Зимние и летние параметры давления в шинах нива. О давлении в колесах на автомобилях шевроле Давление в шинах шеви нива летом

Мастера СТО рекомендуют устанавливать шины на Шевроле Нива строго по сезону, тем самым исключить универсальные, всесезонные покрышки. При эксплуатации машины в высоких положительных, отрицательных температурах состав резины меняет свои свойства, тем самым ухудшаются технические характеристики.

Перед самостоятельной покупкой покрышек на Шевроле Нива получите консультации у специалистов на предмет совместимости шин с моделью вашего автомобиля.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Выбор покрышек - настоящая проблема для большинства владельцев Chevrolet Niva по той причине, что «круг размеров» ограниченный. Длительная езда на покрышках с несоответствующими размерами приводит к снижению управлению транспортным средством, аварийным ситуациям.

Аббревиатура расшифровывается следующим образом:

  • ширина колесного диска;
  • диаметр поверхности;
  • длина вылета;
  • ширина шины;
  • высота в процентах;
  • диаметр металлического обода.

Чем выше диск установлен на авто, тем больший риск заноса, снижения эффективности управления. В то же время излишне низкие диски также негативно воздействуют на клиренс, занижают дорожный просвет, ограничивают проходимость машины.

Какие нештатные размеры можно поставить

Какое давление в шинах Шевроле Нива

Каждый производитель покрышек определяет давление для покрышек индивидуально, исходя из их технических показателей, характеристик. Точные данные всегда указываются в руководстве по эксплуатации транспортным средством.

Обзор лучших летних и зимних шин на Шевроле Нива

Наиболее популярные зимние шины:

  • Vredestein Wintrac Xtreme S - протектор состоит из липучек, которые обеспечивают максимальное сцепление с дорогой, на мокром асфальте, рыхлом снегу. Максимальная температура использования - 25° с отметкой «-». Критическая отметка в -35°. Средняя стоимость в интернет каталогах от 8500 рублей.
  • Goodyear UltraGrip Performance Gen-1 - сбалансированное соотношение цена – качество. Покрышка обеспечивает хорошее зацепление на рыхлом снегу, льду при отрицательных температурах. Средняя цена от 7000 рублей.
  • Dunlop Winter Sport 5 - резина из мягкого состава, которая не подвержена затвердеванию при снижении температуры. Цена одной покрышки от 5500 рублей.
  • Pirelli Winter Sottozero 3 - популярная модель среди автолюбителей СНГ, в том числе РФ. Хорошее качество, технические характеристики по доступной цене. Срок эксплуатации до замены превышает 60 – 70 тыс. км. пробега. Средняя цена по регионам от 5000 рублей.
  • Nokian WR D4 - эконом вариант для большинства автовладельцев. Качественный зацеп, длительный ресурс эксплуатации, доступная цена от 2900 рублей.

Летние шины для Шевроле Нива:

  • Goodyear Ecient - качественная покрышка по премиальной цене от европейского производителя. Покрышка в течение нескольких секунд прогревается, обеспечивает максимально широкое пятно контакта с дорожным покрытием. Резина гарантирует сцепление, управление, вхождение в повороты, минимальный процент заносов на средних и высоких скоростных режимах. Средняя цена от 5000 рублей.
  • Grip Performance - бюджетный вариант от европейского бренда. Лучше штатной резины по техническим характеристикам, допустимо для эксплуатации в условиях городского цикла. Цена от 5500 рублей.
  • Hankook (Ханкук) Ventus Prime3 K125 - также бюджетная модель со стоимостью от 6000 рублей. Качество выше среднего по доступной цене.
  • Dunlop SP Sport MAXX RT2 - покрышка с равнонаправленным протектором, что обеспечивает высокую управляемость, минимальный крен автомобиля при вхождении в повороты независимо от погодных условий и температурного режима. Средняя стоимость от 5200 рублей.
  • Dunlop SP Sport MAXX RT (размер R16) - покрышки аналогичны предыдущим, за исключением того, что рисунок протектора ассиметричный. Цена от 5100 рублей.
  • Pirelli P7 Cinturato Blue - длительный ресурс эксплуатации – главная «изюминка» резины. Средний срок использования превышает 65000 км до замены. Средняя цена от 5500 рублей.

