HMS Victory - самый старый строевой корабль в мире (44 фото). Корабль «Виктории» Адмирала Нельсона - это полная подделка Deagostini корабль адмирала нельсона виктори

План британцев был намеренно прост. Они разделили флот на две эскадры. Одной командовал адмирал Горацио Нельсон, который намеревался разорвать цепь неприятеля и уничтожить корабли, находящиеся в авангарде и в центре, а вторая эскадра под командованием контр-адмирала Катберт Коллингвуда должна была атаковать противника с тыла.

В 06:00 21 октября 1805 года британский флот выстроился в две линии. Флагманским кораблем первой линии, состоящей из 15 кораблей, был линкор Royal Sovereign, на котором шел контр-адмирал Коллингвуд. Вторая линия под командованием адмирала Нельсона состояла из 12 кораблей, а флагманом был линкор HMS Victory. Деревянные палубы были посыпаны песком, который защищал от огня и впитывал кровь. Убрав все лишнее, что могло помешать, матросы приготовились к бою.

В 08:00 адмирал Вильнёв отдал приказ изменить курс и вернуться в Кадис. Такой манёвр перед началом морского боя расстроил боевой порядок. Французско-испанский флот, представляющий собой строй в виде полумесяц, выгнутый вправо в сторону материка, начал хаотично разворачиваться. В строю кораблей появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, были вынуждены «выпасть» из строя. Адмирал Нельсон тем временем приближался. Он был намерен разбить линию до того, как французские парусники приблизятся к Кадису. И это ему удалось. Началось великое морское сражение. Полетели ядра, стали ломаться и падать мачты, гибли люди, кричали раненные. Стоял полный ад.

В ряде сражений, в которых победу одерживали британцы, французы занимали оборонительную позицию. Они стремились ограничить ущерб и увеличить шансы на отступление. Такая позиция французов вылилась в ущербную военную тактику. Например, оружейным расчетам было приказано целиться в мачты и снасти, чтобы лишить противника возможности преследовать французские корабли в случае их отступления. Британцы всегда целились в корпус судна, чтобы убить или покалечить команду противника. В тактике ведения морского боя самым эффективным считался продольный обстрел кораблей противника, при этом обстрел велся в кормовую часть. В этом случае при точном попадании ядра проносились от кормы к носу, нанося судну невероятный ущерб по всей его длине. Во время битвы при Трафальгаре от такого обстрела пострадал французский флагманский корабль Bucentaure, который спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. В ходе схватки не всегда получалось выполнить сложный маневр, необходимый для продольной атаки корабля. Иногда корабли становились бортами друг другу и открывали огонь из короткого расстояния. Если команда корабля, пережившая страшный обстрел выживала, то ее ждала рукопашная схватка. Противники часто стремились захватить корабли друг друга.

Вооружение

  • 12-фунтовые легкие пушки - 44 шт;
  • 24-фунтовые легкие пушки - 28 шт;
  • 32-фунтовые линейные пушки - 30 шт;
  • 64-фунтовые карронады - 2 шт.

HMS Victory (1765) (рус.«Виктория» или «Победа») - линейный корабль первого ранга Королевского флота военно-морских сил Великобритании. Принимал участие во многих морских боях, в том числе и в Трафальгарском сражении. В настоящее время корабль превращён в музей, который является одной из главных достопримечательностей Портсмута..

История создания

23 июля 1759 года на судостроительной верфи города Чатема состоялась торжественная церемония закладки киля нового корабля, который представлял собой 45-метровый брус из вяза. Год 1759-й был для Англии годом военных побед (при Миндене и Гессене французы потерпели особенно тяжелые поражения), поэтому вновь строящемуся кораблю дали имя HMS Victory , т. е. «Победа». К тому времени в составе военно-морского флота Англии побывало уже четыре корабля, носивших это имя. Последний HMS Victory был 110-пушечный корабль I ранга, построенный в 1737 году. На седьмом году службы он попал в жестокий шторм и погиб вместе со всем экипажем.

Постройка продвигалась медленно, т.к. шла Семилетняя война и верфь была занята главным образом ремонтом кораблей поврежденных в боях. В связи с этим на новый корабль не хватало ни сил, ни средств. Когда Семилетняя война окончилась, в доке возвышался только деревянный остов будущего большого корабля.

Но эта неторопливость постройки сыграла положительную роль и пошла на пользу. Значительная часть лесного материала хранилась на территории верфи с 1746 года, и за долгие годы, пока велось строительство, материал приобрел прекрасные прочностные качества.

Только через шесть лет, после закладки киля, 7 мая 1765 года HMS Victory был спущен на воду.Это был самый крупный и самый красивый корабль из тех, которые когда-либо были построены.

Предпосылки к созданию

В 1756 году началась хорошо известная в истории Семилетняя война, в которой участвовали многие европейские страны, включая Россию. Войну начала Великобритания, которая не могла поделить с Францией колонии в Северной Америке и Ост-Индии. В этой войне обеим странам был необходим сильный военно-морской флот.

В то время в составе британского флота был всего один крупный, 100-пушечный линейный корабль Royal James . Адмиралтейство приказало главному инспектору сэру Томасу Слейду срочно построить новый сто-пушечный корабль, взяв за прототип Royal James и внеся необходимые конструктивные усовершенствования.

Описание конструкции

При строительстве корпуса применялись самые лучшие породы дерева. Шпангоуты были выполнены из английского дуба. Строители предусмотрели две обшивки корпуса: наружную и внутреннюю. Наружная обшивка была изготовлена из балтийского дуба, специально доставленного в Англию из Польши и Восточной Пруссии. В 1780 году подводную часть корпуса покрыли медными листами (всего 3923 листа), которые прикрепили к деревянной обшивке железными гвоздями.

Нос корабля украшала огромная фигура короля Георга III в лавровом венке, которого поддерживали аллегорические фигуры Британии, Победы и другие. В кормовой оконечности располагались затейливые резные балконы.

Как было принято на кораблях того времени, на палубе не предусматривалось никаких надстроек. Около бизань-мачты располагалась площадка для рулевого. Там находился штурвал для перекладки огромного руля, расположенного за кормой. Для того чтобы справиться с ним, нужны были большие усилия, и обычно на штурвал ставили двух, а то и четырех самых сильных матросов.

В корме располагалась самая лучшая адмиральская каюта, а под ней - каюта командира. Для матросов кают не было, на одной из батарейных палуб на ночь подвешивали койки. (Как правило, койки представляли собой куски толстой парусины размерами 1,8 X 1,2 м, от узких сторон которых шли тонкие, но крепкие веревки, связанные между собой и прикрепленные к более толстой. В завершении, веревку привязывали к планкам, прибитым к деревянным бимсам. Рано утром койки связывали и укладывали в специальные ящики, расположенные вдоль бортов.

В нижнем твиндеке корабля располагались кладовые для провизии и крюйт-камеры, где хранились бочки с порохом. В носовой части твиндека находился бомбовой погреб. Разумеется, никаких механических средств для подъема пороха и ядер не было, и во время боя весь боезапас поднимали на руках, перекладывая с палубы на палубу руками (это было на кораблях того времени не так трудно, так как междупалубные расстояния не превышали 1,8 м).

Большая проблема на любом деревянном корабле - невозможность обеспечить полную водонепроницаемость. Несмотря на самое тщательное проконопачивание и заделку швов, вода неизменно просачивалась, скапливалась и начинала источать гнилостный запах, и способствовала загниванию. Поэтому на HMS Victory , как и на любом другом деревянном корабле, матросов заставляли периодически спускаться внутрь корпуса и откачивать трюмную воду, для чего в районе мидель-шпангоута были предусмотрены ручные помпы.

Над палубой HMS Victory возвышались три мачты, которые несли на себе полное парусное вооружение корабля. Площадь парусов составляла 260 кв. м. Скорость хода до 11 узлов. По обычаю того времени, борта корпуса были окрашены в черный цвет, а в районе пушечных портов были проведены желтые полосы.

