Примеры формулирования целей. Примерная структура каждого типа урока по фгос Что такое цель урока по фгос

Филковой Ирины Петровны

    Предмет – русский язык

    Тема урока: « Написание сочетаний жи-ши »

    Класс - 2

    Программа «Планета знаний»

    Цели и задачи урока

Вариант 1.

(Системно-деятельностный подход)

Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению знаний о правописании буквы – и в сочетаниях жи и ши .

Задачи:

1.Предметные

1.закреплять умение писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, графически обозначать орфограмму.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа делать выводы.

Познавательные УУД:

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1Формировать умение работать в паре.

2.Учить представлять результат своей работы;

3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.

4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

3. Личностные результаты:

1. Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Вариант 2. (Компетентностный подход)

Цели урока через планируемые результаты:

Цели урока: создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций: общекультурной (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности; умение разрешать учебные проблемные ситуации); учебно-познавательной (нахождение, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач), коммуникативной (учиться работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения общего результата).

Задачи:

обучающая – сформировать у обучающихся умение анализировать предложения и находить их основу; на основе изученных правил решать практические задачи;

развивающая – учить анализировать учебную задачу, правильно выбирать способы решения учебных задач и ситуаций;

воспитательная – развивать интерес к рассматриваемой на уроке проблеме и активность, направленную на решение учебных задач и ситуаций

Вариант 3. (Таксономия Блума)

Уровень:

Действие ученика:

Глаголы действия

    1. Знание

Знает понятия: «орфограмма»,

Распознает изученную орфограмму в словах

Систематизировать знания об изученных орфограммах, непроверяемых написаниях;. Сформулировать правило написания слов с гласными звуками после шипящих ж и ш.

    1. Понимание

Аргументирует выбор правильного написания изученных орфограмм.

Демонстрирует имеющиеся знания

Классифицировать слова по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах

    1. Применение

Демонстрирует свои знания и умения в письменной и устной речи в разных учебных ситуациях

Применить умение писать слова с изученной орфограммой правильно и графически её обозначать.

    Анализ

Находит слова, в которых букву гласного после шипящего сначала нужно проверить, и писать слова с орфограммой-буквой гласного после ж и ш..

Применяет эти знания при выполнении упражнений.

    Синтез

Составление алгоритма написание слов с изученной орфограммой

Аргументировать умение видеть изучаемую орфограмму и графически её обозначать

    Оценивание

Планирует свою деятельность на каждом этапе урока.

Оценивает значимость полученного результата по теме «Написание сочетаний «жи-ши».

Заполняет отчетный бланк

Произвести само и взаимо

о ценку.

Делать вывод о правильном употреблении слов в письменной и устной речи.

Приемы включения учащихся в процесс целеполагания.

Этап

Название этапа

Задачи

Деятельность учителя (методы обучения)

Деятельность ученика (формы организации учебно-познавательной деятельности)

Характер учебно-познавательной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий)

Ожидаемый результат (знания, умения, способы деятельности)

1-й

Подготовка учащихся к изучению нового материала

Обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала

Объявляет тему и цели учебного занятия, обосновывает ее значимость для развития познавательной деятельности, раскрывает содержание урока

Включаются в процесс целеполагания через приемы «группировка» и «домысливание»

Конструктивный

Готовы к изучению нового материала

2-й

Орфографическая минутка

Выработать алгоритма определения и объяснения правильного написания изученной орфограммы

Запись под диктовку:

Выполняют задания, комментируют и обоснуют свой выбор

Конструктивный

Представляют сформулированные понятия

3-й

Работа по заданию из учебника

Развивать умение правильно писать сочетания жи-ши

Раздает задания в парах:

В ы п о л н е н и е упражнений по заданию учебника, с комментированием.

Образуйте пары слов, в которых на конце пишется буква и после ж и ш

Выполняют задания в соответствии с инструкцией

Конструктивный, творческий

Защита результатов работы в парах

4-й

Ролевая игра

"Фотограф

Применить полученные знания в измененной ситуации

Раздает задания парам

«Запомни слова»

Проверяют - кто больше запомнил и написал слов?

Творческий

Применяют полученные умения правильно употреблять слова с изученной орфограммойв устной и письменной речи

5-й

Проверочная работа.

Применить полученные знания и само-, взаимо-оценить

Запишите под диктовку, обозначьте орфограмму.

.

Пишут под диктовку, (Само-, взаимо-) оценивают по «ключу»

Репродуктивный

Дают оценку себе и друг другу

6-й

Подведение итогов, рефлексия

Подвести итоги по результатам отчета групп. Оценить уровень достижения поставленных в начале урока целей

Наблюдает за работой руководителей групп

Обсуждают работу каждого в группе, заполняют отчетные бланки

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Теперь цель начальная сравнивается с полученными результатами!

Конструктивный

Бланки заполнены, работа членов групп оценена объективно.

Планируемые образовательные результаты достигнуты

Вопросы

Да

Нет

Определено ли требование в этой цели

Может ли большинство учеников выполнить

Можно ли оценить

Ученик выполняет

Глаголы конкретны

В.И. Сиротин, главный редактор журнала "УЧИТЕЛЬ географии"

В новом образовательном стандарте (ФГОС) большое внимание уделяется конечным результатам обучения, достигнутым в процессе реализации основной образовательной программы. При этом требования к результатам освоения основной образовательной программы дифференцируются на три группы предметные, метапредметные и личностные . Учителя предметники в своей работе традиционно и вполне обоснованно при постановке цели и задач урока уделяют больше внимания требованиям, связанным с содержанием преподаваемого предмета. Метапредметные и личностные требования к результатам освоения основной образовательной программы, как при планировании, так и в ходе реализации задач урока зачастую остаются за его рамками. Методике реализации именно этих требований ФГОС необходимо уделять больше внимания при планировании урока, отборе содержания и при организации деятельности учащихся.

При определении задач конкретного урока традиционно выделяются задачи по образованию, развитию и воспитанию учащихся, актуальные и в настоящее время. Но при этом необходимо признать их общий характер, размытость и не нацеленность на конечный результат как того требует новый стандарт.

Планируя цели и задачи конкретного урока в современных условиях перехода на обучение по ФГОС, на наш взгляд, целесообразно исходить из требований к результатам освоения основной образовательной программы и учитывать планируемые результаты, содержащиеся в основной образовательной программе конкретного образовательного учреждения. При планировании урока важно учитывать, что в основе нового стандарта лежит системно- деятельностный подход, предусматривающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению компетенциями, необходимы для их дальнейшего саморазвития и непрерывного образования. Деятельностная парадигма стандарта предусматривает уровневый подход к системе планируемых результатов и выделение, наряду с базовым, перспективного уровня (выпускник получит возможность научиться), необходимого учащимся для построения индивидуальной траектории своего развития.

Важно понимать, что система планируемых результатов устанавливает и описывает совокупность учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые решаются учащимися в ходе обучения. Особое внимание уделяется задачам, которые нацелены на формирование знаний и компетенций, выносимых на итоговую оценку (см. ФГОС, ПООПОУ, стр.61-66, «ученик научится») .

Выполнение поставленных задач предусматривает овладение учащимися системой учебных действий как универсальных, так и предметных, которые в итоге и являются конкретными результатами обучения. Задача воспитания личности органически связана с процессом обучения и планируются как личностные результаты. Исходя из этого, при формулировке целей и задач конкретного урока важно ориентировать обучение на достижение указанных в образовательной программе планируемых результатов.

А именно, на получение:
-систематических знаний о сущности и особенностях изучаемых понятий, моделей, процессов и явлений, причинно-следственных связей;
-навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать, устанавливать аналоги, переводить текстовую информацию в графики, диаграммы, картограммы и другие формы обобщения;
- навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;
- умений оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;
- навыков организации познавательной деятельности от поиска и привлечения необходимых ресурсов до контроля качества выполнения задания;
- умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок, аргументировать свои позиции;
- ИКТ - компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.

При этом, учебные задачи по предмету (географии), направленные на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООПООО) прописанных в новом стандарте считаем целесообразным конкретизировать и дифференцировать в зависимости от содержания и целей урока на предметные, метапредметные и личностные.

Задачи урока:
Достижение предметных планируемых результатов :
- формирование системы знаний о Земле как планете людей;
- обеспечение глубокого понимания целостности и неоднородности территорий на поверхности Земли;
- формирование системы знаний об основных этапах освоения Земли;
- обучение выявлению особенностей природы и хозяйственной деятельности людей в различных регионах и странах мира;
- формирование системы знаний о разнообразии культуры, особенностях быта и жизнедеятельности населения, относящегося к различным народам;
- овладение навыками использования различных приборов и инструментов (в том числе электронных) для решения учебных и прикладных задач;
- формирование умений давать качественные и количественные характеристики компонентов географической среды;
- овладение навыками использовать карту как язык международного общения и как средство изучения географических процессов и явлений;
- овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных и прикладных задач;
- овладение приемами обеспечения собственной безопасности и правилами поведения при возникновении различных видов стихийных природных явлений.

Достижение метапредметных планируемых результатов :
- ставить учебные цели и задачи;
- планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда;
- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
- вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы, диаграммы и картодиаграммы для решения и оформления учебных и познавательных задач;
- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;
-работать в группе по решению общих учебных задач;
- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
-владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации;
- применять ИКТ- компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера;
- владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Достижение личностных планируемых результатов :
-воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
-воспитание чувства ответственности за качество жизни своего народа, развитие своего родного края;
- готовность к самообразованию и саморазвитию;
- мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной территории;
- формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;
-формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии и образу жизни других народов России и мира;
- обучение навыкам коммуникативной компетентности;
-получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.

Таким образом, определение задач урока в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы позволит нам более планомерно перейти на обучение в соответствии с новым стандартом. При этом, следует учитывать, что приведенные формулировки, дифференцированные в зависимости от указанных в новых стандартах трех уровней требований (предметных, метапредметных и личностных) являются примерными. Конкретизация учебных задач происходит в зависимости от изучаемой темы, рассматриваемого в теме содержания, выбранных методов и приемов обучения, а также от формы урока и его структуры. Отбор содержания учебного материала, выбор методов и приемов обучения также нуждаются в новом прочтении с учетом содержания новых стандартов. Эти вопросы должны быть ключевыми и при организации методической работы, распространения опыта работы творческих учителей, проведении творческих мастерских, мастер-классов, научно-практических конференций.


Целеполагание

  • Процесс формулирования цели и вытекающих из неё задач.

Компоненты целеполагания

  • Обоснование и выдвижение цели
  • Определение путей их достижения
  • Проектирование ожидаемого результата

Целеполагание

Процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности;

совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели, планированию деятельности; выбору содержания деятельности и определению критериев результативности деятельности, выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процесса осуществления идеи.


Понятие цель

То, к чему стремятся, что намечено достигнуть

Д.Н. Ушаков

То, к чему стремятся, чего хотят достигнуть

Т.Ф. Ефремова

Идеальное,мысленное предвосхищение результата деятельности

Желаемое представление результата деятельности

Философский словарь

Осознанный образ предвосхищаемого результата

Психологический словарь

Конечное желание, намерение, чего кто силится достигнуть

В.И.Даль


SMART критерии постановки цели

  • S (specific) – конкретность
  • M (Measurable) - измеримость
  • A (Attainable) - достижимость
  • R(Result-oriented) –ориентированность на результат
  • T(Time-bounded) - соотносимость с конкретным сроком (время)

Определение целей урока

Цели обучения

Стратегическая цель

Цели предмета

Тактическая цель

Цели данного урока

Операциональная цель

( Цели на каждом этапе урока )


Формулировка цели на основе таксономии Б. Блума

  • (Таксономия- классификация и систематизация объектов….)
  • Уровни таксономии Б. Блума
  • 6.Оценка
  • 5.Синтез
  • 4.Анализ
  • 3.Применение
  • 2.Понимание
  • 1.Знание

Цель урока - достижение образовательных результатов

  • Личностных –принятие новых ценностей, нравственных норм
  • Метапредметных – освоение способов деятельности, навыков самоорганизации
  • Предметных- приобретение знаний и умений по данному предмету

Определите цель, которую можно достигнуть за 45 минут, за 125 часов, за 5 лет обучения

  • Научить учащихся работать со справочной литературой.
  • Сформировать знания об основных памятниках культуры Древней Греции.
  • Научить анализировать литературные произведения эпического характера.
  • Закрепить знания об основных признаках млекопитающих.
  • Развить способность к системному анализу явлений действительности.
  • Научить учащихся составлять тезисы и конспекты прочитанных статей и книг.
  • Сформировать знания о периодической системе элементов Д.И.Менделеева.
  • Сформировать знания о сущности закона Ома.

Проанализируйте цели урока:

Тема урока – «Планеты Солнечной системы»

Цели урока:

  • Обеспечить повторение и закрепление основных понятий и фактов.
  • Содействовать формированию мировоззренческих идей.
  • Обеспечивать сохранение здоровья учащихся.
  • Развивать у учащихся умение видеть главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
  • Развивать познавательный интерес учащихся.

Какие ошибки можно выделить в предложенных формулировках целей урока?

Отредактированная цель

Первоначальная цель

Ученики будут знать даты важных событий в истории России

Ученики будут знать диких и домашних животных

Ученики будут знать понятия …

Ученики будут знать как использовать полезные разговорные выражения

Ученики будут знать лучший способ решения задачи

Каждый ученик сможет назвать 10 главных событий Великой Отечественной Войны

Каждый ученик сможет объяснить различия между дикими и домашними животными

Ученик смогут классифицировать понятия… по параметрам …

Ученики будут использовать разговорные выражения для приветствия, начала и конца разговора

Ученики будут выбирать, какой из двух способов решения задачи лучше


Ответить на вопросы:

  • Посильна ли цель для учеников?
  • Конкретна ли цель?
  • Способствует ли достижению запланированного результата?
  • Можно ли оценить достигнутый результат?
  • Цели сформулированы в действиях учащихся?
  • Заложен ли в формулировке конечный результат?

Как определить, что цель сформулирована правильно

  • Цель урока трансформируется в задачи:
  • Информационная: что будем учить и чему будем учиться?
  • Операционная: как и каким образом будем учиться?
  • мотивационная: зачем нам это надо?
  • коммуникативная: с кем и где?

Требования к уроку

Объявление темы урока

Традиционный урок

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Урок современного типа

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Формулируют сами учащиеся

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания

Осуществление контроля

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание учащихся

Учащиеся осуществляют контрол ь (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Итог урока

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задани е из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей


Критерии

Традиционный урок

Урок в условиях введения ФГОС

Формирование ЗУН

Ведущий тип деятельности

Развитие личности

Способ усвоения материала

Репродуктивный, воспроизводящий

Исследовательский, продуктивный, творческий

Деятельность по образцу

Контроль

Мыслительная деятельность, рефлексия

Контроль и самоконтроль усвоения нового материала

Целеполагание

Самооценка, рефлексия результатов деятельности

Определяет учитель

Определяют ученик и учитель по согласованию


КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ УРОК

Урок становится личностно-развивающим;

Урок становится компетентностно-ориентированным;

Урок становится метапредметным;

Наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки занятия), стирается грань между обучением и воспитанием


Структура традиционного урока

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • актуализация субъектного опыта учащихся
  • изучение новых знаний и способов деятельности
  • первичная проверка понимания изученного
  • закрепление изученного;
  • применение изученного;
  • обобщение и систематизация;
  • контроль и самоконтроль;
  • коррекция;
  • домашнее задание;
  • подведение итогов учебного занятия;
  • рефлексия.
  • Сколько этапов должно быть на уроке?

Структура современного урока

Проблематизация

Извлечение новых знаний

Формирование первоначальных умений

Применение умений

Обобщение и систематизация

Повторение

Контроль

Коррекция

Актуализация знаний

Семантизация

Контроль, само оценка

Рефлексия


Структура урока по ФГОС:

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.

6. Первичное закрепление 4-5 минут.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.

8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Тип урока

Целевое назначение урока

Урок первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебных действий

Первичное усвоение новых знаний и (или) способов учебных действий

Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач и упражнений

Урок применения знаний, умений и навыков

Применение умений и навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Урок обобщения и систематизации ЗУНов

Систематизация знаний или способов действий

Урок повторения ЗУНов

Закрепление ЗУНов или подготовка к контрольной работе

Контрольный урок

Проверка уровня усвоения предметных ЗУНов или сформированности общих учебных умений, навыков

Учебная экскурсия, Учебный поход

Урок решения практических задач

Непосредственное (в отличие от опосредованного) изучение явлений окружающего мира

Лабораторный практикум

Практическая направленость изучения теоретических положений

Заседание клуба

Открытие и использование эксперимента как способа

проверки выдвинутых гипотез

Формирование умения учебного сотрудничества


ТИПОЛОГИЯ УРОКА

Тип урока

Виды уроков

Урок изучения нового

традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

Урок закрепления знаний

практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Урок комплексного применения знаний

практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

Урок обобщения и систематизации знаний

семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.


ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ПО ФГОС

  • Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.
  • Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.
  • Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
  • Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
  • Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
  • Контрольно-оценочная деятельность.

Современный урок

  • ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;
  • на уроке применяются разнообразные источники знаний;
  • изменяется структура урока;
  • преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;
  • отдается приоритет деятельности ученика;
  • применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода

  • Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
  • Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
  • Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина.
  • Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.
  • Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
  • Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.

  • Разработать целеполагание урока по системно-деятельностному подходу.

Предмет___________________________________

Тема урока_________________________________

Класс __________________________

Цель (личностный, метапредметный, предметный результат) __________________________

Задачи урока:

Предметные:

Метапредметные:

«Цели и задачи современного урока по ФГОС»

Подготовила:

Анпадистова Татьяна Александровна,

учитель истории

МКОУ " ЦО № 12"

Узловая

2018 год

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

При этом требования к результатам освоения основной образовательной программы дифференцируются на три группы предметные, метапредметные и личностные .

Задачи урока - шаги по направлению к цели, что нужно сделать для достижения результата.

При планировании урока важно учитывать, что в основе нового стандарта лежит системно - деятельностный подход, предусматривающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению компетенциями, необходимы для их дальнейшего саморазвития и непрерывного образования.

Выполнение поставленных задач предусматривает овладение учащимися системой учебных действий как универсальных, так и предметных, которые в итоге и являются конкретными результатами обучения. Задача воспитания личности органически связана с процессом обучения и планируются как личностные результаты.

Исходя из этого, при формулировке целей и задач конкретного урока важно ориентировать обучение на достижение указанных в образовательной программе планируемых результатов.

А именно, на получение:

Систематических знаний о сущности и особенностях изучаемых понятий, процессов и явлений, причинно-следственных связей;

- навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать, переводить текстовую информацию в графики, диаграммы, картограммы и другие формы обобщения;
- навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;

- умений оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;

- навыков организации познавательной деятельности от поиска и привлечения необходимых ресурсов до контроля качества выполнения задания;

- умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач;

- ИКТ - компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.

Результаты усвоения программы делятся на три группы:

Предметные результаты обучения по данному предмету предполагают овладение знаниями по данному предмету.

Особое внимание следует уделять достижению метапредметных результатов, таких как:

Ставить учебные цели и задачи;
- планировать способы и пути достижения целей;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда;
- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
- вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы, диаграммы и картодиаграммы для решения и оформления учебных и познавательных задач;
- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;

Работать в группе по решению общих учебных задач;
- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
- владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации;

Применять ИКТ - компетенции;

Владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Важным аспектом урока является и достижение личностных планируемых результатов :

Воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
- воспитание чувства ответственности за свою страну, развитие своего родного края;

Готовность к самообразованию и саморазвитию;

Мотивация на обучение;

Формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии и образу жизни других народов России и мира;

Обучение навыкам коммуникативной компетентности;

Получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения;
- воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.

Таким образом, поставленные задачи требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Список литературы

Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В. В. Гузеев // Директор школы. - 2005. - № 7.

Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 2,

Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А. Ковгородова // Директор школы. - Директор школы. - 2005. - № 2. - С. 49 - 51.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №

Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №

Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. - 2005. - № 1. - С 83 - 88.

Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А. Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. - 2006. - № 2. - С. 13 - 22.

Слайд 2

Целеполагание

  • Процесс формулирования цели и вытекающих из неё задач
  • Компоненты целеполагания
  • Обоснование и выдвижение цели
  • Определение путей их достижения
  • Проектирование ожидаемого результата
  • Слайд 3

    Процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности; совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели, планированию деятельности; выбору содержания деятельности и определению критериев результативности деятельности, выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процесса осуществления идеи.

    Слайд 4

    Понятие цель

  • Слайд 5

    SMART критерии постановки цели

    • S (specific) – конкретность
    • M (Measurable) - измеримость
    • A (Attainable) - достижимость
    • R (Result-oriented) – ориентированность на результат
    • T (Time-bounded) - соотносимость с конкретным сроком (время)
  • Слайд 6

    Определение целей урока

    • Цели обучения
    • Цели предмета
    • Цели данного урока
    • (Цели на каждом этапе урока)
    1. Стратегическая цель
    2. Тактическая цель
    3. Операциональная цель
  • Слайд 7

    Формулировка цели на основе таксономии Б. Блума

    • (Таксономия- классификация и систематизация объектов….)
    • Уровни таксономии Б. Блума
    • 6.Оценка
    • 5.Синтез
    • 4.Анализ
    • 3.Применение
    • 2.Понимание
    • 1.Знание
  • Слайд 8

    Цель урока - достижение образовательных результатов

    • Личностных –принятие новых ценностей, нравственных норм
    • Метапредметных – освоение способов деятельности, навыков самоорганизации
    • Предметных- приобретение знаний и умений по данному предмету
  • Слайд 9

    Определите цель, которую можно достигнуть за 45 минут, за 125 часов, за 5 лет обучения

    • Научить учащихся работать со справочной литературой.
    • Сформировать знания об основных памятниках культуры Древней Греции.
    • Научить анализировать литературные произведения эпического характера.
    • Закрепить знания об основных признаках млекопитающих.
    • Развить способность к системному анализу явлений действительности.
    • Научить учащихся составлять тезисы и конспекты прочитанных статей и книг.
    • Сформировать знания о периодической системе элементов Д.И.Менделеева.
    • Сформировать знания о сущности закона Ома.
  • Слайд 10

    Проанализируйте цели урока:

    Цели урока:

    • Обеспечить повторение и закрепление основных понятий и фактов.
    • Содействовать формированию мировоззренческих идей.
    • Обеспечивать сохранение здоровья учащихся.
    • Развивать у учащихся умение видеть главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
    • Развивать познавательный интерес учащихся.

    Тема урока – «Планеты Солнечной системы»

    Слайд 11

    Какие ошибки можно выделить в предложенных формулировках целей урока?

    • Каждый ученик сможет назвать 10 главных событий Великой Отечественной Войны
    • Каждый ученик сможет объяснить различия между дикими и домашними животными
    • Ученик смогут классифицировать понятия… по параметрам …
    • Ученики будут использовать разговорные выражения для приветствия, начала и конца разговора
    • Ученики будут выбирать, какой из двух способов решения задачи лучше
  • Слайд 12

    Как определить, что цель сформулирована правильно

    Ответить на вопросы:

    • Посильна ли цель для учеников?
    • Конкретна ли цель?
    • Способствует ли достижению запланированного результата?
    • Можно ли оценить достигнутый результат?
    • Цели сформулированы в действиях учащихся?
    • Заложен ли в формулировке конечный результат?
  • Слайд 13

    Цель урока трансформируется в задачи:

    • Информационная: что будем учить и чему будем учиться?
    • Операционная: как и каким образом будем учиться?
    • Мотивационная: зачем нам это надо?
    • Коммуникативная: с кем и где?
  • Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ УРОК

    Урок становится личностно-развивающим;
    - урок становится компетентностно-ориентированным;
    - урок становится метапредметным;
    - наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки занятия), стирается грань между обучением и воспитанием

    Слайд 17

    Структура традиционного урока

    Сколько этапов должно быть на уроке?

    1. организационный момент;
    2. проверка домашнего задания;
    3. актуализация субъектного опыта учащихся
    4. изучение новых знаний и способов деятельности
    5. первичная проверка понимания изученного
    6. закрепление изученного;
    7. применение изученного;
    8. обобщение и систематизация;
    9. контроль и самоконтроль;
    10. коррекция;
    11. домашнее задание;
    12. подведение итогов учебного занятия;
    13. рефлексия.
  • Слайд 18

    Структура современного урока

    1. Актуализация знаний
    2. Проблематизация
    3. Рефлексия
    4. Контроль, самооценка
    5. Семантизация
  • Слайд 19

    Структура урока по ФГОС:

    1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).
    2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.
    3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.
    4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.
    5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.
    6. Первичное закрепление 4-5 минут.
    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.
    8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.
    9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

    Слайд 20

  • Слайд 21

    ТИПОЛОГИЯ УРОКА

  • Слайд 22

    ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ПО ФГОС

    • Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.
    • Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.
    • Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
    • Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
    • Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
    • Контрольно-оценочная деятельность.
  • Слайд 23

    Современный урок

    • ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;
    • на уроке применяются разнообразные источники знаний;
    • изменяется структура урока;
    • преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;
    • отдается приоритет деятельности ученика;
    • применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.
  • Слайд 24

    Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода

    • Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
    • Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
    • Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина.
    • Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.
    • Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
    • Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.
  • Слайд 25

    Задание

    1. Разработать целеполагание урока по системно-деятельностному подходу.
    Предмет___________________________________
    Тема урока_________________________________
    Класс __________________________
    Цель (личностный, метапредметный, предметный результат) __________________________
    Задачи урока:

    • Предметные:
    • Метапредметные:
    • Личностные:
  • Посмотреть все слайды