Фарисеи в библии — кто такие? Кто такие фарисеи

Вы фарисеи и лицемеры! Вы, как Исав, готовы за горшок

чечевицы продать все так называемые основы ваши!

Салтыков. Благонамеренные речи. Переписка.

…Как он страдал душою,

Когда, уча любви враждующих людей,

Он слышал, как кричал, ломаясь пред толпою,

С ним рядом о любви — корыстный фарисей? ..

Надсон. Памяти Ф.М. Достоевского (1881 г.).

Фарисейство как качество личности – склонность ставить букву закона выше собственного духа, проявлять одновременно лицемерие с ханжеством, продажность с двойной моралью.

Один брат в разговоре постоянно говорил о том, что он три раза в неделю постился. Другой брат не выдержал и спросил с любопытством: - А почему именно три? На что тот ответил: - Чтобы превзойти праведность книжников и фарисеев, те постились два раза в неделю…

Иисус учил тому, что каждый человек достоин ува­жения. Даже если кто-нибудь согрешил, он не перестает после этого быть человеком.

Однажды утром, когда Иисус читал людям пропове­ди, книжники и фарисеи привели к нему женщину, взя­тую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди площади, сказали ему: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбоде­янии. А Моисей в своем законе заповедал нам забрасы­вать таких камнями. Что ты скажешь?» Иисус попал в трудное положение. Оправдать жен­щину - значит нарушить религиозные законы, дать по­вод обвинить себя в богохульстве. Отдать женщину на расправу - значит нарушить собственные слова «Возлюби ближнего, как самого себя». Иисус, наклонившись низко, писал что-то пальцем на земле, не обращая ни на кого внимания. Когда книжники повторили свой вопрос, Иисус встал и сказал: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». И опять, наклонившись низко, стал что-то писать на земле. Среди книжников и фарисеев наступило смятение. Никто из них не рискнул назвать себя безгрешным. Каж­дый постарался незаметно покинуть место суда. Вскоре Иисус остался с блудницей в полном одиночестве. Иисус встал и, не видя никого, кроме женщины, ска­зал ей: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осу­дил тебя?» Она отвечала: «Никто, Господи». Иисус сказал ей: «И я не осуждаю тебя. Иди».

Фарисейство многие века поражает честных людей своей лицемерно-ханжеской моралью, шокирует своей мелочностью, формализмом, продажностью и начетничеством. Фарисей всегда чисто внешне, показушно и формально исполняет определённые нравственные правила. Даже нарочитая демонстративность набожности, нравственности и моральности идёт не от чистого сердца, а только потому, что они получили официальную санкцию или закрепились в традиции.

Фарисейство – есть формализм в морали, изрядно приперченный лицемерием и ханжеством. В Библии сказано: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь». В словаре по этике И.Кона читаем: «Фарисейством принято называть попытки отдельных лиц представить мораль как набор прописных истин, придать ей бюрократический характер официальной установки, стремление подменить личные убеждения внешним надзором, а также исполнение нравственных требований не из личных убеждений, а для показа, скрывая под маской нравственности карьеризм, приспособленчество и безнравственность в личной жизни».

Фарисейство – ревностное служение букве закона, уничтожающее собственный дух этого закона. Философ А.К. Драгилёв: «Глава государства говорит, нельзя проезжать на красный свет, и если вы не нарушаете этого закона, то вы по сути, подчиняетесь главе государства, в нашем случае, совести. Но есть такие случаи, когда нужно нарушить красный свет, если ты за рулем скорой помощи, у тебя пациент умирает, ты обязан нарушить красный свет. Если включены проблесковые маячки. Ну, да, или например, у тебя не включены, но у тебя человек умирает на заднем сиденье, а у тебя их нет, ты едешь на частной машине. Или ты увидел преступление, ты должен нарушить и догнать преступника. Вот я о том и говорю, что писание и случаи не причиняй зла, боль другим, они единогласны, в основном. Соблюдая этот закон, мы подчиняемся воле Бога, другими словами воле совести. Но иногда требуется пойти против закона, который он и дал. А если мы в эти моменты, когда нужно нарушить закон Божий, продолжаем соблюдать формально этот закон, соблюдать букву этого закона, то это называется фарисейство. Для нас буква важнее, чем дух. Это и есть суть фарисейства. Как бы там не было, я должен поступать вот так, как написано, а не по духу».

