Можно ли парковаться после остановки общественного транспорта. Правила парковки во дворах жилых домов. Правила парковки, ПДД. Парковка во дворе многоквартирного дома. Поправки в правилах о льготных стоянках

Привет, друзья! Недавний курьез на дороге заставил не только меня, но и всех других водителей лишиться дара речи и ошалело взирать на происходящее.

На довольно оживленном участке дороги неожиданно один из автомобилей остановился, и из него начали выходить пассажиры – женщина с коляской-переноской, пожилая бабушка, мальчик…

Не знаю, что именно произошло и почему приспичило срочно покидать машину, но за подобные выходки, вообще-то, полагается серьезный штраф.

Я уже не говорю, что такой поступок серьезно угрожает здоровью и самих «рисковых ребят», и проезжающих автомобилистов.

Вспомнив этот случай, я, Евгений Борисов, предлагаю новую тему для разговора – где и когда запрещена остановка и стоянка. Есть ли исключения? Что делать, если «надо позарез»? Размеры штрафов?

Проезжаем мимо!

Если полистать брошюру с ПДД, то несложно заметить, что пункт 12-4 с перечислением мест, где запрещена остановка и стоянка транспортных средств, достаточно большой, поэтому не буду тянуть кота за хвост. Приступим!

Запрещающие знаки

Кроме случаев, которые я перечислю ниже, существуют отдельные знаки. И тут начинается путаница. Стоянка под знаком остановка запрещена? Конечно!

Ведь перед тем, как поставить автомобиль, вы должны остановиться. А вот знак о запрещении стоянки вовсе не означает, что притормозить в этом месте нельзя.

На заметку! Не забудем о четных-нечетных днях, когда оставлять машину под знаком нельзя: одна белая палочка – нельзя парковать машину по нечетным, две – по четным.

Действие знаков начинается с места их размещения до ближайшего перекрестка/населенного пункта. Работает знак лишь на той стороне дороги, на которой он установлен.

Кроме того, конец запрещения может обозначаться дублирующими табличками:

  • короткой стрелкой с указанием количества метров, на протяжении которых знак работает;
  • длинной стрелкой;
  • или специальным знаком, сообщающим о конце зоны любых запретов.

    Трамвайные пути

В правилах написано, что останавливаться нельзя, если автомобиль становится препятствием для других – автомобилей, поездов и пр.

Это понятно. А если ж/д ветка заброшена?

Даже если каждый день проезжая мимо вы ни разу не видели мчащегося по ней поезда, это не означает, что правила отменяются – останавливаться на таких путях все равно нельзя.

Возможна и другая ситуация. Впереди – затор, сзади – возмущенные водители сигналят. Единственная возможность, чтобы слегка продвинуться вперед – выехать на железнодорожные пути.

Делать так нельзя! Следует дождаться, пока после рельсов освободится место для вашего авто, и только после этого переезжать через пути.

Тоннели, мосты, эстакады, путепроводы

На данных сооружениях также останавливаться нельзя, если дорога имеет одну или две полосы для движения (на более широких – допустимо). Не уверены, что знаете, чем отличается путепровод от моста?

Мост построен над водоемом, а путепровод – над любым неводным препятствием. Эстакада является частью путепровода, ну а с тоннелем всё понятно.

Узкая дорога с разметкой и без нее

Если вы захотели припарковаться к обочине узкой дороги, то сделать это можно лишь в том случае, если расстояние от автомобиля до сплошной в центре проезжей части или до противоположной обочины не менее 3 метров.

Эта ширина нужна, чтобы другие машины могли объехать препятствие в виде вашей «ласточки».

Пешеходный переход

В зоне действия знака «Пешеходный переход» останавливаться нельзя:

  • непосредственно на «зебре»;
  • ближе 5 метров до нее.

То есть если вы видите перед собой пешеходный переход, то проезжаете и через 5 метров после него можете уже парковаться. Это правила прописано для того, чтобы вы своим автомобилем не превращали пешехода в человека-невидимку для других автомобилистов.

