Можно ли делать обгон по двухполосной дороге. Правила обгона: в каких случаях разрешен обгон справа? Можно ли совершать обгон в населенном пункте

Обгон - безусловно, самый опасный из маневров, которые водитель может осуществить во время движения на транспортном средстве. Несмотря на простоту этого понятия, далеко не все водители понимают его смысл. Давайте разберемся, что такое обгон и как его выполнять, чтобы никто не пострадал! Начнем с терминологии.

Что такое обгон и чем он отличается от опережения?

Прежде чем приступить к обзору основных правил касающихся обгона, давайте определимся с терминами. Итак, обгон - маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения, с целью опережения другого транспортного средства, с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Многие водители путают такие понятия, как обгон и опережение, что часто приводит к проблемам с представителями закона.

Опережением называется движение автомобиля со скоростью большей, чем у попутного транспортного средства.

Таким образом, обгон является частным случаем опережения, но опережение не всегда является обгоном. Главная отличительная черта обгона - выезд на встречную полосу. Он актуален в том случае, если дорога имеет по одной полосе в каждую сторону. Если полос две и больше, всегда есть возможность осуществить опережение, не прибегая к выезду на встречную полосу.

Раньше было правило, которое звучало следующим образом: «Обгон разрешается осуществлять только с левой стороны». Оно абсолютно не логично, так как с правой стороны не может быть встречной полосы. Этим правилом пользовались недобросовестные представители ГИБДД, штрафуя неискушенных водителей за опережение по правой полосе и выдавая его за неправильный обгон.

Опережение является куда более безопасным маневром, нежели обгон, поэтому оно разрешается практически всегда. А теперь давайте рассмотрим, как правильно выполнять маневр, который мы сегодня описываем.

Подготовка к обгону

Прежде чем приступить к маневру, водитель в обязательном порядке должен убедиться в том, что встречная полоса свободна на расстоянии достаточном для маневра, который не создаст помех другим участникам движения. При этом всегда стоит рассчитывать время и расстояние с запасом. Чем больше запас, тем лучше. Не стоит надеяться, что водитель попутного транспортного средства или тот, кто движется на вас по встречной полосе, будут притормаживать. Они не обязаны этого делать.

Выполнение обгона

Вообще, выезд на полосу встречного движения всегда связан с неким риском, ответственность за который несет тот водитель, который делает обгон. Если происходит ДТП, виноват именно он. Исключениям является тот случай, когда водитель попутного транспортного средства (ТС) преднамеренно мешает обогнать себя (ускоряется, «виляет» и т. д.). По правилам препятствовать обгону нельзя.

Правилами запрещается осуществлять обгон в тех случаях, когда скорость вашего авто недостаточно велика. К примеру, если попутная машина движется со скоростью 85 км/ч, а ваша - 90 км/ч, то чтобы опередить ее, вам потребуется, по меньшей мере, 180 метров. При этом встречная полоса должная быть свободна хотя бы на 360 метров (дополнительные 180 метров для встречного авто). В случае, когда водитель выполняет двойной обгон (опережает сразу два транспортных средства), стоит увеличить данное расстояние как минимум в два раза. Если вы опережаете авто медленно, лучше отказаться от маневра, так как впоследствии, вернувшись на свою полосу, вы сами будут этому авто мешать. Кстати говоря, двойной обгон, согласно правилам, можно осуществлять только в том случае, когда при завершении первого маневра вам придется тут же приступить ко второму.

Обгон запрещен

Сейчас мы рассмотрим те случаи, когда обгон запрещен с точки зрения дорожной ситуации, то есть, когда нет таких запрещающих факторов, как знаки, разметка и прочее.

Итак, обгон запрещен когда:

  1. Попутное транспортное средство, движущееся спереди, производит объезд препятствия или обгон.
  2. Это же ТС первым подало левый сигнал поворота.
  3. ТС, движущееся сзади, начало вас обгонять.
  4. При завершении маневра вы не сможете вернуться на свою полосу, не создавая при этом помех попутному ТС.

Таким образом, все эти правила можно свести в одно: "Обгон запрещен в том случае, если попутные ТС (спереди или сзади) раньше вас начали маневрировать".

Места, где обгон запрещен

Водители часто забывают, где можно, а где нельзя осуществлять данный маневр, что может привести к неприятным последствиям.

Места, в которых запрещен обгон:

  1. Регулируемые перекрестки и нерегулируемые перекрестки в том случае, если вы движетесь по второстепенной дороге.
  2. Пешеходные переходы.
  3. и прилегающие к ним 100 метров дороги с каждой стороны.
  4. Мосты, путепроводы, эстакады и тоннели.
  5. Опасные повороты, вершины подъема и прочие участки с ограниченной видимостью.

Перекресток

На всех данный маневр запрещен. Напомним, что регулируемыми называются те перекрестки, очередность движения на которых устанавливается светофором. Если светофора нет (или он не работает), а есть знаки приоритета, то перекресток относится к нерегулируемым. На таком перекрестке обгонять можно, но только в том случае, если вы едете по главной дороге.

При этом главная дорога не должна менять направление. Если она меняет направление, а вы движетесь прямо, то при проезде перекрестка вы должны действовать по правилу «правой руки». Еще один фактор, который может помешать совершить обгон на при движении по главной дороге - прилегающий к перекрестку пешеходный переход. Обгон на пешеходном переходе запрещен в любом случае.

Обгон на перекрестке наиболее актуален в том случае, если попутное ТС, движущееся спереди, поворачивает направо. Для этого ему приходится замедлиться. А следующее за ним ТС, чтобы не тормозить, может обойти его по встречной полосе. Здесь стоит сразу же удостовериться в наличие знака «Главная дорога» и отсутствии перехода. Помните, что обгон на переходе всегда запрещен! Стоит отметить, что водитель ТС, которое в это время поворачивает налево с второстепенной дороги, рискует столкнуться с машиной, выполняющей обгон. Поэтому, выезжая с второстепенной дороги, нужно убедиться, что никто не обгоняет машину, поворачивающую с главной дороги направо.

