Перевозка груза физ лицом. Как перевозить автомобиль на автовозе Могу ли я перевозить

В этой статье мы с Вами рассмотрим изменения ПДД для начинающих водителей. Приготовьтесь дочитать до конца, т.к. информация интересная и важная.

С 4 апреля 2017 установлены ограничения для водителей, имеющих стаж вождения менее 2-х лет. Нововведения приняты постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 № 333 и касаются буксировки транспортных средств, перевозки пассажиров на мототранспорте, перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, а также обязательного наличия знака «Начинающий водитель».

Как сообщается на сайте Правительства РФ, принятые решения направлены на снижение уровня аварийности с участием начинающих водителей.

Разберём подробно нововведения для водителей, имеющих права менее 2-х лет.

В ПДД добавлены следующие пункты:

Пункт 20.2(1):

При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.

Разъяснение.

Буксировку разрешено осуществлять, если буксирующим транспортным средством управляет водитель, имеющий водительские права в течение 2-х и более лет. При этом не конкретизировано, что права должны быть определённой категории. Поэтому буксировать может водитель, обладающий правами любой категории в течение более 2-х лет. Ограничений для управления буксируемым транспортным средством не установлено.

Пункт 22.2(1):

Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "A" или подкатегории "A1" в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

Разъяснение.

Для того, чтобы перевозить пассажиров на мопеде, необходимо иметь стаж вождения (любой категории или подкатегории) 2 года и более.

Перевозить пассажиров на мотоцикле разрешено лишь водителям, имеющим водительское удостоверение категории "A" или подкатегории "A1" в течение 2 и более лет. То есть здесь уже идёт речь не об общем водительском стаже, а исключительно о стаже управления мототранспортом.

О знаке «Начинающий водитель» и наказании за его отсутствие.

С 04.04.2017 в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств добавлен пункт 7.15(1)

Пункт 7.15(1):

Отсутствуют опознавательные знаки, которые должны быть установлены в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения".

Что это значит?

Во-первых, разберёмся, о каких опознавательных знаках идёт речь? Открываем книжку ПДД на последних страницах и там находим приложение - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. У этих Основных положений есть ещё приложение - Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

В пункте 8 Основных положений видим:

На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:

"Автопоезд" - в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм - на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;

"Шипы" - в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква "Ш" черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы - 1/10 стороны) - сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины; "Перевозка детей" - в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы - 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади - 400 мм);

"Глухой водитель" - в виде желтого круга диаметром 160 мм с нанесенными внутри тремя черными кружками диаметром 40 мм, расположенными по углам воображаемого равностороннего треугольника, вершина которого обращена вниз, - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых глухонемыми или глухими водителями;

"Учебное транспортное средство" - в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква "У" черного цвета (сторона не менее 200 мм, ширина каймы - 1/10 стороны), - спереди и сзади механических транспортных средств, используемых для обучения вождению (допускается установка двустороннего знака на крыше легкового автомобиля);

"Ограничение скорости" - в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости (диаметр знака - не менее 160 мм, ширина каймы - 1/10 диаметра) - на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, а также в случаях, когда максимальная скорость транспортного средства по технической характеристике ниже определенной пунктами 10.3 и 10.4 Правил дорожного движения Российской Федерации;

"Опасный груз" :

при осуществлении международных перевозок опасных грузов - в виде прямоугольника размером 400 х 300 мм, имеющего световозвращающее покрытие оранжевого цвета с каймой черного цвета шириной не более 15 мм, - спереди и сзади транспортных средств, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных случаях - на боковых сторонах транспортных средств и контейнеров;

при осуществлении иных перевозок опасных грузов - в виде прямоугольника размером 690 х 300 мм, правая часть которого размером 400 х 300 мм окрашена в оранжевый, а левая - в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15 мм, - спереди и сзади транспортных средств.

На опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза;

"Крупногабаритный груз" - в виде щитка размером 400 x 400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью;

"Тихоходное транспортное средство" - в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч;

"Длинномерное транспортное средство" - в виде прямоугольника размером не менее 1200 x 200 мм желтого цвета с каймой красного цвета (ширина 40 мм), имеющего световозвращающую поверхность, - сзади транспортных средств, длина которых с грузом или без груза более 20 м, и автопоездов с двумя и более прицепами. При невозможности размещения знака указанного размера допускается установка двух одинаковых знаков размером не менее 600 x 200 мм симметрично оси транспортного средства.

