В каком году появилось первое такси. Кто изобрел такси? Мечта таксиста поставить плафон на крышу хаммера



КАК ПОЯВИЛОСЬ ТАКСИ.

Мы часто пользуемся услугами такси, а вызов такси — наиболее удобный способ передвижения по городу. Но мало кто знает как появилось такси и как оно развивалось.

Такси — неотъемлемая часть жизни любого большого города, а иногда даже его фирменный стиль. А началась история городского такси в далекие времена с романтической профессии ямщиков и извозчиков.
В ХVIII веке некий предприимчивый француз основал постоялый двор конных экипажей около часовни святого Фиакра, покровителя садоводов. «Фиакры» стали первыми в мире наемными общественными экипажами в отличие от карет, до этого принадлежавших исключительно вельможам и помещикам. Святой Фиакр также является покровителем таксистов. Символ Святого Фиакра — лопата, отсюда и выражение: «Таксисты лопатой деньги гребут.»
Рождение первых автомобилей почти сразу вызвало к жизни «моторных извозчиков». Уже в 1896 году (через десять лет после выезда Г. Даймлера на своем первенце, «безмоторном экипаже») по’ улицам немецкого города Штутгарта начали курсировать машины «Автомобильно-извозкого предприятия». Эти шестиместные «Даймлеры» с мотором в 4 л. с. стали первыми в мире такси. Правда!, само название «такси» появилось несколько позже. В 1896 году французский автомобильный клуб провозгласил, что «столице мира» были бы очень к лицу моторизованные «фиакры» - без лошадей. С фиакра сняли оглобли, установили сзади бензиновый двигатель, а возле сиденья кучера - рулевую колонку и рычаги управления.


На первых порах затея не имела успеха - не знали, по какому тарифу оплачивать труд шоферов. Изобретенный в 1905 году счетчик - таксометр - утихомирил споры. От него пошло название нового вида транспорта - таксомоторы или такси. Компания Renault первой стала выпускать автомобили, специально приспособленные к таксомоторной службе. Окрашенные в красный и зеленый цвет, они заметно выделялись среди других, в большинстве черных автомобилей, их легко было распознать в потоке движения. Особым было и устройство кузова. Его пассажирское отделение напоминало закрытую карету «фиакра», а водитель, как кучер, сидел в открытой передней части. Считалось, что шофер должен быть отделен от пассажиров ради их удобства и иметь полную свободу обзора и общения с пешеходами, возницами, полицейскими и другими шоферами. И то верно: зачем шоферу слышать разговоры своих пассажиров, а пассажирам - перебранку шофера в толчее переполненных автомобилями и конными повозками улиц. Устройство такси повлияло и на облик шоферов. Одеты они были в длинные непромокаемые, наглухо застегнутые, кожаные пальто и фуражку военного образца.

Моторизованные извозчики получили широкое распространение не сразу. В начале XX века выпуск автомобилей был еще невелик, и они считались скорее роскошью, чем средством передвижения. Так, в Париже восемьдесят лет назад насчитывалось всего-навсего 4 таксомотора!, а уже в 1922 году их количество достигло внушительной цифры: 11295 штук. До начала первой мировой войны таксомоторное сообщение завели у себя многие.крупные города.

В Англии история такси относится к 1639 году, когда Корпорацией коучменов была учреждена лицензия на извоз. Сначала это были четырехколесные экипажи — они назывались хэкни (hackney — разъездная лошадь), позже появилась более маневренная двухколесная открытая повозка — кабриолет или, сокращенно, кэб.

На смену конным экипажам пришли электрокэбы, а в 1907 году начался такси бум, многие стали разрабатывать автомобили специально для использования в качестве таксомоторов. Сейчас в Англии осталось три фирмы, которые строят такси-кэбы (см. картинку) — London Taxi International, Hooper и Asquith, известная своими репликарами.
Многие стали разрабатывать автомобили специально для использования в качестве таксомоторов. Сейчас в Англии осталось три фирмы, которые строят такси-кэбы (см. картинку) — London Taxi International, Hooper и Asquith, известная своими репликарами.

В Лондоне такси являются таким же атрибутом, как и Биг Бен или двухэтажные автобусы. Их знаменитое vip такси называется черный кабриолет, поначалу эти экипажи были четырёхколесными и назывались хэкни, потом их сделали двухколёсными в результате, они стали более маневренными и стали носить название кабриолет или кэб.

Лондонские такси всегда красятся в чёрный цвет, в Гонконге используют 3 типа окраски такси, чаще всего их красят в красный цвет, зелёные такси используются в Новой Зеландии, а синие - на островах Лантау.

В Нью-Йорке первое желтое такси было выпущено на линию 13 августа 1907 года, что не мешает американцам пытаться доказать, что у них раньше всех появились такси, хвастовство у них в крови. Увеличению количества такси на улицах США в значительной степени помогла мафия, именно организованные преступные группировки владели большинством таксопарков и были заинтересованы в их росте. В Америке не было более надежного транспорта в годы сухого закона для перевозки запрещенного спиртного, чем такси, поэтому особенно полюбили этот транспорт гангстеры-контрабандисты. В такси перевозили огромное количество алкоголя, но полицейские даже не подозревали таксистов. Сейчас в США водителями такси в основном работают эмигранты с других стран, поэтому они пользуются дурной славой, они так и норовят обсчитать пассажира на крупную сумму денег. Всемирно известные yellow cabs — желтые такси Нью-Йорка — прекратили выпускать в 1980-х годах

В больших городах Мексики небезопасно, особенно для представительниц слабого пола. Поэтому несколько городов, среди которых Мехико и Пуэбла, выделили деньги на проект Pink Сabs. Эти ярко-розовые такси предназначены только для женщин и женщин с детьми. В салоне автомобиля всегда есть три важные вещи: система навигации GPS, кнопка экстренного вызова и косметический набор

На Кубе можно увидеть большое количество американских автомобилей 1950-1960-х годов. Олдтаймеры способны проехать более 100 тысяч километров и до сих используются в качестве такси. Для туристов поездка на такой машине — целое событие. Зачастую такси приходится делить с несколькими пассажирами, которых водитель собирает по пути. Контакт с местными жителями в таком случае обеспечен

Поездка на такси в Тайланде может стать настоящим приключением. Пассажир, предпочитающий тук-тук — трехколесный крытый мотороллер, должен обладать стальными нервами. Куда комфорт нее обычный автомобиль. Совет туристам: перед тем, как сесть в такси, следует оговорить цену, чтобы потом не кусать себе локти. Монахи же здесь на особом счету: они имеют право на бесплатный проезд.

