Ручное управление на автомобиль: нюансы установки и оформления. Автомобили с ручным управлением Ручное управление на автомобиль

Для людей с ограниченными физическими возможностями такие обыденные дела, как поездка на автомобиле на работу или на встречу с друзьями являются тяжелой, а иногда и просто непосильной задачей. В Германии традиционно много внимания уделялось интеграции инвалидов в повседневную жизнь, поэтому не удивительно, что именно здесь с 1920 года компания Veigel производит оборудование для ручного управления автомобилем.

Основным видом деятельности бренда Veigel выступает проектирование и производство вспомогательных средств для водителей-инвалидов. За десятилетия работы был создан ряд модификаций ручного управления автомобилем для соответствия потребностям различных категорий людей с ограниченными возможностями. В линейке устройств Veigel представлены модели со стандартной правосторонней установкой, ручное управление для левшей и для автолюбителей с травмой шейного отдела позвоночника.

Таким образом, при помощи продукции немецкой компании Veigel тысячи людей смогут стать независимыми от родственников и окружающих, получив возможность самостоятельно управлять машиной и наслаждаться всеми прелестями современной жизни.

Выберите свою модель ручного управления:

  • Basic – первоклассное качество за разумную цену;
  • Basic с системой TRI-PIN - эргономичное ручное управление для шейника;
  • Compact – эргономика и элегантный дизайн;
  • Compact II – улучшенная эргономика;
  • Classic II – лучшее дизайн-решение;
  • Система Commander – переключатель для контроля над функциями управления автомобиля;
  • Серия 3400 PUSH PULL под левую руку
  • Detroit PUSH PULL под левую руку

Преимущества

В отличие от многочисленных кустарных производств систем ручного управления, изготовление аппаратуры Veigel осуществляется исключительно в заводских условиях со строгим контролем соблюдения стандартов. Именно поэтому оборудование обладает высоким качеством и надежностью, что крайне важно для обеспечения безопасного передвижения на транспортном средстве. Продуманные до мелочей эргономические решения позволяют находиться за рулем машины длительное время без ощущения чувства усталости.

Интуитивное управление позволяет быстро приспособиться к оборудованию и с легкостью маневрировать даже на загруженных дорогах мегаполисов. Плавное ускорение и торможение гарантирует максимальную комфортность поездок. В ряде устройств присутствует фиксатор механического тормоза и используется уникальная технология, предотвращающая одновременное нажатие газа и тормоза. Также есть возможность регулировки высоты положения рычага управления.

Еще одно преимущество вспомогательных устройств от данного производителя – простота установки ручного управления машиной без необходимости значительных модификаций транспортного средства. Переоборудование автомобиля может быть выполнено официальными дилерами или самостоятельно, согласно с инструкцией, которая идет в комплекте с каждым изделием.

Все модели ручного управления находятся на складе нашей компании в Москве. Вы можете купить ручное управление в нашем офисе, предварительно ознакомившись с моделями на нашем сайте. Если вы находитесь в другом регионе, мы вышлем вам комплект оборудования с подробной инструкцией по установке службой Экспресс доставки или Почтой России.

Срок доставки не превышает 3-х рабочих дней.

Для каких авто подходит ручное управление Veigel

Вспомогательные устройства управления машиной Veigel подходят для установки в транспортные средства с правым или левым расположением руля. Также оборудование можно использовать при езде на автомобилях с разными габаритами, начиная от компактных легковых и заканчивая джипами и грузовыми машинами. Единственным ограничением является обязательное присутствие автоматической коробки передач.

Сравнительная таблица производителей ручного управления педалями газ и тормоз:

VEIGEL GmbH&Co
Германия-США
Autoadapt AB
Швеция
HURT
Чехия

Количество моделей ручного
управления педалями газ и тормоз

7 моделей 2 2
Возможность регулировки ручного управления по высоте Есть Нет Нет
Наличие фиксатора тормоза Есть Есть Есть
Наличие различных вариантов фиксатора тормоза 3 варианта 2 1
Возможность отключения от педалей (режим холостого хода) Есть Нет Нет
Наличие моделей ручного управления под управление педалями газ и тормоз левой рукой 2 модели Нет Нет
Наличие модели ручного управления педалями газ и тормоз для шейников Есть Нет Нет
Наличие полного оригинального установочного комплекта Есть Нет Нет
Наличие сертификата соответствия РФ Есть Есть Есть
Наличие инструкции по установке ручного управления на русском языке Есть Есть Есть
Наличие руководства пользователя на русском языке Есть Есть Есть
Опыт работы компании- производителя оборудования с 1920 года с 1996 года с 1996 года
Компания-производитель является официальным поставщиком сборочного производтва автомобилей Mercedes-Benz
Opel, Audi,
Volkswagen,
Citroen, Peugeot,
Renault, Škoda,
Mazda, Fiat,
Lancia, Alfa Romeo
Не является Škoda
Наличие представительств компании-производителя в странах мира Европа - 26
Германия - 41, США -152,
Канада - 35, VEIGEL Россия ,
Австралия, Мексика
ОАЭ, Иран, Израиль,
Саудовская Аравия,
Пуэрто-Рика, Бразилия, Венесуэла,
Чили, Сингапур,
Тайвань, Япония, Украина
Европа - 21
США - 8
Африка- 11
Азия - 15
Россия - 2
Чехия
Россия
Украина

Тотальная «автомобилизация» с каждым днем набирает обороты и совсем скоро будет невозможно представить себе человека, который бы не имел или не ездил на автомобиле. Современные технологии развиваются очень интенсивно и для того чтобы сесть, как говорится, за руль уже совсем не обязательно иметь какие-то супер умения или принадлежать к тому или иному полу или классу. Благодаря прогрессу автомобиль стал реальностью даже для людей с ограниченными возможностями.

Специально для таких автомобилистов были изобретены устройства, облегчающие им управление транспортным средством. Одним из таких спец-оборудований является – ручное управление автомобилем .

Данное оборудование предназначено для людей-инвалидов, однако это совсем не означает, что автомобилем с ручным управлением не может управлять человек, не имеющий никаких физических отклонений. Особенность данного оборудования заключаются в том, что все выполняемые в обычном автомобиле операции - здесь осуществляются при помощи рук, то есть: газ, и тормоз находятся, так сказать под рукой.

Единственным недостатком ручного управления является его установка в автомобиль. Сложность заключается в том, что мастеру придется внедрять оборудование, которое не предусматривалось автопроизводителем, а также в особенностях конструкции, той или иной модели. Кроме того, подгонять придется еще и под конкретного человека, которому нужно будет проявить терпение и высокую способность к обучению, поскольку к этому, как говориться, надо привыкнуть. Также усложняет работу по установке ручного управления то, что ею обязательно должен заниматься специалист, которых, к сожалению не так уж и много. В своей сегодняшней статье я попытаюсь объяснить основные принципы и важные моменты, с которыми связано оборудование авто ручным управлением .

Принцип устройства этого устройства подразумевает размещение на одном рычаге привода сцепления и тормоза. Такой механизм особенно необходим людям с ограниченными способностями, к примеру, на случай если необходимо остановиться на светофоре, а после этого двигаться под горку.

Подходя к выбору системы ручного управления, следует определиться с вариантом конструкции.

1. Вариант. Устройство предусматривает исключительно ручное управление. Конструкция довольно тривиальна - для того чтобы задействовать педаль газа, нужно потянуть на себя кольцо, которое расположено за рулем. В некоторых случаях вместо кольца устанавливается дуга. С правой стороны расположен рычаг сцепления и тормоза, при этом фиксация сцепления происходит в крайнем положении. Чтобы затормозить, нужно рычаг потянуть от себя, а для выжимания педали сцепления - необходимо повернуть рычаг до упора за часовой стрелкой.

2. Второй вариант. Принцип данного устройство сконструирован с расчета на человека, имеющего одну руку, или неработоспособную одну из рук. Переключение скоростей в таком варианте происходит посредством нажатия правой ноги на педаль и перемещения рукоятки КПП в продольном направлении. Выбор передач происходит при помощи пристегнутого к бедру левой ноги ремня, кроме того на панели имеются вспомогательные клавиши управления машиной. Также, как и в первом случае, педаль газа дублируется дугой, которая расположена за рулем.

Я стучусь в один из боксов в гаражном кооперативе, которых в Тольятти бесчисленное множество. О том, что я не ошибся адресом, свидетельствуют лишь аккуратные роллетные ворота, белеющие в тусклом свете ртутных ламп. Указателей нет ни на въезде в ГСК, ни на самóм боксе, но это клиентам и не требуется: мир инвалидов тесен - и клиенты находят сюда дорогу.

Рольставни прячутся под потолок, и навстречу мне на инвалидной коляске выезжает Сергей - владелец компании по установке органов ручного управления на обычные автомобили. Когда после аварии у Сергея отнялись ноги, он быстро понял, что существующие конструкции разработаны инженерами, мало знакомыми с реальными нуждами инвалидов. Сначала Сергей разработал механизм для себя, затем с его изобретением ознакомились друзья по несчастью, а сейчас к нему обращаются не только жители Самарской области, но и люди с ограниченными возможностями из соседних регионов.

Конструктив

Что же не так с конструкциями, которые выпускаются годами? Их разрабатывали в то время, когда инвалидам по программе социального страхования предлагали автомобили из числа самых доступных - Оку и классические Жигули, на смену которым пришла Гранта. Ирония судьбы в том, что все конструкции проектировались для машин с механической коробкой передач, а с 2015 года по техрегламенту переоборудовать разрешено только машины с автоматической трансмиссией. Фактически инспектор может остановить автомобиль с наклейкой «Инвалид» и, указав на несоответствие техрегламенту, снять номера и отправить на штрафстоянку.

А как же Ока с электромагнитным сцеплением, которую выпускали в Серпухове? Это были машины серийного производства с оригинальным VIN-кодом, изначально лишенные педалей (их функции выполняли рычаги ручного управления), - но узел показал себя ненадежным. Поэтому многие владельцы были вынуждены устанавливать педали и навешивать дублирующее оборудование.

Еще одна сложность в том, что разработчики решали компоновочные задачи, плохо представляя потребности людей с ограниченными возможностями. Придумали, сертифицировали - и пустили в серию: всё равно Фонд социального страхования распределит эти машины среди инвалидов, которым некуда деваться. Хотя, как считает Сергей, по-хорошему надо такие проекты выставлять на конкурс, чтобы инвалиды могли выбрать наиболее удобную конструкцию, - и именно ее нужно дорабатывать и доводить до конвейера.

Вы никогда не видели навесные комплекты? Они громоздкие, металлоемкие, требуют регулярного обслуживания. Только через десять лет после внедрения разработчики из «Унио Плюс» взялись за модернизацию своей конструкции. А каково инвалидам управляться с тремя рычагами! В иной ситуации приходится бросать руль, чтобы одной рукой выжать сцепление, а второй интенсивно тормозить…

Помимо челнинской фирмы «Унио Плюс» Сергей вспоминает компании Manual-Auto и «Мастер Химичев», базирующиеся, соответственно, в Ставропольском крае и под Челябинском. В выпускаемых ими навесных органах управления функции газа и тóрмоза совмещены в одной рукоятке, но вторая всё равно управляет сцеплением. И размещается эта сложная конструкция справа от руля - иначе будет затруднен доступ на водительское сиденье.

Зарубежные производители тоже предпочитают правостороннее расположение; их оборудование изначально рассчитано только на машины с автоматом и смонтировано не на рулевой колонке, а на полу, с тягами вдоль центрального туннеля. Делают неплохо, но и цена не бросовая - система с установкой тянет на 100 тысяч рублей.

Я с самого начала столкнулся с тем, что ездить на механике мне крайне сложно, - продолжает Сергей. - С иностранными комплектами для машин с автоматом тоже не всё гладко: ручку «газ - тормоз» монтируют у туннеля, поэтому есть риск зажать ее парализованной ногой и лишить подвижности. Конечно, можно, садясь за руль, стягивать конечности ремнем, но нам и без того хватает сложностей. И я разработал конструкцию, которая оказалась удобнее всех аналогов.

Итак, если классическое отечественное оборудование является навесным (крепится оно на рулевую колонку), а зарубежные разработки условно назовем напольными, то запатентованный Сергеем механизм предполагает скрытую установку под передней панелью. Есть в его портфолио и традиционная навесная конструкция - но в обоих случаях рычаг управления газом и тормозом размещен слева от руля. Более простую схему демонстрирует Opel Astra хозяина фирмы, а скрытым комплектом оснащен Mercedes-Benz E 220d инвалида-колясочника Алексея, который накатал на нем уже 70 тысяч километров.

Вниз - ускоряешься, вверх - замедляешься. Всё просто, - комментирует Алексей. - Я могу, сидя в неподвижном автомобиле, нажать левой рукой тормоз, чтобы правой передвинуть селектор автомата в «драйв», и спокойно тронуться. А в движении левой рукой управляю со штатного подрулевого рычажка световыми сигналами и - это же Mercedes! - стеклоочистителями.

При этом конструкция очень простая, компактная и прячется под панель так, что снаружи остается только рычаг управления. С педалью тормоза он соединен жесткой тягой с шарнирами, с педалью газа - тросом. Я проехал на этой машине несколько километров по городу, специально не касаясь педалей, - и даже без устойчивого навыка преодолел все светофоры и кольцевые развязки, используя только рычаг.

Если потребуется, рычаг можно снять всего за минуту - и за такое же время вернуть его на место, - комментирует Сергей. - С навесным оборудованием так не получится: люди тратят много времени на его демонтаж, а потом вынуждены заново его настраивать. В моей конструкции механизм скрыт панелью и никому не мешает.

В этом еще одно его достоинство. Традиционные комплекты громоздки, и никто не может предсказать, как они проявят себя в случае аварии - сертификация не предполагает краш-тестов. Представьте, что в современной машине сработает коленная подушка безопасности, а на ее пути окажется мешанина рычагов. А каково в случае аварии приложиться об эти рычаги коленями или руками?

Какие же требования предъявляются к производителям органов ручного управления? -

Наша деятельность не лицензируется, - отмечает Сергей. - Необходимо организовать серийное производство, чтобы выдерживать качество, - и можно получать сертификат в организации, которая выдает сертификаты на запасные части. Мы делаем образцы, оформляем документы, едем в сертификационный орган и получаем сертификат качества продукции. Второй документ - сертификат качества услуг, который дает право устанавливать выпущенное оборудование на автомобили. Для его получения необходимо иметь помещение, инструмент и квалифицированного установщика. Мастер производит монтаж в присутствии инспектора, который составляет заключение и выдает разрешительный документ. Технические условия на свою установку я разрабатывал самостоятельно. Затем мы пригнали Гранту с допоборудованием в московскую лабораторию, где ее сертифицировали за 17 тысяч рублей. А процесс монтажа инспектировал региональный инспектор - здесь, на месте, и обошлось это в восемь тысяч.

Предъявите документы

Для людей с ограниченными возможностями с прошлого года процедура оформления автомобилей с ручными органами управления усложнилась.

Купив автомобиль - обязательно с автоматом, - владелец до посещения установщика должен обратиться в аккредитованный центр НАМИ, который дает заключение о возможности установки выбранного оборудования на конкретную модель. Этот центр расположен в Москве, поэтому обычно заключение делают по фотографии (ориентируясь на сертификат производителя) и затем по почте высылают разрешение на установку. Получив его, инвалид отправляется в ГИБДД и подает заявление о том, что хочет смонтировать на свою машину дополнительные органы управления. С этими двумя документами он обращается к установщику, тот монтирует оборудование, затем инвалид вновь отправляет фото в НАМИ и получает заключение, что транспортное средство безопасно. С новой бумагой, сертификатом установщика и паспортом на устройство автовладелец обращается в ГИБДД, где ему ставят отметку в ПТС и СТС: «С ручным управлением».

Кстати, знаете, какие изменения отражены в документах на переоборудованную машину? Увеличение массы на два килограмма - и всё! Нужно ли тратить столько сил, особенно с учетом того, что машину в НАМИ на самом деле в глаза не видели?

Причем это далеко не все сложности, которые приходится преодолевать. Заключение о допуске инвалида к управлению автомобилем дает врач из медкомиссии, который в зависимости от возможностей будущего водителя указывает вариант управления - например, левой рукой и правой ногой или только руками. Здесь кроется еще одна проблема: чтобы инвалиду разрешили сесть за руль, необходимо развить на динамометре определенное нормативами усилие, - если после травмы руки слабы, за руль не пустят.

Скажете, такое ограничение - ради всеобщей безопасности? Так ведь требования писали, когда слаще вазовской «восьмерки» ничего не было. А теперь все автомобили - с усилителем рулевого управления, автоматом, системой стабилизации, и для управления ими не надо быть чемпионом по армрестлингу. Нормативы нужно пересматривать!

При этом инвалиды водят, как правило, аккуратнее обычных водителей. И понятно почему. Представьте, какие мучения их ожидают, если произойдет ДТП: нужно выбраться из машины на месте, потом мотаться в ГИБДД и страховую... И хотя сейчас госучреждения оборудуют пандусами, сделаны они для галочки, а не для людей.

Если возникает необходимость в ручном управлении - это показатель, что выстроенная система бизнес-процессов в компании работает неэффективно

Сергей Удальцов*

Как Вы понимаете термин «ручное управление»?

Если возникает необходимость в ручном управлении - это показатель, что выстроенная система бизнес-процессов в компании работает неэффективно. В идеале вышеупомянутая система должна работать без личностного и какого бы то ни было вмешательства извне. Для этого существует делегирование полномочий и отдел кадров, организующий правильный подбор исполнителей на нужные позиции. Таким образом, ручное управление - это вмешательство в работающий «механизм» компании, применяемое при необходимости внесения изменений в бизнес-процессы. В этом случае ручное управление скорее антикризисная мера, форс-мажор.

С другой стороны, ручное управление можно понимать как способ управления бизнесом. Это тот самый случай, когда компания не очень велика и генеральный директор или акционер напрямую участвует в выработке большинства операционных решений. В данном случае ручное управление обычно эффективно, но изживает себя с ростом компании.

В-третьих, ручное управление может применяться, когда речь идет об управлении конкретным стратегически важным для бизнеса проектом в рамках компании или группы компаний. Генеральный директор всегда может подобный проект взять на контроль.

Ручное управление - это инструмент, который нужно уметь применять, знать, когда и как применять. Для этого надо очень хорошо разбираться в том, чем управляешь. Нередко прямое вмешательство в отлаженные бизнес-процессы компании может и навредить.

Как Вы считаете, ручное управление - это признак доверия или недоверия?

Если мы говорим о делегировании полномочий сотруднику с целью применения ручного управления, то, конечно, это признак доверия. Это отражает доверие руководства к сотруднику и тому, что он разбирается в бизнес-процессах компании. Если компанию сравнить с человеческим организмом, то, как и в человеческом организме, в ней есть определенные точки, на которые можно «нажать» и что-то поменять. Но, чтобы правильно нажать, нужно не только знать, где эти точки, но и чувствовать, насколько сильно нужно нажимать. Ручное управление не подразумевает, что человек бегает, суетится, и все почему-то работает. Оно подразумевает, что он бегает в правильном месте, суетится вовремя и говорит правильные вещи правильным людям.

Возможна ли сегодня безопасность компании без ручного управления?

Конечно, возможна. Не думаю, что в зарубежных корпорациях постоянно применяется ручное управление. Безопасность компании, если мы говорим о конкурентной борьбе, напрямую зависит от эффективно работающей системы управления рисками, а также от способности предугадать изменения внешней среды.

Если вышеперечисленные механизмы работают, а у руководства есть понимание того, что и как нужно менять, чтобы противостоять внешним и внутренним угрозам, то ручное управление - отличный инструмент точечной корректировки бизнес-процессов. Хирург же не применяет вслепую скальпель?

А что касается самого лидера, ручное управление развивает его или, наоборот, ведет к деградации и почему?

В моем понимании, лидер - это человек, который генерирует идеи, служит примером и ведет людей за собой. Лидер определяет стратегию и объединяет людей силой своей харизмы. Он также может выступать в роли арбитра. Любая новая критическая ситуация, в которой может оказываться компания, будет привносить новый опыт ее сотрудникам. Если мы рассматриваем такой концепт, то ручное управление - развивает. Если мы рассматриваем ситуацию, в которой ручное управление используется как изживший себя метод управления, то он будет вести к деградации.

Если говорить о самих исполнителях, ручное управление повышает их ответственность или ведет к пофигизму?

Применение ручного управления со стороны руководства вряд ли может повысить самооценку сотрудников. Если руководитель влезает в текущую деятельность подчиненного, то или подчиненный не справляется, или сам руководитель не может грамотно сформулировать цели и задачи, а затем проконтролировать их достижение. Чем крупнее компания, тем больше прямое вмешательство через несколько уровней подчиненности может навредить. В большинстве случаев это вносит бардак в жизнь компании. Когда генеральный директор влезает в дела менеджера через голову руководителя отдела, то это, скорее всего, приведет к дезориентации подчиненных и непониманию поступков руководства со стороны руководителя отдела.

С кем советуется лидер, использующий ручное управление, когда нужно принимать стратегические решения?

Безусловно, любой лидер будет советоваться с сотрудниками компании, максимально хорошо знающими вопрос. Если есть возможность привлечь консультантов - это идеальный вариант. Окончательное решение все равно будет принимать лидер, поэтому его задача - собрать максимальное количество мнений, все проанализировать, определить риски и пути их минимизации и на базе полученных данных уже формулировать стратегию.

