Церковь преображения господня в кижах. (31 фото) 22 главая церковь в кижах

Церковь Преображения Господня находится на острове Кижи, что на Онежском озере, к северо-востоку от Санкт-Петербурга. Главной особенностью сооружения является то, что церковь полностью сделана из дерева, а при строительстве не было использовано ни одного гвоздя!

По некоторым данным церковь была заложена ещё в конце XVI века, однако из-за пожара, вызванного ударом молнии, была полностью уничтожена. Церковь, которую мы видим сегодня, построили в 1714 году. Сооружение имеет своеобразный вид. Многочисленные купола в форме луковиц придают церкви сказочный облик. Находясь неподалёку от церкви, кажется, что оказался в старинной русской былине!

Церковь Преображения Господня построена в лучших традициях русского плотничьего мастерства. Кажется невероятным, но для постройки столь масштабного сооружения, высота которого достигает 37 метров, не потребовалось ни одного гвоздя! Лишь “чешуйки” на лемехах куполов были прихвачены маленькими гвоздями! К сожалению, имена мастеров, построивших удивительную церковь, стёрло время.

Дерево считается довольно сложным материалом для строительства построек сложной формы, однако кижские мастера были настоящими знатоками своего дела. Перед ними была поставлена цель построить храм округлой формы. Для этого кижские мастера выбрали восьмерик в качестве основной фигуры при постройке.

Когда главная часть храма была готова, строители начали работу над боковыми прирубами, ориентированными по сторонам света. В результате, общая конструкция церкви чем-то напоминает крест.

Всего восьмериков в здании три. Все они двухъярусные и каждый немного ниже предыдущего. Такое расположение придаёт строению очертания пирамиды. Углы главного восьмерика украшены бочками и главами. Нельзя не отметить щедрость прихожан того времени, так как именно на их пожертвования и велось строительство храма. Сам храм считается летним, и зимой службу в нём не проводят.

Иконостас церкви Преображения Господня считался одним из самых крупных среди храмов Олонецкой губернии. Высота иконостаса достигает 8 метров, а длина больше 25 метров. Всего в иконостасе насчитывается 101 икона, а сам он оформлен многочисленными декоративными элементами!

Церковь Преображения Господня в Кижах является памятником федерального значения и частью культурного наследия РФ. К сожалению, в последние годы храм переживает не самые лучшие времена. Так реставрация церкви осуществляют просто варварским методом.

Считается, что для правильной реставрации подобных сооружений необходимо заменить вышедшие из строя деревянные элементы на аналогичные, созданные такой же технологии, что и оригиналы. Однако большинство деревянных элементов заменяется на металлические.

Ещё в 80-ых годах прошлого века интерьер церкви был сильно нарушен. Были уничтожены не только многочисленные деревянные конструкции (полы, балки, прогоны), но и вставлен металлический каркас.

На сегодняшний день большинство оригинальных элементов церкви Преображения Господня уничтожено. Реставрация ведётся не с целью сохранения исторической значимости объекта, а с точки зрения туристической привлекательности. Остаётся надеется, что храм всё-таки переживёт столь трудные для него времена и сохранится в исходном виде…

Двадцатидвухглавая Преображенская церковь удивительно соразмерна и величественна. Церковь возведена на Кижском погосте в 1714 году на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Она поднимается на 37 метров (это высота 11-ти этажного дома). Строительство связывают с именем мастера Нестора: предание гласит, что закончив работу, забросил он топор далеко в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой».

