Настройка зажигания ваз 2106 карбюратор. Контактная система зажигания. Когда требуется регулировка зажигания

Практически на всех моделях классики традиционно устанавливается стандартная система зажигания контактного типа (КСЗ). Исключением является 21065, где используется бесконтактно-транзисторная схема, в которой разрыв цепи питания первичной обмотки реализован с помощью прерывателя, смонтированного в распределителе. Ниже рассмотрим более подробно, как устроена и работает контактная система зажигания ВАЗ-2106.

Устройство контактной системы зажигания

В конструкцию контактной схемы зажигания включены следующие компоненты:

    замок (выключатель);

    катушка (КЗ);

    прерыватель (МП);

    распределитель (МР);

    регуляторы, центробежный и вакуумный (ЦР и ВР);

    свечи (СЗ);

    высоковольтные провода (ВП).

Катушка зажигания (КЗ) с двумя обмотками позволяет путем преобразования низкого напряжения получать высокий ток.

Механический прерыватель (МП) конструктивно выполнен вместе механическим распределителем (МР) в одном корпусе - трамблере. Он обеспечивает размыкание первичной обмотки КЗ.

Механический распределитель (МР) в виде ротора с контактной крышкой распределяет тока к свечам.

Центробежный регулятор (ЦР) позволяет изменять пропорционально величине оборотов коленвала угол опережения (УОЗ). Конструктивно ЦР выполнен в виде двух грузиков. В процессе вращения они воздействуют на подвижную пластинку, на которой находятся кулачки МП.

Вакуумный регулятор (ВР) выполняет корректировки величины угла опережения (УОЗ) в зависимости от нагрузки. При изменении положения дроссельной заслонки (ДЗ) меняется давление в полости за ДЗ. ВР реагирует на степень разряжения и корректирует величину УОЗ.

Принцип работыи схема контактной системы

Контактная система зажигания ВАЗ-2106 работает по следующей схеме. При замыкании контактов в прерывателе низкий ток поступает в первичную обмотку КЗ. При размыкании контактов индицируется высокий ток во вторичной обмотке КЗ, который по высоковольтным проводам передается сначала на крышку МР, а затем распределяется на свечи.

Увеличение оборотов коленвала приводит к росту скорости вращения ЦР, грузики которого расходятся в стороны под действием центробежных сил. В результате перемещается подвижная пластина, увеличивая УОЗ. Соответственно, при снижении оборотов угол опережения уменьшается.

Контактно транзисторная система зажигания - это модернизированный вариант классической схемы, в котором используется транзисторный коммутатор (ТК), включенный в цепь первичной обмотки КЗ. Такое конструктивное решение позволяет значительно увеличить срок работы контактов трамблера за счет снижения силы тока первичной обмотки.

Проверка системы зажигания ВАЗ-2106

Приготовьте крестовую и плоскую отвертки, контрольную лампу или тестер, резиновые перчатки и пассатижи. Перед тем как проверять контактное зажигание, включите стояночный тормоз или установите колодки под колеса автомобиля.

    Сначала тщательно проверьте целостность всех элементов системы, а также надежность подключения высоковольтных проводов на всех участках. Они должны быть плотно посажены в соответствующие контакты.

    Включите зажигание и проверьте поступление тока в систему. Для этого подключите один провод лампы или тестера к массе, а второй к контакту «+Б» катушки. Лампа должна гореть, а тестер показывать напряжение более 11 В. Выключите зажигание.

    Чтобы протестировать высоковольтный провод, наденьте резиновые перчатки и вытащите из крышки трамблера центральный провод. Установите в наконечник кабеля рабочую свечу, а затем прижмите ее к массе металлической частью. Включением зажигания проверните коленвал. Если при этом на свече есть разряд, то провод исправен. В том случае, когда искры нет, нужно искать причину неисправности в трамблере.

    Чтобы проверить работоспособность трамблера, снимите крышку и осмотрите ее на предмет каких-либо повреждений, а также целостности угольного контакта. При обнаружении дефектов, следует заменить крышку новым аналогом.

    Посмотрите на ротор распределителя. Бегунок не должен иметь никаких повреждений. Иногда корпус ротора может пробивать на массу. Проверьте также работоспособность помехоподавляющего сопротивления, установленного в роторе. При появлении малейших сомнений, рекомендуется заменить ротор.

