Почему ломается вакуумный усилитель тормозов. Как заменить вакуумный усилитель тормозов своими силами

Любой автомобиль, сходящий сегодня с конвейера автозавода, обязательно оснащается вакуумным усилителем тормозов, который давно стал неотъемлемой частью тормозной системы. Он предназначен для облегчения торможения, позволяя при небольшом физическом напряжении со стороны водителя, придать тормозной системе максимальное усилие, чтобы торможение оказалось эффективным.

Усилитель тормозов не отличается сложностью конструкции, поэтому проблемы с ним возникают не столь часто, а некоторые из них можно попробовать решить, не прибегая к замене всего узла. При необходимости провести ремонт, имеет смысл заранее приобрести ремкомплект вакуумного усилителя тормозов, включающий в себя части, подверженные наибольшему износу. Если усилитель в процессе ремонта авто демонтируется, многие специалисты рекомендуют провести замену этих деталей, что продлит срок безаварийной работы всего агрегата.

Устройство усилителя

Он представляет собой достаточно простое устройство, кожух которого внутри разделен на две половины герметичной мембраной, соединенной со штоком, ведущим к главному тормозному цилиндру всей системы. Первая камера усилителя сообщается с атмосферой, и в ней поддерживается обычное давление. Вторая камера является безвоздушной, и при работе двигателя в ней поддерживается вакуум, который и позволяет усилителю эффективно работать, передавая усиление от педали к тормозному цилиндру.


Для обеспечения возможности сообщения с атмосферой или источником вакуума, на корпусе имеется обратный клапан вакуумного усилителя тормозов. В качестве источника постоянного разрежения на работающем двигателе используется впускной коллектор. Этим объясняется тот факт, что устройство работает лишь при включенном моторе. После его остановки, внутри усилителя сохраняется разрежение, которое вскоре пропадает.

Самостоятельное тестирование усилителя

Порой, явные признаки неработающего или плохо работающего усилителя тормозов заметить не так просто. Во избежание серьезных проблем с этим устройством, периодически следует выполнять элементарные диагностические мероприятия.

  1. На заглушенном авто нужно несколько раз нажать педаль тормоза, что позволит выровнять давление в камерах. При последующих нажатиях не должно раздаваться посторонних звуков: скрипа или скрежета, которые говорят о начинающихся проблемах с мембраной или пружиной, возвращающей ее в первоначальное положение.
  2. После нескольких нажатий на педаль следует зафиксировать ее в нажатом положении, и завести автомобиль. Если педаль после этого поднялась, система полностью исправна, если осталась утопленной в пол - проблемы с усилителем серьезные, и без вмешательства уже не обойтись.

После этого, особенно, если отмечаются некоторые тревожные симптомы, следует внимательно осмотреть шланг вакуумного усилителя тормозов и его фланец. При многолетней эксплуатации авто шланг может износиться и потрескаться, а крепления могут потерять первоначальную герметичность - устройство с такими шлангами не в состоянии обеспечить эффективной работы, поскольку поддержание вакуума окажется невозможным.


Важно! Неисправный усилитель тормозов оказывает существенное влияние на мощность двигателя, постоянно снижая ее. Поэтому помимо снижения эффективности самого торможения, параллельно увеличивается расход горючего, двигатель может начать троить.

Возможные неисправности усилителя

Поскольку корпус устройства герметичен, внешние воздействия на внутренние его части просто исключены. Поэтому все неисправности или поломки вызываются естественными процессами старения или износа материалов. К числу наиболее часто встречаемых признаков неисправности вакуумного усилителя тормозов можно отнести следующие:

  • износ клапанов;
  • разрывы или трещины в самой диафрагме;
  • облом пружины;
  • износ/трещины в наружных шлангах, в т. ч. ведущих к коллектору впуска, обеспечивающему наличие вакуума в системе.

