Самодельные транспортные средства не требующие регистрации. Запрет на самодельные авто. История самодельных авто

Время чтения: 6 минут

Если вам удалось самостоятельно собрать машину, это свидетельствует об умении и таланте. Однако, чтобы эксплуатировать своё творение по дорогам общего пользования наравне с заводскими транспортными средствами, важно знать, как поставить на учет самодельный автомобиль в 2019 году. Это сложная, но выполнимая задача, если машина отвечает всем требованиям Росстата.

Регистрация автомототранспортных средств

Для передвижения по дорогам общего пользования в России любой автомобиль или мотоцикл должен состоять на регистрационном учёте в ГИБДД. Невыполнение этого требования является серьёзным нарушением и служит основанием для наложения административного взыскания на собственника транспортного средства.

В этих документах должны быть указаны:

  • тип транспортного средства;
  • базовое ТС, которое было взято за основу самодельного автомобиля;
  • экологический класс;
  • сведения об изготовителе;
  • год изготовления ТС.

Процедура регистрации самодельного автомобиля

Успешное прохождение сертификации самодельного автомобиля ещё не означает, что его поставят на учёт в ГИБДД в день обращения, как это бывает с серийными заводскими ТС. У машины ещё нет VIN-кода, без которого регистрационные действия не осуществляются.

Постановление об отсутствии VIN-кода

ГИБДД не имеет полномочий присваивать идентификационные номера транспортных средств, поэтому при обращении в МРЭО вам выдадут постановление об отсутствии VIN-кода. Для его получения необходимо подтвердить легальное происхождение автомобиля.

Проверка в Бюро судебных экспертиз

Для установления юридической чистоты транспортного средства его направляют в Бюро судебных экспертиз. Эксперты должны проверить автомобиль и выдать направление на присвоение VIN-кода.

Присвоение идентификационного номера

Сегодня в России присвоением идентификационных номеров самодельным автомобилям занимается центр “Стандартизация и идентификация” при ФГУП НАМИ в г. Москве. Привозить сюда машину не нужно, даже самому приезжать нет необходимости. Достаточно оправить письмо-заявку на адрес электронной почты центра [email protected], где указать следующие сведения:

  • наименование и тип ТС;
  • год изготовления;
  • номер двигателя, шасси и кузова;
  • мощность, рабочий объём и тип двигателя;
  • разрешённую максимальную массу;
  • массу без нагрузки;
  • грузоподъёмность;
  • Ф.И.О. мастера-изготовителя.

Дополнительно к письму необходимо приложить:

  • чертёж общего вида ТС формата А4 или фотографии (вид спереди и сбоку) с указанием габаритных размеров;
  • ксерокопию 1,2 и 5 страницы паспорта изготовителя.

Через некоторое время вы получите свидетельство, в котором будет указан VIN-код самодельного транспортного средства.

Постановка на учет в ГИБДД

После проведения всех вышеперечисленных процедур регистрация самодельного автомобиля в ГИБДД становится реальной и вы сможете получить ПТС. Необходимо , оформить полис ОСАГО и выполнить стандартную процедуру регистрации, после которой вам должны выдать госномера и СТС.

Затраты на регистрацию самодельного автомобиля

Постановка на учёт в ГИБДД самодельной машины стоит гораздо дороже, чем регистрация серийной модели. Вам следует ориентироваться на следующие финансовые затраты:

  • Услуги центров сертификации – от 14 000 руб.
  • Проверка экспертами Бюро судебных экспертиз – от 10 000 руб.
  • Присвоение VIN-кода – от 3600 руб.
  • До центра сертификации машину нужно доставить на эвакуаторе, поскольку без регистрации в ГИБДД вы не можете ездить на ней по дорогам общего пользования. Стоимость перевозки в каждом отдельном случае будет разной, поскольку учитываются расстояние и рыночные цены логистических услуг в вашем регионе.
  • Техосмотр – от 400 до 800 руб.
  • Стоимость ОСАГО будет зависеть от стажа водителя, а также от наличия фактов ДТП по его вине. Без страховки регистрация автомобиля не осуществляется. Цена полиса составит около 4000 руб.
  • Выдача ПТС – 800 руб.
  • Выдача госномеров и свидетельства о регистрации ТС в ГИБДД – 2500 руб.

