Платон штрафы перенесены до 15 мая закон. На санкции в рамках «Платона» наложен мораторий. Льготниками в данном случае являются

Система Платон молода, но очень перспективна. Она является реакцией Правительства на поддержку федерального бюджета при восстановлении состояния дорожного покрытия на федеральных трассах. Действие такой системы распространяется только на большегрузы, урон от которых для трасс наиболее ощутим. Сейчас система функционирует уже полноценно, предусмотрен механизм не только взимания платы, но и отслеживания нарушителей и применения к ним мер ответственности. За что взимаются штрафы по системе Платон? Какие санкции актуальны для физических, юридических лиц и ИП? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Действия, влекущие применение санкций

Кодекс об административных правонарушениях в главе 12 регулирует начисление штрафных санкций за правонарушения в области дорожного движения. В частности, статья 12.21.3 регулирует такие правонарушения, совершенные водителями (владельцами) транспортных средств, имеющих массу свыше 12 т. За нарушение в системе Платон предусмотрены штрафы за несколько альтернативных действий, чаще всего попадаются владельцы большегрузов за проезд «зайцем». Это имеет место, когда:

  • Не была произведена оплата в срок, чаще всего предоплата, но иногда и оплата с отсрочкой;
  • Было продолжено движение после того, как закончились внесенные средства в систему;
  • Имелось отклонение от оплаченного маршрута, без согласования этого момента с оператором системы;
  • Был осуществлен выезд на маршрут с неисправным или отключенным бортовым устройством, а равно при его полном отсутствии. В таком случае оператор системы не может получать информацию, соответствующую действительности о преодоленном километраже, маршруте и т.д.

Размер штрафа определяется количеством имеющихся действующих аналогичных нарушений. Если таковое совершено впервые, штрафные санкции минимальны. Если же допущена повторность, то меры ответственности будут значительно серьезнее. При этом КоАП РФ содержит примечание, которое ограничивает применение признака повторности. Так, повторности не будет, если одно и то же правонарушение зафиксировано системой несколько раз в течение суток (проезд без оплаты фиксировался в течение 24 часов в разных местах одним ТС). Если же эти действия зафиксированы в течение двух и более суток, то имеет место повторность.

Изменение законодательства о штрафах в системе «Платон»

Минтранспорта РФ в тандеме с депутатами Госдумы 20.11.2015 озвучило общественности поправки в КоАП РФ. По этим поправкам водители 12-тонников, принадлежащих отечественным перевозчикам, подлежат освобождению от мер ответственности за нарушения внесения платы в систему Платон. Одновременно депутаты инициировали снижение размера штрафов до 50 000 рублей для хозяев этих машин за описываемые нарушения. Повторное же нарушение предлагалось наказывать штрафом, составляющим порядка 100 000 рублей.

Законопроект Госдумой был принят 4.12.2015 года. Штрафы были снижены до 5 000 рублей за первичное нарушение и до 10 000 рублей за правонарушение, квалифицированное по признаку повторности. Президентом РФ В.В. Путиным уже 15.12.2015 были одобрены поправки в КоАП и закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», а также ряд иных сопутствующих актов.

Снижение мер ответственности было обусловлено статистикой, приведенной оператором системы. Согласно его данным на май 2016 года только 20% 12-тонников, состоящих на учете, передвигается по федеральным трассам, остальные предпочитают выбирать маршруты по региональным. Средняя уплачиваемая сумма сбора в месяц владельцем большегруза составляла 1800 рублей (расчетная стоимость 1200 км), что в разы меньше, чем аналогичные ТС, учетная принадлежность которых - иностранное государство.

Актуальные штрафы для собственников

Несмотря на то, что система работает в штатном режиме, взимание платы за проезд и применение мер ответственности к водителям в настоящее время идет в «льготном режиме». Так будет до 2019 года, с указанного года взимание платы будет проводиться по полному тарифу, который составляет 3,73 рубля за 1 км дороги. С 2016 по 2018 тариф ежегодно повышался, чтобы постепенно выйти на уровень полного тарифа, без шока для владельцев большегруза от удара по кошельку и постепенному осознанию необходимости осуществления перевозок по дорогам РФ на законных основаниях, т.е. с уплатой пошлины. Например, в 2016 году тариф составлял 1,5 рубля за км, в 2017 году 1,91 и т.д.

Политика привлечения автовладельцев к ответственности за нарушение системы Платон также меняется. По общим положениям КоАП РФ на размер штрафных санкций влияет, к какой категории относится правонарушитель: ИП, физическое лицо (водитель по трудовому контракту, договору и т.д.) или юридическое лицо (компания, занимающаяся перевозками), а также какой по счету раз допущено правонарушение. Так, нанятый водитель, в случае передвижения на большегрузе с нарушением (нет действующего Платона), получит в случае выявления штраф в размере 5 000 рублей. Должностное лицо, ответственное за допуск грузового транспорта в компании, при нарушении системы Платон будет оштрафован на сумму значительно выше - в среднем порядка 40 000 рублей. ИП штрафуются на суммы аналогичные для должностных лиц компаний. Самый внушительный штраф грозит субъекту хозяйствования, который осуществляет перевозки с нарушением системы Платон. Их штрафы достигают 450 000 рублей. Еще большие штрафы грозят тем, кто нарушение допустил повторно. Суммы штрафов для систематических нарушителей назначаются в кратном размере по отношению к первоначальному, чаще всего первый штраф выписывается в двойном размере при повторности.

ГИБДД начала штрафовать владельцев большегрузов за неоплату проезда по федеральным трассам, сообщил РБК источник, близкий к оператору «Платон», и подтвердили несколько собеседников в компаниях-перевозчиках

Автомашина контроля оплаты проезда пользователей, зарегистрированных в реестре государственной системы взимания платы «Платон», на одной из подмосковных автодорог (Фото: «РИА Новости»)

​​Собственники грузовиков с середины февраля получают штрафы за неоплаченный проезд по федеральным трассам через систему «Платон». Об этом РБК рассказали владельцы большегрузных автомобилей и подтвердил источник, близкий к оператору «Платона», — «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). По его словам, только за 15 февраля 2016 года инспекторы ГИБДД выписали около 1 тыс. постановлений о штрафах на сумму порядка 5 млн руб. «Примерно такая же статистика в остальные рабочие дни», — уточняет он. Если предположить, что сбор штрафов начался именно 15-го числа, выходит, что в феврале (с учетом праздничных дней) могло быть выписано штрафов на сумму около 50 млн руб.

Представитель РТИТС эти цифры не комментирует. Но сообщает, что в последние дни число желающих зарегистрироваться в системе увеличилось. «Во многие офисы «Платона» в разных городах приходят пользователи со штрафами и регистрируются в системе. Например, в Кирове, Воронеже, Белгороде, Чебоксарах, Набережных Челнах, Краснодаре», — перечисляет он.

Представитель ГИБДД пока не ответил на запрос РБК. Ранее в начале февраля несколько топ-менеджеров компаний-перевозчиков и близкий к «Росавтодору» источник рассказывали, что ГИБДД не штрафует за неоплату проезда по федеральным трассам. Собеседники РБК объясняли это тем, что не отлажено взаимодействие ГИБДД и РТИТС. В конце 2015 года «Ведомости» писали , что на взимание штрафов действует негласный мораторий. Со ссылкой на чиновника в транспортной сфере газета отмечала, что водителей грузовиков не штрафуют, так как действует соответствующее указание сверху — не штрафовать, пока не снизится накал. Но это не касалось иностранных перевозчиков, которых штрафовали с декабря 2015 года.

Собирать плату с большегрузов за проезд по федеральным трассам государство начало 15 ноября 2015 года. Оплачивать проезд перевозчики должны через систему «Платон». Ее оператором в 2014 году без конкурса была выбрана компания РТИТС (на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»). Изначально штрафы за неоплату проезда составляли 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное. Но 15 декабря президент Владимир Путин подписал закон, согласно которому штрафы были снижены до 5 тыс. руб. и 10 тыс. руб. соответственно.

Данные о нарушителях и фактах неоплаты «Платон» собирает в автоматическом режиме со средств фиксации правонарушений и обрабатывает с 15 ноября, говорит представитель РТИТС. Оператор действует по согласованным с ГИБДД протоколам, а сами штрафы выставляет инспекция, поясняет он. Представитель Росавтодора

С 15 декабря 2015 года действует новая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законодатели снизили штрафы для владельцев и водителей грузовиков за нарушение оплаты в системе "Платон".

15 декабря 2015 года, в день официального опубликования, вступили в силу некоторые положения Федерального закона от 14.12.2015 N 378-ФЗ, касающиеся снижения административных штрафов за проезд грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в систему "Платон". Примечательно, что в нынешней версии КоАП РФ административную ответственность за такое нарушение во всех случаях несет только владелец грузовика, водителя могут оштрафовать только в том случае, когда грузовик принадлежит иностранному перевозчику. Соответствующие поправки внесены в "Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн". В новой редакции статьи предусмотрена административная ответственность за проезд по федеральным трассам большегрузных автомобилей без внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей. Такую ответственность применяют к водителям транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и к собственникам грузовиков с российской регистрацией. За повторное нарушение предусмотрен штраф в размере 10 тысяч рублей. Кроме того, к статье 12.21.3 КоАП РФ добавлены два примечания, в соответствии с которыми административная ответственность для водителей грузовиков с иностранной регистрацией не наступает, если "протяженность фактически пройденного транспортным средством без внесения платы расстояния составила не более пятидесяти километров после пересечения Государственной границы Российской Федерации и если плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, внесена в установленном порядке" на момент рассмотрения дела об административном правонарушении. Также, запрещено привлекать к административной ответственности собственников грузовиков за повторное нарушение в течении суток с момента фиксации первого случая проезда без оплаты. В статье 23.36 КоАП РФ определено, что в ведение федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 12.21.3 КоАП РФ только "в части, касающейся транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств". Новая редакция статьи 27.13 КоАП РФ предусматривает, что:

В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16 и статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств, задержание транспортного средства путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств применяется до уплаты административного штрафа.

В статье 31.5 КоАП РФ регламентировано, что отсрочка или рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа не может быть применена в отношении иностранных граждан по статье 12.21.3 КоАП РФ. Поэтому, новая редакция статьи 32.2 КоАП РФ предусматривает, что административный штраф за нарушение по внесению платы "Платону" иностранным перевозчиком должен быть уплачен до выезда принадлежащего ему транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации.

Штрафы по резонансной системе “Платон”, запущенной с 15 ноября, были перенесены на май будущего года. Власти пошли на уступки дальнобойщикам, которые продолжают протест против запуска данного механизма. Кроме того, Госдума снизила размеры штрафов практически в 100 раз.

Проблемный “Платон”

Ситуация вокруг функционирования сервиса “Платон” остается напряженной. С помощью данной системы Росавтодор планировал привлечь около 40 млрд руб. в следующем году. Однако протесты со стороны дальнобойщиков вынудили правительство пересмотреть первоначальных подход.

“Платон” был создан для взимания оплаты с грузовых автомобилей (масса свыше 12 т.) за пользование трассами. Данный тип транспортных средств наносит наибольший вред дорожному покрытию, после чего возникает необходимость в ремонте полотна. Изначально планировалось применять фиксированную стоимость 3,73 руб./км. После этого перешли к дифференцированной модели - 1,53 руб. до марта следующего года, 3 руб. до 2018 года, и после этого - 3,73 руб.

Вторым резонансным вопросом стали штрафы за нарушения с оплатой в рамках данной системы. Первоначальные штрафы за первое и последующие нарушения достигали астрономических сумм: 450 тыс. руб. и 1 млн руб. Реагируя на протесты дальнобойщиков, штрафы были снижены соответственно до 5 и 10 тыс. руб. Взимание штрафов по системе “Платон” было отменено до мая 2016 года, в том числе это было вызвано техническими проблемами. Эту позицию разделяют в Минтрансе и Росавтодоре, исключением стало только Подмосковье, где штрафы останутся в силе.

За первые 12 дней действия системы было собрано свыше 0,5 млрд руб. При этом возникали различные технические проблемы на этапе регистрации, что повысило градус недовольства плательщиков. Росавтодор предупредил о возможных финансовых санкциях к концессионерам системы “Платон”. Ведомство продолжает проверку качества работы механизма, которая началась на третий день после запуска.

Позиции сторон

Росавтодор принял решение отменить штрафы до мая 2016 года (за пределами Московской обл.), однако дальнобойщики продолжают протест против сервиса “Платон”.

Финансовое положение перевозчиков значительно ухудшилось в условиях кризиса. Дополнительная оплата за пользование трассами может стать последней каплей, которая приведет к системному кризису, предупреждают эксперты. В результате возникнут перебои с поставками продуктов, что станет ощущаться по мере сокращения запасов в торговых сетях. Последние новости подтвердили опасения экспертов - несмотря на решение вопроса по штрафам, за первые 7 дней работы системы “Платон” 30% товаров доставлялись с перебоями.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что лучше сместить сроки взимания платы за проезд на 1 год. На данном этапе механизм лучше перевести в тестовый режим. При этом не так важен вопрос, будут ли штрафовать за нарушение оплаты по системе “Платон”. Помимо возможных перебоев с поставками товаров, существует еще одна проблема. После повышения оплаты в следующем году инфляция ускориться на 2,7 п.п., прогнозируют специалисты.

Эксперты поддерживают тестовое использование системы “Платон” в ближайшее время. Еще не все транспортные средства оборудованы специальными устройствами, и часть перевозчиков не зарегистрированы в сервисе.

Участники акций протеста намерены добиться отмены данной системы. В противном случае дальнобойщики продолжат оказывать давление на правительство. В свою очередь чиновникам необходимо искать источники финансирования. В условиях кризиса приходится экономить бюджетные средства, в том числе за счет средств на улучшение качества дорог, что делает систему “Платон” необходимой.

Закон о переносе штрафов за нарушения оплаты по системе “Платон” до мая следующего года еще не принят. Госдума ограничилась только снижением суммы штрафов, которые составят 5 тыс. руб. в случае первого нарушения, и в два раза больше за повторные нарушения. Данные меры являются половинчатыми, считают перевозчики. В нынешних условиях “Платон” станет угрозой для бесперебойных поставок товаров. Кроме того, дополнительные сборы приведут к росту цен. В ближайший год данный инструмент лучше использовать только в тестовом режиме, считают эксперты.

Еще статьи про ""

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter