Запорожец 965 технические характеристики. "русское авто с берегов даугавы". Был и экспорт

Москвич-400(401) - легковой заднеприводный автомобиль, выпускался заводом МЗМА (Московском заводе малолитражных автомобилей - так в 1945 - 1968 гг. назывался АЗЛК)…
Читать полностью

ЗАЗ-965

ЗАЗ-965/ЗАЗ-965А . Фотографии характеристики.
1960-1963 гг.

История ЗАЗ а уходит корнями в 1863 год, когда в Александровске (так до 1922 года назывался славный советский город Запорожье, известный также как место локации масштабного ДнепроГЭСа) Абрагам Кооп (голландец) открыл завод по выпуску сельскохозяйственных машин. В 1908 году произошло открытие Мелитопольского моторного завода (ныне подразделение ЗАЗ) для выпуска двигателей внутреннего сгорания, с этой даты и начинается фактическая история компании ЗАЗ.

С 1923 года завод «Коммунар» (старое название ЗАЗа) выпускал комбайны и сельхозтехнику. Легковые автомобили на заводе «Коммунар» начали производить только в 1960 году (ЗАЗ 965). В 1961 году «Коммунар» был переименован в ЗАЗ, поэтому иногда официально история компании ЗАЗ считается с этого времени.


фотография ЗАЗ-965

ЗАЗ 965 «Запорожец»(1960-1963 гг.)

«Мыльница», «Горбун», «Фафик» - как только не прозывают маленького юркого «Запорожца» ЗАЗ-965 . Многие из нас именно с него начинали свою «авто» биографию. Далеко не все, однако, знают, сколь пестрой была история этого первого среди «Запорожцев».

Интерес к микролитражным, как их тогда называли, машинам возник и рос лавинообразно в середине 50-х годов, В разных странах на свет появились многочисленные образцы - от примитивного суррогата автомобиля до уменьшенной копии традиционной малолитражки. Работа над такими конструкциями была развернута и у нас в СССР. Толчком послужило то обстоятельство, что с 1956 года МЗМА прекратил производство малогабаритного (длина 3855 мм), легкого (840 кг), четырехместного «Москвича-401» и перешел на более вместительный, комфортабельный и дорогой «Москвича-402». А спрос на компактную, легкую и простую машину не исчез.

Наши заводы и НИИ в 1955-1960 годах спроектировали, построили и испытали немало опытных образцов микролитражек и мотоколясок. Вот лишь некоторые из них: «Белка» ИМЗ-А50 , НАМИ-048, НАМИ-031, ГАЗ-18 , НАМИ-059, МВТУ. Все эти конструкции позволили более четко определить требования к машинам сверхмалого класса.


фотография ИМЗ-НАМИ-А50 "Белка"


фотография НАМИ-031


фотография ГАЗ-18

Как раз в те годы было принято решение реконструировать комбайновый завод «Коммунар» в Запорожье и завод легких дизелей в Мелитополе, с тем чтобы с 1960 года развернуть производство микролитражных автомобилей. Проектирование, постройку и доводку прототипов новой машины поручили провести коллективу Московского завода малолитражных автомобилей - МЗМА (ныне АЗЛК). Разработка их началась осенью 1956 года. За образец взяли FIAT-600 , наиболее удачный автомобиль этого класса. Немаловажным обстоятельством, предопределившим выбор, послужил тот факт, что данная машина была новейшей (ее выпуск начался в 1955 году) и что она наилучшим образом отвечала условиям массового производства.

Москвич-444 1957 г.


фотография Москвич-444

Первый опытный образец машины - ей дали индекс «444» - был готов всего через год, в октябре 1957 года. В ее внешнем виде и конструкции узлов чувствовалось влияние ФИАТ-600 , но тем не менее даже на этой стадии наметились существенные различия.

Для малогабаритной машины решающим фактором всегда является диаметр колес. Учитывая дорожные условия нашей страны, конструкторы увеличили посадочный размер для шины с 12 до 13 дюймов. Этот шаг потребовал существенных изменений в кинематике подвески колес, заставил увеличить объемы колесных ниш и внести коррективы в общую компоновку. Другое важное отличие - на машине стоял не четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения, как на ФИАТе, а двухцилиндровый оппозитный МД-65 Ирбитского мотоциклетного завода, имевший воздушное охлаждение . Двигатель имел недостаток, и весьма существенный, с компоновочной точки зрения, был очень развитый картер - его глубина (расстояние от оси коленчатого вала до днища масляного поддона) составляла 184 мм. Поэтому для получения приемлемой величины клиренса у ступиц задних колес «Москвича-444» пришлось установить колесные редукторы, подобные тем, что применяются сегодня на ЛуАЗ-969М .


фотография Москвич-444

Кроме того, первый образец 1957 года - назовем его условно «444-57» - отличался от итальянской машины, помимо перечисленного, формой задней части кузова, иным оформлением передка, усиленной коробкой передач. Треугольная эмблема спереди, выпуклая стреловидная подштамповка на двери, декоративная «гребенка» перед проемом заднего колеса (мотив, заимствованный от «Москвича-402») и четыре круглых воздухозаборника на заднем крыле, напоминавшие миниатюрные каски пожарников, - таковы были прочие отличительные детали кузова. Кстати, уже на этой стадии машина имела взаимозаменяемые лобовое и заднее стекла - ценная особенность для массовой модели. На следующий год МЗМА построил новые образцы (назовем их «444-58») с измененными элементами оформления: переднее крыло с более высокой верхней частью, иная форма облицовки. Один из них, окрашенный в цвет слоновой кости, с крышей морковного цвета, экспонировался зимой 1958/59 года на ВДНХ СССР . У этой машины, на эмблеме которой вместо «444» стояло «650», еще сохранились от первого образца передняя подвеска на поперечной рессоре и сдвигающиеся (неподъемные) стекла в дверях.

Двигатель ЗАЗ-965


фотография Двигатель МД-65

Двигатель МД-65 , созданный на базе мотоциклетного, оказался, как выявили испытания, непригодным для автомобиля. На мотоцикле с коляской, который весит 320 кг, этот мотор работал в более благоприятных (по нагрузке) условиях, чем на микролитражке, вдвое более тяжелой. Кроме того, МД-65 на стенде развивал мощность только 17,5 л. с. Отсюда плохая динамика машины: вялый разгон и недобор максимальной скорости (80 км/ч вместо проектных 95 км/ч). Мотор был очень шумным, плохо охлаждался. Но главный недостаток заключался в том, что двигатель был недолговечным: срок его службы до капитального ремонта едва мог составлять 30 тыс. км.

