Главная проходная газ на карте. Памятник автомобилю ГАЗ-АА «полуторке» в Нижнем Новгороде

0 оценило

Популярные за человека!

Памятник грузовику ГАЗ-АА установлен перед главной проходной ГАЗа.

Автомобиль был установлен на постамент у главной проходной в 1982 году в честь 50-летия Горьковского Автозавода. На памятнике имеется надпись: Памятный знак трудовой славы автозаводцев заложен 17 апреля 1982 года - в год пятидесятилетнего юбилея Горьковского автозавода .

История ГАЗ-АА

ГАЗ-АА , НАЗ-АА или полуторка — легендарный грузовой автомобиль Горьковского Автомобильного Завода. ГАЗ-АА представлял собой многократно модернизированную лицензионную копию грузовика Форд модели АА от 1930 года.

Автомобиль имел грузоподъёмность 1500 кг или полторы тонны, что и дало ему название полуторка .

Первая "полуторка" ГАЗ-АА сошла с конвейера Горьковского автозавода 29 января 1932 года. Тогда грузовик назывался НАЗ-АА, потому что Нижний Новгороды был переименован в Горький чуть позже.

Это был настоящий прорыв в автомобилестроении: "полуторки" отличались выносливостью, неприхотливостью, и хорошими характеристиками и что немаловажно для советских дорог - проходимостью.

Важную роль грузовик ГАЗ-АА сыграл во время Великой Отечественной войны и особенно - блокады Ленинграда, обеспечивая связь города с внешним миром перевозя продовольствия и обеспечивая эвакуацию.

Выпускалась полуторка до 1949 года, после чего уступила место на конвейере другим, более совершенным моделям.

г. Нижний Новгород, пр. Ленина
ближайшая станция метро "Кировская"

На фото - Главная проходная ГАЗ.

Горьковский автомобильный завод - крупнейшее в Автозаводском районе предприятие, да и в городе, наверное, тоже. И самое известное.

А начинался он в 1930 году с гигантской стройки. Всего за 17 месяцев строительство было в основном закончено, а к 1932 году завод вступил в строй действующих предприятий.


29 января 1932 года на главном конвейере автозавода был собран первый грузовой автомобиль ГАЗ-АА. Точнее, НАЗ-АА, потому что Нижний переименовали в Горький чуть позднее.


На нем устанавливался четырехцилиндровый двигатель мощностью 42 л. с. Из-за низкой степени сжатия, составлявшей всего 4,25, в качестве топлива применялся низкооктановый бензин, что тогда было очень важно.

Дело в том, что высоококтанового топлива советские заводы еще не делали. А ГАЗ-АА могла ездить хоть на керосине, хоть на тракторном лигроине.


Запас хода составлял 215 км. Грузоподъемность автомобиля - полторы тонны. Поэтому и называли машину «полуторка».


ГАЗ-АА и его измененный вариант ГАЗ-ММ прошли Великую Отечественную войну и выпускались на автозаводе до 1949 года. А всего их было выпущено всеми заводами почти миллион (985 тысяч шт.).


В честь 50-летия ГАЗ у главной проходной было решено разбить сквер и установить памятный знак трудовой славы автозаводцев. Рабочие предложили установить на пьедестале грузовик "ГАЗ-АА".

На памятнике сбоку написано: "Памятный знак трудовой славы автозаводцев заложен 17 апреля 1982 года - в год пятидесятилетнего юбилея Горьковского автозавода".


В сквере с тех пор ничего не изменилось. Все так же радуют глаз мозаичные панно об истории завода, которые показаны на фото выше. Все так же торопится выйти с завода Владимир Ильич (он стоит симметрично автомобилю, но с другой стороны сквера).

Изменилась только противоположная сторона проспекта Ленина. Теперь рабочие, пройдя через сквер и перейдя дорогу, попадут в большой гипермаркет "Окей". И это, наверное, удобно и хорошо.

История ГАЗ начинается с конца двадцатых годов прошлого столетия. В марте 1929 года советом народного хозяйства Советского Союза подписывается указ о начале строительства нового в ближайшем расположении от Нижнего Новгорода. Начало строительства стартовало в начале мая 1930 года. В связи с образовавшимся поселением около новостройки в 1931 году был создан Автозаводский район, а к 1 января 1932 года ГАЗ был построен.

Проходная автомобильного завода ГАЗ

Но вначале он именовался Нижегородским автозаводом им. Молотова.

Прототипом первых нижегородских автомобилей послужили американские машины Форд. Легковушка ГАЗ А была разработана на базе «Форд А», за основу («полуторка») был взят американский грузовой автомобиль «Форд АА». Автомобили были похожи на «американцев», но все же имели собственные очертания – руководитель нижегородской конструкторской группы внести свою корректировку при разработке проектов.

В октябре Нижний Новгород переименовывается в Горький, затем меняет название и автозавод – он становится Горьковским.

Сборочный цех Горьковского автозавода

ГАЗ быстро набирает обороты – в 1933 году разрабатывается и запускается в серию автобус ГАЗ 03 30. Почти одновременно на базе ГАЗ А создается пикап, металлический кузов которого способен перевозить груз до 500 кг.

На следующий год появляется 3-осный ГАЗ ААА. В 1935 году ГАЗ уже произвел 100 000 автомобилей, и это событие было важной датой в истории завода.

В 1936 году завод приступает к выпуску . За основу «черного воронка» берется «фордовская» модель V8-40. Эта машина производилась и в первые военные годы, выпуск ее был прекращен в 1943 году. На базе ГАЗ М1 создается новая модель ГАЗ 11 73, на которой был установлен двигатель ГАЗ 11. Этот мотор имеет длинную историю – в дальнейшем им комплектовался хорошо всем известный .

Конвейер по производству двигателей для грузовиков ГАЗ

К началу Великой Отечественной войны завод ГАЗ освоил около двух десятков различных модификаций и произвел почти полмиллиона автомобилей различных типов. 70 процентов всех производимых автомашин в Советском Союзе до войны приходилось на долю Горьковского автозавода.

Так выглядит модель волги 31105

Но в этот раз на конвейере она продержалась недолго – в 2009 году сборочную линию «Волги» полностью свернули. Была еще одна попытка поставить на поток «Волгу Сайбер», но этот проект провалился, просуществовав около года.