Мотоциклы 50 60 годов ссср. Советские мотоциклы. Днепр – безграничные проходимость и тюнинг

Мотоциклы для граждан СССР играли очень важную роль. Часто, они были единственной возможностью обрести свободу передвижения. На них ездили на работу, в отпуск на моря, встречали детей из роддома и катали девчонок в деревнях.
Современные байкеры пересели на спортбайки или чопперы иностранного производства и совершенно не знают историю отечественной мототехники.


1. ИЖ Планета Спорт. Самый быстрый и технологичный.
В 1973 году Ижевский мотозавод удивил всю страну, показав первый советский мотоцикл со спортивным уклоном "Планета Спорт". В отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу немецких моделей, Планета Спорт явно пытался быть похожим на японских мотоциклы 60-70х.

Благодаря высокому качеству изготовления, ИЖ Планета Спорт активно продавался на экспортных рынках, например, в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Советские байкеры разгонялись на них до 140 км/ч, что было неимоверной скоростью в те времена.

2. Восход. Самый деревенский.
Мотоциклы "Восход" начали производить в городе Ковров, Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед "Восходом" его модернизированные версии "Восход-2", "Восход-3, "Восход-3М". Последним мотоциклом "Восход" стала модель "3М-01" с двигателем мощностью 15 л.с.

Из-за своей надежности, мотоциклы "Восход" стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. Даже сейчас там без проблем можно найти мотоцикл "Восход" в неплохом состоянии.

3. М-62. Выбор милиции.
Советская милиция, справедливая и неподкупная, в 50х-60х годах преимущественно передвигалась на мотоциклах с коляской. М-62, выпускаемый Ирбитским мотоциклетным заводом, был самым популярным выбором служителей закона. Его четырехтактный двигатель выдавал 28 л.с.

Интересный факт, что обычным гражданам СССР эксплуатировать "Уралы" без коляски в то время не разрешалось. Все-таки, эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция использовала мотоциклы без колясок, что выглядело в глазах советских мальчишек очень крутым. Как тут не захочешь стать милиционером!

4. Тула-200. Для охотников и рыболовов.
Советская мотопромышленность не выпускала квадроциклов (некоторые мелкосерийные модели, впрочем, все-таки производились, читай ниже), но для нужд охотников и рыболовов выпускался очень необычный мотоцикл Тула-200 с широченными внедорожными колесами. Массовое распространение таких мотоциклов пришлось на 1986-1988 годы.

Двигатель взяли от мотороллера "Тулица", увеличив его мощность до 13 л.с. Это позволило разгоняться на 200ке до 90 км/ч. В год выпускали по 10-12 тысяч таких байков, последний из которых сошел с конвейера завода в 1996 году. Кстати, на базе Тула-200 выпускали даже трайк!

5. ИЖ-49. Самый живучий.
Надежный, живучий, красивый. Звук его двигателя для уха советского человека был сродни звуку мотора Harley-Davidson для американцев. Выпуск их начался в 1951 году. В своей основе, это была усовершенствованная конструкция немецкого мотоцикла DKW NZ 350. ИЖ-49 завоевали большую любовь населения и использовались во всех уголках огромного Советского Союза.

На его базе выпускали версии с боковой коляской, а также спортивные мотоциклы для кроссовых и шоссейных гонок. Сейчас ИЖ-49 - коллекционные экземпляры. Цены на них начинаются от 100 тысяч рублей.

6. М-1А "Москва". Первый послевоенный.
После войны на Московском велосипедном заводе освоили производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем. М-1А "Москва" стал первым послевоенным мотоциклов СССР. Это был простой и легкий мотоцикл, для производства которого не требовалось много металла и резины.

Такие мотоциклы в огромных количествах использовались для обучения мотоциклистов в школах ДОСААФ. Быть может, ваш дед учился именно на таком. В 1951 году производство передали в Минск на выстроенный там велосипедный завод. Практически идентичная модель производилась в Коврове под обозначением К-125.

7. Jawa 360. Самый красивый.
В 70х на Явах ездил каждый третий мотоциклист. Всего в СССР было поставлено более 1 миллиона мотоциклов Jawa разных моделей, но 360 была самой красивой из всех. Сейчас вишневые мотоциклы с хромированными бензобаками называют "Старушка". Особо ценны экземпляры с боковой коляской из стеклоткани. Выпускали версии с 1-цилиндровым двигателем (250/260) или с 2-цилиндровым (350/360).

Кстати, Явы часто попадали в различные кинофильмы. Например, именно на Jawa 360 Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова в фильме Бриллиантовая Рука.

8. ИЖ Планета. Родоначальник серии.
В 1962 году Ижевский мотоциклетный завод приступил к выпуску принципиально новой для себя модели Иж Планета. Именно первое поколение этих мотоциклов задало вектор развития целого семейства, выпускавшегося до 2008 года (ИЖ Планета 7).
9. Jawa 350/638. Мотоцикл ревущих 90х.
Последняя из «Яв», продававшихся в СССР, Jawa 350 638, также стала «народным» мотоциклом. Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто появлялась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х. Так «Яву 350 638» можно увидеть в драме «Авария - дочь мента» и боевике «Крысы, или Ночная мафия». Мотоциклу даже посвящена песня «Ява» популярной в те годы группы «Сектор газа».
10. Вятка ВП-150. Итальянская элегантность.
Последний в нашем обзоре вовсе не мотоцикл, а мотороллер. Вятка ВП-150, прообразом которой стал итальянский скутер Vespa, по-праву считается самым элегантным двухколесным транспортным средством СССР.

БОНУС!

11. Рига-13. Первый мопед советских мальчишек.

Мопеды на рижском заводе «Саркана звайгзне» начали производить еще в 1958 году. Многие мальчишки мечтали, чтобы родители подарили им мопед на день рожденья. Так и делали, поэтому мопеды, а особенно Рига-13, стали для многих первым транспортным средством.

Рига-13 начали производить в 1983 году. Оснащенный двигателем мощностью 1.3 л.с., он разгонялся всего до 40 км/ч. Для старта с места и движения в гору, "байкеру" рекомендовалось помогать двигателю вращая педали. Рига-13 производилась до 1998 года, став самой массовой моделью завода.

12. "Муравей". Грузовик для всех.
На базе мотороллеров "Тула" Тульский машиностроительный завод выпускал огромное количество трехколесных грузовых мотороллеров "Муравей". Это был прорыв для советского союза, ведь продажа фургонов и универсалов гражданам СССР была запрещена. Так что такие мотороллеры были чуть ли не единственной возможностью перевозить небольшие партии грузов.

ТМЗ выпустил огромное количество таких мотороллеров. Они оснащались бортовыми платформами, самосвальными кузовами, фургонами и даже цистернами. Популярны они и сейчас.

13. ЗИД-175 4ШП. Первый советский квадроцикл.
Удивительно, но в нашей стране, несмотря на местами полное отсутствие дорог, никогда массового не выпускали квадроциклов. Чуть ли не единственным более менее серийным экземпляром был ЗИД-175 4ШП, выпускавшийся на Заводе имени Дягтерёва.

Конструкция была не очень удачной: слабый двигатель, сложные элементы трансмиссии. Наверное, поэтому широкого распространения такие квадроциклы не получили.

Мотоциклы для граждан СССР играли очень важную роль. Часто, они были единственной возможностью обрести свободу передвижения. На них ездили на работу, в отпуск на моря, встречали детей из роддома и катали девчонок в деревнях.

Современные байкеры пересели на спортбайки или чопперы иностранного производства и совершенно не знают историю отечественной мототехники. Мы решили, что пора на пару минут остановиться и вспомнить 10 самых народных, самых любимых и самых массовых мотоциклов из далекого СССР.

1. Л-300 «Красный Октябрь». Самый первый.

Самым первым серийным советским мотоциклом стал Л-300 «Красный октябрь».
первый мотоцикл ссср
В начале 1930-го ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновляясь самым надежным байком того времени – немецким DKW Luxus 300. А уже осенью того же года была готова первая партия Л-300.
Выпускался мотоцикл до 1938 года, а потом на его основе создали не менее легендарные ИЖ-8. Этот «потомок» Л-300 даже попал на серебряные монеты… Новой Зеландии.
К слову, имя ИЖ-7 носили все те же Л-300, которые параллельно с ленинградским предприятием «Красным Октябрь» выпускали в Ижевске.

2. М-72. Самый боевой


М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – «дублера» британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600.