    После этого необходимо проконтролировать наличие зазора между контактами МП. Сначала установите коленвал с помощью специального ключа в положение, при котором верхний торец кулачка вала трамблера будет находиться точно по центру текстолитовой подушки рычажка вращающего контакта. Замерьте зазор между контактами МП, его заданная величина 0,35-0,4 мм. При необходимости выполните соответствующую регулировку. После этого проверьте величину угла опережения.

    После выполнения вышеперечисленных действий и устранения выявленных неполадок или замены поврежденных компонентов запустите двигатель. Если в этом случае мотор не заработал, попробуйте заменить конденсатор, который находится в прерывателе.

Полезные советы

    Если вышло из строя помехоподавляющее сопротивление, установленное в роторе трамблера, его можно временно заменить пружиной от обычной шариковой ручки.

    Что делать, если в пути обнаружена поломка замка зажигания или обрыв проводки и в итоге питание не поступает к катушке зажигания? В этом случае можно доехать к ближайшему сервисному центру, подключив аварийную подачу питания с помощью дополнительного провода. Один конец его соедините с плюсовой клеммой аккумулятора, а второй с клеммой «+Б» катушки. Однако при этом следите, чтобы не было искрения. Если появляются сильные искровые разряды, сразу отключите провод. Значит, проблема с проводкой и этот вариант не подойдет.

С необходимостью регулировки зажигания сталкиваются все владельцы автомобилей отечественного производства. Особенно, если речь идет о более старых транспортных средства. Этот материал поможет вам узнать, как автомобиля ВАЗ 2106 и в каких случаях это может потребоваться.

[ Скрыть ]

В каких случаях необходима установка зажигания?

Есть несколько симптомов, по которым автовладелец может определить, что необходимо произвести регулировку и выставление прерывателя зажигания:

  1. Невозможность запуска мотора.
  2. Увеличенный расход бензина. Разумеется, это может быть связано с необходимостью регулировки карбюратора, но случается и такое. К примеру, если зажигание выставлено позднее, то динамика машины будет низкой, а для того, чтобы нормально разогнаться, двигателю нужно больше топливовоздушной смеси.
  3. Появление выстрелов в глушитель. Если взрыв идет вдогонку, для расширения газов потребуется определенное время. В том случае, когда поршень дойдет до НМТ, следующим будет такт выхлопа, а это означает, что определенная часть топлива будет передаваться в выхлопную систему. Соответственно, в результате появятся и хлопки.
  4. Силовой агрегат стал работать более шумно. и правильно поставить 2106 понадобится в случае тряски и троения мотора. Более жесткой работу силового агрегата делает идущий вверх поршень, при этом взрыв смеси будет происходить ему навстречу.

Установка и регулировка трамблера

На автомобиле ВАЗ 2106 ремонт трамблера необходим в случае его некорректной работы, но если этот элемент работает нормально, для того, чтобы его правильно выставить, сначала нужно установить метки. Коленчатый вал вращается или за храповик, или с помощью специального ключа за гайку. На крышке силового агрегата вы можете увидеть метки.

Чтобы правильно поставить зажигание, метки должны быть правильно совмещены:

  1. Установленная первая мета по ходу движения представляет собой опережение угла на десять градусов. Этот параметр актуально использовать для авто, использующихся на 72 топливе.
  2. Метка, расположенная посредине — это опережение угла на пять градусов, что оптимально для авто, использующихся на 80 бензине.
  3. Последняя риска представляет собой угол опережения на 0 градусов. Это означает, что воспламенение горючей смеси будет осуществляться в то время, когда поршень будет расположен в ВМТ. Устанавливая метки, нужно учитывать эти нюансы.

Когда вы закончите выставлять метки, в контактах необходимо поставить нужный зазор. Чтобы сделать это, должен сниматься бегунок распределительного узла и выкручиваться фиксирующий болт прерывательного элемента. Заблаговременно рекомендуется произвести очистку контактов с помощью наждачной бумаги. В разомкнутом виде зазор на контактах должен быть не более 0.4 мм.


Перед тем, как , необходимо выкрутить крепление распределительного узла с помощью гаечного ключа, затем его можно снять из корпуса.

