Юрий кучиев ледокол арктика. Лицо кавказской национальности - Юрий Кучиев. Награды и Звания

Сбылась многовековая мечта человечества - достигнут Северный полюс на надводном судне. И осуществили ее впервые советские люди 17 августа 1977 года в 4 часа по московскому времени...
Теперь трудно выделить кого-нибудь из команды. И все же нельзя не сказать о капитане - опытном, высокоэрудированном ледовом кормчем Юрии Сергеевиче Кучиеве. Он вобрал в себя, проходя долгие арктические университеты, знания многих известных полярных капитанов.
9 августа 1977 года в восемь часов вечера жители Мурманска торже­ственно проводили «Арктику» в особый рейс...
Достигнуть цель предполагалось 25 августа. Уже с первых дней график начал уплотняться. Корабль показал в деле превосходные ходовые качества. На некоторых участках, круша полуторакилометровые льды, атомоход шел со скоростью четырнадцать узлов в час. Безусловно, встре­чались и трудности. Корабль заклинивало. Выбираясь из плена, богатырь напрягал всю свою мощь, вибрируя стальным корпусом...
- Мы должны сделать все, чтобы вернуться из этого рейса с побе­дой,- лаконично сказал капитан «Арктики» Ю. С. Кучиев. И полярники блестяще выполнили поставленную перед ними задачу. Северный полюс оказался под килем «Арктики» на восемь дней раньше намеченного срока: в четыре часа по московскому времени 17 августа 1977 года. Свершилась давняя мечта многих поколений моряков, стремившихся тропой первопроходцев в загадочный и грозный мир ледяного безмолвия.
Кучиев - исключительно одаренный от рождения человек, но судьба его типична для юноши тридцатых годов. Почему он мечтал об авиации? Вспомним: пятый океан становился своеобразным символом молодой страны Советов, рвущейся к высотам социального, экономического, тех­нического развития... В 1964 году Ю. С. Кучиев встал на капитанский мостик атомохода «Ленин». Одним из почетных гостей команды корабля был первый космо­навт планеты Юрий Гагарин. И в судьбах, и во внешнем облике двух знаме­нитых капитанов - простых, скромных, обаятельных - было много общего: Сыны трудового народа, они вели свои корабли дорогой первопроходцев. Один проложил космическую трассу, другому суждено было провести ко­рабль надводным путем к вершинам Земли.
Мысль эта окончательно созрела у Кучиева, когда он встал на капи­танский мостик атомохода "Ленин" "На таких судах можно пробиться на полюс" - сказал он тогда. Именно на нем он «разведал» подходы к север­ной точке планеты, когда проводил в восточный сектор Арктики ледокол "Владивосток"...
И вот со стапелей Балтийского завода сошел самый мощный в мире ледокол «Арктика». Длина корабля - сто пятьдесят метров. В его сталь­ном чреве упрятан атомный реактор в 75 тысяч лошадиных сил...
Встав на его капитанский мостик, Ю. С. Кучиев твердо решил: час штурма вершины Земли настал...
Шел по московским улицам, а думами был далеко от них, может, потому, что и за столом все разговоры крутились вокруг последнего собы­тия: «Арктика», управляемая им, капитаном Кучиевым, достигла Север­ного полюса. Атомный богатырь, первоклассный ледокол... Это и на устах, и в газетах.
Шагая по ночной столице, Кучиев думал о своих товарищах, с кем делил невзгоды последнего перехода. Какой бы богатырской ни была тех­ника, она - ничто, если бы не эти сильные духом, самоотверженные, пре­данные мечте люди.
Но давайте оставим Москву 26 августа и перенесемся на несколько дней назад...
На «Арктике» уже подняли трап, когда раздалась команда: - Убрать арбузные корки с полюса!
В этом приказе весь Кучиев. Если б можно, он и небо протер бы, чтобы звезды сильнее манили людей. Капитан мысленно увидел и тех, кто по пути сюда ел сапоги и собачину. Полюс, хоть и не храм, но под его мрач­ными сводами все должно оставаться возвышенным - и порыв души, и па­мять, и отношение к побежденному. Побежденной была Арктика.
Помню, тринадцать лет назад, когда Юрий Сергеевич пошел капита­ном на атомоходе «Ленин», он признался мне: «Хочу на полюс, знаешь, на таких судах можно пробиться...» Мечта окрепла, а луч надежды стал ярче с появлением "Арктики". Едва увидел ее у заводской стенки на нев­ской воде, как все в нем с той минуты нацелилось на поход к полюсу. Опыт­ный, наделенный талантом морехода, Кучиев вобрал в себя к тому времени, пройдя арктические университеты, знания многих известных полярных капитанов. Они готовили, подводили его к этому шагу, ибо тоже всегда жили мечтой - пробиться к Северному полюсу...
И 17 августа 1977 гада в четыре часа по московскому времени Юрий Сергеевич Кучиев впервые в истории мореплавания вывел надводное судно к Северному полюсу. Но подходы к нему ом «прощупал» еще шесть лет назад, когда на атомоходе "Ленин" проводил в восточный сектор Арктики ледокол "Владивосток"... А через несколько дней Юрия Сергеевича назначили на новый атомоход. Мы встретились с ним вскоре после этого. Он был всё таким же энергичным, как и в день нашего знакомства, все с той же безукоризненной щёточкой усов и гладковыбритой головой. Спросил его:
"Как мама?" - ибо хорошо помнил навигацию шестьдесят четвертого года, когда Кучиев часто обращался мыслями к матери... Маленькая певунья напоминала Юрию Сергеевичу о доме, семье, с которой он не видится по двести с лишним дней в году. Так, можно сказать, без отца, и выросли сыновья, дочь. Старший, Михаил,- аспирант физико-технического института. Сергей и Таня - двойняшки: он - авиатор, она учится на модельера. От отца дети впитали глубокое уважение к старшим, Прямота, честность, неумение юлить, откровенность - качества, воспитанные в них не самим Юрием Сергеевичем, а скорее - просто его примером...
А было ли когда-нибудь ему легко и может ли быть легко человеку, который почти всё время во льдах, который изо дня в день, из года в год видит одни и те же лица, а ведь человеку, как известно, даже курортная обстановка приедается. Все было у него нелегко... Рассказывал как-то об отце, красном партизане, руководителе одной из первых МТС в Северной Осетии. Рассказывал о горах, взрастивших его, о поднебесном ауле Тиб. Суровые приметы Ледовитого океана не заняли в его сердца того места, что отдано сахарным макушкам Кавказа...
У нега, привыкшего к северным холодам и невзгодам южанина, характер, закаленный высокими широтами. И все-таки он часто скучает по горам - джигит, виртуозно водящий ледокол, забравшийся на атомоходе на пик Земли...
О Кучиеве говорят по-разному. Одни, что он толковый, другие подчёркивают его волю, третьи - интуицию на людей. Да, он добрый и твердый, непонятный и открытый до конца, мягкий и требовательный, простой и сложный, мудрый и по-детски наивный. Так не бывает, чтобы все это уживалось в одном человеке? Чепуха! Бывает! Красив и привлекателен именно многогранностью.
Десятки лет пролежал один экспонат в музее, а в 1977 году отправился... на Северный полюс. Это старое, потрескавшееся от времени древко русского флага. Русский флаг мечтал водрузить на полюсе старший лейте­нант Георгий Яковлевич Седов. Но мечте этой так и не суждено было сбыться. Седов погиб по дороге к полюсу - в 1914 году. В тридцатые годы древко флага нашли на его могиле на Земле Франца-Иосифа, передали в музей. Сейчас старое древко флага вы увидите не среди экспонатов, рассказывающих об экспедиции на «Святом мученике Фоке», а рядом с Государственным флагом СССР, доставленным на полюс атомоходом «Арктика», рядом с капсулой с водой, взятой там, где сходятся все земные меридианы, с гидроазимутом, по которому определялся на атомоходе курс к вершине нашей планеты. Эти экспонаты передал в музей капитан «Арктики» Герой Социалистического Труда Юрий Сергеевич Кучиев. Экспозиция, посвященная этому рейсу «Арктики»,- одна из крупнейших в музее. Здесь множество фотографий, сделанных на полюсе 17 августа 1977 года... На одной из фотографий капитан Кучиев стоит на полюсе и держит в руках древко флага Седова. Однажды мы пришли в музей вместе с Юрием Сергеевичем Кучиевым. Взглянув на эту фотографию, капи­тан сказал:
- Это был один из самых счастливых дней моей жизни...
В Арктике о капитане Кучиеве говорили, что это один из самых риско­вых капитанов. Даже кто-то нарисовал карикатуру. Кучиев гарцует среди льдов на ледоколе, словно на осетинском коне... Перед самой войной к на­чальнику Управления полярной авиации Герою Советского Союза Марку Ивановичу Шевелеву пришел худощавый паренек. Пришел как к депу­тату - Марк Иванович был депутатом Верховного Совета СССР от изби­рательного округа, куда входила и Северная Осетия. Парень мечтал об авиации и обратился к человеку, который много летал,-он наверняка поймет. Поймет, что случилась беда - в авиационное училище не взяли. А как дальше жить, если мечта недостижима? Марк Иванович выслушал его и сказал:
- Знаешь, мой тебе совет - поезжай на Диксон матросом, поварись среди настоящих людей... Да и матери помощь будет.
5 июня 1941 года Юрий Кучиев был зачислен матросом на буксир «Василий Молохов» мощностью 400 лошадиных сил.
Спустя 36 лет он пришел на полюс на корабле мощностью 75 тысяч лошадиных сил - самом сильном в мире атомном ледоколе...
Кучиев взглянул на старую, 1964 года, фотографию - он всегда ее брал в плавание.
Гагарин был гостем первого в мире атомного ледокола "Ленин". Ку­чиев ходил на ледоколе дублером капитана. Несколько часов они провела вместе с Гагариным, Это были прекрасные часы: первый космонавт рас­сказывал разные веселые истории, расспрашивал про Арктику. Когда Гагарин и Кучиев, увлеченные разговором, сидели на диване, их кто-то и сфотографировал. Тогда Кучиев признался, что с детства мечтал стать летчиком. -- Товарищ командир,- удивился Гагарин,- зачем вам летчиком? Такой корабль! Да на нем же можно чудеса делать!
...Героя Социалистического Труда капитана Юрия Сергеевича Кучиева можно часто встретить на Балтийском заводе... Кучиев работает с проек­тировщиками, кораблестроителями: просматривает чертежи, дает советы, предлагает свои решения. Моряк, всю жизнь простоявший на капитанском мостике, привыкает сейчас к земле. Дело это трудное, особенно для чело­века с таким характером. И с чисто осетинским темпераментом он выстре­ливает словами:
- Меня на берегу раздражает всё. Я себя на берегу чувствую пре­скверно. Прескверно! Везде полно народу, какая-то неразбериха. Я не могу к этому привыкнуть. Я даже на завод хожу пешком - не езжу в автобусе. Минут сорок иду... А на море порядок, образцовый порядок. Там всё четко, размеренно. Человеку нельзя выбиваться из ритма, к которому он привык зе десятилетия. Нельзя!

