Зависит ли от скорости время передвижения - вождение. Можно ли обогнать солнце? То есть ехать с такой скоростью, чтобы солнце оказалось не впереди, а сзади? Гонимся за солнцем

Водитель и скорость. Известно, что почти 40% дорожно-транспортных происшествий происходит из-за превышения скорости движения. И здесь сразу возникает вопрос, что это такое - превышение скорости и правомерен ли такой термин? О каком превышении скорости идет речь, если среднее значение ее на маршруте для грузовых автомобилей редко превышает 30 км/ч? В крупных городах средняя скорость, особенно в часы пик, еще меньше: например, в Праге 12 км/ч; Токио 10 км/ч; Лондоне 8 км/ч.

От каких причин зависит невозможность увеличения средней скорости движения? Конструкция современного автомобиля позволяет развивать скорость до 250 км/ч, а конструкция гоночного автомобиля свыше 1000 км/ч. Может быть, скорость движения регламентирует дорога? На современных дорогах автомобили могут двигаться со скоростью 100... 150 км/ч при интенсивности несколько десятков тысяч автомобилей в сутки.

Правда, дорога в этом случае должна представлять как бы конвейерную ленту, состоящую из примкнувших друг к другу автомобилей.

Это бы действительно получился скоростной безопасный (у всех автомобилей скорости равны, значит, и ударов быть не может) транспортер. Но, к сожалению, одному автомобилю нужно повернуть налево, другому направо, а третьему в обратном направлении, в общем каждому к «своей двери». Но так как автомобиль, управляемый вами, все равно когда-то должен принять скорость, равную 0, то тормозить по условиям удобства вы начинаете заранее и сдерживаете весь поток автомобилей, который разрывается на пачки, колонны, одиночные автомобили, имеющие различные скорости движения.

И как ни странно, но пока на автомобильных дорогах равняются на автомобили тихоходы. Они являются сдерживающим фактором.

Значит, все зависит от устройства, которое управляет системой автомобиль-дорога. А этим устройством пока, к сожалению, является человек. Мы говорим «к сожалению», имея в виду только три аспекта: несовершенство и ненадежность его в качестве регулятора и организатора дорожного движения; значительные затраты психической и физической энергии в процессе управления (что приводит к интенсивному старению организма); непроизводительные потери времени (для владельцев личных автомобилей), так как жизнь у нас одна и время, потраченное на управление автомобилем, человек, пользующийся общественным транспортом, может использовать на чтение, для самообразования и т.д.

Можно ли заменить водителя автоматами, установленными как в автомобиле, так и на всех дорогах, пересечениях, в воздухе для полной автоблокировки против дорожно-транспортных происшествии при определенной средней скорости и интенсивности движения? Да, можно. По сути это получится действительно конвейер, удовлетворяющий определенные потребности человека.

Выгодна ли такая система? Наверное, нет! И не только потому, что в принципе появится новый вид транспорта - открытый или дорожный трубопровод, автомобильный конвейер и т.д. Самое главное, что на современных дорогах, которые будут существовать еще десятки лет, средняя скорость движения благодаря введению новейших методов организации и регулирования движения возрастает ненамного - максимум на 10... 15% и то при определенных условиях, а затраты на это повышение скорости движения не окупятся очень долго.

Такие автоматические или автоматизированные системы необходимо применять лишь в очень тяжелых условиях работы, например в карьерах.

Скорость - основа основ. Основа безаварийной работы водителя заключается в точном определении того безопасного диапазона скоростей движения, которого требуют конкретные дорожные условия и транспортные ситуации. К сожалению, очень небольшое число водителей выбирает оптимальную скорость. Подтверждением этих слов служит статистика, показывающая, что первое место среди причин дорожно-транспортных происшествий, возникающих из-за «человеческого фактора», занимает непонимание или недооценка опасности при движении на данной скорости.

Исследования, проведенные в США, показали, что большое число дорожно-транспортных происшествий происходит при скорости около 70 км/ч и ниже. С ростом скорости число дорожно-транспортных происшествий уменьшается, достигая минимума при 105 км/ч, после чего вновь увеличивается. Это показывает, что высокие скорости движения являются более безопасными при управлении автомобилем, чем низкие или чрезмерно высокие.

Если же скорость автомобиля не соответствует условиям движения, возникают предпосылки к дорожно-транспортным происшествиям. Так, например, далеко не все водители знают, что длина тормозного пути увеличивается прямо пропорционально квадрату скорости. Автомобиль, двигающийся со скоростью 50 км/ч, после начала торможения пройдет до полной остановки путь около 15 м, а при скорости 100 км/ч его тормозной путь составит уже 60 м, т.е. при увеличении скорости в 2 раза тормозной путь увеличится в 4 раза. В этой связи представляет интерес рис. 60. Для определения тормозного пути для легкового автомобиля можно пользоваться данными рис. 61. Если водитель не учитывает этого обстоятельства, он легко может превысить допустимую безопасную скорость движения автомобиля.

На участках дорог, где нет ограничений скорости, водитель должен в выборе ее ориентироваться на соответствующую статью Правил дорожного движения, которая требует учитывать конкретную дорожную обстановку: дорожные условия, видимость, обзорность и др. Но дорожную обстановку можно оценивать по-разному в зависимости от опыта, склада характера и от знания своих психофизиологических возможностей.

Правильно спроектированные современные автомагистрали и мощные автомобили позволяют водителям развивать весьма высокую скорость 150 км/ч и выше. Однако далеко не все могут при этом управлять автомобилем достаточно безопасно. В последнее время во многих странах начинают ограничивать скорость движения даже в самых благоприятных условиях. Например, когда на некоторых автострадах Франции общей протяженностью 7500 км были введены пробные ограничения скорости до 110 км/ч, то уже в следующем месяце число дорожно-транспортных происшествий, закончившихся смертельным исходом, сократилось на 20, а через месяц еще на 12%.

Рис. 60. График пути торможения в виде улитки: 1 - расстояние, которое проходит автомобиль за время реакции водителя; 2-дистанция безопасности между автомобилями

Дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом на дорогах, где не были введены ограничения, возросли в тот же период на 22%. В Англии благодаря введению ограничения скорости до 112 км/ч число дорожно-транспортных происшествий на дорогах уменьшилось на 37%.

