Пожарные машины в америке. Американские пожарные машины Custom. Классификация пожарных машин в США

Знаменитый производитель противопожарной техники, концерн Rosenbauer, продолжает удивлять дизайном и возможностями своих машин-огнеборцев. Так, недавно американский филиал компании представил новейшую серию стандартной пожарки Avenger («мститель»).

Выглядит огнеборец очень агрессивно, его рубленый дизайн с другими недавними разработками концерна. Помимо яркого оформления, Мститель выделяется и некоторыми решениями, непривычными для американских пожарных машин.

Сиденья в кабине экипажа крепятся к направляющим, как в самолетах, что позволяет оперативно менять их количество. Кабина отделана не пластиком, а алюминием со специальным напылением - это должно увеличить срок службы. А вот наружные кузовные панели, наоборот, изготовлены из пластика, который равнодушен к ржавчине, да и легок.

Что до агрегатов, то Avenger оснащается двигателями Cummins мощностью от 380 до 450 л.с. Коробка передач - «автомат» Allison. Для лучшей маневренности передняя ось марки Hendrickson Steertek имеет угол поворота колес аж в 64 градуса.

Как и прочие аналогичные машины, Avenger сделан по модульному принципу. В зависимости от требований покупателя он может комплектоваться одним из трех вариантов кузова, а также разными моделями насосов собственного производства.

Согласно информации Бюро Статистики Труда (англ. Bureau of Labor Statistics), работники пожарной службы в США в три раза чаще умирают во время службы, нежели обычный среднестатистический рабочий в стране. Так в период с 1992 до 1997 год количество погибших спасателей составило 16,5 на 100 тысяч работников по сравнению с 4,6 среди прочих специальностей. Количество погибших пожарных превосходит даже цифры аналогичного периода среди офицерского состава полиции, показатель которых составляет всего 14.2 смертей на 100 тысяч сотрудников правопорядка.

За период 2000-2003 годов среди спасателей уровень смертности сократился, но только незначительно. Например, в 2001 году свыше 100 пожарных умерло во время исполнения служебных обязанностей в доме Всемирного Торгового Центра, подорванного террористами 11 сентября 2001 года. В общей сложности тогда погибло 345 нью-йоркских пожарных. В сравнении, за 1998 год умерло 87 пожарных, за 2002 год — 102. Приблизительно половина всех смертельных случаев происходит непосредственно в процессе пожаров.

По информации Пожарного Управления США (англ. US Fire Administration), в 2001 году в Штатах насчитывалось чуть более одного миллиона пожарных. Среди них профессионалами являлись только 193,6 тысяч человек, другие — добровольцы, занятые в прочих сферах и призываются на борьбу со стихией лишь в экстренных ситуациях. Такое количество добровольцев, преимущественно, объясняется строго экономическими факторами: муниципалитетам небольших городков выгоднее не удерживать полный состав профессионалов, а в случае необходимости мобилизовать сограждан для борьбы с огненной стихией. Таким путем, населенный пункт экономит на расходах. К недостаткам такой системы необходимо отнести то, что дилетанты приблизительно в три раза чаще, нежели специалисты, погибают во время пожаров.

Многолетний мониторинг демонстрирует, что большинство пожарных в США погибают в холодный период года. Основным противником пожарных являются не травмы, полученные в процессе тушения огня и выполнения прочих служебных операций, а длительный стресс и сильное перенапряжение. Так, в 56% случаев работники пожарных команд погибали вследствие сердечных приступов и заболеваний онкологии. Травмы оказывались причиной 28% смертельных случаев. В других случаях американские пожарные застревали в пламенеющем здании, теряли сознание либо погибали во время аварий.

Так сложилось, что пожарные в Америке не только лишь и не столько сражаются с огнем, а и выполняют обширный спектр других спасательных работ. К примеру, с ураганом Изабель, накрывшего Штаты в сентябре 2003 года, сражаться пришлось пожарным, которые выносили людей из затопленных зданий и расчищали улицы от сломанных деревьев. Во время недавних аварийных отключений электроэнергии во всех крупных населенных пунктах северо-восточного части США и Канады, в то время, как миллионы жителей на 36 часов остались полностью без электричества, пожарные исполняли разнообразные спасательные операции. Только в самом Нью-Йорке за одну ночь зафиксировано 80 тысяч экстренных вызовов. Среди которых, пожарные освободили более 800 человек из остановившихся в небоскребах лифтов.