Мост, эстакада, путепровод и тоннель

На всех перечисленных участках дороги выполнять опережение с выездом на полосу встречного То же самое касается и участков под данными сооружениями. Иногда небольшие мосты могут быть вовсе не заметными, и водитель, выезжая на встречную полосу, их попросту не видит. При этом за пределами населенного пункта идентифицировать мост еще сложнее, так как его границы могут не обозначаться соответствующими знаками. Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполняя обгон, стоит быть чрезвычайно осторожным.

Участки с ограниченной видимостью

Как вы уже поняли, обгонять попутное ТС запрещено на опасных поворотах, вершинах подъемов и прочих участках с плохой видимостью. Наличие крутого подъема или резкого поворота обычно предупреждается соответствующими знаками. При этом стоит учесть, что обгонять запрещено на вершине любого подъема, то есть, он не обязательно должен быть крутым.

Вообще, ограниченной видимостью, согласно ПДД, называют видимость, ограниченную рельефом местности, растительностью, геометрическими параметрами дороги, сооружениями и прочими объектами, в том числе другими ТС. Таким образом, данное понятие весьма расплывчато. Всегда стоит ориентироваться на свой разум, особенно в таком деле, как обгон, где все зависит от грамотно просчитанного времени, расстояния и скорости, и, конечно же, опыта.

и разметка

Обычно все перечисленные выше факторы, запрещающие обгон, подтверждаются соответствующими знаками и разметкой. Перед опасными участками почти всегда стоит знак «Обгон запрещен». Знаки могут не стоять, разве что перед пешеходным переходом. В этом случае действует сплошная разметка. А если ее нет, просто помните, что обгон на пешеходном переходе запрещен! Таким образом, как правило, чтобы удостовериться в правомерности маневра, достаточно убедиться в отсутствии знака «Обгон запрещен», сплошных линий разметки.

При этом если вы начали обгон, и уже двигаясь по встречной полосе увидели, что прерывистая линия, разделяющая два направления, переходит в сплошную, лучше отказаться от маневра и вернуться на свое место. Такой маневр будет расцениваться как обгон через сплошную линию. Часто водители начинают обгон грузовика, а он своим кузовом закрывает знак «Обгон запрещен». В этом случае доказать представителям закона свою правоту будет довольно сложно.

Часто водители обращают внимание на знаки, но пренебрегают разметкой. Стоит отметить, что если дорожная ситуация позволяет сделать обгон, но разметка запрещает, к примеру при проезде перекрестка, от маневра стоит отказаться. Обгон через сплошную линию может повлечь за собой серьезные санкции.

Этикет на дороге

Итак, мы уже знаем, что такое обгон с правовой точки зрения. Теперь поговорим о важной составляющей, без которой жизнь автомобилиста была бы куда менее комфортной - этикете. На дороге всегда стоит помнить об уважении к другим участникам движения. Обгон - довольно опасный маневр, поэтому не нужно мешать тому, кто пытается вас обгонять. У опытных дальнобойщиков есть несколько негласных правил этикета касательно обгона. Во-первых, они включают правый сигнал поворота, чтобы показать машине едущей сзади, что она может их беспрепятственно обогнать. Это сильно выручает, ведь порой за огромным грузовиком сложно проанализировать ситуацию на встречной полосе. Во-вторых, когда выполнять обгон опасно, дальнобойщики включают левый сигнал поворота, предупреждая водителя едущего сзади. Они могут это сделать также в случае, когда справа стоит знак «Обгон запрещен», но задний водитель его не видит. Эти же манеры перекочевали и к водителям легковых ТС. Поэтому, планируя обгон, стоит взглянуть на сигналы поворота обгоняемой машины. И не забудьте, осуществив завершение обгона, поблагодарить других участников движения за оказанную помощь.

Заключение

Сегодня мы напомнили себе, что такое обгон, чем он отличается от опережения, и какими правилами регламентируется. Напоследок хочется сказать, что за нарушение правил в условиях полного контроля над ситуацией человек может заплатить штраф. А при неграмотном поведении на дороге (в том числе в рамках правил) можно и жизнь потерять. Поэтому, осуществляя то или иное действие на дороге, стоит убедиться в том, что оно не будет угрожать вашей безопасности и безопасности других участников движения. И не забывайте о вежливости!

Раздел 11 ПДД регламентирует осуществление сразу трех маневров – обгона, опережения и встречного разъезда. Прежде чем детально рассмотреть каждый из них, необходимо четко их разграничить и понимать их отличие.

Особенно это касается «обгона» и «опережения» и следует точно знать в чем разница между этими понятиями.

Опережение – это такое движение ТС, когда его скорость больше скорости попутно движущегося ТС. В результате таких действий одно ТС и опережает другое, то есть оказывается впереди.

Обгон – это один из видов опережения, обязательно связанный с выездом на полосу встречного движения (или же сторону дорогу, которая предназначена для такого движения).

Обгон – это очень сложный и опасный маневр. Последствия неправильно выполненного обгона могут сказаться на водителе двояко: с одной стороны, в виде значительного административного взыскания; с другой, — в форме ДТП, связанного, как правило, с жестким лобовым столкновением.

Наверное, поэтому в реальной практике движения в России и укоренилось следующее отличие понятий «обгон» и «опережение»: обгон связан с выездом на «встречку», а опережение – с движением в пределах своего направления без выезда на «встречку» .

Понятие «встречный разъезд» специально не рассматривается в ПДД и не регламентируется. Но понять его несложно: встречный разъезд — это движение встречных ТС в одном сечении дороги (или на его ограниченном участке).