Для некоторых опытных автовладельцев неисправности вакуумного усилителя тормозов являются очевидными, а кто-то может несколько месяцев ездить на «троящем» моторе, с повышенным расходом топлива и не догадываться об истинной причине этого. Подсос воздуха через вакуумный усилитель тормозов, и связанное с этим падение мощности двигателя, может оказаться роковым при попытке совершить стремительный обгон, ведь быстрое ускорение часто оказывается просто невозможным.


Ремонт «вакуумника» своими руками

Конечно, этот узел не отличается особой сложностью, тем не менее, чтобы провести качественные ремонт самостоятельно, неплохо бы обладать хотя бы минимальными навыками в области слесарных работ. Перед тем как затевать ремонт вакуумного усилителя тормозов, в обязательном порядке необходимо ознакомиться с инструкцией по техническому обслуживанию этого агрегата. Это поможет избежать некоторых фатальных ошибок, приводящих к необходимости полной замены узла. Непосредственно сам ремонт не вызывает затруднений, и при соблюдении должной аккуратности, как правило, оканчивается успехом.

Алгоритм ремонта несложен:

  • ознакомление с инструкцией;
  • отключение устройства от педали;
  • демонтаж ВУС;
  • разбор корпуса и замена поврежденных элементов.

Следует помнить, что разборка вакуумного усилителя тормозов должна проводиться максимально аккуратно, избегая дополнительных повреждений крепежа или корпуса устройства. Все манипуляции необходимо выполнять в достаточно чистом, хорошо освещенном месте. Для новичков окажется нелишним запомнить все проводимые этапы разбора, чтобы впоследствии не ошибиться при сборке. Полезным окажется просмотр следующего видео:

Демонтаж усилителя тормозов

Прежде чем приступить к демонтажу, следует приготовить необходимый набор инструментов и ремнабор, если предполагается ремонт, а не замена. В последнем случае предварительно приобретается аналогичная модель меняемого узла. Из инструментов потребуется отвертка и пассатижи, накидные ключи, а также специальный ключ, позволяющий выкрутить тормозные трубы. Штуцеры и заглушки лучше сразу купить новые, и заменить их при обратной установке агрегата. Процесс демонтажа выглядит следующим образом.



Будет более удобно открутить узел вместе с крепежной рамой, и лишь после этого раскрутить и их. Если требуется замена вакуумного усилителя тормозов, то на раму устанавливается новый, прикручивается, и после этого вся конструкция устанавливается на место - останется лишь затянуть крепежные элементы, вернуть на место цилиндр и подключить все коммуникации к обоим узлам.

Вакуумный усилитель тормозов — довольно важная деталь тормозной системы и представить без него эффективную и качественную эксплуатацию педали нереально. По этому, информацией о самостоятельной проверке вакуумного насоса тормозов, должны интересоваться все автомобилисты. Именно об этом мы и поведаем в нашей статье.

Сомневаюсь, что среди читателей найдется такой водитель, у которого не было проблем с вакуумным усилителем. Если, когда вы нажимаете на тормозную педаль, то чувствуете, что необходимо приложить максимум усилий, значит, вакуумник вышел из строя. Располагается эта деталь под капотом, и к ней подсоединен главный цилиндр.

Сама конструкция механизма не является сложной. В эту деталь входит корпус, который делится на атмосферную и вакуумную ниши. Первая из них расположена ближе к тормозной педали.

Также, вакуумный усилитель отличается наличием камеры, соединенной с ним посредством обратного клапана и впускного коллектора.

Принципы работы вакуумного усилителя


В случае возникновения проблем с этим элементом, возникает прямое воздействие на управление транспортным средством. Автомобилист уже не чувствует былого комфорта, что иногда приводит к плачевным последствиям.

По этой причине, все автомобилисты должны знать, как правильно проверить механизм после его замены, а также, уметь своевременно понять, в чем заключается проблема. Проводить определение поломки необходимо на неподвижном автомобиле.