К тому же, профессия пожарника относительно слабо оплачивается. Так в Нью-Йорке, находящемся в списке из самых дорогих для жизни городов на планете, пожарный получает около $33 000 в год. И для сравнения, по информации Министерства Торговли США (англ. US Department of Commerce), среднестатистический житель Америки в 2000 году получил порядка $29 000.

Вместе с тем, не очень высокие зарплаты пожарных в США вовсе не означают, что пробиться на службу так просто. Претенденты на роль пожарных, аналогично, как парни, так и девушки, обязаны быть не младше 18 или 21 лет (в зависимости от правил штата) и обладать идеальным зрением. Кандидат на пожарную экипировку должен находиться в отменной физической форме и не иметь никаких проблем с состоянием здоровья. Но основным и решающим критерием считаются интеллектуальные способности будущего работника. У него должен быть, как минимум, диплом о полном среднем образовании, где стоят хорошие отметки по физике, математике, компьютерным дисциплинам и т.д. Будущий спасатель должен пройти курс обязательного обучения (англ. Fire Service Training). Курс базируется на двух разделах — теории и практике. Во время обучения теории проходят такие дисциплины, как медицинская помощь, основы строительства и архитектуры (тщательно проходят изучение вентиляции, темы сопротивления материалов и другое) и т.д. На практических занятиях проверяются выдержка в процессе оценки ситуации, быстрота принятия правильных решений и прочее. Американские пожарные регулярно проходят тесты и сдают экзамены.

В области "пожарок" янки тоже отличаются от прочих людей. Наш рассказ - о самобытном типе машин США под общим названием Custom.

Во всем мире для таких машин используются шасси грузовиков с минимальными доработками. В Штатах такие машины тоже есть, но встречаются обычно только в небогатой глубинке. Для больших же городов десяток производителей собирает особые "аппараты" (так они зовут свои машины) - на специальных шасси, с многоместными кабинами, открытыми пультами управления и хитрыми надстройками.

Интересно, что компоненты, от кабин и двигателей до сирен и маячков для всех делают сторонние производители. Но мало этого, именитые марки часто используют шасси друг друга, оставаясь конкурентами.

01. Классический для США 1970-х годов огнеборец, этакий собирательный образ. Надстройка фирмы Farrar на шасси Simon-Duplex с расположением органов управления и вводов-выводов на передней панели (такая компоновка была очень популярна в западных штатах). Кабина - производства Truck Cab Manufacturers , звалась Цинциннати (по месту рождения), использовалась двумя дюжинами производителей.

02. Другой необычный пример - уникальная 45-метровая лестница из Чикаго. Шасси с вынесенной вперед кабиной - Hendrickson (некогда - грузовая марка), надстройка известной Pierce , сама лестница - японской марки Morita .

03. Самая известная машина серии 900 от одной из старейших и главных местных марок - American La France (по фамилии владельца, к Франции отношения не имеет:-)) В отличие от многих, была полностью собственной разработки (двигатель и коробка - не в счет, таких пожарок в США вообще нет), с узнаваемой округлой кабиной.

04. Однако в последние годы продажи стали падать, и в 1995 году ALF разорился. Но в следующем году был куплен Фрейтлайнером, и в серию пошла новая модель Eagle , позже - Metropolitan . На фото - невиданная в мире и любимая в США прицепная автолестница с таким тягачом (в Штатах их называют Tiller ("румпель"). Особенность ее в том, что ось прицепа - поворотная, и управляется из "будки" сзади.
Увы, новая модель не спасла фирму, и производство машин было свернуто двенадцать лет спустя - не понравились они местным пожарным. Рынок США очень специфичен и непредсказуем для любой продукции!


Фото Марка Редмана

05. Популярные в США комбинированные машины называются Quint (от латинского "пять": они сразу насос, цистерна, рукавник, и еще имеют раздвижную и переносную лестницы). Эта машина семейства Cyclone II от авторитетной Emergency One с финским подъемником Bronto (обе принадлежит американской Federal Signal Corp ). Несколько поколений E-One (в Штатах, как и у нас, любят сокращать слова) носили "непогодные имена" - Hurricane, Typhoon ...

06. В прошлом году, к своему сорокатилетию E-One приурочило новейшую серию Quest - с 550-сильным дизелем, автоматической (какой же еще?) коробкой передач, и элементами из композитных материалов.

07. Известность фирме Ferrara принесла серия пожарных машин Inferno (хорошее название!) с увеличенной плоскостью остекления. Марка основана в 1982 году крупным бизнесменом и, заодно, добровольцем-пожарным в штате Луизиана.

08. Когда-то авиакосмическая фирма Grumman активно развивала пожарное направление с "кошачьими" сериями Firecat , Aerialcat , Panther , скупая разных производителей. Это классическая комби-лестница Aerialcat 1993 года длиной 55 футов на шасси Simon-Duplex .

09. Компания Hendrickson , свернув грузовое производство, занялась грузовыми мостами и трансмиссиями. Однако пожарное производство выделилось в самостоятельную фирму HME , активно выступающую на местном рынке. Машины серии RAT (это не про крысу, а сокращенно от R apid A ttack T ruck) названы так из-за короткой базы, повышающей маневренность. Необычно, что на ней установлен подъемник австрийской марки Metz (местные не любят импорта, даже качественного).


Фото Аарона Мотта

10. Ее конкурентом выступает местная KME (Kovach Mobile Equipment ), основанная отставным военным Джоном Ковачем, и управляемая сперва его сыном, Джоном Ковачем, а теперь и внуком по имени... ага, Джон Ковач! Но в своем деле они толк знают, начиная с первого поколения машин с милым имечком Renegade . Для них были характерны открытые сзади кабины (canopy cab , популярное в южных штатах решение) и "стоячий" пост управления.

11. KME активней прочих занимается экспортной программой. На его шасси строят машины несколько зарубежных фирм, включая Египет, ЮАР, и даже Саудовскую Аравию. У себя дома он популярен в "тяжелых" сегментах, включая военный и индустриальный. На фото тяжелый quint KME Predator с лестницей Aerialcat (права были выкуплены у концерна Grumman).

12. Из классических грузовых производителей США комплектные пожарные машины строили лишь единицы. В их числе когда-то был и Kenworth . До начала 1980-ых в программе было специальное шасси L700 с бескапотной низкой кабиной, но массовым оно так и не стало.


Фото Мелвина Бернеро

13. Другое дело - марка Mack . Его специальные пожарные шасси оснащались как своими надстройками, так и десятков сторонних марок. Серия СF-600 была очень популярна до конца 1980-х.

14. Одному из ведущих производителей американских пожарок, фирме Pierce исполнилось сто два года - солидный срок. Широкая программа, большие объемы, передовые технологии - все это сочетается со странными, но традиционными решениями. Вот этот полноприводной "тендер" серии Arrow XT (название серии специально было выкуплено у посторонней легковой марки Pierce-Arrow) изготовлен для антарктической станции. При этом он оборудован наружным открытым пультом управления. Вот это сила традиции!

15. В его программе и самый тяжелый "тиллер" с трехосным тягачом Pierce Impel . Длина вылета лестницы - 34 метра по вертикали и 30 - по горизонтали. При этом автопоезд перевозит расчет из 10 человек, 1100 л воды, 200 л пенообразователя, рукавное и прочее оборудование.


Фото Мелвина Бернеро

16. Нелегко идут дела в Штатах у самого крупного в мире производителя противопожарных средств, концерна Rosenbauer . Он уже больше 15 лет пытается пробиться на рынок, скупив пять именитых местных марок. И только с появлением собственных кабин его новая серия Centurion начала активно продаваться. Самым последним стал 34-метровый подъемник Tirannosaur-Rex с обилием электронной начинки.

17. Самый классический на сегодня американский "Custom" носит известное имя Seagrave (фирма существует с 1881 года). C появлением в 1979-м году модели Patriot она достигла местного Олимпа, заключив многолетний контракт с пожарным управлением Нью-Йорка. Позже ее сменила серия с поразительным для спасателя именем Marauder , но компания по-прежнему обслуживает крупнейшие мегаполисы страны.

18. Свое имя марка Spartan получила по имени города Спартанбург. Логично, что самое ходовое шасси называется Gladiator . Оно очень популярно у других фирм, его покупают чаще всего. Пожарно-спасательный Sirius (часто используемое в Штатах решение) дооборудован фирмой Smeal .

19. Еще один авторитет - частная фирма Sutphen , управляемая пятым поколением одноименной семьи. Самым богатым оснащением славится флагман марки по имени Monarch - когда-то он был машиной с самой широкой кабиной. По техническим характеристикам продукт ничем не отличается от конкурентов.

20. Ныне уже не существующая, но до сих пор почитаемая марка - Ward La France (основана племянником другого Ля Франса). Долгое время славилась своими новациями в пожарной теме (лимонный цвет, так популярный теперь во всем мире у служб спасения, был предложен именно ей в 1971 году). Ее модель Р-80 Ambassador со сложным рельефом лобовых стекол часто используется даже после нескольких капитальных ремонтов. Эта машина 1970 года выпуска была обновлена в 1985 году фирмой Young , и в 1999 - фирмой Central States .


Фото Мелвина Бернеро

К теме американских огнеборцев мы еще вернемся, и поговорим о "классических" машинах.

Американские пожарные машины, как правило, длиннее и шире европейских - в США просто нет средневековых узких городских улочек. нет и общих стандартов: каждое подразделение заказывает автомобиль на свой вкус

Оборудование люльки

включает лафетный ствол, пульт управления стрелой и систему подачи воздуха: находясь на платформе, пожарные могут не расходовать кислород из собственных баллонов.

Люлька

для спасения людей и доставки бойцов к очагу возгорания. Компьютер автоматически поддерживает люльку в горизонтальном положении при любых движениях стрелы.

Поворотная и подъемная стрела

длиной 9,4 метра с платформой грузоподъемностью 680 кг и гидравлическим насосом мощностью 7500 литров в минуту.

Гидравлические опоры

предотвращают опрокидывание машины с поднятой стрелой. Компьютер не позволяет перевести стрелу в опасное положение.

Приемный штуцер

для пожарного гидранта. Собственный резервуар автомобиля рассчитан на 1100–1900 литров. Внутри бака есть перфорированные перегородки для гашения колебаний воды во время движения.

Кабина боевого расчета

вмещает до 10 человек. Внутреннее пространство сконструировано с учетом норм шумности и вибрации, есть климат-контроль.

Двери

имеют специальную конструкцию без выступающих частей как снаружи, так и внутри. Даже когда дверь нельзя открыть полностью, пожарный может свободно выйти из машины, ни за что не зацепившись одеждой.

Нержавеющая сталь

не дешева, зато практична и долговечна. Легкие кузовные панели из нержавейки экономят килограммы массы, чтобы вместить больше воды.

Электроника

и все электрическое оборудование автомобиля, включая маячки со светодиодными лампами, питается от двух независимых энергетических систем.

Факт!

Пожарный автоподъемник Seagrave стоит около 1,1 млн долларов. Длина автомобиля - 12 м, высота - 3,3 м. Двигатель Cummins имеет мощность 500 л. с.

Техника. FDNY -парк


Спасательный автомобиль

Машины подразделения FDNY Rescue прозвали мастерской на колесах. Освобождая жертв из завалов, бойцы используют гидравлические ножницы, пилы, альпинистское снаряжение.


Автоцистерна

Основной пожарный автомобиль FDNY везет на пожар 500 галлонов (около 1900 литров) воды, мощный насос, рукавное оборудование и команду из десятерых человек.


Техничка Haz-Mat

На пожары с АХОВ (аварийно химически опасные вещества, они же hazardous materials ) выезжает тандем из основного спасательного автомобиля и технички со специнструментом.


Мобильный госпиталь

Машина медицинского подразделения EMS MERV заменяет несколько реанимобилей. В ней врачи могут оказывать помощь одновременно нескольким пострадавшим.

Фото: Legion-media (x4), Peter Stehlik