С чего начать обучение вождению автомобиля. Основы вождения автомобиля – золотые правила

Вождение автомобиля с механической коробкой передач происходит с соблюдением определенного алгоритма переключения ручки. Рывки и дерганья машины ломают составные элементы коробки.

Начиная вождение, ознакомьтесь с теорией, узнайте принцип работы механических коробок передач.

У трансмиссии (МКПП) 2 предназначения:

  • передача крутящего момента силового агрегата автомобиля к колесам;
  • регулирование объема тяги, в различных условиях движения.

Вождение машин с механическими коробками подразумевает при переключении передач потерю скорости транспортным средством (движение происходит инерционно). Переключают ручку плавно, без торможения авто.
Управление МКПП расположено в салоне - ручка с правой стороны от водителя. Трогается машина с механикой при первой передаче, потом переключается на вторую, затем водитель руководствуется показаниями тахометра, звуком мотора или собственными ощущениями и в соответствующий момент переключает коробку, обеспечивая скорость выше предыдущей.

Основа работы трансмиссии подразумевает принцип изменения крутящего момента ступенями. Переключая ручку в салоне авто, начинают двигаться шестерни. Ступени характеризуются определенной скорость вращения. Ездить на пониженной передаче при большой скорости чревато поломками механических коробок. Различают четырех, пяти, шести ступенчатые коробки.
Расчет зависимости скорости машин с механикой и выбранной передачей отображают в таблице.

Используя указанные параметры можно управлять ненагруженным автомобилем. В реальности скорость уменьшается в зависимости от сопутствующих факторов.
Первую передачу используют трогаясь с места. Вторую-спускаясь под уклоном и в пробках. Третью - используют по городу, а остальные для загородных трасс.
При нейтральной передаче крутящий момент привода не передается колесам. Работающий двигатель при нейтральной передаче и нажатой педали газа оставляет в статичном положении машины.

Назначение и расположение педалей:

  1. Расположенная слева- сцепление, выжимают в пол (левой ногой), начиная движение машины и переключении скоростей.
  2. Педаль посредине-тормоз. Нажимается правой ногой.
  3. Крайняя правая педаль-газ, функционирует зависимо с педалью сцепления: газ нажимают, отпуская педаль сцепления.

Достоинства МКПП:

  • маленькая масса;
  • удобный ремонт и обслуживание;
  • маленькая стоимость изготовления;
  • отсутствует система охлаждения;
  • выносливость;
  • возможна буксировка машины;
  • плавная езда;
  • демократичное потребление топлива;
  • шанс заниматься экстремальным вождением;
  • в экстренных ситуациях машина заведется «с толкача»;

Минусы МКПП:

  1. шанс перегрузить мотор и коробку;
  2. нельзя постепенно изменять передаточные отношения;
  3. трудно подобрать передачу;
  4. ниже комфорт (чем АКПП);
  5. утомительная езда в городском потоке автотранспорта.

Механическая коробка обеспечивает адекватный режим работы мотора при разных условиях езды. Осуществляется регулировка скорости ручным методом переключения ступеней.

Обязательно посмотрите видео: как правильно трогаться с МКПП:

Водительская поза в авто

«Чайники» пытаются сесть в автомобиль, странными способами: садятся в авто спиной и начинают разворачиваться на кресле, принимая удобное положение для того, чтоб управлять авто.
Подойдите к машине, со стороны водителя, откройте левой рукой дверцу транспортного средства и направьте правую ногу к педали газа, садитесь, плотно закройте дверцу.
Отрегулируйте водительское место, учтите:

  1. Спинка сиденья водителя располагается с маленьким наклоном (угол наклона приближен к 90 градусов).
  2. Спина плотно прилегает к спинке сидения.
  3. Ноги не достают к рулевому колесу.
  4. Водитель наблюдает в зеркалах заднего вида пространство сзади и слева от машины.

Отрегулируйте водительское место, воспользовавшись механизмами на сидении. Ноги свободно достают к педалям и согнуты в коленях. Производить регулировку сиденья при движении машины категорически запрещено. Неправильно выставленное сидение - напряжение позвоночника и локтевых суставов водителя, плюс уменьшение концентрации внимания. Регулировка водительского места выполнена правильно: прислонившись к спинке кресла и переключая передачу, удаленную от водителя, водитель не чувствует дискомфорт.

Начало вождения

Вождение автомобиля с механической коробкой передач начинается с освоения расположения скоростей. Чтоб во время движения транспортного средства выполнять переключение автоматически, не присматриваться к рычагу переключения. Проходят начальный этап обучения с выключенным двигателем, так безопаснее.
Запомнить расположение передач стоит последовательно переключая рычаг коробки в различные положения. Схема расположения передач нанесена на рычаг. Схема отсутствует - посоветуйтесь с водителями, пусть подскажут расположение каждой передачи. Среднее положение (рычаг свободно двигается)- нейтральное.

Научившись переключать ручку коробки, переходите к следующему этапу: совместите переключение скоростей с нажиманием педалей сцепления и газа. Поставьте ручку коробки в нейтральное положение, предварительно выжав сцепление, запустите мотор и прогрейте до рабочей температуры. Если температура окружающей среды ниже нуля: прогревая двигатель жмите на педаль сцепления. Так ускорится прогрев масла в коробке. Заводите авто при выключенной передаче — чтобы машина не начинала движение бесконтрольно.
Начиная вождение, плавно отпустите педаль сцепления и одновременно нажмите на педаль газа. Чтоб машина не заглохла двигателю необходимо набрать обороты. Увеличивают их нажав на газ (легонько), чтоб не спровоцировать резкий старт. Педаль сцепления во время переключения скоростей не нажимайте дольше 2 секунд.
Научитесь переключать скорость, используя тахометр, или прислушивайтесь к силовому агрегату. Если обороты мотора маленькие и авто не набирает нужную скорость, то переключите на нейтральное положение, затем перейдите на пониженную передачу.

Если обороты мотора очень высокие, включите более высокую передачу. Показания тахометра помогут ориентироваться на обороты двигателя.
Чтоб научиться ездить назад, освойте управление задней скоростью. Включать ее можно остановив автомобиль. При неправильном переключении рычага передача выскочит. На задней скорости коробка очень быстро набирает обороты. Поэтому ездить на ней продолжительное время опасно.

Торможение в разных ситуациях

Останавливаясь на сухом покрытии, не переключайте автомобиль с высоких передач на низкие, снизьте обороты на этой передаче.
Водить авто в дождливую погоду и когда гололед опасно: дорожное покрытие становится скользким. Поэтому при торможении авто нужно переключиться на пониженную передачу, чтоб сбросить скорость. Это позволит контролировать угол возможного заноса машины.
Желаете научиться тормозить на скользкой дороге? : придерживайтесь инструкции:

  • сбросить обороты;
  • отпустить сцепление;
  • переключиться на пониженную передачу;
  • снова выжать сцепление.

Последовательность этих действий приводит к «торможению двигателем», позволяет избежать блокировки колес у машины.

Автомобиль забуксовал в снегу? — воспользуйтесь методом «раскачивания» транспортного средства. Для этого делайте движение вперед на первой скорости, затем включите заднюю скорость и выполните движение назад.

