Криминалистическое исследование следов транспортных средств. Признаки направления движения транспортного средства Признаки свидетельствующие о направлении движения автомобиля

Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией :

    1. следы ходовой части;
    2. следы выступающих частей транспортного средства;
    3. отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).

Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ , что будет представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование .

Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д.

Исследование вышеуказанных групп следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события, т.е. определять:

    • направление и режим движения;
    • место столкновения (наезда);
    • угол и линию столкновения и др.

Следы ходовой части транспорта

Виды следов ходовой части транспорта

Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов).

Различают следующие виды следов ходовой части транспортных средств:

    1. следы качения возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки;
    2. следы скольжения возникаютпри полной блокировке колес в процессе торможения.

В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть:

1) поверхностными:

    • следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту; позитивные - от окрашенных выступающих частей, и негативные - от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса);
    • следы отслоения (следы на загрязненной поверхности).

2) объемными (являются результатом остаточной деформации грунта - песка, глины, рыхлой земли, и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях).

По следам ходовой части определяют :

  • направленность и режим движения (торможения, остановки) - диагностическая задача ;
  • вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление - идентификационная задача .

Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи.

Подробнее

Ширина колеи - это расстояние между центральными линиями следа левых и задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес.

База автомобиля - это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-й осью).

Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода.

Определив вид транспортного средства, переходят к установлению модели. Для этого наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса.

Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком.

Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска транспортного средства.

Криминалистическое исследование следов ходовой части транспортных средств

При обнаружении транспортного средства возможна его идентификация и по отображению признаков дефектов протектора.

Для решения диагностической задачи (определения направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.) можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

    • рисунок протектора, имеющий элементы типа "елочка", должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
    • при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения;
    • на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;
    • капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения;
    • при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения;
    • при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки);
    • камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения;
    • на участке поворота увеличивается угол расхождения колес;
    • ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения.

О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы "юза" (скольжения), то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.

Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра.

Транспортное средство на гусеничном ходу

Если на месте происшествия обнаружены следы транспортного средства на гусеничном ходу , то замеряют и фиксируют:

    1. ширину колеи (расстояние между серединами следов гусениц);
    2. ширину следов гусениц (траков);
    3. конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков);
    4. количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака).

Гужевой транспорт

Если следы оставлены колесами гужевого транспорта (повозки, телеги, арбы), то замеры проводят те же, что и для следов автомобиля. Однако при оценке полученных результатов учитывают, что измеренная ширина колеи может быть несколько больше истинной за счет перемещения колеса на оси.

Наряду с этим фиксируют и следы копыт (подков, лап) животных, используемых для передвижения. Отображение копыт (подков, лап) позволяет судить о виде животного (лошадь, верблюд), признаках походки (дорожка следов), о направленности и виде движения (шаг, рысь, галоп), общих и частных признаках копыт или подков. По этим признакам при благоприятных обстоятельствах осуществляется идентификация животного.

Следы ходовой части транспортного средства фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40х40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем - сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку.

Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы :

    • шиной какой модели оставлен след;
    • тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;
    • в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы;
    • не образован ли след данной шиной;
    • какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.

Если задачей трасологической экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование транспортное средство своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов.

Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследованию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При этом получают след длиной в 2-3 оборота колеса. Полученные следы внимательно осматривают и выбирают два участка, содержащих отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слепках, изъятых с места происшествия. С этих участков изготавливают гипсовые слепки.

Если следы поверхностные, то и экспериментальные образцы получаются поверхностными. Для этого на участок шины с признаками, аналогичными тем, которые были зафиксированы на месте происшествия, наносят красящее вещество (типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на участок шины) и откопировывают данный участок.

Если в ходе осмотра совпадающий участок не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для этого кистью или пульверизатором наносят слой краски на лист фанеры или на гладкий сухой асфальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным полосам плотной бумаги (например, оборотная сторона обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса.

Отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы)

Отделившиеся детали и части, обнаруженные на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения участка столкновения, наезда.

Остающиеся на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом:

    • осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства;
    • кусочки (частицы) лакокрасочного покрытия;
    • обломки частей транспортного средства;
    • составные части или крепежные детали отдельных узлов.

Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого модель автомобиля. Указанные данные в совокупности с другими используют для его розыска. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то проводят экспертизу для установления целого по части.

Частицы лакокрасочного покрытия позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения. После обнаружения автомобиля проводятся:

  1. трасологическая экспертиза (установление совпадения кусочков по линиям разделения и определение места, где раньше находилась краска);
  2. материаловедческая экспертиза (сопоставление химических и физических свойств лакокрасочного покрытия).

В качестве обломков частей транспортных средств, обнаруживаемых на месте происшествия, чаще всего фигурируют те детали, которые крепятся снаружи автомобиля: боковые (наружное) зеркала заднего вида, антенна, дополнительная боковая фара, дверная ручка (выступающая), клык бампера, бампер и другие детали. В случае их обнаружения по форме, конструкции, целевому назначению детали определяют ее вид и в зависимости от этого модель (марку) автомобиля. После установления транспортного средства проводят его отождествление по отделившейся детали. Для этого составляют (на месте слома) часть, найденную на месте, и часть сохранившуюся на автомобиле.

Следы выступающих частей транспортного средства

Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются:

    • при столкновении двух и более автомобилей;
    • при ударе по телу (одежде) пострадавшего (наезд);
    • при переезде через тело человека;
    • при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т. п.).

Следы контактного взаимодействия изучаются:

    1. для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия;
    2. для реконструкции события дорожно-транспортного или иного происшествия, т.е. определения, какими частями и в какой последовательности были оставлены эти следы.

Говоря о таких следах, также различают следы:

    • статические;
    • динамические.

Статические следы

Первые образуются, когда сила удара гасится в момент контакта. Объемные статические следы отображают внешнее строение следообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т. п. При очень значительном ударе деталь оставляет пробоину. По ней можно лишь приблизительно судить о величине, контурах оставившей ее детали.

Статические поверхностные следы не связаны с изменением формы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение оставившей их детали в двух измерениях - длина и ширина. Поверхностные следы образуются за счет наслоения (грязи, краски, смазочных материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопировка частиц с воспринимающей поверхностью).

Динамические следы

Динамические следы возникают в процессе непрекращающегося движения хотя бы одного из транспортных средств. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

Для выявления и анализа следов автомобиль осматривают в определенной последовательности: сначала переднюю поверхность (облицовка радиатора, капот, фары, бампер, ветровое стекло и т. д.), затем - левую боковую (дверцы, кузов, стекла, покрышки), заднюю (кузов, багажник, номерной знак, осветители и т. д.), правую боковую поверхность, после чего - крышу и, наконец, нижнюю часть, обращенную к дорожному покрытию. Особое внимание обращают на те поверхности, которые участвовали в образовании контактных следов; так, при наезде на пешехода это будут чаще всего: облицовка радиатора, крылья, фары; при переезде человека - выступающие части переднего и заднего моста, поддон масляного картера, коробки скоростей, карданный вал и т. п.

При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть:

    • встречные;
    • попутные;
    • угловые (движение под углом друг к другу).

Подробнее

Разновидностью первых двух является скользящее столкновение боковыми сторонами. При этом транспортные средства практически не меняют направления (если разница их масс незначительна). Разновидностью углового является перекрестное столкновение, т. е. под прямым углом (продольные оси столкнувшихся транспортных средств перпендикулярны).

В зависимости от вида столкновения и располагаются следы. Изучая их, в первую очередь дифференцируют следы первичного и последующего контактов - соударение, опрокидывание и т. п.

