Из чего состоит трамблер ваз 2109. Корректная работа трамблера на ВАЗ девятой модели — дело рук автовладельца

Корректная работа двигателя любого автомобиля полностью зависит от исправности системы зажигания. И это пустые декларативные заявления. Сейчас нам предстоит убедиться в том, как один маленький узел сможет повлиять на работу всего двигателя. Трамблер автомобилей ВАЗ второго поколения (восьмерки-десятки) не самое сложное устройство, но от его технического состояния зависит многое.

Трамблер в бесконтактной системе зажигания

Контактная система зажигания, которая установлена на допотопных классических моделях ВАЗ - образец итальянской надежности, стабильности и ремонтопригодности. Эта система (не в принципе система зажигания, а именно ВАЗовская) была разработана концерном Фиат в 1963 году и практически не изменялась на протяжении всей эпохи царствования классических Жигулей, вплоть до того момента, когда из ворот Ижевского завода не выкатили последнюю ВАЗ 2107. Хотя на последних семерках уже стояла бесконтактная система зажигания, особенных изменений она не претерпела.


На автомобилях семейства Самара - 2108, 2109, 2114, система зажигания бесконтактная. Что это значит и какие отличия ее от контактной системы? Вот они:

  • в трамблере ВАЗ 2109 отсутствует контактная группа;
  • работа бесконтактной системы зажигания управляется электроникой, а не одноклеточными электромагнитными реле;
  • корректировка угла опережения зажигания проводится другими методами;
  • бесконтактный трамблер ВАЗ 2109 более компактный, чем трамблеры классических ВАЗ.

Принцип работы системы зажигания и ее основные задачи не изменились с применением бесконтактной системы. Она стала проще в обслуживании, стала меньше зависеть от механического износа контактной группы, но больше - от качества электронных полупроводниковых комплектующих. Электронные блоки управления старых 2109 требуют обязательной проверки перед покупкой, поскольку качество отечественных радиокомпонентов не всегда может быть стабильным.

Назначение трамблера ВАЗ 2109

В любой системе зажигания, бесконтактной, или контактной, есть два контура - высоковольтный и низковольтный. Трамблер, распределитель зажигания, является как раз тем устройством, которое имеет дело как высоковольтной проводкой, так и с маловольтажной. Основная его задача - распределение высокого напряжения между в нужный момент и в определенном порядке.

Работает трамблер следующим образом - Высоковольтное напряжение генерируется в катушке зажигания методом электромагнитной индукции. По высоковольтному проводу оно подается на центральный контакт крышки распределителя. Контакт находится в постоянном взаимодействии в бегунком, который распределяет ток по четырем контактам, соответствующим свече в цилиндре. Бегунок находится в постоянном вращении и поочередно замыкает центральный контакт с контактами свечей. Ток поступает на свечи по проводам высокого напряжения в порядке, определенном очередностью работы цилиндров — 1-3-4-2. Бегунок приводится в движение приводным валом, который соединен с распредвалом.


Работа датчика холла и центробежного механизма

Устройство трамблера ВАЗ 2109 позволяет корректировать угол опережения зажигания во время работы двигателя. Это достигается за счет центробежного устройства, которое способно сдвигать бегунок при резком увеличении числа оборотов. Конструкция центробежного механизма аналогична тем, которые устанавливались на трамблеры с контактной системой зажигания.


Также в трамблере ВАЗ 2109 предусмотрен вакуумный корректор. Он работает следующим образом - при создании разрежения во впускном коллекторе, с которым соединен корректор, разряжение передается по трубке в камеру с резиновой диафрагмой. Диафрагма соединена с тягой, которая шарнирно крепится к пластинке, на которой расположен датчик холла. Именно этот датчик заменил контактную группу в трамблере и позволил сделать систему зажигания стабильнее. Вместе с пластиной датчик может сдвигаться, регулируя момент зажигания, увеличивая или уменьшая угол, в зависимости от интенсивности набора оборотов и от разрежения в коллекторе.

Трамблер Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099 (он же распределитель зажигания) — электромеханическое устройство системы зажигания автомобиля, предназначенное для подачи искры на свечу. Трамблер устанавливается только на карбюраторные модели автомобилей Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099, на инжекторных моделях трамблера нет. Принцип работы трамблера заключается в механическом замыкании контакта с катушки зажигания на высоковольтный провод соответствующего цилиндра в зависимости от положения распределительного вала. Вал распределителя зажигания приводится в движение от распределительного вала двигателя автомобиля. На валу трамблера установлен бегунок. Этот бегунок вращаясь и передает искру на высоковольтный провод соответствующего цилиндра Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099.

Устройство трамблера Ваз 2109
Также трамблер имеет два важных устройства, расположенных внутри него:
1) Датчик Холла.
2) Вакуум-корректор.
Датчик Холла — самый важный из всех датчиков карбюраторных моделей Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099.Давайте рассмотри устройство трамблера. Датчик Холла установлен внутри корпуса трамблера и отрабатывает на специальный барабанчик с прорезями. Сигналы с датчика Холла поступают на коммутатор и позволяют ему точно определить время коммутации катушки зажигания для формирования искры.
Вакуум-корректор соединен трубкой со впускным коллектором двигателя. В зависимости от разряжения в коллекторе диафрагма корректора регулирует угол опережения зажигания через специальный рычажок. Если двигатель работает на малых оборотах, разряжение слабое и нет необходимости в корректировке. Однако при больших оборотах двигателя возникает необходимость подавать искру немного раньше, именно для этой функции и предназначен вакуум-корректор.

Неисправности трамблера
1) Подгорание контактов крышки трамблера;
2) Выход из строя датчика Холла;
3) Подгорание и выход из строя бегунка.

4) Плохой контакт разъема датчика Холла.
При неисправностях трамблера Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099 машина либо совсем не заводится, либо заводится с трудом.

Проверка Трамблера Ваз 2109

Проверить работоспособность трамблера можно следующим образом:
а) Отсоединяем центральный провод трамблера, подносим его к массе и прокручивая двигатель смотри есть ли искра с катушки зажигания.
Если искры нет, то вариантов может быть много, один из них — выход из строя датчика Холла.
б) Если искра есть, то необходимо проверить по отдельности наличие искры на всех высоковольтных проводах на свечи.
в) Если искры с трамблера нет совсем, скорее всего вышел из строя бегунок. Также необходимо проверить целостность резистора на бегунке.
С помощью мультиметра замеряем его сопротивление, оно должно быть равно 1 кОм. Если мультиметр показывает мегаомы, либо вообще обрыв цепи,
значит резистор сгорел.
г)Если искра слабая, либо есть не на всех цилиндрах,берем мелкую наждачную бумагу, снимаем крышку трамблера, бегунок и чистим их контакты.

Стоимость.
Цена трамблера Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099 около 20 долларов. Ну как и всегда зависит от производителя и качества у одних немного дешевле — долларов 17-18, у других подороже — долларов 22-25. Но средняя цена на рынке 20 долларов.


Снятие-установка трамблера Ваз 2109.
Демонтаж-монтаж трамблера не представляет ничего сложного, есть только один важный момент, про который нельзя забывать. Перед снятием трамблера обязательно оставьте метки на корпусе как отрегулировано зажигание. Потому что, если ослабите гайки, а потом опомнитесь что не сделали метки, то все — поезд ушел, придется заново регулировать зажигание.


Ну и конечно запоминаем или помечаем как сидели высоковольтные провода, чтобы потом подключить их в правильной последовательности.
А так, помня про этот момент, ничего сложного: отсоединили высоковольтные провода, сняли шланг вакуум-корректора, отсоединили разъем датчика Холла,отсоединили крепеж тросика дроссельной заслонки, ослабили гайки крепления к двигателю и все, трамблер у Вас в руках.

Также следует иметь ввиду, что система зажигания Ваз 2109 — бесконтактная, то есть трамблер с классических моделей Ваз, имеющих контактную систему зажигания не подойдет для установки. В трамблерах классики отсутствует датчик Холла, там стоит конденсатор, настроенный в резонанс с катушкой зажигания.

Неисправный распределитель зажигания (трамблер) на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 может стать причиной целого ряда проблем в работе двигателя.



порядок присоединения проводов к крышке трамблера на ВАЗ 2108, 2109, 21099

— «пробита» крышка трамблера
Места «пробоя» обычно хорошо заметны в ходе визуального осмотра детали. Неисправная крышка дает возможность утечь части тока, что вызывает перебои в работе двигателя на разных режимах его работы от холостого хода до мощностных режимов, приемистость падает.

— окислились или разрушились контакты в крышке
Окислившиеся контакты можно зачистить и протереть уайт-спиритом. Крышку с разрушенными контактами стоит заменить. Одна из распространенных причин «троения» двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.