Проблема встречного разъезда является актуальной только в случае возникновения препятствий для прямолинейного движения транспортных средств.

Общие принципы совершения обгона

Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.

Обгон – это очень опасно!

Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года) — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона.

И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).

Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.

Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:

1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;

2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);

3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;

4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения .

Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.

Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):

  • полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
  • водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
  • водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
  • есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.

Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».

Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.

Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.

Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!

Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.

Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.

Общие правила запрещения обгона

Особое значение в обеспечении безопасности дорожного движения имеют не только и не столько принципы правильного обгона, сколько условия, при которых этот маневр категорически запрещен. Данные условия можно разделить на две группы:

2) специальные.

Рассмотрим первоначально первый вариант.

К общим правилам, запрещающим обгон, следует отнести требования знаков, разметки и принципов расположения транспортных средств на проезжей части.

1. Знак «Обгон запрещен» (3.20)

Очень наглядный и информативный способ запрещения обгона.

Важно помнить ряд обстоятельств, связанных с .

— Знак «Обгон запрещен» действует с места своей установки до ближайшего перекрестка, конца населенного пункта (места установки знаков 5.24.1, 5.24.2), а также до знака «Конец зоны всех ограничений» (3.31). Наиболее предпочтительный способ прекращения действия знака – установка специального «отбойного» знака «Конец зоны запрещения обгона» (3.21).

— Знак «Обгон запрещен» имеет три исключения: в зоне его действия разрешается обгон тихоходных ТС, гужевых повозок, мотоциклов без бокового прицепа.

— Знак «Обгон запрещен» не запрещает опережения.

2. Сплошные линии горизонтальной дорожной разметки

Еще один наглядный способ запрещения обгона.

Сплошная линия разметки (например, 1.1 или 1.11) запрещает себя пересекать; следовательно, обгон в таких условиях тоже запрещен.

3. Требования раздела 9 ПДД «Расположение ТС на проезжей части»

На дорогах с двухсторонним движением, имеющих четыре и более полосы для движения, выезд на полосы встречного движения запрещен. Следовательно, запрещен и обгон.

А на дорогах с двухсторонним движением, имеющих три полосы для движения (когда принадлежность средней полосы не определена), использовать для обгона можно только среднюю полосу.

Выезжать на крайнюю левую полосу категорически запрещается.

Указанные выше случаи запрещения обгона – достаточно наглядны: ограничение на совершение данного маневра здесь подтверждено реальными объектами (знаками или разметкой), а также здравым смыслом и логикой безопасности. Поэтому и запомнить эти случаи совсем не трудно.

Специальные правила запрещения обгона: пункт 11.4 ПДД

Создатели ПДД РФ, заботясь о безопасности участников дорожного движения, не особо полагаются на сознательность российских водителей, которые смогут трезво оценить опасность предполагаемого обгона. И поэтому специальный пункт раздела 11 Правил посвящен перечислению участков дорог, на которых категорически запрещено совершать этот маневр. Рассмотрим каждый из этих принципов.

1. Обгон запрещен на регулируемых перекрестках

Зададимся вопросом: А почему на регулируемом перекрестке обгон не допускается?

Ответ элементарен и прост. Сам факт наличия регулируемого перекрестка означает, что на данном пересечении проезжих частей достаточно велика интенсивность движения транспортных средств во всех направлениях. И регулирующий механизм (в виде светофора или регулировщика) здесь организован для создания нормальной, эффективной очередности проезда со всех направлений. Такая очередность позволит исключить длительное простаивание транспортных средств на каких-то направлениях (как это вполне возможно при организации движения с помощью знаков приоритета или вообще без таковых).

Следовательно, при включении (подаче) разрешающего движение сигнала светофора (или ) вероятность движения транспортных средств по встречной полосе весьма велика. В этом и суть регулируемых перекрестков. Поэтому обгон на таких перекрестках будет сопряжен с реальной возможностью создания помех тем транспортным средствам, которые двигаются по встречной полосе.

2. Обгон запрещен на нерегулируемых перекрестках при движении не по главной дороге

Попробуем понять это требование «с изнанки». То есть обгон разрешается на нерегулируемом перекрестке, когда водитель въезжает на него по главной дороге.

Это разрешение вполне обосновано. Ведь водитель, двигающийся по перекрестку по главной дороге, пользуется преимуществом перед теми автолюбителями, которые выезжают на него по второстепенным направлениям и должны уступать дорогу. Поэтому обгон на таком перекрестке (при движении по главной дороге) относительно безопасен.

А вот если водитель въезжает на перекресток по второстепенной дороге, то он, помимо соблюдения правил безопасного обгона, обязан позаботиться еще и о том, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, пользующимся приоритетом на перекрестке.

Такое положение способствует рассредоточению внимания водителя и может или аварийной ситуации на перекрестке. Поэтому водитель, находящийся на второстепенном въезде на перекресток, обязан воздержаться от планов совершения обгона на территории перекрестка.

Правда, если он хочет совершить обгон до перекрестка, то это не запрещается (если не нарушены иные требования ПДД, и если обгон будет закончен еще до перекрестка).

Запрет на обгон действует именно на самом таком перекрестке, но не распространяется на участок дороги, следующий непосредственно за пересечением проезжих частей.

3. Обгон запрещен на пешеходных переходах

Запрет обгона на пешеходных переходах (как регулируемых, так и не регулируемых) не должен вызывать критики. Все это делается для обеспечения безопасности пешеходов.

Мотивация создателей ПДД, запрещающих обгон на любом пешеходном переходе, понятна и очевидна. Водитель, намеревающийся совершить такой опасный маневр, должен владеть ситуацией на пешеходном переходе. Однако, совершая здесь обгон транспортного средства, он неминуемо сталкивается с «мертвой зоной» на переходе. Его видимость основательно ограничена обгоняемым транспортным средством.

