Сколько людей проживает в чувашии. Население чувашии. Иные особенности быта

На 1 января 2001 г. в республике Чувашия проживало 1351,7 тысяч человек, что составляет 0,9% от общей численности населения страны. Численность населения Чувашской Республики за 100 лет возросла приблизительно в 2 раза. Самыми высокими темпами она увеличивалась в первой половине XX века, с 80-х годов темпы прироста начали снижаться, а с 1995 года численность населения Чувашии начала уменьшаться.

Сравнивая изменение численности городского и сельского населения, отмечаем быстрый рост городского населения. За 100 лет оно увеличилось в 34,5 раза. Если в 1897 году доля горожан составляла 3,5%, то в 2001 году их удельный вес достиг 61,4%. Численность сельского населения с 1897 по 2000 гг. уменьшилась в 1,2 раза, и в конце XX века удельный вес селян составил 38,6%.

Чуваши - одна из многочисленных народностей России (по численности занимают третье место - после русских и татар). Предками чувашей являются полукочевые племена древних болгар и сувар, жившие в V-VIII вв. на Северном Кавказе. В VII-VIII вв. одна часть болгар уходит на Балканы и растворяется среди славян, другая переселяется в Среднее Поволжье и составляет этническую основу чувашей и казанских татар. Формирование чувашей в единую народность происходило на основе сельского болгарского населения, не принявшего ислам, и завершилось на рубеже XV-XVI вв. В 1551 году чуваши вошли в состав России. Язык чувашей относится к болгарской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Первый букварь с русской графикой опубликован в 1871 году. В древности использовалась руническая письменность. В период с середины XVIII до середины XIX вв. чуваши насильственно были обращены в православие.

Чувашская Республика - суверенная республика в составе Российской Федерации. В царской России территория современной Чувашии находилась в составе двух губерний - Казанской и Симбирской. 24 июня 1920 года образована Чувашская автономная область, в 1925 - преобразована в АССР, в 1990 - переименована в ЧССР, а в 1992 г. - в Чувашскую Республику. С 26 декабря 1993 года в республике президентская форма правления. На основе всеобщего тайного голосования, первым президентом был избран Н.В. Федоров.

Сельское население в пределах Чувашии размещено неравномерно. Более плотно заселены северные и центральные районы республики, в них показатель плотности населения превышает 30 человек на км2.

Чувашия относится к числу регионов России с преобладающим составом титульной нации. Правда, доля чувашей в республике с годами снижается: в 1970 г. - 70% и в 1989 г - 67,8%. Одновременно увеличивается доля русских: в 1970 г. - 24,5%, а в 1989 г. - 26,7%. На протяжении XX века из республики выезжали чуваши, образуя в других регионах страны чувашские диаспоры. В то же время в республике проживают представители многих национальностей: татары - 2,7%, мордва - 1,4%, украинцы - 0,5%, марийцы - 0,3% и другие.

По территории Чувашии национальный состав неоднороден: так, в Алатырском районе доля русских составляет 64,4%, в Порецком - 73,9%. В Батыревском районе относительно высока доля татар - 23,3%. Много татар проживает в Комсомольском (23%), Шемуршинском (11,1%) и Козловском (6,1%) районах. В южных районах республики имеются мордовские поселения, поэтому доля мордвы в Порецком районе - 20,9%, в Алатырском - 16,9%, в Шемуршинском - 2,8%. Надо отметить, что и среди чувашей наблюдаются некоторые этнические отличия, которые проявляются в одежде, в речи и в быту.

Из четырех старых городов, возникших во второй половине XVI века, только Чебоксары входят в ранг крупных городов, Алатырь относится к средним городам, а Цивильск и Ядрин -- к малым.

В Северной Чувашии на берегу Волги находится столица республики, её промышленный и культурный центр - Чебоксары.

Территория для города в то время была выбрана очень удачно, в котловине высокого правобережья Волги, образованной тремя маленькими речками: Чебоксаркой, Кайбулкой и Сугуткой. Таких мест по нагорному берегу, которой годились бы для постройки города и для устройства пристани, с одной стороны, и в тоже время имели высокие точки для наблюдения за движениями по Волге, с другой стороны, в пределах Чувашии не так много, - ещё лишь у Мариинского Посада и Козловки. Естественно, что расположение на Волге имело для Чебоксар в прошлом, также как имеет и сейчас, исключительно большое значение.

По тому времени город сравнительно быстро развивался, и к концу XVI в. в нём насчитывалось более 1000 жителей. Чебоксары были укреплены деревянной крепостью и наряду с Цивильском, Ядрином, Алатырем выполняли роль военно-колонизационного пункта Московского государства во вновь присоединенных землях Среднего Поволжья. Город соперничал по своему богатству с Казанью и Нижним Новгородом. Его первоначальному экономическому росту во многом способствовало то, что к нему тяготело большая и издавна освоенная земледельческая территория, а также близость большой Волжской ярмарки, первоначально располагавшиеся близ Казани, на острове Маркиз, а затем переведенный в Макарьев.

Безусловно, местоположение на великой водной магистрали страны, бывшей много веков единственным крупным торговым путём, в немалой степени способствовало укреплению и развитию Чебоксар. Вместе с тем нельзя забывать и о том, что город стоял на границе различных по своему хозяйственному значению территорий лесного Заволжья и довольно густо населенного и освоенного уже в то время правобережья.

Страшный пожар 1659 г. Совершено уничтожил Чебоксары. Город постепенно отстраивался заново, но уже в сильной мере тратил своё экономическое значение, так как многие ремесленники и купцы разорились и переселились в Казань и Нижний Новгород.

Первоначально город располагался на склоне правого берега Волги по речке Чебоксарки. Со временем город спустился в котловину, которая стала застраиваться по обеим сторонам Чебоксарки. Здесь селились беднота, ремесленники, мелкие торговцы, а уже потом стали появляться дома и лабазы купцов и местные знаки. Постепенно Чебоксары начали тянуться к юг в сторону теперешнего Канашского тракта.

В начале XVIII века здесь насчитывалось 1837 купцов и ремесленников, было около двух десятков кожевенных, юфтяных и колокольных «заводиков», ярмарка и таможня. Отметим, в частности, что колокола, отличными Чебоксарскими мастерами славились далеко за пределами города. Кроме того, Чебоксары обращали на себя внимание обилием церквей.

Значение города сильно упало после третьего в его истории грандиозного пожара 1773 г., когда сгорело 14 заводов, 29 церквей, 717 домов его экономическая роль сильно пошатнулась. Ставши уездным городом Казанской губернии в 1781 г., он не изменился к лучшему и так и остался небольшим захолустным городом.