Техника остановки авто на дороге имеющей уклон. Поставьте машину на ручной тормоз, и включить нейтральную передачу, отпустив ручной тормоз, переключитесь на первую скорость, выжимайте сцепление и трогайтесь с места, отпуская сцепление и одновременно плавно нажимая на газ. Будет момент, когда авто перестанет отъезжать назад, в таком положении можно машину держать на подъеме или холме без использования тормоза.
Чтоб оставить транспортное средство на парковке, остановите мотор, нажмите на педаль сцепления и включите первую передачу. Это позволяет предостеречь авто от скатывания. Можно воспользоваться ручным тормозом. Вернувшись в машину, обязательно переключите рычаг коробки в нейтральное положение.

Для резкого торможения на сухой дороге применяют схему:

  • отпускают педаль газа;
  • нажимают педаль сцепления;
  • нажимают тормоз, чтоб остановить машину;
  • переключаются на нейтральную передачу и отпускают педали;
  • ставят авто на ручной тормоз.

Торможение методом дауншифтинга останавливает машину быстрее, чем использование только педали тормоза. Чтоб воспользоваться такой техникой применяют схему:

  • выжать педаль сцепления и переключиться на третью передачу;
  • поставить правую ногу на педаль тормоза;
  • начать плавно убирать ногу с педали сцепления;
  • перед полной остановкой машины выжимают еще раз педаль сцепления;
  • не пользоваться первой скоростью, как меньшей передачей.

Вождение автомобиля с механической коробкой передач -трудоемкий процесс, тяжелее вождения с АКПП. Приобретя определенные навыки и опыт водитель, освоив принцип работы механических коробок, чувствует автомобиль, он понимает связь между скоростями и коробкой.

  1. Нельзя ездить на нейтральной передаче, при скатывании автомобиля с уклона может произойти блокировка колес и потеря контроля над управлением. Небезопасно водить авто на скользкой дороге.
  2. Подъезжая к светофору, тормозите двигателем, затем включайте пониженную передачу.
  3. При управлении машиной не выжимайте часто сцепление - это вредит выжимному подшипнику, пользуйтесь нейтральным положением рычага коробки.
  4. В зимнее время не оставляйте автомобиль на ручнике: тормозные колодки подмерзнут и авто не тронется с места.
  5. Переезжая лежачего полицейского, уменьшайте скорость вдали от него, а перед самой преградой резко отпустите тормоз.
  6. При движении транспортного средства со стабильной скоростью, не держите левую ногу над педалью сцепления. Это приводит к перенапряжению мышц и непроизвольному нажатию на сцепление, что чревато его поломкой.
  7. Работа мотора нестабильная: нажмите на сцепление и дождаться пока двигатель начнет правильно работать.
  8. Выжимайте сцепление в пол перед переключением передачи.
  9. Зная, что нужно будет припарковать автомобиль на склоне, берите в дорогу кирпич, подложите его под колесо машины и авто не скатится.
  10. Перед включением задней передачи, останавливают транспортное средство.
  11. Начинающие водители при переключении скоростей ориентируются на тахометр. Водить авто нужно с учетом возможной поломки мотора из-за высоких оборотов двигателя.
  12. Автомобиль заглох, не нужно сразу начинать его заводить. Повремените минутку: стартер не перегреется и не разрядится аккумулятор.

Права получены, но нет уверенности в правильном вождении, выберите неперегруженные машинами дороги и потренируйтесь в езде. Вы привыкнете к машине и почувствуете себя уверенно.

Вождение автомобиля с механикой требует терпения и сил начинающего водителя. Растерявшись на дороге и разнервничавшись прижмите авто к обочине, включите аварийку, успокойтесь и продолжите движение.

Начинающему водителю нужно игнорировать хамское отношение других водителей (насмешки и подрезание машин обозначенных знаком ученик).
Вступая в дебаты с хамами во время езды вы рискуете стать участником ДТП, после происшествия придется чинить кузов собственного авто. Начинающему водителю за рулем автомобиля нужно:

  • Быть собранным (отсутствует паника);
  • Быть вежливым по отношению к другим участникам движения;
  • Прислушиваться к работе мотора;
  • Присматриваться к тахометру;
  • Смотреть в зеркала.

Пройдет время и новичок научится правильно пользоваться МКПП. Грамотное управление автомобилем позволяет экономить топливо, плюс дает шанс почувствовать мощь мотора.

Свои первые уроки по вождению следует начинать с выполнения упражнений при выключенном двигателе, предварительно подготовив и отрегулировав водительское место. Лишь освоив как следует органы управления автомобилем, можно запускать двигатель и трогаться с места, причем обязательно в присутствии инструктора по вождению либо просто опытного водителя. Обо всем этом мы и поговорим в данной статье.

Посадка в автомобиль
Первое, что вы должны научиться делать — это освоить правильную посадку в автомобиль. На первый взгляд, это очень просто: открывай дверцу да и садись на свое место! Но здесь есть несколько тонкостей, о которых знают далеко не все новички.
Подходить к машине надо со стороны водительской двери, которую следует открывать левой рукой. Если вы попробуете сделать это правой рукой — вы просто не сможете сесть в автомобиль, точнее — для этого придется делать множество ненужных и лишних движений.

Кстати, «чайники» иногда пытаются так сесть в машину, что непонятно — как вообще нормальный человек может такое сообразить. Один пробует проникнуть в автомобиль спиной, другой — садится в машину сначала головой, затем — остальным телом, после чего не знает, как повернуться, чтобы принять нормальную позу, и т.п. Правильно же это делается так: откройте водительскую дверь, и правую ногу направьте в область педали газа, после чего садитесь на сиденье. Не забудьте плотно закрыть дверь, потому что если она откроется во время езды, то это может стать причиной аварии, причем виновным будете признаны вы.

После посадки следует удобно сесть и отрегулировать водительское место «под себя» так, чтобы чувствовать себя за рулем максимально комфортно.
Расположение водителя на рабочем месте
Уже в самом начале обучения необходимо выработать умение принимать правильную водительскую позу. Если вы сразу привыкнете садиться в машину неправильно, то потом переучиться будет крайне сложно. Знайте, что неправильная водительская поза является причиной быстрой утомляемости, что, в свою очередь, отрицательно отражается на безопасности езды.

В общих чертах правильную водительскую позу можно описать так.
- Спина плотно прилегает к спинке сидения и расположена почти вертикально (с небольшим наклоном).
- Руки слегка согнуты в локтях, большие пальцы плотно держат обод рулевого колеса, обхватывая его.
- Ноги слегка выдвинуты вперед и не касаются рулевого колеса при постановке ступней на педали.
- Когда ноги находятся в нормальном положении, подколенные впадины расположены в 3- 5 см от переднего края подушки сидения.
- Зеркала заднего вида отрегулированы таким образом, что водитель видит пространство сзади и слева от автомобиля, не поворачивая при этом головы.
В первую очередь необходимо отрегулировать положение водительского сиденья «под себя». В любой машине это осуществляется путем его продольного перемещения, а также корректировкой наклона спинки — для этого существуют специальные механизмы регулировки. Кстати, езда на машине с неработающими данными механизмами запрещается.

