Чёрно-белый пароход. Чёрно-белый пароход Эсминец разумный проект 7

Эсминец «Разумный» (проект 7, тип «Гневный»), СССР, 1941 г.

Накануне Великой Отечественной войны флот в Советском Союзе, по существу, создавался заново. Основные классы надводных кораблей в нашей стране не строили со времен первой мировой войны. Первыми и самыми многочисленными эсминцами новой постройки, стали корабли проекта 7, разработанного в 1934 г. под руководством главного конструктора В.А.Никитина. Закладка головного корабля - эсминца «Гневный» состоялась 27 ноября 1935г. на Северной судостроительной верфи в Ленинграде.

Корпус корабля отличался стремительными обводами и очень большим отношением длины к ширине (10,7:1). Две турбины развивали максимальную мощность по 27 000 л.с., что позволяло эсминцу достигать скорости до 38 узлов (свыше 70 км/ч). Проектное вооружение состояло из двух трехтрубных торпедных аппаратов, четырех 130-мм универсальных орудий, двух 76-мм универсальных орудий, 4-5 37-мм зенитных автоматов, а также зенитных пулеметов. Впоследствии зенитное вооружение неоднократно усиливалось.

Всего было построено 29 эсминцев проекта 7 и 17 - проекта 7У («улучшенный») с иным расположением энергетической установки, и еще один - проекта 7УЭ (с измененным электрооборудованием).
Эсминцы проекта 7, несколько отличавшиеся друг от друга, строились тремя сериями на шести заводах в Ленинграде, Николаеве и Комсомольске на Амуре. До 22 июня 1941 года успели вступить в строй 21 «семерка» и 9 «семерок У», что составляло почти половину количества советских эсминцев.

Эсминец «Разумный» (до 25 сентября 1940 - «Прочный») относился к III серии «семерок» и был заложен в июле 1936 года на заводе в Николаеве. В августе 1937 года его отправили для достройки на Дальний Восток. Спуск на воду состоялся 30 июня 1939 года, а ввод в строй - 20 октября 1941 года. Его боевая биография началась в 1942 году, когда было принято решение перебросить Северным морским путем несколько кораблей с Тихого океана, чтобы усилить Северный флот. В состав «Экспедиции особого назначения» (ЭОН-18) вошли лидер эсминцев «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный». 14 августа экспедиция тронулась в путь, а 14 октября отдали якоря в Ваенге (ныне - Североморск). С прибытием ЭОН-18 на северном флоте была создана бригада эсминцев, в которую входили «семерки» «Гремящий», «Громкий», «Грозный», «Сокрушительный», «Разумный» и «Разъяренный». 15 ноября 1943 года, при проводке из Тикси в Архангельск конвоя АБ-55, «Разумный» потопил немецкую подводную лодку, а 8 декабря 1944 серией глубинных бомб уничтожил и вторую вражескую субмарину.

Столь же активно действовали на Севере и другие эсминцы этого проекта. Особенно отличился «Гремящий», который сбил 14 и повредил 23 самолета противника, а также потопил германскую подводную лодку U-585. 1 марта 1943 года «Гремящий» был удостоен гвардейского звания.

После окончания войны оставшиеся в строю 18 «семерок» прошли капитальный ремонт и модернизацию. Четыре тихоокеанских «семерки» в 1954-55 годах были переданы ВМС Китая, а в 1956-58 годах остальные корабли этого проекта были переклассифицированы в корабли-цели и опытовые суда.

Комплектация:

  • набор деталей для сбора модели Эсминец "Разумный ", Проект 7 (1:200)
  • декали
  • инструкция

Внимание! Модели не собраны и не окрашены. , и можно подобрать в соответствующих разделах.

Заложен 7 марта 1936 года на заводе № 200 в Николаеве под именем «Прочный», перезаложен 15 августа 1937 года на заводе № 202 во Владивостоке. Спущен на воду 30 июня 1939 года, 25 сентября 1940 года переименован в «Разумный». Вступил в строй 20 октября 1941 года и 7 ноября 1941 года включён в состав ТОФ.

В связи со слабостью Северного флота и необходимостью его срочного усиления, командование решило перебросить несколько кораблей с дальнего востока в Мурманск. Для этого были выбраны лидер «Баку» и эсминцы «Разъярённый», «Разумный» и «Ревностный». Эти корабли вошли в состав Экспедиции особого назначения ЭОН-18, которой предстояло пройти Северным морским путём. Корпуса кораблей одели в ледовые «шубы» - широкие пояса из деревянных брусьев и досок, обитые сверху кровельным железом. Во внутренних помещени­ях установили дополнительные подкрепления из металлических балок, деревян­ных стрингеров и пиллерсов. Один из гребных винтов заменили специальным ледовым, с чугунной ступицей и стальными съемными лопастями, второй оставили штатным (на «Разумном» оставлен левый винт, на «Разъярённом» - правый), но его лопасти усилили стальными полосами толщиной в 10 мм. В разных местах корпуса были установлены тензодатчики, показывающие величину деформации корпуса. Были проведены работы по утеплению жилых помещений.

Отряд вышел из Владивостока 15 июля 1942 года. Через 3 дня эсминец «Ревностный» столкнулся с пароходом «Терней», и его пришлось оставить в Советской гавани. Оставшиеся корабли благополучно прибыли в Петропавловск-Камчатский, а 30 июля - в бухту Провидения. Там они задержались до 14 августа для замены винта на «Разъярённом».

15 августа ЭОН-18 попала в лёд. Ледокол «Микоян» не мог самостоятельно справиться со льдом, поэтому на помощь ему были отправлены ледоколы «Каганович» и «Сталин». Но и этого оказалось недостаточно. Эсминец «Разумный» был зажат льдом с двух сторон, с 26 августа по 8 сентября он не мог сдвинуться с места. Выбравшись из льда, отряд относительно благополучно прибыл в Тикси, где пополнил запасы провизии и топлива. Через несколько дней отряд двинулся дальше.

Немецкий флот совершил попытку перехвата отряда, направив навстречу кораблям «карманный линкор» «Адмирал Шеер». Однако в условиях плохой видимости ЭОН-18 разминулась с противником, направившимся к порту Диксон.

Завершающая часть похода прошла достаточно спокойно. В 9.20 14 октября корабли ЭОН-18, пройдя 7327 миль, вошли на рейд Ваенги.

21 ноября участвовал в спасении личного состава гибнущего эсминца «Сокрушительный», но, имея главной задачей противолодочную оборону кораблей, спас только одного человека.

20 января 1943 г. совместно с лидером «Баку» вышел в море для атаки обнаруженного радиоразведкой конвоя противника. В 22.03 были обнаружены «суда» противника. Корабли начали занимать позицию для атаки, но при сближении «противником» оказался о. Вардё. В 22.09, разобравшись в обстановке, вновь легли на прежний курс. В 23.14 по пеленгу 270° на дистанции около 70 кабельтовых обнаружили отряд боевых кораблей в составе минного заградителя «Скагеррак», тральщиков М-303 и М-322, противолодочных кораблей Uj-1104 и Uj-1105, шедших курсом 110-115°, принятых за конвой в составе двух транспортов, эсминца, сторожевого корабля и тральщика. «Баку» сразу же повернул на них. В 23.15 германские корабли начали давать опознавательные сигналы, а лидер и эсминец их репетовали. В 23.22 «Баку» с дистанции 26,5 кабельтовых дал торпедный залп из одного аппарата (второй отказал) по, как он считал, второму транспорту и одновременно открыл по нему огонь артиллерией всех калибров. В 23.24 он начал поворот вправо для отрыва от противника и лёг на курс 62°, увеличив ход до 30 узлов. «Разумный», шедший в кильватер лидеру, перепутав сигнал «Рцы» (атаковать торпедами) с сигналом «Покой» (поворачивать вправо), торпедного залпа не произвел и, открыв артиллерийский огонь якобы по миноносцу противника, через 10 секунд после поворота лидера последовал за ним, сделав всего 15 залпов. Вражеские корабли отвечали артиллерийским огнём, предположительно стреляли также две батареи с берега. Результаты этого боя до сих пор точно неизвестны. По советским данным, был потоплен торпедой один из кораблей противника. Повреждений от огня вражеских кораблей лидер и эсминец не получили.

3 и 4 февраля участвовал в эскортировании четырёх транспортов из Белого моря в Кольский залив. 25 февраля встал в Росте в ремонт. 3 апреля, находясь в сухом доке, в 21.45 был поражен авиабомбой, которая, пробив все палубы, разорвалась рядом с бортом. Еще одна бомба разорвалась в доке в 1,5 м от борта, один человек был убит, трое ранены. Ремонт продолжался до 25 июня.