До Великой Октябрьской революции экономическое значение города было ничтожным: здесь было всего 300 рабочих, трудившихся на винокуренном, кожевенном, лесопильных заводах и мелких производствах. Город, не отличавшийся нормальным даже для того времени благоустройством, утопал в грязи.

Только после Великого Октября, когда Чебоксары стали столицей Советской Чувашии, началось преобразование города. За 42 года облик города неузнаваемо изменился.

Чебоксары сегодня - это уникальный город, где одинаково интересны история и современность, где есть совершенно оригинальные и единственные в своем роде музеи и памятники, где культуры - русская и чувашская - за века тесно переплелись и дополняют друг друга.

18:29

МП «Единый центр муниципального заказа» (ЕЦМЗ) одним только своим названием вызывает негативные ассоциации: за ним до сих пор тянется шлейф скандалов, связанных с закупками продуктов для нижегородских школ и детсадов. Казалось, что после ухода из УФАС Михаила Теодоровича, который боролся с ЕЦМЗ больше, чем со всеми другими монополистическими излишествами, внимание к муниципальному предприятию ослабнет, и ведомство Владимира Жмакина продолжит увеличивать чужие и свои калории. Однако даже при новом хозяине УФАС муниципальному кормильцу приходится не сладко: через телеграм-канал «Нижегородский эксперт» произошла контролируемая утечка информации. Мол, приехавший из Тамбова чиновник менее чем за год сумел купить в Нижнем элитную квартиру за 5 миллионов рублей. Вот что значит сытное место! В окружении Жмакина эту информацию подтвердили, однако, добавили, что жилье на высоком берегу Оки приобретено в ипотеку, поэтому говорить о сверхвысоких доходах «кормчего» было бы неправильно.

12:37

Уже несколько дней не обновляется информация о деятельности главы республики Михаила Игнатьева на официальном портале органов власти региона. Выглядит это довольно странно, поскольку он выезжал на форум регионов России и Беларуси в Санкт-Петербург, а с подобных мероприятий новости обычно идут потоком. Тем временем, различные источники стали сообщать о проблемах главы республики со здоровьем, вплоть до срочной госпитализации с последующей операцией на сердце. Конечно. подобные темы обсуждать не принято, когда речь идет об обычных людях. Но высший руководитель субъекта Федерации – категория особая. Тут не только медицина, тут и большая политика. Искренне желая Михаилу Васильевичу отличного самочувствия, «Правда ПФО» все же вынуждена сопоставить определенные факты. Кстати, уже после появления этой публикации на нашем сайте питерские СМИ подтвердили срочную госпитализацию Михаила Игнатьева в тяжелом состоянии.

10:31

Шокирующее видео массовой гибели пчел пришло на редакционную почту «Правды ПФО». Фермер из Чувашии на нем высказывает все, что он думает о чиновниках, не предупредивших заранее об обработке посевов рапса пестицидами, которые для пчел являются смертельным ядом. Проблема в Приволжском федеральном округе затронула также Татарстан, Мордовию, Марий Эл и неофициальную «столицу меда России» – Башкортостан. В этом регионе гибель пчел обусловлена не только пестицидами, но и необдуманным скрещиванием пчел различных пород, о чем вчера говорили на специальном мероприятии в заповеднике «Шульган-Таш». Всего в России, по данным Минсельхоза, погибло более 35 тысяч пчелосемей, и это совсем скоро может обернуться повышением цен не только на мед, но и на гречку, подсолнечное масло и другие продукты, выращивание которых немыслимо без опыления пчелами.

четверг - 18.07.19

14:55

Процесс реституции в Нижнем Новгороде из возврата старой церковной собственности фактически трансформировался в приобретение нового имущества и земли. Так случилось с знаменитым Острогом, который местной епархии никогда и не принадлежал. Тем не менее, по данным «Правды ПФО», целиком или частично этот комплекс, расположенный в самом центре приволжской столицы, могут передать под архиерейский надзор. Нижегородцы уже бьют тревогу и пишут письма губернатору Никитину с просьбой защитить тюремный замок, а в митрополии заняли оборонительную позицию, настаивая, что заберут не весь музей-заповедник, а «лишь домовую церковь». Проблему градозащитники видят в том, что храм занимает сразу два этажа здания, и в случае его передачи в церковную собственность это может наложить ограничения на посещение Острога и проведение там светских мероприятий. Негативный информационный фон вокруг аппетитов митрополии, судя по всему, напугал Росимущество, которое в ожидании реакции региональных властей пообещало не делать пока никаких резких движений.

по итогам переписи населения 2002 года


Население Чувашии - 1313,9 тысяч человек (608,3 тысяч мужчин и 705,6 женщин, 796,6 тысяч городского населения и 517,3 тысяч сельского населения)

Население Чебоксар - 440,8 тысяч человек (198,2 тысяч мужчин и 242,6 женщин). Чебоксары 39-й город по численности населения в России.
Население Новочебоксарска - 125,9 тысяч человек (59,3 тысяч мужчин и 66,6 женщин). Новочебоксарск 133-й город по численности населения в России.

Примечание: Без населенных пунктов, подчиненных администрациям городов.

Подробная информация:

На Руси учет населения начался еще во времена татаро-монгольского нашествия. Вели учет обложения данью дома, то бишь "дымы".

Первая и единственная Всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в 1897 году. Инициатором ее был русский ученый П.П.Семенов Тян-Шанский.

В 1897 году в Чебоксарах проживало 5,5 тыс.человек /приложение 1/. В 1920 году г.Чебоксары стал административным центром Чувашской АО1). По материалам переписи 1926 года столицу ЧАССР1) по численности наличного населения почти в 2 раза превосходил небольшой уездный город Алатырь (22,4 тыс. человек). Впоследствии численность населения заметно стала снижаться и ныне (по данным ВПН 2002 года) численность постоянного населения (43,1 тыс. человек) в 10,5 раз меньше численности населения г. Чебоксары.

Территория Чувашской АО образовалась присоединением некоторых поселений Казанской и Симбирской губерниий: в первой проживало чувашей около 730 тысяч, во второй-250 тысяч 2) /приложение 2/. Образование Чувашской Автономной области стало важной исторической вехой в жизни чувашского народа.

По сведениям областного статистического бюро, по данным демографической переписи 1920 г., в Чувашской АО на площади равной 10 335 квадратных верст (11,66 тыс. кв.км.) проживало 805 тысяч человек 3). На территории Чувашии находилось 4 города (Чебоксары, Мариинский Посад, Цивильск, Ядрин) и 1738 сельских населенных пунктов. В городах проживало 19,7 тыс. человек, или 2,4 %, в сельских пунктах 785,1 тыс. человек, или 97,6 %. В области в основном проживали граждане 5 национальностей: чуваши-80,5% всех жителей, русские-11,5%, татары-3,9%, марийцы-3,6%, и мордва-0,5%3). В последующие периоды в связи с изменениями внешних границ происходили сдвиги в численности населения.