Нулевая видимость

Нельзя останавливаться посреди проезжей части, если:

  • увидели знаки 1-11-1 или 1-11-2, которые предупреждают об опасном повороте;
  • выезжаете из низины;
  • дорога видна менее чем на сто метров.

На заметку! Кратковременная передышка на обочине в таких условиях не станет преступлением.

Перекрестки/прилегающие территории

На перекрестке останавливаться совершенно точно нельзя. Более того – ближе 5 метров к ним парковка также запрещена.

Исключение – обочина напротив бокового проезда 3-стороннего перекрестка со сплошной линией.

Подпадают ли выезды из дворов под это правило? Нет. Но чтобы не становиться помехой тем, кто торопиться заехать домой на обед или возвращается усталый с работы, лучше парковать машину также за 5 метров до поворота.

Остановка городского транспорта

Тормозить разрешено за 15 метров до специальной разметки, которая очерчивает границы остановки.

Речь идет не только о троллейбусах, автобусах и маршрутках, но и о такси. Если разметки нет, то метраж отмеряем от соответствующего знака.

Исключение – кратковременная остановка для того, чтобы пассажиры могли выйти или сесть в авто при условии, что не будет создано неудобств для водителей и пешеходов.

Важно! 15 метров отмеряются не только по движению, поэтому на узкой дороге парковаться запрещено и на другой стороне от остановки.

Завершая разговор о том, где нельзя тормозить, напомню, что если автомобиль загораживает светофор, постоянный или временный дорожный знак, выезд-въезд или в принципе мешает людям пройти или проехать, на голову его владельца обрушится не только поток проклятий, но и будет выписан штраф.

Понятно, что проблемы с парковками заставляют использовать любое мало-мальски свободное место, но не выбирайте для этого велосипедную дорожку, которая обозначена знаками 4-4-1 и 8-14.

За это также полагается штраф. Как и за остановку/стоянку на парковке для инвалидов.

Где запрещена стоянка?

Немного обескураживают вопросы вроде «А вот стоянка под знаком «Остановка запрещена» разрешается?»

Ищущим ответы следует призвать на помощь логику – если нельзя остановиться, то разве можно оставить в этом месте авто?

По-моему, вполне закономерно, что нет. Тем, кто хорошо выучил правила, понятно, что во всех случаях, когда остановка запрещена, стоянка также не допускается (пункт 12-5).

Важно! Если вы едете за городом по главной дороге (знак 2-1), то остановиться можете только после съезда на обочину.

Можно ли оставить автомобиль на определенном удалении от ж/д переезда? Ближе 50 км – нельзя, в остальных случаях допустимое расстояние устанавливает знак:

  • 50 метров – знаки 1-1, 1-2, 1-4-3, 1-4-6;
  • от 50 до 100 метров – 1-1, 1-2, 1-4-2, 1-4-5;
  • более 100 метров – 1-1, 1-2, 1-4.1, 1-4-4.

Нарушителям – штраф!

Нарушив правила остановки-стоянки, можно получить как предупреждение, так и серьезный штраф в 5 тыс.руб. (за парковку на площадке для автомобилей людей с ограниченными возможностями). Суммы в других случаях для примера:

  • остановились на пешеходном переходе или разметке остановки – заплатите тысячу;
  • выехали и встали на ж/д путях – полторы;
  • встали посередине проезжей части – две.

Решили сделать перерыв под запрещающим знаком, держите квитанцию на полторы тысячи, а если вы совершили такой проступок в Москве или Питере, то сумма удваивается.

Уверен, что после изучения темы у вас не осталось вопросов с правилами остановки и стоянки. Делитесь своими историями в комментариях.

Рассказывайте, как обстоят дела с парковочными местами в вашем дворе. За репост статьи в соцсети – огромная благодарность от автора. Всем удачи на дорогах!

С каждым годом движение в мегаполисах становилось более интенсивным, ведь число машин неуклонно растет. Приобретая новый автомобиль, многие даже не задумываются о том, где будут его парковать, будучи уверенными, что достаточно оставить его во дворе.