"Начинающий водитель" - в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм - сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

Так вот. Раньше эти опознавательные знаки необходимо было устанавливать, но если водитель не использовал такой знак, то наказать его не могли. Теперь могут.

Поэтому изменения, вступившие в законную силу 04.04.2017, касаются не только начинающих водителей, но многих других автомобилистов.

И тут мы подходим к следующему важному моменту …

Во-вторых, если отсутствие опознавательных знаков названо в Перечне неисправностей, то за такое нарушение полагается штраф по ч. 1 ст. 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Напомню, этот Перечень неисправностей является приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Тут всё просто. Частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ наказание предусмотрено только за нарушения, названные в Перечне неисправностей. И хотя ранее наличие этих опознавательных знаков было обязательным, но наказать за их отсутствие не могли, т.к. в Перечне это нарушение не было названо. Теперь в Перечень нарушение включили, и оно автоматически стало подпадать под действие ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.

Отсутствие опознавательных знаков, которые перечислены выше, влечёт наказание по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ – предупреждение, или штраф 500 руб.

Ещё одно небольшое изменение.

С 04.04.2017 в абзаце 15 пункта 8 Основных положений слова "и мотоциклов" заменены словами ", мотоциклов и мопедов".

"Начинающий водитель" - в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм - сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов ), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

Это сделано, чтобы не пришлось устанавливать знак «Начинающий водитель» на мопеды. Ранее мопед не относился к механическим транспортным средствам, поэтому и в исключениях он не был указан. А затем, всё изменилось, и получилась абсурдная ситуация, когда на мотоциклах знак устанавливать не надо, а на мопедах – это требовалось (т.к. мопедов не было в списке исключений). Теперь, с введением наказания за отсутствие знака «Начинающий водитель», логично, что Правительство РФ позаботилось, чтобы избавить водителей мопедов от абсурдного требования устанавливать знак "Начинающий водитель" на своём транспортном средстве и от самого наказания.

Мы с Вами рассмотрели изменения, касающиеся начинающих водителей. И не только. Теперь Вы в курсе. Правда?

Заказ автовоза это наиболее популярное решение для перевозки машины на дальнее расстояния, представляющее оптимальный выбор в вопросах надежности, стоимости перевозки и затраченного времени. Также с помощью автовоза можно перевозить не только машины, но и автобусы, грузовики, мотоциклы, снегоходы, скутеры и другие транспортные средства.

Требования к автомобилю при погрузке

Каждая компания выставляет свои индивидуальные требования при подготовке машины перед перевозкой. При заказе автовоза через наш сервис вы сможете ознакомиться с перечнем требований той или иной фирмы, но их общий список таков:

  • Автомобиль должен быть чистым, чтобы можно было легко совершить осмотр на предмет царапин и вмятин до перевозки. Также рекомендует предоставлять машину к осмотру в светлое время суток и заранее сделать фотографии авто.
  • Сиденья машины лучше оборудовать защитными материалами.
  • В баке машины должен быть от 5 до 10 литров топлива, аккумуляторы должны быть полностью исправны и заряжены. Также нужно выключить все системы охраны.
  • У автомобилей, оборудованных регулируемой подвеской, её нужно поставить в положение “для транспортировки”.
  • Уберите все, что находится на крыше автомобиля - лыжные крепления, съёмные багажники, антенны. Также рекомендуем сложить боковые стекла.
  • В багажник автомобиля будет не лишним положить домкрат, запасное колесо и запасной комплект ключей.

Документы для автомобиля

Также вам будут необходимы следующие документы:

  • Свидетельство о регистрации транспортного средства, если автомобиль состоит на учете в ГИБДД.
  • Оригинал ПТС или его нотариально заверенная копия, если автомобиль снят с учета в ГИБДД.

На что обратить внимание при погрузке и разгрузке авто

По завершению заказа вы (или ваше доверенное лицо) должны провести осмотр автомобиля на предмет различных повреждений. После приемки вы и водители автовоза должны подписать приемо-передаточный акт.