Наиболее точные данные о численности и составе населения и демографических процессах дает перепись населения. Перепись населения проводят на территории страны на определенный момент времени, как бы делают моментальный снимок населения.


Численности населения по данным переписей населения

На территории России после Второй мировой войны переписи населения проводят регулярно, примерно через каждые 10 лет (1959, 1970, 1979, 1989). Перепись в новом тысячелетии проводилась в 2002 году, это через 13 лет после предыдущей переписи населения. В нашей стране стало традиционным проводить переписи в середине недели, так как наблюдается меньшая подвижность населения / 1939 году 17 января -вторник, 1959 и 1970 г.г. 15 января- среда, 1989году 12 января - четверг, 2002 году 9 октября - среда/.

Перепись 2002 года впервые в истории проводилась на основании ФЗ, где трактовано, что. В связи с этим, по словам мамы, возникали определенные трудности, в частности, человек мог отказаться от опроса лишь только потому, что у него в квартире холодно, или по религиозным мотивам или выдвигал определенные условия на житейские темы, которые не имели отношения к переписи.

Благодаря прошедшей переписи населения впервые получена информация о гражданстве; незарегистрированных брачных союзах; населении, имеющем послевузовское образование; статусе населения в занятости; населении, указавшем источники средств к существовании - сбережения и доход от сдачи внаем или в аренду имущества, а также численность лиц, отнесших себя к казакам, и лиц, назвавших себя кряшенами.

Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года показали, что в переписных листах учтено 1313,9 тыс. человек населения, постоянно проживающего на территории Чувашии, и 267 человек - иностранцев, временно оказавшихся на территории нашей республики.

В отличие от предыдущих переписей, когда, как правило, наблюдался рост численности населения, в 2002 году по сравнению с переписью 1989 года численность постоянного населения сократилась на 24,1 тыс. человек, или на 1,8%. Этому есть свои объяснения. Прежде всего, это превышение числа умерших над родившимися.


Естественная убыль населения

По состоянию на 1 января 2003 года с учетом переписи населения численность постоянного населения составила 1311,8 тыс. человек, что приближено к уровню начала 1985 года (1310,6 тыс.человек). На увеличение численности в предыдущей переписи повлияло и то, что на территорию Чувашию в 80-е годы приезжали молодые специалисты из других регионов для участия в строительстве крупнейших объектов таких, как Промтрактор, ГЭС, Химкомбинат.

С 1990 года шло постепенное снижение миграционной активности. Число беженцев и вынужденных переселенцев в Чувашии невелико, по национальному составу лидируют русские, около 54 % от общей численности переселенцев, чувашей около 28, украинцев около 5, татар около 4, чеченцев около 2, армян-1, таджиков -0,5%.

Перепись подтвердила, что Российская Федерация является одним из самых многонациональных государств мира - представители свыше 160 национальностей проживают на территории страны.

Семь народов, населяющих Россию - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек. По сравнению с переписью 1989 года население, указавшее принадлежность к чувашской национальности в нашей стране, сократилось на 7,7%(в 1989 году 4 место, а в 2002- на 5), тогда как башкиров увеличилось на 24,4 %.

В республике интенсивно шел процесс урбанизации. Доля горожан увеличилась с 23% в 1959 г. до 61% в 2002 г. Отсюда вывод - жить население республики предпочитает в городской местности республики и преимущественно в городах Чебоксары и Новочебоксарск. Здесь сосредоточена преобладающая часть городского населения (72%), которая по сравнению с 1989 годом увеличилась на 2 процентных пункта.

В пользу женского пола, как и по всей России, осталось и соотношение мужчин и женщин. Причем, по данным недавно прошедшей переписи мужчины составляют 46,3% населения, что немногим больше данных переписи 1989 года (46 %).


Число женщин на 1000 мужчин (по данным переписей населения)

Наличие подобной диспропорции в соотношении мужчин и женщин объясняется высокой преждевременной смертностью мужчин. Кстати, по текущей оценке Комитета государственной статистики Чувашской Республики-Чувашии средняя продолжительность жизни у мужчин - 59,4 года, у женщин - 72,7 года.

Следует отметить, что в Чувашской Республике по данным переписи 2002 года имеются долгожители, так, в Ядринском районе был опрошен человек, который родился в год проведения Всеобщей переписи населения Российской империи (1897г).

Список литературы

  1. Население Чувашской АССР по материалам переписи населения 1926 года: бюллетень. ЦСУ ЧАССР.-Чебоксары, 1927
  2. Старовский В.Н, Володарский Л.М, Алимов А.А и др. Народное хозяйство СССР, 1922-1972 годы: Юбилейный статистический ежегодник.ЦСУ СССР.-Москва, 1972
  3. Нестеров В.А. Населенные пункты Чувашской АССР. 1917-1981 годы: Справочник об административно - территориальном делении.-Чебоксары, 1981
  4. Гурьев Л.Н.,Семенова А.А., Кормилина Н.Ю. и др. Чувашская АССР за 70 лет. 1913 - 1989 годы: Статистический сборник.- Чебоксары, 1990
  5. Ю.А.Юрков, В.Л.Соколин и др Население России за 100 лет. 1897-1997 годы: Статистический сборник. Госкомстат России.- Москва, 1998
(C) Сочинение Егоровой Валентины (Чебоксары), 23 ноября 2003 года. 1997 1998 18,3 ↘ 18,2 ↘ 17,3 ↗ 18,6 ↘ 15,7 ↘ 10,2 ↘ 10,0 ↘ 9,4 ↗ 9,8 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 ↘ 8,9 ↗ 9,1 ↘ 8,9 ↗ 9,7 ↗ 10,1 ↗ 10,5 ↘ 10,1 ↗ 10,3 ↗ 11,6 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 ↗ 11,7 ↗ 12,6 ↗ 12,9 ↗ 12,9 ↗ 14,0 ↗ 14,0 ↘ 13,9
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
8,9 ↗ 9,9 ↗ 10,7 ↘ 10,6 ↘ 10,1 ↗ 13,0 ↘ 12,4 ↘ 12,3 ↘ 11,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↗ 13,3 ↗ 13,8 ↗ 14,1 ↗ 14,8 ↗ 15,3 ↘ 14,9 ↗ 15,2 ↘ 14,7 ↘ 14,5
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↘ 14,4 ↘ 13,7 ↗ 14,5 ↘ 13,5 ↘ 13,3 ↘ 13,2 ↗ 13,3
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
9,4 ↘ 8,3 ↘ 6,6 ↗ 8,0 ↘ 5,6 ↘ -2,8 ↗ -2,4 ↘ -2,9 ↗ -1,9
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘ -4,4 ↘ -4,7 ↘ -5,2 ↗ -5,1 ↘ -5,2 ↗ -4,4 ↘ -5,1 ↗ -4,4 ↗ -2,9
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗ -2,7 ↗ -1,1 ↘ -1,6 ↗ -0,6 ↗ 0,7 ↗ 0,8 ↘ 0,6
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
70,3 ↘ 70,0 ↘ 69,3 ↘ 66,9 ↘ 66,2 ↗ 66,2 ↗ 67,2 ↗ 67,6 ↗ 68,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘ 66,9 ↘ 66,4 ↘ 66,0 ↘ 65,8 ↗ 65,9 ↗ 66,3 ↗ 66,4 ↗ 67,0 ↗ 67,4
2008 2009 2010 2011 2012 2013
↗ 67,8 ↗ 69,0 ↘ 68,5 ↗ 69,7 ↗ 70,3 ↗ 70,8