Формально-лицемерным служением фарисейство вместе с водой выплёскивает ребёнка. Для фарисея буква закона – главное, а собственный дух – второстепенное. Добавьте к этому лицемерие и ханжество – вот вам и психологический портрет фарисея.

Фарисейство – это всегда ловкое увиливание, чтобы не попасть под раздачу, не стать крайним. Оно всегда театрально и искусственно. Философ Олег Торсунов в контексте этой мысли утверждает: «Есть разница: бывает, человек как пономарь читает молитву, а бывает, он ее с чувством читает. Чтение с чувством молитвы означает, что человек читает ее отдавая, потому что иногда человек очень сухо молится. Это называется искусственное поклонение, искусственное служение, и это искусственное осуждается во всех традициях духовных. Например, в христианстве это осуждается как фарисейство, то есть человек делает что-то искусственно, не от души. Отдавание, или жертва – это основа развития любой личности, потому что всегда, когда мы жертвуем, жертва возвращается, приходит назад, и происходит обмен. И естественно, что мы жертвуем свою искренность, а получаем взамен нетленное счастье высшее, что гораздо имеет более высокую природу, чем просто наша искренность».

Петр Ковалев 2015 год

Христос, придя на Землю, показал неприглядность и мерзость множества человеческих грехов и пороков. Но пожалуй, наибольшего количества обличений от Господа получили фарисеи. В каждом из Евангелий можно увидеть строки о том, как неугодны Богу были эти люди. Так что такое фарисейство и почему оно так осуждаемо Христом?

Кто такие фарисеи

Фарисеями назвались сторонники значительного и влиятельного иудейского течения, которые целью человеческой жизни считали четкое и детальное исполнение закона, прописанного в Торе. В повседневной жизни это выливалось в мелочное, внешнее и формальное исполнение заповедей. Фарисеи буквально наизусть знали и скрупулезно по пунктам выполняли даже самые мелкие предписания Торы.

Фарисеи получили наибольшее количество обличений от Иисуса Христа

Такая зацикленность исключительно на форме привела к практически полной потере внутреннего смысла. Закон воспринимался как четкое руководство к практическому действию, при этом совершенно не учитывались духовные аспекты вероучения.

Особо чтимой у фарисеев была суббота. В этот день не делались абсолютно никакие дела, поэтому даже Христос, исцеливший больного, попал под осуждение за нарушение субботы. Получается, что даже делание добрых дел порицалось под благовидным предлогом соблюдения заповеди о почитании субботы.

Внешне эти люди часто выглядели неопрятно, неухоженно и даже неряшливо. Такое нарочитое пренебрежение элементарными правилами ухода за собой как бы подчеркивало полное отречение от мира, от всего тленного, незначимого.

Интересно! Фарисеи постоянно ходили со скучными и постными лицами, всем своим видом показывая, что им чужды глупые радости бренного мира.

Обманчивая внешность часто приводила к тому, что их считали истинными праведниками, достигшими святости. Их значимость в иудейском обществе была велика, а мнение весомым. Так почему же их так сильно обличает Христос?

Притча о мытаре и фарисее

Наиболее детально суть Божьего порицания видна в Евангелии, в притче о мытаре и фарисее. Кратко ее суть в следующем: в одном из иудейских храмов молились два человека. Один из них был мытарем - сборщиком местных налогов. Таких людей в обществе часто не любили, поскольку налоги были огромными, и мытари зачастую отбирали в уплату чуть ли не все пропитание семьи. Поэтому мытари имели славу людей бессердечных, злых и немилостивых.

