Молибденовое масло для двигателя. Молибденовая присадка в автомобильный двигатель. Молибденовые присадки наделены такими свойствами

Молибденовая присадка для мотора вызывает споры среди автомобилистов. Кто-то полагает, что дисульфид молибдена имеет одни плюсы, делает лучше функционирование движка. Иные водители считают, что данная добавка снижает эксплуатационный период силового агрегата.

Так как на самом деле работают молибденовые присадки, которая добавляется в моторное масло?

Плюсы присадки

Требования к выхлопам, выбрасываемым в атмосферу, и расходу топлива делаются все жестче. Они относятся к изготовителям как автомасел, так и машин. Для восстановления антифрикционных слоев в участках с нарушенной смазочной пленочкой применяют дисульфид молибдена, располагающий следующими свойствами:

  • минимизирует количество задиров в двигателе;
  • улучшает смазывание движка;
  • уменьшает изнашивание.

Задиры в цилиндре двигателя

Подобные присадки присутствуют во множестве смазок, производимых сегодня. Органический молибден хорошо взаимодействует с серой. Это дает ему возможность надежно закрепиться на поршне либо иной двигающейся части, которой требуется качественное смазывание.

Известно, что присадки в масло на основе молибдена уменьшают трение соприкасающихся запчастей. Благодаря этому изнашивание мотора значительно снижается. Ремонтировать движок нужно намного реже.

Эффект молибденового дисульфида

Присадка с молибденом не осаждается на моторных деталях. Она формирует тонкую пленочку, которая не переполняет зазоры, не нарушает циркуляцию смазки. Пленка образуется лишь в том случае, если регулярно использовать, к примеру, присадку Ликви Моли с молибденом. Когда автомобилист перестает использовать порошок и начинает лить обычное автомасло, пленочка подвергается износу. Из-за этого увеличивается число задиров и изнашивание мотора.

Выпускаемые сегодня моторные смазки хорошо противостоят задирам и износу. Благодаря автомобильным присадкам Liqui Moly, «Хадо», «Маннол» можно формировать повторные антиударные слои.


Присадка ликви-моли

Кроме обычных водителей, добавки Liqui Moly используются:

  • в производстве, осуществляемом в высокотемпературных условиях;
  • для смазывания различных материалов;
  • для увеличения плотности пластических веществ.

Минусы присадки

Соответственно с результатами множества исследований, добавку Liqui Moly можно эффективно применять в производственных агрегатах. Если движок часто работает на высоких оборотах, частички молибдена могут проникнуть в поршневые кольца.

При постоянном функционировании в высокотемпературных условиях продукты сгорания оседают на поршнях. Двигатель начинает функционировать не так, как раньше. Появляются газовые порывы, повышается термонагрузка и, следовательно, число отложений. Ввиду этого некоторые автоизготовители не советуют использовать добавки. Как быть, если автомобилист хочет уменьшить трение в движке?

Можно использовать сложную эфирную синтетику, которая схожа по физическим характеристикам с касторкой. Для чего она нужна и что дает? Ее применение повышает адгезию, улучшает смазывание посредством формирования тонкой и прочной пленочки. Основным плюсом смазок, содержащих эфирную синтетику, считается термоустойчивость. Стоит упомянуть, что для увеличения эксплуатационного периода моторов военной техники нередко используют молибденовые добавки.


Нагарные отложения от масла и присадок

Сегодня масла заключают в себе немалое количество кальция. Он не позволяет молибденовым частицам оседать на поверхности деталей, ввиду этого появляются большие молекулы, которые собираются на маслофильтре. Утрата кальциевых элементов является одной из причин загрязнения силового агрегата. Ввиду этого если автомобилист желает применить молибденовую добавку, он должен заливать в мотор нефтепродукт с увеличенным содержанием кальция. Подобных автомасел, к сожалению, пока что не существует.

Если вы «даете» своему мотору молибденовую добавку, не забывайте своевременно заменять смазку. Долго ездить на старом автомасле не выйдет. Характеристики масла при использовании присадки сильно уменьшаются. Если в движок попадет влага, детали из металла быстро износятся и значительно деформируются.

Триботехнические средства

Как утверждают изготовители триботехнических средств, их продукты не считаются добавкой. Они действуют, создавая пару «трение-смазка». Формируется молекулярный смазывающий слой, который предотвращает изнашивание работающих моторных запчастей. Данные средства «дают» движку вместе со смазочной жидкостью.

Когда формируется пленочка, происходит следующее:

  • абразивные частицы, которые находятся в триботехническом средстве, выполняют очистку мотора;
  • образуется защитный слой;
  • меняется толщина, пористость, иные физические характеристики защитного слоя. Гидродинамика мотора улучшается.

Эксперты полагают, что триботехнические продукты оптимальны для разных движков, позволяют им работать в жестких условиях, при масляном голодании. Кроме того, если «дать» силовому агрегату такое средство, он будет работать мощнее примерно на десять процентов.

