей шины соответствует 160 км/ч.
Дополнительная маркировка автомобильных шин
- Перед типоразмером может быть указана функция шины:
- P - легковой автомобиль (Passenger car);
- LT - лёгкий грузовик (Light Truck);
- ST - прицеп (Special Trailer);
- LRO - Low Platform Trailer;
- T - временная (используется только для запасных шин).
Всесезонные шины могут обозначатся следующими дополнительными маркировками:
- M&S - грязь плюс снег (Mud + Snow);
- A/T - для любой местности (All Terrain);
- AS - для всех сезонов (All Season);
- Any Season - для любого сезона;
- R+W - дорога плюс зима (Road + Winter);
- AW - любая погода (Any Weather);
- All Season - для всех сезонов;
- также для обозначения шины для суровых зимних условий может использоваться пиктограмма снежинка.
Возможны следующие системы защиты на шине:
- SSR - система аварийной защиты шины при потере давления;
- MFS (Maximum Flange Shield) - максимальная защита закраины диска;
- FR (Flange Rotector) - шина с защитой обода диска;
- DSST - Dunlop Self-Supporting Technology;
- RunFlat - технология, позволяющая вашему автомобилю продолжать движение после прокола или спуска шины;
- RunOnFlat - ранее известные под аббревиатурой EMT, позволяют продолжать движение при частичной или полной потере давления.
- Возможны следующие типы надписей и гравировок на шине:
- OWL - (Outline White Letters) - контурные белые буквы на боковине шины;
- BSW - (Black Side Wall) - черные буквы на боковине шины (в обозначении торговой марки шины);
- VSB - (Vertical Serrated Band) вертикальная зазубренная полоса;
- RWL - белая полоса на боковине;
- ORBL - (Outlined Raised Black Letters) черные выделенные подняты буквы на боковине;
- RRBL - (Recessed Raised Black Letters) утопленные рельефные черные знаки;
- WSW - белая боковина;
- BLK - черная боковина.
На шипованных шинах указывают тип шипа. Различают следующие типы шипов:
- AD - алюминиевые шипы;
- SD - шипы с твердосплавным сердечником;
- DD - шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью;
- OD - шипы с овальным сердечником;
- MD - пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.
Специальные дождивые шины могут маркироваться следующим образом:
- Aquatred ;
- Aquacontact ;
- Rain ;
- Water ;
- Aqua ;
- пиктограмма зонтик .
Кроме того могут быть следующие обозначения на шине:
- M/T - обозначает что шина для грязевых ландшафтов (Mud Terrain);
- XL - усиленная шина (Extra Load);
- RF - усиленная шина с повышенной грузоподъемностью (Reinforced = XL);
- Outsade или Side Facing Out - внешняя сторона установки;
- Inside или Side Facing Inwards - внутренняя сторона установки;
- Rotation и стрелка на боковине шины означает направленную шину, при установке шины нужно строго соблюдать направление вращения шины, указанное стрелкой;
- Left - шина устанавливается на левую сторону автомобиля;
- Right - шина устанавливается на правую сторону автомобиля;
- Tubeless - бескамерная шина. При отсутствии данной надписи шина может использоваться только с камерой;
- Tube Type - шина должна эксплуатироваться только с камерой;
- Max Pressure - максимально допустимое давление в шине, в кПа;
- Max Load - максимально допустимая нагрузка на шину, в кг;
- Reinforced или буквы RF в типоразмере означают, что это усиленная шина (6 слоёв);
- С в конце типоразмера обозначает грузовую шину (8 слоёв);
- Radial - означает, что это шина радиальной конструкции;
- Steel - означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд;
- E (в кружочке) - шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe);
- DOT - американский стандарт качества (Department of Transportation - Министерство транспорта США);
- Temperature А , В или С термостойкость шины при высоких скоростях на испытательном стенде (А - наилучший показатель);
- Traction А , В или С - способность шины к торможению на влажном дорожном полотне;
- Treadwear - относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США;
- Е17 - соответствие Европейским стандартам;
- Dot - соответствие стандартам США;
- Plies: tread - состав слоя протектора;
- Sidewall - состав слоя боковины;
- DA (штамп) - незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации;
- Twid - указатель индикатора износа проектора. Сам индикатор представляет собой выступ на дне канавки протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять;
- N0 , N1 , N2 и N3 - шина разработанная для Porsche;
- J - шина разработанная для моделей Jaguar.
