Поп Гапон: биография. Тайная смерть вождя. Как убивали «провокатора» Гапона Георгий аполлонович гапон краткая биография

ИЗ СВЯЩЕННИКОВ В РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ?

О Кровавом воскресенье, которое произошло в Петербурге 9 января 1905 года, многое известно еще из школьной программы. Георгий Гапон - очень популярный в ту пору деятель, создатель авторитетной организации под названием Собрание русских фабрично-заводских рабочих Петербурга - стал инициатором трагически закончившегося шествия к царю. Священник, который был во главе одной из рабочих колонн, получил ранение возле Нарвской заставы. Из-под огня его вытащил Петр Рутенберг , который спустя год с небольшим, вероятно, участвовал в его убийстве.

После 9 января в сознании Гапона произошел перелом. Если до этого дня он верил в царя, то теперь под влиянием случившегося в столице расстрела написал листовку с призывом к немедленному восстанию. Он сделал это в квартире знаменитого писателя Максима Горького , который очень тепло встретил батюшку.

Вскоре Рутенберг отправил Гапона в имение людей, сочувствовавших революционерам. Там отец Георгий должен был дожидаться, когда его перебросят за рубеж. Однако по дороге священник разминулся с проводниками, и ему пришлось переходить границу самостоятельно. Вблизи городка Таураге в него стрелял пограничник, но Гапон ушел невредимым.

ГЕРОЙ ЗАПАДНОЙ ПРЕССЫ

Георгий Гапон был популярен среди осевших в Западной Европе российских революционеров всех мастей. Даже Владимир Ленин , который не испытывал почтения к религии, перед встречей с ним сильно волновался. Выступая затем на III съезде РСДРП, Ленин охарактеризовал Гапона как «человека, безусловно, преданного революции, инициативного и умного, хотя, к сожалению, без выдержанного революционного миросозерцания».

Но отец Георгий имел успех не только в революционной среде. О нем стала писать и западная пресса. Батюшка отлично смотрелся в роли преданного народу героя: красивый, обаятельный мужчина, да и говорит хорошо.

Известность приносила деньги: журналисты неплохо платили за интервью. И у служителя культа, выражаясь современным языком, поехала крыша. В Петербурге Георгий Аполлонович был скромен в быту, но за границей почувствовал вкус красивой жизни. Священник отметился рядом романов со светскими львицами, стал наведываться в Монте -Карло.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ НЕВЕЖДА

Гапон, пока фартило, ринулся в политику. Но служитель культа оказался абсолютно невежественным. Он совершенно не разбирался в сути идеологических разногласий между оппозиционными силами.

Священник решил объединить всех эмигрантов, причем не только революционеров, но и либералов. Понятное дело, вокруг себя: он всегда был достаточно честолюбивым. 24 апреля 1905 года Георгий Аполлонович созвал в Женеве конференцию, на которую съехались представители одиннадцати партий. На ней приняли решение о создании общего комитета, в задачу которого входило «революционное воспитание масс». Гапона включили в состав.

Однако вскоре авторитет отца Георгия в революционной среде стал стремительно падать. Достаточно образованных по тем временам лидеров левых партий раздражала политическая безграмотность батюшки, его чрезмерное стремление к лидерству. Да и общаться с простыми рабочими священнику было гораздо проще, нежели с «высокоумными интеллигентами».

ТРОЙНАЯ ИГРА

И тогда Гапон написал письмо председателю Совета министров Сергею Витте, параллельно вступив в контакт с департаментом полиции. Суть его предложений заключалась в следующем: разрешить деятельность фактически разогнанного после 9 января Собрания русских фабрично-заводских рабочих и использовать батюшку в качестве информатора. Властей эта инициатива заинтересовала. Во многом потому, что собрание могло стать противовесом нарождающимся профсоюзам, где имели влияние левые партии.

После Манифеста 17 октября 1905 года отец Георгий вернулся в Россию и стал вести даже не двойную, а тройную игру. Перед властями выступал как «умиротворитель рабочих». Перед революционерами позиционировал себя как радикал, который вынужден скрывать свои истинные намерения. В пролетарской среде хотел быть своим в доску. Однако и те, и другие, и третьи чувствовали неискренность батюшки, теряли к нему доверие.

С появлением Манифеста пресса получила некоторую свободу, и журналисты начали выкапывать неприятные для Георгия Аполлоновича факты. В частности выяснилось, что батюшка запускал руку в карман Собрания.

И тут Гапон решился на неординарный шаг. Священник заявил Департаменту полиции, что его старый знакомый эсер Петр Рутенберг готов за «адекватную сумму» сдать полиции боевую организацию этой партии. Отметим, что тот не мог этого сделать даже при всем желании: он не имел никакого отношения к боевикам. Получив согласие властей, отец Георгий сделал соответствующее предложение Рутенбергу.

ПОВЕСИЛИ СТОРОННИКИ?

Обстоятельства гибели священника до сих пор окутаны тайной. Хотя полиция и возбудило уголовное дело, обвинение в убийстве никому не предъявили. Итак, 28 марта 1906 года Гапон выехал из Петербурга по Финляндской железной дороге и не вернулся обратно. По сведениям рабочих, он следовал на деловую встречу с представителем партии эсеров. В середине апреля в газетах появилась информация, что священник задушен веревкой и его труп висит на одной из пустующих дач под Петербургом. Вскоре эти сообщения подтвердили официально.

Некоторые подробности стали известны из публикаций в российской и зарубежной прессе, а также из мемуарной литературы. 28 марта 1906 года Рутенберг назначил Гапону встречу в Озерках. Якобы для достижения окончательной договоренности. Во время беседы в соседней комнате находись двое приглашенных Рутенбергом рабочих. Это были сторонники Гапона, если можно так выразиться, участники Кровавого воскресенья. Поняв, каким нечистоплотным человеком был их кумир, пролетарии без долгих разговоров повесили батюшку.

Было это запланированное убийство или рабочие действовали под влиянием эмоций, так и осталось загадкой.

КСТАТИ

Незадолго до гибели Георгий Гапон обещал обнародовать документы, касающиеся его отношений с Сергеем Витте. «Когда они станут достоянием общественности, многим не поздоровится», - уверял священник. Он договорился с адвокатом, что в случае его смерти тот опубликует эти материалы.

После убийства Гапона юрист выехал в Европу, чтобы предать информацию огласке в зарубежной прессе. Но по дороге он внезапно скончался от желудочных болей, при этом документы бесследно исчезли.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Весной 1906 года Петр Рутенберг тоже отправился за границу. Возможно, скрывался от следствия. Он вернулся в Петроград после Февральской революции, стал одним из руководителей городской Думы. 24 октября 1917 года защищал Временное правительство. Его арестовали и посадили в Петропавловскую крепость. Через несколько месяцев большевики освободили Рутенберга.

Он эмигрировал из советской России, перебрался в Палестину , где наряду с политикой занимался электрификацией. Был знаком с Уинстоном Черчиллем и Бенито Муссолини . Создал Палестинскую электрическую компанию. Имя Рутенберга носит электростанция вблизи Ашкелона.


Он написал несколько оскорбительных писем императору Николаю II. Вот одно из таких.

ПИСЬМО К НИКОЛАЮ РОМАНОВУ, БЫВШЕМУ ЦАРЮ И НАСТОЯЩЕМУ ДУШЕГУБУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

С наивной верой в тебя, как отца народа, я мирно шел к тебе с детьми твоего народа. Неповинная кровь рабочих, и жен, и детей-малолеток навсегда легла между тобой, о душегубец, и русским народом. Нравственной связи у тебя с ним никогда уже быть не может. Могучую же реку сковать во время ее разлива никакими полумерами, даже вроде Земского Собора, ты уже не в силах.

Бомбы и динамит, террор бесправного люда, народное вооруженное восстание - все это должно быть и будет непременно. Море крови, как нигде, прольется.

Из-за тебя, из-за твоего дома - Россия может погибнуть. Раз навсегда пойми все это и запомни. Отрекись же лучше поскорей со всем своим домом от русского престола и отдай себя на суд русскому народу. Пожалей детей своих и Российской страны, о ты, предлагатель мира для других народов, а для своего - кровопийца!

Иначе вся имеющая пролиться кровь на тебя да падет, палач, и твоих присных.

Георгий Гапон.

Знай, что письмо это - оправдательный документ грядущих революционно-террористических событий в России.

Георгий Гапон

Несмотря на старания полиции, опознать и арестовать Гапона не удалось. Эсеры перепрятали его в загородный дом малонаселенной дачной местности, заверяя, что в ближайшее время переправят за границу. Прожив в этом доме несколько дней, он заметил подозрительных людей, которые перекрывали выход к станции. В одну из ночей он вылез в окно и по глубокому снегу бежал. Ему удалось сесть на поезд и уехать в Финляндию без чьей-либо помощи. Не сделай этого, эсеры бы продали его полиции за крупную сумму денег. За границей его окружали как народного героя.

Все революционные вожди добивались с ним встречи, каждый пытался приобщиться к его известности и тем самым показать свою значимость. За написанную книгу «История моей жизни» он получил пятьдесят тысяч франков, что давало ему возможность безбедно жить всю оставшуюся жизнь. Ему подарил свою книгу В. Ленин, хотя сам ненавидел все русское, все православное, все «поповское».

Все деньги у Гапона тут же «для дела революции» выманили эсеры. Они, якобы для покупки и завоза в Россию оружия, зафрахтовали судно, которое почему-то село на мель, и все оружие пропало. Сам Гапон спасся чудом, выплыв с большим трудом на берег: Несомненно, его деньги присвоили эсеры, обманув доверчивого человека и совершив первое покушение на жизнь бывшего священника.

За границей он узнал, что революционеры всех мастей получают крупные суммы денег от врагов России для организации массовых беспорядков. Оказывается, через своего посла Япония передала несколько миллионов золотых рублей. Здесь же он узнал, что революционеры получают огромные суммы денег и от еврейских общин европейских государств. Дело в том, что за границей средствами информации усиленно распространялся слух о еврейских погромах в России, открытых грабежах и убийствах евреев. На эти деньги содержались партийные вожди, приобретались печатные машины, печатались антиправительственные листовки, приобреталось оружие, совершались террористические акты. Под бомбами падали сотни государственных и общественных деятелей России, среди них министры, губернаторы, генералы.

Георгий Гапон никак не мог понять разницы между эсерами, большевиками и меньшевиками. «Ну, скажите, - спрашивал он с наивным недоумением, - ведь социал-демократы хотят, чтобы народ перестал бедствовать и получил свободу, и социал-революционеры того же желают. Так зачем идти врозь?»

Он пытался объединить всех революционеров в одну силу, но натолкнулся в первую очередь на «ленинскую гвардию». Над ним потешались, разыгрывали, упрекали в незнании учения Маркса. Он быстро раскусил, что все эти революционеры- политические извращенцы. «Стоит мне только захотеть, - заявил он в присутствии Георгия Плеханова, - и все рабочие отвернутся от социал-демократов».

Георгий Валентинович с ироническим смехом ему ответил, что партии не могли повредить ни Плеве, ни Зубатов, а уж отец Гапон им и подавно не страшен!

17 октября состоялся царский манифест об амнистии. Гапона почему-то он не коснулся, в Россию он возвратился полулегально, рабочие Питера встретили его как национального героя. Если в партиях революционеров состояло всего несколько рабочих, Гапон продолжал стоять во главе сотен тысяч. Революционеры писали своим вожакам за границу, что Гапон полностью владеет инициативой в рабочем движении.

В Петербурге вновь появился Рутенберг. Через него революционные вожди предложили Гапону в декабре вывести на демонстрации рабочих, начинать массовые забастовки. И эти требования были не случайны. Врагам России удалось завезти нелегально швейцарские винтовки и поднять мятеж в Москве на Пресне, где участникам восстания платили зарубежные банкиры. Гапон категорически отказался подчиниться требованиям эсеров устраивать новую кровавую бойню.

Именно в это время по Петербургу стали распространяться слухи, что бывший священник является тайным агентом охранки и расстрел 9 января был им устроен по сговору с высшими чинами правительства. Сначала робко, а потом открыто стали писать об этом газеты. Гапон возмущался провокационными сообщениями, но не знал, что предпринять в ответ. У него не было своей газеты, а большинство влиятельных газет принадлежали его злейшим врагам. Он не знал, что противного действуют изощренные мерзавцы, способные на любое кровавое дело. Враги подкупили одного из функционеров «Собрания», некоего рабочего Петрова, который стал публично обвинять Гапона в предательстве рабочего дела. Петров от рабочих стал прятаться, но его заявления с поспешной торопливостью печатали многотысячными тиражами. На одном из заседаний «Собрания» Гапон пытался застрелиться, но ему сидящие рядом не позволили.

Для газет он сделал следующее заявление:

Мое имя треплют теперь сотни газет - и русских, и заграничных. На меня клевещут, меня поносят и позорят. Меня, лежащего, лишенного гражданских прав, бьют со всех сторон, не стесняясь, люди различных лагерей и направлений: революционеры и консерваторы, либералы и люди умеренного центра, подобно Пилату и Ироду, протянув друг другу руки, сошлись в одном злобном крике: - Распни Гапона - вора и провокатора! - Распни гапоновцев-предателей! Правительство не амнистирует меня: в его глазах я, очевидно, слишком важный государственный преступник, который не может воспользоваться даже правом общей амнистии. И я молчу. И молчал бы дальше, так как я прислушиваюсь больше к голосу совести, чем к мнению общества и газетным нападкам…..Совесть моя чиста.

Поднятая вокруг шумиха окончательно подорвала его здоровье. Жена тайно увезла Гапона в Финляндию, где сняла в Териоках комнату на даче хозяйки Пяткинен. Она не оставляла его ни на минуту одного. Эсеры все-таки выследили его местонахождение…

Если в то время невозможно было опровергнуть или подтвердить со стопроцентной уверенностью сговор правительства с Гапоном, то позже, особенно в советское время, это сделать было можно и нужно. Документы тех лет, в том числе совершенно секретные правительства и охранного управления, Департамента полиции, остались неприкосновенными, и любой историк мог их изучить. Каждый осведомитель царской охранки имел псевдоним, все его секретные доносы заносились в «Личное дело» агента. Даже не зная имени такого агента, по доносам можно было вычислить его личность. Но такого дела нет. К тому же существовал закон, по которому священники и депутаты Государственной Думы не могли быть тайными осведомителями.