Экипаж и быт

В кубриках традиционно размещался матросский состав, в то время как офицеры обеспечивались каютами. Кубриком именовалась нижняя палуба, где команда располагалась для сна, сначала прямо на палубе, затем в подвесных койках.

Во время Трафальгарской битвы экипаж состоял из 821 мужчин. Можно было бы обойтись с гораздо меньшим количеством человек, но большая численность необходима, чтобы совершать маневры и вести огонь из орудий.

Большинство экипажа, более 500 человек, бывалые моряки, которые плавали и сражались на кораблях. Жалование для них оценивалось в соответствии с их мастерством и опытом.

Ежедневный рацион и хранение продуктов

Важно чтобы съестные припасы оставались в надлежащем состоянии, т.к. команда пребывает в открытом море. Рацион на судне был ограничен: соленая говядина и свинина, печенье, горох и овсяные хлопья, сливочное масло и сыр. Для хранения применяли бочки и мешки. Сохранность продуктов питания осуществлялась в трюме.

К моменту Трафальгарской битвы начала распространяться цинга, которая вызвана нехваткой витамина c в диете. Для преодоления этой болезни регулярно принимали свежие овощи с добавлением лимонного сока и небольшим количеством рома. В целом рацион был достаточен и составлял примерно 5000 калорий в день, что являлось жизненно важно для поддержания экипажа в норме, при тяжелой физической работе.

Ежедневный рацион включал 6,5 пинты пива, в далеком походе эту норму заменяли на 0,5 литра вина или полпинты Рома. Для работ по камбузу выделялось 4-8 человек под руководством судового повара.

Дисциплина и наказание

Для эффективного и безопасного управления судна, а также для успешной победы требовалась постоянная дисциплина.

Дисциплина экипажа организовывалась несколькими способами. Работы на 1-2 часа выполнялись под наблюдением. Для более сложных видов деятельности на борту корабля, каждому человеку было дано определенное место для работы. Контроль осуществлялся офицерами.

При совершении преступления или проступка, капитан объявлял виновным взыскания. Чаще всего, наказанием было удары плетью от 12 до 36 ударов за преступления: пьянство, наглость или пренебрежение своими обязанностями. Данный вид наказания выполнялось в основном боцманом, предварительно привязав нарушителя к деревянной решетке на палубе и раздев до пояса. Моряк уличенный в воровстве, должен бежать через строй членов экипажа, которые избивали его узловатой веревкой на концах.

Еще одним из способов наказаний, было исправление голодом. Провинившегося заковывали в ножные кандалы на батарейной палубе и кормили только хлебом и водой.

Наиболее суровые наказания за преступления, как мятеж или дезертирство была порка по кругу и виселица. Виновники могли получить до 300 ударов плетью, которые оканчивались часто с летальным исходом.

Вооружение. Модернизации и переоборудования

Каждое орудие было установлено на лафете, с помощью которого его откатывали, чтобы зарядить ядром. В одном орудийном расчете было 7 человек, которые отвечали за своевременно заряженную пушку, и выстрел, производимый строго по команде. В ствол орудия помещался заряд с порохом, за которым следовал пыж, затем ядро и еще один пыж. Заряд с порохом протыкали, чтобы он мог легко загореться от искры, после чего добавляли еще порох. Командир орудия отводил в сторону затвор и дергал за шнур, после чего появлялась искра, благодаря которой ядро неслось к намеченной цели. Матросы заряжали пушки разными снарядами, которые предназначались для разного вида разрушений. Пороха на корабле было достаточно, чтобы взорвать весь корабль. Пороховые склады освещались фонарями, стоящими за стеклянным окном соседнего помещения, а от влаги погреба защищали угольные панели в стенах.

Состав артиллерийского вооружения неоднократно менялся за время его многолетней службы.

Первоначальный проект предусматривал установку ста орудий.

К началу кампании 1778 года адмирал Кеппель приказал заменить 30 шт. 42-фунтовых пушек на гондеке на более лёгкие 32-фунтовые.

Однако уже в 1779 году состав вооружения стал прежним.

В июле 1779 года Адмиралтейство утвердило штатное положение на снабжение всех кораблей флота карронадами, согласно которому в 1780 году на юте дополнительно установили шесть 18-фунтовых карронад, а на форкастеле - две 24-фунтовые, которые в 1782 году заменили на 32-фунтовые. Одновременно двенадцать 6-фунтовых орудий заменили на десять 12-фунтовых и две 32-фунтовые карронады, доведя общее число карронад до десяти. Общее число по состоянию на 1782 год составило 108 орудий.

В первой половине 1790-х корабли британского флота начали перевооружать новыми пушками конструкции Томаса Бломфельда (англ. Thomas Blomefield) с винградным ухом и новыми карронадами. В 1803 году HMS Victory прошёл капитальный ремонт, после которого его артиллерийское вооружение увеличилось: в квартердеке на 2 шт., на форкастеле заменили на 2 карронады 24-фн. Всего стало 102 орудия.

К моменту Трафальгарского сражения в 1805 году, на форкастеле установили две 12-фунтовые пушки средней длины (англ. medium), а 24-фунтовые карронады заменили на 64-фунтовые, доведя общее число до 104 орудия.

История службы

Служба

Корабль был спущен на воду в Чатеме через два года после окончания Семилетней войны, 7 мая 1765 года, однако активная служба началась только в 1778 году, когда Адмиралтейство постановило вооружить корабль и подготовить его к активной службе. Ввод корабля в строй был следствием разворачивавшихся тогда событий. В марте 1778 года, французский король Людовик XVI заявил о признании северо-американских штатов независимыми от Англии и объявил о намерении установить со свободной Америкой торговые и экономические отношения. В случае необходимости Франция готова была защищать эту торговлю вооружённым путём. В ответ Георг III отозвал своего посла из Парижа. В воздухе запахло войной и Адмиралтейство начало собирать силы.

Командующим флота был назначен Огастес Кеппель, избравший HMS Victory своим флагманским кораблём. Первым командиром стал Джон Линдсэй.

На подготовку и вооружение ушло примерно два с половиной месяца, после чего Чатем посетил король Георг III. После визита короля, оставшегося довольным работой своей верфи, HMS Victory перевели в Портсмут. Во время стоянки на Спитхэдском рейде Огастес Кеппель приказал заменить тридцатью 42-фунтовых пушек на гондеке на более лёгкие 32-фунтовые, что позволило снизить весовую нагрузку и несколько увеличить свободное пространство на палубе.

Бой у острова Уэссан

Бой у острова Уэссан (англ. Battle of Ushant, фр. Bataille d"Ouessant) - морское сражение между английским флотом под командованием адмирала Огастеса Кеппеля и французским флотом под командованием графа Гиллуэ д’Орвилье, состоявшееся 27 июля 1778 года у острова Уэссан во время войны за независимость США. Результат боя послужил причиной раздоров в Королевском флоте и во всем британском обществе.

Утром 27 июля 1778 при ветре от SW, флота находились в 6−10 милях друг от друга. Оба шли левым галсом на NW. Оба были в некотором беспорядке, но французы держали колонну, а англичане строй пеленга влево. Таким образом последние могли, после поворота оверштаг, немедленно составить линию баталии круто к ветру. Рассудив, что методически строить линию невыгодно, Кеппель поднял сигнал «общая погоня», снова стремясь сблизиться. Его корабли, каждый самостоятельно, сделали поворот на противника, после чего дивизион Хью Паллисера (англ. Hugh Palliser, флагман HMS Formidable ) стал правым крылом, дальше всего от противника; Кеппель с HMS Victory был в центре, а Харланд (англ. sir Robert Harland, флагман HMS Queen ) на левом фланге. В 5:30 утра семи лучшим ходокам из дивизиона Паллисера сигналом было приказано преследовать противника по ветру.

