Выезд и следование к месту пожара. Автомобилей. Требования безопасности к дорожному движению пожарных Техническое обслуживание пожарных автомобилей

Основной задачей является прибытие к месту вызова в минимально короткий срок, чтобы ликвидировать пожар в начальной стадии его развития или оказать помощь в и (если подразделение вызывается дополнительно). Для этого необходимо точно принять адрес , быстро собрать подразделение по тревоге и следовать по самому короткому маршруту с предельно возможной безопасной скоростью.

По установленному сигналу тревоги личный состав быстро собирается в гараже и подготавливается к выезду. Старший начальник получает путевку (путевки), оперативную карточку (оперативный план), пожаротушения, проверяет готовность отделений к выезду и первым выезжает на автоцистерне. За ним следует второе отделение, а далее также отделения специальных служб (если они требуются) в последовательности, установленной в пожарной части.

В пути старший начальник подразделения при необходимости изучает оперативную документацию (оперативный план или карточку пожаротушения, справочник водоисточников, планшет района выезда части, на территории которой возник пожар) и поддерживает постоянную радиосвязь с центральным пунктом пожарной связи (пунктом связи части – ПСЧ), при наличии технической возможности прослушивает информацию, поступающую с места пожара.

Подразделение пожарной части обязано прибыть к месту вызова, даже если в пути получены сведения о ликвидации пожара или его отсутствии (кроме случаев, когда о возвращении есть распоряжение диспетчера связи гарнизона или старшего начальника).

Если по пути обнаружен другой пожар, возглавляющий подразделение (отделение) начальник (руководитель) обязан выделить часть сил на его тушение и немедленно сообщить об этом на центральный пункт пожарной связи (ЦППС – ЕААС, ПСЧ).

При вынужденной остановке в пути головного пожарного автомобиля, сзади идущие автомобили останавливаются и двигаются дальше только по указанию старшего начальника подразделения.

Он пополняет боевые расчеты отделений (СИЗОД, радиостанции, средства освещения также перекладываются на этот пожарный автомобиль), сам пересаживается на другой автомобиль и продолжает следование к месту вызова. При вынужденной остановке одного из автомобилей колонны (кроме головного) остальные автомобили, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Командир отделения остановившегося автомобиля принимает меры по доставке личного состава, пожарно-технического вооружения, СИЗОД и оборудования к месту пожара.

При вынужденной остановке пожарного автомобиля из-за аварии, неисправности, разрушения дороги старший начальник принимает меры в зависимости от обстановки и сообщает на пульт пожарной связи (ЕААС, ЦППС, ПСЧ).

Если пожарные подразделения следуют по железной дороге или водным путем, необходимо обеспечить сохранность автомобилей при погрузке и выгрузке, надежно закрепить их на платформах и палубах.

Способы погрузки пожарных автомобилей определяет администрация железной дороги или водного транспорта.

Для охраны в пути с каждым автомобилем должен следовать водитель и при необходимости выставляться постовой. Личный состав размещается в одном месте.

Зимой из системы охлаждения двигателей и цистерн сливают воду. Все вопросы доставки определяются в соглашениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном порядке.

Расчет времени следования

В общем виде продолжительность выезда и следования на пожар любого подразделения может определяться по формуле:

T cл = L / V сл, где:

  • L – протяженность маршрута следования, км;
  • V сл – средняя скорость движения (следования) пожарного автомобиля по маршруту следования, км/ч.

Величина V сл колеблется от 25 до 45 км/ч и характерна для городов, районов. Она может прогнозироваться на основе математико- статистического анализа скоростных характеристик движения автомобильного транспорта в городах или рассчитываться по формуле:

V сл = V дв.max · С 1 · С 2 , где:

  • V дв.max – максимальная скорость движения по данной улице, км/ч;
  • С 1 и С 2 – постоянные коэффициенты, соответственно учитывающие состояние дорог и тепловой режим двигателя пожарных автомобилей. В зависимости от состояния дорог в городах С 1 = 0,36-0,4. Величина С 2 = 0,8 для летних условий и С 2 = 0,9 – для зимних условий эксплуатации пожарной автомобильной техники.

Определение оптимальных маршрутов следования

На тот или иной объект осуществляется при разработке и корректировке планов тушения пожаров, расписаний выездов на пожары, проведении пожарно-тактических учений.

Величина ущерба во многом зависит от степени непрерывности процесса сосредоточения и введения сил и средств.

Следовательно, одним из путей снижения материального ущерба от пожаров является установление повышенных номеров пожара при первом извещении о пожаре на особо важные и опасные в пожарном отношении объекты, критически важные объекты, особо ценные объекты культурного наследия, объекты с массовым сосредоточением людей, с тем, чтобы при возникновении пожаров на них можно было осуществлять непрерывный процесс сосредоточения и введения сил и средств. В настоящее время такая система номеров пожара устанавливается на многие объекты городов. Однако, она, при позднем обнаружении пожара и сообщений о нем, не может существенно снижать ущерб от пожар за время сосредоточения и введения сил и средств.

Положение ухудшается еще и тем, что с увеличением интенсивности движения городского транспорта уменьшается скорость движения пожарных автомобилей.

Период сосредоточения сил и средств можно получить за счет уменьшения времени извещения о пожаре. Это может быть достигнуто путем внедрения на объектах установок мониторинга территорий, автоматического обнаружения пожаров. За счет этого к прибытию подразделений на пожар все параметры его развития будут иметь наименьшие значения, а поэтому меньше будет требоваться сил и средств на тушение и как следствие – меньше будет продолжительность сосредоточения и введения сил и средств и ущерб от пожара в целом.

В итоге анализа общих закономерностей сосредоточения сил и средств можно сделать вывод о том, что это сложный процесс, который включает в себя совокупность тактико-технических действий нескольких подразделений по выезду, и следованию на пожар.

Во многом этот процесс носит случайный характер (скорость движения пожарного автомобиля на пожар, окружающая среда – случайные характеристики). Поэтому процесс сосредоточения и приведения сил и средств в готовность применения необходимо рассматривать и как разновидность случайного процесса. Без такого подхода уровень управления разбросом параметров этого процесса, а отсюда и обеспечением качества его протекания чрезвычайно низкий.

Независимо от наличия случайностей в процессе сосредоточения сил и средств, он базируется на определенных закономерностях, вскрытие и изучение которых одна из важнейших задач тактики тушения пожара, так как эти закономерности в основном и определяют эффективность тактико- технических действий подразделений в целом.

Кстати, пункт 76, главы 17 из ФЗ-123 гласит, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут.

«Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах»

Пункт 63. Система реагирования в местных гарнизонах формируется исходя из следующих принципов: разделение территорий муниципальных образований на районы выезда подразделений, с учетом оптимальной дислокации подразделений, прибытия первого подразделения в наиболее удаленную точку района выезда в максимально короткое время.

Способы снижения времени сосредоточения сил и средств

  1. Обеспечение объектов экономики и жизнедеятельности автоматическими установками извещения.
  2. Устройство автоматических систем для приема информации и высылки сил.
  3. Дальнейшее совершенствование пожарных автомобилей, их скоростных качеств.
  4. Совершенствование пожарно-технических вооружений.
  5. Разработка научно-обоснованных нормативных документов по размещению пожарных депо и осуществлению действий по тушению и проведению , внедрение их в практику пожарной охраны.
  6. Организация дозорной службы пожарной охраны на объектах и в организациях, подготовка персонал и пропагандистская работа.