В Китае такси считается самым удобным средством передвижения. Только в одном Пекине работают около 70 тысяч такси. Многие китайские таксисты не говорят по-английски, поэтому туристам нужно иметь наготове листок с написанным по-китайски адресом. Не стоит удивляться и наличию зеленого чая в салоне: без него таксист не отправится в путь.

Считается что лучшие таксисты, находятся в Японии . Там такси появились совсем недавно, поэтому японские таксисты очень вежливы, обходительны с пассажирами.
Работают они исключительно в белых перчатках, а на подголовниках своих машин ежедневно меняют кружевные салфетки. Японский водитель во время движения никогда не ведет с пассажиром разговоров, он просто управляет автомобилем, а если вы иностранец, то на беседу можете даже не рассчитывать. Поездка будет проходить спокойно, иногда даже скучно. Чего еще можно ждать от человека в белых перчатках и форменной фуражке?

ТАКСОМЕТР.

Такси (от фр. Taximetre «счётчик цены», позже так называлась сама машина) - средство общественного транспорта, обычно автомобиль, используемый для перевозки пассажиров и грузов в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счётчику - таксометру.

По свидетельству «Справочника автомобилизма» за 1911 год, петербургский предприниматель и агент по продаже автомобилей С. Фриде свои машины со счетчиками для определения платы за проезд первым назвал таксомоторами. Позднее в обиходной речи это название сократилось до короткого слова «такси», которое распространилось во всем мире.

ИСТОРИЯ ТАКСОМЕТРА.
Таксометры - приборы, отмеряющие расстояние, за которое должен рассчитаться пассажир в конце пути Изобретен счетчик - таксометр в 1905 году.

Но они были известны еще в допотопные времена, когда ни двигателей внутреннего сгорания, ни метров, ни километров еще и в помине не было. Древние таксометры представляли собой некий ящичек, заполненный камушками. Он устанавливался над одним из колес экипажа, и когда колесо совершало полный оборот, специальная зацепочка открывала в ящичке окошко в верхней емкости, из которой в нижнюю емкость падал один камушек. Потом пассажир расплачивался с таксистом по числу выпавших камушков.

Первый счетчик такси.

Современный счётчик такси г. Рига

ПОЯВЛЕНИЕ ТАКСИ В РОССИИ.

В России первое упоминание об извозчике на автомобиле было в 1907 году в газете “Голос Москвы”.

За последующие десять лет сфера такси в крупных городах развивалась достаточно бурно. Но в 1917 она прекратила свое существование, как и многие другие атрибуты “буржуазной жизни”. И только в декабре 1924 г. Моссовет принял решение о покупке 200 автомобилей-такси марок Renault и Fiat.

Первые 15 таксомоторов начали эксплуатироваться с 1925 года, причем сначала такси были только в Москве и Ленинграде. Новая страница истории такси в СССР была открыта в 1934 году, когда началось производство отечественных легковых автомобилей “ГАЗ-А”. Конвейерная жизнь модели была недолгой, всего 4 года, но за этот период количество советских такси увеличилось более чем в шесть раз.

В 1948 году для такси были введены отличительные знаки: шахматная полоса по бортам кузова и световой сигнал — зеленый огонек, означающий, что такси свободно. Эра “Волги”, которая продолжается и в настоящее время, открылась “двадцать первой” моделью в 1957 году.


В дореволюционной России все железные дороги пересекались в Москве. Прибывало и отъезжало большое количество людей, что создавало необходимость развития городского транспорта, который мог бы довозить пассажиров и их багаж до места. Спрос на транспорт был большой, поэтому в Москве появилось огромное количество извозчиков. Эта отрасль развивалась, и ей необходимы были определенные требования: тарифы, система заказов экипажей, организация стоянок. Все это положило начало рождения такси в России как вида транспорта.

В 1907 году появился один шофер, который прицепил к своему автомобилю плакат ”Извозчик, такса за проезд по соглашению”. Примерно в это же время на Лондонских улицах появились первые такси, которые были оснащены устройствами — таксометрами, эти устройства очень удивили местных жителей. Этот год теперь считают днём рождения такси.

После революции количество такси в Москве резко снизилось, лишь в 1924 году Моссовет решил закупить 200 новых автомобилей – такси престижной марки Renault и Fiat. В 1925 году первые 16 автомобилей марки Renault начали использоваться на улицах Москвы. Частных такси в это время не существовало, все они принадлежали государству, следовательно, отсутствовала конкуренция. Это приводило к плохому качеству обслуживания пассажиров, даже заказать такси было очень сложно, так как служба заказов была очень плохо налажена. Для правительства Москвы такси Москва было очень прибыльно, поэтому они стремились устранить эти недостатки.

В течение периода с 1907 по 1917 год на улицах Москвы появилось немало таких извозчиков. Новая сфера услуг развивалась очень активно до тех пор, пока такси не было признано революционерами «излишним роскошеством». После этого в течение 8 лет никто не занимался извозом на автомобилях. В 1925 году было решено вновь начать использовать такой вид перевозок для нужд населения.