BLK | Черная боковина шины. | LT | LIGHT TRUCK - шина для легкого грузовика. |
REINFORCED(=RF) | Усиленная - для шин с повышенной грузоподъемностью. | LRO | LOW PLATFORM TRAILER - низкий автоприцеп платформы. |
RRBL | RECESSED RAISED BLACK LETTERS - утоплённые рельефные черные знаки. | VSB | VERTICAL SERRATED BAND - вертикальная зазубренная полоса. |
ORBL | OUTLINED RAISED BLACK LETTERS - выделенные поднятые черные буквы. | ZR | Шины сконструированы для скоростей, превышающих 240 |
BSW | BLACK SIDE WALL - черные буквы на боковине шины (в обозначении торговой марки шины). | OWL | OUTLINE WHITE LETTERS - контурные белые буквы на боковине шины. |
Маркировка усиленных шин:
SSR | RUNFLAT (Self-Supporting Runflat Tyre) - разработка компании Continental. Шина имеющая в боковой стенке специальный каучуковый усилитель, который берёт на себя вес автомобиля в случае потери давления в шине. | MFS | MAXIMUM FLANGE SHIELD - Система Максимальной защиты обода борта защищает шины от повреждений об бордюры и тротуары - резиновый профиль, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону. |
RF | RUNFLAT технология, позволяющая вашему автомобилю продолжать движение после прокола или спуска шины. | RUNONFLAT | Шины RunOnFlat, ранее известные под аббревиатурой ЕМТ, позволяют продолжать движение при частичной или полной потере давления. |
Шины для автомобилей некоторых марок маркируется специальными символами:
Прочие обозначения.
Кроме вышеперечисленных, на боковине шины могут присутствовать другие обозначения, несущие массу полезной информации:
TUBE TYPE | Камерная конструкция (обязательное использование шины вместе с камерой). | TUBELESS | Бескамерная конструкция шины. |
ML | Шина с защитой обода диска для Mersedes или Audi. | С | Усиленная шина. |
FR | Flange Rotector - шина с защитой обода диска. | ЕМТ | RUN FLAT от Goodyear. |
ALL STEEL | Шина с металлокордным брекером и каркасом. | REGROOVABLE | Допускается нарезка рисунка протектора. |
TREADWEAR 380 | Коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к «базовой шине», для которой он равен 100. | TRACTION А TEMPERATURE А TREADWEAR 200 | категории тягово-сцепных свойств, термостойкости и износостойкости по стандартам классификации департамента транспорта США. |
TOUS TERRAIN | Всесезонная шина. | R+W | Road + Winter - дорожная + зимняя (универсальная) шина. |
RETREAD | Восстановленная шина. | RADIAL | Шина с радиальной конструкцией. |
TRACTION A | Коэффициент сцепления. Имеет значения А, В, С. Шины с коэффициентом А имеют наибольшую величину сцепления в своем классе. | Е17 | Шина соответствует Европейским стандартам (наличие европейского сертификата омологации, число обозначает страну). |
INSIDE или SIDE FACING INWARDS | Внутренняя сторона установки шины с асимметричным рисунком протектора (этой надписью вовнутрь). | OUTSIDE или SIDE FACING OUT | Внешняя сторона установки шины с асимметричным рисунком протектора (этой надписью наружу). |
PLIES: TREAD | Состав слоя протектора шины. | SIDEWALL | Состав слоя боковины шины. |
MAX LOAD | MAX PRESSURE | Максимальное внутреннее давление в шине, Кпа и PSI. | |
RIGHT | Шина с асимметричным рисунком протектора, которая устанавливается на правую сторону автомобиля. | LEFT | Шина с асимметричным рисунком протектора, которая устанавливается на левую сторону автомобиля. |
ROTATION | Направление вращения шины с направленным рисунком протектора (при этом на боковине шины наносится стрелка, показывающая направление вращения шины). | DA (штамп) | Незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации. Может также стоять дополнительный штамп ограничения скорости, например, не выше 140 км/ч. |
TEMPERATURE A | Температурный режим. Показатель, характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он подразделяется на три категории - А, В и С. | M+S (грязь и снег), Winter (зима), Rain (дождь), Water или Aqua (вода), All Season | Шины, предназначенные для эксплуатации в конкретных погодных условиях. |
TWI D | Указатель индикатора износа проектора. Сам индикатор представляет собой выступ на дне канавки протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять. | DOT | Сертификация шин в соответствии с требованиями Департамента транспорта США. Включает несколько кодов и содержит информацию о производителе, конструкции и размере шины. |
MADE IN ***** | Страна-производитель шины. | Stud * | Шипы. |
* - аббревиатура OD, DD, MD, AD, шип. - означает, что шины ошипованы овальным шипом (OD), шипом с алмазной гранью (DD), пластиковым шипом (MD), или цилиндрическим аллюминиевым шипом с твердосплавным сердечиником (AD, шип.)
Ассоциацией Резиновой Промышленности Канады (Rubber Association of Canada) и Ассоциацией Производителей Резинотехнических Изделий США (Rubber Manufacturers Association) был принят специальный испытательный метод Американского Общества Испытаний и Материалов (American Society for Testing and Materials, ASTM). Это испытание оценивает шины в реальных условиях заснеженных дорог. После долгих споров и обсуждений все производители шин согласились принять этот стандарт, предложенный ASTM, вместе со специальным символом снежинки на фоне горы. О принятии нового стандарта было объявлено в феврале 1999 г..
Эти обозначения не наносятся на боковину шины! Данная информация используется производителями в наименовании автошин.