Следы первичного контакта возникают от внедрения одного транспортного средства в другое. Он характеризуется множеством вмятин, смещением металла в определенном направлении. Участки первичного контакта определяют по месту нахождения наибольшей деформации металла.

Большое значение при анализе следов столкновения имеет выделение контрпары следов - участков, взаимодействовавших друг с другом. Выделение таких пар производится на основе изучения их формы, размеров и высоты от дорожного покрытия.

Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра на месте происшествия составить представление о том, какие следы на одном транспортном средстве оставлены конкретными частями другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направленность. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее каплеобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, краска и т. п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след.

Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает на боковой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит, другой автомобиль резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это указывает на резкое снижение скорости (торможения) автомобиля, на котором осталась царапина.

При изучении разреза определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком направлении двигалась эта деталь (а следовательно, - транспортное средство), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных частиц от детали, сделавшей разрез.

Следы от выступающих частей транспортного средства подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорожного покрытия. Фотографируют следы как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной линейкой). Возможна схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов.

1. Виды следов транспортных средств и их криминалистическое значение.

2. Работа следователя со следами транспортных средств.

В практике расследования преступлений часто используются следы автомобилей, мотоциклов, тракторов, гужевых повозок, саней. Под следами транспортных средств подразумеваются следы контактного воздействия ходовых и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

На месте происшествия транспортными средствами в зависимости от ситуации могут быть оставлены следы, представляющие собой все типы криминалистической классификации.

Следы-отображения (следы ходовой части) образуются в виде следов качения либо следов скольжения колес, возникающих в заторможенном состоянии (юзом), отпечатков (объёмных и поверхностных) рисунка протектора, траков гусеницы на покрытии дороги, на одежде и теле потерпевшего, а также – в виде вмятин, сколов, царапин, выбоин – на преградах, деревьях, зданиях. Следы в виде выбоин, борозд или царапин остаются на покрытии дороги от деталей кузова, ходовой части или трансмиссии автомобиля, разрушившегося вследствие удара при происшествии. Такие же следы оставляют детали (руль, подножка, педаль) опрокинувшегося мотоцикла. Следственной практике известны случаи отображения выступающих частей машины на следовоспринимающем объекте, отпечатка её государственного знака в грунте или в сугробе снега.

Следы-предметы остаются на месте дорожно-транспортного происшествия в виде деталей автомобиля – колес, ободков фар, осколков лобового стекла и стёкол фар, щепок от кузова, элементов одежды потерпевшего, части груза, перевозимого в кузове транспорта.

Следы-вещества на месте, например, дорожно-транспортного происшествия представляют собой лужицы и брызги горюче-смазочных материалов, охлаждающей и тормозной жидкости, а также объекты биологического происхождения (кровь, волосы, мозговое вещество). К следам-веществам относятся и частицы лакокрасочного покрытия, которые взаимно переносятся с одного транспортного средства на другое при их столкновении. К данным следам относят, кроме того, скопления частиц грязи, пыли, земли, осыпавшихся с нижних частей автомобиля при столкновении с преградой.

В зависимости от характера дорожного покрытия следы транспортных средств делятся на объёмные (вдавленные) и поверхностные. Объёмные следы представляют собой углубления, которые транспорт оставляет при движении по дороге с мягким покрытием – земля, глина, снег, песок. Поверхностные следы образуются на дорогах с твёрдым покрытием (бетон, асфальт), на плоских предметах, лежавших на дороге, на одежде потерпевшего.



Поверхностные следы в свою очередь подразделяются на следы наслоения и следы отслоения. Следы наслоения образуются, когда следообразующее вещество переносится с колеса на дорогу. Такие следы образуются при выезде транспортного средства с обочин, просёлочных дорог на дорогу с твёрдым покрытием. Следы отслоения образуются при переносе следообразующего вещества с поверхности дороги на колесо. Подобные следы остаются после соприкосновения шины колеса с разлитым красящим веществом на дороге.

По степени видимости следы транспортных средств подразделяются на видимые, маловидимые и невидимые . Так, след заблокированных колёс хорошо виден на сухом асфальте, а на обледенелой дороге он почти не просматривается и обнаружение его требует применения соответствующих технических средств криминалистики и логических приёмов моделирования события дорожно-транспортного происшествия.

В зависимости от расположения изменений на следовоспринимающем объекте, следы могут подразделяться на локальные и периферические. Локальный след возникает в результате изменений следовоспринимающего объекта в пределах его контакта со следообразующим объектом. Покрышка колеса оставляет след, изменяя грунт в пределах нажима на него, а остальная поверхность грунта остаётся в прежнем состоянии. Периферический след образуется при изменениях, которые происходят за пределами соприкосновения колеса и дороги. Так, за пределами соприкосновения может наслаиваться какое-либо вещество или, наоборот, отслаиваться часть вещества.



В зависимости от механизма следообразования следы можно разделить на статические и динамические. Формирование этих следов происходит в момент, когда оба объекта (следообразующий и следовоспринимающий) практически находятся в покое. Статическим следом является сам след качения. Он представляет собой ряд оттисков покрышки колеса, расположенных рядом и образующих в целом один непрерывный оттиск следообразующей поверхности в развёрнутом виде. Динамический след образуется в результате торможения, заноса, пробуксовке колеса. Следы торможения отличаются от статических следов качения тем, что они растянуты, смазаны элементы рисунка протектора, что вызвано замедлением скорости вращения колеса при торможении и тем самым несоответствием её скорости движения транспортного средства. Чем больше несоответствие, тем более смазанными будут элементы протектора. Если колёса совсем перестают вращаться до полной остановки транспортного средства (блокировка колёс), таким образом, следы торможения превращаются в следы скольжения («юза»), то есть сплошные смазанные следы, где отдельные элементы уже неразличимы.

По особенностям взаиморасположения следы транспортных средств подразделяются на след колеи и отдельный след, который в свою очередь подразделяется на след единичного колеса и след спаренного колеса. Отдельный след образуется при таких обстоятельствах, когда условия следообразования оказались неблагоприятными для сохранения других следов транспортного средства (других колёс). Мотоцикл, не имеющий бокового прицепа, при быстром движении по ровной поверхности дороги оставляет только одиночный след. След колеи образуется при условиях, одинаково благоприятных для следообразующих объектов (колёс), расположенных по обе стороны транспортного средства. След колеи включает в себя отдельные следы и поэтому всё, что относится к работе с одиночным следом, в полной мере относится к следам, образующим колею. В самой колее различаются следы прямолинейного движения, следы поворота, следы разворота с маневрированием, следы стоянки.

Следы волочения. При наезде на человека или на какой-либо предмет транспортное средство может протащить его за собой некоторое расстояние. В таком случае на дороге могут возникнуть динамические следы волочения в виде смазанных полос. Протяжённость следов волочения зависит от особенностей волочимого объекта, от скорости движения транспортного средства, от состояния дороги. На дороге, покрытой асфальтом, следы волочения могут и не возникнуть, а на просёлочных дорогах и на обочинах асфальтовых дорог они остаются. Исследование их позволяет судить о характере дорожно-транспортного происшествия, о месте, где произошёл наезд, а также о субъективной реакции водителя, продолжающего движение.

Следы средств гусеничного транспорта образуются траками, составляющими гусеницу. Они остаются в виде двух полос, расстояние между центрами которых соответствует ширине колеи. Следы траков позволяют определить тип и модель транспортного боевого или специального средства. Данные следы отображают общие (количество траков на гусенице, расстояние между траками, характер рельефа траков) и частные (деформация краёв траков, различия в расстояниях между отдельными траками) признаки гусеницы, по которым возможно произвести идентификацию транспортного средства.