Приемо-передаточный акт доказывает, какой марки и комплектации была машина, ее техническое состояние, пробег, номера, какие недостатки она имела и что она вообще была передана. Приемо-передаточный акт должен быть заполнен и подписан обеими сторонами, также к акту должны быть приложены фотографии автотранспорта и опись всех вещей находящихся в автомобиле, если они есть. Необходимо также указать количество переданных ключей от автомобиля перевозчику. Корректно составленный приемо-передаточный акт имеет юридическую силу и основание для предъявления претензий перевозчику, если машина доставлена в состоянии, которое не соответствует приемке.

Для физических лиц приемо-передаточный акт может составляться письменно, а организации используют собственные бланки и правила составления первичных документов из закона № 402-ФЗ.

При погрузке машины на платформу особенное внимание уделите следующим деталям:

  • Заранее убедитесь, что на полу платформы нет посторонних и острых предметов.
  • Заезжайте на платформу не быстрее 20 км/ч.
  • Расстояние между автомобилями должно составлять не менее 20 сантиметров, между машиной и любой поверхностью автовоза - не менее 8 сантиметров.
  • Перевозимый автомобильно обязательно должен иметь 2 упорные колодки и должен крепиться минимум 2 крепежными ремнями.
  • Двери автомобиля должны быть закрыты, а все ключи от перевозимых машин собраны в специальный футляр, который будет находиться у водителя автовоза.

Многие водители интересуются, нужно ли возить с собой ПТС. Данный документ играет огромную роль. Его необходимо хранить так, чтобы не потерять. Но только не все водители в курсе, какие документы они обязаны иметь при управлении транспортным средством. Существует ряд обязательных и необязательных бумаг. В первом случае за отсутствие документации грозит наказание, во втором - ничего не будет. Так что можно сказать о ПТС? И что называется в России управлением автомобилем без документов?

О ПТС

Что такое ПТС авто? Данный документ является бумагой, в которой написаны основные сведения о транспортном средстве. Можно сказать, это официальное описание машины.

Как правило, ПТС требуется при постановке авто на учет в ГИБДД. При его утрате выдается событие доставляет немало хлопот. Обычные копии паспорта на машину нигде не принимаются. Но нужно ли возить с собой изучаемую бумагу?

Копии

Некоторые считают, что все зависит от ситуации. Нужно ли возить с собой ПТС?

При покупке новых транспортных средств продавцы иногда выдают копии изучаемой бумаги. Как мы уже говорили, воспользоваться ими нельзя. В ГАИ копии ПТС не принимаются. И возить с собой такие документы просто не имеет смысла.

Подобное деяние приводит к езде без номеров. А это уже серьезное нарушение, влекущее за собой штрафы и прочие санкции.

Обязанность или право

Нужно ли возить с собой ПТС? Ответить на этот вопрос бывает не так уж и легко. Особенно если учесть, что реальная картина зачастую отличается от теоретической.

ПТС на машину, как мы уже подчеркивали, водитель должен хранить и оберегать. При угоне ТС можно легко лишиться подобной бумаги.

По закону возить с собой паспорт на машину собственник не обязан. Во всяком случае, если у него есть номера на транспортном средстве. Закон позволяет избежать штрафа за езду без ПТС. Такой санкции нет в принципе.

ОСАГО и ПТС

Изучаемая бумага обязательно предъявляется при оформлении страховки на машину. Полис ОСАГО по дубликатам не продляется. Установленные правила запрещают современным водителям ездить без страховки. Если подобное произошло, придется понести определенное наказание. И ПТС авто косвенно окажет влияние на санкции. В частности, если отсутствие этой бумаги помешало продлению страховки.

В 2017 году за управление авто без полиса ОСАГО гражданину придется отдать всего 800 рублей. Но лучше заранее побеспокоиться о восстановлении паспорта на машину. Тогда даже подобных санкций можно избежать без особого труда.

ПТС и обязательность оформления

Нужно ли возить с собой ПТС? Как мы уже выяснили, нет. А обязательно ли вообще оформлять подобную бумагу?

Да. Без нее обойтись нельзя. Закон не обязывает водителей возить с собой подобную документацию, но иметь ее в принципе придется. Без ПТС нельзя поставить машину на учет, получить номера на ТС, совершать юридически значимые сделки.

При всем этом придется пользоваться только оригиналом документа или его дубликатом с соответствующей пометкой. Обычные копии (даже если их заверили) не имеют никакой юридической силы.

Документы для водителя

Тем не менее каждый современный водитель должен иметь при себе определенный пакет документов. В противном случае ему будет грозить то или иное наказание. Оно находится в прямой зависимости от забытого документа.

Что должно быть у каждого водителя? Какие документы нужно возить с собой? К таковым относят:

  • удостоверение водителя;
  • свидетельство о регистрации авто;
  • полис ОСАГО;
  • гражданский паспорт.

Без перечисленных бумаг садиться за руль запрещено. Но на этом перечень обязательных документов не заканчивается. В исключительных случаях приходится возить с собой дополнительные справки и выписки.

Дополнительно

Чтобы избежать езды без документов на машину, придется хорошенько изучить действующее законодательство РФ. Перечисленный ранее перечень бумаг идеально подходит для физических лиц. Но бывают исключения.

Дополнительно при себе необходимо иметь:

  • документы на груз - при перевозке грузов;
  • лицензию - для перевозки людей;
  • инструкция и правила по транспортировке населения;
  • - для грузовых авто;
  • разрешения на перевозку - при транспортировке опасных и крупных грузов.

Помимо этого, придется возить с собой личную карточку для тахографа. Эти бумаги прикладываются к основному перечню обязательных документов. В реальной жизни работающие в транспортных компаниях водители ответственно подходят к подготовке бумаг для путешествий. Поэтому наказания для них мы рассматривать не будем.

Нет прав

ПТС на авто - это документ, который должен быть у каждого водителя, вот только возить его с собой не обязательно. Лучше хранить паспорт на машину в укромном месте дома. Сотрудники ГАИ не имеют права требовать данную бумагу.

Езда без документов на машину, как мы уже говорили, наказывается в разной степени. Все зависит от того, что именно забыто.

Начнем с самого распространенного варианта развития событий - с отсутствия водительского удостоверения. Если оно забыто дома, платить придется всего 500 рублей в виде штрафа. Отсутствие водительских прав в принципе наказывается выплатами в пределах от 5 до 15 тысяч рублей.

При повторном нарушении придется отдавать 30 000 рублей или провести под арестом до 15 дней. Либо смириться с исправительными работами (до 200 часов максимум).

Не вписан в страховку

Нужно ли возить с собой ПТС? Нет. А вот полис ОСАГО придется в обязательном порядке иметь при себе. Доверенность на управление авто не требуется.

Вместо этого гражданин должен быть вписан в страховку. Если доверенное лицо не фигурирует в ОСАГО, придется выплатить штраф. Он составляет всего 500 рублей.

Регистрация

ПТС авто требуется при осуществлении сделок с машиной. Но для управления автомобилем брать с собой подобную справку не нужно.

А вот свидетельство о регистрации машины должно быть. Оно входит в перечень обязательных бумаг, запрашиваемых при управлении авто. Что будет, если забыть СТС или не иметь его вовсе?

В первом случае можно отделаться штрафом, равным 500 рублей. Дополнительно транспортное средство имеют право задержать до прояснения обстоятельств совершенного нарушения.

СТС нет в принципе? Первые 10 дней после приобретения авто можно обойтись без этой бумаги. Далее управление транспортным средством будет караться выплатами в пределах от 300 до 800 рублей. Исключение составляют случаи вождения с транзитными номерами. Такие машины можно не регистрировать до 20 суток.

Заключение

Нужно ли ПТС на машину? Да. Но возить с собой эту бумагу водитель может по желанию. И предъявлять его сотрудникам ДПС нет необходимости. Требовать ПТС не имеют права. А вот СТС предъявлять нужно в обязательном порядке.

На самом деле запомнить все перечисленные правила легко. Как и наказания за те или иные нарушения. На практике забытые документы очень часто доставляют немало хлопот. Сотрудники ДПС могут пойти навстречу и дать время на предъявление забытой бумаги. Обычно ждут до получаса. За это время кто-нибудь (или сам водитель, оставив авто с сотрудниками ГАИ) должен принести забытую бумагу.

Могут ли в России оштрафовать за отсутствие ПТС? Нет. Такой санкции в природе не существует. Если документ был утрачен или украден, нужно его восстановить. Для этого необходимо обратиться в ГИБДД, где происходила регистрация машины с заявлением об утрате паспорта на машину. В среднем на операцию по выдаче дубликата тратится месяц. Особенно если есть подозрения в краже бумаги.

