Основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя. Неисправности системы питания двигателя Основные неисправности карбюраторного двигателя

Устранение простейших неисправностей системы питания двигателя


Неисправности системы питания карбюраторного двигателя.

Отсутствие подачи топлива, образование чрезмерно бедной или богатой горючей смеси - основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя.

Признаками неисправностей системы питания являются невозможность пуска или затрудненный пуск двигателя, его неустойчивая работа, падение мощности, перегрев, повышенный расход топлива.

Отсутствие подачи топлива возможно при засорении фильтра приемной трубки топливного бака, фильтра тонкой очистки топлива, фильтра-отстойника, топливопроводов и при неисправностях топливного насоса или карбюратора. В топливном насосе возможно заедание клапанов или повреждение диафрагмы, в карбюраторе - заедание поплавка или клапана подачи топлива в закрытом положении.

Бедная горючая смесь образуется либо при уменьшении подачи топлива, либо при увеличении количества поступающего воздуха. Подача топлива может уменьшиться по указанным выше причинам, а также из-за низкого уровня топлива в поплавковой камере, засорения жиклеров, сетчатого фильтра карбюратора, износа рычага привода топливного насоса, уменьшения упругости пружины диафрагмы. Поступление воздуха может увеличиться при неполном закрывании воздушной заслонки, а также из-за его подсоса в местах соединения составных частей карбюратора с впускным трубопроводом и впускного трубопровода с головками цилиндров.

При обеднении горючая смесь сгорает с меньшей скоростью и догорает в цилиндре, когда уже открыт впускной клапан. В результате двигатель перегревается, а пламя распространяется во впускной трубопровод и смесительную камеру карбюратора, что вызывает там резкие хлопки. Мощность двигателя при этом падает, а расход топлива увеличивается.

Причинами образования богатой горючей смеси являются неполное открывание воздушной заслонки, повышенный уровень топлива в поплавковой камере, заедание поплавка или клапана подачи топлива в открытом положении, увеличение отверстий жиклеров, засорение воздушного жиклера, нарушение герметичности поплавка, клапанов подачи топлива, клапанов экономайзера.

Богатая горючая смесь имеет пониженную скорость горения и не полностью сгорает в цилиндре из-за недостатка кислорода. В результате двигатель перегревается, а смесь догорает в глушителе, что вызывает в нем резкие хлопки и появление черного дыма. Продолжительная работа двигателя на богатой смеси вызывает перерасход топлива и большое отложение нагара на стенках камеры сгорания и электродах свечей зажигания. Мощность двигателя при этом падает, а его изнашивание усиливается.

Неустойчивая работа двигателя, помимо указанных причин, может вызываться следующими причинами. Если двигатель неустойчиво работает только на холостом ходу, это может быть следствием нарушения регулировки частоты вращения коленчатого вала двигателя. Если двигатель перестает работать при резком открытии дроссельной заслонки, это указывает на возможные неисправности ускорительного насоса: заедание поршня, неисправность привода, негерметичность обратного клапана, засорение распылителя, заедание нагнетательного клапана.

Причинами падения мощности двигателя, помимо указанных, могут быть неполное открытие дроссельной заслонки при нажатии педали до упора и засорение воздушного фильтра.

Причиной повышенного расхода топлива может быть его течь через неплотности в соединениях топливопровода или поврежденную диафрагму топливного насоса.

Способы выявления неисправностей системы питания карбюраторного двигателя. При проверке системы питания в первую очередь необходимо убедиться в отсутствии течи топлива через соединения, так как эта неисправность может привести к пожару.

Топливный насос проверяют непосредственно на двигателе, или сняв его с двигателя. Для проверки насоса на двигателе топливопровод отсоединяют от карбюратора и опускают его конец в прозрачный сосуд, заполненный бензином. Если при нажатии на рычаг ручной подкачки из топливопровода выбивает сильная струя топлива, насос исправен. Выход из топливопровода пузырьков воздуха указывает на подсос воздуха (негерметичность) в соединениях трубопроводов или насосе.

Для обнаружения неисправностей топливного насоса также без снятия его с двигателя применяют прибор модели 527Б, состоящий из шланга с наконечниками и манометра. Шланг присоединяют одним концом к карбюратору, а другим - к топливопроводу, идущему от насоса к карбюратору. Пустив двигатель, по манометру определяют давление, создаваемое насосом при малой частоте вращения коленчатого вала. Для двигателей 3M3-53-11 и ЗИЛ -130 оно должно составлять 18…30 кПа. Меньшее давление может быть при ослаблении пружины диафрагмы, неплотном прилегании клапанов насоса, а также при засорении топливопроводов и фильт-ра-отстойника. Для уточнения неисправности измеряют, падение давления. Если оно превышает 10 кПа за 30 с после остановки двигателя, то это вызвано неплотным прилеганием клапанов насоса или игольчатого клапана карбюратора. Присоединив манометр к топливопроводу, идущему к карбюратору, пускают двигатель и дают ему поработать на топливе, имеющемся в поплавковой камере карбюратора до установления давления топлива на ранее замеренном уровне. Если и при таком соединении манометра после остановки двигателя падение давления превысит 10 кПа за 30 с, это свидетельствует о негерметичности клапанов насоса.

Для проверки разрежения, создаваемого насосом, используют вакуумметр, который присоединяют к впускному штуцеру насоса.

Проворачивая коленчатый вал двигателя стартером, замеряют разрежение, которое у исправного насоса должно составлять 45…50 кПа. Меньшее разрежение обусловливается негерметичностью выпускного клапана, повреждением диафрагмы или прокладки.

О повреждении диафрагмы свидетельствуют прекращение подачи топлива и его вытекание из отверстия в корпусе насоса. Если при уменьшении или полном прекращении подачи топлива рычаг ручной подкачки перемещается свободно, это указывает на потерю упругости пружины диафрагмы. Наконец, если рассмотренных неисправностей топливного насоса и засоров в системе питания не обнаружено, но подача топлива недостаточна, следует сравнить размеры рычага привода насоса с новым рычагом, так как возможен износ конца рычага.

Неисправности карбюратора, затрудняющие пуск двигателя, обнаруживают следующим образом. Прежде всего через окно (у карбюратора К-126Б) или контрольное отверстие (у карбюратора К-88А) проверяют уровень топлива в поплавковой камере. Низкий уровень топлива может быть из-за нарушения регулировки или заедания поплавка. Заедание клапана подачи топлива в закрытом положении обнаруживают, отвернув спускную пробку карбюратора. Если топливо вытекает из отверстия непродолжительное время, а затем перестает вытекать, это указывает на данную неисправность. При подозрении на засорение жиклеров следует вывернуть пробки и через отверстия продуть жиклеры сжатым воздухом при помощи шинного насоса. Если после продувки жиклеров двигатель станет работать без перебоев, то причиной уменьшения подачи топлива было засорение жиклеров. Засоренность сетчатого фильтра карбюратора обнаруживают, вынув его из карбюратора и осмотрев.

Неполное закрытие воздушной заслонки обнаруживают при снятом воздушном фильтре. Выдвинув до отказа ручку управления заслонкой, наблюдают ее положение.

Пропускную способность жиклеров можно проверить прибором НИИАТ -362 (рис. 1). Количество воды, протекающей через дозирующее отверстие жиклера за

Рис. 1. Прибор НИИАТ -362: 1 -держатель жиклера; 2 и 7-трубки; 3 и 6 - краны; 4-поплавковая камера; 5-верхний бачок; 8 - термометр; 9 - проверяемый жиклер; 10 - мерительная мензурка; 11 - лоток; 12 - нижний бачок мин под напором водяного столба (1000±2) мм при температуре воды 19…21 °С

Герметичность поплавка проверяют, погружая его в нагретую до 80 °С воду и наблюдая за ним не менее 30 с. Из негерметичного поплавка появятся пузырьки воздуха.