Следы полозьев остаются при движении гужевых саней, аэросаней или лыж. Следы полозьев относятся к следам скольжения, образованных плоскостью, динамический их характер лишает чёткости то есть признаки, какие получают отображение в следах, поэтому их идентификационное значение не так велико, как следы шин и траков. К общим признакам относится ширина колеи, ширина полозьев, ширина направляющего желоба. В качестве частных признаков иногда могут отобразиться неровности рельефа, расположенные на концах полозьев.

Наряду со следами автотранспорта криминалистическое значение имеют следы гужевого колёсного транспорта. В практике до сих пор используются телеги, арбы, двуколки. Некоторые из них снабжены резиновыми шинами, следы которых мало чем отличаются от следов шин автотранспорта. Большинство же гужевых повозок имеет деревянные колёса с металлическими ободами, по следам которых можно установить групповую принадлежность, а при достаточной совокупности отобразившихся в следах индивидуальных признаков может быть идентифицировано конкретное гужевое транспортное средство.

Криминалистическое значение следов транспортных средств состоит в возможности установления субъектом доказывания ряда важных обстоятельств криминального события (дорожно-транспорт­ного преступления, преступления против личности, против чужой собственности – в случаях, когда используется транспорт). В частности, можно выяснить механизм дорожно-транспортного преступления или происшествия как в целом, так и отдельные его элементы.

Так, по длине тормозного следа определяется скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь. По следу, оставленному на дорожном покрытии шиной автомобиля (рисунок протектора, ширина беговой дорожки) возможно установление её модели.

По ряду признаков возможна идентификация транспортного средства по его следам. К таковым относятся признаки, обусловленные дефектом протектора, признаки, связанные с производством шин. С использованием средств противоскольжения (шипов, цепей, траков), а также случайные признаки (посторонние предметы, застрявшие в углублениях протектора или внедрившиеся в резину).

О техническом состоянии некоторых агрегатов транспортного средства могут свидетельствовать оставленные на месте происшествия (например, на месте стоянки) следы моторного масла, тормозной жидкости и т.д.

По ширине колеи и по размерам базы автомобиля определяется его вид и марка. Целый ряд признаков указывают на направление движения транспорта.

О наличии в кузове автомобиля груза и о его характере может свидетельствовать его часть, фрагмент, оставшиеся при столкновении или наезде на месте происшествия.

Выяснение указанных вопросов, определяющих криминалистическое значение следов транспортных средств, осуществляется следователем в ходе осмотра места происшествия, при выполнении других следственных и иных действий. Так, при подготовке к допросу подозреваемого следователь самостоятельно может установить примерную скорость движения транспортного средства непосредственно перед его торможением. Это является элементом предварительного (предэкспертного) исследования обстоятельств события и имеет целью создание тактического преимущества над подозреваемым уже на начальном этапе расследования, в частности, на первом же его допросе.

Основная часть вопросов подлежит выяснению специалистами в рамках транспортно-трасологической, автотехнической и других экспертиз, подготовка материалов для которых возлагается на следователя.

Фиксация, закрепление результатов осмотра осуществляется путём описания в протоколе, изготовления схем или планов, фотографирования, видеосъёмки, а также путём изготовления слепков и копий следов шин.

Прежде всего, ещё до начала осмотра места происшествия и в ходе его, должна быть произведена его фотосъёмка . В зависимости от характера происшествия и обстоятельств дела могут фотографироваться. участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, общий вид центра места происшествия (машина, труп), следы колёс, грузы. Для этих целей применяются различные способы фотосъёмки.

С помощью ориентирующей и обзорной фотосъёмки производится фотографирование общего вида места происшествия и его окружающей обстановки. Данная съёмка производится обычно с двух противоположных или большего числа сторон.

В протоколе осмотра места ДТПи приложениях к нему подлежат фиксации следующие элементы:

1) дорога; участки места происшествия и объекты, на которых обнаружены следы транспортных средств, с точным описанием их места нахождения и особенностей;

2) транспортное средство;

3) следы транспортного средства;

4) признаки, свидетельствующие о направлении движения автомобиля (при необходимости);

1. При описании участка дороги , где произошло дорожно-транспортное происшествие, в протоколе осмотра места происшествия указывается рельеф дороги, поперечный и продольный уклоны, состояние обочин, кюветов, дорожного полотна, повороты и закругления (при необходимости), а также фиксируются следы смазки и жидкостей, применяемых для транспортных средств, детали транспортного средства, обнаруженные на участке места происшествия, отпечатки номеров и агрегатов транспортного средства на различных объектах.

2. Описание в протоколе транспортного средства (легкового, грузового, танка, БТР) предполагает отражение в нём следующих элементов:

– положение транспортного средства относительно проезжей части дороги, неподвижных ориентиров, других средств, участвовавших в происшествии, трупа;

– марка, модель машины, год выпуска, государственный номер, цвет кузова и кабины, модель шины, тип рисунка, остаточная глубина протектора;

– техническое состояние транспорта (определяется экспресс-методом с помощью специалиста-автотехника): тормозная система, рулевое управление, ходовая часть, электрооборудование, показания приборов, положение клавиш переключателей света, положение рычагов коробки передач, включения переднего моста, главного фрикциона (у гусеничной техники), состояние лобового стекла, зеркал заднего вида, триплекса;

– повреждения, имеющиеся на транспортном средстве, их характер и локализация;

– наличие и локализация инородных следов-наложений и их характеристика (отслоения лакокрасочного покрытия другого автомобиля, объекты биологического происхождения: кровь, мозговое вещество, волосы и т.п.);

– груз: наличие, характер, положение;

– место хранения транспортного средства после ДТП (с указанием лица, ответственного за его хранение).

3. При описании в протоколе осмотра места происшествия следов шин транспортного средства следует зафиксировать:

– вид и состояние покрытия дороги;

– место расположения следов относительно неподвижных ориентиров;

– вид и количество следов;

– ширину каждой беговой дорожки;

– глубину объёмных следов;

– размер колеи;

– строение рисунка протектора, характер отпечатков особенностей поверхности шины;

– базу автомобиля;

– длину следа торможения;

– признаки направления движения;

– способ фиксации, изъятия и упаковки следа.

Длина тормозного следа измеряется рулеткой с сантиметровыми делениями. При этом начало следа определяется по маловидимым признакам, оставляемым шиной автомобиля в начальной стадии торможения.

Следует иметь ввиду, что частицы резины протектора и иные элементы, образующие след юза на покрытии дороги, со временем смываются дождём либо выветриваются, вследствие чего длина следа торможения уменьшается. Так, за 1-2 часа след торможения на асфальтобетонном покрытии может стать короче на 0,2-0,3 м.

Ширина беговой дорожки измеряется по перпендикуляру к её продольной оси и по дну следа, если он объёмный. Возможны незначительные различия (10-15 мм) между шириной беговой дорожки и шириной протектора шины, что зависит от давления в шине и нагрузки автомобиля.

Колея это следы, оставленные на дороге шинами правых и левых колёс. Между центрами следов производятся измерения, результаты которых подлежат внесению в протокол осмотра.

4. При движении транспортного средства на дороге происходят различные материально-фиксированные изменения, по которым возможно судить о направлении движения транспорта, определение направления движения производится по признакам в следах колёс и по другим признакам на дороге.

Признаки направления движения и места стоянки автомобиля:

1. При движении по сыпучему грунту по краям следа колеса образуется веер из частиц грунта, острый угол которого направлен в сторону движения.

2. При переезде через лужи, грязь следы будут ослабевать и исчезнут по мере движения, а брызги воды и грязи располагаются веерообразно в сторону движения.

3. Капли жидкости, падающие с транспортного средства, имеют вытянутую форму (круглую с сужением), острый конец которой направлен в сторону движения.