Специалисты СТО настоятельно рекомендуют менять резину строго по сезонам, в меньшей степени использовать универсальную, всесезонные покрышки. Диапазон рабочих температур на несколько градусов ниже сезонных шин, вследствие чего снижается управляемость транспортным средством.

Индексы и размер шин на Шевроле Нива (4х4)

Чтобы правильно подобрать покрышку необходимо уметь читать индексы и прочие обозначения на резине, а именно:

  • «Т» — максимально разрешенная скорость передвижения не более 195 км / час. «Н» — до 205 – 210 км / час. Превышать скоростной диапазон не рекомендуется, так как высока вероятность прострела, деформации корда, и как следствие, аварийная ситуация;
  • «Q» - индекс грузоподъемности: от 85 до 490 кг;
  • «ЕТ» - коэффициент вылета борта металлического обода;
  • «КМ» - индекс частичной и полной нагрузки: не более трех пассажиров, груз в багажнике до 50 кг;
  • «М+S» - полная нагрузка – более трех человек и свыше 50 кг в багажнике.

Как работает датчик давления, как отключить на Шевроле Нива

Главная задача контроллера в отслеживании изменений давления воздуха в покрышке, передаче данных в режиме онлайн электронному блоку управления. Последний сопоставляет показатели с запрограммированными, информирует водителя о возможной неисправности. Чаще всего, это звуковой сигнал в сочетании со световым мерцанием.

Принцип работы

  • С внутренней стороны покрышки устанавливается датчик замера давления. Делать это необходимо на приспущенном колесе.
  • После активации контроллер с периодичностью в 3 секунды замеряет давление и пересылает данные ЭБУ. В качестве средства связи используют технологию Bluetooth.
  • Электронный блок управления анализирует полученные показатели по каждому из колес, сравнивает с заданными параметрами.
  • Конечный результат может дублироваться на смартфон в том случае, если на последний установлено специальное приложение.

Как отключить датчики давления

Такого понятия, как деактивация датчика не существует по той причине, что это невозможно, так как прописать отсутствие оборудования нужно на системном уровне. В случае самовольной деактивации контролера на приборной панели сигнализирует «Ошибка».

Некоторые автовладельцы практикуют физический демонтаж контроллеров в условиях СТО. Не пытайтесь это сделать своими силами, так как непрофессиональное вмешательство не гарантирует полноценную функциональность электронного блока управления.

Чувствительность датчика

  • Внезапные скачки давления вследствие попадания в яму, дорожный ухаб;
  • Критическое низкое / высокое давление;
  • Установка резиновых покрышек, которые больше или меньше рекомендуемых стандартов;
  • Установка поврежденной покрышки;
  • Неравномерное распределение груза на ось, пассажиров в салоне транспортного средства;
  • Систематическое срабатывание контроллера в моменты подъема, спуска машины;
  • На резиновые покрышки установлены металлические цепи.

Важность поддержания правильного давления в шинах Шевроле Нива - один из наиболее недооцениваемых владельцами машин параметров. Это важно благодаря тому, что давление поддерживает целый ряд эксплуатационных характеристик:

  • стабильность управления авто;
  • устойчивость езды;
  • длину тормозного пути в рамках расчетной;
  • заданность траектории движения;
  • равномерность износа беговой дорожки, благодаря чему эксплуатационный ресурс покрышек держится на должном уровне;
  • целостность боковых поверхностей;
  • объёмы расхода топлива, не выше заданных на производстве.

В случае езды по бездорожью, заводские рекомендации допускают понижение показателя до полутора бар. В некоторых случаях автовладельцы сами повышают для езды по трассе давление до 2 или 2,2 бар. Производитель указывает, что давление свыше двух делает езду более жёсткой и менее комфортной.

Методы и периодичность измерения давления воздуха в шинах Шевроле Нива

Давление в шинах измеряют с помощью специальных приспособлений и с установленной периодичностью. Главное приспособление для измерения - манометр. Существует две категории этого прибора:

  1. механические;
  2. электронные.

Первые отличаются тем, что имеют механический привод в сочетании со стрелочной индикацией. Недостатком является достаточно высокий уровень погрешности, который растёт в холодное время года. Это связано с температурной деформацией. В связи с ней механические манометры используют на морозе лишь как вспомогательное средство до того, пока не представится возможность посетить СТО. Но этот недостаток уравнивается длительностью эксплуатационного срока и отсутствием необходимости в источнике питания.