Возрастно-половой состав

Национальный состав

1939
чел.
% 1959
чел.
% 1989
чел.
% 2002
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
2010
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
всего 1076810 100,00 % 1097859 100,00 % 1338023 100,00 % 1313754 100,00 % 1251619 100,00 %
Чуваши 777202 72,18 % 770351 70,17 % 906922 67,78 % 889268 67,69 % 67,87 % 814750 65,10 % 67,70 %
Русские 241386 22,42 % 263692 24,02 % 357120 26,69 % 348515 26,53 % 26,60 % 323274 25,83 % 26,86 %
Татары 29007 2,69 % 31357 2,86 % 35689 2,67 % 36379 2,77 % 2,78 % 34214 2,73 % 2,84 %
Мордва 22512 2,09 % 23863 2,17 % 18686 1,40 % 15993 1,22 % 1,22 % 13014 1,04 % 1,08 %
Украинцы 3629 0,34 % 3837 0,35 % 7302 0,55 % 6422 0,49 % 0,49 % 4707 0,38 % 0,39 %
Марийцы 397 0,04 % 755 0,07 % 3799 0,28 % 3542 0,27 % 0,27 % 3648 0,29 % 0,30 %
Белорусы 648 0,06 % 1113 0,10 % 2198 0,16 % 1881 0,14 % 0,14 % 1417 0,11 % 0,12 %
Армяне 108 0,01 % 142 318 0,02 % 1261 0,10 % 0,10 % 1290 0,10 % 0,11 %
Азербайджанцы 41 0,00 % 181 422 0,03 % 857 0,07 % 0,07 % 891 0,07 % 0,07 %
Таджики 9 0,00 % 135 0,01 % 383 0,03 % 0,03 % 644 0,05 % 0,05 %
Цыгане 42 0,00 % 58 0,01 % 452 0,03 % 701 0,05 % 0,05 % 602 0,05 % 0,05 %
Узбеки 47 0,00 % 129 210 0,02 % 356 0,03 % 0,03 % 565 0,05 % 0,05 %
Молдаване 15 0,00 % 68 0,01 % 250 0,02 % 359 0,03 % 0,03 % 461 0,04 % 0,04 %
Немцы 322 0,03 % 291 0,03 % 376 0,03 % 520 0,04 % 0,04 % 404 0,03 % 0,03 %
Удмурты 66 0,01 % 76 0,01 % 558 0,04 % 453 0,03 % 0,03 % 332 0,03 % 0,03 %
Евреи 545 0,05 % 1003 0,09 % 690 0,05 % 393 0,03 % 0,03 % 317 0,03 % 0,03 %
Башкиры 53 0,00 % 280 0,02 % 318 0,02 % 0,02 % 295 0,02 % 0,02 %
Грузины 100 0,01 % 108 0,01 % 151 0,01 % 405 0,03 % 0,03 % 240 0,02 % 0,02 %
Казахи 84 0,01 % 67 0,01 % 194 0,01 % 240 0,02 % 0,02 % 190 0,02 % 0,02 %
Греки 16 0,00 % 199 0,01 % 200 0,02 % 0,02 % 166 0,01 % 0,01 %
другие 513 0,05 % 752 0,07 % 2061 0,15 % 1854 0,14 % 0,14 % 2129 0,17 % 0,18 %
указали национальность 1076742 99,99 % 1097843 100,00 % 1338012 100,00 % 1310300 99,74 % 100,00 % 1203550 96,16 % 100,00 %
не указали национальность 68 0,01 % 16 0,00 % 11 0,00 % 3454 0,26 % 48069 3,84 %

Чуваши

Татары

Общая карта

Легенда карты (при наведении на метку отображается реальная численность населения):

Напишите отзыв о статье "Население Чувашии"

Примечания

  1. . Проверено 27 марта 2016. .
  2. . Проверено 7 февраля 2015. .
  3. istmat.info/node/20228 Статистический справочник СССР за 1928 г.
  4. . Проверено 10 октября 2013. .
  5. . Проверено 14 октября 2013. .
  6. demoscope.ru/weekly/ssp/rus79_reg1.php Всесоюзная перепись населения 1979 г.
  7. . Проверено 28 июня 2016. .
  8. . .
  9. www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=31557 Численность постоянного населения на 1 января (человек) 1990-2013 года
  10. . .
  11. . Проверено 23 марта 2015. .
  12. . Проверено 31 мая 2014. .
  13. . Проверено 16 ноября 2013. .
  14. . Проверено 13 апреля 2014. .
  15. . Проверено 6 августа 2015. .
  16. :
  17. :
  18. Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1999.

Отрывок, характеризующий Население Чувашии

«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.
Для человека, не одержимого страстью, благо это никогда не известно; но человек, совершающий преступление, всегда верно знает, в чем состоит это благо. И Растопчин теперь знал это.
Он не только в рассуждениях своих не упрекал себя в сделанном им поступке, но находил причины самодовольства в том, что он так удачно умел воспользоваться этим a propos [удобным случаем] – наказать преступника и вместе с тем успокоить толпу.
«Верещагин был судим и приговорен к смертной казни, – думал Растопчин (хотя Верещагин сенатом был только приговорен к каторжной работе). – Он был предатель и изменник; я не мог оставить его безнаказанным, и потом je faisais d"une pierre deux coups [одним камнем делал два удара]; я для успокоения отдавал жертву народу и казнил злодея».
Приехав в свой загородный дом и занявшись домашними распоряжениями, граф совершенно успокоился.
Через полчаса граф ехал на быстрых лошадях через Сокольничье поле, уже не вспоминая о том, что было, и думая и соображая только о том, что будет. Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов. Граф Растопчин готовил в своем воображении те гневные в колкие упреки, которые он выскажет Кутузову за его обман. Он даст почувствовать этой старой придворной лисице, что ответственность за все несчастия, имеющие произойти от оставления столицы, от погибели России (как думал Растопчин), ляжет на одну его выжившую из ума старую голову. Обдумывая вперед то, что он скажет ему, Растопчин гневно поворачивался в коляске и сердито оглядывался по сторонам.
Сокольничье поле было пустынно. Только в конце его, у богадельни и желтого дома, виднелась кучки людей в белых одеждах и несколько одиноких, таких же людей, которые шли по полю, что то крича и размахивая руками.
Один вз них бежал наперерез коляске графа Растопчина. И сам граф Растопчин, и его кучер, и драгуны, все смотрели с смутным чувством ужаса и любопытства на этих выпущенных сумасшедших и в особенности на того, который подбегал к вим.
Шатаясь на своих длинных худых ногах, в развевающемся халате, сумасшедший этот стремительно бежал, не спуская глаз с Растопчина, крича ему что то хриплым голосом и делая знаки, чтобы он остановился. Обросшее неровными клочками бороды, сумрачное и торжественное лицо сумасшедшего было худо и желто. Черные агатовые зрачки его бегали низко и тревожно по шафранно желтым белкам.
– Стой! Остановись! Я говорю! – вскрикивал он пронзительно и опять что то, задыхаясь, кричал с внушительными интонациями в жестами.
Он поравнялся с коляской и бежал с ней рядом.
– Трижды убили меня, трижды воскресал из мертвых. Они побили каменьями, распяли меня… Я воскресну… воскресну… воскресну. Растерзали мое тело. Царствие божие разрушится… Трижды разрушу и трижды воздвигну его, – кричал он, все возвышая и возвышая голос. Граф Растопчин вдруг побледнел так, как он побледнел тогда, когда толпа бросилась на Верещагина. Он отвернулся.
– Пош… пошел скорее! – крикнул он на кучера дрожащим голосом.
Коляска помчалась во все ноги лошадей; но долго еще позади себя граф Растопчин слышал отдаляющийся безумный, отчаянный крик, а перед глазами видел одно удивленно испуганное, окровавленное лицо изменника в меховом тулупчике.
Как ни свежо было это воспоминание, Растопчин чувствовал теперь, что оно глубоко, до крови, врезалось в его сердце. Он ясно чувствовал теперь, что кровавый след этого воспоминания никогда не заживет, но что, напротив, чем дальше, тем злее, мучительнее будет жить до конца жизни это страшное воспоминание в его сердце. Он слышал, ему казалось теперь, звуки своих слов:
«Руби его, вы головой ответите мне!» – «Зачем я сказал эти слова! Как то нечаянно сказал… Я мог не сказать их (думал он): тогда ничего бы не было». Он видел испуганное и потом вдруг ожесточившееся лицо ударившего драгуна и взгляд молчаливого, робкого упрека, который бросил на него этот мальчик в лисьем тулупе… «Но я не для себя сделал это. Я должен был поступить так. La plebe, le traitre… le bien publique», [Чернь, злодей… общественное благо.] – думал он.
У Яузского моста все еще теснилось войско. Было жарко. Кутузов, нахмуренный, унылый, сидел на лавке около моста и плетью играл по песку, когда с шумом подскакала к нему коляска. Человек в генеральском мундире, в шляпе с плюмажем, с бегающими не то гневными, не то испуганными глазами подошел к Кутузову и стал по французски говорить ему что то. Это был граф Растопчин. Он говорил Кутузову, что явился сюда, потому что Москвы и столицы нет больше и есть одна армия.
– Было бы другое, ежели бы ваша светлость не сказали мне, что вы не сдадите Москвы, не давши еще сражения: всего этого не было бы! – сказал он.
Кутузов глядел на Растопчина и, как будто не понимая значения обращенных к нему слов, старательно усиливался прочесть что то особенное, написанное в эту минуту на лице говорившего с ним человека. Растопчин, смутившись, замолчал. Кутузов слегка покачал головой и, не спуская испытующего взгляда с лица Растопчина, тихо проговорил:
– Да, я не отдам Москвы, не дав сражения.
Думал ли Кутузов совершенно о другом, говоря эти слова, или нарочно, зная их бессмысленность, сказал их, но граф Растопчин ничего не ответил и поспешно отошел от Кутузова. И странное дело! Главнокомандующий Москвы, гордый граф Растопчин, взяв в руки нагайку, подошел к мосту и стал с криком разгонять столпившиеся повозки.

В четвертом часу пополудни войска Мюрата вступали в Москву. Впереди ехал отряд виртембергских гусар, позади верхом, с большой свитой, ехал сам неаполитанский король.
Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.

Численность и размещение населения

На 1 января 2009 г. в республике проживает 1296,2 тыс. человек, что составляет 0,9% от общей численности населения страны. В России преобладают субъекты, в которых численность населения варьирует от 1 до 2 млн. человек, к их числу относится и Чувашия.

Сельское население в пределах Чувашии размещено неравномерно численность составляет около 40%. Более плотно заселены северные и центральные районы республики, в них показатель плотности населения превышает 30 человек на км 2 .

Сельское население Чувашии проживает в деревнях, которые отличаются по людности и характеру размещения. В Чувашии насчитывается 1727 сельских поселений, в которых проживает 526100 человек, следовательно, в деревне в среднем проживает около 300 человек. В республике деревни располагаются, в основном, в долинах рек, на водоразделах рек и оврагов, вдоль дорог.

Особенно быстро городское население росло с 1959 по 1989 г.: численность горожан увеличилась в 3,1 раза, благодаря чему к 1970 г. она превысила сельское население. В 2001 г. доля горожан составляла 61,4%. Рост городского населения республики происходил за счет Чебоксар и Новочебоксарска, поэтому их удельный вес в городском населении Чувашии составляет 71%. В то же время снижается доля малых городов в общей численности городского населения республики - с 51,9% в 1959 году до 27,2% в 2000 году.

На территории Чувашии имеется 17 городских поселений: 9 городов и 8 поселков городского типа.

По людности классификация городов республики выглядит следующим образом:

* крупный город (250-500 тыс. человек) - Чебоксары;

* большой город (100-250 тыс. человек) - Новочебоксарск;

* средний город (50-100 тыс. человек) - Канаш;

* малые города (20-50 тыс. человек) - Алатырь, Шумерля;

* малые города с населением менее 20 тыс. человек - Козловка, Цивильск, Ядрин, Мариинский Посад.