Чтобы поставленный на место узел работал правильно, учтите такие нюансы:

  1. Регулировка производилась по метке ВМТ на 1м цилиндре, так что в данный момент появление искры должно осуществляться в нем. Чтобы словить этот момент, необходимо установить крышку трамблера ВАЗ 2106 и пометить место, где входит высоковольтный кабель свечки зажигания от первого цилиндра. Затем необходимо произвести демонтаж крышки, после чего внешний контакт бегунка устанавливается напротив риски.
  2. После этого, чтобы силовой агрегат работал в нормальном режиме, следует провести условную линию между ее фиксаторами и поставить механизм в место монтажа таким образом, чтобы данная линия располагалась параллельно блоку мотора. Здесь же следует отметить, что попасть в шлицы сразу получается далеко не всегда, возможно, для этого необходимо немного прокрутить корпус. В принципе, это не страшно, поскольку в дальнейшем зажигание все равно надо будет отрегулировать. Вам необходимо добиться того, чтобы механизм мог полностью сесть в место установки, прямо до того момента, пока он полностью не упрется в блок. Сделав это, узел можно притянуть на место (автор видео — Andrey Gorinov).

Неисправности устройства

Замена и ремонт трамблера на отечественной «шестерке» осуществляется в случае некорректной работы механизма.

Ниже приведены основные симптомы поломок, которые свидетельствуют о возможных неисправностях:

  1. Транспортное средство дергается во время езды. Причем эти дерганья вовсе нехарактерны для авто.
  2. Мотор в целом не заводится.
  3. При попытке разогнать автомобиль машина также может дергаться, а сам процесс разгона занимает достаточно много времени, при этом мотор может детонировать — стучат поршневые кольца.
  4. Повышенный расход горючего.

Как видите, в целом признаки схожи с теми, которые проявляются при неверно выставленном зажигании. Разумеется, если появились такие симптомы, нельзя точно утверждать, что неисправность кроется именно в трамблере, однако диагностике этого узла также нужно уделить внимание.

Что касается непосредственно поломок, которые могут вынудить автовладельца произвести ремонт или замену механизма, то они следующие:

  1. Износился и перегорел бегунок узла.
  2. Проблема заключается в самой крышке — на ней могли перегореть контакты.
  3. Поломка датчика Холла. Проблема может быть связана не только с поломкой контроллера, но и при наличии плохого контакта на штекере регулятора.
  4. Еще одной причиной, с которой отечественные водители сталкиваются довольно часто, является подшипник трамблера. Он долгой эксплуатации он мог разболтаться, но его также могло просто заклинить.
  5. Наличие механических повреждений, в том числе трещин на крышке.
  6. В распределительный узел попадает моторная жидкость, обычно проблема связана с герметичностью крышки.

Оттого насколько грамотно и квалифицированно выполнена настройка зажигания ВАЗ-2106 зависит не только мощность и динамика силового агрегата, но и расход. Некорректную работу зажигания можно выявить по следующим моментам:

    трудный запуск;

    недостаточная мощность двигателя;

    завышенный расход;

    неустойчивый режим ХХ;

    повышенная температура;

    детонация после выключения;

    при резком нажатии на «газ» появляется характерный стук пальцев.

Настройка зажигания на ВАЗ

В зависимости от того какой тип зажигания установлен вашей модели, настройка системы имеет некоторые особенности. В то же время принцип выполнения данной операции для всех модификаций аналогичен. Регулировка зажигания ВАЗ-2106 проводится в 3 этапа:

    УЗСК – калибровка угла контактов в замкнутом положении.

    УОЗ – регулировка угла опережения.

    Контроль работоспособности в движении.

Регулировка углов контактов зажигания

Для работы нам понадобится:

    набор ключей, в том числе и специальный ключ для коленвала;

  • набор щупов для ВАЗ-2106;

    электронный тахометр.

Если на вашей модели применена классическая или система зажигания транзисторного типа настройку зажигания выполняем в следующем порядке.

    Демонтируем крышку с трамблёра и надфилем чистим контакты, чтобы они плотно замыкались друг с другом. Если необходимо, подгибаем неподвижный элемент.

    Вращая специальным ключом коленвал, устанавливаем максимальный зазор. При отсутствии ключа, можно выполнить эту процедуру путём толкания автомобиля, предварительно включив 4-ю передачу.

    После того как установлен максимальный зазор, выкручиваем винт пластины подшипника.

    Затем пластиной в 0,4 мм калибрует зазоры, а потом фиксируем положение, вкручиванием винта.

    Контролируем расстояние между электродами пластинками на 0,35 и 0,4 мм. В этом случае тонкий щуп должен легко проходить, а толстый инструмент – не должен. Ставим на место крышку трамблёра.

    Запускаем двигатель и проверяем с помощью тахометра УЗСК. Он должен быть 55°±3°. При необходимости выполняет его калибровку.

