Понятие парковка. Условия парковки в разных ситуациях. Какой штраф грозит за парковку на автобусной остановке? Возможна ли посадка — высадка пассажиров? На остановке можно останавливаться для высадки

Не всегда водителю предоставляется возможность остановить авто в том месте, которое не подпадает под категорию запрещенных согласно ПДД. Какой грозит штраф за стоянку на остановке общественного транспорта? В большинстве ситуаций парковка автомобиля на стоянке общественного транспорта запрещена и является прямым нарушением.

Стоянка под знаком «Остановка запрещена» на остановках

Знак «Остановка запрещена» может быть сопровожден данными о расстоянии или времени запрета. Под штраф и/или эвакуацию попадают водители за остановку на:

Штраф за стоянку на остановке для маршруток и автобусов без помех

Если владелец совершил парковку на остановке без цели высадки пассажиров, то ему будут предъявлены обвинения по статье 12.19 КоАП, то есть, из-за игнорирования правил стоянки и остановки ТС.

В части 3.1 говорится, что стоянки и остановки ТС рядом с остановками маршрутных такси или в радиусе 15 метров от них без цели высадки, посадки или вынужденного торможения запрещена — штраф за стоянку под знаком остановка запрещена на остановке общественного транспорта составит 1000 рублей.

Штраф за стоянку на остановке общественного транспорта с помехами

Более строгое наказание ожидает водителя, если он пожелает припарковаться на остановке общественного транспорта и при этом создаст помеху движению автобусов или маршруток. Он будет оштрафован согласно части 4 КоАП 12.19.

Стоянка ТС на остановке, повлекшая за собой создание препятствий движению общественного транспорта, впрочем, как и остановка на территории тоннеля (исключаются только случаи, описанные в части 6 этой же статьи) повлечет за собой административное наказание — штраф за остановку на автобусной остановке в размере 2000 рублей.

Жители двух мегаполисов страны, Москвы и Санкт-Петербурга, за это же правонарушение уплачивают несколько больший штраф — 3000 рублей.

В данном случае не принимается во внимание – была ли помеха, или нет. Это правило актуально и на ткущий год. К тому же, есть большая вероятность, что ТС средство эвакуируют на штрафную площадку.

Когда разрешена парковка на остановке общественного транспорта

По сути, остановки предназначены только для различного общественного транспорта, но на этой территории достаточно часто можно видеть припаркованные авто. Водитель может совершить остановку в таком месте, ориентируясь на пункт правил дорожного движения 12.4. Но только при условии остановки с целью высадки или посадки пассажира в свое ТС. Очень важно, чтобы это не создавало никаких помех для движения общественного транспорта. Все остальные случаи остановки повлекут за собой штраф.

Кроме того, парковка автомобиля на стоянке общественного транспорта в подобных местах возможна по причине внезапной поломки и технической неисправности. В этот момент водитель не всегда имеет запас времени для выбора адекватного места для остановки. Поэтому паркуется на местах скопления общественного транспорта непреднамеренно, сугубо по технической надобности. Такое нарушение расценивается сотрудниками ГИБДД как непроизвольная и допустимо необходимая остановка.

Водитель может припарковать ТС на остановке общественного транспорта и по следующим причинам:

  1. Неисправность рулевой и тормозной системы.
  2. Поломка наружных осветительных приборов (габариты, фары).
  3. Неисправность стеклоочистителей при плохой погоде/низкой видимости.

Остановка по этим причинам безнаказанна, а моментальное прекращение движения в непредназначенном для этого месте – не наказывается денежным взысканием. Нужно учитывать, что подобные неполадки являются прямой предпосылкой к созданию аварийно-опасной ситуации.

Штраф за стоянку на остановке общественного транспорта можно оспорить в том случае, если установленный знак 3.27. находится вне видимости участников дорожного движения.

Что должен знать водитель

Если владельцу ТС инспектор ГИБДД предъявляет подобное нарушение, то водитель должен четко понимать, что такое «остановка» и в какой ситуации денежное взыскание правомерно.

Итак, «остановка» является вынужденным или преднамеренным прекращением движения ТС на срок до 5 минут, при этом предполагается высадка или посадка пассажиров.

