Автомобили российской сборки. ОАО "Ижевский автомобильный завод" (ОАО "ИжАвто"). Справка Какие авто выпускает ижевский автозавод

Автомобильная история Ижевского завода началась в 1965 году. Но история создания объединения ИжМаш началась почти три века назад. В 1763 году на реке Иж был построен завод по производству якорей для речных и морских судов. В 1807 году был заложен Ижевский оружейный завод. В 1933 году появились первые мотоциклы марки Иж.
12 декабря 1966 года с конвеера сошёл первый ижевский Москвич-408, который был точной копией московского. Первое время узлы и агрегаты поставлялись из Москвы.

В декабре 1967 года появилась новая модель - Москвич-412, которая уже отличалась от московской базовой модели. Отличия были как внешними, так и техническими. У ижевского варианта был усилен кузов за счёт соединения в единое целое передних и задних лонжеронов. Позже все серийные 412-ые Ижы начали комплектовать съёмными радиоприёмниками «УРАЛ», который в то время считался очень надёжным и качественным. Этот радиоприёмник имел встроенный источник питания и мог работать автономно, вне автомобиля. В свободную продажу УРАЛы не поступали, их ставили только на ижевский Москвич. Плюс к этому ижевский 412-й Москвич отличался высоким качеством сборки и, как следствие, был надёжнее московского «близнеца». Всё эти достоинства делали ижевский 412-й более привлекательным для покупателей. Эта модель продержалась на конвеере до 1994 года. (хетчбек ИЖ-2125 выпускался до 1997 года)
В 1968 году с конвеера в Ижевске сошёл первый фургон Москвич-434, для перевозки груза массой до 600 кг.
В 1973 году его заменил ИЖ-2715 Каблук, который стал самым массовым советским фургоном.

В 1970 году ИЖ-МАш сделал попытку создать первый в мире паркетный внедорожник. История жестоко умалчивает об этом факте, но именно на ИЖ-МАШе родилась идея и первые опытные образцы паркетного полноприводного внедорожника или как сейчас говорят кроссовера. .

В 1973 году вышла новая модель - ИЖ-2125 «Комби», которая была создана на базе Москвича-412. С началом выпуска этой модели в названии ижевских автомобилей изчезло слово Москвич.

В 1984 году появилась модель «Орбита» ИЖ-2126. В 2003 года она сменила название на ОДА. Универсал назывался Фабула. Конструкторы решили отказаться от популярного в то время переднего привода, который удачно был применён на моделях ВАЗ-2108 и Москвич-2141. Однако ИЖ-2126 к сожалению не стал народным автомобилем, в отличие от его предшественников, и ему было суждено стать последним в модельном ряду ИЖ. Попытки реанимировать его в начале 2000-х годов потерпели нудачу.Смена имени на «Ода» и частично оцинкованный кузов (о чём мечтали все советские автолюбители), а так-же выпуск универсала Фабула (на базе новой Оды)были уже сильно запоздалым решением. Была даже полноприводная версия Фабулы с инжекторным двигателем 1.6 от ВАЗовской Нивы. Неплохой, кстати, получился универсал-вездеход и если-бы дизайнеры поработали над внешним видом, то вполне можно было-бы возродить марку ИЖ. Но на дворе уже был 2005 год - в стране вовсю продавались автомобили иностранных автопроизводителей на любой вкус. Конкурировать с ними на старой платформе ИЖ-Орбиты (Оды) было уже бессмысленно. .

После завершения выпуска ИЖ-2126, на конвеере остался только каблук ИЖ-2717, наследник ИЖ-2715. Позже его сменил новый ижевский сапожок ИЖ-27175, созданный на базе ВАЗ-21043. Плюс к этому на ИжМаше уже полным ходом шла конвеерная сборка корейской КИА Спектра.

В начале 2009 года, в разгар кризиса, ИжМаш сократил объёмы производства. Весной ситуация стала почти критической и в августе 2009 года завод был признан банкротом. Свыше 5 тыс сотрудников были сокращены с выплатой двухмесячного пособия Однако в сентябре появились сообщения о том, что планируется возобновить выпуск автомобилей Kia Spectra. Этот автомобиль ранее был известен под именем Kia Sephia (хетчбек назывался Kia Shuma) и выпускался в Южной Корее с 1993 по 2004 год. В данный момент Ижевский автозавод принадлежит ВАЗу. В 2014 году На мощностях ИЖмаша была выпущена пилотная партия модели Lada Vesta.

В различных городах России работает множество предприятий автомобилестроения, многие из которых известны далеко за ее пределами. В перечне наиболее мощных производственных комплексов, работающих в сфере строительства машин, одно из первых мест занимает «ИЖАВТО» - завод в Ижевске, расположившийся на улице Автозаводской.

Данное предприятие относительно молодое – оно начало свою работу в 1965 году. Однако за время своего существования Ижевский автомобильный завод успел зарекомендовать себя как мощная площадка по производству машин, являющаяся одной из основных в России. Ижевский автомобильный завод имеет в своем составе профильные цеха, работа которых в совокупности обеспечивает проведение полного цикла создания автомобиля – от штамповки и литья деталей до окрашивания, сборки и оснащения.

Ижевский автомобильный завод, официальный сайт которого можно легко найти в интернете, постоянно обновляет линейку продукции. Это обеспечивается наличием высокотехнологичного импортного оборудования, позволяющего максимально автоматизировать процесс штамповки деталей и сборки авто. Автомобильное предприятие Ижевска, о вакансиях которого можно узнать по телефону, располагает штамповочным цехом на 37 линий общей мощностью 300000 автокомплектов ежегодно. Сварочные цеха завода оснащены современными автоматизированными роботами японского и германского производства.

Ижевский автомобильный комплекс, на сайте которого можно найти полную информацию о нем, также располагает цехом, оборудованным двенадцатью окрасочными роботами производства Германии. Используемое оснащение позволяет окрашивать автомобиль одновременно в 20 цветов.

В 2012 году на заводе «ИЖАВТО» началась масштабная работа по увеличению эффективности производственного процесса, в основу которой легла японская философия «кайдзен» - постоянное получение максимального эффективного результата при минимальных затратах.

Ижевский автозавод: продукция
За все время деятельности завода его модельный ряд регулярно менялся. С конвейера Ижевского автозавода в разное время сходили следующие машины:

  • различные модификации ИЖ;
  • ВАЗ 2104, 2106 и 21043;
  • Kia Spectra;
  • Kia Rio с двумя типами кузова и тремя типами двигателя;
  • Kia Sorento с двумя типами двигателя;
  • Renault и его модификации;
  • LADA GRANTA;
В настоящее время на автозаводе «ИЖАВТО» ведется активное производство LADA VESTA, созданного на платформе LADA B.

Сегодня в нашей стране собирают несколько десятков моделей иностранных марок, причем среди них представлены бренды со всего мира – США, Германия, Чехия, Франция, Япония, Китай, Южная Корея. В Калуге налажено производство престижных седанов Audi, в Калининграде – их главных конкурентов BMW. В Черкесске выпускают китайские модели Brilliance, Lifan и Geely, а в Набережных Челнах – американские Ford. На другом конце нашей страны, во Владивостоке, собирают японские Mazda и корейские SsangYong. И это лишь малая часть обширного списка иностранных моделей, производимых на отечественной земле.

Преимущества покупки автомобиля, изготовленного в России

Что дает простому автомобилисту тот факт, что приобретаемая им «иномарка» была сделана в России? Во-первых, такие модели продаются по гораздо более привлекательным ценам – ведь производителю не приходится платить весьма серьёзные ввозные пошлины. Во-вторых, то, что автомобиль был произведен в нашей стране, гарантирует высокий уровень сервиса и бесперебойное снабжение запасными частями.

Преимущества покупки иномарки российской сборки в «МАС МОТОРС»

В автосалоне официального дилера «МАС МОТОРС» представлена большая часть иностранных автомобилей, произведенных в России, – от престижнейшего немецкого седана Audi A6 до бюджетных моделей китайской марки Brilliance. В нашем салоне вы сможете увидеть все эти автомобили собственными глазами, одновременно и в одном месте, сравнить их и убедиться в том, что автомобили, которые собирают в России, ни в чем не уступают своим иностранным собратьям, сходящим с конвейеров заводов, расположенных на исторической родине бренда.

«ИжАвто» (Ижевский автомобильный завод) — российское автомобилестроительное предприятие, расположенное в Ижевске. Ранее являлся частью оборонного завода «Ижмаш». Контролируется «АвтоВАЗом» через дочернюю компанию «Объединённая автомобильная группа».

Появление Ижевского автозавода было обусловлено тем, что к середине 60-х годов в СССР производилось менее 150 тысяч легковых машин в год. На 1000 жителей страны приходилось 4 личных легковых автомобиля. В связи с этим ощущалась острая необходимость в комфортабельных и доступных автомобилях. Тем более что страна обладала в этот момент инфраструктурой, потенциально способной обеспечить развитие такой сложной отрасли, как массовое производство легковых автомобилей. Это наличие: сырьевых ресурсов, промышленного потенциала, большой ёмкости внутреннего рынка сбыта, соответствующего уровня научных, инженерно-технических кадров. Таким образом, имелись все предпосылки, чтобы в кратчайшие сроки решить задачу по строительству завода, выпускающего массовый легковой автомобиль на уровне мировых стандартов.

Ижевск в качестве производственной площадки был выбран не случайно. Выгодное геоэкономическое положение Удмуртии, а также концентрация крупных промышленных и оборонных предприятий в регионе стали определяющими в решении Президиума Верховного Совета СССР о месте организации нового автомобильного завода. Так, в 1965 году в составе государственного предприятия ИЖМАШ образовалось автомобильное производство - филиал №1.

Автозавод был построен в рекордно короткие сроки: в середине 1965 года начались земляные работы, а уже в декабре 1966 года появилась первая продукция - автомобили Москвич-408 . Эта модель положила начало популярной в СССР и зарубежье марке ИЖ. В начале и далее вплоть до 1967 все детали и комплектующие автомобиля поставлялись заводом АЗЛК (Москва). Начиная с 1967 года, Ижевский автозавод ведет освоение производством собственных разработок. Так, в 1967 году с конвейера сходит Москвич-412 , сконструированный в Ижевске и являющийся развитием модели Москвич-408 . В 1971 году модельный ряд Ижевского автозавода пополняется моделью КОМБИ - первый в СССР «лифтбэк» (или «нотчбэк») и первыми в СССР легкими коммерческими автомобилями в кузове фургон и пикап.

Одновременно с освоением нового модельного ряда с 1967 по 1971 год в строй вводились собственные производственные линии: прессовые и сварочные, установки для окраски кузова, линии конвейеров.

Все 1990-е автозавод находился в затяжном кризисе, так как не мог в рыночных условиях заменить собственными силами выпускавшееся еще с 1967 года устаревшее семейство ИЖ-412 /-2125 /-2715 новой серией легковых и легких коммерческих автомобилей ОРБИТА (позже Ода). Переход в 2000 году к новому собственнику позволил оздоровить финансовое состояние автозавода и начать освоение нового модельного ряда автомобилей.

За короткий период коллектив завода внедряет в рамках полномасштабного производства такие модели как ОДА 4х4 (полноприводная версия хэтчбэка ОДА), FABULA (универсал на базе ОДЫ), осваивает производство автомобилей LADA 2106 и LADA .

В рамках проекта организации лицензионной сборки автомобилей KIA в 2004 году начата глубокая модернизация производства и внедрение новых технологий. При этом завод осуществил переход на новые стандарты качества, организации и управления производством. Однако из-за роста в 2008-2009 годах стоимости машинокомплектов, закупаемых для производства моделей KIA, и общего падения спроса на автомобили Ижевский автозавод с мая 2009 года был вынужден остановить конвейер.

4 мая 2010 года утверждён план внешнего управления, предусматривающий возобновление деятельности завода, сдачу части его имущества в аренду, меры по снижению себестоимости работ, взыскание дебиторской задолженности, продажу части имущества, не связанного с основной деятельностью.

3 августа 2010 года на Ижевском автозаводе началась расконсервация оборудования основных производственных цехов (штамповки, сварки, окраски, сборки). В конце августа началось постепенное заполнение технологии производства автомобилей LADA и .

7 сентября 2010 года Председатель правительства РФ Владимир Путин, Президент - Председатель правления СБЕРБАНКа России Герман Греф и Президент ОАО "АвтоВАЗ" Игорь Комаров в рамках рабочего визита в Удмуртию посетили Ижевский автозавод, возобновивший производство автомобилей.

В апреле 2011 года по заказу ООО «ОАГ» на автозаводе началось производство автомобилей LADA 2107 . Под этот проект начался набор персонала и переход завода на двухсменный режим работы, сейчас на заводе трудится более 5 000 человек. Уже в октябре с конвейера предприятия сошел 25-тысячный автомобиль LADA 2107 .
В августе 2011 года коллектив автозавода достиг целевого значения по темпу производства - выпуск 10 000 автомобилей в месяц.
27 октября 2011 года состоялось закрытие сделки по приобретению АВТОВАЗом 100% долей ООО «Объединенная автомобильная группа». Сделка совершена в соответствии с условиями Меморандума о взаимопонимании по долгосрочному развитию и модернизации «ИжАвто», подписанного в присутствии Председателя Правительства РФ Владимира Путина в декабре 2010 года генеральным директором ГК Ростехнологии Сергеем Чемезовым, Президентом АВТОВАЗа Игорем Комаровым и Президентом СБЕРБАНКа России Германом Грефом.
17 апреля 2012 года с конвейера Ижевского автозавода сошел последний автомобиль LADA 2107 . Всего в Ижевске было выпущено 42,5 тысячи классических заднеприводных седанов.

25 июля 2012 года Ижевский автозавод официально начал производство автомобилей LADA Granta. Первыми с конвейера сошли автомобили в комплектации «стандарт», в сентябре началась сборка автомобилей Granta в комплектации «норма».

LADA Granta производится в Ижевске по полному циклу: технология сварки, окраски и сборки. Сварочный комплекс способен производить кузова двух типов: седан и хэтчбек. Сварка шасси и кузова осуществляется при помощи 28-х роботов в автоматической линии.

Система обеспечения качества на производстве LADA Granta в Ижевске разработана в соответствии с требованиями международных стандартов по качеству ИСО 9000 и политики в области качества АВТОВАЗа , которая учитывает и методики качества Альянса Renault-Nissan.

17 сентября 2012 года с конвейера Ижевского автозавода сошел последний автомобиль классического семейства LADA - универсал . История «классики» в России завершилась. За 11 лет (производство LADA 2106 в Ижевске стартовало в 2001 году) объем выпуска ижевской «классики» превысил 380 тысяч автомобилей и 40 тысяч разобранных серий для экспорта в страны СНГ.

В 2012 году Ижевский автозавод произвел 48 573 автомобиля, в том числе, 24 074 - LADA Granta. В планах на 2013 год - производство 60 тысяч автомобилей LADA Granta в комплектациях «стандарт» и «норма», а также работа по модернизации и повышению эффективности производства.
Проект развития предприятия предусматривает поэтапное освоение моделей Renault и Nissan - потенциальный совокупный объем производства на ижевской площадке превышает 300 тысяч автомобилей в год.

Никто доподлинно не знает, зачем в середине 60-х годов прошлого века всесильный член Политбюро ЦК КПСС Дмитрий Федорович Устинов, тогдашний куратор всего оборонного комплекса страны, пробил решение партии и правительства о строительстве автозавода в Ижевске. Говорят, «чтобы разрушить в нашей стране монополию Минавтопрома на производство автомобильной техники». Но тогда разрушать-то было нечего, легковые автомобили в мизерных количествах делали только на АЗЛК и ГАЗе! Более реальной кажется другая причина - внутренние интриги в Политбюро. Устинов выступил со своим предложением в пику другому члену Политбюро - А.Н. Косыгину, который «вел» автопром, а во второй половине 60-х подписал контракт с «Фиатом» на строительство завода в Тольятти. Вот Л.И. Брежнев и решил для равновесия поддержать амбиции оборонщиков.

Так это или нет, но в Ижевске началось строительство автозавода, который организационно должен был стать филиалом крупнейшего в стране военно-промышленного предприятия, мирового лидера по выпуску стрелкового артиллерийского вооружения. В качестве побочного производства в Ижевске еще с 30-х годов прошлого века делали мотоциклы, но автомобилями тут никогда раньше не занимались.

