Ратраки – как насущная необходимость для современных лыжных трасс. Ратраки и навесное оборудование Ратраки Prinoth имеют супер-гусеницы

Также ратраки могут использоваться для транспортировки грузов, перевозки людей, а также при спасательных работах в соответствующей местности.

Устройство

В основе ратрака лежит конструкция трелёвочного трактора , адаптированная для работы в суровых зимних условиях. Самоходное шасси ратрака снабжено широкими гусеницами, шириной более метра. Такие широкие гусеницы дают хорошую устойчивость на крутых склонах и небольшое давление на снег, порядка 50-60 г/см² (5-6 кН/м²).

Ратраки изготавливаются из лёгких материалов, имеют утеплённую кабину и остекление с возможностью панорамного обзора, как правило, оборудованы отвалом бульдозерного типа, но могут иметь и другие конфигурации.

    Переднее и заднее крепление навесного оборудования.

    Stok narciarski w Przemyślu - Ratrak.jpg

    Ратрак с грузовой платформой.

    Schnee Walzenprofil 2.jpg

    Характерный ребристый след на снегу, оставляемый ратраком.

История

Наименование «Ратрак» происходит от названия первой машины этого типа, продававшейся в Европе в 1960-е годы. Изначально это были американские машины фирм Thiokol и LMC и продаваемые под торговой маркой Ratrac . В 1990-е годы конечная бука «с » была заменена на «k » и машина стала называться Ratrak .

Современное производство

Основными производителями этого вида техники являются итальянская компания Prinoth , канадская компания Bombardier , немецкая Kässbohrer Geländefahrzeug AG , выпускающая ратраки под торговой маркой PistenBully . В Северной Америке класс этих машин известен под названием snow cat , в Европе чаще употребляется термин piste machine (машина для подготовки лыжной трассы). Ратраки могут использоваться не только для утрамбовки снега, но и для формирования различных профилей с помощью специального навесного оборудования.

Напишите отзыв о статье "Ратрак"

Отрывок, характеризующий Ратрак

Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!

Пожалуй этим вопросом задавался каждый новичок, впервые попавший на горнолыжный курорт. Как такое получается и зачем все это надо? Казалось бы, гора есть, снег есть, что еще нужно? Когда-то много лет назад и я задавался точно такими же вопросами. Но сегодня ситуация гораздо лучше. Благодаря поездке на горнолыжный курорт Химос и потрясающей возможности узнать кухню горнолыжных склонов непосредственно изнутри.



2. Горнолыжный курорт это не просто гора и проложенные на ней трассы. Это настоящий живой организм, который живет своей жизнью, со своими особыми биоритмами. Днем белоснежные склоны встречают посетителей, которые ловят ветер, проносясь сверху вниз по плотной снежной подушке, ночью курорт пустеет, но не засыпает. Как раз ночью происходит очень много работы, скрытой от посторонних глаз. Как только подъемники останавливаются в дело вступают особые машины - ратраки, которые как неутомимые жуки скарабеи перепахивают снежный покров. Зачем они это делают и как, нам расскажет Анатолий - приятный молодой человек, несколько лет работающий на склонах Химос.

Анатолий перехал жить в Финляндию 14 лет назад вместе с родителями. Последние несколько лет работает машинистом уникальной мощной машины, в которой мне удалось прокатиться вместе с ним и понаблюдать за его работой.

3. Ратрак - это особая снегоуплотнительная машина, чем-то похожая на строительный бульдозер, но конструктивно это совершенно другой аппарат. Она специально создана для работы в тяжелых условиях, связанных с работой на сильных уклонах, покрытых снегом и льдом. Чтобы обеспечить максимальное сцепление на склоне ратрак перемещается на широких как у болотохода гусеницах, изготовленных из плотных армированных резиновых лент и металлических планок с острыми зубъями, способных вгрызаться даже в голый лед. Во избежание переворачивания все весомые части ратрака занижены, в том числе и двигатель, который расположен между гусеницами под кабиной. Сама кабина выполнена из легкосплавных металлов. Помимо кабины над гусеницами возвышаются разве что гидравлические лебедки. Все это позволило максимально понизить центр тяжести машины, благодаря чему ратрак в комплексе с усиленным сцеплением способен работать на уклонах до 50 градусов!
- А что если еще круче, например, черные склоны? - Рождается у меня резонный вопрос.
- Для этого у нас есть лебедка. Цепляемся и едем - Отвечает Анатолий.
- Да куда же тут цепляться? За деревья что ли?
- Ну у нас тут свои секреты. - Хитро улыбается Анатолий. - Здесь у нас целая система зацепов под снегом спрятана. В любом месте есть возможность зацепиться.

4. Тем временем машина начинает ползти в крутой подъем, по которому я буквально днем пролетал на лыжах. Из кабины ощущения такие, что кажется мы поднимаемся почти по отвесной стене. Невольно хватаюсь за ручку. Но Анатолий спокоен и на мою суету только улыбается. Еще бы! Вся его смена только и состоит с таких крутых подъемов, а затем не менее экстремальных спусков. Работа на ратраке в каком-то смысле похожа на работу на газонокосилке, только огромной. Точно также полоса за полосой надо приводить покрытие в порядок. За день катания снег разбивается и буквально стаскивается лыжами вниз к подножию, оголяя склон. Если ничего не делать, то за пару-тройку интенсивных дней склон придет в негодность. Лыжники окончательно раскатают снег до дыр. Чтобы этого не произошло и работают ратраки. Принцип его работы следующий. Стандартная конфигурация ратрака - отвал спереди и фреза сзади. Двигаясь вверх по склону, ратрак собирает тресекционным отвалом, таким образом протягивая вверх сползший снег и одновременно пропускает его под себя. Затем собранный снег попадает под фрезу, которая благодаря системе из множества резцов, напоминающей селькохозяйственный культиватор, измельчает его до однородной кашицы, которая передается под финишер. Финишер - это многосекционный уплотнитель, который и формирует склон из полученной снежной массы, нарезая в ней характерные бороздки - тот самый вельвет. В результате такой работы склон укрывается снежным покровом идеально подходящим для катания.

5. Но не только этим полезен ратрак. Эти много функциональные машины выполняют практически всю работу на склоне. Еще одна их важная задача - разравнивание снежных масс, полученных в результате работы системы оснежения - снеговых пушек. Как известно они работают только точечно и после нескольких часов работы рядом с ними образуется снежная горка, которую нужно распространить по поверхности склона.

Так любимые сноубордистами кикеры и хафпайпы, трассы для фристайла тоже работа ратрака. Именно он своими отвалами формирует особый профиль склона. Правда для создания полукруглого профиля хафпайпа одного отвала уже недостаточно. Для этого используют специальные насадки, напоминающие огромную лапу краба.

А что, Анатолий, - не унимаюсь я с вопросами, - много ли платят за твою работу?
Парнишка усмехается.
- Ну, - говорит, - миллионером конечно не станешь, но на безбедную жизнь вполне хвататет.
По его словам он работает в Химос только в сезон. Заработанных денег с лихвой хватает чтобы теплое время года ничего не делать и жить в свое удовольствие.
- А в сезон много приходится работать? - Снова спрашиваю я.
- Работы хватает. Все зависит от погоды и состояния склонов. Иногда часа за четыре управляемся, а бывают дни, что почти сутки посменно приходится работать. Такое обычно бывает в начале сезона, когда активно работают снежные пушки.
- Много машин в смену выходит?
- У нас здесь пять ратраков. Работают все.

6. За разговорами незаметно для меня мы поднимаемся на самый верх, откуда Химос виден как на ладони. Время уже позднее. Ночь уже совершенно черная, видны лишь тусклые огни уличного освещения. Финны не любят тратиться на освещение попусту. Делаю снимок на память и мы спускаемся.

7. Желаю удачи Анатолию в его работе, а он мне пожелал приезжать к ним еще. Неловко выпрыгиваю из кабины на снег. Подножек на ратраке нет. Ими служат сами гусеницы, широкие пластины которых вполне подходят в качестве ступенек. Машу на прощание и ратрак Анатолия скрывается в дали, чтобы к утру все склоны Химос были в идеальном состоянии.

Лыжная трасса своими руками — действие увлекательное и трудоемкое. Подразумевает уплотнение снега на определенном участке местности для прогулок или соревнований. Разнообразие моделей и марок специального оборудования позволяет подготовить трассу качественно и в короткие сроки. Самый же распространенный и простой способ — надеть и проложить ее самостоятельно.

Ратрак — самоходный транспорт на гусеничных лентах, разработанный на основе конструкции трактора. Используется для прессовки снега на лыжных трассах и горнолыжных склонах, транспортировки пассажиров и грузов, спасательных операций в труднопроходимых местах.

