Северный форпост державы (комментарий в цифрах и фактах). Бои на Кандалакшском направлении или крах операции «Черно-бурая лиса

Итог победа СССР Противники Финляндия Германия СССР Командующие Николаус фон Фалькенхорст Валериан Фролов (до августа 1941)
Роман Панин Военные потери убитыми 67265 чел., ранеными 68448 чел.

Мурманская операция (план Блауфукс или план Сильберфукс , нем. Unternehmen Silberfuchs - «полярная лиса» ) - наступление германо-финских войск на Мурманском участке (протяженность до 120 км) Северного фронта (с 1 сентября 1941 года - Карельского) в период с 28 июня по ноябрь . Завершилась срывом планов германо-финского командования и стабилизацией фронта.

Планы сторон

Германское командование

В соответствии с планом «Реннтир» (нем. «Северный олень» ) горнострелковый корпус «Норвегия» в первые три дня после получения приказа о наступлении должен был вступить в Петсамо , захватить район никелевых разработок и защищать его вместе с финнами. Если же силы русских окажутся превосходящими, директива предписывала «автоматически эвакуировать население этого района». Эта операция носила локальный превентивный характер, но имела важное значение, так как от её исхода фактически зависела судьба военной промышленности Германии. Боевые действия предполагалось начать с превентивного удара.

Вторая стадия операции в Заполярье называлась «Platinfuchs» (нем. платиновая лиса ). По этому плану немецкие войска наступали через Титовку , Ура-Губу к Полярному и Мурманску . Главные пункты этого плана: захват баз Северного флота и блокада Мурманска с последующим выходом на побережье Белого моря и захватом Архангельска .

Третья стадия носила название «Polarfuchs» (нем. песец ). 2-я горная дивизия наступает на Полярное: одна финская дивизия (12-я бригада) и одна немецкая дивизия наступают от Кемиярви на восток.

Вторая и третья стадии выполнялись одновременно.

Расстановка сил

Положение сторон накануне нападения

Немецко-финские войска

Немецкое наступление

Ход военных действий летом 1941 г.

Наступление немцев началось из района Петсамо 28 июня . Основные силы горного корпуса обрушились на один советский 95-й полк, не успевший ещё организовать оборону. 29 июня полк начал отходить к посёлку Титовка . В беспорядочном отступлении он увлёк за собой и подходивший к нему на помощь 325-й полк. Атаки на гарнизон 23-го укрепрайона на полуостровах Рыбачий и Средний захлебнулись. За месяц до начала войны полковник М.К. Пашковский, командовавший укрепрайоном, сумел построить на полуострове довольно мощные оборонительные сооружения и расположить их так, что они господствовали над дорогой Петсамо - Титовка. Три дня немцы безрезультатно пытались захватить полуостров Средний. Большую роль в отражении их атак сыграл огонь береговой артиллерии (на полуострове Среднем имелись три 130-мм и четыре 100-мм береговых орудия). На реке Западная Лица держала оборону 52-я дивизия. Она занимала удобные позиции.

Около 4 часов утра 8 сентября 1941 года немецкие войска перешли в новое наступление. При артиллерийской и миномётной поддержке горные егеря начали штурмовать позиции советских войск. За 10 дней непрерывных боёв подразделения северной группы гитлеровцев, несмотря на трехкратное превосходство в живой силе, лишь на четыре километра расширили плацдарм на восточном берегу Западной Лицы и, потеряв сотни солдат, вынуждены были перейти к обороне.

22 сентября 1941 года Гитлер подписал директиву ОКВ № 36, в которой говорилось о временном прекращении наступления горно-стрелкового корпуса на Мурманск.

В конце октября советские войска предприняли попытку выбить противника с плацдарма, занятого им на восточном берегу реки Западная Лица. В бой была введена недавно сформированная 186-я дивизия. Однако немцы отчаянно сопротивлялись, советские войска понесли значительные потери и вынуждены были отойти на исходные позиции. К ноябрю линия фронта на мурманском направлении стабилизировалась.

Молодая девушка Эбигейл живет в городе, границы которого закрыли много лет назад из-за эпидемии загадочной болезни. Отец Эбби был одним из заболевших - и его забрали, когда ей было шесть лет. Пойдя наперекор властям, чтобы разыскать отца, Эбби узнает о том, что ее город на самом деле полон магии. И в ней самой пробуждаются необыкновенные магические способности…

24 августа с 18.00 до 20.00 часов Амурская областная детская библиотека приглашает детей и взрослых в летний читальный зал на акцию «Ночь! Кино! Библиотека», которая состоится в рамках Всероссийской акции «Ночь кино – 2019».

Юных кинолюбителей ждут встреча с писателями и интересные интерактивные зоны на тему кино: «перевертыши названий», викторина «Крылатые фразы мультфильмов», сортировка кадров «Верни героев в свой мультфильм», пазлы, мастер-классы. С 19.00 часов на свежем воздухе будет работать киносерпантин: просмотр мультфильмов и ералаша.

Мероприятие состоится на территории, прилегающей к библиотеке по адресу: ул. Б. Хмельницкого,1 (площадь Победы).
Вход свободный.
В случае непогоды мероприятие переносится в здание библиотеки.