И пешеход, который в такой момент вознамерится пересечь проезжую часть, будет практически обречен. Как это и не печально…

4. Обгон запрещен на железнодорожных переездах и за 100 метров до них

Запрет обгона здесь обусловлен потенциальной опасностью самого железнодорожного переезда. Это очень неудобный участок дороги даже для обычного движения: водителям приходится по-черепашьи двигаться через рельсы, дабы не повредить подвеску, колеса и даже силовой агрегат своего автомобиля.

Особенность пересечения железнодорожных переездов обусловлена и целым рядом запретов, вводимых Правилами при осуществлении здесь разворота, движения задним ходом, остановки и стоянки. И — естественно – обгона.

А вот почему нельзя обгонять за 100 метров до ж/д переезда?

Все просто. Совершая обгон на таком участке дороги, велика вероятность того, что водитель создаст помехи встречно двигающимся транспортным средствам, которые как раз и выезжают с переезда. А это – прямая дорога к возникновению затора на железнодорожном переезде, создающем чудовищную опасность для движения. А вдруг поезд?

А вот после проезда железнодорожных путей ограничение на обгон снимается (если, конечно, не начинают действовать какие-то другие запреты обгона). Например, сплошная линия разметки.

Как показывает многочисленная практика, при организации дорожного движения до и после железнодорожного переезда на проезжей части чаще всего можно наблюдать «одинарную сплошную» линию горизонтальной дорожной разметки. Поэтому даже после проезда железнодорожного переезда водитель должен проявить максимум внимания, чтобы не нарушить правила обгона.

5. Обгон запрещен на мостах, на путепроводах, на эстакадах и под ними

Искусственные сооружения – это изначально опасные участки дороги, на которых ограничивается выполнение целого ряда маневров (разворота, движения задним ходом, частично остановки и стоянки). Поэтому неудивительно, что на них запрещается и обгон.

Запрет на обгон на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними обусловлен ограниченностью пространства. И в случае возникновения аварийной ситуации и необходимости внезапного встречного разъезда водителям будет просто невозможно сманеврировать.

6. Обгон запрещен в тоннелях

Запрет на обгон в тоннелях обусловлен такой же ограниченностью пространства, как и в предшествующем случае.

При возникновении необходимости уйти от столкновения у водителей просто не остается шансов в условиях тоннеля.

7. Обгон запрещен на участках с ограниченной видимостью

Обгон на опасных поворотах, в самом конце подъема и на других участках, на которых существует ограниченная видимость, крайне опасен.

В подобных условиях водитель, вознамерившийся совершить обгон, не обладает всей полнотой информации о безопасности маневра; именно поэтому Правилами категорически запрещается его выполнение.

Опережение транспортных средств

11 раздел ПДД очень скупо отзывается об опережении и практически не предъявляет требований к его осуществлению. Из этого мы можем делать вывод о том, что опережение транспортных средств разрешено везде и всегда.

Отчасти это и справедливо, так как особой опасности маневр опережения, в принципе, не несет: водитель, совершающий его, не выезжает на полосу встречного движения.

Однако при опережении, совершаемом на пешеходном переходе, водитель все же обязан убедиться в безопасности своего маневра.

Так, опережая транспортное средство, закрывшее видимость нерегулируемого пешеходного перехода, водитель должен убедиться в том, что перед данным ТС нет пешеходов. При их наличии – уступить им дорогу.

В прочих же случаях опережение любых транспортных средств Правилами не регламентируется, и, следовательно, водитель волен самостоятельно планировать свои действия, сообразуя их с принципами безопасности движения.

Встречный разъезд

Бывает в жизни водителя и еще один случай – затрудненный встречный разъезд. Наличия препятствия на проезжей части вынуждает объезжать его по «встречке». И здесь действует «правило здравого смысла»: водитель, на полосе которого находится препятствие, обязан уступить дорогу встречному автомобилю.

Согласитесь, вполне разумное требование.

Однако не все так просто. Согласно ПДД, на участках дорог с крутыми спусками подъемами, обязательно обозначенными соответствующими предупреждающими знаками (1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем»), действуют иные правила. Они могут показаться парадоксальными, но это обманчивое впечатление.

Независимо от расположения препятствия на проезжей части водитель, двигающийся на подъем, пользуется преимуществом; водитель, двигающийся на спуск, обязан уступить дорогу.

Конечно, это очень «опасное» правило. Водитель, двигающийся на спуск, может просто-напросто забыть про свою обязанность в данных условиях уступить дорогу встречному автомобилю, который в этот момент пользуется преимуществом.

Чем же руководствовались создатели ПДД, регламентирую именно таким образом действия водителей? А вот чем!

  1. Остановка на подъеме означает то, что трогаться в горку будет очень сложно.
  2. А вдруг у двигающегося в гору не работает «ручник» (стояночная тормозная система).
  3. Автомобиль, поднимающийся в гору, перегружен. У водителя будет дополнительные сложности с троганием на подъеме.
  4. На дороге гололед. Или влажное дорожное покрытие. В таких условиях можно начать буксовать.

И во всех описанных ситуациях возможно возникновения затора.

Да и чисто по-человечески: в любом случае водитель, двигающийся на спуск, находится в более комфортных условиях, чем его коллега, поднимающихся в горку.

Таким образом, «плюсы» этого правила налицо. Но есть здесь один «минус» — водительская память. Поэтому «золотым правилом» для каждого водителя в описываемых условиях будет следующий «обоюдоострый» принцип:

  1. Едешь вниз – уступи дорогу встречному (вдруг встречный водитель помнит о своем преимущественном праве на проезд).
  2. Едешь вверх – не торопись пользоваться преимуществом (вдруг встречный водитель позабыл о том, что надо уступать дорогу).