— разрушился или стерся контактный уголек в крышке трамблера
Двигатель не запускается или пускается с трудом. Необходимо заменить уголек или крышку целиком.


— «пробит» бегунок
Очень часто, из-за «пробитого» бегунка, становится невозможно запустить двигатель или он пускается и глохнет.

— вышел из строя помехоподавительный резистор в бегунке
Те же последствия. Заменяем резистор.


— неисправен датчик Холла
В этом случае двигатель не запускается.

— обломаны провода от датчика Холла к соединительной колодке
Следует провести .

— изношен верхний подшипник трамблера
В этом случае при установке момента зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 в луче стробоскопа метка на маховике не стоит на месте, а непрерывно скачет (причиной скачков также может быть также утечка тока через «пробитые» крышку и бегунок). Холостой ход не стабилен. Необходимо заменить валик с центробежным регулятором и подшипником или трамблер целиком.

— неисправен вакуумный регулятор опережения зажигания
Двигатель не тянет на подъем, снижается его мощность и приемистость, так как вакуумный регулятор делает угол опережения зажигания чуть пораньше на режимах нагрузки. Возможно, не герметичен корпус вакуумного регулятора, либо идущий к нему шланг от карбюратора, заедает его поворотная пластина. Необходимо устранить не герметичность и заедание пластины либо заменой неисправных деталей, либо заменить регулятор опережения зажигания (трамблер) в сборе.

— неисправен центробежный регулятор опережения зажигания
Падает мощность и приемистость двигателя. Может быть: ослабление или поломка пружин грузиков, потеряны демпферные колечки грузиков, заедание грузиков. Необходимо снять трамблер и устранить причины.

Примечания и дополнения

— Помимо всего следует проверить осевой люфт валика трамблера. Он должен составлять не более 0, 35 мм. Его величина регулируется подбором шайб под центробежным регулятором. Для этого будет необходимо снять и разобрать трамблер.

— При наличии сильного замасливания в корпусе трамблера следует заменить его сальник.

21. С помощью отвертки снимите две пружины грузиков со стоек. Чтобы не перепутать пружины при сборке, пометьте стойку, к которой крепится малая пружина.

22. Снимите ведомую пластину центробежного регулятора с экраном.

23. Грузики центробежного регулятора должны свободно поворачиваться на осях. В противном случае снимите стопорные кольца крепления грузиков.

24. Затем снимите оба грузика с осей. Прочистите отверстия грузиков и смажьте их консистентной смазкой. Замените валик, если он сильно изношен или имеет задиры.

25. Для замены датчика Холла отверните два винта крепления и снимите датчик Холла с опорной пластины.

ПРИМЕЧАНИЕ
На части распределителей зажигания датчик Холла крепится к опорной пластине с помощью заклепок. В этом случае датчик Холла заменяется в сборе с опорной пластиной.

26. Протрите снаружи и изнутри крышку трамблера. Замените крышку трамблера с трещинами, следами пробоя (очень тонкие трещины), сколами или сильно изношенными контактами. Контактный уголек должен свободно перемещаться внутри крышки трамблера. Если контактный уголек имеет сколы, трещины, сильно изношен или пружина уголька сломана, выньте его с пружиной из крышки трамблера и замените.
27. Соберите распределитель зажигания (трамблер) в обратном порядке, смазав предварительно втулки и валик тонким слоем моторного масла.

28. Перед установкой муфты установите бегунок наружным контактом в сторону контакта 1-го цилиндра в крышке.

29. Затем установите муфту на вал так, чтобы шипы муфты совпали с прорезями на распределительном валу при установленном в ВМТ поршне 1-го цилиндра.

Устройство трамблера его приведено. Нормальное функционирование трамблера - это залог стабильной работы двигателя внутреннего сгорания. Причиной является то, что при помощи распределителя выполняется подача искры на электроды свечей. Причем происходит это не только при движении автомобиля, но и в режиме холостого хода.

Для чего нужен трамблер

Крайне важно нормальное функционирование распределителя для идеальных динамических характеристик, когда двигатель быстро набирает обороты. Функция заключается в том, что с его помощью производится коррекция момента опережения зажигания. Другими словами, он выбирает правильный момент для подачи искры на электроды свечей. Причем зависит этот момент от определенных факторов, в число которых входят частота вращения коленчатого вала, нагрузка на двигатель, а также многие другие. Стоит также отметить, что необходимо правильно распределять искру по всем свечам. Это входит в задачи распределителя зажигания, то есть трамблера. Если двигатель на автомобиле ВАЗ 2109, устройство трамблера которого рассмотрено в статье, начинает дергаться, либо же с трудом это делает, то, скорее всего, необходим ремонт самого распределителя. Процесс этот несложный, образование автоэлектрика вам не нужно, достаточно придерживаться небольшой инструкции.

Конструкция трамблера


Это основной элемент всей системы зажигания. Необходим для того, чтобы регулировать контролировать и передавать электрические сигналы с низкой амплитудой от к электронному коммутатору. А также распределять высокое напряжение на свечи зажигания в строгой последовательности. Причем эта последовательность зависит от того, в каком цилиндре должен происходить такт воспламенения. На автомобиле ВАЗ 2109, устройство трамблера которого практически одинаково с одноименным узлом на «классике», устанавливается Контактные типы систем никогда не использовались на данной серии автомобилей. Они применялись на всех ранних моделях автомобилей ВАЗ. Но такая система ушла в небытие, так как у нее очень много недостатков. Основной заключается в наличии контактного прерывателя-распределителя. Функции этого механизма в бесконтактной системе зажигания перешли к датчику Холла. Стоит отметить, что работа обеих систем практически аналогична. Исключение составляют лишь конструкция прерывателя. Вот такое несложное устройство трамблера ВАЗ 2109. Карбюратор если находится в системе питания, то распределитель зажигания является основным элементом. Если же автомобиль инжекторный, то трамблер в нем отсутствует.

Особенности конструкции


Кроме того, устройство которого рассмотрено в статье ниже, включает в себя вакуумный и центробежный регуляторы опережения зажигания. Кроме них имеется еще несколько элементов, которые способствуют нормальной работе распределителя. Кроме вакуумного корректора, датчика Холла, центробежного регулятора имеется экран из пластика, который позволяет защитить внутреннюю поверхность распределителя от пыли и грязи. Бегунок, который фиксируется на роторе распределителя зажигания, имеет в своей конструкции постоянное сопротивление. Его значение - около 1 кОм. Также есть упорные и стопорные шайбы, несколько регулировочных, опорные пластинки и уплотнительные кольца. Все это собрано в едином алюминиевом корпусе. На одном краю произведено крепление крышки при помощи двух болтов. Из таких элементов состоит трамблер ВАЗ 2109, устройство, фото и конструкция которого приведены в статье.

Как определить, что сломан трамблер


Определить неисправность электронного распределителя зажигания довольно-таки просто. Начинает дергаться при движении автомобиль. Причем никаких других предпосылок нет. Другими словами, в баке находится качественное топливо, бензонасос в нормальном состоянии, карбюратор работает исправно. Двигатель начинает троить, когда набирает машина определенную скорость. Зачастую причиной этого является замасливание контактов, которые находятся на корпусе трамблера. Также двигатель может вовсе не заводиться. Возникает стук поршневых пальцев во время набора скорости. Если скорость набирается крайне медленно, увеличивается расход бензина, то налицо поломка распределителя зажигания или какого-либо его элемента. Может разрушиться крышка трамблера ВАЗ 2109.

Что может выйти из строя?


Причем наиболее часто прогорает бегунок, который распределяет высокое напряжение на электроды свечей. Также могут прогорать и контакты, расположенные непосредственно в пластиковой крышке. Если двигатель вообще не заводится, то не исключено, что разрушены центральные контакты в крышке распределителя ВАЗ 2109. Устройство трамблера таково, что никуда не деться без использования такого рода контактов. Также может выйти из строя непосредственно датчик Холла. Очень часто разбалтывается подшипник этого датчика либо же происходит его разрушение. Даже малейшая трещина в крышке распределителя зажигания может стать причиной того, что двигатель не заводится либо работает с перебоями. Вполне возможно, что штекер, к которому подключён датчик Холла, имеет очень плохой контакт.

Снятие распределителя


Это руководство вам потребуется в случае, если необходима замена трамблера ВАЗ 2109. Также чтобы произвести ремонт, необходимо снятие распределителя зажигания. Для этого сначала нужно отключить от аккумулятора минусовую клемму. Затем - отключить все бронепровода, идущие к крышке распределителя зажигания. Также отключается шланг, который идет от вакуумного корректора к карбюратору. После необходимо отсоединить кронштейн, который держит все провода. Для этого необходимо выкрутить гайку. Обратите внимание, что под ней имеется шайба, которую очень важно не потерять.

Установка распределителя


Обратите внимание, что на автомобиле ВАЗ 2109 установить трамблер можно только лишь в одном положении его ротора. Поэтому перед тем как снять трамблер на ВАЗ 2109 с распредвала, не нужно наносить никакие метки. Просто выкручиваете три гайки, которыми произведен крепеж корпуса к головке блока цилиндров. Но перед этим необходимо отключить штекер, которым проведено подключение датчика Холла к коммутатору.

Если вы не снимаете ремень газораспределения, а проводите работы только лишь с распределителем зажигания, то при установке трамблера не нужно выставлять коленчатый вал по меткам. Конструкция привода распределителя зажигания на «девятках», а также «восьмерках» и карбюраторных «десятках» отличается от той, которая применена в автомобилях классической серии. Распределитель невозможно поставить как-то не так, он становится в одном только положении. При этом контакт бегунка всегда будет находиться в том положении, в каком необходимо ему быть. О том, как выставить трамблер на ВАЗ 2109, много говорить не стоит. Главное - это верно выставить метки на распределительном и коленчатом валах.

Начало разборки трамблера


Сначала выкручиваете два болта, которые производят крепление крышки к корпусу распределителя. Затем вынимаете бегунок, потянув его вверх. Обратите внимание на его состояние, на нем не должно быть ни ржавчины, ни повреждений, ни следов износа, ни гари. При этом в своем обычном положении бегунок должен крепко прилегать к ротору трамблера. Хорошее прилегание обеспечивается при помощи небольшой пластинчатой пружины. В том случае, если произошло ослабление либо же она сломалась или деформировалась, необходимо полностью заменить весь бегунок. Стоимость этого элемента маленькая, не более 50 рублей, поэтому проблем с ним не возникнет. Обратите внимание, что все провода трамблера ВАЗ 2109 должны быть отключены от системы питания.

Проверка бегунка и дальнейший демонтаж


Чтобы удостовериться в целостности бегунка, необходимо произвести замер сопротивления, который находится между контактами из меди на нем. Сопротивление должно быть около 1 кОм. Далее необходимо демонтировать пластиковый экран для защиты от пыли. Затем достается клемма, при помощи которой передается низкое напряжение. Чтобы сделать это, необходимо выкрутить болт, которым она закреплена. Отверткой необходимо сжать держатель и вынуть провод. Затем выкручивается два болта, при помощи которых произведено крепление опорной пластины бесконтактного датчика Холла. После этого можно снять его. Вытаскивается стопорное кольцо, вполне возможно, что потребуется прикладывать большие усилия. Но можете не переживать, сломать этот узел вряд ли получится.

После нужно выкрутить два болта, которыми произведено крепление вакуумного корректора, без него работать не сможет трамблер ВАЗ 2109. Устройство его таково, что он производит изменение анализируя работу мотора. С помощью отвертки необходимо выдергивать тягу этого корректора с опорой на пластине.

Окончание разборки


После этого можно полностью снять с корпуса распределителя зажигания вакуумный корректор и выдернуть опорную пластину. В том случае, если имеются задиры, разрывы либо же присутствует чрезмерный износ на втулке, необходимо полностью произвести замену этого элемента. Далее необходимо демонтировать стопорное кольцо. После этого снимается шайба, которая находится непосредственно за ним на валике распределителя зажигания. Штифт, который крепит муфту, прижимается при помощи пружинного кольца. Его необходимо обязательно снимать. В том случае, если кольцо для уплотнения имеет износ либо стало твердым, а то и вовсе порвалось, меняйте его на новое. Для выбивания штифта из муфты необходимо взять хотя бы небольшой гвоздь, а лучше - тонкую выколотку. Затем произведите демонтаж пластины на центробежном регуляторе. Проконтролируйте, как происходит вращение грузиков этого регулятора на осях. Если оно тяжелое, то необходимо снять стопорные кольца и эти грузики. Тщательно прочистить в нем все отверстия и произвести смазку.


Если вам необходимо заменить датчик-прерыватель, то нужно открутить два болта, которыми произведено его крепление, после чего снять его с опорной пластинки. Обратите внимание, что в некоторых распределителях зажигания крепление датчика может осуществляться с помощью заклепок. В таком случае замена этого элемента должна производиться совместно с пластиной, на которой он расположен. Вот как снять трамблер на ВАЗ 2109, а также провести его полную разборку. Сборка производится в обратном порядке.