Только около 50% водителей умеют, не глядя на спидометр, приблизительно правильно определять скорость движения управляемого ими автомобиля, не говоря уже об определении скоростей движения обгоняемого и встречного автомобилей. Причины превышения скорости бывают различными. Имеются случаи злостного хулиганства (лихачества, алкогольного опьянения); непонимания дорожных ситуаций и др.

Скорость совершенно по-разному воспринимается из малолитражного автомобиля и автомобиля большего литража. Это объясняется различным расстоянием от глаз водителя до полотна дороги, а также расположением проемов окон. Кроме того, на точность определения фактической скорости влияют вибрация и шумоизоляция.

Опасность скорости зависит от конкретных дорожных условий. На свободной дороге скорость определяется с недобором, на сложной дороге и в сложных ситуациях водитель неосознанно преувеличивает значение скорости, чтобы иметь запас времени и расстояния для уверенного маневрирования. На узких улицах скорость определяется с некоторым запасом. Так, при скорости 40 км/ч водителю кажется, что он движется со скоростью 60-80 км/ч. Когда же у водителя нет ориентиров и он сидит глубоко на сиденье, субъективная скорость всегда меньше фактической. С другой стороны, очень опасна адаптация к скорости. Водители, двигающиеся по загородным дорогам с высокой скоростью, как правило, въезжают на узкие улицы пригородов, не снижая скорости движения.

Интересен факт определения скорости в зоне пешеходных переходов. Если пешеходы находятся только с одной стороны дороги и не имеется помех от других автомобилей, то скорость определяется, как потенциально опасная, но не снижается в зоне пешеходного перехода, хотя вы наготове и нога касается педали тормоза. Нужно выработать устойчивую привычку, чтобы при движении автомобиля правая нога занимала одно из двух положений: либо на педали управления подачей топлива, либо на педали тормоза. При необходимости вы сможете сделать маневр в плане, не прибегая к торможению. Если же пешеходы с двух сторон, то стеснение дорожной ситуации, а значит, и опасность вдвое выше. Следовательно, скорость должна быть вдвое меньше.

Скорость движения не влияет на вас, если вы защищены от встречного потока воздуха и не связаны с управлением автомобилем, т.е. находитесь в нем пассивно. Но если вы при этой скорости выполняете какую-нибудь работу (например, по маневрированию), в процессе которой должны воспринимать и реагировать на воспринятое, скорость может оказывать на вас отрицательное влияние. Так, например, любая скорость автомобиля на хорошей дороге не влияет на пассажира, но при этом с ее увеличением усложняется работа водителя, так как повышаются требования к его психической деятельности.
Небольшой тренинг по выбору безопасной скорости. На каждый вопрос вы должны дать ответ нет или да (нет - вы никогда такой метод не применяете, да - чаще всего - это ваш стиль управления).

Итак:
1. Стараетесь ли вы поддерживать скорость движения автомобиля, равную скорости потока?
2. Увеличиваете ли вы дистанцию в потоке при движении по скользкой дороге?
3. Снижаете ли вы скорость движения, если начинается дождь?
4. Снижаете ли скорость движения вашего автомобиля при проезде закруглений, покрытых слоем влажных листьев?
5. Выдерживаете ли вы спокойный, аккуратный
режим движения на обледенелых участках?
6. Учитываете ли вы, что гололед с дождем при плюсовой температуре значительно опаснее, чем гололед в сильный мороз?
7. Подбираете ли вы скорость движения для движения по приближающемуся закруглению дороги?
8. Учитываете ли вы работу светофоров при выборе скорости движения по городским улицам?
9. Подъезжаете ли вы плавно к линии «стоп» перед перекрестком с учетом цикла работы светофоров?
10. Выдерживаете ли вы при обгоне другого автомобиля различие в скорости 10-20 км/ч?
11. Снижаете ли вы скорость движения автомобиля при объезде автобуса или трамвая на остановке?
12. Снижаете ли вы скорость в тумане, в темное время суток, при болезненном состоянии вашего организма?

Мы надееся, что вы на все вопросы ответили - да!

Темп работы водителя и дефицит времени. Темпом работы называют скорость, с которой одно движение сменяется другим. Темп может быть свободным, т.е. зависеть от человека, выполняющего работу и принудительным, зависящим от условий работы. На большой скорости в ряде случаев водитель вынужден выполнять действия по управлению автомобилем в принудительном темпе, который при дефиците времени может стать непосильным и будет превышать психофизиологические возможности водителя. Способность же работать в высоком темпе является важнейшим элементом его мастерства.

Таким образом, водитель при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения выполняет 40...50 операций на 1 км пути. При скорости движения автомобиля 20 км/ч расстояние в 1 км будет преодолено за 180 с, следовательно, на одну операцию в среднем будет приходиться 3,6... 4,5 с. При большей скорости паузы между операциями резко уменьшаются. Так, при скорости автомобиля 30 км/ч в среднем каждая операция выполняется за 2,4...3,0 с, а при скорости 40 км/ч - за 1,8...2,5 с (данные Я.И.Бронштейна). Если средняя частота операции по управлению автомобилем составляет не более 3,5...4 с, то такой темп доступен любому водителю. Если же темп выполнения операции увеличить в 2 раза, то он уже будет недоступен для многих водителей.

Они начнут пропускать некоторые операции и будут вынуждены снижать скорость автомобиля.

При уменьшении же числа операций в процессе управления автомобилем средняя скорость движения увеличивается.

Торопиться - не значит спешить. Спешка (кстати, и слово-то не автомобильное, а с явным «пешеходным» корнем) - к добру не приводит. Спешка заставляет пренебрегать правилами, рисковать, терять бдительность, применять далеко не лучшие приемы управления автомобилем. Что же делать в тех случаях, когда вы опаздываете, а опаздывать совсем не хочется? Не спешить! Ведь спешка почти никогда не дает выигрыша во времени. Этому есть доказательства как житейского, так и чисто научного плана.

Время перемещения от одного пункта к другому, как вы знаете, зависит от скорости движения. Но оказывается Зависит совсем не так, как думают некоторые.

