Значение слова дрезина. Автомотрисы, мотовозы, дрезины - особенности, серии, модификации Что такое дрезина и почему так названа

Дрезина - тележка, которая передвигается по рельсам механическим способом и служит для осмотра путей и других служебных поездок работников железнодорожного транспорта. Раньше дрезины , как правило, не комплектовались сцепками, или были приспособлены только для буксировки специально смонтированных прицепов. Сейчас все дрезины комплектуются сцепками и для транспортировки на большие расстояния могут включаться в подвижной состав.

Название «дрезина » появилось благодаря тому, что лесничий Карл Дреза изобрёл для передвижения в 1817 самокат (двухколёсный экипаж), прототип современного велосипеда.

«Классическая» дрезина в сегодняшнем её виде и комплектации введена на железных дорогах в 1839 году. Дрезина состоит из лёгкой рамы на четырёх колесах, имеющих закраины подобно колёсам ж/д вагонов. Спереди дрезина имеет скамейку с подножкой, которая представляет из себя место для нескольких пассажиров (обычно 2-3 человек). В задней части помещаются рабочие, двое из которых вращают рукоятки и приводят дрезину в движение, а двое других для смены.

На дрезине нормальной конструкции при суммарном весе около 650 килограммов, приводимой в движение двумя рабочими, может быть достигнута скорость 25-30 километров/час. Чтобы было возможно ездить с большими скоростями 50-70 км/час введены были паровые дрезины .

Велодрезина (железнодорожный велосипед)

Существуют также дрезины , похожие по конструкции с велосипедами и приводятся они в движение с легкостью, так как сопротивление их качению по рельсам является незначительным. Такой четырехколёсный экипаж впервые был испытан на французской Восточной железной дороге. На нём возможно размещение двух человек. С помощья одного рабочего возможно снять дрезину с пути.

Важно отметить, что лёгкость удаления дрезины с рельсов очень важна и имеет большое значение, так как иногда приходится быстро слезть с дрезины и снять её с пути, т.к. приближается поезд. На многих закрытых железных дорогах Европы для развлечения туристов используются велодрезины (железнодорожные велосипеды).

В Америке на многих железных дорогах, а в Европе очень редко, распространено использование для поездок дорожных мастеров и сторожей дрезины, которая состоит из скамейки, зафиксированной на двух колёсах, расположенных последовательно одно за другим и движущихся вдоль одного из рельсов.

Переднее, большое колесо с помощью рычага и системы зубчатых зацеплений приводится в движение вращением руками и ногами. Третье малое колесо соединенное укосиной с общей рамой служит точкой опоры, колесо движется по другому рельсу. На такой трёхколесная дрезине могут передвигаться один-два человека.

Мотодрезины

Микроавтобус УАЗ используемый в качестве мотодрезины. Сейчас время на железных дорогах дрезины с мускульным приводом поменяли на мотодрезины. Первоначально на таких дрезинах применялась паровая машина, потом стали применять бензиновые и дизельные двигатели.

По структуре небольшая дрезина напоминает автомобиль. Передача на мотодрезине механическая, как и на автомобиле. Однако, в отличие от автомобиля дрезина может с равной скоростью ехать вперёд и назад, т.к. мотодрезина имеет устройство реверсионного хода. Что бы водителю было удобно управлять дрезиной при любом направлении движения, водительское место стараются оборудовать соответствующим способом.

Когда в качестве дрезин используют переобрудованные автомобили, это приводит к неудобствам, в результате того, что у автомобиля есть только одна задняя скорость, а так же при заднем ходе водителю необходимо или выворачивать шею, или пользоваться помощью «лоцмана». Для избежания этой проблемы автомобили-дрезины иногда комплектуют специальным разворотным устройством, которое представляет собой домкрат, на вертикальной оси, установленный под днищем машины. К домкрату прикреплена опора, опирающаяся на рельсы. Поэтому автомобиль приподнимается над рельсами и разворачивается вручную на 180° вокруг оси домкрата. По материалам: kammash.ru

Автомотрисы, мотовозы и дрезины - все это автономные единицы подвижного состава, которые имеют многоцелевое применение. Основное применние - перевозка небольших групп людей, как правило рабочих, и маленьких грузов.