Для проверки вакуумного усилителя после его замены, требуется немного подкачать педаль тормоза с последующей ее фиксацией в середине. Затем нужно запустить мотор. Когда педаль опускается самостоятельно, значит, и устройство в порядке.


На автомашинах, которые имеют дизельный мотор, применяют, также, и вакуумный электронасос, постоянно обеспечивающий эксплуатацию усилителя. При остановке мотора, с помощью обратного клапана, коллектор и усилитель разъединятся, потому что вакуум-усилитель способен функционировать лишь при работающем двигателе. Если вакуумник вышел из строя, разъединение тоже произойдет.

Кроме того, вакуумный усилитель способен включать толкатель и возвратную пружину. Стоит сказать, что в конструкции EPS применяют активный усилитель тормозов, предназначенный для того, чтоб предотвращать перевороты машины на сильной скорости движения.

Поломка вакуумного усилителя тормозов

Теперь следует обратить внимание на неисправности этой детали, если производится восстановление вакуум-усилителя тормозов. Поломка этого элемента способна привести к печальным результатам, однако, не может вывести из строя всю систему. В этом случае, существенно затрудняется управление транспортным средством и приходится прикладывать дополнительные усилия при вдавливании педали тормоза. Наиболее часто вакуумный насос тормозов бывает неисправным по следующим причинам:


1.Если оборвался шланг, который соединяет этот элемент с коллектором аппарата, при этом, можно услышать, как шипит вакуумник.

2.При разрыве диафрагмы в середине корпуса.

3.Если резина клапанов вышла из строя.

Как проверить качество ремонта усилителя тормозов после работ на СТО

На самом деле, проверить этот элемент после ремонта в мастерской или его замены, совсем не сложно. В случае разгерметизации, в штуцер впускного коллектора начнет поступать воздух, что приведет к быстрому обеднению топливного вещества. Думаю, всем и так понятно, что произойдет дальше.

Существует несколько эффективных методов проверки вакуумного усилителя тормозов:

1.Что бы проверить качество ремонта, нужно несколько раз выжать педаль тормоза, когда мотор не работает. Затем, необходимо выжать педаль еще один раз, однако, посередине хода остановить ее и осуществить пуск мотора. Если педаль провалится во время выполнения процедуры, это будет означать нормальное функционирование вакуумного усилителя. В ином случае, ремонт придется повторить.


2. Необходимо заглушить двигатель и запустить его вновь через несколько минут. Далее, несколько раз нажимаем на педаль тормоза, прикладывая, при этом, обычные усилия. Если усилитель исправен, то педаль должна выжаться до упора при первом нажатии. Система должна сработать, а вакуум притянуть диафрагму, помогающею толкать поршень основного тормозного цилиндра через шток. После этого, при помощи клапана, давление в камере сравняется с атмосферным. При втором и следующих нажатиях педали, разряжению не будет откуда взяться, что будет делать ход педали все меньше. В случае, если не будет разницы между первым и другими нажатиями, значит, данное устройство не обеспечивает дополнительного усилия в основном тормозном цилиндре.

3. Кроме этого, профессионалы производят проверку способом визуального осмотра, обращая усиленное внимание на подтеки, которые образовываются на поверхности корпуса вакуум- усилителя и, исходя из этого, делают соответственные выводы об неисправности этой детали.

Инструменты-помощники для ремонта своими руками

Для того, что бы произвести ремонт усилителя тормозов вам потребуются следующий инструментарий:

1.Плоская отвертка.

2. Удлинитель.

3. Ключ-трещетка на тринадцать.


Ремонт вакуумного усилителя тормозов своими руками, ход работы поэтапно

1.Для начала необходимо демонтировать основной тормозной цилиндр.

2. После чего, мы переходим в салон, где нужно найти и открутить четыре гайки возле педали тормоза.

4. Следующим этапом будет вдавливание на шток отверткой в сторону, в которую он снимается.