Церковь вся срублена из дерева. Несмотря на кажущуюся сложность композиции, план и объемно-пространственная схема Преображенской церкви предельно просты. В ее основании лежит так называемый двадцатистенок, т.е. восьмерик с четырьмя прирубами - более низкими частями здания, органически включенными в общую композицию и примыкающими к четырем взаимопротивоположным граням восьмерика. На нижнем. Самом большом восьмерике стоит другой, поменьше, на нем еще один - самый маленький. Верх каждого прируба двухступенчатый, а каждый уступ покрыт стрельчатой бочкой с куполом. Стрельчатая бочка - это одна из форм кровли: оба ее ската закруглены, а вверху они сходятся под острым углом наподобие киля у лодки. Нижний ярус состоит из четырех глав, над ним другой, такой же. Третий ярус уже из восьми глав, стоящих на бочках, которые венчают каждую грань нижнего восьмерика. Еще выше ярус из четырех глав, стоящих на среднем восьмерике, и, наконец, на верхнем восьмерик стоит одна. Но самая большая глава, завершающая всю композицию. Последняя, двадцать вторая, находится ниже всех - над алтарной частью. Вся многоглавая пятиярусная композиция вписана в один четкий и цельный пирамидальный объем. Главы первого, нижнего, яруса больше главок второго. Главы третьего, среднего, яруса больше всех остальных, а верхнего, четвертого, - меньше всех. Последняя. самая большая центральная глава дает завершающий композиционный акцент, отмечая высоту всего сооружения.

«Двадцатистенный» план предопределил весьма существенную особенность архитектурного образа Преображенской церкви - центричность и высотность композиции. Крыльцо церкви просторное, широкое, парадное, с двумя лестничными маршами. Нижние площадки перекрыты двухскатными кровлями, лежащими на резных столбах, а верхняя покоится на кронштейнах из мощных бревен. Вместе с лестничными маршами она покрыта общей крышей, благодаря которой все крыльцо обретает законченность и цельность композиции. Пятигранный портал с широкими массивными косяками и тяжелыми дверными створками - вход в церковь. За ним низкая, темная галерея-сени. Против главного входа с крыльца почти такая же дверь с порталом, ведущая в центральный восьмерик - основное помещение церкви. По контрасту с низкой галереей церковь выглядит светлой, высокой, торжественной. Над головой - «небо» - многогранный пирамидальный потолок. Конструктивной основой «неба» служит жесткий каркас, состоящий из радиально направленных наклонных балок, собранных в центре вокруг прочного замкового кольца. Треугольные просветы между ними были заполнены щитами-иконами, безвозвратно утраченными в годы Великой Отечественной войны, сохранились лишь обрамлявшие их узкие доски-тябла. Сам каркас «неба» и роспись балок сохранились подлинные: по белому фону орнаменты растительных мотивов - красные, желтые, синие, зеленые. Орнамент ни на одной из шестнадцати балок не повторяется. Иконостас выполнен в середине 18 века. От более раннего убранства сохранилось лишь несколько икон.

По типу Преображенская церковь - это «летний» или «холодный» храм. В ней служили лишь в особо торжественных случаях, да и то лишь в течении короткого северного лета. Ее сруб сложен «насухо» без прокладки пазов мхом и паклей; у нее нет зимних рам и двойных дверей, утепленного пола и потолка.

Литература: Ополовников А.В. Русский Север. М.: Стройиздат, 1977. Путеводитель Мир вокруг нас. Карелия. М.: ИД «Симон-пресс», 2003



Кижский погост — одно из древнейших русских поселений Заонежья — сохранил до наших дней две церкви, принадлежащие к числу наиболее значительных созданий русского деревянного зодчества.

Первая из них, Преображенская, построенная в 1714 г., имеет вид восьмерика с четырьмя прирубами, увенчанного двадцатью двумя главами. Внутри интересен потолок «небом» с балками, украшенными росписью, и трёхстенный иконостас 18 в. Наружная тесовая обшивка стен и покрытие бочек и глав железом — поздние.

Вторая церковь — Покровская 1764 г. На невысокой кровле восьмерика девять маленьких восьмериков, несущих главы на круглых шеях; десятая глава увенчивает бочку, покрывающую алтарь. Церковь обшита тёсом, но сохранила лемеховое покрытие глав и бочки и алтаря и тесовое на курицах и потоках трапезной.