По этим причинам сначала на МЗМА в 1957 году, а потом и в НАМИ началось проектирование нового, специального двигателя. Созданные на МЗМА две конструкции двухцилиндрового оппозитного двигателя типа «ситроен 2ЛС» с воздушным охлаждением и рабочим объемом 748 см 3 во второй половине 1958 года только еще проходили стендовые испытания. В качестве временной меры на усовершенствованный вариант, получивший обозначение «444-БКР» (то есть, без колесного редуктора), поставили двигатель БМВ-600 - тоже от микролитражного автомобиля, Этот мотор имел значительно более мелкий картер, подобно проектировавшимся моторам МЗМА и НАМИ. Отказ от редукторов позволил уменьшить неподрессоренные массы на 6 кг. Одновременно автомобиль получил переднюю подвеску на продольных балансирных рычагах и пластинчатых торсионах и боковые воздухозаборники в виде вытянутой решетки.

В 1959 году увидели свет новые прототипы будущего «Запорожца». Тогда же конструкторское бюро МЗМА с помощью прибывшей в конце 1958 года бригады инженеров ЗАЗ приступило к выпуску чертежей для подготовки производства. В апреле 1959 года вся техническая документация на модель 965 была передана в Запорожье. Опытные образцы 1959 года в отличие от ФИАТ-600 имели уже не сдвигающиеся стекла дверей, а опускные, как на большинстве автомобилей. Исчезли стреловидная выдавка на крыле и «гребенка». Задние фонари снабдили катафотами не в средней, а в нижней части. Подфарники установили в отдельных корпусах на крыльях. Позже были изготовлены образцы с измененными передними крыльями и выштамповками на передней панели. У этих машин подфарники остались на передних крыльях, но на передней панели появилась эмблема ЗАЗ и надпись «Запорожец» прямоугольными буквами.

В июне 1959 года в НАМИ были готовы два первых четырехцилиндровых двигателя ЗАЗ-965 . Один (965Г ) имел горизонтальное оппозитное расположение цилиндров и рабочий обьем 752 см 3 , другой (965В ) - V-образное и рабочий объем 746 см 3 . По мощностным показателям обе конструкции были равноценны, но двигатель 965В обладал целым рядом преимуществ перед 965Г, был оригинальным и современным по конструктивному решению. Его и приняли для серийного изготовления. В 1960 году на ЗАЗе шла подготовка к производству новой машины. Первую партию завод собрал 22 ноября и до конца года выпустил около полутора тысяч «Запорожцев». Так начал свою жизнь первый советский микролитражный автомобиль ЗАЗ-965. Правильнее было бы назвать его малогабаритным (4 места, длина 3330 мм), если учитывать современную терминологию. Наряду с базовой моделью завод строил модификацию 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья); а также ЗАЗ 965Б с ручным управлением для инвалидов.

фотография ЗАЗ-965


фотография ЗАЗ-965


фотография ЗАЗ-965

С октября 1962 года по май 1969-го с конвейера сходил модернизированный «Запорожец» ЗАЗ-965А с более мощным 27-сильным двигателем, рабочий объем которого увеличили до 887 см 3 . Его отличали также рулевое колесо с утепленной ступицей, подфарники, смонтированные в крыльях (а не на них), декоративный молдинг вдоль боковины кузова, измененный заводской знак (вместо звездочки - прямоугольник), декоративная решетка на панели передка.


фотография салона ЗАЗ-965

«Запорожец-965» с самого начала был хорошо принят потребителем. Справедливости ради следует отметить, что (особенно на машинах первого выпуске) нередко торсионы передней подвески теряли упругость, а в жаркую погоду двигатель перегревался. Но, несмотря на эти «детские болезни», микролитражка сразу же показала себя с наилучшей стороны в сельской местности, районах с плохими дорогами. Хорошей проходимостью ЗАЗ-965 обязан гладкому днищу, независимой подвеске всех колес, достаточней загрузке (60% общей массы) ведущих колес. В особо тяжелых случаях, когда автомобиль оказывался не в состоянии сам выбраться из грязи, его экипаж при известном старании всегда мог высвободить из плена весящую лишь 665 кг машину. Горожане быстро оценили в «Запорожце» его маневренность, хорошую экономичность, высокую прочность кузова. Последнему качеству способствовало наличие только двух дверей, проемы которых не так ослабляли боковину, как на машинах с четырехдверными кузовами. И конечно, двигатель с отдельными цилиндрами, сравнительно легкий и простой в демонтаже, всегда удавалось быстро и без труда снять, отремонтировать своими силами «на кухне» и без больших потерь времени поставить на место. Девять лет выпускалась эта машина. И сегодня она еще часто встречается на дорогах, а многие ее владельцы считают свой ЗАЗ-965 знаменитым автомобилем.

ЗАЗ-965АБ (1963-1969 гг.) и 965АР (1966-1972 гг.)

Органы управления ЗАЗ-965

ЗАЗ-965АБ выпускался на базе основной модели ЗАЗ-965, выпуск был начат с 1962-го года. Данная модификация предназначалась для управления инвалидами, которые в результате травм потеряли одну или обе свои ног. Ручное управление сцеплением и тормозами у этой модификации были выполнены таким образом, что в механизме привода автомобиля были сохранены обычные педали тормоза и сцепления. Данные ножные органы управления сцеплением и тормозами были сохранены для того, чтобы дать возможность управлять автомобилем водителям, которые не имеют травм ног.
Рычаг привода гидравлического тормоза располагался справа от рулевого колеса и был укреплен на оси, которая проходила через туннель на полу кузова. Привод гидравлического тормоза производится методом перемещения рычага вперед, который соединен шарнирно с педалью и толкателем тормоза, а интенсивность торможения зависит от изменения усилия прикладываемого к рукоятке этого рычага. Фиксатора у рычага нет. А вот управление сцеплением происходит при помощи двух рычагов, которые расположены по обе стороны у рулевого колеса. На концах стержней рычагов установлены пластмассовые рукоятки. Привод механизма сцепления производится рычагами, которые соединены через толкатель на педаль сцепления и промежуточную штангу шарнирно.

