На рынке подержанных автомобилей Renault Sandero, Hyundai Solaris и Santa Fe дешевеют медленнее остальных моделей. Renault Laguna, Jaguar XF и Cadillac CTS, наоборот, теряют в цене очень быстро. Таковы результаты исследования агентства «Автостат». В целом по рынку быстрее всего дешевеют роскошные машины стоимостью от 3 млн руб., поэтому владельцы таких авто оказываются в самом невыгодном положении при перепродаже.
Агентство «Автостат» обнародовало исследование о том, как меняется стоимость разных автомобилей со временем. Для этого аналитики взяли данные продаж новых легковых машин 2011 года и сравнили их с примерным перечнем цен на рынке в 2014 году (использовались данные портала auto.ru). По итогам было составлено два рейтинга - автомобили, которые больше всего потеряли в цене за три года, и машины, стоимость которых снизилась незначительно.
Больше всего в стоимости потеряли Renault Laguna, Jaguar XF и Cadillac CTS. В частности, если в 2011 году средняя цена новой Laguna составляла 954 тыс. руб., то в 2014-м на вторичном рынке ее продают уже за 528 тыс. руб. (потеря в цене - 44,6%). В «антирейтинг» вошли также BMW 7-й серии и Volvo S80.
Какие машины больше всего теряют в цене
|
Меньше всего в цене теряют модели, пользующиеся наибольшим спросом на рынке. Так, если Renault Sandero в 2011 году стоил 426,4 тыс. руб., то спустя три года - 362,9 тыс. руб. (потеря -14,9% стоимости). На 15–16% дешевле стали Hyundai Solaris, Santa Fe, VW Golf. «Лидерство этих моделей объясняется тем, что три года назад при выводе на рынок производители стремились ставить минимальные цены,- объясняет начальник отдела аналитики “Автостата” Андрей Топтун.- И теперь потеря стоимости оказалась минимальной».
Какие машины меньше всего теряют в цене
|
Источник: агентство «Автостат»
В «Автостате» подчеркивают: чем дороже автомобиль, тем выше вероятность, что он потеряет в цене. Так, при цене машины от 3 млн руб. средняя уценка составляет 32%, при стоимости от 400 тыс. до 600 тыс. руб.- 26%. «Потеря одних и тех же величин в процентах для автомобилей разного класса оборачивается значительной разницей в реальных деньгах,- говорят в “Автостате”.- Так, потеря 41,4% стоимости для Zaz Chance означает для автовладельца примерно минус 130 тыс. руб., владелец же Cadillac CTS за тот же период (три года) при тех же 41,4% теряет больше в несколько раз - 759,4 тыс. руб.»
«Один из ключевых факторов - это ликвидность автомобилей, которая, в свою очередь, зависит от общего объема продаж,- говорит эксперт PwC Сергей Литвиненко.- Laguna, Berlingo, Chance - достаточно редкие машины, спрос на них небольшой и продать их сложно, поэтому они быстро теряют в цене. Другой фактор - это первоначальная цена на авто. Предполагаю, что для исследования брались данные из официальных прайс-листов. Однако при покупке дорогих машин, таких, как Jaguar XF, BMW 7-ой серии дилеры, как правило, предлагают скидки от 5 до 20%, таким образом цена продажи подобных автомобилей зачастую меньше официальной цены. Поэтому чисто арифметически получается, что эти модели сильно потеряли в цене. Еще один фактор - это фейслифтинг или обновление модели. К примеру, у Audi A3 не так давно менялся дизайн, что сразу отразилось на спросе и стоимости автомобилей в предыдущем дизайне. Существенно дешевеют машины представительского класса: обеспеченные люди предпочитают ездить на новых и актуальных автомобилях».
Что касается рейтинга машин с минимальными потерями в цене, то здесь, по словам господина Литвиненко, ситуация обратная - в нем оказались машины, наиболее востребованные на рынке. «Кроме того, такие автомобили как Santa Fe и Golf известны среди автовладельцев как очень надежные и/или дешевые в обслуживании, что также отражается на спросе»,- говорит эксперт.