Подводя итог рассмотрению этой обширной темы, можно сделать один общий вывод: если водитель заботится о собственной безопасности, то при выполнении маневров обгона и опережения, а также затрудненного встречного разъезда, он будет проявлять максимум внимательности, предупредительности и осторожности. Естественно, присовокупив к этим позитивным качествам и четкое знание требований раздела 11 Правил дорожного движения.

Видео урок поможет закрепить знания по теме обгон, опережение, встречный разъезд:


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Водители транспортных средств на территории Российской Федерации должны не только придерживаться установленных правил дорожного движения, но и следить за изменениями, которые ответственные госорганы вносят в эти правила. В частности, сейчас актуальным остается вопрос о правилах обгона транспортных средств при движении. Итак, с какой стороны разрешен обгон ТС?

Определяющие понятия в правилах дорожного движения

В текущем году наряду с понятием обгона используется понятие «опережение». Согласно одиннадцатой главе правил дорожного движения при выполнении опережения автотранспортное средство не выполняет выезд на полосу с противоположным дорожным движением, как это бывает при выполнении автообгона.

Правила выполнения обгона определяют, что водитель, делающий указанный маневр, перед его осуществлением обязательно должен:

  • удостовериться в том, что на участке встречной полосы дороги имеется достаточно места для обгона (то есть при выполнении первого этапа автообгона ни в коем случае не должно создаваться аварийной, опасной для участников дорожного движения, ситуации);
  • убедиться в наличии на покрытии дороги соответствующей разметки;
  • уметь верно оценить скоростные режимы автомобилей, которые движутся по дорожному полотну;
  • включить левый поворотный сигнал для осуществления разрешенного обгона слева;
  • моментально, не мешкая выполнить запланированный маневр при выезде на встречную полосу;
  • включить соответствующий поворотный сигнал при возвращении на свою изначальную полосу;
  • моментально вернуться на свою полосу движения, если оказывается, что выполнение маневра автообгона неосуществимо.

Когда можно делать обгон слева

Водитель машины, которую обгоняют, не имеет права препятствовать осуществлению автообгона, если маневр уже начат.

Обгон можно выполнять слева, если:

  • нет запрещающих знаков, разметок на дороге;
  • автомобили, едущие впереди, не выказывают признаков начала обгонного маневра;
  • перед обгоняемым транспортным средством наблюдается достаточно места для перемещения туда другого авто;
  • машина движется по главной дороге, на регулируемом перекрестке;
  • авто передвигается по дороге на таком расстоянии от впереди едущей машины, которое хоть немного превышает минимальное для осуществления маневра автообгона.

Если авто движется по пешеходному переходу, необходимо осуществлять обгон согласно следующему правилу: если транспортное средство, двигаясь возле пешеходного перехода, останавливается или снижает скорость, той машине, которая едет за ним, следует тоже остановиться или выполнить снижение скорости.

Когда нельзя делать обгон слева

С какой стороны разрешен обгон ТС? Ответ на этот вопрос: с левой стороны. Однако, есть ситуации и условия, при которых слева нельзя совершать обгон впереди едущего транспортного средства, являющегося участником дорожного движения.

В каких случаях запрещен такой автообгон:

Согласно действующих ПДД категорически запрещается делать обгон слева:

  • на перекрестке (как регулируемом, так и на нерегулируемом), в случае движения по второстепенной (не главной) дороге;
  • на путепроводах и под эстакадами;
  • на ИССО-объектах;
  • на ж/д переездах, а также на расстоянии ста метров до и после указанного объекта;
  • в тоннелях;
  • в верхней части дороги, если последняя представляет собой неровные участки с возвышенностями и впадинами либо на любой другой части дорожного полотна с ограничением видимости;
  • на эстакадах;
  • на участке дороги, где действует знак «Обгон запрещен» (начиная от дорожного знака и заканчивая перекрестком или выездом из населенного пункта либо после отменяющего обгон знака);
  • на пешеходных переходах и в остальных местах, которые предназначены для перехода дороги пешеходами (при этом не важно, есть ли на этой пешеходной зоне люди).

Законодательное регулирование вопросов обгона и опережения

Ниже приведен перечень пунктов российских правил дорожного движения, касающихся вопросов автообгона и опережения:

  • о том, что необходимо убедиться в наличии достаточно большого пустого участка дороги перед впереди едущей машиной - пункт № 11.1;
  • о категоричном запрете обгона в определенных местах - пункт правил № 11.4;
  • о том, что препятствие обгона своего авто другими транспортными средствами путем повышения скорости недопустимо - пункт № 11.3;
  • о необходимости снизить скорость либо остановиться перед пешеходным переходом при условии, что впереди двигающееся ТС снижает свою скорость либо останавливается соответственно - пункт № 14.2; о том, что после указанного маневра нужно пропустить пешеходов, если они начали переходить дорогу, то есть вступили на проезжую часть (особенно важно выполнение правила на нерегулируемом пешеходном переходе) - п. № 14.1;
  • о запрете обгона при наличии поворотных сигналов транспортного средства, которое находится впереди на дроге, - пункт № 11.2.

Запрещающие знаки, штрафы и обгон справа

Обгон транспортных средств справа невозможен, согласно определению, данному в нормативно-правовых актах и других официальных документах в России. При этом любое нарушение правил, описанное выше, может привести к изъятию водительских прав на период, который не превышает шести или двенадцати месяцев, либо к выплате штрафа.

ВАЖНО! Такой штраф (его размер) зависит от конкретного вида нарушения и может составлять до пяти тысяч рублей.

При однократном нарушении указанных правил и норм поведения водителя на дороге данное действие может наказываться меньшей суммой штрафа, при повторном - большей. То же касается срока лишения прав: для первого случая может применяться мера по лишению прав на полугодовой срок, в последующих случаях - на год.