В 9 утра французский адмирал скомандовал своему флоту поворот фордевинд последовательно, что несколько приближало его к англичанам и на время сдваивало линию. Но преимущество положения должно было сохраниться. Однако заход ветра на два румба, с SW на SSW, замедлил маневр и увеличил дрейф французов. Их порядок еще больше расстроился. Привестись головным кораблям, уже сделавшим поворот, мешали свои же концевые, идущие встречным курсом. Только пройдя последний корабль в линии, они могли взять круче, чтобы удерживать британцев на расстоянии.

Когда около 11:00 д"Орвилье уже выполнял новый поворот на обратный курс. Понимая, что ветер позволяет Кеппелю догнать концевые корабли и завязать бой по желанию, он решил действовать активно, так как избегать боя дальше не мог.

Кеппель не поднимал сигнала строить линию, правильно оценив, что ближайшей задачей остается вынудить к бою уклоняющегося противника. К тому же 7 кораблей арьергарда после утреннего сигнала выдвинулись на ветер, и теперь почти весь его флот мог вступить в бой, пусть и в некотором беспорядке. Начало боя было так внезапно, что корабли даже не успели поднять боевые флаги. По свидетельствам британских капитанов, строй был настолько неровным, что флагман Паллисера, Formidable , почти все время выносил крюйс-марсель на ветер, чтобы не наскочить на впереди идущий Egmont . При этом Ocean , которому еле хватало места стрелять в интервал между ними, держался левее и с под ветра, но и тогда рисковал навалиться на Egmont , или попасть в одного из них.

Проходя контркурсом вдоль строя противника, под зарифленными парусами, оба флота старались нанести как можно больше урона. Как обычно бывает на таких курсах, стрельба происходила неорганизованно, каждый корабль сам выбирал момент залпа. Британцы стреляли в основном в корпус, французы старались поразить такелаж и рангоут. Британцы шли остро в бейдевинд, французы на четыре румба свободнее. Их передовые корабли могли бы привестись и разорвать дистанцию, но исполняя свой долг, поддерживали остальных. В общем же, согласно приказу д"Орвилье, они строили линию круче, что постепенно уводило их дальше от британских пушек. Это была неподготовленная стычка на большой дистанции, но все же лучше, чем ничего. Против обычного, больше всех пострадал британский арьергард - его потери почти равняются потерям двух других дивизионов, - в основном он был ближе к противнику.

Как только 10 кораблей авангарда разошлись с французами Харланд, предвидя сигнал адмирала, приказал им поворачивать и следовать за противником. Около 1 часа пополудни, когда HMS Victory вышла из зоны обстрела, такой же сигнал получил и центр - Кеппель скомандовал поворот фордевинд: посеченный такелаж не позволял ворочать на ветер. Но поэтому же маневр требовал осторожности. Только к 2 часам HMS Victory легла на новый галс, вслед французам. Остальные поворачивали кто, как мог. Formidable Паллисера в это время проходил навстречу флагману с под ветра. Четыре-пять кораблей, неуправляемых из-за повреждений такелажа остались правее и с подветра. Примерно тогда был спущен сигнал «вступить в бой» и поднят «выстроить линию баталии».

В свою очередь д"Орвилье, видя беспорядок, в который после всех маневров пришли британцы, решил использовать момент. Его флот шел довольно стройной колонной, и в 1 час пополудни он скомандовал поворот последовательно, с намерением пройти британцев с под ветра. При этом французы могли ввести в бой все пушки наветренного, т.е. высокого борта. На другом борту нижние порты приходилось держать закрытыми. Но головной корабль не увидел сигнала, и только де Шартр, четвертый от начала, отрепетовал и начал поворот. Проходя мимо флагмана он голосом уточнил его намерение. Но из-за ошибки головного корабля удобный момент был упущен.

Только в 2:30 маневр стал очевиден для англичан. Кеппель с HMS Victory немедленно снова повернул фордевинд и начал спускаться под ветер к неуправляемым кораблям, по-прежнему держа сигнал строить линию. Вероятно, он намеревался спасти их от грозящего уничтожения. Харланд со своим дивизионом повернул сразу же и нацелился под корму. К 4 часам он выстроил линию. Корабли же Паллисера, устраняя повреждения, занимали места впереди и позади Formidable . Позже их капитаны заявляли, что считали уравнителем корабль вице-адмирала, а не главнокомандующего. Таким образом, с наветра в 1-2 милях по корме флагмана составилась вторая линия из пяти кораблей. В 5 часов Кеппель с фрегатом послал им приказ скорее присоединяться. Но французы, уже завершившие свой маневр, не атаковали, хотя и могли.

Харланду с его дивизионом было приказано занять место в авангарде, что он и выполнил. Паллисер не приближался. К 7:00 вечера Кеппель наконец стал поднимать индивидуальные сигналы его кораблям, с приказом покинуть Formidable и вступить в линию. Все подчинились, но к этому времени почти стемнело. Кеппель счел, что возобновлять бой слишком поздно. На следующее утро в виду британцев осталось только 3 французских корабля. От дальнейшего боя французы уклонились.

Бой у мыса Спартель

Бой у мыса Спартель (англ. Battle of Cape Spartel) - бой между британским флотом лорда Хау и соединенным испано-французским флотом Луиса де Кордоба, произошедший 20 октября 1782 года на подходах к Гибралтару, в ходе американской войны за независимость. На рассвете 20 октября оба флота пересеклись в 18 милях от мыса Спартель на барбарийском берегу. На этот раз Хау, был с подветренной стороны и почти остановил свой флот. Таким образом, он дал испанцам выбор - вступить в бой или уклониться по желанию.

Кордоба скомандовал общую погоню, невзирая на соблюдение строя. Для испанцев, среди которых были особенно медленные, например флагманский Santisima Trinidad , это был единственный способ сблизиться. Примерно к часу пополудни расстояние между флотами сократилось до 2 миль - вдвое больше максимальной дальности огня. Франко-испанские корабли были с наветра и правее. Santisima Trinidad к этому времени добрался до центра линии, которую испанцам пришлось строить снова.

За это время Хау сомкнул линию, сосредоточив свои 34 корабля против 31 противника. Стандартный контр-ход в таких случаях - обхват короткой линии с концов. Но преимущество хода британцев не позволяло противнику такого маневра. Вместо этого, часть его кораблей, в том числе два трехдечных, оказались фактически вне боя.

В 5:45 по полудни головные испанцы открыли огонь. Последовал обмен залпами, причем оба флота продолжали движение; британцы постепенно вытягивались вперед, не вступая в ближний бой. Перестрелка прекратилась с приходом ночи. Потери в людях были примерно равны с обеих сторон.

Утром 21 октября флота разделяло примерно 12 миль. Кордова исправил повреждения и был готов продолжить бой, но этого не произошло. Пользуясь отрывом, Хау увел флот в Англию. 14 ноября он вернулся в Спитхед.

HMS Victory был в 1-м центральном дивизионе под управлением капитана Джона Ливингстона, являясь флагманом адмирала лорда Ричарда Хау.

Бой не принес решительной победы никому. Но британцы завершили важную операцию, не потеряв ни одного корабля. Флот отвел угрозу нового штурма Гибралтара. По сути, осада была снята. Все это подняло дух британцев после недавних потерь (масштабы победы при островах Всех Святых еще не были известны до конца) и улучшило позиции их дипломатии на начавшихся вскоре мирных переговорах.

Битва у мыса Сан-Висенте

Поступив на морскую службу в возрасте 12 лет, Горацио Нельсон уже к 18 годам достиг чина лейтенанта, а в 26 стал капитаном военного корабля, на борту которого и принял участие в битве 14 февраля 1797 года у мыса Сан-Висенте в Португалии, случившейся между английским флотом под командованием адмирала Джона Джервиса и испанской эскадрой. Достигнув мыса Сан-Висенте, английский флот в составе 15 кораблей оказался в видимости испанского флота из 26-27 кораблей, 8 из которых, находились на удаленном расстоянии, недостаточном для быстрого подхода к остальным силам. К тому же на море поднялся ветер, который также способствовал естественному разделению испанского флота, командующим которого был Хосе де Кордова.

