Особенности управления машиной в экстремальных условиях. Образовательная программа подготовки водителей транспортных средств категории "С" оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов Экстремальные условия профессионально

Особенности управления автомобилем в экстремальных условиях

Ежегодно в нашем государстве происходит множество ДТП и аварий, в том числе и со смертельным исходом. В авариях разбиваются фары, приходят в негодность автомобили, погибнут люди. В подобных условиях, во многих городах России открыты курсы экстремального вождения.

Следует отметить, что под «экстремальным» вождением подразумевается обучение безаварийному вождению в разное время года и на различных дорогах России.

Основные правила безопасного вождения автомобилиста в экстремальных условиях:

- объезжать неожиданно возникшие препятствия;

Тормозить и разворачиваться на покрытой льдом трассе;

Уходить от столкновений;

Погашать заносы и т.д.

Безопасная посадка

Основой системы безаварийного и безопасного вождения является правильная и точная посадка водителя. Следует отметить, что из-за неправильного положения тела водителя теряется время, когда еще можно избежать аварийной ситуации.

Управляя автомобилем необходимо руки держать в верхней части рулевого колеса, сидеть, спиной прижимаясь к автомобильному креслу. Оптимальная посадка позволяет водителю слиться с автомобилем в единое целое и получить оптимальную информацию от дороги благодаря авто «мышечному чувству». Эти технические моменты важны для преодоления опасных ситуаций на дороге в момент опрокидывании, излишнего вращения автомобиля, пробуксовки, заноса.

Водители-профессионалы, обладающие «мышечным чувством», подсознательно знают, что нужно сделать, чтобы стабилизировать автомобиль и .

Управление автомобилем левой рукой

Технически грамотный и хорошо подготовленный водитель должен уметь вращать руль левой рукой, правой он может переключать передачи, включать на некоторое время стояночный тормоз, чтобы заблокировать задние колеса и т.д.

Подобный вид управления автомобилем обеспечивает повышенную безопасность во время езды задним ходом и на высоких скоростях. Управляясь автомобилем одной левой рукой, можно повернуться вправо на 90 градусов, расширив радиус заднего обзора.

Для выполнения кругового руления левой рукой нужно взять ею руль на цифре 12 – по аналогии с часами. Повернув рулевое колесо до цифры 4 или 8, перехватывая его в нижней части, выполнив перекат тыльной стороной кисти, не теряя контакта с баранкой, следует отметить, что перекат – не лучший способ контролировать руль, рука в таком положении может проскальзывать, но даже это лучше, чем совсем потерять управление.

Быстрое руление обеими руками

При потере управляемости и устойчивости автомобиля избежать аварийной ситуации помогает скоростное руление. Водитель, не имеющий опыта и достаточной квалификации, обязан обладать быстрой реакцией, чтобы вовремя исправить допущенную ошибку.

Для смены рук используется метод перекрестного захвата. Высокая скорость поворота руля обеспечивается благодаря непрерывным приложениям усилий и рывкам. Опытные водители могут таким образом вращать руль со скоростью 270 оборотов в минуту.

Выполняя скоростное управление, на боковом секторе руля обеими руками поочередно, мы выполняем движение похожее на передвижение по канату.

Старт на скользкой дороге

В правильном и безаварийном процессе управления автомобилем важна посадка и искусство руления, водителю важно знать, как правильно трогаться на скользкой дороге (). Движение в гололед даже у опытных водителей вызывает неоднозначное отношение. В зимний период водители, трогаясь с места и совершив пробуксовку, продолжают давить на педаль газа, но ничего не происходит. Когда автомобиль начинает буксовать, колеса разогревают лед или снег. Он тает, образуя водяную прослойку, мешающую сцеплению шин с дорогой, чтобы без проблем стартовать с места, нужно сначала выровнять колеса машины. Если колеса окажутся хоть чуть - чуть повернутые в сторону, это осложнит движение. Трогаться нужно мягко, с минимальной пробуксовкой или вообще без нее. Если автомобиль забуксовал, решить эту проблему можно выключением и повторным включением сцепления. На автомобиле с нужен двойной выжим сцепления.

Преодолеваем вязкий грунт

Чтобы не буксовать в грязи и песке, при старте автомобиля нужно сохранить максимальный крутящий момент двигателя. Стартовать следует на высоких оборотах с большой пробуксовкой сцепления. После начала движения благодаря пробуксовке колес сохранится высокая тяга двигателя и крутящий момент. Так протектор шин очистится от грязи. Чтобы прекратить излишнюю буксовку, достаточно, тронувшись с места, быстро выключить повышающую передачу.

Опережающее дросселирование

Для повышения уровня безопасности во время движения опытные водители водители совершают опережающие действие по управлению автомобилем. В этом автовладельцам помогает опыт, когда водители прогнозируют поведение машины и возможную ситуацию на дороге.

Двигаясь по дороге и реагируя на ситуацию путем торможения и разгона, нужно помнить, что у автомобиля тормозная динамика выше разгонной. Если замедлить движение можно сразу же после нажатия педали тормоза, то повысить частоту вращения коленвала двигателя непросто – на это нужно время.

Чтобы избежать проблем движения, следует начинать дросселирование до момента, когда движок потеряет мощность. Так можно преодолеть крутые подъемы, сохранить устойчивость машины на неровной дороге, избежать лишнее переключение передач при езде по снегу, песку и грязи, ускорить выполнение обгона,быстрее выполнять различные экстренные маневры.

Для управления автомобилем в экстремальных условиях, нужен опыт. Практикуясь, водитель его приобретет, научится чувствовать автомобиль и в сложных ситуациях быстро примет правильные решения.

Неопытному водителю, особенно новичку, важно сконцентрироваться на дороге.

Курелов А.С.

мастер производственного

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Главное правило при попадании в занос - не тормози! И нет, мы не про неопытность водителя, а про то, что резко заблокированные колеса полностью лишают водителя возможности управлять машиной. Есть всего 2 способа справиться с заносом, и для каждого вида привода они свои.

В сайт уверены, что вы знаете эти методы, но парочку секретов от специалистов экстремального вождения мы вам все-таки приготовили.

Откуда ждать опасность

  • Больше всего накатанного льда там, где чаще всего тормозят - перед поворотами, пешеходными переходами, подъездами к автобусным остановкам. Особое внимание уделяйте мостам, тоннелям, въездам и съездам с эстакад. Двигаться там лучше всего с постоянной скоростью, а притормаживать заранее.
  • Зимой дистанция с идущим впереди автомобилем должна быть раза в 2 больше, чем летом. Но и слишком отставать не стоит, иначе кто-нибудь обязательно решит вклиниться, а это риск сразу для 3-х участников движения.
  • Не смотрите только на машину перед вами. Старайтесь держать ее в поле зрения, но смотреть дальше - на 4–5 машин впереди. Так вы увидите опасные участки дороги еще до того, как на них попадет автомобиль, за которым вы едете.
  • Зимой стоит отказаться от привычки одновременно с педалью тормоза жать педаль сцепления. В этом случае машина останавливается лишь за счет тормозных колодок, которые могут заблокировать колеса, и тогда машина уйдет в занос.

Владельцам машин с АБС . Антиблокировочная система тормозов (АВS) - крайне полезная функция большинства иномарок, которая нейтрализует резко выжатую в пол педаль тормоза на заледенелой трассе. Вместо резкого торможения система вызывает вибрацию педали, при этом вы можете поворачивать руль, входя в поворот или возвращая машину на нужное место.

Владельцам машин без AБС. Инструктора по экстремальному вождению лучшим способом торможения в зимних условиях считают комбинированный: одновременно с работой педали тормоза останавливать автомобиль двигателем (включать пониженную передачу). Тормозить следует импульсно - чередовать серию коротких нажатий на педаль тормоза с полной разблокировкой колес.

3 вида заноса

  1. Скольжение: передняя ось устойчива, задняя скользит, машина поворачивает на больший угол, чем ожидалось.
  2. Снос: задние колеса стабильны, а передние скользят, при повороте машина совершает движение по прямой.
  3. Полная дестабилизация: скользят все 4 колеса, направление движения не предугадать.

Как выйти из заноса

Если машина пошла в занос - не тормозите .

Если у вас заднеприводный автомобиль - нужно сбросить газ с одновременным поворотом руля в сторону заноса

Если у вас переднеприводный автомобиль - добавьте газу.

Когда машина вышла из заноса, нужно сразу вернуть руль в положение «прямо», иначе она уйдет в новый занос уже в другую сторону.

Приемы и хитрости

Проверяем дорогу . Выезжая на зимнюю дорогу, несколько раз резко нажмите и отпустите педаль тормоза. Если автомобиль «клюет носом» - сцепление с дорогой отличное, если замедлений нет и слышно, как трутся в юзе шины - дорога покрыта льдом. Это нужно делать как можно чаще (не создавая аварийных ситуаций, естественно).

Формула «двойного деления» . Если летом вы на этом участке дороги летите со скоростью 100 км/ч, то зимой там стоит ползти 50 км/ч. В поворот входили на 80, зимой сбросьте до 40. Тогда точно не вылетите на обочину и сможете вовремя отреагировать на занос.

Одно покрытие . На любой дороге старайтесь вести автомобиль так, чтобы все 4 колеса ехали по одному покрытию. Если под одной парой колес снег, а под другой - лед, автомобиль может выкинуть с трассы или развернуть на дороге.

Выбираем сторону . Чтобы автомобиль не болтало между стенками глубокой колеи, прижмите колеса внутренней или наружной стороной к одной из них.

Повышенная передача . По скользкой трассе лучше передвигаться на повышенной передаче. Там, где вы летом едете на второй, зимой включайте третью - она не такая мощная, благодаря этому колеса на снегу будут меньше прокручиваться.

Бонус

При наличии планировщиков в каждом смартфоне не проблема поставить напоминание о смене резины хоть на 10 лет вперед. Поставьте их прямо сейчас, и тогда ваш надежный помощник каждый октябрь будет напоминать вам, что время подумать о безопасности.

А может, вы уже свои секреты «накатали» на своей машине? Делитесь в комментариях, и тогда на дороге станет значительно больше опытных водителей.

7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия деятельности

Класс видов деятельности субъектов в особых и экстремальных условиях постоянно расширяется. Характерной особенностью современности является приближение класса особых условий деятельности К экстремальным, что связано в том числе с особенностями переходного периода жизни нашего общества . «Грань, отделяющая "нормальные" условия от "экстремальных", остается достаточно неопределенной. В их оценке следует ориентироваться на триаду: физическая характеристика факторов воздействия, состояние человека, показатели деятельности» .

Типичный пример - деятельность государственных служащих и менеджеров, рни трудятся в неблагоприятных в психологическом отношении условиях. В их деятельности доминируют стрессовые состояния, вызванные нестабильностью внешней социальной среды, недостатками в организации труда, трудностями в профессиональных взаимодействиях, в том числе - из-за непрофессионализма партнеров, частого появления труднопрогнозируемых экстремальных ситуаций, и всегда недостаточными ресурсами для их кардинального решения, динамичностью вынужденных политических приоритетов и т. д. Но все это - внешние факторы. Они всегда «преломляются через внутренние условия» человека (С. Л. Рубинштейн).

В ряде исследований показано, что на возникновение, например, стрессовых состояний человека в процессе труда серьезно влияют не только собственно физические параметры стрессогенных факторов (сила и тип раздражителя, его новизна и др.), но и особенности профессиональной ментальное™ людей. Так, в социономических профессиях - профессиях типа «человек - человек» - они следуют из иерархии функциональных взаимодействий работников. Например, автократия вышестоящих партнеров-руководителей - властность и высокомерие, подавление ими инициативы подчиненных, нетерпение к критике и пр. выступают наиболее весомыми стрессогенными факторами для нижестоящих по должностным позициям. Сочетание таких условий работы со стремлением человека к профессиональному развитию, к независимости суждений, к самостоятельности, усугубляемой ориентированностью специалиста на дело, на задачи, а не на отношения, создает психологические противоречия в коллективах, нередко приводящие к внутриличностным и межличностным конфликтам сотрудников организаций.

Особые условия характерны для многих профессий типа «человек - человек»: учителей, медицинского персонала, социальных работников, работников правоохранительных органов, психологов. Социальная незащищенность в целом делает условия труда многих россиян особыми и экстремальными . Для современного общества характерны сопряженные тенденции развития. «...С одной сто-4 роны, оно движется в "эвпеихическом" направлении, предполагающем организацию условий жизни и профессиональной деятельности, способствующих... развитию человеческой природы, возрастанию числа... самоактуализирующихся людей. С другой стороны, современные социально-экономические проблемы и последствия научно-технического прогресса оказывают отрицательное влияние на жизнь человека и экологию среды. У большинства они вызывают социальную и профессиональную напряженность, состояние тревоги, дистресса. Следствием этого становится неудовлетворенность трудом, снижение эффективности и надежности профессиональной деятельности, появление "маргиналов от профессии"» .

Традиционно в центре внимания психологии труда и инженерной психологии были космическая, авиационная, морская, полярная отрасли, деятельность военных, операторов, пожарных, пограничников и др., отличающиеся типичными особыми и экстремальными условиями труда. Чаще всего изучались либо военные специалисты, либо представители уникальных профессий. На рубеже веков ситуация в корне изменяется. Представители массовых профессий: водители транспортных средств, машинисты локомотивов, диспетчеры, операторы химических производств и др. - все чаще вынуждены работать в условиях воздействия экстремальных факторов или угрозы их появления, что может вызывать спектр негативных состояний - от стресса до монотонии и безразличия. Например, до 1990-х гг. труд водителей объединения «КамАЗ», перегоняющих новую технику заказчикам, и вообще всех водителей-«дальнобойщиков», считался престижным. С 1990-х - он связан с опасностью для жизни водителя от первого до последнего километра маршрута.

Очерчивая границы проблемы, заметим, что в России за последние 10-15 лет кардинально изменилось содержание едва ли не всех профессий. Деятельность «бухгалтера 1985 г.» не тождественна деятельности «бухгалтера 2000 г.»; «водителя городского транспорта 1985 г.» и «водителя 2000 %ц «летчика 1985 г.» - «летчика 2000 г.»; «учителя 1985 г.» - «учителя 2000 г.» и т. д. Компьютеры на производстве и соответствующее возрастание объектов управления, увеличение в несколько раз количества автотранспорта на улицах городов, появление новых типов самолетов и усложнение системы пилотирования, введение платного обучения в корне изменили условия и трудовые отношения людей едва ли не во всех профессиях.

В психологии традиционно изучались поведенческие реакции людей в экстремальных и сверхэкстремальных условиях деятельности. Предполагалось, что они имеют эпизодический, случайный характер, присущи отдельным видам труда. Но есть основания полагать, что они типичны для многих социальных ситуаций - адаптации новичка в организации, начала работы руководителя подразделения после назначения, конфликтов в группе и др. .

На основании литературных данных уточним содержание и очертим разграничения ключевых понятий: измененных, затрудненных, особых и экстремальных условий деятельности.

Сверхэкстремальные - условия деятельности характеризуются постоянным действием на человека экстремальных факторов, имеющих высокую интенсивность и представляющих реальную опасность. Возникающие функциональные состояния имеют крайнюю степень выраженности. В деятельность работника включены аварийные резервные возможности организма и психики. После такой работы требуется обязательная реабилитация .

Экстремальные - условия деятельности, характеризующиеся постоянным действием интенсивных экстремальных факторов, которые могут представлять потенциальную опасность для здоровья и жизни работника, а также угрозу для здоровья и жизни других людей или сохранности материальных ценностей. При этом негативные функциональные состояния работника выражены сильно. Его деятельность осуществляется с подключением резервных буферных возможностей организма и психики. Работа в таких условиях требует специально организованного восстановления .

Особые - условия, когда деятельность специалиста сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их появления.При этом экстремальные у факторы не имеют большой мощности или интенсивности, а возникающие негативные состояния работника выражены умеренно. В особых условиях у людей мобилизуются резервные возможности компенсаторного типа. После работы человеку необходим отдых, достаточный для восстановления .

Дадим наше определение четвертой группе. Затрудненные - условия деятельности с периодической активизацией двух и более факторов, нарушающих психофизиологически комфортный режим труда.

Действие экстремальных факторов приводит к возникновению у субъектов труда негативных психических состояний типа динамического рассогласования, которые отрицательно сказываются на регуляции деятельности и снижают ее эффективность и надежность. Чаще компенсация отрицательного влияния негативных функциональных состояний осуществляется за счет волевых усилий человека с подключением его резервных возможностей. При этом резервные возможности организма и психики должны быть функциональными, то есть связанными с наличным запасом знаний, навыков, умений работника, не опредмеченными в живом труде (то есть не используемыми постоянно и повсеместно, но лишь как ресурс в чрезвычайных ситуациях).

Общим для всех классов условий - затрудненных, особых, экстремальных и сверхэкстремальных - являются время пхарактер действия стрессогенных факторов. Главное отличие между разными складывающимися в работе ситуациями состоит не в специфике, Новизне и уникальности экстремальных факторов, а в периодичности, частоте и длительности их воздействия на человека, а также в количественных характеристиках их интенсивности (мощности, действенности). Большее значение имеет не то, какой именно повреждающий фактор воздействует на человека в данный момент, а то, как он сочетается с другими условиями по времени и физической интенсивности.

Формирует затрудненные условия деятельности множество факторов. Наиболее распространенными среди них являются: физические и химические условия среды, механические воздействия (вибрации, перегрузки, шумы и резкие звуки), реальная или прогнозируемая опасность для здоровья и жизни, частое возникновение непредвиденных, в том числе и аварийных ситуаций, функциональные состояния (стресс, напряженное внимание, монотонность), высокая ответственность, боязнь ошибок, неудач, дисбаланс прав и обязанностей, продолжительные конфликты в коллективе, стиль руководства, особенности корпоративной культуры, конфликты в семье, рост стоимости жизни, проблемы с получением образования детей и др. Причинами могут быть особенности переработки информации и принятия решений (неопределенность, избыточность, противоречивость, неполнота информации), снижение или утрата определенного социального статуса, ситуация возможной потери работы .

Рассмотрим монотонию на конвейере. Технологию разбиения деятельности на элементарные операции и их ритмичное чередование можно пытаться как-то сгладить, «обогащая» труд, чаще делая перерывы для отдыха, используя функциональную музыку и т. д. Но монотонность труда рабочего часто устранить в принципе невозможно. Другие примеры: нерегламентированный рабочий день, возникновение непредвиденных обстоятельств, носящих экстремальный характер и влияющих на взаимоотношения работников многих видов совместной деятельности.

Стрессогенными могут быть факторы профессиональной карьеры: неудача, несоответствие результата цели или личностному статусу; успех и сопряженное с ним изменение самооценки, мотивации, профессиональных и личностных ценностей; ожидание выполнения ответственной работы; застой, неопределенность, невозможность прогнозирования, отсутствие положительных изменений перед завершением профессиональной карьеры .

Внешние возмущающие воздействия на процессы труда характеризуют три признака: длительность, интенсивность и последствия. Каждый из них может варьироваться в широком диапазоне и комбинироваться с другими «обертонами». Наиболее сложными являются ситуации, когда возмущения прямо воздействуют на человека как субъект труда, как личность и как индивидуальность. Поэтому важнейшими условиями обеспечения надежности и эффективности деятельности людей в особых и экстремальных условиях являются высокий уровень саморегуляции и формирование психологической готовности .

В. Г. Зазыкин выявляет следующую причинно-следственную цепочку. Возникновение негативных функциональных состояний приводит к высоким психоэмоциональным затратам. Динамика состояний субъекта, изменяя регуляцию и согласованность ансамбля психологических составляющих его деятельности, приводит к снижению ее эффективности и надежности. Этому предшествуют структурные изменения в деятельности, прямо сказывающиеся на ее устойчивости. Поэтому проблема устойчивости становится ключевой для понимания механизмов эффективности и надежности деятельности. Под устойчивостью (стабильностью) понимается малая изменяемость качественных и количественных характеристик деятельности. Устойчивость связана с другой научной категорией - надежностью (рис. 7.3). Надежность есть способность системы сохранять требуемое качество работы в различных условиях ее осуществления.

Согласно исследованиям В. Г. Зазыкина, вопрос сохранения устойчивости профессиональной деятельности актуален для 95 % респондентов - государственных служащих. Объективными факторами неустойчивости деятельности выступают недостатки в организации труда. Для различных категорий служащих они таковы:

Для руководителей: несовершенство нормативно-правовой базы деятельности; отсутствие реальных рычагов управления; низкая мотивация деятельности на госслужбе;

Для специалистов: несовершенство нормативно-правовой базы деятельности; противоречивые указания «сверху»; отсутствие реальных рычагов управления;

Для аналитиков: отсутствие реальных рычагов управления; противоречивые указания «сверху»; несовершенство нормативно-правовой базы деятельности.

Значимость данных факторов свидетельствует о нарушениях в информационной основе организации деятельности и недостаточном диапазоне возможностей для ее регулирования.

Условиями устойчивости деятельности при воздействии дестабилизирующих факторов являются:

Умение принимать точные, своевременные и правильные решения;

Умение предвидеть;

Умение выполнять свои профессиональные обязанности на высоком уровне;

Коммуникативные навыки.

Профессионально важные качества субъектов, определяющие устойчивость трудовой деятельности:

Для руководителей: интеллектуальные качества; целеустремленность; внутренняя организованность.

Для аналитиков: интеллектуальные качества; высокая работоспо-:,\ собность; личностная организованность;

Для специалистов: высокая работоспособность; стрессоустойчи-вость.

Обобщая эмпирические данные, делается вывод, что важнейшим условием эффективной и надежной деятельности при действии экстремальных факторов является профессионализм субъектов труда .

Под профессионализмом деятельности в акмеологйи понимается качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая его высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными способами решения профессиональных задач. Под профессионализмом личности подразумеваются характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностио-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационная сферы и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста .

Статья о том, на что обращать повышенное внимание при нахождении за рулем в неблагоприятных погодных условиях. В конце статьи - интересное видео об экстремальном вождении!

Содержание статьи:

В настоящее время советы по вождению в экстремальных погодных условиях обретают большую популярность среди широкой аудитории автолюбителей. И это не удивительно, ведь персональная защищенность от возможных непредвиденных происшествий на дорогах и безопасность пассажиров автомобиля – главное условие для каждого автомобилиста. В связи с этим водители приобретают различные курсы и специальные программы по обучению контраварийному или экстремальному вождению.

Что представляет собой экстремальное вождение


Для среднестатистического водителя это выражение создает представление о лихих разворотах на месте, переворотах, скольжению по льду и проезде через самые опасные препятствия на двух колесах. И чаще всего люди считают, что экстремальное вождение – это одна из разновидностей автомобильного спорта, которая не имеет особой связи с реальной ситуацией на дорогах.

Однако это далеко не так. Термин можно применить и для обычного вождения по опасной местности по скользкой дороге, при плохой видимости и других погодных «сюрпризах». Поэтому советы по вождению в экстремальных условиях не гарантируют начинающему автолюбителю профессиональное обучение мастерству дрифт-рейсинга и не сделают из него каскадера. Всё более практично и необходимо, особенно если вам не безразлично своё здоровье и безопасность окружающих людей.

Что мотивирует водителей пройти курс обучения экстремальному вождению


Автомобилисты обращаются за помощью к профессиональным инструкторам и интересуются советами по вождению в экстремальных погодных условиях по самым разным причинам. Одни уже неоднократно оказывались в опасных ситуациях при управлении автомобилем и готовы на всё, лишь бы не допустить их повторения. Другие просто желают предотвратить нежелательные происшествия и научиться чувствовать себя за рулем уверенно и безопасно.

Основное предназначение курсов и советов по обучению экстремальному вождению заключается в предоставлении профессиональной помощи для каждого автомобилиста, который не может устранить неуверенность или страх при управлении автомобилем в неблагоприятных условиях. Плохие погодные условия, включая гололед, туман, сильный дождь или снегопад, сильно влияют на психологическую уверенность водителя, особенно если речь идёт о представительницах женского пола. Хорошая учебная программа помогает избавиться от стрессового состояния, а также позволяет быстро и качественно освоить отдельные обязательные навыки для безопасного управления автомобилем при плохих погодных условиях.

Правильное вождение в экстремальных погодных условиях включает в себя ряд навыков и умений. Среди них можно отметить:

  • возможность проводить успешные развороты и торможение на скользкой дороге при плохой видимости;
  • погашение заносов и уменьшение возможных воздействий при продолжительном скольжении;
  • эффективное маневрирование и благовременное торможение с целью ухода от столкновений;
  • быстрый объезд преград и объектов, которые могут привести к непредвиденным происшествиям на дороге;
  • умение делать экстремальные повороты;
  • умение проезжать даже в самых узких местах;
  • умение сохранять устойчивость автомобиля при непредвиденном ДТП, и многие другие обязательные навыки.
Водитель должен уметь проезжать через неровности и препятствия на дороге без существенного ущерба для автомобиля и всех пассажиров. Чтобы обеспечить реальные условия неровной дороги, создаётся специальная тренировочная зона со множеством преград и сторонних объектов, которые невозможно объехать без надлежащего опыта и навыков.

Советы по обучению вождению в экстремальных погодных условиях позволяют автомобилисту быстро обрести навыки профессионального управления рулевым колесом, педалью тормоза и газа при скольжениях и возможных заносах.

Многие обучающие курсы, которые можно найти в автомобильной школе, преподаются профессиональными автоинструкторами, а практическая часть выполняется на тренажёрах. И только после того как водитель получает базовый уровень теоретических знаний и минимальные тренировочные навыки, его можно сажать за руль реального автомобиля, на реальной дороге с реальными неблагоприятными условиями.

Советы по вождению в экстремальных погодных условиях будут особенно актуальны для тех, кто желает правильно и разумно распределять своё внимание в случае непредвиденных аварийных ситуаций. Контраварийная подготовка – это важный аспект обучения, который обеспечивает начинающему автомобилисту базовый уровень теоретических и практических навыков, способных предотвратить возможные проблемы при вождении в неблагоприятных условиях.

Как избежать проблем при вождении в экстремальных погодных условиях

Остерегаться плохой видимости и тумана


Не секрет, что сильный туман является одним из самых опасных погодных явлений. При нулевой видимости водителю очень трудно определить происходящее на дороге и избежать аварийной ситуации.

Чтобы обеспечить хотя бы минимальное представление о дороге, автомобилисту необходимо включить ближний свет и очень сильно снизить скорость передвижения для того, чтобы увеличить расстояние между другими транспортными средствами. Рекомендуется применить стеклоочиститель и стеклообогреватель. Также нужно с особой внимательностью диагностировать происходящее сзади автомобиля, используя зеркала заднего вида. Это позволит заметить приближение других машин.

Контролировать сцепление колесных шин с дорожным покрытием


Автомобилисту нужно по-особому ответственно отнестись к контролю сцепления колесных шин с дорогой. При сильном ливне или других осадках дорожное покрытие становится невероятно скольким, из-за чего автомобиль превращается в настоящий гидроплан. Естественно, это усложняет процесс контроля над скоростью. И если вы ощущаете, что теряется управление, а скорость не снижается, лучше сразу отпустить педаль газа и подождать, пока автомобиль не замедлится.

Но ни в коем случае нельзя изо всех сил давить на тормоз, ведь тогда вы точно не сможете удержать руль в руках и тем более сохранить сцепление колес с дорогой.


Поведение автомобиля на скользкой дороге во многом зависит от типа и качества колесных шин. Поэтому при выборе колес не стоит экономить на отдельных моделях или дешевых вариантах, т.к. от этого элемента может зависеть многое, включая вашу безопасность и защищенность.

Если вам не безразличны состояние автомобиля, комфорт и здоровье пассажиров, которые находятся внутри автомобиля, то лучше отнестись к выбору колесных покрышек с особой ответственностью. Качественные шины способны обеспечить надежное сцепление автомобиля с дорожным покрытием, а это решает многие проблемы при продолжительном скольжении или езде по проблематичной, скользкой дороге.

Остерегаться повышенных температур


Не менее опасным погодным явлением является жара. Повышенные температуры приводят к перегреву радиатора или других важных частей автомобиля, что создаёт риск непредвиденных аварийных ситуаций. Если вы замечаете, что показатели температуры, сигнальные лампы и датчики сообщают об осторожности или опасности, немедленно отключите систему охлаждения (кондиционер) и включите обогреватель на самых высоких температурах. Подобные решения позволяют оттянуть горячий воздух от двигателя, направив его в салон. Но не пытайтесь снять крышку радиатора, если автомобиль остаётся очень горячим. Дождитесь, пока температура снизится, а двигатель остынет.

Помнить о мерах предосторожности во время снегопада или при гололеде


Заснеженная улица или трасса – одно из самых опасных мест для автомобилиста. Без базовых навыков и умений вождения в экстремальных погодных условиях перемещение в таких условиях может стать очень проблематичным. И повышенная опасность появляется в том случае, если снег начинает таять.

По-особому сложно в снегопад справляться с неровностями на дорогах, включая склоны или подъёмы. Если автомобиль начинает идти на спуск, обязательно перейдите на низшую передачу и снизьте скорость передвижения. Сохраняйте бдительность и контролируйте сцепление шин с дорожным покрытием. Ведь в таком случае вам будет намного легче приручить свою машину и предотвратить возможную аварийную ситуацию.

Заключение

Стоит помнить, что в настоящее время экстремальное вождение – это не только один из видов автомобильного спорта, но и обыденное явление, с которым можно столкнуться где угодно и когда угодно. С увеличением количества машин в шумных городах и мегаполисах каждая поездка может стать для неопытного автомобилиста настоящим испытанием. А если ещё и упомянуть ухудшение погоды, то это только усугубляет ситуацию. Приход заморозков и частые осадки повышают вероятность непредвиденных дорожных ситуаций, превращая управление автомобилем в большую проблему. И как гласит статистика, большинство ДТП происходят именно из-за неопытности или неподготовленности водителей к экстремальному вождению.

Поэтому советы по экстремальному вождению – это действительно очень важный и необходимый аспект безопасного управления автомобилем независимо от внешних условий. От таких простых и на первый взгляд банальных тонкостей может зависеть многое, в том числе и ваша жизнь. Хорошей дороги!

Видео об экстремальном вождении:

Дата: 21-12-2010, 00:57

Как известно, каждый год в нашей стране происходят десятки тысяч аварий, при этом, число их с каждым днем увеличивается, о чем свидетельствует печальная статистика ДТП. Очень часто в результате аварий страдает не только техника, регулярно на дорогах погибает большое количество людей. Значительная часть дорожно-транспортных происшествий отмечается зимой. Вне зависимости от того, какая категория вождения у водителя - категория B , C, D или A, какой опыт он имеет, ограниченная видимость и гололедица в совокупности с неисправностью транспортного средства, создают все условия для возникновения аварии. Для уменьшения риска возникновения ДТП применяется ряд приспособлений, среди которых: цепи из металла на колеса автомобиля, зимние шины. Однако, несмотря на существование перечисленных выше приспособлений, решающая роль в предотвращении и снижении опасностей на дорогах принадлежит все-таки водителю. Чтобы помочь владельцам транспортных средств управлять машиной в условиях возникновения экстремальной ситуации, проводятся действующие на базе автошкол курсы повышения квалификации.

Принципы вождения автомобиля в зимнее время.

Окончили ли вы автокурсы в Воронеже , Москве или любом другом городе, скорее всего, вы слышали о том, что принципы вождения автомобиля в летнее время по сухим дорогам и в зимнее - по замерзшим, отличаются. Что же делать, если при повороте ваше транспортное средство занесло? Прежде всего, важно не закрывать руками лицо, не бросать управление, а всеми силами пытаться его сохранить. Каждая хорошая автошкола, будь то автошкола в Воронеже или другом городе, на курсах вождения зимой обучает водителей действовать по инструкции. Именно это и будет уместно в данном случае. Усвоив то, что на курсах преподают инструкторы, можно в значительной степени сократить риски возникновения аварий на проезжей части.

Водитель, как категорий B , C, D, так и категории A, выезжая на дорогу во время гололедицы, не имеет право использовать для передвижения транспортное средство, техническое состояние которого считается ненадлежащим. От выполнения этого условия часто может зависеть не просто сохранность техники, но здоровье и жизнь пешеходов, пассажиров, других водителей. Чтобы избежать нежелательных последствий, до наступления зимы машина должна пройти полную диагностику, целью которой является выявление различных дефектов, а в случае необходимости - замена деталей, узлов. По запросу сотрудники автосервисов нанесут на кузов машины антигравийное покрытие, произведут балансировку колес, установят на них металлические цепи.