Другим молящимся был праведный, соблюдающий все предписания фарисей. Его молитва была преисполнена чувства собственного достоинства - он благодарил Бога за то, какой он хороший. Заметив мытаря, он стал благодарить и за то, что он «не таков, как тот мытарь». Иудей ставил себя и свои заслуги выше всех остальных людей и считал себя великим праведником, поскольку он соблюдал посты, отдавал десятину в храм, чтил субботу и выполнял множество других предписаний Торы.

Молитва мытаря же носила совершенно иной характер. Он, напротив, не смел поднять глаз своих, стоял с повинной головой. Просил он у Господ одного - милости. Понимая всю сущность своего падения, осознавая свою глубочайшую греховность, этот мытарь просил Бога быть милостивым к нему. На большее он не смел и надеяться.

Фарисей – человек, который относится к Богу и ближним без любви и при этом превыше всего ставит самого себя

И вот Святое Евангелие повествует нам об исходе этих двух молитв. Фарисей, окончив положенное правило, вышел из храма довольный собой, с чувством собственной праведности. Он был абсолютно уверен, что сделал все хорошо и правильно, и что его молитва обязательно будет услышана Богом. И несмотря на это он вышел осужденным.

Мытарь же, который даже не надеялся на прощение от Господа, а только лишь молил о помиловании, вышел со слезами на глазах и с чувством осознания своей полнейшей ничтожности. И при этом Евангелие нам говорит, что этот мытарь вышел из храма оправданный.

Чем же так угодил Господу мытарь и чем так разгневал фарисей? Основной грех последнего в том, что он дает себя право судить. Он судит несчастного мытаря, сразу делая вывод о нем, как о человеке павшем. Он судит и себя, но себе приписывает личину праведности. Однако фарисею никто не давал права суда - это удел одного лишь Бога. Одному Господу известно, кто из нас поистине праведен, а кто грешен.

Следующая погрешность фарисея - свое самодовольство. Мы знаем и из Евангелия, и из творений любых святых отцов, что матерью всех добродетелей является смирение. Смиренный человек не упивается собственной хорошестью, но видит в себе множество недостатков, с которыми старается бороться. Человек же, который считает, что поборол в себе страсти и достиг состояния праведности находится в глубокой духовной прелести. Именно таков и был фарисей из притчи.

Мытарь же, напротив, считал себя ниже и хуже любых других людей. Он возненавидел себя за те грехи, которые совершил в жизни и искренне в них покаялся. Его чувство было настолько острым, что он стоял в храме опущенной головой и только лишь повторял - Боже, милостив буди мне, грешному.

Важно! Именно эти слова прошения милости называются «молитвой мытаря» и с них начинается утреннее молитвенное правило.

Можно возразить, что этот фарисей действительно исполнял все, что прописано в Законе. Он не воровал, не блудил, соблюдал посты и еще много чего. Так почему же он не имел права сказать, что все выполнил? Богословы поясняют этот момент так - если бы фарисей познал истинного Бога, а не просто выучил формальный свод правил, то он бы понял, что предела у Бога нет.

Это означает, что по мере духовного возрастания перед человеком открываются все новые и новые духовные горизонты, пределов у которых нет, поскольку Господь - бесконечен. Исполнив одно правило, искоренив один грех, истинно верующий человек найдет в себе еще десяток. Как жив Бог, так жив и подвижен Его Закон. И невозможно Господа поместить в формальные рамки и правила.

Фарисеи в современном мире

Сейчас слово «фарисей» уже совсем не означает причастность к какому-либо иудейскому течению. Так называют людей, которые внешне пытаются выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Это лицемеры, люди, которые постоянно носят маски. К сожалению, очень много таких и в православной среде.

Христианство - это религия постоянной и кропотливой работы над собой, над очищением собственной души. Это сложный и тернистый путь, и не каждый может его пройти. Очень часто человек не хочет реально трудиться над собой, но при этом очень стремится, чтобы окружающие считали его праведником, ставили в пример, почитали.

Такое горделивое стремление показать себя лучше других и есть фарисейством. Совершенно не обязательно сегодня исповедовать иудаизм, чтобы быть фарисеем. Можно считать себя очень православным, ходить каждое воскресенье в храм, соблюдать посты и раздавать милостыню. Но если при этом в сердце будет зреть злоба на людей, виденье чужих грехов на фоне собственной праведности - это и есть самое настоящее фарисейство.

В чем в наши дни может проявляться фарисейство? Протоиерей Дмитрий Смирнов

Фарисеи

Фарисеи
В буквальном переводе с арамейского: Отделившиеся.
Фарисеями называли представителей религиозного течения (секты) в древней Иудее (II в. до н. э. - II в. н. э.), которое возникло после выхода евреев из египетского плена.
Для фарисеев были характерны упоение собственной ученостью, знанием священных текстов, а также агрессивность в отстаивании своего мнения, лицемерие и ханжество, поскольку набожность не мешала им быть высокомерными, корыстолюбивыми и т. д. Все свои религиозные обряды они совершали словно напоказ, демонстрируя всем окружающим свою набожность.
В Библии неоднократно приводятся слова обличения, с которыми Иисус Христос обращается к фарисеям (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 23, ст. 26-28): «Фарисей слепой! очисти прежде внутрен-
ность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония»
Имя нарицательное для лицемера, ханжи.
Отсюда же и «фарисейство» - лицемерие и ханжество, имеющее основой некое вероучение, политическую доктрину и т. п. (ирон., неодобр., презрит.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Фарисеи" в других словарях:

    - (евр. отделенные). Еврейская секта, старавшаяся отличиться особенной святостью жизни, вообще придерживавшаяся больше внешних обрядностей, маскируя ими свою развратную жизнь; отсюда вообще люди, только тщеславящиеся добродетелью, лицемеры. Словарь … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    Фарисеи - (греческое pharisaioi, от древнееврейского перушим отделившиеся), религиозно политическое течение в Иудее во 2 в. до нашей эры 2 в. нашей эры. Фарисеи создатели Устного учения (закона), зафиксированного в Мишне (смотри в статье Талмуд),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греч. pharisaioi от др. евр. перушим отделившиеся), представители общественно религиозного течения в Иудее во 2 в. до н. э. 2 в. н. э. Фарисеи создатели Устного учения (закона), зафиксированного в Мишне (см. в ст. Талмуд). В Евангелиях фариссев… … Большой Энциклопедический словарь

    Одно из главных религиозно политических течений в Иудее во 2 в. до н.э.Ч 2 в. н.э.; выражали интересы преимущественно средних слоёв населения. В Евангелиях фарисеи называются лицемерами. Отсюда переносное значение слова лицемер, ханжа … Исторический словарь

    - (греч. pharisaioi, от др. евр. перушим отделившиеся) представители общественно религиозного течения в Иудее во 2 в. до н. э. 2 в. н. э. Фарисеи создатели Устного учения (закона), зафиксированного в Мишне. В Евангелиях фариссев называют лицемерами … Политология. Словарь.

    Фарисеи, иуд. религ. и полит. партия, единственная из евр. партий и групп, сохранившаяся и после падения Иерусалима; именно поэтому в основе совр. иудаизма лежат преимущ. фарисейские традиции. Слово Ф. , вероятно, означает обособленные и… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    - (Происхождение слова Ф. не совсем ясно. Некоторые полагают,что слово Ф. означает отделившиеся, т. е. лица, которые вследствиестрогого исполнения законов о ритуальной чистоте, стремились избегатьсоприкосновения со всем тем (вещами и людьми), что… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (греч. pharisaioi – отделившиеся) – представители общественно религиозного течения в Иудее во II в. до н.э. – II в н.э.; выражали интересы преимущественно средних слоев населения, в Евангелиях фарисеев называют лицемерами. Отсюда переносное… … Энциклопедия культурологии

    Фарисеи - (Pharisees), представители религ. течения в Др. Израиле, придававшие большое значение соблюдению мельчайших требований иудейского закона. Держались изолированно от др. евреев и выступили противИисуса Христа, чье сострадание часто противоречило их … Всемирная история

В Новом Завете, в частности, синоптических евангелиях, фарисеи представлены как одержимые правилами и законами, тогда как Иисус больше озабочен Божьей любовью. Фарисеи презирают грешников, тогда как Иисус хочет их спасти. Новый Завет изображает фарисеев, как самодовольных последователей теологии поэтому слово «фарисейство» стало синонимом лицемерного и высокомерного отношения к другим людям тех кто ставит букву закона выше святого духа. Сегодня значение слова фарисейство — это религиозное лицемерие, честолюбивое самолюбование.

Евреи, как правило, находят это оскорбительным и считают, что такую трактовку слову «фарисейство» могут давать только антисемиты.

Кто такие фарисеи

Фарисей - значение слова происходит от древнегреческого Pharisaios (Φαρισαῖος), что означает «отделяться, разделяться».

Первое историческое упоминание о них и их убеждениях содержится в четырёх евангелиях и в Книге Деяний, в которых описывается их тщательное соблюдение интерпретации Торы, а также эсхатологические взгляды. Более позднее историческое упоминание можно найти у еврейско-римского историка Иосифа Флавия в описании «четырёх школ мысли» или «четырёх сект», в которых он разделил евреев в I веке н. э.

История

Изгнание евреев из древнего царства Иудеи в Вавилон Навуходоносором II, начиная с первой депортации в 597 году до н. э. и продолжающейся после падения Иерусалима и разрушения Храма в 587 году до нашей эры, привели к резким изменениям в еврейской культуре и религии. Во время 70-летнего изгнания в Вавилон еврейские собрания (известные на иврите как бис-кессион или на греческом как синагога) и молитвенные дома были основными местами для молитв.

В 539 году до н. э. персы захватили Вавилон, а в 537 году до н. э. Кир II Великий разрешил евреям вернуться в Иудею и восстановить храм. Однако это не значит, что он позволил восстановить иудейскую монархию. Без монархии усилилась власть священников и Храма в гражданской жизни. И примерно в это же время партия Саддукеи стала партией священников и союзных элит.

Тем не менее Второй Храм, который был завершён в 515 году до нашей эры, поднял вопросы о его легитимности. Это обеспечило условия для развития различных сект или «школ мысли», каждая из которых требовала исключительного права представлять «иудаизм» и обычно избегала общения с членами других сект.

За пределами Иудеи синагогу часто называли домом молитвы. Хотя большинство евреев не могли регулярно посещать службу Храма, они могли встретиться в синагоге на утренние, дневные и .

Сепаратистская партия возникла в основном из группы книжников и мудрецов. Фарисеи, среди других еврейских сект, были активны с середины II века до нашей эры до разрушения Храма в 70 году н. э. Одним из факторов, которые отличали их от других групп до разрушения Храма, была вера в то, что все евреи должны соблюдать законы чистоты веры. Однако главным отличием фарисейства было продолжение приверженности законам и традициям еврейского народа перед лицом ассимиляции. Как отметил Иосиф Флавий , они считались самыми точными экспертами еврейского права.

Фарисеи получили поддержку и добрую волю простых людей, в отличие от элитных саддукеев, связанных с господствующими классами. В то время как саддукеи были аристократическими монархистами, фарисеи были эклектичны, популярны и более демократичны. Фарисейская позиция иллюстрируется утверждением, что «кто, как не учёный имеет приоритет над невежественным Первосвященником».

Мудрецы талмуда видят прямую связь между собой и фарисеями , и историки обычно считают, что фарисейский иудаизм является прародителем раввинского иудаизма, являющимся нормативным, господствующим иудаизмом после разрушения Второго Храма, а все основные формы иудаизма сегодня считают себя наследниками раввинского иудаизма.

Фарисеи были в разное время политической партией, общественным движением и школой мысли на Святой Земле во времена Второго иерусалимского иудаизма. А это значит, что после разрушения Второго Храма фарисейские верования стали основополагающей, литургической и ритуальной основой для раввинского иудаизма.

По сути, фарисеи продолжали форму иудаизма, применяя еврейский закон к мирской деятельности, чтобы освятить мир. Это была более активная (или «демократическая») форма иудаизма, в которой ритуалы не были монополизированы унаследованным священством, а скорее могли быть выполнены всеми взрослыми евреями индивидуально или коллективно; те из них, кто стал лидером, не были определены по рождению, а благодаря научным достижениям.

Они считали, что в дополнение к Письменной Торе, признанной как саддукеями, так и фарисеями, и которая была написана Богом через Моисея, существует Устная Тора, состоящая из устных законов, интерпретаций и традиций, переданных Богом Моисею устно.

Фарисеи были также новаторами в том , что они приняли конкретные законы, которые были необходимы в соответствии с потребностями времени.

После иудейских войн, из всех сект остались только фарисеи. Рим стал управлять Иудеей через прокуратора. Иоханан Бен Заккай был назначен первым патриархом, и он восстановил Синедрион под контролем фарисеев.

С религиозной точки зрения , они приняли слово, написанное Богом. Фарисеи стремились строго соблюдать традиции:

  • Евангелие от Матфея 9:14, 15: 1–9; 23: 5; 23:16; 23.
  • От Марка 7: 1–23.
  • От Луки 11:42.

В отличие от саддукеев, они считали, что:

  1. Бог контролирует все.
  2. Мёртвые воскрешают.
  3. Есть жизнь после смерти, с наградой и наказанием для каждого человека.
  4. Существуют ангелы и демоны.

Хотя фарисеи были соперниками саддукеев, они были едины в конкретном случае - гонении Христа, и именно в этом обстоятельстве объединились, чтобы его убить.

Фарисеи и христианство

За пределами еврейской истории и литературы фарисеи были отмечены ссылками в Новом Завете о конфликтах с Иоанном Крестителем и с Иисусом Христом. В Новом Завете есть также несколько ссылок на , являющегося фарисеем. Связь между ранним христианством и фарисеями не всегда была враждебной: например, Гамалиил, часто упоминаемый, как фарисейский лидер, симпатизировал христианам. Фарисеи появляются в Новом Завете, вступая в спор с Иоанном Крестителем и Иисусом Христом, но есть несколько ссылок в Новом Завете на то, что апостол Павел был фарисеем до христианизации.

Согласно Новому Завету, фарисеи верили в воскресение мёртвых, но не указывали, включало ли это воскрешение плоти или нет. По словам Иосифа, они считали, что только душа бессмертна, а души добрых людей будут перевоплощаться и «переходить в другие тела», в то время как «души нечестивых будут страдать от вечного наказания».

Некоторые исследователи полагают , что споры Иисуса с фарисеями были диспутами, а не фундаментальным конфликтом (термин «диспут» используется в талмуде как поиск истины). Например, утверждение Иисуса о том, что нужно любить своего ближнего, повторяет учение школы Гилеля, а взгляды Иисуса на развод ближе к школе Шаммая.

Как не стать фарисеем в современной трактовке этого слова

В этом случае совет может быть только один , побольше самокритики и внимания к окружающим людям. Фарисейство - синонимы:

Библия - книга уникальная. Ее не зря называют вечной. Не только для христиан всех конфессий содержит Библия ценнейшие руководства и наставления, уроки жизни и веры. Но и для любого атеистически настроенного человека она важна чрезвычайно, т. к., несмотря на давность написания, является морально-этическим кодексом нравственности, учебником правильного воспитания души и сердца.

Библейские притчи

10 заповедей - не единственный свод правил, прямо и конкретно объясняющий, каким образом должны строиться основы человеческого общежития. Огромный нравственный потенциал несут в себе притчи, изложенные в Библии. В этих небольших житейских историях в завуалированной, философской форме заключены важнейшие истины, в них говорится о вечных духовно-нравственных ценностях, характерных не для одного народа, но для человечества в целом. И если абстрагироваться от конкретно-религиозной трактовки притч, рассматривать их в контексте всей истории человеческой эволюции, то каждый из нас может почерпнуть для себя много полезного. К примеру, рассказ о фарисее и мытаре. Обычному среднестатистическому читателю, не обремененному багажом культурно-исторических знаний об евреях, сложно понять ее религиозно-культурологический аспект. Для этого следует ознакомиться с социально-политическими реалиями эпохи, которая отражена в притче. И в первую очередь возникает вопрос: "Фарисей - это кто такой?" Равно, как и мытарь. Давайте попробуем разобраться!

Справочный материал

Помните содержание притчи? Мытарь и фарисей молятся в храме Божьем. Первый смиренно просит прощения за свои грехи, признавая свое несовершенство. Второй благодарит Бога за то, что он не принадлежит к касте презренных нищих. Из контекста мы понимаем, что значит «фарисей». Это человек состоятельный, принадлежащий к обеспеченным слоям населения.

А чтобы более точно понимать значение слова, заглянем в толковые словари и справочники. В словаре Ушакова сказано, что в Древней Иудее фарисей - это представитель одной из крупнейших и влиятельных религиозно-политических партий. В нее имели право вступать только именитые, зажиточные граждане, в основном жители городов. Хорошее образование, знание религиозных догм и священных иудейских книг также было обязательным условием принятия в фарисеи. И, наконец, незапятнанная репутация ревностного служителя церкви! Без нее фарисей - это не фарисей! От членов партии требовалось строжайшее соблюдение и проявление всех правил и признаков благочестия, причем с усиленным рвением! Следовательно, фанатизм и лицемерие усердно практиковались в среде представителей партии. Они должны были служить примером простому люду, эталоном истинного служения Богу. Насколько же преуспели на самом деле, нам и покажет притча «О фарисее и мытаре».

Анализ образов

Она изложена в Евангелии от Луки. Автор пишет, что Иисус рассказал историю специально для тех слушателей, которые считают себя праведными и унижают на этом основании других. Притча о фарисее и мытаре прямо указывает: тот, кто считает себя выше других, лучше, чище, духовнее, и кичится этим, как особым преимуществом, особой личной заслугой перед Господом, уверен, что уже заслужил Царство Божие - глубоко заблуждается. Почему? Ведь мытарь и фарисей находятся как бы на противоположных полюсах. Один не грешит, строго соблюдает посты, добровольно жертвует церкви десятую часть своих доходов, в порочащих его занятиях не замечен. А второй, наоборот, по тогдашним законам считается человеком презренным. Мытарь - это сборщик налогов. Он служит римлянам, а значит, ненавидим и презираем коренными иудеями. Общение с мытарями считалось осквернением, грехом. Но как тогда понять заключительную строчку притчи?

Мораль

В конце своего повествования Лука от имени Христа утверждает: мытарь, искренне молившийся и горестно сожалеющий о своей греховности, гораздо более достоин прощения, нежели фарисей, смотрящий на всех и вся свысока. Фарисеи спорили с Иисусом, извращали сущность христианства, служили догме, а не живой вере. Потому издревле слово приобрело негативную оценочную окраску, стало ругательным. Мытарь же ведет себя в храме униженно, с самоуничижением, смирением. И этим заслуживает прощение. Одним из самых страшных грехов в Библии признается гордыня. Ею заражен фарисей. От нее свободен мытарь. Поэтому и делается вывод: каждый, кто возвысит себя сам, будет унижен перед лицом Бога. А унижающий себя - возвышен и введен в Царствие Небесное.

Уроки нравственности

Что можем взять из притчи для себя мы, обычные люди, не очень религиозные, не всегда соблюдающие посты и прочие ритуалы? В первую очередь, должны понимать, что ни в коем случае нельзя возноситься. Всегда следует помнить: чины, регалии, финансы не даются нам навсегда. И не освобождают от ответственности за свои душевные движения и поступки. И перед лицом вечности равны все - и первые лица государств, и последние нищие. Все люди рождаются одинаково, смертны тоже все. Потому не следует возноситься. Чем скромнее мы ведем себя, тем достойнее будет награда.