Вторая категория приборов питается от аккумулятора, заряжающегося через подключение в сеть. Главный недостаток заключён в способности батареи сесть в самый неподходящий момент. Благодаря более сложному устройству подобный манометр имеет минимальную погрешность. Данные выводятся на экран, схожий с табло других электронных устройств.

Проверка давления в шинах перед каждой дальней поездкой - обязательный пункт мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации транспортного средства. Делают необходимые для этого действия в определённой последовательности:

  • дают авто отстояться не менее трёх часов;
  • проверяют, чтобы покрышки были холодными;
  • подключают манометр и производят измерения, как указано в инструкции к нему;
  • сверяют результат с таблицей допустимых значений;
  • перепроверяют данные после получасовой паузы.

Свидетельством наличия прокола будет снижение показаний между двумя замерами. Отсутствие каких-либо изменений говорит о том, что ситуация штатная.

Специалисты рекомендуют проверять давление и после езды. Делать это необходимо через два с половиной или три часа с момента остановки. Благодаря такому дополнительному замеру можно исключить возможность прокола, образовавшегося во время поездки. Измерять данные необходимо не только на установленной резине, но и на той, что используется как запасная.


Какое давление в шинах автомобиля Нива Шевроле должно быть

Нормальные показатели давления для покрышек, установленных на кроссовере Шевроле Нива, зависят от их типоразмеров, погодных условий и типа дорожного покрытия. На кузове многих стоковых экземпляров можно встретить специальные металлические таблички, где указаны данные о нормальном давлении. Но, если её нет, то стоит распечатать подобную таблицу и возить с собой. Манометр - обязателен в багажнике каждого автовладельца.

Основные отличия для резины одного и того же типоразмера связаны со временем года, когда она эксплуатируется. Так, зимой покрытие трасс чаще всего довольно скользкое. В то же время растёт эластичность резины. Это приводит к тому, что допускается снижение давление на 0,2 или 0,3 бара. Меньшие показатели внутришинного давления позволяют увеличить пятно соприкосновения покрышки с дорогой, что положительно влияет на качество сцепления.

Ниже рекомендованного делают давление в шинах в случае экстремального бездорожья или если авто застряло в снегу. Во втором случае понижение допустимо вплоть до 1,2 атмосфер. Благодаря столь малой закачке Шеви будет проще выехать на твёрдое покрытие, но как только это произойдёт - давление необходимо довести до нормы для этого времени года. Если машина застряла на бездорожье, то для грязевых шин, при установке необходимого уровня давления, учитывают и износ протектора.

Таблица давления в шинах Нивы Шевроле зимой и летом

В обязательном порядке регулируют давление у всех авто, которые простояли без движения больше получаса в летнее время или четверть часа - в зимних условиях. В последнем случае на частоту влияет и показатель термометра - чем он ниже, тем чаще необходима проверка. Нагрев воздуха на каждые восемь градусов добавляет к необходимому давлению по 0,1 атмосферы.
Диаметр Типоразмер Рекомендуемое давление
R15 205/70 95Т 1,9
205/70 95Q M+S 1,9
205/75 97Т 1,9
205/75 97Q M+S 1,9
215/75 100Q 1,8
R16 215/65 98Н 1,9
215/65 98Q M+S 1,9

Дорожные условия существенно влияют на допустимые показатели в отклонении от рекомендованного давления, указанного в таблице для различных радиусов шин. Так, если Нива Шеви едет по грязи или рыхлому снегу, то оптимальным будет решение в виде снижения до 1,2-1,5 атмосфер. Но стоит учитывать, что столь низкое давление у колеса может привести к его разбортировке. Поэтому езда должна быть относительно плавной, без резких рывков.

Подходящим значением для гололёда считается 1,7 атмосфер, в то время как на сухом асфальте в хорошую погоду часто гоняют при 2 атмосферах. Но повышение показателя может привести к дискомфорту. Оно оправдано, если предстоит езда по поверхности, усыпанной камнями - в таком случае подходящим может оказаться и показатель в два с половиной бара.

