Социальные основы обеспечения информационной безопасности детей. Информационная безопасность детей и подростков. Формирование единого информационного поля

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовые и нормативные основы безопасности труда на предприятиях общественного питания. Основные законодательные акты, регулирующие охрану труда в Российской Федерации. Создание службы охраны труда в форме самостоятельного структурного подразделения.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Нормативно-правовые документы по регулированию безопасности личности. Информатизация общества и проблема информационной безопасности. Источники угроз. Ряд новых проблем, связанных с появлением интернет. Особенность информации как фактора социализации.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Охрана труда и безопасность жизнедеятельности в условиях производства. Правовые, законодательные, организационные и нормативные основы охраны труда в РФ; государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства; управление условиями труда.

    реферат , добавлен 29.03.2014

    Правила техники безопасности в горнодобывающей промышленности. Законодательные акты и нормативные документы по охране труда. Государственный и общественный контроль. Методические указания по организации и осуществлению Государственного горного надзора.

    реферат , добавлен 18.02.2015

    Сущность и основные понятия информационной безопасности, состав и методы реализации, история развития. Нормативные документы в области информационной безопасности и органы, ее обеспечивающие. Программно-технические способы и средства обеспечения.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2010

    Нормативно-правовые акты и законодательные документы, регламентирующие охрану труда. Органы, несущие ответственость за соблюдение безопасности на производстве, обязанности работников. Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

    презентация , добавлен 05.10.2011

    Стандарты и другие нормативные правовые акты по безопасности труда в отрасли. Защита от воздействия вредных газов, паров и пылей. Устройство пожарной сигнализации и связи на предприятии. Пожарные извещатели: принцип действия, разновидности и особенности.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2012

    Анализ программ и современных подходов в вопросе социального развития личности дошкольника и формирования основ безопасности жизнедеятельности. Определение уровня знаний детей по основам безопасности. Система работы, эффективность использованных методик.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2009

Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

Информация, запрещенная для распространения среди детей;

Информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

1) информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

1) информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.

Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес).

Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).

Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

Возраст от 7 до 8 лет

В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет:

Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.
Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
Используйте специальные детские поисковые машины.
Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Возраст детей от 9 до 12 лет

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет:

Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.
Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.
Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.
Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.
Расскажите детям о порнографии в Интернете.
Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

Возраст детей от 13 до 17 лет

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете. Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.

Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет:

Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.
Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека - сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией. Для защиты детей от вредной информации активисты РВС разработали пособие по информационной безопасности детей.

Потребность в информации - одна из базовых естественных потребностей человека. Не менее важная, чем потребности чисто физиологические - еда, сон, тепло и т. д. С самых древних времен человек жадно искал и создавал информацию об окружающем мире, прошел гигантский путь от мифа до научной картины мира, величайших произведений искусства и норм нравственности. Любая человеческая деятельность неразрывно связана с обменом информацией. Благодаря обмену информацией мы в детстве усваивали модели поведения, учились социальным нормам, постигали азы наук, искусства и права. Когда мама и папа объясняли нам, как следует себя вести, что такое хорошо и что такое плохо, когда учителя в школе преподавали азы науки - они создавали для нас информационное окружение, в котором мы воспитывались и формировались.

Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека - сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией.

Раз информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться. Если взрослый человек справляется с этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого делать еще не умеет. А значит, он нуждается в защите своего информационного окружения со стороны взрослых людей. Прежде всего, конечно, со стороны родителей.

Почему мы считаем, что проблема защиты информационного окружения ребенка особенно актуальна сегодня? Потому что последние 10–15 лет оно, информационное окружение, перетерпело гигантские изменения. Произошло это преимущественно благодаря техническому прогрессу, который зачастую несет с собой не только новые огромные позитивные возможности, но и не менее огромные опасности. Информационное окружение человека никогда уже не станет прежним. А значит, мы обязаны научится охранять его, справляться с ним эффективно.

В прошлом информационное окружение ребенка довольно легко поддавалось родительскому регулированию и защите. Просматриваемые ребенком телевизионные каналы, читаемые им книги и журналы, даже круг его общения - все это относительно легко контролировалось родителями. В школе, хорошей спортивной секции, детском лагере ребенок в безопасности - там плохому не научат, да и работают там, как правило, профессионалы. Таким образом, проблема информационной безопасности в прошлом решалась легко и как бы сама собой. Мама в детстве запрещала общаться с незнакомыми людьми, гулять в компании «плохих сверстников», смотреть единственный в семье телевизор после 21:00 и т. д. И авторитет мамы и папы был очень высок.

Все поменялось, когда почти в каждый дом пришли компьютер и безлимитный Интернет. Они принесли огромные возможности их пользователям. Их значение трудно переоценить. Но вместе с возможностями пришли радикальные перемены в информационное окружение ребенка. Давайте вдумаемся, что именно произошло. Ребенок, еще не умея фильтровать поступающую информацию, не имея еще устойчивых социальных моделей, получил доступ к социальным сетям, форумам, чатам, сайтам знакомств, онлайн-играм, информационным сайтам и блогам самого разного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощный поток самой разной информации. Он стал с ней взаимодействовать, зачастую один на один. Ситуация значительно ухудшается тем, что очень многие родители с компьютером «на вы» и по умению пользоваться персональным компьютером ребенок зачастую очень быстро обходит своих родителей. Ситуация особенно обострилась в последние годы - с распространением индивидуальных переносных вычислительных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны. Таким образом, доступ в Интернет становится переносным и фактически неконтролируемым.

В этой брошюре мы хотим наглядно разобрать, какие именно информационные потоки действуют на ребенка. Показать, каким опасностям он подвергает себя в то время, когда внешне он в полной безопасности и тепле сидит дома за компьютером.

Чего мы не хотим, так это нагнетания в духе «компьютеры, Интернет - это зло, и детей нужно тотально изолировать от этого зла». Мы так не считаем. Мы убеждены, что Интернет и персональный компьютер - превосходные инструменты для работы, образования, развлечения, духовного роста человека.

Мы считаем, что ребенка необходимо учить правильно управлять хаотическим потоком информации. И мы изложим наше предложение в данной брошюре.

Опасность № 1. Потеря родительского авторитета

Для начала немного цифр.

По данным исследования Фонда Развития Интернет, проведенного в марте 2009 года, были получены следующие данные.

На вопрос «какой источник информации для тебя самый главный?» все школьники, участвовавшие в исследовании, на первом месте поставили родителей. Интернет прочно занимает второе место как приоритетный источник информации. Учителя у восьмиклассников и девятиклассников стоят только на третьем месте, т. е. Интернет уже стал авторитетнее учителя. На четвертом месте у этой группы школьников - друзья и одноклассники.

У старшеклассников Интернет поделил второе место вместе с учителями, друзьями и одноклассниками.

Фонд Развития Интернета отмечает, что здесь господствует жесткая конкуренция и если не научиться эффективно использовать возможности Интернета в процессе обучения, становится достаточно очевидно, кто в итоге победит.

Исследовался также так называемый «цифровой разрыв» - разница в компетенции пользования Интернетом между родителями и детьми. Выявились следующие факты:

  • менее половины родителей осведомлены о рисках, с которыми сталкивается ребенок. Каждый третий родитель знает, что дети видят изображения сексуального характера в Интернете, потому что видят их сами. В то же время они почти не имеют представления о том, что дети становятся жертвами агрессивного поведения или могут быть агрессорами сами. Хотя самих детей в наибольшей степени волнует именно то, что представляет собой коммуникационные риски. Также родители очень мало знают о том, что их дети встречаются с теми, с кем познакомились в Интернете;
  • готовность ребенка увидеть и принять помощь. Треть детей отмечает, что не ощущают со стороны родителей никакой поддержки, хотя сами родители при этом считают, что помогают своему ребенку.

При этом, по данным исследования Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова при поддержке Google, российские подростки обгоняют родителей по частоте использования Интернета. Ежедневно пользуются Интернетом 89% подростков и 53% родителей подростков. Причем 17% всех опрошенных родителей отметили, что не пользуются Интернетом вообще.

Что мы видим в этих цифрах? Как источник авторитетной информации Интернет уже обошел учителя. И готовится вытеснить с первого места родителей. Давайте вдумаемся, что это значит. Получается, родитель теряет авторитет у ребенка, конкурируя с самыми разными людьми «с того конца Интернет-кабеля», то есть теряет возможность воспитывать своего ребенка. Пока, к счастью, авторитет родителя по- прежнему является самым значимым для ребенка, именно родительское слово наиболее весомо. Но уже сегодня Интернет играет очень значительную роль в воспитании ребенка. То есть модели поведения, нормы, образ мыслей, картина мира - все то, одним словом, что и называется воспитанием, в большой степени черпается ребенком в сети.

Чтобы понять фундаментальную новизну ситуации, давайте подумаем, что в сущности представляет собой Интернет? Интернет вполне можно назвать виртуальным миром. Конечно, этот виртуальный мир тесно связан с реальностью - в Интернете зарабатывают вполне реальные деньги, с его помощью заказывают вполне реальные продукты, обсуждают вполне реальные новости и попадаются на крючок вполне реальным мошенникам. Точно такое же реальное воздействие на ребенка оказывает Интернет. Но, по своей сущности, Интернет действительно виртуальный мир. Здесь тоже есть компании «плохих парней», например, пропаганда экстремистских идей, нехорошие форумы, группы в социальных сетях. Здесь тоже есть наркодилеры, при помощи Интернета вполне можно купить спайсы. Хотя отметим, что этому эффективно противодействуют. В огромном количестве есть нехорошие фильмы и клипы, музыка опасных жанров и т. д. Подробно об этом речь пойдет в следующих главах.

Здесь мы хотим обратить внимание на следующий феномен. Любой нормальный родитель следит за тем, кто влияет на его ребенка. Не общается ли ребенок с нехорошими компаниями? Не угрожает ли ребенку обман со стороны мошенников? Хорошие ли книги он читает, не смотрит ли плохие фильмы?

Но почему-то, в случае с Интернетом, очень часто, к сожалению, родительская бдительность спит. Часто можно слышать: «Да, сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьет, по дискотекам не шастает! А в доме он в безопасности, под нашим присмотром ». Родители, не понимая опасностей онлайн-жизни, добровольно допускают посторонних людей с очень разными намерениями к воспитанию ребенка.

То, что школа проигрывает состязание с Интернетом в авторитетности, - очень тревожный факт. Традиционно школа играла огромную роль в воспитании личности, формировании картины мира, приучала к нормам поведения в обществе. Теперь ее влияние значительно ослабло.

Если тенденция продолжится, если не поменять порядок вещей, то совсем скоро подрастающая личность будет формироваться уже в первую очередь Интернетом и лишь во вторую - родительским воспитанием. Ни о каких доверительных отношениях между родителями и детьми в таком случае речи уже идти не будет. Родители, по сути, превратятся в опекунов. И это будет совсем другая, очень зловещая реальность.

Опасность № 2. Субкультуры, экстремизм, секты

Молодежные депрессивные субкультуры являются крайне коварной и опасной ловушкой на пути становления личности. Особую опасность они представляют для подростков.

Вспомним себя в переходном возрасте - пожалуй, самом ярком, драматичном, тяжелом и прекрасном периоде жизни человека. Что происходит с подростком? Мир вокруг него резко усложняется, возникают совершенно новые проблемы и заботы. В душу врываются неведомые до сих пор переживания. Первая, еще очень чистая, невинная любовь… При этом - крайняя ранимость и податливость формирующейся личности. Подростки с довольно чутким сердцем и тонким внутренним миром страстно ищут философские основы мироздания, яростно, с максимализмом пытаются постичь предельные основания бытия.

В этом сложнейшем периоде жизни подросток ищет способ самовыражения, свое место в обществе. Он остро нуждается в ощущении своей независимости и самостоятельности. Ему очень, очень тяжело с этим справиться.

Так вот, все без исключения депрессивные субкультуры эксплуатируют эти стремления и проблемы, эту естественную энергию подростка. Забегая вперед, отметим: что самое печальное, самое ужасное в том, что в капкан субкультур прежде всего попадают дети с чуткой душой и горячим сердцем. Не только они, но они - в первую очередь. Давайте разберемся, что такое субкультура, какие они бывают и что их объединяет.

Не хочется здесь давать общепринятое определение, в конце концов, читатель вполне может найти и прочитать это сам. Нам же нужно разобраться с сутью. Субкультуру вполне можно расшифровать как «подкультуру». С английского языка, кстати, буквальный перевод звучит как «подкультура». То есть это определенный набор ценностей, поведенческих моделей, специфических слов и понятий, стилей одежды, музыкальных предпочтений и т. д., которые отличают ее от основной культуры общества. Депрессивные, опасные субкультуры всегда радикально противопоставляют себя основной культуре. Тем самым, кстати, удовлетворяют запрос подростка на независимость и индивидуальность. Разумеется, подсовывая ему опаснейшие духовные суррогаты.

Для того чтобы понять сущность субкультур, давайте рассмотрим одну из них.

Готы, готическая субкультура

Одна из самых популярных субкультур. Мировоззрение основа но на так называемой dark culture - темной культуре, с ее культами смерти, страданий, депрессий, ненависти к жизни и радости. Сами готы характеризуют свое мировоззрение как «депрессивно-романтическое». Для мировоззрения характерны частые депрессии, меланхолия, темный мистицизм, резкое неприятие «толпы», то есть общества, людей, не входящих в данную субкультуру. Стержень готической субкультуры - смерть, рассматриваемая романтически. Все, что связано со смертью во всех ее проявлениях, - прекрасно для готов. Все, что связано с жизнью, позитивными эмоциями, духовным позитивным подъемом, - отвратительно и является уделом «быдла». Сами готы называют это танатофилией, то есть, проще говоря, смертолюбием. Готы считают романтичным прогуливаться по кладбищу, фантазировать на тему загробного существования. Прекрасным зрелищем для гота являются руины, черепа, кости. Отдельное место в готической субкультуре занимает все, что связано с вампирами. Вампиры воплощают собой готическую романтику: потустороннее существование, полная отстраненность от живого мира, тонкие отношения между жизнью и смертью.

Среди специфической атрибутики, на которой предприимчивые деятели зарабатывают деньги, - черепа, перстни с когтями, черепами, крестами, такие же подвески на цепочке.

Поскольку субкультура неразрывно , стоит сказать пару слов о ней. Готического направления музыки огромное количество - от готического металла, до современного dark wave. В сюжетах то же самое: вампирская эстетика, смерть, уныние, депрессия, суицид - как высшее проявление индивидуальности и духовности - презрение к обществу, эскапизм (стремление скрыться от мира, избегать его). У молодежи популярны яркие представители это направления: Otto Dix, Lacrimosa, Tiamat, Sirenia и др. Часто у готов популярны жанры black metal (сатанинский металл), death metal (можно перевести, как «металл смерти»), то есть, опять-таки все на тему смерти, ужаса и зла.

Надо отметить, что очень часто путь в субкультуру лежит через музыкальные предпочтения. Музыка действительно является очень мощным инструментом влияния на человека, особенно если устойчивая система ценностей еще не сформирована. Вывод: необходимо сделать все для формирования у ребенка здоровой системы ценностей. Иначе их «сформируют» другие.

Внешний вид гота описывать здесь не имеет смысла, достаточно фотографий в сети.

Итак, что мы видим даже после такого поверхностного обзора субкультуры? Какие естественные запросы подростка суррогатно удовлетворяет готика? Философский запрос и запрос на нахождение предельных оснований бытия - прежде всего. И это ужасней всего, так как это самые чистые, искренние и глубокие запросы ребенка, и вместо трудов великих мыслителей, вместо высокого искусства - от книг до музыки, он принимает крайне опасный яд. Кроме этого, субкультура определяет отношение подростка к обществу, удовлетворяет его потребность в самоопределении и независимости, решает проблему неуверенности. Снова подчеркиваем, делает это субкультура в страшно уродливом виде.

Прочие субкультуры. Панки, неформалы, рэперы, эмо и т. д.

Хотя это совершенно разные субкультуры, основанные на музыке, представители которых презирают друг друга, у них много похожего. Для всех этих субкультур характерно подчеркнуто антисоциальное поведение, бунтарство, протест против порядка, противопоставление себя «толпе». Часто политизированы, хотя и не всегда. Антисоциальное поведение рассматривается как форма протеста. В мировоззрении и музыке - безнадежность, ненависть к миру, наркомания как благо, культ насилия, выпивки и беспорядочного секса.

Аниме и анимешники

Не настолько опасная субкультура, да и многие утверждают, что увлечение аниме нельзя назвать субкультурой. Пожалуй, это действительно так - аниме не предлагает единого мировоззрения и философского объяснения мира. Тем не менее часто складываются тусовки любителей аниме.

Нужно понимать, что аниме (японские мультики) совсем не так безобидны, как это может показаться. Есть прекрасные аниме, с очень глубоким, мудрым содержанием. Но есть и такие, где демонстрируется чудовищная жестокость, ярко выражена эротичность персонажей. Часто герои аниме ведут антисоциальный образ жизни. Существуют также совсем сумасшедшие направления аниме. Ярчайший пример - «гуро», комиксы и мультики с расчленением трупов, нанесением изощренных садистских травм, крайние формы садомазохизма, каннибализм. Или «хентай» - японские порнографические мультфильмы.

Вообще, чтобы понять, что такое аниме, лучше всего посмотреть пару мультфильмов. Японская анимация прочно заняла свое место в мировой культуре и не случайно: как уже упоминалось выше, есть очень хорошие аниме мультфильмы (пример - «Унесенные призраками»). Но есть и очень опасные течения.

Пару слов о сектах и экстремизме

Сервис предлагает комплекс услуг по блокировке нежелательного контента, включая блокировку рекламы. Версия «для дома», стоимостью 360 рублей в год, позволяет блокировать сайты по многим признакам, например, можно заблокировать все социальные сети, черный список минюста, сайты знакомств и т. д. Сервис имеет свою огромную базу адресов с характеристикой контента. Есть настройка «белого» списка, есть «черные» списки.

Главное преимущество сервиса - гибкие и удобные настройки при невысокой цене. Блокирует сайты, содержащие вирусы. Простая на- стройка, не требующая специальных знаний.

Из минусов - сервис ничего не способен ограничивать непосредственно на компьютере, он фильтрует только доступ к Интернет-ресурсам.

Надежность высокая, обойти при правильной настройке - достаточно тяжело.

2. Dr. Web Security Space и Kaspersky Internet Security

Документация встроена также и в сам продукт.

Прежде всего, это полноценные антивирусные решения, функция родительского контроля реализована «в довесок». Тем не менее, очень популярное решение для домашнего компьютера, выполняющее свои задачи вполне эффективно. Позволяет блокировать не только нежелательные сайты и сайты с вирусами, но и ограничивать использование компьютера по времени, устанавливать запрет на запуск определенных приложений, блокирует доступ к указанным папкам и файлам на компьютере.

Обойти настроенный родительский контроль на этих продуктах очень просто, если не провести дополнительные настройки. Дело в том, что разрешения настраиваются для отдельных пользователей операционной системы. Из чего, кстати, следует, что нужно создать отдельного пользователя операционной системы с ограниченными правами для ребенка.

Что делает более-менее продвинутый подросток? Он загружает компьютер в безопасном режиме, выбирает пользователь «Администратор», который в обычном режиме скрыт и потому не имеет пароля, создает себе временного пользователя с неограниченными правами. Сделать это очень просто и подростки этому учатся моментально. Почему-то в документации на этот момент внимания не обращают. Однако, закрыть такую брешь легко - достаточно активировать скрытого пользователя «администратор» и задать ему пароль. Как это сделать - в конце этого приложения.

Плюсы - гибкая настройка, большие возможности контроля, помимо родительского контроля есть антивирус и файрволл.

Минус - нужны дополнительные настройки операционной системы (создание учетной записи для ребенка, создание пароля для учетной записи «администратор»).

3. Как активировать учетную запись «администратор»?

Нажмите «Пуск», щелкните правой кнопкой на «Компьютер» и откройте пункт «Управление». Нас интересует ветка «Локальные пользователи».

В открывшемся окне дважды щелкните на пользователе «Администратор», в появившемся меню снимите птичку с пункта «Отключить учетную запись» и нажмите «OK».

На этом все. Учетная запись «Администратора» активирована. Далее необходимо задать пароль для этой учетной записи.

Данная проблема актуальная для операционной системы Windows 7 версий выше Home premium.

4. Как создавать учетные записи, менять пароли к ним
Пуск - Панель управления - учетные записи пользователей. Тут можно менять пароли и создавать новые учетные записи. Напомним, для работы родительского контроля у ребенка должна быть своя учетная запись Интернет (не администратора!), для которой будут ограничены права.

В настоящее время информационная безопасность является одной из важнейших проблем современного общества. Информационная безопасность, наряду с государственной, экологической, экономической, физической и другими видами безопасности, вследствие влияния объективных факторов становится неотъемлемой составной частью общей системы безопасности любого предприятия, включая библиотеки. Нарушения системы информационной безопасности могут привести к очень серьезным экономическим потерям, создать угрозу жизни и здоровью персонала предприятий и населению.

На этапе ускоренного развития информационных технологий, обеспечение информационной безопасности стоит перед нами как важный вопрос. Сегодня все страны мира ищут пути для обеспечения информационной безопасности, осуществляя продолжительные мероприятия в этой области.

Говоря об информационной безопасности библиотек, за основу берутся принципы защиты от вредной информации и защиты информационных ресурсов. Мы живем в информационном обществе, где информация считается одним из самым важным ресурсом. Повышение роли информации, информационных ресурсов и технологий в жизни государства, общества и граждан выводит вопросы информационной безопасности на передний план, вследствие чего современное общество стало практически зависимым от этого. Поэтому защита информации и защита от информации является очень существенным, можно сказать, жизненно важным вопросом. Корнем проблемы является ускоренное развитие интернета, защита систем программного обеспечения, созданных на основании новых веб-технологий. Действенными способами являются усиление защиты, изучение и поддержание нововведений, появляющихся каждый день.

Обеспечение безопасности создаваемых и хранимых в библиотеках страны традиционных, магнитных и электронных информационных ресурсов, применяемых для этого технологий, должно рассматриваться как один из вопросов национальной безопасности РФ и тесно увязываться с утвержденной Концепцией национальной программы сохранения информационных ресурсов.

К объектам информационной безопасности в библиотечной сфере относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества.

Информационная безопасность библиотек, прежде всего, рассматривается с точки зрения доступности информации.

Общедоступная информация свободно предоставляется, передается, тиражируется, распространяется по принципу: что не запрещено законом, то доступно. Именно общедоступная информация является объектом накопления, переработки, анализа, хранения в библиотеках.

Современные библиотеки – это не только источники идей, мыслей, технологий, материализованных в виде книг, журналов, диссертаций, но и автоматизированные информационные центры, имеющие в своей структуре медиатеки, интернет-кафе. Применяя в своей работе аудио и видео-оборудование, спутниковое телевидение, интернет-технологии, библиотеки волей неволей могут стать распространителями приемов и сведений, наносящих вред личности гражданина (порнография, наркомания, бранные выражения, 25-й кадр, расистские высказывания, азартные игры и др.). Здесь же может иметь место манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности компьютерами россиян и подключения к Интернет пользовательская активность детей и подростков резко возросла.

По данным Центра Безопасного Интернета в России 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны.

При этом несовершеннолетние меньше, чем взрослые, подготовлены к проблемам, с которыми могут столкнуться в сети, и нередко остаются беззащитными перед ними. Именно дети и подростки сегодня менее всего защищены от потока негативной информации в Сети.

Распространение запрещенной литературы приравнено к возбуждению межнациональной розни, за которую статья 280 Уголовного Кодекса РФ предполагает лишение свободы до пяти лет.

Ограничение доступа к такого рода информации – следующий этап в обеспечении информационной безопасности личности.

В этой связи следует отметить явное несоответствие: с одной стороны – обеспечение неограниченного доступа к информационным ресурса, с другой – ограничение доступа к информации.

Поскольку библиотеки открывают уникальный доступ к информационным ресурсам, достижениям науки и техники, произведениям литературы, культуры, искусства, предоставляя своим читателям возможность знакомиться с книгами, периодическими изданиями, кинофильмами, видеофильмами, музыкальными произведениями и электронными документами, необходимо уделить внимание информационной безопасности как самих информационных ресурсов, так и содержащейся в них информации.

Информационная безопасность библиотечного фонда

С начала XXI века терроризм как явление стал объектом повышенного внимания. Одна из причин этого явления - вступивший в действие Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114 от 25 июня 2002 г, в котором было определено понятие «экстремистские материалы», а также установлена ответственность за их распространение. В соответствии с этим законом информационные материалы могут быть признаны федеральным судом экстремистскими по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществляющей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве либо уголовного или гражданского дела.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2013 года на Министерство

Наша задача - регулярный просмотр этих списков и выявление запрещенных материалов у себя в библиотеке, своевременное удаление их из фондов.

Состав материалов, признанных экстремистскими, разнообразен. Это – книги, брошюры, выпуски или отдельные статьи из периодических изданий, листовки, плакаты, лозунги, интернет-сайты, видео. Среди авторов запрещенных произведений - политические и религиозные деятели, журналисты, а также анонимы, пишущие свои обращения.

Материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Российской Федерации.

Лица, виновные в незаконном изготовлении, распространении и хранении в целях дальнейшего распространения указанных материалов, привлекаются к административной, либо уголовной ответственности, ст. 20.29 кодекса об административных правонарушениях РФ («Производство и распространение экстремистских материалов которая влечет штраф или административный арест на 15 суток.

Даже при неглубоком поиске в сети Интернет легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются такие социально опасные явления, как сатанизм, сектантство, расовая и национальная нетерпимость, педофилия, различные виды сексуальных извращений наркотизм и т.п. Отмечается появление сайтов, принадлежащих организованным преступным группировкам и террористическим организациям, через которые они не только обмениваются информацией, но и пытаются пропагандировать свои идеи и образ жизни. Молодые люди с неустойчивой психикой при посещении подобных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь.

Более того, возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде

Чаще всего несовершеннолетние пользователи попадают на опасные странички случайно. Многочисленные всплывающие окна, неверно истолкованные поисковиком запросы, ссылки в социальных сетях – все это приводит ребенка на сайты небезопасного содержания.

Угрозы, подстерегающие в локальной сети:

1. Порнография.

2. Депрессивные молодежные течения.

3. Наркотики.

6. Экстремизм, национализм и фашизм.

Здесь хотелось бы напомнить о правилах безопасности для детей в интернете, я их зачитывать не буду, с ними вы можете ознакомиться в листовках «Правила безопасности для детей в интернете». (прилагается листовка)

Правила безопасности для детей в интернете.

1. Посещайте сеть вместе с детьми, поощряйте их делиться опытом использования Интернета.

2. Научите детей доверять интуиции - если их в интернете что-то беспокоит, пусть сообщат вам.

3. Помогите ребенку зарегистрироваться в программах, требующих регистрационного имени и заполнения форм, не используя полной информации (имени ребенка, адреса электронной почты, номера телефона, домашний адрес). Для этого можно завести специальный адрес электронной почты.

4. Настаивайте, чтобы дети никогда не давали своего адреса, номера телефона и другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.

5. Объясните детям, что в Интернете и реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.

6. Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти люди могут оказаться не теми, за кого себя выдают.

7. Скажите детям, что далеко не все, что они читают и видят в Интернете, - правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены.

8. Контролируйте детей с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает.

9. Настаивайте, чтобы дети уважали чужую собственность, расскажите, что незаконное копирование музыки, компьютерных игр и других программ - кража.

10. Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде - даже в виртуальном мире.

11. Установите несколько четких и жестких правил для ребенка, чтобы контролировать расписание, время подключения и способ использования им Интернета. Убедитесь, что установленные правила выполняются. Особенно важно контролировать выход ребенка в Интернет в ночное время.

12. Хороший антивирусник - союзник в защите вашего ребенка от опасностей Интернета.

13. Ребенку не следует давать свой пароль кому - либо, за исключением взрослых членов семьи.

14. Следует объяснить ребенку, что не следует делать того, что может стоить семье денег.

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон). Библиотекам, как и всем учреждениям, предоставляющим информацию детям в печатном или любом ином виде, предстоит большая работа по определению ряда мер, необходимых для исполнения данного закона.

Принятие нового закона, построенного на принципе ограничения, а не свободного доступа к информации, вызвало и продолжает вызывать неоднозначную реакцию педагогов, библиотекарей, представителей отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Но закон есть закон и его выполнение

обязательно.

Несмотря на существующие противоречия в трактовке применения нормативного документа, Закон имеет прямое отношение к библиотекам.

Все поступления в общедоступные библиотеки, выпущенные в оборот с 1 сентября 2012 г., должны иметь знак информационной продукции на самой продукции и в каталогах информационной продукции (п. 4, ст." 11). Для библиотек имеет значение, что исключение составляют:

Периодические печатные издания, специализирующиеся на распространении информации общественно-политического или производственно- практического характера.

Настоящий Закон не распространяется на отношения в сфере: оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию; оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Размещают знак информационной продукции, в соответствии с Законом, производитель и распространитель информационной продукции, согласно п. 1 ст. 12

  • для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «О» и знака «плюс» - 0+
  • для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака«плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет» - 6+
  • для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) тестового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет» - 12+
  • для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет» -16+
  • запрещённой для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей» -18+

На практике видно – издательства явно завышают планку, идет несоответствие возраста, таким образом издательства снимают с себя ответственность.

Так в целом звучат нормы Закона, о которых следует помнить.

Уважаемые коллеги, отмечу, что в дополнение к Закону вышли рекомендации по применению Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции, утверждённые Министерством связи и массовых коммуникаций РФ- 22 января 2013 года. Они подготовлены с учётом обсуждений, прошедших в Роспечати с участием представителей отраслевых общественных организаций, ведущих издательских домов, библиотечного сообщества.

  • Знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей указываются на полосе издания, содержащей выходные сведения.
  • Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше шрифтов, используемых на полосе издания. Знак информационной продукции дополнительно

может указываться на обложке издания.

В отношении информационной продукции, запрещённой для детей, знак информационной продукции в обязательном порядке размещается на первой стороне обложки издания. Знак информационной продукции по размеру должен быть не меньше шрифтов, используемых на обложке, должен быть хорошо виден и учитывать дизайн книжной обложки.

Знаком информационной продукции не маркируются:

  • издания, содержащие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • издания, содержащие информацию о состоянии окружающей среды;
  • издания, содержащие информацию о деятельности государственных органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств.

Потребность в информации является сегодня одной из основных потребностей человека. Она так же важна, как и тепло, еда, сон. С самой древности человек искал, обобщал и передавал сведения об окружающих его вещах. Всякая деятельность тесно связана с обменом информацией. В ходе него усваиваются модели поведения, социальные нормы, азы наук, права, искусства.

Когда взрослые объясняют что-то ребенку, они способствуют формированию особого информационного поля вокруг него. Между тем условия жизни постоянно меняются, изменяется содержание и объем получаемых людьми данных. Это, в свою очередь, вызывает необходимость обеспечивать информационную безопасность населения в целом и несовершеннолетних в частности. В нашей статье попробуем разобраться, какие существуют риски для детей и как их можно устранить.

Актуальность вопроса

Не секрет, что современный этап развития человечества называют веком информационных технологий. Сегодня человек получает разные сведения из самых разных источников. Далеко не всегда получается отфильтровать информацию, выбрать действительно нужные данные. Особенно сложно приходится детям.

Чтобы понять масштаб проблемы, давайте сравним получение информации с потреблением пищи. Такое сравнение вполне обосновано. Ведь потребность в информации столь же важна сегодня, как и потребность в пище. Существуют продукты, которые нельзя употреблять или которые не подходят организму. То же самое можно сказать и об информации. Далеко не все сведения нужно воспринимать ребенку. Любая информация будет оказывать на него влияние: слабое, сильное, вредное, полезное. Соответственно, необходимо быть избирательным при использовании тех или иных сведений. Но если взрослым в целом удается справиться с этой задачей, то у детей это не получается. Поэтому обеспечение информационной безопасности детей возлагается на взрослых. Особую роль в этом играют родители и учителя.

Глобальные изменения в информационном пространстве обуславливаются техническим прогрессом. Развитие технологий не только способствует появлению новых возможностей, но и несет разного рода риски. Еще относительно недавно об информационной безопасности детей так часто не говорили. Дело в том, что раньше поток сведений, поступающих к ребенку, строго контролировался взрослыми. Родители не разрешали разговаривать с незнакомыми людьми, дружить с "плохими сверстниками".

С появлением домашних компьютеров и безлимитного интернета ситуация кардинально изменилась. Дети получили свободный доступ к социальным сетям, чатам, форумам, сайтам, играм и прочим ресурсам разного качества. В итоге на них обрушился просто огромный объем информации, фильтровать которую умеет далеко не каждый. Проблема усугубляется тем, что зачастую ребенок остается с интернетом один на один, а многие родители недостаточно хорошо умеют пользоваться ПК.

Опасность интернета

Как показывают опросы, Всемирная сеть у большинства старшеклассников является вторым по значимости источником информации. Третье место занимает школа, на первом месте пока находятся родители с небольшим отрывом. Интернет в настоящее время играет существенную роль в воспитании детей. Формирование картины мира, модели поведения, образа мыслей осуществляется под влиянием информации из Сети.

Интернет вполне заслуженно называют виртуальным миром. Безусловно, он достаточно тесно связан и с реальностью. В Сети можно зарабатывать, заказывать продукты, одежду, обсуждать новости и т. д. В интернете тоже, как и в жизни, есть "плохие" компании, форумы, чаты. Здесь часто показывают запрещенные фильмы, клипы и пр.

Любому нормальному родителю небезразлично, с кем общается его ребенок, какие источники информации использует, какие книги читает, смотрит фильмы, какую слушает музыку. Что касается интернета, то очень часто взрослые забывают о важности информационной безопасности. Дети находятся дома, а не на улице - это и успокаивает родителей. Между тем несовершеннолетний остается наедине с виртуальным миром - с чужими ему людьми, способными оказать влияние на его поведение.

Нельзя не сказать и о том, что авторитет людей в Сети существенно выше авторитета учителей. Это весьма тревожный факт. Ведь раньше школа играла если не ключевую, то значительную роль в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время влияние педагогов существенно ниже. Если такая тенденция будет продолжаться и далее, то формирование личности будет происходить не в реальном мире, а в виртуальном. При этом под угрозу будет ставиться и авторитет родителей.

Концепция информационной безопасности детей

Защита подрастающего поколения должна осуществляться, безусловно, комплексно. В первую очередь мероприятия по информационной безопасности детей должны проводить родители. При этом необходимо предпринимать такие меры, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным. Важно не потерять доверие детей.

Информационная безопасность - это комплекс мероприятий, направленных на защиту несовершеннолетних от негативного влияния информации. При этом речь идет не только о сети Интернет, но и о других источниках - ТВ, радио, книги и пр.

Важнейшую роль в сохранении информационной безопасности детей играют педагоги. Совместно с родителями они должны разработать мероприятия, направленные на защиту подрастающего поколения. Важна именно совместная работа, в противном случае все усилия родителей могут оказаться напрасными.

Немалое значение имеет участие власти. На государственном уровне сегодня разрабатываются программы по обеспечению информационной безопасности детей, принимаются законы, устанавливается ответственность за их нарушение. В каждом учебном заведении должны действовать локальные акты, отражающие и конкретизирующие федеральные положения, адаптирующие их под конкретные условия.

Родительский контроль

Как можно сохранить информационную безопасность детей? Этот вопрос беспокоит многих взрослых. Одним из эффективных способов защиты считается сегодня родительский контроль. Эта опция присутствует в функционале большинства антивирусных программ. Кроме этого, родительский контроль можно установить с помощью специальных программ.

Эта опция позволяет настраивать ПК так, чтобы конкретный пользователь, т. е. ребенок в данном случае, не имел доступа к каким-либо интернет-ресурсам, не мог запустить приложения (к примеру, игры) либо мог пользоваться компьютером только определенное время.

Достоинства и недостатки родительского контроля

Такое решение, безусловно, имеет массу плюсов. Во-первых, информационная безопасность детей при установленной опции родительского контроля гарантирована. Взрослые могут не волноваться о том, что их ребенок будет открывать нежелательные сайты, тратить на игры весь день и т. д. Надо отметить гибкость инструментов настройки. Чтобы совсем не ущемлять ребенка, можно настроить доступ к играм на определенный временной промежуток, создать список разрешенных ресурсов и т. д.

Есть, однако, у этого решения и негативные стороны. Если ребенку запрещено открывать определенные ресурсы дома, он вполне может сделать это в гостях у какого-нибудь друга. Кроме того, родительский контроль вполне можно обойти. Если ребенок справляется с этим, то, возможно, стоит отметить его способности и направить их в нужное русло? К примеру, его можно заинтересовать программированием, исследованием компьютерной сети и пр.

Блокировка сайтов

Родительский контроль, безусловно, хорошая опция в антивирусной программе - информационная безопасность детей будет обеспечиваться на необходимом уровне (во всяком случае, когда ребенок с компьютерными настройками на "вы"). Между тем рано или поздно несовершеннолетний сможет попасть на запрещенные когда-то сайты. Он может оказаться не готов к информации, содержащейся в них.

Ставить блокировку или нет - решать каждому родителю. Несомненно, есть контент, доступ к которому должен быть однозначно запрещен. Это порнографические сайты, реклама, ведущая на них, чаты знакомств и пр. Блокирование рекламы полезно не только детям, но и взрослым. Ведь без надоедливых баннеров работать на компьютере гораздо приятнее.

Мнения специалистов

Многие эксперты полагают, что родительский контроль - важнейший инструмент, позволяющий обеспечить и сохранить информационную безопасность детей в сети Интернет. Однако специалисты делают важную оговорку. Подходит этот инструмент для детей младшего возраста. Информационную безопасность в Сети для детей старшего возраста можно обеспечить другими способами. О них - далее.

Контроль пользования ПК

Необязательно ставить пароль на компьютер. Зачастую достаточно разместить ПК так, чтобы он был на виду у взрослых. В этом случае несложно контролировать процесс пользования компьютером. При этом действия родителей будут более корректными и тактичными. Взрослые смогут незаметно для ребенка наблюдать за его действиями и координировать их.

Эксперты не рекомендуют ставить компьютер в комнате ребенка, покупать ему современные гаджеты, в т. ч. планшеты и смартфоны. Как показывает статистика, в настоящее время почти половина детей младшего школьного возраста пользуются модными телефонами и имеют доступ в сеть Интернет. При этом совершенно неясно, зачем им такие гаджеты. Ведь дети имеют неконтролируемый доступ к интернету, могут стать жертвой грабителей. Если нужна связь с ребенком, достаточно купить ему обычный телефон. Если же родители решают приобрести модный смартфон, целесообразно установить на нем родительский контроль.

Направляем энергию ребенка в нужное русло

На родителей сегодня возлагается большая ответственность. Взрослым приходится прививать детям культуру, повышать ее уровень. Это очень сложная задача. Дело в том, что сегодня идет непрерывная пропаганда культа денег, потребления, бескультурья, "крутизны". Устранить ее негативные влияния трудно. Родителям необходимо интересоваться жизнью ребенка, разговаривать с ним, обсуждать события, происходящие в его жизни.

К примеру, если ему нравится смотреть в интернете фильмы, вполне можно поговорить об этом, заодно рассказать об истории кинематографа или интересных фактах. Важно показать ему действительно качественные и хорошие фильмы, наполненные смыслом.

Если ему интересны гаджеты, стоит приобрести полезный предмет. Например, электронную книгу. Возможно, она поможет привить любовь к чтению.

Если ребенок интересуется структурой сайтов, содержимым компьютера, вполне вероятно, что из него вырастет хороший программист. Возможно, стоит отдать его в кружок юных программистов.

Нужно помогать ребенку раскрывать свои таланты. Кроме родителей, никто этого не сделает.

Формирование единого информационного поля

Ребенок и его родители должны находиться в едином информационном пространстве. Это не означает, что взрослым надо во всем потакать детям. Напротив, нужно постоянно взаимодействовать с ребенком, договариваться с ним, изменять его окружение в лучшую сторону. Разумеется, необходимо стараться проводить с ним как можно больше времени.

Важный момент

Надо сказать, что нередко родители сами возводят перед детьми стену. Иногда это обусловлено нежеланием понять ребенка, безразличием к нему, к его интересам, чувствам, переживаниям. Преодолевать стену очень сложно. Важно создать такие условия в семье, в которых ребенок спокойно смог бы делиться своими переживаниями. Взрослым, в свою очередь, необходимо чутко относиться к ним.

Заключение

В настоящее время перед родителями стоит непростая задача. Им нужно самим формировать благоприятный информационный климат для своих детей. Надо помнить, что ребенок не будет пропадать в интернете, если будет занят интересными для него делами.

Разумеется, в процессе учебы ему придется пользоваться Сетью. Возможно, стоит составить памятку по информационной безопасности. Для детей очень важно участие родителей в их жизни. Нужно объяснить им, почему те или иные ресурсы использовать нежелательно. Важно дать понять детям, что взрослые заинтересованы в их нормальном развитии.