Первый «Москвич-408» в Ижевске собрали, как сейчас принято говорить, методом отверточной сборки 12 декабря 1966 года в здании НИИ «Прогресс» (цеха завода еще достраивались). Собственной модели у ижевцев тогда не было. Для первых партий все детали и комплектующие автомобиля поставляли из Москвы, с МЗМА, переименованного затем в АЗЛК. Производственные линии (прессовые и сварочные, окрасочные и сборочные) вводили в строй в течение нескольких лет, и полноценным завод стал только в 1971 году. Подряд на его оснащение современным оборудованием получила компания «Рено», игравшая первую скрипку и в перевооружении столичного АЗЛК. Но моторного производства в Ижевске не создали; автомобили ИЖ изначально комплектовали продукцией филиала другого оборонного завода - УМПО, где поставки Ижевску тоже долго воспринимали как обременительную нагрузку. Ведь главным потребителем был АЗЛК.

Словом, завод построили, и он ежегодно наращивал выпуск легковых автомобилей. Только вот для оборонщиков он оказался нежеланным ребенком, тем более что престарелый маршал Устинов довольно быстро потерял к нему интерес. Неудивительно, что собственные разработки конструкторов Ижевского автозавода в Москве воспринимали без энтузиазма и, как правило, клали под сукно. Хотя среди них были интересные и перспективные. В результате ни разу за свою историю предприятие не вышло на запланированную мощность - 200 тыс. автомобилей в год. Рекорд - 134 тыс. штук в 1990 году. Завод мог бы (теоретически) выпустить и больше (и спрос ведь был!), но снабжался комплектующими всегда по остаточному принципу.

СОШЕЛ С ОРБИТЫ

К началу 1990-х в Ижевске ценой неимоверных усилий сумели-таки разработать и довести до конвейера собственную модель - ИЖ-2126 «Орбита». Автомобиль остался заднеприводным, но все же был заметным шагом вперед по сравнению с базовой моделью «Москвич-412», выпускавшейся аж с 1967 года. Первая партия хэтчбеков сошла с конвейера весной 1991-го.

А дальше - развал СССР, разрыв хозяйственных связей, эпоха свободных цен. Сказать, что Ижевский автозавод оказался к этому не готов, - значит не сказать ничего. Юридически он даже не существовал, а был всего лишь не самым большим подразделением огромного, неповоротливого почтового ящика, где работало больше 100 тыс. человек! И если остальные автозаводы страны акционировались уже в 1992 году и пытались выплыть самостоятельно, то Ижевский - героически тонул вместе со всем производственным объединением «Ижмаш».

«Орбиту» в массовую серию запустить не удалось, а кому нужны архаичные «четыреста двенадцатые», когда стали доступны новые вазовские «семерки» и «девятки» да и приличные подержанные иномарки! К середине 1990-х выпуск автомобилей в Ижевске упал катастрофически - до 5 тыс. машин в год; конвейер простаивал месяцами, большая часть квалифицированных кадров с тонущего предприятия ушла. А что делать, если зарплату не выплачивают по полгода?

В 1996 году предприятие наконец-то вывели из состава холдинга «Ижмаш», формально оно стало самостоятельным. Правда, называлось странно: ДАО «Ижмаш-Авто». ДАО - дочернее акционерное общество, все его акции принадлежали оборонщикам. Но это не важно, зато завод получил возможность искать партнеров (в том числе зарубежных), предлагая им стать акционерами предприятия. Тогда, в 1997–1998 годах, в город начали наезжать иностранные гости. Более того, были подписаны меморандумы сразу с двумя зарубежными и одной российской компанией, да еще какими! С фирмой «Хёндай» согласовали проект сборки до 250 тыс. «акцентов» в год; хотели развернуть и производство моторов - до полумиллиона штук. С концерном «Фольксваген» практически договорились собирать в Ижевске две модели «Шкоды» - «Фелицию» и «Октавию»; по этому поводу в декабре 1998 года даже было подписано российско-чешское межправительственное соглашение.

АВТОВАЗ обещал помочь развернуть полноценное производство «Орбиты» (и поставлять для нее моторы), а также перенести в Удмуртию сборку «Нивы». Увы, ничего не сложилось. В Ижевске собрали всего 200 седанов «Хёндай-Акцент» и 50 вседорожников ВАЗ-2121, а «Шкода» сюда даже не доехала. Еще бы, в России бушевал экономический кризис, спрос на автомобили упал, так что вполне хватало мощностей уже существующих заводов. До новых ли проектов! Ижевский автозавод снова оказался практически на грани закрытия... И вдруг спасение пришло, откуда не ждали, - из Самарской области.

