Бронированное стекло. Как делают пуленепробиваемое стекло

Процесс покрытия стекла автомобиля с внутренней стороны толстой пленкой, которая предоставляет защиту и прочность, называется бронирование стекол. Такое покрытие выдерживает удар молотка, биты и иных тяжелых предметов. Сама система бронирования пришли из бизнеса. Самые начальные пленки изобретали для промышленных зданий и торговых помещений, где необходима защита от грабителей и вандалов. Из этой статьи вы узнаете, как самому нанести такую пленку, какие преимущества и недостатки имеет эта система и насколько это эффективно.

Разновидности пленки

Существуют разные бронепленки, предназначенные для:

  • Автостекол. Толщина от 250 до 310 микрон. Свободная продажа. Клеится по принципу тонировки. Для полного высыхания потребуется 1 месяц. После этого пленка выдерживает удары камнем, молотком, битой. Спасает авто и его пассажиров как от камней, способных отлетать на трассе, так и он ограбления.
  • Офисных зданий. Толщина, как и у пленки для авто стекол. Подходит, для офисов, витрин, цехов, крупных ТЦ. Рулоны материала намного больше по ширине, чем для авто стекол.
  • Особо важных объектов. Толщина около 550 микрон. Это необходимо для особо важных объектов в любом государстве, чтобы защититься от возможных террористов. Такое стекло совершенно невозможно разбить и проникнуть внутрь помещения.
  • Пуленепробиваемая для автостекол. Выдерживает стрельбу не из любого огнестрельного. Стандартная пленка пуленепробиваемая, способна выдержать пули 38 калибра из пистолета. Толщина стекла должна являться не меньше 12 мм, а так же многослойным, ровно как лобовое стекло авто. Автоматы, это бронирование не сможет выдержать.

Какая бы ни была пленка бронирования, 100% гарантии прочности дать сложно. Название «пуленепробиваемая» – условное. Как показали исследования, данное стекло не пробьется в том случае, если стрелять будут из пистолета указанного калибра и в разные части стекла. В том случае, когда пули требуемого калибра попадают в одно и то же место, стекло будет пробито насквозь и ни одна пленка не сможет спасти его.

Плюсы и минусы бронирования лобового стекла пленкой

Зачастую автолюбители считают, что тонировка автомобиля и бронирование связанны друг с другом. Помимо этого, бытует мнение, что такое покрытие лобового стекла ухудшит видимость и будет мешать езде. Все это совершенно не так. Главные особенности и плюсы такой пленки:

  • Качественная видимость;
  • Не смешивается с тонировкой;
  • Отлично переносит автохимию;
  • Толстая пленка покрывает лобовое стекло, тонкая – все остальные;
  • Покрытие поляризованной пленкой – уменьшение бликов;
  • Равномерное распределение удара;
  • Защита от мелкого вандализма.

Также стоит помнить про фары, которые также нуждаются в защите от попадания посторонних предметов.

Перед тем как отправиться в СТО, важно знать минусы бронирования пленкой:

  • При движении или стоянке пыль оседает на поверхность лобового стекла. Когда автовладелец включает дворники, на пленку наносится значительное повреждение в виде царапин. Для уменьшения повреждений следует не допускать сильного запыления и протирать лобовое стекло чаще.
  • Пузыри могут возникнуть в любом месте. Если они появляются перед глазами водителя, тот, как правило, будут сильно раздражать и понижать качество видимости. Помимо этого, страдает внешний вид автомобиля.

Цена бронирования стекол автомобиля пленкой с затемнением начинается в районе 3.500 рублей.

Бронирование своими руками

Бронирование стекол обычно используют автомобилисты, которые стали жертвами разбитых стекол по каким-либо причинам: кто-то из-за камней, которые нередко отлетают от колес, а кто-то из-за ограбления.

Внешний вид пленки похож на тонированную с самым максимальным уровнем прозрачности. Приобрести ее можно в авто ъмагазинах или через интернет-магазины. Порядок действий нанесения пленки следующий.

1. Нужно снять боковые стекла. Необходимо выполнять все по инструкции исходя от марки и модели вашей машины. Следует осторожно добраться до фиксаторов и вынуть стекла, перед этим не забудьте карты дверей рас крутить.