Отдельно стоящая шатровая колокольня, построенная в 1874 г. на месте старой, является приблизительным воспроизведением последней.

В настоящее время ведётся очередная реставрация всемирно знаменитой Преображенской церкви, вызывающая крайне негативную критику. По сообщениям официального сайта Кижского заповедника, поводов для беспокойства нет. По мнению профессионалов, критикующих избранную методику лифтинга, «проект носит экспериментальный характер и его реализация нанесет невосполнимый вред храму. В настоящее время проблему изучают эксперты ЮНЕСКО.

http://www.archnadzor.ru/2011/03/05/russkoe-derevo-5/



Христианизация Обонежья связана с приходом в эти края, богатые рыбой и пушниной, новгородцев. Уже в ХII веке Новгород прочно утвердился на берегах Онежского озера. Местные племена частью были оттеснены на северо-запад, частью ассимилировались с пришельцами, приняв их обычаи, язык и - веру. Видимо, именно в это время на острове Кижи появилась первая церковь или, по меньшей мере, часовня. До новгородцев здесь жили прибалтийско-финские племена весь и корела. Они то и дали острову название Кижи - от слова "кижат", что означает "игрища". Согласно предположениям исследователей, в те стародавние времена на острове располагалось языческое капище, ведь как известно, языческие обряды часто сопровождались ритуальными играми, песнями и плясками. В пользу этого предположения говорит, как ни странно, и тот факт, что именно на острове Кижи сформировался храмовый ансамбль, ибо церкви часто ставились на тех местах, откуда были изгнаны идолы. В конце ХV века Новгород со всеми обширными владениями вошёл в состав Московского государства. Кижи к этому времени являлись центром Спасо-Кижского погоста (здесь уже был храм во имя Спаса - и, скорее всего, именно Преображенский), охватывавшего южную часть Заонежского полуострова с полутора сотнями деревень.

Первое документальное упоминание о Кижах относится к 1582 году - более ранние записи, к сожалению не сохранились: "Погост Спасский в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святая Богородицы". Более обстоятельно описываются кижские церкви в 1616 году: "А на погосте Боголепного Спасово Преображения деревянной с папертьми верх шатровой и Покрова Пресвятой Богородицы, теплой, тож деревянной". Тогда же упомянута и колокольня ("колокол на колокольне"). Это, однако, был не тот ансамбль, что существует ныне, а его предшественник, сгоревший от удара молнии в начале 1690-х годов (в документальных источниках указан 7202 год от сотворения мира, начинавшийся в сентябре и соответствовавший 1693-1694 годам от Рождества Христова). Вскоре после пожара началось строительство нового храмового комплекса. Сначала построили клетскую (имевшую вид избы с прирубленной алтарной частью) церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а затем началось возведение Спасо-Преображенского храма. Заложили его в 1714 году, 6 июня, о чём имелась соответствующая запись на кресте, хранившемся в алтаре церкви.

Существует предание, что строил церковь некий мастер Нестор, закинувший после окончания работы свой топор в озеро со словами: "Не было, нет и не будет такой". Но это только легенда - как и то, что план будущей постройки собственноручно начертил Пётр I; имена же реальных "художников топора" нам неизвестны. Возможно, однако, это были те самые мастера, что шестью годами раньше построили многоглавую церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анхимове (нынешний Вытегорский район). Церковь эта, к сожалению, сгорела в 1963 году от случайного костра, разведённого неподалёку какими-то доморощенными Геростратами, но остались изображения и описания, подтверждающие её удивительное сходство с кижскими храмами. Принято говорить, что храм Спаса-Преображения выстроен без единого гвоздя, но это всё-таки некоторая "полуправда". Гвозди при строительстве использовались - ими прибивали лемехи, покрывающие главки, чтобы те держались прочно и ровно. Сам сруб, несмотря на кажущуюся "фантастичность", устроен довольно просто и представляет собой двадцатистенок, то есть восьмерик с четырьмя прирубами. Брёвна сложены "насухо", без обычной прокладки из мха или пакли, так как церковь изначально возводилась как летняя и не нуждалась в дополнительном утеплении. Служили здесь от Пасхи до Покрова.