Регулируя водительское место, помните, что ногами вы должны свободно доставать до педалей, при этом в коленях они должны быть согнуты под небольшим углом независимо от положения педалей.
Руки должны удобно лежать на руле, для чего следует выполнить соответствующую регулировку спинки сиденья. Не стоит забывать, что в локтевом суставе руки должны быть согнуты лишь немного — иначе вы будете испытывать затруднения при повороте рулевого колеса.
Отрегулировав водительское сидение, поработайте педалями, поочередно включите каждую передачу (причем выполните это несколько раз), покрутите руль — не исключено, что нужно будет еще немного подкорректировать свою позу.
Помните, что заниматься регулировкой водительского сиденья при движении автомобиля категорически запрещено.
Если вы слишком близко придвинули водительское сиденье к рулевому колесу, то будете вынуждены сильно сгибать ноги и руки соответственно в коленном и локтевом суставах. Это сильно мешает свободе действий, и не позволяет быстро манипулировать органами управления транспортного средства при возникновении такой необходимости.
Если же вы слишком отодвинетесь назад от органов управления, то вам придется постоянно «подтягиваться» вперед, используя для этого руль. Ваша спина лишится постоянной опоры, и все время будет находиться в напряжении. Руки также постоянно будут напряжены, так как вам придется с их помощью либо подтягиваться ближе, либо удерживаться на подходящем расстоянии. Разумеется, эффективно и безопасно управлять автомобилем в таком положении вы не сможете.
При слишком сильном наклонении назад спинки сиденья у вас будут постоянно напряжены нижняя часть позвоночника (уже в скором времени его будет «ломить»), а также мышцы шеи и рук. Это также станет причиной вашей быстрой утомляемости.

После этого отрегулируйте зеркала заднего вида. Следует установить их так, чтобы в салонном зеркале целиком помещалось заднее стекло автомобиля, а в боковом — отображалась боковая часть автомобиля по касательной.
Затем удостоверьтесь, что поза вами выбрана правильно. Для этого, не наклоняясь и прислонившись к спинке сидения, установите правой рукой рычаг коробки переключения передач в положение, которое больше всего удалено от водителя (как правило, это третья или пятая передача, в некоторых машинах — задняя). В то же время левую руку держите на верхней части руля: в таком положении вы не должны испытывать дискомфорта.
Подголовник следует установить так, чтобы его верхняя часть находилась примерно на уровне верхней части вашего уха.

Помните важное правило: при принятии правильной водительской позы вес вашего тела должен восприниматься только сиденьем. Ноги и руки должны быть полностью разгружены. Вы можете использовать руль в качестве дополнительной точки опоры для рук — это предотвращает усталость мышц. Но в любом случае держать руль нужно достаточно крепко, дабы он не выскочил из рук в самый неподходящий момент (например, при движении по разбитой грунтовой дороге).
Знайте: если у вас возникает подсознательное желание сесть поудобнее — значит, вы занимаете неправильную позу (плохо отрегулировано сиденье, и т.д.).

Выполнение упражнений при выключенном двигателе
Перед тем как приступать к практической езде, попрактикуйтесь работать с органами управления при неработающем моторе. Так вы получите основные навыки манипулирования ими, сможете отработать основные методы управления, освоите координацию движений. А если вы, едва сев в автомобиль, сразу заведете его и попробуете поехать — это приведет к быстрой поломке сцепления или коробки переключения передач (именно эти механизмы новички «хоронят» в первую очередь).
Перед началом тренировки обязательно удостоверьтесь в том, что машина стоит на «ручнике». В противном случае не исключено самопроизвольное начало движения автомобиля.

Итак, займите свое место, положите руки на рулевое колесо, ноги поставьте на педали. Поработайте рулевым колесом вправо-влево, подайте звуковой сигнал. Поверните рулевое колесо до упора в одну сторону, выйдите и посмотрите на положение колес, затем проделайте то же самое в другую сторону, после чего верните руль в исходное положение.
Кстати, в каждую сторону рулевое колесо поворачивается на полтора полных оборота (т.е. на 360 градусов + 180 градусов).

Теперь последовательно понажимайте каждую педаль, «прочувствуйте» их. Не забывайте, что левой ногой разрешается работать только с педалью сцепления, а правой ногой — с педалями тормоза и газа. Учтите, что при выключенном двигателе педаль тормоза будет довольно тугой, поскольку не работает вакуумный усилитель тормозов. Кстати, то же самое касается и руля — он будет проворачиваться с трудом, поскольку гидроусилитель рулевого управления работает только при работающем моторе.

Потренируйтесь работать с переключателями указателей поворотов. Для большей наглядности включите зажигание — тогда вы будете слышать и видеть, как работают включенные указатели (на приборном щитке будет мигать индикатор, и будут слышны соответствующие щелчки). Заметьте — включенный «поворотник» отключается автоматически при возврате руля в исходное положение. Такой механизм имеется в любом автомобиле для того, чтобы водитель не отвлекался при завершении маневра.

После этого поработайте с габаритными огнями, а также ближним и дальним светом фар. Желательно проводить тренировку так, чтобы вы видели работу световых приборов на каком-либо объекте (забор, стена, и т.п.). Обязательно выключите все световые приборы по завершении тренировки — иначе ваш аккумулятор быстро разрядится.

Теперь можно приступать к изучению коробки переключения передач. Поочередно переводите рычаг в положение, соответствующее каждой передаче, причем поначалу выполняйте упражнение без использования педали сцепления (ведь при неработающем моторе передачи переключаются независимо от ее положения). Не забывайте про заднюю передачу, запомните нейтральное положение рычага переключения передач: у него будет большой свободный ход, и находиться рычаг будет напротив третьей и четвертой передачи. Попросту говоря, если из «нейтралки» вы направите рычаг прямо вперед — включите третью передача, а прямо назад — четвертую.
Для включения первой передачи переместите рычаг влево, а затем — вперед. Вторая передача включается так: рычаг нужно переместить влево, после чего — назад. Для включения пятой передачи рычаг из нейтрального положения переводится направо, а затем — вперед (т.е. пятая передача — это зеркальное отражение первой).
Задняя передача на разных машинах она включается по-разному, поэтому либо посмотрите руководство по эксплуатации автомобиля, либо проконсультируйтесь с более опытным водителем.

Если вы усвоили расположение передач и более-менее научились манипулировать рычагом — попереключайте передачи, работая одновременно педалями газа и сцепления. Помните, что все движения необходимо отработать до полного автоматизма.
Затем приступайте к выполнению следующего упражнения. Переведите рычаг в положение, соответствующее задней передаче, обернитесь назад и представьте, что сейчас вам необходимо двигаться задним ходом (при этом помните о педалях сцепления и газа). При езде задним ходом рулевое колесо поворачивается в сторону движения. Другими словами, если вам нужно двигаться вправо — то и рулевое колесо поворачивайте вправо, если вы желаете двигаться влево — рулевое колесо поверните влево.
Изучив основные действия и движения при неработающем моторе, можно заводить двигатель, трогаться и попробовать проехать какое-то расстояние.