2. Удаление грязи и жира. Важный момент – это обезжиривание каждого стекла полностью. Для этого нужно уложить стекло на заранее очищенную ровную поверхность. Внимательно отнеситесь к абразивным частицам, которые могут исцарапать стекло. Далее следует очистить внутреннюю сторону бокового стекла, где будет накладываться пленка для бронирования. Чтобы очистить можно использовать моющее средство специальное для стекол и салфетку не имеющую ворса. Тут важно понять, что любая пыль или ворсинка, если вдруг останется на поверхности стекла, на совсем останутся под пленкой, а вид стекла изнутри салона будет далеко не эстетичный.

3. Подготовка. Сама пленка состоит из клейкого слоя и защитной бесцветной подложки. Сначала следует измерить стекла и отрезать нужное количество пленки с запасом.

4. Теперь прикладываем к чистой внутренней стороне стекла. Пленку необходимо расположить таким образом, чтобы подложка была внизу. Используя малярный скотч, можно отлично закрепить на стекло пленку. Удостоверьтесь, что со всех сторон пленка выглядывала хотя бы на 1 см.

5. Подготовка специального средства для удаления клейкой части с пленки. Для приготовления нужно взять простую воду и жидкое мыло. Пропорция 20% мыла и 80% воды. Использовать шампунь следует с минимальными ароматизаторами и добавками. В противном случае эти добавки скорее всего войдут в хим.реакцию с клейким слоем, чем это обернется неизвестно. Полученным раствором нужно заполнить садовый опрыскиватель

6. Клеим пленку и разглаживаем. Осторожно снимается защитная подложка, держа пенку только там, где края не будут соприкасаться со стеклом. Приготовленным раствором обливаем поверхность стекла и клейкий слой пленки. Теперь следует приложить бронированную пленку липкой стороной к внутренней стороне бокового стекла. По первой пленка будет ездить по поверхности, это и необходимо, чтобы разладить неровности при помощи специального мини-шпателя (его можно сменить на банковскую карту). Простыми движениями от центра к краям необходимо выгнать все пузыри воздуха. Если этого не сделать, то образуются пузыри, которые будет уже невозможно удалить.

7. Просушивание с помощью строительного фена. После того, как расправили всю пленку, ее нужно тщательно просушить феном. Он имеет высокую t воздуха, а струя тоньше. Горячая пленка сможет растянуться по поверхности. Затем сделать перерыв на час, чтобы пленка успела остыть.

8. Удаление лишнего. Изначально было оставлено минимум 1 см лишнего, для того, чтобы пленки хватило. Теперь, когда она хорошо села и остыла, можно обрезать лишние детали с помощью канцелярского ножа. Держать ножик лучше всего под углом в 45 градусов. Также желательно еще придерживать шпателем пленку.

Окончательная просушка длится далеко не один день. Самая высокая степень защиты появится через месяц. Исходя из экспериментов, пробить стекло, возможно, лишь с 4-5 удара по одному месту тяжелым предметом.

Бронирование стекол автомобиля пленкой (видео)

Итог

Таким образом, бронирование стекол автомобиля пленкойочень хорошо защищает не только от летящих из под колес инородные предметы, но и от возможных грабителей и вандалов. Но, как правило, авто владельцы, начинают об этом задумываться только тогда, когда что-то подобное произойдет и стекло будет повреждено.

Бронированное стекло - является многослойной светопрозрачной конструкцией, состоящей из нескольких слоев полимерной композиции и нескольких стекол, слои которых между собой склеены полимерными плёнками или залиты специальным полимером. Полимерными пленками - являются сплошные слои, у которых толщина находится в пределе от 0,2 до 0,3 миллиметров.

Конструкция зависимо от требуемого класса защиты бывает как с пленкой, так и без пленки. Такие бронированные стеклопакеты и бронированные окна благодаря структуре конструкции обеспечивают защиту от физического вмешательства, и даже от пуль разного вида оружия, зависимо от требуемого типа защиты (составляет от 10-ти до 80-ти миллиметров и более).

При изготовлении бронированного стекла, разные комбинации компонентов по видам и классам защиты обеспечивают отличие его свойств. Также как и степень сложности производства, различны и количество слоев бронированного стекла.

Бронированные стеклопакеты могут быть декорированы в соответствии с дизайнерской задачей помещения, где оно устанавливается. Бронированное стекло может быть тонированное, декорированным алмазной гравировкой или методом химического травления. В бронированном стеклянном «сендвиче» одно из стекол бывает с зеркальной поверхностью, в таком случае это стекло наследует отражающие характеристики. Благодаря бронированному стеклу появилась возможность создавать особенно прочные ограждающие конструкции, которые могут выдерживать даже воздействия огнестрельного оружия, причем, нисколько не жертвуя эстетикой.

Укрепляющая пленка

Помимо бронирования стекла, также существуют методы «попроще», а именно укрепляющая пленка для стекла. Стекло с нанесенной на него пленкой обладает очень высокой прочностью, его сложно разбить или пробить камнем, брошенной бутылкой, колющими предметами. Высокая прочность пленки (пленка практически не деформируется в направлении перпендикулярном своей поверхности) не дает деформироваться стеклу. Поэтому стекло становится гораздо более прочным, так как для образования трещин и осколков необходима поперечная деформация стекла, предотвращаемая укрепляющей пленкой.

Укрепляющая пленка защищает только стекло. Стекло укрепляющееся пленкой трудно разбить или пробить, что обеспечивает защиту от проникновения через окно аналогично решеткам. Даже если окно разбивается, укрепляющая пленка защищает от поражения осколками: треснувшее стекло, сколы, осколки остаются жестко приклеенными к пленке, которая обладает высокой прочностью. Стекло с укрепляющей пленкой просто выпадет только целиком (словно лист фанеры).

Большинство читателей тут же проведет «параллели» к «триплексу» и по сути будут правы, в обоих случаях используется пленка, единственно отличается способ нанесения этой самой пленки. От чего эффект у обоих видов стекол отличается.

Однако такое стекло можно выбить кувалдой (оно выпадет целиком внутрь помещения), пробить топором или разрезать болгаркой, вырезав необходимое для проникновения отверстие аналогично решетке.

Применение

Укрепляющая пленка часто применяется для загородных коттеджей, остекления балконов и окон нижних этажей квартир, наружных и внутренних витрин магазинов и бутиков, 24-часовых зон банков, больших фасадных конструкций, автомобилей.

Бронированные окна часто устанавливаются в частных особняках, кабинетах и квартирах, на постах охраны банков и предприятий, в высокоответственных учреждениях, военных объектах, инкассаторских автомобилях.

Укрепляющая пленка наклеивается на стекло в несколько слоев (в зависимости от уровня защиты). Она может также устанавливаться одновременно с зеркальной, тонированной, матовой пленкой.

рама окна с защитной пленкой может быть изготовлена из любых материалов. Стекло окна может быть очень больших размеров или практически произвольных форм, с многокамерными (двух-, трехкамерными) стеклопакетами, что позволяет добиться отличных тепло и звукоизолирующих свойств. Укрепляющая пленка может наноситься на уже существующее стекло.

В вопросе организации безопасности, будь то специальный автомобиль или помещение кассы в банке, специальное пуленепробиваемое стекло играет немаловажную роль. Ведь от его стойкости к агрессивному воздействию, в том числе огнестрельного оружия, порой зависят жизни людей. Но не все стекла, являясь защитными, можно назвать пуленепробиваемыми.

Дабы не привлекать излишнего внимания к таким стеклам и не акцентировать внимание окружающих на его повышенной прочности, внешний вид защитных стекол ничем не должен отличаться от обычных. Свои исключительные свойства оно должно продемонстрировать лишь в случае непосредственного воздействия на него: не дав пуле, выпущенной из оружия, пробить его насквозь.

СОЗДАНИЕ ЗАЩИТНЫХ СТЕКОЛ

Мысль о создании защитного стекла, обладающим сверхпрочными свойствами, родилась в голове француза Эдуарда Бенедиктуса еще в 1910 году прошлого века. Во время экспериментов, он размещал различное количество листов специальной пленки из целлюлозы между двумя обычными стеклами. Это в значительной мере добавляло многослойной конструкции прочность. Свое изделие он назвал «Триплекс», а его метод производства пуленепробиваемого стекла в настоящее время называется «ламинированием».

Несмотря на то, что первые свои конструкции стойких стекол французский изобретатель делал в основном вручную, то сегодня технологию производства сложно представить без использования современного высокоточного оборудования и сложных полимерных материалов.