    Регулируем угол опережения зажигания

    Для выполнения этой процедуры существует несколько вариантов, оптимальными являются следующие:

    • с помощью стробоскопа;

      с помощью лампочки;

      по искре;

    – наиболее быстрый и точный способ калибровки при условии наличия данного устройства. Сначала необходимо подключить прибор к сети машины. Затем следует снять с трамблёра и заглушить трубопровод октан корректора. Вслед за этим прогреваем двигатель до рекомендованной температуры. После этого ослабляем крепёжный болт трамблёра и направляем луч стробоскопа в район шкива. При устойчивых оборотах ХХ вращая корпус трамблёра, устанавливаем первую метку шкива против второго деления, которое находится на крышке газораспределителя. Отрегулировав нужное положение, фиксируем корпус трамблёра, закручиванием крепёжного болта.

    Настройка с помощью лампочки выполняется при отсутствии стробоскопа. Регулировка производится с помощью двенадцативольтовой лампочки, к которой предварительно подсоединены 2 провода и специального ключа для коленвала.

      Сначала вращая коленвал, установите его метку напротив нулевого деления на крышке газораспределителя.

      Один провод лампочки соедините с катушкой через кабель, идущий от трамблёра, а другой – с массой кузова.

      Центральный кабель трамблёра выньте и подключите на массу.

      Открутите немного крепёжный болт корпуса трамблёра.

      Включите систему зажигания, лампа должна гореть.

      Вращением по часовой стрелке корпуса трамблёра установите положение, при котором погаснет контрольная лампа.

      Вслед за этим двигайте корпус обратно до того момента, когда снова загорится лампа.

      С помощью болта зафиксируйте трамблёр.

    Если на вашей модели предусмотрена тиристорная или транзисторная схема замка зажигания ВАЗ-2106, данную регулировку выполнить с помощью лампочки не получиться из-за того, что напряжения, которое имеется на контактах трамблёра, может не хватить для включения лампы. В таком случае настройку следует произвести с помощью диодного пробника или вольтметра.

    Регулировка по наличию искры производится на основании того, что искра появляется при размыкании контактов. Предварительно установите коленвал в положение, при котором его метка совпадёт с первым делением на крышке газораспределителя. В этом случае бегунок трамблёра будет находиться напротив силового кабеля 1-го цилиндра. Вытащите центральный кабель трамблёра и расположите его на расстоянии от массы в пределах 5 мм. Открутите крепёжный болт трамблёра и включите зажигание. Проверните корпус в сторону часовой стрелки на 25-30 градусов. После этого медленно двигайте корпус обратно и в момент появления искры, зафиксируйте трамблёр.

    Регулировку на слух следует проводить только в исключительных случаях, когда вышеизложенные варианты по той или иной причине реализовать не удалось. Сначала включаем двигатель, а затем ослабляем крепление корпуса трамблёра. Вращая корпус, установите максимальные обороты мотора. После этого поверните трамблёр немного по часовой стрелке и зафиксируйте корпус болтом. При этом вполне вероятна большая ошибка, однако, этого будет достаточно, чтобы добрать до ближайшей станции обслуживания или своего гаража, где можно будет выполнить более точную настройку.

    Видео- Установка зажигания по лампочке

    Контроль работоспособности зажигания

    Результаты настройки зажигания необходимо протестировать в процессе движения машины. Перед этим предварительно прогрейте двигатель и после разгона 45-50 км/час, включив 4-ю передачу, энергично нажмите педаль «газа». При правильной регулировке зажигания в этот момент должны кратковременно (1-2 сек) появиться и сразу исчезнуть характерные хлопки в результате детонации с последующим энергичным набором скорости. Если это не произошло, проверните корпус трамблёра на 1 позицию против часовой стрелки. Когда детонация продолжается более 2 секунд, корпус необходимо провернуть по часовой стрелке на 1 деление.

Устанавливается трамблер ВАЗ-2106 на левой стороне двигателя, привод происходит от шестерни масляного насоса. Этот прибор предназначен для коммутации высокого напряжения, создаваемого катушкой зажигания. За время выпуска "шестерок" трамблеры изменились существенно - прошли эволюцию от контактных до бесконтактных. На последние автомобили ВАЗ-2106, которые до 2006 года производились на конвейерах ИЖ-Авто, уже ставились инжекторные системы. В них нет трамблера, его функции полностью передали электронному «мозгу».