Здравствуйте, Юрий. Систематическое (два и более раза) извлечение дохода признается предпринимательской деятельностью.

Предпринимательская деятельность без госрегистрации незаконна. Виды ответственности указал коллега выше.

Более того, указанная выше деятельность предполагает также получение лицензии.

Согласно п. 24 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) , деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - ста тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей.

Повторное нарушение - штраф и конфискацию транспортного средства.

Статья 14.1.2. КоАП РФ Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии
(введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

1. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии - влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - ста тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пятидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей с конфискацией транспортного средства или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, - (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 133-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, - (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 133-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти пяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечания:
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Недавно к нам в редакцию пришло письмо, в котором его автор рассказал, что его остановили сотрудники Госавтоинспекции и сначала попросили предъявить доверенность на право управления транспортным средством (!), а затем путевой лист. Как вы уже поняли наш герой ехал за рулем корпоративной машины, которая принадлежит юридическому лицу. Так как не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров и не перевозил коммерческий груз, то согласно действующему законодательству он имел право передвигаться без путевого листа.

То же самое касается доверенности на управление ТС, которая была отменена еще в 2012 году. Но, несмотря на то, что водитель не нарушал закон, он был привлечен к административной ответственности за отсутствие путевого листа. Как вы думаете, законно ли это? Обязан ли в такой ситуации водитель иметь при себе заполненный путевой лист? Давайте разбираться.

Для начала давайте выясним, законно ли инспекторы ДПС требовали от водителя доверенность на право управления автомобилем.

И так, для этого давайте вспомним Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2012 года, который отменил абзац четвертый пункта 2.1.1 ПДД РФ. Напомним, что этот пункт регулируют перечень документов, которые водитель автомобиля обязан возить с собой и предъявлять их сотрудникам полиции при первом требовании.

Так, в частности Постановление Правительства № 1156 от 12.11.2012 года отменило абзац, обязывающий ранее водителей возить с собой документ на право управление транспортным средством в отсутствии собственника. То есть, другими словами Правительство в 2012 году отменило обязанность водителей возить с собой доверенности на право управления ТС. Соответственно, с 2012 года сотрудники полиции не имеют право требовать от водителей предъявить доверенность.


К счастью наш герой, которого остановили сотрудники ГИБДД для проверки документов знал об этом Постановлении и фактически процитировал его слово в слово сотрудникам полиции. В итоге инспекторы ДПС сразу забыли о своей просьбе и неожиданно переключились на путевой лист, потребовав предъявить заполненный документ, указав на то, что автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, а значит, в соответствии с законодательством все водители, управляющие корпоративным транспортом, обязаны возить с собой и предъявлять по первому требованию заполненные путевые листы.

Как вы уже поняли наш герой не имел оформленного путевого листа. В итоге сотрудники Госавтоинспекции, составив протокол об административном правонарушении, выписали штраф в размере пятисот рублей.

К сожалению, наш герой не юрист в области автотранспортных перевозок и в области безопасности дорожного движения. Поэтому он поверил сотрудникам полиции, что каждый водитель корпоративного транспорта обязан иметь при себе заполненный путевой лист. В итоге он, как законопослушный гражданин РФ, заплатил в установленный законом срок выписанный штраф.

Но на самом деле сотрудники ГИБДД выписали штраф не законно, и его можно было легко, оспорив в суде, отменить. Все дело в том, что наш герой, несмотря на управление автомобилем, который принадлежит юридическому лицу, был не обязан возить с собой заполненный путевой лист, поскольку не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров или грузов.

Самое плохое, что это не единичный редкий случай на дороге. К нам поступает множество информации со всей страны, которая говорит о том, что сотрудники ГИБДД во многих регионах также требуют от всех водителей корпоративного транспорта заполненные путевые листы. Также не редко когда у водителей корпоративного автотранспорта требуют и доверенности. Что же получается? Сотрудники полиции, которые призваны охранять закон и следить за его соблюдением сами его нарушают? Надеемся, что это не намеренно и по не знанию. Хотя признаем, что наверняка есть и такие сотрудники, которые таким образом стараются "разводить" не грамотных водителей.

Почему сотрудники ГИБДД не имеют право требовать путевой лист и доверенность?