А ведь это крайне важный вопрос не только с точки зрения недовольных соседей, но и с точки зрения закона. Мы часто отвечаем на вопросы автолюбителей о том, как законно парковаться во дворе, и чего следует избегать, чтобы не получить справедливое наказание.

○ Правила парковки во дворах.

Начать следует с определения того, что такое эта самая «дворовая территория». Сразу отметим, что Правила Дорожного Движения дают не желаемого четкого понятия. При этом раздел 17, посвященный движению в жилых зонах, распространяется на дворовые территории, о чем прямо сказано в п. 17.4:

  • «Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.»

Поэтому остается лишь довольствоваться общим правовым определением дворовой территории, как пространства, ограниченного зданиями по периметру, внутри которого, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и пр. Но есть одно существенное отличие - она не обозначается знаком 5.21 (жилая зона) и 5.22 (окончание жилой зоны), а потому водителю нужно быть внимательным и понимать что в остальном здесь действую все правила движения и парковки транспорта в жилой зоне.

Так п. 17.2 ПДД ясно говорит:

  • «В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.»

То есть главное и самое частое нарушение по данному пункту парковка грузовиков и стоянка с работающим двигателем. Последнее особенно актуально в холодный период для любителей «прогреть двигатель», загрязняя окружающую среду и мешая спать жителям прилегающих домов.

Стоит обратить внимание еще на несколько важных пунктов касающихся парковки, которые актуальны во дворах. П. 1.2 ПДД дает определение остановки и стоянки, что весьма важно ведь п.17.2 говорит именно о стоянке автотранспорта:

  • «"Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
    "Стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.»

КоАП РФ установил дополнительные запреты парковки, которые касаются и дворовых территорий. Обычно проезды здесь узкие, а потому паркующиеся умудряются мешать не только проезду других автомобилей, но и обычным пешеходам и матерям с колясками, что уж говорить о технических службах. Тем не менее, ч.8 ст. 20 .4 КоАП устанавливает отвесность за нарушение правил пожарной безопасности. То есть, если оставленная машина будет мешать проезду пожарников можно готовиться оплатить штраф.

○ Штрафы за неправильную парковку во дворе.

КоАП РФ так же не дает определения дворовой территории, но устанавливает ответственность за нарушение правил движения в жилой зоне в ст. 12.28 КоАП РФ

  • «1. Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей . 2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей

То есть, если вашу машину обнаружит инспектор ГИБДД, припаркованную с нарушением вышеописанных правил, можно готовиться заплатить штраф в 1000 рублей, а в столичных городах и все 3000 . Ровно так же накажут за парковку на тротуаре по дворе, ведь часто из-за припаркованных машин просто нельзя провезти детскую коляску.

Но этим дело может не ограничиться. Надо признать, что не так часто ГИБДД патрулирует дворы, особенно в маленьких городах, но если же произошло что – то опасная ситуация окажется серьезнее. Например, в случае пожара и невозможности проезда служебной машины к возгоранию, нерадивому автолюбителю могут применить ч.8 ст. 20.4 КоАП:

  • «Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей ; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.»

Но это возможно лишь в случае, если нарушение зафиксирует пожарная инспекция, она легко назначит штраф до 2000 рублей.

Дворы часто оборудованы зелеными насаждениями, в том числе газонами. ПДД или КоАП не содержат определения газона или штрафа за парковку на нем. Эти вопросы решают органы местной власти, определяя размер штрафа за такие нарушения. В большинстве городов эта сумма фиксирована, так в Санкт – Петербурге рядовой автовладелец заплатит от 3000 до 5000 штрафа. В других регионах, как например, в Самаре, заставят оплатить ущерб насаждению. В любом случае так поступать не стоит.

Еще один аспект проблемы – сквозное движение через жилую зону. Официально оно запрещено п. 17.2 ПДД. Но мало кто из водителей хоть раз не пытался объехать «пробку» через ближайший двор. Правила запрещают лишь сквозной проезд, а само движение со скоростью 20 км в час разрешено П.10.2 ПДД:

  • «В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.»