24 августа уже в четвертый раз по всей России пройдет акция «Ночь-кино»! И мы рады сообщить, что в рамках акции и празднования Дня российского кино у Вас будет уникальная возможность попасть на предпоказ ярких и интересных кино-работ участников Открытого международного фестиваля детского кино и видеотворчества «КинАмурчик»!
В этом году значительно расширилась география конкурса, в рамках показа мы с Вами сможем насладиться кинокартинами из Московской области, Санкт-Петербурга, Самары, Читы, Магнитогорска, Челябинска и Евпатории. Мы с радостью покажем юным благовещенцам и их родителям насколько технически подковано молодое поколение, как дети могут воплотить свои собственные сюжетные линии в кадре или сыграть самую сложную роль, ведь работы представлены в абсолютно разных жанрах – анимация, видеоблог, буктрейлер, экранизация сказок, любительское детское кино и репортаж.
Ждем всех на открытом киномероприятии «День российского кино» в зале Городского дома культуры 24 августа в 12:00, нужно только предварительно записаться по тел: 42-26-54, 52-89-18, 6+.

7 сентября отдел декоративно-прикладного творчества Городского дома культуры «Дом ремесел» отметит свой первый юбилей! Здесь на благо города Благовещенска и Амурской области уже реализованы сотни интереснейших проектов, проведены тысячи мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству, представлены десятки уникальных выставочных экспозиций, но самое главное, «Дом ремесел» все эти годы является центром культурной жизни, объединяющим более 300 талантливейших мастеров Амурской области, которые сохраняют и преумножают лучшее наследие творчества и зодчества нашей страны и региона!
Мы будем рады видеть жителей и гостей города в «Доме ремесел» в течение всей праздничной недели на мероприятиях, посвященных юбилейному дню рождения:
С 3 по 5 сентября ежедневно в 10:30, 14:30 и 18:30 в «Доме ремесел» пройдут творческие встречи и мастер-классы для детей, молодёжи и просто творческих жителей города под девизом «Мастера и все, все, все» (по предварительной записи).
6 сентября в 18:30 приглашаем мастеров и гостей на круглый стол «5 лет – время планов и творческого роста», где пройдет презентация новых проектов и V-го альманаха «Дорогой творчества».
7 сентября приглашаем жителей и гостей города в «Дом ремесел» на праздник «День Рождения только раз в году», где с 11:00 откроется выставка-ярмарка под открытым небом «В царстве творчества», а в 12:00 начнется театрализованное праздничное мероприятие «Мельпомена и творцы» и большой розыгрыш подарков среди гостей праздника.
Справки по тел: 44-00-03, 52-89-18, 0+. Подробности: @domremesel, vk.сом/gdkamur, @gdkamur28, ok.ru/gdkamur.


Редкая черно-бурая лисичка

Черно-бурая лиса или чернобурка - мутантная форма дикой канадской лисицы, относится к виду лисиц, разводимых человеком для получения красивого меха. Животные, выращенные в неволе, отличаются от диких более крупным размером, весом до 6,5 кг у самок и 7,5 кг у самцов. Длина тела достигает 1 м, а длина хвоста до 60 см. Окрас лисы - черно-бурый, серебристо-черный или иссиня-черный, возможны пепельные подпалы, хвост пушистый, кончик хвоста всегда белый.

Дикая канадская лисица - похожа на обычную лису, черно-бурого цвета, с пушистым хвостом и белым кончиком. В XIX веке черно-бурые лисицы обитали на Лабрадоре, Мадлене и в скалистых регионах Пенсильвании, а также в диких районах Нью-Йорка. В штате Нью-Йорк, встречалась также пятнистая чернобурка. Сейчас обитает в Северной Америке в северной части континента. Чернобурки составляют около 8 % популяции обыкновенной лисы на территории Канады.

Канадская коротковорсовая дикая лиса «грейфокс» - отличный мех для отделки и пошива целых изделий. Необычное сочетание черных, рыжих и серебряных волосков делают мех лисы «грейфокс» очень красивым, а благодаря плотной подпуши, этот мех согреет даже в самые лютые холода.

История фермерского разведения чернобурки

Черно-бурая лиса - редкое животное, которое трудно встретить в дикой природе России, но изредка встречается на Курилах. Звери иногда убегают со звероферм, и тогда на них можно натолкнуться в лесу. Они не боятся людей, поэтому их легко поймать. «Глазки бусинки, густой мех с характерным трехцветным ворсом, осторожная поступь…», - так описывали чернобурку писатели, восхищаясь этим удивительным животным. Она имеет те же привычки, что и обычная лиса - хитра, умна, велична.

Еще в XVIII веке предпринимались попытки разводить лисиц в неволе на северных островах России и Америки. Первые эксперименты были неудавшимися, но все же увенчались успехом. Чарльз Дальтон в конце 90-х годов XIX века, путем скрещивания вывел новый вид - серебристо-черных лисиц. На аукционе в Лондоне первая шкурка была продана за баснословную сумму 2 718$. Новый бизнес сулил фантастические доходы. Количество звероферм в Канаде и США стало стремительно расти. Дивиденды новых акционерных обществ доходили до 500%. Спрос и цены на живых зверей быстро увеличивались. За период 1909-1914 гг. стоимость пары племенных серебристо-черных лисиц возросла с 3 000$ до 35 000$. Практически все звери шли на разведение, те редкие шкуры, которые попадали на рынок, продавались за огромные деньги.

В годы I мировой войны значительно сократился спрос на предметы роскоши, в первую очередь на меха. Ситуация улучшилась только в 20-х годах XX века, после того, как во многих странах мира начали создаваться пушные фермы, закупавшие племенных лисиц в Америке и Канаде. Серебристых лисиц стали разводить в Англии, Италии, Швейцарии, Греции, Норвегии, Финляндии, Швеции, даже в Японии. Хотя цены на шкурки уже не достигали рекордных сумм периода раннего звероводства, разводить лисиц было очень выгодно. Серебристо-черная лисица оставалась королевой мехов.