4. При движении по высокой траве стебли её наклоняются в сторону движения, а при движении по низкой траве при пробуксовке стебли наклоняются в сторону, обратную движению.

5. При переезде ветка, палка ломаются, образуя угол, открытый в сторону движения.

6. При движении по грунту камень сдвигается в сторону движения, а выемка от камня остаётся в стороне, противоположной движению.

7. При торможении и юзе на мягком грунте почва сдвигается в сторону движения.

8. Острый угол рисунка протектора шин повышенной проходимости направлен в сторону, противоположную направлению движения.

9. Угол расхождения передних и задних колёс в начале поворота больше угла схождения в конце поворота.

10. При торможении след юза резко усиливается по ходу движения и резко обрывается.

11. Разрывы на одежде потерпевшего от протектора направлены в противоположную движению сторону.

12. Место стоянки автомобиля, помимо других признаков, можно определить по следам-пятнам горюче-смазочных материалов, воды, тормозной и охлаждающей жидкости.

5. Если дорожно-транспортное происшествие закончилось смертельным исходом, следует произвести осмотр трупа с участием судебно-медицинского эксперта. При осмотре трупа в протоколе осмотра места происшествия фиксируется локализация различных повреждений на теле трупа и описывается их форма. Кроме того тщательно осматривается одежда трупа, её состояние и имеющиеся на ней следы (например, следы поверхностей различных частей транспортного средства – буфера, крыла, протекторов колес и т.п.).

Фиксация хода и результатов осмотра места дорожно-транспортного происшествия осуществляется также путём составления схемы , которая является приложением к протоколу осмотра, но, вместе с тем, позволяет более наглядно представить обстановку происшествия.

Ход и результаты осмотра места ДТП рекомендуется фиксировать с помощью видеосъёмка с последующим изготовлением видеофильма. Видеосъёмка позволяет показать не только форму, размеры, относительное расположение и другие признаки объектов, но воспроизвести те или иные действия. Видеосъёмку предпочтительней применять в тех случаях, когда место дорожно-транспортного происшествия представляет собой значительную по размерам территорию, а также для фиксации каких-либо событий, связанных с ДТП (например, тушение загоревшейся машины, подъём опрокинутой машины).

Основным приёмом фиксации и изъятия следов-отображений транспортных средств является моделирование путём изготовления слепков . Для этого применяются общепринятые средства моделирования объёмных следов, например, гипс, силиконовая паста «К», паста «У-1».

Если на месте ДТП имеются объёмные следы , в которых отобразились особенности следообразующего объекта, с них снимаются гипсовые слепки.

Закрепление следов на сыпучем грунте , в песке производится с помощью скрепляющих веществ. В практике в этих целях широко используются синтетические смолы, которые смешиваются с быстроулетучивающимися растворителями и путём пульверизации наносятся на след, за счёт чего последний, получая достаточную прочность, может быть изъят из грунта без повреждений. К таким составам можно отнести 6% раствор перхлорвиниловой смолы, растворённой в ацетоне. Эффективным средством закрепления следов в сыпучих веществах является лак для волос в аэрозольных баллончиках. После обработки лаком и полного высыхания след может быть изъят через 20-40 минут. Такой след сохраняется длительное время в натуральном виде, что имеет значительное преимущество перед слепками, фиксирующими след зеркально.

Поверхностные следы транспорта фиксируются посредством их перенесения на липкую подложку, например, на большого формата листы глянцевой фотобумаги, которая увлажняется и эмульсионной поверхностью накладывается на след и плотно к нему прижимается. Затем фотобумагу отделяют от следа и кладут эмульсией вверх для просушки. Если для копирования следа необходима чёрная бумага, то фотобумага засвечивается, проявляется, фиксируется и промывается. Также поверхностные следы переносятся на прошкуренные листы резины толщиной 3-4 мм.

Следы-наложения, возникающие на транспортном средстве или оставленные транспортным средством на других объектах в результате происшествия, изымаются, по возможности, вместе со следоносителем или же отделяются от объекта и упаковываются в соответствии с правилами изъятия микрочастиц.

Следы-предметы с отобразившимися на них следами транспортного средства, а также предметы, отделившиеся от транспортного средства, изымаются с места происшествия целиком, перечисляются в протоколе и приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств.

При наличии на месте происшествия следов горюче-смазочных материалов изымаются их пробы и помещаются в герметичные стеклянные сосуды.

Говоря об исследовании следов, обнаруженных на месте ДТП, имеются ввиду не лабораторные методы, а приёмы, доступные следователю. Обнаружив след протектора, следователь изучает его рисунок, стремясь определить по нему марку машины, которая данный след оставила. Это уже исследовательская работа, результаты которой могут существенно повлиять на ход дальнейшего расследования.

Следователь, располагая данными о длине следа торможения, коэффициенте сцепления, состоянии и характере дорожного покрытия, может их использовать для предварительного (предэкспертного) установления скорости движения автомобиля непосредственно перед применением торможения, что в свою очередь позволит ему более предметно расследовать преступление.

Во-первых, примерную скорость движения автомобиля перед торможением по дороге без продольного уклона можно определить по следующей формуле:

V – скорость автомобиля,

f – коэффициент сцепления шин с дорогой (в расчётах обычно принимается 0,6),

St – длина тормозного пути,

254 – условная математическая единица.

Во-вторых, представление о скорости движения автомобиля перед торможением с приблизительной точностью можно получить также пользуясь справочными данными.

В криминалистике различаются понятия тормозной путь автомобиля и полный остановочный путь .

Под тормозным путём понимается расстояние, на которое автомобиль перемещается с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

Полный остановочный путь – путь, пройденный автомобилем с момента начала реагирования водителя на опасность до полной остановки. Остановочный путь определяется по формуле:

t 1 время реакции водителя на опасность – интервал с момента появления сигнала об опасности до начала воздействия на педаль тормоза автомобиля. Это время зависит от квалификации, опыта, возраста, состояния здоровья водителя и других факторов.

t 2 время запаздывания срабатывания тормозного привода . В течение этого времени давление от главного тормозного цилиндра (или крана) передаётся колёсным цилиндрам (тормозным камерам) и происходит выборка зазора в деталях тормозного привода. По истечении времени t 1 + t 2 тормоза включаются и скорость автомобиля начинает снижаться. Время t 2 принимают в расчётах для транспортных средств с гидравлическим тормозным приводом 0,2 секунды, с пневматическим приводом 0,8 секунды.

Кэ – коэффициент эксплуатации транспортного средства (изношенность систем автомобиля, качество регулировки и т.д.). Принимается для грузовых автомобилей 1,4, для легковых – 1,0.

V – скорость автомобиля.

f – коэффициент сцепления шин с дорогой.

Следы на месте ДТП можно подразделить на следующие:

  1. следы колес ТС
  2. следы (точечные и линейные) деталей ТС на преградах, с которыми они взаимодействовали во время ДТП
  3. следы отделившихся от ТС деталей, частей, а также различного рода веществ (сыпучий груз, масло и пр.)
  4. следы от потерпевших
  5. следы на ТС

Следы на месте ДТП, оставшиеся от колес автомобиля, могут быть следами качения, торможения, заноса. Такого рода следы указывают на траекторию и направление движения ТС при ДТП.

Следы качения

На снегу, влажном песке, глине и т.п. эти следы представляют собой объемные отпечатки рисунка протектора.

Отпечаток — это след, оставляемый протектором шины на мягкой поверхности, когда колеса транспортного средства свободно вращаются. Отпечатки протектора хорошо видны вдоль и поперек следа.

На асфальтированном покрытии остаются отпечатки рисунка протектора в виде наслоения пыли, грязи, иных частиц после движения ТС по обочине, грунтовой дороге, при перемещении с влажных участков на сухие.

Если в следах отобразились частные признаки, в этом случае можно идентифицировать конкретное колесо ТС (индивидуальная идентификация).

Следы торможения (скольжения)

На асфальтированных сухих покрытиях — это смазанная в направлении движения полоса, а на грунтовых покрытиях — разрыхленная борозда.

Следы скольжения (юза) — это полосы, оставленные на дороге шинами заторможенных (не вращающихся) колес. Если шина скользит в плоскости колеса, то ее след легко отличить от отпечатка, так как рисунок протектора хотя и не виден поперек следа, но может оставлять определенное количество продольных линий. Когда шина скользит параллельно оси колеса, ширина следа равна длине зоны контакта шины с дорогой. В этом случае никакие особенности рисунка протектора не видны.

Влияние перераспределения массы автомобиля на следы скольжения. Перераспределение массы по осям при торможении транспортного средства часто позволяет определить, какими колесами оставлен след скольжения — передними или задними.

Если давление в шинах соответствует рекомендованному изготовителями, то при нормальном движении вертикальная нагрузка в зоне контакта протектора с поверхностью дороги распределена равномерно. При интенсивном торможении увеличение нагрузки на передние колеса создает такой же эффект, как и пониженное давление в шинах, а уменьшение нагрузки на задние колеса равносильно влиянию повышенного давления. Следы скольжения передних колес при перегрузке шин светлее в центре и темнее по краям. Это более характерно для радиальных шин, чем для диагональных.

Следы шин разгруженных задних колес светлее, с четкими продольными линиями от протектора, по которым можно определить длину следа, и с несколько размытыми краями.

Следы скольжения задних колес . В тех случаях, когда имеются следы скольжения только задних колес, необходимо вначале выяснить, не обусловлено ли это применением одного ручного тормоза (что часто приводит к заносу). Если это так, то следует уточнить мотивы действия водителя: или главная тормозная система неисправна, или нога водителя соскользнула с педали и пользование ручным тормозом было естественной реакцией на это. Следовательно, в зависимости от обстоятельств может понадобиться экспериментальное определение силы сцепления, развиваемой в дорожных условиях одним ручным тормозом. Для этого необходимо идентичное аварийному транспортное средство и с таким же грузом.

Однако, если затормаживались все колеса, то будет правильно заключить, что следы оставлены вследствие перераспределения массы, в результате чего уменьшилась сила, блокирующая задние колеса. Для подтверждения исправности тормозов на передних колесах следует проверить транспортное средство.

Необходимо отметить, что блокирование только задних колес при экстренном торможении представляет опасность, для уменьшения которой многие транспортные средства, особенно переднеприводные, снабжаются предохранительными клапанами, ограничивающими давление в гидроприводе тормозов задних колес. Однако эти устройства не всегда надежны, особенно на дорогах с низким коэффициентом сцепления.

Следы проскальзывания

Происхождение следов проскальзывания шин может быть различным, но во всех случаях они являются результатом одновременного скольжения и вращения колес. Ниже приводится описание различных типов следов проскальзывания, оставленных на месте ДТП.

Следы проскальзывания с пущенной шины очень похожи на следы скольжения передних колес. Однако тщательный осмотр позволяет обнаружить царапины на дорожном покрытии от мелких камней и песка, направленные вдоль следа, в то время как в следе от спущенной шины некоторые царапины ориентированы в поперечном направлении. Кроме того, след от спущенной шины обычно волнистый, а непрямолинейность его траектории часто свидетельствует об управляемом движении автомобиля.

Следы проскальзывания на повороте остаются, когда колеса свободно вращаются, но шины проскальзывают в боковом направлении под действием центробежной силы. Перераспределение нагрузки на внешние два колеса по отношению к центру поворота обычно приводит к возникновению следов проскальзывания только от этих колес, хотя на очень скользкой поверхности, как правило, это происходит от всех колес.

Следы задних колес транспортного средства обычной конструкции при нормальном повороте всегда находятся внутри следов передних колес, однако при заносе это правило часто нарушается. Нередко след проскальзывания представляет собой лишь узкую полосу, которая схожа с одной стороной следа скольжения шины переднего колеса. Такой след возникает вследствие того, что шина, деформируясь, как бы перекатывается в боковом направлении под действием центробежной силы.

Следы проскальзывания при замедлении возникают при интенсивном торможении на нескользкой поверхности колес без блокирования и перед блокированием. Они всегда предшествуют следам скольжения и лучше всего заметны по ориентированным вдоль направления движения небольшим царапинам от камешков и песчинок. Обычно невозможно определить, где кончается след проскальзывания и начинается след скольжения. Оба они включаются в измеряемый общий след торможения.

Следы проскальзывания при разгоне возникают, когда слишком велико тяговое усилие на ведущие колеса. Отличить их от следов замедления можно только при очень тщательном осмотре. При ускорении камешки и песчинки вырываются шиной из покрытия и, оставляя царапины, отбрасываются назад, в то время как при замедлении царапины появляются в результате вдавливания частиц в поверхность дороги и последующего их продвижения.

Следы проскальзывания при столкновении показывают точное место столкновения и имеют вид полос или характерных штрихов, направленных поперек линии движения транспортного средства. Следы скольжения блокированных колес под действием удара при ДТП заметно изменяют направление от первоначального. Свободно катящееся колесо при ударе в него может на мгновение заблокироваться и оставить на дороге короткий след скольжения, который можно обнаружить при внимательном осмотре,

Измерение и фиксация следов скольжения и проскальзывания. Необходимые данные для надежной оценки скорости движения транспортных средств, участвующих в ДТП, получают в результате осмотра и измерения следов шин на дороге. От тщательности выполнении этих операций во многом зависит результат расследования

Определение принадлежности следов конкретному транспортному средству. Весьма важно установить, какому конкретно транспортному средству принадлежат следы. Часто водитель признается, что следы оставлены его автомобилем, либо это утверждают свидетели. Иногда подтверждения свидетеля об имевшем место скрипе проскальзывающих шин бывает достаточно для идентификации следов. Если свидетелей ДТП нет, обнаружить признаки скольжения шин можно при тщательном осмотре, однако при удалении транспортных средств с места ДТП эти признаки быстро исчезают, так как масса оставленных на дороге частиц резины весьма мала. Если в ДТП участвовало более одного транспортного средства, то установить принадлежность следов помогают размеры колеи транспортного средства.

Начало и окончание следа. Точку, где началось скольжение шины, легче установить, если рассматривать след вдоль с некоторого расстояния под малым углом. При этом следует воспользоваться помощью ассистента, который отметил бы мелом указанную точку. Чтобы проконтролировать точность измерений, наблюдателю необходимо повторить процедуру, поменявшись местами с помощником.

Разрывы в следе скольжения. Разрывы в следе скольжения могут быть вызваны, во-первых, отрывом колеса от поверхности дороги. В этом случае разрывы очень короткие и многочисленные. Это вызвано малой нагрузкой на ось, что заставляет колеса подпрыгивать на неровностях дороги. До и после каждого разрыва тормозной эффект колеса весьма велик, что компенсирует его потерю во время отсутствия контакта шины с дорогой. Поэтому штрихи следа и разрывы между ними измеряются вместе, хотя следует указать длину и расположение каждого штриха. В вычислениях используется полная длина. Во-вторых; разрывы в следах шин могут быть вызваны периодическими нажатиями на педаль тормоза. Они обычно длинней разрывов, вызванных отрывом колес от дороги. Расстояния между видимыми частями довольно большие, так как водитель в экстремальной ситуации не способен столь часто прекращать и возобновлять торможение, чтобы возникший прерывистый след мог быть похож на изображение, создаваемое периодическим отрывом задних колес. В таком случае каждый отрезок следа данного колеса необходимо измерить отдельно, и в расчетах использовать, фактическую сумму этих отрезков.