Для проверки ускорительного насоса карбюратор снимают с двигателя, заполняют поплавковую камеру бензином и устанавливают сосуд под отверстие смесительной камеры карбюратора. Нажимая на шток ускорительного насоса, делают 10 полных ходов поршня.

Содержание окиси углерода (СО) в отработанных газах определяют при помощи газоанализаторов модели ИСОНИИАТ , НИИАТ -641, ГАИ -1, ОА-2Ю9, К456, Инфралит-Абгаз и др. Прогрев двигатель, устанавливают пробоотборное устройство газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину 300 мм от среза. Содержание СО измеряют не ранее чем через 30 с после достижения установившейся частоты вращения коленчатого вала двигателя на двух режимах: при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя (числитель) и при частоте вращения, равной 60% от номинальной (знаменатель). Нормы объемной доли СО в отработавших газах составляют для автомобилей выпуска:

Повышенное по сравнению с этими данными содержание СО при минимальной частоте вращения коленчатого вала указывает на неправильную регулировку системы холостого хода карбюратора, а при большей частоте вращения - на. неисправность главной дозирующей системы или неплотность прилегания клапанов экономайзера и ускорительного насоса.

При проверке действия ножного и ручного приводов дроссельных и воздушной заслонок карбюратора контролируют следующие параметры. Педаль управления дроссельными заслонками должна перемещаться без заеданий и трения о пол кабины и не доходить до пола при полном открытии заслонок на 3…5 мм. Зазор между зажимом троса ручного привода дроссельными заслонками и кронштейном, укрепленным на тяге, должен быть равен 2…3 мм при полностью выдвинутой кнопке. Зазор между торцом кнопки ручного управления, приводом воздушной заслонки и щитком кабины при полностью открытой заслонке должен быть равен 2…3 мм.

Способы устранения неисправностей системы питания карбюраторного двигателя. При наличии течи топлива или подсоса воздуха в соединениях двигателя подтягивают крепежные детали, а при необходимости заменяют прокладки.

Рис. 2. Проверка установки поплавка и иглы клапана подачи топлива в карбюраторах

При разборке фильтров тонкой очистки, снабженных хрупким керамическим элементом, необходимо обеспечить его сохранность. При сборке фильтров контролируют состояние прокладок. Поврежденные прокладки заменяют. Засоренные топливопроводы отсоединяют от топливного насоса и продувают шинным насосом.

В неисправном топливном насосе поврежденную диафрагму, потерявшую упругость пружину диафрагмы или изношенный рычаг привода заменяют. При повреждении дисков диафрагмы в пути отпускают гайку их крепления и, смазав диски мылом, устанавливают их так, чтобы места повреждений не совпадали. При негерметичности клапанов’ насос разбирают, клапаны промывают в бензине и устанавливаю^ на место. Изношенные клапаны заменяют.

Для регулировки уровня топлива в поплавковой камере карбюратора К-126Б снимают крышку поплавковой камеры и устанавливают поплавок по калибру. Калибр задает расстояние от плоскости разъема корпуса и крышки поплавковой камеры до верхней точки поплавка. Поплавок устанавливают в требуемом положении, подгибая язычок, упирающийся в торец иглы клапана. Подгибают ограничитель хода поплавка, добиваясь зазора между торцом иглы и язычком в пределах 1,2…16,5 мм.

Для регулировки уровня топлива в поплавковой камере карбюратора К-88А расстояние от плоскости разъема верхнего корпуса карбюратора до торца иглы клапана подачи топлива проверяют калибром. Если расстояние выходит за допустимые пределы, изменяют число прокладок между корпусом клапана и корпусом карбюратора. При увеличении числа прокладок уровень топлива в поплавковой камере уменьшается. Если регулировка таким способом не удается, можно аккуратно подогнуть кронштейн поплавка.

При заедании клапана подачи топлива карбюратора К-88А его притирают к седлу, а при невозможности добиться герметичности и нормальной работы клапан заменяют. Клапан подачи топлива карбюратора К-126Б запирается не иглой, а эластичной пластмассовой шайбой. При потере герметичности клапана заменяют шайбу.

Регулировка карбюратора на минимально устойчивую частоту вращения холостого хода осуществляется упорным винтом, ограничивающим закрытие дроссельной заслонки, и винтами, изменяющими состав горючей смеси. При завертывании винтов смесь обедняется, а при их отвертывании обогащается. Перед регулировкой проверяют исправность системы зажигания, особенно свечей, и прогревают двигатель до температуры охлаждающей жидкости 75…95 °С. Остановив двигатель, завертывают винты не туго до отказа, а затем отвертывают каждый винт на 2,5…3,0 оборота. Пускают двигатель и при помощи упорного винта устанавливают положение дроссельных заслонок, при котором двигатель работает устойчиво. Затем, завертывая или отвертывая один из винтов при неизменном положении дроссельных заслонок, добиваются наибольшей частоты вращения коленчатого вала. То же проделывают и с вторым винтом. После регулировки состава смеси прикрывают при помощи упорного винта дроссельные заслонки, уменьшая частоту вращения коленчатого вала. Двигатель должен устойчиво работать на холостом ходу при частоте вращения коленчатого вала 450…500 об/мин. Для проверки правильности регулировки плавно нажимают на привод дроссельной заслонки и резко его отпускают. Если двигатель остановится, то частоту вращения коленчатого вала следует несколько увеличить, завертывая упорный винт, и вновь проверить устойчивость работы двигателя. Затем поочередно снимают наконечники проводов зажигания со свечей цилиндров, питаемой правой камерой карбюратора, и со свечей цилиндров, питаемых левой камерой. Для-обоих случаев замеряют тахометром частоту вращения коленчатого вала. Разность показаний тахометра не должна быть более 60 об/мин.

Рис. 3. Регулировка системы холостого хода карбюратора

При неполном открывании или закрывании дроссельных и воздушных заслонок ножной привод дроссельных заслонок регулируют при помощи резьбовой вилки и тяги, а ручной - зажимом. Привод воздушной заслонки регулируют изменением длины троса между ручкой управления и рычагом воздушной заслонки.

Техническое обслуживание системы питания карбюраторного двигателя. При ЕО проверяют герметичность соединений топливопроводов и приборов системы питания, проверяют уровень топлива и по мере необходимости заправляют бак топливом. Если автомобиль работает в условиях большой запыленности, при каждом или через несколько ЕО промывают воздушный фильтр.

При ТО-1 проверяют осмотром состояние карбюратора, воздушного фильтра, гофрированного патрубка, топливного насоса, фильтра тонкой очистки, топливного бака и фильтра-отстойника, обращая внимание на герметичность их соединений, отсутствие деформаций и трещин. Подтекание топлива из приборов и соединений устраняют подтяжкой или заменой элементов соединений.

При ТО-2 дополнительно к работам ТО-1 проверяют действие ножного и ручного приводов дроссельных и воздушных заслонок карбюратора, полноту их закрывания и открывания, и в случае необходимости приводы регулируют. Проверяют и при необходимости регулируют уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. Проверяют легкость пуска и работу двигателя. При необходимости регулируют минимальную частоту вращения холостого хода. Проверяют работу ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала и топливного насоса. Проверяют крепление карбюратора и топливного бака. При необходимости подтягивают соединения. Промывают фильтрующий элемент и заменяют масло в воздушном фильтре, промывают фильтр-отстойник и фильтр тонкой очистки.

При СО дополнительно выполняют следующие работы. Снимают, разбирают и промывают карбюратор и топливный насос. После сборки проверяют их на приборах. Продувают воздухом -Топливопроводы. Сливают отстой из топливного бака, а при подготовке к зимней эксплуатации промывают его. Проверяют содержание СО в отработавших газах.

Неисправности системы питания дизельного двигателя. Уменьшение подачи топлива и снижение давления при впрыске - основные неисправности системы питания дизельного двигателя.

Признаками неисправностей являются невозможность пуска или затрудненный пуск двигателя, падение мощности, дымление, стуки, неустойчивая работа или «разнос» его, т. е. когда двигатель трудно остановить.