Литература: Пожарная тактика: основы тушения пожаров. Теребнев В.В., Подгрушный А.В. (под общей редакцией Верзилина М.М.). Москва, 2009

В отличие от автомобилей обычного назначения пожарные автомобили эксплуатируются в особых, можно сказать более «жёстких» условиях. Цель технической эксплуатации пожарных автомобилей – максимальная реализация их потенциальных свойств, при движении в оперативном режиме и обеспечении основных действий на пожаре и при проведении аварийно – спасательных работ.

Эксплуатация пожарного автомобиля состоит из двух основных режимов: ожидание и использование по назначению. Режим использования пожарного автомобиля включает:

▪ выезд и следование к месту вызова;

▪ развёртывание средств;

▪ ликвидацию горения и выполнение специальных работ;

▪ свёртывание средств;

▪ следование в часть.

При выезде и следовании к месту вызова холодный двигатель пожарного автомобиля эксплуатируется с максимально возможной нагрузкой на форсированных режимах, что, несомненно, увеличивает его износ, снижая при этом его долговечность.

При ликвидации горения двигатель автомобиля работает в стационарном нагрузочном режиме – приведение в действие пожарного насоса. В зависимости от потребляемой стационарной мощности тепловое состояние агрегатов может быть нормальное или повышенное.

Особенностями эксплуатации пожарных автомобилей являются также частые пуски механизмов с целью проверки их работоспособности, прогрев механизмов в движении, отсутствие установившихся режимов работы двигателя при подаче воды насосом.

Таким образом, в агрегатах пожарных автомобилей более интенсивно по сравнению с обычными транспортными автомобилями проходят процессы, предопределяющие снижение их работоспособности. В результате техническое состояние пожарного автомобиля неизбежно ухудшается, снижается его надёжность.

Для поддержания парка пожарных автомобилей в исправном состоянии осуществляется комплекс технических и организационных мероприятий, который можно разделить на две группы: техническое обслуживание и ремонт.

Эксплуатация пожарных автомобилей должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России.

При смене дежурств запуск двигателей может производится только после осмотра и приёма ПТВ и оборудования, а также после присоединения газоотвода к выпускной трубе двигателя пожарного автомобиля.

При сборе, выезде, следовании к месту вызова и возвращении к месту постоянного расположения следует руководствоваться следующими правилами.

Сбор и выезд дежурной смены по тревоге обеспечивается в установленном порядке. По сигналу «Тревога» личный состав дежурной смены прибывает к пожарным автомобилям, при этом автоматически должно включаться освещение в помещении личного состава и гараже. Запрещается оставлять на путях следования одежду, предметы обихода и т.п. При использовании спускового столба личный состав обязан выдерживать необходимый интервал, следить за спускающимся впереди для исключения нанесения травмы. Спускаясь по столбу не следует касаться незащищёнными частями рук его поверхности, а, спустившись, освободить место для проведения следующего спуска.

Порядок посадки личного состава дежурной смены в пожарные автомобили (в гараже или вне его) устанавливается приказом начальника подразделения ГПС, исходя из условий обеспечения безопасности и местных особенностей. При посадке запрещается пробегать перед автомобилями, выезжающими по тревоге. Если посадка происходит вне здания гаража, выход личного состава дежурной смены на площадку допускается только после выезда пожарных автомобилей из гаража. Посадка считается законченной только тогда, когда личный состав займёт свои места в автомобиле и закроет двери кабины.

Движение пожарного автомобиля разрешается только при закрытых дверях кабин и кузова. При этом запрещается подавать команду на движение пожарного автомобиля до окончания посадки личного состава дежурной смены и нахождение в пожарных автомобилях посторонних лиц (кроме лиц, указывающих направление движения к месту вызова). Для предупреждения городского транспорта и граждан о выезде пожарных автомобилей из гаража, зажигают специальные светофоры, а в случае их отсутствия постовой у фасада обязан красным флажком (в ночное время красным фонарём) подавать сигналы.

За безопасное движение пожарного автомобиля ответственность несёт водитель. При следовании к месту пожара водитель обязан включить специальную световую сигнализацию и использовать специальную звуковую сигнализацию в соответствие с нормативными правовыми актами МВД России. Запрещается пользоваться специальным звуковым сигналом при следовании автомобиля не на вызов (пожар или аварию) и при возвращении в подразделение ГПС. Следуя к месту вызова (на пожар или аварию) водитель обязан точно выполнять действующие «Правила дорожного движения». При условии обеспечения безопасности движения водителю пожарного автомобиля разрешается допускать определённые отступления от действующих правил движения:

▪ двигаться со скоростью, обеспечивающей своевременное выполнение задания, но не представляющей опасности для окружающих;

▪ продолжать движение при любом сигнале светофора, убедившись, что другие водители уступают ему дорогу, и при условии, что жесты милиционера, регулирующего движение, не обязывают его остановиться;

▪ проезжать (поворачивать, останавливать автомобиль и т.п.) в местах выполнения оперативных работ независимо от установленных знаков, указателей и линий (за исключением проезда в направлении, противоположном движению).

Начальник дежурной смены или руководитель подразделения ГПС, выехавший во главе дежурной смены к месту вызова, обязан знать правила дорожного движения и обеспечивать их выполнение водителем.

Во время движения пожарного автомобиля личному составу запрещается открывать двери кабин, высовываться из окон, стоять на подножках (кроме специально предусмотренных задних подножек при прокладке рукавных линий с автомобиля), курить и применять открытый огонь.

Прибывший к месту вызова личный состав дежурной смены, выходит из пожарного автомобиля только по распоряжению начальника пожарного расчёта или старшего должностного лица, прибывшего во главе дежурной смены.

При развёртывании средств руководителем тушения пожара (аварийно-спасательных работ) или другими должностными лицами в целях реализации мер безопасности обеспечивается:

▪ выбор наиболее безопасных и кратчайших путей прокладки рукавных линий, переноса инструмента и инвентаря;

▪ установка пожарных автомобилей и оборудования на безопасном расстоянии от места пожара (аварии) так, чтобы они не препятствовали расстановке прибывающих сил и средств, пожарные автомобили устанавливаются от недостроенных зданий и сооружений, а также от других объектов, которые могут обрушиться на пожаре, на расстоянии, равном не менее высоты этих объектов;

▪ остановка, при необходимости, всех видов транспорта (остановка железнодорожного транспорта согласуется в установленном порядке);

▪ установка единых сигналов об опасности и оповещение о них всего личного состава подразделений ГПС, работающего на пожаре (аварии);

▪ вывод личного состава подразделений ГПС в безопасное место при явной угрозе взрыва, отравления, радиоактивного облучения, обрушения, вскипания и выброса легковоспламеняющихся и горючих жидкостей из резервуаров и т.п.;

▪ организация постов безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна, для наблюдения за движением составов и своевременным оповещением личного состава подразделений ГПС об их приближении, в случае прокладки рукавных линий под железнодорожными путями.