ВИДЫ ЗАЩИТНЫХ СТЕКОЛ

В зависимости от предназначения, защитные стекла изготавливают различной толщины, от семи миллиметров до семидесяти пяти. По сути, толщина готового изделия и определяет класс его прочности. Типичная технология изготовления подобных изделий заключается в использовании обычных листовых стекол, между которыми заливают слои жидкого поликарбоната - прочный вид пластмассы. Пуля, выпущенная в такое стекло, поэтапно, слой за слоем проходя через многочисленные слои, попросту теряет свою энергию и, в конечном итоге, останавливается.

Различают и некоторые модификации защитных стекол. Так, например, в некоторых специальных автомобилях широко используют односторонне защитное стекло . В него интегрирован специальный полимер, благодаря которому конструкция выдерживает агрессивное воздействие исключительно с одной стороны, с внешней. Это позволяет людям, на которых совершена атака с улицы, произвести ответный огонь из своего оружия, не выходя при этом из автомобиля. При этом современная аппаратура без труда позволяет принять стеклу нужную форму и изгибы, для установки в штатный проем автомобиля.

Весьма дорогостоящим и сложным с точки зрения технологии изготовления является производство ламинированных защитных стекол. Подобные изделия со знаком качества изготавливают на высокоточном современном оборудовании с использованием станков с ЧПУ.

В заключении стоит отметить, что идеальных по своей прочности стекол попросту не бывает. Каждый класс стекла гарантированно спасает только от определенного порога воздействия. И в любом случае найдется превентивная сила, способная разрушить даже самый качественное и стойкое пуленепробиваемое стекло.

7615 0 2

Бронированные окна или как обезопасить свой дом в 21-м веке

Бронированные окна для дома уже начинают переставать быть чем-то уникальным и недоступным. Сегодняшние реалии показывают, что лишь с их установкой можно приобрести уверенность в абсолютной защите собственного жилья. На улице 2016 год, и если вы не хотите стать жертвой современных правонарушителей, то необходимо идти в ногу со временем и быть в курсе новейших методов обеспечения безопасности. Я постараюсь предоставить вам для этого достаточно информации.

Бронирование против решёток

Обладатели оконных решёток могут ответить, что, мол, они уже в достаточной мере позаботились о безопасности своих жилищ, и дорогостоящая бронировка окон им вовсе не нужна. Тогда рекомендую обратить внимание на существенные недостатки использования стальных преград, которых лишены бронированные стёкла:

  1. Наличие уязвимых мест при попытке взлома . Как я уже выше упомянул, нынче на дворе уже 21-й век и злоумышленники иметь на вооружении не только ломик и набор отмычек. Например, для устранения стальных прутьев может быть использован жидкий азот, с помощью которого задача будет решена быстро и бесшумно;

  1. Отсутствие защиты от пуль . Металлическая ячеистая конструкция не остановит пули или мелкие осколки. А мало ли что может происходить на улице? Недавние печальные события в Европе продемонстрировали, что даже самые благополучные районы могут оказаться в эпицентре ситуации с использованием огнестрельного оружия и взрывчатых веществ;

  1. Нарушение панорамного вида . Даже красивые кованые изделия не способны полностью исключить давящее чувство загороженного сталью неба;

  1. Снижение уровня пожарной безопасности . Глухие решётки не только никого не впускают, но также никого и не выпускают, что может сыграть роковую роль при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации. И даже если использована конструкция распашного типа с замком, то, опять-таки, на поиски ключа также уйдут драгоценные секунды, а то и минуты.

Цена бронированных окон хоть и гораздо выше кованых или решёток, зато они:

  • Не подвержены взлому доступными большинству грабителей методами;
  • Защитят не только от проникновения, но и от пуль, и от осколков ;

  • Никак не повлияют на панорамный вид , так как обладают абсолютной прозрачностью;

  • Не станут препятствием при необходимости срочного выхода через оконный проём.

Как видите различия весьма существенные, чтобы задуматься о возможности выделения достаточного количества финансовых средств на покупку и установку бронированных стеклопакетов.

Варианты бронирования

Есть два пути:

  1. Покупка и монтаж бронированного стеклопакета ;
  2. Бронирование оконных стекол специальной плёнкой .

Первый, несомненно, более надёжный и позволяет достичь максимальной защищённости, а второй, зато, обойдётся дешевле и может быть даже выполнен своими руками, хотя сам процесс достаточно сложный. Разберу оба:

Бронированный стеклопакет

Для обеспечения абсолютной неприступности вашего оконного проёма, безусловно, необходимо устанавливать полностью бронированное окно, то есть, не ограничиваться усилением прочности одного лишь стекла, а гарантировать и стойкость к механическим воздействиям самой рамы.