До конца войны эсминец эскортировал конвои, несколько раз выходил на поиск кораблей противника, участвовал в обстреле норвежского порта Вардё.

Модель собиралась очень хорошо. Красил кистью Звезда Супер.

Давно хотелось иметь в своей коллекции знаменитую «семёрку», эсминец, воевавший в годы Великой Отечественной войны.Наконец узнал, что есть модель «Разумного» в 200-м масштабе. Долго думал - брать или нет - в основном работаю с 400-м масштабом, но всё-таки решил попробовать 200-й.
И вот, наконец, модель у меня. Начинаю её собирать, и понимаю - что-то тут не так…
Пришлось порыться в своих архивах, найти чертежи. И чем больше я находил информации, тем яснее понимал, что одними чертежами из «Моделиста-Конструктора» и «Морской коллекции» не обойтись. Собрал все фотографии, которые нашёл в Интернете и начал делать модель, ориентируясь на них.

Об эсминце «Разумный»

Эсминцы проекта 7 - первые эсминцы, построенные в Советском Союзе с учетом опыта, полученного при проектировании и строительстве лидеров эсминцев типа «Ленинград» с помощью итальянских фирм «Ансальдо» и «Одеро». Проект эсминца был утверждён в декабре 1934года. Основные его тактико-технические элементы были следующими: водоизмещение стандартное - 1425т, полное - 1715т. Длина наибольшая -112,5м, ширина - 10,5 м, осадка - 3,3м. Скорость хода - 38 узлов.

Корпус корабля был клепаным, но при изготовлении ряда механизмов применялась сварка . Три главных водотрубных котла разместили один за другим. Две турбины (каждая - в своем отделении) имели мощность 54 тыс. л. с.

Вооружение составляли два трехтрубных торпедных аппарата, четыре 130-мм орудия Б-13, две 76-мм универсальные пушки 34К, четыре 37-мм автомата и два 12,7-мм пулемета ДШК. В ходе войны на североморские эсминцы дополнительно установили по два спаренных 12,7-мм пулемета «кольт» и бомбометы БМБ-1. Нёс до 30 глубинных бомб и мог взять на верхнюю палубу 56-80 мин заграждения.
Эсминец «Разумный» - один из тринадцати тихоокеанских «семерок», названия которых в отличие от названий эсминцев других флотов начинались с буквы Р. Его заложили в Николаеве в 1936 году под названием «Прочный». Затем разобрали и перевезли по железной дороге на Дальний Восток и в июне 1939 года спустили на воду год названием «Разумный». Вступил в строй он лишь в октябре 1941-го. Летом 1942 года эсминец перешел по Северному морскому пути в состава ЭОН-18 на Северный Флот, прибыв в бухту Ваенга 14 октября 1942 года. До конца войны эсминец нес конвойную службу, неоднократно атаковал подводные лодки противника, участвовал в набеговых операциях. В послевоенные годы, после капитального ремонта (1954-1957 г.г.), корабль продолжал службу до 1960 года. После вывода из состава флота служил кораблём-целью ЦЛ-29, позже - плавказармой ПКЗ-3. В 1963-1964 годах разобран в Мурманске на металл.

Как я делал модель

Давно хотелось иметь в своей коллекции знаменитую «семёрку», эсминец, воевавший в годы Великой Отечественной войны. Красивый корабль - стремительный, с узким корпусом, весь нацеленный на движение… Еще в 80-х видел их чертеж в книге «Крейсера, фрегаты, линейные корабли». Но там масштаб был мелкий, не соберёшь хорошую модель , да и не из чего было. Наконец узнал, что есть модель «Разумного» в 200-м масштабе. Долго думал - брать или нет - в основном работаю с 400-м масштабом, но всё-таки решил попробовать 200-й.

И вот, наконец, модель у меня. Начинаю её собирать, и понимаю - что-то тут не так… Выяснил, что на самом деле это перепакованная модель китайского эсминца «Аньшань», бывшего нашего «Рекордного», да ещё с надстройками и вооружением на 50-е годы. Пришлось порыться в своих архивах, найти чертежи. И чем больше я находил информации, тем яснее понимал, что одними чертежами из «Моделиста-Конструктора» и «Морской коллекции» не обойтись. Собрал все фотографии, которые нашёл в Интернете и начал делать модель, ориентируясь на них.
Решил ограничиться разумными переделками (простите за каламбур!) - то есть переделать то, что однозначно не соответствует фотографиям эсминца.

За основу взял всё-таки чертёж из «Моделиста-Конструктора», внося изменения в соответствии с фотографиями. Корпус переделывать не стал - решил, что китайцы всё-таки не «испортили» его, корабль у них прослужил долго, до 86-го года. Добавил груз в корпус, чтобы сидел в воде по ватерлинию. Надстройки - где сделал новые, где переделал в соответствии с чертежами. «Застеклил» иллюминаторы и окна на рубке и катере. С внутренней стороны нанёс немного светонакопительной краски - пусть в темноте светятся!

Сделал две новые 76-мм универсальные пушки 34К, четыре 37-мм автомата, два спаренных 12,7-мм пулемета «кольт», два 12,7-мм пулемета ДШК. Щиты на 76-мм склеил из полистирола, стволы - композитные - полистирол и медицинская игла. Орудия, КДП и ТА - все вращаются, стволы орудий поднимаются. Автоматы и пулемёты «кольт» - только вращаются. На торпедные аппараты добавил маховики. Сделал два прожектора - корпус и подставка точёные из литников , отражатель алюминиевый, стекло - из тонкой прозрачной пластмассы (от какой-то упаковки), остальные прожекторы оснастил стёклами с отражателями.

Переделал бомбомёты, они несколько большего размера были. Сделал им новые тележки, а то старые шире рельсо в 1,5 раза, укоротил толкатели по высоте. Старые клюзы зашпаклевал, сделал новые. Бомбосбрасыватели установил на срезе кормы, а не на том месте, где они должны быть согласно сборочному чертежу, положив их «набок».

Мачты переделал. Грот несколько увеличил, доклеил его в высоту, развернул реи, приведя в соответствие с чертежами. Фок-мачту сделал заново из стальной проволоки разного диаметра, соединял с помощью точечной сварки. Очень удобно - быстро, прочно, не распаивается, если рядом что-то прикрепляешь. Лучше, чем пайка , да и не позволила бы пайка так загибать и разгибать проволоку. Таким же образом сделал держатели для огней на мачтах. Согнул из бронзовой проволоки 0,3 мм антенну радиопеленгатора. Ну, ещё добавил баллоны огнетушителей, параваны, фонари на мачты - это всё выточил из пластмассы. Спасательных кругов в комплекте давалось всего шесть, пришлось доделать ещё десять штук, скопировав их с помощью формы из зубопротезной резины. Обвесы мостиков сымитировал с помощью «сыростирола». Хотя сейчас бы сделал их по-другому. И рынду на носовой надстройке - «душу корабля» - тоже сделал. На одной из фотографий видно. Якорную цепь сделал из отрезков серебряной цепочки - только она давала лучший масштабный эффект.

Сделал трапы (из сетки от цифровых ламп), не фототравлёнка, но получилось довольно похоже. Леера тоже самодельные, немного повозиться пришлось (установить больше сотни отрезков проволоки диаметром 0,3мм и натянуть на них нить диаметром 0,12мм), но выглядят реалистичнее, чем фототравлённые. Красил нитрокрасками, используя маски . После установки надстроек натянул такелаж - той же нитью диаметром 0,12мм.

Декаль использовал от модели, только бортовой номер подобрал с деки от самолёта, т.к. родной - белого цвета. Сверху задул всё прозрачным нитролаком .
Делал модель долго - с января по ноябрь 2008 года (правда с перерывами и переделками) - по мере нахождения новой информации в Интернете приходилось кое-что переделывать заново, часто уже по покрашенному. Именно так была переделана носовая часть с клюзами - уже почти готовая до этого. Не обошлось и без «аварий» - когда задувал корпус чёрным (последним, самым тёмным!) цветом (а модель лежала на боку!) зацепил за

Итак, начинаю рассказ о сборке эсминца Разумный. Корабль известный, заслуженный, очень красивый.

