Госпрограмма первый автомобиль марки. Программа семейный автомобиль. Период действия программы «Первый автомобиль»

Новая государственная программа “Первый автомобиль” призвана стимулировать продажи выпущенных в России автомобилей. Обе программы вступили в силу с 1 июля 2017 года и представляют собой улучшенную версию льготных автокредитов, действующих в России третий год подряд. “Первый автомобиль” – новая государственная программа 2017 года, чем она отличается от стандартного автокредита с государственным субсидированием, как принять в ней участие.

“Первый автомобиль” – новая государственная программа 2017 года

Вкратце напомним условия программы льготного автокредитования в России в 2017 году. Основной смысл программы в том, что государственный бюджет субсидирует часть процентов по автокредиту для тех, кто приобретает новый российский автомобиль, отвечающий некоторым требованиям. В итоге для конечного покупателя процент по кредиту становится равным не более чем 11,3%, в реальности же он может оказаться ещё ниже, вплоть до 8% годовых.

Под условия льготного автокредита попадают любые произведённые в России автомобили категории транспортных средств “B”, которые были выпущены в 2016-2017 гг. и стоят не дороже 1,45 миллиона рублей.

В список автомобилей, которые подпадают под льготный автокредит, попало большинство моделей Hyundai, Kia, Renault, Skoda, Lada и УАЗ, а также Nissan X-Trail, Mazda CX-5, Volkswagen Tiguan и Ford Kuga в минимальных комплектациях.

Льготный автокредит можно взять сроком не более трёх лет.

Что касается условий государственной программы “Первый автомобиль”, запущенной с 1 июля 2017 года, то это те же льготы, плюс несколько дополнительных стимулирующих опций. Любому россиянину, который ни разу в жизни не владел собственным автомобилем, государство предлагает следующие бонусы к льготному автокредиту:

  • Скидка в 10% от стоимости автомобиля и его страхования . Для самого дорогого автомобиля, подпадающего под действие льготного автокредита, стоящего 1,45 миллиона рублей, скидка составит 145 тысяч рублей.
  • Первоначальный взнос не обязателен . Им будет считаться величина скидки от государства. Хотя, конечно же, если внести какие-то деньги от себя сразу, переплата по кредиту окажется меньше.

Для того, чтобы получить кредит по государственной программе “Первый автомобиль”, нужно будет предоставить специалистам банковского учреждения следующие документы:

  1. Водительское удостоверение – льготный автокредит по программе дадут только тем, кто имеет водительские права.
  2. Паспорт – на основе ваших данных банк проверит через различные источники, включая бюро кредитных условий, что в вашей собственности не находился прежде автомобиль.
  3. Также вас попросят подписать обязательство не пользоваться в течение года льготными кредитами по этой и другим подобным программам.

Таким образом, “Первый автомобиль” – государственная программа, которая выгодна как автопроизводителям, чьи объёмы продаж обязательно вырастут в 2017 году, так и покупателям, которые получают отличную возможность купить новый, не подержанный автомобиль на неплохих условиях. Это тем более хорошо, что, в отличие от подержанного автомобиля, стоимость владения новой автомашиной существенно ниже, поскольку до естественного износа запчастей и исчерпания их ресурса ещё достаточно далеко.

Как выяснила «Газета.Ru», в Минпромторге назвали точную дату запуска новых госпрограмм по поддержке потребительского спроса на новые автомобили. Как рассказал «Газете.Ru» информированный источник, а позже подтвердил глава Российской ассоциации дилеров (РОАД) Олег Мосеев, госпрограммы «Семейный автомобиль», «Первый автомобиль» «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело» заработают с 1 июля 2017 года.

Всего на них выделят 7,5 млрд руб. Разделить бюджетные средства планируется пополам — на кредитные (легковые автомобили) и на лизинговые (тяжелая техника).

Дилеры оценивают, что таким образом по наиболее актуальным для покупателей легковушек программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» получится продать около 40 тыс. транспортных средств до конца года.

При этом не исключается, что если программы будут востребованы, то на них выделят дополнительные средства. Отметим, что ограничение по цене автомобиля, который можно купить на льготных условиях, составит 1,45 млн руб., хотя ранее дилеры и просили увеличить пороговую цену до 1,6 млн руб.

Как рассказал информированный источник «Газеты.Ru», окончательное решение по запуску программ было принято вечером в среду, 7 июня, на встрече представителей Минпромторга с автодилерами и ведущими автобрендами.

Как, в свою очередь, пояснил глава РОАД Олег Мосеев, действие запущенных ранее кредитных программ по субсидированию процентных ставок сохраняется. При этом на них «накладывается» действие дополнительных льгот по «Первому» или «Семейному» автомобилю.

«По кредитным программам клиент получает дополнительную 10-процентную скидку на автомобиль, — сказал Мосеев.

— То есть помимо субсидирования процентной ставки полагается 10-процентный дисконт от стоимости автомобиля. Нам приводили примеры, что если автомобиль стоит 1,45 млн руб., то скидка на него составит 145 тыс. руб.

По лизинговым программам к этим 10 процентам скидки добавляется еще 2,5-процентный дисконт».

Стать участником программы «Первый автомобиль» может любой клиент без ограничений по возрасту, главное, чтобы машину он покупал впервые. А на скидку по программе «Семейный автомобиль» можно будет рассчитывать тем, у кого в семье двое малолетних детей.

«Вопрос в конечной сумме, которую направят на эти цели, — сказал Мосеев «Газете.Ru», то есть на кредитные и лизинговые программы придется по 3,75 млрд.

— Эта сумма немаленькая, но в предыдущие годы если подобные программы показывали свою эффективность, то финансирование увеличивали. И поэтому такой шанс есть и сейчас. Что касается пороговой суммы в 1,45 млн — это вполне нормально, хотя мы просили больше. В эту сумму могут уложиться не только «АвтоВАЗ», но и Renault, Nissan, Volkswagen, Skoda и другие марки, которые имеют локализованное производство в России. Поэтому список участников очень большой. И очень хорошо, что деньги выделяются не производителю, а сразу клиенту через банк.

Сработает рыночный механизм выбора товара — хочешь Hyundai, хочешь Lada, все равно идешь в банк и выбираешь, что тебе нравится».

Напомним, что на возможность приобрести автомобиль в кредит по сниженным процентным ставкам в этом году выделили 10 млрд руб. Чиновники уверены, что такие меры убедят россиян приобрести как минимум 350 тыс. новых автомобилей в кредит. Для того чтобы получить обещанную скидку до 6,7 процентного пункта, нужно соблюсти ряд условий. Во-первых, изначально ставка банка не должна превышать 18% годовых. Во-вторых, транспортное средство может быть только 2016 или 2017 годов выпуска. Также при его покупке нужно обеспечить залог и внести предоплату не менее 20%.

При этом срок действия договора не может превышать 36 месяцев.

Как заявил в беседе с «Газетой.Ru» аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, основными бенефициарами решения Минпромторга являются производители с высоким уровнем локализации.

«Интересны данные инициативы министерства тем, что это, пожалуй, если не первый за последние годы, то очень редкий случай, когда министерство вспомнило про нужды и потребности производителей коммерческих автомобилей, грузовиков и тяжелой техники, дела у которых также на протяжении последних двух лет идут откровенно неважно, — сказал Яковенко.

Коммерческие автомобили, не вполне заслуженно выпадавшие ранее из поля зрения Минпромторга, также требуют внимания. Я думаю, что малый бизнес на ура воспримет новую программу.

Однако структура финансирования программы выглядит несколько непонятно. К примеру, стоимость автокрана «Галичанин» на базе «КамАЗа» составляет почти 6,5-7 млн руб., это примерно восемь легковых автомобилей. На мой взгляд, структура финансирования по каким-то не совсем понятным причинам все же больше отвечает интересам производителей легковых автомобилей, в то время как производителям техники по большому счету достанутся лишь остатки с «барского стола».

В свою очередь генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин заявил, что критически относится к такого вида программам. «По сути, это неуместное в капиталистической экономике субсидирование, — сказал Паршин. — Экономическая суть таких программ заключается в том, что

бюджетные деньги, то есть наши с вами налоговые отчисления, перераспределяются в пользу некоей группы людей, которые хотят купить, скажем, легковые автомобили стоимостью до 1,45 млн руб., а также в пользу производителей автомобилей, подпадающих под условия этой программы.

Тогда как свободный рынок продажи автомобилей прекрасно сам регулирует отношения покупателей и продавцов автомобилей между собой.

В 2016 году уже действовали такие программы, как «Утилизация» и «Льготное автокредитование при господдержке», в результате основные бонусы получил «АвтоВАЗ». Основными бенефициарами таких программ становятся, например, начинающие водители или многодетные семьи, но непонятно, чем эти группы граждан лучше всех остальных, например, водителей со стажем или бездетных».

Всего в 2017 году, по планам Минпромторга, суммарный объем господдержки автопрома на 2017 год составит 62,3 млрд руб. Их реализация должна простимулировать продажи более 750 тыс. машин и позволить выйти на рост производства к прошлому году на уровне 7%, что должно дать дополнительный импульс не только автопроизводителям и производителям автокомпонентов, но и предприятиям в другой сфере.

Автосалоны начали полноценную работу по новым госпрограммам «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», которые предлагают покупателям весьма заманчивые условия. Причем сетования, что людей загоняют в кредиты, в общем, не состоятельны — на 10-процентную скидку может претендовать и тот, кто не берет кредит.

Новые условия

Напомню, что взамен привычных программ утилизации и трейд-ин с июля 2017 года в России . «Семейный автомобиль» адресована покупателям, имеющих двух детей. «Первый автомобиль» предполагает, что машина приобретается человеком впервые.

Выгода от использования программ двойная. Во-первых, клиент получает прямую скидку в 10% на выбранный автомобиль, во-вторых, экономит на переплате по кредиту – ставка снижается на 6,7% относительно банковской, которая, в свою очередь, не может превышать 18%.

Подчеркну, что 10-процентная скидка положена тем, кто планирует купить в кредит. Формально можно обойти это условие, например, взяв кредит на небольшую сумму (минимально установленную банком) и затем погасить досрочно.

Какие автомобили можно купить по новым программам?

Основные условия – российская сборка и цена не выше 1,45 млн рублей. Автомобиль должен быть новым (из автосалона) и выпущен не ранее 2016 года.

Список автомобилей, участвующих в программах «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль»

* – ряд моделей, например, Volkswagen Tiguan и Toyota Camry, доступны лишь в ограниченном количестве комплектаций, стоимость которых укладывается в 1,45 млн рублей.

Порядок получения субсидии

Если покупатель и выбранный им автомобиль подходят под условия выше, заявку на получение субсидии можно подать как в автосалоне (обычно в отделе кредитования), так и в офисе банка-партнера.

Срок рассмотрения составляет от одного часа до нескольких дней.

Основными документами являются паспорт и водительское удостоверение, при пользовании программой «Семейный автомобиль» – два свидетельства о рождении, в которых покупатель записан, как один из родителей детей. Аналогичные отметки должны быть в паспорте.

Претендентам на покупку первого автомобиля подтверждать факт «первости» не нужно – банк проверит самостоятельно.

— Проверка заёмщиков на соответствие условиям госпрограммы осуществляется автоматически в рамках кредитной стратегии, плюс при оформлении кредита клиент подписывает дополнительное соглашение, в котором подтверждает, что никогда не имел в собственности автомобиль (не регистрировалось право собственности в ГИБДД), – поясняет управляющий РОО «Челябинский» ВТБ24 Елена Блинова.- Если клиент ездил на авто родственников или знакомых, это не служит причиной отказа в получении субсидии.

На программы госпомощи не могут претендовать те, кто уже брал автокредит в 2017 году. Кроме того, клиенту предложат подписать обязательство не брать новых автокредитов до конца года. Данное условие введено, чтобы исключить получение двойной выгоды.

Клиенту придется подписать еще одно дополнительное соглашение, согласно которому он компенсирует банку 10-процентную скидку на автомобиль в случае неполучения банком возмещения затрат по программе государственной поддержки. Уточню здесь, что скидку компенсирует клиенту именно банк, а не дилер.
Условия госпрограмм подразумевают, что кредит может быть выдан даже без первоначального взноса, а страховка каско включена в тело кредита. Впрочем, окончательные условия зависят от банка. Ряд банков, в частности, ВТБ24, предлагает автокредиты без необходимости страховать автомобиль по каско.

Челябинские автосалоны подтвердили готовность работать по новым программам.

Пример расчета

Пусть клиент выбрал Lada Vesta в комплектации с кондиционером за 571 тысячу рублей. В случае одобрения заявки на государственную субсидию по одной из программ, банк-партнер компенсирует 57 тысяч рублей, и цена автомобиля снизится до 514 тысяч рублей.

Если клиент вносит 200 тысяч рублей в качестве первоначального взноса, тело кредита (без учета страховки каско, если включается в кредит) составит 314 тысяч рублей. Если процентная ставка банка составляет 16%, а срок кредита – 3 года, ежемесячный платеж составит 11 тысяч рублей, а общая переплата по кредиту – 83 тысяч рублей.

Снижение ставки на 6,7% за счет государственной субсидии уменьшит ежемесячный платеж до 10 тысяч рублей (на 10%), а переплату до 47 тысяч рублей.

Итого общая экономия за счет прямой скидки и субсидированного кредита составит порядка 93 тысячи рублей.

Однако реальная величина может быть меньше с учетом банковских комиссий, необходимости страховать автомобиль по каско и других расходов, поэтому перед подписанием договора требуйте детальной информации об условиях кредитования.

Завершается действие двух программ помощи авторынку — . Они стартовали в июле и должны были действовать до конца года. Сейчас выяснилось, что выделенные на них бюджетные деньги подошли к концу.

Что случилось

18 октября банки и дистрибьюторы марок начали уведомлять дилеров почти всех популярных брендов о прекращении работы программ. Уже заключенные кредитные договоры дилерам предложили переоформить без учета государственных субсидий.

Чего мы лишились

Обе программы подразумевали возможность купить автомобиль российской сборки ценой до 1,45 млн рублей в кредит по сниженной процентной ставке и со скидкой 10%. К примеру, для автомобиля стоимостью около 600 тысяч рублей, вроде Lada Vesta, суммарная субсидия могла превысить 100 тысяч рублей - точное значение зависело от условий кредитования.

Для дорогих автомобилей только прямая скидка достигала без малого 150 тысяч рублей, а общая субсидия - 200 тысяч и выше.

Кто гарантировал скидки

Работу программ обеспечивали банки: они выдавали автокредиты и предоставляли скидку на автомобиль, получая компенсацию от государства. Дилеры прямого отношения к программам не имели: в автосалонах оформлением субсидированных кредитов занимались представители банков.

Эффект внезапности

Резкое окончание программ создало проблемы с клиентами, получившими одобрение на субсидированный кредит.

— Мы покупали Skoda через «Фольксваген Банк Рус», но оказалось, что не успели буквально на два часа. В итоге нам оказали в предоставлении субсидированного кредита, — рассказывает участница госпрограммы Ольга. — На следующий день нам предложили переоформить кредит в «Русфинанс Банке» на почти тех же условиях, плюс дилер предоставил дополнительную скидку, чтобы мы избежали переплаты.

Опрошенные нами представители дилеров посетовали, что о завершении программ их не уведомили заранее.

Официальная причина

После первой волны недовольства агентство «Минпромторг» сообщил о завершении распределения «программных» 3,74 млрд рублей между банками. При этом единой даты окончания программ нет: каждый банк устанавливает ее самостоятельно.

По нашей информации, в настоящий момент работу по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» продолжают банки ВТБ24, «Русфинанс Банк» и «Сетелем Банк». Дилеры не исключают, что прекратят выдачу субсидированных кредитов в ближайшие дни и они.

Почему деньги кончились раньше срока?

На программы было выделено 3,74 млрд рублей, что, с учетом весьма щедрой компенсации, было не таким уж большим лимитом.

Так, на каждый этап программы утилизации выделяли по 10 млрд рублей и больше, а скидки были скромнее - 50 тысяч рублей на каждый автомобиль.

Новые программы изначально были рассчитаны на 58 тысяч автомобилей, по факту на середину октября было продано порядка 48 тысяч , и, вероятно, целевого значения достигнуто не будет. В этом нет подвоха - Минпромторг исходил из относительно небольшого среднего размера субсидии в 64 тысячи рублей, тогда как на практике она могла оказаться выше.

Кроме того, неожиданно высоким оказался спрос на программы: небольшой денежный лимит закладывался Минпромторгом с учетом того, что далеко не все автомобилисты подходят под условия программ (первая покупка автомобиля или двое несовершеннолетних детей).

Можно ли успеть?

Некоторые банки еще работают по программам, но в дилерской среде воздерживаются от прогнозов, как долго это продлиться. На оставшиеся банки ляжет дополнительная нагрузка в виде клиентов, которым отказали в субсидированных кредитов другие банки, поэтому оставшиеся деньги могут быть распределены очень быстро.

Ряд дилеров заявил, что в приоритете завершение сделок с клиентами, которые уже находятся в процессе покупки. Тем, кто планирует купить автомобиль, еще не прибывший на склад дилера, нужно иметь в виду риски и ориентироваться в большей степени на собственные программы дилеров.

В компании «Планета Авто» нам сообщили, что марка Chery планирует сохранить действие обеих программ до конца октября за счет собственных средств .

Что дали рынку бюджетные инъекции

Обе программы действовали с 1 июля, поэтому их влияние на рынок сохраняется в течение четырех месяцев. За это время в России может быть продано около 550 тысяч автомобилей, а значит, программы обеспечат примерно 8-12% продаж.

При этом общий рост рынка за это время составлял 17-18% относительно прошлого года, когда также действовали программы госпомощи (трейд-ин, утилизация, льготное кредитование). Это означает, что рынок прибавлял и безотносительно государственных программ.

Возобновятся в 2018 году

В Минпромторге подтвердили, что несмотря на досрочное завершение программ, в следующем году они будут продолжены. Правда, по опыту прошлых лет, вряд ли стоит надеяться на их возобновление уже с января: обычно согласование деталей длится до марта-апреля.

Популярная госпрограмма «Первый автомобиль», успешно начавшая действовать в 2017 году, получила продолжение. Подробно рассказываем, как стать ее участником, и на каких условиях.

Привлекательно? Вполне!

Купить первый автомобиль в своей жизни на выгодных условиях позволяет госпрограмма, действие которой решено продлить до 2020 года согласно сведениям Министерства торговли и Постановлению Правительства РФ № 870. В некоторой степени изменились нюансы предоставления государственной помощи. К примеру, скидка на приобретение ТС в северных регионах увеличена до 25%.

Заемщик, который берет кредит в банке, получает 10%-ную компенсацию первоначального взноса от государства, если соответствует следующим критериям:

    имеет российское гражданство;

    имеет действующие водительские права;

    ранее не имел в собственности легковой автомобиль.

Также должен быть соблюдены следующие формальности:

  • покупка осуществляется в кредит;
  • стоимость машины не превышает 1,5 млн.руб.
  • ТС весит не более 3,5 тонн;
  • автомобиль российского производства;
  • срок погашения кредита по программе - 3 года.

Заемщик также обязуется не заключать другие кредитные договоры на приобретение автомобиля, и это намерение необходимо подтвердить письменно. Действующий ранее критерий отсутствия другого непогашенного автокредита, взятого за последние 5 лет, был отменен.

Важным условием является наличие водительского удостоверения. Если оно изъято за нарушение правил дорожного движения, потеряно, украдено и пр., то с оформлением договора придется повременить. Машину также нельзя взять по паспорту престарелой бабушки или оформить на несовершеннолетнего, но можно взять кредит уже на следующий день после получения прав (дата их выдачи значения не имеет).

На заметку! Купить авто по госпрограмме полностью за наличные нельзя, поэтому покупателю для получения компенсации придется подписывать кредитное соглашение с банком.

Критерии банка

Следует помнить, что конкретный банк, участвующий в программе поддержки автопрома, выдвинет дополнительные критерии к заемщику. Наиболее распространенные:

    возрастные ограничения: от 18 до 60-65 лет;

    наличие регулярного дохода (официальное трудоустройство);

    трудовой стаж (от 3 месяцев и более);

    постоянная регистрация;

    готовность страховать купленный автотранспорт.

Наличие ранее купленного авто будет проверено по базам ГИБДД (некоторые банки требуют справку из Госавтоинспекции) и по кредитной истории заемщика, при этом владение мототехникой не является причиной для отказа в выдаче займа.

Важно! Правительство ограничило максимальную ставку по автокредитам данного направления 11,3% годовых (по другим аналогичным кредитным предложения без господдержки – 15-16%).

В программах льготного кредитования участвуют такие крупные банки, как ВТБ24, Уралсиб, Совкомбанк и другие, полный перечень можно найти на сайте Министерства Торговли РФ. На официальном сайте выбранного кредитного учреждения обязательно следует уточнить полные условия, а также дополнительные, например, возможна ли в дальнейшем смена страховой или передача транспортного средства в пользование третьим лицам.

Перечень необходимых документов

  • водительское удостоверение
  • паспорт
  • св-во об отсутствии во владении других автомобилей (справка из Госавтоинспекции)
  • справка 2-НДФЛ
  • СНИЛС

Что можно взять и куда обратиться?

Желающих приобрести первый автомобиль по продленной госпрограмме в 2019 году наверняка интересует, какие автомобили вошли в перечень. Это по-прежнему продукты российского автопрома или иномарки, собранные на российских заводах – «Рено», «Ниссан», «Фольксваген», «Шкода» и др. Полные списки предоставляемого автотранспорта необходимо изучать на сайте банка.

Легковушка должна соответствовать параметрам, зафиксированным в правительственном постановлении 719, в том числе во время производства должны использоваться разрешенные технологии кузовной сварки, окраски и пр. Но это обязательно будет бюджетная модель в минимальной комплектации.

Для покупки следует выбрать подходящее авто у дилера, а затем оформить с ним договор, убедившись, что банк-партнер, предоставляющий ссуду покупателям автосалона, участвует в программе льготного автокредитования.

На заметку! Проще всего проверить список дилеров-партнеров на сайте кредитной организации, и там же изучить дополнительные условия предоставления займа от банка.

Сколько компенсируют?

Взять в кредит первый автомобиль в своей жизни удастся с некоторыми ограничениями, ведь в госпрограмме участвуют только машины стоимостью не более 1,5 млн.рублей – это одно из обязательных условий. Таким образом, получается, что максимальная скидка, на которую уменьшится первоначальный взнос, составит 145 тыс.руб.

Важно! Хорошие условия может предложить и автопроизводитель, когда его спецпрограммы суммируется с выгодами от льготного госкредитования.

Участники госпрограммы «Первый автомобиль» в 2019 году будут освобождены от уплаты налогов. Такое решение принято Минфином, а вступление в силу корректировок в 217 статью Налогового кодекса РФ одобрили думские депутаты с ноября 2017 г. НДФЛ не будет взиматься за те 10%, которые компенсируются из федерального бюджета.

Возможные минусы

Прежде чем купить авто по госпрограмме «Первый автомобиль», экономисты рекомендуют просчитать итоговую переплату. Вполне может оказаться, что действующая в данный момент акция дилера на конкретную марку окажется более выгодной, чем условия государственной программы.

Аналитики РБК напомнили о следующих отрицательных моментах, которые сопровождают оформление льготного кредита. Согласно правительственному постановлению, первоначальный взнос должен составлять не менее 20% от стоимости машины (половину которых оплачивает государство), тогда как по другим автокредитам первоначальный платеж может отсутствовать. Хотя необходимость вносить деньги сразу зависит от выбранного банка.

Кроме этого, стандартное автокредитование не ограничивает количество приобретаемых авто. Их можно купить столько, сколько позволят финансовые возможности. В рамках госпрограммы «Первый автомобиль» в 2019 году, как и в предыдущие периоды, условиями четко закреплено не только, как оформить покупку, но и что по льготной цене она может быть единственной и первой в жизни покупателя.