Таким образом, можно говорить о двух составляющих всей конструкции:

  1. Многослойное стекло , усиленное поливинилбутиральной плёнкой или заливкой полимеров;

  1. Рама из многокамерного профиля со вставками из калёной стали . При этом внешний вид окна такой же, как и у обычного.

При покупке такого чуда современных технологий поинтересуйтесь, насколько защищены стыки рамы со стеклом, так как они в данной конструкции являются самыми уязвимыми местами и должны перекрываться «начинкой» профилей. В обратном случае уровень защиты всего стеклопакета можно считать неполным.

Ранее стёкла усиливались исключительно заливкой в промежутки между ними полимеров, сейчас большее распространение приобретает использование PVB плёнки. Почему? Для ответа на данный вопрос достаточно сделать сравнительную характеристику некоторых параметров готовых продуктов:

  1. Цветность :
    • При PVB гарантирована полная прозрачность без появления каких-либо оттенков в течение десяти лет;
    • При заливке полимеров может проявиться желтизна уже в первый эксплуатационный год в результате воздействия ультрафиолета;

  1. Оптические искажения :
  • При PVB полностью отсутствуют;
  • При заливке полимеров возможны, если субстанция распределится неравномерно;

  1. Расслоение :
  • При PVB полностью отсутствует;
  • При заливке со временем происходит из-за слабого уровня адгезии между полимерами и стеклом;

  1. Потеря защитных функций :
  • При PVB не происходит минимум десять лет с начала эксплуатации;
  • При заливке постепенно осуществляется;
  1. Увеличение толщины :
  • При PVB минимальное;
  • При заливке ощутимое.

В итоге я для себя сделал вывод, что если и заказывать бронестёкла, то только те, которые усилены поливинилбутиральной плёнкой. Стоимость таких стеклопакетов зависит в первую очередь от класса защиты:

  • 2-ой класс:

  • 3-ий класс:

  • 5-ый класс:

  • Класс 5а:

  • 6-ой класс:

  • Класс 6а:

Бронирование стекла плёнкой

Бронирование окон пленкой, как я уже выше отметил, обходится гораздо дешевле. Так, например, если заказать такую услугу в соответствующей фирме, то вам всё с работой обойдётся от 1000 рублей за один квадратный метр, что во много раз дешевле монтажа бронированных стеклопакетов. От снайперов такой барьер, конечно, не спасёт, но вот от взлома и даже осколков вполне.

Вот классификация, демонстрирующая уровень такого способа защиты с учётом толщины стекла, а также толщины и количества плёночных слоёв:

Бронированная пленка на оконные стекла может быть установлена самостоятельно. Задача на первый взгляд выглядит не очень сложной, но на самом деле имеет множество «подводных камней», для успешного преодоления которых необходимо иметь хоть некоторый опыт.

Если у вас есть сомнения насчёт того, сможете вы справиться с бронированием стекла собственными силами или нет, то лучше обратитесь за помощью к квалифицированным специалистам или хотя бы для начала потренируйтесь на маленьком окошке где-нибудь в кладовке или в гараже.
Иначе вы рискуете попросту испортить и сам наносимый материал, стоимость которого начинается от трёхсот рублей за 1 м 2 , и обрабатываемый стеклопакет, что нанесёт вашему семейному бюджету гораздо больший ущерб, чем оплата наёмных услуг.

Сама же инструкция бронирования стекла, которой пользовался я, выглядит так:

  1. Замерил стёкла с помощью рулетки. К полученным данным добавил с каждой стороны по 10 мм для прирезки, но если у вас они будут без рамы, то достаточно будет и 5 мм;

  1. Выполнил расчёты по отношению к рулону, стандартная ширина которого составляет 1524 мм;
  2. На большом столе выполнил точный раскрой полотна;
  3. Приготовил раствор , добавив в пол литра дистиллированной воды несколько капель шампуня;
  4. Приложил нарезанные фрагменты плёнки к стёклам , проверив соответствие. В случае положительного результата приступил к дальнейшим операциям;
  5. Нанёс замешанный раствор на стекло и тщательно вычистил его скребком от грязи , после чего специальной смывкой удалил остатки инородных частиц с гладкой поверхности;

  1. Повторил процедуру несколько раз, добившись абсолютной чистоты. Дело в том, что попадание мельчайшей крупинки в промежуток между плёнкой и стеклом может испортить всю работу;
  2. Смочил первый фрагмент покрытия с обеих сторон для предотвращения попадания пыли на клеящий слой и снял с него лавсан;
  3. Затем снова нанёс раствор на сторону с клеем и приложил её к стеклу ;
  4. Внешнюю сторону также обработал приготовленной жидкостью, после чего жёлтым ракелем выгнал всю воду из-под плёнки ;

  1. Подрезал излишки краёв острым ножом;
  2. Удалил остатки ;
  3. Оставил покрытие высыхать. В этот период происходит настолько сильное соединение плёнки со стеклом на молекулярном уровне, что они становятся одним целым.

В зависимости от толщины нанесённого материала меняется и время его полного высыхания:

Заключение

Металлические, деревянные и даже пластиковые бронированные окна станут для вашего дома надёжной гарантией его безопасности. Если же их стоимость слишком высока для вашего семейного бюджета, то можно остановиться на бронировании стёкол с помощью нанесения специальной защитной плёнки. Это выйдет гораздо дешевле и также сможет обеспечить вполне достойный уровень защиты.

Видео в этой статье содержит дополнительную информацию, касающуюся рассмотренной темы. Если же у вас возникнут дополнительные вопросы, то задайте их в комментариях.

При подготовке статьи использовался материал с сайта roststeklo.ru

21 сентября 2016г.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!

В один из дней 1903-го года французский химик Эдуард Бенедикт готовился к очередному эксперименту в лаборатории - он не глядя протянул руку за чистой колбой, стоявшей на полке в шкафу, и уронил ее. Взяв метлу и совок чтобы убрать осколки, Эдуард подошел к шкафу и обнаружил с удивлением, что колба хоть и разбилась, но все ее фрагменты остались на месте, их соединяла друг с другом какая-то пленка. Химик позвал лаборанта - тот был обязан мыть стеклянную посуду после опытов - и попытался выяснить, что было в колбе. Оказалось, что эта емкость использовалась несколько дней назад в ходе экспериментов с нитратом целлюлозы (нитроцеллюлозой) - спиртовым раствором жидкого пластика, небольшое количество которого после испарения спирта осталось на стенках колбы и застыло пленкой. А поскольку слой пластика был тонок и достаточно прозрачен, лаборант решил, что емкость пуста.

Спустя пару-тройку недель после истории с не разлетевшейся на осколки колбой, Эдуарду Бенедикту попалась на глаза заметка в утренней газете, в которой описывались последствия лобовых столкновений нового в те годы вида транспорта - автомобилей. Ветровое стекло разлеталось осколками, нанося водителям множественные порезы, лишая зрения и нормальной внешности. Фотографии пострадавших произвели на Бенедикта тягостное впечатление и тут он вспомнил о «небьющейся» колбе. Бросившись в лабораторию, следующие 24 часа своей жизни французский химик посвятил созданию небьющегося стекла. Он наносил нитроцеллюлозу на стекло, сушил слой пластика и бросал композит на каменный пол - снова, снова и снова. Так Эдуард Бенедикт изобрел первое стекло-триплекс.

Многослойное стекло

Стекло, образованное несколькими слоями из силикатного или органического стекла, соединенными особой полимерной пленкой, называется триплексом. В качестве полимера, соединяющего стекла, обычно используется поливинилбутираль (PVB). Существует два основных способа производства многослойного стекла триплекс - заливной и ламинационный (автоклавный или вакуумный).

Технология заливного триплекса . Листы нарезаются по размерам, при необходимости им придается изогнутая форма (выполняется моллирование). После тщательно очистки поверхностей стекла укладываются друг на друга с тем, чтобы между ними оставался просвет (полость) высотой не более 2 мм - дистанция фиксируется с помощью особой резиновой полосы. Совмещенные листы стекла выставляются под углом к горизонтальной поверхности, в полость между ними заливается поливинилбутираль, резиновая вставка по периметру препятствует его вытеканию. Чтобы достичь равномерности полимерного слоя, стекла помещают под пресс. Окончательное соединение листов стекла за счет отверждения поливинилбутираля происходит под ультрафиолетовым излучением в специальной камере, внутри которой поддерживается температура в диапазоне от 25 до 30 о С. После формирования триплекса, из него извлекается резиновая лента и производится обточка кромки.