Штраф за остановку на остановке общественного транспорта не будет наложен даже в том случае, если водитель за эти 5 минут успел не только высадить/посадить людей, но и, например, купить в киоске пачку сигарет. Но при условии, что своими действиями он не создал никаких помех движению общественного транспорта. Но если он не справится за отведенные 5 минут, то действие будет расцениваться как правонарушение, что и карается штрафом.

В ситуации вынужденной остановки автовладелец должен сделать все необходимое, чтоб как можно быстрее покинуть опасную зону. При вторичном совершении такого правонарушения – авто будет обязательно эвакуировано на штрафную стоянку. Важно: знак, сообщающий о месте остановки маршруток, действует только для той стороны дороги, на которой находится. На противоположной от остановки стороне разрешена свободная парковка без всяких санкций со стороны ГИБДД.

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

(см. текст в предыдущей редакции)

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 - 8.6.9 , а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

12.4. Остановка запрещается:

на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;

на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

(см. текст в предыдущей редакции)

на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17 , а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);

(см. текст в предыдущей редакции)

в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);

(см. текст в предыдущей редакции)

Как и всякий Закон, Правила любой свой раздел начинают с общих принципов , а за ними обязательно следуют продиктованные жизнью исключения.

Первый общий принцип.

Прежде всего, Правила потребовали, чтобы водители парковались только на правой стороне дороги . Причём при наличии обочины остановка и стоянка разрешены только на обочине (остановка на проезжей части при наличии обочины – нарушение Правил).

На любой дороге вне населённого пункта это требование категорично и не содержит никаких исключений.

И такие вопросы в Билетах есть:


Водители каких автомобилей нарушили правила остановки?

1. Только автомобиля Б.

2. Автомобилей Б и В.

3. Всех автомобилей.

Комментарий к задаче

Нарушают водители автомобилей Б и В. При наличии обочины остановка разрешена только на обочине!

Примечание. Тут я должен вам напомнить, что на высококлассных дорогах обочину покрывают тем же асфальтом, что и проезжую часть, и отделяют её от проезжей части широкой сплошной линией разметки. И эту сплошную не просто можно, а именно дОлжно пересекать, если водитель намерен припарковаться.

В Правилах этот общий принцип сформулирован следующим образом:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине , а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края.

Отсюда следует, что если обочина узкая, можно парковаться частично на проезжей части.

Если обочины совсем нет, тогда паркуемся полностью на проезжей части, но только именно на краю проезжей части. В Билетах вопросов по этому поводу нет, а вот экзамен по практическому вождению автомобиля всегда заканчивается одним и тем же – инспектор предлагает вам остановиться. И если, останавливаясь, ударитесь о бордюр тротуара – это ошибка. А если остановитесь более чем в 30 см от бордюра это тоже ошибка – вы остановились не на краю проезжей части!

Итак, вне населённых пунктов всегда и везде остановка разрешена только на правой стороне дороги!

Что же касается населённых пунктов, то здесь Правила были вынуждены сделать целых два исключения.

Исключение №1 (действительно только в населённых пунктах).

Для того чтобы левая сторона стала правой, необходимо развернуться.

Но на дорогах с односторонним движением разворот невозможен!

Такое деяние квалифицируется как выезд на встречку в нарушение Правил и карается лишением прав сроком до полугода!

Закономерно, что Правила разрешили на таких дорогах парковаться как на правой стороне, так и на левой. И сейчас никто из водителей Правила не нарушает, остановившись на разных сторонах дороги с односторонним движением.

Исключение №2 (действительно только в населённых пунктах).

На дорогах с двусторонним движением разворот не запрещён. Но если всего две полосы (по одной в каждом направлении), то на такой дороге разворот порой трудно выполнить из-за стеснённых условий.

Правила сочли, что на такой дороге из соображений безопасности лучше разрешить водителям парковаться на любой стороне.

Так что сейчас на этой дороге Правила тоже никто не нарушает.

При этом следует помнить – такой демократичный порядок установлен Правилами только в населённых пунктах и только на двухполосных дорогах, и только без трамвайных путей посередине.