Разнообразие дорожных знаков, которые относятся к вопросам регулирования процессов обгона, а также варианты дорожной разметки:

  • Знак, который запрещает обгон легковых авто на некоторых участках дороги (трассы), находится в правилах под номером 3.20. Он изображает два легковых авто разных цветов: красного и черного. При этом конец зоны запрета автообгона транспортных средств обозначается знаком под номером 3.21.
  • Знак, запрещающий обгон грузовыми транспортными средствами легковых автомобилей, также изображает два разноцветных ТС, одно из которых - грузовое. В правилах дорожного движения запрещающий знак находится под номером 3.22, разрешающий автообгон грузовиками - под номером 3.23.
  • Прерывистая (не сплошная) линия (дорожная разметка), которая разделяет два потока авто, едущих в разных направлениях, допускает возможность ее пересечения для осуществления обгона слева, если это не противоречит правилам. В ПДД такая разметка описывается в специальном разделе, пункт № 1.5.

На видео об ошибках при обгоне

Выполнение правил автообгона слева и недопущение обгона справа, а также следование тем правилам, которые предписываются дорожными знаками и разметкой, обеспечит грамотному водителю безаварийное вождение и отсутствие штрафов.

Движение автомототранспорта по дорогам общего пользования производится в соответствии с Правилами движения, которые установлены .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Этим же законом регулируются и правила обгона автотранспорта, и условия, запрещающие выполнение обгона. Где и при каких условиях по Правилам запрещен обгон, читайте далее.

Какие знаки обозначают

Действующей редакцией Правил движения автомобильного транспорта введены два основных понятия «Обгон» и «Опережение».

Обгон считается опережение любого вида автотранспорта, связанное с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения. Опережением является обгон автотранспорта без выезда на полосу встречного движения.

В соответствии с правилами опережение нельзя осуществлять исключительно на пешеходных переходах, при условии, что обгоняемое автомототранспортное средство снизило скорость или полностью остановилось.

При совершении обгона действуют иные правила и введены иные ограничения. Наиболее распространенным ограничением является зона действия знака, запрещающего выполнение маневра.

Какими знаками запрещается обгон? Основным знаком, запрещающим выполнение данного маневра, является знак 3.20 с изображением двух машин черного и красного цвета в круге с красной каемкой.

В зоне этого знака нельзя обгонять транспортные средства за исключением:

  • гужевых повозок;
  • мотоциклов без бокового прицепа (коляски);
  • мопедов;
  • велосипедов;
  • тихоходных транспортных средств (транспорта, который в силу своих конструктивных особенностей не может развивать скорость более 30 км/ч).

Для заперта выполнения обгона грузовым автомобиля может быть дополнительно установлен знак 3.22, на котором изображены два автомобиля (черного и красного цвета), причем автомобиль красного цвета является грузовым.

По форме знак круглый и так же как в предыдущем случае имеет красную каемку.

Данным знаком устанавливается заперт на обгон грузовыми автотранспортными средствами с разрешенной массой более 3,5 т. Нельзя производить опережение с выездом на встречную полосу любых видов автотранспорта без каких-либо исключений.

При проведении ремонтных работ или полной реконструкции проезжей части могут быть установлены временные знаки, запрещающие выполнение обгона.

Временный знак отличается от постоянно наличием дополнительного желтого фона, привлекающего внимание водителей к зоне особого риска. Рисунок внутри знака аналогичен выше описанным ситуациям.

Любой знак, в том числе и ограничивающий маневрирование (обгон) должен дублироваться соответствующей дорожной разметкой в виде одной или двух сплошных полос.

Где устанавливаются

Знаки, запрещающие производить обгон, могут быть установлены на следующих участках дороги:

  • с плохой видимостью;
  • с резкими поворотами в ту или иную сторону;
  • в местах сужения (сокращения полос движения в одном направлении);
  • с плохим качеством дорожного покрытия;
  • на крутом подъеме или спуске;
  • с возможностью выхода на дорожное полотно детей (например, около учебного заведения).

Дополнительно к знаку «Запрет обгона» должен быть установлен соответствующий об опасности предупреждающий знак:

Где заканчивается действие

Помимо знания самого дорожного знака важно так же помнить о зоне, на которую распространяется его действие.

Действие знака начинается непосредственно за ним и оканчивается:

  • на первом перекрестке, расположенном по ходу движения автомобильного транспорта (часто используется в больших городах);
  • в конце населенного пункта, если по ходу движения отсутствуют перекрестки (ограничение существенно для деревень и иных населенных пунктов малой численностью);
  • после знака «Конец зоны запрещения обгона» (знак 3.21) или «Конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям» (знак 3.23). Знаки выполнены на белом фоне. Изображение два автомобиля серого цвета перечеркнуты сплошными черными линиями. По форме знак так же круглый, а каемка – черная.

  • после знака «Конец всех ограничений» (на белом фоне расположены наклонные черные линии). Помимо отмены запрета на обгон данный знак так же отменяет наложенные скоростные ограничения, ограничения дистанции, запрет на остановку и стоянку, а так же подачу звукового сигнала;

  • по истечении расстояния, указанного на дополнительной табличке, расположенной ниже основного знака. Например, на рисунке ниже запрет на обгон распространяется на расстояние 600 м после соответствующего знака.