5. Теперь можно выйти из салона и снять вакуумный усилитель, потому что его больше ничто не держит.

Далее необходимо продиагностировать извлеченный элемент и при возможности произвести ремонт, однако, лучше предоставить это дело профессионалам, так как лишь они способны сделать это правильно. Зачастую, вакуум-усилитель тормозов меняют на новый.


Если из строя вышла манжета, что случается довольно часто, необходимо осуществить ее замену. Ее можно купить вместе с новым вакуумником. Заменить манжет можно не снимая вакуумный усилитель с транспортного средства.

Для начала работы нам необходимо расшплинтовать ось и отсоединить от педали тормоза вилку толкателя. Ознакомится с деталями этого процесса можно немного выше. После, нужно снять защитный чехол и извлечь прижимную втулку с опоры толкателя. Удалить, также, необходимо воздушный фильтр. Теперь мы берем обычную вязальную спицу и извлекаем манжету и стопорную шайбу. Требуется ее осмотреть и принять решение. В случае, если деталь слишком изношена, ее необходимо заменить на новую. Манжету необходимо смазать литолом и произвести обратную сборку в том же порядке.

Теперь требуется вымереть длину штока вилки. Для автомобилей, которые имеют руль с левосторонним управлением, длина штока должна оставлять 160 миллиметров, а для машин с правосторонним управлением руля — 120 миллиметров. Если не подошла длина, усилитель придется заменить.


Для начала необходимо установить элемент, но толкатель закреплять не следует. После этого, нужно затянуть два болта, на которых крепится усилитель тормозов и установить основной тормозной цилиндр. Затем следует закрепить две гайки крепления в тормозном цилиндре и проверить, надежно ли он зафиксирован. Также, необходимо убедится, что держатель-распорка расположена там, где он должен быть. Далее, нужно вмонтировать толкатель в вакуумник и нажать на педаль для соединения толкателя и усилителя.

Когда вы меняете вакуумный усилитель, важно не забыть долить необходимое количество тормозной жидкости в бак, если ее уровень низкий.

Вакуумный усилитель тормозов — устройство, предназначенное для существенного снижения нагрузки, необходимой для нажатия на педаль тормоза. Это обеспечивает комфортную езду и большую безопасность в экстремальных ситуациях.

Он устанавливается на всех современных автомобилях, что позволяет снизить необходимую нагрузку на педаль тормоза. Это относится и к экстремальным ситуациям, где она снижается почти в 2 раза. Однако, усилитель очень часто используется, из-за чего его износ происходит гораздо быстрее многих деталей автомобиля.

Как работает вакуумный усилитель

Конструкция вакуумного усилителя совмещена с главным тормозным цилиндром. Она проста, усилитель делится на несколько частей, обеспечивающих весь его функционал. Среди его компонентов отмечают несколько основных.

Корпус усилителя , состоящий из вакуумной и атмосферной части.

Атмосферная камера , которая в исходном положении соединена с вакуумной камерой, а при давлении на педаль тормоза — с внешней средой.

Вакуумная камера , которая соединяется с коллектором через обратный клапан. При остановке двигателя проводится разъединение усилителя и коллектора, так что он работает лишь при включенном зажигании.

Интересно! На дизельных двигателях для работы устройства применяют вакуумный насос.

Толкатель — элемент, соединяющий педаль тормоза и следящий клапан.

Диафрагма — мембрана, обеспечивающая приток тормозной жидкости к цилиндрам посредством поршня.

Возвратная пружина , которая возвращает диафрагму в первоначальное состояние после торможения. Также возможно применение электромагнитного привода штока вместо пружины.

Однако по факту его конструкция куда сложнее и включает более 15 действующих элементов, что зависит от отдельной модели устройства.

Основными действующими элементами здесь являются камеры. Диафрагма стоит в середине конструкции, на которую воздействует давление с этих двух частей. Но во время нажатия педали вакуумный канал перекрывается, а атмосферный — открывается. В результате на диафрагму воздействует давление. Это приводит к тому, что возвратная пружина постепенно начинает сдавливаться, то влияет на поршень цилиндра.