Коммунхоз Московского Совета закупил новые «Рено» и «Фиаты», установил фиксированные цены на услуги таксомоторов, и такси-индустрия снова начала развиваться. Долгое время такси можно было встретить только на улицах Москвы и Ленинграда, а весь таксомоторный парк страны не превышал нескольких сотен автомобилей. Абсолютно все перевозки контролировались государством, и понятия конкуренции в этой сфере услуг просто не существовало. В 1936 году появились «эмки» и такси стало действительно массовым средством передвижения. Менее чем через 15 лет, в 1950 году в Москве в общей сложности работало более 2 тыс. такси, за 10 лет это количество выросло более чем в два раза, и к началу 60-х по столице разъезжало уже 4,5 тыс. автомобилей с шашечками. Кстати, шашечки для обозначения такси были введены только в 1948 году, а «огонек», позволявший определить, свободен таксист или занят - в 1949.

В Москве примерно в это время появились первые легковые автомобили ГАЗ в результате, количество советских такси увеличилось в 6 раз, затем начали выпускать легковые такси ЗИС после появления которых, заказ такси в Москве стал общедоступен для основной массы людей. В послевоенные годы Горьковский завод начинает выпускать автомобили “Победа”, именно они стали основным автомобилем такси. В 1948 году было решено ввести знаки отличия такси от других автомобилей, на них была размещена шахматная полоса и световой сигнал.

После приватизации в России монополия государства на оказание услуг такси была утрачена, и появилось множество частных такси. Долгое время этот рынок оставался полулегальным. Ближе к 2000 году ситуация в сфере перевозок с помощью такси выправилась - появились организации, предоставляющие населению такие услуги по фиксированным тарифам, с приемлемым уровнем обслуживания. С тех пор наблюдается регулярный прирост количества игроков на этом рынке, повышается качество оказываемых услуг.

ГАЗ 21 1960 год.

ИСТОРИЯ ТАКСИ ГОРОДА РИГИ.

Первые автомобили были завезены в Ригу в 1896 году из Парижа. Поэтому они к 1907 году были очень редки. В 1910 году во всем Видземе насчитывалось лишь 88 автомобилей. Однако они уже завоевывали популярность: в 1907 году на ипподроме прошли первые гонки, а с 1908 г. машины Г. Талберга начали перевозить зимой по льду через Даугаву, в 1909 году этим занялись Дж. Бекманн и его 12-местное авто.

Первые такси фирмы И. Фейтельберга стояли около гостиницы «Римъ» и, позднее, напротив — возле Немецкого театра (ныне Латвийская Национальная Опера). Там же оставалась главная стоянка такси очень долгое время. Как ни странно, рижские такси ничем не отличались от остальных автомобилей.

Тарифы до Первой Мировой войны:

1-2 пасс. днём
Первая верста — 30 коп.
1/3 каждой последующей версты — 10 коп.
3-5 пасс. днем или 1-2 пасс. ночью
Первая верста — 38 коп.
1/4 каждой последующая верста — 10 коп.
3-5 пасс. ночью
Первая верста — 60 коп.
1/6 каждой последующей версты — 10 коп.

Ожидание

1 минута — 10 коп.
Аренда автомобиля
1 час — 7-8 руб.
* — ночь длится с 24:00 до 6:00

С 1907 года все такси в обязательном порядке были оснащены счетчиками. При оплате пассажир мог попросить счет, который проверяла финансовая комиссия. 1/4 дохода причиталась водителю, остальное полуучала фирма, которая оплачивала топливо, ремонт и налоги. Таксисты работали 24 часа и столько же потом отдыхали.

Во время войны правительство реквизировало все частные автомобили, однако после войны, когда машины отдали, таксомоторное дело опять наладилось. В период с 1925 по 1928 гг. количество такси в Риге выросло с 238 до 618. Правда, во время кризиса 1930-ых их количество снова сократилось и к 1939 году было только 394 таксомотора. Машины часто ломали конкуренты, поскольку поездка на такси была слишком дорогим удовольствием для среднестатистического человека, и клиентов было мало.

После Второй Мировой войны таксомоторное движение началось в 1947 году на 10 трофейных автомобилях DKW. Основанный в 1948 г. Рижский Таксопарк купил 40 «Побед».



Тарифы в советское время:

В черте города
1 км. — 2 руб.
За городом
1 км. — 2,50 руб.
Ожидание
5 мин. — 2 руб.

Такие цены людей устраивали. Позже тарифы изменились:

1 км. – 20 коп.
Посадка – 20 коп.
Ожидание: 1 час – 2 руб.


Такси ГАЗ- 21 «ВОЛГА» ТАКСИ ГАЗ -24 «ВОЛГА» г. РИГА. ТАКСИ РЕНО-СКЕНИК г.РИГА. Такси ФОРД.

В 1987 году в Риге было позволено создавать частные таксомоторные кооперативы.

Грузовое такси впервые выехало на улицы столицы ЛССР в 1950 году, позже эту отрасль у Рижского Таксопарка переняло 13. автотранспортное предприятие. В 1953 году их было 30, в 1986 году — уже 120 грузовых такси.

После восстановления независимости количество легковых такси вновь превысило спрос на них.

В 2013 году у А/O Rigas Taksometru parks юбилей – ему исполняется 65 лет. Большая часть этих лет пришлась на советский период – самый интересный для такси.

Показать этапы развития таксомоторных перевозок в нашем городе мы смогли лишь в той мере, в какой удалось собрать воспоминания участников и очевидцев, исторические справки, фото и киноматериалы и архивные документы

2006 год в «Ригас Таксометру Парке» около 200 автомобилей марки: Рено мегана– Скеник;

2014 год — в РТП — 200 авто: FORD S-MAX, и 9 -РЕНО-МЕГАНА СКЕНИК красного цвета

Тарифы:
Посадка – 1 лат.
1 км. – 35 сантим.
Ожидание: — 1 час – 4 лата.
Тариф из аэропорта:
Посадка: 1,50 см.
1 км – 50 сантим.