Начал, как обычно, с каркаса. Ничего необычного, кроме того, что я наклеил части продольных элементов на один большой кусок картона, чтобы получить цельные, а не разрезанные детали. Получилось нормально, но с более крупными кораблями, боюсь, такой номер може не пройти - сложно будет выдержать направление. На фото - всё сложено насухо, только кольцо трубы склеено, чтоб можно было полюбоваться на силуэт:) На бумажке рядом - опоры черновой обшивки. Это не линкор, тут их мало:)

Как можно видеть из exif, каркас я зарезал несколько месяцев назад - сил не было смотреть на нетронутый журнал:)

Между приклеиванием деталей палубы надо собрать надстройку, всё довольно просто, однако пришлось подклеивать стены картоном с изнанки, да и вообще - лучше бы автор сделал коробчатый каркас для всех надстроек.

Сразу же установил ту немногую мелочёвку, что есть в модели - после установки палубы это было бы куда сложнее сделать. Тут тоже ничего сверхъестественного, разве что проявилась любовь автора к деталям из рулонов бумаги, как огнетушители на фото, при том что все стволы и мачты предлагается сделать по шаблонам.

Палубу успешно поставил, винта нет, только в корме чуток, но это поправлю позже. Естественно, каркас - дело долгое и нудное, требующее перерывов, так что я немного отвлёкся на мостик.

Белый цвет - очень проблемный, но я надеюсь научиться с ним работать. Мелочёвка на мостике довольно примитивная, при желании можно заметно улучшить.

После сборки вскрылась совершенно неожиданная проблема: кончился кабель, из которого я делал проволочные детали. Я, конечно, предусмотрительно выцыганил у админов на работе ещё несколько, но в них проволока оказалась заметно толще, хотя с виду что там асус чёрненький, что тут:(Буду дальше искать, где ещё взять. Пока же использую проволоку из 40-контактного кабеля, она тоньше и паяется лучше, но малопригодна для больших деталей так как плохо держит форму. Для сравнения выкладываю фото лесенок, спаянных из старой и новой проволок. Так как штангель у меня с погрешностью +-0.1мм, точная толщина мне неясна, но навскидку в районе 0.2-0.3мм. Для сравнения - конструкция, на которой они висят, склеена из двух слоёв ватмана (около 0.5мм) плюс лист обычной бумаги из журнала (это то, что отслаивается).

Вследствие простоты пайки из этой проволоки хорошо получаются вот такие конструкции:

Их ставлю на избушку с дальномерами:

Ещё раз хочу отметить отличную сходимость и качество разработки в целом.

Ну и напоследок вернулся к каркасу, установил первые сегменты черновой обшивки. Для маленького корабля решил попробовать два слоя ватмана - вроде нормально вышло.