За 10 лет мировой рынок лисицы увеличился в 20 раз и достиг к 1930 году 200 000 шкур. Одновременно падала цена на этот товар. Стало возможным делать из меха лисицы жакеты и пальто, совершенно немыслимые раньше из-за астрономической стоимости. Но цена на лисиц снижалась не только из-за возросшего предложения, но из-за конкуренции других мехов, восходивших на олимп моды. Между крупными компаниями, занимающимися разведением серебристых лисиц с одной стороны и выращивающими норку, с другой, разгорелась ожесточенная борьба за рынки сбыта.

На период 1929-1933 гг. пришелся мировой кризис, общие проблемы на время примирили все меха. Законы жизни сделали популярным новый тип женщины: более жесткий, более решительный, более рациональный. Интеграция в мировую экономику заставила их пересмотреть свои приоритеты в одежде. Даже состоятельные дамы, которым не надо было в поте лица зарабатывать хлеб насущный, предпочитали выглядеть современно и носили практичную норку. Гламурная красота лисицы была нужна только героиням “фабрики грез”: утонченным, робким, роскошным и соблазнительным. Голливудские кино-дивы отлично знали, что волнующее колыхание меха, контрастируя с мраморным лицом, усиливает впечатление от образа роковой, неприступной богини.

В 1934 году в Норвегии удалось вывести платиновую лисицу. В 1937 году на аукционе в Осло первые 9 шкур такой лисицы продали в среднем по 300$, в тот момент серебристая лисица стоила 40$. Новинка произвела фурор на меховом рынке. Уже в следующем году на том же аукционе следующие 11 шкур были проданы по 1400$, четыре из них быстренько перепродали в Нью-Йорке по 5000$. В 40-м году на аукционе в Нью-Йорке максимальная цена за шкуру платиновой лисицы составила 11000$. Фантастический успех норвежской платиновой лисицы заставил звероводов обратить усилия на выведение еще более новых видов пушных зверей.

II мировая война полностью отрезала европейских звероводов от американского рынка ценителей лисицы. Проблемы с кормами и сбытом готовой продукции сильно сократили количество звероводческих ферм в Европе. После войны цена на серебристо-черных лисиц упала до 7-10$ за шкурку, что не могло даже компенсировать затраты на выращивание. Мелкие хозяйства разорились, крупные переориентировались на норку. В Европе лисьи фермы остались только в Норвегии и Финляндии, что позволило сохранить специалистов и результаты уникальной селекционной работы. По сравнению с довоенным количеством 400-500 тыс. шкур, рынок серебристой лисицы сократился в десять раз.

Аналогичные заботы тревожили хозяйства Америки и Канады. Ассоциация звероводов заставила правительство принять закон об ограничении импорта пушнины. Американские лисоводы воспользовались удачным опытом норвежских коллег и попытались увеличить спрос на мех лисицы путем выведения новых видов. В период 1954-1959гг. были получены новые оттенки с «громкими» названиями: Golden Glory, Golden Amber, Opal, Onyx, Palladium, Bright Silver, Angel, Crystal. Одновременно вкладывались большие средства в продвижение нового продукта. Только «ферма Fromm Bros», специализирующаяся на разведении цветных лисиц, в 1959 году потратила на рекламу своей продукции 100 000$. Но все попытки давали временный результат, спрос не увеличивался и количество лисьих зверохозяйств неуклонно уменьшалось.

В это время в мире возник новый лидер по производству пушнины. Правительство СССР понимало важность мехов для экономики страны. Почти сразу после революции началась организация первых звероводческих хозяйств. В 1931 году в Ленинграде был организован меховой аукцион, на котором стала продаваться вся русская пушнина. Звероводство, прерванное войной, продолжило развиваться такими темпами, что к 1966 году производство серебристо-черной лисицы в СССР составляло 90% мирового рынка, а голубого песца - 60%. Плановая экономика позволяла не брать во внимание модные тенденции сезона, а огромный неизбалованный внутренний рынок - реализовывал весь товар, невостребованный заграницей. Несмотря на мировую непопулярность серебристой лисицы, воротник, горжетка или шапка из этого меха оставались вечной мечтой нескольких поколений советских женщин.

В конце XIX века на зверофермах искусственно выведено множество меховых пород лисиц: серебристо-черные, платиновые, бакурианские, дакотские и другие. Благодаря селекции улучшено качество меха по сравнению с дикими лисицами. В России в период с 1940-1990 гг. были получены следующие разновидности лис: серебристо-черная, серебристо-черная беломордая, платиновая, платиновая беломордая, золотисто-платиновая, снежная, «огневка», «крестовка», «сиводушка», «северная заря», «арктический мрамор». На сегодня в промышленном количестве выращивается только серебристо-черная лисица, в незначительном - «огневка» и «крестовка».

Чернобурку называют «королевой» среди пушных животных, за их очень красивый мех, который высоко ценится на мировых рынках. Классическая чернобурка имеет черный окрас. Великолепный вид меху придает длинный и пушистый ворс. Мех чернобурки бывает нескольких оттенков: от самых светлых с темными «прядями» меха до более темных с сероватой основой и почти черными «прядями». Ворсинки меха чернобурки трёхцветные: основание имеет серый цвет, середина - белая, а концы - черные.

Так как селекционная работа в каждой стране велась самостоятельно, к настоящему времени в мире образовалось четыре типа разводных серебристо-черных лисиц: русский, американский, норвежский и финский.

