Заклинивание передних колес на газ 33081 егерь. Грузовой «Садко» — потомок легендарной «шишиги. Что собой представляет Егерь

III — зажигание выключено и, при вынутом ключе, включсено противоугооное устройство.

Ключ вынимается только в положении III.


Для выключения зажигания ключ из положения поверните до фиксированного положения 0. Для исключения случаев выхода из строя контактной части выключателя зажигания не оставляйте ключ в промежуточном положении.


Для включения противоугонного устройства на стоянке поверните ключ в положение III и выньте его, а затем поверните рулевое колесо в любую сторону до появления щелчка, который означает, что запорный стержень противоугонного устройства вошёл в паз вала рулевого колеса и заблокировал рулевое управление.


Для выключения противоугонного устройства вставьте ключ в выключатель зажигания и, слегка покачивая рулевое колесо вправо-влево (для уменьшения трения при выходе запорного стержня из паза), поверните ключ в положение 0.


Схема положений рычагов



А — включение переднего моста (I - включен, II - выключен);

В — включение раздаточной коробки (I - включена прямая передача, II - включена низшая передача);

С — пятиступенчатая коробка передач;

D — четырехступенчатая коробка передач.


При включении передачи заднего хода (R) загорается свет заднего хода.


Стояночный тормоз


Для затормаживания автомобиля потяните рычаг вверх; при этом, если включено зажигание, на щитке приборов загорается красный сигнализатор 9 (см. рис. выше). Для возвращения рычага в исходное положение нажмите кнопку на торце рукоятки рычага, при растормаживании и сигнализатор гаснет.

Центральный переключатель света


Переключатель имеет три фиксированных положения:


0 — все выключено;

I — включены габаритный свет и фонарь номерного знака;

II — включены габаритный свет, фонарь номерного знака, ближний или дальний свет.


Поворотом ручки центрального переключателя света по часовой стрелке регулируется интенсивность освещения приборов.


Остановка двигателя


Для постепенного и равномерного охлаждения двигателя необходимо перед тем, как остановить двигатель, дать ему поработать одну-две минуты на малой частоте вращения коленчатого вала, после чего выключить зажигание. Если двигатель продолжает работать с выключенным зажиганием, необходимо выжать сцепление и нерезко нажать на педаль дроссельных заслонок до упора.


Вождение автомобиля


Во время движения автомобиля необходимо следить по контрольным приборам и сигнализаторам за температурой охлаждающей жидкости, давлением масла, зарядкой аккумуляторной батареи и давлением воздуха в шинах. Показания указателя температуры охлаждающей жидкости, соответствующие нормальному температурному режиму двигателя, должны быть в пределах 80-95°С.

Для обеспечения долговечной работы коробки передач при эксплуатации автомобиля обязательно соблюдать следующие правила, при выполнении которых достигается легкое и бесшумное переключение передач.

  1. Регулировка карбюратора и установка зажигания должны обеспечивать устойчивую работу двигателя при минимальной частоте вращения на режиме холостого хода.
  1. Привод сцепления должен быть правильно отрегулирован. При выжатой педали сцепление не должно «вести».
  1. Все переключения передач должны осуществляться плавным перемещением рычага только после полного выключения сцепления. Не допускается переключение передач с неполностью выключенным сцеплением, а также одновременное действие педалью и рычагом.
  1. При трогании и с места на ровном горизонтальном участке дороги с твёрдым покрытием следует двигаться на первой передаче не более трёх — пяти метров до достижения скорости 2-3 км/ч. При более высокой скорости двигатель будет иметь повышенную частоту вращения коленчатого вала, которая может вызвать шумное включение второй передачи. Переключение с первой передачи на вторую при указанных условиях производить путём плавного перевода рычага с выдержкой в нейтральном положении.
  1. При движении по тяжёлой дороге или на подъёме, где автомобиль быстро теряет скорость, необходимо производить разгон на первой передаче до более высоких скоростей, в два-три раза больших, чем указано в п. 4. В этих условиях рекомендуется при переключении на вторую передачу применять двойной выжим сцепления, то есть дополнительное кратковременное включение сцепления в момент, когда рычаг находится в нейтральном положении.
  1. Переключение передач с низшей на высшую производится плавным движением рычага, применяя двойное выключение сцепления.
  1. Переключение передач с высшей на низшую производится плавным переводом рычага, применяя двойное выключение сцепеления с промежуточным повышение частоты вращения двигателя следующи образом: выжать педаль сцепления, поставить рычаг в нейтральное положение, отпустить педаль, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя, затем снова быстро выжать педаль и поставить оычаг в положение включаемой передачи, после чего плавно отпустить педаль. Степень увеличения частоты вращения при двойном выключении сцепления определяется практически в зависимости от скорости движения автомобиля, по легкости включения и отсутствия скрежета включаемых шестерен. Задний ход включать только после полной остановки автомобиля. Недопускается включение сцепления при недовключенной передаче.
  1. Передний мост следует включать при движении по тяжелой дороге (песок, грязь, снежная дорога, гололед и др.). При включенной прямой передаче в раздаточной коробке включать и выключать передний мост можно на любой скорости движения. При этом необходимо выключить сцепление.Постоянное движение с включенным передним мостом увеличивает износ трансмиссии автомобиля, его шин и повышает расход бензина. Поэтому при движении по дороге с твёрдым покрытием передний мост должен быть выключен, а давление в шинах колес следует поддерживать 340 кПа (3,5 кгс/см 2) для шин передних колес и 440 кПа (4,5 кгс/см 2) для шин задних колёс.

В трудных дорожных условиях - на разбитых грязных грунтовых дорогах, заболоченных и песчаных участках, снежной целине - следует пользоваться системой регулирования давления воздуха в шинах в соответствия с плотностью грунта преодолеваемого участка пути.

Допустимая скорость движения автомобиля при пониженном давлении воздуха в шинах не должна превышать значений указанных в таблице.


Таблица допусиммыхскоростей движения при пониженом давлениивоздуха в шинах

Виды дорог

Допустимое внутреннее давление в шинах, кПа (кгс/см 2)

Максимальная допустимая скорость, км/ч

Тяжёлые участки заболоченной местности, снежной целины и сыпучих песков

90 (0,9)

170 (1,7)

300 (3,0)

30

Дороги всех типов, только в период подкачки шин до номинального давления после преодоления тяжёлых участков пути

более 300 (3,0)


В период подкачки шин с минимального давления до 300 кПа (3,0 кгм/см 2) рекомендуется остановить автомобиль.


При понижении внутреннего давления в шинах увеличивается площадь соприкосновения колёс с дорогой, а удельное давление на грунт уменьшается.


Необходимо учитывать, что на скользких дорогах (обледенелых или с размокшим тонким поверхностным слоем на твёрдом сухом основании) снижение давления в шинах не даёт положительных результатов, а наоборот приводит к заносам и сползанию в сторону крена и к пробуксовке колёс при преодолении подъёма.


В этих случаях следует устанавливать максимальное по технической характеристике автомобиля давление воздуха в шинах.


Следует иметь в виду, что при движении с включённым передним мостом на исправном автомобиле может прослушиваться повышенный шум трансмиссии.


В особо тяжёлых условиях необходимо включать низшую передачу в раздаточной коробке. Включение и выключение передач (прямой и низшей) должно производиться за6лаговременно учитывая дорожные условия, с выключенным сцеплением только после полной остановки автомобиля или, при необходимости, при скорости автомобиля до 5 км/ч, при этом низшая передача может быть включена только после включения переднего моста.


Прближаясь к повороту нужно заблаговренменно и постепенно уменьшить скорость движения, снижая частоту вращения коленчатого вала двигателя, а на крутых поворотах - переходить на низшую передачу.


На крутых поворотах не следует допускать резкого торможения во избежании заноса.


На скользкой дороге нужно включить передний мост и двигаться с небольшой скоростью, не меняя резко частоту вращения коленчатого вала двигателя. Тормозить плавно, не выключая сцепления, в несколько приёмов.


На скользкой дороге при резком торможении с выключенным сцеплением возможны заносы и вследствие этого аварии.


При начавшемся заносе следует прекратить торможение и поворачивать колеса в сторону заноса. При заносе во время торможения двигателем на скользкой дороге следует нажать на педаль дроссельных заслонок (прекратив тем самым торможение двигателем) до прекращения заноса.

Движение автомобиля по дорогам с крутыми подъёмами и спусками требует повышенного внимания и быстроты действия.


Крутые подъёмы нужно преодолевать на низшей передаче раздаточной коробки и на первой передаче коробки передач.