«СОЧНЫЕ» ГОДЫ

Группа «СОК» была одной из самых закрытых организаций в России. Компания предприимчивых молодых самарцев во главе с Юрием Качмазовым начинала в 90-е годы прошлого века с изготовления пластиковых окон, затем торговала автозапчастями, а после и ВАЗами. Вскоре СОК стал крупнейшим дилером Волжского автомобильного завода. Дальше - больше: самарцы скупили акции ведущих поставщиков АВТОВАЗа - сызранского завода «Пластик», владимирских «Автоприбора» и «Автосвета», ОСВАРа и т. д., - и к началу 2000-х Группа «СОК» чувствовала себя в Тольятти полноправным партнером. Более того, в 1998 году она даже запустила собственный автозавод «РосЛада» в Сызрани, где собирали «классические» модели ВАЗ. Приход соковцев на крупнейшее в регионе (и при этом простаивающее) автопредприятие выглядел логичным шагом. Переговоры начались в 1999 году, а в 2000-м СОК стал акционером завода «Ижмаш-Авто». До сих пор неизвестно, сколько заплатили самарцы за огромный завод, но вряд ли больше 10–20 млн. долларов. Однако других-то покупателей не было!

Молодые менеджеры сразу принялись за работу: объявили набор сотрудников, восстановили старое оборудование и закупили новое, занялись созданием дилерской сети.

Начало 2000-х вспоминают в Ижевске с ностальгией. На конвейер наконец-то удалось поставить модель ИЖ-2126, переименованную в «Оду», да еще и с оцинковкой (помните рекламу?). Дала свои плоды и дружба руководителей СОКа с АВТОВАЗом: в Ижевск перенесли производство сначала «шестерки», а затем и ВАЗ-2104. В 2003 году в модельном ряду ИЖ появился долгожданный универсал «Фабула», а затем и полноприводный автомобиль.

Начались переговоры с корейской «Киа» о производстве в России ее моделей; для этого создали компанию «СОКиа». Словом, Ижевский автозавод (к тому времени он именовался «ИжАвто») восстал из пепла, и Гран-при «За рулем» в номинации «Прорыв года» - за возрождение завода и марки - был ему присужден в 2001 году совершенно заслуженно.

В конце 2004 года основным акционером АВТОВАЗа стала компания «Рособоронэкспорт» (ныне - ГК «Ростехнологии»), и с этого момента начался закат Группы «СОК». Оборонщики не любили «самарских» (наверное, было за что, ведь СОК по-прежнему оставался очень темной структурой) и приложили немало усилий для того, чтобы вытеснить их не только из Тольятти, но и из автобизнеса вообще.

Эта война не могла не сказаться на положении Ижевского автозавода. В 2005 году быстро свернули производство собственной модели ИЖ-2126. Причин тому две: падение спроса и перебои с поставкой двигателей из Тольятти. В том же году прекратили выпуск ВАЗ-2106. Выручило «ИжАвто» то, что чуть раньше Группа «СОК» и сама взяла курс на промышленную сборку иномарок. Первым ижевскую прописку получил корейский седан «Киа-Спектра». Модель, уже снятая с производства в самой Корее, все-таки была передовой по сравнению с заднеприводными ВАЗами и ИЖами: усилитель руля, подушки безопасности, антиблокировочная система, кондиционер, коробка-автомат! Ничего этого доселе Ижевский автозавод своим покупателям не предлагал.

И хотя «Спектра» была в два-три раза дороже «Оды» и «Жигулей», она пользовалась немалым спросом: выпустили почти 110 тыс. седанов. Затем в Ижевске начали собирать мелкие серии вседорожника «Киа-Соренто», седана и хэтчбека «Рио». Дела шли неплохо, пока страну не тряхнул новый финансовый кризис - в 2008 году. Спрос на автомобили в России упал практически вдвое. Продажи «четверок» и «каблучков» резко снизились, а корейцы потребовали предоплату за машинокомплекты для сборки моделей «Киа». На заводе же к тому времени висели приличные долги.