К поселкам городского типа относятся Киря, Буинск, Вурнары, Кугеси, Ибреси и Урмары. Поселки Новые Лапсары и Сосновка входят в состав Чебоксарского горсовета.

Городские поселения по республике расположены неравномерно, их больше в северной части Чувашии. Неслучайно на севере республики образовалась Чебоксарская городская агломерация, в состав которой вошли Новочебоксарск, Цивильск, Кугеси, а также все населенные пункты в пределах Чебоксарского района и часть деревень, пограничных с этим районом. Ядром агломерации является г. Чебоксары.

В последнее десятилетие численность городского населения практически не увеличилась и составляет около 60%. В некоторых поселениях даже произошло ее уменьшение, к таким относятся города Канаш, Шумерля, Алатырь, Козловка, поселки

По территории Чувашии национальный состав неоднороден

Национальный и религиозный состав

В целом национальный состав населения в Чувашии продолжает сохранять исторически сложившийся характер, что является залогом стабильных и позитивных процессов в сфере межнациональных отношений. В республике действуют 19 национально-культурных центров, которые активно сотрудничают с государственными органами республики, соседними регионами. Особенностью Чувашской Республики является исторически сложившийся факт, что, с одной стороны, титульная нация составляет большинство населения, с другой стороны, около половины (45,7%) чувашей расселены компактными группами и распыленно вне территории республики, в других регионах Российской Федерации. Этим обусловлено возникновение и проведение активной работы более 60 чувашских национально-культурных автономий и общественно-культурных центров в субъектах Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Население Чувашии и чуваши, проживающие компактно за пределами республики отличались и отличаются высокой степенью межэтнической и социальной толерантности. В Чувашии и у чувашей довольно высок уровень межэтнических браков. Национальная культура являлась и является одним из основных компонентов сохранения и развития этносов. Очевидно, что лишь при условии информированности об основных чертах и особенностях конкретного этноса, возможно, его вписывание в многонациональную среду существования современной России.

На протяжении XX века из республики выезжали чуваши, образуя в других регионах страны чувашские диаспоры. В то же время в республике проживают представители многих национальностей: чуваши - 67,7%, русские - 26,5%, татары - 2,7%, мордва - 1,2%, другие национальности - 1,8%. Всего в Чувашии дружно проживают граждане 97 национальностей и 9 этнических групп. Существуют три этнографические группы чувашей: верховые (вирьял, тури) живут в северных и северо-западных районах Чувашии, низовые (анатри) - на юге республики и за ее пределами, средненизовые (анат енчи) - в северо-восточных и центральных районах. Чувашский язык состоит из двух взаимно понимаемых диалектов: верхового (окающий говор) и низового (укающий).

Основная проблема с вопросами о владении языками заключалась в определении родного языка. Причем в большей степени эта трудность была характерна для чувашей, марийцев, мордвы и других этносов, проживающих в Чебоксарах. Молодое поколение в таких семьях чаще в меньшей степени владеет (или совсем не владеет) родным языком родителей, чем русским.

Традиционная чувашская вера представляла собой природно-языческую веру. После добровольного вхождения в 1551 году чувашского края в состав Русского государства началась христианизация чувашского народа. В настоящее время 95% населения придерживаются православной религии, 3% - ислам, 1% - протестантизм, 1% - другие религии и деноминации.

Демографическая ситуация

К 60-м годам прошлого века в Чувашии, как и в большинстве регионов России, завершился демографический переход к современному типу воспроизводства, то есть рождаемость постепенно снизилась. Поэтому в период 60-80-х гг. показатель естественного прироста колебался в пределах 14,7 - 7,6 человек на 1000 жителей.

С 90-х годов в республике наблюдается неблагополучная демографическая ситуация: начиная с 1992 г. смертность превысила рождаемость. Показатель естественной убыли населения в последнее десятилетие увеличивался и составил в 2000 г. - 9,8 человек на 1000 жителей

Снижение рождаемости и повышение смертности в республике связано с экономическими и демографическими причинами. Условия переходного периода негативно сказываются на жителях России.

В республике, как и во всей стране, произошло резкое падение уровня жизни населения: постоянный рост цен, инфляция и безработица сдерживают рождаемость и увеличивают смертность от болезней, несчастных случаев и самоубийств. В то же время в Чувашии, как и в большинстве регионов России, увеличивается доля лиц пенсионного возраста, что в свою очередь снижает рождаемость и увеличивает смертность. В последние годы отмечается снижение продолжительности жизни. В 1989 г. этот показатель составлял 70,3 лет (у мужчин - 65,4, у женщин - 75,2), а в 1995 г. - всего 66,1 лет (у мужчин - 60,2, у женщин - 72,1).

На территории республики демографическая ситуация не везде одинакова. Относительно благоприятная демографическая ситуация наблюдается в столице республики Чебоксарах и в городах Новочебоксарск и Цивильск. Это объясняется повышенной долей трудоспособного населения в возрастном составе горожан. Большие города с развитой инфраструктурой, высшими учебными заведениями привлекают молодых людей из сельской местности в возрасте 16-35 лет, которые впоследствии осваиваются в них, обзаводятся семьями, пополняя число горожан. Во всех районах республики наблюдается естественная убыль населения. Этот показатель невысок в юго-восточных районах республики. Здесь еще сохранились традиции многодетных семей. Определенное влияние на демографическую ситуацию оказывает и религия, а на юго-востоке республики часть населения исповедует ислам. Самые высокие показатели естественной убыли населения наблюдаются в г. Алатыре и в Алатырском районе.

Половозрастная структура населения является "запечатленной демографической историей". Существенный провал наблюдается в возрасте 50-60-летних (первое эхо войны, это "дети войны") и незначительное снижение наблюдается у 20-30-летних жителей республики (второе эхо войны, это дети "детей войны"). Соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах неодинаково.

Мужчины преобладают в возрасте от 0 до 20 лет, а женщины - в пенсионном возрасте. К 2003 г. численность женщин республики превышала численность мужчин на 88 тыс. человек, но год от года разница между числом мужчин и женщин сокращается. Так, например, в 1990 г. на 1000 мужчин приходилось 1164 женщины, а в 2000 г. - 1137.