Пробуем плавно тронуться с места
Самая известная ошибка «чайников» — попытка запустить мотор сразу после посадки в машину. Во-первых, неправильно выбранная поза приведет к быстрой усталости, а в неотрегулированные зеркала вы ничего не увидите. Во-вторых, перед тем как завести двигатель нужно убедиться в том, что рычаг коробки переключения передач стоит на «нейтралке» — иначе сразу после включения стартера автомобиль может сильно дернуться и «налететь» на препятствие (другая машина, бордюр, стена гаража, самый плохой вариант — человек). Такое происходит, если машина стояла на включенной передаче с одновременно опущенным «ручником» (т.е. стояночный тормоз не работал).
Поэтому в первую очередь позаботьтесь о том, чтобы принять удобную позу (об этом мы уже говорили выше), а также проверьте положение зеркал заднего вида: они должны обеспечивать максимально возможный обзор.
После этого поставьте машину на «ручник» (если, разумеется, стояночный тормоз не отключен). Это предотвратит неожиданное или самопроизвольное начало движения, например, при ошибочном включении стартера при включенной передаче, и т.п.
Если машина стоит «на передаче» — переведите рычаг в нейтральное положение.
Убедившись, что все в порядке, включайте стартер и заводите мотор. Нормальным считается, если двигатель начнет работать примерно в течение одной секунды после включения стартера. Как только мотор завелся — немедленно выключайте стартер (т.е. просто отпустите ключ зажигания, и замок зажигания автоматически примет работе положение).

При запуске мотора в холодную погоду (например, при сильном морозе) рекомендуется перед включением стартера выжать до упора сцепление (даже если вы точно знаете, что машина стоит на «нейтралке»). Этот нехитрый способ облегчает запуск двигателя. Да и вообще — многие водители перед запуском мотора выжимают сцепление, страхуясь от дергания автомобиля в том случае, если он стоял «на передаче».
Перед троганием с места обязательно посмотрите вперед, по бокам и назад, причем используйте не только зеркала заднего вида, но и не ленитесь оглянуться (особенно если это происходит во дворе и тем более — если вы начинаете движение задним ходом). Это поможет вам убедиться в отсутствии помех для движения (автомобилей, пешеходов, животных, и др.). Пренебрежение этим правилом часто становится причиной серьезных ДТП.

Перед началом движения включите указатель левого поворота, чтобы оповестить других участников движения о вашем предстоящем маневре.
Затем полностью выжмите сцепление и включите первую передачу (именно с нее нужно начинать движение). Удерживая педаль сцепления нажатой, снимите машину с «ручника» и положите правую руку на руль.
После этого опять убедитесь в отсутствии препятствий и помех для начала движения. Не забывайте, что перед началом движения вы должны уступить дорогу попутным транспортным средствам. Если все в порядке — плавно начинайте отпускать педаль сцепления, обращая внимание на работу двигателя. Как только вы заметили, что его обороты начинают снижаться — значит, сцепление начинает «схватывать». Сейчас следует ненадолго задержать педаль сцепления в данном положении, и одновременно добавить газ. Если вы все сделали правильно, то машина начнет движение, а вам следует полностью (плавно!) отпустить педаль сцепления, усилив давление на педаль газа.

После того как вы начали движение и немного проехали, остановитесь: увлекаться пока не следует, ведь пока наша цель — научиться трогаться, и мы ее достигли. Поэтому включите указатель правого поворота, отпустите педаль газа и, нажимая на педаль тормоза, снижайте скорость движения автомобиля. После этого полностью выжмите сцепление и переместите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Отпустив педаль сцепления, нажимайте педаль тормоза до полной остановки. Ну а затем — поставьте машину на стояночный тормоз, выключите указатель правого поворота и заглушите двигатель.

Перед каждой остановкой смотрите в зеркала заднего вида, особенно в правое (при его наличии), а также оглянитесь по сторонам. Эта простая мера предосторожности предотвратит возможное столкновение при наличии сзади и по бокам попутных автомобилей, движущихся в непосредственной близости от вас.

Окончить автошколу и получить водительские права – это еще не значит стать водителем, который может из любой ситуации на дороге выйти достойно. Наши городские отечественные дороги – это невероятное сплетение стресса, неожиданностей и большого хамства. Новички часто попадают в ситуации, с которыми самостоятельно справиться не могут. Поэтому в этой статье будет рассказано, как выглядит вождение в городе для новичков, и даны полезные советы, как подготовиться к выезду на большую дорогу и как себя правильно вести за рулем.

Подготовка к выезду

В первую очередь необходимо настроить зеркала. Боковые зеркала регулируются таким образом, чтобы линия горизонта проходила чуть ниже середины самого зеркала. При этом водитель обязательно должен видеть боковую часть своего автомобиля. Это необходимо для того, чтобы привязать свое авто к движению других машин. Таким образом в зеркале четко будет отражаться относительное движение. Но учтите, что боковина вашей машины должна занимать в плоскости отражения не больше 2 см, потому что основная зеркальная плоскость должна отражать все же дорогу и движущийся транспорт.

Зеркало в салоне регулируется относительно заднего стекла. Их центры должны совпадать. Чтобы проверить, все ли сделано правильно, придется кого-нибудь попросить, чтобы человек обошел машину на расстоянии 2 м. Если, исчезая из одного зеркала, он тут же появляется в другом, то настройка была проведена правильно.

Второе – надо отрегулировать водительское кресло под фигуру и габариты самого водителя. Здесь важно найти такой вариант, который бы не мешал рулю, и было бы удобно нажимать на педали.

Ситуаций на городских дорогах возникает огромное количество. Все они разные, но если вы ведете свое авто точно по правилам дорожного движения, то с вашей стороны никаких оплошностей быть не должно. Но есть ситуации, которые в основном зависят от самого водителя, от его реакции. Поэтому несколько советов.

Совет №1 – когда и на каком расстоянии надо начинать торможение

Чтобы точно определить расстояние от впередиидущей машины, которая начинает торможение, до вашей, необходимо рассмотреть три временных отрезка.

  1. На реакцию водителя выделяется не более одной секунды. За это время он успевает нажать на педаль тормоза. Если вы движетесь со скоростью 70 км/ч, то за это время ваш автомобиль проедет 15-20 м.
  2. За доли секунды начинает срабатывать сама тормозная система. И за это время машина проедет пару метров.
  3. Время на само торможение, так называемый . При разной скорости он составляет от 20 до 60 м. Данный показатель у разных машин разный. Добавим сюда техническое состояние шин, самой тормозной системы, ее конструкции, а также качество дорожного покрытия.

Как видите, чтобы затормозить, придется проехать достаточное большое расстояние. Поэтому совет – постарайтесь наблюдать не только за впередиидущей машиной, но и за теми, которые двигаются впереди нее. Это даст вам несколько секунд, а, значит, сократится тормозной путь.

Ситуация, когда водитель соседней машины начинает вас вытеснять с полосы, по которой вы движетесь, встречается нередко. Хамы на дорогах встречаются всегда. Но не стоит нервничать, потому что могут быть и совершенно другие причины. К примеру, водителю стало плохо, сломалась ходовая часть, он спешит, потому что жена рожает, и так далее. Поэтому не стоит отвечать тем же, просто сбросьте скорость и пропустите спешащего.

  1. Постарайтесь не смотреть на фары.
  2. Прижимайтесь к правой стороне полосы движения, чтобы хорошо была видна дорожная разметка. По ней вам и придется ориентироваться.
  3. Зажмурьте левый глаз. Общее ослепление глаз происходит в два раза быстрее.
  4. Сбросьте скорость.

Новичок часто ошибается, входя в поворот. Многим кажется, что с таким маневром можно справиться без проблем. Но многое будет зависеть от того, какой крутизны поворот перед вами. Отсюда и выбираемая скорость, и передача. Закон для этой ситуации един, и он гласит: чем круче поворот, тем ниже передача, а, соответственно, и скорость.