Иван Буранов
Почему иностранные автоконцерны могут свернуть российскую сборку
Прогнозы развития ситуации в отечественном автопроме становятся все хуже: под угрозой заводы иностранных автоконцернов в стране. По последним оценкам, к 2018 году объем российского рынка может оказаться на треть меньше плановых 3,6 млн машин, но даже на фоне оптимистического сценария роста многим будет выгоднее закрыть российскую сборку, вернувшись к импорту. В зоне риска, в частности, Peugeot-Citroen, BMW, SsangYong, Opel и китайские бренды.
» проанализировали стоимость трехлетних автомобилей, разбили их на классы и... И получились очень интересные данные.
На первый взгляд, цифры могут показаться удивительными - ну не может быть такого, чтобы Volkswagen Golf за три года эксплуатации почти не потерял в цене! Однако таковы особенности подобных исследований - эксперты сравнивают цены машин трехлетней давности (в нашем случае - конца 2012 года) и продающихся сейчас на вторичном рынке. Все мы знаем, что с тех пор стоимость авто выросла, причем как на первичном, так и на вторичном рынке. Вот мы и видим, что «Гольф» за три года «на бумаге» потерял всего 8% от своей изначальной цены - в 2012 году Golf 1.6 на «механике» стоил 603 тысячи рублей, а сейчас его продают за 555 тысяч.
Но эксперты, признавая странность этих цифр, уверяют, что именно на них и надо ориентироваться, если мы хотим понять, какая модель дешевеет быстро, а у какой остаточная стоимость выше. Ведь некоторые производители в период кризиса искусственно сдерживают цены, другие этим уже не занимаются. Кроме того, многие автомобили за три года успевают обновиться, некоторые перешли в другой класс. А более . И это только в прошлом году!
Дешевые и маленькие
Оказалось, что в сегменте «маленьких» меньше всего с годами дешевеет Kia Rio, Renault Sandero, Skoda Fabia, Suzuki Splash и Citroen C1. При этом можно отметить несколько интересных особенностей - согласно исследованию, Hyundai Solaris теряет в цене чуть больше, чем соплатформенный Rio (остаточная стоимость 74,3% против 80,6%). А конкурирующий с ними Volkswagen Polo имеет показатель уже 72,3%. Но в данном случае такую разницу можно объяснить тем, что Polo изначально более дорогой автомобиль. Да и участвующий в исследовании Solaris имел комплектацию с мотором 1.6 л и автоматической коробкой передач, а Rio был с двигателем 1.4 л. В 2012 году Rio 1.4 стоил в среднем 530 тысяч, а сейчас на вторичном рынке за него просят 427 тысяч (Hyundai Solaris 1.6 в 2012 году продавали в среднем за 578 тысяч, а сейчас цена трехлетней машины - 429 210 руб.).
Похожая ситуация и с «братьями» Citroen C1 и Peugeot 107. Первый продавался чаще в более простой комплектации и стоил в 2012 году 436 тысяч рублей. А «средний» Peugeot 107 - 477 тысяч. Разница между моделями была 41 тысяча... А сейчас на вторичном рынке и та и другая стоит почти одинаково - 328-337 тысяч.
Отсюда вывод - если хотите как можно меньше потерять денег, покупайте автомобиль в простой версии. С годами наличие ксенона, «кожи», навигации и прочего уже не оказывает такого влияния на цену, как в случае с новыми авто.
Ну а в списке худших в этом сегменте идет Daewoo Matiz, Mazda 2 и три «француза»: Peugeot 207, Renault Symbol и Renault Clio.
В так называемом «гольф-классе» или сегменте «С» лидирует... «Гольф». Также в списке лидеров: Toyota Corolla, Volkswagen Jetta, Skoda Octavia и Toyota Auris.
Ну а Chevrolet Cruze, Peugeot 308, Chevrolet Lacetti и Daewoo Nexia идут в конце списка. Видимо, российские покупатели не верят, что Nexia после трех лет эксплуатации может считаться надежным автомобилем.