Значит нужно лишь избавить от понятия «сквозное». Достаточно остановиться на несколько секунд и вот, вы уже добропорядочный водитель, которых ничего не нарушил. Но остановку, конечно, нужно делать с учетом описанных правил.

В отсутствие автовладельца в любом из перечисленных случаев, авто могут эвакуировать, особенно если оно мешает проездку или работе уборочных или пожарных машин, а значит придется оплатить пребывание на штрафстояке.

Кроме того, нарушители часто уверены, что если их не застал сотрудник ГИБДД, то они обязательно останутся безнаказанными, но ч. 4 ст. 28.1 КоАП:

  • «Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
    4. Фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.»

Теперь есть даже сайты, куда можно загрузить фото и видео доказательства нарушения.

А потому угрозы соседей нажаловаться на автовладельца, который по утрам по полчаса прогревает авто, вполне реальны.

Вопрос:

Был припаркован у обочины на полосе встречного движения лицом к встречному автотранспорту, куда завернул со своей полосы движения, не пересекая сплошной линии по пунктиру, и тут же встал у обочины. Знаков запрещающих остановку или стоянку не было.

Ко мне лоб в лоб подъехали сотрудники ГИБДД и попросили документы. Я сказал что моё ТС не движется и значит я не участник дорожного движения, и документы показывать не буду. Сотрудник пояснил что я нарушил правила размещения ТС на проезжей части и выехал на полосу встречного движения. Затем он сел в патрульную машину, и стал снимать меня на видеокамеру. Я включил указатель поворота и уехал, а сотрудник не успел остановить меня.

Собственником ТС я не являюсь, доверенность в простой письменной форме. Подскажите, пожалуйста, что могут сделать ГАИшники, стоит ли мне что-либо пояснять по данному факту при дальнейшей остановки сотрудниками?

Ответ:

Согласно п. 12.1. ПДД РФ, остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешается в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

Вне населенного пункта остановка и стоянка ТС на левой стороне дороги - запрещается. Из чего следует, что припарковав ТС «у обочины на полосе встречного движения лицом к встречному автотранспорту» Вы нарушили п. 12.1 ПДД РФ, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 12.9 КРФоАП: «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей».

Однако если в дальнейшем Вы продолжили движение по встречной полосе, то какие действия квалифицируются по ч. 4 ст. 12.15 КРФоАП, выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, когда выезд соединен с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия, а также выезд на трамвайные пути встречного направления, и влекут лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Для привлечения Вас к ответственности, инспектор должен был составить протокол об административном правонарушении, где в соответствии со ст. 28.2 КРФоАП, зафиксировать Ф. И. О. лица, привлекаемого к административной ответственности, место его жительства, данные собственника ТС, и др.

Однако Ваши документы инспектор не проверил, значит Ф. И. О. ему не известно, как и не известно являетесь ли Вы собственником или управляете ТС по доверенности. Полагаю, инспектор не решиться идти во банк, «пробить» по номерам собственника ТС и составлять протокол на него, так как это риск, ведь последний может предоставить неопровержимые доказательства того, что не управлял автомобилем.

Тот факт, что нет подписи в протоколе, водительское удостоверение не изъято, также будут подтверждать версию собственника.

А Вас просто не смогут привлечь к административной ответственности, так как, не известны Ф. И. О., наличие доверенности, изготовленной в простой письменной форме (если Вы ее не представляли инспектору) подтвердить невозможно, так как в отличии от нотариально заверенной доверенности, она нигде не фиксируется.

По данному факту сотрудникам ГИБДД вы ничего пояснять не обязаны, но если последует вызов в суд, то игнорировать не следует. Необходимо выработать правовую позицию по делу и обязательно явится, для защиты своих прав.

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

(см. текст в предыдущей редакции)

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 - 8.6.9 , а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

12.4. Остановка запрещается:

на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;

на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

(см. текст в предыдущей редакции)

на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17 , а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);

(см. текст в предыдущей редакции)

в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);

(см. текст в предыдущей редакции)

И остановка, и стоянка являются преднамеренным прекращением движения, то есть производятся в тот момент и в том месте, которые выбрал сам водитель.