Причинами уменьшения подачи топлива, снижения давления при впрыске и невозможности вследствие этого пустить двигатель являются засорение топливопроводов, заборника в топливном баке или фильтрующих элементов топливных фильтров, замерзание воды или загустение топлива в топливопроводах, наличие воздуха в топливной системе, нарушение угла опережения впрыска топлива, неисправности топливных насосов низкого и высокого давления.

Уменьшение подачи топлива и снижение давления при впрыске, приводящие к падению мощности, дымлению и стукам двигателя, возникают при: засорении системы выпуска газов; неисправности привода рычага регулятора (при полном нажатии на педаль подачи топлива частота вращения коленчатого вала двигателя не увеличивается); наличии воздуха в топливной системе; нарушении угла опережения впрыска топлива (стуки или дымление); попадании воды в топливную систему (дым белого цвета); избытке топлива, подаваемого в цилиндры (дым черного или серого цвета); нарушении регулировки или засорении форсунок; износе плунжерной пары и отверстий распылителя форсунки; загрязнении воздушного фильтра.

Равномерность. работы двигателя нарушается в силу следующих причин: ослабло крепление или лопнула трубка высокого давления, неудовлетворительно работают отдельные форсунки, нарушена равномерность подачи топлива секциями ТНВД , неисправен регулятор частоты вращения. Двигатель начинает работать «вразнос» при заедании рейки ТНВД , поломке пружины рычага ее привода, при попадании лишнего количества масла в камеру сгорания из-за износа цилиндропоршневой группы.

Способы выявления неисправностей системы питания дизель-лого двигателя. При поиске неисправностей системы питания следует иметь в виду, что их признаки характерны и для неисправностей других систем и механизмов. Например, причиной снижения мощности двигателя может быть нарушение регулировки зазоров в газораспределительном механизме.

При затрудненном пуске двигателя необходимо прежде всего проверить, есть ли топливо в баке, открыт ли кран всасывающего топливопровода, соответствует ли масло данному сезону.

После отсоединения топливопроводов штуцера форсунок, топливных насосов, фильтров и отверстия топливопроводов должны быть защищены от попадания грязи колпачками, заглушками или замотаны чистой изоляционной лентой. Перед сборкой все детали необходимо тщательно очистить и промыть в дизельном топливе.

Давление в системе топливоподачи низкого давления может быть измерено устройством КИ-4801. Один из наконечников устройства присоединяют к нагнетательной магистрали подкачивающего насоса перед фильтром тонкой очистки топлива, другой - между фильтром и топливным насосом. Перед проверкой давления из системы удаляют воздух, открыв запорный клапан 6 и прокачав систему ручным топливоподкачивающим насосом. Давление измеряют при работающем двигателе. Установив частоту вращения коленчатого вала, равную 2100 об/мин (максимальная подача топлива), и пользуясь краном, по манометру определяют давление топлива до и после фильтра тонкой очистки топлива. Давление перед фильтром должно быть 0,12… 0,15 МПа, а за фильтром - не менее 0,06 МПа. Если давление перед фильтром, развиваемое подкачивающим насосом, менее 0,08 МПа, насос подлежит замене. При давлении за фильтром менее 0,06 МПа следует проверить состояние перепускного клапана. Остановив двигатель, устанавливают на место рабочего клапана контрольный и, пустив двигатель, вновь измеряют давление за фильтром при максимальной подаче топлива. Если давление увеличилось, снятый клапан регулируют или заменяют. Если давление осталось прежним, это свидетельствует о засорении фильтрующих элементов тонкой очистки топлива. При равенстве или небольшой разнице давлений до и после фильтра тонкой очистки топлива следует его разобрать и проверить состояние уплотнений в фильтрующих элементах.

Для замены устройства КИ-4801 разработано приспособление КИ-13943, которое отличается простотой исполнения, меньшими габаритными размерами и массой, более рациональной технологией определения давления. В будущем оно может найти широкое применение.

При попадании воздуха в топливную систему проверяют ее герметичность. Для проверки герметичности системы до топливного фильтра вывертывают пробку на фильтре для сообщения внутренней полости фильтра с атмосферой и подтягивают все соединения до топливного фильтра. Отвернув рукоятку ручного топливо-подкачивающего насоса, прокачивают топливную систему до тех пор, пока из топливного фильтра не пойдет чистое топливо без примеси воздуха, после чего пробку фильтра заворачивают. Если после этой проверки мощность двигателя не повысится, проверяют топливную систему от топливного фильтра до ТНВД . Отвернув пробку для удаления воздуха на топливном насосе и затянув все соединения до насоса, прокачивают ручным топливоподкачивающим насосом топливную систему до тех пор, пока из отверстия в насосе не пойдет чистое топливо без пузырьков воздуха. После этого пробку в насосе завертывают.

Рис. 3. Устройство КИ-4801: 1 - манометр; 2 - корпус; 3- трехходовой кран; 4 - шланг;‘5 - пустотелый болт (штуцер); 6 - клапан; 7 - винт

Момент начала нагнетания топлива секциями топливного насоса может быть определен при помощи моментоскопа КИ-4941. Для этого отсоединяют от проверяемой секции топливного насоса топливопровод высокого давления. Вывернув штуцер из головки топливного насоса, вынимают пружину нагнетательного клапана и устанавливают вместо нее технологическую пружину, входящую в комплект моментоскопа. Ввернув штуцер на место, навинчивают на него накидную гайку моментоскопа. Прокачав топливную систему ручным подкачивающим насосом до полного удаления пузырьков воздуха, включают полную подачу топлива. Затем вручную прокручивают коленчатый вал двигателя до заполнения стеклянной трубки моментоскопа топливом.

Сдавливая соединительную трубку, удаляют часть топлива и, продолжая прокручивать коленчатый вал, следят за уровнем топлива в стеклянной трубке. Начало повышения уровня топлива в трубке является моментом начала нагнетания топлива секцией топливного насоса. Этот момент должен наступить за 20° до в. м. т. В момент начала нагнетания топлива первой секцией метки на муфте опережения впрыска и корпусе насоса должны совпасть. Если при этом угол поворота кулачкового вала насоса принять за 0°, то остальные секции должны начинать подачу топлива в следующем порядке: секция № 2 при 45°; секция № 8 при 90°; секция № 4 при 135°; секция № 3 при 180°; секция № 6 при 225°; секция № 5 при 270°; секция № 7 при 315°. Неточность интервала между началом нагнетания топлива любой секцией насоса относительно первой должна быть не более ±30’.

Рис. 4. Установка моментоскопа на топливный насос: 1 - стеклянная трубка; 2 - соединительная трубка; 3 - отрезок трубки высокого давления; 4 - накидная гайка; 5 - штуцер

Форсунки проверяют на качество распыливания топлива, герметичность и давление начала впрыска (подъема иглы распылителя). Для нахождения неисправностей форсунки прекращают подачу топлива к проверяемой форсунке, ослабляя затяжку накидной гайки, соединяющей штуцер секции насоса с топливопроводом Высокого давления. Если после этого частота вращения коленчатого вала уменьшится, а дымность не изменится, то проверяемая форсунка исправна. Если же частота вращения не изменится, а дымность уменьшится, форсунка неисправна.

Форсунку можно проверить также с помощью максиметра. Штуцером максиметр присоединяют к штуцеру секции ТНВД , а к штуцеру присоединяют через короткий топливопровод проверяемую форсунку. Микрометрической головкой устанавливают на шкале максиметра требуемое давление подъема иглы распылителя (для двигателя ЗИЛ -645 это давление равно 18,5 МПа). Затем ослабляют затяжку накидных гаек всех топливопроводов высокого давления и проворачивают коленчатый вал двигателя стартером. Если моменты начала впрыска топлива через максиметр и форсунки совпадают, форсунка исправна. Если впрыск топлива через форсунку начинается раньше, чем через максиметр, то давление начала подъема иглы распылителя форсунки ниже, чем максиметра, и наоборот.