В Правилах об этом сказано в том же пункте 12.1:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1, второй абзац. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением.

И об этом на экзамене спросят обязательно:

Второй общий принцип.

Везде и всюду парковаться разрешается только в один ряд и только параллельно краю проезжей части .

В Правилах это выглядит так:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Это требование Правил распространяется на все случаи. И в населённом пункте (даже в «кармане»), и вне населённого пункта (даже если обочина широкая) парковаться разрешается только в один ряд и только параллельно краю проезжей части.

И по этому поводу в Билетах есть одна задачка:

Особо хочу обратить ваше внимание! – даже в «кармане» (местное уширение проезжей части) парковаться надлежит только в один ряд и только параллельно краю проезжей части.

Но это, конечно же, не всё. Далее опять идут исключения.

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, второй абзац. Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 – 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

По сути, для начала они ещё раз напомнили водителям – даже в «карманах», если нет никаких дополнительных указаний, ставить транспортное средство разрешается только параллельно краю проезжей части!

Однако если есть табличка, тогда надо выполнять требование таблички.

Если есть разметка, тогда надо выполнять требование разметки.

И уж тем более, надо выполнять указания данные одновременно и табличкой, и разметкой.

Казалось бы, полный порядок наведён, и на этом можно успокоиться. Но авторы Правил сочли необходимым включить в пункт 12.2 ещё одно требование:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, третий абзац. Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 – 8.6.9, а также с линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Таблички 8.6.4 – 8.6.9 это вот что:

Как видим на этих табличках во всех случаях предлагается ставить машину строго перпендикулярно краю проезжей части. А таблички «под углом к краю проезжей части» в Правилах нет. Как быть? Как организовать ещё и стоянку «под углом к краю проезжей части». Остаётся только призвать на помощь разметку, что Правила и сделали.

Стоянка под углом к краю проезжей части допускается только при соблюдении следующих обязательных условий:

а). Есть знак 6.4 «Парковка»;

б). Есть одна из табличек 8.6.4 – 8.6.9;

в). Есть «косая» разметка.

Если разметка прямая…

… или разметки вообще нет, тогда стоянка под углом к краю проезжей части это нарушение Правил.

В обоих последних случаях машину могут эвакуировать!

Но и это ещё не всё. Правила пошли на ещё одно исключение из общих принципов. Причём исключение кардинальное – разрешили стоянку на тротуаре!

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, четвёртый абзац. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 – 8.6.9.

Вот они эти таблички:

Табличка 8.4.7 называется «Вид транспортного средства» , то есть стоянка разрешена только велосипедам.

Остальные шесть табличек называются «Способ постановки транспортного средства на стоянку».

Как это нужно понимать? Правила сделали исключение – разрешили стоять полностью или частично на тротуаре.

Но одновременно ввели жёсткие ограничения. Во-первых, показали (на примере легкового автомобиля) как следует ставить транспортные средства на стоянку. Только так и никак иначе!

А, во-вторых, разрешили так стоять не всем подряд, а только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам.

И об этом мы уже говорили в теме 3.8 «Знаки дополнительной информации (таблички)». Подавляющее большинство требований Правил одинаково распространяется на всех представителей категории «В», как на легковые автомобили, так и на малые и средние грузовики (не более 3,5 т).

Но только не стоянка на тротуаре!

Ни один грузовой автомобиль, ни с какой разрешённой максимальной массой,

ни одним колесом, ни под какими знаками

не имеет права стоять на тротуаре!

И об этом надо помнить и в жизни, и на экзамене:

До сих пор речь шла только про стоянку . А что про остановку ? Неужели, чтобы высадить пассажира, надо обязательно громоздиться на тротуар?

Нет, ничего подобного! Правила про остановку в зоне действия табличек «Способ постановки транспортного средства на стоянку» вообще ничего не сказали. А что не запрещено, то разрешено! То есть в зоне действия любой из этих табличек останавливаться можно на краю проезжей части (соблюдая общий принцип), и останавливаться может кто угодно.