Водители должны помнить о нужном правиле, а именно: если не соблюдать инструкцию, прилагающуюся к триботехническому составу, движок может быть поврежден. Изготовители также утверждают, что такая продукция снижает затраты топлива. Лучше всего «давать» подобные средства моторам новых авто.

Так зачем же применять подобные средства? Можно ли обойтись без всех этих дисульфидов и диоксидов? Ответ – да, можно, если вы используется высококачественную смазочную жидкость. Она уже заключает в себе все необходимые присадки, которые значительно улучшают функционирование двигателя, продлевают его эксплуатационный период. Помните, что при неверном использовании добавки могут навредить мотору. Поэтому внимательно читайте инструкцию, прилагающуюся к присадочному средству. Так вы избежите лишних проблем, связанных с эксплуатацией силового агрегата.

Молибденовая присадка является предметом множественных споров. Автомобилисты часто видят подобные добавки на прилавках автомагазинов. Разумеется, консультанты рекламируют их, как лучшую добавку, увеличивающую моторесурс и решающую многие проблемы с мотором. В действительности молибденовая присадка не так хороша, как о ней вам могут рассказывать, но мы поможем во всем разобраться.

Как функционируют присадки?

Среди самых распространенных присадок для двигателей можно выделить молибденовые. Кроме того, в продаже можно найти моторные масла многих брендов, отличающиеся от аналогов содержанием молибдена в составе. По словам производителей таких смазочных составов, они еще более эффективно защищают мотор за счет сбалансированного комплекта присадок в составе, в том числе молибдена.

В реальной жизни все автомобилисты и автомеханики делятся на две категории. Одних в полной мере устраивает присадка на основе молибдена, а также они пользуются молибденовыми маслами. Они отмечают снижение шумности работы мотора и увеличение моторесурса. Другие автомобилисты и механики рекомендуют никогда не заливать эти составы в мотор по многим причинам, о которых будет рассказано далее.

Принцип действия молибдена

Когда дисульфид молибдена полностью стабилизируется в смазочном составе, он не оседает на поверхностях деталей мотора или гидрокомпенсаторов. При этом формируется тончайшая пленка, которая не увеличивает зазоры и не нарушает циркуляцию масла в системе. Формирование этой пленки не бесконечно – процесс завершается, когда интенсивность изнашивания и наращивания пленки примерно выравниваются друг относительно друга.

Такое происходит из-за постоянного применения молибденовых присадок для моторного масла или при работе мотора на масле с содержанием молибдена. После прекращения использования молибдена и возврата на обычной масло сформированная молибденом пленка начнет стираться и вероятность появления задиров повысится, а детали начнут активнее изнашиваться.

Современные хорошие масла имеют в своем составе противозадирные присадки и обладают износостойкими свойствами. Добавки дисульфида молибдена в масла (в том числе на основе лития) могут образовывать противоударные слои повторно.

Молибденовые присадки применяются не только в качестве добавок для масел, но и для решения других задач, а именно:

  • на производствах, требующих выдерживания воздействия температур до 400 градусов;
  • при смазывании определенных производственных материалов;
  • в качестве добавок в пластические массы, чтобы повысить их плотность.

Чем же плохи молибденовые добавки?

Присадки с молибденом, предназначенные для моторных масел и образующиеся за счет них слои на металлических деталях, уменьшают степень трения. Тесты доказывают, что подобные добавки для масел эффективно работают в разных промышленных агрегатах типа редукторов или лебедок с цилиндрическими зубьями. В случае с высокооборотистыми бензиновыми моторами все не так однозначно.

Моторное масло, в составе которого есть дисульфид молибдена, представляет собой физическую, а не химическую смесь. Фракции твердых частичек достаточно большие, а при работе мотора они проникают не только на трущиеся поверхности, но и в нежелательные места – к поршневым кольцам.

В паре цилиндра и компрессионного кольца нет нагрузок, превышающих порог сваривания и задиров, а скорости остаются на уровне, при котором антифрикционные качества дисульфида проигрывают граничному слою минерального масла без посторонних включений.

Масла с дисульфидом молибдена под воздействием высоких температур зачастую приводят к закоксовыванию или отложению продуктов сгорания на кольцах. Это негативно сказывается на работе цилиндропоршневой группы. В результате этого возникает прорыв газов в масло через поршневые кольца, а это приводит к высокотемпературным нагрузкам и появлению большого количества отложений. Данным фактом объясняется, почему моторные масла с молибденом не рекомендованы серьезными автопроизводителями.

Снижения коэффициента трения сегодня можно достичь с помощью особых синтетических добавок, а не молибденом. Например, существуют эстеры – продукты, сравнимые с касторовым маслом. В последние годы его частично используют даже в гоночных машинах. У эстеров высокая адгезионная способности и они формируют прочную смазочную пленку. К преимуществам синтетических масел относят их хорошую термическую стабильность.

Другие аргументы против молибдена

В составе многих моторных масел присутствует такие присадки, как дисульфид молибдена и тефлон. Удельный вес первого составляет пять единиц и у него хорошая структура для смазывания. Молекулы молибдена движутся относительно друг друга, подобно листам бумаги. Графит обладает круглой формой, а у молибдена она пластинчатая. Применение молибдена могло бы быть оправдано, если бы в мотор заливались примитивные масла без присадок с моющими свойствами.