Рис. 5. Максиметр

Рис. 6. Приспособление КИ-16301А для проверки форсунок и прецизионных пар топливного насоса

Для проверки форсунок и прецизионных пар топливного насоса служит приспособление КИ-16301А (рис. 6). При проверке форсунок переходник присоединяют к штуцеру форсунки. Приводной ручкой 1 нагнетают топливо в форсунку, совершая 30…40 качков в минуту. Давление начала впрыска топлива определяют по манометру. Герметичность форсунки проверяют при давлении на 0,1… 0,15 МПа меньшем давления начала подъема иглы. В течение 15 с не должно быть пропуска топлива через запорный конус распылителя и места уплотнений. Допускается увлажнение носка распылителя без каплепадения.

Для проверки прецизионных пар топливного насоса ручку-резервуар приспособления соединяют с топливопроводом высокого давления, идущим от проверяемой секции насоса. При полной подаче топлива проворачивают стартером коленчатый вал двигателя и по манометру определяют давление, создаваемое плунжерной парой топливного

насоса. Герметичность нагнетательных клапанов проверяют при неработающем насосе и включенной подаче топлива. Под давлением 0,15… 0,20 МПа клапаны в течение 30 с не должны пропускать топливо. Состояние воздушного фильтра определяют индикатором засоренности (рис. 7). Индикатор соединяют с контрольным отверстием на впускном коллекторе при помощи резинового наконечника. Степень засоренности воздушного фильтра определяют при работе двигателя на максимальной частоте вращения холостого хода. Индикатор включают нажатием на колпачок, открывающий клапан и соединяющий камеру с впускным трубопроводом. Камера сообщается с атмосферой, поэтому положение поршня относительно смотрового окна корпуса характеризует сопротивление воздушного фильтра. Полное перекрытие окна поршнем происходит при разрежении во впускном трубопроводе более 70 кПа и сигнализирует о предельной засоренности воздушного фильтра.

Способы устранения неисправностей дизельного двигателя. При засорении топливопроводов и заборника в топливном баке их промывают и продувают сжатым воздухом. Засоренные фильтрующие элементы топливных фильтров заменяют. При замерзании воды в топливопроводах или сетке заборника топливного бака осторожно прогревают топливные трубки, фильтры и бак с горячей водой. При загустении топлива в топливопроводах его заменяют топливом, соответствующим сезону, и прокачивают топливную систему.

Рис. 7. Индикатор засоренности воздушного фильтра

Для регулировки угла опережения впрыска топлива, подачи топлива секциями ТНВД , а также при заедании рейки и других неисправностях насос снимают с автомобиля и направляют в мастерскую, оборудованную специальным стендом.

При попадании воды в топливную систему сливают отстой из топливных фильтров и топливного бака и промывают их.

Неисправные форсунки снимают с двигателя, разбирают и очищают от нагара. Для размягчения нагара распылители погружают в ванночку с бензином. Очищают распылители при помощи деревянного бруска, пропитанного дизельным маслом, а внутренние полости промывают профильтрованные дизельным топливом. Сопловые отверстия прочищают стальной пр-волокой диаметром 0,40 мм. Нельзя применять для очистки распылителей острые и твердые предметы или наждачную бумагу. Перед сборкой распылитель и иглу тщательно промывают в чистом бензине и смазывают профильтрованным дизельным топливом. После этого игла, выдвинутая из корпуса распылителя на 1/3 длины направляющей поверхности, при наклоне распылителя под углом 45° должна полностью опуститься под действием собственной массы. При сборке форсунки поджимают распылитель до упора его в проставку, а затем затягивают гайку распылителя с моментом 70…80 Н- м.

Собранную форсунку устанавливают на прибор КИ-652 и рычагом нагнетают в нее топливо при включенной полости манометра 6 прибора, для чего предварительно открывают вентиль. В момент начала впрыска топлива определяют по манометру давление начала подъема иглы распылителя, которое должно быть 18,5 МПа. При несоответствии давления указанному форсунку регулируют при помощи регулировочных шайб или регулировочного винта (в зависимости от модели форсунки). При регулировке шайбами отвертывают гайку распылителя, предварительно поджав распылитель к форсунке, и снимают распылитель, проставку и штангу. С увеличением толщины регулировочных шайб давление подъема иглы повышается, с уменьшением - понижается. При регулировке винтом отвертывают гайку пружины форсунки и, вращая винт отверткой, добиваются требуемого давления начала подъема иглы распылителя.

Рис. 8. Проверка и регулировка форсунки на приборе КИ-652: 1 - рычаг; 2 - корпус; 3 - маховичок; 4 - распределитель; 5 - запорный вентиль; 6 - манометр; 7 - топливный бачок; 8 - отвертка; 9 - испытуемая форсунка; Ю - защитный прозрачный колпак

Качество распиливания топлива определяют визуально. Для этого отключают полость манометра, перекрыв вентиль, и, нагнетая топливо рычагом с интенсивностью 70…80 качаний в минуту, наблюдают за впрыскиваемой струей топлива. Качество распыливания считается удовлетворительным, если топливо впрыскивается в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению образовавшегося конуса без заметных капелек и струй.

При загрязнении воздушного фильтра снимают крышку, вывертывают винт крепления и вынимают фильтрующий элемент из корпуса фильтра. При наличии на картоне только налета пыли серого цвета его продувают струей сжатого воздуха, направленной под углом к поверхности фильтрующего элемента, под давлением не более 0,3 МПа. Уменьшения давления воздуха достигают, удаляя фильтрующий элемент от наконечника шланга. При загрязнении картона копотью, маслом, топливом фильтрующий элемент промывают раствором моющего вещества ОП-7 или ОП-Ю в нагретой до 40…50 °С воде, погружая его на 0,5 ч в раствор с последующим интенсивным вращением. Затем элемент прополаскивают в чистой воде и тщательно просушивают. Концентрация раствора 20…25 г вещества на 1 л воды. Вместо указанных растворов можно использовать раствор той же концентрации стиральных порошков «Новость», «Лотос» и др.

Для обслуживания первой ступени воздушного фильтра от него отсоединяют магистраль отсоса пыли, пластину кронштейна крепления фильтра и воздухосборник, снимают крышку, вывертывают винт крепления и вынимают бумажный фильтрующий элемент. Корпус с инерционной решеткой промывают в дизельном топливе или в горячей воде, продувают сжатым воздухом и тщательно просушивают. При сборке воздушного фильтра качество уплотнения контролируют по наличию сплошного отпечатка на прокладке. Прокладки, имеющие надрывы, заменяют.

Техническое обслуживание системы питания дизельного двигателя. При ЕО очищают приборы системы питания от грязи и пыли, проверяют уровень топлива в баке и при необходимости заправляют автомобиль топливом. Отстой из топливного фильтра-отстойника сливают в холодное время года ежедневно, а в теплое - с перидичностью, не допускающей образования отстоя в количестве более 0,10…0,15 л.

При ТО*1- проверяют осмотром герметичность соединений топливопроводов, приборов системы питания и резинового патрубка воздушного фильтра. Проверяют состояние и действие приводов останова двигателя и привода ручного управления подачей топлива. При необходимости приводы регулируют. Сливают отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива, при необходимости промывают колпак фильтра грубой очистки топлива, после чего пускают двигатель и дают ему поработать 3…4 мин для удаления воздушных пробок.

При ТО-2 проверяют исправность и полноту действия механизма управления подачей топлива (при полностью нажатой педали рычаг управления рейкой ТНВД должен упираться в ограничительный болт). Заменяют фильтрующие элементы фильтров тонкой очистки топлива, промывают фильтр грубой очистки топлива, очищают бумажный фильтрующий элемент второй ступени воздушного фильтра. Заменяют масло в муфте опережения впрыска топлива и в ТНВД .

При СО дополнительно к работам ТО-2 снимают форсунки и регулируют на стенде давление подъема иглы, проверяют и при необходимости регулируют при помощи моментоскопа угол опережения впрыска топлива. Один раз в 2 года снимают ТНВД , проверяют его работоспособность на стенде и при необходимости регулируют. При подготовке к зимней эксплуатации промывают топливные баки.