Прямолинейное скольжение. Прямолинейным называется такое скольжение, при котором след хотя бы одного заднего колеса не выходит за пределы полосы, расположенной между передними колесами, при этом следы могут быть слегка искривлены.

Для проведения вычислений необходимо измерить наиболее длинный след, оставленный одним из колес, так как очевидно, что все они заторможены, пока хотя бы одно из них скользит по дороге. Действительно, если колесо еще не заблокировано, а другое уже начало скользить, тормозное усилие на него будет такое же или даже большее, чем на заблокированное.

Такое торможение характерно не только для мотоциклов, поскольку тормоза на их колесах имеют независимый привод, но и для других транспортных средств.

Скольжение с заносом. Следы заноса — это криволинейные следы скольжения, на поверхности которых имеются расположенные под углом к границам следа трассы, оставляемые выступами рисунка протектора.

В следах торможения и заноса, как правило, не отображаются идентификационные признаки колеса.

Признаком скольжения с заносом считается выход следов задних колес за пределы колеи передних колес транспортного средства. При этом транспортное средство наряду с перемещением вперед смещается вбок или вращается вокруг вертикальной оси.

При наличии следов скольжения с заносом необходимо измерить полную длину каждого из них (с учетом их кривизны) и определить среднюю длину, которая используется в дальнейших расчетах. Дело в том, что в отдельные моменты времени одна точка транспортного средства может почти остановиться, в то время как другие вращаются вокруг нее, в результате чего путь скольжения некоторых колес получается большим. Этот метод усреднения должен применяться только в случае примерно одинаковой нагрузки на задние и передние колеса, что характерно для легковых автомобилей и грузовых малой грузоподъемности, но не для тягачей с полуприцепом и грузовиков со сдвоенными задними колесами. В некоторых случаях для вычисления скорости достаточно зафиксировать часть следа, где происходило прямолинейное скольжение, без учета того места, где началось боковое скольжение или вращение транспортного средства. Характер возникающего на дороге рисунка зависит от соотношения скоростей вращения и прямолинейного продвижения транспортного средства. Это значит, что два следа не могут быть совершенно одинаковыми.

Изменение сцепных качеств покрытия дороги вдоль следа

Часто след, оставленный транспортным средством, проходит по участкам дороги с различным качеством покрытия, особенно когда торможение начинается на пересечении дорог, а заканчивается за ним. В таких случаях важно измерить длину следа в пределах каждого участка, т.е. от начала границы между участками с разными покрытиями и от этой границы до конца следа. Это необходимо для того, чтобы отдельно подсчитать потерянную скорость транспортного средства на начальном и последнем участке торможения и таким образом точно определить скорость перед торможением.

Следы мотоциклов

Интерпретация следов мотоцикла связана с определенными трудностями ввиду того, что каждое его колесо затормаживается независимо от другого. Опытный мотоциклист всегда применяет прерывистое торможение передним колесом перед тем, как ввести в действие ножной тормоз. В этом случае следы мотоцикла исследуются так же, как и следы торможения других транспортных средств, когда известно, что каждое колесо было заблокировано или торможение происходило в режиме, близком к блокировке. Если использовался только задний тормоз, то снятие вертикальной нагрузки с заднего колеса вследствие перераспределения массы проявляется в удлинении пути торможения, по которому трудно определить фактическую потерю скорости.

Ее можно оценить только при контрольном торможении одним задним тормозом на мотоцикле той же марки, причем вес водителя должен быть равным участвовавшему в ДТП. Важно, чтобы этот эксперимент проводился опытным мотоциклистом, так как очень сложно затормозить мотоцикл до полной остановки при блокировке заднего или переднего колеса.

Повреждения дорожного покрытия после столкновения

Транспортное средство, взаимодействуя с различными преградами в процессе ДТП, оставляет на них поверхностные и вдавленные (точечные и линейные — динамические) следы. Исследование этих следов позволяет решать идентификационные и ряд диагностических задач, что дает возможность уточнить место контактирования объекта с ТС и направление его движения после такого взаимодействия.

Этот вид следов может быть сгруппирован следующим образом:

  • царапины, наслоения, трассы, потертости на проезжей части дороги, образующиеся поврежденными частями ТС (тяги, рычаги, кожух защиты картера двигателя и др.)
  • повреждения дорожного покрытия при столкновении. Следы, возникающие во время столкновения, обычно короткие, но порой глубокие из-за развивающихся при столкновении огромных усилий. Иногда части транспортного средства отрываются при ударе и углубляются в покрытие дороги. Примером этому является карданный механизм, часто разрушающийся при встречном столкновении. По таким выбоинам зачастую может быть идентифицировано конкретное транспортное средство, а иногда они дают единственную возможность для определения точного месторасположения транспортного средства в момент удара
  • царапины, трассы, оставленные диском колеса ТС при повреждении шины и движении его на шине с недостаточным давлением
  • царапины, наслоения лакокрасочного покрытия (ЛКП), образующиеся при опрокидывании ТС

Царапины как следы очень важны для определения положения транспортного средства во время столкновения и особенно его перемещения после столкновения. Подобные следы могут появиться и при удалении транспортных средств с места аварии. Их можно исключить из рассмотрения, опросив при необходимости лиц, управляющих после аварийной эвакуируемой техникой.

Повреждения, показывающие путь перемещения транспортного средства после столкновения, часто имеют форму длинных тонких царапин, прочерченных его поврежденными частями, которые касались поверхности дороги (например, деталями подвески, после отрыва колеса, углом кузова и т.д.) Иногда повреждения могут быть в виде ссадин, коротких, плоских либо широких царапин, появляющихся из-за большой площади контакта автомобиля с дорогой, например при скольжении его крыши.

Тщательное изучение и сопоставление повреждений и материала покрытия с состоянием кузова и наоборот, можно использовать для определения не только пути перемещения транспортного средства, но и взаимного положения транспортных средств.

Важное значение для расследования ДТП имеют следы в виде отделившихся от ТС частиц и макро частиц ЛКП:

  • осыпи мелких частиц
  • осыпи почвы или грунта при ударе в момент наезда или столкновения. Место расположения наиболее мелких частиц или пыли в сочетании с другими признаками указывает на место столкновения
  • отделившиеся частицы и микрочастицы ЛКП помогают определить место контакта ТС с препятствием и направление перемещения ТС при его отбросе (их расположение может изменяться под действием ветра)
  • осколки стекол фар, подфарников, фонарей заднего вида. По участкам их рассеивания можно приближенно установить траекторию движения ТС после контактирования и определить место его остановки (при отсутствии ТС на месте происшествия)
  • следы выхлопных газов. По ним удается установить место остановки ТС, в том числе относительно границ проезжей части

Следы, оставляемые потерпевшими:

  • следы резиновой обуви при наезде заметны на бетонированной проезжей части, некоторые хорошо обнаруживаются на снегу и мягких грунтах. Такие следы, из-за того, что они могут находиться на некотором расстоянии от места обнаружения других следов наезда, крайне редко фиксируются. Следы обуви достаточно точно указывают на место наезда и направление приложенной силы
  • следы волочения тела потерпевшего. На асфальтированном покрытии это следы крови, а смешанные с асфальтной пылью или грязью, они имеют вид полос — отслоений пыли (грязи)
  • отброшенные личные вещи, находившиеся у потерпевшего (сумка, продукты и т.п.). Они могут располагаться как непосредственно в месте наезда, так и на некотором удалении от него по ходу инерционного движения ТС