В настоящее время происходит постепенный процесс старения населения республики. Численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась с 1990 по 2000 гг. на 12,4%. Удельный вес лиц пенсионного возраста в 2000 г. составлял 19,5%. Особенно высока доля пенсионеров в Шумерлинском районе (37,3%), наименьший их удельный вес наблюдается в Чебоксарах (13,9%) и в Новочебоксарске (12,5%) (см. табл.5 в приложении). Одновременно с увеличением численности населения пенсионного возраста происходит уменьшение численности детей. За период с 1990 по 2000 гг. численность лиц моложе трудоспособного возраста уменьшилась на 16,5%. Самый высокий удельный вес детей наблюдается в Ибресинском районе (26,1%), а самый низкий - в Шумерлинском (18,9%).

Урбанизация и миграция. Трудовые ресурсы

Уменьшение численности населения Чувашии идет не только за счет естественного движения (рождаемости и смертности), но и за счет миграции населения. Основными регионами выбытия населения Чувашии являются Москва и Московская область, Татарстан, Нижегородская область. Из регионов, откуда население более всего прибывает, можно отметить Ульяновскую область.

Национальный состав прибывающих в Чувашию из регионов России характеризуется приблизительно равным количеством чувашей и русских. В количестве убывающих из Чувашии русских почти в 2 раза больше, чем чувашей. Трудовыми ресурсами республики считается население трудоспособного возраста за исключением инвалидов, а также работающие пенсионеры и подростки. Численность трудовых ресурсов и их качественный состав непостоянен и зависит от многих причин. Так, например, в половом соотношении преобладают мужчины, а в возрастном соотношении - лица от 30 до 44 лет, по уровню образования - лица со средним и специальным образованием.

В пределах Чувашии миграционный прирост населения неодинаковый (рис.26). Основные потоки мигрантов направлены на север республики, в большие города - в Чебоксары и Новочебоксарск. Сюда приезжают в основном сельские жители республики, особенно молодежь. Южные районы республики имеют отрицательное миграционное сальдо, то есть количество выехавших людей из этих районов меньше количества въехавших сюда на постоянное место жительства. В последнее десятилетие в республику увеличился поток мигрантов из северных и восточных регионов страны.

Праздники и традиции

Основная роль в сохранении и развитии народных художественных традиций в республике принадлежит учреждениям культуры клубного типа. Сегодня в 887 клубных учреждений Чувашии действуют 514 фольклорных коллективов, осваивающих и пропагандирующих национальные народные традиции, обычаи и обряды. Из них 35 носят звание "народный". Клубные учреждения республики ведут большую работу по возрождению и актуализации календарных праздников и обрядов "Сурхури", "Саварни", "Вайа", "Кер сари" и др.

Сурхури - старинный чувашский праздник. Он отмечался в период зимнего солнцестояния. Позднее этот праздник нового года совпал с христианским рождеством (раштав) и продолжался до крещения (кашарни). Во время празднования сурхури проводились обряды, которые призвали обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

Во время сурхури от рождества до крещенья по вечерам ходили ряженые (светке), разыгрывали всевозможные юмористические сценки.

Ближе к полуночи начинались гадания. Молодые люди стремились предугадать своё будущее, узнать, какие изменения ожидают их в новом году. Парни и девушки в полночь шли в овчарню и в темноте хватали овец за задние ноги, чтобы по их цвету и возрасту узнать признаки будущего супруга или супруги. От такого обряда происходит и само название праздника: в прямом переводе сурах ури означает "овечья нога".

Способов гадания было великое множество. Молодёжь обычно загадывала о суженом, взрослых же интересовали виды на урожай.

Саварни (Масленица)

В 2008 году празднуется 9 марта. Для чувашского народа Саварни - праздник почитания солнца. В этот день пекут блины, устраивают катания на лошадях вокруг селения по ходу солнца, сжигают чучело "Саварни карчаке".

Празднуется 30 июня. Акатуй (в переводе с чувашского языка означает "свадьба плуга") является одним из главных национальных праздников чувашского народа. Он посвящен окончанию весенне-полевых работ. Издревле чуваши в этот день собирались для того, чтобы поздравить друг друга, встать в общий хоровод и спеть любимые песни, искупаться в реке. Мужчины устраивали спортивные состязания: керешу - борьба на поясах, бег, скачки. Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазании на шест, беге в мешках, в перетягивании каната.

Праздник Уяв проводится в весенне-летний период. В его основе - игрища и хороводы. Суть народного торжества в общении после посевной, знакомстве суженных, пении хороводных песен, в которых в той или иной форме были обращения к силам природы с просьбой о богатом урожае, обильном дожде. Слово "уяв" буквально означает "соблюдение", первоначально оно означало соблюдение традиционной обрядовой жизни, а позднее так стали называть любой праздник, обрядовое торжество. В 2007 году отмечался 7-8 июля.

Национальный костюм, кухня

Жители сумели сохранить свою самобытную культуру, традиции, ремесла и промыслы: уникальные вышивки, необычные костюмы, своеобразные женские головные уборы, обрядовые праздники, связанные с древними верованиями языческих чуваш, приготовлением национального напитка - чувашского пива.

Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была достаточно сложным и трудоемким процессом и холст был белым. Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт у чувашей проникают анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание пряжи. Еще в конце XVIII века низовые чувашки начинают ткать пестрядь.

Несмотря на тесное отношение народов Поволжья с русским народом и между собой, их художественные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее сохраняют свои специфические особенности. И в этом отношении выделяется чувашская вышивка. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д. Таким образом орнамент весьма реалистично воспроизводил миропонимание наших предков.

Старинный праздничный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они, несомненно, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы. Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. Но во время монголо-татарского ига часть мастеров была вывезена в Золотую Орду, часть погибла. У чувашей, укрывшихся в лесах осталась традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов и, вероятнее всего, именно тогда и произошла эта замена височных колец, гринв, различных подвесок, монетами. Бисер у чувашей употреблялся для изготовления девичьих головных уборов тухья и женских головных уборов хушпу, сохранившихся до наших дней, шейных украшений. Из него нанизали подвески для кос, кисти к наспинным и поясным украшениям. Каркас тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщевой ткани, иногда кожи, на него суровой ниткой нашивался бисер. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок. Основные цвета бисера - красный и зеленый (от темно-голубого до голубого), белый и желтый.

Для украшения головных уборов мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Монеты, пришиваемые к остову, прикреплялись плотно, а свисающие с краев - свободно, и между ними оставались промежутки, чтобы в о время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки.