Кучиев Юрий Сергеевич

Кучиев Ю. С. (1919 г. р.), капитан дальнего плавания, полярник.

1977 год, 17 августа. Первый в летописи мира русский атомный ледокол «Арктика», сломав тяжёлые льды, достигает Северного полюса, преодолев мощный ледовый покров Центрального полярного бассейна. За 29 суток пройдено 3852 миль (7600 км), из них 1300 – в тяжёлых льдах. Доказан высокий научно-технический уровень русского судостроения. На Северном полюсе опущена металлическая доска с изображением государственного герба нашей страны.

Ледокол «Арктика» имеет водоизмещение 23 400 тонн, мощность турбин энергоустановки – 75 000 л. с., осадка -11 м, скорость – 21 узел.

Из книги Ракеты и люди. Фили-Подлипки-Тюратам автора Черток Борис Евсеевич

Фото 30. Юрий Сергеевич Быков Юрий Сергеевич Быков

Из книги СССР без Сталина: Путь к катастрофе автора Пыхалов Игорь Васильевич

Глава 8 НАШ НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ Бог покарает Никитку. Никто после его смерти слова доброго о нём не скажет. А на Страшном суде сам Сталин выступит против него. Старики деревни Белый Раст Дмитровского района Московской области Представим себе человека, чьи знания о Хрущёве

Из книги Герои 1812 года автора Ковалев Константин

Дмитрий Сергеевич Дохтуров …И Дохтуров, гроза врагов, К победе вождь надежный! В. А. Жуковский IО детских годах выдающегося русского полководца, героя Отечественной войны 1812 года, известно немногое. Родился Дмитрий Сергеевич Дохтуров 1 сентября 1759 года в семье

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Юрий II - Юрий I Долгорукий Существует еще и Юрий III. Он стал великим князем Владимирским в 1317 году, то есть спустя 99 лет после начала повторного владимирского княжения Юрия II. 1189 Рождение Юрия 1090 Рождение Юрия 99 1212 Юрий становится великим князем Владимирским 1149 Юрий

автора Стригин Евгений Михайлович

Грачев Павел Сергеевич Биографическая справка: Павел Сергеевич Грачев, 1948 года рождения, уроженец Тульской области. Образование высшее, в 1969 году окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. Ленинского комсомола, в 1981 году - Военную академию им. М. В.