Русский тип наиболее приближен по структуре волоса к дикой лисице - ость невысокая, мягкая; средний размер шкуры небольшой. У американского типа ость более жесткая и длинная, по размеру шкура больше, но в области лопаток «крестовине», наблюдается явно выраженный провал. Финский и норвежский типы очень похожи: большие шкуры, густой ворс, высокая красивая ость. Норвежский тип характерен высокой плотной подпушью, отлично поддерживающей длинный остевой волос, из-за этой специфики норвежские лисы незаменимы для опушек и отделок. Финская лисица имеет самый высокий остевой волос, который производит впечатление экзотических перьев, прекрасный эффект для роскошной, чувственной одежды.

В Америке и России цветные мутационные лисицы выращивают в единичных хозяйствах в очень незначительном количестве и безусловными лидерами в этом направлении являются Финляндия и Норвегия. Существует скандинавская система сортировки, принятая на Финском пушном аукционе в Хельсинки, который является эксклюзивным продавцом финских и норвежских лис.

Лучшие шкуры в Хельсинки имеют маркировку SAGA ROYAL. На американском аукционе American Legend в Сиэтле маркировка лучшей по качеству лисицы - American Legend Fox, на канадском аукционе NAFA в Торонто - NAFA Fox, на датском аукционе в Копенгагене - Kopenhagen Fur Purple.

Лисицы подразделяют на несколько видов:

Лисица Fox имеет явно выраженный жесткий и высокий остевой ворс.

Серебристо-черная лисица Silver fox имеет самый высокий ворс среди всех лис и особые трехцветные ворсинки: у основания темно-серые, в середине - белые, на конце - черные.

У серебристо-черной лисицы ценность шкурки тем выше, чем больше в ней белого цвета - серебра. Этот вид - излюбленный материал дизайнеров для дальнейшей окраски в яркие цвета. В результате она дает ни с чем не сравнимый изумительный переход цветов: от интенсивного, на месте белой части волоса, через приглушенный темной подпушью до радикально-черного на концах. Еще хороша эта лисица тем, что ее чисто серый волос не дает при покраске ненужных цветовых искажений. В последнее время модным направлением стало обесцвечивание «золочение» серебристо-черных лисиц. При этом серый пух приобретает цвет, в зависимости от концентрации и времени процесса, от темно-желтого до молочно-белого, черные кончики - от каштанового до светло-коричневого, белая часть остается без изменений или слегка желтеет. Из последних ноу-хау можно отметить частичное обесцвечивание, когда ограничиваются только подпушью, или оставляют без изменений центральную часть шкуры. Существует незначительное количество серебристой лисицы натурального коричневого типа, в которой черный цвет заменился на светло-шоколадный, но такие шкурки имеют неинтересный вид и в основном используются для обесцвечивания.

- «Красная» или «золотая лисица» Gold fox - самая дорогая. Лучшие экземпляры имеют восхитительный темный рыжий окрас, равномерный по всей площади шкуры с темно-серым пухом в глубине ворса. Очень необычны светлые оттенки рыжей лисицы, когда на остевом волосе появляется белая часть (как у серебристой лисы), образующая на шкурке эффект розового муара.

- «Крестовка» Gold Cross fox - гибрид серебристо-черной и рыжей лисы, имеет необычный вид и тоже очень высоко ценится. Свое название эта лисица получила из-за темного креста, образованного хребтом и поперечной полосой в области лопаток. Самые дорогие шкурки имеют темно-рыжий окрас и четкий темный крест. Но и темные тона, представляющие собой черную шкуру с рыжими боками весьма оригинальны.

Лисица Golden Island fox имеет очень красивый мех холодного, светло-желтого цвета, к животу переходящий в белый, в глубине подпуши дымчато-серый цвет и такой же хребет.

Лисица Shadow Golden Island fox - вариация Golden Island fox с белыми боками и «воротником».

- «Снежная» лисица White fox имеет белоснежный цвет, иногда с легким кремовым оттенком. В России она еще известна под названием «грузинская» или «бакурианская» лиса, по совхозу, где в 1943 году удалось вывести такой вид.

- «Платиновая» Platinum имеет очень оригинальный цвет из-за необычных остевых волос: белых с серыми кончиками. К середине спины волоски темнеют и превращаются в яркий хребет, а к горловине переходят в белый воротник.

- «Платиново-золотая» Platinum Gold - лиса рыжего типа, цвет узора сменяется с серо-черной гаммы на рыже-золотую.

- «Арктический мрамор» Arctic Marble подобна «платиновой» расцветке, но двухцветной ости нет: волоски либо черные, либо белые. Черные волоски образуют размытый хребет и темное седло, иногда образуют хаотичные пятна.

- «Арктический мрамор золотая» Arctic Marble Gold - лиса рыжего типа, в окраске которой цвет узора сменяется с серо-черной гаммы на рыже-золотую.

Лисица бургундская Burgundy fox похожа на серебристую, но черный цвет в ней заменен на винно-коричневый.

-«Сейшельская» Seychelles fox - лисица с остью цвета корицы и желтой подпушью.

Fawn Light fox имеет желто-розовый цвет со светло-коричневым хребтом.

Fire Gold похожа на светлую золотую лисицу, но более контрастную, с явно выраженным белым цветом.

Лисица Sun Glo fox - белая с светло-рыжим тонким хребтом и хаотичными пятнами.

Все время идет работа по получению новых оттенков лис. В результате смешения разных мутаций возникают самые причудливые гибриды, расцветку которых просто невозможно объяснить словами: Arctic Golden Island, Sapphire Gold, Smokey, Red Stone, State Glow, Pearl, Amber. Цветные лисицы - редкий и ценный товар: иногда количество шкур новой невиданной расцветки не превышает 20 штук. Их стоимость всегда была очень высока, но сейчас особенно. На аукционах за редкие экземпляры идет настоящая битва среди известных модных Домов: показ эксклюзивного меха - возможность выделиться среди общей массы дизайнеров, а отсутствие подобного товара - прекрасная защита от копирования.

Чернобурка - р оскошь, благородство и шик меха

Мех лисицы занял прочное место среди излюбленных материалов дизайнеров. Сегодня мода тяготеет к натуральным цветам и фактурам, поэтому весь спектр длинноворсовых мутаций в большом почете. Их очень часто используют в качестве отделок. Новые технологии позволяют придать этому пышному и густому меху пластичность трикотажа и собирать его в большие изделия. Разрабатывается множество новых технологий, в которых природная роскошь меха лисицы получает совершенно неожиданное оригинальное звучание. Поэтому можно сказать, что нам посчастливилось стать свидетелями возвращения в моду прекрасного, роскошного и уютного материала, с практически безграничными возможностями для дизайна - меха лисицы.

Мех чернобурки - ценный мех, имеющий эффектный и богатый внешний вид, придающий образу женственности, обворожительности и восхитительности. Необычайно красивый, ласкающий и сексуальный мех чернобурки, на ощупь мягкий и теплый. Очень красивый мех черно-бурой лисицы и серебристо-черных лисиц, серебристого волоса от 30 до 100%, и чем больше степень серебристости, тем дороже шкурка.

Меховая мода диктует свои правила, и дизайнеры усердно экспериментируют с мехом чернобурки. Мех чернобурки окрашивают в различную цветовую гамму, специально выстригают, выщипывают. В необычном и оригинальном виде мех приобретает женственное великолепие и роскошь, становится чувственным, томным и сексуальным, обретает дыхание молодости - воздушность и эластичность. На подиумах мех чернобурки предстает в разных вариантах: от голливудского шика до скромных женственных аксессуаров, и от тяжелой томности «роковой женщины» до свежей сексапильности девушки.

Из меха чернобурки изготовляют множество уютной теплой и незаменимой в стужу одежды: манто, шубы, полушубки, жилеты, воротники, головные уборы, муфты. Шуба из черно-бурой лисы роскошна благодаря длинному, густому и пышному меху. Можно закутаться в мягкий и нежный мех и наслаждаться теплом. Даже во время снегопада длинные ворсинки вашего воротника прикроют ваше личико и не дадут ему замерзнуть. Длинноворсовый мех чернобурки идеален для тех, кто ценит комфорт и тепло в сочетании с красотой. Шуба из чернобурки отличается необычайной прочностью.

Мех чернобурки прекрасно сочетается с другими мехами, кожей, тканями - его используют для отделки пальто, курток, обуви, сумок и других аксессуаров. Изделия из меха чернобурки комфортные, универсальные, прочные, практичные в носке. Шикарный мех чернобурки защитит и согреет в зимние холода, вьюгу, сильный снегопад.

Чернобурка очень стильно смотрится в сочетании с драгоценными камнями. Под цвет окраса подходят большие таинственные опалы, печальные и загадочные лунные камни, блестящие слезы перламутра, томные гранаты и роковые турмалины. Отлично сочетаются с черной окраской меха белые металлы - платина, белое золото и серебро. Желтое золото с точки зрения хорошего вкуса и высокой моды смотрится вульгарно, по-цыгански, поэтому не рекомендуется.

Великолепие и изящество чернобурки, не подвластное времени

Мех чернобурки пользуется популярностью с эпохи язычества на Руси, его применяли в многочисленных языческих обрядах. На протяжении веков чернобурка использовалась для отделки воротников и манжет одежды, а средневековые зажиточные дамы отделывали сапожки опушкой из лисы.

Две черно-бурые лисы служат в роли опоры на гербе острова Принца Эдуарда. Геральдические лисицы символизируют принципиальность, ум и мудрость. На гербе острова Принца Эдуарда означает вдохновение, изобретательность и упорство.

В конце XIX века богема Питера отдавала предпочтение чернобурке - своим пышным ворсом и темным окрасом она лучше всего оттеняла мрачное настроение эпохи. Мех чернобурки носили богемные петербурженки с бледными лицами и яркими губами. Они считали, что чернобурка лучше всего передавала эстетику и красоту настоящей декадентской женщины, и смело надевали на шею дьявольские безглазые воротники из черно-бурой лисы.

В начале XX века было модно носить несколько лисьих шкурок, скрепленных между собой лапками и мордочками из папье-маше. В 30-годы чернобурка приобрела мировую популярность, благодаря развитию голливудского кино. Актрисы-красавицы мировой величины появлялись на экранах с лежащим на плечах мехом чернобурки в виде воротника, горжетки, или в шубах и полушубках. В 40-х в лисьих полушубках позировали pin-up girls, а в 50-е - Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор.

Предприимчивые дизайнеры срисовывали контуры моделей меховых изделий прямо с экранов. И, если до 30-х годов мех чернобурки использовался только в качестве отделки, то после голливудского успеха начали производить меховые изделия, выполненные целиком из меха чернобурки. В 1971 году Ив Сен-Лоран представил полушубки из лисы, выкрашенные в яркие неприродные цвета - эта коллекция шокировала старшее поколение и вошла в историю моды как скандальная. В 90-е годы образ Рене Руссо в воротнике-оплечье из чернобурки от Celine, коллекции 1998-1999 гг., в картине «Афера Томаса Крауна» был растиражирован журналами. Позже дизайнер Celine Майкл Корс продолжил эту тему, дополнив графичные черно-белые модели черно-бурой лисой и создал образ «женщины, которую все ненавидят». Лису и песца показали в Лондоне - AlexanderMcQueen, TristanWebber, в Париже - YohjiYamamoto, YvesSaintLaurent, в Милане - Prada, Armani, Trussardi. Изделия из чернобурки продавались в дорогих меховых салонах, услугами которых могли воспользоваться лишь избранные. Из меха чернобурки изготовляли шубы, полушубки, воротники и горжетки, шапки.

Чернобурка незаменима, когда в одежде требуется роскошь, соблазнительность, чувственность. Ее фактура настолько удобна для дизайна, что сложно представить, что еще недавно модельеры редко использовали чернобурку на центральных ролях в своих коллекциях. Все началось с того момента, когда к сезону 2003-2004 Дом Celine продемонстрировал в Париже удивительные жакеты и пальто из лисицы, окрашенной в нежные карамельные цвета. Несмотря на полное отсутствие яркого эпатажа и незамысловатый крой, коллекция была принята с восторгом, и запомнилась публике. В следующем году практически каждый модный Дом использовал мех лисиц в своих показах, многие продемонстрировали яркие оригинальные решения. Джон Гальяно (John Galliano) для Дома Christian Dior использовал мех лисицы, крашеного с «растяжкой тона» в зеленый цвет на гигантских воротниках-коконах. Жан Поль Готье (Jean Paul Gaultier) придумал шокирующее сочетание цветов, соединив лиловое пальто и роскошную темно-рыжую опушку из обесцвеченной серебристой лисы. У Lanvin пальто, расшитое мехом лисы, разрезанной на «перья», производило впечатление огромной пушистой птицы. Серебристая, крестовка и лисица Golden Island встретились в пестром полосатом жакете от Missoni. Fendi и Roberto Cavalli использовали золотых лис в своих дьявольски соблазнительных моделях.

От Титовки до западной Лицы

Исследовательская работа на тему: «Мурманск – город-герой»

В соответствии с планом "Реннтир" ("Северный олень") горнострелковый корпус "Норвегия" в первые три дня после получения приказа о наступлении должен был вступить в Петсамо, захватить район никелевых разработок и защищать его вместе с финнами. Если же силы русских окажутся превосходящими, директива предписывала, "автоматически эвакуировать население этого района". Эта операция носила локальный, якобы превентивный (предупреждающий, предохранительный) характер, но имела важное значение, так как от ее исхода фактически зависела судьба военной промышленности Германии.

Вторая операция в Заполярье называлась "Голубой песец". По этому плану немецкие войска наступали через Титовку, Ура-Губу к Полярному и Мур-манску. Захват баз Северного флота и блокада Мурманска были главными пунктами данного плана.

Третья, и одна из главных операций в Заполярье, называлась "Черно-бурая лиса", ее детальная разработка завершилась 27 января 1941 года. Спустя полтора месяца (17 марта) Гальдер записал в дневнике:

"Наступательная операция "Зильберфукс" ("Черно-бурая лиса"). 2-я горная дивизия наступает на Полярное: одна финская дивизия (12-я бригада) и одна немецкая дивизия наступают от Кемиярви на восток".

Тогда же начинал операцию стоящий на кандалакшском направлении 36-й корпус. Он должен был прорвать оборону на границе в районе Куолаярви и выйти к Белому морю у Кандалакши. В результате Кольский полуостров оказался бы отрезанным от центра страны. Затем корпус шел на Север, к Мурманску, и помогал осуществлять операцию "Голубой песец".

Операция "Ловля лосося" была разработана позже, в 1942 году. Фашисты запланировали ее для того, чтобы перерезать Кировскую железную дорогу у Кандалакши. И наконец, операция "Луг": предусматривала захват Рыбачьего.

Утром 1941г. в мирную жизнь мурманчан ворвалась война. 22 июня германские самолеты сбросили на Мурманск первые бомбы. На сухопутной границе Заполярья в первые дни войны было относительно спокойно. Многие мурманчане даже подумали: "Возможно, Финляндия не выступит против СССР? Может быть, урок войны 1939-1940 годов пошел ей на пользу?" Но эти надежды лопнули 26 июня. Финляндия объявила войну, и уже через день ее войска попытались прорвать советскую границу около Куолаярви, правда безуспешно.

До последнего патрона, до последней гранаты сражались пограничники, принявшие на себя первый удар противника. Особенно тяжело пришлось 6-й погранзаставе Озерковского отряда, которая под руководством лейтенанта Яковенко отражала яростный натиск егерей. На окопы пограничников пикировали немецкие самолеты, заставу обстреливали из пушек и минометов. С каждым часом бойцов становилось все меньше, но бой продолжался. Враги предлагали оставшимся в живых сдаться, но ответом были пулеметные очереди. Застав дрался до конца. Много лет спустя была найдена прощальная записка парторга Гольтунова: "Нас здесь три коммуниста. И пока будет в живых хоть один, фашисты не пройдут".

Молниеносного прорыва обороны у гитлеровцев не получилось. Самоотверженно сражались советские пограничники, пехотинцы и артиллеристы. Много было уничтожено здесь вражеских солдат, но и красноармейцев и командиров полегло не мало. Отходили они от границы по приказу в двух направлениях: на север - к полуострову Средний и на восток - к реке Западная Лица. Отходили с боями, нанося ощутимые удары наседавшим егерям, зная, что на встречу им уже идет подмога - полки 52-й стрелковой дивизии и части 23-го укрепрайона, прикрывавшие с юга Рыбачий.

Главный участок фронта в боях за Мурманск проходил в июле 1941 года вдоль реки Западная Лица, от ее истоков и до устья. Это был наиболее протяженный и опасный участок фронта, ибо отсюда лежала кратчайшая дорога к Мурманску - всего 50-60 километров.