При принятии стратегических решений важно осознавать, что на вас лежит ответственность за будущее компании и людей, которые в ней работают. Поэтому помимо всего вышеперечисленного, надо еще и чувствовать экономическую составляющую вашего бизнеса, надо знать, какие у вас есть ресурсы, какова политическая обстановка, рыночная конъюнктура, конкурентная среда. Только когда вы чувствуете себя во всем этом как рыба в воде - только тогда можете принимать решение. Но даже в этом случае то, что решение на 100% верное, - не гарантировано. Принятие решений - это постоянная борьба с сомнениями, постоянный выбор, с применением знаний и интуиции.

Давайте поговорим о слабых сторонах ручного управления.

Не могу сказать, что у ручного управления есть слабые стороны. Слабые стороны могут быть у человека, который осуществляет это управление. Существуют скорее риски при применении ручного управления на предприятии. Во-первых, это риск несвоевременности: применить не в то время, не в том месте, опираясь на слабых исполнителей. Во-вторых, иногда бывают ситуации, когда ничего и не надо менять. Другими словами, это риск опасения, когда руководителю кажется, что нужно что-то поменять, что люди не справляются, а на самом деле компания отлично функционирует. Также существует риск неподготовленности к принятию решений: когда приходит руководитель и, не разбираясь в бизнес-процессах, начинает «махать шашкой».

Кому из успешных бизнесменов удалось долго и без потерь вести «свой корабль» к цели с помощью ручного управления?

Не скажу про бизнесменов, но если брать политиков, то Владимир Владимирович Путин - отличный пример. Президент куда-то приезжает, и там сразу начинает все работать. Когда человек, облеченный властью, куда-то приезжает и там тут же все начинает работать - это и есть самый лучший пример ручного управления в действии.

Если представить, что, к примеру, Стив Джобс смог отказаться от ручного управления и перевести свою компанию на «автоматическое» управление...

Очень много зависит от самого лидера. Если бы Стив Джобс перевел компанию на «автоматическое» управление, я думаю, у него ничего бы не получилось, потому что за очень ограниченное количество лет он вывел Apple на такой уровень, на который компания еще никогда не выходила.

В тех условиях, в которых управлял компанией Джобс, никакой другой стиль управления не привел бы ее к успеху. Об этом свидетельствует тот факт, что после его смерти, даже при помощи наработок, которые он оставил после себя, компания Apple начала сдавать свои позиции. Стив Джобс, Алан Гринспан -
это те редкие случаи лидера, когда одно, четко выверенное слово человека может «качать» экономику, компанию, рынок, отрасль.

А если разобраться, то каким еще может быть управление, кроме как ручным?

Разным. Существует много стилей управления, все зависит от того, кто управляет. Управление зависит от человека и того, что нужно компании. Я бы сказал, что управление может быть правильным и неправильным. Правильное - это когда ты получаешь прибыль, неправильное - когда не получаешь. Если речь идет о проектном менеджменте, то управление может быть эффективным и неэффективным. Неэффективное - если потрачены средства, а результат мог быть достигнут быстрее и дешевле. Правильно и неправильно, эффективно и неэффективно - это всё. Остальные классификации по типам управления - попытка систематизации опыта разных компаний с целью создания науки о менеджменте.

Делегирование полномочий - это главный путь в отказе от ручного управления? Как его осуществить?

Когда прописываются бизнес-процессы, они изначально должны предполагать делегирование полномочий. Это закон, во всяком случае если стартап планирует превратиться в крупную компанию. Далее основной задачей становится подобрать правильных сотрудников на правильные позиции. Если вы неправильно подобрали сотрудников - вы ошиблись и все будет не так, как запланировано. С ростом компании ситуация может меняться, может стать необходимым внесение изменений в бизнес-процессы.

Ручное управление - это прямое вмешательство в полномочия других людей. Абсурдно говорить о делегировании полномочий, если вы сами лично лезете в дела каждого сотрудника. Если компания стоит на пути к отказу от ручного управления, то делегирование полномочий и внедрение стандартизированных бизнес-процессов является основным.

Как Вы считаете, большинству в России это не удается или не очень хочется?