Их нужно осуществлять таким образом, чтобы по возможности не создавать помех другим участникам дорожного движения.

Остановка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Стоянка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.


Важно знать!
Любая посадка-высадка пассажиров либо разгрузка и погрузка транспортного средства, которая производится без перерывов, независимо от ее продолжительности, считается остановкой. Если посадка, высадка, погрузка или разгрузка не производятся, то остановка дольше пяти минут считается стоянкой.

Непреднамеренное прекращение движения

Вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Вынужденная остановка всегда является непреднамеренной — она обусловлена конкретной причиной, не позволяющей продолжать движение. Водитель не может выбрать подходящее время и место для вынужденной остановки — она происходит независимо от его желания.

Поэтому главная обязанность водителя при вынужденной остановке — немедленно обозначить своё ТС, чтобы его издалека заметили другие водители, после чего, по возможности, откатить или отбуксировать его в более безопасное место.

Помимо вынужденной остановки, подразумевающей обычно длительное прекращение движения, существует несколько ситуаций, которые не попадают ни под одно из трех приведенных определений.

Они не относятся ни к остановке, ни к стоянке, ни к вынужденной остановке, и не требуют от водителя каких-либо дополнительных действий.

Речь идет о краткосрочном прекращении движения в следующих случаях:

  • при включении запрещающего сигнала светофора (или при запрещающем сигнале регулировщика);
  • перед пешеходным переходом, перекрестком, остановкой трамвая, железнодорожным переездом и т.п. — для пропуска людей, идущих через дорогу, или транспортного средства, пользующегося преимуществом в движении;
  • при движении в заторе с остановками и возобновлением движения.

Способы парковки

Остановка и стоянка транспортных средств должна производиться на правой стороне дороги на обочине, а при её отсутствии — на проезжей части у ее края. Ставить транспортные средства разрешается в один ряд, параллельно краю проезжей части.

Двухколесные мотоциклы, мопеды и велосипеды разрешается ставить в два ряда.

Мы рассмотрели обычный способ парковки, который допускается для остановки и стоянки любых транспортных средств в любых местах, за исключением тех, где парковка запрещена или должна выполняться иным способом.

Под иными способами парковки имеется в виду:

  • парковка поперек дороги или под углом;
  • парковка с заездом на тротуар;
  • парковка на левой стороне проезжей части.

Остановка или стоянка под углом к краю проезжей части или поперек дороги допускается там, где имеется местное уширение («карман»). При этом парковаться следует так, чтобы не уменьшалось количество полос движения и их ширина.

При наличии в таких местах знака 6.4 с одной из табличек 8.6: 8.6.1, 8.6.4, 8.6.5, ставить ТС на стоянку следует именно так, как указано на табличке, причем поперек дороги могут парковаться только легковые автомобили и мотоциклы.

Если нанесены линии разметки, показывающие границы парковочных мест, необходимо соблюдать требования этих линий.

При отсутствии знаков и разметки водитель самостоятельно выбирает положение своего ТС на стоянке таким образом, чтобы оно не мешало парковке, въезду и выезду других транспортных средств.

Стоянка на тротуаре разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам и только в местах, обозначенных на тротуаре разметкой парковочных мест либо знаком 6.4 с одной из табличек 8.6: 8.6.2, 8.6.3, 8.6.7, 8.6.8, 8.6.9.

При отсутствии подобных знаков или разметки стоянка на тротуаре, независимо от его ширины, запрещается.


Важно знать!
Стоянка с полным или частичным (двумя колесами) заездом на тротуар всегда запрещена любым автобусам, тракторам и грузовым автомобилям, включая и те грузовики, которые имеют разрешенную максимальную массу менее 3,5 тонны и относятся к транспортным средствам категории В.