Об этом на экзамене тоже спрашивают, правда, только всего один раз:

Вот, собственно, и всё про общие принципы и исключения из них. Хотя виноват, остался ещё один общий принцип:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населённого пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

Правила не дали никакого ориентира, какой отдых считать ДЛИТЕЛЬНЫМ. Но по большому счёту это и не требуется. Здравый смысл подсказывает любому водителю – перекусить можно и на обочине, сидя в машине. Но если собрались всерьёз «накрыть поляну» и поваляться на травке, тогда машину, конечно же, надо убрать за пределы дороги. А если собрались поспать (неважно сколько), тогда в ваших же интересах остановиться на специально предусмотренной для этого площадке.

Теперь о том, где остановка запрещена.

Прежде всего, остановка может быть запрещена знаками или разметкой.

Напоминаю вам, что вот такая жёлтая сплошная линия, проведённая по краю проезжей части (или прямо по бордюру), на всём своём протяжении запрещает остановку транспортных средств.

Здесь остановка запрещена от знака и до ближайшего перекрёстка.

Надеюсь, вы ещё не забыли – знак действует только на ту сторону дороги, на которой он установлен.

Помимо этого Правила содержат целый перечень мест, где остановка запрещена Правилами.

Просто запрещена (без всяких знаков или разметки).

1. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них , если это создаст помехи движению трамваев.

В данной ситуации водитель остановился не на трамвайных путях, но настолько близко от них, что точно создаёт помехи движению трамваев.

И, следовательно, остановка в этом месте запрещена!

В данной ситуации у водителя есть все основания полагать, что он не создаёт помех движению трамваев.

И, следовательно, так останавливаться разрешено.

2. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на железнодорожных переездах и в тоннелях.

Не думаю, что у кого-то из вас возникнет желание припарковаться в тоннеле или, тем более, на железнодорожном переезде. Так что оставим это положение Правил без комментария.

3. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трёх полос) и под ними.

Вы уже знаете, что на всех мостах, эстакадах, путепроводах и под ними категорически запрещены разворот, движение задним ходом и обгон. Что же касается остановки, то здесь Правила сделали уточнение:

– если мост, эстакада, путепровод узкие (в данном направлении одна или две полосы), остановка запрещена;

– если мост, эстакада, путепровод широкие (в данном направлении три или более полос), остановка разрешена.

И это надо знать – и в жизни пригодится, и на экзамене потребуется:

4. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними.

Автомобиль, даже легковой, остановившись таким образом, закрывает обзор пешеходного перехода. А это, как вы понимаете, небезопасно.

А вот это совсем другое дело – сейчас у водителей есть возможность своевременно увидеть пешехода на проезжей части.

Обратите внимание! – автомобиль, стоящий сразу за переходом, никоим образом не мешает контролировать ситуацию. Поэтому Правила и содержат такое требование:

Остановка запрещена на самом пешеходном переходе и ближе 5 метров до него !

Непосредственно после пешеходного перехода остановка не запрещена!

А теперь давайте вспомним, что на двухполосной дороге можно парковаться на любой стороне. И кто из них сейчас стоит до , а кто после пешеходного перехода?

Тому, кто припарковался на левой стороне, кажется, что он стоит после пешеходного перехода. Но так совсем не кажется водителю встречного автомобиля – обзор пешеходного перехода закрыт! И ситуация назревает крайне опасная.

С точки зрения Правил, сейчас оба белых автомобиля стоят перед пешеходным переходом (и 5-ти метров нет!) и, следовательно, оба стоят с нарушением.

А вот сейчас оба стоят после пешеходного перехода, и потому Правила не нарушают.

И обратите внимание – как хорошо виден пешеходный переход водителям обоих направлений!

Остаётся только напомнить вам, что на дорогах с односторонним движением тоже разрешается парковаться на любой стороне.

Понятно, что сейчас все двигаются только в данном направлении, и, следовательно, вот так парковаться нельзя.

Уж если останавливаться перед пешеходным переходом, то не ближе 5-ти метров.

А вот так можно. Причём можно сразу после пешеходного перехода.

