Как путешествовать по россии в доме на колесах. Форматы путешествий: на кемпере (автодоме) по Европе

Ну вот наконец я и разобрал все фотографии из поездки в США, теперь буду постепенно их выкладывать сюда. А первым делом я решил написать о том, в каком формате проходило наше путешествие. Это было не просто путешествие, а путешествие в настоящем американском стиле, путешествие в доме на колесах.

В русскоязычном интернете практически отсутствует какая-либо информация, касающаяся путешествий за границей (в частности в США) на автодомах. Попробую хоть немного восполнить этот пробел, основываясь на собственном опыте. Возможно этот пост станет для кого-то полезным с практической точки зрения. В начале 2014 года, когда мы забронировали автодом для путешествия по США, стало ясно, что все особенности этой поездки придется познавать на собственном опыте. Итак, что же собой представляет путешествие на автодоме.

Сделаю небольшое уточнение. Мы путешествовали именно в доме на колесах, а не на трейлере. Чем они отличаются в общем понятно из названия. Автодом или RV (recreation vehicle) — это автономное транспортное средство на базе серийного автомобиля или автобуса. Трейлер — это прицеп, в США их обычно таскают с помощью пикапов.

У каждого типа есть свои плюсы и минусы. Плюс дома на колесах в том, что водитель и пассажиры находятся в едином пространстве, тогда как при буксировке трейлера водитель находится в машине. Более того, я не уверен, можно ли при буксировке трейлера в нем находиться пассажирам по законам США. А преимущество трейлера состоит в том, что его можно поставить на стоянке и уже по местным достопримечательностям и по городу ездить на машине, не испытывая проблем с парковкой.

Еще хочу развеять миф о том, что путешествие в доме на колесах может быть дешевле, чем классическое путешествие с перелетами и отелями. Некоторые думают, что можно существенно сэкономить, так как нет необходимости платить за транспорт, так как по желанию можно поехать в любую точку страны, не надо платить за отели, можно встать, где захочется и переночевать, а также дешевле обойдется питание, так как нет необходимости посещать кафе и рестораны, ведь все можно приготовить в машине. Поверьте, это не так, точнее не совсем так.

Да, билеты на самолет покупать не нужно, но надо сначала заплатить за аренду автодома, за его страховку и всю дорогу его заправлять. А бензина он будет жрать очень много, так как двигатель в домах на колесах, как правило, совсем не маленького объема. Еще раз уточню, что я говорю про США. В Европе и Австралии, где также развит такой тип путешествий, машины другие.

Ночевать где захочется не получится. Не получится по двум причинам, во-первых просто так на ночевку где-попало в США останавливаться нельзя, во-вторых для комфортного существования нужна вода, а также место в сливных баках. Нам в поездке этого хватало на два дня, то есть по сути мы могли только одну ночь переночевать вне специализированной парковки (RV park), а на следующий день она нам была необходима. А за парковку надо платить, в среднем 40 — 50 долларов в сутки.

Вот что касается питания, то здесь конечно можно сэкономить. В машине есть холодильник, который можно забить продуктами из Walmart и готовить самим, не посещая рестораны и кафе. Но в какой-то момент вам это надоест и захочется зайти в какую-нибудь бургерную или поесть морепродуктов, да просто сменить обстановку. В общем в этом плане все индивидуально. Но арендная плата, плата за парковки и самое главное бензин сведут на нет всю эту экономию.

Я не переубеждаю тех, кто решил путешествовать в доме на колесах, ведь положительные эмоции бесценны, а их я вас уверяю будет очень много. Путешествие на RV очень интересно и увлекательно, это стоит обязательно попробовать.

Итак, расскажу про основные особенности такого путешествия. Дальше будут фотографии, много текста читать не всем хочется.

Устройство дома на колесах

Об устройстве RV я расскажу на примере модели Minnie Winnie 25B которую производит компания Winnebago. Машину мы брали совершенно новую, непосредственно на территории завода где их производят.

Этот Минни Винни сделан на базе Ford E350 (двигатель V10, объем 6.8 литра, 305 лошадиных сил), бензин он жрал соответственно объему двигателя.

Там же на территории завода мы заправили полный бак воды.

В автодом можно попасть как через входную дверь самого дома, так и через привычную автомобильную дверь.

Коробка естественно автоматическая, есть минимальный набор опций в виде автомобильного кондиционера, нескольких розеток, музыки и камеры заднего вида (очень полезная в такой машине вещь).

Заходим внутрь. Слева холодильник, двуспальная кровать и вход в сан-узел.

Холодильник работает в автономном режиме на газе, а при подключении электрокабеля на стоянке переходит автоматически в электро режим. Холодит отлично даже на среднем уровне.

Вот само спальное место. Постельные принадлежности выдаются на двоих человек, так что если пассажиров больше, то придется докупить. Благо в Walmart это стоит копейки.

Рядом туалет и душевая кабина. Непосредственно в унитаз заливается баночка химиката, которая все там разлагает и уничтожает запах. Нам на две недели пути хватило 3 баночки. Их можно купить непосредственно в месте аренды автодома или в Walmart.

В машине также есть горячая вода, которая подогревается в водонагревателе объемом 23 литра. Водонагреватель газовый, электричество не требуется! Я везде дальше буду указывать в привычных нам литрах, а не в галлонах. Холодной воды заправляется в машину 151 литр.

Использованная вода из душа и раковины называется «серая вода» и сливается в емкость Gray water объемом 102 литра, из унитаза «черная вода» попадает в емкость Black water объемом 87 литров.

Также необходима специальная туалетная бумага (на ней имеется маркировка RV), ее также можно купить в месте аренды или магазине. Мы купили сразу, когда брали машину, чтобы не искать.

Помимо основного спального месте есть еще два места над кабиной, также можно разложить диван, получится еще два места, также можно опустить стол и получится еще два места. В общем со спальными местами проблем нет.

В автодоме установлена газовая плита, мойка, раковина. Над плитой есть вытяжка, выше стоит микроволновая печь.

Все как дома, полноценная кухня. Комлпект всей необходимой кухонной утвари от чайной ложки до кувшина для кофе предоставляется в комплекте. Есть сковороды, кастрюли, чашки, стаканы и т.д.

Газовый баллон в выдаваемой машине всегда полный, его объем в нашем случае был 68 литров. За две недели мы его сожгли весь! На газе работает холодильник, водонагреватель, отопительная система в доме и генератор. Да, климатическая система в доме своя, автомобильную включать нет необходимости. Но для работы кондиционера необходимо электричество, поэтому работает он только при подключенном электрокабеле или при работающем генераторе. Также без электричества не работает телевизор, микроволновая печь и розетки на 110В в салоне.

Есть генератор, который работает на газе, имеет свою систему выхлопа. У генератора есть минусы: час его работы стоит 3 доллара и на парковках включать его можно только в определенное время. Если есть электрокабель, то проблем нет конечно.

Возле раковины установлена специальная панель, на которой можно проверить уровни воды, стоков, газа, заряда аккумуляторов, также на панели расположена кнопка запуска генератора.

На крыше есть раскладывающаяся из салона антенна, можно смотреть телевизор если нет кабельного ТВ. Да да, на парковках есть еще помимо всего прочего и кабельное ТВ!

Ну а это входная дверь и огнетушитель. Также есть в машине противопожарная сигнализация, реагирующая на задымление. Срабатывала иногда у нас даже при жарке стейков.

Вот так утроен дом на колесах среднего размера Minnie Winnie 25B.

Стоянки (RV parks)

Как я уже сказал, полностью автономно путешествовать на автодоме не получится, минимум надо где-то сливать серую и черную воду, а также заправлять чистую. У нас бы это не считалось проблемой, все бы сливалось на обочину или ближайшую канализацию. В США за это ждет большой штраф. В процессе подготовки к поездке я читал, что серую воду в некоторых штатах можно слить в канализацию, по факту же оказалось, что это невозможно. Везде встречались предупреждения, что слив грязной воды строго запрещен.

Для заправки чистой воды и слива грязной необходимо останавливаться на специализированных стоянках, RV парках. Там можно за небольшую плату просто воспользоваться краном с водой и канализацией, либо остановиться на ночь. На мой взгляд второй вариант предпочтительнее, так как вы не просто получаете кран с водой и канализацию, но также в хорошем парке у вас рядом с машиной будет стоять стол, над которым можно раскрыть навес, мангал. Также к машине подключается электричество, аккумуляторы заряжаются, работает ТВ, микроволновка. Полный набор (вода, слив, электричество) называется full hookups. Мы оперировали выражением «захукапсить машину». Более того, в парках есть чистые стационарные туалеты, души, прачечные, бесплатный Wi Fi, в некоторых есть бассейны, детские площадки.

Количество RV парков на территории США просто огромно, их не надо искать, вы можете просто ехать, они сами будут попадаться на пути. Ну для примера, мы едем вечером, пора останавливаться, я в навигаторе набираю «RV park», выдается 4 штуки в радиусе 30 миль, мы едем и останавливаемся в том, которого вообще не было на карте. То есть реально их еще больше.

Самыми качественными RV парками мне показались парки сети KOA. Вот один из них, наш самый первый RV парк.

У каждой машины здесь своя площадка.

А так выглядит подключение. Канализация, вода и электричество, то есть full hookups, ТВ кабель подключать не стали.

Слив серой и черной воды.

Чистая вода. У машины два гнезда для шланга с чистой водой, гнездо «city fill» используется на стоянке для подключения проточной воды, для наполнения бака «в дорогу» используется другое гнездо, которое расположено с другой стороны. Еще одна особенность, о которой я не упомянул. При минусовой температуре путешествовать на доме на колесах будет проблематично, вода то замерзнет. Мы хоть и ездили по заснеженным лесам, температура в местах стоянок все равно была выше 0. Но вот однажды ночью было -5 градусов, утром вода из крана не потекла, я подумал что все, бак перемерз и теперь придется ждать, пока он оттает, но оказалось что замерзла вода в шланге, полил кипятком из чайника и вода пошла. Также и канализация замерзнет, у нас замерзли задвижки, мы все слили и не пользовались водой пару часов, пока они не оттаяли.

Все шланги и кабель возятся с собой, внизу машины есть специальные ниши, а «говношланг» убирается в задний бампер. Все размеры и диаметры стандартные.

Территория RV парка KOA.

Прачечная. Кстати прачечная очень удобная. Сначала вещи стираются в стиральных машинах, а потом перекладываешь в сушильный барабан и там они сушатся. При это гладить их потом не надо, они совсем не мятые. Для использования стиральных машин и сушильных барабанов нужны 25 центовые монеты. Стирка и сушка стоят по 4 — 6 монет. Очень советую иметь запас таких монет, так как разменные аппараты есть далеко не везде, а вечером в парке из персонала никого не будет, там не принято всю ночь дежурить администратору.

Вечно голодные белки, которые шарятся рядом в поисках еды.

Но не все RV парки так выглядят. Есть вот такие например:

Это в районе национального парка «Арки». Там тоже был full hookups.

Вот еще один RV парк, также с полным набором. Там даже был бассейн, но мы не купались, поздно приехали.

Парковка в Малибу через дорогу от океана. Также full hookups.

А вот в лесах национальных парков с парковками сложнее. Во первых их надо бронировать сильно заранее, во вторых там может быть только вода, а может не быть даже воды. Точнее вода есть в душевых и туалетах, в уличных умывальниках, но не для подключения к автодому. В такие места следует приезжать с полным баком воды и слитым говном. Бронировать такие парковки надо в тот день, когда открывается бронирование, в этот день все места и разбираются, а просто так там встать практически невозможно. Хотя нам повезло в Йелоустоуне, были места, а вот на въезде в Йосемите мест не было. И никакие уговоры, подмигивания и подмаргивания не помогут, рейнджеры непреклонны — мест нет. Хотя они всегда помогут найти выход из положения, дадут карту, полезные советы, подскажут где можно переночевать.

Недостаток RV комфорта в таких местах полностью компенсируется природной красотой. Вот например парковка в Йеллоустоуне, в районе Мамота.

По территории ходят олени, никого не боятся, а вокруг все зеленое и красивое.

Рядом валяются бизоны.

В этом парке также была вода для заправки.

А вот парк в Йосемите. Там не было воды для заправки, да и в общем в душевых и туалетах было далеко не чисто. Видимо это очень старый лагерь. Но вокруг красивый секвойный лес, красота. Машину поставили на камень, чтобы не стояла под наклоном.

А это просто остановка в лесу на асфальтированной площадке, когда мы приехали в лагерь, где все занято, рейнджер подсказал, где можно легально и бесплатно переночевать. Среди леса на возвышенности есть асфальтированная площадка, которая используется, внимание, для игры в снежки!!! Там и знак есть — «место для игры в снежки».

Питание

Дом на колесах в этом плане удобен тем, что это именно дом со всем необходимым. Можно покупать еду в супермаркетах и готовить хоть салаты, хоть борщ.

Цены на продукты в Walmart доступные, то есть ниже, чем у нас.

Особенно мы налегали конечно на мясо, говядина там изумительная!

Макароны тоже не забывали. Паста с пармсокой ветчиной и соусом песто например.

Причем готовить не обязательно на сковороде, на парковках есть мангалы. Надо только купить уголь и розжиг.

Ну и классические завтраки с яйцами и беконом.

Главное не забыть взять попить, чтобы жажда вечером не мучила.

Особенности передвижения

Дороги в США это именно дороги, а не направления, поэтому ездить по ним одно удовольствие. Причем совершенно не важно, это интерстейт или сельская дорога. Там нет ям, колдобин и выбоин. Такого качества дорог, какие там закрывают на ремонт в связи с непригодностью для движения, у нас в Саратовской области даже близко нет. По личным ощущениям, проехать там 700 километров для меня как у нас 200. Практически все ездят по правилам, никто не подрезает, не сигналит, не лезет из ряда в ряд. Вместе с этим, полиции на дороге практически нет, тем более никто не стоит с «палочкой», нет КП. Мы проехали на новой машине без номеров больше 6000 километров, на ни разу никто не остановил!!!

Заправок много, цены в пределах штата приблизительно везде одинаковые, а вот от штата к штату могут существенно отличаться, в Калифорнии был самый дорогой бензин. Заправляться просто, подъезжаем, вставляем пистолет в бак, выбираем способ оплаты (карта или кэш) и заправляемся, потом оплачиваем. На некоторых заправках надо сначала занести деньги в кассу, как у нас. Картой платить удобно, не надо никуда ходить, но не везде получится. Часть колонок просят ввести zip код, то есть индекс, естественно США. Пробовали вводить любой местный индекс, но оплата не прошла. Видимо идет проверка.

В первый день мы привыкали к машине, ничего толком о ее особенностях не знали, ехали как на легковой, поэтому расход был больше 30 литров! Дальше мы стали умнее и расход снизился до 20-21 литра.

Вот основные советы по снижению расхода, они очевидны, но все же:

1. Не пользоваться круиз-контролем, так как машина держит одну скорость и на спуске и на подъеме, а на подъеме обороты большие.
2. Стараться держать обороты до 2500, когда стрелка тахометра выше этого значения, расход сильно увеличивается.
3. Не заправлять полный бак воды в дорогу, если вечером будет возможность залиться. Зачем таскать столько лишнего веса.

В горах конечно расход будет больше, чем при езде по ровной дороге.

Помимо асфальтированных дорог есть и грунтовые, точнее гравийные. На такую дорогу можно попасть где-нибудь в лесу, если решите срезать как мы, например, в лесу Black Hill. Вообще на автодоме ездить по таким дорогам нежелательно. Нам вообще было нельзя, так как машина была только с завода, это было прописано в контракте, за езду по дорогам без твердого покрытия полагался штраф 1500 долларов. Но мы не предполагали, что попадем на такую дорогу, а возвращаться было уже очень далеко. Так и пришлось ехать.

Почему нежелательно, если конечно поездка планируется не летом. Дороги хоть и довольно жесткие, но и на машине стоят простые летние колеса, которые годятся для езды по асфальту, но не по грунту.

Дорога через лес может выглядеть вот так, вполне безобидно.

Но в любой момент она может стать такой.

Снег глубокий, жесткий, слежавшийся, но уже проваливается. Застрять очень легко, а объехать по обочине не получится, она раскисла.

А может вот такой сюрприз встретиться на дороге. Это дерево мы ломали вручную, чтобы хоть как-нибудь протиснуться.

При этом телефон там не работает, связи нет, машин других тоже. За все время нам навстречу проехал только один пикап и то было видно, что он местный. Там очень часто вспоминались американские фильмы ужасов типа «Поворот не туда» и «У холмов есть глаза».

Также после езды по такой дороге машина становится очень грязной. Если всегда ездить по асфальтированным дорогам, то даже после дождя машина будет чистой. Так что сразу будет видно со стороны, что вы ездили по грунтовке.

А если машина грязная, то ее надо помыть. Сделать в США это совсем не сложно, не обязательно стоять в длинных очередях у мойки и ждать когда наконец закончат мыть. Все можно сделать самому!

Есть специальные мойки самообслуживания. Там есть пистолет для мытья, пистолет с шампунем, есть даже большая щетка с подключенным шлангом с водой.

Включается все после внесения определенного количества монет в монетоприемник и начинает работать таймер. Если время закончилось, можно добавить еще монет. Там же есть аппарат для размена купюр по 1 и 5 долларов на 25 центовые монеты.

Отмывали мы машину очень долго и скрупулезно.

Заключение

Что еще можно сказать на эту тему. Путешествия на автодомах в США очень популярны, там есть для этого вся необходимая инфраструктура, поэтому по пути на дороге встречается очень много таких-же путешественников с трейлерами, на домах на колеса и на автобусах! Да, да, на огромных автобусах. Мы как-то заглянули в такой, внутри только в прихожей стояло два больших кожаных кресла, торшер, а рядом комод.

Практически все «автобусники» тянут за собой на жесткой сцепке легковую машину для передвижения по городам, иногда за машиной цепляется прицеп с катером. Таким поездом и едут себе не спеша.

Вот здесь кстати непонятно, как происходит буксировка, ведь машины то все с автоматической коробкой. Машины они таскают не спроста, так как даже на нашем скромном автодоме в городах было тяжеловато, с парковками проблемы, также как и с разворотами. Обычное дело вот такие знаки.

На парковке у магазинов и вьюпоинтов RV занимает полтора-два места сразу и это небольшой RV.

Встретили интересный RV по пути. Старенькая машина из Германии, судя по наклейкам где только не путешествовали на ней владельцы, видимо перемещают ее в контейнере через океан.

Вот так кратко о путешествии на RV. Еще раз скажу, что это невероятно интересно и увлекательно, поэтому если есть возможность это надо обязательно попробовать.

UPD: Житель США и автотурист макс написал интересный комментарий, дополню им свою статью:

хорошо написал с душой но…без знаний тонкостей) поделюсь своим опытом (11 лет в США,6 лет гражданин,и-фанатик автотуризма) РВишки класса С самые невдалые и неудобные РВ…они по сути-перегруженые по трансмисии тяжелые модели пикапов и микроавтобусов…в США пикап джип и микроавтобус строятся на одной ходовке своего концерна (говорю тем кто не знает) то есть шеви тахо-субурбан,шеви сильверадо,шеви экспресс а так же эскалейд и хаммер-2 это-одна и та же рама,ходовки и трансмисия…от того что данный «пикап» вечьно перегружен тоннами которые с него не снимают ни когда вечьные движки и коробки совсем не вечьные!) и еще-они слишком небольшие для реальной автономности и слишком большие для полной свободы…личьно у меня додж рем-2500 пикап с трак кемпером(это такой домик улитка в кузов) ланс 825…с ним я конечьно аскет но зато-парковки не проблемма проходимость джипа и преславутое-ночевать где хочю низзя уходит на задний план(может это машина жителя соселнего дома?) хоть конечьно на голливудских холмах между домами дена билзериана и мела гибсона ночевать не советую! ограбят! шутка:)а вот в кемпере класса А вот там многих проблем описаных в статье-нет! и еще-это не правда что А это-автобус) это рама средне или полнотонажного тягачя-грузовика(в зависимости от размеров…тот что на фото в конце это рама и двигатели «фрейтлайнер 120» тягач капотный)вот там действительно-полная автономия с подогревами хоть в -30…

Добрый день уважаемые Форумчане.
Более четырех лет ни чего не публиковал на этом сайте… за это время объехали кучу стран разными путями… машиной на своей и арендованных… поездами… летали на Ирландских Лоукостерах про всеми обожаемый Аэрофлот и не говорю и прочее… и прочее…

В сентябре прошлого года, блуждая по просторам Интернета,… родилась идея изменить (совсем чуть чуть))))) транспортное средство… да и пожалую весь формат отдыха. С начала вкратце. Транспорт!!! Знакомьтесь…

Кемпер на базе автомобиля Фиат Дукато.TWIST V594MAX

Это чудо на колесах было арендовано еще в Октябре прошлого года в компании из Литвы. После Жесткого мониторинга цен и условий… в России Кемперы и их Аренда в зачаточно- убитом ИЗНАЧАЛЬНО состоянии… Цены за аренду в два а то и в три раза превосходят европейские. Про состояние вообще молчу. Аппараты в основном очень старые и с большим пробегом. Я же арендовал практически новый ему и года нет. В интернете достаточно много рассказов о кемперах или как еще их называют караванах. Все они разного качества и информативной полезности. Действительно полезных с точки зрения обслуживания и специфики проживания и вождения не так уж и много. Я постарался сделать краткий рассказ о нашем Фиате. Начнем… Категория водительских прав, как на легковой авто. Дизельный двигатель. Коробка передач 6 ст. механика. Две двухспальные кровати внутри. Обеденная зона. Душ + Туалет. Газовая двухкомфорочная плита и раковина. Холодильник, шкафчик для одежды и куча ящиков для всяческой мелочи. Сзади авто крепление для велосипедов..(в нашем случае два самоката уместились в легкую)

Более подробно о компании механизме оплаты подписании договора и прочие техническо -бумажные. вещи напишу в сл. публикациях. Маршрут следования разрабатывал вместе с детьми.Было много вариантов а еще больше было ХОЧУ ТУДА, И СЮДА И ТУДА… а времени всего 1 месяц.

Контрольные Точки Маршрута.
-Москва. Стартуем на Фольксваген Гольф. в направлении Вильнюса
-Смоленск.
-Вильнюс. Фольксваген оставляем на парковке и переселяемся на целый месяц в Кемпер.
-Аквапарк в Пригороде Берлина " Тропический Остров"
-Париж
-Пуатье (Франция. Парк Исторических Реконструкций)
-Рим.Ватикан.
-Озеро Гарда.
-Руст Германия (Европа Парк)

Ну а далее дорога Домой. По максимуму забронировал места в кемпингах, практически по всему маршруту следования. Все что касается адресов и ссылок на сайты кемпингов парков и пр. и пр. сделаю обязательно отдельный отчет в цифрах.

Заранее многое оплатил, как проживание, так и билеты в парки. Весь отдых ориентирован на детей как развлечения так и познавательная его часть оба уже школьники. " Окружающий Мир" в школе припадают очень даже неплохо.
Старт был назначен на 30 июня. Направление Москва - Смоленск.

Выезд в районе 10-00. До Смоленска доехали за 6 часов. Без спешки… тихо и спокойно.
Переночевали в апартаментах, забронированные через Букинг . Утром-завтрак и путь к границе. Морально были готовы к 4-5 часам ожидания. В реалиях простояли почти 8 часов.
В 22-00 по местному были в частном доме в пригороде Вильнюса. Сон Завтрак и к 10-00 мы уже подъезжали к стоянке, где должны были забрать нашего «Спутника-Помошника» на Ближайший месяц.

… Вот уже два дня как вернулся… месяц пролетел… и фиат уже сдали…
Делаю первый отчет коротким… что-то вроде вступления. Если тема подобного рода путешествий будет интересна то обязательно напишу еще. Через пару дней опубликую более подробные цифры по стоимости и по остальному… все в процессе и черновиках… если кого то есть вопросы - напишите. Постараюсь за ближайшие три дня все ответы включить в отчет, так же привезли более 1000 фоток. Лучшие опубликую.

Во-первых, кемпер развязывает вам руки и можно почувствовать полную свободу действий в предстоящем путешествии по странам Европы. Большие плюсы:

Можно передвигаться в любом направлении, не боясь, что ночь может вас застать врасплох.

При езде на автострадах, бывает существенной проблемой остановиться срочно и сходить по-маленькому одному из детей.

Дети в обычном легковом авто быстро устают и начинают страдать от нехватки движения.

Водителю не будут на ухо в тридцатый раз спрашивать – «уже приехали?» Есть чем заняться во время движения автодома: карты, рисование, перекусы и просто поваляться на широкой мягкой кровате (полиция не разрешает передвигаться по кемперу и быть не пристегнутым, но сам смак и заключается такого авто, что можно, путешествуя, чувствовать себя в уютной квартирке, поэтому полиция вне гласно не тормозит кемперы для проверок!)

Ночевки себе можно искать по вкусу, практически в любых природных местах с потрясающим видом, а не в гостинице с окнами на внутренний двор с видами на непонятно что и куда.

Можно взять с собой много вещей, благо огромный багажник позволяет не стеснять себя в этом! Велосипеды с собой? Обязательно стоит взять и при случае, в городах с плотных автотрафиком, вам будет легко добраться до центра старого города, не думая о платной парковке ближе к центру, да и меньше устанете обхаживая туристические достопримечательности на своих двоих.

Заранее решили воспользоваться компанией по аренде кемперов Caravan expert. Уж, больно нам понравилась их услуги: пока вы путешествуете на их кемпере, ваш авто, на котором вы приехали к ним стоит на охраняемой стоянке у них бесплатно. Нет ограничений на передвижения в сутки (у многих фирм лимит – 500км в 24ч). Полная европейская страховка каско. Большой выбор автомобилей и каждый год поступают новые. Очень приветливые и отзывчивые люди работают в этой компании, которые в свою очередь говорят на русском и объясняют, и разжевывают всю информацию, как по бронированию, так и по использованию автомобиля в целом. В итоге, сделали запрос в контору, на бронь авто за 3 месяца на определенные числа в июле, так сказать на дни моего отпуска. Нам пообещали машину, 2016 года с улучшенной планировкой и наворотами.

Много спрашивают во сколько встает такой вояж? Отвечу: считайте сами для себя, по е-маилу сделайте запрос на авто в фирме (в моем случае Caravan expert) на желаемые даты, вам в течение дня или двух придет предложение машин с ценами на даты, которые совпадают с вашими. Теперь считайте, аренда плюс топливо, исходите с расчета 10 литров солярки на 100 км пути. Остальные траты будут зависеть только от ваших желаний и потребностей. В рестораны ходить 3 раза в день или закупаться в обычных магазинах продуктами и готовить в автодоме на газовой плите. Ехать с ветерком по платным дорогам или воспользоваться альтернативными маршрутами, и т.д. (инфу по виньеткам и платным дорогам можно найти всегда в интернете)

Планы выстраивались куда поехать за неделю до самой поездки. Сделали программу максимум, а потом решили, что по ходу дела, будем с этого плана вычеркивать лишние пункты пребывания, в зависимости от погоды, настроения, финансов и самочувствия. Решили, что главной и обязательной точкой посещения станет Хорватия с ее Плитвицкими озерами и с побережьем Адриатического моря Истрии.

Жена у товарища Google нашла и выписала кучу интересных мест и парковок у этих красот. Воспользовались мы в поездке как всегда проверенным бесплатном навигатором в телефоне - Map factor Navigator. Навигатор был на высоте и все дороги он нам находил и показывал то что надо.

Добрались до поселка Марьямаа, что в западной Эстонии и нашли нашу уже знакомую фирму по аренде автодомиков.

Забрали мы свой авто уже к 12,00 предварительно подписав договор об аренде машины, прослушав инструктаж от одного из работника.

На Западе такое в порядке вещей, а у нас - диковинка. Ещё год назад я сам же писал, что путешествовать по России в автодоме - мука, скука и вообще невозможно. Инфраструктуры же нет.

Тем интереснее получить такой опыт именно в российских условиях. Целую неделю мы с друзьями путешествовали в доме на колёсах по Татарстану, и пришло время рассказать, как там всё устроено.

1. Для путешествия арендовали два кемпера Adria, сделанные на базе грузовичка Fiat Ducato. Каждой машине пять лет, пробег около 150 тысяч километров.

2 Чтобы управлять такой машиной, нужна обычная, “легковая”, категория B. Несмотря на это, желающих рулить было немного. В нашем домике водителями были мы с lovigin по очереди, второй же мужественно вели местные ребята: первый татарский блогер Ринат и Айдар из комитета республики по туризму.

3 Дороги в Татарстане хорошие. Временами вообще хайвеи-двухполоски, но чаще всего обыкновенные, вот такие, с отличным покрытием. Качество дорог тоже повлияло на решение провести нашу экспедицию именно в этой республике.

4 По задумке, автодом позволяет существовать автономно, даже вдали от цивилизации. Есть туалет, душ и бойлер для подогрева, бак на 100 литров воды. Есть мини-кухня с холодильником и плитой (в машине стоят два газовых баллона по 27 л.)

5 Мы этим почти не пользовались: пополнять запасы воды и сливать отработанную было просто негде и некуда. Впрочем, в туалет ходили в домик. А еду не готовили, даже в самом маленьком городке Татарстана найдётся хоть какой, но ресторан.

6 За большим столом работать удобно, машина превращается в передвижной офис. Если подключить инвертор, можно заряжать ноутбуки и технику на ходу.

7 Главное, не делать это при выключенном двигателе. Однажды у нас сел аккумулятор, как раз поэтому, пришлось толкать и “прикуривать”.

8 Двигатель дизельный, 130 лошадей, но очень прыткий, он запросто тянул трёхтонную машину. Бензобак огромный, на 90 литров. Этого хватает на 500 километров хода.

9 С собой у нас было много разных гаджетов, которыми поделились наши партнёры. Например, компания YI Technologies выдала каждому из нас свою новую 4K-камеру. Петя снял на неё видеотур по дому на колёсах.

10 Привыкайте к видео в блоге, скоро все там будем. И подписывайтесь на ютуб-канал Ловыгина!

11 Сначала мы ещё как-то пытались работать в дороге. Но быстро бросили это бесполезное занятие - общаться друг с другом интересней!

12 Татарстан отлично подходит для такого путешествия. Мы проехали чуть больше тысячи километров за неделю, не особо напрягаясь.

13 Ехать же на дальние расстояния утомительно. Путь от Москвы до Казани растянулся на 18 часов. Крейсерская скорость автодома - 80 км/ч, максимальная комфортная - 100. Не погоняешь!

14 Спать на ходу тоже не получится. Только на кровати в “корме”, и то, если пассажир весит меньше 70 килограмм.

15 Зато ночи в кемпере проводить - одно удовольствие! Здесь должно быть тепло даже зимой, есть автономный отопитель. На пороге осени, когда в палатках уже прохладно, дом держит тепло. Мы провели в нём лишь одну ночь, а жаль, мне понравилось.

16 Главное - найти розетку. Это важнее воды. Для питания и освещения дома на колёсах подойдёт любой источник 220, в комплекте к машине идёт удлинитель на 20 метров. Но нам повезло, в Болгаре построили палаточный лагерь, и внезапно подумали о кемперах. Розеток хватает на всех.

17 Один из партнёров путешествия, Ritmix, выдал нам несколько коробок своих продуктов. Они делают и продают доступную портативную электронику: читалки, диктофоны, плееры, держалки, наушники и вот это всё.

18 Машины оснастили по-полной. Радар-детекор вовремя предупреждал о камерах скорости, чем сэкономил кучу денег. В Татарстане нет гаишников на трассах, но скрытые радары встречаются в самых неожиданных местах.

19 Без видеорегистратора в России вообще из двора выезжать нельзя. Он у нас тоже был, на всякий пожарный.

20 А мне больше всего понравился нескользящий коврик для телефона. Идеальная держалка!

21 Плюшевый медведь стал талисманом путешествия и звездой российского Инстаграма. Художественную фотографию Полины с мишкой увидели больше 10 миллионов человек. Но мало кто знает, что это не просто мягкая игрушка, а bluetooth-колонка от Ritmix.

22 Наши дома на колёсах сопровождала машина генерального партнёра экспедиции, компании ЭРА-Глонасс. И благодаря им мы были в безопасности. С виду-то это обычная Lada X-Ray.

23 И внутри - тоже обычная. Но всё дело в системе экстренного реагирования на аварии. Она имеет GSM и ГЛОНАСС модули. При столкновении, если сработают подушки безопасности, машина автоматически передаст сигнал об аварии, вместе с координатами машины, её данными. Это позволит сократить время реагирования на ДТП в разы, а значит, сохранить много жизней.

Такая система уже стоит на всех новых Ладах и некоторых моделях Ниссанов, собираемых в России. А с 2017 такая появится на всех новых авто, собранных на территории страны. Во время поездки нам пришлось "протестировать" работу системы на себе. К счастью, с нами ничего не случилось, но мы стали свидетелями нескольких аварий, и так как полиции на месте не было, связывались через систему ЭРА-Глонасс с оператором и сообщали о том, что произошло.

24 Это очень крутая и полезная штука. Мы записали стрим-видео и даже запустили её в тестовом режиме. Объясняю, как всё работает.

25 Подвожу итоги поездки. Это был отличный опыт, совсем новый формат путешествия. Главные плюсы автодома: не нужно искать отели и тратиться на них, а пассажиры могут общаться, работать и даже танцевать во время поездки.

26 Путешествие по Татарстану было только первой ласточкой. Мы выходили в эфир четыре раза в день, и вели прямые трансляции из Татарстана с помощью сервиса OK Live. Все наши видео можно

Не успела я отойти от новогодних каникул, как подруга сделала мне заманчивое предложение: «Поехали на выходные в Суздаль? В караване!» Место назначения меня не смутило, но при чем тут верблюды? Какой караван в Москве, да еще зимой?

Но все оказалось гораздо интересней. Животные здесь действительно ни при чем, а караваном, как выяснилось, называют дом на колесах. В нем то мы и намеревались провести наш уикэнд.
В назначенное время мы подъехали в московский офис аренды тех самых караванов.

– В наших автомобилях можно и зимой и летом путешествовать, – пояснил нам доброжелательный молодой человек Аркадий. – Ты ни к кому и ни к чему не привязан. Передвигайся как вольный ветер.

Аркадий сопроводил нас до своей чудо-техники, провел инструктаж по ее пользованию, а затем обрадовал, сообщив, что будет нашим водителем на время путешествия. Ну что ж, отличное начало. Но разве может истинный караван состоять из одного верблюда? Их должно быть несколько… для компании. Вот мы и отправились до Суздаля небольшой компанией на трех машинах. При чем в таком виде отдыха все оказались новичками. Зато в Суздале нас ждали те, для кого вопрос, как и с кем проводить отпуск, давно не стоит. Истинные караванеры, с пробегом в тысячи километров по России и Европе, пригласили нас присоединиться к их компании. С ними мы должны были почувствовать весь кайф отдыха на колесах.

Честно говоря, я не первый раз путешествовала на автомобиле. Летом мы с сестрой проехали всю Прибалтику и Скандинавию на джипе. Но каждый раз у нас возникал вопрос ночлега: в автомобиле спать все-таки неудобно. Поэтому ночи мы проводили в отелях, что довольно накладно. А если ты путешествуешь в доме на колесах с полным комплектом удобств, то о ночлеге у тебя вообще голова не болит.

Наш караван был оснащен по максимуму: мягкая мебель, стол, спальные места для полноценного отдыха. Среди шкафчиков мы нашли холодильник, который тут же наполнили, посетив ближайший супермаркет. Так что вопрос с питанием для нас был решен. Горячий обед мы могли приготовить на газовой плите. На ходу жарить котлеты мы, конечно, не могли, а вот вскипятить электрочайник – запросто. Маши на оснащена розетками на 220 вольт. В автомобиле были даже душ и биотуалет. С запасом пресной воды, кондиционером и отоплением мы без остановок домчались до Суздаля.

На паркинге перед ГТК «Турцентр» стояло с десяток караванов. Хозяева автомобилей уже обосновались на новом месте. Те, у кого техника подготовлена для долгих зимних путешествий, реши ли ночевать в домах на колесах, ну а новички могли поселиться тут же, в гостинице. Мы не из робкого десятка, провести ночь в полевых условиях было даже интересно. Ну а пока дружный коллектив караванеров пригласил нас на экскурсию по городу.

– Познакомимся с достопримечательностями, а заодно и друг с другом, – предложил нам Андрей Артюхов, президент «Лиги караванеров».

Большой автобус едва вместил путешественников.

– Детей берем на колени, – скомандовал громкоголосый караванер Владимир. – А мужики могут и постоять.

Шумная и веселая компания двинулась знакомиться с величественными древностями. Ну а нас тут же взяли «в оборот».

– О новом варианте отдыха мы задумались с женой пару лет назад, – поведал нам Владимир. – У нас как раз родилась вторая дочка, и тут же встал вопрос, как отдыхать с новорожденной? Мы люди подвижные, но путешествие по путевкам с группой товарищей нас не прельщало. И тут знакомый рассказал нам о караванерах, которые арендуют дома на колесах и путешествуют в свое удовольствие. Мы прикинули, посчитали бюджет и тут же разработали маршрут до Крыма. Отпуск прошел на ура! Ехали куда хотели, останавливались где понравится. Встретили в дороге таких же путешественников-караванеров и соблазнились на покупку собственного дома на колесах. Ну а этим летом, как только начались природные катаклизмы в столице, мы с друзьями из «Лиги караванеров» сели в свои автомобили и отправились караваном в тур по Европе. Два месяца колесили. Объехали девять стран.

Путешествовать несколькими машинами всегда веселей. Но пока этот вид туризма в России не сильно развит. Нет достойных кемпингов для стоянок. Да и туриндустрия не занимается продвижением российских маршрутов. А ведь в нашей стране есть что посмотреть и что показать путешественнику.

Покатавшись по миру, караванеры узнали, что в маленькой Финляндии туризм в домах на колесах очень развит. Там и условия создают соответствующие: строятся кемпинги, площадки-стоянки, обеспеченные электричеством и водой. Потому-то в этой стране 120 тысяч караванеров, а в России всего около 200.

Об этом и о том, как сплотить ряды путешественников, караванеры говорили на конференции, которую провели в Суздале. Правда, конференция – очень громко сказано. Ребята не любят официоза, скорее это собрание клуба по интересам. Здесь, в кругу единомышленников, «Лига караванеров», «Белорусский клуб караванеров и автотуристов», «Клуб АвтоПутешественников» из Санкт-Петербурга выразили свои пожелания и предложения о дальнейшем развитии автотуризма в России, и в Суздале в частности. А присутствовавший на мероприятии коммерческий директор управляющей компании «Суздальский турцентр» Константин Малинкин поделился с караванерами приятной новостью. Уже этим летом в Суздале начнется строительство полноценного кемпинга европейского уровня, который будет находиться рядом с ГТК «Турцентр». «Лига караванеров» пообещала принять самое активное участие в вопросах проектирования этого кемпинга. В конце концов, это в интересах автопутешественников. Кроме Суздаля энтузиасты автотуризма договариваются о строительстве площадок для кемперов по всему Золотому кольцу.

Караванеры – особые люди. С ними можно идти в разведку. Они отдадут последнюю рубашку и всегда придут на выручку. В их «закромах» можно найти не только спички и иголки, там есть все от мангала до надувной лодки. Караванеры живут по каким-то неписаным законам взаимопомощи и уважения. А еще нас предупредили, что вечеринки у караванеров – мероприятия зажигательные в прямом смысле этого слова. В истине сказанного мы убедились буквально через час после конференции.

Белорусские ребята из группы «Пиво вдвоем» зажгли не по-детски на сцене ресторана, где караванеры продолжили общение. Из электробалалайки в руках у парня с чубом на голове буквально летели искры. Фейерверк, а не вечеринка получилась! Разошлись мы только под утро. Но спать долго не пришлось. Кстати, ночь в доме на колесах не хуже ночи в мотеле.

Утро у нас началось с плотного завтрака – не зря же мы затарили холодильник провиантом. А какой отдых без шашлыков? С утра наелся – день свободен! Но только не у караванеров. Андрей Артюхов уже организовал автобусы для поездки на суздальскую фабрику «Дымов керамика». Всего за 300 рублей все желающие получили мастер-класс по работе на гончарном круге и постарались не ударить в грязь лицом.

Как мы поняли из общения с караванерами, у них у всех руки растут «откуда надо». Один путешественник из белорусской делегации, например, собрал дом на колесах из «буханки». Так в народе называли микроавтобусы производства еще советского автопрома. А началось все с… пенсии. Выйдя на заслуженный отдых, бывший инженер заскучал от безделья. Не зная чем себя занять, он вдруг решил стать путешественником. В гараже извлек всю начинку из старенькой «буханки». Жена негодовала, полагая, что муж сошел с ума. Целыми днями он что-то чертил, пилил, варил… Оказалось, все старания были не напрасны. Через несколько месяцев старый микроавтобус превратился в «хрущевку» на колесиках. Диванчики, складной стол, холодильник и в придачу портативная газовая плита. «Ну, мать, собирайся в дорогу. Едем путешествовать!» С тех пор они объехали пол-России. Завели кучу новых знакомых и примкнули к клубу караванеров.

Проведя отлично выходные, познакомившись с интересными людьми, мы с подругой тоже задумались: а не прокатиться ли нам еще куда-нибудь с этой компанией летом? Пока, правда, собственным домом на колесах не разжились… Но, в конце концов, его же можно просто арендовать!

ОВР СПРАВКА

Караван (трейлер, кемпер) – наиболее распространенное название дома на колесах. Представляет собой полностью оборудованное жилое помещение вместимостью от 2 до 7 человек. Цены на подержанный караван колеблются от 6000 до 60 000 евро.

Караванинг – это не просто путешествие или проживание в прицепе на колесах, это особый образ жизни. Автомобильные карты Европы густо покрыты значками караван-парков – специально обустроенных на природе стоянок для караванов.

Есть среди путешественников и уникальные личности. Питерские караванеры переделали свой джип, приспособив его под ограниченные возможности супруга. Это для новых членов коллектива он герой, а его машина – чудо техники. А на Западе парализованные люди могут передвигаться не только на «инвалидках», но и на самых новых авто.

Все машины, сдаваемые в аренду, могут управляться водителями с правами категории В. Водительский стаж – не менее 2 лет. Если в вашей компании нет водителя, вы можете воспользоваться услугами компании. Оплата посуточная. Водитель поможет вам проложить маршрут путешествия, определить место стоянок, ведь по правилам автомобиль не может проезжать более 400 км в сутки. Да и зачем такие гонки? Путешествие должно быть в удовольствие!