BCS | BLACK CIRCUMFERENCIAL SERRATION | Черные периферические зубцы. | BL | BLACK LETTERS | Черные знаки. |
BSL | BLACK SERRATED LETTERS | Черные зубчатые знаки. | BSB | BROKEN SERRATED BAND | Прерывистая зубчатая полоса. |
ENWL | EXTRA NARROW WHITE LETTERS | Очень узкие белые знаки. | ROBL | RAISED OUTLINED BLACK LETTERS | Рельефные обведенные черные знаки. |
OWL | OUTLINED WHITE LETTERS | Обведенные белые знаки. | OBL | OUTLINED BLACK LETTERS | Обведенные черные знаки. |
OGL | OUTLINED GOLD LETTERS | Обведенные золотые знаки. | ORBL | OUTLINED RAISED BLACK LETTERS | Обведенные рельефные черные знаки. |
ORWL | OUTLINED RAISED WHITE LETTERS | Обведенные рельефные белые знаки. | OWL | OUTLINED WHITE LETTERS | Обведенные белые знаки. |
RBL | RAISED BLACK LETTERS | Рельефные черные знаки. | RWL | RAISED WHITE LETTERS | Рельефные белые знаки. |
RRBL | RECESSED RAISED BLACK LETTERS | Утопленные рельефные черные знаки. | SBL | SERRATED BLACK LETTERS | Зубчатые черные знаки. |
SRBL | SERRATED RAISED BLACK LETTERS | Зубчатые рельефные черные знаки. | SOWL | SLANTED OUTLINED WHITE LETTERS | Наклонные обведенные белые знаки. |
SVSB | SLANTED VERTICAL SERRATED BAND | Вертикально-наклоненная зубчатая полоса. | VSB | VERTICAL SERRATED BAND | Вертикальная зубчатая полоса. |
WL | WHITE LETTERS | Белые знаки. | WS | WHITE STRIPE | Белая полоса. |
Вопрос, какие лучше купить нешипованные шины или шипованные, стоит перед многими автовладеьцами. В большинстве своем большинство водителей, по статистике, склоняется к покупке шипованных шин, при том, что цены на них практически не отличаются. Однако рейтинг зимних шипованных и нешипованных шин , опубликованный на нашем сайте, показывает, что достаточно много людей предпочитают и нешипованную резину, которая на относительно чистом сухом или мокром асфальте имеет хорошие показатели.
Шипованные шины более стабильны в различных условиях и если у вас нет большого опыта, то предпочтение лучше отдать именно им. С ними сложнее застрять в нерасчищенных дворах и «забраться» на обледенелый подъем.
Если же у вас есть опыт использования нешипованных автошин, и эксплуатация автомобиля будет происходить в городских условиях, когда дороги политы антогололедными реагентами, то можно купить зимние шины без шипов. При этом нужно использовать более аккуратный стиль вождения на обледенелых дорогах, особенно при отрицательных температурах близких к нулю градусов.
При выборе зимней резины, бывает полезно ознакомиться с мнениями других пользователей на странице
Некоторые модели шин обладают дополнительным элементом боковины, расположенном в бортовой зоне, который называется защитой обода диска. Он может быть выполнен в виде выступающего резинового пояска или особого уплотнения в этой же зоне.
Назначение данных технических решений - это защита обода диска от соприкосновения с, например, бордюрными камнями при осуществлении маневра парковки, так как подобного рода контакты могут привести к появлению сколов, потертостей и прочих поверхностных повреждений диска.
Спортивный имидж
Кроме функции по снижению негативного воздействия со стороны посторонних объектов на диск, защита обода диска обладает эстетическим эффектом, наделяя визуальную комбинацию шины и диска более спортивным имиджем.
В настоящий момент защита обода диска является самостоятельным элементом шины, который не имеет общепринятой маркировки на шине и/или в обозначении артикула шины. В связи с этим, ряд производителей добавляет свою собственную маркировку, указывающую на наличие защиты обода диска, а другие производители этого не указывают вообще. Существует несколько подходов, руководствуясь которыми, шинные производители применяют защиту обода диска на шинах:
- Применяется на определенной модели, для всех размеров, которые имеются в наличии
- Применяется для определенных размеров, выделенных по геометрическим признакам (например, для низкопрофильных размеров)
- Применяется для определенных размеров, выделенных по имиджевым признакам (например, для размеров, поставляемых на первичную комплектацию спортивных автомобилей)
Необходима консультация
В связи с разнообразием подходов к формированию шинного предложения, оснащенного защитой обода диска, а также отсутствия единой маркировки, необходимо проконсультироваться в (либо обратиться за разъяснением к производителю шины), если необходимо выбрать шину с данным защитным элементом.
Например, компания MICHELIN применяет защиту обода диска для спортивных моделей: , .
Внимание! Защита обода диска - самостоятельный конструктивный элемент боковины шины, он не обязателен для применения на шинах, выполненных по технологии самонесущих шин, а также на шинах, имеющих увеличенную несущую способность.