Всесезонные шины

Предназначены для использования в любую погоду, поэтому важно учитывать то, что для разных условий требуется разное давление. Изначально показатели атмосфер в таких покрышках соответствуют средним рекомендованным. В то же время от автовладельца требуется регулярно следить за тем, чтобы уровень давления подходил под эксплуатационные условия.

Колеса для бездорожья



Federal Couragia M/T или БФ Гудрич изначально относятся к шинам низкого давления. Это позволяет им преодолевать проблемные участки с максимальным сцеплением. В то же время его уровень можно снижать вплоть до 0,8 атмосфер, если того требуют условия. Но для езды по твёрдой поверхности необходима максимальная подкачка.

Нива Шевроле на колесах низкого давления

Такие шины имеют несколько приплюснутую форму. Благодаря этому с поверхностью дороги контактирует большая площадь резины, что способствует повышению уровня сцепления. Поэтому подобные колёса на Шеви ставят в том случае, если хотят превратить её в вездеход и добиться прохождения по любому бездорожью.

Главный вопрос, который при этом решается - сохранение жёсткости конструкции в сочетании со снижением удельного веса авто на колёсную базу. Иначе при прохождении трудных участков Нива рискует развалиться. Отсюда требование обладать некоторой сноровкой при управлении транспортным средством с такой резиной. Необходимо учитывать, что на вездеходе ездят не очень быстро и не входят в повороты на большой скорости.

Владелец Нивы Шевроле на шинах низкого давления получает помимо повышенной проходимости и ряд других преимуществ:

  • более высокий уровень сцепления с любой поверхностью;
  • максимально щадящее отношение к верхнему грунтовому слою, благодаря чему подходит для сельхозработ и заповедного дела;
  • минимальная вероятность ДТП по вине авто с такими покрышками.

Конечно, за такие достоинства приходится платить минусом в виде понижения скорости. Кроме того, автомобиль придётся перерегистрировать с легковушки на вездеход.


О том как Шеви на такой резине способна преодолевать бездорожье можно узнать из видео.

Последствия неправильного давления в шинах

Пренебрежение давлением в колёсах Шевроле Нивы может привести к целому ряду негативных последствий как для самого автомобиля, так и его владельца. Наиболее значимые из них:

  • преждевременный износ ходовой части с неизбежным выходом из строя тех или иных её деталей - вызывается увеличенной нагрузкой;
  • при слишком низком давлении растёт расход топлива, который напрямую зависит от площади соприкосновения резины с дорогой;
  • чрезмерно расширившийся протектор не даёт авто нормально двигаться;
  • для преодоления препятствия мотор вынужден развивать большую мощность;
  • если давления слишком высокое, то из-за плохого сцепления растёт риск попадания в ДТП;
  • боковое стирание покрышки из-за спущенных колёс;
  • ускоренное стирание покрышки на твёрдом покрытии - результат пониженного давления.

Избежать всех указанных проблем поможет своевременная регулировка уровня давления, в соответствии с указанным в этой статье рекомендациями.

Одним из важных аспектов безопасной поездки являются правильные показатели шинного давления. Автолюбители часто не придают особого внимания такой мелочи, как давление. А ведь это далеко не мелочь и при несоответствующем индексе накачки колес может пострадать не только машина, но и пассажиры.

Иногда даже опытные водители не знают точно, сколько атмосфер должно быть в шинах собственного автомобиля. Каждая машина имеет свои показатели относительно оптимального давления в покрышке. И они могут отличаться на передних и задних колесах. Это объясняется тем, что при загруженном авто на задние шины идет больше нагрузки. Поэтому давление в них обычно выше, чем в передних.

Накачанное колесо

Каждое транспортное средство, перед тем как попасть в автомагазины, проходит множество тестов. И среди них есть испытания на оптимальные показатели шинного давления. Каждое отдельное авто имеет свои нормы относительно количества атмосфер в колесе. И они указываются производителем на люке бензобака либо на водительской двери. Там ясно прописываются оптимальные показатели при минимальной загруженности авто и при максимальной. Именно этих параметров и нужно придерживаться владельцам транспортных средств.

Те водители, которые являются поклонниками Niva, должны уделять показателям давления особое внимание.

Это потому, что машина имеет высокорасположенный центр тяжести. Ею трудно управлять в экстренной ситуации, например, при резком повороте, так как она не очень устойчива. Поэтому контролировать и проверять количество атмосфер в автошине необходимо раз в неделю. Для подобных измерений существуют специальные манометры, которые бывают:

  • механические;
  • электронные;
  • реечные.

На заметку.

Механические модели считаются более долговечными, но часто имеют погрешность при измерениях.

Им не нужен источник питания, что является еще одним плюсом. Электронные приборы практически не имеют погрешностей, но зависимы от батареек, которые могут сесть в неподходящий момент. Реечные манометры считаются очень неудобными в эксплуатации, но зато не допускают неточностей. Ими мало кто пользуется, так как они очень хрупкие.

Давление в колесах «Нива Шевроле» на передней и задней оси ничем не отличаются. Так, например, оптимальные показатели соответствуют 2.1 атмосферы, а при максимальной загруженности они возрастают до 3.0. Однако данные нормы могут варьироваться в зависимости от радиуса колеса. В зимнее время можно немного снизить давление, примерно на 0.2 Бар. Это помогает жесткой резине справиться с дорогой и увеличить площадь пятна соприкосновения. Летом атмосферные показатели нужно держать в пределах рекомендаций производителя авто.


«Нива Шевроле»

Показатели давления в шинах «Шевроле Спарк»

Многие считают «Шевроле Спарк» игрушечной машиной, но это совсем не так. Большой мощностью она не обладает, но резво увернуться на светофоре может. Рекомендуемый размер шин для нее от R13 до R15. В летнее время нужно накачивать все колеса до 2.2 Бар, а зимой до 2.1 Бар. Если не придерживаться таких показателей, то при недокачке машиной будет тяжело управлять, и на поворотах ее будет заносить, особенно зимой.

Когда показатели атмосфер будут разными во всех покрышках, то это самое страшное, что может случиться с колесами.

В такой ситуации недокачанные автошины будут буквально ехать боком, при этом расход топлива намного увеличится. Когда количество атмосфер не совпадает с рекомендованными нормами, то это может привести к:

  • стиранию протектора;
  • преждевременному износу шины;
  • ухудшению управляемости;
  • выходу из строя ходовой части авто;
  • перерасходу топлива.

Так что лучше придерживаться указанных норм, чем потом тратить деньги на новые запчасти и резину.

Проверять давление необходимо только на холодные шины, иначе манометр покажет неверный результат.

Машина должна находиться в состоянии покоя не менее трех часов, чтобы показатели давления стали четкими. В связи с нагреванием покрышки увеличивается и объем воздуха внутри нее, поэтому для точных показаний нужно делать измерения именно на холодные шины.

Давление в шинах в «Шевроле Авео»

В случае с авто Chevrolet Aveo давление в шинах значительно меняется в зависимости от размера покрышек. Так, например, в колесах R13-R14 количество атмосфер должно равняться 2.1 Бар. А при повышенной нагрузке возрастает до 3.0 Бар. А вот автошины размером R15-R16 требуют увеличения показателей до 2.5 Бар при минимальной нагрузке, и до 3.5 Бар при максимальной.

В летнее время из-за жаркой погоды воздух нагревается, и шинное давление немного возрастает. Поэтому можно недокачивать колеса примерно на 0.2 Бара. Перед каждой длительной поездкой стоит проверять показатели во всех четырех колесах и в запаске.

Если не хочется морочить голову с постоянными измерениями, то можно просто купить систему контроля давления, которая будет все делать автоматически.

Такое приспособление проводит измерения и давления, и температуры воздуха внутри покрышки. Все результаты отображаются на электронной панели. И если датчик замечает нарушение количества атмосфер в какой-либо шине, то система оповещает об этом владельца звуковым либо световым сигналом.

Если не хочется тратить много денег на подобную систему, то можно приобрести механические контроллеры, которые накручиваются на ниппель. С падением давления меняется цвет колпачка. Такое приспособление не оповещает о нарушениях норм. За ним возможен только визуальный контроль.


Датчик давления

Правильное давление в «Шевроле Круз»

На марке авто Cruze могут быть покрышки размера 15, 16, либо 17. Оптимальные показатели давления должны быть 2.2 Бар. Такие параметры применяются как для колес передней оси, так и задней. Таблица на кузове машины указывает, что самый минимальный расход топлива достигается при показателях 2.7 Бар. С одной стороны это хорошо, но с другой будет повышенная нагрузка на подвеску и среднюю часть протектора, которая будет интенсивно стираться.