На эту тему в сборнике ГИБДД имеется пара задачек. Я надеюсь, что, вооружившись полученными знаниями, вы не наделаете здесь ошибок. Хотя задачки, прямо скажем, не из простых:

5. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 метров.

Правила справедливо считают, что если расстояниеL меньше 3-х метров, то остановившееся транспортное средство заблокирует движение.

В данной ситуации, чтобы объехать препятствие, придётся выезжать на встречку в нарушение Правил, пересекая сплошную линию разметки!

Если осевая линия прерывистая, то заботиться о 3-х метрах нет необходимости. В данном случае водители объедут препятствие без всяких проблем.

Так что стойте спокойно, вы ничего не нарушаете.

И сейчас можете спокойно останавливаться и стоять. Такая разметка тоже позволяет водителям объехать вас без нарушения.

А вот теперь слева от вас сплошная линия, и трёх метров до неё явно нет. Так что остановка в этом месте запрещена!

И никакого знака, запрещающего остановку, в данной ситуации не требуется. Остановка в данном месте запрещена Правилами, а именно пунктом 12.4.

И об этом на экзамене спрашивают.

Правда, спрашивают не про остановку, а про стоянку. Ну, что же, включайте элементарную логику:

– если слева сплошная линия и до неё нет трёх метров, запрещена и остановка, и, тем более, стоянка;

– если слева прерывистая линия, тогда здесь ничего не запрещено.


Нарушил ли водитель грузового автомобиля правила стоянки?

1. Нарушил.

2. Нарушил, если разрешённая максимальная масса автомобиля более 2,5т.

3. Не нарушил.

Комментарий к задаче

Совершенно неважно, какая у него разрешённая максимальная масса. Ни один грузовой автомобиль, ни с какой разрешённой максимальной массой, ни одним колесом не должен стоять на тротуаре.

Но сейчас даже не это главное. На данном участке дороги остановка запрещена вообще всем транспортным средствам. На проезжей части остановка запрещена потому, что не будет 3-х метров до сплошной, а на тротуаре даже велосипед можно ставить только при наличии разрешающего знака.


Кто из водителей нарушил правила стоянки?

1. Оба.

2. Только водитель автомобиля.

3. Только водитель мотоцикла.

4. Никто не нарушил.

Комментарий к задаче

Нарушил только водитель автомобиля – стоянка на краю тротуара может быть разрешена соответствующими знаками, но здесь их нет.

И, главное, не было никакой необходимости лезть на тротуар, мог бы спокойно остановиться и стоять на краю проезжей части. Осевая линия не сплошная линия, а комбинированная.

Такая разметка позволяет объехать его без всякого нарушения.

6. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

Речь идёт вот об этих углах на перекрёстках. Правила вполне закономерно требуют, чтобы водители, паркуясь, оставляли свободными эти пятиметровые зоны.

Обращаю ваше внимание! – в Правилах не сказано, что остановка запрещается на перекрёстке . В Правилах сказано, что остановка запрещается и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

И это принципиально важно! И вот почему:


В каком месте Вам следует поставить автомобиль на стоянку с правой стороны дороги?

1. Непосредственно перед пересечением проезжих частей.

2. Непосредственно после пересечения проезжих частей.

3. Не ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части.

Комментарий к задаче

Выезд из двора по Правилам не считается перекрёстком. Но нигде в Правилах не сказано, что это не пересечение проезжих частей.

А раз это пересечение проезжих частей, тогда паркуясь, необходимо выполнять требование пункта 12.4 Правил, а именно:

Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части.


Разрешается ли Вам остановиться в указанном месте?

1. Разрешается.

2. Разрешается, если автомобиль будет находиться не ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части.

3. Запрещается.

Комментарий к задаче

И ещё раз обращаю ваше внимание! – в пункте 12.4 не сказано, что остановка запрещается на перекрёстках .

Сказано, что остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

Так что, если на экзамене вам попадётся эта задачка, имейте в виду – на перекрёстке с круговым движением парковаться можно (Правила не запрещают), надо только отъехать от края пересекаемой проезжей части на 5 м.


В каком случае водителю разрешается поставить автомобиль на стоянку в указанном месте?