Сам поворот можно разделить на три участка.

  1. Вход в поворот. Если вы движетесь со скоростью 50 км/ч, то сбрасывайте ее до 40 км/ч и переключайтесь на третью передачу.
  2. В этом режиме вы и проходите основную часть поворота.
  3. Выход – наращивается скорость с переключением на четвертую передачу.

На первых порах своего вождения новичок должен правильно оценивать ситуацию на дороге. Сделать это непросто, поэтому совет – постарайтесь планировать свой выезд. К примеру, не стоит выезжать в час пик, на трассы, загруженные транспортом, постарайтесь уходить от тех мест, где расположены большие транспортные развязки.

Самый простой способ – это определить оптимальный маршрут движения, к примеру, от дома до работы. И несколько дней ездить по нему, привыкая к автомобилю, рулю, пешеходам, знакам и прочим необходимым атрибутам и вещам.

Если вы не нарушаете правил, то для беспокойства нет причин. На вас могут кричать, мигать фарами, сигнализировать, чтобы вы сделали то, что не соответствует правилам дорожного движения. Не поддавайтесь на провокации, ваша задача благополучно доехать до места назначения. В данной ситуации важно не нервничать. Если появляется возможность, всегда уступайте место, полосу, дайте возможность тому, кто спешит или нервничает, получить свое.

Специализированная парковка в городе сегодня, к сожалению, встречается редко, поэтому вам придется оставлять свою машину около тротуара. А значит, правильно парковаться – это простая необходимость. Новичку это сделать с первого раза будет непросто. Поэтому советуем создать для себя определенный ориентир. Как это сделать?

Около дома в свободном от машин месте постарайтесь подъехать к бордюру тротуара как можно ближе. При этом постоянно наблюдайте за боковым зеркалом, чтобы не задеть бок автомобиля. Если вам кажется, что вы подъехали достаточно близко, то выйдите из салона и обойдите авто. Если расположение автомобиля вас утраивает, то сядьте за руль и поставьте для себя ориентир. К примеру, это может быть край капота, который будет чисто визуально пересекаться в одной точке с видимой частью бордюра. Запомните эту точку. Когда захотите припарковаться в городе, ориентируйтесь именно на нее.

Навигатор – вещь неплохая. Но новичку она не помощник. На дороге важно сосредоточиться, а здесь приходится все время отвлекаться, одним глазом смотря на дисплей, а вторым на дорогу. Так что пока не стоит покупать этот гаджет.

Если вы не нарушаете правил, то ничего бояться не надо. Обычно сотрудникам ГИБДД до водителя, который не нарушает их, дела нет. Постарайтесь настроить себя на то, что это обычные люди. Хотя опытные водители все равно сбрасывают скорость на постах. Так что примите их действия за правило.

Вешать или нет на стекло знак «Начинающий водитель» (восклицательный знак черного цвета на желтом фоне)? Честно говоря, он от обязанностей и штрафов вас не убережет. Да и каких-то привилегий он не дает. Так что решайте сами. Многие почему-то думают, что ездить с таким знаком посередине трассы со скоростью 40-50 км/ч позволительно. Ничего подобного. Лучше ездить без знака, но по правой полосе, немного снизив скорость.

Если вы повернули вдруг не туда, то не стоит из этого делать большую проблему. Как было уже сказано выше, не надо нервничать. Ошибочный поворот ведет не в преисподнюю, так что найдите место для разворота и продолжайте движение к месту назначения.

Правильно трактуйте правило правой руки. Если вы хотите перестроиться с левой полосы в правую, а сосед справа хочет занять ваше место, то вы его просто обязаны пропустить.

Как видите, чтобы совершать поездки в городе в первый раз, самостоятельно сидя за рулем, придется знать не только правила дорожного движения. Так что прислушайтесь к рекомендациям и советам опытных водителей, которые мы специально для вас подобрали в этой статье.

Кинематографическая классика безоговорочно убедила всех в том, что каждый пешеход когда-нибудь мечтает стать водителем. А вот обратная истина для многих не бесспорна. Хотя бы раз, ощутив полную свободу передвижения, свою власть над комфортным и маневренным железным конем, мечты оставаться пешеходом неумолимо рассеиваются. Без машины сложно представить себе полноценную активную жизнь не только обитателю крупного мегаполиса, но и жителю небольшого провинциального городка, и поселка городского типа, и сельского поселения.

Автомобилизация России, достигшая практически 300 автомобилей на тысячу населения, говорит о том, что по статистике каждая семья владеет собственным средством передвижения. По достижении определенного возраста любой российский гражданин независимо от благосостояния семьи, пола, религиозных взглядов и политических убеждений задумывается о том, как научиться ездить на машине.

Как научиться ездить на машине

Одно из самых распространенных заблуждений - обладание водителями особого склада характера, психики и стрессоустойчивости. Эти качества, безусловно, очень важны пилотам Формулы-1, но на то они и пилоты. Обычному автолюбителю, решившему освоить навыки вождения, достаточно и добиться автоматизма в выполнении ряда ежедневно совершаемых водителями манипуляций.

Видеоурок на тему, как быстро научиться водить автомобиль

Их не так уж и много и все они детально прорабатываются в период обучения в автошколе:

  • перед поездкой осмотреть машину, проверить состояние колес и продумать оптимальный вариант выезда с парковочного места;
  • сев на водительское место проверить положение зеркал;
  • завести двигатель;
  • пристегнуться;
  • включить фары;
  • проанализировать ситуацию;
  • при движении задним ходом убедиться в отсутствии каких-либо помех: пешеходов, уже начавших совершать маневр других автомобилей, деревьев, высоких поребриков и т.д.;
  • включив нужную передачу и поворотник, плавно тронуться.

Самостоятельное обучение вождению авто законодательно запрещено

Научиться хорошо водить автомобиль с нуля при таком подходе гораздо эффективнее. Право выбора: с или на коробке-автомат - остается за учащимся.

Закрепление навыков вождения без машины

Отрабатывать все механические движения водителя можно и дома, без машины. Движение задним ходом можно прочувствовать, перемещаясь по квартире спиной, поворачивая и «становясь на парковку», ориентируясь на отражение в зеркале. Параллельно можно пытаться брать в руки предметы. Задача такого упражнения заключается в возможности маневрирования, ориентированной только на зеркальное отражение предметов.

Рулевое управление автомобилем, в отличие от велосипеда, не дает возможности водителю сориентироваться в реальном положении колес. Здесь действует правило «циферблата»: положение колес при повороте руля с 00.00 до 06.00, с 06.00 до 12.00 и т.д. Три полных оборота «циферблата» - руль вывернут до своего крайнего положения. Добиться мышечной памяти можно выполняя 20-минутные упражнения с любым подручным плоским круглым предметом: крышкой от сковороды, хула-хупом, детским обручем.

Неплохой способ понять, как - использовать автомобильный симулятор. Использование даже компьютерного варианта добавит новичку уверенности. Наличие у автосимулятора руля и педалей - дополнительный бонус.

Анализировать дорожную ситуацию, прогнозировать ее и теоретически находить выход из сложного положения можно даже во время поездки в общественном транспорте. В безрулевой период своей жизни необходимо обращать внимание на приоритеты движения, разметку, знаки, скоростной режим. На подсознательном уровне все это в любом случае запечатлеется.

Как быстро освоить навыки вождения

Уверенного вождения можно достичь только упорными тренировками. Ежедневная практика, умение быстро реагировать на ситуацию, знание своих прав и обязанностей - составляющие, без которых сложно уверенно чувствовать себя на дороге. Но обстоятельства, порой, складываются таким образом, когда сесть за руль и самостоятельно поехать необходимо в самые сжатые сроки. В этом случае оптимально совместить ежедневные занятия с опытным инструктором и самостоятельное вождение в любой свободный момент времени. Несколько минут вождения даже по пустынной дороге намного эффективнее любования своим припаркованным автомобилем из окна.

Привлечение женщине в качестве инструктора собственного мужа или лучшего друга - не самый хороший вариант. Беспристрастный и профессионально подготовленный специалист сможет эффективно и грамотно разложить по полочкам любую дорожную проблему. Чрезмерно переживающий и за машину, и за подругу мужчина не всегда готов адекватно реагировать даже на не самую сложную ситуацию, которых на дороге предостаточно.

Стресс у новичка вызывает буквально все: вездесущие пешеходы, реакция коллег-водителей, знаки, разметка, светофоры… Наклеенные на заднее стекло знак «!», изображения чайника, дамской туфельки или ребенка предупредят коллег о существующих у вас сложностях. Первую самостоятельную поездку по городу лучше совершить утром в выходной день по хорошо знакомому маршруту. Оптимально - встать за идущим в том же направлении тихоходным грузовиком, автобусом или даже трактором, и параллельно с ним совершать все операции.

Только такие форс-мажоры позволят приобрести бесценный опыт, научат принимать верные решения и избавят от психологических зажимов.

Даже опытные водители не застрахованы от возникновения аварийной ситуации, но они всегда знают, как в таких случаях поступить. У них уже срабатывают диалектические законы о переходе количества экстремальных ситуаций на дороге в качество выхода из них.

Незыблемые постулаты:

  • соблюдение ПДД;
  • логика;
  • аккуратность;
  • уважение ко всем участникам дорожного движения - киты, на которых строится безопасность и водителей и пешеходов.

Возрастной ценз

Научиться водить машину в последнее время стремятся не только достигшие 18-летнего возраста юноши и девушки. Некоторые автошколы отмечают увеличение количества курсантов зрелого возраста, отмечая при этом, что женщины, как правило, учатся управлять автомобилем с нуля, мужчины лишь подтверждают свои знания для получения водительского удостоверения.

Согласны с ними и страховщики - количество автолюбителей старше 60-ти лет увеличивается, и в аварии они попадают в 2 раза реже юных участников движения. Европейский опыт подтверждает, что люди в возрасте «60+» приобретают дорогие автомобили гораздо чаще, чем 40-летние. С учетом российской продолжительности жизни эта проблема, возможно, и не так актуальна.

Сейчас 60% российских водителей находятся в диапазоне от 25 до 64 лет при средней продолжительности жизни чуть более 70. Но учиться не поздно никогда. На дороге все как в жизни: есть молодежь, и есть возрастная категория водителей; есть хамы и есть вежливые; есть меланхолики и есть холерики, есть аккуратисты и есть безалаберные… Общие правила безопасного поведения на дороге детально прописаны, но и человеческий фактор имеет огромное значение.

Водительская этика

Правила дорожного движения - это, безусловно, основополагающий документ, регламентирующий водительские права и обязанности. Но существуют еще и негласные законы, знание которых помогает более комфортному управлению автомобилем. Российская водительская этика предполагает, что известное всем правило «Трех Д», лучше соблюдать.

Особые звуковые и световые сигналы, жесты, мигающие поворотники - помогают опытным водителям неформально регулировать дорожную обстановку, не доводя до экстремальных ситуаций, создавая при этом психологическое и социальное единение с коллегами-водителями.

  • Новости
  • Практикум

В России резко вырос спрос на Майбахи

В России продолжают расти продажи новых люксовых автомобилей. Согласно результатам исследования, проведенного агентством «Автостат», по итогам семи месяцев 2016 года рынок таких машин составил 787 единиц, что сразу на 22,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (642 шт.). Лидером этого рынка является Mercedes-Maybach S-класса: на этот...

Mitsubishi скоро покажет туристический внедорожник

Аббревиатура GT-PHEV расшифровывается как Ground Tourer, автомобиль для путешествий. При этом концептуальный кроссовер должен провозгласить «новую концепцию дизайна Mitsubishi - Dynamic Shield». Силовой агрегат Mitsubishi GT-PHEV - это гибридная установка, состоящая из трех электродвигателей (один - на передней оси, два - на задней), чтобы...

Очередной погодный Армагеддон надвигается на Москву

По данным столичного управления МЧС, во вторник 23 августа до 22:00 столицу накроют мощные ливни, которые будут сопровождаться грозами и порывами ветра до 12-17 м/с. Ожидается, что непогода принесёт до 17 миллиметров осадков - это около 20% месячной нормы. Коммунальные службы города переведены на круглосуточный режим работы, сообщает официальный сайт...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

У Ford Transit на двери не оказалось важной заглушки

Отзыв касается лишь 24 микроавтобусов Ford Transit, которые дилеры марки продали с ноября 2014-го по август 2016-го. Как сообщает сайт Росстандарта, на этих машинах сдвижная дверь оснащена так называемой «детской блокировкой», однако отверстие соответствующего механизма не было прикрыто заглушкой. Оказывается, это является нарушением действующего...

АвтоВАЗ выдвинул в Госдуму собственного кандидата

Как сказано в официальном сообщении АвтоВАЗа, В. Держак проработал более 27 лет на предприятии и прошел все этапы становления карьеры - от рядового рабочего до мастера. Инициатива выдвижения представителя трудового коллектива АвтоВАЗа в Госдуму принадлежит коллективу предприятия и была озвучена 5 июня во время празднования дня города Тольятти. Инициативу...

Завод Mercedes в Подмосковье: проект одобрен

На прошлой неделе стало известно, что концерн Daimler и Минпромторг планируют подписать специальный инвестиционный контракт, который предполагает локализацию на территории России производства автомобилей Mercedes. На тот момент сообщалось, что площадкой, где планируется наладить выпуск «Мерседесов», станет Подмосковье - строящийся индустриальный парк «Есипово», который расположен в Солнечногорском районе. Также...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

ГИБДД опубликовала новые экзаменационные билеты

Однако автоинспекция решила уже сегодня опубликовать на своем сайте новые экзаменационные билеты для категорий «А», «В», «М» и подкатегорий «А1», «В1». Напомним, что главное изменение, которое ждет кандидатов в водители с 1 сентября 2016 года, касается того, что теоретический экзамен станет сложнее (а следовательно, учить билеты надо внимательнее). Если сейчас...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Самые лучшие машины 2018-2019 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан

Давайте рассмотрим передовые новинки российского автомобильного рынка, чтобы определить лучший автомобиль 2017 года. Чтобы это сделать, рассмотрим сорок девять моделей, которые распределяются по тринадцати классам. Итак, мы предлагаем только лучшие машины, поэтому ошибиться покупателю при выборе новой машины невозможно. Лучший...

Рейтинг надежных машин 2018-2019 года

Надежность, безусловно, является наиглавнейшим требованием к автомобилю. Дизайн, тюнинг, любые «навороты» – все эти ультрамодные ухищрения по степени своей важности неизбежно меркнут, когда заходит речь о надежности транспортного средства. Машина должна служить своему владельцу, а не доставлять ему проблемы своими...

Как выбрать и купить автомобиль Выбор автомобилей, как новых, так и подержанных, на рынке огромен. И не потеряться в этом изобилии поможет здравый смысл и практичный подход к выбору машины. Не поддавайтесь первому желанию купить понравившийся автомобиль, внимательно изучите все...

Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima

Мощный сюжет Название «Шевроле» является самой историей становления американских автомобилей. Имя «Малибу» так и манит своими пляжами, на которых снимались многочисленные кинофильмы и телесериалы. Тем ни менее, с первых минут в автомобиле «Шевроле Малибу» ощущается проза жизни. Довольно простые приборы...


В своих мифах древние греки рассказывали о существе, имеющем голову льва, туловище козы и змею вместо хвоста. «Крылатая Химера была рождена крохотным созданием. При этом она сверкала красотой Аргуса и ужасала уродством Сатира. Это было чудовище из чудовищ». У слова...

КАК выбрать цвет автомобиля, выбрать цвет машины.

Как выбрать цвет автомобиля Не секрет, что цвет автомобиля в первую очередь влияет на безопасность дорожного движения. Более того, от цвета машины зависит и его практичность. Автомобили выпускаются всех цветов радуги и десятки ее оттенков, но как выбрать «свой» цвет? ...

КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.

Как выбрать марку автомобиля При выборе машины необходимо изучить все плюсы и минусы автомобиля. Поищите информацию на популярных сайтах автомобильной тематики, на которых делятся опытом владельцы машин, и тестируют новинки профессионалы. Собрав всю необходимую информацию, вы можете вынести решение в...

Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение

Сегодня мы будем рассматривать шесть кроссоверов: Toyota RAV4, Honda CR-V, Mazda CX-5, Mitsubishi Outlander, Suzuki Grand Vitara и Ford Kuga. К двум очень свежим новинкам мы решили добавить ещё и дебюты 2015 года, чтобы тест-драйв кроссоверов 2017 года был более...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Успехи учеников в большой степени зависят от учителя и его профессионального мастерства.

Умение управлять автомобилем: что за этим стоит?

Давайте разберем: какие качества необходимы для вождения?

Вот человек, а вот автомобиль. Как они взаимодействуют?

И чем водитель отличается от человека, который ни разу не сидел за рулем?

Минимум

В первую очередь, нужно знать, где и какие у автомобиля органы управления. Проще говоря, с помощью чего подавать ему команды.

Второе, что требуется - это навыки управления. Это значит - уметь, когда нужно, одно нажать, другое отпустить, третье повернуть - иными словами, выполнить определенную манипуляцию.

Если совсем коротко:
Для того, чтобы водить автомобиль, нужно научиться выполнять определенные движения в определенной последовательности.

Неужели это всё?
Представьте себе, этого вполне достаточно. Если вы этим овладели, то уже можете водить.

Вся сложность заключается в том, что эти особенные действия нормальный человек в повседневной жизни не выполняет и поэтому к ним не привык. Это все равно, что попросить вас сыграть на пианино. Если вы не обладаете навыками определенной последовательности движения пальцев и не знаете, какие нажимать клавиши, то и сыграете... понятно как.

Так что работа инструктора, прежде всего, состоит в том, чтобы научить человека двигать нужным образом руками и ногами по определенному алгоритму.

И еще...

Во время вождения активно работают все органы чувств водителя. Но основной (и самый важный) поток информации доставляет зрение. Нужно умудряться постоянно контролировать дорожную обстановку спереди и сзади, следить за поведением автомобиля, да еще и находить время поглядывать на приборную панель.

Обычному человеку (не водителю) не приходится обрабатывать такой поток специальной информации, поэтому неудивительно, что первое время новичок за рулем испытывает стресс. Если же вы до того, как сесть за руль, умели ездить хотя бы на велосипеде, а еще лучше - на скутере или мотоцикле, то вам, без сомнений, будет легче пересесть на автомобиль.

Для полноценной езды нужно выработать так называемое «водительское мышление». А именно: уметь воспринимать дорожную обстановку, правильно перерабатывать полученную информацию и принимать верные решения. И особенно важно научиться делать все это быстро.

Вырабатываем навык

Навык - это то, что вы делаете не задумываясь, «на автомате». Вспомните, задумываетесь ли вы, как нужно завязать шнурки на ботинках. Нет, конечно: просто берете и завязываете. А вот попробуйте научить трехлетнего ребенка завязывать шнурки. Это будет нелегкая задача!

Очевидно, что придется разбить сложную процедуру на составляющие. Сначала делаешь петельку, потом вот так…, а потом… В точности то же самое происходит и при обучении вождению. Разбиваем сложные действия на элементы и сознательно запоминаем их последовательность: сначала нажать, потом включить, потом медленно отпустить…

Пройдет немало времени, прежде чем у человека появится навык. Вырабатывается он только многократным повторением движений.

Ну, а тем, кому привили неправильный навык, переучиваться будет сложнее, чем просто научиться. То есть, им сначала придется разучиться, а потом научиться заново.

Вот почему так сложно избавиться от некоторых «вредных» привычек, которые имеются почти у любого водителя. И именно поэтому так важно отрабатывать правильные навыки на начальном этапе.

К навыкам относится и алгоритм распределения внимания и взгляда за рулем, а также умение принимать определенные решения. Например: В какой момент включить указатель поворота? В какой момент Сюда я бы отнес и выбор безопасной дистанции, а также скоростного режима.

Все эти навыки со временем и превращаются в привычку.

Как долго обучаться вождению?

Вопрос очень любопытный. Все, разумеется, индивидуально, и зависит от многих факторов: в первую очередь, от возраста. Но в среднем - от нескольких месяцев и до... До неопределенного срока.

Процесс обучения я бы разбил на два этапа. Первый - до получения водительского удостоверения, проходящий обычно под чьим-то контролем. Второй - самостоятельное «плавание»: чаще всего, сразу после получения прав. Начинается он с первой поездки без наставника.

Продолжительность первого этапа, как правило, регламентируется автошкольной программой и составляет чуть менее 50 часов. Как мне кажется, этого вполне хватает для подготовки к экзамену в ГИБДД. Но для того, чтобы самостоятельно и уверенно водить, такого количества занятий маловато.

Если с первой частью обучения все более или менее ясно, так как она проходит под контролем инструктора, то ответственность за вторую полностью возлагается на самого ученика. И это самый важный момент в жизни любого автомобилиста.

В этот период новых и сложных ситуаций на дороге встречается превеликое множество, а отработанных навыков еще недостаточно. Волнение в иные моменты достигает предельной точки, поскольку подсказать и поправить в нужный момент некому. Новоиспеченный водитель должен сам принять решение и усвоить очередной «урок». Но именно такая «учеба» позволяет накопить необходимый опыт. И только с этого периода отсчитывается реальный стаж вождения.

Лично мне понадобилось не менее полугода ежедневных поездок для того, чтобы я почувствовал себя уверенно за рулем. На автомобиле с автоматической коробкой передач этот срок короче: иногда - в несколько раз.