В Германии во Вторую мировую дисульфид молибдена применяли в танковых войсках. При утечке масла мотор мог некоторое время функционировать за счет молибденовых отложений. Военный США при вьетнамской войне смазывали молибденовыми составами вертолетные трансмиссии, что обеспечивало возможность аварийной посадки.

Современные моторные жидкости содержат кальций. Кальциевые присадки способны на реакции и атакуют молибден до соприкосновения с металлом. Это приводит к формированию крупных молекул, оседающих в фильтре. Если бы в маслах не было кальция и к чистоте мотора не предъявляли такие высокие требования, дисульфид молибдена по сей день пользовался бы высоким спросом. При его применении истрачиваются кальциевые присадки, которые поддерживают мотор в чистоте. Также их применение приводит к засорению фильтра и загрязнению мотора.

Например, молибденовые присадки от производителя Ликви Моли можно с успехом использовать в старых отечественных маслах невысокого качеств, в которых нет кальция и цинка. Маркетологи Ликви Моли оперируют старой информацией, не заостряя внимание клиентов на том, что современные масла имеют хорошие пакеты присадок. Следовательно, они практически обманывают клиентов.

Стоит ли использовать молибденовые присадки?

Несмотря на то, что молибденовые присадки в масло обладают определенными преимуществами, они не так хороши. Дисульфид молибдена действительно считаются неплохими модификаторами трения и выдерживают высокие нагрузки в узлах трения, однако заливать подобные добавки в мотор все же не следует.

Также иногда специалисты отмечают, что в развитых странах производство масел с присадками на основе молибдена облагаются налогами. Если изучить допуски производителей, указываемые присадки не проходят лицензирования. Дело в том, что после их применения параметр сульфатной зольности перестает соответствовать нормам.

С учетом всего этого можно сделать вывод, что при использовании современных масел присадки с молибденом совершенно бесполезны. В хороших смазочных составах уже есть все необходимые компоненты, а молибден может только навредить мотору.

Бывает ли машинное масло с молибденом? Ответ утвердительный – в составе современных смазочных материалов зачастую присутствует такое вещество. Молибден – это вещество преимущественно светло-серого цвета, которое часто находит основное применение в промышленности и металлургии. Элемент обладает сильной жароустойчивостью и противодействует коррозии, обладает хорошей вязкостью. Такие характеристики привлекли к нему внимание производителей автомасел, и его стали весьма широко использовать в составе смазочных материалов. Наверное, для людей, плохо разбирающихся в химии, это название мало что скажет, однако автомобилистам приходится решать дилемму, которую можно сформулировать так: применять ли моторное масло, в составе которого находится молибден?

Масло с молибденом имеет самый широкий состав присадок нужных для устойчивой работы двигателя.

Краткая характеристика элемента

Многие современные автомобильные масла имеют в своем составе соединения дисульфида молибдена. Оценки влияния средства на топливно-перерабатывающую систему транспортного средства абсолютно противоположные – от восторженных до весьма сдержанных и отрицательных. Разница в оценках объясняется тем, что на разные марки и модели вещество влияет по-разному. До сих пор весьма сложно определить, в каких типах двигателей случаются дефекты из-за молибдена, а в каких – нет.

Вернуться к оглавлению

Как работает молибден?

Система действия вещества MoS2 в моторном масле на самом деле очень похожа на то, как действуют графитовые частицы. Молибденовое вещество основывается на графитовой пластинчатой платформе. В состав соединения входят один атом молибдена и два атома серы, которые образуют очень сильную связь. Соединение серы с молибденом на самом деле весьма крепкое. Размеры атомов серы примерно одинаковы с размерами атомов металлов, что придает объединенной смеси хорошие защитные функции. Причем без молибдена такой гармонии не получилось бы.

Стоит отметить, что средство имеет антифрикционную функцию. На сегодняшний день почти все производители масел заливают в состав своего разнообразного продукта такие антифрикционные соединения. В их число входят графит, эстеры, керамика и т.д.

Вернуться к оглавлению

Как влияет молибден?

Молибден обладает сильной жароустойчивостью и противодействует коррозии, обладает хорошей вязкостью.

Так как же все-таки интересующее автолюбителей средство влияет на моторное масло и весь смазочный процесс? Продукт с составом дисульфида молибдена создавался с соблюдением высочайших требований к изготовителям технических деталей и самих смазочных материалов. Среди преимуществ, которые вместе с приобретенным продуктом получает автовладелец, есть очень полезные:

  1. Использование модификаторов трения, помогающие создавать антифрикционные соки, соединения которых, находясь в зонах нарушения маслянистой пленки, придают масляному элементу энергосберегающие характеристики.
  2. Дисульфид молибдена обладает противозадирными качествами, препятствуют износу оборудования.
  3. Применение специальных модификаторов, стимулирующих трение, создает условия для появления антифрикционных барьеров в зоне разрывов масляной пленки. Все это придает им энергосберегающие свойства.
  4. Уменьшается процесс трения и перегрев металлических деталей.

Сами молекулы серы образуют слишком слабое соединение, поэтому, сливаясь в соединение MoS2, два элемента образуют очень мощную связку. При добавлении элемента в смазочную жидкость металлические поверхности просто покрываются определенными слоями, имеющими защитную функцию. Молекулы относительно быстро движутся друг от друга. В итоге исключается прямой контакт металла с другим металлом.

Вещество имеет очень малую долю в смазке. Учитывая рабочие зазоры в области двигателя, оно никак не может нарушить рабочий процесс. Современное масло с молибденом имеет самый широкий состав присадок. Они позволяют дисульфиду молибдена создавать еще один смазочный слой. Этот слой вступает в действие, когда стандартная смазка теряет свои эксплуатационные свойства. Присадки вещества дисульфида молибдена сегодня выпускаются как отдельный продукт автохимии. Эти соединения можно добавить в специализированное масло, улучшив его свойства. Молибденовые элементы могут работать там, где не работает обычная смазка – во время воздействия высоких или низких температур. Соединение серы и молибдена способно функционировать при температуре в 400 градусов по Цельсию. Присадка годится для эксплуатации при других экстремальных ситуациях. Смазка, содержащая дисульфид молибдена, отлично подходит для применения на точной механике и как присадка для работы в пластических материалах.

Вернуться к оглавлению

Скептические оценки

Молибденовые элементы могут работать там, где не работает обычная смазка – во время воздействия высоких или низких температур.

Чтобы быть максимально объективным, надо отметить, что у средства есть и обратная сторона. Она проявляется не всегда, но некоторые автолюбители весьма сдержанно оценивают масло с примесью дисульфида молибдена:

  1. Существует мнение, что молибденовые элементы лучше подходят для больших и очень больших двигательных агрегатов. Для мощных бензиновых устройств они не годятся. Ведь на самом деле моторное масло с добавлением дисульфидом молибдена – это не стандартное соединение элементов, вступающих в химическую реакцию, а, напротив, физическая смесь. Размеры частиц соединения очень велики, они попадают не только в необходимые зоны трения, но и куда не следует, к примеру, в область поршневых колец.
  2. Смазочный материал, содержащий в своем составе молибденовые элементы, при довольно высоких температурах усиливает коксование или отложение сгоревших продуктов. Это, в свою очередь, ведет к повреждению в области цилиндра и поршня. За этим почти всегда идет всплеск активности газов, попадающих в масло путем проникновения через зону поршневых колец. Все это неминуемо влечет за собой термические нагрузки, технические неисправности и ремонт. Этот факт во многом объясняет, почему дисульфид молибдена весьма сдержанно рекомендуется некоторыми автомобильными концернами.
  3. Уменьшение процесса трения на самом деле возможно лишь при применении ряда базовых синтетических веществ. Речь идет о так называемых эфирах, сделанных из синтетических материалов, очень сильнодействующих веществ, которые по своим свойствам почти одинаковы с касторовым маслом. Они чаще стали применяться на гоночных агрегатах, имеют адгезионное свойство, обладают высокой термической функцией. Скептики считают, что именно эти синтетические добавки дают оптимальное трение, а не сульфид молибдена.
  4. Современные масла содержат слишком много кальция. Кальций вступает в очень жесткую и агрессивную реакцию с дисульфидом молибдена, причем до того, как его элементы осядут на металлических поверхностях.

В итоге скептики приходят к выводу, что есть две наиболее важные причины, почему масло с молибденом на сегодняшний день не является уж слишком удачным выбором:

  1. Слишком высокие требования к чистоте смазочного материала. Молибден хорош в работе как раз в несильно очищенном масле.
  2. Наличие кальция, слишком враждебного элемента по отношению к дисульфиду молибдена.

Если бы не эти два фактора, молибден и по сей день был бы отличной присадкой к смазывающему материалу.

Внимательно оценив положительные и отрицательные оценки товара, все его плюсы и минусы, автолюбитель должен сам принять решение – приобретать этот продукт или нет. Ведь речь идет о технической исправности автомобиля. Дисульфид молибдена может служить как причиной появления дефектов, так и надежной защитой для топливно-распределительной системы автомобиля. Считается, что молекулы дисульфида молибдена были бы хороши в применении в наше время без присутствия различных моющих присадок. В качестве аргумента приводится тот факт, что в 40-е годы, во время Второй Мировой войны, средство использовалось как смазочный материал в танковых частях. Если происходила экстремальная утечка масла, двигатель мог определенное время работать благодаря молибденовым соединениям. В военной технике масла не имели моющих добавок. Из этого, однако, делается вывод, что это их сильный недостаток в их гражданском применении, где постоянно используются моющие средства.

Автомобиль - это уже не роскошь, а средство передвижения. Причем ассортимент этой продукции время от времени расширяется новинками. Следовательно, рынок автозапчастей тоже пополняется новыми деталями и расходными материалами, к которым относится моторное масло. Составы таких масел играют важную роль, поскольку оказывают непосредственное влияние на некоторые узлы и агрегаты автомобиля, позволяя им работать как можно дольше. Ассортимент этого продукта довольно широк и среди всех смазочных материалов особого внимания удостаивается масло с молибденом.

Вокруг средства, в котором содержится дисульфид молибдена, ходит множество споров. Нам как сторонним наблюдателям стоит выяснить, на чем основывают свои подозрения противники, и чем масло привлекает своих почитателей.

Два лагеря - сторонники и противники

Народ в отношении сразу разделился на два лагеря. Одним оно не по вкусу, другие наоборот его хвалят и чуть ли не воспевают оды. Обычно сторонники опираются на факты научных исследований лабораторий. Выводы противников базируются на своих источниках, в качестве которых обычно выступает какой-нибудь «авторитетный» консультант автомагазина с ограниченными знаниями, но с большим желанием что-либо продать. Также они придают значение советам от малограмотного механика любителя.

Официальным учреждениям в этом плане верить хочется больше. Но не будем забегать далеко вперед и начнем, так сказать, свое расследование касательно того, что за продукт такой - масло с молибденом.

Дисульфид молибдена

Прежде всего, стоит разобраться, что это за зверь такой. Молекула дисульфида молибдена представляет собой соединение одного атома металла с двумя атомами серы - MoS 2 . Серебристо-черное вещество встречается в природе как минерал молибденит, что является основной рудой для молибдена. Добывается при помощи разных методик:

  • открытый способ;
  • метод бокового обрушения.

Как смазывающий материал соединение знакомо людям еще с XVI века. Внешний вид MoS 2 напоминает графит, поэтому дисульфид молибдена до самого XVIII века не могли отличить от него.

Соединение MoS 2 имеет гексагональную кристаллическую решетку и обладает отличной адгезией по отношению к металлическим поверхностям. Путем полирования или распыления материал наносится на поршни, подшипники, клапаны.

Применение дисульфида молибдена актуально для систем, которые работают в условиях малого содержания O 2 . Помимо этого, его можно использовать и при повышенных температурах с включением кислорода.

Небольшая историческая справка

Любой владелец транспортного средства, вне зависимости от того сколько оно стоит, всегда задавался вопросом, какое масло лучше подойдет для его автомобиля. Также важно знать, с какой периодичностью менять смазочный материал. И в процессе выбора наталкивался на такое средство, как масло с молибденом. А возможно, кто-либо и вовсе не слышал про этот автомобильный продукт.

На самом деле соединение MoS 2 стали применять еще с 50-х годов, поначалу в самолетостроении. Жидкость, в которой присутствовал дисперсионный порошок (разновидность дисульфида молибдена), добавлялась в масло. Полученный смазочный материал заливался в авиационные двигатели американских истребителей военного назначения.

Это делалось с целью сохранности работоспособности двигателя при пробое картера и потери масла. В случае возникновения такой аварийной ситуации у пилота в запасе было какое-то время, чтобы долететь до ближайшего аэродрома. Все это осуществимо за счет уникальных смазывающих свойств присадки.

Предприимчивый немец

В 1955 году предприимчивый гражданин Германии по имени Ханс Хенле выкупил право пользования маркой Liqui Moly и патент присадки с использованием дисульфида молибдена. До этого под данным названием продавалась как раз описанная выше смазочная жидкость.

Спустя два года в городе Ульм основалась компания под названием Liqui Moly GmbH, именно ей своим рождением обязано масло с молибденом. С этого момента компания наладила производство присадки в моторное масло. Первое время на рынок поставлялись все продукты, в которых присутствовало соединение MoS 2:

  • Kfz-1 - для присадок моторного масла;
  • Kfz-2 - для присадок трансмиссионного масла;
  • Kfz-3 - для производства универсальной смазки;
  • Kfz-4 - для монтажных паст.

В настоящее время компания имеет богатый ассортимент продукции, поставляемый на автомобильные рынки практически всех стран мира. При этом на территории Германии марка Liqui Moly признана лучшей и удостоилась награды «Лучший бренд в категории смазочных материалов» согласно многим немецким журналам.

Уникальные свойства

Молибденит помимо автомобилестроения получил широкое распространение и в металлургии при производстве легированных сталей. Соединение за счет своих химических свойств не растворяется в жидкой среде. Поэтому специалистами Liqui Moly дисульфид молибдена в моторное масло вводится по специальной технологии, которая представляет собой настоящие достижение компании.

Дисульфид молибдена измельчается до микрочастиц, а затем смешивается с маслом. Однако они не выпадают в осадок, а всегда находятся во взвешенном состоянии. И тут противники заявили бы, что эти частицы будут забивать масляные фильтры! Однако такое предположение в корне неверно, так как размер микрочастиц MoS 2 намного меньше пропускных отверстий любого фильтрующего элемента. В связи с чем, зона контакта трущихся поверхностей деталей всегда находится под надежной защитой.

Свои свойства моторная присадка не теряет даже при высоких показателях температуры и давления. Помимо двигателя, защищают и другие агрегаты автомобиля:

  • основную коробку переключения передач;
  • раздаточную коробку;
  • планетарный механизм заднего моста;
  • ШРУСы.

Для планетарных и шестеренчатых передач характерны менее экстремальные условия работы, у двигателя они больше во много раз. Однако и в этих механизмах есть свои особенности - так называемое пятно контакта, где сосредотачивается большое давление. Поэтому использование масла с дисульфидом молибдена с целью существенно снизить коэффициент трения, более чем оправдано.

Военное назначение

Применение дисульфида молибдена в ранние годы носило военный характер. Дело в том, что во время вьетнамского конфликта средство использовалось для смазки оружия. Благодаря дисульфиду молибдена пуля легко проходила внутри ствола и меньше деформировалась. А ее баллистические свойства существенно улучшались, что благоприятно сказывалось на точности.

Американские летчики добавляли молибденовые присадки в трансмиссию вертолетов. Это позволяло при получении повреждений не упасть сразу же камнем, а долететь до базы на ремонт и за пополнением боекомплекта.

Теперь же дисульфидом молибдена покрываются сами пули в процессе их производства.

Преимущества масел

Уникальные свойства соединения MoS 2 наделяют превосходными качествами производимые моторные масла с молибденом. Отзывы это лишний раз подтверждают. Во многом это достигается за счет строения кристаллической решетки, которая состоит из одинаковых по размеру атомов серы и молибдена. Пленка между трущимися поверхностями создается настолько прочной, что ни высокая температура (300-400°C), ни большое давление не смогут ее разрушить.

Эффективность работы моторного масла можно почувствовать практически моментально после его заливки в двигатель. Механические потери снижаются, что отражается в перемене тональности звука силовой установки.

В настоящее время одним из поставщиков на автомобильные рынки многих стран мира является известный уже бренд Liqui Moly. Американским институтом нефти подтверждено высокое качество выпускаемой компанией продукции, которое соответствует высоким стандартам по энергосбережению - API EC.

Это означает, что экономия топлива может составить до 1,5% при умеренном движении автомобиля на прогретом двигателе. В условиях городского движения и при первом пуске мотора процент может быть еще больше.

Как действует масло?

Современный автомобиль содержит узлы и агрегаты, в которых немалое количество трущихся деталей. По этой причине они нуждаются в своевременной смазке. А поскольку двигатель работает от сгорания топлива, то трение сопровождается воздействием высокой температуры. Задача любой смазки заключается в снижении силы трения. С ней хорошо справляется моторное масло с молибденом, и отзывы многих владельцев показывают, как изменилось поведение автомобиля в лучшую сторону.

Трущиеся поверхности только с первого взгляда кажутся идеально гладкими. На деле они имеют некоторую степень шероховатости, просто она измеряется микроскопическими единицами. При касании моторного масла трущихся поверхностей, оно создает на их шероховатостях микроскопический слой пленки, за счет которой и снижается трение. Тонкий слой постоянно обновляется за счет непрерывной подачи смазки давлением. К слову сказать, те же качества у потенциального конкурента - моторного масла "Манол Молибден".

А так как масло содержит взвешенные твердые частички, хоть и очень маленького размера, то смысл всего сразу понятен. Если все эти микроскопические неровности и поры закрыть каким-нибудь твердым наполнителем, то поверхность станет более гладкой. В результате трение уменьшается, что, в свою очередь, приводит к снижению износа деталей.

Общественное мнение

Большинство опытных водителей и специалистов СТО отмечают положительные тенденции в работе моторного масла с молибденовой присадкой. В частности тихая и мягкая работа двигателя. Кроме того, количество расходного материала за все время пользования остается неизменным. Иногда молибден в моторном масле может привести хоть к несущественному, но увеличению компрессии в цилиндрах, что официально зарегистрировано.

Molibden Benzin

Однако всемирно известный производитель Liqui Moly не единственный, кто производит высококачественные моторные масла. С недавнего времени уже не избежать достойной конкуренции в лице нефтяного концерна "Маннол". На суд потребителей был выпущен продукт под названием Molibden Benzin 10W40.

Полусинтетический смазочный материал изготовлен для двигателей, работающих на бензине. Характерной особенностью можно считать полную адаптацию к городским дорожным условиям в режиме «старт-стоп». Продукция прошла тестирование и в целом показала себя с наилучшей стороны. Как отмечают многие Молибден Бензин" по своим характеристикам не уступает продукции Liqui Moly. Но это не значит, что оно превосходит предыдущий товар. Ведь, как показывают другие отзывы, моторное масло "Молибден Бензин" не превосходит аналог по качеству. В этом они держатся на равных.

Есть одна важная оговорка - масло необходимо заменять через каждые 7000 км пробега. В противном случае неизбежно возникнет окислительная реакция, что негативным образом влияет на работоспособность двигателя.

Практически каждый автолюбитель слышал о различных присадках в двигатель, которые изменяют и улучшают свойства моторного масла, создают защитный слой на деталях, уменьшают трение и износ. Как обещают производители, после использования таких продуктов двигатель становится чище, увеличивается , происходит снижение шума во время работы мотора, снижение трения обеспечивает экономию топлива и т.д.