На подъёме следует двигаться без остановок и по возможности без поворотов.


При наличии удобного подъёма и хорошей дороги короткие подъёмы (длиной до 15-20 м) можно преодолевать с разгона на прямой передаче раздаточной коробки.


Преодолевать подъёмы, как правило, нужно по прямому пути, так как преодоление наискось, с креном, снижает максимальную силу тяги.


Если по каким-либо причинам подъём преодолеть нельзя, необходимо принять все меры предосторожности, медленно спуститься вниз, включив передачу заднего хода. Спускаться нужно постепенно, не давая разгона автомобилю и не выключая сцепления.


Преодолевая крутой спуск, необходимо предусмотреть все меры предосторожности, обеспечиваютие безопасность спуска.


При переходе к длинному спуску водитель должен оценить его крутизну и включать те передачи коробки передач и раздаточной коробки, на которых он стал бы преодолевать подъём подобной крутизны; при этом запрещается выключать двигатель, так как на затяжных спусках нужно всегда применять торможение двигателем.


Запрещается движение автомобиля по дорогам с крутыми подъёмами и спусками, если уровень масла в картере двигателя ниже метки II на указателе (масляном щупе) более чем на 5 мм.


Заболоченные участки нужно проходить на второй передаче и при включённой низшей передаче в раздаточной коробке. Давление в шинах колес автомобиля рекомендуется снизить до 90 - 170 кПа (0,9 - 1,7 кгс/см 2).


При движении по заболоченному участку надо выдержать установившуюся скорость движения, и не допуская снижения скорости, рывков, а тем более остановок. Если необходимо остановиться, то для этого нужно выбрать пригорок или относительно сухой участок местности.


Возобновлять движение после остановки на заболоченном участке очень трудно, так как для движения по такому грунту требуется большое тяговое усилие, которое вызывает срыв слоя дерна (верхнего слоя грунта) и застревание автомобиля.


Начинать движение по заболоченному участку надо при включенной низшей передаче в раздаточной коробке на второй передаче коробки передач, с осторожной пробуксовкой сцепления, не допуская буксования колёс. Как только начнётся буксование колёс, нужно немедленно выключить сцепление и включить задний ход Если буксование повторится при заднем ходе, надо немедленно подложить под колёса хворост, доски или другой подручный материал, чтобы увеличить сцепление колёс с грунтом и обеспечить движение автомобиля. Не рекомендуется делать резкие и крутые повороты. Нужно заранее учитывать необходимость поворота и делать его плавно, большим радиусом. Такой поворот не снижает скорости движения автомобиля и исключает возможность срыва дерна, неизбежную при резком повороте.


При движении в колонне не надо двигаться по следу, проложенному впереди идущим автомобилем, а лучше прокладывать новую колею. После выхода на сухой и твёрдый грунт нужно сразу же поднять давление воздуха в шинах колёс до максимального по технической характеристике автомобиля.


Давление устанавливается в зависимости от плотности песка и условии движения. При движении но песку выгоднее пользоваться возможно более высокими передачами при включенном переднем мосте, преодолевая с ходу наметы и короткие песчаные подъёмы.


На особо тяжёлых участках при падении скорости нельзя допускать пробуксовку колёс. При начавшейся пробуксовке нужно выжать сцепление, сдать автомобиль назад для разгона и попытаться преодолеть трудный участок с ходу. Необходимо соблюдать возможную плавность движения, избегая рывков и остановок. Повороты производить плавно, большим радиусом.


В отличие от способа движения колонной по заболоченным участкам, на песке нужно двигаться по следу впереди идущего автомобиля на дистанции 40 - 50 метров. Дистанция необходима для того, чтобы впереди идущий автомобиль мог сдать назад и разогнаться для преодоления с ходу трудного участка.


При движении по снежной целине с глубиной покрова (250 - 280 мм) можно не снижать давление в шинах. Колёса, продавливая слой снега, будут идти во твердому основанию - мерзлой земле. При значительной толщине снежного покрова (400 мм и выше) давление в шинах рекомендуется снижать до 90 - 300 кПа (0,9 - 3.0 кгс/см 2) в зависимости от плотности снега.


Двигаясь по глубокому сыпучему снегу, следует соблюдать те же приемы вождения, что и при движении по песку - преодолевать наметы и короткие подъёмы с разгона, соблюдать плавность движения в поворотов, держать колею впереди идущего автомобиля и дистанцию 40 - 50 метров.


При выходе автомобиля на обнаженные от снега обледенелые склоны, холмы и т. п. нужно обязательно повышать давление воздуха в шинах до масимальногопо технической характеристике автомобиля.


Грунтовые дороги на глинистых и чернозёмных почвах при размокании верхнего слоя грунта представляют для автомобиля опасность заносов и боковых скольжений. Особенно затруднено движение но грязным профилированным дорогам. Двигаясь по таким дорогам, следует устанавливать максимальное давление в шинах в соответствии с технической характеристикой автомобиля, выбирать для движения горизонтальные участки обочины, а также использовать проложенную ранее колею или же двигаться осторожно по гребню дороги.


Преодоление брода. Автомобиль способен преодолевать броды глубиной до 1 метра, с учётом высоты волн и течения.


Непосредственно перед переездом брода надо установить давление в шинах соответственно прочности прибрежного грунта. Входить в брод следует осторожно ие создавая большой волны перед автомобилем, двигаться при преодолении брода следует на первой или второй передаче коробки передач и на низшей передаче раздаточной коробки, избегая маневрирования и крутых поворотов. При переезде брода нельзя останавливаться, так как вода начнет вымывать грунт из-под колёс, и они будут погружаться глубже. Протяжённость брода в случае, если дно его тщательно разведано и не представляет опасности для застревания, ограничивается временем движения автомобиля в воде, которое не должно превышать 20 минут. Скорость движения по броду должна быть не более 5 км/ч.


После преодоления брода при первой возможности, но не позднее чем в тот же день, необходимо проверить состояние масла во всех агрегатах, приоткрывая их сливные пробки. Если в масле какого-либо агрегата будет обнаружена вода, необходимо слить масло из этого агрегата. Наличие воды в масле можно определять по изменению его цвета. Необходимо также смазать до выдавливания свежей смазки все пресс-масленки шасси.


Каждый раз после выхода из брода следует произвести несколько торможений рабочим тормозом для просушки накладок тормозных колодок.


Если при преодолении брода произошло случайное погружение автомобиля на глубину более 1 метра, необходимо после выхода из воды слить отстой из картера двигателя.


При остановке двигателя во время преодолевания брода допускается сделать две-три попытки пустить двигатель стартером. Если двигатель не запускается, автомобиль должен быть немедленно эвакуарован из воды с помощью лебедки другого автомобиля или другими средствами.


Если при преодолении брода в результате застревания автомобиля вода проникает в агрегаты, то двигаться собственным ходом после извлечения автомоблия из воды не следует. В этом случае необходимо отбуксировать автомобиль до ближайшего пункта, где может быть произведено техническое обслуживание, слить всю смазку из агрегатов, промыть их, осмотреть, устранить неисправности и залить свежую смазку.


После движения по жидкой грязи глубиной 0,4 - 0,8 метра необходимо также проверять состояние масла в агрегатах.


При движении задним ходом и буксировке автомобиля в трудных дорожных условиях (пашня, песчаная дорога, снежная целина и колея, крутые подъемы) рекомендуется включать низшую передачу в раздаточной коробке.


Принципиальная схема тормозной системы автомобиля ГАЗ-33088 (ГАЗ-33081)


  1. — компрессор;
  2. — воздухоосушитель;
  3. — воздушный баллон регенерационный;
  4. обратный клапан;
  5. — датчик падения давления воздуха;
  6. — воздушный баллон;
  7. — кран слива конденсата;
  8. — кран тормозной двухсекционный с рычагом;
  9. — рычаг стояночной тормозной системы (СТС);
  10. — датчик частоты вращения АБС;
  11. — ротор АБС;
  12. — манометр электрический;
  13. — зуммер;
  14. — сигнализатор аварийного хода поршня и падения уровня тормозной жидкости;
  15. — сигнализатор АБС;
  16. — сигнализатор включения СТС;
  17. — бачок двухсекционный;
  18. — пневмоусилитель с главным цилиндром;
  19. — фильтр;
  20. — датчик аварийного хода поршня;
  21. — клапан контрольного вывода;
  22. — модулятор АБС;
  23. — блок управления АБС;
  24. — датчик включения сигнала «СТОП»;
  25. — датчик манометра;
  26. — лампа сигнала «СТОП»;
  27. — датчик падения уровня тормозной жидкости;
  28. — шумоглушитель;
  29. — датчик сигнализатора включения СТС

Антиблокировочная система тормозов


Автомобили оборудованы антиблокировочной системой тормозов (АБС). АБС эффективна при экстренном торможении на дороге с различным покрытием (например, асфальт-лёд) и предотвращает блокировку колёс, находящихся в менее благоприятных по сцеплению условиях (на льду), обеспечивая минимальный тормозной путь автомобиля для данного дорожного покрытия (льда) при сохранении его устойчивости и управляемости.


Внимание!


Для получения оптимального эффекта при экстренном торможении автомобиля с использованием АБС необходимо нажимать на тормозную педаль с максимальным усилием, при одновременном нажатии на педаль сцепления.


Электрическая часть АБС состоит из 4-х датчиков АБС (в колёсных узлах автомобиля), 3-х модуляторов (на пневмоусилителях), блока управления (БУ) АБС (в кабине на правой боковине), кнопки диагностики АБС (на щитке приборов), сигнализатора неисправности АБС (на щитке приборов для ГАЗ-3308, правом блоке контрольных ламп для ГАЗ-33088 (ГАЗ-33081)) и жгута АБС, соединяющего датчики и модуляторы с БУ АБС.


К БУ АБС подключены две цепи питания: для модуляторов через 3-й предохранитель 25А в блоке предохранителей АБС и непосредственно для БУ АБС через 1-й предохранитель 5А в блоке предохранителей АБС. Питание воздухоосушителя осуществляется через 2-й предохранитель 10А. Блок предохранителей АБС расположен за заглушкой, находящейся ниже заглушки блоков предохранителей.


Сигнализатор неисправности АБС загорается на несколько секунд при каждом включении зажигания, а затем гаснет, что подтверждает исправность системы АБС. Постоянное горение сигнализатора или его загорание в движении (кроме случая движения с включенным передним ведущим мостом, когда антиблокировочная система тормозов (АБС) принудительно отключается) указывает на неисправность АБС.


При неисправности АБС автомобиль должен быть проверен на станции технического обслуживания.


Колеса и шины


На автомобиле установлены дисковые колеса с разъемным ободом. Колесо состоит из основания обода, двух съемных взаимозаменяемых бортовых колец и разрезного замочного кольца.

Колесо с шиной


1. — краник подкачки шин;

2. — основание обода;

3. — замочное кольцо;

4. — бортовое кольцо;

5. — камера;

6. — покрышка;

7. — ободная лента;


Особенностью колеса является тороидальная форма поверхности посадочных полок обода и посадка бортов шины на полки обода с гарантированным натягом, что обеспечивает надежное закрепление шины на ободе без применения распорного кольца при движении автомобиля по грязным и сыпучим грунтам, а также при снижении внутреннего давления воздуха в шине до 90 кПа (0,9 кгс/см 2). К замочной части обода приварен специальный ограничитель, который служит для фиксации замочного кольца (3) и прилегающего к нему бортового кольца (4). Бортовые кольца (4) имеют по два паза, в один из которых во время разборки колеса вставляют монтажную лопатку, а в другой при сборке колеса входит выступ замочного кольца. На одном из концов замочного кольца имеется паз для захвата кольца при извлечении его из замочной канавки обода. Для предохранения камеры от повреждения служит ободная лента (7). Проверку давления делать при холодных шинах.


Не допускать попадания на шины масла и топлива. Стоянку производить на чистом сухом месте. При длительной стоянке необходимо предохранять шины от действия солнечных лучей.


Во избежание повышенного износа протектора без экстренной надобности резко не тормозить, не допускать перегрузки, рекомендуется исключать рывки и пробуксовку колес при трогание с места и переходе с низших передач на высшие.


Перестановку колёс необходимо производить только при выявлении необходимости. Основанием для перестановки колёс могут служить: неравномерный или интенсивный износ рисунка протектора, необходимость правильного подбора шин по осям, установка более надёжных шин на переднем мосту автомобиля и другие причины.


Монтаж и демонтаж колеса


Перед сборкой колеса необходимо:

    проверить состояние шины, обода, бортовых и замочимх колец;

    устранить глубокие царапины, вмятины, наплывы краски, ржавчину па ободе и на посадочных полках;

    осмотреть покрышку, удалить из нее посторонние предметы (грязь, песок п пр.), тщательно протереть влажной тряпкой внутреннюю поверхность и посадочные места;

    припудрить тальком все сопрягаемые поверхности покрышки, камеры, ободной ленты;

    для облегчения сборки полной посадки шипы на посадочные поверхности обода рекомендуется борта шины смачивать водным или мыльным раствором.

Запрещается в качестве смазки для посадочмых поверхностей бортов шин использовать минеральные масла (солидол и др.)


Сборку колеса с шиной надо вести в следующей последовательности:


  1. Нa обод, установленный замочной частью вверх, следует надеть одно бортовое кольцо закраиной вниз; для удобства сборки можно вывесить обод, положив его на подставку.
  2. Вставить в покрышку камеру и слегка накачать ее, заправить ободную ленту. Положить шину на колесо с перекосом таким образом, чтобы направление стрелок на боковинах покрышек совпадало с направлением их вращения при движении автомобиля вперед (шины имеют направленный рисунок протектора), а вентиль камеры находился против вентильного паза.
  3. Ввести вентиль в вентильный паз. Приподнять шину со стороны вентильного паза и надвинуть ее на обод так, чтобы нижний ее борт попал в монтажный ручей обода. Надеть шину на обод полностью и нажать на наружный борт над вентилем так, чтобы вентиль вышел из отверстия в диске.
  4. Вставить монтажную лопатку изогнутым концом в замочную канавку обода, а прямую лопатку положить на борт шины перпендикулярно первой лопатке. Прилагая услиля к первой лопатке, осадить борт шины вниз за посадочную полку обода.
  5. Надеть бортовое и замочное кольца, совместив разрез замочного кольца с ограничителем и специальную выштамповку на кромке замочного кольца с одним из демонтажных пазов бортового кольца.
  6. Накачать шину до давления, обеспечивающего посадку бортов шины на посадочные полку обода 600 - 700 кПа (6 - 7 кгс/см 2), а затем довести давление до 340 кПа (3,5 кгс/см 2) в передних шинах и 440 кПа (4,5 кгс/см 2) в задних шинах. В отличии от колес сконическими полками посадка бортов шины на тороидальные обода колеса под действием нарастающего внутреннего давления в шине происходит не постепенно, а мгновенно. Для обеспечения техники безопасности при накачивание шины в гараже собранное колесо должно быть помещено в защитное приспособление, а вне гаража бортовое и замочное кольца должны быть направлены в сторону от водителя и аходящихся вблизи людей.

Разборку колеса надо вести в следующей последовательности:


1. Полностью выпустить воздух из шины и положить колесо сшиной на помост или чистую горизонтальную площадку. Замочная часть обода должа находиться снизу.


2. Снять внутренний борт с посадочной полки обода, для этого:

— изогнутый конец монтажной лопатки вставить между бортовым кольцом и фланцем обода в монтажный паз и отжать бортовое кольцо вниз;

— в образовавшийся зазор вставить плоский конец прямой лопатки, освободить первую лопатку, последовательно продвигаясь по окружности обода, вставляя концы обеих лопаток в образуемый зазор и осаживая борт шины через бортовое кольцо, снять его с посадочной полки обода;

— тороидальная форма посадочной поверхности не позволяет произвечти местное снятие борта шины, поэтому затраты труда и времени монтажных работ значительно сокращаются при постепенном осаждение борта шины путем приложения усилий по окружности колеса.

Перевернуть колесо и снять борт шины со второй посадочной полки, повторяя указанные операции.


3. Снять замочное и бортовое кольца. Для этого необходимо вставить плоский конец одной лопатки в паз, расположенный на торце замочного кольца. Второй лопаткой поднять этот торец замочного кольца, отжимая первой лопаткой конец кольца, выступающий из замочной канавки, выжать его вверх. Удерживая выжатый конец второй лопаткой освободить первую и завести ее плоский конец под кольцо. Выжимая кольцо монтажными лопатками по окружности колеса, снять замочное кольцо. Снять бортовое кольцо.


4 .Демонтировать борт шины: встать на участок борта шины, противоположный вентильному отверстию; в зоне вентильного отверстия завести плоские концы обеих лопаток между шиной и ободом на расстоянии 150-250 мм одна от друой. Прикладывая усилия к монтажным лопаткам, вывести часть борта наружу, причем противоположная часть борта шины должна обязательно находиться в монтажном ручье. Удерживая демонтированную часть борта шины одной лопаткой, освободить другую и завести ее плоский конец между ободом и шиной на расстояние 70-100 мм от места перехода борта шины наружу. Повторяя дашгую операцию, демонтировалъ борт шины полностью.