Дрезины

Ручные дрезины

В 19 веке на мировых просторах стали появляться, как грибы после дождя, первые железные дороги. С ростом их протяжённости, в процессе эксплуатации возникла необходимость осмотра состояния путевого полотна, чтобы обеспечить безопасность прохождения составов по железнодорожным путям. Потому то и возникла потребность в появлении дрезины, что в дословном переводе с английского языка означало – вагонетка. Другая версия о термине железнодорожной тележки утверждает, что её название происходит от фамилии того самого лесничего Карла Дреза, который является автором своего изобретения в образе двухколёсного экипажа самоката, что является прототипом сегодняшнего двухколёсного велосипеда. Тогда же изготовленная тележка служила средством передвижения для инженеров-путейцев, производивших осмотр путей сообщения и выполнявших с помощью двухколёсного самоката другие служебные задачи. Таким образом считается, что ручная дрезина появилась в 1817 году.

Вид железнодорожной тележки с течением времени, начиная с года создания первой модели, постепенно эволюционировал. Уже в 1839 на железной дороге появляется дрезина осовремененного вида, где имеется лёгкая рама и четыре колеса, представляющие подобие вагонных колёс с закраинами. Для удобства управления тележкой установлена скамейка с подножкой в передней части. На ней могло поместится три человека. Рабочие, находящиеся в задней части железнодорожной телеги, приводили посредством рукояток в движение эту тележку. Данную работу выполняли два человека, периодически меняясь с двумя другими напарниками. Прочная дрезина с крепкой конструкцией могла перевозить груз до 650 килограмм. Максимальная скорость движения на подъёме составляла 30 км/час. Появившиеся дрезины с паровым двигателем развивали скорость до 70 км/час.

Спустя несколько лет, после появления первой четырёхколёсной тележки, были созданы велосипедные конструкции дрезин. Благодаря малому сопротивлению при движении тележки по рельсам, то движение конструкции рабочими обеспечивалось с лёгкостью. Испытание четырёхколёсного экипажа было произведено во Франции, в её восточной части на железнодорожных путях. На такой тележке размещалось двое рабочих. Эта дрезина могла быть убрана с путей сообщения одним человеком, что является немаловажным фактором, когда при появлении движущегося поездного состава, дрезина становится опасным препятствием.

На Американском и Европейском континенте применялась двухколёсная дрезина, которая двигалась по одному из рельсов. Движение колеса осуществлялось посредством работы ног или рук рабочего, двигающего рычаг зубчатого соединения системы. Эксплуатировались и трёхколёсные телеги, на которых общая рама была с укосом. На таком средстве передвижения могли размещаться до двух человек.

ДГКУ

Модель автодрезины ДГКУ стал выпускать с 1963 года Тихорецкий завод. Она предназначалась для проведения грузовых операций на железнодорожных путях, могла также участвовать в манёвровых операциях, в её оборудование входил кран, за кабиной была установлена гидропередача, грузоподъёмность дрезины равнялась пяти тоннам. На раме данной конструкции располагался гидромеханический отсек, дизель и кабина. Кран с горизонтальной стрелой находился на крыше кабины, управлялся с помощью выносного пульта. Управлением этой железнодорожной машины осуществлялось машинистом и его помощником непосредственно из кабины, здесь же была установлена панель управления тормозной системой, контролировалась работа дизеля и другого оборудования. Мощность установленного генератора переменного тока составляла 50 кВт. Вырабатываемая электроэнергия предназначалась для путевых машин и двигателей всех механизмов крана. На этой дрезине можно перевезти не больше пяти специалистов. Один мог поместиться в кабине, четыре человека перевозились на платформе.

АДМ

Отличительной чертой модификации дрезины типа АДМ является большое разнообразие в комплектации оборудования. В базовое оборудование входит кран и сама платформа, которая может дополнятся установкой на оголовке стрелы дополнительных люлек. На платформе может быть установлен кран-манипулятор. Таких вариантов несколько.