Отметим, что среди наиболее известных и распространенных составов отмечена молибденовая присадка в двигатель. Еще в продаже имеются и моторные масла различных брендов, которые отличаются от аналогов тем, что сразу имеют в своем составе молибден. По заверениям изготовителей такое моторное масло с молибденом является смазочной жидкостью, которая наилучшим образом защищает двигатель благодаря сбалансированному пакету присадок в комплексе с молибденовой добавкой.

Однако на практике воители разделились на два лагеря. Одни полностью довольны присадкой с молибденом и молибденовыми маслами, отмечают заявленные плюсы в виде увеличенного ресурса, снижения шума во время работы двигателя и т.д. С другой стороны, некоторые автолюбители и опытные механики настоятельно не рекомендуют использовать такие молибденовые масла и отдельные присадки с молибденом по целому ряду причин.

В этой статье мы поговорим о том, как работает присадка в двигатель молибден, какие преимущества обеспечивает использование такой добавки, а также какой вред молибден может причинить двигателю и в каких случаях.

Читайте в этой статье

Немного истории

Защитные свойства дисульфида молибдена (MoS2) известны давно. Еще во время Второй мировой войны немцы активно использовали эту добавку в масло на своей технике. Особенно такая смазка прижилась на танках.

В случае повреждений танкового двигателя и утечки масла силовой агрегат был способен некоторое время дальше работать благодаря молибденовому защитному слою. Это нередко позволяло выйти из боя и добраться до места ремонта своим ходом.

Также американские военные использовали масло с молибденом в различных агрегатах и узлах. Например, подобные смазки применялись для вертолетов во время Вьетнамской войны. Если возникала аварийная протечка масла, поврежденный агрегат продолжал работать без масла, позволяя пилоту оставаться в воздухе и выиграть время, чтобы посадить машину.

Дисульфид молибдена в двигатель и масла с органическим молибденом

Казалось бы, средство имеет сплошные плюсы. Однако после применения масел и присадок с молибденом сегодня можно столкнуться как с положительными отзывами, так и с отрицательными. Давайте подробнее разбираться, что представляет собой указанная добавка.

Начнем с того, что молибденовые присадки можно разделить на два типа:

  • присадки с дисульфидом молибдена;
  • добавки с органическим молибденом;

Дисульфид молибдена в составе смазки образует на металлических поверхностях деталей особый защитный слой, который снижает трение. Многочисленные опыты и практическая эксплуатация подтвердили однозначную эффективность такой добавки в различных агрегатах (редукторы, лебедки и т.д.)

Идем далее. С учетом постоянно растущих требований к маслам производители добавляют в свои продукты различные антифрикционные пакеты компонентов для повышения энергоэффективности смазок и улучшения защиты от износа.

Указанные добавки могут быть жидкими или твердыми, в состав могут входить эстеры, молибденовые добавки, керамические компоненты или графит. Молибден является давно и хорошо известной противозадирной и противоизносной присадкой в моторное масло, похож по принципу действия на графитовые компоненты, имеет слоистую пластинчатую структуру.

Если точнее, молекулярная структура дисульфида молибдена представляет собой прочную связь 1 атома молибдена с 2 атомами серы. Атомы серы по размеру приближены к атомам металла. В результате сера обеспечивает высокие адгезионные свойства, прикрепляясь к поверхности нагруженных деталей.

Итак, связь серы и молекул молибдена прочная, а соединение между молекулами серы слабое. В результате получается, что трущиеся поверхности активно покрываются защитным слоем из молекул молибдена, при этом указанные молекулы свободно скользят по отношению друг к другу.

В итоге металлические поверхности не контактируют между собой, исключается трение и перегрев, уменьшается износ деталей. Также молибден в составе масла стабилен, то есть постоянно находится во взвешенном состоянии, не оседая на поверхностях. Еще образуемая молибденовая пленка отличается малой толщиной, она не способна уменьшить расчетные зазоры в двигателе и нарушить свободную подачу масла к нагруженным парам.

А теперь обращаем ваше внимание на то, что для двигателей внутреннего сгорания, как правило, использование дисульфида молибдена не рекомендуется самими изготовителями ДВС, так и опытными автомеханиками. Дело в том, что масло с дисульфидом молибдена является смесью, а не химическим раствором.

Другими словами, в такой смазке содержатся твердые частицы дисульфида молибдена, причем размер указанных частиц достаточно большой. В процессе работы мотора такие частицы оказываются не только на поверхности нагруженных трущихся деталей, но и в тех участках, где их нахождение может причинить вред.

В качестве примера можно отметить и канавки. Как показывает практика, масла с дисульфидом молибдена под воздействием высоких температур в двигателе способствуют быстрой закоксовке колец и их залеганию.

В результате нарушается работа , газы из камеры сгорания прорываются в картер, масло быстро стареет и окисляется, коксование двигателя усиливается. По этой причине смазку с дисульфидом молибдена или похожие присадки в двигателе лучше не использовать.