Хотя конструкция может показаться трудной для восприятия, работа здесь элементарна и основана на разнице давлений. В результате все сводится к одному: сильнее давишь — быстрее тормозит. Поэтому одной из регулярных поломок является разгерметизация одной из частей вакуумного усилителя.

Проверка вакуумного усилителя

Проверка проводится достаточно просто и заключается в тестировании педали тормоза. Если в ней возникли неполадки, то это моментально ощущается даже неопытному водителю. Для нажатия потребуется гораздо больше усилий, нежели это было нужно ранее.

Проверка начинается при неработающем двигателе. Необходимо сделать несколько нажатий на тормоз, после чего удержать его некоторое время в таком положении. Далее двигатель заводиться и проверяется педаль. Если она нормально продавливается, то усилитель исправен.

Среди наиболее частых поломок усилителя тормозов отмечают:

  • поломку пружины;
  • повреждение диафрагмы;
  • повреждение шланга, подходящего к усилителю.

Есть еще несколько методов проверки, которые рекомендуется проводить во время диагностики усилителя.

Первый метод заключается в том, чтобы запустить двигатель и немного подождать, дав усилителю подготовиться. После этого стоит отключить двигатель и проверить педаль несколькими нажатиями. Если усилитель исправен, то первое нажатие будет облегчено его действием. После этого с каждым нажатием усилий необходимо все больше. Под конец тяжесть педали застынет на одном месте. Если все прошло согласно плану, то усилитель исправен.

Если же первое и дальнейшие нажатия отличаются по «тяжести», то устройство не работает должным образом.

Второй метод начинается с выключенного двигателя. Педаль несколько раз нажата, чтобы полностью разрядить ее. В результате она выжимается, а двигатель заводится. При исправном усилителе педаль должна опуститься, что заметно при усилии ноги. Если же педаль не сдвинулась с места, то усилитель тормозов неисправен.

Такие тесты выявляют лишь существенные поломки устройства. Они неэффективны, если усилитель сломан частично (нарушена его герметичность или целостность мембраны). Для выявления таких неполадок используется третий метод.

Метод заключается в том, чтобы надавить на педаль тормоза и заглушить двигатель, при этом не отпуская ее. Необходимо удерживать педаль приблизительно полторы минуты. Если нарушена герметичность системы, то давление в вакуумной камере возрастет. В результате механизм будет поднимать тормозную педаль, что будет заметно водителю.

Если эти методы не дали положительных результатов поломки, то усилитель тормозов работоспособен и не имеет проблем. Если же нет уверенности в результатах тестирования, то рекомендуется обратиться в сервисный центр. Там проведут комплексную диагностику тормозной системы и определят поломку, если таковая имеется.

Ремонт вакуумного усилителя

Если обнаружилась поломка этого элемента, то ее необходимо устранять. Ведь тормозная система крайне важна для безопасности водителя и пассажиров. Автомобиль можно отдать в сервис, а можно решить проблему самостоятельно. Для этого нужно извлечь механизм и найти причину неполадок.

Устройство извлекается в несколько шагов:



После этого, полученное устройство изучается на предмет поломок, разбирается и тщательно анализируется. Но в большинстве случаев легче заменить его на новое, ведь их стоимость относительно невысока.

Чаще всего у усилителя повреждается манжета. Заменить ее достаточно просто, для этого даже нет нужды извлекать устройство с автомобиля. Замена проводится следующим методом:

  1. Ось расшплинтовывается, вилка толкателя отсоединяется от педали.
  2. Снимается защитный чехол, извлекается прижимная втулка и воздушный фильтр.
  3. Извлекаются стопорная шайба и манжета.

После этих этапов проводится осмотр манжеты на пример изношенности или повреждений. Если ее состояние плохое, то проводится замена на новую. Новая манжета смазывается литолом, сборка проводится в обратном порядке.