К атегория: - 1Отечественные автомобили

Неисправности в системе питания карбюраторного двигателя

Около 50% нарушений работы двигателя вызываются сбоями в работе системы питания двигателя. Неисправная топливная система значительно сказывается на мощности и экономичности двигателя. В большинстве случаев следствием неисправностей системы питания является обеднение или обогащение горючей смеси и расход топлива возрастает примерно на 10%. Если переполняется поплавковая камера, то горючая смесь значительно обогащается и расход топлива возрастает до 20%.

Неисправности приводящие к обеднению горючей смеси:

– Низкий уровень топлива в поплавковой камере,

– Прекращение подачи топлива к карбюратору,

– Засорение топливных жиклеров карбюратора,

– Подсос постороннего воздуха в соединениях впускного трубопровода с головкой цилиндров,

– Подсос постороннего воздуха в соединениях впускного трубопровода с карбюратором.

Чтобы установить причину, надо проверить поступает ли топливо к карбюратору. Для этого отсоединяют топливопровод от карбюратора и проворачивают коленчатый вал двигателя стартером (при выключенном зажигании) или рукояткой. Из топливопровода, после двух оборотов коленчатого вала должна выбрасываться сильная струя топлива. Если подача топлива недостаточна, надо проверить наличие топлива в баке и при необходимости продуть топливопроводы сжатым воздухом, проверить состояние топливного насоса и прочистить топливные фильтры.

Убедившись в отсутствии повреждений диафрагмы топливного насоса и промыв загрязненные фильтры и клапана (топливом) и обдув сжатым воздухом собрать насос. При отсутствии подачи топлива и после сборки необходимо сдать насос в мастерскую.

Если подача топлива осуществляется нормально, надо продуть жиклеры поплавковой камеры сжатым воздухом и отрегулировать уровень топлива в камере.

Проверьте герметичность соединений карбюратора с впускным трубопроводом и впускного трубопровода с головкой цилиндров. Проверка осуществляется визуально. Неплотные соединения выдают себя копотью и наличием следов увлажнения топливом.

Неисправности, вызывающие обогащение горючей смеси:

– Засорение отверстий воздушных жиклеров,

– Высокий уровень топлива в поплавковой камере,

– Увеличение калиброванных отверстий топливных жиклеров,

– Засорение воздушного фильтра карбюратора,

– Неполное открытие воздушной заслонки карбюратора,

– Негерметичность клапана экономайзера,

– Негерметичность клапана ускорительного насоса.

Меры, для устранения неисправностей:

– Проверить пропускную способность жиклеров,

– Проверить уровень топлива в поплавковой камере,

– Проверить герметичность клапанов экономайзера,

– Проверить герметичность клапанов ускорительного насоса,

– Проверить состояние воздушного фильтра,

– Проверить действие воздушной заслонки.

Устранить обнаруженные неисправности самостоятельно или же в мастерской технического обслуживания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Процессы жизненного цикла программных средств автора Автор неизвестен

5.3.2 Анализ требований к системе Данная работа состоит из следующих задач, которые разработчик должен выполнить или обеспечить их выполнение:5.3.2.1 Разработчик, при необходимости, должен выполнить анализ области применения разрабатываемой системы с точки зрения

Из книги ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСТРОЕННЫХ СИСТЕМ. Общие требования к разработке и документированию автора Госстандарт России

Из книги Определение и устранение неисправностей своими силами в автомобиле автора Золотницкий Владимир

5.3.3 Требования к системе Разработчик должен принимать участие в определении и документировании требований, которым должна удовлетворять система, и методов, которые необходимо использовать в целях гарантирования выполнения каждого требования. Результат данной работы

Из книги Ремонт японского автомобиля автора Корниенко Сергей

Неисправности двигателя Якорь стартера не вращается при включении замка зажигания Неисправности системы пуска Проверить работу стартера одним из трех способов:1. Убедиться в надежности кабельных соединений наконечников на клеммах аккумуляторной батареи. Освободить

Из книги Обслуживаем и ремонтируем Волга ГАЗ-3110 автора Золотницкий Владимир Алексеевич

Выхлоп двигателя дымный. В картер двигателя поступает повышенный объем газов Диагностирование двигателя по цвету дыма из выхлопной трубы Сине-белый дым – неустойчивая работа двигателя. Рабочая фаска клапана подгорела. Оценить состояние газораспределительного

Из книги Грузовые автомобили. Система питания автора Мельников Илья

Неисправности системы смазки двигателя Понижение давления масла при любой частоте вращения коленчатого вала Неисправен указатель или датчик давления масла. Убедиться в исправности контрольной лампы (указателя давления масла) и датчика. Отключить провод от датчика

Из книги Как стать гением [Жизненная стратегия творческой личности] автора Альтшуллер Генрих Саулович

Неисправности двигателя

Из книги Основы рационального питания автора Омаров Руслан Сафербегович

Неисправности системы смазки двигателя

Из книги Очень общая метрология автора Ашкинази Леонид Александрович

Общие сведения о системе питания Система питания автомобильных двигателей обеспечивает подачу очищенного воздуха и топлива в цилиндры. По способу смесеобразования карбюраторные и дизельные двигатели имеют существенные различия. В дизельных двигателях приготовление

Из книги автора

Система питания карбюраторного двигателя Смесеобразование в двигателях карбюраторного типа происходит в специальных устройствах, называемых карбюраторами. Карбюратор распределяет в каком количестве подавать топливо непосредственно в цилиндры двигателя. К качестве

Из книги автора

Обслуживание системы питания карбюраторного двигателя Ежедневно проверять систему питания с целью проверки ее герметичности и при необходимости заправить автомобиль топливом.– Первое и второе технические обслуживания (ТО-1, ТО-2).– Проверить крепление приборов,

Из книги автора

Система питания дизельного двигателя В отличие от карбюраторных двигателей, в цилиндры которых поступает готовая горючая смесь из карбюратора, горючая смесь у дизелей образуется непосредственно в цилиндрах, куда топливо и воздух подаются раздельно. Чистый воздух

Из книги автора

Неисправности в системе питания дизельных двигателей При возникновении неисправностей в системе питания затрудняется пуск, снижается мощность двигателя и увеличивается расход топлива, возникают перебои в работе цилиндров, стуки, повышается дымность выпуска. Основные

Из книги автора

Приложение 1. О системе А.А. Любищева (к ходу 6-в, с. 166)1.В 1974 году издательство "Советская Россия" выпустило небольшую книжку Д. Гранина "Эта странная жизнь". Речь в книжке шла о биологе Александре Александровиче Любищеве. С 1916 года (Любищеву тогда было 26 лет) он начал вести

Из книги автора

10. КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА. РЕЖИМ ПИТАНИЯ Цель: ознакомиться с основными понятиями культуры и режима питанияКультура питания – это знание: основ правильного питания; свойств продуктов и их воздействия на организм, умение их правильно выбирать и

Какие основные неисправности могут быть в системе, питания?

Основными неисправностями в системе питания карбюраторных двигателей могут быть: несоответствие приготовления карбюратором горючей смеси режиму работы двигателя, чаще это выражается в приготовлении бедной или богатой смеси; прекращение подачи топлива из топливного бака в поплавковую камеру карбюратора или подача его в недостаточном количестве; подтекание топлива.

Какие признаки работы двигателя на бедной смеси и их последствия?

Признаками работы двигателя на бедной горючей смеси являются: перегрев двигателя; снижение его мощности и экономичности; появление «хлопков» в карбюраторе; работа двигателя с перебоями.

«Хлопки» в карбюраторе могут привести к пожару на автомобиле, поскольку – это выброс пламени из цилиндров двигателя через впускной клапан в момент впуска. Если при этом имеется подтекание топлива, оно испаряется под капотом двигателя и появление искры от проводов свечей зажигания, вследствие короткого замыкания, ведет к пожару. Длительная работа перегретого двигателя ведет к выгоранию масла на стенках цилиндров, поршней, поршневых колец и других деталей и их повышенному износу. Кроме того, возможны потеря упругости поршневых колец и их залегание в канавках поршней, что ведет к потере компрессии в цилиндрах двигателя.