АГМу

В модификации АГМу заказчик по своей инициативе мог изменять комплектность оборудования. Комплектность автомотрисы изменялось непосредственно заказчиком этих модификаций оборудования. Эксплуатация установленного поворотного консольного крана позволяла перемещать груз в вертикальной и горизонтальной плоскости. Поднимать груз можно было за счёт мощности двигателя дрезины непосредственно лебёдкой. В горизонтальной плоскости груз перемещался за счёт ручной силы, поворачивая кран, а тележка двигалась вдоль стрелы. Кран был монтирован за кабиной. Заняв транспортное положение, он не выходил за рамки допустимых . Разворот стрелы как влево, так и вправо мог быть осуществлён на 360°. Разворот вручную посредством задействования каната ограничивался специальным «ограничителем поворота», который не позволял производить многократные повороты крановой стрелы в ту или другую сторону, те самым исключая канатное перекручивание и его расплетение. Тяговая сила позволяла перемещать тележку вдоль стрелы.

Автомотрисы

Автомотриса - моторный самоходный железнодорожный вагон.

АС1

Начиная с 1964 года, Великолукский локомотивовагоноремонтный завод занимался выпуском автомотрисы в модификации АС1, представленную двухосной служебной моделью, как автономный, самоходный вагон, имеющего нижнюю раму, а также двигатель внутреннего сгорания. Размер колёсной базы составляет 3800 мм, высота кузова 3327 мм, ширина 2840 мм и длина 8746 мм.

Диметр обводных колёс равен 650 мм. Установленный двигатель устанавливался в своё время на автомобиле марки «ГАЗ-51», мощность его составляет 70 лошадиных сил, что позволяет развивать скорость на четвёртой передаче до 82 км/ч. Сама автомотриса обладает грузоподъёмностью в 2.4 тонны. На прицепленной площадке можно перевозить груз, весом до десяти тонн.

Мотовозы


Мотовоз - небольшой автономный локомотив с бензиновым или дизельным двигателем мощностью до 300 л.с., используемый для маневровых и вспомогательных работ на магистральных, подъездных и других железнодорожных путях.

МПТ4

Модификация, представляющая мотовоз МПТ4, предназначается для погрузочно-транспортных работ. Силовая установка советского, двухосного локомотива представляет собой – дизельный двигатель УД-6, с мощностью 220 кВт. Грузоподъёмный кран консольного типа традиционно расположился на несущей кабине в передней части консоли. Названная модель мотовоза обладает множеством различных модификаций, в частности, на одной из них, дизель расположили под рамой, что освободило значительную часть платформы для взятия дополнительного груза.

Мотовозы метрополитена

Мотовоз метрополитена представлен линейкой автодрезин АГМС, которые выпускались Пермским мотовозоремонтным заводом. Работали в метрополитенах больших российских городов, начиная с 1995 года. Данные машины выполняют роль тяговых единиц, предназначающихся для доставки различных грузов хозяйственного предназначения. Аббревиатура читается, как автомотриса, грузовая, монтажная, скоростная. Хозяйственным мотовозам разрешается передвигаться с допустимой скоростью, которая равна 50 км/ч. Силовая установка представлена карбюраторным двигателем внутреннего сгорания автомобильного грузовика марки «ЗИЛ-130», мощность его равна 150 лошадиным силам. Дополнительно в тормозное оборудование входят автоматические пневматические тормоза. Весовая характеристика равна 15 тоннам. Прицепные весовые характеристики на главном пути ограничены 25 тоннами, на парковом пути допускается до 120 тонн. Глубокая модернизация позволила «Камбарскому машиностроительному заводу» установить на означенную модификацию мотовоза двигатель, мощность которого достигает 230 лошадиных сил.


Самые современные мотовозы, произведены в 2014 году на «Камбарском машиностроительном заводе». По заявке их закупил Московский Метрополитен, основываясь на технических требованиях, предписанных к исполнению ещё двумя годами раньше. Данный мотовоз модификации «МТК-1» сразу считаться, как современный многоцелевой универсальный локомотив, не имеющий аналогов в мире. Может эксплуатироваться, как на тоннельных участках, так и на открытых путях метрополитена. Для доставки механизмов, инструментов и других различных грузов применяются длинномерные рельсовые плети. Этими машинами можно выполнять погрузочно-разгрузочные работы, доставлять рабочие бригады на участки, требующие проведения ремонтных работ в хозяйстве метрополитена.