В целом обстановка на мурманском направлении складывалась для советских войск крайне неблагоприятно. Потери в людской силе в приграничных боях, отсутствие резервов, превосходство противника в авиации и маневренности, разобщенность и плохая связь между отдельными участками фронта еще более усложняли задачу обороны Мурманска.

В этой обстановке командование 14-ой армии и Северного флота приняло решение высадить с моря в тылу врага отряды пограничников, красноармейцев и краснофлотцев с целью отвлечь силы противника, заставить бросить на ликвидацию десантов войска, нацеленные на Мурманск. Главная задача этой операции заключалась в том, чтобы задержать наступление немецко-фашистских войск, дать возможность обороняющимся дивизиям принять подкрепление и усилить позиции на рубеже Западной Лицы.

Враг не изменил планов прорваться к Мурманску. 11 июля егеря возобновили наступление на самом северном участке заполярного фронта. На захваченных рыбачьих и своих надувных лодках они форсировали губу Большая Западная Лица, высадились в ее южном конце и стали углубляться в направлении на юго-восток.

И опять - уже в третий раз с начала войны (первый раз - 29-30 июня, второй - 6-8 июля) создалась угроза прорыва гитлеровцев к Мурманску и главной базе Северного флота - Полярному.

Фашисты встретили на подступах к Мурманску упорное сопротивле-ние. Кровопролитные бои шли за каждую сопку, за каждую удобную для прохода долину, буквально за каждый метр дороги. Вот тогда-то и вошли в солдатский лексикон мелкие названия "Чертов перевал", "Долина смерти", "Высота Неприступная" - места, где в непрерывных ожесточенных обе сто-роны несли большие потери.

Все три волны наступления горнострелкового корпуса на Мурманск были сорваны железной выдержкой и исключительной стойкостью советских пограничников, солдат и офицеров 14-й армии и пришедших на подмогу отрядов моряков.

К концу августа гитлеровцы закончили подготовку к новому генераль-ному наступлению на Мурманск.

Около 4 часов утра 8 сентября 1941 года фашисты перешли в новое наступление. При помощи артиллерийской и минометной поддержке горны-егеря начали штурмовать позиции советских войск. За 10 дней непрерывных боев подразделение северной группы гитлеровцев, несмотря на трехкратное превосходство в живой силе, лишь на четыре километра расширили плацдарм на восточном берегу Западной Лицы и, потеряв сотни солдат вынуждены были перейти к обороне.

Неувядаемой славой покрыла себя в эти сентябрьские дни сорок первого года 6-я батарея 143-го артиллерийского полка 14-й стрелковой дивизии. Когда началась война, батарея стояла на острове Кильдин, что у горла Коль-ского залива, готовая отражать высадку вражеского десанта.

Важную роль с сентябрьских боях за Мурманск сыграла дивизия народного ополчения, сформированная буквально в считанные дни. В ее состав влились мурманские ополченцы и бойцы истребительных отрядов, раненные и прошедшие лечение в госпиталях, призывники старших возрастов. Сентябрьское наступление врага на Мурманск провалилось. Дивизии 14-й армии Карельского фронта при поддержке Северного Фронта в ходе ожесточенных боев активными действиями измотали противника, обескровели его горно-егерские полки. 19 сентября 1941 года Совинформбюро сообщало: "В упорных боях на мурманском направлении наши части нанесли большие потери трем батальонам "СС" и двум немецким горно-егерским полкам. 136 и 137 немецкие горно-егерские полки потеряли около 1000 солдат и офицеров убитыми и свыше двух тысяч ранеными".

22 сентября 1941 года Гитлер подписал директиву ОКВ №36, в которой говорилось о временном прекращении наступления горно-стрелкового корпуса на Мурманск.

Вот в таком порядке сохранила события память участника обороны Советского Заполярья полковника запаса Н.И. Шапкина:

29 июня. Фашисты начали наступление на Мурманск. Фашистская авиация бомбила боевые порядки 14-й стрелковой дивизии, подразделения которой занимали оборону на северном участке границы.

К вечеру через мост из-за Западной Лицы потянулись повозки, санитарные двуколки с ранеными.

30 июня. В 13 часов донесся мощный взрыв. Огромный столб дыма поднялся к небу. Через несколько часов донесся мощный взрыв. Огромный столб дыма поднялся к небу. Через несколько часов стало известно: в районе Титовки наши взорвали склады, отходят. Последовал приказ - не допустить форсирования врагом Западной Лицы.

1 июля. Артиллерийские батареи заняли огневые позиции на восточных скатах "Чертова перевала", а часть пушек поставили на западных скатах по обеим сторонам дороги.

3-4 июля. Развернулись бои на подступах к Западной Лице. Вражеские бомбардировщики нанесли сильные удары по отходящим подразделениям 95-го и 112-го стрелковых полков.

5 июля. Около 9 часов немцы обрушили минометный огонь на скаты высоты за мостом, где укрепилась 6-я рота. Обстрел продолжался минут 20-25. Потом раздалась сплошная трескотня пулеметных и автоматных очередей: немцы пошли в атаку. Бойцы 6-ой роты не дрогнули, ответили огнем. Командира роты лейтенанта Сорокина ранило.

Развернув до двух пехотных батальонов, фашисты снова атакуют и обходят наш левый фланг, - доложил из-за реки политрук Абдуллин, заменивший командира роты. Егеря шли под прикрытием сильного минометного огня, но воины отразили их натиск. Немцы снова обрушили сильный огонь на позиции роты. Рота понесла потери. Но и вторую, и третью атаку немцев отбила.

Комбат доложил командиру полка майору Громову:

Дальнейшее сопротивление шестой роты за рекой не целесообразно.