Считается, что машина сконструирована американцем Эммитом Траком в 1930 году. Первый транспорт был на двух гусеницах и трёх и предназначался для перевозки людей по глубокому снегу. В 1951 году тем же изобретателем запатентован вездеход на четырёх гусеницах. И только гораздо позже транспортное средство приспособили для трамбовки снега на горнолыжных курортах Америки.

На европейском континенте в качестве снегоуплотнительного оборудования ратраки появились незадолго до VIII зимних Олимпийских игр 1960 года. Первым горнолыжным курортом, использовавшим американскую технику Эммита Трака для подготовки своих склонов, стал Куршевель. Несколько позже, но всё в тех же 60-х годах, австро-швейцарская компания «Ratrac» выпустила машину «Ratrac-S», давшую название транспортным средствам, используемым для ухода за лыжными трассами и склонами. В 80-х годах в СССР на базе львовского СКБ «Спортмаш» под руководством Сырцова Валерия Дмитриевича были созданы три типа ратраков. До 90-х годов выпущено 40 машин, а затем проекты закрылись, объединение перестало существовать.

Современное производство

Лидирующими компаниями по выпуску ратраков на мировом рынке являются:

  1. Итальянская Prinoth. Основатель − Эрнст Принот, изобрел первую снегоуплотняющую машину Р-20 в начале 60-х годов. Компания выпускает 7 различных моделей.
  2. Немецкая Kässbohrer Geländefahrzeug AG. Самые известные машины марки PistenBully. Примечательно, что одна из моделей предназначена для разравнивания искусственного снежного покрова в закрытом помещении. Компания производит 16 образцов ратраков.
  3. Японская Ohara. Фирма выпускает оборудование для переработки отходов, технику для добычи нефти и газа. Поэтому линейка производимых ратраков небольшая, всего 3 вида.
  4. Еще одна итальянская компания Favero Lorenzo. Производимые 2 модели отличаются компактностью и недорогой стоимостью.
  5. Американская Tucker Sno-Cat. Работает в основном на внутренний рынок.
  6. Российская «СнежМа». Практически единственная отечественная компания. Находится в Челябинске. Выпускает ратраки СМ-170, СМ-210 и СМ-320.

Эксплуатация снегопрессующей техники

Помимо уплотнения, современные машины выполняют функции уборки, распределения снежной массы, выглаживания и выравнивания склонов, прокладки прогулочных трасс и лыжни, возведения пайпов и трамплинов, создания фигур в сноупарках, перевозки пассажиров и грузов.

Важно! По требованиям техники безопасности горнолыжникам во время работы оборудования доступ к спортивным объектам закрыт, во избежание несчастных случаев.

Характеристики ратраков

  1. Техника рассчитана на эксплуатацию в любое время года.
  2. Принципы конструкции основаны на устойчивости и мощности. На машинах есть системы защиты от опрокидывания ROPS (Roll Over Protection System) и широкие гусеницы с грунтозацепами, обеспечивающие высокую проходимость. Гидравлическая лебедка позволяет технике подниматься по крутым склонам, одновременно с движением гусениц натягивая трос. Мощности двигателей, измеряемой в лошадиных силах, хватает, чтобы за два часа проложить колею в 10000 км.
  3. На моделях для пассажирских перевозок установлены кабины.

Ратраки для подготовки трасс для беговых лыж

Транспорт для прокладки маршрутов не отличается разнообразием:

  • немецкая машина марки PistenBully Paana (117 л. с.) компании Kässbohrer Geländefahrzeug AG;
  • Prinoth Husky (177 л. с.), производитель − Prinoth (Италия);
  • Favero Snow Rabbit 3 (100 л. с.) компании Snow Rabbit.

Если есть технические знания и практика, то можно сделать ратрак для лыжных своими руками, используя детали от разных марок .

Высокая стоимость специального оборудования ограничивает массовое применение этих машин на прокладке трасс. Более приемлемый вариант техники — снегоход с широкой и длинной гусеницей и двумя лыжами впереди. Например, российские: «Буран», «Тайга», импортные: «Ямаха», «Артик КЭТ», «Полярис».

Оборудование для подготовки лыжных трасс своими руками

В этой категории оснащения применяют прицепные устройства:

  1. Резак — служит для создания классической лыжни. Используют режущий и давящий принцип в зависимости от качества снежной поверхности. Универсальным резаком для подготовки лыжных трасс признан XCSPORТ компании «SNOWPRO». При весе в 32 кг оборудование сделает качественную колею при любом состоянии снежной массы.
  2. Борона — удаляет, рыхлит наст, заполняет ямы, выравнивает, формирует продольные полоски.
  3. Каток-снегоукладчик. Предназначен для всех типов поверхностей. Уплотняет снежную массу.