1. Только если расстояние до сплошной линии разметки не менее 3-х метров.

2. Только если расстояние до края пересекаемой проезжей части не менее 5-ти метров.

3. При соблюдении обоих перечисленных условий.

Комментарий к задаче

Автомобиль стоит после пешеходного перехода, и если от края пересекаемой проезжей части есть 5 метров и есть 3 метра до сплошной осевой линии, тогда он выполнил все требования Правил.

То, что остановка запрещена на пересечении проезжих частей , понятно и без всяких Правил.

Никому и в голову не придёт припарковаться подобным образом на четырехстороннем перекрёстке.

А если перекрёсток трёхсторонний, тогда возникает вопрос – можно ли парковаться напротив бокового проезда на трёхсторонних перекрёстках?

Правила ответили на этот вопрос следующим образом:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трёхсторонних пересечений (перекрёстков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу.

Попробуем разобраться – что хотели нам сообщить Правила.

Если есть разделительная полоса, тогда с позиции безопасности абсолютно всё равно, стоят ли автомобили до перекрёстка, после перекрёстка или на перекрёстке.

В этом случае Правила разрешили остановку и даже стоянку напротив бокового проезда.

Но при условии, что до разделительной полосы есть 3 метра!

Если 3-х метров нет, тогда остановка здесь вообще запрещена – и до перекрёстка, и после, и на самом перекрёстке.

Точно так же и при наличии сплошной линии разметки Правила, руководствуясь теми же соображениями, разрешили парковаться на трёхсторонних перекрёстках напротив бокового проезда.

И точно так же в этом случае необходимо помнить о «трёх метрах». Если между остановившимся транспортным средством и сплошной линией нет 3-х метров, тогда остановка здесь запрещена.

Во всех остальных случаях остановка напротив бокового проезда запрещена!

А какие могут быть остальные случаи?

Если на перекрёстке разделительная полоса терпит разрыв, тогда это полноценное пересечение проезжих частей!

В таком случае вся зона, ограниченная на рисунке жёлтыми линиями, должна быть свободна от припаркованных транспортных средств.

То же самое, если на перекрёстке сплошная линия терпит разрыв.

То же самое, если разметка прерывистая.

То же самое, если разметка комбинированная (причём, неважно, с какой стороны нанесена прерывистая).

Во всех этих случаях вступает в действие закономерное требование Правил:

Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части!

И вот уж об этом требовании Правил на экзамене спросят обязательно:


Разрешается ли водителям транспортных средств остановка в указанных местах?

1. Разрешается.

2. Разрешается только мотоциклисту.

3. Запрещается.

Можно ли останавливаться и высаживать пассажиров на автобусной остановке? В ПДД (пункт 12.4 ) указано, что останавливаться здесь нельзя. Также это правило распространяется на всю остановочную зону – 15 метров и остановки для такси. Автобусные остановки обозначаются специальным знаком, и дорожной разметкой , которые знает каждый водитель.

Указанный промежуток 15 метров считается от места установки соответствующего дорожного знака . Если его нет, то от обозначения разметкой или кармана .

ВНИМАНИЕ

Остановочная территория – 15 метров . К ней так же относится и противоположная сторона , если по ширине проезжая часть менее 15 метров .

Несмотря на то, что ПДД ясно глаголют о запрете на парковку в местах остановок городского транспорта, все равно находятся водители, которые его нарушают, получая соответствующее взыскание.

В каких случаях можно запарковать автомобиль на остановке городского транспорта?

Разрешена ли (можно ли останавливаться) остановка на автобусной остановке для высадки пассажиров? Хоть городская остановка предназначена для муниципального транспорта, на ней можно увидеть и обычные авто, которые не являются нарушителями. Дело в том, что ПДД (пункт 12.4 ) отмечают нюанс, который в некоторых случаях позволяет останавливаться в указанном месте.

К таким случаям относятся:

  • Посадка или высадка пассажира (не более 5 минут );
  • Погрузка или выгрузка чего-либо (не более 5 минут ).

Но при условии, что остановившийся автомобиль не будет мешать городскому транспорту .