Понимая насколько важно для английского флота одержать победу именно в этой битве, Джон Джервис принял решение на рассвете 14 февраля атаковать большую часть испанских кораблей, в надежде, что остальные не успеют подойти на достаточно близкое для выстрелов расстояние. Английские военные суда выстроились в линию и приготовились к атаке, испанцы долгое время не замечавшие флот из-за сильного тумана к ней были не готовы, на этом собственно и надеялся сыграть опытный адмирал, решив пройти сквозь строй вражеских кораблей. Планировалось, что корабли английского флота, войдя в соприкосновение с испанскими судами, совершат поворот оверштаг и таким образом возьмут большую часть противника в кольцо. Но маневр не удался, так как один из кораблей потерял во время поворота фок и марс реи, и, соответственно, был вынужден использовать фордевинд, что дало испанцам некоторое преимущество.

Видя, что английские корабли могут потерять все полученное ими преимущество, а инициатива переходит к испанцам, капитан Нельсон принял судьбоносное решение нарушить приказ адмирала и повернуть корабль, вступив в бой с одним из наиболее хорошо оснащенных боевых кораблей противника. Распознав его маневр, адмирал Джервис отдал приказ остальным судам, находившимся поблизости оказать Нельсону помощь, распоряжение это стало решающим в последующем разгроме испанской флотилии.

Выходка Нельсона нарушила ровный линейный строй кораблей, но спасла флот от неминуемого поражения, потому вместо виселицы, которая грозила капитану за нарушение приказа вышестоящего лица, он был по протекции Джервиса повышен в чине до контр-адмирала, получил пожизненную дворянскую грамоту, стал бароном и был почтен орденом Бани.

Команда корабля Captain, капитаном которого был Нельсон, благодаря его маневру захватила два испанских корабля и также не осталась без наград, собственно, как и сам адмирал, ставший лордом. К сожалению, большая часть команды отважного капитана оказалась ранена, или же убита, поскольку судно находилось в самом эпицентре перестрелки ведущейся между англичанами и испанцами.

Участие в Трафальгарском сражении

На исторические события в Европе конца XVIII начала XIX столетия главным образом влиял Наполеон Бонапарт. Французы имели превосходство уже в 1803 году, но помыслы императора простирались через пролив Ла-Манш к британским островам. Наполеон не сомневался, что когда-нибудь ему выпадет случай победить заклятого врага. Он также осознавал, что покорение Великобритании невозможно без покорения британского флота. Его попытка достичь намеченной цели вылилось в кровавое морское сражение недалеко от испанского города Кадис. Этот морской бой стал одним из известных в мировой истории военного флота, и сегодня его именуют Трафальгарским морским сражением.

21 октября 1805 года Вильнёв близ мыса Трафальгар повел свои экипажи кораблей на морской бой. За несколько месяцев до битвы еще в Тулоне, французский адмирал изложил командирам кораблей план консервативных англичан. Британцы не удовольствуются единой линией кораблей параллельно французскому строю, они выставят две колоны под прямым углом к ним и попытаются прорвать французский корабельный строй в нескольких местах, чтобы затем добить разрозненные силы. Кроме того 33 французских корабля, против 27 английских судна, считалось неким преимуществом. Однако орудия кораблей адмирала Вильнёва были не совсем точными и наносили мало урона, а перезарядка была чрезмерно долгая.

План британцев был намеренно прост. Они разделили флот на две эскадры. Одной командовал адмирал Горацио Нельсон, который намеревался разорвать цепь неприятеля и уничтожить корабли, находящиеся в авангарде и в центре, а вторая эскадра под командованием контр-адмирала Катберт Коллингвуда должна была атаковать противника с тыла.

В 06:00 21 октября 1805 года британский флот выстроился в две линии. Флагманским кораблем первой линии, состоящей из 15 кораблей, был линкор Royal Sovereign , на котором шел контр-адмирал Коллингвуд. Вторая линия под командованием адмирала Нельсона состояла из 12 кораблей, а флагманом был линкор HMS Victory . Деревянные палубы были посыпаны песком, который защищал от огня и впитывал кровь. Убрав все лишнее, что могло помешать, матросы приготовились к бою.

В 08:00 адмирал Вильнёв отдал приказ изменить курс и вернуться в Кадис. Такой манёвр перед началом морского боя расстроил боевой порядок. Французско-испанский флот, представляющий собой строй в виде полумесяц, выгнутый вправо в сторону материка, начал хаотично разворачиваться. В строю кораблей появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, были вынуждены «выпасть» из строя. Адмирал Нельсон тем временем приближался. Он был намерен разбить линию до того, как французские парусники приблизятся к Кадису. И это ему удалось. Началось великое морское сражение. Полетели ядра, стали ломаться и падать мачты, гибли люди, кричали раненные. Стоял полный ад.

В ряде сражений, в которых победу одерживали британцы, французы занимали оборонительную позицию. Они стремились ограничить ущерб и увеличить шансы на отступление. Такая позиция французов вылилась в ущербную военную тактику. Например, оружейным расчетам было приказано целиться в мачты и снасти, чтобы лишить противника возможности преследовать французские корабли в случае их отступления. Британцы всегда целились в корпус судна, чтобы убить или покалечить команду противника. В тактике ведения морского боя самым эффективным считался продольный обстрел кораблей противника, при этом обстрел велся в кормовую часть. В этом случае при точном попадании ядра проносились от кормы к носу, нанося судну невероятный ущерб по всей его длине. Во время битвы при Трафальгаре от такого обстрела пострадал французский флагманский корабль Bucentaure , который спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. В ходе схватки не всегда получалось выполнить сложный маневр, необходимый для продольной атаки корабля. Иногда корабли становились бортами друг другу и открывали огонь из короткого расстояния. Если команда корабля, пережившая страшный обстрел выживала, то ее ждала рукопашная схватка. Противники часто стремились захватить корабли друг друга.

Нельсон выбрал удар на самое уязвимое судно Redoutable . Подойдя впритык, начался абордажный бой. 15 минут косили моряки друг друга. Стрелок на марсе Redoutable разглядел на палубе Нельсона и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике. Адмирал дал команду прикрыть ему лицо, чтобы не деморализовать матросов.

Адмирал Вильнёв дал флажный сигнал всем кораблям атаковать, но подкрепления не было. Нельсон осуществил свой план, и ввел французов в полнейший хаос. Линия морской баталии была разбита. Французские корабли потеряли связь с испанцами. Соотношение сил изменилось не в пользу французов, поражение было неотвратимо. Тяжелая английская артиллерия била без остановок, ядра падали в нагромождение трупов, которые не были вовремя сброшены в море. Хирурги были совсем измучены, на ампутацию конечностей уходило всего 15 секунд, иначе раненый просто не выдерживал боль.

В 17:30 морское сражение завершилось. К этому моменту 18 парусных французских и испанских кораблей не могли продолжать бой, и были захвачены.

Трафальгарское сражение считается самым грандиозным в истории британского флота морским боем. Англичане потеряли 448 моряков, включая командующего английским флотом вице-адмирала Горацио Нельсона и 1200 раненых. Объеденный франко-испанский флот потерял 4400 человек убитыми и 2500 ранеными, Более 5 тысяч было захвачено в плен, сотни уцелевших оглохли, а многие корабли были разбиты и не подлежали восстановлению.

Результат Трафальгарского сражения отразился на судьбе, как победителя, так и проигравшего. Франция и Испания навсегда утратили морское могущество. Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии и вторжения в Неополитанское королевство. Великобритания окончательно приобрела статус хозяйки морей.

Одноименные корабли

Всего было построено шесть кораблей Королевского флота Великобритании, которые именовались HMS Victory :

HMS Victory (1569) - 42-пушечный корабль. Поначалу назывался Great Christopher . Куплен английским Королевским флотом в 1569 году. Разобран в 1608 году.

HMS Victory (1620) - 42-пушечный «большой корабль». Спущен на королевской верфи в Дептфорде в 1620 году. Перестроен в 82-пушечный 2 ранга в 1666 году. Разобран в 1691 году.

HMS Victory - 100-пушечный корабль 1 ранга. Спущен в 1675 году как Royal James , переименован 7 марта 1691 года. Перестроен в 1694-1695 годах. Сгорел в феврале 1721 года.

HMS Victory (1737) - 100-пушечный корабль 1 ранга. Спущен в 1737 году. Потерпел крушение в 1744 году. Найден в 2008 году.

HMS Victory (1764) - 8-пушечная шхуна. Служила в Канаде, сгорела в 1768 году.

HMS Victory (1765) - 104-пушечный корабль 1 ранга. Спущен в 1765 году. Флагманский корабль адмирала Нельсона во время Трафальгарского сражения.

Этот корабль в искусстве

В память о победе при Трафальгаре и о замечательном флотоводце в центре Лондона была создана Трафальгарская площадь, на которой установлен памятник Нельсону. Во время Трафальгарской битвы ядро сбило бизань-мачту, две другие мачты были выбиты из степсов, большинство рей получило повреждения. Корабль был отправлен на ремонт, во время которого ликвидировали наиболее серьезные повреждения.

После ремонта HMS Victory принимал участие в нескольких операциях на Балтике и свою воинскую карьеру завершил в качестве транспорта в 1811 году. 18 декабря 1812 года корабль исключили из списков военно-морского флота Великобритании, причем, по свидетельству инспектора Адмиралтейства, HMS Victory находился в "сухом и хорошем состоянии", а ведь кораблю исполнилось уже 53 года! Вскоре после списания англичане начали относиться, как к кораблю-памятнику, и никто не смел разрушить его.

В 1815 году корабль поставили на капитальный ремонт. Корпус и прочее оборудование тщательно осмотрели, выполнили ремонтные работы, вновь заменили носовую фигуру, снова перекрасили корпус (в районе пушечных портов были проведены широкие белые полосы). После ремонта в течение целых ста лет корабль стоял в порту Госпорт, недалеко от Портсмута. С 1824 года на HMS Victory ежегодно устраивался торжественный обед в память о Трафальгарской битве и адмирале Нельсоне, а в 1847 г. HMS Victory был объявлен постоянным флагманским кораблем командующего Хоум-флит Англии, т. е. флота, непосредственно отвечающего за неприкосновенность территории Великобритании. Однако за кораблем-ветераном не ухаживали так, как было бы нужно. Корпус постепенно разрушался, его перегиб в носовой части достиг почти 500 мм, и к началу XX столетия корпус был в очень плохом состоянии.

Ходили слухи, что корабль нужно затопить, и, вероятнее всего, так бы и произошло, если бы на защиту знаменитого корабля не выступили адмирал Д. Стэрди и профессор Дж. Кэллендер, автор ряда известных книг об адмирале Нельсоне и его замечательном корабле. Благодаря их активному вмешательству в Англии начался сбор средств под девизом "Спасите HMS Victory ". Характерно, что Адмиралтейство ограничилось предоставлением сухого дока для восстановительных работ, которые и были проведены в 1922 году. Интересно, что реставраторы сочли возможным половину бревен и досок, из которых был некогда построен корабль, не заменять, а ограничиться пропиткой их специальным раствором, защищающим дерево от разрушения.

Во время второй мировой войны, когда немецкие самолеты совершали на Англию частые налеты, 250-килограммовая бомба попала между стенкой дока и бортом корабля. В корпусе появилась пробоина диаметром 4,5 м. Специалисты, ответственные за сохранение исторического корабля, обнаружили, что с появлением этой пробоины вентиляция внутренних помещений заметно улучшилась.

После второй мировой войны корабль ремонтировали заново. Для обеспечения водонепроницаемости проконопатили около 25 км стыков, обновили рангоут и такелаж, починили корпус, для которого использовали английский дуб и бирманский тик. Для уменьшения нагрузки на старый корпус с корабля сняли пушки, и сейчас все пушки корабля стоят на берегу, окружая сухой док, в котором стоит HMS Victory .

Борьба за жизнь корабля-памятника не прекращается. Самыми злыми его врагами являются жуки-древоточцы и сухая гниль. Это одна из наиболее распространенных слабостей использования древесины. Неожиданно обнаружилась еще одна опасность: оттяжки, при помощи которых раскрепляют мачты, штаги и ванты, в дождливую погоду натягиваются, а в сухую обвисают, что со временем могло бы привести к разрушению мачт. Пришлось в 1963 г. затратить 10 тысяч фунтов стерлингов, чтобы, заменить оттяжки тросами из итальянской пеньки.

HMS Victory стоит на вечной стоянке в самом старом морском доке в Портсмуте с 12 января 1922 года, это один из самых популярных музеев Англии. В отдельные дни корабль посещают до 2 тысяч человек, а ежегодно здесь бывает 300-400 тыс. человек. Все доходы от посетителей этого необычного музея идут на содержание корабля.

См. также

Литература и источники информации

1. Гребенщикова Г. А. Линейные корабли 1 ранга «Victory» 1765, «Royal Sovereign» 1786. - СПб.: «Остров», 2010. - 176 с. - 300 экз.
2. John McKay The 100-gun ship Victory. - London: Conway Maritime Press, 2002.

Ссылки

1. Корабль-музей HMS Victory HMS Victory

"Виктория" - это корабль-легенда военно-морского флота Великобритании. Он был спущен на воду в 1765 году. Это линейный стопушечный корабль, участвовавший в Трафальгарском сражении, на его борту был ранен адмирал Нельсон. Самое интересное, что этот корабль, не принимавший участия в сражениях после 1812 года, дожил до наших дней. Он стоит в старейшем доке Портсмута с 1922 года, является отличным образцом военно-морского флота тех дней, в настоящее время превращен в музей и является старейшим укомплектованным кораблем прошедшей эпохи владычества Англии на море.

"Виктория" - флагманский корабль английского флота

«Виктория» является кораблем первого класса, корабли этого класса несли минимум три мачты. Старинные корабли несли вооружение только по бортам, поэтому наиболее эффективной тактикой боя было выстраивание нескольких кораблей в линию и залп. Пушки большого шестидесятиметрового корабля при одновременном выстреле с одного борта выпускали почти полтонны ядер! Такие большие корабли назывались линейными.

История "Виктории"

Корабль "Виктория" был заложен 23 июля 1759 года в Чатеме по проекту Томаса Слэйда. Согласно отчета, это был солнечный и яркий день. Первоначально для строительства были наняты 250 человек, но семилетняя война спутала планы, и судно сошло на воду только в 1765 году. Габариты "Виктории" приближались к максимально возможным для деревянного судна, без применения металла в основных конструкциях. Длина "Виктории" - 227 футов или 69 метров, ширина - 51 фут и 10 дюймов - почти 16 метров. Обшивка была укреплена слоем меди. На судне был использован штурвал, это было нововведение, раньше на судах для управления массивным рулем стояла механическая система подъемного горденя. Парусное вооружение тоже стало гораздо эффективней. На острых курсах использовали косые стаксели и бизани, на полных - лисели.

Строительство "Виктории"

Специальная комиссия Адмиралтейства приняло судно в 1776 году. В пятницу 8 мая 1778 года «Виктория» впервые подняла паруса, дала приветственный залп орудий и вышла в море под командованием сэра Джона Линдси.

Конструктивные особенности корабля

На судне четыре палубы, которые тянутся во всю длину корпуса. Припасы, провиант, порох и вода хранились на самой нижней палубе. Каюты медицинского персонала и гардемаринов располагались сразу за кокпитом тоже на нижней палубе. Кубрик во время боевых действий становился штабом. Нижняя, средняя и верхняя палубы вмещали в себя по 30 орудий разного калибра. Бортовой залп "Виктории" мог послать почти полтонны ядер на расстояние более мили. В средней артиллерийской палубе располагался лазарет и камбуз. Члены команды ночевали в подвесных койках на средней и нижней артиллерийских палубах. Адмиральская каюта находилась в корме, на верхней артиллерийской палубе. На верхней открытой артиллерийской палубе в основном был такелаж и лебедки, с помощью которых управляли кораблем.

Внутреннее убранство корабля

"Виктория" внутри - модель

Артиллерийская палуба

Кабинет прославленного адмирала Нельсона, который именно на "Виктории" привел флот англичан к победе, был небольшого размера, а личная каюта была вообще скромна, адмирал спал на подвесной койке. Принимал же гостей и офицеров Нельсон в столовой. Это разительно контрастировало с пышным убранством галеонов предыдущего века. Хотя снаружи "Виктория" и похожа на огромный трехэтажный дворец, однако на ней нет такого количества украшений и резных скульптур, как на более ранних кораблях. Все отдано военной целесообразности.

В доке Портсмута

Корабль похож на плавучую крепость, призванную обеспечить превосходство Англии на море. Это «деревянные врата Англии», которые нельзя преодолеть.

Трафальгарское сражение

В 1778 году Франция признала независимость Америки и поклялась защищать с оружием в руках свои торговые взаимоотношения с молодым государством. Англия начала готовиться к войне.

"Виктория" готовится к сражению

Когда к власти пришел Наполеон, отношения не просто обострились, - разразилась война. Великобритания участвовала в ней в союзе с Австрией, Россией, Швецией, Неаполитанским королевством. Армия Наполеона была сильнейшей на суше, она блокировала сообщение с Великобританией, но в свою очередь Англия поставила морскую блокаду Наполеону, препятствуя снабжению войск и сообщению Наполеона с колониями. Бонапарт решил собрать все морские силы, очистить Ла-Манш от английских судов и высадить десант в Англии. Для этих целей Наполеон собрал большой объединенный флот Франции и Испании. Однако во Франции к этому времени ощущался недостаток грамотных и умелых военно-морских офицеров, их уничтожила революция. Британские же моряки были опытными воинами, они участвовали во многих сражениях. Столкновение этих флотов привело к самой большой и масштабной морской битве 19 века - Трафальгарскому сражению. Началась битва 21 октября 1805 года на атлантическом побережье Испании около города Кадис. Исход этого сражения должен был показать, кому теперь принадлежит море и в конечном итоге весь мир. Против 33 кораблей Великобритании под руководством адмирала Нельсона на флагмане «Виктория» были 40 кораблей объединенного флота под командованием Пьер-Шарль Вильнёва.

«Виктория» в Трафальгарском сражении

К началу Трафальгарского сражения на судне «Виктория» были 104 орудия, из них две 64-х фунтовые карронады и 30 32-х фунтовых пушек. Нельсон при подготовке к сражению учел все факторы: зыбь, ветер, волны. Он построил суда в две колонны и встал во главе левой. Он надел свой парадную форму и вышел на верхнюю палубу, чтобы его было видно. На все уговоры спуститься вниз он отвечал - моряки должны видеть своего командира. В одиннадцать часов прозвучали первые выстрелы разгорающейся битвы.

Начало битвы

Две колонны вонзились в центр построений объединенного французско-испанского флота. Этот флот стоял полумесяцем, он не успел построиться в колонны, мешал ветер. Историческое сражение началось. Головные корабли англичан прорвали строй, ведя огонь из всех своих орудий. «Виктория» вошла между двумя самыми большими кораблями противника: испанским неповоротливым гигантом "Santisima Trinidad", который был оснащен 144 пушками, и французским флагманом "Bucentaure".

"Виктория" ведет абордажный бой с французским кораблем

Строй кораблей смешался, каждый корабль искал себе противника и сражался с ним. Нельсона увидел стрелок на французском корабле «Redontable», с которым "Виктория" вступила в абордажный бой, и нанес ему смертельную рану. Горацио Нельсона отнесли в лазарет «Виктории», из лазарета Нельсон все время спрашивал о ходе боя. «Этот день за вами», - отвечали ему, хотя к тому моменту не было ясно, победили англичане или нет.

Нельсон находился в самой гуще боя

Нельсон скончался. Англичане продолжали бой, они намного превосходили выучкой французов и испанцев, на каждый залп французско-испанского флота англичане отвечали тремя залпами. Английские артиллеристы отличались и меткостью, - стреляя по пушечным портам, они выводили из строя артиллерию противника. Через три часа после начала битвы большинство кораблей объединенной эскадры были разбиты или захвачены. В два часа пополудни сдался "Bucentaure" с руководителем французско-испанского флота Вильневым. Корабли объединенного флота стали покидать сражение. Исход битвы стал ясен. Союзники потеряли 17 кораблей ("Santisima Trinidad" затонул при транспортировке во время шторма) и более семи тысяч человек. Англичане потеряли 2 тысячи моряков, но сохранили все корабли, хотя некоторые были настолько потрепаны и разбиты, что их пришлось брать на буксир. «Виктория» с телом Нельсона была отбуксирована для ремонта в Гибралтар.

Дальнейшая судьба судна

После ремонта судно до 1812 года патрулировало побережье Балтики и Испании. Затем вернулось в Портсмут. В 1889 году «Виктория» стала флагманским судном Главнокомандующего и остается таковым по сей день. В 1922 году судну решили придать тот вид, который был у линейного корабля во время Трафальгарского сражения.В настоящее время корабль превращен в музей.

Пушечная палуба

Кормовая часть

Прежде, чем Адмиралтейство могло разрешить постройку нового корабля, его члены должны были знать, на что он будет похож. Это была обычная практика для судостроителей того времени, когда надо было представить модель будущего корабля для одобрения. Созданные для этой цели модели не имели мачт и такелажа. Теперь вы можете построить модель корабля HMS Victory (Виктори) как полную модель военного корабля, защищавшего английскую честь во время Трафальгамского сражения в 1805 году.


Описание набора корабля Виктори

Корпус с двойной обшивкой из липы и отличного ореха, палуба покрывается рейками из танганики. Случайно или нет, но рейки ореха для чистовой обшивки даны как светлые, так и темные. Это позволяет создать светлые полосы, которые были на прототипе окрашены желтой охрой, не прибегая к окраске. Для помощи в сборке все деревянные части уже вырезаны. Как и положено, бархоуты выполнены более толстым рейками. Перо руля, что очень редко бывает в моделях, составное, из пяти отдельных вертикальных элементов. Это поистине удивительно!

Пушки на верхней палубе установлены на станки из ореха и имеют брюк и тали. Фонари, леера, ограждения и другие детали из латуни, литые или из ореха. Около сотни прекрасных металлических пушек и карронад «под бронзу» отполированы для придания им натурального внешнего вида. Пушечные порты открываются и закрываются на своих петлях. Набором предусмотрены калвы на салингах, все марсовые площадки обшиваются.

Вообще, по рангоуту модель выполнена довольно подробно, как и все модели фирмы Corel. Предоставлены подставка , нити такелажа пяти диаметров, флаги. Чертежи и инструкции на 14 листах включают как полноразмерные, так и масштабные схемы. Начиная с 2011 года, в связи с изменением технологии, печать на флагах размытая.

О нас
Мы обещаем, что:

  • имея более, чем 15-летний опыт, мы предлагаем только лучшие товары на рынке, отсеивая явные провальные изделия;
  • точно и быстро доставляем товары нашим клиентам по всему миру.

Правила обслуживания клиентов

Мы рады ответить на любые адекватные вопросы, которые у вас возникли или могут возникнуть. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы сделаем все возможное, чтобы ответить вам как можно скорее.
Наша сфера деятельности: сборные деревянные модели парусников и других кораблей, модели для сборки паровозов, трамваев и вагонов, 3D модели из металла, сборные механические часы из дерева, модели-конструкторы зданий, замков и церквей из дерева, металла и керамики, ручные и электроинструменты для моделирования, расходные материалы (лезвия, насадки, шлифовальные принадлежности), клея, лаки, масла, морилки для дерева. Листовой металл и пластик, трубки, профиля из металла и пластика для самостоятельного моделирования и изготовления макетов, книги и журналы по работе с деревом и по парусной тематике, чертежи кораблей. Тысячи элементов для самостоятельной постройки моделей, сотни видов и типоразмеров реек, листов и плашек ценных пород дерева.

  1. Доставка по всему миру. (за исключением некоторых стран);
  2. Быстрая обработка поступивших заказов;
  3. Фотографии, представленные на нашем сайте, сделаны нами или предоставлены производителями. Но в некоторых случаях производитель может менять комплектацию товара. В этом случае представленные фотографии будут носить справочных характер;
  4. Указанные сроки доставки предоставляются перевозчиками и не включают в себя выходные и праздничные дни. В пиковые моменты (перед Новым Годом) сроки доставки могут быть увеличены.
  5. Если вы не получили оплаченный заказ в течение 30 дней (60 дней для международных заказов) с момента отправки, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы отследим заказ и свяжемся с вами как можно скорее. Наша цель – удовлетворение клиентов!

Наши преимущества

  1. Все товары лежат на нашем складе в адекватных количествах;
  2. Мы имеем самый большой в стране опыт по тематике деревянных моделей парусников и поэтому всегда можем объективно оценить ваши возможности и посоветовать, что выбрать под ваши потребности;
  3. Мы предлагаем вам различные способы доставки: курьером, обычной и ЕМС почтой, СДЭК, Боксберри и Деловые Линии. Эти перевозчики могут полностью закрыть ваши потребности по срокам, стоимости и географии доставки.

Мы твердо верим, что станем вашим лучшим партнером!

Линейный корабль «Виктори»

«Виктори» («Victory», в переводе – «Победа»), флагман лорда Нельсона во время Трафальгарского сражения, стал пятым кораблем английского флота, носившим это наименование. Его предшественник, 100 пушечный линкор, потерпел крушение и погиб со всем экипажем в октябре 1744 г.

Новый 100 пушечный линейный корабль был заказан в конце 1758 г., во время Семилетней войны. Его строительство началось летом следующего года в Чатэме, разработал проект и руководил работами талантливый кораблестроитель Томас Слейд. Возможно, при другом развитии событий корабль строился бы намного быстрее, но победы британского флота сделали спешку ненужной. Кстати, именно победам, одержанным в 1759 г., корабль и обязан своим названием, ведь несчастливая судьба предыдущего одноименного линкора некоторое время довлела над людьми, выбиравшими наименование для новой боевой единицы.

Основным материалом при постройке «Виктори» стал прекрасный хорошо выдержанный дуб (всего потребовалось около 10 000 м3 древесины) – заготовка материалов началась задолго до начала работ. Киль изготовлялся из вяза, при постройке также использовались сосна и другие хвойные породы. Именно качественной древесине корабль и обязан своей долгой и славной карьерой. Его спустили на воду в мае 1765 г., но необходимости в трехдечном гиганте Королевский флот в то время не испытывал. В результате до 1778 г. «Виктори» стояла в реке Медуэй без вооружения и экипажа.

Все изменилось после того, как восставшие североамериканские колонии поддержала Франция, располагавшая сильным линейным флотом. Теперь корабли первого ранга оказались востребованы, и по распоряжению командующего Западной эскадрой (ее неофициально называли Флотом Канала от английского Channel – Ла-Манш) адмирала Огастаса Кеппеля «Виктори» укомплектовали экипажем (первым командиром стал Джон Кэмпбелл) и вооружили. Корабль имел следующие характеристики: водоизмещение – 3556 т, длина наибольшая – 69, 3 м, по главной палубе – 56,7 м, ширина – 15,8 м, осадка – 8,8 м, расстояние от ватерлинии до топа грот-мачты – 62,5 м, площадь парусов – 5440 м3, скорость при нормальном ветре – 9 узлов, численность экипажа – 850 человек. Проектное вооружение состояло из 30 42 фунтовых пушек на гондеке, 28 24 фунтовок на мидельдеке, 30 12 фунтовок на опердеке и 12 6 фунтовок на квартердеке и форкастле. Но при подготовке к вводу корабля в строй вместо 42 фунтовых пушек на него поставили 32 фунтовые. 42 фунтовки заменили 32 фунтовыми пушками.

«Виктори»

Уже 23 июля 1778 г. «Виктори», на которой держал свой флаг Кеппель, участвовала в сражении при Уэссане. В один из моментов боя сошлись друг с другом флагманские корабли – «Виктори» и 110 пушечная «Бретань», на которой находился французский адмирал Луи Гиллуэ, граф д?Орвилье. Дуэль продолжалась всего несколько минут, но каждый из гигантов успел нанести противнику достаточно серьезные повреждения. На «Витори», всего за бой потерявшей 35 человек убитыми и ранеными, пострадал рангоут (особенно досталось фок-мачте, которая грозила рухнуть в любой момент), зато «Бретань» получила много попаданий в корпус, на ней оказалась подбита часть орудий. От огня пушек «Виктори» также досталось шедшему за «Бретанью» 90 пушечному кораблю «Виль де Пари».

В начале 1780 г. «Виктори» прошла ремонт, для защиты от древоточцев ее подводную часть обшили медью (потребовалось 3923 листа), изменения претерпело вооружение. Так, вернулись на нижнюю палубу 42 фунтовки, а в носовой части верхней палубы впервые появились карронады – сравнительно небольшие, 24 фунтовые. В таком виде линкор, которым командовал кэптен Генри Кромвель, под флагом контр-адмирала Ричарда Кемпефелта участвовал в декабре 1781 г. в нападении на французский конвой (Вторая битва у Уэссана), когда англичане захватили полтора десятка торговых судов.

Окончание войны привело к тому, что в марте 1783 г. «Виктори» в Портсмуте вывели в резерв. В 1787-1788 гг. ее основательно отремонтировали, после чего вернули в резерв. Но вскоре флот начал увеличивать свою численность, поскольку отношения с Францией, где произошла революция, быстро ухудшались. Корабль первого ранга сперва понадобился Флоту Канала, а затем был отправлен на Средиземное море, где оказался в гуще событий. Под флагом адмирала Сэмюэля Худа он участвовал в действиях у Тулона и корсиканской кампании, в ходе которой англичане взяли Бастию и Кальви. Но особенно отличился корабль в январе 1797 г. в сражении у мыса Сент-Винсент, где он был флагманом адмирала Джона Джервиса. Несмотря на численное превосходство испанцев, британский командующий решительно атаковал врага и нанес ему поражение, заслужив титул графа Сент-Винсент. Тогда «Виктори» довелось встретиться в бою с испанским гигантом «Сантиссима Тринидад».

Однако на этом славная биография «Виктори» едва не завершилась. В октябре 1797 г. корабль, находившийся не в лучшем состоянии, поставили на прикол в Чатэме, а затем превратили в плавучий госпиталь. И тут в дело вмешалась переменчивая Фортуна: в октябре 1799 г. потерпел крушение линейный корабль «Импрегнейбл». Замену ему решили найти среди старых кораблей, и выбор пал на «Виктори». «Ветерана» решили вернуть в строй, и в феврале 1800 г. на нем начались большие работы. Линкор капитально отремонтировали, перевооружили и с середины апреля 1803 г. вновь стали числить кораблем первого ранга. А 16 мая на «Виктори» впервые поднял флаг вице-адмирал Горацио Нельсон.

До осени 1805 г. «Виктори» успешно несла службу, и даже смогла отличиться при захвате французского 32 пушечного фрегата «Эмбюскад». Но действительно громкую славу корабль заслужил у берегов Испании. В сентябре «Виктори» под флагом Нельсона прибыла к Кадису, где британцы блокировали франко-испанскую эскадру адмирала Вильнёва. Линкор нес следующее вооружение: на гондеке стояли 30 длинноствольных 32 фунтовых пушек, на мидельдеке – 28 также длинноствольных 24 фунтовых пушек, на опердеке – 30 12 фунтовок, на квартердеее – 12 таких же орудий, на форкакстле – две 12 фунтовки и две грозных 68 фнтовых карронады. Командовал кораблем друг Нельсона, один из членов знаменитого «братства» кэптен Томас Харди.

В великом сражении, развернувшемся недалеко от мыса Трафальгар 21 октября, «Виктори» возглавляла дну из двух кильватерных колонн, прорезавших франко-испанский строй. Для воодушевления своих людей Нельсон приказал поднять знаменитый сигнал: «England Expects That Every Man Will Do His Duty» («Англия ожидает, что каждый человек выполнит свой долг»). Обычно в то время флагманские корабли находились в середине боевой линии, но при Трафальгаре Нельсон счел необходимым поставить вперед корабли первого ранга (вторую колонну возглавлял 100 пушечный «Ройял Соверен» под флагом младшего флагмана вице-адмирала Катберта Коллингвуда), имевшие самые прочные корпуса.

Замысел английского командующего полностью оправдался. Выдержав на сближении энергичный, но не слишком точный огонь противника (самым серьезным в этот период боя оказалось повреждение румпеля, править рулем пришлось с нижнего дека), «Виктори» во время прохода за кормой французского флагмана «Бюсантор», получила сокрушительный продольный залп. На корабле Вильнёва сразу оказалось множество убитых и раненых и вышло из строя до 20 пушек. По мнению Харди, самый удачный выстрел сделала заряженная картечью карронада левого борта. Не остались без дела и орудия правого борта, удачно обстрелявшие «Редутабль». Этот корабль вскоре оказался очень сильно поврежден и выведен из строя, но до этого именно с его марса французский унтер-офицер в 13: 25 точным выстрелом смертельно ранил Нельсона. Его унесли вниз, но это уже не могло помешать англичанам добиться выдающейся победы. Адмирал умер в 16:30, еще успев узнать о блестящей победе и полном разгроме неприятеля.

Людские потери на «Виктори» составили 57 убитых и 102 раненых, корабль серьезно пострадал, лишившись рангоута. В Гибралтар его привели на буксире. Но это уже было не важно: господство на морях до конца войны оставалось за Британией.

Активная служба корабля продолжалась до осени 1812 г., после чего он был превращен в блокшив. В качестве вспомогательной единицы «Виктори» довелось прослужить вплоть до 1922 г., когда на средства особого фонда начались работы по ее восстановлению. Реставрация завершилась в 1928 г., и с тех пор «Виктори» стоит в сухом доке в Портсмуте, являясь одной из главных достопримечательностей города. Между прочим, вопреки распространенному мнению, корабль не является только лишь музеем, он и сегодня числится в составе Королевского флота.

Из книги Наваринское морское сражение автора Гусев И. Е.

Линейный корабль «Азов» Флагманский корабль русской эскадры в Наваринском сражении «Азов» был заложен 20 октября 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Тогда же началась постройка и однотипного с ним линейного корабля «Иезекииль». Каждый из этих кораблей имел

Из книги Британские парусные линейные корабли автора Иванов С. В.

Линейный корабль в бою В описываемый период все корабельные пушки классифицировались по размеру ядра, которыми велся огонь. Самыми большими пушками были 42-фунтовые пушки Армстронга, которые стояли только на нижней орудийной палубе старых линейных кораблей. Позднее

Из книги Боевые корабли древнего Китая, 200 г. до н.э. - 1413 г. н.э. автора Иванов С. В.

Лоу чуань: средневековый китайский линейный корабль Сохранилось множество свидетельств о ведущей роли башенных кораблей - лоу чуань - в составе китайского флота, начиная с династии Хань и до династии Мин. Поэтому мы хорошо представляем себе то, как выглядели эти

Из книги Дредноуты Балтики. 1914-1922 гг. автора Цветков Игорь Федорович

Приложение № 1 Как был устроен линейный корабль “Гангут” Корабль делился на поперечные отсеки 13 главными водонепроницаемыми переборками. Вдоль бортов простирались водонепроницаемые переборки. Линкор имел три броневые палубы. Нижняя палуба заканчивалась броневым

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Линейный корабль „Октябрьская революция" История создания линейных кораблей этого типа восходит к 1906 году, когда Ученый отдел Главного морскрго штаба произвел опрос участников русско-японской войны. В опросных листах содержались ценные материалы и соображения о том,

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Линейный корабль «Ингерманланд» Линейный корабль «Ингерманланд» считается образцом судостроения Петровской эпохи. Создавая регулярный военный флот, Петр I первоначально делал упор на постройку фрегатов как основного ядра корабельного состава флота. Следующим этапом

Из книги Линейные корабли типа “Кинг Джордж V”. 1937-1958 гг. автора Михайлов Андрей Александрович

Линейный корабль «Ростислав» Начиная с 1730 х гг. верфи Санкт-Петербурга и Архангельска построили большое количество 66 пушечных кораблей. Один из них, заложенный на Соломбальской верфи в Архангельске 28 августа 1768 г., спущенный на воду 13 мая 1769 г. и в том же году зачисленный в

Из книги автора

Линейный корабль «Азов» 74 пушечный парусный линейный корабль «Азов» был заложен в октябре 1825 г. на Соломбальской верфи в Архангельске. Его создателем стал известный российский корабел А.М. Курочкин, за несколько десятилетий своей деятельности построивший на

Из книги автора

Линейный корабль «Императрица Мария» К середине XIX в. парусные линейные корабли достигли совершенства. Уже появились в составе флотов многочисленные пароходы, успешно доказывал свои многочисленные достоинства винтовой движитель. Но верфи многих стран продолжали

Из книги автора

Линейный корабль «Дредноут» В начале ХХ в. начались качественные изменения в развитии морской артиллерии. Совершенствовались сами орудия, снаряды вместо пороха повсеместно начинялись сильными бризантными взрывчатыми веществами, появились первые системы управления

Из книги автора

Линейный корабль «Эджинкорт» Появление в 1906 г. «Дредноута» привело к тому, что прежние броненосцы в значительной мере утратили свое значение. Начался новый этап гонки морских вооружений. Бразилия первой из южноамериканских государств начала усиливать свой флот

Из книги автора

Линейный корабль «Куин Элизабет» После вступления в строй знаменитого «Дредноута» все прежние броненосцы морально устарели. Но уже через несколько лет были спроектированы новые линкоры, получившие название супердредноутов, а вскоре за ними последовали сверхдредноуты.

Из книги автора

Линейный корабль «Бисмарк» Линейный корабль «Бисмарк» («Bismarck») был заложен 1 июля 1936 г. на верфи «Бломм унд Фосс» в Гамбурге, спущен на воду 14 февраля 1939 г., а 24 августа 1940 г. на линкоре был поднят флаг и корабль вошел в строй военно-морского флота Германии (кригсмарине). Он

Из книги автора

Линейный корабль «Ямато» В начале 1930 х гг. в Японии начали готовиться к замене тех своих кораблей, у которых истекал определенный Вашингтонским договором 20 летний срок службы. А после того, как в 1933 г. страна вышла из Лиги Наций, было решено отказаться от всех договорных

Из книги автора

Линейный корабль «Миссури» В 1938 г. в США началось проектирование линейных кораблей, призванных сочетать в себе огромную огневую мощь, высокую скорость хода и надежную защиту. Надо отдать должное конструкторам: им действительно удалось создать очень удачно

Из книги автора

Почему не появился линейный корабль "Дюк оф Нью-Йорк"? В феврале 1941 г. премьер-министр Великобритании сделал запрос Первому лорду Адмиралтейства: "Не согласиться ли он обменять линкор "Дюк оф Йорк" на 8 крейсеров США с орудиями главного калибра 203 мм?" На следующий день