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Павлов Валентин Сергеевич Биографическая справка: Валентин Сергеевич Павлов родился 26 сентября 1937 года в Москве. Образование высшее, а 1958 году окончил Московский финансовый институт.В 1986 году стал первым заместителем министра финансов СССР. В 1986–1989 годы председатель

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Плеханов Юрий Сергеевич Биографическая справка: Юрий Сергеевич Плеханов родился в 1930 г. в Москве. Окончил Московский заочный педагогический институт. 1964–1965 годы - референт Отдела ЦК КПСС. 1965–1967 годы - секретарь Секретаря ЦК КПСС. 1967–1970 годы - старший офицер приемной

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Столяров Николай Сергеевич Биографическая справка: «Родился 3 января 1947 г. в д. Александровка Калинковичского р-на Гомельской области. В 1969 году окончил высшее военное училище летчиков, в 1977 г. - Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, кандидат философских наук,

Из книги Как Брежнев сменил Хрущева. Тайная история дворцового переворота автора Млечин Леонид Михайлович

Наш Никита Сергеевич В тот сентябрьский день 1971 года, когда Хрущева повезли в больницу, откуда он уже не вернется, по дороге Никита Сергеевич увидел посевы кукурузы. Огорченно заговорил, что не так посеяли, урожай мог быть больше. Жена, Нина Петровна, и лечащий врач просили

Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Станиславский Константин Сергеевич Настоящее имя – Константин Сергеевич Алексеев (род. в 1863 г. – ум. в 1938 г.) Русский актер, режиссер, педагог, теоретик и реформатор современного театра. Основатель и первый руководитель Московского художественного театра. Народный

автора

Барабанов Михаил Сергеевич Родился в 1919 г. После окончания Борисоглебского аэроклуба получил направление в Краснодарскую военную авиационную школу.Во время ВОВ сражался в составе трех полков - 286-го, 45-го и 15-го иап. Отличился в Керченской операции. Воевал на Кубани, в

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Иванов Сергей Сергеевич Родился в 1920 г. в деревне Самычено Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. После окончания в 1941 г. Батайской военной авиационной школы был направлен в действующую армию.Иванов с июля 1941 г. был в составе 73-й иад, с июля 1942 г. - пилот 590-го иап, затем

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Куманичкин Александр Сергеевич Родился 26 августа 1920 г. в поселке Баланда, ныне город Калининск Саратовской области. В 1930 г. с семьей переехал в Москву. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, аэроклуб. В 1938 г. был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую окончил

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Макаров Аркадий Сергеевич Родился 6 марта 1917 г. в Самаре. Окончил 7 классов и рабфак. В 1938 г. окончил Качинскую военную авиационную школу.На фронте Макаров с августа 1941 г. Воевал на истребителях МиГ-3, Як-1, Ла-5, Ла-7. К сентябрю 1943 г. командир звена 32-го гиап гвардии лейтенант

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Нагорный Виктор Сергеевич Родился 26 октября 1922 г. в селе Угроеды Харьковской губернии. Окончил 7 классов, работал на заводе в Сумах, занимался в аэроклубе. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу в 1941 г.Год служил в летной школе инструктором и в августе 1942 г. в составе

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Пушкин Александр Сергеевич 1820 год. Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837), русский писатель. Он едет в Русский Крым, где пишет поэму «Бахчисарайский фонтан».1829 год. Он путешествует в Арзрум, в Тифлис, в действующую русскую армию, в Георгиевск (Пятигорск). Далее –

Кучиев Юрий Сергеевич

(26.08.1919-14.12.2005)

Выдающийся советский ледовый капитан,

Родился в ауле Аиб ныне Алагирского района республики Северная Осетия – Алания. Во время Гражданской войны его отец был красным партизаном, затем директором Ардонской машино-тракторной станции, вырос до поста наркома земледелия республики. В 1938 году он был арестован и расстрелян. Клеймо сына врага народа помешало Кучиеву поступить в летную школу.