Автоклавная ламинация триплекса . После резки листов стекла, обработки кромок и моллирования, они очищаются от загрязнений. По окончании подготовки листов флоат-стекла, между ними укладывается PVB пленка, сформированный «сэндвич» помещается в пластиковую оболочку - в вакуумной установке из пакета полностью выводится воздух. Окончательное соединение слоев «сэндвича» происходит в автоклаве, под давлением 12,5 бар и температурой 150 о С.

Вакуумная ламинация триплекса . По сравнению с автоклавной технологией, вакуумная триплексация выполняется при меньших давлении и температуре. Последовательность рабочих операций у них схожа: нарезка стекла, придание изогнутой формы в моллирующей печи, обточка кромок, тщательная чистка и обезжиривание поверхностей. При формировании «сэндвича» между стеклами помещается этиленвинилацетатная (EVA) или PVB пленка, затем их помещают в вакуумную машину, предварительно уложив в пластиковый мешок. Спаивание стеклянных листов происходит именно в этой установке: откачивается воздух; «сэндвич» нагревается до максимальных 130 о С, происходит полимеризация пленки; триплекс охлаждается до 55 о С. Полимеризация выполняется в разреженной атмосфере (- 0,95 бар), при снижении температуры до 55 о С давление в камере выравнивается до атмосферного и, как только температура многослойного стекла составит 45 о С, формирование триплекса завершается.

Многослойное стекло, созданное по заливной технологии, более прочное, но менее прозрачное, чем ламинированный триплекс.

Из стеклянных сэндвичей, выполненных по одной из триплекс-технологий, создаются лобовые стекла автомашин, они необходимы для остекления высотных зданий, в построении перегородок внутри офисов и жилых домов. Триплекс популярен у дизайнеров - изделия из него являются неотъемлемым элементом стиля модерн.

Но, несмотря на отсутствие осколков при ударе по многослойному «сэндвичу» из силикатного стекла и полимера, пулю он не остановит. А вот рассмотренные ниже триплекс-стекла сделают это вполне успешно.

Бронированное стекло - история создания

В 1928 году немецкие химики создают новый материал, немедленно заинтересовавший авиаконструкторов - плексиглас. В 1935 году руководителю НИИ «Пластмасс» Сергею Ушакову удалось достать в Германии образец «гибкого стекла», советские ученые занялись его исследованием и разработкой технологии серийного производства. Спустя год производство органического стекла из полиметилметакрилата было начало на заводе «К-4» в Ленинграде. Одновременно были начаты эксперименты, направленные на создание бронированного стекла.

Закаленное стекло, созданное в 1929 году французской компанией SSG, в середине 30-х годов под названием «сталинит» выпускалось в СССР. Технология закалки заключалась в следующем - листы самого обычного силикатного стекла нагревались до температур в диапазоне от 600 до 720 о С, т.е. выше температуры размягчения стекла. Затем лист стекла подвергался быстрому охлаждению - потоки холодного воздуха за несколько минут понижали его температуру до 350-450 о С. Благодаря закалке стекло получало высокие прочностные свойства: сопротивляемость удару возрастала в 5-10 раз; прочность на изгиб - не менее чем в два раза; термостойкость - в три-четыре раза.

Однако, несмотря на высокую прочность, «сталинит» не годился для моллирования с целью формирования фонаря кабины самолета - закалка не позволяла его гнуть. Кроме того закаленное стекло содержит в себе значительное количество зон внутреннего напряжения, легкий удар по ним приводил к полному разрушению всего листа. «Сталинит» нельзя резать, обрабатывать и сверлить. Тогда советские конструкторы решили комбинировать пластичное оргстекло и «сталинит», превратив их недостатки в достоинство. Предварительно формованный фонарь самолета покрывался небольшими плитками из закаленного стекла, клеем служил поливинилбутираль.

Вхождение бывших советских республик в капитализм с началом 90-х годов резко повысило спрос на защиту бронированным стеклом автомашин инкассаторов и пунктов обмена валюты. Одновременно возникла потребность в «прозрачной броне» для легковых автомобилей бизнесменов. Поскольку производство настоящего бронестекла было дорогим, как и конечная продукция, ряд фирм наладили выпуск имитации бронированного стекла - это был триплекс довольно посредственного качества, полимеризация пленочного PVB выполнялось в ускоренном режиме, с применением ультрафиолетового облучения. Готовая продукция была способна выдержать пистолетную пулю с дистанции 5 метров, т.е. соответствовала лишь 2-му классу защиты (всего их шесть). Массивные бронированные стекла такого типа плохо выдерживали температурные перепады более +20 и ниже -22 о С - уже через полгода слои триплекса частично расслаивались, их и без того невысокая прозрачность серьезно снижалась.