И так давайте внимательно рассмотрим пункт 2.1.1 Правил дорожного движения:

Согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции (в том числе сотрудникам ДПС ГИБДД РФ) передавать им, для проверки следующие документы:

Водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории

Регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам)

- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов

Документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид"

Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца (полис ОСАГО)

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля

Обратите внимание на выделенный красным текст. Этот пункт указывает на то, что водители обязаны возить с собой путевой лист, только в установленных законом случаях. То есть, путевой лист, если следовать логике закона, водитель должен возить с собой не всегда. Иначе бы в законе не было бы отметки об "установленных случаях ".


Также внимательно прочтите пункт ПДД 2.1.1.

Вы видите здесь пункт обязывающий водитель возить с собой и предъявлять полиции по первому требованию доверенность? Естественно этого пункта здесь нет, поскольку в действующих правилах дорожного движения, поскольку это требование закона было отменено Постановлением Правительства РФ еще в 2012 году.

И так, согласно правилам дорожного движения, которые действуют на сегодняшний день, никто не вправе от вас требовать доверенность на право управления автотранспортным средством независимо от того, кто является собственником автомашины.

Помните, что доверенность нужна в том, случае если от имени юридического лица или предпринимателя водитель собирается осуществлять какие-либо юридические действия. Например, забрать автомобиль со штраф стоянки, или проводить регистрационные действия в ГИБДД.

Также мы знаем, что возить с собой заполненный путевой лист нужно только в установленных законом случаях.

Но в каких же тогда случаях, установленных законом, водители обязаны иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по требованию полиции?

Да, действительно в определенных случаях путевой лист все-таки нужно заполнять и возить с собой, чтобы предъявить его по первому требованию. Например, в случае, когда водитель занимается коммерческой перевозкой груза (ов) или пассажиров.

Для начала давайте выясним, в каких случаях заполняется путевой лист. Этот вопрос регулируется Приказом Министерства транспорта РФ №152 от 18.09.2008 г. года "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов ", с изменениями на 2017 год.

Так, согласно этому документу, путевой лист заполняется на , принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для перевозки грузов, пассажиров или багажа. Вот выдержка из Приказа Минтранса №152:

  • "9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях"

Многие скажут что в этом документе нет ни слова о "коммерческих перевозках " поэтому, судя по всему, путевой лист должен оформляться во всех случаях эксплуатации транспортного средства, которое принадлежит юр.лицу или ИП.

На самом деле это не так. Дело в том, что Приказ Минтранса №152 прямо ссылается на более важный Федеральный закон:

Закон № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 8 ноября 2007 года

Статья 1. Предмет регулирования

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  1. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
  1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.
  1. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

То есть, как видите Приказ Минтранса №152 , ссылаясь на Федеральный закон №259, подразумевает, что путевой лист должен оформляться при коммерческих перевозках грузов и пассажиров. Но в этих документах нет ни слова о том, что у водителя автомобиля, который принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, должен быть на руках заполненный путевой лист при любых видах перевозок. То есть, при отсутствии факта коммерческих перевозок согласно приказу Министерства транспорта, путевой лист не должен заполняться. Например, при поездках для корпоративных нужд компании. Иначе в подобном документе это было бы прописано.

В каких случаях перевозка груза и пассажиров может считаться коммерческой?

Согласно Федеральному закону №259 от 8 ноября 2007 года, коммерческими перевозками считаются услуги по перевозки грузов, багажа и пассажиров.

Также согласно этому же закону разъяснены такие понятия как груз, багаж и пассажир:

Груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке

Багаж - вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке

Пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства

Также обратите внимание на статью 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе №259", где разъясняется, что такое перевозчик:

  • "Перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз уполномоченному на их получение лицу"

И так, что из этого следует:

Нужно ли оформлять путевой лист для водителей, которые находятся за рулем корпоративного (служебного транспорта) если они не осуществляют коммерческих перевозок, а эксплуатируют автотранспорт для внутренних нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя?

Как вы уже поняли в этом нет необходимости, поскольку действующее Российское законодательство четко обозначила тех лиц, которые обязаны во время управления транспортным средством иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по первому требованию сотрудникам полиции.

К сожалению, некоторые сотрудники ГИБДД, по всей видимости, либо не знают об этих не очень легких законодательных нормах (хотя это их прямая обязанность), либо намерено пользуются на дороге юридической неграмотностью водителей, которые трудятся в различных компаниях.