На заметку.

Такие параметры подойдут для быстрого передвижения по трассе, а для обычных городских дорог лучше придерживаться 2.2 Бар. Поэтому удерживать повышенное давление без надобности долго не стоит. Это еще может быть оправдано при высокой загруженности машины. Тогда повышение количества атмосфер просто необходимо, так как шины испытывают сильную нагрузку.

Показатели давления «Лачетти» Хэтчбек

Все опытные автомобилисты рекомендуют придерживаться рекомендаций производителя насчет оптимального давления в шинах. Если колеса на авто заводские, то отступать от предоставленных норм не нужно. А вот если машину переобували в иные покрышки другого размера, то показатели могут немного варьироваться. Все зависит от рекомендаций производителей покрышки.

Если в автомобиле ездит не более четырех человек, то количество атмосфер должно равняться 2.1 Бар. А когда авто имеет полную загрузку, то докачивать нужно до 2.4 Бар. Такие марки авто часто выпускают с уже встроенной системой контроля давления. Поэтому следить за нормами намного легче, так как все замеры делает автоматика.


Последствия неправильного давления в шинах

Давление в шинах «Шевроле Орландо»

Данная марка авто имеет достаточно большие размеры и вес, поэтому показатели атмосфер в автошинах выше, чем у предыдущих рассматриваемых моделей. Производитель рекомендует придерживаться значения 2.4 Бар во всех четырех колесах. А при увеличении нагрузки поднимать до 2.7 Бар.

Но многие автолюбители жалуются, что при такой накачке колес машина едет жестко и слышно дребезжание внутри салона.

Поэтому на форумах часто можно встретить советы водителей, которые рекомендуют качать колеса всего до 2.0 Бар. При таких показателях машина едет мягче и нет никакого дискомфорта во время езды. Удобство может быть и выше, но вот износ покрышек все-равно увеличивается. Да и расход топлива немного возрастет.

Следить за давлением в автошинах необходимо регулярно. Несоблюдение норм, указанных производителем авто, может повлиять не только на износ деталей машины, но и на безопасность водителя и его пассажиров. Особенно внимательно нужно относиться к выбору манометра. Лучше приобрести вариант подороже с высоким классом точности, чем потом страдать от неправильных показаний дешевой модели.

Уменьшить расход топлива, снизить износ покрышек что приведет к лишним тратам на новые, можно благодаря установки правильного давления в шинах. Поэтому постоянный контроль давления в колесах избавит вас от этих негативных последствий, но и также обеспечит безопасную езду на дорогах. Ниже представлена таблица где указанно какое давление должно быть:

Лучше всего в этом вопросе вам поможет руководство, которое идет в комплекте при покупке. Рекомендуем перед дальними поездками, а также раз в две недели проверять в шевроле нива давление в шинах, а также в самой , если уровень будет низкий, то колесо следует подкачать, это можно сделать как самому, так и в специализированном шиномантаже.

Для точности показаний, необходимо это делать следующим образом:

  • Шины необходимо прогреть
  • Перед замером автомобиль должен быть в состояние покоя, или хотя бы проехать не больше полутора километров
  • Замер следует проводить на все колесах включая запаску

Последствия неправильной подкачки

Если шина окажется спущенной или норма будет ниже положенной, будет потребляться больше топлива, так же это приводит к износу самой покрышки, что может привести к нежелательным последствиям, например, устойчивость машины может ухудшится, или в центре покрышки будет быстрый износ протектора, увеличивается шанс того что шина просто на просто лопнет, что вовремя движение может спровоцировать ДТП.

Так же следует обратить внимание на давление во время перевозки тяжелых грузов, его нужно увеличить, чтобы компенсировать нагрузку на них. Каким оно должно быть вы можете узнать, руководствуясь специальным руководством, или из таблицы выше, а также на большинстве автомобилей Нива данная информация есть на двери водителя.

От того насколько правильным оно будет, напрямую зависит ваша безопасность на дорогах, во время вождения авто. Поэтому такими элементарными правилами как регулярный контроль не следует пренебрегать.