СМЗ-мотоколяски

Производство СМЗ-СЗД началось в июле 1970 года и продолжалось более четверти века. Последняя мотоколяска сошла с конвейера Серпуховского автомобильного завода (СеАЗ)…

В советские времена промышленность развивалась стремительными темпами. Каждый день строились новые фабрики и заводы. С ростом экономики страна нуждалась в транспорте. Автомобиль в СССР считался роскошью, но тем не менее существовали и «народные» марки, которые были доступны всем. Так, один из подобных автомобилей - горбатый «Запорожец». Фото, обзор и характеристики - далее в нашей статье.

Описание

Официальное название машины - ЗАЗ-965. Это двухдверный четырехместный седан особо малого класса с заднемоторной и заднеприводной компоновкой. Серийный выпуск был начат в 60-м году. Прекратила свое существование модель в 69-м. Преемником «горбатого» стал ЗАЗ-966. Сборка машин осуществлялась на Запорожском автомобильном заводе. Данная модель стала одной из самых доступных и получила звание "народной".

Почему так популярен?

На первый взгляд может показаться, что в СССР попросту не было большого выбора автомобилей, а потому покупали, что было в наличии. Но нужно сказать, что в 50-х годах на заводе АЗЛК выпускался схожий автомобиль малого класса «Москвич-401». Но к 60-м данная модель существенно устарела. А новый 402-й стал более крупным и, что немаловажно, дорогим. Поэтому простой советский рабочий не мог себе позволить подобное авто.

Появившийся на свет в 60-м году горбатый «Запорожец» (фотографии его читатель может увидеть в нашей статье) получил большую популярность, так как имел современный дизайн и отличался приемлемыми динамическими качествами. Стоимость автомобиля - 18 тысяч рублей. После денежной реформы в 61-м году, цена упала в 10 раз.

Внешность

Прототипом данной модели является итальянский «Фиат» 600-й модели. Данный автомобиль был выбран с точки зрения технико-экономических качеств. Кузов был облегченным, цельнометаллическим, оболочкового типа. Сварен из минимального количества крупногабаритных панелей. Однако стоит отметить, что итальянский автомобиль не имел характерного горба. Спереди - круглые галогеновые фары и компактный металлический бампер. Решетка радиатора слита с кузовом. Крыша - круглой формы. Диски - металлические, на 13 дюймов.

Стоит отметить, что сзади у горбатого «Запорожца» имеется продолговатая прорезь. Она служит для лучшего охлаждения. Ведь двигатель горбатого «Запорожца» не имеет классическую жидкостную систему. СОД здесь воздушная.

Кузов полностью металлический. Стоит сказать, что он качественно покрашен. Однако к нашему времени многие экземпляры не сохранились. К сожалению, годы берут свое.

Размеры горбатого «Запорожца», клиренс, масса

Данный автомобиль имеет компактные габариты. Так, общая длина кузова составляет 3,33 метра, ширина - 1,39, высота - 1,45 метра. Величина колесной базы - всего два метра. Кстати, колея отличается по ширине. Передняя колея - 1,14 метра, задняя - 1,16. При этом клиренс - 17,5 сантиметра. Это весьма серьезный показатель. Машина имеет короткие свесы и уверенно двигается по грунтовке.

Снаряженная масса по паспортным данным - 665 килограмм. Полная масса - 965.

Салон

Переместимся в салон горбатого «Запорожца». Внутри довольно тесно. Задним пассажирам будет не уютно. Сам дизайн аскетичен. Здесь нет ничего лишнего. Передняя панель - железная, монолитная. На ней имеется небольшой циферблат со спидометров и пара кнопок. Руль - двуспицевый, огромных размеров. Машина не имела гидроусилителя, но тем не менее руль вращается легко. В качестве обивки использовался недорогой дерматин. Шумоизоляция здесь отсутствует. Особенно шумно в задней части, поскольку там располагался двигатель.

Технические характеристики

Коробка и двигатели для горбатого «Запорожца» были полностью отечественной разработки. Изначально на автомобиль устанавливался мотор МеМЗ-965. Это бензиновый четырехцилиндровый V-образный мотор с восьмиклапанным цепным механизмом ГРМ. При объеме в 746 кубических сантиметров он развивает всего 23 лошадиные силы мощности. Крутящий момент - 44 Нм в диапазоне от 2,2 до 2,5 тысяч оборотов.

Какие имеет горбатый «Запорожец» характеристики? Максимальная скорость автомобиля - 90 километров в час. При этом расход топлива - 6,5 литров на 100 километров. Система питания - карбюраторная. Карбюраторы устанавливались разные:

  • К-100.
  • К-123.

При этом оба были однокамерными, с падающим потоком и горизонтальным подводом воздуха. Система охлаждения - воздушная. Блок цилиндров изготовлен из магниевого сплава МЛ-5. При этом головка была алюминиевой. По паспортным данным, мотор был рассчитан на 72-й бензин.

Немного позже в линейке появился более модернизированный агрегат. Это МеМЗ-966. Он представляет собой бензиновый четырехцилиндровый ДВС с рабочим объемом в 887 кубических сантиметров. Данный мотор рассчитан на 76-й бензин. Максимальная мощность агрегата - 27 лошадиных сил. Механизм ГРМ - такой же, как и на предыдущем моторе (цепной, восьмиклапанный).

Что говорят отзывы о горбатом «Запорожце» с МеМЗ-966? При большей мощности этот автомобиль расходовал меньше топлива. В среднем, двигатель тратил 5,5 литра бензина на 100 километров пути. При этом максимальная скорость машины составляет 100 километров в час. Степень сжатия мотора - 6,5. Система питания - карбюраторная. В качестве карбюратора использовался однокамерный агрегат К-125 с горизонтальным подводом воздуха. Блок цилиндров изготовлен из такого же магниевого сплава, головка - алюминиевая.

Среди плюсов данного двигателя нужно отметить небольшую стоимость запчастей. В советские времена можно было легко найти нужные детали и запросто отремонтировать мотор при необходимости.

О проблемах двигателей

О надежности «Запорожца» среди советских автолюбителей ходило множество шуток. Как известно, в каждой шутке есть доля правды. К сожалению, мотор МеМЗ не отличался надежностью. Так как здесь отсутствовала классическая жидкостная система охлаждения, мотор существенно перегревался. Причем кипел он даже на скорости. Очень часто такие машины вставали у обочины на трассе в ожидании, пока двигатель придет в себя. С перегревом сталкивался практически каждый автовладелец. Также двигатель не отличался высоким ресурсом. До капитального ремонта «Запорожец» ходил максимум 80 тысяч километров. И это при надлежащем техобслуживании.