МТК-1 является обладателем двух двигателей, один – основной и является маршевым, второй выполняет роль тягового и вспомогательного двигателя, обеспечивает работу крановой установки, электрогенератора и компрессора. Оба двигателя размещены под грузовой площадкой, что освободило площадку для размещения на ней дополнительного количества груза. Система управления оснащена современным оборудованием, позволяющим обеспечить полную безопасность движения. Все параметры оборудования, отвечающие за безопасность движения и работы силовых агрегатов, считываются бортовым устройством, названное в народе «чёрным ящиком». Весовая характеристика дрезины равна 20 тоннам.

Мотовозы МТК-1 сегодня удовлетворяют всем требованиям метрополитена в больших городах Российской Федерации. Допустимый объём прицепного веса на главном пути равен 35 тоннам, на парковом пути допускается до 200 тонн. Грузовая площадка обладает грузоподъёмностью до 2 тонн.

В статье использованы фотоматериалы:

  • Фото Мотовоз Мк2/15 - автор Лысов В.М.

Дрезина, дрезины, дрезины, дрезин, дрезине, дрезинам, дрезину, дрезины, дрезиной, дрезиною, дрезинами, дрезине, дрезинах Грамматический словарь Зализняка

  • ДРЕЗИНА - ДРЕЗИНА (нем. Draisine, от имени изобретателя К. Ф. Дреза (K. F. Drais)) - транспортная машина на железнодорожном ходу с ручным приводом, автомобильным (автодрезина) или мотоциклетным (мотодрезина) двигателем для перевозки людей и грузов на небольшие расстояния. Большой энциклопедический словарь
  • Дрезина - (нем. Draisine, по имени изобретателя К. Ф. Дреза, К. F. Drais, 1785-1851) транспортная машина, передвигающаяся по рельсам, для перевозки людей и грузов на небольшие расстояния. Первые Д. - 4-колёсные тележки с ручным управлением. Современные... Большая советская энциклопедия
  • дрезина - Городской транспорт Словарь воровского жаргона
  • дрезина - дрезина ж. Механическая железнодорожная тележка с ручным приводом, автомобильным или мотоциклетным двигателем, предназначенная для перевозки людей и грузов на небольшие расстояния. Толковый словарь Ефремовой
  • дрезина - ДРЕЗИНА, ы, ж. Небольшая транспортная машина, передвигающаяся по рельсам с помощью двигателя (первонач. с помощью ручного привода). | прил. дрезинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • дрезина - -ы, ж. Механическая железнодорожная тележка, передвигаемая по рельсам вручную или с помощью двигателя. [нем. Draisine] Малый академический словарь
  • дрезина - Дрези́н/а. Морфемно-орфографический словарь
  • дрезина - ДРЕЗ’ИНА, дрезины, ·жен. (·франц. draisienne) (·ж.-д.). Четырехколесная тележка для езды по железнодорожным рельсам, приводимая в движение ручным способом или мотором. Толковый словарь Ушакова
  • дрезина - орф. дрезина, -ы Орфографический словарь Лопатина
  • дрезина - Дрезины, ж. [фр. draisienne] (ж.-д.). Четырехколесная тележка для езды по железнодорожным рельсам, приводимая в движение ручным способом или мотором. Большой словарь иностранных слов
  • Дрезина - (автодрезина, мотодрезина) (нем. Draisine, по имени немецкого изорбретателя Д. К. Дреза, Drais), транспортная машина, передвигающаяся по рельсам, служит для перевозки людей и грузов, имеет привод от автомобильного или мотоциклетного двигателя. Автомобильный словарь
  • Дрезина - Передвигающаяся по рельсам транспортная машина для перевозки людей и грузов на небольшие расстояния. Первые дрезины – четырехколесные тележки с ручным управлением. Судьба эпонимов. Словарь-справочник
  • дрезина - ДРЕЗИНА -ы; ж. [нем. Draisine] Механическая железнодорожная тележка для перевозки людей и грузов на небольшие расстояния, передвигаемая по рельсам вручную или с помощью двигателя. Толковый словарь Кузнецова
  • дрезина - Самоходная транспортная машина, передвигающаяся по рельсам; предназначена для перевозки грузов и людей на небольшие расстояния. Первые дрезины представляли собой четырёхколёсные повозки с ручным приводом. Техника. Современная энциклопедия
  • дрезина - сущ., кол-во синонимов: 5 автодрезина 3 бронедрезина 2 локомотив 28 мотодрезина 2 тележка 28 Словарь синонимов русского языка
  • С целью осмотра железнодорожного пути и по другим служебным надобностям. В прежние годы дрезины, как правило, не оборудовались сцепками, либо были приспособлены только для буксировки специально приспособленных прицепов. В настоящее время все дрезины оборудуются сцепками и для пересылки на большие расстояния могут включаться в состав поездов .