Следы, возникающие на одежде и обуви потерпевших

Следы контактирования ТС с одеждой и обувью пешехода при наезде или его переезде

  • отпечатки (точечные следы) ободков фар, облицовки, декоративных и других деталей передней части ТС в виде наслоений грязи, примятости ткани одежды — по ним удается идентифицировать транспортное средство
  • порезы одежды стеклами фар в местах контактирования в виде линейных и точечных повреждений материала — по ним определяют взаимное положение потерпевшего и ТС
  • вкрапления отслоившихся от ТС частиц ЛКП на одежде пешехода
  • вкрапления микрочастиц (осколков) стекол, фар — по ним удается идентифицировать ТС, установить взаимное расположение ТС, и пешехода относительно друг друга
  • наслоения пыли, грязи в виде отпечатков рисунка протектора шины, который может быть несколько искажен вследствие смещения ткани при переезде тела. Такие следы пригодны для групповой идентификации шины и ТС, на котором могут быть установлены шины такого типа, а также для определения направления его движения
  • разрывы и деформации ткани одежды

Следы скольжения о поверхность дороги:

  • наслоения пыли, грязи, стертости поверхностного слоя и сквозные повреждения, возникающие в результате истирания материала одежды при перемещении тела по ровной поверхности дорожного покрытия (асфальта, бетона). По таким следам можно установить факт волочения тела после падения его на проезжую часть и направление смещения (дугообразные складки всегда направлены своей выпуклой частью в сторону, противоположную направлению смещения)
  • разрывы материала одежды при перемещении тела по неровной дорожной поверхности. Направление перемещения определяется по расположению угловых разрывов (угол раскрыт вперед, по направлению движения)
  • следы трения на подошвах обуви. По таким следам, как отмечалось ранее, можно установить направление смещения ноги в момент контактирования ее и ТС — по расположению стертости и направлению трасс на подошве

Следы контакта частей салона ТС с пассажирами и водителем

К данной группе следов относятся отпечатки рисунка накладок педалей на подошвах обуви водителя, рисунка ковриков на подошвах обуви пассажиров и водителя, следы и повреждения на различных деталях внутренней части салона (деформация рулевого колеса, приборного щитка, лобового стекла, пятна крови и др.), место нахождения лиц после ДТП.

При производстве комплексной судебно-медицинской и автотехнической экспертизы, изучив следы внутри автомобиля, направление действия сил на лиц, находившихся в нем на момент ДТП, а также характер телесных повреждений, можно установить взаимное расположение лиц, которые находились в ТС в момент ДТП.

Следы, возникающие при столкновении ТС

Много информации может, быть получено при изучении повреждений и конечного положения транспортного средства. Степень коррозии кузова (т.е. его состояние), различия конструкции кузовов, а также множественность точек, в которые мог прийтись удар, затрудняют вычисление сил, вызвавших конкретные повреждения. Необходимо заметить, что даже при сравнительно малых скоростях могут быть значительные повреждения.

Повреждения классифицируются по различным признакам, требующим в каждом конкретном случае тщательного изучения. Прежде всего следователь должен определить, поврежден ли автомобиль до столкновения или во время его, либо в результате его принудительного перемещения после ДТП, либо при освобождении из автомобиля пострадавших. Места старых повреждений обычно покрыты ржавчиной или высохшей дорожной грязью. Если повреждения являются результатом ДТП, их можно отнести к следующим категориям:

  • следы непосредственного контакта деформированных частей ТС при их соприкосновении. По таким следам удается ориентировочно представить себе взаимное расположение и механизм взаимодействия ТС во время ДТП
  • отпечатки отдельных участков, деталей одного ТС на поверхности другого. Выявив их, можно установить взаимное расположение ТС в момент их столкновения, а также идентифицировать следообразующий объект
  • потертости, царапины и т.п., возникающие в результате контакта транспортных средств. В таких следах содержатся отображения макро- и микрорельефа, необходимые для того, чтобы идентифицировать ТС, с которым произошло касательное столкновение, установить факт движения ТС при перекрестном столкновении, определить направление и относительную скорость его движения при попутном столкновении
  • аналогичные следы на деформированных нижних частях ТС, контактировавших с проезжей частью. По ним можно судить о направлении движения ТС после столкновения, уточнить место столкновения с учетом расположения оставленных этими частями следов на месте происшествия

Следы возникающие при наезде ТС на неподвижные объекты:

  • повреждения придорожных объектов, таких как опоры светильников и деревья, насыпи и ограждения. Они могут быть на некотором расстоянии от того места, где транспортное средство остановилось после ДТП, и поэтому их легко можно не заметить. По такому повреждению возможно установить путь движения ТС до столкновения и получить информацию о причинах возникновения ДТП, определить точку, от которой транспортное средство выехало за пределы проезжей части. Во время осмотра придорожной территории необходимо обратить внимание на возможные отпечатки шин и другие следы. При этом нужно иметь в виду, что ТС после наезда на один неподвижный объект или более может заметно развернуться, что затрудняет определение первоначального направления его движения. Следует, однако, быть предельно внимательным при идентификации транспортных средств, участвовавших в ДТП, и следов, так как некоторые объекты, например стены около узкой дороги или средства пассивной безопасности, имеют следы предыдущих наездов
  • наслоения краски ТС на поверхности неподвижного объекта. По ним удается установить групповую принадлежность ЛКП автомобиля
  • царапины, отпечатки деталей ТС на поверхности неподвижного объекта. При наличии таких следов можно определить направление движения ТС, идентифицировать следообразующий объект
  • наслоения микрочастиц ТС и преград. Эти следы используются для установления факта их контактного взаимодействия (задача решается комплексно с участием эксперта-трасолога)

Следы, возникающие при наезде на пешеходов:

  • деформации частей ТС, которыми был нанесен удар (вмятины на капоте, крыльях и других частях ТС, повреждения передних стоек кузова, лобового стекла). По таким следам можно судить о местонахождении пешехода относительно полосы движения ТС, а с учетом расположения следов колес ТС — уточнить место наезда
  • отпечатки фактуры ткани одежды на пластмассовых частях ТС (бампере), следы крови, волосы потерпевшего. По ним можно установить факт наезда, идентифицировать ТС, совершившее наезд
  • следы наслоений и отслоений на боковых частях ТС. Такие следы свидетельствуют о факте контактного взаимодействия ТС с пешеходом при касательном ударе

Следы, возникающие на ТС при его опрокидывании:

  • деформация крыши, стоек кузова, дверей. По ним устанавливают факт опрокидывания ТС и его направление движения
  • следы трения о поверхность проезжей части (разрезы, отслоения краски). Эти следы указывают на направление опрокидывания и изменение положения ТС при перемещении после опрокидывания
  • разрушение стекол, повреждение дверей. По ним удается уточнить механизм выпадения из ТС находившихся в нем лиц и предметов

Следы, возникающие до происшествия, при наезде ТС на твердые и острые предметы на дороге:

  • повреждения шины при наезде на острые предметы (разрезы, проколы)
  • повреждения диска колеса и подвески при наезде ТС на препятствие на проезжей части (посторонние предметы, выбоины)

По указанным следам можно уточнить механизм происшествия с учетом вызванных повреждениями изменений устойчивости и управляемости ТС (если предварительно будет установлено, что они возникли непосредственно перед происшествием).

Криминалистическое значение следов транспортных средств

В следах транспортных средств запечатляется информация о типе и виде транспортного средства, его индивидуальных особенностях, направлении движения, скорости, взаимном положении транспортных средств в момент столкновения и т.п.
Значение следов транспортных средств определяется совокупностью задач, которые могут быть решены в результате осмотра и экспертного исследования следов.
Изучение следов транспортных средств на месте происшествия позволяет установить:
- групповую принадлежность (вид, марку, модель) транспортного средства;
- конкретное транспортное средство (идентифицировать транспортное средство или отдельную его часть (колесо, шину, рассеиватель фары);
- обстоятельства использования транспортного средства (направление движения, места остановок и торможений, примерную скорость движения, длину тормозного пути).
- повреждения, возникшие на транспортном средстве (например, на правом крыле, разрушение фарного рассеивателя); неисправности некоторых его агрегатов (течь смазки из картера заднего моста); сведения о перевозимом грузе, а также о тех веществах, которые могли попасть на транспортные средства с места происшествия (частицы грунта, других различных веществ).


Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) следы ходовой части; б) следы выступающих частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).

Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д.

Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части решают и задачи диагностические: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

а) рисунок протектора, имеющий элементы типа "елочка", должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

б) при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения;

в) на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;

г) капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения;



д) при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения;

е) при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки);

ж) камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения;

з) на участке поворота увеличивается угол расхождения колес;

и) ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения (рис. 13).

О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы "юза" (скольжения),^ то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.

Следы ходовой части транспортного средства фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40х40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем - сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку.

Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

Следы транспорта становятся объектом криминалистического исследования: 1) при расследовании автодорожных происшествий; 2) когда транспортное средство использовалось при совершении преступления (хищение, вывоз похищенного, трупов, убийство и т. д.); 3) когда само транспортное средство было объектом преступного посягательства.

Следы данного вида позволяют: 1) выявлять характерные черты использованных транспортных средств, определять их групповую принадлежность (модель, тип, вид и т. д.); 2) устанавливать направление движения транспорта, его скорость и другие обстоятельства происшедшего события; 3) идентифицировать конкретное транспортное средство.

К следам транспортных средств относятся: 1) следы ходовой части (колес, гусениц, полозьев); 2) следы неходовой части (отображения каких-либо деталей транспортного средства (крыльев, радиатора), отпечаток номера автомашины (например, на каком-либо возвышении, сугробе); 3) отделившиеся части и частицы (отщепы древесины от борта, осколки фарного стекла, частицы лакокрасочного покрытия, остатки горюче-смазочных веществ).

Динамические следы возникают при резком торможении, заносах, пробуксовке, наездах, столкновениях. След торможения (юза) обычно прямолинейный, его ширина равна ширине беговой дорожки. Длина тормозного пути зависит от скорости, веса, исправности транспортного средства, степени изношенности протектора, состояния дорожного покрытия, рельефа местности. По величине тормозного пути может быть определена скорость движения машины перед торможением. К статическим следам относятся следы качения колес (так называемая беговая дорожка движения транспортного средства).

Поверхностные следы (наслоения и отслоения) образуются на твердом покрытии дороги (асфальте, бетоне), на плоских предметах, одежде потерпевшего. Поверхностные следы транспортного средства могут быть позитивными (при отображении на поверхности покрытия дороги рельефа выступающей части рисунка протектора) и негативными (объемными), когда след образуется за счет грязи и красящих веществ, застрявших в углублениях протектора. Рельефные особенности протектора отражаются чаще всего в объемных следах, возникающих на мягком грунте (земле, снегу). Глубина следа протектора обычно прямо пропорциональна весу автомобиля и обратно пропорциональна упругости грунта.

Каждая модель шины имеет специфическую ширину беговой части протектора. Ширина беговой дорожки (профиль шины) зависит от степени накачанности шины, нагруженности транспортного средства и характера дорожного покрытия. Ширина следа может увеличиваться и вследствие частичного отображения в нем боковых стенок протектора. Ширина беговой дорожки обычно определяется по дну следа.

Судить о виде, модели и устройстве транспортного средства можно по следующим признакам:

  • 1) числу осей (две, три) и числу колес на каждой из них (четыре, шесть и т. д.). При движении по прямой задние колеса полностью или частично перекрывают следы передних колес. Число осей можно определить при повороте, при котором образуются отдельные полосы от каждого колеса. Отличить следы двухосного автомобиля от трехосного обычно не удается, поскольку колеса третьей оси идут по следам второй оси. Следы колес прицепа также перекрывают следы колес автомашины;
  • 2) ширине колеи - расстоянию между центральными линиями следа левых и правых колес или между просветами задних спаренных колес (рис. 24);
  • 3) базе автомобиля - расстоянию между передней и задней (задними) осями, которое измеряется по следам вмятин, осыпавшейся на остановках грязи, при развороте с применением заднего хода;
  • 4) приобретающим особое значение имеющимся в следе данным о ширине, рисунке протектора, его индивидуальных особенностях, диаметре колеса.

Наружный диаметр колеса (шины) вычисляется по длине его окружности, определить которую можно, измерив расстояние между какой-либо деталью (особенностью) беговой части протектора шины, дважды повторившейся в ее следе. Исходная формула: S = 2п х R. Диаметр измеряется соответственно по формуле: D = S х 1,1: к. Длина измеренной таким образом окружности умножается на 1,1 - коэффициент прогиба шины и делится на к = 3,14. Полученный результат, поскольку диаметр колеса обозначается в дюймах, делится на 2,54 см.

Направление движения транспорта определяется по ряду признаков (рис. 25):

рисунок протектора, имеющий элементы типа «елочка», обращен открытой частью в сторону движения;

вдоль следов образуются отложения пыли, снега в виде веера, острые углы которого направлены в сторону движения;

на асфальтовой дороге при переезде через лужи, а также рассыпанный сухой грунт и т. п. по направлению движения остается сходящий на нет след влаги, пыли;

при переезде через лужи грязь и вода разбрызгиваются вперед и в стороны;

капли жидкости, падающие с транспортного средства, вытянуты в сторону движения;

сломанные при переезде колесами ветки своими внешними концами направлены в сторону движения;

на участке поворота вначале образуются углы расхождения следов колес, которые больше углов схождения, возникающих в конце поворота;

при движении по траве стебли растений наклонены в сторону движения;

лежащие на пути камни и другие предметы сдвигаются при наезде вперед;

Рис. 24.

Л - следы автомобиля с одинарными задними колесами; В - следы автомобиля со спаренными задними колесами; С - следы автомобиля, у которого одинарные задние колеса частично перекрывают следы передних колес: а - ширина колеи; b - расстояние между внешними границами следов; d - расстояние между внутренними границами следов; е - ширина следа колеса; т - ширина совмещенных следов передних и задних колес; g-g - ширина неполного следа передних колес; к-к - расстояние между следами спаренных задних колес; z - расстояние между центральными линиями следов задних колес;/ - расстояние между внешними и внутренними границами следов автомобиля

Рис. 25.

1 - брызги и грязь при переезде через лужу; 2 - примятая трава по ходу движения транспорта; 3 - расположение пыли и снега вдоль следа; 4 - расположение концов палок, сломанных при переезде; 5- соотношения углов расхождения (а) и схождения (б) при повороте направо; 6 - рельеф дна следа на мягком грунте; 7 - капли жидкости, упавшие с транспортного средства; 8 - зазор при переезде через камень; 9 - углы рисунка протектора

след торможения более насыщен в конце торможения, при этом четкость рисунка протектора сходит на нет; на дороге с мягким покрытием при торможении шины сдвигают вперед поверхностный слой грунта.

В целях проведения идентификационного исследования с участка объемного следа, в котором отобразились индивидуальные особенности протектора шины (порезы, царапины, трещины), после соответствующей фиксации по правилам масштабной фотосъемки, изготавливается гипсовый слепок. Поверхностный след на асфальтовом и подобном покрытии может быть откопирован с помощью отшкуренного листа резины либо силиконового компаунда.

Следы гусениц (траков) состоят из двух полос. Расстояние между их центрами определяет ширину колеи данного транспортного средства. Эти данные при одновременном учете характерной конфигурации следов используются для определения модели транспортного средства. При исследовании следов фиксируются специфические детали и дефекты строения траков.