Еще владельцы жаловались на расход топлива. Он никогда не соответствовал паспортным данным и был всегда выше. В среднем машина тратила 8 литров бензина. Но нужно сказать, что советские моторы были непривередливы к качеству топлива. Поэтому даже в модернизированный мотор спокойно заливали 72-й бензин.

Тюнинг

Возможен ли был тюнинг советского «Запорожца». Практика показала, что мотор мог легко подвергаться доработкам. Самая популярная модернизация касалась увеличения объема. Так, специалисты растачивали гильзы под «жигулевскую» поршневую. Кроме того, на горбатый «Запорожец» устанавливался другой впускной коллектор под двухкамерный карбюратор. Еще один вариант тюнинга - это проточка головок цилиндров. Таким образом удавалось увеличить максимальную мощность на 10-20 процентов. Однако получить большой прирост не получалось в любом случае, так как всего в моторе не больше 27 сил. Более популярный вариант тюнинга - это замена двигателя на другой.

Ходовая часть

Несмотря на то что машина во многом повторяла итальянский «Фиат», конструкция ходовой части и шасси подверглась существенным доработкам. Так, вместо «фиатовской» подвески на поперечной рессоре (которая использовалась спереди и была хрупкой для наших дорог) советские инженеры использовали систему на двойных продольных рычагах с поперечными торсионами. Схожая компоновка использовалась на «Фольксвагенах» тех годов. При этом на горбатом «Запорожце» использовались пластинчатые торсионы. Такая конструкция подвески позволяла вынести немного вперед балку, а также переместить вдаль педальный узел. Последний стал располагаться там, где ранее у «Фиата» находилась поперечная рессора.

Кроме того, данное решение позволило расширить пространство в салоне. Отметим, что для «Запорожца» были выбраны колеса большего диаметра с увеличенным профилем. Был увеличен ход подвески. Таким образом, машина стала более приспособленной для эксплуатации по дорогам вне асфальтированного покрытия.

Как ведет себя на ходу данный автомобиль? Как отмечают отзывы, машина не отличается высокой плавностью хода и характеристиками управляемости. Ее трясет на кочках, в салоне жарко и шумно. Также автомобиль сильно кренится в поворотах.

Почему не передний привод?

В странах Западной Европы уже тогда начали практиковать передний привод. Но почему от него отказались в ЗАЗе? Это было сделано из-за недостаточного сцепления на ведущих колесах. Так как мотор располагался сзади, на переднюю ось практически не создавалось никакого напряжения.

Кроме того, с наличием переднего привода возникала необходимость в изготовлении шарниров равных угловых скоростей. Ввиду всех этих недостатков, было принято решение строить горбатый «Запорожец» на заднеприводной платформе.

Стоимость

На данный момент приобрести подобный автомобиль можно за 50-70 тысяч рублей. Цена будет зависеть от состояния двигателя и кузова. Многие экземпляры имеют проблемы с коррозией. В основном приобретают подобные машины для реставрации. Горбатый «Запорожец» после восстановления становится машиной выходного дня, которая притягивает внимание многих автолюбителей и просто прохожих. Это действительно раритет на сегодняшний день. Реставрация горбатого «Запорожца» может включать в себя массу операций, вплоть до замены мотора, не говоря уже о перекраске и о сварочных работах.

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, что собой представляет «Запорожец» 965-й модели. На данный момент этих машин осталось очень мало. Разумеется, покупать подобный автомобиль для повседневной езды нет никакого смысла. Машина устарела по всем параметрам. Такой «Запорожец» должен стать как минимум вторым автомобилем в семье. Покупают его в основном фанаты и любители советской техники. Восстановить его гораздо проще, нежели, например, «Волгу». А выглядит «Запорожец» не менее стильно и оригинально.


965 Пикап – модификация без собственного индекса, использовался только внутри завода, а изготавливалась на основе бракованных серийных автомобилей ЗАЗ.

«Запорожец» в индустрии сувенирной продукции и кинематографа

В Советском Союзе несколько предприятий выпускали игрушки ЗАЗа в масштабе 1:43, например полтавская мастерская «ААА», херсонский завод «Киммерия» или калининградский AGD. Кстати, совсем недавно, в 2009 году, белый сувенирный «Запорожец» вышел вместе с научно-познавательным журналом «Автолегенды СССР» (изд. «ДеАгостини»). В 2010 году небольшое предприятие "Наш автопром" пустило в продажу белый и синий экспортный ЗАЗ-965Э (масштаб 1:43). В этом же году Укрпочта выпустила уникальный штемпель с изображением Запорожца, который ставился на конверты только 18.11.2010 года.


Масштабная игрушка ЗАЗ-965 в масштабе 1:43 из журнала Автолегенды СССР №131

ЗАЗ-965 можно наблюдать в таких известных советских фильмах,как «Королева бензоколонки», «Три плюс два», «Сыщик», «Три рубля», «Акселератка». Кроме того, горбатый «снимался» в мультфильме «Зима в Простоквашино» и «Ну погоди!». Кстати те, кто смотрел фильм «Будьте моим мужем», смогли также узнать «Горбатого», из которого специально для этого фильма сделали кабриолет.

  • Одесситы любили называть ЗАЗ-965 «Еврейским танком».
  • Кроме того. в народе были широко распространенные и такие прозвища, как «Запор», «Зазик», Фиат Фольксвагенович, Жужик, Малыш.
  • Устойчивые к раскаленному воздуху воздухозаборники Запорожца, которые были изобретены конструктором Вассерманом, в народе назывались «тёрки Вассермана».
  • Запорожец стал последним автомобилем в СССР, двери которого открывались против движения.
  • Отличаясь хорошей проходимостью, «горбатый» обзавелся известной народной шуткой-стишком: «Где иномарка тормознёт, „запор“ на пузе проползёт!».

22 ноября 1960 года была выпущена первая промышленная партия "Запорожцев" ЗАЗ-965. До конца года было выпущено около тысячи экземпляров. Модернизация автомобиля шла почти постоянно, были изменены тормоза (введена автоматическая регулировка зазора между колодкой и барабаном), передняя подвеска (усилены рычаги), увеличивалась мощность двигателя: сначала до 27, а потом и до 30 л.с. В салоне были установлены более комфортабельные передние сиденья и модернизированный щиток приборов, на котором появился масляный термометр. В таком виде автомобиль дожил на конвейере до 1969 года. За это время было выпущено всего 322 106 "Запорожцев" моделей 965 и 965А, а также инвалидных модификаций 965Б и 965АБ и автомобилей для почтовой службы 965С.