За сто лет ни один исследователь не назвал ни одного документа, подтверждающего предательство Гапона, все ограничивались общими словами, и только потому, что его принято считать предателем.

Автор этих строк работает в архивах много лет. Мне попадались документы о предательстве самых известных вождей революции, чьи портреты и скульптуры тиражировались десятками миллионов экземпляров, я видел счета с перечислением на их имя крупных денежных сумм от иностранных миллионеров, но фамилии Гапона среди этих тайных агентов царской охранки или иностранных государств я не встречал. Да и не мог агент царской охранки писать такие оскорбительные для Николая II публичные письма. Руководители Департамента полиции нашли бы способ признать Гапона провокатором.

Кроме того, в 1908 году на сторону революционеров переметнулся ответственный сотрудник полиции Леонид Меньшиков, который вывез за границу копию всей картотеки тайных агентов полиции. Среди них также не было фамилии Гапона.

После Октябрьского переворота сотни (может, тысячи) журналистов и исследователей искали в архивах хоть какую-то зацепку, чтобы оскорбить и унизить Гапона, но документально подтвердить свою ненависть ничем не могли. На каком же основании утверждается, что он провокатор?

Бытует утверждение, что Гапон склонял Пинхуса Рутенберга к предательству своих товарищей, гарантируя за это двадцать пять тысяч рублей. Чтобы изобличить Гапона, Рутенберг пригласил его на дачу, а сам спрятал за перегородкой четырех рабочих, они должны были стать свидетелями этого гнусного предложения. Когда рабочие услышали слова Гапона, они якобы на него набросились и задушили. Эта версия, изложенная Рутенбергом, является ложной.

Разыскав в Финляндии Гапона, к нему 24 февраля 1906 года в 12 часов пожаловал Рутенберг с предложением встретиться в тайном месте с важным революционером.

«Иудейская клика ругает меня предателем, провокатором, вором, - сказал ему Гапон. - Пусть докажут с документами в руках, кого я предал, что украл?! Теперь, по сговору, образовали комиссию Грибовского для Третейского суда. Она должна изображать прокуроров. Они хотят составить против меня обвинительный акт, взять на себя ответственность за выставляемые обвинения. А материала нет. Нету! Да, я имел сношения с правительственными чиновниками для пользы народного дела. Со мной были свидетели из рабочих. Никакого секрета я из этого не делал. Да какие там секреты я мог выдать, если этих демократов к себе не подпускал на пушечный выстрел».

Гапон отказался ехать на встречу. И мы бы никогда не узнали имени убийцы - Рутенберга, если бы не одно но! Полиция следила за Рутенбергом, и в Департаменте полиции были донесения филеров. Именно это обстоятельство вынудило Рутенберга признать это жестокое преступление. Но признание он сделал за границей, когда уже был в недосягаемости для российского суда.

У Рутенберга был план. Обманным образом посадить Гапона в повозку, в пути следования наемные убийцы закалывают его ножом, а тело бросают в глубокий снег. Убитого найдут только весной, а тогда убийц ищи-свищи.

1 марта все было готово. «Извозчики» были наняты и приехали к дому, где жил Гапон. Несмотря на категорическое возражение жены, он надел шубу, сунул в карман заряженный пистолет и сел в санки. Как только отъехали от дачи, «извозчики» узнали свою будущую жертву и категорически отказались везти его дальше. Рутенберг нашел других убийц. К даче подъезжал он 5 и 10 марта. На этот раз жена Гапона Мария воспротивилась и не позволила мужу ехать в лес. Заподозрив неладное, она отвезла Гапона в Петербург.

Враги Гапона меняют тактику. Они снимают дачу в Озерках на подставное лицо. Как мы видим, не Гапон преследовал Рутенберга, а Рутенберг Гапона.

«Ты сам вертишь и виноват в канители. Сегодня непременно надо видеться или завтра для дела, и тогда все будет хорошо. Ведь мы предположили с тобой так, невыгодно менять. Место - ресторан Кюба. Время или сегодня (понед.) 10 час. вечера, если завтра, то 7 час. вечера. Повторяю, ты должен видеться со мной и тем господином здесь в городе».

Если записка подлинная, то из текста видно, что Рутенберг вытаскивает Гапона за город, где уже подготовлено место для убийства.

Рутенберг назвал якобы предлагаемые ему Гапоном в 1908 году двадцать пять тысяч рублей после того, как был разоблачен Евно Азеф, который получал в охранке крупные гонорары. Кто знаком с финансовыми документами Департамента полиции России, знает, как бережно расходовали деньги жандармы на розыскные мероприятия. Даже на такие суммы, как 30 рублей в месяц, требовалась санкция товарища министра внутренних дел. Гапон не имел никакого отношения к выплате денег тайным агентам за оказание помощи охранке. Никогда никому из тайных осведомителей охранки не выплачивали таких сумм.

И потом, за что Рутенбергу нужно платить огромный гонорар? Он в партии эсеров занимал очень скромное положение, к планам ЦК не допускался, тем более не мог предотвращать террористические акты. За границей Гапон познакомился с Азефом, Черновым, Брешко-Брежковской, Дейчем, Савинковым, Гоцем и другими лидерами эсеров и знал, что именно эти люди определяют политику партии.

Рутенберг позже утверждал, что Гапон его хотел свести с одним из руководителей охранки Рачковским. Он не знал, что Рачковский к этому времени занимал в охранке скромную должность. (Сионистские круги приписывают Рачковскому изготовление «Протоколов сионских мудрецов», также забывая, что к тому времени он не имел ни материальных, ни организационных возможностей.)

Убийство Гапона до сих пор тщательно скрывается. За попытку узнать правду отправляли в тюрьму даже в 70-е годы XX века.


В книге «Провокатор и террор» (Тула, 1927) Л. Дейч писал, что он знает всех участников убийства Гапона и даже с одним из них подробно разговаривал о деталях дела:

«…Так как многие сомневались в верности его сообщения о предательстве Гапона, то Рутенберг предложил некоторым присутствовать незаметно при его беседе с бывшим священником. Трое рабочих выразили на это свое согласие. В установленном месте в сумерках 28 марта (10 апреля) Гапон приехал в Озерки. Встретив его на станции, Рутенберг привел Гапона на дачу, где в одной из комнат уже поместились трое рабочих.

По рассказу Рутенберга, Гапон, думая, что они одни и никто их не может услышать, стал цинично откровенен. Он стал подробно доказывать Рутенбергу, что он должен открыть Рачковскому подготовляющийся террористический акт, что 25 000 рублей большие деньги, и если из-за этого покушения погибнут участники, то это не беда - „где лес рубят, там щепки летят“.

Долго говорил Гапон, всячески стараясь убедить Рутенберга „перестать тянуть канитель“, бросить сомнения, положиться на обещание Рачковского, который „вполне порядочный человек“ и сдержит свое обещание.

Как подробно рассказал мне недавно самый молодой из слышавших эту беседу рабочих, назову его Степаном, их страшно томил этот казавшийся им неимоверно долгим спор Гапона с Рутенбергом. Для них давно уже вполне выяснилась возмутительная роль Гапона, и они хотели бы уже выйти из засады, но Рутенберг все не открывал двери…

Среди нас был молотобоец Павел (ввиду желания Степана я употребляю вымышленные имена, но он называл мне их подлинные имена и фамилии. - Л.Д.) - высокий, жилистый парень. Он лично знал Гапона. „А вот ты каков!“ - воскликнул он и бросился на Гапона.

Тот стал на колени, начал просить: „Товарищи, братцы, не верьте тому, что слышали. Я по-прежнему за вас, у меня своя идея и пр.“, - всего не припомню, что он нам говорил и мы ему говорили.

„Такое было состояние, что невозможно передать: скверная вещь убивать, хотя бы изменника. Не хочется вспоминать. Никогда никому не рассказываю этого дела. Вот только вам пришлось“, - сказал Степан.

Павел, повалив Гапона, стал душить его своими железными руками. Но Гапон извернулся и, в свою очередь, подмял под себя Павла; на помощь ему бросился Сергей, - Гапон и его повалил: он обнаружил неимоверную ловкость и силу - прямо атлет. Тогда я схватил веревку, которую, видимо, оставил дворник, когда принес дрова, и закинул петлю на шею Гапона. После этого мы потянули в переднюю, где повесили на вбитый над вешалкой крюк».


Здесь самое время прекратить цитировать Дейча. Или он для отвода глаз придумал обстоятельства убийства бывшего священника, либо товарищ «Степан» поднаврал. Это описание убийства Гапона не соответствует документам осмотра места преступления. Тело повешенного Гапона было на втором этаже и никакой там передней не существовало! Они забыли про разбитый о голову Гапона граненый стакан и бутылку, которой убийцы ударили его по голове.


«На мой вопрос: „Стоило ли, по его мнению, убивать Гапона?“, т. Степан после паузы сказал, что, в сущности, не стоило и что он потом жалел, зачем принял участие, он был молод, ему не было еще 20 лет, к тому же раз „пятерка“ решила, нельзя было отказываться.

Расправившись с несчастным Гапоном, рабочие обыскали его, затем забрали все бывшее в его карманах и ушли, закрыв дачу, а ключ от входной двери бросили в прорубь. Ни на кого из них не пало подозрение и имена их как участников этого убийства остались неизвестными».


Читаешь эти строки и невольно думаешь: сколько лет каждому школьнику внушалась нашими политологами истина, что убить человека ради высокой идеи является героическим поступком! Как юрист, ответственно заявляю, что Рутенберг и его молодые сообщники совершили одно из самых тягчайших преступлений - умышленное убийство с отягчающими обстоятельствами. В любом цивилизованном государстве такое преступление карается смертной казнью. Однако в советский период подобные убийства расценивались как героический поступок революционера и серийные убийцы назывались «старыми большевиками». Были времена, когда политические убийцы с гордостью рассказывали, как расстреливали малолетних великих княгинь, бросали живыми в шахты членов царской семьи, как травили отравляющими газами крестьян, мучили в застенках ВЧК всякую контру, а то и оставляли для потомков свои мемуары. Этим большевикам пионеры повязывали красные галстуки, им устанавливали персональные пенсии, предоставляли дачи, квартиры, бесплатные путевки, навешивали ордена. Почему же убийцы Гапона не называли свои имена? Один из расстрельщиков царской семьи - Ермаков, в знак особого вклада в дело революции, всегда возглавлял колонны демонстрантов с огромным красным знаменем в руках. Почему Рутенберг не возглавлял людское шествие на Красной площади? Почему даже спустя 12 лет «товарищ Степан» скрывал свою фамилию, а товарищ Л. Дейч не указал его подлинное имя в своей книге? Почему скрывались «товарищи Сергей и Павел»?

Или их не было в природе, или им бы пришлось отвечать на неприятные вопросы: «Зачем они украли у Гапона ключ от несгораемого сейфа?»

В альманахе Владимира Бурцева «Былое» были опубликованы воспоминания Рутенберга об обстоятельствах убийства. В них он продолжал настаивать, что Гапон был убит по приказу одного из руководителей партии эсеров - Евно Азефа все за те же 25 000 рублей, которые он предлагал Рутенбергу. Ни публикатор записок Рутенберга - В.Л. Бурцев, ни Л. Дейч не спросили участников убийства Гапона: «Если все было так, как вы утверждаете, то с какой целью вы его пытали, ведь эксперты обнаружили на трупе следы пыток?»

Анализ мемуарной литературы дает мне право утверждать, что Рутенберг намеревался убить Гапона вместе с Рачковским. Последний принимал секретные доносы Е. Азефа и мог выдать его провокаторскую деятельность революционерам.

Последние месяцы жизни Гапона и последовавшие за его смертью события полны тайн, которые не раскрыты до сих пор. У Гапона были какие-то весьма важные документы, которым он сам придавал исключительное значение.

«Когда они будут опубликованы, многим не поздоровится, а в особенности… (он называл одно громкое имя, с которым тесно связана история появления манифеста 17 октября). Им всем хочется поднимать и опускать рабочую массу по своему усмотрению; об этом мечтал еще Плеве, но они ошиблись в расчетах», - писал В.М. Грибовский о высказываниях Гапона. Что содержалось в этих документах, нам остается только предполагать. Гапон прятал их у доверенных лиц, но в конце концов вручил своему адвокату Марголину. После убийства Гапона Марголин исчез за границу, пропали бесследно и документы.

Незадолго до трагической гибели Гапон при встрече с Грибовским сказал: «А всех документов я все таки Марголину не отдал, как он предполагал». Провокаторы всех мастей, прикидываясь доброжелателями, вытягивали из Гапона деньги, документы…

12 марта 1906 года Гапон передал для печати свое письмо, которое следует считать обвинительным актом всем российским политическим авантюристам и обращением к русскому народу:

«Тысячи литературных куликов, - писал он, - узнав о моих сношениях с гр. Витте, жалобно запели песни об „оконченном“ Гапоне. Какая жалкая, болезненная подозрительность политических дегенератов и неврастеников. О, Феликсы из „Биржевых ведомостей“, Иуды из других газет и всякие мигающие совы на литературном болоте! Карлики и кроты! Вы видите только ближайшее - вид золота вас тревожит и смущает, и вы, как продажная женщина, не в состоянии понять гордое сердце, чувствующее себя выше всяких искушений… И тогда вы увидите, что Георгий Гапон, расстриженный поп, низвергнутый из сана, любит свое отечество до последней капли крови и умирает верным стражем русского освободительного движения в рабочих массах на своем старом посту, подле рабочих организаций».

Хоронили, Георгия Гапона 30 апреля на Успенском городском кладбище. Присутствовало более трехсот, представителей от рабочих. Выступали близкие ему рабочие-активисты. Они говорили, что Гапон пал жертвой зловещей руки, и требовали отмщения. Могилу уложили венками и красными лентами. На могиле поставили большой деревянный крест с надписью: «Герой 9 января 1905 года Георгий Гапон».

Несомненно, Пинхус Рутенберг за убийство Гапона получил крупную сумму денег. Получил он внушительные гонорары за публикацию статей и книг об его убийстве. Это обстоятельство подтверждается тем, что когда Рутенберг приехала Палестину строить еврейское государство, он уже был миллионером. Оттуда он писал платному убийце Карповичу: «Я прочно обосновался здесь в новой жизни, когда я уверенно знаю, что умру не от случайной пули, а спокойно, в собственной постели, как положено умирать почтенным людям, занятыми серьезными делами, а не болтовней». Рутенберг сменил фамилию, в 1927 году советские журналы опубликовали фотографии пышных похорон и скромную надпись: «Похороны Рутенберга». И больше ни слова! Были ли это похороны Пинхуса Рутенберга или его однофамильца, не указали. Кому надо, тот знает.

Могилу Гапона вскоре сровняли с землей, и теперь никто не знает, где он предан земле. Но самое страшное, имя его и дела ошельмованы .

Георгий Гапон — священник, политический деятель, организатор шествия, которое завершилось массовым расстрелам рабочих, вошедшим в историю под названием "Кровавое воскресенье". О том, кем на самом деле был этот человек - провокатором, двойным агентом или искренним революционером - однозначно сказать нельзя. В биографии священника Гапона много противоречивых фактов.

Сын крестьянина

Он происходил из зажиточной крестьянской семьи. Родился Георгий Гапон в 1870 году в Полтавской губернии. Возможно, предки его были запорожскими казаками. По крайней мере, такова семейная традиция Гапонов. Сама фамилия происходит от имени Агафон.

В ранние годы будущий священник помогал родителям: пас телят, овец, свиней. С детства был очень религиозен, любил слушать истории о святых, способных творить чудеса. Окончив сельскую школу, Георгий, по совету местного священника, поступил в духовное училище. Здесь он стал одним из лучших учеников. Однако дисциплин, которые входили в программу, ему было явно недостаточно.

Толстовец

В училище будущий священник Гапон познакомился с антимилитаристом Иваном Трегубовым, который заразил его любовью к запрещенной литературе, а именно к книгам Льва Толстого.

После окончания училища Георгий поступил в духовную семинарию. Теперь он уже открыто высказывал толстовские идеи, что привело к конфликту с преподавателями. Был исключен незадолго до получения диплома. После окончания семинарии подрабатывал частными уроками.

Священнослужитель

Гапон в 1894 году женился на дочери состоятельного купца. Вскоре после женитьбы решил принять духовный сан, и эту идею одобрил епископ Иларион. В 1894-м Гапон стал дьяконом. В том же году получил должность священника церкви в одной из деревень Полтавской губернии, в которой было очень мало прихожан. Здесь открылся истинный талант Георгия Гапона.

Священник читал проповеди, на которые стекалось множество народа. Он мгновенно приобрел популярность не только в своей деревне, но и в соседних. Он не занимался пустословием. Священник Гапон согласовывал свою жизнь с христианским учением - помогал беднякам, безвозмездно совершал духовные требы.

Популярность среди прихожан вызвала зависть священников из соседних церквей. Они обвиняли Гапона в похищении паствы. Он их - в лицемерии и фарисействе.

Санкт-Петербург

В 1898 году умерла жена Гапона. Детей священник оставил у родственников, сам же уехал в Санкт-Петербург - поступать в духовную академию. И на этот раз ему помог Но проучившись два года, Гапон понял, что знания, которые он получает в академии, не дают ответов на главные вопросы. Тогда уже он мечтал служить народу.

Гапон забросил учебу, уехал в Крым, долго размышлял над тем, не уйти ли в монахи. Однако в этот период познакомился с художником и литераторам который посоветовал ему работать на благо народа и сбросить рясу.

Общественная деятельность

Гапон не сбросил. Духовный сан не мешал заниматься общественной деятельностью, к которой он приступил по возвращении в Санкт-Петербург. Он начал участвовать в различных благотворительных мероприятиях, много проповедовал. Его слушателями стали рабочие, положение которых в начале XX века оставалось очень тяжелым. Это были представители самого незащищенного социального слоя: работа по 11 часов в день, сверхурочные, мизерная зарплата, невозможность высказывать свое мнение.

Митинги, демонстрации, протесты - все это было запрещено законом. И вдруг появился священник Гапон, который читал простые понятные проповеди, проникающее прямо в сердце. Послушать его собиралось множество людей. Число человек в церкви порой достигало двух тысяч.

Организации рабочих

Священник Гапон имел отношение к зубатовским организациям. Что это за объединения? В конце XIX столетия в России создавались рабочие организации, находящиеся под контролем полиции. Таким образом осуществлялась профилактика революционных настроений.

Сергей Зубатов был чиновником Пока он контролировал рабочее движение, Гапон был ограничен в действиях, он не мог свободно высказывать свои идеи. Но после того как Зубатова сняли с должности, священник начал двойную игру. Его отныне никто не контролировал.

В полицию он предоставлял сведения, согласно которым, в среде рабочих нет и намека на революционные настроения. Сам же читал проповеди, в которых все громче слышны были нотки протеста против чиновников и фабрикантов. Так продолжалось несколько лет. Вплоть до 1905 года.

Георгий Гапон обладал редким талантом оратора. Рабочие не просто ему верили - они видели в нем чуть ли не мессию, способного сделать их счастливыми. Он помогал нуждающимся деньгами, которые ему не удавалось раздобыть у чиновников и фабрикантов. Гапон способен был вызвать доверие у любого человека - и рабочего, и полицейского, и владельца завода.

С представителями пролетариата священник разговаривал на их языке. Иногда его речи, как утверждали современники, вызывали у рабочих состояние почти мистического экстаза. Даже в краткой биографии священника Гапона упоминаются события, произошедшее 9 января 1905 года. Что предшествовало мирному митингу, завершившему кровопролитием?

Петиция

6 января Георгия Гапон произнес перед рабочими Он говорил о том, что между рабочим и царем - чиновники, фабриканты и прочие кровопийцы. Он призывал обратиться непосредственно к правителю.

Священник Гапон составил петицию в красноречивом церковном стиле. От имени народа он обращался к царю с просьбой помочь, а именно утвердить так называемую программу пяти. Он призывал вывести народ из нищеты, невежества, гнета чиновников. Петиция завершалась словами "пусть жизнь наша станет жертвой для России". Эта фраза говорит о том, что Гапон понимал, чем может завершиться шествие к царскому дворцу. Кроме того, если в речи, которую священник прочитал 6 января, присутствовала надежда на то, что правитель услышит мольбы рабочих, то спустя уже два дня и он, и его приближенные мало в это верили. Все чаще он стал произносить фразу: "Если он не подпишет петицию, то у нас больше нет царя".

Священник Гапон и Кровавое воскресенье

Накануне шествия царь получил письмо от организатора предстоящего шествия. Отреагировал он на это послание приказом арестовать Гапона, что сделать оказалось не так просто. Священник чуть ли не круглосуточно был окружен фанатично преданными рабочими. Для того чтоб его задержать, нужно было принести в жертву не менее десяти полицейских.

Безусловно, Гапон был не единственным организатором этого мероприятия. Историки полагают, что это была тщательно спланированная акция. Но именно Гапон составил петицию. Именно он повел несколько сот рабочих 9 января к Дворцовой площади, понимая, что шествие закончится кровопролитием. При этом он призывал взять с собой жен, детей.