ТАРИФ С ДЕКАБРЯ 2007 года.

1 км.-45 сантим.

посадка — 1,20 сантим.

ожидание — 6 лат в час.

1 км.- 0,64 евро.

Посадка — 1,71 евро.

Ожидание — 13 цент/мин.





РЕНО-21 ПЕРВОЕ ТАКСИ ПОСЛЕ» ВОЛГИ». РТП г.РИГА ПУСТЬ КОНКУРЕНТЫ ПЛАЧУТ…


МЕЧТА ТАКСИСТА ПОСТАВИТЬ ПЛАФОН НА КРЫШУ ХАММЕРА.



2-КОЛОННА 9 — БРИГАДА. РТП 1982 год.г. РИГА. 2- КОЛОННА 5 — БРИГАДА. РТП. г. РИГА. ЛЕТО 1986г.

Такси «Red Cab»- (Красный помидор)


Стоянка такси: «Дом Мебели.» г.Рига.ул. Дзелзавас


Панель такси.




ИНФОРМАЦИЯ О ТАКСОМОТОРНЫХ КОМПАНИЯХ:
Taksi.lv
тел. 80009922
http://www.taksi.lvООО Taksi.lv основано в 2002 году. Автопарк насчитывает 70 машин, в основном марки Mercedes-Benz E-класса и Audi A6. Компания предоставляет услуги пассажирских перевозок и аренду автомобилей. Все машины находятся в собственности компании.

ООО AVOISS основано в 2006 году. На данный момент по улицам Риги курсируют около 50 автомобилей с логотипом AVOIS. В арсенале компании автомобили различных марок и годов выпуска. AVOIS предоставляет услуги пассажирских перевозок на легковых автомобилях и микроавтобусах.
Rоga Taxi
тел. 80001010
http://www.taxi.lv

Компания Riga taxi основана в конце 1997 года. Сегодня 150 машин в Риге отмечены черными шашечками на желтом фоне и логотипом Riga Taxi. Марки - Mercedes-Benz E200, Mercedes-Benz E220 и Mercedes-Benz minivan (Vito). Машины 2001-2008 года выпуска. Все они находятся в собственности компании, которая предоставляет услуги пассажирских перевозок и аренду автомобилей.

Lady taxi
тел. 27800900

ООО Taxi Nurx зарегистрировано в 2004 году, но активную деятельность начало в 2007 году. Сегодня это 20 машин на улицах Риги с опознавательным знаком - роза на капоте автомобиля. В арсенале компании автомобили марки Toyota Corola 2007 года выпуска. Все машины находятся в собственности компании. Lady taxi - это единственная таксомоторная фирма в Риге, где водителями работают исключительно женщины. Компания предоставляет услуги пассажирских перевозок.

С благодарностью примем воспоминания участников и очевидцев .

13 августа 1907 года в Нью-Йорке было пущено первое такси. Спустя годы желтые автомобили стали настоящим символом города, обрели множество кинематографических воплощений, а для большинства туристов оказались первым впечатлением из путешествия в американский мегаполис.

По такому случаю, мы решили сегодня вспомнить историю такси в целом и поведать о ней вам.

Слово «такси» происходит от французского слова «таксо», которое обозначает средство, используемое для перевозки пассажиров и грузов и оплату проезда.
История такси берет своё начало во Франции с XVIII века, именно там, в это время появились конные экипажи, которые стали называться «фиакры», в честь покровителя садоводов — святого Фиакра, так как постоялый двор с этими экипажами находился около его часовни. Считается, что они стали первыми в мире общественными экипажами. В конце XIX века технический прогресс вытеснил экипажи с лошадями.

История «такси» начинается во Франции в XVIII веке


На фиакрах установили бензиновый двигатель, рычаги для управления и после изобретения, и установки счётчиков (таксометров), эти экипажи стали популярными среди населения, так как легко можно было рассчитать расходы на дорогу.

Первые автомобили, предназначенные для услуг такси, стала производить компания «Renault», кузов этих машин напоминал «фиакр», шофер сидел отдельно от пассажиров в открытой передней части машины и занимался только управлением такси, а пассажир находился в закрытой части машины и был защищен от непогоды. Такси выделялись среди остальных машин города своим ярким цветом. Какой либо централизованной службы приема заказов и вызовов такси не было, такси просто разъезжали по городу и громко сигналили.


Первое такси Renault

В России все пути пересекались в Москве. Приезжало и отъезжало большое количество людей, было несколько вокзалов и всё это создавало необходимость развития городского транспорта, который мог бы довозить пассажиров и их багаж до места. Спрос на транспорт был огромен, поэтому в Москве появилось большое количество извозчиков. Отрасль развивалась, для неё необходимы были определенные требования: тарифы, система управления заказами экипажей, организация стоянок. Все это и стало началом рождения такси в России как вида транспорта.

1907 год — считается годом рождения такси


В 1907 году в России один шофер, повесил на автомобиль плакат «Извозчик, такса за проезд по соглашению». Одновременно в Англии на Лондонских улицах появились первые экипажи-такси. Этот год теперь считают днём рождения такси.


В 1917 году, после революции количество такси в Москве резко снизилось, таксистов почти истребили как класс, и лишь в 1924 году Моссовет решил закупить 200 новых автомобилей — такси марки «Renault» и «Fiat». В 1925 году первые 16 автомобилей марки «Renault» появились на улицах Москвы. Частных такси в это время не было, все они принадлежали и управлялись государством, конкуренция отсутствовала. Это приводило к плохому качеству обслуживания пассажиров, заказать такси было очень сложно, машин-такси не хватало.


Таксомоторные перевозки были очень прибыльны для правительства Москвы, поэтому правительство стремилось устранить эти недостатки. В Москве стали появляться первые легковые автомобили «ГАЗ», количество такси увеличилось в несколько раз и заказать такси стало проще, потом начали выпускать легковые такси «ЗИС», после появления которых, такси стали общедоступным видом транспорта. В послевоенные годы начинается выпуск автомобилей «Победа», которые стали основным автомобилем такси.