Однако именно М-72, конструкцию которых «подсмотрели» у немецкого BMW R71 (именно ими оснащался Вермахт), выйдя в трагичном 1941 году, выпускались всю войну. А потом еще и серьезно послужили народу в гражданских целях – последние экземпляры сошли с конвейера аж в 1960-м.
С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных противотанковыми ракетными комплексами, пулеметами или легкими минометами. С первых послевоенных лет – и долго после того – эти мотоциклы стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.
«Потомков» М-72 в начале «нулевых» заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но воспользоваться не успела – и боевые мотоциклы «пошли в народ». По желанию заказчиков иракские автомастерские ставят на «Уралы» дополнительную «активную и пассивную защиту» – броню и пулемет.

3. «Минск М1А». Первый белорусский


И по сей день самым «народным» мотоциклом в Беларуси остаются «минскачи». Они бегают по дорогам всего бывшего Союза, и не только. Но больше всего их, конечно, на родине.

Полувековой юбилей мотоциклы «Минск» перескочили уже давно (первые модели уже вполне заслуживают названия «винтаж»), и уже совсем скоро, 12 июля, они отметят свой уже 61-й день рождения.
Первым белорусским «байком» стал Минск М1А, имевший множество «родственников» не только в СССР, но и за рубежом. «Предок» мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.
К слову, один из старых «минскачей» в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного «автоманьяка»: «Это АК-47 среди мотоциклов – надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог».

4. ИЖ Планета Спорт. Самый быстрый и технологичный.


В 1973 году Ижевский мотозавод удивил всю страну, показав первый советский мотоцикл со спортивным уклоном «Планета Спорт». В отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу немецких моделей, Планета Спорт явно пытался быть похожим на японских мотоциклы 60-70х.

Благодаря высокому качеству изготовления, ИЖ Планета Спорт активно продавался на экспортных рынках, например, в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Советские байкеры разгонялись на них до 140 км/ч, что было неимоверной скоростью в те времена.

5. Восход. Самый деревенский.


Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед «Восходом» его модернизированные версии «Восход-2», «Восход-3, „Восход-3М“. Последним мотоциклом „Восход“ стала модель „3М-01“ с двигателем мощностью 15 л.с.

Из-за своей надежности, мотоциклы „Восход“ стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. Даже сейчас там без проблем можно найти мотоцикл „Восход“ в неплохом состоянии.

6. М-62. Выбор милиции.


Советская милиция, справедливая и неподкупная, в 50х-60х годах преимущественно передвигалась на мотоциклах с коляской. М-62, выпускаемый Ирбитским мотоциклетным заводом, был самым популярным выбором служителей закона. Его четырехтактный двигатель выдавал 28 л.с.

Интересный факт, что обычным гражданам СССР эксплуатировать „Уралы“ без коляски в то время не разрешалось. Все-таки, эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция использовала мотоциклы без колясок, что выглядело в глазах советских мальчишек очень крутым. Как тут не захочешь стать милиционером!

7. Тула-200. Для охотников и рыболовов.


Советская мотопромышленность не выпускала квадроциклов (некоторые мелкосерийные модели, впрочем, все-таки производились, читай ниже), но для нужд охотников и рыболовов выпускался очень необычный мотоцикл Тула-200 с широченными внедорожными колесами. Массовое распространение таких мотоциклов пришлось на 1986-1988 годы.

Двигатель взяли от мотороллера „Тулица“, увеличив его мощность до 13 л.с. Это позволило разгоняться на 200ке до 90 км/ч. В год выпускали по 10-12 тысяч таких байков, последний из которых сошел с конвейера завода в 1996 году. Кстати, на базе Тула-200 выпускали даже трайк!

8. ИЖ-49. Самый живучий.


Надежный, живучий, красивый. Звук его двигателя для уха советского человека был сродни звуку мотора Harley-Davidson для американцев. Выпуск их начался в 1951 году. В своей основе, это была усовершенствованная конструкция немецкого мотоцикла DKW NZ 350. ИЖ-49 завоевали большую любовь населения и использовались во всех уголках огромного Советского Союза.

На его базе выпускали версии с боковой коляской, а также спортивные мотоциклы для кроссовых и шоссейных гонок. Сейчас ИЖ-49 - коллекционные экземпляры. Цены на них начинаются от 100 тысяч рублей.


9. М-1А „Москва“. Первый послевоенный.


После войны на Московском велосипедном заводе освоили производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем. М-1А „Москва“ стал первым послевоенным мотоциклов СССР. Это был простой и легкий мотоцикл, для производства которого не требовалось много металла и резины.

Такие мотоциклы в огромных количествах использовались для обучения мотоциклистов в школах ДОСААФ. Быть может, ваш дед учился именно на таком. В 1951 году производство передали в Минск на выстроенный там велосипедный завод. Практически идентичная модель производилась в Коврове под обозначением К-125.

10. Jawa 360. Самый красивый.


В 70-х на Явах ездил каждый третий мотоциклист. Всего в СССР было поставлено более 1 миллиона мотоциклов Jawa разных моделей, но 360 была самой красивой из всех. Сейчас вишневые мотоциклы с хромированными бензобаками называют „Старушка“. Особо ценны экземпляры с боковой коляской из стеклоткани. Выпускали версии с 1-цилиндровым двигателем (250/260) или с 2-цилиндровым (350/360).

Кстати, Явы часто попадали в различные кинофильмы. Например, именно на Jawa 360 Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова в фильме Бриллиантовая Рука.
11. ИЖ Планета. Родоначальник серии.


В 1962 году Ижевский мотоциклетный завод приступил к выпуску принципиально новой для себя модели Иж Планета. Именно первое поколение этих мотоциклов задало вектор развития целого семейства, выпускавшегося до 2008 года (ИЖ Планета 7).

12. Jawa 350/638. Мотоцикл ревущих 90-х.


Последняя из «Яв», продававшихся в СССР, 638, также стала «народным» мотоциклом. Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто появлялась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х. Так «Яву 350 638» можно увидеть в драме «Авария – дочь мента» и боевике «Крысы, или Ночная мафия». Мотоциклу даже посвящена песня «Ява» популярной в те годы группы «Сектор газа».

13. Вятка ВП-150. Итальянская элегантность.


Последний в нашем обзоре вовсе не мотоцикл, а мотороллер. Вятка ВП-150, прообразом которой стал итальянский скутер Vespa, по-праву считается самым элегантным двухколесным транспортным средством СССР.

Это был тихий и очень комфортный мотороллер, которым с легкостью управляли даже женщины. На базе Вятке делали целую гамму трехколесных мотороллеров с различными кузовами, которые активно эксплуатировались в городских грузоперевозках.


Мопеды на рижском заводе «Саркана звайгзне» начали производить еще в 1958 году. Многие мальчишки мечтали, чтобы родители подарили им мопед на день рожденья. Так и делали, поэтому мопеды, а особенно Рига-13, стали для многих первым транспортным средством.

Рига-13 начали производить в 1983 году. Оснащенный двигателем мощностью 1.3 л.с., он разгонялся всего до 40 км/ч. Для старта с места и движения в гору, „байкеру“ рекомендовалось помогать двигателю вращая педали. Рига-13 производилась до 1998 года, став самой массовой моделью завода.

15. „Муравей“. Грузовик для всех.


На базе мотороллеров „Тула“ Тульский машиностроительный завод выпускал огромное количество трехколесных грузовых мотороллеров „Муравей“. Это был прорыв для Советского Союза, ведь продажа фургонов и универсалов гражданам СССР была запрещена. Так что такие мотороллеры были чуть ли не единственной возможностью перевозить небольшие партии грузов.

ТМЗ выпустил огромное количество таких мотороллеров. Они оснащались бортовыми платформами, самосвальными кузовами, фургонами и даже цистернами. Популярны они и сейчас.


Удивительно, но в нашей стране, несмотря на местами полное отсутствие дорог, никогда массового не выпускали квадроциклов. Чуть ли не единственным более менее серийным экземпляром был ЗИД-175 4ШП, выпускавшийся на Заводе имени Дягтерёва.

Конструкция была не очень удачной: слабый двигатель, сложные элементы трансмиссии. Наверное, поэтому широкого распространения такие квадроциклы не получили.