5. Утопить вентиль в полость шины. Поставить колесо в вертикальное положение. При этом нижняя часть борта шины должна находиться в монтажном ручье обода. Извлечь обод из шины.


Запасное колесо


Запасное колесо установлено на держателе, находящемся на переднем борту платформы.


Устройство подъема запасного колеса расположено в правой задней части платформы. Основным элементом подъемного устройства является стойка с закрепленным на ней механизмом подъема. Масса поднимаемого груза не должна превышать 140 кг.


Подъем колеса осуществляется в следующем порядке:


— откинуть задний борт платформы и подкатить колесо диском к борту;

— поставить стойку подъемника в рабочее положение, для чего расшплинтовать фиксатор, вынуть его и повернуть стойку до совмещения второго отверстия в стойке с отверстием в пяте, вставить фиксатор;


Система регулирования давления воздуха в шинах


Снижение давления воздуха в шинах при движении по мягкому грунту уменьшает удельное давление на грунт и повышает проходимость автомобиля.


  1. компрессор;
  2. кран управления;
  3. манометр;
  4. рукоятка крана управления;
  5. регулятор давления;
  6. воздушный баллон;
  7. клапан контрольного вывода;
  8. кран слива конденсата;

Система регулирования давления воздуха в шинах обеспечивает изменение давления в шинах с места водителя как на стоянке, так и на ходу в зависимости от характера дорожного покрытия и скорости движения автомобиля, а также контроль за давление воздуха в шинах.


При незначительных повреждениях камеры система регулирования давления в шинах позволяет продолжить движение автомобиля, не прибегая при этом к немедленной смене колеса, по-скольку компрессор восполняет утечку воздуха из камеры.


Компрессор поршневого типа, оцилиндрованный, с воздушным охлаждением.


1. шкив;

3. поршень;

4. цилиндр;

5. пробка;

6. штуцер;

7. уплотнительное кольцо;

8. картер;

9. кронштейн;

10. крышка картера;

11. коленчатый вал;


Воздух из впускного трубопровода двигателя поступает в цилиндр компрессора черезпластинчатый впускной клапан. Сжатый воздух вытесняется в пневматическую систему через пластинчатый нагнетательный клапан. Смазка компрессора - от системы смазки двигателя.

Привод компрессора - ременный.

ГАЗ 33081, получивший второе название «Садко», «Тайга», «Егерь», «Вепрь», представляет собой полноприводное грузовое шасси с высокой грузоподъемностью. Модель является представителем семейства ГАЗ 3308. Она впервые сошла с конвейера в 1997-ом году. Основой для создания ГАЗ 33081 выступил легендарный вездеход ГАЗ 66-40. Спустя несколько лет на базе «Садко» появилось целое семейство.

Особых отличительных деталей дизайн ГАЗ 33081 не несет. Большая часть элементов автомобиля выполнена предельно просто (техническая и внешняя области). При этом все они отличаются повышенной надежностью.

Горьковский автозавод выпускал несколько модификаций модели:

  • разнообразные краны;
  • вахтовый транспорт;
  • фургон;
  • бортовой грузовик;
  • вышки;
  • пожарный автомобиль;
  • специальные версии, предназначенные для специальных задач;
  • армейская модификация.

ГАЗ 33081 сохранил ключевые особенности ГАЗ 66. Среди них:

  • уникальная регулировка давления в шинах (компрессоры обеспечивают «самоподкачку» при 6-7 существенных пробоинах);
  • высокий клиренс;
  • дифференциалы с самоблокировкой.

Полуоси модели полностью разгружены, за счет чего достигается эффективное прохождение сложных дорог. Рама ГАЗ 33081 была удлинена, а кабина получила капотную компоновку.

Видео обзор

Внедорожные способности

Главным заказчиком автомобилей «Садко» является российская армия, МЧС, нефтяники и горнодобытчики. Также модель нередко покупают жители труднодоступных районов. Среди наиболее проходимых версий модели выделяют:

  1. ГАЗ 33081-50 – бортовой тент, используемый в армии;
  2. ГАЗ 330811-10 «Вепрь» – специальный автомобиль с цельнометаллическим кузовом и укороченной базой;
  3. ГАЗ 33081 «Егерь-2» – модель с 2- или 1-рядной кабиной. Используется для перевозки рабочих бригад;
  4. ГАЗ 33081 «Тайга» – версия с современной кабиной, отличающейся повышенным комфортом.

За годы службы автомобиль показал себя как очень выносливый транспорт. ГАЗ 33081 использовался для работы на Крайнем Севере и в пустыне с температурами от -50 до +50 градусов. Машина позиционировалась в качестве универсального авто, способного выполнять множество функций в сложной местности.

Кроме базовой платформы на шасси ГАЗ 33081 устанавливается множество надстроек, что делает автомобиль еще более универсальным. «Садко» – настоящий «трудяга», который выделяется отсутствием «аллергии» на отечественные дороги, многофункциональностью и простотой обслуживания.

Технические характеристики

Полная масса ГАЗ 33081 составляет 6700 кг, снаряженная – 4400 кг. Автомобиль способен преодолевать значительные подъемы с уклоном до 31 градуса. Габаритные характеристики модели:

  • длина – 7700 мм;
  • ширина – 2340 мм;
  • высота – 2520 мм.

Размеры грузовой платформы:

  • длина – 3390 мм;
  • ширина – 2145 мм;
  • высота – 510 мм.

«Садко» имеет дорожный просвет в 315 мм, что позволяет преодолевать крутые спуски и передвигаться по ухабистой местности. Грузоподъемность модели составляет 2300 кг.

Расход Топлива

Средний расход топлива у модели ГАЗ 33081 на скорости 80-90 км/час составляет 16,5 л. При этом топливный бак вмещает до 105 л.

Двигатель

С 2009-го года бензиновые двигатели устанавливаются на модель «Садко» исключительно под заказ. Грузовик комплектуется двумя типами дизельных агрегатов:

  1. ярославским ЯМЗ-534;
  2. минским Д-245.

Российский агрегат имеет 4 цилиндра и рабочий объем в 4,43 л. Номинальная мощность двигателя составляет 135 «лошадей», крутящий момент – 417 Н/м. Частота вращения равняется 2300 об/мин. Силовая установка отличается большой тягой. Модификации, оборудованные ей, способны перевозить до 3000 кг груза.

Характеристики двигателя Д-245:

  • рабочий объем – 4,75 л;
  • номинальная мощность – 117 «лошадей»;
  • максимальный крутящий момент – 413 Н/м;
  • частота вращения – 2400 об/мин;
  • количество цилиндров – 4.

Агрегат Д-245 разгоняет машину до 100 км/час по ровной дороге. Однако и на бездорожье он показывает себя отлично.

Обе силовые установки соответствует стандарту «Евро-4».

Фото





Автомобиль самосвал на базе ГАЗ-33081 Садко

Машина пожарная на базе ГАЗ-33086 Земляк




Устройство

ГАЗ 33081 выполнен на основе двухосной рамной платформы с рессорной зависимой задней и передней подвеской с продольными полуэллиптическими рессорами. Конструкция дополнена телескопическими гидравлическими амортизаторами с двусторонним действием на все колеса.

Грузовик получил двухконтурную тормозную систему с гидровакуумным усилителем, гидравлическим приводом и вакуумным ресивером для каждого контура. Также «Садко» оснащен системой ABS. Все колеса имеют барабанные тормозные механизмы. Помимо этого, машина укомплектована стояночным тормозом с механическим приводом.

Модель имеет стандартное рулевое управление, построенное по системе «винт – шариковая гайка». Благодаря гидроусилителю руля водителю не приходится прилагать существенных усилий для управления автомобилем.

Вне зависимости от модели силовой установки ГАЗ 33081 оборудуется синхронизированной 5-скоростной механический трансмиссией. Благодаря отличному подбору передаточных чисел и полному приводу транспортировку на грузовике можно осуществлять при любой температуре и погоде. Также в «Садко» присутствует 2-ступенчатая раздаточная трансмиссия и коробка отбора мощности.

Внутренний дизайн автомобиля мало отличается от интерьера ГАЗ-3307. На панели расположено минимальное количество лишних элементов и вещей, стрелочные приборы сделаны в круглой форме. Последние версии ГАЗ 33081 укомплектованы улучшенной системой вентиляции и отопления. Водителя порадует немного пересмотренная комбинация панели приборов с более простым расположением и наличие подрулевых переключателей. В числе приятных мелочей значатся яркая лампа в салоне, крючки для одежды и боковые кармашки. Большой капот обеспечивает легкий доступ к мотору.

Цельнометаллическая кабина предлагается в двух исполнениях (5- или 2-местная). Водительское кресло имеет регулировку в двух направлениях и оборудовано 3-точечным ремнем безопасности и валиками боковой поддержки.

К основным недостаткам модели можно отнести огромный руль. С учетом гидравлического усилителя диаметр руля вполне можно было сократить. Также внутри отсутствуют поручни, потому высадка и посадка в салон серьезно затруднена. Для пассажиров условия передвижения на ГАЗ 33081 по-настоящему «спартанские». Ухватиться при движении почти не за что, потому приходиться упираться в торпеду. На бездорожье внутри кабины ощущается сильная тряска, долго переносить подобные условия проблематично. Однако на трассе дискомфорта практически не ощущается.

Для своего класса ГАЗ 33081 является вполне приглядной моделью и не выделяется из ряда других подобных автомобилей. В «базе» модель комплектуется задним противотуманным фонарем, системой подкачки колес, 18-дюймовыми дисками, галогеновой оптикой, отопителем салона и вездеходной резиной. А вот лебедка предлагается лишь в качестве опции.

Цена нового и б/у ГАЗ 33081

Пустое шасси ГАЗ 33081 без дополнительного оборудования обойдется в 1 миллион рублей. Цены на конкретные модификации существенно разнятся и начинаются от 1,7 миллиона рублей. Среднюю стоимость назвать здесь довольно тяжело.

Подержанные модели «Садко» (2000-2002-ой года) в рабочем состоянии доступны по цене от 400-500 тысяч рублей.

Аналоги

Аналогов у модели ГАЗ 33081 практически нет. К ним можно отнести лишь модель ГАЗ 66.

Грузовой автомобиль с полным приводом ГАЗ 33081 Садко – один из самых удачных автомобилей российского автопрома. Его популярность не угасает с начала производства в 1997 году. Сегодня автомобили ездят практически во всех климатических зонах, России, они работают в геологоразведке, в МВД и вооруженных силах, в коммунальных службах и фермерских хозяйствах, не существует такой дороги по которой не проехали бы эти внедорожники.

Реинкарнация 66-го

Успех Садко связан с простым и вполне тривиальным решением. Новый автомобиль стал гибридом, совместившим внешний вид, шасси и управление ГАЗ 3309 с начинкой от легендарного внедорожника ГАЗ-66. В итоге относительно современный, на тот момент, капотный грузовик приобрел характер внедорожника. Гибрид был оценен по заслугам. В первую очередь, за потрясающую проходимость, совмещенную с относительным комфортом. С тех пор особых изменений автомобиль не претерпел.

От 66-го садко унаследовал полный привод с уникальной системой самоблокировки колес, дорожный просвет свыше 30 см. и также не имеющую аналогов систему подкачки шин, разработанную специально по заказу МО СССР. Компрессоры достаточно мощные, чтобы обеспечивать необходимое давление даже после нескольких пулевых попаданий. ЗЗ09 предоставил автомобилю новую просторную капотную кабину, удлиненное шасси.

Массовый спрос на модель обеспечивает в первую очередь армии России и СНГ и МЧС, автомобиль очень популярен среди монтажников ЛЭП в геологоразведки и добывающей промышленности. И, разумеется, ГАЗ 33081 необходим там, где на другой машине не проехать. Это северные регионы и удаленные труднодоступные регионы Сибири.

Модификации Садко

Надежный, простой и практичный внедорожник с грузоподъемностью шасси 2,3 тонны. Очень быстро на базе шасси Садко создано большое количество модификаций.

ГАЗ 33081 Тайга: самая популярная модификация, восточнее Урала. Автомобиль оснащен комфортабельной кабиной со спальным отделением позаимствованной Газели, Валдая или NEXT. Этот автомобиль оснащается всеми видами оборудования необходимого для лесозаготовки, геологоразведочных работ, ремонта ЛЭП и т.д.

ГАЗ 33081-50 Садко: бортовая модификация, созданная по заказу МО РФ.

ГАЗ 3308/33081 Егерь-2: выпускается преимущественно с двухрядной кабиной. Кроме базовой, на автомобиль устанавливается кабина от Газели, Валдая и NEXТ. Автомобиль предназначен для перевозки рабочих. ГАЗ 33081 Егерь комплектуется большим количеством специальной техники и оборудования. Это краны, подъемники, пожарное, электромонтажное оборудование и многое другое. На его базе существует огромное количество специальной техники, начиная от «автозаков» м заканчивая автомобилями для перевозки особо опасных и взрывчатых веществ.

ГАЗ-33086 Земляк: от Садко его отличают двойные задние колеса. И как следует из этого изменения, у автомобиля увеличена грузоподъемность. Она выросла практически в два раза и составляет более 4 –тонн.

Технические Характеристики ГАЗ 33081

Габаритные размеры базовой версии садко (Д х Ш х В) 6250 х 2340 х 2520, дорожный просвет - 315 мм, а база 3770.

На садко устанавливают два дизельных двигателя. Минский 4-цилиндровый ММЗ 245,7 объемом 4,7 литра мощностью 117 л.с. при 2400 об/мин устанавливается штатно. Сейчас экологические характеристики агрегата доведены до стандарта экологической безопасности евро-4 и средним у ГАЗ 33081 расход топлива всего 16,5 литров на 100 км при 80 км/ч. Это при снаряженной массе более 3,77 тонн.


Другой двигатель ЯМЗ-534 мощностью 135 л.с. устанавливается исключительно по предварительному заказу. Садко с ярославской силовой установкой носит номер 33088. 4-цилиндровый двигатель объемом 4,43 литра имеет мощность 135 л.с при 2300 об/мин. Разгоняет садко до 95 км час и тратит всего 13,9 литров бензина при скорости 60 км/ч. ЯМЗ-534 может соответствовать самому передовому классу Евро-6. Оба двигателя сочетаются с 5-ступечатой МКП.

По внедорожным качеством его можно сравнить с небольшим танком, угол подъема составляет 31 градус, а преодолеваемый брод почти 1 метр. Таким образом, у ГАЗ 33081 характеристики очень даже симпатичные, с учетом, что автомобиль акцентированный внедорожник, и на ровных дорогах ему в принципе делать нечего.

Интерьер и комфорт

Как ни странно, но автомобиль получился достаточно комфортным, даже в базовой комплектации, благодаря просторной кабине здесь очень комфортно. За дополнительную плату покупатель может заказать регулируемое сидение воителя, сделав машину еще более привлекательной.

Аскетичная приборная панель выполнена очень комфортно, например рулевое колесо совершенно не закрывает приборы, которые помешаются аккуратно него. Гидроусилитель, также помогает водителю. Со стороны пассажиров обычный ничем непримечательный двухместный диван, однако, благодаря размерам кабины даже на нем ехать вполне комфортно.

Разумеется, комфорт модификаций «Тайги» особенно с кабиной NEXТ, заметно выше, но это только подчеркивает, что для Садко нет приделов совершенства.

Садко оседлал Вепря


ГАЗ 33081 Вепрь - военный автомобиль с цельнометаллическим кузовом, на базе Садко заслуживающий отдельного рассказа. Этот внедорожник обладает по настоящему выдающимися характеристиками заставляющими гордится нашим автопромом. Диапазон применения у Вепря кажется невероятным. Он нормально эксплуатируется при температурном режиме от +50 до – 50. Однако самое большое достоинство автомобиля возможность стабильно ехать на высоте до 4,500 км. Над уровнем моря. Для двигателей внутреннего сгорания такие показатели кажутся выше возможного, автомобиль стал достаточно популярен в МСЧС и силовых структурах, также в добывающей промышленности и у геологов, которые теперь могут проехать чуть выше. Также автомобиль оценен фермерами и просто любителями экстремальных авто.

Вепрь на 300 килограмм тяжелее садко, и это наряду с металлическим фургоном единственное заметное отличие от Садко.

Цена на 33081 Садко

Базовая цена на Бортовой Садко начинается от 1330000 рублей. Это даже выше чем стоимость Земляка с повышенной грузоподъемностью который в «базе» на целых 50 тысяч дешевле. Стоимость всех других модификаций и комплектации необходимо обсчитывать с менеджером при формировании заказа.

Только официальные представители ГАЗа предлагают около 100 модификаций из семейства садко. Если добавить к этому различные компании занимающиеся достройкой специальных автомобилей и фургонов на шасси садко, количество возможных измененных комплектаций может перевалить за тысячу.

Достаточно посмотреть ГАЗ 33081 фото в интернете, чтобы понять, насколько популярен и разнообразен этот автомобиль. Садко машина, которая уже вошла в историю. При этом она оставляет невероятный простор для модернизации, а учитывая то, что на российском рынке аналогов внедорожнику нет, истории САДКО только еще очень далеко до завершения.

Автомобили ГАЗ-3309, 3308, ГАЗ-33081 Садко оборудованы тремя тормозными системами:

Рабочей, действующей на тормозные механизмы всех колес автомобиля;

Запасной, являющейся частью рабочей тормозной системы и действующей на тормозные механизмы передних или задних колес;

Стояночной, действующей на тормозные механизмы задних колес.

В тормозных системах автомобилей ГАЗ-3308, ГАЗ-3309, 33081 предусмотрены:

Контроль за уровнем тормозной жидкости в питающем бачке главного цилиндра тормозов, для чего в бачке установлен поплавковый датчик аварийного падения уровня тормозной жидкости;

Контроль за степенью прокачки гидропривода;
- контроль за износом накладок колесных тормозных механизмов через два отверстия в тормозных щитах, закрытых съемными заглушками;

Контроль давления в пневматической частью тормозного привода, для чего в воздушных баллонах установлены датчики давления, а на панели приборов - манометры;
- система, оповещающая водителя о включении стояночной тормозной системы;

Звуковая система, оповещающая водителя об аварийном падении давления воздуха в пневмоприводе.

Рабочая тормозная система ГАЗ-3309, 3308, 33081 выполнена с раздельным торможением осей (с двумя независимыми контурами), при этом каждый контур выполняет функции запасной тормозной системы.

Принципиальная схема рабочей тормозной системы показана на рис. 1.

В тормозное управление входят колесные тормозные механизмы и их привод. В привод входят двухсекционный тормозной кран, модуляторы АБС, пневмоусилители с главными цилиндрами тормозов, воздушные баллоны с обратными клапанами, воздухоосушитель, компрессор, а также гидравлические и воздушные трубки, функционально соединяющие указанные узлы.

Рис. 1. Принципиальная схема тормозной системы ГАЗ-33081, 3308, 3309

1 - компрессор; 2 - воздухоосушитель; 3 - воздушный баллон регенерационный; 4 - обратный клапан; 5 - датчик падения давления воздуха; 6 - воздушный баллон; 7 - кран слива конденсата; 8 - кран тормозной двухсекционный с рычагом; 9- рычаг стояночной тормозной системы (СТС); 10 - датчик частоты вращения АБС; 11 - роторАБС;12 - манометр электрический; 13 - зуммер; 14-сигнализатор аварийного хода поршня и падения уровня тормозной жидкости; 15 - сигнализатор АБС; 16 - сигнализатор включения СТС; 17 - бачок двухсекционный; 18 - пневмоусилитель с главным цилиндром; 19 - фильтр; 20 - датчик аварийного хода поршня; 21 - клапан контрольного вывода; 22- модулятор АБС; 23 – блок управления АБС; 24 - датчик включения сигнала «СТОП»; 25 - датчик манометра; 26 - лампа сигнала «СТОП»; 27 - датчик падения уровня тормозной жидкости; 28 - шумоглушитель; 29 - датчик сигнализатора включения СТС

Рабочая система тормоза ГАЗ-3309, 3308, 33081 должна обеспечивать эффективное торможение автомобиля без заносов и потери управляемости.

Тормозной путь автомобиля при полной нагрузке, движущегося со скоростью 60 км/ч на ровном участке сухой шоссейной дороги, при полном нажатии на тормозную педаль не должен превышать 36,7 м.

Запасная тормозная система должна обеспечивать тормозной путь не более 51 м при условиях, описанных в требованиях к рабочей тормозной системе.

Тормозные механизмы передних и задних колес ГАЗ-3309, 3308, 33081 Садко одинаковы по конструкции и отличаются размерностью ряда входящих деталей. Тормозные механизмы передних колес снабжены цилиндрами с поршнями диаметром 35 мм и накладками шириной 80 мм.

Тормозные механизмы задних колес имеют цилиндры с поршнями диаметром 38 мм и накладки шириной 100 мм, а также дополнительно детали привода стояночной тормозной системы. Устройство колесного тормозного механизма показано на рис.2.

Относительно тормозного барабана колодки фиксируются с помощью эксцентриковых опорных пальцев 12. Каждая колодка закреплена независимо от другой.

Рис. 2. Колесный тормозной механизм ГАЗ-3309, 33081, 3308

1 - тормозная колодка; 2 - защитный колпак; 3 - корпус цилиндра; 4 - поршень с втулкой и стержнем; 5 - манжета; 6 - поршень ведомый; 7 - стяжная пружина колодок; 8 - направляющая скоба колодок; 9 - тормозной щит; 10 - пружинная шайба; 11 -гайка; 12 - эксцентриковый палец тормозной колодки; 13 - втулки эксцентриковых пальцев; 14 -пластина эксцентриковых пальцев; 15 - метки; 16 - смотровой люк

На наружном торце каждого опорного пальца выполнена метка (углубление диаметром 2 мм), показывающая положение наибольшего эксцентриситета регулировочного пальца.

При правильной установке колодок, когда фрикционные накладки и тормозной барабан не изношены, метки 15 должны быть обращены одна к другой, как показано на рис.2, или с отклонением от этого положения в пределах 40°.

Колесные тормозные цилиндры ГАЗ-3308, 3309, 33081 имеют устройство, автоматически поддерживающее необходимый зазор между фрикционной накладкой и барабаном. В процессе эксплуатации специальная регулировка не требуется.

Компрессор автомобиля поршневого типа, одноцилиндровый, воздушного охлаждения.

Рис. 3. Компрессор автомобиля ГАЗ-3309, 3308, 33081 Садко

1 - коленчатый вал; 2 - картер; 3 - шатун; 4 - цилиндр; 5 - впускной клапан; 6 - нагнетательный клапан; 7 - головка цилиндра; 8 - клапанная пластина; 9 - поршневой палец; 10 - стопорное кольцо; 11 - поршень; 12 - крышка; 13 - пружина; 14 -втулка; 15 - штифт; 16 - ось; 17 – шестерня

Воздух из впускного трубопровода двигателя поступает в цилиндр компрессора через пластинчатый впускной клапан. Сжатый воздух вытесняется в пневматическую систему через пластинчатый нагнетательный клапан. Смазка компрессора - от системы смазки двигателя. Привод компрессора ременный.

Компрессор (рис. 3) поршневого типа, одноцилиндровый, воздушного охлаждения, с шестеренчатым приводом.

Разборка компрессора ГАЗ-3309, 3308, 33081

Отсоединить трубку отвода воздуха от компрессора.
- Отсоединить шланг подвода воздуха к компрессору и отсоединить шланг подвода масла.

Вывернув болт крепления муфты шланг снять прокладки.
- Отвернуть три гайки и один болт крепления компрессора к двигателю и снять компрессор.

Положить компрессор на верстак и снять крышку шатуна, отвернув две гайки.
- Закрепить в тисках вертикально компрессор за картер 2 (см. рис. 3).

Отвернуть четыре гайки стяжных шпилек, снять головку 7, клапанную пластину 8 и цилиндр 4 с картера 2.
- Снять пластинчатые клапаны впускного и выпускного клапанов.

Вынуть из цилиндра шатун 3 с поршнем
- Сжать и вынуть из поршня стопорное кольцо 10 и поршневой палец 9.

Снять поршневые кольца.
- Вывернуть болты крепления и снять боковую крышку 12;

Вынуть втулку 14, пружину 13 и коленвал 1 с подшипниками.
- Выпрессоватъ штифт 15 и вынуть ось 16, придерживая приводную шестерню 17 от падения.

Двухсекционный тормозной кран ГАЗ-3309, 3308, 33081 Садко

Двухсекционный тормозной кран ГАЗ-3308, 3309, 33081 (рис. 4) предназначен для управления пневмоусилителями рабочей тормозной системы автомобиля. Тормозной кран имеет две независимые секции, расположенные последовательно и питающиеся от раздельных контуров. Клапаны крана плоские, одинарные, резиновые.

Рис.4. Двухсекционный тормозной кран ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, 33081 с рычагом

V1, V2, Z1, Z2 - выводы; 1 - рычаг: 2 -ролик; 3 - упругий элемент; 4 - опорная плита; 5 - верхний поршень; 6 - верхний корпус; 7 -большой поршень; 8 - малый поршень; 9 - нижний корпус; 10 - выпускной клапан; 11, 13, 14, 16 -пружины; 12 - клапан нижней секции; 15 - клапан верхней секции; 17 - тарелка; 18 - шпилька; 19 - толкатель; 20 - ось ролика; 21 - чехол; 22 - рычаг

Места присоединения трубопроводов имеют маркировки, состоящие из двух цифр: выводы «11» и «12» (на рисунке - VI и V2) соединены с воздушными баллонами, выводы «21» и «22» (на рисунке - Z1 и Z2) - с пневмоусилителями тормозов через модуляторы АБС.

В исходном положении (педаль тормоза отпущена) выводы Z1 и Z2 соединены с атмосферой, а клапаны разъединяют вывода V1 и V2 с выводами Z1 и Z2.

При нажатии на педаль тормоза выводе Z1 и Z2 разобщаются с атмосферой, открываются клапаны верхней и нижней секции. Сжатый воздух поступает от выводов VI и V2 соответственно к выводам Z1 и Z2.

При отказе в работе верхней секции тормозного крана нижняя секция управляете: механически через шпильку и толкатель малого поршня, полностью сохраняя свою работоспособность.

На автомобиле установлены три модулятора, которые выполняют функцию клапанов сброса давления воздуха в пневмоусилителях при получении сигнала от блока управления АБС о достижении критического значения тормозной силы на колеса, способной вызвать их блокировку.

Пневматический усилитель тормозов ГАЗ-33081, 3308, 3309 (рис. 5) соединен с главным тормозным цилиндром и предназначен для создания сжатым воздухом необходимого давления жидкости в гидравлической части привода каждого контура.

В передней стенке корпуса пневмоусилителя расположены толкатель аварийного хода поршня и сам датчик.

Рис. 5. Пневматический усилитель тормозов ГАЗ-3309, 3308, 33081 с главным тормозным цилиндром

1 - пластина; 2 - клапан избыточного давления; 3 - пружина; 4 - манжета; 5 - упорный стержень; 6 - уплотнительное торцовое кольцо; 7 - толкатель; 8 - уплотнительное кольцо; 9 - корпус пневмоусилителя; 10- хомут; 11 - крышка; 12 - мембрана; 13 - датчик аварийного хода поршня; 14 - толкатель; 15-поршень; 16 - упорный болт; 17 - картер главного цилиндра; 18 - головка поршня; 19 - пружина

Срабатывание датчика каждого контура происходит при ходе толкателя 29,7-32,3 мм в случае разгерметизации магистрали гидропривода тормозов, при наличии воздуха в гидравлическом приводе тормозов и при большом износе тормозных накладок. При этом в комбинации приборов загорается сигнализатор неисправности рабочих тормозов.

При торможении сжатый воздух из двухсекционного тормозного крана ГАЗ-3309, 3308, 33081 Садко поступает через штуцер в крышке к мембране пневмоусилителя. Под давлением воздуха мембрана перемещает шток, который через толкатель действует на поршень главного тормозного цилиндра, вытесняя тормозную жидкость в магистраль гидропривода.

При оттормаживании воздух из пневмоусилителя через двухсекционный тормозной кран выходит в атмосферу. Шток пневмоусилителя под действием пружины возвращается в исходное положение. Для очистки атмосферного воздуха, поступающего в пневмоусилитель при возврате штока, в каждый усилитель ввернут фильтр.

Клапаны контрольного вывода расположены на входе в модуляторы АБС и предназначены для присоединения к ним контрольно-измерительных приборов при проверке давления сжатого воздуха. Для присоединения к клапану необходимо применять шланг и измерительные приборы с накидными гайками М1бх1,5.

Обратные клапаны установлены на воздушных баллонах объемом 20 л и предназначены для сохранения давления воздуха в воздушных контурах в случае падения давления воздуха в питающей магистрали.

Главный тормозной цилиндр ГАЗ-33081, 3309, 3308

Главный тормозной цилиндр ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, 33081 Садко (см. рис. 5) соединен с пневмоусилителем тремя шпильками. Установлен пневмоусилитель с главным цилиндром на раме.

В приводе тормозов используются три унифицированных главных цилиндра: один в гидроприводе к передним тормозным механизмам, два - к задним.

В корпусе 17 цилиндра находятся поршень 15 с головкой 18 и клапан 2 избыточного давления. Головка удерживается на поршне с помощью упорного стержня 5, который впрессован в поршень. На головке установлены уплотнительное торцовое кольцо б и манжета 4, на поршне - уплотнительное кольцо 8.

Головка поджимается к поршню пружиной 3, а поршень в сборе с головкой и уплотнителями прижимается к упорному болту 16 возвратной пружиной 19. Максимальный ход поршня 38 мм.

Главный тормозной цилиндр через переходный штуцер и трубопроводы соединен с питающим бачком. В расторможенном положении поршень 15 главного цилиндра через головку 18 упирается в болт 16, в результате чего между поршнем и головкой образуется зазор для прохода жидкости из бачка в рабочую полость цилиндра.

При торможении толкатель 7 пневмоусилителя перемещает поршень 15. При этом головка 18 под действием пружины 3 прижимается через уплотнительное кольцо 6 к поршню, разобщая жидкость в бачке от жидкости в рабочей полости цилиндра.

При движении поршня жидкость из рабочей полости главного тормозного цилиндра ГАЗ-3309, 3308, 33081 Садко проходит через отверстия в пластине 1 клапана избыточного давления 2 и, отжимая резиновый поясок клапана от пластины, поступает в трубопровод, идущий к колесным цилиндрам.

При растормаживании поршень 15 под действием возвратной пружины 19 перемещается в исходное положение до упора головки 18 в болт 16. Если педаль тормоза освобождается резко, поршень главного цилиндра тормозов возвращается быстрее, чем жидкость из колесных цилиндров.

В этом случае в рабочей полости главного цилиндра создается разрежение, под действием которого головка отходит от поршня, образуя торцовой зазор, и жидкость из бачка заполняет рабочую полость цилиндра.

При упоре поршня в болт 16 избыток жидкости через торцовый зазор возвращается обратно в бачок главного цилиндра. Система расторможена и готова к последующему торможению.

Антиблокировочная система тормозов (АБС) автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, 33081 Садко

Автомобили ГАЗ-3308, 3309, 33081 оборудованы антиблокировочной системой (АБС) тормозов. АБС эффективна при экстренном торможении на дороге с различным покрытием (например, асфальт-лед) и предотвращает блокировку колес, находящихся в менее благоприятных по сцеплению условиях (на льду), обеспечивая минимальный тормозной путь автомобиля для данного дорожного покрытия (льда) при сохранении его устойчивости и управляемости.

Электрическая часть АБС состоит из 4 датчиков АБС (в колесных узлах автомобиля), 3 модуляторов (на пневмоусилителях), блока управления (БУ) АБС (в кабине на правой боковине), кнопки диагностики АБС (в комбинации приборов), сигнализатора неисправности АБС и жгута АБС, соединяющего датчики и модуляторы с БУ АБС.

К блоку управления подключены две цепи питания: для модуляторов через 3-й предохранитель 25 А в блоке предохранителей АБС и непосредственно для БУ АБС через 1-й предохранитель 5 А в блоке предохранителей АБС.

Питание воздухоосушителя осуществляется через 2-й предохранитель 10 А. Блок предохранителей АБС расположен за заглушкой, находящейся ниже заглушки блоков предохранителей.

Рис.6. Электрическая схема АБС автомобилей ГАЗ-3309, 3308, 33081

Сигнализатор неисправности АБС загорается на несколько секунд при каждом включении зажигания, а затем гаснет, что подтверждает исправность системы АБС.

Постоянное горение сигнализатора или его загорание при движении автомобиля указывает на неисправность АБС. Электрическая схема АБС показана на рис. 6..

Колесный тормозной цилиндр ГАЗ-3309, 3308, ГАЗ-33081 Садко

Снятие колесного цилиндра тормоза ГАЗ-3309, 3309, 33081 выполнить в следующем порядке:

Снять колесо и тормозной барабан. Развести тормозные колодки, сняв стягивающие их стяжные пружины;
- отсоединить шланг или трубопровод от тормозного цилиндра;

Вывернуть болты крепления тормозного цилиндра.

Разборка колесного тормозного цилиндра

Снять резиновые защитные чехлы с колесного цилиндра, повернуть на 90° один из поршней и вынуть поршни из цилиндра. Снять резиновые защитные чехлы и манжеты с поршней;
- вывернуть клапан прокачки из цилиндра;

Промыть колесный цилиндр и его детали в чистом изопропиловом спирте или в тормозной жидкости, затем высушить обдувкой сжатым воздухом.

Сборка пневмоусилителя тормозов ГАЗ-3309, 3308, 33081 Садко

Промыть металлические детали в керосине и просушить их.
- Трущиеся поверхности деталей смазать тонким слоем смазки Литол.

Сборку пневмоусилителя провести в порядке, обратном разборке.
- Замерить штангенциркулем положение толкателя штока пневмоусилителя тормозов.

Проверить омылением рабочую полость пневмоусилителя на герметичность, подведя к штуцеру в крышке пневмоусилителя сжатый воздух, утечки воздуха не допускаются.

Сборка пневмоусилителя тормозов ГАЗ-3309, 3308, 33081 с главным тормозным цилиндром

Порядок сборки следующий:

Перед сборкой замерить штангенциркулем глубину углубления в поршне главного тормозного цилиндра, определить зазор между поршнем главного тормозного цилиндра и толкателем штока пневмоусилителя тормозов, который должен находиться в пределах (1,5±0,5) мм.

При необходимости отрегулировать положение толкателя штока пневмоусилителя.
- Соединить главный цилиндр с пневмоусилителем, момент затяжки гаек 2,4-3,6 кг/см.

Установить в крышку модулятор, а на корпус - воздушный фильтр.
- Закрепить кронштейны на модуле пневмоусилитель-главный цилиндр-модулятор.

Наиболее вероятными неисправностями главного тормозного цилиндра являются износ манжет, резиновых уплотнительных колец, поршней, головок поршней, задиры и износ рабочей поверхности.

Снятие главного тормозного цилиндра с автомобиля проводится вместе с пневмоусилителем.

Обслуживание тормозов автомобилей ГАЗ-3309, 3308, ГАЗ-33081 Садко

В процессе эксплуатации периодически проверяют (ежедневное обслуживание) уровень тормозной жидкости в питающем бачке, герметичность пневматической и гидравлической частей тормозного привода, а также исправность рабочей тормозной системы и работоспособность стояночной.

При обслуживании пневматической части привода необходимо следить за герметичностью системы в целом и ее отдельных элементов.

Места утечки воздуха определяются на слух или мыльной эмульсией. Утечки воздуха в соединениях устраняют подтяжкой или заменой отдельных элементов.

Для обеспечения нормальной работы пневмопривода необходимо регулярно менять съемный картридж воздухоосушителя.

Раздел 1. Общие сведения 4
Паспортные данные 4
Органы управления
и контрольно-измерительные приборы 5
Органы управления 5
Технические характеристики
автомобилей 6
Комбинация приборов автомобиля ГАЗ-3308 10
Комбинация приборов автомобиля ГАЗ-33081 10
Раздел 2. Двигатель 12
Двигатель 3M3-513 12
Кривошипно-шатунный механизм 12
Газораспределительный механизм 14
Система смазки 14
Система охлаждения 17
Система питания и выпуска
отработавших газов 18
Система рециркуляции
отработавших газов 24
Ремонт двигателя 25
Ремонт системы питания 33
Сборка двигателя 34
Обкатка двигателя 38
Двигатель Д-245.7Е2 41
Устройство двигателя 41
Пуск и остановка двигателя 43
Снятие двигателя с автомобиля 43
Ремонт двигателя 43
Система смазки 50
Система охлаждения 52
Система питания 53
Система питания
двигателя воздухом 56
Система выпуска
отработавших газов 58
Пусковой подогреватель-отопитель 58
Раздел 3. Трансмиссия 61
Сцепление автомобиля ГАЗ-3308 61
Привод сцепления 61
Ремонт сцепления 63
Сцепление автомобиля ГАЗ-33081 64
Ремонт сцепления 65
Ремонт гидравлического
привода сцепления 68
Коробка передан 63
Коробка передач автомобиля ГАЗ-3308 69
Пятиступенчатая коробка передач
автомобиля ГАЗ-33081 74
Раздаточная коробка 84
Особенности технического обслуживания
раздаточной коробки 84
Ремонт раздаточной коробки 85
Карданная передача 89
Контрольная проверка карданных валов 89
Разборка карданного шарнира 90
Замена карданной передачи 90
Ведущие мосты 90
Задний мост 90
Передний мост 96
Раздел 4. Ходовая часть 100
Подвеска 100
Техническое обслуживание подвески 100
Ремонт рессорной подвески 100
Амортизаторы 102
Колеса и шины 104
Монтаж и демонтаж колеса 104
Запасное колесо 105
Замена колеса 105
Основные правила эксплуатации
и хранения шин 106
Система регулирования давления
воздуха в шинах 106
Раздел 5. Рулевое управление 111
Техническое обслуживание 112
Регулировка подшипников винта
рулевого механизма 112
Регулировка зацепления пары «гайка-сектор» 112
Разборка рулевого механизма 112
Сборка рулевого механизма 113
Снятие карданных валов 113
Разборка карданного вала 113
Сборка карданного вала 113
Регулировка подшипников рулевой
колонки 113
Снятие рулевого колеса 113
Установка рулевого колеса 114
Гидроусилитель руля автомобиля ГАЗ-3308 114
Движение при неработающем усилителе 114
Рулевые тяги 114
Регулировка шарниров продольной рулевой тяги 115
Снятие и разборка продольной рулевой тяги 116
Разборка и сборка клапана управления 116
Поперечная тяга 116
Уход за рулевым управлением 117
Замена масла 117
Разборка и проверка насоса 118
Сборка насоса 118
Отличительные особенности системы
гидроусилителя руля автомобиля ГАЗ-33081 118
Раздел 6. Тормоза 119
Рабочая и запасная
тормозные системы 119
Техническое обслуживание тормозов 120
Регулировка зазора между колодками
и тормозными барабанами 121
Регулировка зазора между толкателем
и поршнем главного цилиндра 122
Регулировка свободного хода
педали тормоза 122
Регулировка натяга нагрузочной пружины
регулятора давления тормозов 122
Регулировка стояночной
тормозной системы 123
Заполнение гидропривода рабочей
тормозной системы жидкостью (прокачка) 123
Проверка работы гидровакуумных
усилителей тормозов 123
Ремонт тормозов 124
Тормозные механизмы колес
и барабаны 124
Главный тормозной цилиндр 126
Гидровакуумный усилитель тормозов 128
Раздел 7. Электрооборудование 131
Электрооборудование автомобиля ГАЗ- 3308 131
Аккумуляторная батарея 131
Генератор 133
Стартер 137
Система зажигания 141
Освещение и световая сигнализация 146
Выключатель электродвигателей
отопителя и заднего
противотуманного фонаря 147
Звуковой сигнал 148
Стеклоочиститель 149
Омыватель ветрового стекла 151
Электродвигатели вентиляторов отопителя 151
Электропроводка, предохранители 152
Указатель уровня топлива 153
Спидометр 153
Электрооборудование
автомобиля ГАЗ-33081 153
Аккумуляторная батарея 154
Генератор 156
Стартер 157
Выключатель приборов и стартера 162
Освещение и световая сигнализация 163
Звуковые сигналы 166
Стеклоочиститель 167
Омыватель ветрового стекла 168
Электродвигатели вентиляторов
отопителя и автономной
отопительной установки 169
Электропроводка и предохранители 169
Указатель уровня топлива 170
Спидометр 170
Раздел 8. Специальное оборудование
автомобиля ГАЗ-3308 172
Коробка отбора мощности 172
Разборка коробки отбора мощности 172
Сборка коробки отбора мощности 173
Лебедка 174
Разборка лебедки 174
Ремонт лебедки 175
Сборка лебедки 176
Карданные валы лебедки 178
Направляющее устройство
троса лебедки 179
Раздел 9. Кабина 180
Оперение 180
Капот 181
Снятие кабины 181
Замена кожуха пола 181
Двери 181
Регулировка положения двери 181
Замена дверей 181
Замена обивки дверей 181
Замена запорного механизма замка двери 181
Замена рычажного механизма замка 181
Замена зеркала заднего вида 182
Замена поворотного и опускного стекол 182
Ветровое и заднее стекла 182
Замена ветрового стекла 182
Замена заднего стекла 182
Отопление и вентиляция кабины 182
Отопление 182
Вентиляция кабины 183
Раздел 10. Техническое обслуживание
автомобиля 184
Техническое обслуживание
и ремонт системы отопления 183
Смазка автомобиля 190
Приложения 194
Электросхемы 202