Кижский храмовый ансамбль в конце ХVIII века был объёктом если не исследований, то во всяком случае, заинтересованного внимания путешественников, посещавших Петрозаводск по казённой или своей надобности. Так, естествоиспытатель Н. Я. Озерецковский, совершивший в 1785 году плавание по Ладожскому и Онежскому озёрам, отмечал: "Близ Климецкого острова лежит также остров Кижской, которого длина не более 5 вёрст; на нем погост того же названия и состоит из двух деревянных церквей, из коих одна о 23 глвах и стоит на возвышенном месте; вид ея весьма красив. Прихожан обоего пола к сему погосту причислено 2358 человек".

В 1827 году Кижский приход, относившийся прежде к Новгородской и Архангельской епархиям, вошёл в состав новообразованной Олонецкой епархии. Приписано к нему было около пятидесяти деревень с десятью часовнями. Владели кижские храмы и некоторым - впрочем, весьма скромным - количеством земли: 20 десятинами пахотной и 11 десятинами покосной. Кроме того, церквам принадлежали два дома для причта. Местные жители активно жертвовали средства на содержание и украшение храмов. Так, в 1829 году прихожане собрали более двух тысяч рублей на обивку железом глав Спасо-Преображенской церкви - в соответствии с тогдашними представлениями о благолепии. Сохранились в документальных источниках и упоминания о "единоличных" жертвователях, вкладывавших в храм иконы и предметы церковного обихода. Тем не менее, приход не был богат. Описание ризницы Преображенской церкви поражает своей "аскетичностью". Среди прочего имущества, очень некорыстного, помянуты "венцы для брачующихся сосновые, из них женский расколот", напрестольный кипарисовый крест и резные иконы Божией Матери и Иоанна Предтечи". О скудости средств, которыми располагал приход, можно судить и по тому, что в начале 1870-х годов, когда в Преображенской церкви проводился очередной крупный ремонт (содержать в порядке такую большую церковь было не так-то просто), кижане специально просили у епархиального начальства разрешения на отмену некоторых из запланированных ранее работ по переустройству трапезной. Очевидно, что сделать это их заставила необходимость экономии.

В начале ХХ века Кижи получили всероссийскую известность. Сюда зачастили живописцы, исследователи, архитекторы. Побывали на Кижах и такие влюблённые во всё древнерусское художники, как Игорь Грабпрь и Иван Билибин. Билибин отозвался восторженными словами: "Нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах!" Революционные "новшества" дошли до Кижей не сразу. В 1920 году Кижский погост поставили на государственный учёт как памятник архитектуры, что, однако, не помешало проведению богослужений. Только в 1935 году сельсовет организовал по семнадцати местным колхозам голосование о закрытии кижских церквей. Что характерно, за закрытие проголосовали лишь восемьдесят человек, а за то, чтобы в храмах служба продолжалась, - тысяча. Но голосование оказалось лишь пустой формальностью. Несмотря на недвусмысленно высказанную волю колхозников, в феврале 1937 года власти постановили закрыть Преображенскую церковь для прихожан, оставив, впрочем, в их пользовании Покровскую. Кижане писали жалобу в Москву (отважный поступок для 1937 года), которая, конечно, помочь уже не могла.

Осенью 1937 года в Преображенском храме отслужили последнюю литургию. Вскоре после этого был арестован последний настоятель кижских храмов о. Алексий (Петухов). Через месяц его расстреляли. Так прекратилась служба и в Покровской церкви. Во время Великой Отечественной войны Кижи оказались на оккупированной финскими войсками территории. Финны, к попавшим в их руки памятникам архитектуры отнеслись рачительно (даже слишком - вывезли все иконы из иконостаса Преображенской церкви в Финляндию), а вот людям пришлось гораздо тяжелее. Многие кижане прошли через концентрационные лагеря, устроенные финнами для русского населения Карелии. Вернуться на родную землю после ухода оккупантов довелось не всем.