Отечественным бизнесменам спокойнее, когда они сами вручную управляют своим бизнесом. Считается, что риск потерять свой бизнес значительно ниже, когда контролируешь все самостоятельно. Однако, это не всегда правда, так как в сутках всего 24 часа, а чем крупнее компания, тем больше требуется времени на контроль всего и вся. В крупном бизнесе просто невозможно руководить всей компанией с помощью ручного управления. Поэтому в конечном итоге или компания продолжает нести издержки упущенных возможностей, или бизнесмен привлекает консультантов, которые вырисовывают бизнес-процессы и предлагают пути решения, или бизнесмен самостоятельно пытается реформировать бизнес. Если есть возможность объединить глобальный опыт консультантов с конкретным опытом бизнесмена - это будет максимально эффективным решением.

Как осуществить переход от ручного управления к регламентному?

Технически регламентирование осуществляется просто - открываешь компьютер и начинаешь писать: что, где и как работает. Правда, перед этим необходимо изучить абсолютно все процессы в компании: выстроить схемы, цепочки. Далее прописываете подробно положения, все люди ознакомляются с ними, вы смотрите, как сотрудники на это реагируют, исполняют или нет, соответственно вводите какие-то изменения, чтобы все работало. Идеально также отследить, насколько изменились ключевые показатели до и после внедрения изменений.

Крупные компании при неповоротливости нередко многократно меняют системы управления… почему и как?

Если часто меняют систему управления компанией, значит, идет поиск выхода из кризисной ситуации. Однако при постоянном применении метода «шоковой терапии», появляются и дополнительные проблемы, например связанные с текучкой кадров - большинство сотрудников испытывает дискомфорт в подобных ситуациях. Когда в компании возникают проблемы, идеальным вариантом будет разобраться, почему так происходит, объяснить ситуацию сотрудникам и только после этого что-то менять. В нашей стране это не очень принято, но бизнес должен стараться быть социально ориентированным. В случае же, когда руководителя просто «шатает», изменение стиля управления сродни стрельбе с завязанными глазами - попадешь, не попадешь. Если мы говорим об управлении изменениями, то новую систему нужно всегда внедрять постепенно, поэтапно.

Отказавшись от ручного управления и создав успешный бизнес, можно отойти в сторону и любоваться и наслаждаться?

Если мы говорим о бизнесмене-управленце, он всегда должен анализировать направление развития своего бизнеса - то, как внешняя среда повлияет на бизнес в ближайшей перспективе. Стратегия подразумевает, что человек заранее продумывает свои действия, он просчитывает комбинации, сопоставляет, как что может быть, читает прессу. Это аналитическая работа. И при этом он должен успевать управлять компанией. Если бизнесмен - инвестор, то для него всегда будет наиболее важной капитализация компании, для управления у него есть топ-менеджеры.

Можно ли, отказавшись от ручного управления, не потерять «нюх»?

Крупный бизнес не может функционировать только на ручном управлении. Мелкий бизнес чаще всего работает на ручном управлении, в нашей стране во всяком случае. Если ваш бизнес работает на ручном управлении, а вы хотите от него уйти в сторону делегирования, то человек разумный спланирует этот переход - не спеша подберет людей, будет представлять, к чему он стремится. Нужно понимать, как это работает, подбирать человека, делать такую систему сдержек и противовесов, чтобы исполнитель эффективно выполнял свою функцию, а бизнесмен оставался стратегом и развивал компанию. Если же мы говорим об интуиции в бизнесе - то она или дана от рождения, или нет.

Топ-менеджмент ряда глобальных компаний фактически «приватизирует» компании?..

Да, это так, и это абсолютно нормально. Система стимулирования людей акциями компаний - это очень правильно. Это та самая европейская система, которая повышает лояльность сотрудников и ориентирует их на результат.

Критические точки контроля бизнеса - какие они в среднем, крупном и глобальном бизнесах?

Первая - себестоимость. Надо понимать, как формируется ваш продукт. Вторая - доходы: надо знать рынок, понимать, как формируется портфель клиентов, как работают конкуренты. Третья - это расходы: из чего складываются, как влияют на маржу и прибыль. Последнее - контроль движения денежных средств. С ростом масштаба бизнеса возникают дополнительные задачи: формирование стратегии, прогнозирование, планирование, рост капитализации, уровень дивидендов.

Отраслевые особенности стоит учитывать и как?

Какова роль и возможности IT в контроле над бизнесом?