Однако будьте бдительны: мнимая уверенность за рулем и обманчивое ощущение контроля над ситуацией являются опасными врагами водителя - и не только начинающего. К сожалению, чувство уверенности - еще не признак мастерства и профессионализма.

На самом деле водитель обучается все время, пока находится за рулем. Задач на дороге бесконечно много, а готовых решений на все случаи жизни просто не существует. Но за несколько месяцев ежедневных поездок вполне можно освоить азы и постичь премудрости вождения.

Чувство автомобиля

Что это такое? А попробуйте попросить опытного автолюбителя объяснить вам, как определить момент остановки, если вы, к примеру, подъезжаете задним ходом к препятствию. Как узнать, что от вашего бампера до препятствия осталось полметра или метр?

Даю сто процентов, что внятного ответа вы не получите. (Ответ «по сигналу парктроника» - конечно, верен, но в данном случае не подходит:)) Скорее всего, вам скажут, что этот момент нужно почувствовать.

Это, опять же, итог многократного повторения. Просто человек за рулем так натренировал свои органы чувств, что стал ощущать габариты своего автомобиля.

Происходит слияние водителя с автомобилем в прямом смысле этого слова. Вы - это он, а он - это вы. И когда вы за рулем, вы ощущаете не только неровности дороги, но и желания автомобиля, его капризы, его недовольство. Вы чувствуете, когда нужно поддать газу, когда переключить передачу. А при парковке вы четко и безошибочно знаете, когда следует остановиться. И это вовсе не шутка. Любой водитель со стажем подтвердит, что когда он за рулем, автомобиль - это и есть он сам. И объяснить, что и зачем он делает, ему очень сложно - просто он это чувствует и интуитивно все делает правильно.

(Между прочим, у автомобиля есть свой характер и настроение, которое может меняться. Почти все автовладельцы признают, что после мойки автомобиль едет совсем по-другому. Когда машину помоешь, у нее улучшается настроение. Не верите, проверьте:)

Сделаем выводы

Для уверенного управления автомобилем, нужны определенные навыки. Крайне важно получить правильные навыки на раннем этапе обучения. Также водитель должен обладать определенным типом мышления: то есть, опять же навыком переработки полученной информации и принятия решений. И все это вырабатывается многократным повторением.

Если у вас уже имеются навыки, как узнать, правильные они, или нет? Определить это не так просто. Все зависит от того, насколько ваша привычка влияет на безопасность вождения. Если набор ваших действий обеспечивает безопасность на дороге - значит все нормально, а вот ежели нет…

Например, сидя за рулем вы привыкли держать руль в нижнем секторе. Ну удобно вам так, руки меньше устают, да и вообще кому какое дело. При этом одновременно некоторые водители, например разговаривая по мобильному, придерживают руль лишь одной рукой.

А теперь представьте, что скорость авто перевалила за сотню. И вдруг прямо перед вами возникла опасность, которую вы не заметили вовремя.

При таком хвате руля вам будет очень непросто резко объехать препятствие, поскольку БЫСТРО прокрутить руль, да еще и одной рукой, практически невозможно. Ко всему прочему разговор по телефону не позволит водителю вовремя переключить внимание на дорогу и принять правильное решение.

(Подробнее о том, как правильно действовать органами управления мы поговорим в статье: .)

Теперь понимаете, к чему может привести привычка неправильно держать руль или разговаривать на ходу по телефону? Мелочь, вроде бы: но смотря, в каких обстоятельствах.

Оценить профессионализм водителя можно только по его правильным навыкам, а не по многолетнему стажу, поскольку неправильные действия можно повторять из года в год. У надежного водителя навыки будут одни, назовем их навыками безопасной езды: а у ненадежного другие - опасные. Вот они-то рано или поздно приводят к ДТП.

Как вы прекрасно понимаете, чем профессиональнее человек подготовлен, тем он безопаснее будет водить. Поэтому очень ответственно отнеситесь к своему обучению.

Но главное условие успешного обучения - вождение должно приносить вам радость. И если вы откатали добрую дюжину уроков и не испытали этого чувства, то либо меняйте инструктора, либо подумайте нужно ли вам это?

Важные дополнения

Зачем знать ПДД?

Тех навыков, о которых мы говорили, было бы достаточно, если бы вы ездили на своем автомобиле по пустынным улочкам безлюдного города. Но нам-то приходится ездить по загруженным улицам среди множества автомобилей и не меньшего количества пешеходов.

Не все, конечно, живут в городах, но почти все туда рано или поздно заглядывают:)

Чтобы взаимодействовать с другими участниками движения, необходимо знание Правил Дорожного Движения. И чем лучше мы знаем Правила, тем проще и, главное, безопаснее мы будем передвигаться по дорогам.

Но и это еще не все. Есть еще одна сложность!

Она касается почти всех начинающих водителей, живущих в больших городах. Догадываетесь, о чем я?

Для меня эта проблема была колоссальной. Мне было проще научиться водить автомобиль, чем добраться на нем до какого-нибудь московского переулка, не зная дороги. От полного фиаско спасала карта, но с ней было страшно неудобно. Приходилось отвлекаться от дороги и вычитывать название улицы, а потом останавливаться и искать ее на карте. Это было просто ужасно.

Карта или навигатор?

Теперь эту проблему с легкостью решает GPS-навигатор. И хотя многие водители на него жалуются, я - за GPS двумя руками и ногами.

Неточное знание маршрута движения - это по-настоящему опасно. Водитель нервничает, несвоевременно перестраивается, чаще нарушает. Нарезает лишние круги, теряет время, тратит зря бензин. Короче, ничего хорошего.

Да, GPS иногда тормозит, не без этого. Но еще хуже на ходу выискивать названия улиц.

Если у меня под рукой нет GPS -навигатора и мне надо ехать по незнакомому маршруту, я обязательно проложу его сначала по карте. Это здорово бережет и время, и нервы.

Ну и последнее, (а вообще-то это самое главное)!

Вот у человека все есть: и хорошие навыки вождения, и знание ПДД. Но при этом он «с головой не дружит». Эмоционален, раздражителен, подвержен неадекватным действиям. Можно назвать такого субъекта безопасным водителем?

Ну, то есть, он, конечно, водитель. Но лучше такому права бы не выдавать и за руль его не допускать. Иногда, к сожалению, с такими субъектами приходится встречаться на реальной дороге. Для таких случаев водители придумали «правило трех Д» - «Дай дорогу дураку». Между прочим, работает безотказно.

Замечали ли вы, что характер и эмоции водителя влияют на манеру его езды? Я для себя вывел правило: Каков человек в жизни, таков он и за рулем. Или даже опаснее, поскольку за рулем.

При вождении важно быть спокойным, эмоционально устойчивым, в добром расположении духа. А еще важно - выспаться и хорошо себя чувствовать. Про спиртное я уж вообще молчу. Казалось бы очевидные вещи, но как часто мы их игнорируем...

Подведем итог

Безопасный водитель - это такой человек, который:

  • имеет навыки вождения и чувствует автомобиль;

  • находясь за рулем, может без искажений воспринять и быстро обработать поступающую информацию. Принимает правильные решения.

  • знает Правила Дорожного Движения;

  • может ориентироваться в окружающем пространстве, пусть даже с картой в руках;

  • эмоционально устойчив и адекватен в поведении и реакциях, одним словом здоров в физическом и психологическом плане. В идеале: обладает хорошим зрением, вниманием и реакцией.
www.