Незадолго до войны Кучиев, заручившись рекомендательным письмом от самого Марка Ивановича Шевелева, уехал на Диксон. Начал работу в Арктике матросом буксира «Василий Молоков», плавал младшим офицером на различных судах, в 1943/1944 гг. зимовал на Диксоне.

После окончания в 1944 году курсов штурманов малого плавания Кучиев стал 3-им помощником капитана ледокольного парохода «Таймыр», участвовал в конвоях, после войны вплоть до 1962 года работал помощником капитана ледоколов «Ермак», «Малыгин», «Сибиряков», «Илья Муромец», «Красин».

В 1963 году Кучиев заочно окончил ЛВИМУ имени С.О. Макарова, после чего занимал уже капитанские должности: 1964-1971 гг. – дублер капитана и капитан атомохода «Ленин», 1966-1968 гг. – капитан ледокола «Красин». Вершиной производственной карьеры Кучиева была должность капитана атомохода «Арктика», которую он занял в 1971 году, когда судно еще только строилось. До момента его вступления в строй капитан сформировал прекрасно обученную и слаженно работающую команду. Он провел весь комплекс испытаний атомохода и добился принятия его комиссией с оценкой «отлично». В 1976 году «Арктика», ведомая Кучиевым, вызволила из ледового плена ледокол «Ермак» с сухогрузом «Капитан Чижевский» и ледокол «Ленинград» с транспортом «Челюскин».

17 августа 1977 года произошло событие, навсегда вписавшее имя атомохода «Арктика» и его капитана в историю исследований Арктики. Впервые надводное судно в активном плавании сумело достичь северного полюса. Из Мурманска курс был проложен . Умелая проводка, максимальное использование мощностей судна, постоянная авиационная ледовая разведка позволили осуществить этот рейс за тринадцать суток вместо запланированных двадцати восьми. Прошло почти пятнадцать лет до той поры, когда полюса достигло иностранное судно. Успех «Арктики» способствовал ускоренному развитию советского атомного ледокольного флота. За этот исторический рейс Кучиев был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением и золотой медали «Серп и Молот». Кроме того, заслуги Кучиева были отмечены орденами и и несколькими медалями, в том числе «

Умер в Санкт-Петербурге. Еще в 1999 году после смерти жены Нинель Константиновны Кучиев составил завещание, в котором просил друзей и соратников по атомному ледокольному флоту выполнить его последнюю волю после ухода из жизни – предать водам Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса свой прах и прах жены. «Вы хорошо знаете, что всегда был и до конца остаюсь романтиком и нисколько об этом не жалею. А Диксон, Ледовитый океан и Северный полюс имеют прямое отношение к нашей общей с Нинель Константиновной судьбе», – писал Кучиев в своем завещании.

Воля Кучиева была выполнена. 13 августа 2006 года почти ровно через 29 лет с даты достижения полюса атомоход «Ямал» доставил урны в точку 89° 59.38′ N . и 65° 37.03′E , где после траурного митинга они были опущены в разводье.

архипелага Земля Франца-Иосифа, образовавшийся в результате отделения юго-западной части острова Нортбрук. Открыт в начале 2008 года в ходе экспедиции атомного ледокола «Ямал». Назван решением Архангельского областного Собрания .

9 августа 1977 года в восемь часов вечера жители Мурманска торжественно проводили крупнейший атомный ледокол «Арктика» в особый рейс. На капитанском мостике стоял Юрий Сергеевич Кучиев.

Он родился 26 августа 1919 года в ауле Тиб Северной Осетии. В горах кажется, что небо совсем близко, протянешь руку и можно дотянутся, а потому с самого детства Юрий Сергеевич мечтал летать. В 1938 г. он с отличием окончил среднюю школу № 27 в Орджоникизе. И поехал поступать в летное училище. Но его не взяли. Отец его Сергей Кучиев, был народным комиссаром земледелия Северной Осетии, старым коммунистом. Репрессирован в конце тридцатых годов, позже реабилитирован. Клеймо сына врага народа разрушило заветную мечту Юрия о карьере военного лётчика. И тогда он каким-то чудом попал на прием к начальнику Управления полярной авиации Герою Советского Союза Марку Ивановичу Шевелеву. Марк Иванович был депутатом Верховного Совета СССР от избирательного округа, куда входила и Северная Осетия. Марк Иванович выслушал пришедшего к нему паренька и сказал:
- Знаешь, мой тебе совет - поезжай на Диксон матросом, поварись среди настоящих людей... Да и матери помощь будет.
Кучиев последовал его совету и 5 июня 1941 года Юрий Кучиев был зачислен матросом на буксир «Василий Молохов».
А потом началась война. И Юрий Сергеевич находился в составе конвоев Северного флота. Окончил курсы штурманов (1944), заочно - Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова (1963). С 1944 по 1962 годы - помощник капитана ледоколов «Ермак», «Малыгин», «Сибиряков», «Илья Муромец», «Красин».

С 1962 по 1971 годы - капитан ледоколов «Мурманск», «Киев», дублер капитана атомного ледокола «Ленин», с 1964 - капитан этого ледокола. Именно там, на "Ленине" состоялась знаменитая встреча двух Юриев - Кучиева и Гагарина. Гагарин был гостем первого в мире атомного ледокола "Ленин". Кучиев ходил на ледоколе дублером капитана. Несколько часов они провела вместе с Гагариным, Это были прекрасные часы: первый космонавт рассказывал разные веселые истории, расспрашивал про Арктику. Когда Гагарин и Кучиев, увлеченные разговором, сидели на диване, их кто-то и сфотографировал.

Тогда Кучиев признался, что с детства мечтал стать летчиком.
-- Товарищ командир,- удивился Гагарин,- зачем вам летчиком? Такой корабль! Да на нем же можно чудеса делать!
С 1971 Кучиев становится капитан атомного ледокола «Арктика».
Опытный, наделенный талантом морехода, Кучиев вобрал в себя к тому времени, пройдя арктические университеты, знания многих известных полярных капитанов. Они готовили, подводили его к этому шагу, ибо тоже всегда жили мечтой - пробиться к Северному полюсу...

И вот, наконец, 9 августа 1977 капитан "Арктики" повел ее в рейс, который навсегда войдет в историю.

И 17 августа 1977 гада в четыре часа по московскому времени Юрий Сергеевич Кучиев впервые в истории мореплавания, пробиваясь через ледяные поля и покров мощных многолетних льдов, вывел надводное судно к Северному полюсу. «Я испытал совершенно необыкновенное волнение», – говорит легендарный Ю.С.Кучиев, – «когда донес до Северного полюса древко флага, который не донес до Полюса погибший на острове Рудольфа известный полярный исследователь Георгий Седов.
Это древко было найдено у его могилы».

Арктика покорилась настойчивому джигиту.

"Справедливый человек. Очень хороший капитан…". Принципиальный, честный, волевой. Требовательный к экипажу…", - так отзывались о Кучиеве все те, кто работал с ним на ледоколах. Его любили и уважали. После похода к Северному Полюсу матросы подарили Кучиеву нарисованый кем-то шарж на него.

До 1997 года Кучиев в море, потом ушел на пенсию.

Остаток жизни он работал на Балтийском заводе. С проектировщиками, кораблестроителями: просматривал чертежи, давал советы, предлагал свои решения. Моряк, всю жизнь простоявший на капитанском мостике, привыкал к земле. Дело это трудное, особенно для человека с таким характером.

И с чисто осетинским темпераментом он выстреливал словами:
"Меня на берегу раздражает всё. Я себя на берегу чувствую прескверно. Прескверно! Везде полно народу, какая-то неразбериха. Я не могу к этому привыкнуть. Я даже на завод хожу пешком - не езжу в автобусе. Минут сорок иду... А на море порядок, образцовый порядок. Там всё четко, размеренно. Человеку нельзя выбиваться из ритма, к которому он привык зе десятилетия. Нельзя!"

Он умер в 2005 году. Согласно завещанию, его прах и прах его умершей в 1999 году жены торжественно преданы морю в районе Северного полюса командой атомного ледокола «Ямал» 19 августа 2006 года.
Он мечтал о небе, но покорил Северный полюс - вот такой был Юрий Сергеевич Кучиев.

К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Звезда Юрия Кучиева будет гореть всегда

26 августа 2014 года Юрию Сергеевичу Кучиеву, полярному капитану атомных ледоколов “Ленин” и “Арктика”, Герою социалистического труда исполнилось бы 95 лет. Наш знаменитый земляк 54 года своей жизни отдал службе в морском флоте и 40 из них – активному плаванию во льдах Северного морского пути. Горец-осетин, выходец из маленького селения Тиб, чье имя прогремело на весь мир 17 августа 1977 года – в день, когда советский атомный ледокол «Арктика», которым он командовал, достиг Северного полюса. Это был первый случай в истории мореплавания, когда надводное судно, взломав ледяной панцирь Центрального арктического бассейна, поднялось к той точке на «макушке» планеты, где сходятся линии меридианов…

Отецего,СергейТимофеевич,былнародным комиссаром земледелияСеверной Осетии.В1938 году он былрепрессирован. В 1956 году реабилитирован посмертно.

Мать, Хетагурова Любовь Васильевна, из аула Нар. Домохозяйка, немногословная, мудрая, скромнаягорянка.

Духовныйпотенциалактивного юноши сформировался под преимущественным влиянием героики Красной Армии и особенно ее воздушных сил.

Втот страшный 1938 год, связанный с репрессией отца, Юрий закончил с отличием 27-юшколугородаВладикавказа с единственноймечтой статьлетчиком-истребителем.Ваттестатебылозаписано:«На основаниипостановленияСоветаНародныхКомиссаровСССРи ЦентральногоКомитета ВКП(б)Кучиев ЮрийСергеевич пользуетсяправомпоступления в высшуюшколубезвступительных экзаменов»,но в связи с репрессией отца,вседвериучебныхзаведенийстраныпередним захлопнулись:ему было отказано в приеме в Военно-воздушную Академиюим. Жуковского(вту пору отличники средних школ имелитакоеправо),в школувоенныхлетчиков, в МВТУ им. Баумана.

Перед самой войной к на­чальнику Управления полярной авиации Герою Советского Союза Марку Ивановичу Шевелеву пришел худощавый паренек. Пришел как к депу­тату – Марк Иванович был депутатом Верховного Совета СССР от изби­рательного округа, в состав которого входила и Северная Осетия. Парень мечтал об авиации и обратился к человеку, который много летал, – он наверняка поймет. Поймет, что случилась беда – в авиационное училище не взяли. А как дальше жить, если мечта недостижима? Марк Иванович выслушал его и сказал

Знаешь, мой тебе совет – поезжай на остров Диксон матросом, поварись среди настоящих людей… Да и матери помощь будет.

5 июня 1941 года Ю.Кучиев попредложению М. И. Щевелева, был зачислен матросом на буксир «Василий Молохов», затем служил младшим офицером на судах арктического флота, в годы войны ходил в конвоях, плавал на ледокольных пароходах «Таймыр», «Малыгин», «Сибиряков».

В 1944 году Юрийокончил курсы штурманов малого и дальнего плавания, затем ГосударственнуюМорскуюАкадемиюимениадмиралаС.О. Макарова.В 1962–1963 гг. был капитаном ледоколов «Мурманск» и «Киев», дублером капитана атомного ледокола « Ленин », а в 1964 году Юрий Кучиев был назначен капитаном ледокола « Ленин » .Именно на нем он «разведал» подходы к северной точке планеты, когда проводил в восточный сектор Арктики ледокол «Владивосток». И мысль о том, что на таких судах можно пробиться на полюс окончательно созрела у Кучиева. С тех пор вся его последующая жизнь,в том числе и в годы Великой Отечественной войны, связана с Арктическим флотом России.

5июня1971года Юрий Сергеевич был утвержден капитаном строящегосяатомного ледокола «Арктика», которым командовал 10 лет. Опыт­ный, наделенный талантом морехода, Кучиев вобрал в себя к тому времени, пройдя арктические университеты, знания многих известных полярных капитанов. Они готовили, подводили его к этому шагу, ибо тоже всегда жили мечтой –пробиться к Северному полюсу…В Арктике о капитане Кучиеве говорили, что это один из самых риско­вых капитанов. Даже кто-то нарисовал карикатуру: Кучиев гарцует среди льдов на ледоколе, словно наконе…

17августа 1977 года весь мир облетелаошеломляющаяновость:впервыевисториинадводного мореплаванияатомный ледокол «Арктика» совершилэкспериментальный прорыв в район Северного полюса.Ледокол уверено вел наш земляк – ЮрийКучиев.Люди,затаивдыхание,каждыйденьслушалисообщенияо продвиженииледокола. Все – от мала до велика – желалиэкспедиции успеха.Былимногочисленныезаторы,ледоколпопадалвтиски гигантскихльдин,погоданеблагоприятствовалаэкспедиции.