Первая заповедь советского мотоциклиста такова: не уверен - далеко не езди, вторая - всегда бери с собой необходимые запчасти, чтобы доехать домой. А ведь до сих пор есть любители, которым нравится старая техника, множество людей начинало ездить именно на советских мопедах и мотоциклах…

Производство мотоциклов в СССР было налажено с размахом. Главными центрами мостостроения стали Ирбит, Ижевск, Ковров и Минск, а сами мотоциклы, в том числе и импортные «Явы» и «Чезеты» стали неотъемлемой частью культуры. Начать, пожалуй, стоит с небольшого экскурса в историю советского мотостроения.
ИЖ
В конце 1920-х годов создаются опытные мотоциклы «ИЖ», в 30-е начинается мелкосерийное производство, и лишь в конце 40-х - начале 50х разворачивается действительно масштабное производство.


Первые модели мотоцикла связывают с именем конструктора Петра Можарова, но настоящая популярность пришла к ИЖ после войны, когда в руки конструкторов попала документация на немецкий мотоцикл DKW NC-350.


После основательной модернизации мотоцикл назвали ИЖ-49. Легендарная модель была оснащена телескопической вилкой и гидравлическими амортизаторами. В условиях плохих дорог мотоцикл приобрел популярность.


Следующая модель - ИЖ-56 была не менее популярной, но настоящее признание пришло с появлением «ИЖ-Юпитер», «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Планета-спорт», которые предназначались для туристических и спортивных поездок. ИЖ-ПС получил раздельную систему смазки двигателя и мог разгоняться до 100 км/час за 11 секунд.


В 60-е выпускаются первые мотоциклы «ИЖ Юпитер» (двухцилиндровый двигатель) и «ИЖ Планета» (одноцилиндровый двигатель). На Заводе имени Дегтярева производят 175-кубовый «Ковровец», позже превратившийся в «Восход».


Мотоцикл ИЖ по популярности в СССР мог поспорить с самыми известными импортными аппаратами. В 70-х годах завод производил до 350 000 мотоциклов в год.

Минск

История создания «Минска» также восходит к DKW RT-125. Первые мотоциклы М1А были произведены в Москве, а в 1951 году производство было передано в Минск на велосипедный завод.


В 1956 году завод выпустил новую модель М1М с маятниковой подвеской, пружинными амортизаторами, короткорычажной вилкой и двигателем в 5 л.с., который развивал скорость в 75 км/час.
В 1961 году появилась новинка М-103 с гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой. Производство было ориентировано для села, что и объясняло популярность мотоциклов.


Дальнейшая модернизация привела к большей мощности и скорости. Например, вышедшая в 1973 году модель ММВЗ-3.111 могла разогнаться до 90 км/час и имела мощность в 9,5 л.с. А ММВЗ-3.112 имел 12 л.с.

Восход

«Восход» стал культовым мотоциклом среди молодежи и подростков. Он покорял неприхотливостью, малым расходом топлива, легкостью и ремпригодностью. Особой надежностью мотоцикл не обладал, зато с его помощью учились чинить ДВС.
Производство «Восхода» было развернуто после войны на заводе им. Дягтерева. Прототипом стал немецкий мотоцикл DKW RT-125. В 1946 году завод выпустил 286 мотоциклов «К-125».


С 1957 года завод стал выпускать совершенно новый мотоцикл «К-175» с 175-кубовым двигателем. Этот мотоцикл получил название «Восход» и дал жизнь целому семейству.


Самыми популярными моделями стали «Восход-2», «Восход – 2М.» Последняя модель «Восхода», созданного в СССР, носила название М3-01. Кроме этого, завод выпускал ограниченные партии мотоциклов для мотокросса, а в 80-е годы создал несколько интересных разработок спортбайков.

Урал

История мотоциклов «Урал» с конца 30-х годов и до 1964 года была историей военного мотоцикла. Даже после того, как мотоцикл стали продавать обывателям, владелец «Урала» был обязан встать на воинский учет, а Госавтоинспекция запрещала эксплуатировать мотоцикл без коляски.


Из-за этого «Урал» не снискал славы среди молодежи. Он нашел свою нишу как тяжелый утилитарный мотоцикл. Его использовали и для прогулок под луной, и для перевозки грузов, и для поездок в тайгу, и даже для мототуризма.
Мотоцикл ИМЗ был оснащен 650-кубовым четырехтактным двигателем и считался надежным среди советских мотоциклов. Мощность двигателя в зависимости от модели составляла от 31 до 36 л.с. Максимальная скорость при использовании с коляской - 105 км/час.


В 1985 году с конвейера завода сошел двухмиллионный мотоцикл модели «М-67». В 90-е годы завод сумел выстоять. Сейчас большая часть мотоциклов идет на экспорт.

Ява (Jawa)

Марка дорожных мотоциклов, производимых в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия). СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей. В советские времена мотоциклы Jawa считались лучшими из доступных в продаже на территории СССР.

Одним из народных названий модели Явы 360 стало «Ява-старуха» либо просто «старуха». «Старухи» с одноцилиндровым двигателем в народе назывались «чекушки», из-за объёма 250 кубических сантиметров.


Существует несколько модификаций, которые можно разделить на мотоциклы с 6В и 12В электрооборудованием. У 6В варианта менее мощный двигатель и слабый генератор, но, субъективно мотоциклы, оборудованные 6В оборудованием, красивее. «Jawa» являются мотоциклами того же класса, что и «Юпитер», но приятнее в эксплуатации.


Самой модной моделью в СССР была «Ява-368», которую начали выпускать в 1984 году. «Ява» имела двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом в 343 куб.см. и мощностью в 26 л.с., максимальная скорость мотоцикла составляла 120 км/час.

«Паннония»

Мотоцикл «Паннония» стал еще одним культовым мотоциклом среди городской молодежи и мототуристов.
Производство «Паннонии» началось на заводе «Чаппель» в Будапеште в 1954 году. «Паннония» стала первым новым мотоциклом завода. Мотоцикл оснастили одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным двигателем, четырехступенчатой КП. Новшеством оказалась закрытая цепная передача и дуплексная рама.


С 1954 по 1975 год в СССР было поставлено 286 959 мотоциклов.
Самой популярной моделью стала Pannonia 250 TLF. При весе 146 кг мотоцикл выдавал 18 л.с., не был привередлив к топливу, имел бак в 18 литров и надежную электрику. Кроме этого, завод выпускал модель с 350-кубовым двигателем и коляской.


Красота и совершенство линий мотоцикла до сих пор заставляют ценителей раритетов искать уцелевшие мотоциклы.
В 1968 году завод выпустил новую модель мотоцикла, скопированную с «Yamaha YDS-2», но в СССР решили, что мотоцикл слишком сложный и прекратили экспорт, после чего завод закрылся.

«Чезет»

История легендарного «Чезет» (Cezet) уходит в довоенные времена, когда чехословацкий оружейный завод Ceska Zbrojovka (CZ) решил начать производство мотоциклов. В 1936 году завод произвел прототипы «Чезета», на основании которых позже возникли мотоциклы с двигателями в 250 и в 350 куб.см.


В 1960-м году CZ запустил в серийное производство мотоциклы «Чезет». В СССР CZ ждал невиданный успех. Наравне с «Явой» этот мотоцикл пользовался успехом у рокеров, а «черный «Чезет» стал мечтой целого поколения.


Знаменитый кроссовый Cezet появился на свет в 1962-м году. Мотоцикл был оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем в 250 куб.см. Звездный час «Чезета» продолжался до конца 60-х. На нем выступали и побеждали на чемпионатах гонщики из СССР, Бельгии и ГДР.

Мопеды

В советское время невероятно стильным и модным личным автотранспортом являлись мопеды. Особенно среди юношества. Очередь на приобретения автомобиля длилась годами, цены кусались. Мотоцикл также стоил дорого и все же требовал гаражного хранения. А мопед, подобно велосипеду, зачастую завозили в квартиру.


На вождение мопеда не требовались права. Стоили мопеды в СССР от 100 рублей.
Продажа мопедов в осуществлялась в магазинах мототехники, почти всегда по предварительной записи. Отмечаться в очереди за мопедом требовалось каждое утро в течение месяца-полугода.
Мопеды производились на Пензенском велосипедном заводе (легкий мопед ЗИФ), Львовском мотозаводе (мопед Верховина, мокик Карпаты), Рижском мотозаводе (мопед Рига, мокик Дельта).

Мопеды Рига-1/16

Первый советский мотовелосипед выпустили в 1958 году на Рижском мотозаводе «Саркана Звайгзне»: Рига-16.