В этом процессе практически все детали можно снять и заменить на новые. Усилитель состоит из многих комплектующих, поэтому его поломка зачастую связана с повреждением или износом одного из них. Простая замена решает проблему, при этом нет нужды приобретать новое устройство.

Замена диафрагмы

Нередко поломка усилителя тормозов возникает из-за повреждения диафрагмы. Это обширная мембрана, которая является барьером между двумя камерами. Однако изготовлена она из слабого материала, который легко повреждается при неаккуратном вождении. В результате необходима полная замена устройства, ведь редко сервисы заменяют диафрагму из-за низкой стоимости усилителя.

Замена диафрагмы состоит из нескольких этапов:



Это позволит существенно снизить расходы, ведь стоит такой ремонт от силы 20% стоимости самого устройства. Причем другие детали зачастую даже не износились, проблема лишь в порвавшейся резинке.

Что делать при поломке устройства?

После проведения диагностики стоит обратиться к специалистам. Они обеспечат полный комплекс проверок и найдут неполадку в устройстве. Однако такой метод неэффективен по одной причине — стоимость диагностики может превысить стоимость вакуумного усилителя. Поэтому рекомендуется несколько вариантов:



Зачастую поломки в таких конструкциях несущественны и могут легко исправляться мастером, но стоимость ремонта по сравнению с временными затратами попросту слишком высока. Поэтому целесообразно будет остановиться на трех предложенных вариантах.

Проверка усилителя тормозов — посильная задача, состоящая из нескольких тестов. Они позволят выявить как полные поломки устройства, так и нарушение его изоляции. Следуя приведенным советам, новичок без труда найдет проблему в механизме, однако гарантии ремонта нет. Легче купить новый усилитель.

А для более детального разбора способов проверки устройства рекомендуется посмотреть это видео. В нем детально описаны методы диагностики усилителя тормозов и предоставлены пояснения к ним:

Сложно представить себе работу тормозов без вакуумного усилителя тормозов. Работу этого устройства сложно переоценить, однако оно, как и все прочие «не застраховано» от поломки. Сегодня я предлагаю поговорить об основных неисправностях вакуумного усилителя тормозов и способах их устранения.

С одной стороны ремонт вакуумного усилителя тормозов не представляет собой ничего особо сложного, в случае если вы решили произвести ремонт этого устройства своими руками. Самое главное учесть все конструктивные особенности конкретной марки автомобиля, сам же принцип проведения ремонта ничем особо не отличается.

Немного об устройстве вакуумного усилителя тормозов.



Конструктивно вакуумный усилитель тормозов представляет собой один блок, объединенный с ГТЦ. Для продвинутого автомобилиста устройство этого агрегата не покажется сложным. Корпус разделен на две части: вакуумная часть расположена со стороны главного тормозного цилиндра, атмосферная - со стороны педали тормоза.

Вакуумная камера соединяется с впускным коллектором при помощи обратного клапана, который является источником разряжения. Чаще всего вакуумный электронасос используется в дизельных двигателях с той целью, чтобы работа вакуумного усилителя была постоянной. В случае остановки двигателя, вакуумный усилитель разъединяется с коллектором посредством обратного клапана, именно поэтому вакуумный усилитель тормозов очень зависим от работы мотора и способен функционировать только при рабочем двигателе.

После активации педали тормоза посредством следящего клапана, атмосферная камера соединяется с вакуумной камерой и атмосферой. Педаль тормоза связана с толкателем, за счет которого и происходит перемещение следящего клапана. Диафрагма соединяется со штоком ГТЦ со стороны вакуумной камеры, благодаря ей происходит нагнетание тормозной жидкости поршнем к рабочим цилиндрам.

Возвратная пружина возвращает диафрагму в исходное положение после окончания торможения. Конструкция усилителя может также содержать электромагнитный привод штока. В системе ESP используется активный усилитель тормозов, основное его предназначение - предотвратить опрокидывание.