Вот яркий пример того, какой большой выигрыш можно получить при езде без спешки. Существует мнение, что быстрая езда является признаком водительского мастерства. Однако, если проанализировать стиль езды опытных водителей, то результат окажется несколько неожиданным. Опытного водителя отличает движение без больших перепадов скорости, заданный маршрут он проезжает без резких торможений и интенсивного разгона, с наименьшим числом переключения передач. В конечном итоге такой режим движения значительно меньше утомляет водителя и пассажиров, при этом снижается расход топлива и в известной мере уменьшается износ автомобиля. Спокойный водитель является хорошим партнером в дорожном движении, он не совершает резких неожиданных маневров, намерения такого водителя понятны другим участникам движения.

Неоспоримые преимущества спокойного стиля в дорожном движении лучше всего можно проиллюстрировать результатами одного интересного эксперимента, проведенного в ФРГ. Водители двух одинаковых легковых автомобилей марки БМВ получили задание проехать 1500 км по одному и тому же маршруту. Водитель первого автомобиля должен был ехать с максимально возможной скоростью, однако не нарушая правил движения и подчиняясь всем дорожным знакам на его пути. Водителя второго автомобиля обязали двигаться в общем режиме транспортного потока. Автомобили были оборудованы аппаратурой для регистрации числа торможений, скорости, расхода топлива. До начала эксперимента многие были убеждены, что водитель первого автомобиля окажется на финише значительно раньше и выиграет у водителя второго автомобиля от 2 до 5 ч. Водитель первого автомобиля действительно развивал на некоторых участках скорость до 150 км/ч. Однако движение его было очень неравномерным, часто приходилось прибегать к резкому торможению. В пути водитель несколько раз попадал в аварийные ситуации. Всего было зафиксировано 1334 торможения, из них 5 очень резких. Водитель на своем пути выполнил 2004 обгона, его обогнали только 13 автомобилей.

Водитель же второго автомобиля двигался со скоростью не более 110 км/ч без резких торможений и совершал обгоны лишь в тех случаях, когда в этом действительно возникала необходимость.

На всем маршруте он сделал 645 обгонов, его же обогнали 142 раза.

Анализ результатов этого эксперимента свидетельствует, что водитель первого автомобиля слишком дорогой ценой выиграл 31 мин, или 2,5% времени на маршруте в 1500 км.

С какой же скоростью надо двигаться? Наиболее опытные водители всегда уходят от других. Уходят плавно, не спеша, со скоростью на 7... 15 км/ч выше, чем движется оснЬвной поток автомобилей. Почему с такой скоростью, а не больше? Наблюдения показывают, что если скорость вашего автомобиля отличается в любую сторону от средней скорости потока, равной 80...90 км/ч, более чем на 35...40 км/ч, вероятность быть убитым или раненым возрастает в 100...200 раз, а вероятность вовлечения в дорожно-транспортное происшествие увеличивается в 700 раз. Поэтому при обгоне, когда водитель волей-неволей превышает скорость потока, не следует делать это различие слишком большим. Наиболее оптимальное превышение скорости должно быть не более 10 км/ч и если где-то рядом возникают сложные условия, иногда переходящие в критические, то можно либо увеличить, либо уменьшить скорость, а превышение в 10 км/ч погасить не так уж сложно.

Необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
минимальная скорость на современной автомобильной дороге не должна быть меньше 65...70 км/ч, а максимальная желательна не более 90 км/ч;
на дорогах, геометрические параметры которых не соответствуют современным требованиям, не рекомендуется скорость более 80 км/ч, а на закруглениях-более 50 км/ч, так как радиусы их обычно не превышают 200...400 м;
в городах выбирайте скорость в зависимости от планировочных решений и условий движения. В некоторых случаях (узкие старинные улицы, «кривоколенные переулки», «монастырские проезды») не более 40 км/ч даже при отсутствии ограничительных знаков.

В районах современной городской планировки в соответствии с существующими правилами движения скорость должна быть 60 км/ч;
двигаясь в потоке автомобилей, следите за тем, чтобы минимальная скорость вашего автомобиля не отличалась от скорости потока более чем на 10... 15 км/ч, а максимальная более чем на 15...20 км/ч;
для уверенного безопасного управления автомобилем при движении по левой полосе рядом со сформировавшимся потоком транспортных средств старайтесь двигаться со скоростью на 10 км/ч выше его средней скорости;
не препятствуйте своими действиями (соблюдая принцип стабильности) автомобилям, обгоняющим вас или движущимся по соседним полосам с большей скоростью. Более того, им надо показывать, что вы их видите, и сигнализировать, что не будете им помехой на дороге.

Этот один из важнейших законов безопасного движения должен быть введен в кодекс автомобилистов.

Самый главный принцип соблюдения скорости - ограничение ее не только знаками, а вашим профессиональным интеллектом, вашим разумом!

Соблюдение этих принципов самоорганизации выбора скоростного режима гарантирует надежность ваших поездок.

Ровная и неровная скорость. Если вы хотите, чтобы с вами и вашим автомобилем не было неприятностей, управляйте им так, чтобы перепад скоростей движения на соседних участках был бы незначительным - не менее 0,4.

Водитель-акселерометр. Для того чтобы определить без приборов указанные значения ускорений и замедлений, можно пользоваться следующими приемами. Вы управляете правильно, если:
при разгоне не приходится цепляться за рулевое колесо, чтобы удержать тело в вертикальном положении. Опираться спиной на спинку сидений, конечно, при этом не рекомендуется. Но зто только на период учебы и тренировки;
при торможении не приходится упираться руками в обод рулевого колеса. Для удержания корпуса в вертикальном положении не требуется больших усилий. Водитель должен чувствовать себя достаточно удобно.

Можно ли спать в автомобиле? Конечно, не в том, который стоит в гараже или на берегу моря, представляя собой «вигвам на колесах». Вопрос относится к движущемуся автомобилю и к пассажирам, которых вы в нем везете, будь то личный автомобиль, автобус или грузовик. При каких продольных и поперечных силах пассажир не чувствует, что едет в автомобиле, а закрыв глаза вполне может вообразить, что спокойно сидит в кресле у себя дома?

Известно, что оптимальный коэффициент продольной перегрузки Y=0,08, коэффициент поперечной перегрузки ц=0,03.

Как понимать эти цифры? А вот как. При крутом повороте человек чувствует, что на него сбоку давит какая-то сила.

До этого момента пассажиры могут спокойно спать! А как дальше?

Если солнце впереди и мы его пытаемся обогнать , значит, мы едем на закат, то есть на запад.