Модель оказалась не очень удачной. После практики на чешском мотозаводе JAWA в шестидесятые годы начался серийный выпуск первых мопедов в СССР - Рига-1.

Мопеды Рига постоянно модернизировались. В фильме Приключения Электроника Сыроежкин рассекал именно на мопеде RIGA.
Рижский завод «Саркана Звайгзне» в 1966 году начал производство легкого мопеда «Рига-5» с двигателем Д-5 мощностью 1,2 л. с. У машины очень простая ходовая часть. Механические тормоза мопеда гарантируют быстрое торможение и безаварийную езду. Управление тормозом переднего колеса и дросселем установлено на правой стороне руля, рычаг сцепления - на левой.


Чтобы затормозить заднее колесо, надо нажать на педаль в обратном направлении. Багажник расположен над задним колесом и рассчитан на 15 кг груза. Передняя вилка - телескопическая. Седло-подушка сделано из губчатой резины.
«Рига-5» успешно выдержала испытания на различных дорогах. Это удобное средство транспорта для города, а также для проселочных дорог. Емкость топливного бака (5,5 л) позволяет проходить довольно большие расстояния.

Легкий мопед «Рига-7» (1969-1975)

Мопед «Рига-7» начали производить с 1969-го года. К концу 1971-го года он полностью вытеснил мопед «Рига-5». В отличие от «Риги-5» он снабжался двигателем «Д-6», который позволял подключить к нему фару и задний габаритный фонарь.
Убрана декоративная защита приводных цепей. В конструкции мопеда «Рига-7» имелась специальная рейка, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения.


Работниками завода Х. Акерманисом (электрик) и Ю. Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без рейки. Предложение было принято, в условленные законодательством сроки было выплачено авторское вознаграждение, но в 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, заменив его на «Рига-11».
Легкий мопед Рига-12 выпускался с 1974 года. Элегантный дизайн двухколесной машины разработал дизайнером Гунаром Глудиншом.
Мопед оснащался простейшим 2,2-сильным 50-кубовым моторчиком Ш-57 с бумажным воздушным фильтром. К услугам двух ездоков - удобное седло длиною 43 см. 5,5-литровый топливный бак позволял проехать на одной заправке около 235 км.

Максимальная скорость Рига-12 составляла 50 км/ч. С 1977 года с конвейера начали сходить «рестайлинговые» Рига-16 с кик-стартером и улучшенной отделкой (на фото).
Мокик «Дельта» - это практически новая разработка после серии «Рига». Оригинальная рама и удачный двигатель на долго сделали любимой именно эту модель.


В новом двигателе В-50 были учтены недостатки предыдущих моделей, было усилено сцепление, валы коробки передач стали вращаться в подшипниках, а появившееся ножное переключение скоростей в двигателе В-501 ещё долго вызывало восхищение у покупателей.

«Карпаты»

Производился на Львовском моторном заводе, имеет 50-и кубовый двигатель, и, как следствие, на нем можно ездить не имея водительского удостоверения кат. А.


Двигатель маломощный, но отлично подходит для детей и изучения технической стороны. Аналоги - «Верховина» и «Дельта».

Мини-мокик «Мини»

В 1983-м году Рижский завод «Саркана Звайгзне» открыл новый класс на 10-дюймовых колесах – мини-мокики. Первую модель назвали «Мини», у нее регулировались руль и сиденье по высоте.
Вначале не было задней подвески, потом поставили пару амортизаторов. Весил мокик всего 50 кг и со сложенным рулём входил в багажник автомобиля.

Мини-мокик «Стелла»

Один из наиболее стильных и продвинутых серийных «полтинников» времен СССР. Выпускался с конца 80-х до середины 90-х годов. Мокик оснащался, как отечественным мотором V-501M (с ножным переключением передач) Шауляйского велосипедно-моторного завода «Вайрас», так и различными импортными агрегатами: чехословацкими Jawa, французскими Peugeot и польскими Dezamet.
На фото, рядом с девушкой в купальнике, как раз изображена модификация Stella Babetta с мотором Jawa, отличительной особенностью которого было горизонтальное расположение цилиндра.

Мопед Рига-19С

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл Рига-19С был выпущен небольшим тиражом в 1982 году. Несмотря на скромные размеры и небольшую массу (чуть более 60 кг) являлась полноценной гоночной машиной.
Спортивный мопед оснащался высокофорсированным 50-кубовым 2-тактным мотором водяного охлаждения ШК-50 невероятной мощностью 17 л.с. То есть литровая отдача такой установки достигала 340 л.с. на литр рабочего объема!
Двигатель работал в паре с 6-ступенчатой коробкой передач. Благодаря массивному аэродинамическому обтекателю Рига-19С легко развивал скорость свыше 100 км/ч.

Самые популярные модели мотоциклов, произведенных в Великобритании в 50-х годах прошлого столетия

Часть VI

АСЕ мотоциклы пятидесятых

В пятидесятые годы британская промышленность в среднем производила 135 000 двухколёсных транспортных средств. Более 20 марок отечественных мотоциклетных компаний, некоторые из них входили в конгломерат. Одним из таких объединений было Associated Motor Cycles (АМС), базировавшееся в Лондоне. Другим важным игроком являлся большой BSA Group в Уэст-Мидлендс.

Объём производства в 1959 году достиг небывалого максимума 234 300 машин. В этом же году общее количество мотоциклов, мопедов, скутеров, мотоколясок и мотонарт на дорогах Великобритании приблизилось к 1 750 000 единиц. Проходившие в 59-м году правительственные выборы способствовали принятия законов о снижении налогов, что в свою очередь привело к снижению цен на аренду и покупку транспортных средств. И кроме всего прочего, было исключительно длинное и сухое лето.

Появление доступных транспортных средств в значительной степени подхлестнуло потребительский спрос. В течение 1959 года British Motor Corporation (BMC ) выпустило на рынок четырёхколёсные новинки Morris Mini - Minor и Austin Seven . Доступный, достаточно вместительный для своего размера, да ещё очень модный по меркам своего времени, «МИНИ» с самого начала начал отнимать потенциальных клиентов у двухколёсной техники. В этот момент закладывались предпосылки спада спроса на мотоциклы в будущем.

AJS , Matchless "Ajay" и "Matchbox"


Две марки образовывали холдинг Associated Motor Cycles (АМС), образованный в 1937 году. Унифицированные модели, отличавшиеся цветом и эмблемами, выпускались под двумя брендами AJS и Matchless. На продажах негативно сказался отказ АМС предоставлять прессе мотоциклы для дорожных тестов.

Последовав примеру «Триумфа», начиная с 1949 года, в производственной линейке оставались модели с двухцилиндровыми моторами. Одноцилиндровые машины предназначались для экспортных поставок. Модели AJS Model 20 Spring Twin и Matchless G9 Super Clubman с 500-кубовыми двигателями для комфортного передвижения оснащались маятниковой задней подвеской и мягкими сиденьями. Основное отличие двигателей от остальных британских твинов заключалось в наличии дополнительного подшипника посередине коленчатого вала. Средний подшипник создавал ещё одну опору, которая не допускала сгибания вала на высоких оборотах.

В период с 1956 по 1958 годы выпускались большие 600-кубовые твины AJS Model 30 и Matchless G11. Существовало несколько легких спортивных вариантов мотоциклов модели CS (Competition Spring frame) и её дорожная разновидность CSR, но они в основном поставлялись на экспорт. Впервые дорожный мотоцикл G11 CS с двухцилиндровым двигателем прошел необычное испытание. Специалисты из журнала Motor Cycle в течение одного часа гоняли его по спортивного треку со скоростью 160 км/ч. В 1958 году производитель объявил о допустимости эксплуатации мотоциклов с 650-кубовыми двигателями Model 31 и G12 со скоростью 160 км/ч. Практика показала, что коленчатые валы у двигателей с увеличенным объёмом не выдерживают длительной эксплуатации. Поломкам особенно подвержены моторы с массивным ротором генератора на конце вала.

В конце 40-х в начале 50-х годов, одноцилиндровые 350-кубовые Matchless G3L, поставлявшиеся в период с 1941 по 1942 год в больших количествах в армию, получили общее название АСЕ (туз). Модель G3L предшествовала появившимся позднее машинам AJS и Matchless с двигателями 350 и 500 кубических сантиметров, на которых было очень приятно и достаточно быстро ездить, но выполнить «тонну» на них было нереально.