К исключениям из правил также относится непредвиденная экстренное «торможение» , спровоцированная поломкой машины, случившимся на остановке ДТП, плохим самочувствием водителя или опасностью перевозимого груза.

В этом случае водитель должен в кратчайший срок ликвидировать причину , выставив знак аварийной остановки . А затем освободить городскую остановку для беспрепятственного движения общественного транспорта.

В иных случаях маневр под запретом.

СПРАВКА

Условия легко запомнить, если обратиться к определению термина «остановка », который обозначает принудительное торможение машины с целью посадки или высадки попутчика , загрузки или выгрузки чего-либо, но с ограничениями по времени – не более 5 минут .

Если речь идет о таком «торможении» на общественной остановке , не нужно забывать о главном условии – свободное движение муниципального транспорта и безопасность ожидающих его людей .

ВНИМАНИЕ

Кроме того, не забывайте обращать внимание на знаки. Если на остановке имеется знак 3.27 и сплошная разметка маневр в любом случае недопустим (а можно ли стоять под знаком 6.4 с табличкой 8.17 и какой штраф грозит за остановку на таких ?).

Штраф

Какой штраф возможен за остановку (парковку) на автобусной остановке?
За стоянку на автобусной остановке грозит штраф? Если водитель нарушил правила «торможения» на городской транспортной остановке, то его действия подпадают под статью 12.19 КоАП . То есть ему грозит финансовое взыскание. Тут может быть два случая:

  • парковка без создания помех (часть 3.1 ) – 1 тыс. рублей ;
  • парковка с созданием помех (часть 4 ) – 2 тыс. рублей .

СПРАВКА

Для нарушителей в Москве и Санкт-Петербурге сумма штрафа больше для обоих случаев (часть 6 ) – 3 тыс. рублей . Это обусловлено большой заселенностью этих мегаполисов, а также их дорожной статистикой.

Кроме того, «злостный» автомобиль могут отправить на штрафстоянку . Тогда водителю придется раскошелиться еще на транспортировку и хранение неосмотрительно оставленного железного коня.

Но если вы оказались рядом с авто , то эвакуатор можно законно отослать , так как у вас есть право немедленно устранить правонарушение , но взыскание все равно будет наложено .

Когда есть возможность избежать наказания?

Законодатели учли, что автомобиль относится к сложной технике, которая может подвести своего хозяина в любой неподходящий момент. В этом случае водитель объективно не может выбирать место для прекращения движения. Такие действия называются «непроизвольная остановка », которые являются необходимыми. К ним относятся следующие обстоятельства:

  • неполадки рулевой, тормозной системы ;
  • неисправность оптики (габаритов, фар);
  • нарушения работы стеклоочистителей в условиях непогоды.

Такие маневры не считаются неправомерными. Наоборот, данные неполадки нужно немедленно устранить , чтобы эксплуатация авто была безопасной.

Каким образом сотрудники ГИБДД могут доказать данное правонарушение?

Первое правило при нарушении ПДД и появлении стража ДПС – правонарушение должен доказывать сотрудник . Если вы не согласны с вменяемым «обвинением», придется представить суду свои доказательства невиновности .

В данном конкретном случае сотрудник ДПС может зафиксировать парковку на муниципальной остановке в протоколе с фото и видеодоказательствами, а также показаниями свидетелей. Если бумаги будут оформлены грамотно, то нарушителю придется либо заплатить штраф, либо доказать факт вынужденного торможения.

ВНИМАНИЕ

Страж дорожного порядка не имеет права выписывать штраф , если соответствующий знак отсутствует в поле зрения водителя .

Заключение

Чтобы не платить лишнего штрафа, а потом еще не забирать авто со штрафной стоянки, старайтесь без особой надобности не парковаться на муниципальных остановках.

Не мешайте людям и маршруткам . Даже если вам нужно забрать или высадить попутчика, сделайте это чуть дальше остановки (хотя бы за или до 15 метров до нее).

Ведь это не такой уж принципиальный вопрос, а пройтись пешком всегда полезно для водителя и его попутчиков.

Полезное видео

Какие наказания грозят за остановку на автобусной остановке? Смотрите на видео ниже: