Авто завод богдан. История корпорации «Богдан. Производство транспортных средств

Года путем объединения нескольких предприятий, с целью реализации масштабных инвестиционных проектов, направленных на создание в Украине мощностей по производству автотранспортных средств различных типов.

С 2005 года наблюдательный совет корпорации "Богдан" возглавляет Свинарчук Олег.

Производственные мощности корпорации "Богдан", позволяют сегодня изготавливать 120-150 тысяч легковушек, до 9 тыс. автобусов и троллейбусов во всех классах, а также около 15 тысяч грузовиков и специализированной техники. Заводы компании расположены в Луцке, Черкассах и Крыму.


1. Вехи истории

1992 - Зарождение бизнеса. Начало продаж автомобилей ГАЗ , ИЖ , Москвич, УАЗ

1996 - Начало продаж автомобилей KIA в Украине

1999 - Подписание соглашения о дистрибуции автомобилей Hyundai в Украине.

1999 - Выпуск первого автобуса "Богдан" малого класса

2000 - Начало производства легковых автомобилей из машинокомплектов Волжского автомобильного завода

2003 - Начат экспорт автобусов "Богдан"

2004 - Подписание генерального соглашения с Isuzu Motors Limited (Япония) об использовании бренда Isuzu на автобусах украинского производства для внешних рынков

2005 - Путем добровольного объединения 20 юридических лиц основана корпорация "Богдан"

2006 - Открытие первой очереди автобусного производства в Луцке

2006 - Корпорация "Богдан" (Украина), Isuzu Motors Limited (Япония) и Sojitz Corporation (Япония) подписали трехсторонний договор о создании совместного предприятия

2007 - Экспорт автобусов в страны СНГ и ближнего зарубежья уже составляет 50% от объемов производства

2007 - Начало производства автобусов "Богдан" туристического класса

2008 - Начато серийное производство современных низкопольных троллейбусов (г. Луцк, Украина)

2008 - Открытие современного в Украине завода по производству легковых авто мощностью 120-150 тысяч автомоблей в год (г. Черкассы, Украина)

2008 - Заложены основы развития полномасштабного производства грузовиков. Открыт новый завод по производству грузовой и коммерческой техники (г. Черкассы, Украина)

2009 - Завершено капитализацию ЛуАЗа. Все производственные активы вошли в состав одного предприятия - ОАО "ЛуАЗ"

2009 - Изменено название Луцкого автомобильного завода. Отныне производственные мощности корпорации имеют название Публичное Акционерное Общество "Автомобильная Компания" Богдан Моторс ""

2009 - Начато производство легкового коммерческого автомобиля собственной разработки Богдан 2310 на базе Лада 2110

2012 - Представлен первый украинский гибридный автобус Богдан А705.22


2. Структура

В ее состав входят около 20 компаний, среди которых:

2.1. По производству транспортных средств


2.2. С реализации и сервисного обслуживания транспортных средств

  • ООО "Украинский Автомобильный Холдинг" - продажа и сервисное обслуживание автомобилей ВАЗ, ИЖ, ГАЗ производства России и Украины. Автомобили холдинга реализуются на территории Украины через филиалы и развитую дилерскую сеть
  • ООО "Украинский Автобус" - продажа и сервисное обслуживание автобусов "Богдан"
  • ООО "Грузовые Автомобили" - продажа и сервисное обслуживание грузовых автомобилей
  • ООО "Киа Моторс Украина" - продажа и сервисное обслуживание автомобилей KIA производства Кореи
  • ООО "Хюндай Моторс Украина" - продажа и сервисное обслуживание автомобилей Хюндай производства Кореи
  • ООО "Авторенесанс" - продажа и сервисное обслуживание автомобилей Ниссан производства Японии
  • ООО "Мега-Моторс" - продажа и сервисное обслуживание автомобилей Субару производства Японии
  • ООО "Винница-Алеко" - продажа и сервисное обслуживание автомобилей Рено производства Франции
  • ООО "Аква-Моторс" - продажа и гарантийное обслуживание водной техники Ямаха производства Японии

2.3. Из предоставления автосервисных услуг, гарантийного и послегарантийного обслуживания

  • ООО "Винница-Алеко" - обслуживание легковых автомобилей.
  • ООО "Луганск-Алеко" - обслуживание легковых автомобилей.
  • ООО "Исудзу-Украина" - обслуживание грузовых автомобилей и автобусов.