Снова начали сокращать персонал, а в марте 2009 года конвейер остановили. И вдруг новость: СОК, оказывается, продал завод его же руководителям за 200 млн. долларов, причем не живыми деньгами - мол, новые владельцы расплатятся из выручки за еще не выпущенные и не проданные машины! Прокуратура, обвинив СОК в выводе активов предприятия и преднамеренном банкротстве, возбудила уголовное дело. А в феврале 2011 года основной собственник СОКа Юрий Качмазов и целый ряд других руководителей холдинга и завода были объявлены в международный розыск. Полтора года цеха простояли пустыми, пока представители Сбербанка (ему после банкротства достался завод) и внешний управляющий пытались разобраться в ситуации и найти возможность снова выпускать автомобили. Ведь, с одной стороны, есть вполне современное производство и квалифицированный персонал, с другой - долг перед кредиторами (Сбербанком в первую очередь) составляет 13,5 млрд. рублей. С этим как жить и работать?

НОВЫЙ ХОЗЯИН

Вынужденный простой продлился больше года. Только в конце сентября 2010-го c конвейера (после банкротства компания получила название «Объединенная автомобильная группа», ОАГ) сошла первая партия универсалов ВАЗ-2104, а через месяц - фургонов ИЖ-27175. Ставку на «Жигули» сделали не от хорошей жизни: только этот автомобиль можно было быстро и дешево запустить в производство.

Впрочем, площадка в Ижевске быстро стала привлекательной: сразу несколько крупных компаний изъявили желание инвестировать средства и наладить здесь производство своих моделей. Бизнес-предложения сделали альянсы «Хёндай» - «Киа» и АВТОВАЗ - «Рено» - «Ниссан»; о желании приобрести завод заявили руководители калининградского АВТОТОРа. Между прочим, корейцы всерьез рассчитывали на ижевскую площадку, где уже имелось все оборудование, необходимое для выпуска «Спектры», «Соренто» и «Рио». А еще они намеревались собирать здесь грузовики «Хёндай». Был бизнес-план и у АВТОТОРа.

Но Сбербанк, основной кредитор «ИжАвто», решил иначе. Вернее, за него решило правительство РФ: 17 декабря 2010 года руководство «Ростехнологий», основного акционера АВТОВАЗа, в присутствии премьер-министра Владимира Путина подписало со Сбербанком меморандум о покупке долгов и активов завода-банкрота. В результате Сбербанк переуступил «Ростехнологиям» большую часть долга «ИжАвто», причем за деньги федерального бюджета. Сделка была окончательно завершена в конце октября 2011 года, когда АВТОВАЗ за 1,7 млрд. рублей приобрел «Объединенную автомобильную группу», которая управляет делами Ижевского автозавода.

Впрочем, иного развития событий никто и не ждал, ведь к тому времени автовазовцы уже год как рулили в Ижевске. Весной 2011 года туда из Тольятти полностью перешло производство заднеприводных моделей ВАЗ. Летом по соглашению с корейской стороной собрали последнюю партию автомобилей «Киа» (2,5 тыс.), а с осени на заводе идет монтаж оборудования для выпуска «Лады-Гранта».

По планам, бюджетная «Лада» начнет сходить с конвейера «ИжАвто» уже во второй половине этого года, а «Жигули» отправятся на заслуженную пенсию (спрос на «четверки» и «семерки» с окончанием программы утилизации резко упал). По некоторым сведениям, именно в Ижевске будут также собирать по полному циклу две популярные модели «Рено»: хэтчбек «Сандеро» и кроссовер «Дастер». Через два года ежегодный объем производства достигнет 150 тыс. машин! «ИжАвто» рассчитан на выпуск 220 тыс. машин в год, но после модернизации (АВТОВАЗ намерен за нее взяться) здесь можно будет собирать до 360 тыс. автомобилей.

А пока, по нашим данным, в этом году в Ижевске выпустят минимум 70 тыс. машин, в том числе три модели «Рено» (методом крупноузловой сборки): «Колеос», «Меган» и «Сценик». Условия промсборки, которые распространяются на Ижевский автозавод, как часть группы АВТОВАЗ - «Рено» - «Ниссан», это позволяют.

Так что сегодня планы бывшего оборонного предприятия вполне оптимистичные. Огромный долг в 13 млрд. рублей уже не так страшен, когда за спиной - международный автомобильный альянс из трех крупнейших компаний, а также российское правительство.

Ижевский автозавод выпустил первый автомобиль в декабре 1966-го. Производственная мощность сегодня - 220 тыс. автомобилей в год, количество занятых - 5,7 тыс. человек. Самая популярная модель - «Москвич-412» (выпускали с 1967-го по 1998 год); собрано 2,3 млн. таких машин.

Схема открывается в полный размер по клику мышки.