Потому что если солнце на востоке, никуда двигаться вообще не надо: солнце само уйдет нам за спину, надо только подождать вечера. А если солнце на юге (или на севере, если мы в южном полушарии), оно будет уходить от нас вбок. Конечно, оно и в этом случае рано или поздно окажется у нас за спиной, даже если мы будем просто стоять. Но, во-первых, это случится уже ночью, когда его не будет видно, и, во-вторых, вряд ли можно будет сказать, что мы его обогнали .

Гонимся за солнцем

Итак, солнце на западе, мы бежим за ним тоже на запад. С какой скоростью нам надо бежать, чтобы оно не садилось, а поднималось всё выше и, наконец, оказалось на востоке?

Прежде всего, мы должны обогнать, конечно, не Солнце, а Землю. Это из-за вращения Земли вокруг своей оси меняются день и ночь и диск солнца движется по небосводу. Чтобы солнце оставалось на месте, нам надо двигаться с той же скоростью, с какой вращается Земля. Чтобы обогнать солнце, надо двигаться хотя бы немного быстрее.

А какова скорость вращения Земли? Однозначого ответа в километрах в час или в метрах в секунду не существует. Земля делает один оборот за сутки, т. е. за 24 часа. Значит, каждая точка на ее поверхности за 24 часа «пробегает» длину своей параллели . Покрутите глобус. Точки на экваторе (самом длинной параллели) будут двигаться намного быстрее, чем точки у полюса, где параллель гораздо короче. А сами полюса просто останутся на месте.


Вы едете по городу, вас обгоняют другие транспортные средства, вы опережаете медленно идущие транспортные средства. С какой скоростью вам двигаться, чтобы не создавать помех для других участников движения? Правила дорожного движения ограничивают верхний предел скорости. Для различных транспортных средств в различных условиях он приведен в таблице.

Но с этой разрешенной максимальной скоростью можно ехать только в наиболее благоприятных для движения условиях.

Умение водителя выбрать соответствующую скорость движения имеет первостепенное значение. От скорости в основном зависит безопасность движения, а умение подобрать нужную скорость позволит быстро совершить поездку при полной ее безопасности.

Естественно стремление каждого водителя двигаться с максимально возможной скоростью. Умение определить эту максимально возможную скорость для данных условий характеризует мастерство водителя.

В безопасности дорожного движения есть определение чрезмерной скорости. Чрезмерная скорость - это слишком большая скорость в конкретных дорожных и погодных условиях движения. Из этого следует, что иногда максимально возможная скорость не является чрезмерной, а при движении в неблагоприятных условиях даже малая скорость может оказаться опасной. Например, скорость, разрешенная на данном участке дороги, не всегда является безопасной во время тумана или гололеда.

1. Дорожные знаки. Наличие дорожных знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 4.7 «Ограничение минимальной скорости», 5.18 «Рекомендуемая скорость» определяют и рекомендуют ехать с определенной скоростью. Но и многие другие знаки вводят различные ограничения в выбранной вами скорости.

2. Интенсивность движения. Мы уже рассмотрели с вами рекомендации по выбору скорости в транспортном потоке, скорость вашего автомобиля должна определяться скоростью этого потока.

Опережения и тем более обгоны на дорогах с интенсивным движением крайне затруднены и должны быть исключены. Даже опередив несколько транспортных средств, вы все равно вынуждены затем вновь войти в общий поток, а выигрыш во времени будет минимальный. Между тем при этом вы очень сильно рискуете, так как опережения и обгоны связаны с перестроениями, вносят в общий ритм движения нервозность, создают аварийные ситуации.

Нельзя в транспортном потоке ехать и медленнее, чем все остальные транспортные средства, так как при этом поток будет разрываться и вас начнут опережать и обгонять другие участники движения. Для безопасности на этом участке дороги плохо, если вы всех обгоняете или вас обгоняют другие транспортные средства.

Резкое снижение скорости в транспортном потоке также нежелательно, торможение вашего автомобиля вызывает более резкое торможение следующих за вами транспортных средств, причем интенсивность торможения каждого последующего водителя нарастает. Это очень часто приводит к наезду нескольких автомобилей друг на друга. Иногда участниками таких происшествий становятся десяток водителей.

3. Дорожное покрытие. Бугры, ямы и другие неровности на дороге должны вынудить вас снизить скорость и увеличить дистанцию до попутного транспортного средства. Выражение некоторых водителей «чем больше скорость, тем меньше ям» глубоко ошибочно. Шины и подвеска автомобиля работают в очень напряженном режиме и быстро выходят из эксплуатации. А частое резкое торможение, которое неизбежно при движении по дороге с неровностями с большой скоростью, приводит к перегрузке силами инерции передней оси автомобиля. Есть у водителей и другое выражение: «ямам надо кланяться», тормозить надо до ямы, а перед выездом из ямы добавить газу. Если дорога скользкая, имеет малый коэффициент сцепления, вы должны снижать скорость.

4. Погодные условия. Дождь, снег, туман на вашем пути - скорость свою снижайте. Чем больше скорость, тем больше вероятность возникновения заноса, юза и труднее их лик­видировать, тем сложнее сохранить контроль над автомобилем при маневрировании, тем больше путь, который пройдет ваш автомобиль до полной остановки.

Чем меньше коэффициент сцепления с дорогой, тем больше остановочный путь, тем больше надо снижать скорость автомобиля.

Остановочный путь на сухой горизонтальной дороге приблизительно определяется так. Ваша скорость.делится на 10, а результат умножается сам на себя. А при скользком покрытии он увеличивается в несколько раз. На рисунке показана зависимость остановочного пути от скорости движения на сухом и скользком покрытии.

5. Состояние вашего транспортного средства. Ваш автомобиль новый, имеет хорошую тормозную систему, двигатель мощный, приемистый, вы смело можете ехать с мак­симально разрешенной скоростью. Но если ваш автомобиль старой модели, при увеличении скорости он весь дрожит, двигатель работает на пределе своих возможнос­тей, тормозная система не раз испытывалась на прочность и износ шин за пределами требований правил дорожного движения, не пытайтесь развивать максимальную скорость, это вам может дорого обойтись.

6. Опыт водителя. Важным советчиком при выборе скорости является многолетний опыт водителя по управлению транспортным средством. Если у водителя имеется такой опыт, то он действует осторожнее, чем это кажется на первый взгляд, так как иначе он может натолкнуться на большие неприятности. Очень важным качеством водителя является умение безошибочно определять скользкость дороги и устойчивость автомобиля на дороге. Оба эти качества вы можете приобрести только на многолетней практике и имея при этом основные теоретические сведения.

Вы можете увидеть, как некоторые водители часто превышают дозволенную скорость, иногда даже приближаясь к пешеходным переходам и остановкам общественного транспорта. Особенно недисциплинированными с этой точки зрения являются молодые, неопытные люди, севшие за руль дорогих автомобилей (своих отцов) и стремящиеся лихой манерой вождения вызвать восхищение у сидящих рядом с ними друзей. К сожалению, это очень часто кончается трагически.

Учитывая все это, Правила дорожного движения вводят ограничения скоростного режима для водителей, стаж которых менее двух лет, скоростью 70 км/час на всех до­рогах вне населенного пункта.

8. Видимость дороги. Если видимость дороги впереди меньше, чем ваш остановочный путь, то вы едете вслепую.

Видимость может быть ограничена на железнодорожных переездах, перекрестках, пешеходных переходах, в местах остановок общественного транспорта, на вершинах крутых подъемов, перед поворотами. В этих местах снижайте скорость.

Впереди по ходу вашего движения справа место стоянки автомобилей. Пока пешеходов нет, но в любой момент они могут появиться. Снижайте скорость, смотрите вправо, примите влево.

Ограничивать видимость обстановки на дорогах могут атмосферные осадки, растения, здания, стоящие и движущиеся крупногабаритные транспортные средства, узкие участки дорог. Наилучший советчик при выборе скорости в таких условиях - ваш здравый смысл, чувство ответственности, что вы управляете транспортным средством повышенной опасности.

8. Характер перевозимого груза. Везете крупногабаритный груз, используете для перевозки груза багажник - снижайте скорость. Используйте для перевозки груза лег­косъемные багажники. После перевозки груза снимайте его. Стремитесь реже использовать наружный багажник, он сильно снижает динамичность автомобиля и увеличивает расход топлива.

Вы всегда должны вести свой автомобиль с такой скоростью, чтобы при внезапном появлении на вашем пути препятствия вы смогли вовремя остановиться или изменить направление движения, не создавая помех для других участников дорожного движения.

Вы продолжаете движение и на вашем пути пешеходный переход. Из Правил дорожного движения вам известно, пешеходный переход - это поперечная часть проезжей части, обозначенная дорожными знаками 5.16.1 и 5.16.2 «Пешеходный переход» и дорожной разметкой 1.14.1 и 1.14.2 «Пешеходный переход» - зебра установленные один с левой стороны дороги, другой с правой, и не на одном уровне, они указывают ширину или границу перехода, предназначенная для движения пешеходов, а водители всех транспортных средств обязаны уступать дорогу пешеходам на обозначенных пешеходных переходах. Казалось бы ясная ситуация, но есть необходимость подробного рассмотрения вопроса правил проезда пешеходны

Водитель автомобиля, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, должен снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить находящихся на проезжей части данного направления пешеходов, для которых может быть создана помеха или опасность: водители автомобилей Б обязаны остановиться, водители автомобилей А могут продолжать движение через переход, снизив скорость.

Пешеходы - самые многочисленные участники дорожного движения. Большинство из них не знают Правил дорожного движения, другие забыли их, а третьи знают их в общих чертах и сознательно их нарушают, так как зако-нонепослушны. По данным статистики, из общего числа дорожно-транспортных происшествий наезды на пешехо­дов составляют по стране в целом более одной трети, а в крупных городах их количество приближается к половине. В значительной доле этих происшествий виновниками являются сами пешеходы. По их вине гибнут другие участники движения, хотя сами пешеходы часто при этом остаются невредимыми.

Водители должны уделять особое внимание пешеходам, переходящим проезжую часть на пешеходных переходах. Подъезжая к обозначенному пешеходному переходу, вы должны так снизить скорость своего движения, чтобы дать возможность пешеходам свободно перейти дорогу без замедления, ускорения или остановки. Данная обязанность водителя действительна в случае, когда пешеходы уже находятся на переходе. Однако пешеходы не должны входить на переход, если ваш автомобиль находится недалеко от перехода, в противном случае, чтобы вам остановиться, надо прибегнуть к экстренному торможению. Случается, вы уже не в состоянии остановиться до пешехода. Перед выходом на переход пешеход должен определить скорость вашего автомобиля и его расстояние от перехода, и воздержаться от перехода, если нет возможности безопасно перейти улицу.

При движении по многополосной дороге вы встречаете на своем пути пешеходный переход, на котором мало пешеходов, а на вашем пути движения их уже нет или еще нет - вы снижаете скорость и можете проехать переход.

Пешеходы также имеют преимущественное право в движении перед транспортными средствами при переходе проезжей части у перекрестка по линии тротуаров, на обозначенной остановке трамвая при движении от тротуара к остановившемуся трамваю и от него со стороны дверей, при движении по тротуару или пешеходной дорожке, при движении в любом месте в жилой зоне, при выезде вашего автомобиля из двора, с автостоянки, автозаправочных станций и других прилегающих к дороге территорий.

Водители обязаны уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по разрешающему сигналу светофора на регулируемых светофором перекрестках и на не­регулируемых перекрестках, если они идут прямо по линии тротуаров у этих перекрестков - перед поворотом направо и в конце поворота налево.

Особое внимание вы должны обращать при движении по многополосной дороге при наличии на ней пешеходного перехода. Нередки случаи, когда пешеходу, особенно за крупногабаритным транспортным средством, движущимся в правом ряду, не видно вашей машины, когда вы движетесь по другим полосам. Пешеход может перебежать дорогу перед ближним к нему транспортным средством и внезапно появиться перед вашим автомобилем. А если вы увидели, что справа от вас остановилось транспортное средство перед пешеходным переходом, хотя вам и не видно пешеходов, снижайте скорость, а если надо и остановитесь, чтобы убедиться в отсутствии пешеходов на переходе.

На регулируемых регулировщиком перекрестках вы обязаны уступать дорогу пешеходам только перед поворотом направо, так как сигнал регулировщика - вытянутые руки в стороны или опущенные - разрешает движение пешеходам только прямо вдоль спины и вдоль груди, а при сигнале регулировщика с вытянутой правой рукой вперед разрешается движение пешеходов только вдоль спины.

На пешеходном переходе запрещены разворот и движение задним ходом, а обгон и объезд, если есть на нем пешеходы, а остановка запрещена на переходе и за 5 м до пешеходного перехода.

В случае если пешеход неожиданно вышел на проезжую часть на опасном расстоянии от вашего автомобиля, вы немедленно должны:

Подать предупредительный звуковой и световой сигналы для предупреждения пешехода;

Без выключения сцепления быстро правую ногу переносите на педаль тормоза и затормозить ступенчато или прерывисто, не доводя до юза;

Если есть возможность, объехать пешехода сзади.
Авария всегда является большим несчастьем, даже когда происходит по вине неосторожного пешехода. Вы, независимо от очевидной виновности пешехода, должны будете доказать, что избежать наезда было невозможно, что­
бы вернуть себе водительское удостоверение и избежать
других неприятностей.

Поэтому снижайте скорость, повышайте внимание и будьте готовы к торможению при:

Появлении детей у проезжей части;

Приближении к остановившемуся автобусу с опознавательным знаком «дети»;

При появлении вблизи проезжей части пьяных, пожилых и слепых пешеходов;

При движении мимо школ, кинотеатров, мест скопления людей;

При движении вдоль газона из кустарников, которые закрывают видимость пешеходов на тротуаре.

Зимой опасность наезда на пешеходов увеличивается, так как:

Пешеходы в зимней одежде хуже слышат, малоподвижны и менее осмотрительны;

Вероятность неожиданного падения пешехода на проезжей части увеличивается;

Сугробы снега снижают видимость пешеходов;

Ваш автомобиль имеет плохую обзорность, тормозной путь его увеличивается, управляемость ухудшается;

Вы в теплой одежде и обуви стеснены, и время
вашей реакции увеличивается, а в сумме с увеличенным
тормозным путем значительно увеличивается остановочный
путь.

Все это требует от вас осторожности, внимания и соответствующего снижения скорости движения.

Существует вероятность наезда на пешеходов при обгоне или объезде. Когда пешеход неожиданно для вас может выскочить из-за обгоняемого транспортного средства или выйти из-за объезжаемого. Когда вы обгоняете с выездом на полосу встречного движения по левой полосе. А пешеход привык переходить проезжую часть по принципу «перед выходом на проезжую часть посмотри налево, дойдешь до середины, посмотри направо». Он вас не видит, а вы его видите. Дайте ему дойти до середины или предупредите звуковым сигналом, чтобы не выходил на проезжую часть. Будьте осторожней при таком обгоне.

На вашем пути остановки общественного транспорта. Проезд их и взаимодействие с водителями трамваев, троллейбусов и автобусов крайне опасны, и требуются оп­ределенные знания, чтобы безопасно с ними разъехаться.

Правила дорожного движения разрешают движение по трамвайным путям только попутного направления, если они слева от вас на одном уровне с дорогой в следующих случаях:

При интенсивном движении, когда все полосы заняты;

Для поворота налево и разворота при отсутствии знаков 5.8.1 и 5.8.2 «Направления движения по полосам», определяющих количество полос;

Для обгона или объезда;

Когда габариты вашего транспортного средства не позволяют ехать не по трамвайным путям.

При движении по проезжей части, имеющей трамвайные пути, вы должны избегать ситуаций, при которых вы можете оказаться на трамвайных путях. Вам трудно будет потом съехать с них, так как коэффициент сцепления с дорогой, особенно в плохую погоду, намного меньше. А главное, торможение трамвая требует в 3 раза больше остановочного пути при той же скорости, а маневра у него совсем нет. Не следует двигаться слишком близко к трамваю на поворотах, так как передняя и задняя части двухосных трамваев значительно выходят за радиус поворота. Такая же опасность при движении рядом с сочлененными автобусами, задняя ось которых имеет управляемые колеса, что способствует выезду задней части кузова к внешней стороне окружности поворота.

Проезд через места трамвайных остановок, если трамвайные пути проходят посередине проезжей части, требует от вас особой осторожности. Вы обязаны уступить дорогу пешеходам, идущим от тротуара к остановившемуся трамваю и от него. При этом вы должны быть готовы к немедленной остановке автомобиля, если какой-либо запоздавший пешеход будет бежать к трамваю или засидевшийся пассажир может выйти из него, а также избежать наезда на пешехода, который может выбежать из-за стоящего трамвая с противоположной стороны дороги.

Если на остановке трамвая есть островок безопасности для пассажиров, то вы должны проехать рядом с этой остановкой на малой скорости, соблюдая особую осторожность. Такие меры предосторожности необходимо принимать при проезде остановок трамвая, так как пешеходы могут выйти на проезжую часть, когда трамвай только приближается к остановке, хотя Правила дорожного движения разрешают пешеходам выходить только к остановившемуся трамваю.

Особенно осторожно вам надо объезжать автобусы и троллейбусы, стоящие на остановке, несмотря на то, что пассажиры выходят из них только на тротуар. Здесь, хотя это и не разрешено правилами, пассажиры автобусов или троллейбусов часто выходят или выбегают на дорогу перед ними. Опасность эта возрастает в момент трогания этих транспортных средств с остановок. Пассажиры, которые еще находятся перед ними, резко ускоряют шаги и выбегают на проезжую часть, не обращая внимания на автомобили, объезжающие автобус или троллейбус. Вы должны быть готовы к такой ситуации и, проезжая эти остановки, следует:

Сосредоточить внимание на окружающей обстановке;

Снизить скорость;

При появлении пешеходов из-за стоящих транспортных средств спереди и сзади подать световой сигнал;

Быть готовым к подаче звукового сигнала;

При отсутствии пешеходов смотреть под передний бампер этого транспорта, там могут быть видны ноги людей;

Следить за пешеходами и слева от проезжей части, они могут бежать к остановке.

В населенном пункте автобусы и троллейбусы пользуются преимуществом, отходя от остановок, а водители других транспортных средств им обязаны уступать дорогу.

На вашем пути светофор. Для регулирования транспортных и пешеходных потоков широко применяют различные светофоры, которые позволяют повысить пропускную спо­собность дорог и сократить число ДТП на перекрестках. По назначению светофоры делятся на транспортные и пешеходные.

В правилах дорожного движения показано 15 различных светофоров, которые имеют 64 сигнала. О каждом сигнале светофора надо знать:

Название сигнала;

Назначение сигнала;

О чем предупреждает.

Сигналы светофора включаются в следующем порядке:

Красный;

Красный, одновременно с желтым;

Зеленый;

Зеленый мигающий;

Красный.

Рассмотрим значение некоторых основных сигналов. Знак(х) означает: сигнал включен.

1. Красный сигнал светофора (рис. А).

2. Запрещает движение во всех направлениях и требует остановиться у стоп-линий, а если ее нет, то перед проезжей частью пересекаемой дороги или у светофора (это показано стрелками внизу).

3. Предупреждает: поперечное движение есть, а встречное движение может быть (это показано стрелками вверху).

1. Красный и желтый сигнал включены одновременно (рис. Б).

3. Предупреждает: вскоре включится зеленый сигнал и надо приготовиться к движению. Начинать движение нельзя, так как на пересекаемой дороге горит желтый сигнал и на перекрестке могут быть транспортные средства и пешеходы, не успевшие закончить маневр или переход.

1. Желтый сигнал светофора (рис. В).

3. Предупреждает: вскоре включится красный сигнал. Надо готовиться к остановке.

Исключение:

Вы уже пересекли стоп-линию;

Вы находитесь у стоп-линий так близко, что для остановки надо применить экстренное торможение.

В некоторых местах остались светофоры, где желтый сигнал означал смену сигнала, и в нем нет красного сигнала одновременно с желтым. Водителям в этой ситуации очень трудно ориентироваться в обстановке, надо готовиться к остановке или к началу движения. Тем более, если он не видел предыдущего сигнала. Вышеуказанная последовательность устраняет эту неоднозначность в действиях водителя.

1. Зеленый сигнал светофора (рис. Г).

2. Разрешает движение во всех направлениях из соответствующих полос и при отсутствии предписывающих знаков 4.1.1 - 4.1.6, ограничивающих направления дви­жения.

3. Предупреждает: встречное движение есть, а поперечного - нет, или оно не мешает.

При повороте налево надо уступать встречному транспорту.

1. Зеленый мигающий сигнал светофора (рис. Д).

2. Разрешает движение во всех разрешенных направлениях.

3. Предупреждает о том, что время действия зеленого сигнала заканчивается, а секундомер рядом может указывать, сколько секунд осталось ему гореть. Не пытайтесь увеличить скорость, чтобы успеть «проскочить» на зеленый сигнал. Он предупреждает, чтобы вы не прибегали к экстренному торможению, готовились к остановке заранее.

1. Зеленый сигнал светофора с включенной дополнительной секцией (слева стрелка - налево и выключенная дополнительная секция - справа) (рис. Е).

2. Разрешает движение прямо, налево и на разворот, «безусловно». Запрещает движение направо.

3. Предупреждает: в разрешенных направлениях движение безусловное, никому уступать дорогу не надо. Встречного и поперечного движения нет или оно не мешает (сравните с просто зеленым сигналом).

1. Красный сигнал светофора с включенной дополнительной секцией справа (стрелка прямо) (рис. Ж).

2. Разрешает движение только прямо условно, методом «просачивания».

3. Предупреждает: надо уступить дорогу всему транспорту, который движется с других направлений. Устанавливается этот светофор на Т-образном перекрестке против дороги, не имеющей продолжения.


В экзаменационных билетах для приёма теоретического экзамена на право управления транспортными средствами есть один вопрос, для которого требуются комментарии.


Билет 5, вопрос 19.

Вероятность возникновения аварийной ситуации при движении в плотном транспортном потоке будет меньше, если скорость Вашего транспортного средства:


1. Значительно меньше средней скорости потока.
2. Значительно больше средней скорости потка.
3. Равна средней скорости потока.

Правильным ответом является 3-й. Но есть небольшое «но». Этот ответ подходит для тех водителей, которые имеют хороший опыт вождения автомобиля. Преподаватель теории и инструктор по вождению в автошколе должны объяснить кандидату в водители какой категории водителей имеет смысл поддерживать скорость потока. Количество практических часов вождения в автошколе ничтожно мало. Поэтому за время практики в автошколе нет возможности освоить все ньюансы управления автомобилем, и редкий ученик может получить опыт вождения на скорости 70 - 90 км/час. В ПДД нет требования ехать со скоростью потока, как нет и рекомендации превышать скорость «как все». От скорости движения во многом зависит правильность управления машиной, как в городе, так и за его чертой. Водитель, находящийся за рулем автомобиля, должен учитывать огромное количество нюансов, от этого будет зависеть его безопасность, а также совместимость с другими автомобилями на дороге и пешеходами. Начинающий водитель (со стажем до двух лет) обязательно должен соблюдать тот скоростной режим движения, который предписывает ПДД или ограничения на знаках. Кроме того, управляя автомобилем, стоит учитывать и другие различные факторы влияющие на скорость: физическое и психологическое состояние водителя, интенсивность потока, загруженность дороги, количество полос, количество пассажиров в автомобиле, время суток, техническое состояние автомобиля, качество шин, погодные условия, а также качество дорожного покрытия. Примерно каждые 10 секунд водитель должен бросать взгляд в зеркала заднего вида, чтобы оценить ситуацию на дороге за собой. Время обзора должно быть не более 1 секунды, то есть за 1 секунду требуется оценить всех участников дорожного движения: слева, справа, сзади. Если водитель простужен и чихает, то для оценки ситуации на дороге ему требуется от 2 до 3 секунд, так как его глаза периодически закрываются.

А теперь посмотрите, как зависит пройденный путь автомобилем за 1 секунду от скорости:

Скорость, км/час 30 40 50 60 70 80 90 100
Пройденный путь за 1 сек., метры 8 11 14 17 19 22 25 28
Расстояние до полной остановки на сухой дороге, метры 6 11 16 23 31 41 52 64
Расстояние до полной остановки на мокром асфальте, метры 9 15 24 35 47 62 78 96
Расстояние до полной остановки на обледеневшем асфальте, метры 17 31 48 69 94 123 156 192


Находясь за рулём, водитель должен успевать: следить за показаниями приборов, равномерно удерживать автомобиль в ряду (в том числе при отсутствии разметки), правильно включать сигналы поворотников и своевременно их выключать, вовремя перестраиваться для совершения поворотов на перекрёстке, отслеживать траектории других участников движения (со всех сторон), прогнозировать ситуацию своевременного перестроения при заторе по ходу движения, видеть все знаки, пропускать пешеходов на переходах, пропускать пешеходов на остановках общественного транспорта, уступать дорогу общественному транспорту, помогать другим участникам дорожного движения попавшим в затруднительную ситуацию, отслеживать в поворотах траектории длинномерных транспортных средств, объезжать ямы и выбоины и т. д. Для начинающего водителя это слишком высокая нагрузка, особенно на большой скорости.

На наш взгляд, в первые 3 месяца вождения в городе не следует ездить со скоростью более 50 км/час. В дальнейшем, до года вождения, скорость не должна быть больше 60 км/час. На кольцевой и загородной дороге до года вождения - скорость не должна быть больше 60 км/час. Любому водителю, независимо от стажа вождения, следует двигаться с комфортной для него скоростью, то есть с той скоростью, с которой он не будет допускать ошибки при управлении автомобилем, и не будет уставать. Не надо ездить на пределе своих возможностей!

После года вождения, когда появиться больше опыта, можно
начать плавно повышать скорость, где это возможно (там где это разрешено и где это будет безопасно по дорожным условиям). Не забывайте про ограничение скорости, которые указаны в ПДД (правила дорожного движения написаны кровью). Каждые полгода записывайтесь на тестовое занятие с инструктором, на котором вам укажут на ошибки, вы получите рекомендации и полезные советы по дальнейшему совершенствованию водительского мастерства.

Теперь скажем пару слов про этику поведения на дороге. Если у вас маленькая скорость, то старайтесь по возможности придерживаться правого ряда. Если вы двигаетесь по загородной дороге (на которой по одной полосе в каждом направлении, присутствует сплошная линия) и за вами образовался длинный хвост из машин - включите правый сигнал поворота - понизьте скорость, плавно перестройтесь на обочину, остановитесь. Пропустите весь поток спешащих водителей, выйдите из машины, подышите свежим воздухом 5 - 10 минут. Поверьте на слово, все вам будут очень благодарны, а вы, отдохнув, броситесь в бой с новыми силами.

Вывод для водителей с любым стажем вождения: не надо пытаться ставить рекорды по скорости доезда до конечной точки назначения, Вы не участник «Формулы-1». Лучший приз для каждого водителя, это движение без ДТП (то есть экономия времени, денег и нервов). Если случиться так, что Вы опоздаете на работу - Вас за это не уволят. Лучше выехать из дома на 15 - 30 минут пораньше и ехать более спокойно. Не зря в народе появилась пословица: «Тише едешь - дальше будешь».

И напоследок дельный совет для тех, кто считает себя готовым к большим скоростям на городских дорогах: посетите «Картинг-центр» и проверьте сначала там своё мастерство на маленькой детской машинке; наберите в поисковике фразу - тест по проверке внимания и реакции для водителя и в спокойной домашней обстановке оцените свои возможности.


Занятия по вождению проводятся во всех районах Санкт-Петербурга.
Записаться на занятие по вождению Вы можете по телефону:
8-911-209-45-10
Мы подберём удобное для Вас время и место встречи.

М ы с радостью поможем Вам обрести уверенность за рулём автомобиля, преодолеть страхи и переживания. Просто позвоните нам!


Начнём со средних цифр, полученных анализом статистических данных и на основании беговых нормативов . Тут можно выделить четыре основных скорости.

44 км/ч - максимальная возможная скорость бега человека, скоростной рекорд.
30 км/ч - средняя скорость бега тренированного человека на короткой дистанции (100м - 400м).
20 км/ч - средняя скорость бега тренированного человека на средней дистанции (800м - 3км).
16 км/ч - средняя скорость бега тренированного человека на длинной дистанции (10км - 42км).

Замечание:
Все выводы сделаны для мужчин, для женщин показатели скоростей будут ниже.

Таблица cкоростей бега на различных дистанциях, в зависимости от разряда спортсмена

Дистанция 3 разряд,
скорость (км/ч)
1 разряд,
скорость (км/ч)
МСМК,
скорость (км/ч)
100м 29 32,4 34,8
400м 25 27,8 31,4
1000м 20 23,2 26
3км 17,4 20,2 22,9
10км 16 18,5 21,2
21,1км 15,6 17,7 20,3
42,2км - 16,1 19


Дополнение №1:
Тут надо заметить, что эти цифры означают не среднюю скорость бега человека, а среднюю максимальную скорость. То есть, в обычных условиях на тренировке спортсмены бегут на 10-30% медленнее своей максимальной скорости (зависит от типа тренировки). А именно эта самая максимальная скорость бега и учитывается нами в диаграмме, построенной на основе спортивных беговых норм.

Дополнение №2:
Второе замечание касается коротких спринтерских дистанций (100м - 400м). Здесь важный момент заключается в том, что максимальная скорость набирается постепенно. Если взять стометровку, то первый отрезок в 10м рекордсмены пробегут за 1,83с, а это всего 19,6км/ч. Второй отрезок (10м-20м) уже за 1,03с - а это уже 35,1км/ч. Примерно к пятому - седьмому отрезкам (50м-70м) рекордсмены выходят на свою максимальную скорость бега.

Некоторые выводы из таблицы с диаграммой:
1. 44км/ч - самая быстрая на данный момент зафиксированная скорость бега. Обладателем данного рекорда является Усэйн Болт - в 2009 году он пробежал стометровку за 9,58 секунд (средняя 37км/ч, а пиковую скорость он развил к 60-70 метру бега в 43,9км/ч). И это бег в идеальных условиях, и на очень короткой дистанции.
2. Даже элитные спортсмены не в состоянии развить скорость бега более 44км/ч .
3. Подавляющее большинство тренированных людей способны бежать со скоростью 20км/ч , но не более одного километра.
4. Средняя скорость тренированного человека в беге на дальние дистанции (10км, 21км, 42км) будет составлять около 15-18км/ч . Элитные спортсмены бегут быстрее: 19-21км/ч .