При подготовке новой лыжной трассы обязательно учитывают некоторые правила:

Важно! Запрещено прокладывать лыжню через берега рек, каналов, балок, оврагов, автомобильное и железнодорожное полотно, через плохо замерзшие водоемы.
  1. Изучают ландшафт и определяют маршрут.
  2. Для обычного катания прокладывают на открытой территории, создавая несколько трасс различной длины и сложности. Сочетают подъемы, ровные отрезки пути и спуски.
  3. На спусках исключают препятствия в виде растительности, рвов, воронок. Распределяют низкие подъемы и продолжительные и сложные спуски.
  4. От каждой дорожки на ширину 1 м в обе стороны снег утрамбовывают.
  5. Схемы массовых маршрутов помещают на отдельном щите в видном, доступном месте.
  6. По всей колее наносят цветную разметку.
  7. Первую треть маршрута прокладывают по ровному рельефу. Наиболее сложной делают вторую часть. Последняя формируется из равнозначных подъемов и спусков.
  8. На прямой трассе соблюдают расстояние между поворотами в 50 м.
  9. Обязательно следует позаботиться и об освещении маршрутов. Фонари устанавливают на опорах, соблюдая равномерность между встречными колеями.
  10. По окончании строительства лыжни составляют своеобразный паспорт трассы путем нанесения на карту местности.

Важно! При подъемах и спусках лыжня не может проходить по косогору и включать возвышенности круче 20°.

Профессиональные маршруты оборудуют исходя из сложности гонок, территории, подготовки спортсменов. Преимущественно по заросшей деревьями и кустарником территории.

Подготовка лыжных трасс приспособлениями занимает значительное количество времени и сил. Немаловажны и финансовые вложения. Но этот труд приносит удовольствие и радость, когда видишь счастливые глаза людей, чувствуешь их признательность и благодарность.

Который способен передвигаться по горной местности, поднимаясь по склонам с достаточно большим углом наклона (более 20 градусов). Основное предназначение ратраков - доставка людей или грузов на вершину горы. Для этого машину оборудуют специальными грузовыми платформами или пассажирскими кабинами. Название «ратрак» технике было дано по аналогии с первыми подобными машинами, которые выпускались американскими фирмами Thiokol и LMC. Трактор назывался «Ratrac» и был очень популярен в Европе в 60-х годах прошлого века. В 1990-х годах в названии была заменена последняя буква и техника получила название «Ratrak».

Эксплуатация ратраков

Ратрак является наиболее распространенной техникой, используемой для подготовки лыжных трасс, поскольку позволяет равномерно уплотнить снежное покрытие на склоне горы. С помощью этой техники выравнивают как естественный, так и искусственный снег, производимый снегогенераторами. Обойтись на горнолыжной трассе без ратраков достаточно проблематично, в связи с тем, что в результате работы снежных пушек на склонах образуются достаточно высокие снежные кучи, которые необходимо равномерно распределить по горе.

Хотя свежевыпавший натуральный снег тоже доставляет немало проблем работникам трассы - если его вовремя не уплотнить, то уже через несколько часов активных спусков лыжники превращают трассу в бугристое пространство, что существенно затрудняет перемещение. Уплотненный снег, представляющий собой ровное покрытие, «служит» гораздо дольше времени и позволяет активно эксплуатировать лыжные трассы.

Ратраки используют и для сооружения трамплинов и пайпов, которые так любят сноубордисты. Как правило, при работе ратраков, горнолыжные трассы зарывают, поскольку случайное столкновение райдеров с этой техникой может привести к печальным последствиям. Для перемещения по горным склонам ратрак оборудован широкими (более 1 м) гусеницами, имеющих специальные грунтозацепы. Именно специальные траки обеспечивают хорошую устойчивость машины на крутых склонах и позволяют оказывать сильное давление на снежный покров.

Характеристики ратраков

Техника отлично подходит для эксплуатации даже в суровую зимнюю погоду. Для сгребания снега техника комплектуется ковшом, а для уплотнения снежного покрова на кронштейн, расположенный в задней части машины, одевается фреза с выступами. В результате работы этого трехметрового цилиндра структура утрамбованного снега становится ребристой, что в разы усиливает скольжение райдеров.

Дополнительно приминать снег возможно за счет установленной резиновой ласты, которая одновременно выполняет функцию защиту фрезы. Для производства ратраков используются облегченные материалы. Производители заботятся об утеплении кабины, из которой открывается панорамный обзор. Некоторые модели ратраков оборудованы специальными лыжепрокладчиками - эти устройства позволяют создать идеальную трассу и корректировать расстояние между соседними лыжнями.

Лидирующее место на рынке снегоуплотняющей техники принадлежит итальянской компании Prinoth, которая выпустила свою первую модель ратрака еще в 1962 году. Огромное разнообразие моделей, различающихся по мощности и по дополнительной комплектации, подарило этой компании мировое признание и статус ведущего производителя. Эргономичный дизайн, высокий уровень безопасности, низкие затраты на эксплуатацию - эти неоспоримые преимущества привлекают огромное количество пользователей во всем мире, в том числе и в России.

Часто встречающейся маркой ратраков в России является и Kassbohrer. Машины каждой компании имеют свои преимущества и недостатки, и выбирать определенную модель необходимо с учетом дальнейших условий эксплуатации. Некоторые ратраки можно использовать и в летнее время, например, для создания трасс для горных велосипедов, выравнивания теннисных и футбольных полей. В последнее время становится все больше любителей покорять нетронутое природное пространство. Для проведения, так называемых, фрирайдерских туров используются ратраки,оснащенные пассажирскими кабинами (вместимостью до 16 человек).

Краткое руководство и коммерческое предложение по подготовке и эксплуатации лыжных трасс профессиональной бригадой РОО «ФЛГМ» с использованием специализированной снегоуплотняющей техники

Подготовка лыжных трасс (общие положения)

Специально подготовленную для передвижения на лыжах местность называют ЛЫЖНОЙ ТРАССОЙ. Количество и характер подъемов, спусков и равнинных участков, их чередование определяют ту или иную степень трудности трасс.

Лыжные трассы прокладывают, как правило, на местности с пересеченным рельефом, основными компонентами которого являются подъемы, спуски и равнинные участки. На трассе с различным рельефом соревновательная скорость изменяется от 2-3 м/с на подъемах до 14-16 м/с и более на спусках.

Отмеренное на трассе расстояние называют ДИСТАНЦИЕЙ. Например, по 5-километровой трассе могут проходить различные по длине дистанции – 5, 15, 50 км и более. В настоящее время предпочтение отдают проведению соревнований, даже на марафонские дистанции, по укороченным трассам, что значительно повышает их зрелищность и, следовательно, популярность. Длина тренировочной и соревновательной дистанции в зависимости от возраста, пола и квалификации лыжников может быть от 1-2 до 70 км и более.

Два параллельно идущих лыжных следа на трассе – это ЛЫЖНЯ. Ее параметры по ширине следа, глубине и расстоянию между центрами каждого следа регламентированы правилами соревнований. При машинном способе подготовки трасс эти параметры задаются специальным лыжным резаком.

Близкий к этим характеристикам след оставляет и группа лыжников при передвижении по нетронутому снежному покрову (если лыжня прокладывается людьми).

Снежное полотно с одной или несколькими лыжнями – это ТРАССА ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ, ширина которой при проведении соревнований должна быть не менее 3 м.

Хорошо укатанное, достаточно жесткое снежное полотно шириной не менее 4 м и с лыжней сбоку – это ТРАССА ДЛЯ СВОБОДНОГО СТИЛЯ.

Длину трассы рекомендовано измерять вручную стальным шнуром (рулеткой) длиной около 50 м, используют также электронные измерительные приборы и дистанциомеры разной конструкции (измерительное колесо, например). Угловые и высотные характеристики подъемов и спусков определяют угломерными и высотомерными приборами.

На карте местности изображают СХЕМУ ТРАССЫ, по которой строят ее профиль.

При построении ПРОФИЛЯ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ изучают масштаб карты, находят начало и окончание трассы, направление движения по ней, общую протяженность, затем устанавливают самую высокую и самую низкую точки на трассе. С учетом этих данных определяют размерность координат.

Профиль лыжной трассы наглядно отображает количество, характерные признаки, последовательность и сочетание подъемов, спусков, равнинных участков на трассе, проложенной по пересеченному рельефу.

Основными характеристиками рельефа лыжных трасс являются следующие показатели высота подъема (спуска) – H;

1) максимальный подъем – МС;

2) перепад высоты – НД;

3) сумма перепадов высот – ТС;

4) длина подъема (спуска) – l;

5) средняя крутизна подъема (спуска) –

Высота подъема (спуска) – это расстояние по вертикали между высшей и низшей точками одного подъема (спуска).

Максимальный подъем – это наибольший по высоте подъем на данной трассе

Перепад высоты – это расстояние между самой высокой и самой низкой точками на всей трассе.

Сумма перепадов высот находится сложением высоты всех имеющихся на трассе подъемов.

Длина подъема (спуска ) определяется расстоянием по горизонтали между крайними точками склона.

Средняя крутизна подъема (спуска) находится из отношения высоты подъема (спуска) к его длине и выражается по правилам FIS в процентах:

< α = H:L · 100%.

Подготовка лыжных трасс начинается задолго до выпадения снега, чтобы даже при незначительном снежном покрове передвижение на лыжах было безопасным. Необходимо заблаговременно заготовить инструменты и технику для земляных работ. Трассу достаточной ширины расчищают от камней, остатков деревьев, веток, пней, корней, сучьев. По согласованию со службами лесничества к предельно возможному минимуму сводят вырубку деревьев и кустарников. Главная задача при выборе местности для трассы – максимально сохранить лесопосадки, которые создают экологически благоприятные природные условия для занятий лыжами.

В зависимости от степени защищенности лесом трассы делят на открытые и закрытые. Открытой считается трасса, более одной трети которой проходит по местности, не защищенной лесом, полосами деревьев, густым кустарником, рельефом местности, постройками и т.д. Предпочтение всегда отдают проложенным в лесной живописной местности закрытым трассам.

Если трасса проходит через водоемы и другие водные протоки, через них обязательно возводят надежные и прочные мосты. Перед непосредственным входом на мост нельзя допускать резких изменений направления движения, т.е. крутых поворотов.

Особенно тщательно готовят участки спусков и поворотов на них. Зимой трассу постоянно очищают от сучьев, остатков деревьев.

Чтобы лыжни для классического стиля и снежное полотно для коньковых ходов выдержали прохождение многочисленных лыжников, требуется продолжительная предварительная зимняя подготовка. Она заключается прежде всего в своевременном и регулярном уплотнении снежного покрова на всей трассе с помощью специальных тяжелых машин, а при их отсутствии – непосредственно лыжниками. Машины или лыжники уплотняют снег, выравнивают мелкие провалы и другие опасные неровности. Выполнять такую работу на местности, пролегающей по оврагам, буграм, лесным тропам, через водоемы и другие естественные препятствия, крайне сложно. Полотно трассы должно обрабатываться с каждым выпадением снега. Если уплотнять трассу только перед соревнованиями, то под полотном образуется слой рыхлого снега, и при прохождении уже первой группы участников оно разбивается. Уплотнение снежного покрова – чрезвычайно трудоемкая работа, которую еще более усложняет выпадение зачастую непредсказуемого по времени и количеству снега, да еще в сочетании с ветром, который сбивает ветки с деревьев и засоряет ими трассу.

На лыжных трассах для классического стиля лыжни прокладывают или нарезают специальным приспособлением – резаком. При свободном стиле готовят хорошо укатанное снежное полотно, а лыжню прорезают сбоку вдоль всей трассы с таким расчетом, чтобы лыжники, использующие разрешенные в свободном стиле как коньковые, так и классические способы передвижения, не мешали друг другу.

Постоянная подготовка действующих соревновательных, тренировочных и прогулочных трасс – длительный многолетний беспрерывный процесс с большим объемом работы. Сразу выбрать и подготовить достойную трассу невозможно, она требует ежегодной и постоянной обработки.

Каждый лыжник выбирает трассу с учетом подготовленности и поставленных задач.

Подготовить достаточно протяженную лыжную трассу можно и на площадке ограниченного размера, например на школьном мини-стадионе. Наиболее рациональным способом прокладки трассы на небольших по размеру участках местности является принцип закручивающейся-раскручивающейся

спирали, который позволяет проложить трассу длиной 3- 5 км и более, максимально плотно используя территории. А если площадка расположена на пересеченной местности с невысокими горками, то на трассе будет несколько небольших подъемов и спусков. Удлинить трассу на ограниченной по размерам местности позволяет и параллельный способ прокладки лыжней.

В правилах соревнований по лыжным гонкам в соответствии с требованиями Международной федерации лыжного спорта установлены допустимые пределы параметров рельефа трасс лыжных гонок с учетом возраста, пола и спортивной квалификации участников, масштаба соревнований, длины дистанции.

Соревновательные и тренировочные трассы для лыжников высокой квалификации прокладывают чаще всего по сильнопересеченному рельефу местности.

В соревнованиях и тренировках юных лыжников и лыжников-любителей, в массовых лыжных гонках предпочтение отдается слабопересеченным и пересеченным трассам. Именно на таких трассах проводят самые массовые в нашей стране соревнования – «Лыжню России».

В передвижении на лыжах физкультурно-оздоровительной направленности используют в основном слабопересеченные и равнинные трассы.

Предсезонная подготовка трассы .

Камни, корни, кусты, пни и тому подобные препятствия должны быть убраны. Особое внимание следует уделять участкам спусков и ограждению поворотов там, где это необходимо – еще и «отсыпка контруклонов».

Лыжная трасса зимой требует особой подготовки для того чтобы:

создавать и поддерживать ровную, плотную снежную поверхность;

разрыхлять поверхность снега на трассе, если «смерзлась»;

укатывать и уплотнять верхний слой снега, если трасса рыхлая (в результате оттепели или снегопада);

убирать «волну», возникающую на лыжне для классического хода;

убирать продольный бугор, возникающий на трассе для конькового хода;

препятствовать быстрому сходу снега весной, тем самым;

Снег на лыжной трассе в процессе ее эксплуатации подвергается следующим

воздействиям:

со временем – снег «стареет»;

меняются перепады температур в зависимости от погоды;

меняются перепады дневных и ночных температур;

изменяется влажность;

солнечное излучение

В основе процесса подготовки снежных поверхностей, в частности – лыжных трасс, лежит процесс уплотнения кристаллов снега.

Часто встречающимся заблуждением является то, что снег уплотняется весом, по типу того, как каток - асфальтоукладчик создает полотно дороги.

Удивительно то, что удельное давление на снег снегоходов и снегоуплотняющих машин (оно измеряется в давлении на единицу площади) – может быть меньше (50-100 г/кв.см), чем у пешехода (от 200 и выше г/кв.см), или у лыжника-спортсмена, движущегося коньковым ходом на «закантованной» лыже (150-200 г/кв.см).

Уплотнение снега происходит тогда, когда снег при помощи фрезы или зубьев бороны подвергается перемешиванию, в результате чего снежинки теряют свою «ветвистость», частицы снега измельчаются и ложатся компактнее в толще. Дневное колебание температуры и изменения влажности вносят свое – снег смерзается.

Продавить и уплотнить всю толщину сугроба снега – очень непросто, поэтому единственный разумный способ уплотнения снежного покрова – подготовка каждого слоя выпавшего снега, желательно по несколько раз.

Основные факторы, определяющие качество подготовки лыжной трассы:

оборудование, которым готовиться лыжная трасса

частота подготовки лыжной трассы

Оборудование для подготовки лыжных трасс

Для подготовки лыжных трасс зимой используется следующая специальная техника с навесными приспособлениями:

легкая – снегоходы с бугрорезами, гребенкой и резаком;

тяжелая – ратраки с бугрорезом и фрезой.

Полный цикл работ для эксплуатации лыжных трасс в зимний период состоит из трех этапов, которые выполняются в строгой последовательности друг за другом:

1-й – снегоуплотнительные работы,

2-й – выравнивание полотна трасс,

3-й – нарезка лыжни.

Ратраки – эти машины идеально подходят для подготовки лыжных трасс. Ограничивающими фактами являются относительная дороговизна и необходимость иметь снежный покров толщиной от 25 сантиметров

Снегоходы – более бюджетный вариант. К примеру наш отечественный буран, вместе с которым используется прицепное оборудование:

Каток – при подготовке полотна трассы с первого снегопада и в сложные условия – большой снегопад или сильная оттепель.

Борона – при подготовке полотна трассы, когда снег на трассе есть, выравнивает трассу как в продольной, так и в поперечной осях, срезая снежные неровности и заполняя углубления.

Резак для подготовки классической лыжни: они бывают как выдавливающие (используются для прокладки лыжни по мягкому свежевыпавшему снегу), так и режущие, которые используются на более жестких, хорошо укатанных трассах. Трассу необходимо готовить регулярно. В Скандинавии трассы готовят ежедневно, притом, что протяженность их на некоторых курортах заходит за 100 км. Желательно готовить трассу не менее трех раз в неделю, а в снегопад, каждый день, пока идет снег. Даже если снег не идет, а стоит ясная, морозная погода, трассу необходимо готовить!

Порядок подготовки трассы:

Обязательными для выполнения являются следующие требования:

На одной трассе снегоуплотнительные работы по всем трем этапам должны выполняться полностью в один день и не могут быть перенесены на другой день.

Кромки (краевые части) трасс с самого первого цикла снегоуплотнительных работ в начале сезона и до последнего в конце сезона должны быть закатаны по всей ширине «под обрез» с растущими деревьями, а на открытых участках-на установленной средней ширине трассы плюс 1 м.

Не допускается оставление «гребешков» и непрокатанных участков.

Финишные и стартовые створы трасс должны быть укатаны по всей ширине с особой тщательностью.

Участки полотна, где совмещаются две и более трассы, должны быть заранее обозначены ветками или специальными разметочными лентами.

Подготовка трасс для классического стиля

При нарезке лыжни следует руководствоваться требованиями, изложенными в пункте 19.3 Правил соревнований по лыжным гонкам

Лыжня должна быть подготовлена таким образом, чтобы управлять лыжами и скользить на них можно было без эффекта бокового торможения какой-либо частью крепления. Расстояние между правой и левой лыжнями должно равняться 17 – 30 см, если измерять от середины каждой лыжни. Глубина лыжни должна составлять 2 – 5 см даже на жестком снегу. Если используется 2 и более лыжни, расстояние между ними должно быть 1 – 1,2 м, если измерять от середины каждой лыжни.

Категорически не допускается нарезка лыжни на поворотах, где скорость лыжников слишком высока, чтобы удержаться на лыжне. В этих местах лыжня прерывается не менее чем за 30 метров до входа в поворот и возобновляется не менее чем через 10 метров после поворота.

Лыжня нарезается в правой части трассы, не ближе чем в 1 метре от ее кромки. В каждом следующем цикле (кроме освещенной и прогулочных трасс) лыжня нарезается левее предыдущей на 30 см, но не левее середины (осевой линии) трассы. После этого нарезка вновь начинается с крайнего правого положения. На спусках лыжня нарезается посредине трассы.

На освещенной трассе нарезаются две параллельные лыжни в прямом и обратном направлениях. Расстояние между ними должно составлять 1 – 1,2 м.

Для качественной прорезки лыжни на требуемую глубину по всей длине трассы нагрузка на резак должна соответствовать плотности снега.

Подготовка трасс для свободного стиля

На трассах, подготовленных для передвижения свободным стилем трасса должна быть шириной не менее 4 м. Лыжня на участках спуска должна следовать идеальной линии трассы.

Всю подготовку лучше проводить вечером, в темное время – меньше шанс встречи с лыжниками, а самое главное – снег за ночь смерзнется, трасса будет качественной и жесткой.

Разметка трассы

Маркировка трассы должна быть такой, чтобы у катающихся не возникло сомнения, куда двигаться дальше. Километровые отметки должны отображать общую дистанцию, пройденную по трассе. По возможности должен быть отмечен каждый километр.

Развилки и пересечения на трассе должны быть четко размечены, а неиспользуемые части трассы должны быть отгорожены.

Стадион для лыжных гонок

Территория стадиона

Оптимальными размерами территории стадиона являются следующие: ширина 50 – 75 м, длина – 150 – 250 м. Стадион для лыжных гонок должен иметь хорошую продуманную зону старта и финиша. Стадион должен представлять собой единый функциональный объект, разделенный и контролируемый там, где это необходимо, воротами, заграждениями и

маркированными зонами. Он должен быть подготовлен таким образом, чтобы: участники могли проходить через него несколько раз, при этом транзитная зона не должна проходить через зону финиша и

ЭКОНОМИКА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ

Пример - трасса 15 км со срезками на 3-5-10 км. Ширина 4-5 метров - 3 ширины бороны на коньковой полосе и классическая лыжня - по краю.

  • Один выезд - 4 часа с переодеванием, заправками и т.п. - исходя из этого формируется фонд зарплаты работника.
  • Зима в средней полосе России - 15 недель в среднем по 4 выезда в неделю (с учетом снегопадов и соревнований) = 60 выездов по 50 км (со срезками и т.п.) = 3.000 км пробега за зиму с затратами на горючее, масло, ТО, ремонт и амортизацию снегохода и прицепных орудий.
  • Жизненный цикл снегохода и орудий лучше считать на 5 лет.