При проведении развёртывания средств запрещается:

▪ начинать его проведение до полной остановки пожарного автомобиля;

▪ использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных гидрантов, газо – и тепло коммуникаций;

▪ спускаться без средств индивидуальной защиты органов дыхания и спасательной верёвки в колодцы водо-, газо-, техкоммуникаций;

▪ надевать на себя лямку присоединённого к рукавной линии пожарного ствола при подъёме на высоту и при работе на высоте;

▪ находится под грузом при подъёме или спуске на спасательных верёвках инструмента, ПТВ и др.;

▪ переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращённый рабочими поверхностями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки – без чехлов;

▪ поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;

▪ подавать воду в незакреплённые рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъёма на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчёта не менее одной рукавной задержки на каждый рукав).

Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников. Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

При использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом. При этом следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги.

При прокладке рукавной линии с рукавного и насосно-рукавного пожарных автомобилей водитель должен контролировать скорость движения (не более 10 км/ч), а пожарный – надёжно фиксировать двери отсеков пожарного автомобиля и следить за исправностью световой и звуковой сигнализации.

В случаях угрозы взрыва прокладка рукавных линий личным составом подразделений ГПС осуществляется перебежками, переползанием, с использованием имеющихся укрытий (канав, стен, обваловок и т.д.), а также средств защиты (стальных касок, сфер, щитов, бронежилетов), либо под прикрытием бронещитов, бронетехники и автомобилей.

Запрещается устанавливать пожарные автомобили поперёк проезжей части дороги. Остановка на проезжей части улицы, дороги, создающая помехи движению транспортных средств, допускается только по приказу оперативных должностных лиц или начальника дежурной смены. При этом на пожарном автомобиле должна быть включена аварийная световая сигнализация. Для безопасности в ночное время стоящий пожарный автомобиль освещается бортовыми, габаритными или стояночными огнями.

При работе скислотными аккумуляторными батареями необходимо:

▪ использовать переносные электролампы напряжением до 36 В (шнур лампы должен быть заключён в шланг);

▪ производить переливание кислоты только посредством специального сифона;

▪ осуществлять приготовление электролита в специально отведённом помещении в свинцовой, фаянсовой или эбонитовой ваннах при этом серную кислоту необходимо вливать в дистиллированную воду, помешивая раствор;

▪ производить перевозку и переноску бутылей с серной кислотой и электролитом в корзинах или в деревянных клетях.

▪ транспортировку аккумуляторных батарей производить только на специальных тележках.

▪ по окончании работ с аккумуляторными батареями тщательно вымыть с мылом лицо и руки.

При работе с кислотными аккумуляторными батареями запрещается:

▪ приготавливать электролит в стеклянной посуде, лить дистиллированную воду в серную кислоту, работать с кислотой без предохранительных очков, резиновых перчаток, сапог и резинового передника;

▪ входить в аккумуляторную с открытым огнём, курить;

▪ устанавливать в аккумуляторной выключатели, предохранители и штепсельные розетки, а также выпрямительные устройства, мотор-генераторы, электродвигатели и т.д.;

▪ пользоваться в аккумуляторной электронагревательными приборами (электрическими плитками и т.д.);

▪ проверять аккумуляторные батареи коротким замыканием клемм;

▪ хранить и принимать пищу и питьевую воду в помещении аккумуляторной;

▪ производить зарядку аккумуляторных батарей в помещении гаража.

Заправка пожарных автомобилей ГСМ должна производиться только при помощи шлангов от бензоколонок или автозаправщиков. Запрещается заправка из канистр, вёдер и других ёмкостей. Также запрещается производить заправку ГСМ в гараже и на посту ТО пожарных автомобилей.

Во время заправки пожарных автомобилей личный состав подразделений ГПС должен находиться вне кабины машины. Заправка должна производиться при помощи насосов или мерной ёмкости в специально оборудованных для этого местах, избегая пролива нефтепродуктов или их подтекания. Все пролитые нефтепродукты должны быть засыпаны песком (опилками) и немедленно убраны.

Площадка для заправки пожарных автомобилей должна иметь твёрдое покрытие из противостоящих воздействию нефтепродуктов и масел материалов. Уклон площадки должен быть не менее 0,02 м, но не более 0,04 м.

Особую осторожность необходимо проявлять при работе с этилированным бензином, способным вызвать тяжёлые отравления. Запрещается использовать его для мойки рук, деталей, чистки одежды, всасывать бензин и продувать трубопроводы и приборы системы питания ртом. Перевозить и хранить бензин только в закрытой таре с надписью «этилированный бензин – яд». Пролитый бензин удалять с применением песка, опилок, хлорной извести или тёплой воды. Участки кожного покрова, на которые попал этилированный бензин, промываются керосином, а затем тёплой водой с мылом. Запрещается оставлять порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов в помещениях для обслуживания автомобилей.

ГСМ в таре должны храниться в крытых складских помещениях в один ярус на деревянных подкладках (поддонах), пробки металлической тары должны завинчиваться специальными ключами, исключающими возможность искрообразования. Укладка бочек должна производиться осторожно, пробками вверх, без ударов их одной о другую. Не допускается хранение в помещении складов пустой тары, спецодежды, обтирочного материала.

При заправке пожарного автомобиля пенообразователем личный состав подразделения ГПС должен быть обеспечен защитными очками (щитками для защиты глаз). Для защиты кожных покровов используются рукавицы и непромокаемая одежда. С кожных покровов и слизистой оболочки глаз пенообразователь смывается чистой водой или физиологическим раствором (2% раствор борной кислоты). Заправка пожарных автомобилей пенообразоваелем должна быть механизирована. При невозможности механизированной заправки, в исключительных случаях, может осуществляться заправка пожарных автомобилей вручную. В случае заправки пожарных автомобилей вручную необходимо применять мерные ёмкости, навесные (съёмные) лестницы или специальные передвижные площадки. Ёмкости для хранения пенообразователя должны быть выполнены с антикоррозийной защитой и оборудованы удобной и безопасной сливо-наливной аппаратурой. Запрещается использование промежуточных ёмкостей для заправки пожарных автомобилей пенообразователем, а также применение вблизи места заправки открытого огня и курение во время заправки.