В 1948 году на машинах-такси была размещена шахматная полоса и зелёный световой, для отличия такси от других автомобилей на улицах.
В Нью-Йорке первое городское такси было выпущено на линию 13 августа 1907 года. Увеличению количества такси на улицах США в значительной степени помогала мафия, которая владела большинством таксопарков и была заинтересованы в их росте. В Америке, в годы сухого закона не было более надежного транспорта для перевозки запрещенного спиртного, поэтому такси особенно полюбили гангстеры-контрабандисты. В такси перевозили огромное количество алкоголя, но полицейские даже не подозревали таксистов.


В Японии такси появились совсем недавно, японские таксисты очень вежливы, пунктуальны, обходительны с пассажирами и по праву считаются лучшими таксистами в мире. Работают они исключительно в белых перчатках, на подголовниках своих машин ежедневно меняют кружевные салфетки. Японский водитель во время движения никогда не ведет с пассажиром разговоров, он только управляет автомобилем, и если вы иностранец, то на беседу можете даже не рассчитывать. Поездка будет проходить спокойно, иногда даже скучно.

В ОАЭ Водители отличаются хорошей репутацией, поэтому, если вы забыли что-нибудь в такси, ваш водитель попытается вернуть вам забытую вещь. В противном случае сообщите компании время и маршрут — будет сделано все возможное, чтобы помочь вам. Не рекомендуется пользоваться услугами частных такси без счетчика. Они менее комфортабельные, поскольку это обычно старые машины с плохим кондиционером, а водители могут нарочно петлять, чтобы поездка обошлась дороже.

Японские таксисты считаются лучшими таксистами в мире


В Лондоне такси всегда красятся в чёрный цвет, в Гонконге используют 3 типа окраски такси, чаще всего их красят в красный цвет, в Новой Зеландии применяют зелёный цвет такси, а на островах Лантау — синий. В СССР традиционного цвета такси не существовало. Обычно на заводской, стандартного цвета машине-такси на двери рисовали шахматные клеточки и ставили зелёного цвета фонарик, отчего и произошло название «зеленоглазое такси».


Сегодня такси является очень распространённым видом общественного транспорта во всём мире и представляет собой целую индустрию, в которой задействованы миллионы людей. Кстати, с развитием всевозможных средств связи и информационных технологий заказать себе такси стало невероятно просто: это можно сделать по мобильному телефону или даже на сайте любой таксомоторной компании, причём во многих случаях можно выбрать себе не только время прибытия нужного вам транспорта, но даже модель самого автомобиля.

Особенности

Чаще всего в качестве автомобилей такси используются седаны или минивэны , встречаются и лимузины . В развитых странах таксисты координируют свои действия с диспетчером таксопарка, который может передавать водителям сведения о заказах по радиосвязи, либо при помощи телефона. В японских такси для этой цели используется навигация через GPS . Особой характерной чертой для такси являются так называемые ­"Шашки" (англ. The Checkers, Top Light Box ) выполненые в желтой прямоугольной форме и прикрепляющееся на крышу такси.

Отдельной категорией выделяются такси, которые не имеют инфраструктуры по приёму заказов и по вывозу пассажиров, а осуществляют вывоз пассажиров путём прямой интеграции с инфраструктурой множества реальных такси. Звонок пассажира или заполненная заявка на сайте попадает в распределительный центр, откуда с учётом приоритета обслуживания клиента (например, цена), попадает в информационные системы десятков таксопарков. Как результат - возможность подбора машины по тарифу или другим критериям и значительно большая вероятность подачи машины.

Сильными сторонами служб такси является доставка в любую часть города в любое время в кратчайшие сроки и круглосуточный график работы. Но наряду с этим существует ряд слабых сторон:

  • высокая стоимость услуг;
  • низкая пассажировместимость;
  • возможность отказа в обслуживании в связи с отсутствием свободных машин;
  • нечеткое время подачи;
  • большая численность «нелегалов» (около 85 % по данным 2010 года), а это часто предопределяет низкий уровень обслуживания: опоздание, приезд по другому адресу, попытки водителя получить больше заявленного тарифа. Нередки случаи нападения на пассажиров.

Примитивные прототипы такси появились в Лондоне в 1636 году , когда лондонские кучера получили лицензию на извоз , и в Париже годом позже. A к середине XIX века извозчики пересели на двухколесную открытую повозку - кабриолет, который очень быстро стал называться «кэбом» . Первые моторизированные наёмные экипажи - фиакры [фр. fiacre ] появились во Франции в 1890 году , но особым успехом не пользовались. Бедным они были не по карману, у богачей имелись свои личные экипажи, а средний класс рисковал воспользоваться их услугами лишь в исключительных случаях. Причиной тому было отсутствие строгого единого тарифа на перевозку. В 1891 году немецкий учёный Вильгельм Брюн изобрёл первый таксометр и ситуация стала быстро меняться. В 1907 году на улицах английской столицы появились первые таксомоторы оборудованные таксометрами, и спрос на услуги такси резко возрос.

В России таксометр появился только в конце XIX века. К козлам прикреплялся ящичек с окошком, в котором отражалась стоимость проезда по «возвышенной» и нормальной таксе. Спрос на извозчиков в обеих столицах был большим: уже тогда и Москва , и Санкт-Петербург были крупными транспортными узлами с десятками железнодорожных вокзалов .

Следует отметить, что самими таксистами новшество было воспринято недружелюбно, ибо мешало утаивать часть прибыли от хозяев таксопарка и назначать за проезд заведомо завышенную цену в зависимости от выгоды ситуации (ночь, путешествие в криминальный район города, дождь, мороз и т. д.). Но рынок заставил нечистых на руку водителей измениться или покинуть этот бизнес, и в скором времени компания «Рено » наладила серийное производство машин со встроенными таксометрами.