    Название своё дрезина получила по имени лесничего Карла Дреза , который в изобрёл самокат (двухколёсный экипаж) для собственного передвижения, прототип современного велосипеда .

    Дрезины с мускульным приводом

    «Классическая» дрезина в нынешнем её виде введена на железных дорогах в 1839 году . Она состоит из лёгкой рамы на четырёх колёсах, имеющих реборды наподобие колёс железнодорожных вагонов . В передней части дрезины находится скамейка с подножкой, представляющая место для двух-трёх человек. Сзади помещаются рабочие, из которых двое приводят дрезину в движение вращением рукояток, а двое для смены. На дрезине хорошей конструкции при весе её около 650 килограммов, приводимой в движение двумя рабочими, может быть на подъёме в 1:2000 достигнута скорость от 25 до 30 километров в час. Для возможности езды с большими скоростями (50 до 70 километров в час) были введены паровые дрезины.

    Велодрезины

    Были построены также дрезины, сходные по конструкции с велосипедами и приводимые в движение с чрезвычайной лёгкостью, так как сопротивление их качению по рельсам очень незначительно. Четырёхколёсный экипаж такого рода был испытан на французской Восточной железной дороге. На нём могут поместиться два человека. Один рабочий может снять его с пути. Лёгкость удаления дрезины с рельсов имеет большое значение, так как иногда приходится соскочить с дрезины и снять её с пути в виду приближающегося поезда . В наши дни велодрезины (железнодорожные велосипеды) используются на многих закрытых железных дорогах Европы для развлечения туристов.

    Пионерка

    Пионерка (также жаргонное - «бешеная табуретка») - лёгкая, как правило, самодельная мотодрезина.

    В пятидесятых годах серийно выпускалась лёгкая дрезина ТД-5 и ТД-5У «Пионерка» узкоколейная. Её распространенность привела к тому, что в России и странах СНГ название стало нарицательным, и так стали называть различные самодельные устройства.

    Самодельные пионерки часто используются на узкоколейках местными жителями как личный транспорт. Встречаются пионерки и на дорогах широкой колеи, но гораздо реже.

    Бронедрезины

    Все армии стран, участвовавших в Первой мировой войне , использовали бронепоезда , в том числе армии Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы - бронедрезины.

    • Бронедрезина, созданная на базе Т-28 - моторный броневой вагон (МБВ). Создан на основе использования агрегатов, узлов и орудийных башен танка Т-28. Вооружение: три 76,2-мм пушки КТ-28 (или Л-11 , которые в период Великой Отечественной войны были заменены на Ф-34), 8 пулемётов ДТ и 4 пулемёта «Максим». Выпущено 2 экземпляра.

    Галерея

    Примечания

    Ссылки

    • «Бешеные табуретки», документальный фильм про путешествия по УЖД на пионерках:

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Дрезина" в других словарях:

      Беговая машина с двумя колесами; назв. по имени изобретателя Дреза. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДРЕЗИНА небольшая платформа на маленьких колесах; употребляется для небольших переездов по рельсам … Словарь иностранных слов русского языка

      Дрезина - грузовая. ДРЕЗИНА [немецкое Draisine, от имени немецкого изобретателя К.Ф. Дреза (1785 1851)], тележка с ручным приводом или вагон с двигателем (автодрезина, мотодрезина), передвигающиеся по рельсам; служит для перевозки грузов и пассажиров на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Локомотив Словарь русских синонимов. дрезина сущ., кол во синонимов: 5 автодрезина (3) … Словарь синонимов

      - [немецкое Draisine, от имени немецкого изобретателя К.Ф. Дреза (1785 1851)], тележка с ручным приводом или вагон с двигателем (автодрезина, мотодрезина), передвигающиеся по рельсам; служит для перевозки грузов и пассажиров на небольшие расстояния … Современная энциклопедия