В этом мирном митинге приняли участие около 140 тысяч человек. Рабочие были безоружны, но у Дворцовой площади их ожидало войско, которое открыло огонь. Николай II и не думал рассматривать петицию. Более того, в тот день он находился в Царском Селе.

9 января погибло несколько сотен тысяч человек. Авторитет царя был окончательно подорван. Народ многое мог ему простить, но только не массовое убийство безоружных. К тому же среди погибших в Кровавое воскресенье были женщины и дети.

Гапон был ранен. После разгона шествия несколько рабочих и эсер Рутенберг отвезли его на квартиру к Максиму Горькому.

Жизнь за границей

После расстрела демонстрации священник Гапон скинул рясу, сбрил бороду и уехал в Женеву - тогдашний центр русских революционеров. Об организаторе шествия к царю знала к тому времени вся Европа. И социал-демократы, и эсеры мечтали заполучить в свои ряды человека, способного руководить рабочим движением. В умении влиять на толпу ему равных не было.

В Швейцарии Георгий Гапон встречался с революционерами, представителями различных партий. Но стать членом одной из организаций он не спешил. Лидер рабочего движения считал, что в России должна свершиться революция, но только он может стать ее организатором. По словам современников, это была личность, обладающая редким самолюбием, энергией и уверенностью в себе.

За границей Гапон встречался с Владимиром Лениным. Он был человеком, тесно связанным с рабочими массами, а потому будущий вождь тщательно готовился к разговору с ним. В мае 1905 года Гапон все же вступил в Однако его не ввели в центральный комитет и не посвятили в конспиративные дела. Это возмутило бывшего священника, и он порвал с эсерами.

Убийство

В начале 1906 года Гапон вернулся в Петербург. К тому времени события Первой русской революции были уже в разгаре, и он в этом сыграл не последнюю роль. Однако предводитель священник-революционер был убит 28 марта. Информация о его смерти появилась в газетах только в середине апреля. Его тело было найдено в загородном доме, принадлежавшем эсеру Петру Рутенбергу. Он и был убийцей лидера петербургских рабочих.

Портрет священника Гапона

На фото выше можно видеть человека, организовавшего шествие рабочих 9 января 1905 года. Портрет Гапона, составленный современниками: красивый мужчина невысокого роста, похож на цыгана или еврея. У него была яркая, запоминающаяся внешность. Но главное, священник Гапон обладал необыкновенным обаянием, способностью входить в доверие незнакомому человеку, находить общий язык с каждым.

Рутенберг признался в убийстве Гапона. Объяснил он свой поступок продажностью и предательством бывшего священника. Однако есть версия, что обвинение Гапона в двойной игре подстроил Евно Азеф — офицер полиции и один из предводителей эсеров. Именно этот человек в действительности был провокатором и предателем.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Во время раскопок в Луксоре (на юге Египта) археологи обнаружили куски статуи колоссальных размеров - высотой с четырёхэтажный дом. Учёные считают, что эта скульптура когда-то стояла у входа в погребальный храм Аменхотепа III, жившего около 3400 лет назад.

Испокон веку на Руси веселили народ скоморохи. О них в фольклоре сохранилось немало чудных преданий. Тан, близ деревни Шапкино, что под Можайском, находится загадочное место - Замри-гора, на которой несколько столетий назад проходили скоморошьи сборища. Говорят, в эти дни там можно было наблюдать самые настоящие чудеса… Об этом нашим корреспондентам поведал известный историк, этнограф и путешественник Андрей Синельников.

Она ещё совсем молода, но успела покорить весь мир. Мало кто знает, что одна из самых известных и высокооплачиваемых голливудских звёзд родилась в СССР и имеет русские корни…

Сейчас мало кто помнит о жестокой бойне, которая произошла в марте 1969 года на границе с Китаем в 230 километрах южнее Хабаровска. А ведь этот конфликт едва не перерос в настоящую войну между СССР и КНР. Камнем преткновения стал небольшой на реке Уссури. Сам по себе остров не представлял никакой хозяйственной ценности - каждую весну во время паводка он практически полностью скрывался под водой. Но именно из-за права обладать этим клочком земли столкнулись две сверхдержавы.

Мир спорта - это арена ожесточённой борьбы, схватка воль и амбиций. И иногда свою правоту не удаётся защитить в пределах спортивной площадки. Так произошло в мае 1972 года, когда в финале Кубка обладателей кубков (нынешняя Лига Европы) встретились два футбольных гранда - шотландский «Глазго Рейнджерс» и московское «Динамо»…

«Философским пароходом» с лёгкого пера философа и переводчика Сергея Хоружего стала называться операция советских властей по выдворению за границы СССР опасной для новой идеологии неугодной буржуазной интеллигенции. Буквально за несколько месяцев 1922-1923 годов без права возвращения на родину было сослано более 200 деятелей науки и культуры.

Современные западные источники методично насаждают мнение, что Советский Союз принимал в разделе Чехословакии довольно посредственное участие. Этакий сердобольный наблюдатель с безопасного расстояния, успокаивающий чехословацкое правительство обещаниями помочь и параллельно действующий на нервы бывшим союзникам по Антанте, имевшим свой взгляд на все эти дела. Гораздо более мудрый и дальновидный взгляд (здесь нужно сделать вид, что никто не слышал, с каким треском провалились французско-британские дипломатические подвиги на поприще «усмирения агрессора»). Объективная же реальность такова, что СССР приложил немало усилий для спасения Чехословакии от посягательств беспринципных соседей.

Могли предположить Александр Сергеевич, что когда-нибудь столь любимое им Царское Село назовут его именем? Думаю, вряд ли. Одно несомненно, и Пушкин сам писал об этом в одном из своих стихов: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я Свободу и милость к падшим призывал».

В апреле 1906 года Санкт-Петербург был взбудоражен известиями об исчезновении одной из самых громких и скандальных фигур того времени — бывшего священника Георгия Гапона. Слухи ползли самые разные: Гапон исчез, Гапона убили где-то в одном из пригородов столицы, Гапон жив и бежал за границу...

«ГЕРОЙ 9 ЯНВАРЯ»

Фигура православного священника, сумевшего создать первую легальную массовую рабочую организацию в и провести многотысячное шествие к Зимнему дворцу 9 января 1905 года, и в наши дни, спустя 110 лет после его гибели, вызывает повышенный интерес. Кем был этот незаурядный человек, яркая звезда которого стремительно взошла и так же молниеносно закатилась на политическом небосклоне России начала прошлого столетия: искренним народным вождем, «революционером в рясе», честолюбивым авантюристом или обыкновенным провокатором на службе царского правительства и полиции?

Скорее всего, истина лежит где-то посредине между этими крайними оценками. В нем сочетались качества умелого организатора и черты популиста и демагога (недаром его так обожали рабочие, в бедные жилища которых приходил отец Георгий). Диктаторские наклонности причудливо соседствовали с отголосками толстовских идей, а аскетизм — с умением хорошо устраиваться в жизни и находить высоких покровителей.