24-25 августа 2012 года в Санкт-Петербурге II Всероссийский съезд таксистов собрал профессиональное сообщество из 61 региона Российской Федерации, представителей Государственной Думы и министерства транспорта России. Среди участников были и перевозчики из других стран - Украины, Казахстана и Австрии. Центральным пунктом в программе съезда стало обсуждение проекта концепции "Основ государственной политики в области таксомоторного обслуживания населения регионов Российской Федерации", разработкой которого занимается Ассоциация "Национальный Совет Такси".

II Всероссийский съезд таксистов

По статистике, озвученной на съезде заместителем председателя Правления НСТ Марценюком Сергеем Васильевичем, на момент проведения мероприятия в России получили разрешения на деятельность более 213 тысяч таксистов и процесс легализации продолжается. Тормозит этот процесс недостаток контрольно-профилактических мероприятий, направленных на нелегалов, отсутствие в законе ответственности диспетчерских служб за передачу заказов водителям без разрешений и низкие штрафы для "бомбил"

Частное такси в Российской Федерации

В больших городах РФ имеются полностью легальные таксомоторные предприятия со всеми атрибутами: собственный автопарк, техосмотр, счётчики и т. д. Есть также полностью нелегальные частные извозчики. В малых городах России распространены полулегальные фирмы, по статусу находящиеся где-то посередине, состоящие из водителей, директора и диспетчеров. Такие предприятия работают круглосуточно и только по вызову. Водители работают (на жаргоне - «таксуют») на личных автомобилях разных марок и класса, поэтому автомобили не имеют каких-либо характерных атрибутов такси (единой цветовой гаммы, «шашечек» и т. п.); обычно дело ограничивается маленьким оранжевым маячком на крыше. Как и всякое такси по вызову, автомобили оборудуются радиосвязью. Возможен также вариант, когда фирма оплачивает таксисту мобильную связь.

В последнее время становятся популярными программные комплексы диспетчерских служб, работающих через java-приложения для мобильных телефонов и смартфонов через GPRS. Программный комплекс предназначен для автоматизации работы службы такси. Система значительно повышает эффективность работы операторов, водителей, а также руководителей. Возможности автоматизированной диспетчерской службы такси позволяют организовать роботизированное общение с клиентом как с участием, так и без участия оператора, формировать и управлять очередью звонков на линии и распределять их среди операторов, удерживать клиентов (за счет проигрывания музыки/новостей/информации, использования голосового меню), собирать статистические данные о работе службы. Рабочее место оператора дает возможность отказаться от необходимости следить за перемещением машин, распределением заказов между водителями и контролем их исполнения, забыть проблемы с поиском и формированием карточки заказа. Автоматизация рабочего места водителя позволяет ему производить расчет стоимости поездки, связываться напрямую с клиентом через систему (минуя оператора и не выдавая телефон клиента), также не требуется дорогостоящее радиооборудование. Таким образом, в результате использования комплекса эффективность работы повышается до 80%. При внедрении система может быть адаптирована под любые запросы заказчика, в том числе реализация дополнительного функционала. Примеры подобных комплексов Инфинити-Такси, Таксимастер, комплекс автоматизации такси Автопилот

Ремонт и техобслуживание являются прерогативой водителей и производятся ими за свой счёт и в личных гаражах, поскольку таксопарка, как такового, нет. Заправка также производится водителями за свой счёт. Оплата фиксированная, одинаковая для любых расстояний по городу. Счётчики отсутствуют, поэтому, строго говоря, такие перевозки не являются таксомоторными (нет платы «по таксе»). Как правило, можно заказать поездку в другой населённый пункт, обычно близлежащий, но осуществляются и более дальние поездки - в местный областной центр или даже дальше. В этом случае оплата возрастает, но, опять-таки, устанавливается заранее.

Дневная выручка остаётся у водителей, которые обязаны сдать в «общий котёл» либо процент от выручки, либо фиксированную сумму за сутки (рабочую смену) либо за каждый заказ. Из «общего котла» оплачиваются труд диспетчеров и другие расходы. График работы водителей и диспетчеров, как правило, «день-ночь-отсыпной-выходной». Автомобили не проходят обязательного ежедневного техосмотра перед выходом на линию. Водители не проходят обязательного ежедневного медосмотра. Достоинствами таких фирм являются круглосуточный график работы и быстрый приезд по вызову. Недостатком является повышенная опасность поездок из-за отсутствия тех- и медосмотра. Правовой статус таких предприятий неясен. По сути, они являются кооперативами «бомбил».

Такси в Интернете

С тех пор присутствие таксопарков в Интернете постоянно увеличивалось, и на состояние 2010 года Google индексирует 87 миллионов страниц со словом «taxi». А Яндекс насчитывает 32 миллиона страниц, упоминающих «такси». Наряду с сайтами таксопарков появляется множество каталогов такси.

В связи с распространением общедоступных картографических служб (например, Google Maps) и Веб 2.0 во Всемирной сети появляются принципиально новые сервисы, связанные с такси. Так в зоне .com появляется TaxiWiz , позволяющий вычислить стоимость поездки по выбранному пути на такси в ряде городов США и Европы . А в зоне .ru начинает действовать Таксовик , который ввиду особенностей российского рынка такси с нефиксированной ценой поездки, позволяет сравнить цены при поездке по заданному маршруту в ряде таксопарков Москвы. Причём, такси, досконально зная свои города, активно участвуют в доработке и совершенствовании электронных карт (например, Яндекс. Карты), что положительно влияет на оперативный процесс добавления строящихся объектов и внедрение новых программ с учётом дорожной структуры .

Велосипедные и мотоциклетные такси

Во время Второй мировой войны большинство автомобилей-такси были конфискованы рейхом , бензина тоже почти не было. Многие страны Европы перешли на мускульную тягу: своеобразными такси стали велосипеды, соединённые с колясками-прицепами для пассажиров.