АМС внесло свой вклад в производство немалого количества «четвертушек» в 1958 году. В тот период выпускались синглы AJS Model 14 и Matchless G2. Масса одной машины составляла 148 кг. и она была способна разгоняться до 110 км/ч!

Ariel

Самым известным продуктом завода в Бирмингеме, входившего с 1944 года в BSA Group, литровый 4G Square Four. Название произошло от необычного квадратного расположения двух рядов цилиндров. На протяжении долгих лет тандем из пары параллельных твинов оставался единственным 4-цилиндровым мотоциклом, производимым в Великобритании. Плавные формы силуэта аппарата служили внешне выражением плавного и спокойного характера мотоцикла. Недаром он пользовался неизменной популярностью среди «колясочников». К удивительным способностям двигателя можно отнести его приёмистость. Без коляски мотоцикл на высшей четвёртой передаче мог спокойно разгоняться со скорости 16 км/ч.


Как у всех остальных британцев, у Ariel начальным объёмом были 200 кубических сантиметров. Тяжёлые «шестисотки» предназначались для эксплуатации с боковой коляской. Промежуток заполняли 350 и 500 кубических сантиметров. Последние пользовались наибольшей популярностью среди «каферейсеров».


Самый необычный английский мотоцикл Ariel Leader 250сс появился в 1958 году. Стальной обтекатель с топливным баком внутри полностью закрывал ноги водителя и корпус двигателя. Над верхней частью обтекателя возвышалось ветровое стекло приличного размера. На мотоцикл устанавливались покрышки с «вайтволами», как на модных авто 50-х годов.

В то время новая концепция пошла навстречу идее создания мотоцикла на каждый день, что расходилось с подходами разработки мотоциклов для удовольствия. Молодым гонщикам требовались полуфабрикаты для конструирования собственной идеальной машины, большинство же обычных потребителей хотели получить недорогие и надёжные мотоциклы. Многие городские гонщики с презрением смотрели на скутеры и капотированные мотоциклы, водителей таких транспортных средств они называли «скутеристами» и «маменькиными сынками».

«Лидер» не обладал головокружительным ускорением, зато отлично рулился, хорошо держал дорогу, правда, плохо тормозил и испускал немало дыма своим двухтактным двигателем.

BSA

Компания, основанная в XIX веке в качестве предприятия по производству оружия, стала одним из крупнейших производителей мотоциклов. Завод BSA в годы Второй мировой войны сотнями тысяч производил оружие и мотоциклы. В 1948 году BSA выпустило 50 000 мотоциклов, многие из них были поставлены на экспорт.

В 1946 году появилась на свет новинка A7 Star Twin 500сс с параллельным твином схожей конструкции, как у довоенного Triumph 5T Speed Twin, 1938 года выпуска. С 1951 по 1961 год производилась спортивная версия мотоцикла A7SS Shooting Star, способная разгоняться свыше 145 км/ч.

Специально для экспортных поставок BSA разработало линейку 650-кубомых мотоциклов с параллельным расположением цилиндров. В продаже в 1951 году появился A10 Golden Flash, надёжный и универсальный мотоцикл для эксплуатации с коляской. В середине 50-х у него появилась задняя маятниковая подвеска. Специально для любителей скорости в 1955 году в серию пошли Road Rocket (максимальная скорость 170 км/ч). Производство этой модели завершилось с появлением в 1958 году Super Rocket. Последняя модель производились с 1958 по 1961 год.


В разряд «кафешной» элиты входили BSA Gold Star. Верхневальные, воздушные синглы из легкосплавных материалов объёмом 350 и 500 кубиков производились в небольших количествах специально для ценителей покатушек выходного дня. Возникший спрос на уличных гонщиков Clubmans TT и Thruxton Nine Hour, подтолкнул компанию BSA к форсированию работ по разработке и выпуску в 1956 году модели Clubmans Goldie. Этот бескомпромиссный «уличный хулиган» разгонялся на второй передачи до 140 км/ч. Дорогой как всё новое, с трудным запуском двигателя, шумный как «Иерихонские трубы», «Голди» был идеальным средством выполнения «тонны», пока не появилась «пятисотка» DBD34. Максималка в версии DB32 350сс вплотную приблизилась к отметке 160 км/ч.


Не забыл производитель и о простых гражданах, передвигающихся с невысокой скоростью. На конвейере появились мотоциклы для новичков и езды с пассажиром с объёмом двигателя 250, 320 и 500 кубических сантиметров. Тысячи водителей узнали о Bantam, 125-кубовой копии немецкого DKW RT125. Этот двухтактник выпускался в нескольких версиях с объёмом 150 и 175 кубических сантиметров. Приверженцы больших мотоциклов презирали маленький, дымный и вонючий Beesa Bantam, но это не помешало ему найти пристанище в полумиллионе домов в Великобритании и за рубежом.

Douglas "Duggie"


Марка Bristol в пятидесятые годы специализировалась на производстве двухцилиндровых, оппозитных 350-кубовых машин. Douglas Plus 90, годы производства с 1950 по 1954 год, оправдывал своё «быстрое» имя. На «Дугласе Плюс» устанавливалась торсионная подвеска. В 1955 году его сменил необычный на вид туристический Dragonfly, способный разгоняться до 113 км/ч. Но после трёх лет безуспешных продаж, завод переключился на лицензионный выпуск итальянской Vespa.


Norton

Популярность «Нортонов» связана со спортивными успехами, которых удавалось добиваться в период с начала 30-х до середины 50-х годов. Марку основал в 1902 году энтузиаст Джеймс Нортон, у которого к 1912 году закончились деньги на развитие компании. Краха удалось избежать благодаря автопроизводителю RT Shelley.


Самыми популярными мотоциклами завода в Бирмингеме в середине прошлого столетия были родстеры с параллельными твинами Dominator, в народе известными как Dommies. Первенцем в 1949 году оказался Model 7 500сс с максимальной скоростью 160 км/ч. В след ему с заводских стапелей вышел в 1952 году Dominator 88. Особенностью спортивного «Восемьдесят восьмого» была облегчённая рама, модель предлагалась для спортивных команд. С рамой Featherbed в основном поставлялись на экспорт. Хорошая управляемость и стабильная курсовая устойчивость модели положительно сказывалась в целом на репутации бренда. Появившийся в 1956-м Dominator 99 с двигателем объёмом 600 кубических сантиметров, поднял планку максималки до 160 км/ч.


Редкий довоенный спортивный Norton International с верхневальными, одноцилиндровыми силовыми установками объёмом 350 и 500 кубов, получил новую жизнь. Специально для «Интера» разработали собственную версию рамы Featherbed, которая использовалась в течение последних пяти лет производства вплоть до 1958 года. С демонтированным глушителями «Интернешнл» выжимал «тонну», но при этом большие нагрузки приводили к утечке масла из двигателя.

Конгломерат АМС поглотил «Нортон» в 1952 году. В модельном ряду появились одноцилиндровые Model 50 350 сс и туристические ES2 500сс. Вместе с ними в 1958 году народились двухцилиндровые мотоциклы начального уровня с 250-кубовым моторами. Но Jubilee со своими максимальными 113 км/ч никогда не входил в одному лигу с «Доминаторами».

Panther


Компания P&M, со штаб-квартирой в Йоркшире, известна своими одноцилиндровыми Panther объёмом 600 и 650 кубических сантиметров. Особой популярностью «Партнёры» с колясками пользовались среди торговцев. Запустить низкооборотистый двигатель было не так просто. Поэтому поводу даже существовала расхожая шутка: «Проще завести телеграфный столб!» Менее известным моделями считаются «Пантеры» с двухтактными одноцилиндровыми двигателями объёмом 200 и 250 кубиков.

Royal Enfield

Несмотря на передовые технологии «Энфилды» никогда не пользовались такой популярностью как AMC, BSA, Norton и Triumph. Мотоциклы собирались в Реддич в графстве Вустершир, название было позаимствовано у старой оружейной фабрики Royal Small Arms Factory, располагавшейся в Энфилде, графстве Вустершир. Компания, чей лозунг Made like a Gun goes like a bullet (Собран, как оружие, едет, как пуля), постоянно проводила ресурсные испытания своей техники в ходе длительных международных путешествий. Основным моделями считались одноцилиндровые Bullet 350 и 500 кубических сантиметров, предназначенные для туризма. Инженеры компании уделяли особое внимание разработке традиционных для британцев двухцилиндровых мотоциклов. В 1948 году на «пятисотке» появляется задняя маятниковая подвеска.