Какие причины образования бедной горючей смеси?

Причинами образования бедной горючей смеси могут быть: низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора; засорение топливных жиклеров или неправильная их регулировка; засорение топливопроводов, топливных фильтров и распылителей карбюратора; залегание запорной иглы в поплавковой камере в закрытом положении; разобщение топливного бака с атмосферой (заедание воздушного клапана в крышке топливного бака, потеря крышки и герметичное закрывание заливной горловины ветошью); недостаточная подача топлива топливным насосом; подсос воздуха в местах соединения карбюратора с впускным трубопроводом или впускного трубопровода с двигателем из-за ослабления крепления, повреждения прокладок, образования трещин.

Какие признаки работы двигателя на богатой горючей смеси?

К признакам работы двигателя на богатой горючей смеси относятся: черный дым из выхлопной трубы; «выстрелы» из глушителя; снижение мощности; перерасход топлива. При длительной работе на богатой смеси увеличивается отложение нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов, электродах свечей, в глушителе. Из-за этого свечи работают с перебоями, что снова ведет к снижению мощности двигателя и увеличению расхода топлива. Если через некоторое время будут устранены причины, вызвавшие обогащение горючей смеси, но не очищен нагар из камер сгорания и днищ поршней, в двигателе будет происходить калильное зажигание, то есть зажигание горючей смеси тлеющим нагаром до прихода поршня в ВМТ, что создает ударные нагрузки в кривошипно-шатунном механизме и приводит к преждевременному износу деталей двигателя.

Какие причины образования богатой горючей смеси?

Богатая горючая смесь может образовываться при оставлении воздушной заслонки карбюратора в прикрытом положении после пуска двигателя или ее неправильной установке во время сборки или ремонта; применении более легких сортов топлива; неплотном закрытии клапана экономайзера или нагнетательного клапана ускорительного насоса; повышении уровня топлива в поплавковой камере из-за неправильной регулировки или залегания запорной иглы в открытом положении, либо нарушения герметичности поплавка; увеличении пропускной способности топливных жиклеров; засорении воздушных жиклеров.

Какие причины прекращения подачи топлива в поплавковую камеру?

Причинами прекращения подачи топлива в поплавковую камеру карбюратора могут быть: отсутствие топлива в топливном баке; неисправность топливного насоса; образование ледяных пробок в холодное время года из-за несвоевременного слива отстоя из топливного бака и фильтров или попадания воды в топливо при заправке; засорение фильтра топливозаборника, топливопроводов, топливных фильтров грубой и тонкой очистки топлива.

Какие неисправности могут возникнуть в топливном насосе и как их устраняют?

В топливном насосе могут возникать такие неисправности: прорыв (прокол) диафрагмы; ослабление или поломка рабочей пружины; неплотная посадка клапанов в гнезда или поломка их пружин; износ коромысла; нарушение герметичности топливопроводов и частей насоса, приводящие к подсосу воздуха во всасывающей полости или к подтеканию топлива, если нарушение произошло в нагнетательной полости.

Прорванную диафрагму топливного насоса заменяют новой или исправной. Если такой возможности нет, то следует ее разобрать и повернуть листы прорывом в разные стороны, а между ними положить листики из целлофана. После этого собрать диафрагму и проверить исправность работы насоса. Осмолившиеся клапаны промывают в ацетоне. Поломанные пружины, прорванные прокладки, изношенное коромысло заменяют новыми. Засоренные фильтры промывают в неэтилированном бензине или ацетоне и продувают сжатым воздухом.

Какие причины подтекания топлива в системе питания?

Топливо может подтекать из-за неплотностей в соединениях трубопроводов и шлангов, образования трещин в топливном баке и других приборах, прорыва уплотнительных прокладок.

Как устраняют неисправности в системе питания?

Неисправные детали, приборы, топливопроводы, уплотнительные прокладки заменяют исправными или новыми. Ослабшие крепления подтягивают. Засоренные или осмолившиеся жиклеры, распылители и каналы промывают ацетоном с последующей продувкой сжатым воздухом. Запрещается прочищать жиклеры, распылители и каналы металлическими предметами, так как это ведет к увеличению их пропускной способности, переобогащению горючей смеси и перерасходу топлива. Неисправный поплавок снимают, удаляют проникший в него бензин и запаивают, следя за тем, чтобы его масса не увеличилась. Запорную иглу притирают в седле с помощью алмазной или притирочной пасты ГОИ так же, как и клапан двигателя. Проверяют исправность остальных деталей и после этого контролируют уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. Для этого устанавливают на место запорную иглу и поплавок. Переворачивают крышку и замеряют расстояние от верхней плоскости поплавка до крышки карбюратора (рис.71), которое должно быть у карбюраторов К-126 40-41 мм. При необходимости подгибают пластину 2 на рычажке поплавка и проверяют зазор между язычком 4 и торцом запорной иглы 5, который должен быть в пределах 1,2-1,5 мм. Поплавок 1 должен свободно поворачиваться на оси 3, а запорная игла – свободно перемещаться в корпусе 6 и плотно прилегать к упорной фторопластовой шайбе 7. После этого собирают карбюратор, устанавливают его на двигатель и ручной подкачкой подают топливо в поплавковую камеру. Пустив и прогрев двигатель, устанавливают автомобиль на ровную горизонтальную площадку и дают двигателю поработать с малой частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу 5 минут. Через смотровое окно в поплавковой камере наблюдают за уровнем топлива. Он должен быть 18,5-20,5 мм у карбюраторов К-126Г и К-126ГМ, 18,5-21,5 мм у К-126Б и 18-19 мм у К-88АЕ от нижней плоскости разъема поплавковой камеры. Если уровень выходит за указанные пределы, то его регулируют, подгибая язычок 4 на рычажке поплавка. На карбюраторе К-88А смотровое окно отсутствует. Поэтому для проверки уровня топлива необходимо отвернуть пробку клапана экономайзера и на ее место ввернуть штуцер с прозрачной трубкой. Установить трубку параллельно поплавковой камере так, чтобы ее верхний конец был выше верхней плоскости разъема карбюратора, и замерить уровень топлива.

Рис.71. Регулировка положения поплавка в карбюраторе.

Как отрегулировать карбюратор для работы двигателя на холостом ходу?

Перед регулировкой карбюратора необходимо проверить и отрегулировать зазор между электродами свечей и прерывателя, установку зажигания и соответствие октанового числа топлива для данного двигателя. Пустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 85-90°С. Полностью открыть воздушную заслонку и убедиться в исправной работе двигателя.

На карбюраторе (рис.72) есть два винта 1 для регулировки качества смеси и винт 2 – количества ее. При завертывании каждого винта 1 горючая смесь обедняется, при отвертывании – обогащается. При завертывании винта 2 больше открываются дроссельные заслонки и частота вращения коленчатого вала увеличивается, при отвертывании – уменьшается. Во время регулировки сначала завертывают винты 1 до отказа, а затем отвертывают каждый на 2,5-3 оборота. Пускают двигатель и, вращая винт 2, снижают частоту вращения коленчатого вала до 500-600 об/мин. Теперь, поочередно вращая один из винтов 1, добиваются наибольшей частоты вращения коленчатого вала при неизменном положении винта 2. После этого отвертывают винт 2, добиваясь минимальной, но устойчивой частоты вращения коленчатого вала. Для проверки правильности регулировки необходимо резко нажать на педаль газа и при достижении наибольшей частоты вращения коленчатого вала резко отпустить ее.

Неисправности СП заключаются в образовании переобогащенной и переабедненной смеси, перерасходе топлива, и увеличение таксичности. Признаком продолжительной работы двигателя на переабогащенной смеси является повышенное нагарообразование на электродах свечей, а переабедненной смеси образование серо желтого налета на изоляторах свечей. При обогащении горючей свечи по мере увеличения пропускной способности, топливный жиклер, содержание таксичных компонентов отработавших газов резко увеличивается. Засорение воздушных жиклеров главной дозирующей системы приводит к увеличению разряжения у главных топливных жиклерах, а поэтому увеличится скорость истечения бензина, смесь обогащается таксичность увеличивается. Резкое возрастание таксичности отработавших газов и расхода топлива происходит при засорении воздушных фильтров вследствии переобогащения горючей смеси и увеличение количества воздуха. При сильном засорении содержание таксичности отработавших газов может увеличится в два раза и мощность снизится. Основные неисправности СП: увеличение расхода бензина (богатая смесь)-слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере, засорение воздушного фильтра, изнашивание топливных жиклеров, заедание клапана экономайзара, неполностью открывается воздушная заслонка. Двигательнеразвивает обороты хлопки в карбюраторе – недостаточная подача топлива на засорение жиклеров, подсос воздуха через прокладку карбюратора и впускного коллектора. Двигатель плохо работает на х.х. –засорение жиклеров х.х. , нарушение регулировки х.х. , нарушен уровень топлива в поплавковой камере. Прекращение подачи топлива – неисправности насоса клапана и диафрагма пробита, засорение фильтров, образование пробок в системе.

Влияние техничесого состояния системы питания бензинки на расход топлива.

Характерные неисправности системы питания: нарушение герметичности, течь топлива из топливных баков, трубопроводов, загрязнение топливных и воздушных фильтров.

У карбюраторных двигателей изменяется пропускная способность калиброванных отверстий и жиклеров карбюратора, происходит разрегулировка жиклеров холостого хода, нарушается герметичность игольчатого клапана поплавковой камеры карбюратора, изменяется уровень топлива в поплавковой камере, изменяется упругость и длина пружины в ограничителях максимальной частоты вращения коленчатого вала. В топливном насосе карбюраторного двигателя возможны прорывы диафрагмы и уменьшение жесткости диафрагменной пружины.

У дизелей появляется износ и разрегулировка плунжерных пар насоса высокого давления и форсунок, потеря герметичности этих механизмов. Возможен износ отверстий форсунок, их закоксованность и засорение. Эти неисправности приводят к неравномерности работы топливного насоса по количеству и углу подаваемого топлива, ухудшению качества распыливания топлива форсункой, изменению момента начала подачи топлива.

В результате перечисленных неисправностей повышается расход топлива и увеличивается токсичность отработавших газов.

Диагностирование системы питания карбюраторного двигателя в целом.

Диагностирование СП заключается в проверке подачи топлива в карбюратор, герметичности СП, контрольной проверке расхода топлива автомобиля, проверка таксичности отработавших газов, проверка управления заслонками, определение уровня топлива в поплавковой камере карбюратора, измерение давления, развиваемого насосом.При несоответствии проверяемых параметров, требуемым значениям проводит регулировочные работы на автомобиле или снимают карбюратор и насос для ремонта.

Очистка и промывка карбюратора. Карбюратор снимают с двигателя и разбирают, удаляют смолистые отложения, промывают детали с помощью волосяной кисти в ванночке с авиационным бензином или ацетоном, продувают жиклеры и каналы в корпусе сжатым воздухом. Запрещается применять для прочистки жиклеров проволоку, металлические предметы или обтирочные материалы. При работе на этилированном бензине перед очисткой деталей карбюратора их необходимо погрузить на 10 - 20 мин в керосин или другой растворитель. При сборке карбюратора следует проверить состояние всех прокладок и негодные заменить. Во избежание порчи поплавка не допускается продувка собранного карбюратора сжатым воздухом через топливоподводящий штуцер или балансировочную трубку.

Отсутствие подачи возможно при засорении фильтра приемной трубки топливного бака, фильтра тонкой очистки топлива, фильтра-отстойника, топливопровод и при неисправностях топливного насоса или карбюратора. В топливном насосе возможно заедание клапанов или повреждение диафрагмы, в карбюраторе -- заедание поплавка или клапана подачи топлива в закрытом положении.

При обеднении горючая смесь сгорает с меньшей скоростью и догорает в цилиндре, когда уже открыт впускной клапан. В результате двигатель перегревается, а пламя распространяется во впускной трубопровод и смесительную камеру карбюратора, что вызывает резкие хлопки. Мощность двигателя при этом падает, а расход топлива увеличивается.

Причинами образования богатой горючей смеси могут быть:

неполное открывание воздушной заслонки;

повышенный уровень топлива в поплавковой камере;

заедание поплавка или клапана подачи топлива в открытом положении;

увеличение отверстий жиклеров;

засорение воздушного жиклера;

нарушение герметичности поплавка;

клапанов подачи топлива, клапанов экономайзера.

Богатая горючая смесь имеет пониженную скорость горения и не полностью сгорает в цилиндре из-за недостатка кислорода. В результате двигатель перегревается, а смесь догорает в глушителе, что вызывает в нем резкие хлопки и появление черного дыма. Продолжительная работа двигателя на богатой смеси вызывает перерасход топлива и большое отложение нагара на стенках камеры сгорания и электродах свечей зажигания. Мощность двигателя при этом падает, а его изнашивание усиливается.

Неустойчивая работа двигателя помимо указанных причин может быть вызвана следующими обстоятельствами. Если двигатель неустойчиво работает только на холостом ходу, это может быть следствием нарушения регулировки частоты вращения коленчатого вала двигателя. Если двигатель перестает работать при резком открытии дроссельной заслонки, это указывает на возможные неисправности ускорительного насоса: заедание поршня, неисправность привода, не герметичность обратного клапана, засорение распылителя, заедание нагнетательного клапана.

Причинами падения мощности двигателя, помимо указанных, могут быть неполное открытие дроссельной заслонки при нажатии педали до упора и засорение воздушного фильтра.

Причиной повышенного расхода топлива может быть его течь через неплотности в соединениях топливопровода или поврежденную диафрагму топливного насоса.

Отсутствие подачи топлива, образование чрезмерно обедненной или богатой горючей смеси -- основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя.

Признаки неисправностей системы питания следующие: невозможность пуска или затрудненный пуск двигателя, его неустойчивая работа, падение мощности, перегрев, повышенный расход топлива.

Отсутствие подачи возможно при засорении фильтра приемной трубки топливного бака, фильтра тонкой очистки топлива, фильтра-отстойника, топливопровода и при неисправностях топливного насоса или карбюратора. В топливном насосе возможно заедание клапанов или повреждение диафрагмы, в карбюраторе -- заедание поплавка или клапана подачи топлива в закрытом положении.

Обедненная горючая смесь образуется либо при уменьшении подачи топлива, либо при увеличении количества поступающего воздуха. Подача топлива может уменьшиться по указанным выше причинам, а также из-за низкого уровня топлива в поплавковой камере, засорения жиклеров, сетчатого фильтра карбюратора, износа рычага привода топливного насоса, уменьшения упругости пружины диафрагмы. Поступление воздуха может увеличиться при неполном закрывании воздушной заслонки, а также из-за его подсоса в местах соединения составных частей карбюратора с впускным трубопроводом и впускного трубопровода с головками цилиндров.

При проверке системы питания в первую очередь необходимо убедиться в отсутствии течи топлива через соединения, так как эта неисправность может при-веси к пожару.

При наличии течи топлива или подсоса воздуха в соединениях двигателя подтягивают крепежные детали, а при необходимости заменяют прокладки.

Если засорились фильтр приемной трубки топливного бака, фильтр тонкой очистки топлива, фильтр-отстойник и сетчатый фильтр карбюратора, снимают фильтры и их фильтрующие элементы, промывают их в ванне с неэтилированным бензином, пользуясь волосяной кистью, продувают сжатым воздухом и устанавливают на место. При разборке фильтров тонкой очистки, снабженных хрупким керамическим элементом, необходимо обеспечить его сохранность. При сборке фильтров контролируют состояние прокладок. Поврежденные прокладки заменяют. Засоренные топливопроводы отсоединяют от топливного насоса и продувают шинным насосом.