2.4. Другие предприятия

  • ГП "Транспортное предприятие" Богдан "" - транспортно-экспедиционные услуги.
  • ООО "Автомобильная группа" Богдан "" - оказание консультационных и информационных услуг.
  • ООО "Богдан-Лизинг" - лизинговые услуги.
  • ООО "Инженерно-строительная компания ПБС" - проектные и проектно-изыскательские работы.

3. Производство

3.1. Легковые автомобили

Богдан 2110 (Лада 2110)

Корпорация "Богдан" современное в Украине предприятие по полномасштабному производству легковых автомобилей в городе Черкассы (ГП "Автосборочный завод № 2" ПАО "Автомобильная Компания" Богдан Моторс ").


3.2. История

История производства легковых автомобилей корпорацией "Богдан" начинается с 2000 года, когда из машинокомплектов Волжского автомобильного завода (АвтоВАЗ , Россия) были изготовлены первые автомобили. С тех пор компания инвестирует значительные средства в развитие, расширение и модернизацию производства. 20 июня 2008 введено в эксплуатацию первое за время существования независимой Украины национальное автомобилестроение предприятие. Объем инвестиций в этот проект составил более 330 млн. долларов.


3.3. Производственные мощности

Мощность предприятия составляет 120 000 - 150 000 легковых автомобилей в год. Предприятие насчитывает 2 цеха сборки автомобилей, 2 цеха сварки, цеха доводки, тестирования и логистики, а также уникальный комплекс лакофарбування кузовов и окраски пластмасс. Наличие процесса нанесения первого грунта (электроосаждения) выгодно отличает его от подобных производств на постсоветском пространстве.

3.4. Модельный ряд

По лицензиям Корпорация на своих мощностях производит автомобили Богдан-2110 (Лада 2110), Богдан-2111 (Лада 2111), Hyundai Accent , Hyundai Elantra XD и Hyundai Tucson . Недавно Корпорация начала производство автомобиля Богдан 2310 - пикап, а также Богдан 2312 собственной разработки на базе Лада 2110. Конструкция фургона разработана с учетом возможности установки газобаллонного оборудования. Сейчас продолжаются испытания и сертификация автомобиля и готовится вторая версия pick-up - бортовая тентовая модификация с рамной конструкцией.


4. Грузовые автомобили

Производство грузовиков - одно из перспективных направлений деятельности корпорации "Богдан".

9 сентября 2008 завершено строительство автомобильного завода по крупноузловой производства грузовых автомобилей в городе Черкассы (ГП "Автосборочный завод № 3" ОАО "Автомобильная Компания" Богдан Моторс ").

Инвестиции составили почти 100 млн грн


4.1. Производственные мощности

Проектная мощность завода 15 000 автомобилей в год. Предприятие новейшее оборудование и цеха по сборке грузовиков, производству надстроек, сварки, диагностический и логистический

4.2. Модельный ряд

На заводе изготавливают три модели грузовиков: две среднетоннажные ISUZU NQR71P / R (ISUZU NPR75L-KL/LL) и ISUZU NMR85L , а также малотоннажная ISUZU NLR85AL .

5. Автобусы и троллейбусы

Автобус Богдан А-092

Автобус Богдан-А1445

Производство автобусов "Богдан" началось в году. Особенность конструкции автобусов?Богдан? заключается в использовании единой агрегатной базы Isuzu (Япония). Именно с началом производства автобусов "Богдан" заявила о себе как о национальном автопроизводителя.

Наряду с развитием производства автобусов и троллейбусов в Украине, Корпорация ведет активную работу по организации производства за пределами страны. В планах Корпорации собственное производство автобусов и троллейбусов в России.


6. Предприятие ОАО "Черкасский автобус"

Предприятие специализируется на производстве автобусов "Богдан" малого класса для перевозки пассажиров и специальных автобусов народно-хозяйственного назначения. Предприятие расположено в г. Черкассы, имеет замкнутый цикл производства и собственную научно-техническую базу.

6.1. Производственные мощности

Производственные мощности предприятия позволяют производить до 3000 автобусов в год. Производство включает в себя полномасштабное изготовление кузова и сборки автобуса с установкой покупных агрегатов и узлов

Предприятие механо-заготовительный, кузовной, сборочный цеха и цех стеклопластика течение 1999-2006 годов произошло комплексное переоснащение производства: построена новая красящую участок, цех стеклопластика, новый сварочный цех, проведена реконструкция производственных помещений, газификацию, приобретено новое оборудование.

Основной задачей предприятия является производство автобусов малого, среднего, большого и сверхбольшого класса и троллейбусов разных модификаций.


7.1. Производственные мощности

ГП "АСЗ № 1" АО "АК" Богдан Моторс "может производить до 8000 автобусов и троллейбусов в год. Предприятие прессово-заготовительное, кузовное, окрасочное, сборочное производство, комплекс диагностики, доводки и сдачи.

7.2. Модельный ряд

Завод выпускает малые, средние, большие, сверхбольшие автобусы и троллейбусы различных модификаций, в частности, туристические, междугородные, пригородные, городские, специализированные и школьные.

На ЛуАЗе нам доводилось бывать не один раз. Тот же административный корпус, те же ёлки у входа, те же корпуса еще с кирпичной кладкой, но за пределами проходной нас встретил совсем другой завод. Теперь здесь нет и намека на легковое производство, уже много лет не ведется в Луцке и SKD-сборка легковых и грузовых авто.

Завод полностью поменял профиль и изменился до неузнаваемости. Последние 10 лет в Луцке создавали классическое автобусное производство, рассчитанное на выпуск 8-9-10 метровых, 12-и и 18-метровых автобусов и троллейбусов. И на сегодня, Автосборочный завод №1 «Богдан Моторс» - это, без преувеличений, лучший автобусный завод в Украине. Он вполне мог быть и одним из лучших в Европе, но не хватило буквально пару лет роста авторынка.

Трудные времена
Кризис 2008 года застал луцкий автозавод в самый разгар реконструкции и строительства 2-ой очереди автобусного производства, которая по планам должна была завершиться в 2009-м. В Луцке успели на 99% построить новейший окрасочный комплекс EISENMANN, рассчитанный на окраску 12-метровых автобусных кузовов. В рамках этого комплекса построена даже линия катафореза, состоящая из последовательных 6 камер и ванн, куда помещается 12-метровый кузов автобуса целиком. Признаться, подобную линию на автобусных заводах AUTO-Consulting доводилось видеть только на новейшем заводе MAN-Neoplan в Турции, запущенном в 2014 году.

Именно на этот завод немецкий производитель перенес все производство автобусов из Европы. После подобной линии кузова автобусов выходят с такой степенью антикоррозийной защиты, что на них смело дают гарантию в 10-12 лет.

Но в Луцке 2-ю очередь так и не запустили, хотя успели завершить все монтажно-строительные работы. Для ее ритмичной работы необходима загрузка в 300 автобусов в месяц, а Автосборочный завод №1 «Богдан Моторс» за 2015 год выпустил всего 144 шт. С такими объемами автобусы будут «золотыми». Линию законсервировали до лучших времен. Но они все не наступают.

А ведь в планах была еще и 3-я очередь. С вводом ее в эксплуатацию в Луцке выпускали бы 6,5 тыс. автобусов в год. Но до ее строительства дело так и не дошло.

Сейчас завод работает на площадях 1-ой очереди и максимум может выпустить 2,2 тыс. машин в год (при 3-сменной работе). Мощности ограничены пропускной способностью окрасочного комплекса из 7-и камер. Но в 3 смены на автозаводе уже давно не работали.

Директор ДП «Автосборочный завод №1» Николай Джула по памяти называет каждого покупателя 144-х выпущенных за прошлый год автобусов и троллейбусов. Он помнит и спецификацию каждой модели.

Как делают автобусы «Богдан»
Из 36 тыс. м2 производственных площадей задействовано сейчас едва половина. Но в Луцке по-прежнему делают автобусы с чистого листа металла. Процесс производства начинается в заготовительном цеху, куда было закуплено оборудование для лазерной резки металла. А вот заготовки из труб и уголков обрабатывают еще на старых станках.

Прессовое производство, где штамповали кузов «Волынянки», полностью свернули, а последний большой пресс с завода вывезли год назад. Для выпуска автобусов оставили лишь несколько небольших прессовых станков.

После механико-заготовительного цеха, детали и заготовки поступают в кузовной цех. Здесь, с помощью специальной оснастки, формуют пол, боковины, крышу будущего автобуса. Кстати, оснастку на «Автосборочном заводе №1» делают полностью самостоятельно. Стапели позволяют выдерживать геометрию, в соответствии с модификациями.

В малярном цеху кузов автобуса по линии последовательно проходит 7 камер, где по технологии его подвергают следующим операциям: обезжиривание, сушка, грунтовка, шпатлевка, подготовка к покраске, окраска, сушка при температуре 60 градусов и окончательная приемка. Именно мощность этого цеха определяет максимальную мощность завода в 2200 автобусов в год.

Окрашенный кузов затем транспортируют в сборочный цех, где в зависимости от от габаритов он попадает на соответствующую линию сборки. «Автосборочный завод №1» может параллельно выпускать 8 и 10-метровые автобусы, автобусы и троллейбусы длиной 12 м и машины особо большого класса длиной до 18 м.

Линии сборочного конвейера рассчитаны на большие объема. Сегодня же по ним проходят считанные единицы. К примеру, на линии 12-метровых машин мы насчитали лишь 5 каркасов будущих троллейбусов – это партия для Одессы.

На линии автобусов малого класса шла партия автобусов Богдан А221 для Киева и заканчивали выпуск школьных автобусов А069 по старым контрактам.

По технологии, после сборки каждый автобус должен совершить пробную поездку и отправиться в участок окончательной сдачи заказчику. Здесь его проверят на герметичность в отдельной камере, отрегулируют свет фар, токсичность, состояние лакокрасочного покрытия и, при необходимости, исправляют дефекты. Здесь же автобусу окончательно дают «добро» на перевозку пассажиров и подписывают финальный акт.


Перспективы завода
Нормы Евро-5, которые вступили в силу в Украине с 1 января 2016 года, изменили модельную политику предприятия. Как сообщил нам директор предприятия Николай Джула, первые автобусы Евро-5 в Луцке выпустили еще в 2014 году для Винницы. Благодаря сотрудничеству с IVECO, «Автосборочный завод №1» уже сейчас имеет в модельном ряду две модификации Евро-5: 10-метровую модель Богдан А145.32 и городскую 12-метровую А701.32. Прорабатывают на заводе и вариант установки двигателей Cummins Евро-5.

Поставки городских автобусов упираются в возможности бюджетов городов и зависят от результатов тендеров. В Луцке готовы выпускать автобусы для всей Украины, но как-то так получается, что далеко не везде чиновники отдают предпочтение Богданам. Заводчане каждый проигранный тендер воспринимают очень болезненно. В условиях, когда заказов и так мало – это означает недели простоя завода.

Еще сложнее ситуация с 8-метровыми автобусами. В этом классе Евро-5 пока завод не выпускает. В цеху мы видели только опытный образец Богдан А221.15 с двигателем, работающим на газу. Но особой ставки на газовую версию в Луцке, в отличие от коллег из «Черкасского автобуса», почему-то не делают. По словам директора завода Николая Джулы, уже 15 июня ожидается поставка первых индийских машкомплектов Ashok Leyland с двигателями Евро-5. Спустя какое-то время 8-метровый автобус Евро-5 смогут предложить и перевозчикам.

Особые надежды в «Богдан Моторс» возлагают на европейский рынок. В сотрудничестве с польской фирмой Ursus заводу удалось выиграть тендер на поставку38 троллейбусов "Богдан-Ursus" Т70116 в город Люблин. Этот контракт заводу дал понимание уровня качества и требований в Европе к городскому транспорту. Приемка была очень жесткой, но завод – справился. Да и троллейбусы были далеко не простые. Люблинские "Богданы" оборудованы автономным ходом, который позволяет прокладывать новые маршруты даже там, где нет контактной сети. Эти троллейбусы имеют систему "приседания" на остановках, что позволяет более комфортно заходить в салон, поскольку троллейбус на несколько сантиметров наклоняется правым бортом и приближается к бордюру остановки. А также эти "Богданы" имеют энергосберегающую систему открывания дверей, которая позволяет на остановке открывать только те двери, которыми собираются воспользоваться пассажиры - это позволяет эффективнее сохранять температуру в салоне.

Кроме троллейбусов, для опытной эксплуатации в Люблин передали и первый 12-метровый электробус Богдан А701.00. Он имеет запас хода 120 км. Кузов для него делали с использованием нержавеющей стали – он в 2,5 раза дороже, чем из черного металла. Электробус уже больше года ездит по маршруту в Польше и получил евросертификат.