К середине пятидесятых годов в тираж выходят большие двухцилиндровые мотоциклы Meteor 700сс (максималка 153 км/ч), а затем Super Meteor с максимальной скорость 180 км/ч. В период с 1958 по 1962 год производились двухкарбюраторные Constellation 700сс. Двухцилиндровые двигатели собирались на подземном заводе, ранее использовавшемся в качестве секретного военного предприятия, располагавшегося в Брэдфорд-на-Эйвоне в графстве Уилтшир.


В индийском Мадрасе (ныне Ченнай) построили завод для производства по лицензии 350-кубовой «Пули» и 175-кубового двухтактника. В настоящее индийское предприятие производит старые, четырёхтактные модели Bullet. Сохранившийся завод входит в большую индустриальную группу Eicher.

S unbeam ‘Beam’


Производились под брендом BSA. Своего апогея достигли в 20-е годы прошлого столетия. Величественный Sunbeam S7 и последовавший за ним Sunbeam S8, представляли собой двухцилиндровые туристические «пятисотки» с пухлыми шинами. Мотоциклы не пользовались коммерческим успехом, производство «С8» прекратилось в 1958 году.


Triumph Trumpet

Холдинг BSA Group приобрёл Triumph в 1951 году. Однако «Триумфовские» машины, выпускаемые на заводе Меридене, расположенном недалеко от Ковентри, сохраняли свою индивидуальность. Большинство из них использовали двухцилиндровый параллельный твин, сконструированный Эдвардом Тёрнером и впервые установленный в 1938 году на Speed Twin. Под чутким руководством Тёрнера компания сосредоточилась на производстве продукции для американского рынка. Поставленная задача по захвату богатого рынка Америки требовала разработки мощных, стильных и в тоже время недорогих мотоциклов. Первые проданные модели пользовались популярностью за свои скоростные качества. Однако, машины, появившиеся в 40-х и 50-х годах, не удовлетворяли полностью требования потребителей. Гоночных команд столь необходимых для обкатки новых технических решений у «Триумф» не было.


Спортивная версия «Тигра 100» с 500-кубовым двигателем получившая название Speed Twin, была перевыпущена после войны. Её заявленная максимальная скорость составляла 160 км/ч. В 1951 году на рынок выходит модель с облегченным двигателем из алюминиевого сплава. В продаже у дилеров появляется специальный набор для тюнинга мотоцикла, предназначенный для американских любителей прокатиться по выходным «с ветерком».

Американские компании продавали мотоциклы с объёмом двигателя 1 200 кубических сантиметров, британские «пятисотки» на их фоне смотрелись мелковатыми. Специально для американцев Тёрнер разработал 650-кубовый мотоцикл, получивший название Thunderbird. Новая модель развивала максимальную скорость до 160 км/ч. Продажи подскочили вверх. Заокеанские гонщики стали всерьёз воспринимать «Триумф».


Управляемость мотоцикла улучшилась с появлением в 1954 году маятниковой подвески. Следующая модель получила название Tiger 110 650сс. Журнал Motor Cycling сообщил о достижении отметки в 190 км/ч, правда, со специально установленными спортивными распределительными валами. Поклонники скорости по достоинству оценили мощные подхваты и громкий звук проворного «Топ Ten».


В 1956 году на соленом озере Бонневилль, расположенном в штате Юта, состоялось знаковое событие для «Триумф», спортивный снаряд с 650-кубовым двигателем от Thunderbird смог развить скорость в 345 км/ч. Продукция «Триумф» получила широкую огласку. В 59-м произошла путаница в названиях, «Т110» стали называть Bonneville с индексом «Т120», указывавший на максимальную скорость. Триумфовский Bonnie вошел в историю как самый знаменитый «зажигатель дорог».


Выпускавшийся в период с 1957 по 1966 год Triumph Twenty One 350сс стал своеобразной вехой в производстве мотоциклов - впервые коробка передач оказалась в одном блоке с двигателем. Но негативным образом на популярности модели сказалась форма металлической защиты от грязи, получившей название «ванна» или «юбка». Неспортивно выглядевший мотоцикл мог разгоняться до 120 км/ч. Модель Tiger 100A 600сс производили с 1959 по 1961 год.


Velocette "Velo"


Прогрессивный и успешный завод, в 30-е годы производивший гоночную продукцию, Veloce Ltd., располагался в Бирмингеме. После войны «Велоссете» разработал «мотоцикл для всех». Ровный и почти бесшумный LE twin с защитой и подножками для ног, с непростым запуском двигателем снискал популярность среди городских полицейских и в странах с невысокими скоростями.


Окрашенные в черную эмаль послевоенные Velocette считались мотоциклами для степенных людей, исключением были Viper 350 сс и Venom 500сс, появившиеся в середине 50-х годов.

Vincent ‘ V in or Vinny

Мотоциклы, собранные небольшими партиями на заводе Vincent HRD в Стивенейдж, обладали сильной харизмой. Свою работу компания начала под руководством Филиппа Винсента, начавшего карьеру под руководством австрийского инженера Фила Ирвинга, проектировавшего продукты для изыскательных райдеров. Слишком дорогой для обычного пользователя «Винсент» выделялся из толпы. Послевоенная линия мотоциклов с V-образными, литровыми двигателями, началась с серии Rapide Series В. Основными особенностями этих машин были отлитые из алюминия двигатели и сблокированная с двигателем в общем картере коробка передач. Заводские инженеры не использовали обычную трубчатую раму, краеугольным камнем всей конструкции была силовая установка, выступавшая в качестве опоры для всего шасси. Задняя консольная подвеска явилась предтечей моноамортизаторной системы, получившей распространение в 70-е годы. Но фронтальная вилка Girdraulic смотрелась архаичной рядом с появившимися передними «телескопами».


За исключением некоторых экспортных машин фирменным цветом считался чёрный. Выпускавшаяся в период с 1948 по 1955 год «Черная тень» окрашивалась полностью в черной цвет, включая двигатель. Крейсерская скорость «Тени» составляла 145-160 км/ч, максимальная скорость - 201 км/ч! Ничего, за исключением, нескольких гоночных машин того времени, не могло сравниться с Black Shadow.

«Винсенты» отличались по своим ездовым качествам. Уменьшенные в объёме мотоциклы были послушными и экономичными машинами, но их недостатком оказалось пассажирское сиденье, нещадно терзавшее на кочках заднюю точку опоры пассажира.


Явившийся на свет в 55-м Black Prince имел зафиксированное сиденье и молдинги по всему кузову, лобовое стекло и защиту ног от атмосферных осадков. Обладая мрачным видом он был отобран в качестве полицейского транспортного средства, а также принял в 1984 году участие в съёмках кинофильма по роману Джорджа Оруэлла. «Кафешные гонщики» не ценили по достоинству эту модель, признание к ней пришло спустя 10 лет.


Банкротство Vincent произошло в 1955 году, но «Черная тень» никогда не утрачивала своего священного статуса. Причудливый дизайн большого V-твина называли «разработанным инженерами для инженеров». Компания производила одноцилиндровые «пятисотки» развивавшие 145 км/ч, и это в период повального увлечения параллельными двухцилиндровыми мотоциклами.

В 50-е годы получили большое распространение двухтактные 250-кубовые британские двухколёсные легковушки. К этому классу относятся построенные АМС Francis-Barnett или James, плюс Cotton, DMW, Dot, Excelsior, Norman и Sun. В небольшом количестве импортировались итальянские машины, но из-за высокой стоимости большого распространения они не получили.

Магистраль юности

5 декабря 1958 года премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан проехал 13,5 км. по участку первой в Великобритании автострады Престон-Байпасс, ознаменовав тем самым её открытие для автомобильного движения. Позже это автодорога стала частью М6.


Строительство высокоскорост ных автодорог планировалось начать в 30-х годах, когда Германия начала строительство автобанов, Италия строила автострады, а в США полным ходом прокладывали хайвэи.

Первый запланированный участок М1 длинною 108 км., ставший частью автомагистрали Лондон-Йоркшир, проходивший между Берригрув (Джекшен 5) недалеко от кафе Busy Bee, расположенном недалеко от Уотфорда в Нортгемптоншире, открыли в 1959 году.

В соответствии с существовавшими в тот момент правилами предельно допустимой скоростью считалась 115 км/ч, но на новых автомагистралях максимальная скорость не лимитировалась. По свидетельству современников, когда министр транспорта Эрнест Марплз увидел несущиеся по М1 на большой скорости автомобили, он воскликнул: «О Боже! Что я наделал?»