Заводские номера двигателя, шасси (он же номер автомобиля) и кузова - Выбиты на табличке, расположенной с левой стороны моторного отсека (под капотом). Номер двигателя, кроме того, выбивается на правой стороне картера коленчатого вала рядом с местом крепления бензинового насоса.

Двигатель.

Модель двигателя - МеМЗ-965
Тип двигателя - Бензиновый, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный, воздушного охлаждения
Число цилиндров - 4
Диаметр цилиндра в мм - 66
Ход поршня в мм - 54,5
Рабочий объем в л - 0,746
Степень сжатия (номинальная) - 6,5
Мощность в л. с:
- максимальная (при 4000 об/мин) - 23
- налоговая - 2,85
Крутящий момент наибольший (при 2200—2500 об/мин) в кгм - 4,5
Эффективный удельный расход топлива наименьший в г/л.с. ч. - 260
Порядок работы цилиндров - 1—2—4—3
Цилиндры - Чугунные, раздельные, с ребрами охлаждения. Угол развала цилиндров 90°
Головки цилиндров - Из алюминиевого сплава, съемные, общие на каждые два цилиндра. Гнезда клапанов вставные
Поршни - Выполнены из алюминиевого сплава с овальной конусной юбкой, имеющей Т-образную прорезь
Поршневые кольца - Два компрессионных и одно маслосъемное на каждом поршне. Верхнее кольцо покрыто пористым хромом, а второе компрессионное - луженое
Поршневые пальцы - Плавающие, удерживаются от осевого перемещения стопорными кольцами
Шатуны - Стальные, кованые, дзутаврового сечения, с тонкостенными сменными вкладышами в нижней головке и бронзовой свертной втулкой в верхней головке
Коленчатый вал - Отлит из магниевого чугуна, трехопорный, с противовесами, с масляными каналами, статически и динамически сбалансирован
Коренные подшипники - Из алюминиевого сплава, съемные
Распределительный вал - Стальной, полый, двухопорный; поверхности шеек и кулачков закалены
Привод распределительного вала - Шестеренчатый; ведомая шестерня из магниевого сплава
Клапаны - Верхние, расположены в головках цилиндров: впускной клапан - тюльпанообразный, изготовлен из стали 9С2; выпускной клапан - тюльпанообразный, изготовлен из жаропрочной стали ЭИ69. Диаметр головки впускного клапана 26,5 мм, выпускного - 25 мм
Пружины клапанов - С постоянным шагом навивки
Толкатели клапанов - Плунжерного типа, чугунные, с отбеленной рабочей поверхностью
Седла клапанов - Вставные; изготовлены из специального жароупорного и антикоррозийного чугуна
Коромысла - Стальные с регулировочным винтом
Штанги коромысел - Дюралюминиевые трубки с напрессованными стальными наконечниками
Система охлаждения - Воздушная принудительная с циркуляцией на отсос; снабжена осевым вентилятором
Вентилятор - Осевого типа; расположен в развале цилиндров на оси генератора
Система смазки - Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Поддавлением смазываются коренныей и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, толкатели, оси коромыселби втулки коромысел. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием
Масляный насос - Шестеренчатого типа с приводом от коленчатого вала; расположен в крышке распределительных шестерен
Масляный фильтр - Центробежного типа; расположен на переднем конце коленчатого вала
Масляный радиатор - Трубчатый; включен в систему смазки параллельно; расположен в развале цилиндров на картере двигателя
Вентиляция картера - Сифонная, полость картера через крышку распределительных шестерен сообщается с атмосферой
Бензиновый бак - Установлен в багажном отсеке с правой стороны кузова. Наполнительная горловина бака расположена центрально и снабжена герметической пробкой с клапаном
Бензиновый насос - Диафрагменный, с отстойником в головке, снабжен рычагом для ручной подкачки бензина
Карбюратор - Типа К-123, с падающим потоком, балансированный, двухдиффузорный, с экономайзером и насосом-ускорителем
Воздухоочиститель - Инерционно-контактного типа, с масляной ванной и капроновым фильтрующим элементом
Газопроводы - Впускной и выпускной трубопроводы размещены на противоположных сторонах головок цилиндров. Впускной трубопровод расположен сверху и отлит из алюминиевого сплава. Выпускной трубопровод изготовлен из стальной трубы
Глушитель - Для каждой пары цилиндров один глушитель, трехкамерный, с перфорированной трубой
Подвеска силового агрегата - В трех точках на резиновых подушках: две передние - в верхней части картера сцепления, третья (задняя) - на коробке передач
Система пуска двигателя:
- основная - Электрический стартер
- дублирующая - Пусковая рукоятка
Сухой вес двигателя со сцеплением, главной передачей и коробкой передач 120 кг
Маркировка двигателя - Буквенная, выбита на правой стороне картера коленчатого вала рядом с местом крепления бензинового насоса непосредственно за порядковым номером (после звездочки). По внутреннему диаметру цилиндра двигатели, собираемые на заводе и равноценные по качеству, подразделяются на две группы А и Б. Группа А - диаметр = 66,018 - 66,009 (цвет - красный); группа Б - диаметр = 66,009 - 66,000 (цвет - зеленый). Цвет, обозначающий группу, наносится краской на одном из ребер охлаждения цилиндров.

Трансмиссия.

Сцепление - Однодисковое, сухое, постояннозамкнутое, с давлением на ведомый диск шестью цилиндрическими пружинами.
Наружный диаметр ведомого диска - 170 мм
Коробка передач - Шестеренчатого типа, четырехступенчатая, с задним ходом, трехходовая. Установлены синхронизаторы для включения второй, третьей и четвертой передач
Передаточные числа:
первой передачи - 3,83
второй передачи - 2,29
третьей передачи - 1,39
четвертой передачи - 0,897
передачи заднего хода - 4,79
Карданные шарниры - Два; крестовины шарниров на игольчатых подшипниках. Два скользящих соединения расположены в пазах полуосевых шестерен дифференциала
Главная передача - Пара конических шестерен со спиральными зубьями: передаточное число 5,12 (4 и 8 зубьев)
Дифференциал - Конический с двумя сателлитам
Полуоси - Полностью разгруженного типа

Ходовая часть.