Молодой священник из провинциальной Полтавы, приехав в Петербург учиться в духовной академии, всего за несколько лет пребывания в столице сделал неплохую карьеру. Эффектная внешность, незаурядный ораторский талант, умение производить впечатление на духовных и светских властителей обеспечили ему популярность среди прихожан и сравнительно неплохие места службы. В начале 1904 года он получил достаточно хорошо оплачиваемую (2000 рублей в год) должность священника церкви Св. Князя Михаила Черниговского при Санкт-Петербургской пересыльной тюрьме.

Организаторские способности Гапона, его проповеди «о силе рабочего товарищества» привлекли внимание министра внутренних дел Вячеслава Плеве и творца системы «полицейского социализма» Сергея Зубатова. Получив поддержку от петербургского градоначальника Ивана Фуллона, на средства департамента полиции он снял в августе 1903 года чайную-читальню на Оренбургской улице, ставшую затем центром «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Численность новой организации всего за год с небольшим возросла с 30 человек до почти 10 тысяч членов.

Но уже тогда проявились авантюризм и двуличие Гапона. Петербургскому градоначальнику Фуллону, с которым он не раз встречался и мирно беседовал за чашкой чая в здании Градоначальства на Гороховой, 2 он говорил о своих верноподданнических чувствах, а в кругу близкого окружения лидеров «Собрания» заявлял, что он убежденный революционер. Позднее, уже оказавшись за границей, приехав к Георгию Плеханову, Гапон рассыпался в льстивых речах в адрес меньшевистского лидера и тут же называл его человеком, «обмазанным салом: кажется, взял в руки, ан его нет». Лидерам РСДРП он говорил, что является убежденным сторонником социал-демократии, а эсеровских вождей уверял, что ему ближе всего их идеи и действия.

За несколько месяцев 1905 года, после печально знаменитого Кровавого воскресенья, Георгий Гапон становится популярной личностью не только в России, но и в Европе. В эмиграции он встречался с руководителями различных политических партий, в том числе с Лениным. Большевистский лидер и расстриженный священник на первых порах расстались очарованные друг другом. «Героя 9 января» с почетом принимали звезды европейской политики и культуры — Жорес, Клемансо, Франс. Зарубежные газеты и журналы платили ему огромные гонорары, а в России фотопортреты Гапона стояли на почетном месте во многих домах. Он даже претендует на роль лидера всего революционного движения, выступает инициатором проведения конференции с целью объединения различных сил, оппозиционных царизму.

Когда начальник финской Красной гвардии Иоганн Кокк простодушно заметил, что России теперь нужен не Гапон, а Наполеон, тот самонадеянно ответил: «А разве Гапон не может стать Наполеоном?». И полушутя-полусерьезно заметил в одной из бесед, почему бы ему не стать родоначальником новой династии «мужицких царей»: чем, дескать, Гапоны хуже Романовых.

ОТ РАДИКАЛИЗМА К КОНФОРМИЗМУ

Вернувшийся из-за границы после императорского Манифеста 17 октября 1905 года Георгий Гапон уже не был в глазах значительной части населения тем неоспоримым кумиром, каким сделали его события Кровавого воскресенья. Однако многие еще полагали, что уж если Гапон начал революцию, то ему предстоит и завершить ее.

Во взглядах же самого Георгия Аполлоновича к тому времени произошли существенные метаморфозы. Он уже не считал революционную борьбу единственно возможным средством освобождения рабочих, отказался от прежних радикальных воззрений. Постепенно созревало убеждение найти новый компромисс с правительством, чтобы возродить и активизировать «Собрание русских фабрично-заводских рабочих», запрещенное после событий 9 января.

Через посредников Гапон начал переговоры с премьер-министром Сергеем Юльевичем Витте, который пообещал легализовать гапоновское «Собрание» и возместить понесенные организацией финансовые потери в размере 30 тысяч рублей. Взамен Витте потребовал от Гапона отказаться от революционной деятельности и выступить публично в поддержку правительственного курса. Гапон согласился и тем самым вызвал на себя целый шквал обвинений как слева, так и справа.

Внутри самой гапоновской организации также наметился серьезный кризис. В начале февраля 1906 года против своего лидера открыто выступил бывший руководитель одного из отделов «Собрания» рабочий Николай Петров, обвинивший Гапона в политической нечистоплотности при решении финансовых вопросов с получением правительственной субсидии. Гапон был вне себя от этих разоблачений и не нашел ничего лучшего, как поручить молодому члену организации Черемухину убить Петрова. Закончилось все трагически: во время бурного заседания ЦК «Собрания» 18 февраля этот 24-летний рабочий вместо того, чтобы выполнить приказ, сам застрелился из того самого револьвера, который вручил ему Гапон, со словами: «Нет правды на земле!». Правда, существуют и другие версии самоубийства этого молодого человека с неустойчивой психикой.

Возможно, все эти события окончательно подтолкнули Георгия Аполлоновича к роковому решению: активизировать сотрудничество со спецслужбами, постараться перехитрить их, получить значительные средства, а главное — добиться все-таки окончательной легализации своей организации.

Вице-директор департамента полиции по политической части Петр Иванович Рачковский, почувствовав настроение «героя 9 января», решил использовать его в раскрытии и обезвреживании боевой организации социал-революционеров, готовившей покушения на Витте и министра внутренних дел Дурново. Во время встречи с бывшим священником он предложил: услуга за услугу, вы выдаете нам секреты революционеров, а мы поможем добиться легализации вашего «Собрания» и вашей собственной амнистии (Гапон после очередного возвращения из-за границы в декабре 1905 года продолжал жить в Петербурге и окрестностях полулегально). Гапон заглотил наживку и дал согласие на сотрудничество, но оставалась одна «маленькая» проблема: никаких реальных тайн революционных организаций он не знал.

Пришлось возобновить знакомство с эсеровским активистом Петром Моисеевичем Гутенбергом, который 9 января 1905 года спас его от гибели, помог бежать за границу и был в тот период одним из самых близких его соратников и друзей, и попробовать соблазнить его возможностью легкого обогащения за счет средств департамента полиции.

ДРАМА В ОЗЕРКАХ

По версии Рутенберга, впервые публично изложенной им в 1909 году в журнале «Былое», во время свидания в московском ресторане «Яр» в начале февраля 1906 года Гапон прямо предложил ему сотрудничество с охранкой с целью выдать участников покушения на главу МВД Петра Дурново. За это ему было обещано 25 тысяч рублей. «Мартын» (партийный псевдоним Рутенберга) был потрясен, но пообещал подумать над предложением. Сам же незамедлительно отправился в Финляндию на встречу с членами ЦК эсеровской партии.

Евно Азеф, руководитель боевой организации партии и «по совместительству» агент охранки, о чем присутствующие в то время, конечно, не подозревали, предложил немедленно убить Гапона — во время загородной поездки «ткнуть его ножом» и сбросить тело в снег. Однако другие эсеровские лидеры (в совещании участвовали также Виктор Чернов и Борис Савинков) считали, что расправа с таким популярным человеком без конкретных доказательств его предательства может вызвать подозрение: мол, революционеры просто устранили возможного конкурента в борьбе за влияние в рабочих массах.

В результате самым подходящим вариантом было признано убийство Гапона вместе с Рачковским. Рутенберг должен был дать притворное согласие на сотрудничество и во время их встречи с заместителем директора департамента полиции совершить двойной теракт. Однако на условленную встречу с «Мартыном» в ресторане «Контан»

4 марта осторожный Рачковский не пришел. Приходилось тянуть время, вести двусмысленные разговоры с Талоном. Напряжение Рутенберга с каждым днем нарастало. Наконец, Евно Азеф сообщил ему, что ЦК эсеров дал санкцию на устранение одного Гапона. Забегая вперед, скажем, что впоследствии Азеф отказался от своих слов, а эсеровский ЦК объявил действия «Мартына» его «частным делом».

Рутенберг, не подозревавший о двойной игре Азефа, решил обеспечить доказательства измены Гапона другим путем: сделать группу рабочих-эсеров свидетелями разговора, в ходе которого Гапон будет вербовать его на службу в полицию. В качестве места такой встречи выбор пал на один из петербургских пригородов — Озерки, где Рутенберг снят за 140 рублей «на лето» на имя «инженера Ивана Ивановича Путилина» двухэтажный дом на углу Ольгинской и Варваринской улиц.

Чтобы не возбудить подозрение у Талона, Рутенберг пишет тому записку, в которой соглашается на сотрудничество с охранкой за 50 тысяч рублей. Хотя Гапон в ответной записке предлагал встретиться непосредственно в Петербурге, заявляя, что «из города никуда не поедет», Рутенбергу все же удалось выманить его в Озерки.

28 марта он выехал туда поездом около 4 часов дня. Талона в засаде на даче уже поджидали несколько рабочих. Наконец появился Гапон в сопровождении встречавшего его Рутенберга. Между ними завязался разговор, за которым внимательно следили спрятавшиеся в соседней комнате «судьи».

Гапон уговаривал Рутенберга согласиться на 25 тысяч за «одно дело», так как «это большие деньги», а за «четыре дела» можно будет получить все 100 тысяч рублей. Неожиданно Рутенберг распахнул дверь, и в комнату буквально ворвались разъяренные услышанным рабочие. Они сразу же набросились на Гапона, который лишь успел крикнуть: «Мартын!» — но,увидев знакомого рабочего, сразу все понял. Несмотря на яростное сопротивление, участники расправы связали Гапона, потащили к вбитому над вешалкой небольшому железному крюку и накинули на шею петлю, сделанную из обычной толстой бельевой веревки. Затем они, не слушая его криков о пощаде, разом дернули веревку, и Гапон бессильно поник.

Рутенберг не решился лично участвовать в организованном им «мокром деле». Его била нервная дрожь. Выскочив на крытую стеклянную веранду, он простоял там, пока ему не сообщили, что Гапон скончался. «Я видел его висящим на крюке вешалки в петле. На этом крюке он остался висеть. Его только развязали и укрыли шубой. Все ушли. Дачу закрыли, — вспоминал Рутенберг. — Было 7 часов вечера 28 марта 1906 года».


Несмотря на то что полиции почти сразу стало известно об убийстве Гапона, обнаружить его тело удалось лишь месяц спустя, 30 апреля 1906 года. Из состоявшейся 1 мая процедуры опознания и вскрытия его тела власти почему-то устроили настоящее шоу. Труп Гапона перенесли со второго на первый этаж, где на веранде дачи в присутствии многочисленных корреспондентов и фотографов было проведено вскрытие. Осуществлял его профессор Военно-медицинской академии Дмитрий Косоротов, который десять лет спустя в секретной обстановке занимался вскрытием тела убитого заговорщиками Григория Распутина.

НА МОГИЛЕ «ЗНАМЕНИТОГО ДЕМАГОГА»

Несмотря на то что газеты и журналы пестрели сенсационными заголовками о «казни» Гапона за предательство, далеко не все тогда (как, впрочем, и сегодня) были убеждены в этом. Свидетельством тому стали его похороны, состоявшиеся 3 мая 1906 года на Успенском кладбище в Парголово (ныне — Северное кладбище Санкт-Петербурга). Проводить в последний путь своего лидера пришло около двухсот рабочих. Как отмечал в рапорте уездный исправник Колоба-сев, «на похоронах находились приехавшая из Териок возлюбленная покойного Мария Кондратьевна Уздалева (исправник ошибся: гражданскую жену Гапона звали Александрой. — А. К.) и подруга ее Вера Марковна Корелина... Собравшиеся рабочие пропели похоронный марш, начинающийся словами «Вы жертвою пали...», а затем стали говорить на могиле речи рабочие... цитируя о том, что Гапон пал от злодейской руки, что про него говорили ложь, и требовали отмщения убийцам. Затем послышались среди присутствовавших крики: месть, месть, ложь, ложь».


На могиле Гапона был поставлен деревянный крест с надписью «Герой 9 января 1905 г. Георгий Гапон». Собравшиеся возложили к нему венки, надписи на которых дотошно воспроизвел исправник Колобасев: «1) с красной лентой, с портретом Гапона, с надписью «9 января, Георгию Гапону от товарищей-рабочих членов 5 отдела»; 2) с черной лентой «вождю 9 января от рабочих»; 3) с красной лентой «истинному вождю революции 9 января Гапону»; 4) с красной лентой «дорогому учителю от Нарвского района 2 отделения» и 5) с красной лентой «Василе-островского отдела от товарищей многоуважаемому Георгию Гапону».

Вся церемония похорон продолжалась свыше трех часов. Вызванный на случай возможных беспорядков усиленный наряд полиции из урядников и стражников оказался не нужен.

В половине второго дня «все рабочие покинули кладбище, закусили в буфете и спокойно разошлись».

Спустя три года на Успенском кладбище оказался петербургский писатель Иван Ювачев, более известный нам сегодня как отец Даниила Хармса^ случайно наткнулся на могилу Гапона, находившуюся на перекрестке дорог. На могиле «знаменитого демагога», как назвал его Ювачев, стоял уже небольшой металлический памятник с белым крестом, окруженный выкрашенной зеленой краской деревянной оградой. На передней стороне памятника черными буквами по белому фону было написано: «Представитель С.Р.Ф.З.Р. (Собрания русских фабрично-заводских рабочих. — А. К.) Георгий Гапон погиб от руки убийцы 28 марта 1906 года на даче в Озерках».

В 1909 году «дачу Гапона», остававшуюся местом паломничества немногочисленных гапоновцев, снесли, так как никто больше не хотел ее снимать.

Многочисленные свидетельства о деятельности и гибели «героя 9 января», включая следственный фотоальбом «Снимки в Озерках по делу Гапона», хранятся в фондах Государственного музея политической истории России в Санкт-Петербурге. Там же открывается выставка «Тайны политических убийств: дело Гапона и дело Распутина», приуроченная к 110-летию убийства первого и 100-летию убийства второго. Речь идет о двух политических убийствах, подлинные причины и обстоятельства которых до сих пор вызывают активные дискуссии. Будут представлены уникальные следственные фотоальбомы, фотографии, документы, листовки, газеты.

3 289

19 октября 1787 года родился князь Алексей Федорович Орлов, любимец Николая I, дипломат и шеф тайной полиции. Говорят, не место красит человека, а...

Получить отличное образование, построить успешную военную карьеру, получить назначение в один из лучших гвардейских полков. Но при этом - не принять...