Возможные неисправности вакуумного усилителя тормозов .

Прежде всего внимание следует акцентировать на неэффективной работе тормозной системы, то есть ухудшение управления транспортным средством (ТС), необходимость прилагать больше усилий для того, чтобы произвести торможение. Классическими считаются следующие неисправности:

1. Неисправности внутри самого вакуумного усилителя (разрыв диафрагмы или старение резины клапанов). В этом случае клапан будет травить воздух.

2. Разгерметизация или полный обрыв шланга, который соединяет коллектор двигателя с вакуумным усилителем тормозов. Как правило, такая неисправность сопровождается шипением этого устройства. В обязательном порядке произведите проверку герметичности хомутов, а также шланга на предмет трещин и разрывов.

Как самостоятельно проверить вакуумный усилитель тормозов?


1. Если мотор стал работать неровно (с перебоями или троит), необходимо диагностировать исправность вакуумного усилителя. Нередко разгерметизация сопровождается подсасыванием воздуха в патрубок впускного коллектора воздуха, в результате, воздушно-топливная смесь, поступающая в цилиндры, резко обедняется.

2. Как вариант, можно попытаться диагностировать неисправность и таким макаром: произведите 5-6 качков педалью тормоза при «заглушенном» двигателе. После этого посредине хода произведите фиксацию педали, затем запустите мотор. В случае если педаль провалилась во время запуска - вакуумный усилитель можно считать рабочим. Если же педаль осталась неподвижной - необходим ремонт или полная замена вакуумного усилителя тормозов.

3. Проведите визуальный осмотр, и внимательно присмотритесь, нет ли на корпусе вакуумного усилителя каких-либо подтеков.

Многих автолюбителей интересует, как проверить вакуумный усилитель тормозов, потому что эта деталь играет важную функцию в работе тормозной системы. Эффективность и исправность которой напрямую влияет насколько безопасной будет поездка в автомобиле. В статье я расскажу, как устроен вакуумный усилитель тормозов, по каким признакам обнаружить его неисправность и как правильно выполнить его настройку и ремонт.

В автомобилях старого поколения приходилось отжимать педаль, прилагая усилие в 80 килограммов. С появлением вакуумного усилителя тормозов (ВУТ) педаль тормоза стало легко нажиматься без больших усилий. Если же на педаль приходится сильно жать, это значит, что ВУТ вышел из строя.

Сначала я расскажу, как устроен вакуумный усилитель тормозов. Расположен он под капотом и соединен с главным тормозным цилиндром (ГТЦ), объединяясь с ним в единый блок. Корпус ВУ состоит из 2-х частей: вакуумной и атмосферной. Атмосферная расположена ближе к педали, а вакуумная расположена со стороны цилиндра.

Вакуумная часть соединяется с впускным коллектором обратным клапаном. Коллектор является источником разряжения. В дизельных двигателях для постоянной работы ВУТ часто применяется вакуумный электрический насос. Благодаря обратному клапану при остановке двигателя происходит разъединение коллектора с вакуумным усилителем. ВУТ работает лишь с включенным двигателем. Если ВУТ выйдет из строя, то произойдет аналогичное разъединение.

В исходном положении следящий клапан служит для соединения атмосферной камеры с вакуумной и с атмосферой, если активируется педаль тормоза. В свою очередь педаль связана с толкателем. С его помощью перемещается следящий клапан. Шток главного тормозного цилиндра соединяется со стороны вакуумной камеры с диафрагмой. Толкатель увеличивает давление тормозной жидкости благодаря поршню к тормозным цилиндрам.

С помощью возвратной пружины диафрагма возвращается в свое исходное положение, когда заканчивается процесс торможения. Конструкция усилителя может быть оснащена электромагнитным приводом штока. Если на авто установлена система ESP, то на ней установлен активный усилитель тормозов, предотвращающий опрокидывание.

В общем, работа ВУ осуществляется за счет разности давления, которое образуется в обеих камерах. Благодаря этой разнице двигается толкатель, заставляя двигаться шток поршня ГТЦ. Таким образом, устройство ВУТ не представляет ничего сложного, поэтому с проверкой вакуумного усилителя тормозов сможет справиться даже начинающий автолюбитель.


Признаки неисправности

Важно отметить, что неисправность ВУТ не выводит из строя тормозную систему, она продолжает функционировать, но при этом автомобилем тяжелее управлять и водителю приходится прилагать больше усилий при торможении.

Среди возможных неполадок вакуумного усилителя тормозов можно выделить следующие:

  • Разрыв или разгерметизация шланга, соединяющего ВУТ с коллектором двигателя. При этом можно услышать характерное шипение. В этом случае следует проверить качество затяжки хомутов и целостность шланга, на нем не должно быть трещин и разрывов.
  • Возможны поломки внутри ВУ. Может выйти из строя клапан. Со временем он твердеет, а из-за износа резины, может разорваться упругая перегородка. Возможен разрыв диафрагмы.

Существует несколько способов, как проверить вакуумный усилитель тормозов. Если троит двигатель, то прежде чем бежать за новыми свечами, надо провести диагностику ВУ. Разгерметизация приводит к тому, что воздух попадает во впускной коллектор, это создает проблемы с воздушно-топливной смесью, так как она резко обедняется.

Второй способ диагностики заключается в том, что надо сделать до шести cкачков педалью тормоза, когда мотор находится в неработающем состоянии. Затем педаль следует зафиксировать на середине хода и завести мотор. Если педаль провалится во время запуска, то усилитель исправен. Если же она останется неподвижной, то необходимо либо заменить ВУТ, либо сделать его ремонт. При визуальном осмотре корпуса ВУТ надо особое внимание уделить наличию потеков на нем. Если они есть, то надо искать причину их появления.


Периодически надо проводить регулировку ВУТ. Она состоит в настройке педали тормоза: ее свободного хода. Для этого настраивается длина штока. Регулировка длины штока приводит к появлению определенного зазора, определяющего степень давления на тормозной цилиндр. Выступ или зазор выставляется с помощью болта, который должен выступать над поверхностью вакуумного усилителя на 7,1 мм. Если показатель завышен, то у педали будет больший ход, если занижен – автомобиль будет произвольно притормаживать, что будет напоминать движение на ручном тормозе.

Правильная настройка момента срабатывания вакуумного и атмосферного клапанов осуществляется с помощью регулировочного винта. Благодаря ему педаль тормоза возвращается в первоначальное положение. Если винт перетянуть, то педаль будет медленно возвращаться, если он будет слишком ослаблен, то педаль окажется без действия ВУТ. Чтобы затормозить, придется приложить большое усилие.

Технология ремонта

Для ремонта ВУТ понадобится стандартный набор инструментов: плоская отвертка, ключ с головкой на 17, удлинитель.

Сначала снимаются набивка и накладка лобового стекла в тормозном отсеке. Трубки, которые соединяются с ГТЦ, отсоединять не стоит, чтобы исключить попадания воздуха в гидросистему. Затем, воспользовавшись ключом на 17, надо отсоединить главный тормозной цилиндр. Снимать его надо наклоняя вперед так, чтобы не перегнулись тормозные трубки. При этом надо обязательно отсоединить шланг от усилителя.


После демонтажа ГТЦ переходим в салон. С обеих сторон от педали тормоза находим четыре гайки и откручиваем их. С помощью плоской отвертки вытаскиваем скобу, которая фиксирует педаль. Затем надо надавить отверткой на шток с той стороны, с какой он снимается. Теперь можно беспрепятственно извлечь ВУТ.

Видео «Замена вакуумного усилителя тормозов»

На записи показан процесс замены вакуумного усилителя тормозов.