Шины (размеры в дюймах) - Низкого давления бескамерные, размер 5,20—13"
Подвеска передних колес - Независимая торсионная; работает совместно с двумя амортизаторами
Ступицы передних колес - Отлиты из ковкого чугуна вместе с тормозным барабаном. Установлены на двух роликовых конических подшипниках
Ступицы задних колес - Стальные. Установлены на двух роликовых конических подшипниках
Подвеска задних колес - Независимая, пружинная; работает совместно с двумя амортизаторами
Амортизаторы подвески передних и задних колес - Гидравлические, поршневые, двустороннего действия, телескопического типа
Колеса - Штампованные, дисковые, со съемными колпаками. Профиль обода М х 13". Число шпилек крепления колеса - 4
Тормозные барабаны передних колес - Отлиты из ковкого чугуна совместно со ступицами передних колес
Тормозные барабаны задних колес - Отлиты из ковкого чугуна, съемные; крепятся к ступице заднего колеса шестью болтами
Запасное колесо - Установлено и закреплено внутри багажника кузова
Вес агрегатов ходовой части в кг:
- передняя подвеска с тормозами в сборе - 50
- задняя подвеска с тормозами в сборе - 40

Механизмы управления.

Рулевое управление:
- тип рулевого механизма - Глобоидальный червяк с двойным роликом
- передаточное число - 17 (при среднем положении сошки)
Рулевое колесо - С двумя спицами и декоративной кнопкой. Диаметр обода рулевого колеса 400 мм
Тормоза:
- ножной - Колодочный с гидравлическим приводом; действует на все колеса. Колодки тормозов плавающего типа
- ручной (стояночный) - С механическим тросовым приводом; действует только на колодки задних тормозов (через уравнитель)
Диаметры тормозных цилиндров в мм:
- главного - 19
- колесного переднего тормоза - 19
- колесного заднего тормоза - 19

Электрооборудование.

Система проводки - Однопроводная; отрицательный полюс источников тока соединен с массой
Номинальное напряжение в сети 12 в
Аккумуляторная батарея:
тип - 6-СТ-42
расположение - Под поликом багажника кузова
Катушка зажигания:
тип - Б-1 малогабаритная с добавочным сопротивлением, автоматически выключающимся при пуске двигателя стартером
расположение - На верхнем, кожухе системы охлаждения двигателя (с правой стороны)
Распределитель зажигания - Типа Р-35В с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания и октан-корректором
Свечи зажигания - Типа СН-306 (А 7,5У) с резьбой СП-М14х1,25 мм
Генератор - Типа Г-114, параллельного возбуждения, мощностью 160 вт, 13 а
Реле-регулятор - Типа РР-109 двухэлементный: реле обратного тока и вибрационный регулятор напряжения, объединенный с органичителем силы тока. Расположен на передней стенке моторного отсека
Стартер - Типа СТ-114М, последовательного возбуждения, мощностью 0,6 л.с., с механическим включением
Фары - Типа ФГ110 с двухнитевой лампой дальнего и ближнего света 60 и 40 св.
Подфарники - Типа ПФ-205 с двухнитевыми лампами: для света стоянки - 6 св. и для указателя поворотов - 21 св.
3адние фонари - Типа ФП-110. Два с двухнитевыми лампами: для света стоянки - 6 св., для указателя поворотов - 21 св. Один с однонитевой лампой для стоп-сигнала - 21 св.
Фонарь номерного знака - Типа - ФП-111; имеет одну лампочку в 3 св.
Плафон внутреннего освещения кузова - Типа ПК-110 с одной лампой в 3 св. и с включателем
Стеклоочиститель - Типа СЛ-210 электрический с двумя щетками. Имеет переключатель типа П17-А на два положения: включено и выключено
Датчик аварийной температуры масла - Типа ММ-7 (отрегулирован на температуру 112° С)
Датчик аварийного давления масла - Типа ММ-102 (отрегулирован на давление 0,4—0,7 кг/см2)
Центральный переключатель света - Типа П44-Б. Имеет три положения рукоятки: освещение выключено, включен свет для городской езды, включен свет для загородной езды. Имеется реостат для регулирования освещения щитка
Ножной переключатель света - Типа П39 переключает ближний - дальний свет фар
Ручной переключатель света (для ЗАЗ-965Б) - Типа П46-Б переключает ближний - дальний свет фар
Подкапотная лампа - С лампой в 6 св.
Тепловой предохранитель - Биметаллический (в цепи освещения); установлен на центральном переключателе света
Плавкие предохранители - В цепях: сигнала, приборов, стеклоочистителя; блок предохранителей расположен в багажнике на щитке передка
Приборы - Щиток приборов типа КП-210 содержит: указатель уровня бензина; контрольную лампу температуры масла; контрольную лампу давления масла; указатель поворотов и дальнего света фар; спидометр с суммарным счетчиком пройденного пути; комбинация освещается лампой в 1 св.
Штепсельная розетка - Типа 47-К; расположена под панелью приборов, с левой стороны
Переключатель указателей поворотов - Типа П17-А; расположен на панели приборов
Включатель звукового сигнала - Кнопка в ступице рулевого колеса
Включатель стопсигнала - Типа ВК-12, включает стопсигнал при нажатии на педаль тормоза; расположен на главном тормозном цилиндре
Прерыватель указателей поворотов - Типа РС-57, дает мигающий свет для указания поворота; расположен под панелью приборов
Звуковой сигнал - Типа С-44 электромагнитный, вибрационный. Расположен на передней подвеске
Электродвигатель вентилятора отопителя - Типа МЭ-200 мощностью 5 вт
Выключатель отопителя - Типа П7-Б; имеет три положения: выключено; включены электродвигатель и спираль накала со свечей; дополнительно включен электромагнитный клапан
Контрольная спираль накала свечи отопителя - Накаляется при включении отопителя в течение 15—20 сек, установлена под панелью приборов
Контрольная лампа отопителя - В 1 св.; загорается в момент начала работы отопителя (по истечении 45—60 сек после включения)
Замок зажигания - Типа ВК-21А; расположен на панели приборов

Кузов

Тип кузова - Закрытый, двухдверный, цельнометаллический, несущий
Оборудование кузова - Багажник в передней части, зеркало заднего вида, два противосолнечных козырька,стеклоомыватель и коврики на полу
Запорные устройства дверей - Замок в ручке левой двери, запирающийся снаружи ключом. Правая дверь запирается изнутри кузова поворотом внутренней ручки. Поворотные стекла дверей запираются специальными ручками изнутри кузова
Стекла - Закаленные. Ветровое и заднее стекла гнутые
Вентиляция кузова - Местная бессквозняковая; осуществляется поворотом части стекол дверей или опусканием стекол в дверях
Сиденья - Передние - мягкие (из губчатой резины), раздельные, регулируемые в продольном направлении под рост водителя и пасажира. Заднее - мягкое, пружинное, с двухместной сплошной подушкой и спинкой
Оперение - Капот, поднимающийся вверх и отпирающийся изнутри кузова. В открытом положении капот удерживается подпоркой Имеется предохранительный крючок от самопроизвольного открывания капота
Буфера (пеоедний и задний) - Штампованные хромированные
Обивка кузова - Из специальной обивочной ткани и кожзаменителя
Окраска кузова - Синтетическими автомобильными эмалями (ТУ МХП)
Отопление кузова - Независимым отопителем, в котором воздух подогревается и подается в кузов и на обдув ветрового стекла электромотором мощностью в 5 вт
Вес отрихтованного и окрашенного кузова 210 в кг

Емкости заправочные в л

Бензинового бака - 30
Системы смазки двигателя - 2,8
Воздушного фильтра (ванны) - 0,09
Картера коробки передач и главной цередачи - 2
Картера рулевого механизма - 0,4
Ступицы переднего колеса 100 г
Системы гидравлического привода тормозов - 0,4
Переднего амортизатора - 0,2
Заднего амортизатора - 0,15

Основные данные для регулировок и контроля

Зазоры между наконенниками стержней клапанов и нажимными (регулировочными) болтами коромысел на холодном двигателе при температуре головки цилиндров 15—20° С в мм:
- для впускного клапана - 0,08
- для выпускного клапана - 0,1
Фазы газораспределения (при расчетной величине зазоров между наконечниками стержней клапанов и нажимными болтами коромысел) в град.:
- открытие впускного клапана - 10 до ВМТ
- закрытие впускного клапана - 46 после НМТ
- продолжительность впуска - 146
- открытие выпускного клапана - 46 до НМТ
- закрытие выпускного клапана - 10 после ВМТ
- продолжительность выпуска - 146
- перекрытие клапанов - 20
Давление масла в системе смазки прогретого двигателя (для контроля, регулировке не подлежит) - 2 кг/см2
Прогиб ремня вентилятора под давлением большого пальца руки - 12—15 мм
Расстояние от полоски разъема поплавковой камеры до уровня бензина при проверке стеклянной трубкой (на поплавковой камере «уровень») - 18 мм
Зазор между контактами прерывателя - 0,35-0,45 мм
Зазор между электродами свечи - 0,6—0,75 мм
Свободный ход педали сцепления - 25—35 мм
Свободный ход педали тормоза (регулировке не подлежит) - 3—6 мм
Уровень тормозной жидкости в питательном бачке главного тормозного цилиндра (от верхней кромки наливной горловины) - 10-15 мм
Давление воздуха в шинах в кг/см2:
передних колес - 1,3
задних колес - 1,7
Схождение передних колес (при измерении между шинами) при полной статической нагрузке автомобиля - 1-8 мм
Схождение задних колес (измеряется между шинами) при перпендикулярном положении плоскости колеса к уровню пола - 1-6 мм
Угол развала передних колес (регулировке не подлежит) - 0°40"±20"

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модель ЗАЗ-965 ЗАЗ-965Б
Год выпуска модели 1960 1961
Число мест (включая место водителя) 4 4
Вес автомобиля в кг:
- без нагрузки 650 650
- с полной нагрузкой 950 950
Распределение веса снаряженного автомобиля с полной нагрузкой по осям в %:
- на переднюю ось 40 40
- на заднюю ось 60 60
Габаритные размеры (номинальные) в мм:
- длина 3330 3330
- ширина 1395 1395
- высота (без нагрузки) 1450 1450
База (расстояние между осями) в мм 2023 2023
Колея в мм:
- передних колес (по грунту) 1144 1144
- задних колес (при полной статической нагрузке) 1160 1160
Наименьший дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах (под кронштейнами передней подвески) в мм 175 175
Наименьший радиус поворота (по следу наружного переднего колеса) в м 5 5
>Углы свеса (с полной нагрузкой):
- передний 36° 36°
- задний 25° 25°
Наибольшая скорость на горизонтальном участке ровного сухого шоссе при полной нагрузке км/ч 80 80
Наибольший расчетный угол подъема на первой передаче 14°12" 14°12"
Путь торможения на сухом горизонтальном участке асфальтированного шоссе с полной нагрузкой от скорости 30 км/ч до полной остановки в м (не более) 6 6
Контрольный расход топлива (летом, для исправного и прошедшего обкатку автомобиля, с полной нагрузкой, при скорости 40-50 км/ч, на горизонтальном и ровном шоссе) на 100 км в л. 5,5 5,5

Основные параметры участников сравнения:

Марка и модель: FIAT 600
Годы производства: 1955-1969
Тип кузова: 2-дверный фастбек
Двигатели: 0,6; 0,8; оба - I4
Длина: 3215 мм
Ширина: 1380 мм
Высота: 1405 мм

Марка и модель: ЗАЗ-965 "Запорожец"
Годы производства: 1960-1969
Тип кузова: 2-дверный седан (купе)
Двигатели: 0,9; V4
Длина: 3330 мм
Ширина: 1395 мм
Высота: 1450 мм

Машины бывают большими, обычными и маленькими. А еще они бывают крохотными. Таков FIAT 600 - автомобильчик массой всего в 585 кг, и это уже в снаряженном виде. Такую машину несколько мужчин при необходимости могли вытащить руками из любой ямы. А еще одним неоспоримым преимуществом этого забавного средства передвижения была цена, энтузиасты посчитали, что если бы эта машинка продавалась сегодня, ее стоимость была бы порядка € 6500. Дешевле, чем любой другой европейский автомобиль. Именно такие машины, как FIAT 600 и FIAT 500 смогли сделать из послевоенной Италии автомобильную страну. С 1955 по 1969 было выпущено два с половиной миллиона FIAT 600, после остановки производства в Италии, машину продолжали делать в Южной Америке; к общему количеству нужно прибавить и испанский SEAT 600, и югославскую "Заставу" 750, все это были копии знаменитой микролитражки.
Если бы потребовалось подобрать иллюстрацию к выражению "автомобиль не роскошь, а средство передвижения", то итальянская микролитражка подошла бы как нельзя лучше. Это действительно "средство передвижения" - четыре колеса, мотор и руль. Тесный салон, сиденья как бабушкино кресло (из регулировок только "вперед-назад"), багажник размером меньше иного чемодана; какая уж тут роскошь!
Между тем, именно такие машины были популярны в неизбалованной послевоенной Европе. В еще менее избалованной стране-победительнице - СССР - потребность в предельно простом и недорогом автомобиле была просто огромной! И нет ничего удивительного, что за образец для разработки такой машины взяли как раз FIAT 600. Надо отдать должное коллективу МЗМА (будущему АЗЛК), простым копированием они не ограничились. Идеи, заложенные в ФИАТ, советскими конструкторами были переосмыслены, машины получила иную подвеску и чуть более просторный кузов. Крохотные колеса прототипа сменили на более крупные, для советских дорог они подходили лучше. В результате получился автомобиль с названием Москвич-444. Но в серию он так и не пошел, мощности московского завода были полностью загружены. Пришлось срочно переориентировать завод сельскохозяйственной техники "Коммунар" в украинском городе Запорожье на выпуск нового автомобиля. Так появился ЗАЗ-965, легендарный "горбатый"...

FIAT 600 - прототип первого "Запорожца"

"Запорожец" немного крупнее своего прародителя. А главное отличие - у ФИАТа нет "горба"

Небольшое лирическое отступление: кто мог подумать тогда, в середине двадцатого века, что в новом, двадцать первом, веке бывший завод комбайнов, пережив страну, которая сделала его автомобильным, продолжит существовать, став единственным крупным автозаводом Украины и выпуская копии корейских автомобилей. Предположить такое в 1960-м году не мог даже самый смелый фантаст. Но интересно даже не это, любопытно узнать, что станет со страной и заводом спустя еще полвека, какие зигзаги выпишет история - вот это по-настоящему интересно. Осталось только подождать эти самые полвека:-)

Вернемся к ФИАТу. Такую машину мне удалось повстречать на улицах Хельсинки минувшим летом. Интересно, что машина была просто припаркована на одной из улиц центра города. Не знаю уж, использует ее хозяин как повседневный автомобиль, но повстречать в городах бывшего СССР ЗАЗ-965 мне не удавалось уже много лет. Речь не идет, конечно, о выставочных машинах во время разнообразных ретро-мероприятий. Там-то они встречаются часто, у коллекционеров "горбатый" - одна из самых любимых игрушек. А вот так, просто прогуливаясь, увидеть эту машину на улице в наше время практически невозможно.

FIAT 600 на улице Хельсинки летом 2011 года

Давайте посмотрим, что представляли из себя эти автомобильчики. Фотографий сегодня будет чуть больше, чем обычно.

Двери, навешенные на задние петли - один из ярких признаков FIAT 600 и его советского собрата. О просторе салона говорить не стоит, но при желании в машину могли втиснуться и пять человек, если, конечно, они не обладали габаритам Николая Валуева

Несмотря на свехрхминиатюрность, места для ног на передних сидениях было достаточно благодаря заднему расположению двигателя. Интерьер машины вызывает умиление - взгляните хотя бы на дверные ручки

Багажник, и без того небольшой, ужат до размеров детской люльки запасным колесом и бензобаком. Рядом с запаской можно разглядеть и домкрат. Хотя Николай Валуев, думается, обошелся бы и без него, поднять такую машину для русского великана - не проблема:-)

Передняя панель была металлической и окрашивалась в цвет кузова. Изобилием приборов водителя тоже не баловали

Все фото голубого авто с сайта Microcar museum

Запорожский 965-й ушел от своего прототипа недалеко. Тот же лаконизм салона. Взгляните:

Крашенный металл, торчащие там и сям тумблеры и ниша под панелью вместо "бардачка". А ведь на этих машинах люди умудрялись путешествовать по всему СССР!

Нынешнему автолюбителю в пример:-) Какие там климат-контроли и бортовые компьютеры! Спидометр, указатель температуры масла, топливный счетчик и две контрольки - на фары и поворотники. Это все.

"Горбатый" был знаковой машиной для Страны Советов. Пожалуй, он символизирует лучшее, что в ней было. Это машина эпохи шестидесятых и шестидесятников, времени надежд и оптимизма. То было время, когда космос казался близким и доступным: вот-вот вслед за Гагариным и другими космонавтами полетят к звездам сотни новых кораблей, скоро откроем базу на Луне, а там и до городов на Марсе недалеко. Это было время доброты и уверенности в себе: уже никого не сажают, а времена ГУЛАГа публично осуждены. Странно, но именно маленькая смешная машинка вызывает у жителей бывшего советского государства самые теплые чувства. И наверно это неспроста.
Так что спасибо итальянским конструкторам, создавшим FIAT 600 и вдохновившим советских инженеров на ЗАЗ-965. Это были маленькие машины, но большие эпохи.

Ездить на микролитражном ФИАТе не гнушались не только мамы с детьми, но и вполне взрослые мужики.

ЗАЗ-965. Маленькая машина большой страны

Наверно, не было ни одного двора, где не встретился бы "Запорожец". Была такая машина и во дворе моего детства. Владел ей немолодой таксист. Интересно, каково было ему пересаживаться с рабочей "Волги" на личный "Запор"? :-) За машиной владелец следил хорошо. Ни одного выходного не проходило, чтобы круглый лысоватый таксист не копался со своей машиной. Каждое лето в погожие деньки он выгонял ее на воздух и красил с помощью пылесоса всегда в один и тот же бледно-голубой цвет.
Так продолжалось до начала девяностых. Однажды таксист появился во дворе на кремовом "жигуле" "копейке". Заслуженный "горбытый" был выгнан из гаража и на несколько лет поселился под окнами дома. Внук таксиста периодически гонял по окрестностям на пожилом "запорожце". Красить его перестали и на неровных боках старого трудяги стала появляться ржавчина.
А потом они исчезли: и старый таксист, и его внук, и "Запорожец". Видимо, съехали на другой адрес. Гаражи несколько лет спустя снесли, и теперь ничего не напоминает о былых машинах и о их владельцах.

В реальной жизни увидеть ЗАЗ-965 и FIAT 600 рядом можно только на выставке. Никогда эти машины не трудились бок о бок, слишком далеки тогда были автомобильная Италия и автомобильный СССР

Текст, фотографии - phantomserge

© Железные призраки прошлого - 2012 г.

Дополнения или поправки на