В августе 1945 года на Кижи прибыла экспедиция архитекторов и реставраторов, по результатам которой был составлен план первейших аварийных работ. Они начались в 1947 году, а с 1949 года проводились силами специальной проектно-реставрационной мастерской. В неё входили, в частности, местные плотники, перенявшие от отцов и дедов традиции мастерства. Руководил реставрацией московский архитектор А. В. Ополовников принявший решение вернуть - насколько это возможно - храмам первоначальный облик, "заретушированный" позднейшими поновлениями. Работы в целом завершились к концу 1950-х годов. Тогда же, в 1959 году, было утверждено положение об архитектурном заповеднике на Кижах, и началось "собирание" деревянных строений из окрестных деревень. Интерес к кижским памятникам постепенно возрастал, выходя за границы научно-художественного сообщества. Способствовало тому увлечение Русским Севером, распространившееся в среде советской интеллигенции в 1960-е годы. И на Кижи, приобретшие в 1969 году статус Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника, началось настоящее паломничество - причём международного масштаба.

В 1990 году ансамбль Кижского погоста вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Регулярные службы на Кижах проводятся с 1997 года - пока только в Покровской церкви, поскольку Преображенская реставрируется и закрыта для посещений. В дальнейшем предполагается возобновить богослужебную жизнь и в этой церкви. Но "регулярная" приходская жизнь на Кижах невозможна, большинство богомольцев приезжает сюда из Петрозаводска, и в 2003 году был принято, пожалуй, самое приемлемое в сложившейся ситуации решение. Согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при Спасо-Преображенском храме открыли Патриаршее подворье. Настоятелем его назначили иерея Николая Озолина. Кижский погост вновь "осмыслился" своим исконным смыслом, стены его вновь выросли в меру своего высокого предназначения - нести людям весть о "едином на потребу".



Церковь Преображения Господня принадлежит к числу наиболее знаменитых памятников архитектуры в нашей стране. Более того - её известность простирается далеко за пределы России, превращая Кижи в популярнейший туристический объект. Повсеместно в путеводителях говорится о неповторимом своеобразии Преображенского храма. Эти слова справедливы - но лишь отчасти. До 1963 года невдалеке от Кижей можно было увидеть церковь, весьма схожую с кижской. Речь идёт о церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анхимове, что на Вологодщине. И. Э. Грабарь, имевший в своё время возможность видеть оба храма, писал о них: "Не подчиняясь никаким символам и руководствуясь, по-видимому, лишь одной идеей создать храм Божий, необыкновенный по своему величию и виду, в котором главы отмечают только святость места, строители создали два из ряда вон выходящих памятника народного искусства - храм в Вытегорском посаде и храм в Кижах. Оба они построены в начале ХVIII века и, в сущности, тождественны по приёму".

Сейчас анхимовской церкви не существует, и у храма Спаса Преображения не осталось "близких родственников", хотя в определённом смысле ему родственны все деревянные храмы Русского Севера. Конструктивной основой Спасского храма является восьмерик с четырьмя прирубами, ориентированными по сторонам света. Алтарный (восточный) прируб в плане имеет форму пятиугольника. С западной части к основному объёму примыкает невысокий сруб трапезной. На нижний восьмерик храма поставлены ещё два, меньших размеров, что придаёт храму "пирамидальность". Преображенская церковь имеет двадцать две главы, размеры и формы которых различаются от яруса к ярусу, сообщая всему зданию особый "ритм". Первоначально, по всей видимости, храм имел двадцать пять глав (во всяком случае именно о двадцати пяти главах сообщает известный путешественник Я. Я. Мордвинов, побывавший на Кижах в 1752 году).