Все зависит от того, что за бизнес. Если вы создаете с нуля бизнес, бизнес-процессы которого предполагают ежедневную обработку сотен операций - заявок от клиентов, то имеет смысл сразу предусмотреть необходимое программное обеспечение. Если же бизнес производит один стул и вы на это живете год, то, наверное, вам IT-департамент и софт не нужны, вы сможете, с помощью ручного управления, лично пяти людям, которые у вас работают, объяснить, что вам нужно, и это проконтролировать.

Люди и уход от ручного управления?

Если вы уходите от ручного управления, прежде всего вам нужно найти грамотных сотрудников, замотивировать их на результат, внедрить шкалу эффективности реализации изменений.

С какого раза можно уйти от ручного управления?

Если заранее все продумать и подготовить - то с первого.

* Сергей Удальцов, независимый эксперт, консультант по вопросам реструктуризации бизнеса, управлению изменениями. Окончил МГИМО, получил степень МВА в Высшем Институте Коммерции в Париже.

Беседовала Дина Карабекова, [email protected]

«Автомобилизация» общества с каждым годом становиться всё сильнее. Уже сегодня трудно представить себе семью, где никто не водит, или которая не имеет автомобиля. И если для обычных людей машина скорее для удобства, скорости перемещения, то для людей с ограниченными возможностями - это необходимая вещь, которая поможет им спокойно передвигаться. Но автомобили специально для инвалидов не выпускаются, и порой мешают водить машину. В таком случае поможет установка ручного управления на автомобиль. Оно предполагает под собой изменения месторасположения основных рычагов ближе к рулю или же перенесение их на панель приборов.

При этом такое изменение не исключает возможности вождения этой машины здоровым человеком без каких-то функциональных ограничений.

Типы ручного управления

Возможны несколько вариантов такого переоборудования.

  1. Переоборудование автомобиля для инвалидов с целью вождения одной рукой.

Такие приборы устанавливаются, если у водителя ограничена функциональность одной из рук. В таком случае возникают сложности с переключением скоростей. переоборудуют под ножное регулирование. Переключение скоростей осуществляется движением рычага в продольном направлении. Для того чтобы осуществлять руководство таким автомобилем, к ноге пристёгивается ремень, который во время выжимания сцепления двигает рычаг. Помимо этого, все вспомогательные кнопки перемещаются на панель приборов или руль.

  1. Установка полного ручного регулирования

Авто с ручным управлением предназначается как для обычного шофёра, так и для инвалида с ограничением функциональности ног. Полное управление предполагает перенесения всех рычагов регулирования на руль. К примеру, с одной стороны, будет расположен рычажок сцепления и тормоза, немного дальше за рулём - газа.

Плюсы и минусы установки

Если монтировалось ручное управление для инвалидов, то здесь говорить о положительных или отрицательных аспектах нет смысла, ведь главный плюс - это возможность вождения. Здесь можно обсуждать лишь конкретно выбранное оборудование или , которые его разрабатывают. Какое лучше по качеству, манёвренности, эстетическому виду и другим параметрам.

В случае переделки авто на ручное управление для здорового человека преимуществом станет защищённость и удобство управления автомобилем на трасе. Газ и тормоз переключается с помощью одного рычажка у руля, что позволяет быстрее реагировать в пути. Помимо этого, следует отметить: возможность ездить на одной машине и здоровому человеку, и с ограниченными физическими возможностями, лёгкость монтажа и демонтажа на отечественные машины.

Минусы тоже есть. Это отсутствие специально созданного оснащения под иномарки, сюда ставится обычное, но сам достаточно громоздкий и сложный. В некоторых случаях может возникнуть необходимость вмешательства в конструкцию авто, что недопустимо, если он на гарантии. Ну и неэстетический вид большинства моделей.

Как установить ручное регулирование на машину

Прежде чем переделать машину на ручное управление, следует обратиться в органы ГИБДД. Именно там делается разрешение на переоснащение. Без этого документа представитель компании-изготовителя не согласится устанавливать дополнительное оборудование. После этого подобрать компанию, которая занимается изготовлением и переоборудованием автомобилей. Сейчас многие компании предлагают дополнительно к монтажу услугу обучение езды на авто с новым оборудованием. Определившись с компанией, не забудьте проверить наличие разрешительных документов и сертификатов, чтобы защитить себя от некачественной продукции или же неправильной установки.

После монтажа вам опять следует съездить в органы ГИБДД, теперь уже для отметки в документах об изменении управления в техпаспорте авто и дождаться выдачи нового .