При техническом обслуживании пожарных автомобилей должны выполняться следующие требования:

▪ техническое обслуживание производится в помещениях или постах, обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией;

▪ все крепёжные и регулировочные операции необходимо выполнять в последовательности, указанной в технологических картах;

▪ последовательность выполнения обязательного объёма работ должна исключать возможность одновременной работы сверху и снизу у того или иного узла (агрегата) автомобиля;

▪ после установки пожарного автомобиля на смотровой канаве на рулевом колесе укрепляют табличку «Двигатель не запускать – работают люди». Перед съездом с канавы, эстакады, напольного подъёмника необходимо убедиться в отсутствии предметов или людей на пути движения автомобиля;

▪ при установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке передач, под колёса положить не менее двух упоров (башмаков);

▪ при поднятии (вывешивании) одного колеса (оси) рядом с домкратом ставится упор, а под колёса другого моста ставятся «башмаки». Перед началом обслуживания на механизме управления подъёмником вывешивают табличку «Не трогать – под автомобилем работают люди». Запрещается поднимать или вывешивать пожарный автомобиль за буксирные крюки. Во избежание самопроизвольного опускания гидравлического подъёмника его плунжер в рабочем (поднятом) положении должен надёжно фиксироваться упором (штангой);

▪ работа двигателя проверяется при включенном стояночном тормозе и нейтральном положении рычага переключения передач (при этом включается вентиляция и используются газоотводы);

▪ операцию по регулировке сцепления на пожарных автомобилях с карбюраторными двигателями должны выполнять двое работающих, один из которых должен проворачивать коленчатый вал с помощью пусковой рукоятки;

▪ труднодоступные точки на пожарном автомобиле следует смазывать с помощью наконечников, соединённых с пистолетами гибкими шлангами или наконечников с шарнирами;

▪ при проверке уровня масла в агрегатах для освещения следует применять только переносные лампы. Применять для этой цели открытый огонь запрещается;

▪ при проведении работ разрешается пользоваться только исправным и соответствующим своему назначению инструментом;

▪ при крепёжных операциях следует пользоваться преимущественно накидными или торцевыми ключами, а в труднодоступных местах при ограниченном угле поворота целесообразно использование ключей с трещётками (храповым механизмом). Не следует вращать ключи вкруговую, так как возможны их срывы;

▪ шиномонтажные работы производить только специальным съёмником в предназначенном для этого месте. Накачику смонтированной шины разрешается производить в специальном ограждении или с применением других устройств, предохраняющих от выскакивания замочного кольца и не допускающих разрывы покрышки, могущие нанести травму производителю работ;

▪ при работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение, освободить рычаг стояночного тормоза, а после их выполнения затянуть стояночный тормоз и вновь включить низшую передачу;

▪ при снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путём поднятия рамы и установки её на козлы.

При проведении технического обслуживания запрещается:

▪ наращивать ключи другими ключами или трубками, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, ударять по ключу при отвёртывании или завёртывании;

▪ применять рычаги или надставки для увеличения плеча гаечных ключей;

▪ выбивать диски кувалдой, производить демонтаж колеса путём наезда на него автомобилей и т.п.;

▪ обслуживать трансмиссию при работающем двигателе;

▪ работать на станках и оборудовании без их заземления;

▪ пользоваться электроинструментом с неисправной изоляцией токоведущих частей или при отсутствии у них заземляющего устройства;

▪ выполнять какие-либо работы на пожарном автомобиле, вывешенном только на одних подъёмных механизмах (домкратах, талях и т.д.);

▪ подкладывать под вывешенный пожарный автомобиль диски колёс, кирпичи, камни и другие посторонние предметы;

▪ производить работу без специальных упоров (козлов), предохраняющих от самопроизвольного опускания пожарного автомобиля или его отдельных частей, при работах, требующих поднятия пожарного автомобиля с помощью домкратов, талей и прочих подъёмных механизмов;

▪ выполнять техническое обслуживание пожарного автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов.

К работе на диагностических стендах с приспособлениями и приборами допускаются операторы, имеющие соответствующий допуск для работы на них, прошедшие специальный инструктаж по охране труда и изучившие правила эксплуатации диагностического оборудования.

Паяльные лампы, электрический и пневматический инструмент выдаётся только служащим (рабочим), прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ним.

Подъёмники и домкраты испытываются служащими (рабочими), за которыми они закреплены, один раз в 6 месяцев статической нагрузкой больше предельно допустимой по паспорту на 10% в течение 10 минут с грузом в верхнем крайнем положении. У гидравлических домкратов падение давления жидкости к концу испытания не должно быть более 5%.

Газодымозащитная служба

· ПЧ-1 с.Намцы насчитывает 21 чел л/с, через сутки на боевое дежурство заступают 3 аттестованных газодымозащитника.

На вооружении ГДЗС находится: аппараты «Омега Север-1» - 4 шт., АИР ГО – 3 ед., компрессор «Юниор-2» - 1 шт.

ГДЗС предназначена для обеспечения боевой работы личного состава пожарной охраны в непригодной для дыхания среде при тушении пожаров и ликвидации последствий аварий.

Основными задачами ГДЗС является: спасание людей, проведение разведки, тушение пожаров, эвакуация материальных ценностей, а также создание условий, обеспечивающих боевые действия подразделений пожарной охраны и аварийных бригад путем откачки дыма, нагнетания чистого воздуха, изменения направления движения газовых потоков.

Служба связи

Служба связи - система подразделений связи ГПС, а также вид деятельности по обеспечению связи в ГПС, эффективному комплексному применению средств связи и квалифицированной технической эксплуатации этих средств в органах управления и подразделениях.

Основными задачами службы связи ГПС являются организация связи при предупреждении пожаров и при тушении пожаров.

Основные функции службы связи ГПС:

· ведет учет и анализ наличия и состояния всех имеющихся в территориальном и подчиненных местных гарнизонах средств и систем связи и автоматизации с целью оценки их достаточности для нужд управления, планирует, организует, осуществляет и контролирует их всестороннее техническое обеспечение и эксплуатацию;

· на основании распоряжений и указаний по организации связи вышестоящих органов управления разрабатывает схемы проводной и радиосвязи с необходимыми пояснительными записками для территориальных и местных гарнизонов;

· с учетом текущего состояния, ближайших перспектив нового строительства сетей и систем, развития ресурсов и услуг связи субъекта Российской Федерации планирует дальнейшее совершенствование собственной системы связи в территориальном и местных гарнизонах, изыскивает для этой цели необходимые финансовые средства;

· разрабатывает и выдает обоснованные исходные данные для проектирования и строительства новых систем и сооружений связи в гарнизоне (гарнизонах);

· разрабатывает отчеты о работе средств связи и дает предложения по изменениям табелей положенности этих средств для органов управления и подразделений ГПС;

· осуществляет снабжение местных гарнизонов средствами связи, технического обеспечения и эксплуатационно-расходными материалами;

· оказывает помощь службам связи местных гарнизонов в организации связи, эксплуатации техники, обеспечении взаимодействия подразделений, специальной подготовке личного состава квалифицированному пользованию средствами связи;

· осуществляет постоянное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и предприятиями связи различной принадлежности, предоставляющими ГПС линии и каналы связи в аренду, с целью быстрейшего устранения этими предприятиями аварий и неисправностей на обслуживаемых кабельных линиях и удовлетворения претензий при некачественном предоставлении ими платных услуг связи;

· планирует, активно участвует и контролирует проведение в гарнизонах специальной подготовки и обучения руководящего и всего личного состава ГПС квалифицированному пользованию средствами связи и автоматизации, находящимися в эксплуатации и поступающими на вооружение.

Требования безопасности к дорожному движению пожарных

В соответствии с Приказом МВД РФ №74 от 01.11.2001 года, утверждающим инструкцию о порядке присвоения квалификации водителя пожарного автомобиля и выдачи свидетельства на право работы на пожарном автомобиле в ГПС МВД России, к управлению пожарным автомобилем, оборудованным специальными сигналами (проблесковые маячки синего цвета и специальные звуковые сигналы) и имеющим на наружних поверхностях специальные цветографические схемы по ГОСТ Р 50574-2002, допускаются лица с непрерывным стажем работы в качестве водителя соответствующей категории транспортного средства не менее трех последних лет (на период с 2002 года для Санкт-Петербурга и Ленинградской области – не менее одного года) т.е. имеющие определенные навыки использования и эксплуатации базового шасси пожарного автомобиля соответствующей категории. Водитель пожарного автомобиля обязан иметь при себе водительское удостоверение, свидетельство на право работы на пожарном автомобиле конкретной модели, а также обеспечивать исправное техническое состояние закрепленного пожарного автомобиля (автомобилей) и осуществлять постоянный контроль за размещением и креплением пожарно-технического вооружения и оборудования на пожарном автомобиле во избежание его падения при движении.

Водитель пожарного автомобиля, как водитель любого транспортного средства, обязан обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, которые устанавливают перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных

средств. Запрещается эксплуатация пожарных автомобилей при следующих неисправностях:

1. Тормозной системы.

1.1. При дорожных испытаниях не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системой. Для пожарных автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 т включительно тормозной путь должен составлять не более 15,1 м, от 3,5 т до 12 т включительно - не более 17,3 м, свыше 12 т - не более 16 м. Испытания автомобиля проводятся в снаряженном состоянии, с водителем, на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементно- или асфальтобетонным покрытием, при скорости в начале торможения 40 км/ч, путем однократного воздействия на орган управления рабочей тормозной системой.

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,05 МПа за 15 минут после полного приведения их в действие.



1.4. Не действует манометр пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние пожарного автомобиля с полной нагрузкой на уклоне до 16% включительно.

2. Рулевого управления.

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает 25°.

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов, резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления.

3. Внешних световых приборов.

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствует требованиям конструкции пожарного автомобиля.

3.2. Регулировка фар не соответствует требованиям ГОСТ 25478-91.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены световые приборы и световозвращатели.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели, либо используются рассеиватели ламп, не соответствующие типу светового прибора.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

3.6. Спереди установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращатели красного цвета, а сзади – белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака, световозвращающих регистрационного, отличительного и опознавательного знаков.

4. Стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла.

4.1. Стеклоочистители и стеклоомыватели не работают в установленном режиме.

5. Колёс и шин.

5.1. Шины имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1мм, местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.2. Отсутствует болт (гайка) или имеются трещины диска и ободьев колес.

5.3. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.4. На одну ось установлены диагональные шины совместно с радиальными, или шины с различным типом рисунка протектора.

6. Двигателя.

6.2. Нарушена герметичность системы питания.

6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.

7. Прочих элементов конструкции.

7.1. Отсутствуют предусмотренные конструкцией зеркала заднего вида, стекла.

7.2. Не работает звуковой сигнал.

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность травмирования участников дорожного движения (на верхней части ветрового стекла автомобилей могут прикрепляться прозрачные цветные пленки; разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТ 5727-88).

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова и кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, устройства обогрева и обдува стекол.

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6. Отсутствуют: медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТ 24333-97, противооткатные упоры (на пожарных автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т).

7.7. Наличие на наружных поверхностях пожарных автомобилей надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.

7.8. Отсутствуют ремни безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией.

7.9. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

7.10. Регистрационный знак транспортного средства не отвечает требованиям стандарта.

7.11. Отсутствуют предусмотренные конструкцией, или установлены без согласования с предприятием-изготовителем пожарного автомобиля, дополнительные элементы тормозных систем, рулевого управления и иных узлов и агрегатов. Если неисправности, запрещающие эксплуатацию пожарных автомобилей, произошли в пути или на пожаре (аварии) водитель должен устранить их, а если это невозможно, следовать в пожарную часть с соблюдением необходимых мер предосторожности. И только при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада запрещается движение пожарного автомобиля. В соответствии с требованиями правил дорожного движения (ПДД) водителю пожарного автомобиля, как водителю любого транспортного средства, запрещается:

§ управлять транспортным средством в состоянии опьянения а(лкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

§ передавать управления транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории;

§ пересекать организованные (в том числе пешие) колонны и занимать место в них;

§ употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

§ пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Водитель пожарного автомобиля в соответствии с требованиями ПДД обязан проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения, а в течение дежурных суток – освидетельствование на состояние опьянения по требованию своих начальников.

При следовании пожарного автомобиля на пожар (аварию) или учения с включенным проблесковым маячком синего света водитель пожарного автомобиля может отступать от требований сигналов светофора, убедившись при этом, что пожарному автомобилю уступают дорогу. Так, например, водителю пожарного автомобиля разрешается проезжать на запрещающий сигнал светофора, при обеспечении безопасности движения транспортных средств и пешеходов на перекрестке. При этом необходимо помнить об обязательном выполнении водителем пожарного автомобиля требований сигналов регулировщика. При условии обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов водителю пожарного автомобиля с включённым проблесковым маячком синего цвета разрешается отступать от следующих разделов и приложений ПДД:

§ начало движения, маневрирование;

§ расположение транспортных средств на проезжей части;

§ скорость движения;

§ обгон, встречный разъезд;

§ остановка и стоянка;

§ проезд перекрестков;

§ пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств;

§ движение через железнодорожные пути;

§ движение по автомагистралям;

§ движение в жилых зонах;

§ приоритет маршрутных транспортных средств;

§ требование дорожных знаков;

§ требование дорожной разметки.

Несмотря на вышеизложенные отступления, перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель пожарного автомобиля обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления. Водителю пожарного автомобиля следует устанавливать скорость движения в зависимости от характеристики дороги (ширины и числа полос, профиля, качества и состояния дорожного покрытия), условий видимости, плотности и напряженности транспортных потоков, помня о том, что чем больше скорость автомобиля, тем больше вероятность и тяжелее последствия дорожно-транспортных происшествий. Прямолинейные участки дороги позволяют, казалось бы, резко повышать скорость в связи с отсутствием перекрестков, светофоров, пешеходных переходов. Однако на практике неожиданные действия участников дорожного движения, отсутствие реакции на включенные специальные звуковые и световые сигналы пожарного автомобиля могут вызвать опасные ситуации и ДТП. Чаще всего это связано с несоответствием выбираемой скорости и опыта водителя или его состоянием. Остановка для общественного транспорта – это место где возможен наезд на пешеходов. Опасен также объезд стоящих на остановке автобусов, троллейбусов, трамваев: из-за них может неожиданно выбежать человек. Водитель пожарного автомобиля должен быть предельно внимателен на подъезде к нерегулируемым пешеходным переходам, где пешеход может быть невидим из-за движущихся транспортных средств. Наиболее опасным участком дороги (до 2/3 всех столкновений транспортных средств) является перекресток. На перекрестках водителю пожарного автомобиля приходится воспринимать и оценивать поведение одновременно нескольких транспортных средств и групп пешеходов. Некоторые перекрестки отличаются ограниченной обзорностью. На них неожиданно могут появиться транспортные средства. Ограниченные размеры отдельных перекрестков затрудняют маневрирование пожарного автомобиля. Подъезжая к перекрестку, водитель пожарного автомобиля должен обязательно подать специальный звуковой сигнал, притормозить автомобиль, оценить тип перекрестка, обзорность на нем, число полос, уметь точно оценивать скорость приближающихся автомобилей, расстояние до них и время для проезда в нужном направлении. Пересекать перекресток следует, лишь убедившись в полной безопасности, т.е. при условии, что все участники дорожного движения уступают дорогу пожарному автомобилю. Водителю пожарного автомобиля следует знать участки дороги, порождающие опасные дорожно-транспортные ситуации. При движении пожарного автомобиля в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях должны быть включены фары дальнего или ближнего света. Причем скорость движения в темное время суток почти во всех случаях должна быть меньше скорости в дневное время. Ее необходимо устанавливать такой, чтобы остановочный путь автомобиля был вдвое меньше расстояния видимости. Статистика показывает, что на темное время суток приходится почти половина всех ДТП с наиболее тяжкими последствиями. В светлое время суток при необходимости движения пожарного автомобиля с включенными проблесковыми маяками и специальным звуковым сигналом по полосе навстречу потоку движения водителем пожарного автомобиля должен быть включен ближний свет фар и аварийная световая сигнализация. Для предупреждения об обгоне целесообразнодополнительно подавать световой сигнал, который представляет собой в светлое время суток – периодическое кратковременное включение и выключение света фар, а в темное время суток – многократное переключение фар с ближнего на дальний свет. Движение пожарного автомобиля вне населённых пунктов должно осуществляться с включённым ближним светом фар в любое время суток. При вынужденной остановке (в том числе и на пожаре или аварии), где с учетом условий видимости пожарный автомобиль не может быть своевременно замечен другими водителями, должна быть включена аварийная световая сигнализация, а в темное время суток на неосвещенных участках дорог и в условиях недостаточной видимости дополнительно должны быть включены и габаритные огни (дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари). Кроме того, на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности (не менее 15 метров от транспортного средства в населенных пунктах и 30 метров вне населенных пунктов) водителем пожарного автомобиля должен быть выставлен знак аварийной остановки.