Что касается альтернативы, среди современных разработок в сфере энергосберегающих молибденовых масел с пониженной вязкостью (0W20, 0W30 и т.п.) можно встретить продукты с использованием органического молибдена. Указанная антифрикционная присадка является эффективным модификатором трения, который хорошо растворяется в моторном масле.

При этом сохранены главные защитные свойства. Это позволяет использовать масла с низкой высокотемпературной вязкостью без риска появления задиров и других дефектов на поверхностях нагруженных деталей.

Простыми словами, после выхода на рабочие температуры маловязкие смазки сильно разжижаются и формируют тонкую масляную пленку. Органический молибден в составе таких смазок позволяет избежать износа. Сами масла с органическим молибденом отличаются от других продуктов на рынке ГСМ благодаря характерному зеленоватому оттенку.

Еще добавим, что уменьшить трение сегодня можно не только молибденом. Как уже было сказано, аналогичного эффекта добиваются посредством использования синтетических эфиров (эстеров). Указанные элементы также надежно «цепляются» за поверхность, в результате чего формируется тонкая и одновременно прочная защитная пленка.

Более того, указанная пленка весьма стабильна даже в условиях высокого нагрева. Что касается самой защитной пленки после применения молибдена, слой формируется не постоянно. После того, как пленка сформировалась, дальнейшее образование происходит по мере износа имеющегося слоя.

Однако такого эффекта можно достичь только при условии того, что масло с молибденом находится в двигателе постоянно. Если использовать смазку с молибденом только периодически, тогда защитная пленка изнашивается, то есть нельзя говорить о дальнейшем сохранении антифрикционных и противоизносных свойств.

Минусы использования моторных масел с молибденом на практике

Как отмечают эксперты и опытные механики, если раньше можно было говорить о какой-либо пользе, то сегодня использование молибдена не оправдано по отношению к двигателю.

Дело в том, что ранее моторные масла не имели в своем составе активного пакета моющих присадок. Однако за последние годы ситуация сильно изменилась. Продукты последних поколений содержат много кальция, щелочи и т.д.

Если просто, присадки с кальцием вступают в реакцию с молибденом, причем это происходит раньше того момента, когда молибден успеет создать защитную пленку на поверхности деталей из металла.

Результатом такой реакции становится большая по размеру молекула, а скопление таких молекул оседает на масляном фильтре, загрязняя его. Получается, добавлять в современные масла дисульфид молибдена нежелательно. Прежде всего, моющие присадки в базовом масле вступают в реакцию с добавкой и «срабатываются», затем загрязняется фильтр, далее быстро прогрессирует и общее загрязнение двигателя.

Еще стоит добавить, что использование смазок с молибденом в двигателе предполагает особые требования к интервалу регламентной замены. Другими словами, такое масло лучше менять как можно раньше. Более того, если «перекатать» на такой смазке, тогда последствия для мотора могут оказаться очень тяжелыми.

Причина заключается в том, что продуктами окисления дисульфида молибдена является окись молибдена и сера. Молибденовая окись имеет абразивные свойства, а сера вызывает коррозию. Для примера можно рассмотреть ШРУС, где молибденовые смазки используются достаточно активно.

Частой ситуацией является то, что в пыльнике ШРУСа появилась небольшая трещина и ШРУС быстро захрустел. Важно понимать, через маленькую трещину большое количество грязи попадать к узлу не может, однако элемент все равно выходит из строя. Так вот, поломка происходит не из-за грязи, а по причине того, что через трещину начинает попадать воздух.

В результате под воздействием кислорода начинает распадаться дисульфид молибдена. Также через порванный пыльник проникает и влага, вступая в реакцию с серой в составе дисульфида молибдена и образуя серную кислоту.

Получается, кислота разъедает металл, а окись молибдена, которая похожа на абразив, быстро изнашивает деталь. Несложно догадаться, что аналогичная ситуация может произойти и с двигателем, причем цена его ремонт по сравнению со стоимостью замены ШРУСа просто несопоставима.

Подведем итоги

Как видно, хотя дисульфид молибдена является отличным модификатором трения и способен выдерживать очень большие нагрузки в узлах трения, заливать молибден в двигатель не рекомендуется.

Также некоторые специалисты указывают на то, что в развитых странах изготовление масел с молибденом облагается дополнительным налогом. Если же изучить допуски автопроизводителей, указанные присадки не прошли необходимого лицензирования, так как показатели сульфатной зольности после их использования не соответствуют допустимым нормам.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что современные масла уже имеют в своем составе готовый и полностью сбалансированный пакет активных противоизносных, моющих, противозадирных, энергосберегающих и других присадок. Получается, в дополнительном использовании молибдена для двигателя нет практической необходимости.

Читайте также

Использование противоизносных, противодымных и других присадок для уменьшения расхода масла. Плюсы и минусы после применения присадки в двигатель.

  • Защитные и восстановительные присадки для двигателя: принцип действия. В каких случаях используются присадки в масло, чего ожидать после использования.