Топливный насос проверяют непосредственно на двигателе или сняв его с двигателя. Для проверки насоса на двигателе топливопровод отсоединяют от карбюратора и опускают его конец в прозрачный сосуд, заполненный бензином. Если при нажатии на рычаг ручной подкачки из топливопровода выбивает сильная струя топлива, насос исправен. Выход из топливопровода пузырьков воздуха указывает на подсос воздуха (негерметичность) в соединениях трубопроводов или насосе.

Для обнаружения неисправностей топливного насоса также без снятия его с двигателя применяют прибор модели 527Б, состоящий из шланга с наконечниками и манометром. Шланг присоединяют одним концом к карбюратору, другим -- к топливопроводу, идущему от насоса к карбюратору. Пустив двигатель, по манометру определяют давление, создаваемое насосом при малой частоте вращения коленчатого вала. Для двигателей ЗМЗ-53-11 и ЗИЛ-130 оно должно составлять 18--30 кПа. Меньшее давление может быть при ослаблении пружины диафрагмы, неплотном прилегании клапанов насоса, а также при засорении топливопроводов и фильтра-отстойника. Для уточнения неисправности измеряют падение давления. Если оно превышает 10 кПа за 30 с после остановки двигателя, то это вызвано неплотным прилеганием клапанов насоса или игольчатого клапана карбюратора. Присоединив манометр к топливопроводу, идущему к карбюратору, пускают двигатель и дают ему поработать на топливе, имеющемся в поплавковой камере карбюратора, до установления давления топлива на ранее замеренном уровне. Если и при таком соединении манометра после остановки двигателя падение давления превысит 10 кПа за 30 с, это свидетельствует о негерметичности клапанов насоса.

Для проверки разрежения, создаваемого насосом, используют вакуумметр, который присоединяют к впускному штуцеру насоса. Проворачивая коленчатый вал двигателя стартером, замеряют разрешение, которое у исправного насоса должно составлять 45--50 кПа. Меньшее разрежение обусловливается негерметичность выпускного клапана, повреждением диафрагмы или прокладки.

О повреждении диафрагмы свидетельствуют прекращение подачи топлива и его вытекание из отверстия в корпусе насоса. Если при уменьшении или полном прекращении подачи топлива рычаг ручной подкачки перемещается свободно, это указывает на потерю упругости пружины диафрагмы. Наконец, если рассмотренных неисправностей топливного насоса и зазоров в системе питания не обнаружено, но подача топлива недостаточна, следует сравнить размеры рычага привода насоса с новым рычагом, так как возможен износ конца рычага.

В неисправном топливном насосе поврежденную диафрагму, потерявшую упругость пружину диафрагмы или изношенный рычаг привода заменяют. При повреждении дисков диафрагмы в пути отпускают гайку их крепления и, смазав диски мылом, устанавливают их так, чтобы места повреждения не совпадали. При не герметичности клапанов насос разбирают, клапаны промывают в бензине и устанавливают на место. Изношенные клапаны заменяют.

Неисправности карбюратора, затрудняющие пуск двигателя, обнаруживают следующим образом. Прежде всего через окно (у карбюратора К-126Б) или контрольное отверстие (у карбюратора К-88А) проверяют уровень топлива в поплавковой камере. Низкий уровень топлива может быть из-за нарушения регулировки или заедания поплавка. Заедание клапана подачи топлива в закрытом положении обнаруживают, отвернув спускную пробку карбюратора. Если топливо вытекает из отверстия непродолжительное время, а затем перестает вытекать, это указывает на данную неисправность. При подозрении на засорение жиклеров следует вывернуть пробки и через отверстия продуть жиклеры сжатым воздухом при помощи шинного насоса. Если после продувки жиклеров двигатель станет работать без перебоев, то причиной уменьшения подачи топлива было засорение жиклеров. Засоренность сетчатого фильтра карбюратора обнаруживают, вынув его из карбюратора и осмотрев.

Неполное закрытие воздушной заслонки обнаруживают при снятом воздушном фильтре. Выдвинув до отказа ручку управления заслонкой, наблюдают ее положение.

Чтобы отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере карбюратора К-126Б, снимают крышку поплавковой камеры и устанавливают поплавок по калибру. Калибр задает расстояние от плоскости разъема корпуса и крышки поплавковой камеры до верхней точки поплавка. Поплавок устанавливают в требуемом положении, подгибая язычок, упирающийся в торец иглы клапана. Подгибают также ограничитель хода поплавка, добиваясь зазора между торцом иглы и язычком в пределах 1,2-- 1,6 мм.

Для регулировки уровня топлива в поплавковой камере карбюратора К-88А расстояние от плоскости разъема верхнего корпуса карбюратора до торца иглы клапана подачи топлива проверяют калибром. Если расстояние выходит за допустимые пределы, изменяют число прокладок между корпусом клапана и корпусом карбюратора. При увеличении числа прокладок уровень топлива в поплавковой камере уменьшается. Если регулировка таким способом не удается, можно аккуратно подогнуть кронштейны поплавка.

Если заедает клапан подачи топлива карбюратора К-88А, его притирают к седлу, а при невозможности добиться герметичности и нормальной работы клапаны заменяют. Клапан подачи топлива карбюратора К-126Б запирается не иглой, а эластичной пластмассовой шайбой. При потере герметичности клапана заменяют шайбу.

При проверке действия ножного и ручного приводов дроссельных и воздушной заслонок карбюратора контролируют следующие параметры. Педаль управления дроссельными заслонками должна перемещаться без заеданий и трения о пол кабины и не доходить до пола при полном открытии заслонок на 3--5 мм. Зазор между зажимом троса ручного привода дроссельными заслонками и кронштейном, укрепленным на тяге, должен быть 2--3 мм при полностью выдвинутой кнопке. Зазор между торцом кнопки ручного управления, приводом воздушной заслонки и щитком кабины при полностью открытой заслонке должен быть 2--3 мм.

Регулировку карбюратора на минимально устойчивую частоту вращения холостого хода осуществляют упорным винтом, ограничивающим закрытие дроссельной заслонки, и винтами, изменяющими состав горючей смеси. При завертывании винтов смесь обедняется, а при их отвертывании -- обогащается. Перед регулировкой проверяют исправность системы зажигания, особенно свечей, и прогревают двигатель до температуры охлаждающей жидкости 75-95 °С.

Остановив двигатель, завертывают винты, изменяющие состав горючей смеси, не туго, но до отказа, а затем отвертывают каждый винт на 2,5--3 оборота. Пускают двигатель и при помощи упорного винта устанавливают положение дроссельных заслонок, при котором двигатель работает устойчиво. Затем, завертывая или отвертывая один из винтов состава смеси при неизменном положении дроссельных заслонок, добиваются наибольшей частоты вращения коленчатого вала. То же выполняют и со вторым винтом. После регулировки состава смеси прикрывают при помощи упорного винта дроссельные заслонки, уменьшая частоту вращения коленчатого вала. Двигатель должен устойчиво работать на холостом ходу при частоте вращения коленчатого вала 450--500 об/мин. Для проверки правильности регулировки плавно нажимают на привод дроссельной заслонки и резко его отпускают. Если двигатель остановится, то частоту вращения коленчатого вала следует несколько увеличить, завертывая упорный винт и вновь проверить устойчивость работы двигателя. Затем поочередно снимают наконечники проводов зажигания со свечей цилиндров, питаемых правой камерой карбюратора, и со свечей цилиндров, питаемых левой камерой. Для обоих случаев замеряют тахометром частоту вращения коленчатого вала. Разность показаний тахометра не должна быть более 60 об/мин.

При неполном открывании или закрывании дроссельных и воздушных заслонов ножной привод дроссельных заслонок регулируют при помощи резьбовой вилки и тяги, а ручной -- зажимом. Привод воздушной заслонки регулируют изменением длины троса между ручкой управления и рычагом воздушной заслонки.