Таким образом, легализация самодельного транспортного средства – затея не из дешёвых, поэтому следует заранее оценить расходы.

Административная ответственность за езду без регистрации в ГИБДД

Если вы планируете использовать самодельный автомобиль для передвижения по просёлочным грунтовым дорогам, которых официально не существует, можете не ставить его на учёт в ГИБДД. В случае выезда на городские улицы или любые другие дороги общего пользования за езду на незарегистрированном транспортном средстве на вас могут наложить штраф:

Выводы

Целесообразна ли регистрация самодельного автомобиля, решайте самостоятельно. Вполне возможно, что процесс регистрации затянется и потребует гораздо больше сил и терпения, чем сборка машины. Никто не может гарантировать, что вы сможете сразу пройти сертификацию в Росстате. При наличии несоответствий действующим стандартам вам придётся их устранять и снова привозить своё творение на испытательный полигон. До финишной черты смогут дойти только самые стойкие и упрямые создатели самодельных машин.

Какова процедура регистрации самодельных автомобилей: видео

Когда не хватает средств на новый автомобиль или никак не попадается подходящая модель, некоторые принимают решение создать свою машину из . Если в сборе никто вас ограничивать не сможет, то передвигаться на изобретении сразу нельзя, необходимо пройти процедуру регистрации.

К счастью, в России это возможно и достаточно легко сделать. О том, как зарегистрировать самодельный прицеп для легкового автомобиля и как оформить сам автомобиль в ГИБДД () России мы сегодня и поговорим.

Необходимые документы

Итак, можно ли зарегистрировать самодельный автомобиль? Создавая новый автомобиль, вы, как конструктор, должны сформировать безопасное средство передвижения не только для себя, но и для окружающих. Именно это в первую очередь будет проверяться различными инспекциями.

Для требования регистрации необходимо иметь на руках достаточно много документов, которые за раз получить достаточно сложно:

  • Для крупных деталей, взятых со старых авто – документ о ;
  • Сертификаты на все запчасти;
  • Для , которые использовались для создания нового – ;
  • Детали без номеров сопровождаются объяснительной с информацией о происхождении – найдена, получена в подарок и т.д.;
  • Фото процесса сборки.

В дальнейшем может понадобиться паспорт владельца самодельного авто, заключение экспертов, сертификат на собранное авто.

Об особенностях постановки на учет в ГИБДД самодельных авто расскажет это видео:

Куда обратиться

В процессе регистрации самодельного автомобиля необходимо обратиться в несколько организаций:

  • Орган сертификации;
  • МРЭО;
  • ГИБДД.

Сначала потребуется получить документы в органах сертификации. Затем владелец авто должен проследовать в МРЭО непосредственно для самой регистрации, в ГИБДД обращаются для получения номерных знаков. Далее рассмотрена регистрация и продажа самодельного автомобиля (авто, машины) в России.

Как зарегистрировать самодельный автомобиль

Итак, сделать регистрацию (зарегистрировать) самодельный автомобиль в ГАИ России? Так как авто еще официально не оформлено, до органов сертификации придется добираться при помощи других транспортных средств. В настоящее время процедура сертификации упрощена, так как обращаемся мы для оценки ТС, которое производится «малыми сериями» (в данном случае один автомобиль на серию).

Машину будет тщательно изучать экспертная комиссия. Она должна установить, соответствует ли машина Европейским стандартам безопасности. Для этого проводятся тесты и испытания. Переживать не стоит, по закону машине запрещено наносить какие-либо повреждения, возвратят его в исходном состоянии. Эксперты изучат:

  • Состояние деталей – колес, тормозов, обзорных зеркал;
  • Технические характеристики – уровень шума, уровень вредных веществ в салоне, выхлоп, управляемость авто.

После получения сертификата и протокола (при успешном преодолении всех испытаний), можно передвигаться на машине до отделения МРЭО или . В первой организации необходимо получить заключение эксперта и справку об отсутствии . В ГИБДД предоставляется пакет документов, перечисленный выше.

Если в первый раз вам отказали в оформлении автомобиля, то не нужно расстраиваться, обратиться можно еще раз. Вместе с отказом вам предоставят список нарушений, из-за которых авто пока не готово для безопасного передвижения по дорогам. Исправив их, можно повторно обратиться в соответствующие органы и организации.

Так же все после сертификации подразумевают оплату госпошлины. Квитанции обязательно прилагаются к общему набору бумаг. В ГИБДД вам выдадут новые государственные номерные знаки, с пометкой о том, что авто сделано самим владельцем.

Зная, как , узнаем и о цене переоформления.

О том, какие нюансы регистрации самодельного авто существуют, расскажет это видео:

Сколько это стоит

Госпошлина в случае регистрации самодельного автомобиля не отличается в размере от такой же выплаты при обычной регистрации автомобиля в ГИБДД. Состоит она из трех частей:

  • Выдача номерных знаков – 2000 рублей;
  • Свидетельство о регистрации авто – 500 рублей;
  • Изменение ПТС – 350 рублей.

В итоге вся сумма для оплаты составляет 2850 рублей. Стоимость прохождения сертификации зависит от региона, строения авто, модели и самой организации. В среднем цена колеблется от 15 до 18 000 рублей.

О том, как сделать самодельный авто, расскажет данное видео:

Время чтения: 4 минут

Предположим, вы в состоянии сконструировать и собрать концепт-кар, который способен перевернуть автомобильный мир. Более того, вам удалось это сделать. Машина радует глаз как инновационным дизайном, так и техническим совершенством. Но на ней хочется ездить не только возле гаража, а для этого ее придется регистрировать. Вопрос в том, как поставить на учет самодельный автомобиль в 2019 году и стоит ли с этим связываться?

Необходимо ли регистрировать самодельный автомобиль

Еще каких-то лет тридцать с небольшим назад необходимости в регистрации не существовало вовсе. В Советском Союзе вплоть до начала 80-х можно было ездить на самодельных авто без серьезных ограничений. Но постепенно они появились.

Развитие мирового автопрома привело к ужесточению норм безопасности и сертификации транспортных средств. В СССР сначала ограничили мощность и размеры, а в середине двухтысячных – уже в РФ – даже совсем запретили эксплуатацию машин, собранных из серийных комплектующих.

Сегодня же выехать на широкую дорогу можно после прохождения длинного ряда процедур в соответствующих инстанциях. Регистрация самодельных транспортных средств разрешена, более того – является обязательной. В 2015 году вступил в силу приказ Федерального агентства Росстандарт, разрешающий эксплуатацию самодельных авто массой менее трех с половиной тонн, а также мотоциклов, прицепов и полуприцепов. В отдельной статье мы еще расскажем, .

Сертификация: что и как

Первым делом машину придется сертифицировать. Для этого нужно обратиться в специальную лабораторию Ростехрегулирования. Ближайшую можно найти на официальном сайте органа. Сразу оговоримся: начинать конструирование необходимо с определения технических требований к конструкции, установленных Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). Доставка авто в лабораторию своим ходом запрещена.

Оценка вашего «болида» будет производиться на специальном треке, как транспортного средства, выпускаемого малыми партиями, что, в общем-то, соответствует действительности.

Основное внимание эксперты обратят на:

  • соответствие габаритов;
  • безопасность рулевого колеса, ремней безопасности и мест их креплений, стекол, зеркал;
  • эффективность тормозной системы, освещения и световой сигнализации;
  • управляемость и устойчивость;
  • соответствие европейским экологическим нормам: уровень шумов, содержание вредных веществ в выхлопе и салоне.

Краш-тест, к радости владельцев, проводиться не будет. Вместо этого предусмотрена экспертная оценка конструкции. Потребуется полный комплект технической документации со всеми чертежами и расчетами.

Важно тщательно подготовиться к данной проверке, поскольку повторная сертификация запрещена. После успешного прохождения всех экспертиз счастливый владелец получит одобрение. Этот документ бессрочный и именно он дает теоретическую возможность получения техпаспорта в ГИБДД. Но необходимо учитывать, что с введением более суровых экологических норм машина автоматически перестает соответствовать требованиям эксплуатации. Так что регистрация самодельного автомобиля в России совсем не выглядит простым делом.

В МРЭО и ГИБДД

Сначала вы должны подтвердить в МРЭО, что автомобиль на самом деле собран вами, а все конструктивные части и комплектующие были приобретены легально.

Самодельный лимузин – особый случай?