Следующий отзыв о числе глав Преображенского храма принадлежит перу Н. Я. Озерецковского - он насчитал их двадцать три. Что касается Покровской церкви, то она, существуя до середины ХVIII века в шатровом исполнении имела всего две главы. Несомненно, что приведение числа глав храмового ансамбля к определённому числу (33:22 на Преображенском храме, 10 на Покровском, 1 на колокольне) связано с христианской символикой 33 главы по числу 33 лет земной жизни Спасителя. Главки деревянных церквей традиционно покрывают осиновым лемехом - дощечками, имеющими с одной стороны клинообразное (уступами), либо округлое завершение. Осину в качестве материала для лемеха выбирают благодаря её особым свойствам: со временем она начинает красиво серебриться на солнце.

Многоглавие Спасо-Преображенской церкви не явилось ошеломляющей новинкой в русском зодчестве. Скорее - это хорошо забытое старое, ведь из летописей известно, что первый (деревянный) Софийский собор в Новгороде был "о тринадцати верхах". Это число символизировало Спасителя и двенадцать апостолов. Интересное наблюдение сделала также исследователь В. А. Гущина, связав кижское многоглавие с более распространённым шатровым завершением северных деревянных церквей: "Многоглавие Преображенской церкви, собранное в чётко выраженный пирамидальный силуэт, словно возродило шатровое завершение, утвердив его в новой многоглавой форме..." Стены церкви Спаса Преображения срублены самым распространённым способом - "в обло" (или "в чашу"), когда брёвна укладываются в венцы "с остатком". В бревне при таком способе кладки сверху делают выемку, в которую помещается вышележащее бревно. Примыкающая с западной стороны к основному срубу Преображенской церкви трапезная покрыта трёхскатной кровлей. Вход в неё оформлен двухвсходным крыльцом. Трапезная в северном храме являлась самой "светской" его частью. Здесь производились записи о венчании, крещении, отпевании. И здесь же проходили крестьянские сходы (суемы), а также решались многие насущные для жизни прихода дела.

На протяжении веков внутреннее убранство церкви Преображения Господня претерпевало закономерные изменения. Будучи поновляемо в соответствии с необходимостью (обветшание) и тенденциям времени, к началу ХХ века, когда в отношении храма стали проводиться первые искусствоведческие изыскания, оно "ушло" далеко от первоначального своего вида. Пол был выкрашен, стены обшиты досками, а в алтаре - оклеены обоями.

Первое обследование интерьеров храма произвели в 1926 году участники Всероссийской экспедиции Центральных реставрационных мастерских под руководством И. Э. Грабаря. Оно было довольно поверхностным, поскольку экспедиция работала на острове всего три дня. К началу Великой Отечественной войны Спасо-Преображенский храм несколько лет как пустовал. Службы в нём не проводились с 1936 года. В 1943 году финские оккупационные войска вывезли иконы Преображенской церкви в Хельсинки, но уже менее двух лет спустя они вернулись в Карелию согласно мирному договору, подписанному между СССР и Финляндией, а в 1952 году, после реставрации, произведённой московскими специалистами, вновь заняли своё место в иконостасе кижского храма. Иконостас - четырёхъярусный (снизу вверх: местный, праздичный, деисусный и пророческий ряды), резной, состоит из 104 икон. Основное помещение храма освещается пятью окнами, алтарь - тремя, трапезная - шестью. Высота церкви - 37 метров.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №8, 2012 г.

Церковь Покрова Богородицы - одна из самых значимых построек Музея деревянного зодчества в Кижах. Высокая многоглавая деревянная постройка по праву считается культурным памятником общемирового значения.

Покровская церковь - это памятник культурного значения ЮНЕСКО. Церковь была построена в конце XVII века, но свой окончательный облик, в котором она и сохранилась до сегодняшнего дня, она обрела в 1764 году.

Церковь Покрова Богородицы непосредственно перекликается с архитектурой церкви Преображения, дополняя панораму острова. Церковь увенчана 9 утонченными куполами. Наверху, непосредственно под куполом, идет узорчатый декоративный деревянный фронтон – единственное украшение этого скромного храма, геометрические формы которого устремлены в небо.

Высокое крыльцо ведет в сени, характерные для всех северных русских церквей, а затем непосредственно в здание храма, где возвышается высокий иконостас, воссозданный в пятидесятые годы XX века.

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня была основана на острове Кижи, который находится на Онежском озере. Особенность храма - в том, что сооружение сделано полностью из дерева, а при его создании не было использовано ни одного гвоздя.

Считается, что церковь была создана в конце 16-го столетия, однако из-за масштабного пожара она была практически уничтожена. Знаменитую церковь, которую мы можем наблюдать на данный момент, возвели в 1714 году. Здание имеет оригинальные купола, сделанные в форме луковиц. Эти своеобразные элементы придают храму сказочный вид.

Высота сооружения достигает 37 метров, а форма самой церкви интересная - округлая. В качестве главной фигуры кижские рабочие выбрали при постройке восьмерик. Восьмериков в храме Преображения Господня три, они двухъярусные и каждый из них ниже предыдущего. Прихожане того времени отличались большой щедростью - с их помощью велось все строительство храма. Церковь является летней, зимой здесь службы не ведутся.

Сооружение является зданием федерального значения. В 80-ые годы 20-го столетия весь интерьер храма сильно пострадал: был вставлен каркас из металла и уничтожены деревянные балки, полы и прогоны.

Церковь Преображения Господня находится на острове Кижи, что на Онежском озере, к северо-востоку от Санкт-Петербурга. Главной особенностью сооружения является то, что церковь полностью сделана из дерева, а при строительстве не было использовано ни одного гвоздя!

По некоторым данным церковь была заложена ещё в конце XVI века, однако из-за пожара, вызванного ударом молнии, была полностью уничтожена. Церковь, которую мы видим сегодня, построили в 1714 году. Сооружение имеет своеобразный вид. Многочисленные купола в форме луковиц придают церкви сказочный облик. Находясь неподалёку от церкви, кажется, что оказался в старинной русской былине!

Церковь Преображения Господня построена в лучших традициях русского плотничьего мастерства. Кажется невероятным, но для постройки столь масштабного сооружения, высота которого достигает 37 метров, не потребовалось ни одного гвоздя! Лишь “чешуйки” на лемехах куполов были прихвачены маленькими гвоздями! К сожалению, имена мастеров, построивших удивительную церковь, стёрло время.

Дерево считается довольно сложным материалом для строительства построек сложной формы, однако кижские мастера были настоящими знатоками своего дела. Перед ними была поставлена цель построить храм округлой формы. Для этого кижские мастера выбрали восьмерик в качестве основной фигуры при постройке.

Когда главная часть храма была готова, строители начали работу над боковыми прирубами, ориентированными по сторонам света. В результате, общая конструкция церкви чем-то напоминает крест.

Всего восьмериков в здании три. Все они двухъярусные и каждый немного ниже предыдущего. Такое расположение придаёт строению очертания пирамиды. Углы главного восьмерика украшены бочками и главами. Нельзя не отметить щедрость прихожан того времени, так как именно на их пожертвования и велось строительство храма. Сам храм считается летним, и зимой службу в нём не проводят.

Иконостас церкви Преображения Господня считался одним из самых крупных среди храмов Олонецкой губернии. Высота иконостаса достигает 8 метров, а длина больше 25 метров. Всего в иконостасе насчитывается 101 икона, а сам он оформлен многочисленными декоративными элементами!

Церковь Преображения Господня в Кижах является памятником федерального значения и частью культурного наследия РФ. К сожалению, в последние годы храм переживает не самые лучшие времена.

Считается, что для правильной реставрации подобных сооружений необходимо заменить вышедшие из строя деревянные элементы на аналогичные, созданные такой же технологии, что и оригиналы. Однако большинство деревянных элементов заменяется на металлические.

Ещё в 80-ых годах прошлого века интерьер церкви был сильно нарушен. Были уничтожены не только многочисленные деревянные конструкции (полы, балки, прогоны), но и вставлен металлический каркас.

На сегодняшний день большинство оригинальных элементов церкви Преображения Господня уничтожено. Реставрация ведётся не с целью сохранения исторической значимости объекта, а с точки зрения туристической привлекательности. Остаётся надеется, что храм всё-таки переживёт столь трудные для него времена и сохранится в исходном виде…

Фото Борис Босарев



Фото Олег Семененко



Фото Олег Семененко



Фото Олег Семененко




























Издревле русское зодчество ценилось очень высоко. А в регионах, где произрастали вековые леса, оно достигало небывалых масштабов. Именно поэтому сегодня мы имеем возможность посетить уникальные шедевры деревянного искусства, которым во все вехи своей истории славилась Россия. Одним из таких мест являются Кижи, а именно: самая известная постройка Кижского погоста, Преображенская церковь.

История

Датой её постройки считается 1714 год. Интересно, что изначально никакой новой церкви в Кижском погосте строить не планировалось — вмешалась стихия в виде молнии, ударившей по уже существующему деревянному храму, в итоге сгоревшему дотла. Проект нового религиозного здания был скопирован с расположенного в современной Волгоградской области храма Покрова Пресвятой Богородицы — именно она обладала тем ансамблем куполов, который вскоре передался Преображенской церкви. Но видимо Бог не хотел, чтобы на Руси существовало две почти идентичные церкви — в середине XX века волгоградский храм также погиб в огне.

С тех пор прошло много лет, но осиротевшая Преображенская церковь продолжает крепко стоять на земле, причём — не имея под собой никакого фундамента. Это требует от реставраторов, регулярно проводящих реконструкцию строения, максимальной осторожности. Это им, стоит признать, удаётся, ведь Преображенская церковь не утратила своей древней изысканности, чем снискала славу не только в России, но и за рубежом — Кижский погост внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Внешний вид

Снаружи храм выглядит величественно — его купол в высоте достигает тридцати семи метров, что создаёт впечатление, будто церковь тянется к небесам. Отблески на солнце могут создать иллюзию, будто бы купола покрыты серебром, но это не так. Изначально они были выполнены из осины, которая благодаря контакту с водой и солнцем создаёт тот самый серебряный блеск . Впрочем, стоит упомянуть проект народных умельцев, которые в XIX веке всё же обшили купола железными листами, но вскоре постройке был возвращён её первоначальный вид.

Также ходит легенда, что Преображенская церковь была построена без единого гвоздя. Это утверждение справедливо лишь в том случае, если мы говорим о срубе — при строительстве куполов гвозди всё же использовались, что, впрочем, никак не отразилось на качестве завершённого шедевра.

Основу восьмерикового храма составляют восьмиугольные срубы, поддерживающие друг друга. В них органично вплетены прирубы, ориентированные на север, юг, запад и восток — словно подчёркивая всемирный уровень православной церкви.

Структура Кижского погоста

Преображенская церковь, как было сказано ранее, является частью Кижского погоста. В его структуру входят также:

  • Покровская церковь — отапливаемый зимой девятикупольный храм, который младше своей великолепной соседки на пятьдесят лет;
  • шатровая колокольня 1863 года постройки, которая, как и Преображенская церковь, многократно перестраивалась.

Весь погост обнесён изгородью, которая, увы, не является оригинальной — изначальная оградка до наших дней не сохранилась. Современный же аналог был выполнен местными мастерами с соблюдением стиля всего Кижского погоста.