Что такое трамблер

Это устройство, которое позволяет правильно распределить высокое напряжение по электродам свечей зажигания. Конструкция всей системы состоит из таких элементов:

  1. Источник питания - аккумулятор и генератор.
  2. Низковольтная проводка.
  3. Катушка зажигания.
  4. Бронепровода (предназначенные для передачи высокого напряжения).
  5. Распределитель (трамблер) с контактной группой или датчиком Холла. Крышка трамблера ВАЗ-2106 необходима для коммутации высокого напряжения.
  6. Коммутатор (в случае бесконтактной системы).
  7. Конденсатор - необходим для избавления от переменной составляющей в цепи.

Трамблер ВАЗ-2106 имеет относительно простую конструкцию, но его необходимо своевременно обслуживать и заменять износившиеся элементы.

Контактные системы

Самые старые и несовершенные конструкции, несмотря на это, очень много автомобилей все еще используют их. Даже в магазинах продаются контактные группы. Одно преимущество можно выделить у контактных систем - низкую стоимость. В остальном же они только недостатками обладают:

  1. Контактный прерыватель, установленный в корпусе трамблера ВАЗ-2106, коммутирует высокое напряжение. Вследствие этого часто происходит подгорание контактов, нужно иногда осуществлять чистку устройства.
  2. Этот же контактный прерыватель испытывает большие нагрузки, трение. Поэтому ресурс ограничен качеством используемого металла, временем его износа.
  3. При работе изменяется зазор между контактами, а он влияет на угол опережения зажигания - это один из важнейших параметров работы двигателя внутреннего сгорания.

Несмотря на простоту, надежность механизмов очень низкая. Система требует тщательного ухода и своевременного обслуживания.

Контактно-транзисторные конструкции

Но если функцию высоковольтного переключателя отдать прибору, который не столь чувствителен к перепадам напряжения, можно получить довольно надежное устройство. Именно этим и руководствовались инженеры, проектировавшие системы зажигания. Они оставили в конструкции механический контактный прерыватель, но с его помощью не переключалось высокое напряжение.

Работали контакты как источник сигнала, не более. Это облегчало эксплуатацию, позволяло производить настройку узла намного реже. Подобные конструкции трамблера зажигания ВАЗ-2106 не прижились, так как очень быстро были вытеснены бесконтактными устройствами, а их надежность оказалась куда большей. Контактно-транзисторные конструкции подвержены механическим воздействиям. Поэтому ресурс ограничен сроком службы контактов.

Бесконтактные системы зажигания

Это самые распространенные системы зажигания, используемые на карбюраторных двигателях. Но они тоже устанавливались непродолжительное время, так как их вытеснили инжекторные системы впрыска. Принцип работы такой же, как у контактных конструкций. Но вместо контактного прерывателя используется датчик Холла и коммутатор. Из трущихся компонентов - только ось трамблера и бегунок, который замыкается с пластинами на крышке.

Надежность такой конструкции очень высокая, так как нет необходимости постоянно следить за тем, какой зазор в контактной группе, регулировать угол опережения и замкнутого состояния. Все работы взяли на себя электронные ключи. Ресурс у них намного выше, нежели у контактной группы, нет трения, износа. Обычно водители, которые установили бесконтактную систему зажигания, надолго забывают о проблемах. Но существуют и поломки у такой надежной конструкции.

Неисправности бесконтактной системы

Поломки таких конструкций - это редкость. Прежде чем давать окончательный вердикт, что вышел из строя какой-либо компонент системы зажигания, необходимо тщательно проверить двигатель. Очень часто поломки в системах топливоподачи, зажигания, электрооборудования по симптомам схожи между собой. Наиболее частые поломки:

  1. Выход из строя коммутатора. В этом случае полностью пропадает искра на электродах свечей. Запустить двигатель невозможно.
  2. Датчик Холла при выходе из строя перестает подавать на коммутатор управляющий сигнал.
  3. Засорение датчика Холла приводит к тому, что подача управляющего сигнала нарушается. Временами вообще постоянно сигнал идет на коммутатор, без остановки.
  4. Обрыв проводов приводит к тому, что прекращается подача сигнала или питания в систему.
  5. Разрушение катушки зажигания характеризуется тем, что вся конструкция работает, но на свечах отсутствует искра.
  6. Работа электронного трамблера ВАЗ-2106 полностью зависит от состояния крышки и бегунка. Если имеются нагар или повреждения, это приведет к неработоспособности всей системы.

Поломки коммутатора и датчика Холла - это большая редкость. Но все же в бардачке желательно возить приборы для диагностики этих устройств. С их помощью можно не только проверить состояние. В случае поломки датчика Холла такой диагностический прибор устанавливается на колодку, и автомобиль сможет продолжить движение.

Комплект для установки БСЗ

В продаже имеются различные комплекты, предназначенные для монтажа бесконтактных систем зажигания на карбюраторные автомобили. Они состоят из таких элементов:

  1. Трамблер с датчиком Холла.
  2. Комплект проводов.
  3. Коммутатор электронного типа.
  4. Крепежи.

Высоковольтные провода используются штатные, их заменять нет необходимости. Еще одна особенность - система не сможет нормально работать с катушкой зажигания, которая использовалась ранее с контактным трамблером. Причина в том, что в случае применения БСЗ необходимо, чтобы на ее выходе было напряжение около 30 кВ. А те устройства, которые используются с контактными системами, способны развить не более 25 кВ.

Установка бесконтактного зажигания

После установки трамблера ВАЗ-2106 бесконтактного типа водитель полностью избавится от необходимости обслуживать систему зажигания. Стоимость комплекта для замены составит не более 1500 рублей. Для переделки вам нужно выполнить ряд действий:

  1. Полностью демонтировать старую систему зажигания. Выкрутите крепление трамблера, снимите высоковольтные провода. Всю проводку лишнюю нужно обрезать.
  2. Установите новый трамблер.
  3. В удобном месте на кузове нужно установить коммутатор. Обязательное требование - к нему должны подходить все провода, причем им нельзя находиться в натянутом состоянии.
  4. Прикрутите коммутатор с помощью саморезов по металлу.
  5. Произведите подключение коммутатора и трамблера.
  6. Установите высоковольтные провода.
  7. В последнюю очередь подключается вся система к замку зажигания. Именно к тому контакту, на котором появляется напряжение при включении зажигания.

Установка угла опережения зажигания

Это единственная настройка, которую нужно делать на автомобиле. Для этого вам потребуется:

  1. Провернуть коленчатый вал и совместить прорезь на шкиве со средней меткой на блоке двигателя.
  2. Вынуть трамблер, снять его крышку и установить бегунок напротив контакта, который соответствует первому цилиндру.
  3. Произвести установку трамблера ВАЗ-2106. Наживите гайку крепления.
  4. Запустите двигатель. Он будет работать неустойчиво, поэтому нужно сделать «тонкую» настройку - провернуть корпус распределителя.

Желательно ориентироваться на показания стробоскопа. Только так вы сможете максимально точно настроить угол. Вот как выставить трамблер на ВАЗ-2106 своими руками. Сделать это можно за час-полтора, если есть в наличии все необходимые инструменты и приспособления.

Классические модели Жигулей будут востребованы до тех пор, пока им не появится достойная замена как по цене, так и по качеству. Доступность, выносливость и ремонтопригодность заднеприводных клонов Фиат 124 до сих пор подтверждаются миллионами копеек, троек, шестерок и семерок, находящимся в постоянном обороте на одной шестой суши. Цены на классические Жигули расти уже не будут, а поэтому заднеприводного динозавра с карбюратором можно купить буквально за сотню долларов. И это идеальный выбор для тех, кто только начинает учиться крутить гайки и руль, а также тем, кому нужен неприхотливый помощник по хозяйству.

Контактное зажигание ВАЗ 2106

На фото — ВАЗ 2106, являющийся точной копией Фиат 124

На автомобиле в разное время ставили разные системы зажигания, но классикой считается контактная фиатовская конструкция. Устройство ее неимоверно простое - катушка зажигания, трамблер, пучок высоковольтных проводов и правильные свечи. Это все, что нужно для корректной работы двигателя. На первых партиях шестерок, до 1980 года, устанавливали трамблер Р125-Б простейшей конструкции без вакуумной регулировки угла опережения зажигания. После установки штатного карбюратора Озон появилась возможность оборудовать трамблер вакуумной системой регулировки угла опережения.

Конструктивно трамблеры отличаются только наличием вакуумной мембранной камеры, которая соединена с первичной камерой карбюратора. В определенный период устанавливался трамблер без вакуумной камеры и он был конструктивно похож на старый. Бобина Б117-a, герметичная, наполненная маслом, с разомкнутыми магнитными проводниками. Словом, ломаться практически нечему. Осталось проверить состояние элементов системы и можно приступать к регулировке.

Как проверить контактную систему зажигания

Методика проверки системы зажигания может пригодиться, когда мотор упрямо отказывается запускаться. Причин этому может быть много, но начинать нужно все же с зажигания.