Учитывая развернувшуюся борьбу с «крокодилами», заполонившими наши улицы, вопрос, как оформить лимузин в ГИБДД, волнует множество самоделкиных, построивших свой бизнес на проведении свадеб или аренде элитных авто. Как правило, даже серийные машины подвергаются такому бешеному тюнингу, что автоинспекция просто не может пройти мимо. Что уж говорить о настоящих «лимузинах», сваренных из нескольких жигулевских кузовов.

Раньше в большинстве случаев дело обходилось регистрацией изменений конструкции. Теперь переоборудованные лимузины приравнены к самоделкам. Соответственно, самодельным лимузинам, не прошедшим вышеописанную регистрацию, эксплуатация запрещена. Любой сотрудник ГИБДД, остановивший такое чудо, имеет право аннулировать регистрацию ТС.

Узаконить эксплуатацию лимузина будет непросто. Впрочем, так же, как и любого другого самодельного ТС. Дополнительную сложность вызовет сертификация. Дело в том, что доказать соответствие нормам безопасности конструктора, ослабленного длинной рамой из нескольких кузовов, существенно сложнее. А вероятнее всего, просто невозможно. Но если экспертную оценку удастся пройти, то и в ГИБДД проблем быть не должно.

Как видим, процесс получения разрешения на эксплуатацию самодельного автомобиля требует много времени, нервов, сил и средств. Всегда нужно лишний раз хорошенько подумать, стоит ли овчинка выделки.

МРЭО отказывает в постановке на учет: Видео

Теперь самоделки тоже имеют право на получение в ГИБДД регистрационных номеров, а соответственно и право самостоятельно передвигаться по дорогам.

Для регистрации конкретного автомобильного чуда необходимо обратиться в орган сертификации, представить туда "изделие", получить документ о соответствии транспортного средства предъявляемым техническим требованиям. А затем с полученной бумагой идти в ГИБДД и ставить машину на учет.

Постановление о 50 лошадях

Любовь к созданию многочисленных машин по собственным проектам появилась у нас не от хорошей жизни. В Советском Союзе не было и речи о выпуске автомобилей под запросы конкретного потребителя - хватило бы сил дать рынку массовые модели. Поэтому энтузиасты из подручных материалов и своими руками делали машины, отвечающие требованиям жизни.

Из трех старых, убитых собирали одну живую. На селе из легковых кузовов делали грузовые. Создавали амфибии, чтобы преодолевать болота и другие водные препятствия. Увеличивали грузоподъемность, удлиняли кузова - ведь грузовики не продавались в личное пользование.

Были и эстеты, которых не устраивала сама форма серийного легкового автомобиля. Они создавали автоварианты - от прилизанных спорткаров до самых фантастических и иногда нелепейших конструкций. Все это показывалось на выставках и на вполне законных основаниях ездило по дорогам.

В советские годы самоделки не то чтобы поощрялись, но во всяком случае не запрещались. Первые серьезные ограничения появились в 80-х годах. А именно - ограничения по мощности (50 лошадиных сил на тонну), по габаритам (4,7 метра по длине и 1,8 метра по ширине). Оставалась одна лазейка, которой и пользовалось большинство. Ведь регистрировали технику не только в ГАИ, но и в Ростехнадзоре. Например, трактора. Внедорожники же в те времена вполне подходили под эту категорию. А требования к самоделкам в Гостехнадзоре были значительно мягче. В результате с 1993 по 1995 год было зарегистрировано наибольшее количество автомобилей ручной сборки.

Годы полного запрета

2005 год оказался черным для самоделок - их регистрацию и в ГАИ, и в Ростехнадзоре запретили вовсе. Верховный суд РФ аргументировал запрет тем, что надо разработать четкие требования к "самодельной" продукции. Хотя настоящая причина, видимо, крылась в борьбе с новым явлением на авторынках - в продаже так называемых конструкторов. Суть рыночного бума на "конструкторы" была проста: чтобы уйти от налогов, машину (например, японскую) сначала ввозили в Россию в виде запчастей, затем собирали ее, а регистрировали как самодельную.

Однако запрет этот, к сожалению, коснулся и авторов настоящих отечественных самоделок. Их-то творческий энтузиазм не иссяк! Доказательство тому - ежегодные выставки "Автоэкзотика", где самоделки представляются в огромном количестве. Однако в большинстве случаев это машины без номеров, привезенные на эвакуаторе и права на жизнь на дорогах не имеющие. Хотя как раз на дорогах иные самоделки могли дать фору многим серийным автомобилям.