Своеобразной формой отличались женские головные уборы хушпу. Они бывают двух видов конусообразные и шлемовидные, имеют "хвост" - деталь спускающаяся на спину. Двух видов бывают и девичьи головные уборы тухья - островерхие и без острия, наспинной части у них нет. Художественные приемы, использованные в шитье, богаты и разнообразны. Мастерицы с большим умением и вкусом размещали каждую монету и бисеринку. Среди изделий из серебра и бисера в одном ряду с тухья и хушпу находятся женские и девичьи нагрудные украшения шулкеме. В отдельных этнографических подгруппах их называли также подвеской к супрану или ама. Девичье украшение в отличие от женского не имело треугольной детали, служащей для крепления сурпана и был одноярусным. У верховых чуваш шулкеме состоял в основном из двух одинаковых частей и имел квадратную форму, а у низовых и промежуточных - полуовальную и прямоугольную. Среди шитых серебром и бисером предметов особое место занимает женское и девичье украшение - тевет. Надевали его через левое плечо. Женщины носили тевет в основном на свадьбах, а девушки - во время весеннего обряда "девичья пашня", в хороводах и на осенних праздниках, посвященных овину, первому хлебу и льну. Одним из традиционных праздников был "девичье пиво" - в честь хмеля и нового пива, когда все девушки участницы обязательно должны надевать тевет.

Костюмы чувашей и их орнаментация различались по трем этнографическим группам. Узоры низовых вышивались на домотканом белом холсте всегда крупные, полихромные. Основной орнамент часто исполнялся нашивкой широкими полосами маренового цвета и сопровождался мелким узором. Для орнаментации характерны черты монументальности. Мастерицы-вирьялки, кроме белого холста, применяли также цветную основу, любили мелкий, филигранно выполненный орнамент. Костюм их отличался формой ношения. Непременной принадлежностью их туалета были черные онучи. Костюм и узоры средненизовых более близки к низовым. Женские рубашки отличались богатой орнаментацией нагрудной части. Ее украшали узоры, розетки. Розетки состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Узоры имели форму ромба. Среди них большой интерес представлял сложный орнамент, имеющий ассиметричную композицию, которая встречается только в вышивке рубашек замужней женщины. Орнаментация женского костюма подчинялась общей композиции. Подол, по сравнению с другими частями рубашки, вышивался более скромно, в его украшении соблюдался четкий ритм. Большую роль играло ритмичное чередование широких и узких полос, включающих в себя нашивки и геометрические узоры. Свой природный дар и умение чувашские мастерицы раскрывали в украшении набедренников. Носили их как в праздничные дни, так и в будни. Для исполнения узоров применяли шелковые и шерстяные нити. Вышивка была односторонняя, широко использовалась нашивка. Длинная бахрома, коричневого или синего цвета, обогащала набедренник при движении, играя на белом фоне рубашки, оживляя весь костюм женщины.

Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток. наплечников. нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Одной из принадлежностей свадебного одеяния являлось покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам. Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. Вышивки покрывал поражают богатством форм, разнообразием декора. Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у чувашей анатри они широкие, с трапециевидной композицией узора на белом холсте, а у вирьял - узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани.

Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда. одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар - халат из домотканого белого холста. В прошлом веке его носили в основном пожилые мужчины и предводители свадьбы, а еще раньше в такое одеяние должны были облачаться жрецы во время жертвоприношений. В украшении мужского халата, кроме вышивки, обильно применялись шелковые нашивки. Особо старательно мастерицы исполняли наспинные узоры - они были крупными, выразительными, всегда с чертами монументальности. Узоры старинного мужского халата, размещаемые вокруг грудного разреза, на плечах, на груди, на спине, на рукавах, на подоле, подчинялись, как и на женской рубашке, единому композиционному строю. Но их орнаментальные мотивы почти не повторяли узоров женских одеяний. Халат вышивался односторонним швом по счету ниток. Фигуры орнамента напоминают изображения коней, растений, человеческих рук, которые часто сопровождаются символами "пахотной земли". Одной из особенностей украшения халатов является также обилие в них знаков "огня", выполненных шелковыми нашивками. Все свое умение, все свое мастерство вышивальщицы девушки вкладывали в исполнение платка жениха. Девушка дарила платок жениху в день сватовства, выражая согласие выйти за него замуж, а также демонстрируя свое мастерство. Сложенный углом платок жених носил на шее во время свадьбы. С середины XIX века вышитая одежда постепенно заменяется пестрядью. В начале XX столетия этот процесс усиливается. Природные краски вытесняются анилиновыми. В деревнях появляются ткацкие станы. Костюм из пестряди (рубаха, платок, передник) получает распространение в основном среди низовых чувашей. Вначале такой костюм был рабочей одеждой, а позднее становится и праздничной. В костюме верховых чувашей пестрядь не нашла себе места. Тканный узор в них развивается в изготовлении женских и мужских нарядных поясов.

Чувашская кухня имеет большое сходство с татарской и башкирской. Используется простое мясо, но среди мясопродуктов превалирует все же баранина. Весьма характерной особенностью чувашской кулинарии является применение овощей для приготовления первых блюд с сыром, а не в пассированном виде. Чрезвычайно богат ассортимент мучных изделий. Мясная и рыбная начинка, репчатый лук закладываются в сыром виде доводятся до готовности при выпечке. Начинка часто бывает сложной: чередуются слои картофеля, мяса, лука и других продуктов.

Традиционные блюда в основном состоят из продуктов земледелия и скотоводства. Широко употреблялись каши (пгтг), толокно (тинкеле), мучные кисели (кeсeл, нимeр), супы (яшка, шярпе) на рыбном или мясном бульоне с приправами из крупы, овощей и зелени. Популярными среди чувашей были похлебка с клецками (салма яшки, згмах яшки), колбаса из овечьего желудка, начиненного мясом и салом (шгрттан), вареная колбаса с начинкой из крупы, рубленого мяса или животной крови (тултармгш, сукта). Молочные продукты употреблялись в виде цельного (сет) и кислого молока (тургх), пахтанья (уйран), сливок (хгйма) и творожного сыра (чгкгт). Башкирские и оренбургские чуваши изготовляли также и кумыс (кгмгс). Разнообразной была выпечка: хлеб из ржаной муки (згкгр), часто с добавлением солода, к праздничному столу чувашки готовили хгпарту - пышный пшеничный хлеб; пироги (кукгль), хуплу - круглый большой пирог со сложной мясо-крупяной начинкой, блины (пeлeм) и оладьи (затма икерчи), лепешки (пашалу, юсман, сурхури, икерчe, вeтя), ватрушки с картофельной или творожной начинкой (пяремеч, тгпгрчг икерчи), колобки (йгва) из пшеничной муки, хургн кукли - небольшие пирожки типа вареников или галушек (их варили в котле).

На столе чувашей традиционно присутствовал мед (пыл). Излюбленные напитки - пиво из ячменного или ржаного солода (сгра), медовуха или брага (сим-пыл, кгрчама).