    Что говорится в ПДД

    Правилам маневрирования на проезжей части, в том числе обгону, опережению и встречному разъезду посвящена статья 11 Правил движения, которой устанавливаются:

    • обязанности водителя, которыми требуется руководствоваться перед совершением любого маневра;
    • ситуации, при наступлении которых запрещается выполнять такой маневр, как обгон;
    • заперты для водителей обгоняемого транспортного средства, в частности запрет на увеличение скорости, создание помех и иных видов препятствий автотранспорту, совершаемому обгон;
    • особые зоны, в которых обгон запрещается при любых условиях, в том числе и при отсутствии соответствующих дорожных знаков или разметки;
    • правила поведения водителей тихоходных транспортных средств, а именно необходимость занять водителем такого вида транспорта крайнее правое положение или полностью остановиться, чтобы не препятствовать обгону (опережению). Данное правило распространяется исключительно при движении вне зоны населенных пунктов.

    Места, где запрещен обгон

    Итак, обгон автомототранспорта запрещается в следующих ситуациях (статья 11.2 Правил движения):

    • автотранспорт, движущийся впереди, производит обгон иного автотранспорта или объезд препятствия (колесо, яма, посторонние предметы и так далее), расположенного на проезжей части;

    • автотранспорт, движущийся впереди, подает сигнал левым поворотом о начале обгона, перестроении или соответственно повороте налево (развороте);
    • транспортное средство, следующее за автомобилем, намеревающимся совершить обгон, уже приступило к выполнению аналогичного маневра;

    • после совершения обгона автомобиль не имеет возможности, не создавая помех или аварийной ситуации вернуться на свою полосу движения.
    • Действующим законодательством, а именно статьей 11.4 ПДД приводится список мест, при проезде которых так же запрещается выполнение обгона автомобильного транспорта.

      В городе

      В населенном пункте, в соответствии с правилами, обгон запрещается на следующих местах, вне зависимости от наличия/отсутствия запрещающих знаков:

    1. На регулируемых перекрестках (перекресток является регулируемым, если установлен светофор, определяющий направление разрешенного движения или есть регулировщик). Запрет обгона связан с одновременным и достаточно плотным, особенно в больших городах, движением автотранспорта в обоих направлениях.
    2. На перекрестках, являющихся нерегулируемыми, при условии движения по второстепенной дороге. Второстепенная дорога может обозначаться одним из следующих знаков:
      • «Уступи дорогу»;

      • «Пересечение с главной дорогой» (второстепенная дорога на этом знаке обозначается полосой, меньшей по ширине).

      • На пешеходных переходах. Ранее запрет распространялся только при наличии на переходе пешехода, но в связи с поправками, утвержденными в ноябре 2014 года, такое исключение полностью снято.
      • На железнодорожных переездах ввиду наличия зоны повышенной опасности при приближении поезда;
      • На расстоянии в 100 м до железнодорожного переезда;
      • На мостах и под ними;
      • На эстакадах и под ними;
      • На путепроводах и под ними;
      • При подъеме на мост, путепровод или эстакаду;
      • В тоннелях;
      • В любых зонах с недостаточной видимостью.
      • Вне населенного пункта

        Обгон вне населенного пункта так же запрещается на перекрестках (регулируемых и нерегулируемых при движении по второстепенной дороге), на пешеходных переходах, на железнодорожных переездах и в пределах 100 м до них, на мостах, путепроводах, эстакадах, в тоннелях и так далее (в общем, во всех местах, аналогичных населенным пунктам).

        Дополнительно обгон вне территории населенного пункта запрещен:

        • на аварийных участках дорог, обозначенных знаком:

        • на участках дорог повышенной опасности, например, вследствие плохого состояния дорожного покрытия, возможности выброса гравия из-под колес, на скользкой дороге. Опасные участки так же дополнительно обозначаются предупреждающими знаками. Например, возможность выброса гравия:

        • на участках дорог при наличии опасных поворотов. Дополнительные предупреждающие знаки, установленные перед такими участками, сообщают о стороне, в которую будет производиться резкий поворот;

        • на участках дорог с крутым подъемом или спуском. Предупреждающие знаки указывают не только на наличие крутого подъема (спуска), но и на размер уклона (в градусах);

        • на любых участках с ограниченной видимостью движения (например, при плохих погодных условиях, наличии на проезжей части иных автомототранспортных средств и так далее).
        • Штрафы

          За нарушение правил движения автомобильного транспорта и совершение обгона в неположенном месте или с несоблюдением правил действующего законодательства на водителя налагается административная ответственность (в соответствии со ), которая может заключаться в наложении административного штрафа, предупреждения или лишения прав на управление автомобильным транспортом.

          За соблюдением правил движения, в том числе и правильности выполнения обгона, следят инспектора ГИБДД лично или с применением средств фото или видео фиксации (камеры, работающие в автоматическом режиме).

          Неправильное выполнение такого маневра, как обгон может наказываться:

          Предупреждением или административным штрафом в размере 500 рублей () за неиспользование перед совершением маневра световой сигнализации (включением сигналов поворота)
          Штрафом в размере 5 000 рублей или лишением прав на 4 – 6 месяцев по статье 12.15 КоАП за выезд на полосу встречного движения (трамвайные пути встречного направления) при наличии запрещающих знаков, дорожной разметки или в иных ситуациях, предусмотренных действующими правилами
          на период до 1 года при повторном выезде на встречку для обгона, в местах, в которых выполнение данного маневра запрещено ()
          Предупреждением или штрафом в размере 500 рублей за несоблюдение требований, установленных дорожными знаками (разметкой)

          Мы продолжаем разбирать ситуации с нарушениями ПДД, которые нам предоставила ГИБДД. До написания этой статьи мы разобрали 15 ситуаций.

          В этой части мы разберем один из самых опасных маневров “Обгон”.

          Определение:

          “Обгон” – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

          Правила обгона, опережения, встречного разъезда:

          11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

          11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

          • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
          • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
          • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
          • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

          11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

          11.4. Обгон запрещен:

          • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
          • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
          • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
          • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
          • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

          11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.

          11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

          11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

          Дорожные знаки:

          3.20 “Обгон запрещен”.

          Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

          3.21 “Конец зоны запрещения обгона”.

          3.22 “Обгон грузовым автомобилям запрещен”.

          Запрещается грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т обгон всех транспортных средств.

          3.23 “Конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям”.

          Зона действия знаков 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26-3.30 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка – до конца населенного пункта. Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.

          Зона действия знаков может быть уменьшена:
          для знаков 3.20, 3.22, 3.24 установкой в конце зоны их действия соответственно знаков 3.21, 3.23, 3.25 или применением таблички 8.2.1. Зона действия знака 3.24 может быть уменьшена установкой знака 3.24 с другим значением максимальной скорости движения;

          Теперь перейдем к дорожным ситуациям.

          Ситуация 16

          Нарушение знака 3.20 и сплошной линии разметки 1.1.

          Ситуация 17

          Нарушение знака 3.20.

          В данном случае отсутствует дорожная разметка, но тем не менее в соответствии с п.9.1 Правил дорожного движения, маневр осуществлен с выездом на полосу предназначенную для встречного движения.

        • Ситуация 18

          Эта ситуация заслуживает отдельного обсуждения.

          Внимание! В данной ситуации нарушение есть! И за такой маневр Вас лишат права управления на срок от 4 до 6 месяцев по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ!

          Схема основана на Постановлении Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г. N 18 (в редакции от 9.02.2012г.), где Верховный Суд дает разъяснения судьям. Обратите внимание, ни к ГИБДД, ни к гражданам этот документ отношения не имеет. Более того, как показывает практика, не каждый судья следует этим разъяснениям и добиться правды ссылаясь на этот документ будет очень не просто.

          В частности, этот документ содержит абсолютно нелепый и противоречащий Правилам дорожного движения пункт:

          Учитывая, что дорожный знак 3.20 означает запрет на осуществление обгона для всех транспортных средств, за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными транспортными средствами при отсутствии иных запретов, установленных ПДД (например, пунктом 11.4 ПДД), не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

          Необходимо также иметь в виду, что обгон тихоходных транспортных средств не может быть квалифицирован по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ в случаях, когда:
          в зоне действия дорожного знака 3.20 имеется дорожная разметка 1.1 или 1.11, поскольку согласно пункту 1 Приложения № 2 к ПДД при противоречии значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки приоритет имеет дорожный знак, которым должен руководствоваться водитель;

          В рассматриваемой ситуации никакого противоречия быть не может! Давайте посмотрим определения ПДД:

          Горизонтальная разметка:
          1.1 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
          Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

          3.20 “Обгон запрещен”. Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

          Как видим никакой связи между знаком 3.20 и дорожной разметкой 1.1 нет. Они регламентируют абсолютно разные моменты организации дорожного движения и используются для разных независимых друг от друга задач. Для пересечения разметки 1.1 стоит однозначный запрет без исключений. И уж тем более этот запрет не может отменить тихоходное транспортное средство. Другими словами, разрешение обгона, не дает права пересекать разметку 1.1.

          Противоречие – это если невозможно следовать требованиям знаков и дорожной разметки (например, когда знаки указывают одно количество полос, а разметка другое.)

          Давайте посмотрим на ситуацию без знака 3.20

          Теперь тихоходное транспортное ничем не отличается от обычного транспортного средства, т.к. обгонять тихоходные транспортные средства можно только в зоне действия знака 3.20.

          Таким образом по логике Верховного Суда установка знака “Обгон запрещен” разрешает обгон.

          Над глупостью можно размышлять долго, о том как и почему она произошла, но давайте просто отметим один момент “Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.” и в обоих случаях данной ситуации обгон запрещен!

          Предлагаю немного затронуть тему тихоходных транспортных средств.

          Такого термина в не существует!

          Единственное место, где можно увидеть это словосочетание – это наименование одноименного опознавательного знака, описание которого находится в документе “Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения”:

          ” Тихоходное транспортное средство” – в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) – сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.;

          Следуя этому определению, перед совершением обгона водитель должен быть уверен, что заводом изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

          Даже наличие опознавательного знака “Тихоходное транспортное средство” не дает гарантий, что транспортное средство тихоходное, и наоборот, что, если знак отсутствует, то транспортное средство не тихоходное.

          Не смотря на то, что ответственность за установку опознавательных знаков несет водитель тихоходного транспортного средства, и на то, что Верховный Суд рекомендует судьям не привлекать к административной ответственности за бездействие собственника (владельца) тихоходного транспортного средства, установить, что транспортное средство – тихоходное, можно только в соответствии с техническими характеристиками установленными заводом изготовителем.

          Ситуация 19

          Еще один подгон схем под текст Правил дорожного движения, ничего не имеющий общего с реальной ситуацией. Нужно быть большим мастером чтобы начать и завершить обгон в пределах пресечения с двухполосной дорогой.

          Если не учитывать эту нелепость, то в целом схемы верные. И никаких сложностей в толковании не предоставляет

          Нарушение правил обгона:

          11.4. Обгон запрещен: на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

          Во всех вышеперечисленных ситуациях обгон совершен с нарушением правил дорожного движения и ответственность за эти нарушения полагается по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев либо штрафа в размере 5000 рублей в случае автоматической фиксации:

          4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, –
          влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи –
          наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

          Ситуация 20

          В данном случае обгон не совершается, т.к. нет выезда на встречную полосу. Нарушены пункты правил расположения транспортного средства на проезжей части и требований дорожной разметки:

          9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам

          Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

          Ответственность по части 1 статьи 12.15 КоАП РФ:

          1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней – влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

          На этом мы завершаем обзор нарушений ПДД, связанных с обгоном транспортных средств.

          В следующей статье мы рассмотрим штрафы за нарушение правил маневрирования на перекрестках.

          Дорог вам без препятствий!