Эскадренный миноносец «Разумный» (проекта 7) был заложен 7 марта 1936 года на заводе № 200 в городе Николаеве под именем «Прочный», перезаложен 15 августа 1937 года на Дальзаводе № 202 имени К.Е. Ворошилова во Владивостоке, спущен на воду 30 июня 1939 года, 25 сентября 1940 года переименован в «Разумный». Достраивался корабль на судостроительном заводе № 199 (" Амурская верфь") в городе Комсомольске-на-Амуре. С июля 1941 года корабль проходил швартовные, ходовые и государственные испытания. 20 октября 1941 года корабль вступил в строй.
Основные характеристики корабля:
Водоизмещение (стандартное/полное) - 1657/2039 тонн.
Длина - 113 м, ширина - 10,2 м, осадка - 3,27 м.
Двигатели: 2 паротурбинных установки (4 котла) общей мощностью 50 500 л. с.
Скорость хода 39 узлов (72,2 км/час).
Дальность плавания - 2800 миль экономическим ходом.
Вооружение: 4 × 1 - 130-мм артиллерийские установки Б-13, 2 × 76-мм артустановки 34-К, 2 × 45-мм зенитные артустановки 21-К, 2 × 12,7-мм пулемёта ДШК, 2 × 3 - 533-мм торпедных аппарата 39-Ю, 60 мин КБ-3, или 65 мин образца 1926 г., или 95 мин образца 1912 г.
Экипаж - 245 человек, командир корабля капитан-лейтенант Фёдоров Виктор Васильевич, заместитель командира корабля по политчасти капитан-лейтенант Парфенов Сергей Васильевич, командир БЧ-1 (штурманской боевой части) лейтенант Мачинский Олег Макарович, командир БЧ-3 (минно-торпедной боевой части) лейтенант Беленов Константин Макарович, командир БЧ-5 (электромеханической боевой части) старший инженер-лейтенант Морозов Евгений Осипович.
7 ноября 1941 года на ЭМ «Разумный» были завершены ходовые и государственные испытания. После отработки боевых и повседневных расписаний, сдачи курсовых задач и ввода в состав перволинейных кораблей Тихоокеанского флота «Разумный» стал нести дежурство, дозорную службу, выполнять маневры при совместном плавании кораблей. Одной из замечательных страниц, которая характеризовала морскую выучку личного состава эсминца «Разумный», было выполнение задачи по оказанию помощи кораблю, на котором произошла авария. Получив в море шифровку от ОД флота «Срочно подойти к борту эсминца «Разящий», забрать пострадавших при аварии и полным ходом идти в базу», эсминец «Разумный» поставленную задачу успешно выполнил.
Выполняя решение Ставки Верховного Главнокомандования для усиления Северного флота в 1942 году было приказано перевести Северным морским путем в порт Полярный четыре корабля Тихоокеанского флота в составе Экспедиции особого назначения (ЭОН-18). Отряд эскадренных миноносцев (командир отряда капитан 1 ранга В.Н.Обухов) был сформирован в составе: лидера эсминцев «Баку» (командир капитан-лейтенант Б.П.Беляев), трёх эсминцев проекта 7 - «Разумный» (командир капитан-лейтенант В.В.Фёдоров), «Разъярённый» (командир капитан-лейтенант Н.И.Никольский), «Ревностный» (командир капитан-лейтенант Г.Т.Каруна).
На всех трех «семерках» провели основательные подготовительные работы. Корпуса кораблей одели в ледовые «шубы» – широкие пояса из деревянных брусьев и досок, обитые сверху кровельным железом. Во внутренних помещениях установили дополнительные подкрепления из металлических балок, деревянных стрингеров и пиллерсов. Один из гребных винтов заменили специальным ледовым, с чугунной ступицей и стальными съемными лопастями, второй оставили штатным (на «Разумном» оставлен левый винт, на «Разъяренном» – правый), но его лопасти усилили стальными полосами толщиной в 10 мм. Кроме того, проложили дополнительные трубопроводы для обогрева паром различных устройств, химический отсек засыпали пробкой. В разных местах корпуса установили тензодатчики, провода от которых вывели на специальный щит, где в соответствии с величиной прогиба металлоконструкций загоралась определенная лампочка. Таким образом, на ходовом мостике постоянно имелась наглядная картина деформаций корпуса при движении во льдах. Попутно усовершенствовали зенитное вооружение: вместо 45-мм пушек установили по три 37-мм автомата 70-К. Общая перегрузка эсминцев без учета приема дополнительных запасов составила 145 т, из них 100,5 т весила непосредственно сама «шуба».