Новая магистраль М1 идеально подходила не только для мотоциклистов, решивших выполнить «тонну», но и для гоночных заездов между спортивными мотоциклами и машинами. Мотоциклетные заводы в Мидлендс, среди них такие как «Триумф» и «Нортон», решили использовать М1 для демонстрации скоростных возможностей выпускаемых им двухколёсных машин и оценки новых шин.

Прокладывание дороги на север в Лидс проходило поэтапно. Параллельно с этим шло строительство и южной оконечности магистрали. В мае 1967 года состоялось соединение М1 с «Великой северной дорогой» в районе Милл-Хилл, что примерно в 8 километрах от «АСЕ КАФЕ». Правда, к тому времени на несколько месяцев национальное законодательство ограничило 115 км/ч скорость движения и по магистралям и дорогам с двусторонним движением.

Перевод Игоря Кузина

Для кого-то мотоцикл - это продолжение собственного эго, для других - собственных частей тела. Обладание двухколёсным транспортным средством - это своего рода реализация мечты научиться летать. Но рано или поздно большинство из них сгнивает на свалке или доживает последние дни на разборках. И лишь немногочисленные модели входят в историю и становятся истинными источниками вдохновения. Предлагаю на суд читателей ТОП-10 байков, которые, так или иначе, повлияли на ход событий в истории двухколёсного транспорта.

BROUGH SUPERIOR SS 80

Начало производства: 1924 г.

Страна: Великобритания

“Самый быстрый, качественный и неприлично дорогой мотоцикл своего времени. За такой баланс качеств британец занимает последнюю строчку нашего парада знаменитостей.”

Легендарная марка мотоциклов Brough Superior была основана молодым предпринимателем Джорджем Брафом (George Brough ) в 1919 году. Она отличалась скоростными характеристиками и роскошью, в то время как от других производителей нельзя было ожидать ни того, ни другого. За свою шикарную отделку, качество сборки и высокую цену Brough Superior называли "Роллс-Ройсом" среди мотоциклов. Он стоил 170 фунтов при заработке большинства людей 3 фунта в неделю. Для сравнения, приличный дом в то время оценивался в 130-180 фунтов. Обладая 2-цилиндровым мотором 1000 см/3, он выдавал 25 л.с. В своё время этот байк был немыслимо быстрым и при некоторой сноровке можно было разогнаться свыше 160 км/ч.

Джордж не мог не использовать такой огромный потенциал своих машин без того, чтобы не участвовать в гонках. Поэтому он выставлял их практически на все самые возможные и невозможные соревнования. В итоге мотоциклы Brough Superior собрали целую коллекцию различных побед и рекордов на гоночных трассах. Компания просуществовала до начала Второй Мировой войны 1939 года.

За все годы было выпущено около 3 тыс. мотоциклов Brough Superior . Сегодня они являются одними из самых востребованных среди коллекционеров. На одном из британских аукционов мотоцикл B rough Superior 1929 года выпуска был продан за рекордные $ 454 тыс.

JAWA 250/350

Начало производства: 1970 г.

Страна: Чехословакия

“Доступный, простой и безумно популярный. Создан для стран, где нет дорог. Заслуженное место в ТОПе.”


В 70-80-х мотоцикл Jawa олицетворял собой мечту советского человека о крутизне и мужском достоинстве. Но его путь к славе был тернист и долог. История компании уходит в далёкий 1929 год. Первая модель была достаточно сложной, дорогой и не пользовалась спросом. Всё изменилось, когда на заводе освоили производство простого двухтактного одноцилиндрового мотора объёмом 175 см/3. Продажи пошли вверх, и мотоцикл становился популярнее день ото дня. А в 1946 году новая модель "Явы 250" произвела сенсацию своей мягкостью хода, завоевав золотую медаль на выставке в Париже.

Мотоциклы "Ява" успешно выступали в спорте, в частности в мотокроссе и шестидневных соревнованиях эндуро. В 60-70-х годах Ява с четырехтактными двигателями были одними из лучших в мире мотоциклов для спидвея. Модели 250 и 350 были последними, продававшимися на территории бывшего СССР.

Общее количество проданных экземпляров уже в 80-х годах превысило 3 млн штук. Но титул “народного” ему принадлежит не только за впечатляющий тираж. Так же "Ява " частенько становился героем советских кинофильмов. Настоящий чехословацкий мачо!

HONDA CB 750

Начало производства: 1969 г.

Страна: Япония

“Установил новые стандарты качества и всколыхнул рынок. Неприлично надёжный и скучный байк, поэтому лишь 8-ая позиция в рейтинге.”


В тот же год, когда первый человек ступил на луну, появляется первый в мире супербайк Honda CB 750. Как и знаменитый космонавт Армстронг, "Хонда " так же опередила время и смела всех конкурентов со своего пути. Главным достоинством была простота и надежность конструкции, которая позволяет минимально тратиться на содержание. Впервые появился мотоцикл столь жизнеспособный и надёжный, который мог проехать 150т ыс. км без неполадок. Это полностью изменило представление о двухколёсном транспорте. Применение серийных дисковых тормозов стало революционным решением и утёрло нос британским конкурентам. Ведь до этого дисковые тормоза были лишь у самолётов, а четырёхцилиндровый рядный двигатель устанавливался в основном на автомобили. А здесь какая-то Хонда...

Это был прорыв. Мотор был прекрасно отбалансирован. Раньше на высших передачах приходилось мириться с вибрацией и утечкой масла, но теперь всё изменилось! Сегодня количество выпущенных экземпляров одного из самых значимых мотоциклов 1970-х годов давно перевалило за сотни тысяч. Но позже разбалованные байкеры главное достоинство "Хонды CB 750" превратили в её же недостаток.

Плавная работа надоедала искушённым мотоциклистам и они всё чаще стали засматриваться на конкурентов. Им стало не хватать английских, итальянских и американских эмоций. Это был слишком точный, правильный, но, увы, скучный мотоцикл.

MOTO GUZZI V 8

Начало производства: 1955 г.

Страна: Италия

“Его технологии опередили своё время, став антонимом надёжности. За “сырую” начинку - 7-ая строчка.”


В 1955 году в Италии появились технологии, которые шокировали автоспорт. Это было тоже самое, что достать до звёзд рукой. Всего 500 кубиков объёма итальянцы умудрились разнести по 8-ми цилиндрам и, более того, вместить всё это в ходовую часть мотоцикла, что являлось своего рода сочетанием гениальности и безумия. Размер деталей двигателя получился настолько мал, что их запас прочности был на пределе. В разобранном виде мотор напоминал наручные часы. На каждый цилиндр приходилось по своему карбюратору. Всё это было синхронизировано и работало, что и по сей день вызывает удивление у всех, кто разбирается в ДВС.

Но, увы, результат оказался закономерно нестабильным. Мотоциклы либо показывали лучшее время на круге, либо сходили с дистанции по техническим причинам. В итоге проект оказался слишком затратным и спустя 3 года был закрыт. Moto Guzzi V8 остался в истории самым экзотическим гоночным мотоциклом, слишком обогнавшим свое время.

Его V-образный, восьмицилиндровый двигатель водяного охлаждения, оснащенный системой газораспределения DOHC, стал с одной стороны подлинным шедевром инженерной мысли, а с другой - жертвой несовершенства технологий того времени. Moto Guzzi V 8 стоил один миллион лир, что эквивалентно примерно $ 55 тыс. сегодня.

MTT Y 2 K

Начало производства: 2000 г.

Страна: США

“Если вы прокатились на мотоцикле и всё ещё живы, значит это был не Y 2 K . Опасный и бесполезный байк. 6-ое место за смелость.”


Американский мотоцикл компании Marine Turbine Technologies занесён в книгу рекордов Гиннеса как самый мощный и дорогой серийный мотоцикл в мире. Неофициально он признан как самый опасный и спорный из ныне существующих. Его смысл - это езда на полную катушку. Y 2 K оснащён вертолётным газо-турбинным двигателем компании Роллс-Ройс , который работает на дизельном топливе, керосине, бензине, авиационном топливе и даже спирту, т.е. практически на всём, что горит. Этот же ДВС поднимает в воздух вертолёт BELL с шестью десантниками на борту и полным комплектом вооружения, что весит примерно 2 тонны 300 кг, против 230 кг байка.