Сегодня во многих странах Азии властями разрешено применение в качестве такси мотоциклов. Как правило, такие такси не имеют колясок и везут одного пассажира, а иногда даже двух.

В России в последние годы тоже появляются службы мото-такси в крупных городах, как способ борьбы с дорожными «пробками». В Москве, например, где движение автомобильного транспорта нередко сильно затруднено, байк-такси - зачастую единственная возможность добраться куда-то (например, в аэропорт) в срочном режиме (к примеру, в случае опоздания). Однако, несмотря на это, многие жители мегаполисов пока еще с недоверием относятся к новому виду такси, ведь мотоцикл имеет репутацию опасного транспорта (несмотря на то, что в байк-такси пока не зарегистрировано ни одной аварии).

По состоянию на 2011 год, байк-такси существует в 15 городах России (данные сайта gorodbezprobok.ru)

Культурное влияние

  • 11 марта 1972 года был выпущен альбом Гарри Чапина с песней «Такси».
  • «Таксист» («Taxi-driver») - американский художественный фильм 1976 года режиссёра Мартина Скорсезе с Робертом Де Ниро в главной роли.
  • «Такси» («Taxi») - американская комедия о жизни нью-йоркских таксистов, работающих на «Саншайн Кэб Компани», шедшая в -1982 годах по каналу «ABC », а в -1983 годах - по «NBC » с Дэнни Де Вито в главной роли.
  • «Зелёный огонёк », «Горожане », «Плата за проезд», «Ночной Экпиаж», «Три тополя на Плющихе ».- Советские фильмы о работниках такси.
  • Тетралогия «Такси» по сценарию Люка Бессона («Такси » - , «Такси 2 » - , «Такси 3 » - и «Такси 4 » - ). Одноимённый американский ремейк вышел в 2004 году .
  • Видеоигра «Сумасшедшее такси» (Crazy Taxi ), в которой игроки пытаются набрать деньги и/или очки, подбирая пассажиров и доставляя их за время в пункт назначения. Этот сценарий вошёл в бонусные миссии серии компьютерных игр Grand Theft Auto .
  • Видеоигра Mafia: The City of Lost Heaven , в которой главный герой - таксист, по воле случая ставший мафиози.
  • 13 марта 1999 года в Бухаресте образовалась румынская поп-группа «Такси».
  • В Австралии посетители пабов и кафе иногда кричат «такси!» дебоширам, намекая на то, что их нужно отправить домой.


Примечания

См. также

Литература

  • Дэниел Ергин Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. - М .: «Альпина Паблишер», 2011. - 944 с. - ISBN 978-5-9614-1252-9

Ссылки

  • Drive.ru: Такси! Такси! (История появления и развития такси разных времён и континентов)

Англичане и французы спорят об этом уже почти 400 лет

Говорят, история такси началась еще в Древнем Риме. Тогда это были колесницы, на оси которых изобретательные римляне крепили «таксометр» — довольно сложный механический счетчик, состоявший из двух зубчатых колец с отверстиями, и ящичка, прикрепленного к колесной оси. Когда отверстия колец совпадали, а это происходило через каждую милю, то в ящик падал камушек. В конце поездки камни подсчитывали и исходя из их количества оплачивали проезд. К сожалению, после падения Римской империи «такси» (как, впрочем, и многие другие изобретения) забыли на долгие века.

Кабриолет или фиакр?

Повторное изобретение такси произошло в XVII веке. Эту честь оспаривают друг у друга старинные соперники - Англия и Франция. Причем Англия готова назвать конкретную дату - 1639 год. Именно в этом году корпорация коучменов (местных кучеров) получила лицензию на извоз - и на улицы страны выехали четырехколесные экипажи под названием «хэкни» (hackney - «разъездная лошадь»). В 1840 - 1850 годах неповоротливые кареты заменили двухколесные открытые повозки - кабриолеты. Впрочем, англичане быстро сократили название до кэба. С 1907 года производители автомобилей взялись за разработку моделей, которые можно было бы использовать в качестве таксомоторов. Традиционным цветом лондонских такси стал черный, символизирующий честь и достоинство. С начала прошлого века «блэк кэбы» стали таким же узнаваемым атрибутом Лондона, как Биг-Бен или Тауэрский мост.

Первенство англичан оспаривают французы, причем не без оснований. Ведь даже слово «такси» происходит от французского taximиtre - «счетчик цены». Соотечественники д`Артаньяна утверждают, что первое такси появилось именно во Франции, в городе Мо. На одном из постоялых дворов возле часовни Святого Фиакра предприимчивый горожанин по фамилии Соваж организовал парк двухместных конных экипажей и открыл компанию по перевозке местных жителей. Каждая повозка была украшена изображением святого, поэтому вскоре этот вид транспорта стали называть «фиакрами». Кстати, символ Святого Фиакра - лопата, отсюда и выражение: «Таксисты лопатой деньги гребут». Экипажи Соважа имели большой успех, дело развивалось, а в 1896 году лошадей на повозках заменил бензиновый двигатель. Моторизованные фиакры продолжали развозить пассажиров, но плата за проезд по старинке оговаривалась заранее, что было весьма неудобно.

Плачу два счетчика

В 1891 году немецкий ученый Вильгельм Брюн изобрел первый таксометр, и ситуация изменилась. В 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оборудованные таксометрами, их стали называть таксомоторами, или просто такси.

Оценив востребованность этого вида транспорта, производители наладили выпуск специальных машин, и тут французы вырвались вперед - первой стала компания Renault. Такси отличались цветом - чтобы выделяться в общем потоке движения - и конструкцией кузова. Первые «Рено» напоминали знаменитые фиакры - пассажирская часть была похожа на закрытую карету, а шофер находился в открытой дождю и ветру передней части. Поэтому униформой таксистов стал длинный непромокаемый плащ и фуражка военного образца. К счастью, вскоре машины начали делать полностью закрытыми, в них появилась подвижная стеклянная перегородка, отделяющая водителя от салона с пассажирами.