Остановка и стоянка на левой стороне дороги разрешается только в населенных пунктах и только при выполнении любого из двух условий:

  • дорога имеет одностороннее движение (при этом грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5т разрешена только погрузка-разгрузка);
  • дорога с двухсторонним движением без трамвайных путей посередине имеет по одной полосе для движения в каждом направлении. В этом случае для подъезда к левому краю проезжей части и отъезда от него водителю придется пересечь только одну встречную полосу.

Стоянка для ночлега или длительного отдыха вне населенных пунктов разрешается только за пределами дороги или на специально обустроенных парковочных площадках, обозначенных знаками «Парковка» или «Место отдыха».

Места, где запрещена остановка


Важно знать!
Если запрещена остановка, то стоянка транспортных средств также запрещается. В местах, где запрещена только стоянка, вы можете остановиться.

Остановка запрещается в следующих местах:

  • в зоне действия знака 3.27 и там, где по краю проезжей части нанесена разметка 1.4 желтого цвета;
  • на всем протяжении автомагистрали 5.1 и «дороги для автомобилей» 5.3. Обочина на таких дорогах предназначена только для вынужденной остановки, а парковка допускается на специальных площадках, оборудованных за пределами дороги и обозначенных знаками 6.4 или 7.11;
  • на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  • на железнодорожных переездах 1.1 Зоной переезда считается расстояние между шлагбаумами или знаками 1.3.1 (1.3.2);
  • в тоннелях 1.31 и под любыми мостами, эстакадами, путепроводами;
  • на эстакадах, мостах, путепроводах, если для движения в данном направлении имеется одна или две полосы. При наличии трех и более попутных полос разрешается как остановка, так и стоянка;
  • в местах, где припаркованное транспортное средство вынудит других участников движения совершать объезд через сплошную линию разметки или по разделительной полосе. Ширина свободного участка проезжей части должна составлять не менее 3 м;
  • на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними (со стороны приближающихся транспортных средств);
  • в местах с ограниченной видимостью (менее 100м хотя бы в одном направлении) на проезжей части дороги. При этом остановка и стоянка на обочине не запрещается;
  • на пересечениях проезжих частей и ближе 5 метров в любую сторону от них. Исключение составляет парковка на Т-образном перекрестке со сплошной линией разметки на расстоянии не менее 3 м от нее, или с непрерывной разделительной полосой. При такой конфигурации перекрестка на нем возможно только движение прямо, поэтому объезд припаркованного ТС производится так же, как и на любом другом участке дороги вне перекрестка;
  • ближе 15 метров в обе стороны от места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси. Здесь тоже есть исключение — допускается кратковременная остановка только для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех маршрутным транспортным средствам и автомобилям такси;
  • в местах, где остановившееся транспортное средство загородит другим водителям светофоры или дорожные знаки;
  • в местах, где остановившееся транспортное средство сделает невозможным въезд и выезд или создаст помехи движению пешеходов.

Места, где запрещена стоянка

Стоянка запрещается (а остановка разрешается) в следующих местах:

  • в зоне действия знаков «Стоянка запрещена» 3.28, «Стоянка запрещена по нечетным 3.29 или четным 3.30 числам месяца», «Зона с ограничением стоянки» 3.27, а также при наличии желтой линии разметки 1.10, нанесенной по краю проезжей части;
  • вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1 Стоянка не запрещается, если ТС целиком поместилось на обочине такой дороги, и другим водителям не требуется его объезжать;
  • ближе 50 метров в обе стороны от ж/д переездов. ТС, припаркованное на любой стороне дороги, будет загораживать видимость поезда водителям, приближающимся к переезду. Таким образом, остановка запрещается только на самом переезде, а стоянка — на переезде и на расстоянии 50 метров от него.


Важно знать!
Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

Покидая свое транспортное средство после остановки, водитель должен надежно затормозить его стояночным тормозом.

При парковке на дороге, имеющей уклон, нужно повернуть передние колеса так, чтобы при попытке автомобиля скатиться вниз одно из колес уперлось в бордюр.

Если бордюра нет, руль поворачивают в сторону обочины. Не забудьте извлечь ключ из замка зажигания, закрыть двери и поставить автомобиль на охранную сигнализацию.