Теперь попробуйте сосчитать соотношение мощности к массе. Впечатляет? Мощность 320л.с. достигается при 52 тыс. об/мин, а максимальна скорость может преодолеть отметку 400км/ч. Всё бы хорошо, но на такой скорости невозможно поворачивать. Разгоняется американец до 350 км/ч за 14 секунд. Наверное, это самый гоночный мотоцикл, который не предназначен для гонок.

Его цена $185 тыс., а температура выхлопа - под тысячу градусов. Так что будьте осторожны подъезжая к Y 2 K сзади на светофоре. Большинство экспертов склоняются к мнению, что это "технологическая мастурбация" . Зато сколько эмоций!

PIAGGIO VESPA

Начало производства: 1947 г.

Страна: Италия

“Родоначальник семейства “скутерообразных.” Легенда. Поэтому честно замыкает нашу 5-ку.”


Если каждому городу на планете дать свой звук, то Рим будет иметь звук жужжащей пчелы, звук Vespa . Piaggo Vespa яляется родоначальником европейской конструкторской школы мотороллеров и первым успешным скутером в мире. Без него двухколёсный мир был бы другим. В 1947 году машина была спроектирована с чистого листа без оглядки на традиционные мотоциклы. В основе стояли иные, авиационные, принципы. А именно: совмещение функций и отказ от всего лишнего. Несмотря на преклонный возраст, мотороллер и по сей день выпускается в стиле “ретро” и выглядит вне времени. После войны он был модным современным аксессуаром, на котором ездили не только на работу, но и просто для удовольствия.

Сегодня он воспринимается как не мене модная игрушка с красивой историей. "Веспа " был настолько популярен, что стал именем нарицательным. Никто не говорил: ”Я на скутере.” Вместо этого выражались: ”Я на Веспе.” Сегодня - это философия мобильности. Его смело можно считать королём городских дорог .

За всё время было выпущено более 10 млн этих сверх популярных мотороллеров. Кроме того, лицензии на производство "Веспы " купили многие английские, немецкие, американские, испанские и французские заводы. В СССР же в 1957 году был выпущен мотороллер “Вятка ВП-150” — точная копия "Веспы" . Лицензия не приобреталась.

BRITTEN V 1000

Начало производства: 1991 г.

Страна: Новая Зеландия.

“Собран в гараже, при этом технологичнее заводских конкурентов. Увы, производство не получило продолжения, поэтому он не попадает на наш пьедестал почёта.”


Создан не в Японии, не в Европе, не в США, а в гараже дома в Новой Зеландии в 1991 году. Тогда фактически на коленке группой энтузиастов во главе с конструктором Джоном Бриттеном был с нуля разработан и построен мотоцикл, по своим техническим характеристикам и конструкторским решениям на многие годы опередивший всю мотоиндустрию. Скажем так, само появление полностью самодельного мотоцикла в начале 90-х событие уникальное по своему свойству. Мощность V-твина собственной конструкции составляла около 170 л.с., однако успех в многочисленных гонках скрывался не в моторе, а в революционной конструкции всего мотоцикла. При создании этого байка Джон старался минимизировать общее количество деталей, поэтому вовсе отказался от рамы. Маятник, подвеска, передняя вилка мотоцикла и прочее навесное оборудование крепились напрямую к двигателю карбоновыми кронштейнами. Большинство деталей были изготовлены из углеволокна, благодаря чему вес байка не превышал 145кг.

Таким образом, на гоночных трассах этот мотоцикл заставлял глотать пыль самых маститых соперников из числа лидеров мотоспортивной индустрии. Он был легче и со своими 170 л.с. мощнее. В первой же гонке Britten V1000 ехал заметно быстрее заводских Ducati . Ещё в мотоцикле был бортовой компьютер, который вёл лог по 6-ти параметрам двигателя - уникальная для того времени опция. Существование Britten V1000 - своего рода романтическая история о том, что и один человек способен противостоять огромным заводам с их безграничными ресурсами и возможностями.

Однако у этой истории трагический конец. В 1995 году инженерный гений Джон Бриттен скончался от рака головного мозга и унес с собой секреты производства. В мире существует всего 10 экземпляров Britten V1000 .

DUCATI 916

Начало производства: 1994 г.

Страна: Италия

“Неповторимый успех в мотоспорте и уникальный дизайн. Гражданские версии. Но конкуренты усвоили урок, поклялись отомстить и подтянулись. 3-ее место.”


В 1994 году компания Ducati выпускает мотоцикл, который потрясает воображение как гонщиков, так и людей далёких от мотоциклизма. Высшее достижение конструкторской мысли своего времени. О нём говорили и мечтали. Мотоцикл, в котором лучший дизайн сочетался с феноменальными техническими качествами и великолепным звуком. В нём есть всё! Он стал гоночной иконой, после того как трижды подряд принёс победу в мировых чемпионатах по SUPERBIKE . Во внешнем виде наблюдались революционные идеи. Выхлопную трубу поместили под сидение, что не только подчеркнуло уникальность стиля, но и улучшило аэродинамику. Но главное - это ДВС. В то время все японские конкуренты работали на 4-ёх цилиндрах, а Ducati вернул всё на круги своя. Спаренный 2-ухцилиндровый V-образный двигатель разработали для конкретной задачи - плавного ускорения в поворотах.

Этот мотоцикл на мировых чемпионатах завоевал рекордное количество титулов. Ещё никто так долго не задерживался на пьедестале. Была так же его улучшенная, стилизованная версия Ducati 916 Senna .

В салонах дилерских центров гражданские версии Ducati 916 расходились, как горячие пирожки. Но залогом такого успеха были победы на гоночных трассах всего мира. Ducati 916 и её производные модели - 996 и 998 - завоевали шесть титулов в гонках World Superbike .

HARLEY DAVIDSON KNUCKLEHEAD

Начало производства: 1936 г.

Страна: США

“Без него мы бы никогда не увидел бородатых мужиков на огромных мотоциклах. Живая легенда и достойный вице-чемпион нашего обзора.”


Прородитель мотоциклов с удлинённой рамой и передней вилкой, которые впервые появились в США. Именно на базе стоковых Harley Davidson в 50-е годы начинали делать легендарные чопперы. Но не только за уникальный стиль "Харлей " стал всемирно знаменит. Knucklehead был самым быстрым мотоциклом своего времени в Америке. Не будь его, имидж компании "Харлей Дэвидсон " был бы иным. Он был быстрее любой машины, поэтому его любили исключительно “плохие парни”, что сделало этот мотоцикл SEX -символом 30-х годов. Символом свободы.

Управляя таким мотоциклом сегодня, вы управляете историей, которая становится частью вас. Байкеры дали ему прозвище Knucklehead (в переводе на русский - "костяшка") потому, что его крышки клапанов похожи на кулаки с двумя торчащими костяшками.

Мотоциклы этой модели по сей день популярны и востребованы, несмотря на свой возраст. Сегодня их покупают из-за имиджа “сорвиголовы”.

HONDA GOLD WING

Начало выпуска: 1975 г.

Страна: Япония

Самый безопасный, функциональный и комфортный современный мотоцикл. Легенда, достойная победы в нашем ТОП-10.”


На заре 70-х годов мотоциклетный мир стал интересоваться “большим туризмом”. В 1975 году дилерская сеть получила мотоцикл, который большинство сразил наповал. Это был японский крейсер Honda Gold Wing GL 1000 . К 1982 году он приобретает черты современного, всем знакомого “туриста”. А к 2008 году люксовые Honda Gold Wing 1800 уже щеголяют шикарными сидениями, аудио системой, мощным двигателем, интегрированной спутниковой навигацией и круиз-контролем. Идеальный мотоцикл для дальнобоя! При этом его цена на рынке США стартовала с $20 тыс, что отнюдь не много для мотоцикла класса “люкс”.

Благодаря своей выразительной внешности, уникальному оппозитному 6-цилиндровому двигателю и современным технологиям создания комфорта и безопасности, Gold Wing до сих пор удерживает титул самого совершенного и многофункционального турингового мотоцикла в мире. Но самое главное, что компания Honda стала комплектовать “Золотое крыло” первой в мире воздушной подушкой безопасности для серийных мотоциклов, которая устанавливается между ручками руля и имеет объём 150л.

За свои технические характеристики, комфорт, безопасность и относительно доступную цену Honda Gold Wing становится победителем нашей “горячей” десятки.

...и на закуску репортаж о нашем родном мотоцикле M1NSK -