Большие и дорогие
Чем машины дороже, тем больше они теряют в цене. Так, Volkswagen Passat - лучший среди так называемого «среднего» класса - через три года сохраняет только 70% от своей первоначальной цены (и это учитывая, что цены выросли - по сравнению со стоимостью новых потеря гораздо больше), а средний уровень в этом сегменте - 65%. А, скажем, обладатели большого Hyundai Genesis могут получить и вовсе лишь 42,5% от стоимости нового авто (хотя, скажем, большая Toyota Camry - очень востребованный товар на вторичном рынке, 78,7%). Сложно и немногочисленным обладателям Citroen C6.
Кроссоверы и внедорожники
Среди компактных кроссоверов меньше всего теряет в цене Renault Duster - во многом это объясняется тем, что он был сильно дешевле других конкурентов. Также в группу лидеров входят Nissan Juke и Qashqai (причем семиместная версия Qashqai +2 теряет чуть меньше), Honda CR-V, Mazda CX-5, Mitsubishi ASX, Kia Sportage и Volkswagen Tiguan. Ну а больше всего теряет Skoda Yeti.
В народе считается, что "французы" дешевеют быстро, а "немцы" и "японцы" - медленно. Как показывает статистика цен вторичного рынка, это не всегда так. Разбираемся, на покупке каких автомобилей вы потеряете большие деньги.
Как считаем?
Мы берем статистику только вторичного рынка: цены на годовалые экземпляры 2013 года и на «пятилетки» 2009 года. Высчитываем удешевление в процентах, а затем считаем средние цены по годам и строим кривую для пущей наглядности.
Почему мы не берем цены на новые автомобили? Очень просто: для того, чтобы посчитать среднюю стоимость нового автомобиля, нужно знать, сколько машин, в каких комплектациях и с какими дополнительными опциями купили - этой статистики не ведет ни «Автостат», ни какое-либо другое агентство.
С годовалыми экземплярами все гораздо проще: достаточно выявить среднее арифметическое из предложений на сервисах бесплатных объявлений. В целом система далека от академического идеала, но если посчитать много автомобилей в одинаковой методике, а потом сравнить, то мы получим представление об удешевлении. Итак, какие же авто теряют в стоимости быстрее других? Мы расположили их по классам.
«Бюджетники»
Lada Priora - 40% за 4 года
Хотя качество «Лад» за последнее время серьезно подросло, до надежности того же «Логана» им еще далековато. Особенно если брать машины 4-5-летней давности, когда не было ни Бу Андерссона, ни технологий Renault-Nissan. Поэтому, несмотря на огромный спрос и востребованность, Lada Priora дешевеет быстро.
Chevrolet Aveo - 39% за 4 года
Изначально мы хотели включать в этот антирейтинг только автомобили, которые за расчетный период дешевеют не менее чем на 40%. Но для недорогой популярной иномарки и 39% - многовато. Стоит, конечно, учесть смену поколений в 2012 году, но даже принимая ее во внимание, падение стоимости внушительное. Корень проблемы, скорее всего, в далеко не эталонной надежности (особенно подвески и электрики), а также не самого высокого престижа марки.
Средний класс
Citroen C4 - 46% за 4 года
Этот автомобиль удивительным образом оправдывает все стереотипы, сложившиеся в отношении французских авто. Он часто ломается по мелочи, сильно дешевеет и с большим трудом продается на вторичном рынке. Что удивительно, соплатформенный Peugeot 308 теряет в цене значительно медленнее - на 34% за тот же срок. Стало быть, роль играет не только фактическая «ломучесть» «Ситроена», но еще и «народная слава». Дополнительный повод для снижения стоимости - выход нового поколения в 2011 году.
Бизнес-класс
Volkswagen Passat - 46% за 4 года
Похоже на сенсацию, не правда ли? Как же слава легендарного, никогда не ломающегося автомобиля? Но реальность такова, что былой надежности поколений B3 и B4 у современных B6 и B7 уже нет, стоят они дорого, и на рынке их относительно немного. Вы скажете, что чем дороже машина, тем быстрее она теряет в цене, и будете правы. Но все познается в сравнении. Так вот: Nissan Teana за тот же срок теряет 39% стоимости, Ford Mondeo - 32%, а Toyota Camry - и вовсе 30%.