За нарушение ПДД и других нормативных правовых актов в сфере дорожного движения водитель пожарного автомобиля несёт ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

5.1. Классификация происшествий с пожарными автомобилями, причины и мероприятия по их предупреждению.

5.1.1. К происшествиям с пожарными автомобилями относятся случаи дорожно-транспортных происшествий и отказы их в работе, возникшие при выполнении боевых задач.

Отказ пожарного автомобиля заключается в нарушении его работоспособности, приводящей к прекращению выполнения боевого действия.

5.1.2. Основными видами ДТП с пожарными автомобилями являются: столкновения, опрокидывания, наезды на пешеходов.

Причинами указанных ДТП являются: нарушение правил проезда перекрестков; неправильный выбор скорости движения, непринятие или несвоевременное принятие мер к снижению скорости или остановке; нарушение правил обгона;

5.1.3. Работа по предупреждению ДТП в Государственной противопожарной службе МВД России организуется командирами отделений, начальниками караулов, руководителями подразделений, начальниками УГПС, ОГПС и их заместителями, а в отделе (отделении) пожарной техники - руководящим и инженерно-инспекторским составом согласно функциональным обязанностям.

5.1.4. Основными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий являются:

поддержание в подразделениях должной дисциплины, организованности и высокой ответственности всего личного состава за закрепленную технику;

обеспечение точного соблюдения Правил дорожного движения и рекомендаций вождения автомобилей в особых условиях;

изучение водителями маршрутов следования и расположения водоисточников в районе выезда подразделения;

инструктаж водителей и командиров отделений перед заступлением на дежурство и выполнением заданий;

тщательное расследование причин и принятие конкретных мер по каждому ДТП с пожарными автомобилями, выявление и устранение причин, способствующих происшествиям;

своевременное и качественное техническое обслуживание автомобилей;

соблюдение установленного порядка допуска водителей к управлению пожарными автомобилями;

отстранение от управления автомобилями недисциплинированных и неподготовленных водителей, а также не соответствующих по медицинским показаниям.

проведение технических конференций с обсуждением передовых методов использования, технического обслуживания, безаварийной работы и поощрение личного состава за успехи, достигнутые в эксплуатации пожарных машин без происшествий;

ограничение использования легковых оперативно-служебных и грузовых автомобилей в выходные и праздничные дни;

систематическое обобщение и внедрение положительного опыта эксплуатации пожарных автомобилей;

регулярные занятия с водителями по изучению правил дорожного движения, материальной части автомобилей и повышению практических навыков вождения пожарных автомобилей в сложных дорожных условиях, а также работе со специальными агрегатами.

5.1.5. Мероприятия по предупреждению ДТП со штатными транспортными средствами ГПС разрабатывается отделом (отделением) пожарной техники и входят отдельным разделом в план работы УГПС, ОГПС.

5.1.6. Отсутствие в подразделениях ДТП, поломок и неисправностей при боевой работе автомобилей не исключает необходимости постоянной работы по их предотвращению.

5.2. Служебная проверка происшествий с пожарными автомобилями

5.2.1. Служебная проверка проводится в соответствии с порядком расследования ДТП с участием автомототранспорта органов внутренних дел согласно приказу МВД СССР от 07.07.89 г. N 125.

5.2.2. Служебная проверка дорожно-транспортных происшествий проводится по каждому случаю ДТП, возникшему с участием автомототранспорта ГПС МВД России.

При служебной проверке ДТП с травмами людей должны привлекаться представители УГПС, ОГПС, руководители подразделений ГПС.

5.3. Учет и отчетность о дорожно-транспортных происшествиях в Государственной противопожарной службе

5.3.1. Все дорожно-транспортные происшествия, независимо от места возникновения, их последствий и вины водителей, а также поломки и отказы в работе пожарных автомобилей должны учитываться в соответствии с Правилами учета ДТП, объявленных приказом МВД России от 3.01.1996 г. N 2.

5.3.2. Учет дорожно-транспортных происшествий ведется:

в УГПС, ОГПС - в журнале учета ДТП и принятых мер по их предупреждению (приложение 42);

в подразделениях - в формуляре пожарного автомобиля.

Данные о ДТП, внесенные в журнал учета, не реже одного раза в месяц сверяются с данными Госавтоинспекции.

5.3.3. О всех ДТП, поломках и отказах пожарной техники начальники подразделений обязаны направлять донесение в УГПС, ОГПС (приложение 43).

5.3.4. УГПС, ОГПС составляют годовой отчет о происшествиях со штатными транспортными средствами ГПС (приложение 44)

и совместно с пояснительной запиской (по фактам травматизма)

УТВЕРЖДАЮ

ИНСТРУКЦИЯ

Ø физические перегрузки (при перемещении тяжелых предметов, например, коле­са, аккумулятора и т. п.);

Ø неудобная рабочая поза (например, при выполнении ремонтных работ или тех­нического обслуживания под автомобилем).

1.11. Водитель должен знать о токсичности веществ, входящих в состав бензина, масел и др. и соблюдать правила личной гигиены: перед приемом пищи необходимо мыть руки с мылом.


1.12. Водителю следует помнить о высокой пожароопасности топлива и особое внимание уделять вопросам пожарной безопасности .

1.13. Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных произ­водственных факторов.

1.14. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требо­ваний другими работниками: курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

1.15. Водитель обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, пра­вила внутреннего трудового распорядка: следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным стучаям.

1.16. Водитель должен соблюдать установленный для него режим рабочего време­ни и времени отдыха: в случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отды­ха водитель обязан доложить о своем состоянии непосредственному руководителю и об­ратиться за медицинской помощью.

1.17. Водитель, при необходимости, должен уметь оказать первую доврачебную помощь, пользоваться медицинской аптечкой.

1.18. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности , а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением предприятию материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном по­рядке.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом дежурства водитель должен пройти медицинский осмотр. Водитель, у которого уста­новлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических веществ к работе не допускается.

Ø не иметь подтеканий топлива, смазочных материалов, воды, пенообразователя и других жидкостей:

Ø двигатель должен безотказно и легко запускаться стартером и устойчиво рабо­тать на различных режимах;

Ø системы питания, зажигания, газораспределения, тормозов, смазки, охлаждения, управления автомобилем и насосом должны быть исправными и надежными в работе:

Ø развал, схождение передних колес и давление воздуха в шинах должны соответ­ствовать установленным нормам:

Ø свето-электрооборудование и все контрольные приборы должны быть ис­правными:

Ø крепления агрегатов автомобиля и пожарно-технического оборудования долж­ны быть исправными и надежными;

Ø свободный ход педалей, рычагов управления, а также рулевого колеса должен соответствовать норме.

2.5. Постановка в боевой расчет неисправного автомобиля или с неисправностями запрещено.

2.6. Если автомобиль исправен, следует проверить укомплекто­ванность ее запасным колесом, огнетушителем , медицинской аптечкой и буксировочным тросом: кроме того, автомобиль должен быть снабжен набором исправных инструментов и приспособлений, в том числе, домкратом, переносной лампой, насосом для накачивания шин, гаечными ключами; в автомобиле должны быть упорные колодки для подкладыва­ния под колеса (не менее 2 шт.).

2.7. Перед заступлением на дежурство водитель должен проверить наличие необходимых до­кументов, в том числе, удостоверения на право вождения автомобиля, а при необходимо­сти еще и талон на право работы на автомобиле.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Пожарные автомобили должны содержаться таким образом, чтобы проходы между ними не загромождались, а доступ к их дверям и отсекам был свободным.

3.2. В кабине и салоне пожарного автомобиля не должно быть каких-либо посто­ронних предметов.

3.3. При смене караула запуск двигателя автомобиля должен производиться после осмотра и приемки пожарного оборудования.

3.4. При работе двигателя выхлопные трубы должны быть соединены с газоотвод­ными каналами: после выключения двигателя гараж необходимо проветрить.

3.5. При запуске двигателя водителю следует проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом, поставлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положе­ние.

3.6. Начало движения пожарного автомобиля разрешается только после того, как двери кабины и салона боевого расчета будут закрыты, по команде начальника караула или командира отделения.

3.7. При выезде из гаража водитель должен подать предупредительный сигнал.

3.8. При следовании на пожар за безопасное движение пожарного автомобиля несет ответственность водитель, для которого обязательно выполнение всех статей Правил до­рожного движения.

3.9. Некоторые отступления от Правил дорожного движения разрешаются только при наличии на пожарном автомобиле специального звукового сигнала типа – «Сирена» и при условии обеспечения безопасности движения.

3.10. При транспортном режиме движения при следовании не на оперативное зада­ние пользоваться сиреной водителю запрещается.

3.11. Водитель должен знать о том, что составу боевого расчета запрешается во время движения пожарного автомобиля курить, высовываться из окон, стоять на поднож­ках, открывать двери.

3.12. Работники во время движения пожарного автомобиля обязан находиться на закрепленном за ним месте, держась за поручни (ремни).

3.13. Во время движения пожарного автомобиля водитель должен наблюдать за по­казаниями контрольных приборов.

3.14. Скорость движения автомобиля следует выбирать с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий.

3.15. Водитель должен выбирать интервал между движущимся автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по мокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить.

3.16. При маневрировании, перестраивании из рада в ряд, обгоне, водитель должен убедиться в полной безопасности маневра.

3.17. На крутых спусках сцепление и передача должны быть включены: во время длительного спуска не следует пользоваться прямой передачей.

3.18. С наступлением темноты водитель должен включить осветительные приборы: на неосвещенных участках дороги - дальний или ближний свет фар, а на освещенных - ближний свет фар и (или) габаритные огни.

3.19. Для того чтобы не ослеплять водителей встречных автомобилей, дальний свет фар следует переключать на ближний за 150 м до идущего навстречу транспортного сред­ства.

3.20. Водитель должен быть особенно внимательным при движении задним ходом: двигаясь задним ходом, нельзя создавать помех для других участников движения: перед подачей автомобиля назад необходимо убедиться, что его никто не объезжает и что сзади нет людей или каких-нибудь препятствий; для обеспечения безопасности движения води­тель, при необходимости, должен прибегнуть к помощи других лиц.

3.21. Перед выходом из кабины автомобиля на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлениях.

3.22. Водитель пожарного автомобиля не должен разрешать работникам выхо­дить из автомобиля до полной его остановки.

3.23. Работник должен выходить из автомобиля только по распоряжению на­чальника караула или другого непосредственного начальника и. как правило, на правую сторону.

3.24. На месте пожара пожарный автомобиль должен быть установлен на ровной площадке: при этом автомобиль не должен мешать нормальному движению транспорта.

3.25. Устанавливать автомобиль поперек проезжей части дороги водителю запреща­ется.

3.26. Останавливать автомобиль на осевой линии дороги или в центре площади можно только по приказу руководителя тушения пожара, начальника караула или другого должностного лица.

3.27. Пожарный автомобиль должен быть установлен на безопасном расстоянии и. как правило, с наветренной от пожара стороны с целью уменьшения воздействия дыма, газов, искр и теплового излучения.

3.28. Автомобиль должен быть установлен таким образом, чтобы в случае внезапно­го распространения огня в его сторону, его можно было отвести.

3.29. Если расстояние между автомобилем и очагом пожара не обеспечивает безо­пасность, то необходимо защищать автомобиль от воздействия теплового излучения рас­пыленными водяными струями или воздушно-механической пеной.

3.30. Расстояние от пожарного автомобиля до здания или сооружения, которое мо­жет обрушиться при пожаре, должно быть не менее высоты этого сооружения.

3.31. Для обеспечения безопасности стоянки пожарный автомобиль в темное время суток должен быть освещен бортовыми огнями или другим способом.

3.32. При работе на пожаре водителю запрещается:

Ø без команды подавать огнетушащие средства или прекращать их подачу:

Ø без команды переставлять пожарный автомобиль;

Ø оставлять без надзора пожарный автомобиль.

3.33. Водителю не разрешается передавать управление автомобилем липам, не имеющим при себе удостоверения на право управления пожарным автомобилем, а также, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

3.34. Если в автомобиле возникли какие-либо технические неисправности, требую­щие немедленного устранения, водитель должен поставить автомобиль на обочину и ос­мотреть его, к ремонту можно приступать, если есть все необходимые инструменты и если объем его соответствует разрешенному монтаж и демонтаж шин, смена колес, продувка в системе питания, проверка действия приборов зажигания, устранение неис­правностей в системе освещения, подтяжка ослабленных креплений и т. п.

3.35. При техническом обслуживании и ремонте автомобиля водителю следует пользоваться исправным и предназначенным для этой цели инструментом.

3.36. Гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов: не следует работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками: не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа пу­тем присоединения другого ключа или трубы.

3.37. Поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; не следует пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной руч­кой, а также с неисправной ручкой или без металлического кольца на ней.

3.38. При необходимости подъема части автомобиля домкратом водитель должен выполнить следующие меры безопасности:

3.38.1. Установить колеса, которые не предполагается поднимать, противооткат­ные упоры (башмаки).

3.38.2. При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо вы­ровнять место установки домкрата, положить широкую подкладку и установить на нее домкрат в строго вертикальном положении.

3.38.3. Подъем следует осуществлять плавно, без рывков.

3.38.4. Выполняя работы, связанные со снятием колес, под поднятый автомобиль необходимо поставить козелки: нельзя применять вместо козелков в качестве подставок случайные предметы (ящики, камни, диски колес, доски и т. п.).

3.38.5. При подставке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля не­обходимо применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в местах, предусмотренных инструкцией по эксплуатации каждой модели автомобиля.

3.38.6. Увеличивать высоту козелков путем установки на них или под ними по­сторонних предметов (досок, кирпичей и т. п.) запрещается.

3.38.7. Не разрешается производить дополнительный подъем вторым домкратом уже вывешенного на домкрате автомобиля, так как это может привести к его падению: при необходимости произвести дополнительный подъем вторым домкратом, вывешенную часть автомобиля следует опустить на козелок, а затем осуществлять дополнительный подъем.

3.39. Запрещается находиться под автомобилем при работающем двигателе; при этом недопустимо испытывать тормозную систему.

3.40. Для работы, лежа под автомобилем во избежание простудных заболеваний из-за переохлаждения организма следует пользоваться специальным лежаком.

3.41. При работе под автомобилем следует располагаться таким образом. Чтобы но­ги работающего не высовывались из-под автомобиля и не находились на проезжей части дороги во избежание наезда на них проезжающего мимо транспорта.

3.42. Систему питания можно ремонтировать только на холодном двигателе; при отвертывании штуцеров бензопроводов необходимо под место разъема подставить какую-нибудь посуду, чтобы бензин не попал на двигатель: продувать топливную систему следу­ет только при помощи насоса.

3.43. При заправке автомобиля бензином запрещается курение и пользование огнем.

3.44. Для перелива бензина необходимо пользоваться только специальным устрой­ством: засасывать через шланг бензин ртом запрещено.

3.45. При заправке автомобиля водителю следует пользоваться рукавицами, не до­пуская попадания топлива на кож рук и тела.

3.46. Для предупреждения отравления автомобильной тормозной жидкостью не раз­решается засасывать ее ртом при переливании из одной тары в другую с помощью шлан­га: не следует курить и принимать пищу во время работы с тормозной жидкостью, а по окончании работы с ней необходимо тщательно вымыть руки с мытом.

3.47. Для того чтобы избежать ожогов рук и лица паром или горячей охлаждающей жидкостью, пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавицах или, накрыв ее ветошью (тряпкой): пробку надо открывать осторожно, не допуская интенсив­ного выхода пара в сторону водителя.

3.48. При работе с аккумуляторной батареей следует соблюдать осторожность, по­скольку в состав электролита входит серная кислота, способная при попадании на кожу или в глаза вызвать сильный химический ожог.

3.49. Поскольку во время подзарядки аккумулятора выделяется водород , который в смеси с кислородом воздуха может образовать взрывоопасную смесь, курить и пользо­ваться открытым огнем не разрешается: при этом аккумуляторные пробки должны быть открыты; во время подзарядки не следует близко наклоняться к аккумулятору во избежа­нии ожога лица брызгами электролита.

3.50. При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полно­стью спущен; запрещается производить демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, кувалдой (молотком).

3.51. Замочное (стопорное) кольцо при монтаже шины на диск колеса должно на­дежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью: во время накачива­ния шины запрещается осаживать замочное кольцо молотком или кувалдой; при этом сле­дует пользоваться предохранительной вилкой, предохраняющей водителя от удара при выскакивании замочного кольца.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) водитель, причастный к нему, должен немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию, а при ее неисправности или отсутствии выставить на расстоянии 30-40 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь и не трогать с места автомобиль и предметы, имеющие отношение к происшествию.

4.2. При необходимости, водитель должен оказать доврачебную помощь постра­давшим и вызвать "Скорую медицинскую помощь": если это невозможно, то следует от­править пострадавших на попутном автомобиле в ближайшее лечебное учреждение.

4.3. Затем необходимо сообщить о случившемся в ГИБДД : если есть очевидцы ДТП. Следует записать их фамилии и адреса и ожидать прибытия работников ГИБДД.

4.4. Если ДТП не причинило вреда здоровью людей или существенного материаль­ного ущерба, при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося и отсутствии неисправностей транспортных средств, с которыми их дальнейшее движение запрещено, водители могут прибыть на ближайший пост ГИБДД для оформления ДТП.

4.5. При необходимости отбуксировать неисправный автомобиль, буксировку мож­но осуществить либо на жесткой, либо на гибкой сцепке; при этом водитель буксируемого автомобиля должен находиться за рулем своего автомобиля.

4.6. Нельзя использовать в качестве буксирующего средства автомобиль с прицепом.

4.7. При буксировке на гибкой сцепке у буксируемого автомобиля должны быть исправны тормозная система и рулевое управление, а при буксировке на жесткой сцепке - рулевое управление.

4.8. Жесткая сцепка должна обеспечивать расстояние между автомобилями не более 4 м. а гибкая - в пределах 4-6 м: при гибкой сцепке трос должен быть через каждый метр обозначен сигнальными флажками.

4.9. Скорость при буксировке не должна превышать 50 км/ч.

4.10. При буксировке в светлое время суток независимо от условий видимости на буксирующем транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар. А на буксируемом в любое время суток - габаритные огни.

4.11. Водитель автомобиля, буксируемого на гибкой сцепке, должен следить за тем. Чтобы буксир был все время натянут; это предохранит его от обрыва, а автомобиль от рывков и исключит возможность наезда буксируемого автомобиля на буксирующий в случае резкого торможения.

4.12. Буксировка автомобиля на гибкой сцепке в гололедицу запрещается.

4.13. На случай возникновения пожара, автомобиль должен быть укомплектован первичными средствами пожаротушения.

4.14. При возникновении пожара прекратить движение автомобиля и приступить к тушению пожара, сообщить руководству подразделения.

5. Требования охраны труда по окончании работ

5.1. По окончании смены водитель должен сдать автомобиль заступающему на де­журство водителю, провести совместно с ним ежедневное техническое обслуживание по­жарного автомобиля.

5.2. Перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом убедиться в отсутствии утечки топлива.

5.3. Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля работающего на этилированном бензине необходимо предварительно вымыть руки керосином.

5.4. Обо всех выявленных недостатках обнаруженных во время работы и приеме – сдаче дежурства к техническому состоянию автомобиля, он должен сообщить об этом механику, начальнику караула.