Эх, голуби!

Такси в России было представлено извозчиками. Самые дешевые экипажи - ваньки - приезжали из деревень. Их клиентурой в основном были мелкие чиновники, небогатые мещане и приказчики. Другая категория - лихачи - имели хороших, справных лошадей и лакированные коляски на шинах-дутиках. Их услугами пользовались купцы, офицеры и кавалеры с дамами. Своих клиентов лихачи поджидали возле театров, гостиниц и ресторанов. Аристократией среди извозчиков были «голуби со звоном», или «голубчики». На своих экипажах они устанавливали поддужные мелодичные колокольчики. Название же пошло от знаменитого выкрика кучера: «Эх, голуби!»

У каждого извозчика имелся номер. Сначала он крепился на спине, потом его стали прибивать к облучку. Извозчик должен был иметь спецодежду: синий или красный (в зависимости от разряда экипажа) кафтан, невысокий цилиндр. Все экипажи делились на три разряда. Каждому был предписан цвет коляски и ночного фонаря. Первый разряд: рессорные крытые экипажи на дутых резиновых шинах - красный цвет. Второй: такие же экипажи, но без воздушных шин - синий. Все остальные экипажи - третий разряд.

Существовали и дорожные правила. Извозчиков обязали держаться правой стороны и ездить умеренной рысью - до десяти-двенадцати километров в час. С наступлением сумерек на экипажах зажигали специальные фонари. Нельзя было оставлять пролетку на улице без присмотра - извозчик должен был постоянно находиться на облучке. А ставить вдоль тротуаров пролетки можно было только в один ряд.

В 1907 году газета «Голос Москвы» известила читателей о том, что в городе появился первый извозчик на автомобиле. Его примером воспользовались и другие шоферы, и вскоре появилось множество машин, специализирующихся на извозе за оговоренную плату. Революция и Гражданская война прервали развитие сервиса, но в декабре 1924 года Моссовет принял решение о создании парка советского такси. Планировалось закупить 200 автомобилей марок Renault и Fiat, и с июня 1925 года первые 15 машин выехали на улицы города. Плата за проезд была одинакова: каждая верста стоила 50 копеек.

В 1934 году начался выпуск отечественных легковых автомобилей, благодаря чему парк таксомоторов увеличился более чем в 6 раз. После войны большую часть машин такси составляли ГАЗ-М20 «Победа», а вскоре, в 1948 году, на борту кузова появилась знаменитая шахматная полоса и зеленый огонек, сигнализирующей о том, что такси свободно.

Статья опубликована 25.06.2014 14:04 Последняя правка произведена 25.06.2014 14:04

Такси в том смысле, как мы его сейчас понимаем, появилось в 1907 году сразу в нескольких странах. В России, например, шофер прикрепил к своей машине объявление. Надпись гласила, что оплата за извоз происходит по соглашению сторон.

Днём рождения Лондонского такси принято считать 22.03.1907 г. Именно в этот день на улицах Британской столицы появились первые таксомоторы, оборудованные таксометром.

В Европейских странах таксометр появился раньше, чем у нас. Подобное приспособление разрешило вопрос оплаты, который препятствовал массовым перевозкам из-за вечных споров пассажиров с водителями по поводу стоимости проезда.

Предшественники современных таксомоторов

Некоторые историки утверждают, что таксометры – это изобретение представителей Древнего Рима. В те доисторические времена для расчёта за проезд использовали «каменную» меру.

К оси древнеримского такси (колесницы) крепили небольшой сосуд. Через каждую стадию (мера длины, равная приблизительно 200 м) в сосуд попадал камешек. Прибыв на место, «извозчик» подсчитывал количество камешков, и «предъявлял счёт» пассажирам.


В семнадцатом веке Лондонский извоз был лицензионным. Для перевозки пассажиров, кучера обязаны были получить разрешение или лицензию. Такая политика проводилась в Англии с 1639 г. Годом позже эту практику переняли и парижане.

В кэбах (открытых двухколёсных повозках) пассажиров стали перевозить примерно с середины 19 в.

В отличие от римлян в то время европейцы не устанавливали твёрдых тарифов за перевозки. Такое положение привело к нерентабельности извозного бизнеса. Богатым не было необходимости нанимать экипаж, так как они обходились собственным транспортом. Люди среднего достатка пользовались услугами кучеров лишь по большой необходимости. А беднякам такое удовольствие было непозволимой роскошью.

В самом конце девятнадцатого века Вильгельм Брюн сконструировал устройство для расчётов с пассажирами – таксометр.

Изобретением немецкого учёного в 1907 г. были оборудованы все лондонские такси. С этих пор дело «пошло в гору», спрос на услуги перевозчиков значительно возрос.

Откуда шашечки?

Однозначного мнения по поводу появления этого аксессуара пока нет. Установлено, что появился он в третьем десятилетии прошлого века.

Одни наделяют титулом родоначальника «шашечек» - всемирно известного опознавательного знака компанию из США – CheckerTaxiofChicago. Руководители фирмы – перевозчика полагали, что передвижение на автомобилях в некотором роде идентично гонкам. В соревнованиях гонщиков присутствовали клетчатые чёрно-жёлтые флажки. Отсюда и появилась знаменитая шахматка.


Другие, не желая отдавать «пальму первенства» американцам, уверяют, что на крыши такси квадратики перебрались с немецких клетчатых полос. Германские таксосмоторы действительно имели маркировку из клеточек, располагавшуюся вдоль кузова машины примерно на уровне пояса.

Независимо от того кто был первым, современное такси готово перевозить кого угодно, когда угодно и куда угодно, разумеется за соответствующую плату.