Командир полка, взвесив обстановку, решил:

Боевое охранение отвести. Мост взорвать.

К вечеру фашистские егеря заняли все высоты по западному берегу. Некоторым группам их разведки удается просочиться на юго-восточные скаты "Чертова перевала", установить места для форсирования реки. Пулеметчики, заметив вражеских разведчиков, обстреляют их, мешают им переправиться.

По восточному берегу Западной Лицы на высотах, которые составляют цепь "Чертова перевала", укрепилась пулеметная рота 58-го полка. Она состояла из кадровых красноармейцев, сибиряков, алтайцев, большинство из них участвовало в боях с белофиннами. В каждом взводе свои снайперские пулеметные расчеты - Першина, Тарасенко, Столярова, Соловьева.

6 июля. Утром 18 фашистских "юнкеров" бомбят позиции полка. Фашисты, используя направление ветра с севера на юг, из района моста пускают дымовую завесу вдоль Западной Лицы. Она служит им для прикрытия форсирования реки.

Огонь! - и с высоты Круглая неожиданно для врага начинают строчить два "максима" Соловьева и Першина. Меткий огонь заставляет егерей откатиться.

Немцы пытаются форсировать реку в другом месте - у южных порогов. Пулеметчики Першин и Соловьев, не теряя ни минуты, снова открывают убийственный огонь.

Батальон егерей захватил юго-восточную сторону "Чертова перевала". Их атаки следуют одна за другой. Фашисты идут густыми цепями…

Труднее всего приходится 5-й стрелковой роте старшего лейтенанта Доценко, артиллеристам и пулеметному взводу лейтенанта Петренко. Командиры несколько раз поднимают свои взвода в контратаки. И враг наконец не выдерживая отходит.

К вечеру плато "Чертова перевала" было защищено от врага.

Нелегкой ценой доставалась победа нашим бойцам. Поэт - мурманчанин В. Семенов так писал об этом месте:

Жизнь и Смерть
В долину стекались.
Жизнь и Смерть
Лицом к лицу очутились.
Это здесь вставала Жизнь,
Спотыкаясь,
Коммунистами
Ощетинясь.
Чтобы гром опустошенный
Затих,
Чтобы снова
Потеплели
Закаты,
Здесь,
Над слоем вечной мерзлоты,
Слоем вечного тепла
Лежат
Солдаты.

По легенде, чернобурка приносит счастье всем, кто хоть раз ее видел, это очень редкое животное. Чернобуркой называют серебристо-черную и черно-бурую лисиц, которые представляют собой естественные мутации красных лисиц, распространенных в восточной части Северной Америки, в Канаде.

По сути, чёрный лис ничем не отличается от красного, результатом такого непривычного цвета для этого вида животных, является - меланизм. Фактически, это является противоположностью альбинизму - это развитие темного пигмента в коже или мехе животных. Таким образом, серебристо-черная лисица выглядит как хищное млекопитающее семейства псовых Vulpes Vulpes (лисица обыкновенная), вид которых мы привыкли видеть в красном окрасе.

Лисица обыкновенная и южноамериканская — родоначальники серебристо-черной и черно-бурой лисиц, которые являются мутантными формами. В природе чернобурка встречается главным образом в Северной Америке. В XIX веке эти лисицы иногда встречались в Лабрадоре, Мадлене и в скалистых регионах Пенсильвании, а также в диких районах Нью-Йорка. Иногда в штате Нью-Йорк встречалась пятнистая чернобурка. Чернобурки составляют более 8% популяции обыкновенной лисицы на территории Канады.

Родоначальницей современного стада серебристо-черных лисиц Советского Союза в основном является южноамериканская серебристо-черная лисица, которая была завезена к нам в конце 30-х годов. Однако в начале нашего века на частных фермах России наряду с красной разводилась и черно-бурая, ставшая к концу XIX в. весьма редко встречающимся зверем.

Но в XVIII в. она не была редкостью, доказательством чего служит герб города Сургута, утвержденный в 1785 г. На нижней части щита была изображена «...черно-бурая лисица: в знак изобильной ловли оных в округе сего города».

В России и СНГ разводят серебристо-черных лисиц. Серебристый волос размещается на спине, боках шеи, может размещаться на корне хвоста и ушах, а на нижней части туловища он отсутствует. Серебристый волос размещается и на морде вокруг глаз, образуя маску.

При скрещивании с красными лисами рождаются лисы с окраской бастардо или сиводушки.

Бастардо похожи на красных лисиц, но у них передние лапы черные до локтя, а на задних черная полоса проходит по наружному краю бедра. У красных лис передние лапы черные лишь до запястья. На верхней губе у бастард волос образует черное пятно в виде «усов». Отдельное черные волосы разбросаны по всему телу, особенно много его на хвосте, в результате чего он темнее, чем туловище.

Сиводушки имеют темную морду, более темную пигментацию, чем красные, между ушами и по хребту проходит черная полоса, которая опускается на лопатки и образует форму креста.

Черно-бурые или аляскинские серебристо-черные лисицы по фенотипу почти сходные с серебристо-черными, их даже не всегда можно распознать по пучкам бурого волоса в основании уха с внутренней стороны. Среди черно-бурых лис чаще, чем среди серебристо-черных, встречаются особи с буроватым оттенком или с бурыми пятнами за лопатками и у корня хвоста.

Черно-бурый лис Домино стал одним из героев «Рассказов о животных» американского писателя Сетон-Томпсона «Домино. История одного черно-бурого лиса». В 1973 году на киностудии Киевнаучфильм по мотивам произведения был снят художественный фильм «Домино», режиссер Игорь Негреску.