BMW 5 series - 49% за 4 года
И снова удивление: «баварец» за 4 года теряет половину стоимости! Вероятно, это связано с имиджем автомобиля. БМВ покупают для активного вождения, и ресурс их расходуется достаточно быстро. Для сравнения: более спокойные и респектабельные Audi A6 и Mercedes-Benz E-class дешевеют за тот же срок на 46% и 35% соответственно. С другой стороны - Jaguar XF, который падает в цене аж на 52% в силу своей малой востребованности на вторичном рынке и сомнительной славе британского автопрома.
Дорогие кроссоверы
Nissan Murano - 48% за 4 года
Средние и компактные кроссоверы мы в этот обзор не включаем - они высоко ценятся на рынке и дешевеют медленно, даже если это Chery Tiggo. А вот автомобили более высокого класса падают в цене уже весьма ощутимо. В случае с Nissan Murano это связано, судя по всему, со страхом покупателей перед склонной к перегреву коробкой-вариатором и дорогими расходниками и запчастями. Важно еще учесть, что за все годы Murano выпускается в одном и том же поколении, а именно их смена обычно обрушивает цены. Одноклассники Murano дешевеют по-разному: Subrau Outback теряет те же 48%, Volvo XC60 - 41%, а Toyota Highlander - 35%.
О ситуации на российском рынке новых автомобилей (и нами в том числе) немало. Модели уходят, перспективы мрачные, цены заоблачные. На этом фоне не столь пессимистично выглядит расклад во вторичном секторе. По данным компании «Автостат» , в минувшем году россияне перепродали на 20% меньше машин, чем в 2014 году. Это куда лучше, чем минус 35,7% у продавцов новых авто. Кроме того, общий объем рынка подержанных транспортных средств втрое больше: 4,9 миллиона против 1,6 миллиона.
М ежду тем, анализ цен на «вторичке» - занятие куда более любопытное, чем для новых машин. Ориентиров для продавца два: цена, за которую он купил свой автомобиль у дилера несколько лет назад, и сегодняшняя цена такого же нового. Нечто среднее между ними с поправкой на состояние конкретного экземпляра и степень жадности владельца и формирует предложение на рынке. Но нынче такой подход любого вгонит в ступор. Цифры на ценниках два-три года назад и сегодня – это, как говорится, две большие разницы. Некоторые наверняка все еще пытаются продать свою трехлетку дороже, чем покупали ее новой. И кому-то, поверьте, это удается, несмотря на кризис.
В прочем, некая справедливая стоимость для популярных моделей все же существует. Аналитики проектов «Правильная цена» и «Автостат Инфо» изучили предложения машин конца 2012 года выпуска и сравнили их с ценами на аналогичные новые в дилерских центрах. Разумеется, в ряде случаев сопоставление сопряжено с определенными условностями: сменились комплектации и агрегаты, прошел рестайлинг или вовсе смена поколения. Тем не менее, ориентиры заданы.
В сегменте компактных моделей самыми лучшими инвесторами могут себя чувствовать обладатели Kia Rio. Его сейчас можно продать за 80,6% от стоимости нового три года назад. Интересно, что соплатформенный и очень близкий по цене у дилера Hyundai Solaris за тот же срок сохранил всего 74,3%. Исследователи объясняют разницу особенностями комплектаций. Kia был с мотором 1.4, а Solaris – с 1.6 и автоматической коробкой. Это наглядное подтверждение тезиса о том, что переплата за дополнительные опции при покупке нового автомобиля никогда не отобьется за счет сопоставимой прибавки при продаже подержанного. На «вторичке» все смешивается, и на соседних строчках стоят упакованные по-максимуму и совсем «голые» комплектации. А ведь изначально их владельцы платили за них совсем разные суммы…
Б росается в глаза разница в остаточной стоимости и других «родственников»: Renault Sandero (79,2%) и Renault Logan (70,9%), Citroen C1 (77,3%) и Peugeot 107 (68,9%). Аналитики также связывают это с разными комплектациями, которые пользовались основным спросом у конкретной модели: дешевые сохраняют свою «ценность» лучше.
З амыкают список традиционно не пользующиеся большой любовью у россиян «французы» (настоящие, а не румынского происхождения). К примеру, Peugeot 207 сохранил всего 65,8% от начальной цены. Впрочем, это не означает, что их сейчас продают за бесценок – просто аналоги в кризис прибавили очень существенно.
В гольф-классе лидер – Volkswagen Golf. Да-да, такой вот каламбур. Если верить аналитикам, он подешевел за три года менее чем на 8%! Фантастика? Нет – эффект от фантастически возросшей цены. В 2012-м хэтчбек с мотором 1.6 и механической коробкой стоил 603 000 рублей, а сегодня такой же стоит без трех тысяч 1,2 миллиона! Локализованная Jetta прибавила не столь сильно, но и продавалась обычно в доступных комплектациях. Посему ее показатель тоже неплох – 81,3%.
И снова отметим разрыв между ближайшими сородичами: Citroen C4 занимает приличное шестое место (77,5%), а Peugeot 308 – всего-то третий с конца (58,6%). Здесь разницу можно объяснить особенностями маркетинга. «Шевроны» не стали выделять седан калужской сборки в отдельную модель, и его неплохой результат вытянул машину на высокое место. А у «львов» доступный трехобъемник несет на крышке багажника цифры 408. Его аналитики по непонятным причинам отнесли к среднему классу, где он набрал неплохие 67%. Так что 308-е – это хэтчбеки, изрядно подорожавшие за счет смены поколения и иностранной сборки.
З амыкает список Daewoo Nexia (56%). Сказывается древность конструкции и популярность машины у «бомбил».
П редставители среднего класса «сбрасывают» заметно большую часть изначальной цены. В предыдущих сегментах лидеры перешагивали отметку в 80%, а тут выше 70% прыгнул только Volkswagen Passat. За ним расположились Hyundai Sonata (68,3%) и Honda Accord (68%), идущие на хорошем счету у россиян. Правда, сложно объяснимы позиции Mazda6 (65,5%) и Ford Mondeo (62,8%). Вроде бы и повышение цен для них оказалось далеко не рекордным, и у потребителей они в почете, а вот с сохранением стоимости дело не задалось.
Л идер бизнес-класса был очевиден и предсказуем: Toyota Camry (78,7%). Любовь россиян с этой модели, кажется, безгранична. Любопытно, что непопулярный Peugeot 508 (64,1%) сумел опередить собиравшийся до недавнего времени в России и имевший всей шансы на успешную борьбу даже с «Камри» Nissan Teana (55,9%). «Японец» выглядит сейчас для поклонников подержанных автомобилей не самым плохим приобретением.
П редугадать модель на первой строчке в зачете компактных кроссоверов тоже неложно. Renault Duster изначально недорог относительно конкурентов, да и пользуется хорошим спросом – и в новом состоянии, и будучи подержанным. Итого – 83,9% от начальной стоимости.
А вот бестселлер Toyota RAV4 почему-то выбивается из общей статистики марки, показывающей отменные результаты по сохранению цены. Он оказался в самом низу рейтинга с показателем в 67,4%. Хуже «японца» оказалась только Skoda Yeti (64,7%).
И нтересна ситуация с моделями Nissan Qashqai (74,9%) и Qashqai+2 (75,3%). Вторая по определению дороже и – в теории – должна терять больше. Однако она при этом реже встречается на рынке, и владельцы позволяют себе чуть завышать цену в ожидании покупателя. Кроме того, теперь 7-местного «Кашкая» в гамме нет вовсе, что обеспечивает дополнительное внимание к вторичному сектору.
С реди больших кроссоверов всех обставила Toyota Highlander (84,6%), причем ее отрыв от занимающего второе место «Опеля Антара» составляет больше девяти процентных пунктов. «Корейцы» вообще расположились в этом классе очень плотной группой. За «Антарой» идут Kia Sorento, Hyundai Santa Fe, Hyundai Santa Fe Classic и Chevrolet Captiva. А хуже всех в сегменте выступил Nissan Murano (54,7%), как и Teana, разгромно проигравший «Тойоте». Присутствуют в отчете и все три соплатформенника: Peugeot 4007 (68,2%), Mitsubishi Outlander XL (67,1%) и Citroen C-Crosser (65,4%). При этом на сегодняшний день преемник есть только у модели из Страны восходящего солнца.
И з племени внедорожников выделился Volkswagen Touareg (81,5%), опередивший пару Land Cruiser – 200 (78,8%) и Prado (78,6%). Заметим, что модель из Вольфсбурга – единственный «европеец» в классе, который оккупировали машины из Японии, разбавленные представителями других школ. Российская Chevrolet Niva показала неплохие 76,6%, что является результатом достаточно стабильного спроса на одного из самых дешевых «проходимцев» на рынке. Посочувствовать можно владельцам Ford Explorer, которые могут выручить за трехлетний автомобиль менее 60% от изначальной стоимости.
Н у а в маленькой «песочнице» пикапов снова правит бал Toyota. Ее Hilux за три года подешевел всего на 10,5%. Борющийся с ним за лидерство по продажам Mitsubishi L200 «сохранился» на 73,4%.
К указанным цифрам можно относиться скептически, упрекая исследователей в предвзятости, некорректности и даже неправильно выбранном моменте для обнародования результатов. В сложившихся условиях, пожалуй, действительно трудно составить на 100% объективную картину. Однако это не повод отказываться от анализа рынка. Кроме того, одна тенденция подмечена очень точно: «Тойоту», как и в «мирное» время, перепродавать очень выгодно.
В премиальном сегменте наиболее выгодным для перепродажи оказался Porsche Cayenne. Эта модель не просто сохранила свою начальную стоимость, но и увеличила ее на 1,4%. Случилось это из-за искусственного завышения цен на вторичном рынке на фоне постоянного удорожания новых автомобилей.
В премиум-сегменте, помимо Porsche Cayenne, высокую остаточную стоимость в своих категориях сохранили: пикапы Toyota Hilux и Volkswagen Amarok; внедорожники Volvo XC70, Toyota Highlander, Honda CR-V, Mercedes-Benz Gl, Toyota Land Cruiser Prado и компактные авто Volkswagen Golf и Mercedes-Benz CLA.
Эксперты погалают, что большое количество марок Toyota связано с традиционной любовью россиян к этому бренду. Считается, что автомобили Toyota со временем минимально падают в цене.
Самым ликвидным автомобилем малого класса среди машин массового сегмента стала Skoda Fabia, которая за три года сохранила 86,4% от первоначальной стоимости. В гольф-классе лучший результат показал Volkswagen Golf – 92,4% от цены трехлетней давности. Среди автомобилей среднего класса на первое место вышла Mazda 6 с показателем остаточной стоимости 86,6%. Топ-3 в бизнес-классе возглавила Toyota Camry (81,5%). В сегменте микро- и компактвэнов лучший показатель демонстрирует Volkswagen Golf Plus (85,4%), в классе минивэнов лидирует Chevrolet Orlando (85,1%).
В список самых ликвидных автомобилей не попали ни Renault Logan, ни ряд моделей Daewoo, ни российские или китайские авто. По мнению экспертов, это связано с плохо развитым в России рынке трейд-ин, когда владельцы авто сдают свой транспорт в обмен на скидку при покупке нового автосредства. Зато в России есть большой рынок «из рук в руки», где очень большой разбег цен и невозможно провести какую-то статистику.
В конце списка остались крупные седаны и авто представительского и бизнес-класс (E и D-класс). Такую особенность связывают с дороговизной обслуживания и владении. Также считается, что при покупке автомобили премиум-класса всегда сильно теряют в цене, по сравнению с эконом-классом, например.
Эксперты прогнозируют, что в течение этого года существенных изменений в рейтинге не будет, он не поменяется, при условии сохранения действующего курса валют. Однако самая объективная картина будет в следующем году, когда автомобили 2015 года будет отмечать трехлетие, а именно они были первые, купленные по-новому, приближенному к текущему курсу валюты.