Обстановкабыланастолькосложной, чторуководительэкспедиции министр морского флота СССР Т.Б. Гуженко сказал, обращаяськЮрию Кучиеву: «Втвоидействия вмешиваться ненамерен,ибоверюв высокийпрофессионализм экипажа. Работай уверенно, а если случится беда – будем отвечать оба». Все завершилось благополучно:экипаж«Арктики»достигСеверного полюса.Это была победа разума, науки, воли и характера советского человека.Родинавысокооценила подвиг полярников,наградивих орденамиимедалями. Кучиева тогда сравнивали с его другом и тезкой Юрием Гагариным. Этот поход показал безграничные возможности атомного ледокольного флота. 14сентября 1977 года Указом Президиума Верховного СоветаСССР «Завыдающиесязаслугивподготовкеиосуществлении экспериментальногорейсаатомноголедокола«Арктика»врайон Северногополюсаипроявленныеприэтоммужествоигероизм» Юрию СергеевичуКучиеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

С марта 1981 года по июнь 1995 года Кучиев Ю.С. находился на береговой работе в составе Мурманского морского пароходства, занимался проектированием и строительством атомных ледоколов на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Стаж его работы на флоте составлял 54 года. Родинавысокооценила трудовой и ратный подвиг Ю.С.Кучиева.Он был награжденорденамиЛенина,ТрудовогоКрасногоЗнамени, ОтечественнойвойныII степени, медалями «Заоборонусоветского Заполярья»,«ЗапобедунадГерманией».Былпочетнымполярником,почетным работникомморскогофлота,почетнымчленомГеографического общества,почетным капитаном атомного ледокола«Арктика».

Решением исполкома Орджоникидзевского городского Совета депутатов трудящихся №25 от 25.01.1983 года Кучиеву Юрию Сергеевичу присвоено звание“Почетный гражданин городаВладикавказа”.

Выйдя на заслуженныйотдых,Юрий Сергеевич многие годы жил в Санкт-Петербурге, часто приезжал в Северную Осетию, вел большуюработупо патриотическому и интернациональному воспитанию.

Н а протяжении всей своей жизни он был предан морю, Арктике и своей спутнице - супруге Нинель Константиновне. После смерти жены вфеврале 1999 года Ю.С. Кучиев завещал друзьям выполнить его последнюю волю – предать водам Ледовитого океанапрах свой и своей супруги.

«Вы хорошо знаете, что я всегда был и до конца остаюсь романтиком и нисколько об этом не жалею. А остров Диксон, Ледовитый океан и Северный полюс имеют прямое отношение к нашей общей с Нинель Константиновной судьбе», - писал Кучиев в завещании.

Руководство и коллектив Мурманского морского пароходства, моряки атомного ледокольного флота посчиталисвоим святым долгом выполнить последнюю волю капитана, первопроходца арктических широт, чье имя по правувошло в золотой фонд выдающихся людей России.

Урны с прахом Ю.С. Кучиева и Н.К. Кучиевой были доставлены в район Северного полюса моряками Мурманского морского пароходства на борту атомного ледокола «Ямал» и торжественно преданы морю. Атомоход «Ямал» вышел в рейс 13 августа 2006 года. Символично, что эта дата совпала с 29-й годовщиной прихода на Полюс атомохода «Арктика», который произошел 17 августа 1977 года.

Необычную церемонию провели с участием действующих арктических капитанов. Только после консультации с ними в районе Северного полюса с атомного ледокола «Ямал» в небо поднялсявертолет и урны с прахом капитана и его верной спутницы опустили в воды океана Юрий Кучиев прославил себя и свой родной край на века.

“Я вместе с моими соратниками –полярными мореплавателямивсюсвою сознательнуюжизньслужулюдямчерез Арктику, главнейшийзапасник народныхбогатствРоссии.

Подтверждение тому приветственные адреса мурманчан, составленные, разумеется в гиперболических тонах, но по сути своей подтверждающие жизненноекредочеловека,добросовестновыполнившего интернациональную миссию Осетии в Арктике! И это вовсе не всплеск дешевоготщеславия, а закономерное следствие глубокой убежденности людей моего поколения.

И это здорово, значит жизнь прожитане зря!” (Ю.С. Кучиев).