Корабли вышли из бухты Золотой Рог порта Владивосток 15 июля 1942 года. Через 3 дня эм «Ревностный» в Татарском проливе столкнулся с транспортом «Терней», повредил себе носовую часть корпуса, после чего был отбуксирован в порт Советская Гавань. Оставшиеся два эсминца и лидер благополучно прибыли в Петропавловск-Камчатский, а 30 июля – в бухту Провидения. Там они задержались до 14 августа – потребовалась экстренная замена винта на «Разъяренном». Уже 15 августа корабли ЭОН-18 попали в 7-балльный мелкобитый лед, а затем с каждым днем ледовая обстановка все ухудшалась. По трассе Северного морского пути переход обеспечивали несколько транспортов и ледоколов. В помощь ледоколу «Микоян» подошли однотипные «Каганович» и «Сталин», но и их общих усилий не хватало, чтобы пробиться к чистой воде. В исключительно тяжелом положении оказался «Разумный». Зажатый с двух сторон мощными ледяными полями, он с 26 августа по 8 сентября 1942 года не мог сдвинуться с места, ежечасно рискуя быть раздавленным многометровым льдом. К счастью, трагедии не произошло, и 17 сентября эсминец прибыл в порт Тикси, попутно выдержав 8-балльный шторм. Дальнейший путь по маршруту Тикси – Диксон – Полярный прошел благополучно.
В 9 часов 20 минут 14 октября 1942 года корабли ЭОН-18, пройдя 7327 миль, бросили якорь в Екатерининской Гавани порта Полярный - главной базе Северного флота во время Великой Отечественной войны. Повреждения, полученные «Разумным» за время похода, оказались незначительными (самые серьезные из них – небольшие загибы лопастей левого винта). С прибытием отряда кораблей в Екатерининскую Гавань на Северном флоте была сформирована Бригада эскадренных миноносцев, первым командиром которой стал капитан 1 ранга П.И.Колчин. Капитан 1 ранга В.Н.Обухов стал начальником штаба этой бригады.
С 8 ноября 1942 года эсминец «Разумный» приступил к несению боевой службы в составе Северного флота, даже не освободившись от ледовой «шубы», которая была предназначена для защиты корпуса корабля при переходе Северным морским путём. А это ограничивало его скорость и маневренность. «Разумный» в 1942 году выполнил 4 боевых похода: дважды выходил в море на встречу транспортов, одиночно переходящих от Исландии к Баренцеву и Белому морям, встречал суда в море и эскортировал их в Кольский залив. Корабль участвовал во встрече союзного конвоя JW-51 A и проводке в Белое море пяти транспортов этого конвоя. Самую трудно решаемую задачу пришлось выполнять в первый год на Северном флоте – это оказание помощи аварийному эсминцу «Сокрушительный» в штормовом (8-9 баллов) Баренцевом море 20 - 22 ноября 1942 года. А история этого события была такова: 17 ноября 1942 года отряд эскадренных миноносцев в составе лидера «Баку» под флагом командира бригады капитана 1 ранга П.И.Колчина и двух эсминцев «Сокрушительный» и «Разумный» вышел в море на усиление эскорта союзного конвоя QP-15, уходящего из Архангельска в Англию. Вскоре эсминец «Разумный» возвратился в базу из-за неисправности механизмов. Погода в Баренцевом море ухудшалась. К утру 20 ноября в море разыгрался шторм от ветра ураганной силы. В условиях плохой видимости корабли охранения потеряли друг друга, конвой распался. Суда шли самостоятельно. Командир конвоя дал разрешение эсминцам возвратиться в базу самостоятельно. Командир ЭМ «Сокрушительный» капитан 3 ранга М.А.Курелёх принял решение следовать курсами от 210 до 160 градусов, последовательно менял курс, при этом он посчитал следовать малой скоростью, доведя её до 5 узлов. А шторм усиливался. Огромные океанские волны обрушивались на корпус эсминца. В 14 часов 30 минут лопнули листы настила верхней палубы в корме, после чего произошёл обрыв линий вала и всей кормовой части, которая через 3 минуты затонула, унеся с собой шестерых краснофлотцев. Корабль потерял ход, стал лагом к волне. На помощь «Сокрушительному» вышли эсминцы «Разумный» и «Валериан Куйбышев» из Кольского залива, а из Иоканьги – «Урицкий». 21 ноября в исключительно сложных штормовых условиях оказывалась помощь экипажу ЭМ «Сокрушительный». В ходе спасательных работ был снят 191 человек. 30 человек во время спасательных работ погибло. 21 ноября в 15.30 корабли, осуществляющие спасательные работы, ушли в базу для дозаправки топливом. На «Сокрушительном» осталось 13 матросов, командир БЧ-3 старший лейтенант Лекарев Г.Е. и старший политрук Владимиров И.А. Последующие попытки обнаружить аварийный корабль не увенчались успехом, по-видимому, он затонул вскоре после ухода эсминцев. Большая часть офицерского состава во главе с командиром покинули корабль до эвакуации всего экипажа. За трусость и деморализацию экипажа командир корабля капитан 3 ранга Курилёх М.А. и командир БЧ-2 капитан-лейтенант Исаенко И.Т.были разжалованы и по приговору военного трибунала расстреляны, значительная часть офицеров разжалована и отправлена в штрафники. Офицеры, которые отважно боролись за живучесть корабля, вместе с ним погибли. Их именами названы боевые корабли Северного флота. Это тральщики «Старший лейтенант Владимиров» (политрук БЧ-5) и «Старший лейтенант Лекарев» (командир БЧ-3). При оказании помощи терпящему бедствие кораблю «Разумный» от удара легко повредил форштевень (на палубе образовался гофр, через разрывы обшивки залило малярную, цепной ящик и погреба провизии).
Два месяца спустя произошел весьма примечательный бой – атака немецкого конвоя лидером эсминцев «Баку» и эсминцем «Разумный» в ночь с 20 на 21 января 1943 года. Умелое использование радиоразведки позволило командованию Северного флота заблаговременно узнать о движении вражеских судов и четко рассчитать точку их возможной атаки. На перехват вышли «Баку» под флагом командира бригады эсминцев капитана 1 ранга Колчина П.И. и «Разумный». В 23.14 в районе мыса Маккаур (северная Норвегия) на встречном курсе был обнаружен вражеский конвой в составе миноносца, сторожевого корабля, тральщика и двух транспортов. Через 4 минуты «Баку» с дистанции 26,5 кабельтовых (около 5 км) открыл огонь из всех орудий и одновременно дал 4-торпедный залп (из-за ошибки торпедного электрика второй аппарат не выстрелил). В 23.23 с дистанции 25 кабельтовых открыл артиллерийский огонь и «Разумный», причем уже вторым залпом попав в немецкий миноносец. Минуту спустя начали отвечать корабли противника и одновременно с ними береговые батареи. Несколько снарядов легли по корме эсминца, из-за чего в 23.29 наши корабли прекратили огонь, поставили дымовые завесы и повернули назад. Лидер и эсминец вели бой на огромной скорости – 32-34 узла. «Разумный» за 6 минут выпустил 34 130-мм, 24 76-мм, 60 37-мм снарядов и 100 12,7-мм пуль. Носовое орудие не стреляло, так как его заливали фонтаны брызг, поднимаемые поврежденной обшивкой ледовой «шубы». Вражеские транспорт и миноносец получили попадания снарядов. Однако позже командиры кораблей подвергались критике за поспешный отход, не позволивший добиться решительной победы.
В конце февраля 1943 года эсминец «Разумный» был поставлен в ремонт. Вечером 3 апреля, находясь в мурманском Северном доке, он подвергся нескольким воздушным атакам. Одна из бомб (весом 50-100 кг) попала в палубу на 178-м шпангоуте, пробила корпус насквозь и разорвалась в доке, сделав в обшивке корабля 122 осколочных пробоины. Другая бомба взорвалась в 2-2,5 м от борта в районе 115-го шпангоута. Из пробитых цистерн вытекло около 2 т мазута, но, к счастью, пожара не случилось. Полученные повреждения сдвинули график ремонта, и эсминец вошел в строй только 14 июня 1943 года.
В 1943 году эскадренный миноносец «Разумный» прошёл сквозь штормы морей в операционной зоне Северного флота более 17 000 миль, принимал участие в трех набеговых операциях, в 17 операциях провёл 14 конвоев в общем составе свыше 100 транспортов. Несмотря на противодействие подводных лодок противника, все операции прошли успешно и потерь в транспортах не было. Все атаки фашистских подводных лодок отражались своевременными контратаками «Разумного».
До конца войны эсминец «Разумный» в составе Эскадры Северного флота активно нес конвойную службу, неоднократно атаковал вражеские субмарины. 26 октября 1944 года вместе с «Гремящий», «Разъяренным» и лидером «Баку» участвовал в набеговой операции на порт Варде. 8 декабря он серией глубинных бомб повредил немецкую подводную лодку (экипаж считал, что потопил, но после войны факт гибели лодки не подтвердился).
С 1954 года по 30 июня 1957 года эскадренный миноносец «Разумный» прошел капитальный ремонт. 6 февраля 1960 года эсминец выведен из боевого состава и переклассифицирован в судно-цель "ЦЛ-29", а 15 сентября 1960 года - в плавказарму "ПКЗ-3". 4 июля 1962 года исключен из списков ВМФ, но 23 октября 1962 года возвращен в его состав и переклассифицирован в плавучую мишень "СМ-14". 4 мая 1963 года вторично исключен из списков судов ВМФ и в 1963-1964 годах разобран на металл в Мурманске.
Командиры корабля:
11.1940 г. - 27.08.1943 г. - капитан-лейтенант Фёдоров Виктор Васильевич
27.08.1943 г. - 23.10.1944 г. - капитан 3 ранга Никольский Николай Иванович
23.10.1944 г. - 27.01.1945 г. - капитан 2 ранга Козлов Евгений Андрианович.
27.01.1945 г. - 07.1945 г. - капитан 2 ранга Кашеваров Евгений Терентьевич.
1947 г. - 1948 г. - капитан 2 ранга Мартыненко Николай Федорович