Видеоурок по системе зажигания ВАЗ: контактная и бесконтактная

Проверка системы зажигания проводится в такой последовательности:

  • проверяется плотность посадки высоковольтных проводов на крышке трамблера, на колпачках свечей и центрального провода на катушке зажигания;
  • проверяется контакт на проводе от катушки к трамблеру и на проводах, идущих к катушке;
  • после этого проверяется наличие напряжения на катушке - при включенном зажигании проверяется напряжение на клемме б+ катушки тестером или при помощи пробника;
  • если с напряжением все нормально, дальше по цепи проверяется наличие искры на центральном проводе трамблера - его вынимают из центрального гнезда, проворачивают стартером мотор и ловят искру между контактом провода и массой;
  • проверяется искра на каждом из высoковольтных проводов и на каждой из свечей, попутно просмотрев их состояние.

Свечи должны быть нормального рабочего цвета, без налета, копоти и масла, а зазор между электродами должен быть 1 мм. Если искра на выходе из трамблера отсутствует, причиной может быть пробитая крышка трамблера, микротрещина в ней или неисправность контактной группы, разрушение бегунка. Каждый уважающий себя владелец шестерки обязан иметь в запасе и бегунок, и исправную крышку. Это сэкономит нервы дождливым ноябрьским вечером, когда двигатель откажется запускаться. Бегунок, в принципе, можно постараться отремонтировать, проверив сопротивление и состояние контакта, но этим никто не занимался даже в дремучие советские времена.

Отдельное внимание стоит обратить на состояние контактной группы. Зазор между контактами должен соответствовать заводскому номиналу - 0,36-0,4 мм. Контакты при этом должны быть чистыми, без следов искрения. Если уж мы добрались до контактов, можно их зачистить нулевым надфилем или полировочной наждачной бумагой. Если все искрит, вращается и подает признаки жизни, можно смело приступать к регулирoвке зажигания.

Правильно выставленное зажигание раскроет весь потенциал мотора ВАЗ 2106 и повлияет на устойчивость работы двигателя на холостых оборотах, в переходных режимах, а также обеспечить оптимальный расход топлива и нормальную динамику. Есть сорт водителей, которые могут ездить годами со сбитым зажиганием и бубнить о том, что фиатовские двигатели «не едут» или имеют высокий расход. В большинстве случаев виной этого стает неправильно выставленное контактное зажигание, поскольку публика привыкла иметь дело с электронным или бесконтактным зажиганием, где процедура регулировки проводится вообще за одну минуту.

На всякий случай определимся и вспомним, что смысл установки угла опережения зажигания своими руками состоит в том, чтобы искра, которая проскакивает на свече, проскочила до того, как поршень окажется в верхней мертвой точке такта сжатия. У каждого мотора эта величина своя, а у ВАЗ 2106 она составляет 1 градус. У 2101, к примеру, 3 градуса. Опережение нужно для того, чтобы топливо сгорало в камере полностью и не препятствовало движению поршня. Регулировка опережения зажигания проводится по определенному алгоритму.

Ничего сложного в этом нет, достаточно просто соблюдать порядок действий и номинальные углы и зазоры:

  1. Свечи зажигания выкручивают и находят такт сжатия в 4 цилиндре, поскольку регулировка проводится именно по 4 цилиндру. Для этого на место свечи устанавливают пробку или прикрывают отверстие пальцем, проворачивают двигатель, и, когда пробка выскочит ­­– такт сжатия найден.
  2. Совмещают длинную метку на передней крышке двигателя с меткой на шкиве коленвала. Длинная метка показывает нулевой угол опережения.
  3. Бегунок трамблера при этом должен быть строго перпендикулярен головке блока цилиндров.
  4. Cвечу подключают к проводу 4 цилиндра и устанавливают на массу так, чтобы было видно наличие искры.
  5. Проворачивают коленвал на четверть оборота против часовой стрелки.
  6. Включают зажигание и проворачивают коленвал до появления искры на свече.
  7. Контролируют положение коленвала относительно меток.

При необходимости корректируют угол опережения поворотом трамблера так, чтобы искра проскочила в пределах между длинной и средней меткой.

После этого проводится проверка угла установки зажигания на ходу. На прогретой шестерке выезжают на ровный участок дороги и на четвертой передаче разгоняются до 40 км/ч. При этом резко нажимают на педаль акселератора. При правильно установленном зажигании двигатель должен детонировать на протяжении нескольких секунд, после этого продолжить разгон. Если детонация не прекращается, значит зажигание слишком раннее, если мотор не детонирует вообще, характерный стук поршневых пальцев отсутствует, значит, зажигание позднее. Корректировку зажигания можно проводить стробоскопом, но на контактной системе можно обойтись вышеописанным способом или вместо искры ориентироваться на контрольную лампу, подключенную в разрыв контактов на распределителе зажигания.

  • Новости
  • Практикум

Запрет на ручные радары ГИБДД: в некоторых регионах он снят

Напомним, что запрет ручных радаров для фиксации нарушений ПДД (модели «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и др.) появился после письма главы МВД Владимира Колокольцева о необходимости борьбы с коррупцией в рядах сотрудников ГИБДД. Запрет начал действовать 10 июля 2016 года во многих регионах страны. Впрочем, в Татарстане инспекторы ДПС, ...

В России резко вырос спрос на Майбахи

В России продолжают расти продажи новых люксовых автомобилей. Согласно результатам исследования, проведенного агентством «Автостат», по итогам семи месяцев 2016 года рынок таких машин составил 787 единиц, что сразу на 22,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (642 шт.). Лидером этого рынка является Mercedes-Maybach S-класса: на этот...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

Опубликованы свежие фото новых Kia Rio и Hyundai Solaris

Как и в предыдущие разы, в обоих случаях речь идет о моделях Kia K2 и Hyundai Verna, которые продаются в КНР. Однако именно эти модели взяты за основу российских версий Kia Rio и Hyundai Solaris, поэтому с уверенностью можно говорить, что нас ждут именно такие изменения. Как можно убедиться по снимку, ...

Четверо бездомных и священник поехали на тракторах из Польши во Францию

Путешественники планируют проехать на своих мини-тракторах, скорость которых не превышает 15 км/ч, весь путь из польского города Явожно до Базилики Святой Терезы во французском городе Лизьё, сообщает «Рейтер». По задумке участников необычного пробега, путь в 1700 км должен стать аллюзией на знаменитый фильм Дэвида Линча «Простая история», ...

Mercedes выпустит мини-Гелендеваген: новые подробности

Новая модель, призванная стать альтернативой изящному Mercedes-Benz GLA, получит брутальную внешность в стилистике «Гелендевагена» - Mercedes-Benz G-класса. Немецкому изданию Auto Bild удалось разузнать новые подробности об этой модели. Итак, если верить инсайдерской информации, то Mercedes-Benz GLB будет отличаться угловатым дизайном. С другой стороны, полного...

Новый седан Kia назовут Стингером

Пять лет назад на Франкфуртском автосалоне Kia представила концептуальный седан Kia GT. Правда, сами корейцы называли его четырехдверным спорткупе и намекали, что этот автомобиль сможет стать более доступной альтернативой Mercedes-Benz CLS и Audi A7. И вот, пять лет спустя, концепт-кар Kia GT трансформировался в Kia Stinger. Судя по фото...

Московский каршеринг оказался в центре скандала

Как рассказал один из участников сообщества «Синие Ведерки», воспользовавшийся услугами «Делимобиля», компания в случае ДТП с участием арендованного автомобиля требует от пользователей компенсировать стоимость ремонта и дополнительно взимает штраф. Кроме того, автомобили сервиса не застрахованы по каско. В свою очередь представители «Делимобиль» на официальной странице в Facebook дали официальные...

На Ставрополье вновь разрешили пользоваться ручными радарами

Об этом рассказал начальник УГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов, сообщает РИА Новости. Глава местной Госавтоинспекции рассказал, что за 1,5 часа работы были зафиксированы 30 нарушений скоростного режима. При этом выявляются те водители, кто превышает разрешённую скорость на 40 км/ч и выше. Одновременно Сафонов предложил ввести уголовную ответственность...

КАК заказать автомобиль из Германии, как заказать машину из германии.

Как заказать автомобиль из Германии Существует два варианта покупки подержанного немецкого автомобиля. Первый вариант предполагает самостоятельную поездку в Германию, выбор, покупку и перегон. Но этот способ не всем подходит ввиду отсутствия опыта, знаний, времени или желания. Выход – заказать авто...

Самые угоняемые марки машин в Питере

Угон автомобилей это извечное противостояние автовладельцев и воров. Однако как отмечают в правоохранительных органах, каждый год спрос на ворованные автомобили заметно изменяется. Еще лет 20 назад основная часть угонов приходилась на продукцию отечественного автопрома и в частности на ВАЗ. Но...