Оковы рухнули

Новые требования, которые определяют порядок сертификации, наконец, приняты и утверждены. Приказ Ростехрегулирования, утвердивший изменения N1 "Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" вступил в силу в январе этого года.

Итак, как же поставить самоделку на учет в новых реалиях? Для начала потребуется обратиться в орган сертификации. Их не так уж и много по стране. Ближайший к вам можно выбрать из списка, который опубликован на сайте Рос техрегулирования. (адрес сайта: http://www.gost.ru/wps/portal/)

Оценивать самоделку теперь будут по упрощенной схеме. Как "транспортное средство, производимое малыми сериями". Минимальное количество автомобилей в малой серии - 1 штука.

Есть тут и небольшая хитрость, с помощью которой государство спасло себя от ввоза "конструкторов". Количество автомобилей в малой партии необходимо указывать. Понятно, что тот, кто собирает для себя, больше одного автомобиля одного типа делать не будет. А тому, кто попытается лукавить с государством и под заказ приво зить машинокомплекты, занимаясь практически промышленной сборкой, по новым правилам сертификации работать будет невыгодно. Ведь количество машин в партии проверяется. Повторить процедуру сертификации нельзя.

Правда, и полученное одобрение типа не имеет срока действия. Оно заканчивается тогда, когда вступают в силу новые технические требования. Например, с нового года вступили в силу требования по экологичности Евро 3. Значит, именно с этого года прекратило действовать и одобрение типа. Ведь одобряло оно нормы Евро 2.

По правилам ООН

Новые требования к самодельным машинам, естественно, не ниже, чем к выпускающимся серийно. Тут послаблений нет, а главное, самоделки должны соответствовать правилам Европейской экономической комиссии ООН. И хотя малые партии будут сертифицировать по усеченному списку требований, все равно это серьезная процедура.

Согласно документу, проверяться на соответствие требованиям будут травмобезопасность рулевого колеса, тормозные свойства, места крепления ремней безопасности и сами ремни, стекла, зеркала заднего вида и их установка, установка устройств освещения и световой сигнализации, управляемость и устойчивость, внутренний шум, содержание вредных веществ в салоне, и, конечно, содержание вредных веществ в выхлопе. Это - выборка для легковых автомобилей.

приятный момент

Есть в новых требованиях и пункт, приятный для изобретателей. Машины на испытаниях теперь увечить не будут: "В отношении единичных транспортных средств проводятся испытания, не вызывающие их повреждения. Допускается замена испытаний, вызывающих повреждения, экспертной оценкой конструкции".

После всех этих экспертиз, если машина удовлетворяет требованиям, хозяин, он же изобретатель, получает одобрение типа. С этим документом - прямой путь в подразделение ГИБДД по месту жительства, где выдадут паспорт транспортного средства и поставят автомобиль на учет. Данные об одобрении типа заносятся в ПТС.

Конечно, вряд ли эти нововведения вызовут бурный всплеск в самодеятельном конструировании новых и необычных типов автомобилей. Но во всяком случае нашим Кулибиным жить станет теперь легче.

Самые известные самоделки последнего времени: слева - ISV, получивший приз как самый экзотичный автомобиль года на выставке "Автоэкзотика", справа - автомобиль "Агата", построенный членами московского Фонда авторских автомобилей.

Стоит повнимательнее приглядеться вокруг и наверняка увидите машины, которые их владельцы сконструировали на все случаи жизни. Как правило, эти самоделки призваны преодолевать бездорожье. А как иначе в стране, где только 40 процентов дорог соответствует нормативам?

На такой "Волге" (хотя от "Волги" только кузов) можно попасть в любой конец не только России, но и Африки, Антарктики. Автомобиль проедет везде, где захочет его хозяин.

Улучшенные "Жигули" при парковке в городе справятся с любыми бордюрами.

Эта "маршрутка" чужда городов. Ее стихия - российская провинция.

Сразу и не поймешь, что это за агрегат. Однако этому произведению с чертами "Запорожца" любая грязь тоже нипочем.

А такая машина - скорее для форса. Немного фантазии - и получился приятный глазу (и современный) городской автомобильчик на базе хорошо забытого старого.