Как вспоминает директор завода Николай Джула: «По условиям контракта, электробус нам нужно было выпустить за 2 месяца, а переговоры длились почти полгода. Когда мы передавали электробус, я тогда нашим партнерам сказал, что мы дольше торговались, чем делали машину».

А залогом такой скорости стали кадры. Автозаводу удалось сохранить конструкторский коллектив и привлечь лучших специалистов из Львова. Этот потенциал уже не раз спасал предприятие. За 10 лет автобусной эпохи, в Луцке выпустили 20 моделей и 35 модификаций. И автобусную марку «Богдан» знают не только в Украине, но и в Польше, Грузии, Белоруссии и России.


По иронии судьбы, те троллейбусы, которые были списаны в Люблине после поставок туда «Богданов», выкупил Луцк. Старые Ельч ездят и мимо автозавода. Вместо собственных «Богданов»…Наверное, подъем «Автосборочного завода №1» наступит тогда, когда местные власти во всех городах поймут, что нужно покупать транспорт собственного производства.

P.S.

История этого предприятия знала и взлеты, и падения. А профиль деятельности за это время ему пришлось менять четырежды. На Луцком автозаводе (сейчас Богдан Моторс), где-то в темном углу, обнаружили прекрасную историческую экспозицию. Заводчане ее не только сберегли, но и по возможности восстановили. Есть даже единственный сохранившийся прототип ЗАЗ-969 (не ЛуАЗ, а ЗАЗ).

А в транспортном цеху "Богдан Моторс" нашелся грузовик-кабриолет на базе автобусного шасси турецкого Otoyol. Пока предприятие чтит и помнит свою историю - оно живо. Имя ЛуАЗ здесь стараются употреблять все реже и реже, заменяя его на просто "автозавод" или "автозавод Богдан". А выпуск легковых авто в Луцке уже не восстановить, ни Луаз-1301, ни даже примитивного ТПК-967 - завод полностью переориентировали на автобусное производство, нет легкового конвейера, а последние пресса и штампы, использовавшиеся под легковую программу, вывезли с территории завода год назад. Теперь - только автобусы.

При выборе автомобиля человек обращает свое внимание, прежде всего, на ценовую категорию. Автомобили в невысокой ценовой категории имеют большой спрос на автомобильных рынках нашей страны и ближнего зарубежья. К таким спросовым вариантам относится и Богдан 2110.

В 2009 году в декабре месяце компания «Богдан» (Украина) начала поставки машины на автомобильные рынки нашей страны. Эти автомобили быстро заняли сегмент рынка, освободившийся после того, как был прекращен выпуск автомашин ВАЗ 2110 российской компанией. Давайте разберемся, что собой представляет Богдан 2110? Отзывы владельцев нарекли его «улучшенной десяткой». И действительно, много сходств есть в автомобилях Богдан 2110 и ВАЗ 2110. Характеристики, указанные в техническом паспорте, свидетельствуют о наличии системы электронного впрыска горючего, механической пятиступенчатой коробки переключения передач, объем двигателя составляет 1600 мл. Двигатель выпускается в двух модификациях - с восьмью и шестнадцатью клапанами. Богдан - машина для потребителей, обладающих бюджетом в 300-400 тысяч руб. В эту ценовую категорию также входят автомобили марок Priora Волжского автозавода, некоторые модели ZAZ, а также Део Нексия.

Невысокое потребление бензина (всего около 7,2 - 7,5 литров на 100 км), достаточный клиренс, удобный и вместительный салон, эргономический дизайн - все это отличает Богдан 2110. Отзывы покупателей также свидетельствуют в пользу украинского преображения всеми известной «десятки» (такое прозвище получила в народе Лада 2110). Этот автомобиль имеет привод передней оси, за счет этого его характеризует хорошая управляемость. Также для него характерна хорошая динамичность. Данная модель оснащена объемным багажником на 450 л. составляет 16,5 см. Двигатель имеет вариации с мощностью 80 и 89 лошадиных сил. Объем бака для горючего - 43 л.

Тип кузова данного автомобиля - седан. Он имеет пять посадочных мест и оснащен четырьмя дверями. Можно задаться вопросом о том, чем же отличается от Лады (ВАЗ 2110) Богдан 2110. Отзывы владельцев схожи во мнении, что Богдан по сравнению с Ладой более резвый. Водители также отмечают, что в салоне зачастую наблюдается скрип, который, в принципе, легко может быть устранен смазыванием крючков. В облике Богдана в сравнении с ВАЗ 2110 появилась новая деталь - это значок компании, однако, она не вызывает положительных откликов, так как ее дизайн не до конца продуман и оставляет желать лучшего.

По заявлению производителей 170 и 180 км/ч - это максимальное значение скорости, которую развивает Богдан 2110. Отзывы владельцев этого автомобиля свидетельствуют, что выше заявленной и составляет 200 км/ч. Время разгона машины до скорости 100 км/ч в соответствии с техническими характеристиками составляет 13,5 и 12,5 секунды для двигателей модификации 21101 и 21104, соответственно.

Таким образом, Богдан 2110 - машина, заслуживающая внимания. Достоинствами ее, помимо перечисленных, являются также доступность запасных частей, легкость ремонта и бюджетная стоимость. Машина имеет приятный внешний вид и, как говорится, подходит на все случаи жизни: и в пир, и в мир, и в добрые люди.

На момент образования корпорации «Богдан», входящие в ее структуру предприятия уже были одними из ведущих операторов на украинском рынке. По данным AUTO-Consulting по итогам 2004 года новоиспеченный «Богдан» контролировал 14,2% рынка и вел сборку автомобилей на Луцком автозаводе, организовал совместное производство ВАЗ-2107, 2093\99 на ЗАЗе и выпускал собственные автобусы «Богдан» в Черкассах. Концерн был импортером автомобилей Hyundai, KIA, Subaru и основным оператором в Украине продукции АвтоВАЗа. Сам же автомобильный бренд «Богдан» родился еще в 1998 году, с появлением первого автобуса А091.

С появлением корпорации «Богдан», начал реализовываться самый масштабный в новейшей истории Украины автомобильный проект – строительство полностью нового автозавода в Черкассах мощностью 120000 авто в год. Одновременно все автобусное производство из Черкасс должно было переместиться в Луцк на площади завода ЛуАЗ, где создавался современный завод по производству автобусов мощностью 7000 шт в год.

Эти ротации получили название «Рокировка», по аналогии с шахматами. Таких масштабных перемещений автозаводов Украина еще не знала. Но в 2005 году авторынок был на подъеме и рос по 30-40% в год.

Корпорация «Богдан» была успешна во всех начинаниях, и экспортировала свои одноименные автобусы в Россию, Грузию, Казахстан, Молдову и Беларусь. Только за 2005 год объем производства автобусов вырос на 78% и достиг показателя 2008 единиц. А сборка легковых автомобилей в Луцке превысила показатель 30000 шт.

После объявления в 2005 году в России особых льгот для автомобильных производителей, корпорация «Богдан» решается совместно с партнерами построить еще один автозавод в Нижегородской области, где должны были выпускать легковые и грузовые автомобили и автобусы. Украинская делегация, которая прибыла 20 декабря 2006 года закладывать первый камень, в строительство нового предприятия и тогда анонсировала грандиозные планы. "Инвестиции в строительство завода составят 470 миллионов долларов США. Полная локализация проекта дополнительно позволит привлечь еще 300 миллионов долларов США", - об этом сообщил президент Корпорации "Богдан" Олег Свинарчук в Нижнем Новгороде (РФ) на церемонии закладки первого камня завода.

Согласно проекту на мощностях предприятия по технологии сварки, окраски, сборки должны были производить легковые автомобили Chevrolet Lanos и Chevrolet Aveo в количестве 160 000 авто в год, а также 6 000 автобусов "Богдан-Іsuzu" малого, среднего и большого классов. Запланировано также выпуск 8 000 шасси для автобусов, а также дизельных двигателей для среднетонажных грузовиков и автобусов. Производственные мощности составят 60 000 двигателей в год.

Но украинские инвестиции уже тогда не очень-то пускали на российский рынок. Строительство автозавода в РФ так и не началось, зато возведение нового предприятия в Черкассах шло полным ходом. Корпорация «Богдан» ежегодно прибавляла в продажах и представляла новинку за новинкой. В 2007 году по данным AUTO-Consulting она стала уже оператором №2 на украинском авторынке.

Правда, у стратегов уже тогда возникали опасения по поводу слишком невыгодных для производственников условий, на которых Украина вступала в ВТО. Однако за шальными темпами роста авторынка, казалось что «худшего не случится».

Но это все-таки произошло. Украина в 2008 году вступает в ВТО и в середине года сразу же понижает ввозные пошлины на автомобили. В корпорации «Богдан» в тот момент был праздник – открытие новенького и такого долгожданного автозавода в Черкассах.

20 июня 2008 года произошло неординарное для автомобильной отрасли Украины событие. В Черкассах введен в эксплуатацию новейший автомобильный завод "Богдан", располагающий полным производственным циклом, включая сварку, окраску и сборку. Инвестиции корпорации "Богдан" в строительство нового автозавода в Черкассах превышали $330 млн. Предприятие должно было выпускать две модели легковых автомобилей Lada (2110, 2111) и три модели автомобилей Hyundai (Tucson, Elantra и Accent). Мощность предприятия определял новейший окрасочный комплекс Eisemann, мощностью 120 тыс. кузовов в год. А общая численность персонала всех подразделений достигла более 14 тыс!

Открывать новенький завод в Черкассы прибыл даже тогдашний президент Украины Виктор Ющенко. Приведем здесь одну его цитату: «Я убежден, что сегодня мы являемся свидетелями того, как зарождается первое украинское авто. Мы придем к собственной марке, к собственной комплектации. У меня в этом нет сомнений». Виктор Андреевич тогда лукавил. Во-первых, собственная марка авто уже тогда отметила 10 лет, а во-вторых, он, в этот же день, подписал указ о вступлении в ВТО без переходного периода. Этот «черный» указ Ющенко в «Богдане» помнят до сих пор.

Новый завод сразу же начал выпускать автомобили под маркой «Богдан» и даже разрабатывать собственные версии на платформе Lada.

Но уже осенью грянул финансовый кризис 2008 года. Продажи на всех рынках начали падать, а в Украине – просто обвалились. Девальвация валюты, усугубилась резким понижением пошлин на иномарки и отсутствием поддержки от государства. Следующий «сюрприз» преподнес Hyundai, который принял решение не выпускать свои автомобили в Черкассах. Завод остался только с одним партнером – российским АвтоВАЗом.

А между тем, валютные кредиты корпорации, достигшие на тот момент $500 млн и инвестированные в строительство автозаводов, в момент превратились в тяжкий груз и не давали возможности развиваться. В апреле 2009 года корпорация «Богдан» прекращает дистрибуцию бренда KIA, а из орбиты «Богдана» уходит завод «Черкасский автобус».

Но в корпорации «Богдан» находят выход и решают организовать полномасштабное производство автомобилей китайской фирмы JAC. Притом, поставки этих моделей планируются не только в Украину, но и в Россию, Казахстан, а в последствии, и в Европу. «Богдан» быстро запускает полномасштабное производство JAC, а также сборку еще одной марки – Great Wall.

Портфель корпорации пополняет китайские Lifan.

Автобусный завод в Луцке также ищет новые ниши и фактически «прорубывает» окно в Европу. Открывается совместное производство троллейбусов «Богдан» в Чехии и Польше. На кануне чемпионата Евро-2012 корпорация «Богдан» подписывает меморандум с MAN о выпуске туристических и аэропортовых автобусов.

В 2012 году настает пора торговых войн с Россией, от которых страдали все украинские производители. Роковой удар нанес так называемый утилизационный сбор, который обязали платить всех импортеров, не смотря на действие Зоны свободной торговли. Украинские автомобили тут же стали неконкурентоспособными, в сравнении с продукцией российских заводов. Богдан начал терять крупный российский рынок и опять сокращать производство.

А потом был Майдан, аннексия Крыма, война на Донбассе, девальвация гривны в 3 раза и разрыв всех деловых контактов с Россией. Черкасский завод дособрал последние комплекты и окончательно остановился летом 2014-го.

Новый обвал украинского рынка до 46 тыс. авто по итогам 2015-го не оставил шансов выжить заводу за счет внутреннего рынка. Рынок России оказался закрыт, а транзит в Казахстан и Среднюю Азию – проблематичным.

Но и в таких условиях менеджмент корпорации не пал духом. В тяжелейших условиях была сделана ставка на собственное производство техники военного назначения. В кратчайшие сроки в Черкассах создают целое семейство украинских бронеавтомобилей Барс. Их разработали с нуля силами собственного конструкторского бюро, которое удалось сохранить. Уже через год Барс успешно проходит испытания. Кроме того, корпорация «Богдан» осваивает производство полноприводных санитарных автомобилей, кунгов для армейской техники и другой техники двойного назначения.

Луцкий завод «Богдан Моторс» также смог стабилизировать ситуацию и успешно выполнил поставки троллейбусов в Польшу, первым в Украине выпустил электробус, перешел на новые экологические нормы Евро-5, а недавно даже объявил о новом наборе персонала.

Как видим, за 12 лет история корпорации «Богдан» знала и взлеты и падения, но главное, что ключевые предприятия сохранились, и даже нашли свое место в новых реалиях рынка. Да, объемы уже не те, а из ворот заводов каждую минуту не выезжают новенькие машины – как было раньше. Но уповать на былое и искать виноватых в «Богдан» не привыкли, а по-прежнему рассчитывают только на свои силы. В корпорации уверены, что возрождение Украины начнется именно с промышленного производства, с создания рабочих мест и выпуска собственной продукции. А выпускать автомобили могут далеко не в каждом государстве. Украина пока еще это может.

И менеджмент корпорации по-прежнему ищет новые решения и обязательно их найдет. Будут еще лучшие времена у корпорации «Богдан». Будут и новые "Богданы" колесить по дорогам. И тысячи новых рабочих мест будут. Корпорация "Богдан" привыкла к трудностям. Но дорогу осилит лишь идущий!

Корпорация «Богдан», известная сегодня в первую очередь как производитель пассажирского автотранспорта, начинала свой бизнес с продажи автомобилей производства российских производителей. Компания росла и расширяла ассортимент продаваемой продукции. В 1996 году к перечню реализуемым брендам прибавилась KIA, а через три года «Богдан» стал дистрибьютером Hyuindai. Весь модельный ряд Богдан .

Первые шаги в производстве

В 1998 году с приобретением предприятия «Черкасский автобус», у «Богдан» появились собственные производственные мощности. Благодаря этому приобретению стал возможен следующий важный шаг в развитии компании. Всего через год удалось наладить производство автобусов «Богдан», которые реализовывались на внутреннем рынке, а к 2003 году начали продаваться и за пределами Украины.

На рубеже столетий была организована сборка из машинокомплектов автомобилей Волжского автозавода. Тогда же в рамках тенденции к развитию собственных производственных мощностей, был приобретён Луцкий автозавод, на котором шестью годами позднее было налажено современное производство автобусов и троллейбусов.

Этому предшествовало заключение договора с Isuzu Motors Limited о том, что компания «Богдан» получила право не только производить на своих мощностях автобусы Isuzu, но и продавать их на территории Украины под собственным брендом «Богдан», а на экспорт – под брендом «Isuzu».

Создание корпорации

Датой окончательного оформления юридического статуса компании как промышленно-финансовой корпорации считается 22 февраля 2005 года, когда объединением более чем двадцати отдельных подразделений и юридических лиц добровольно объединились и вошли в состав корпорации «Богдан».

Хороший старт новому объединению дали принятые правительством меры по защите отечественного автопроизводителя. Введение налога на импортные автомобили послужило хорошим стимулом для развития как крупноузловой сборки автомобилей, так и полного цикла производства внутри страны.

2007 год ознаменовался запуском в производстве автобусов «Богдан» туристического класса. На тот момент экспортная линия продукции в СНГ и ближнего зарубежья составила половину от объемов производства.

На следующий год отлажено масштабное производство грузовиков, а также открываются заводы на территории Украины в Черкассах, один выпускающий грузовую и коммерческую технику и второй завод с производственной линией легковых машин мощностью 120 – 150 тысяч единиц в год. Успехи наблюдаются и в серийном производстве современных троллейбусов.

В 2009 году воплощаются в жизнь собственные разработки серийной партии легкового коммерческого авто Богдан 2310 pick-up. Изменения коснулись и названия, теперь это ПАО «Автомобильная Компания «Богдан Моторс» и закончилась капитализация ЛуАЗа, после чего все активы перешли в ОАО «ЛуАЗ». Данное предприятие выпустило первосходный вездеход ЛуАЗ 969 .

Начало экспорта легковых машин пришлось на 2010 год. С чешской компанией Cegelec было основано совместное предприятие для производства троллейбусов для ЕС. В 2011 году заложен выпуск автобусов малого класса на базе Hyundai, а также заключен ряд контрактов на дистрибуцию легковых машин марок Lifan и Great Wall.