Прозрачная броня

Современное бронестекло, также называемое прозрачной броней, представляет собой многослойный композит, образованный листами силикатного стекла, оргстекла, полиуретана и поликарбоната. Также в состав бронированного триплекса могут входить кварцевое и керамическое стекло, синтетический сапфир.

Европейские производители бронестекол выпускают в основном триплекс, состоящий из нескольких «сырых» флоат-стекол и поликарбоната. К слову, незакаленное стекло в среде компаний, выпускающих прозрачную броню, называется «сырым» - в триплексе с поликарбонатом применяется именно «сырое» стекло.

Лист поликарбоната в таком многослойном стекле устанавливается на сторону, обращенную внутрь защищаемого помещения. Задача пластика заключается в гашении колебаний, вызванных ударной волной при столкновении пули с бронестеклом, чтобы избежать образования новых осколков в листах «сырого» стекла. Если поликарбонат в составе триплекса отсутствует, то ударная волна, движущаяся перед пулей, разобьет стекла еще до фактического ее соприкосновения с ними и пуля беспрепятственно пройдет через такой «сэндвич». Недостатки бронестекол с поликарбонатной вставкой (равно, как и с любым полимером в составе триплекса): значительный вес композита, особенно по классам 5-6а (достигает 210 кг за м 2); низкая стойкость пластика к абразивному износу; отслоение поликарбоната со временем из-за температурных перепадов.


Кварцевое стекло . Производится из оксида кремния (кремнезема) природного происхождения (кварцевого песка, горного хрусталя, жильного кварца) или искусственно синтезированной двуокиси кремния. Обладает высокой термостойкостью и светопропусканием, его прочность выше, чем у силикатного стекла (50 H/мм 2 против 9,81 H/мм 2).

Керамическое стекло . Выполняется из оксинитрида алюминия, разработано в США для нужд армии, запатентованное название - ALON. Плотность этого прозрачного материала выше, чем у кварцевого стекла (3,69 г/см 3 против 2,21 г/см 3), прочностные характеристики также высоки (модуль Юнга - 334 ГПа, средний предел напряжения при изгибе - 380 МПа, что практически в 7-9 раз превышает аналогичные показатели стекол из оксида кремния).

Искусственный сапфир (лейкосапфир) . Представляет собой монокристалл из оксида алюминия, в составе бронестекла придает триплексу максимальные прочностные свойства из возможных. Некоторые его характеристики: плотность - 3,97 г/см 3 ; средний предел напряжения при изгибе - 742 МПа; модуль Юнга - 344 ГПа. Недостаток лейкосапфира заключается в его значительной стоимости из-за высоких производственных энергозатрат, потребностей в сложной механической обработке и полировке.

Химически упрочненное стекло . «Сырое» силикатное стекло погружают в ванну с водным раствором фтороводородной (плавиковой) кислоты. После химической закалки стекло становится в 3-6 прочнее, его ударная вязкость возрастает шестикратно. Недостаток - прочностные характеристики упрочненного стекла ниже, чем у термически закаленного.

Рама для бронированного стекла

Применение бронированного триплекса в остекление еще не означает, что перекрытый им проем будет пуленепробиваемым - необходима рама специальной конструкции. Она создается в основном из металлических профилей, чаще всего алюминиевых. В пазы, расположенные вдоль линии стыка триплекса и рамного профиля, устанавливаются накладки из стали, защищающие наиболее слабое место в бронированной оконной конструкции от удара или контакта с пулей.

Защитные бронированные накладки также можно устанавливать снаружи рамной конструкции, однако это снизит эстетические характеристики окна. Для достижения максимального уровня защиты рамы могут быть выполнены целиком из стального профиля (накладки в этом случае не нужны), но они станут очень громоздки и обойдутся дорого.

Вес бронированного окна часто превышает 300 кг на м 2 , выдержать его способен не каждый строительно-конструкционный материал. Поэтому монтаж бронированной оконной конструкции допустим лишь для железобетонных и кирпичных стен. Открыть створку бронированного окна ввиду ее высокого веса непросто, для этой цели используются сервоприводы.