Универсальный двигатель h4m/hr16de прототипом модели, которого был двс от компании renault. Агрегат зарекомендовал себя как экономичный и походящий под топливо типа евро 95.
Стандарты, используемые в разработки устройства, позволяют не только долго его эксплуатировать даже в самых тяжёлых и переменчивых климатических зонах, но и проводить модернизацию.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!
Подробнее о технических характеристиках, происхождении и марках автомобиля, на который устанавливается агрегат можно узнать из материала, приведённого в статье ниже.
Описание
Для России этот мотор стал привлекателен и интересен тем, он официально устанавливается на новые модели автомобиля Lada X-Ray на заводе АвтоВАЗ. Базовый агрегат имеет мощность в 114 л с. Ранее аппарат монтировался на такие иномарки как Рено и Nissan. И сегодня его можно встретить на многих моделях автомобилей от седанов до кроссоверов городского типа.
При разработке агрегата инженеры решили увеличить акцент на КПД ДВС. Было внедрено устройство, позволяющее в атематическом режиме изменять фазы газораспределения. Впускной вал изменил наклон при вращении.
Такие инновации более 10 лет назад, с момента выпуска в 2006 году произвели технический фурор, сделав акцент на высокое качество и экономичный расход топлива на автомобилях такого класса, как седаны и кроссоверы.
Был также сделан акцент на снижение общей массы силового агрегата. В этом случае разработчики сменили сплав в блоках цилиндров на алюминий. Снижение общей массы силовой установки позволило значительно увеличить ресурс подвески на транспортном средстве.
На двигатель устанавливается не ремень грм, а цепь. Это повышает запас хода и на ранних этапах не стоит волноваться, что она может быть растянута. Мотор, устанавливаемый на ниссан и другие марки, имеет средний объём 1.6 литров.
Модель двигателя проходила заводскую модернизацию. Так, были установлены н по 2 форсунки на каждый из цилиндров. Это позволило значительно понизить расход топлива. Дополнительно блок цилиндров повысил мощность аппарата. Также благодаря модернизированной системе снизились холостые обороты в гбц.
Таблица с техническими характеристиками аппарат выглядит следующим образом:
Наименование параметра | Показатели |
---|---|
Техническое наименование двигателя | HR16DE / H4M |
Старт начала производства | 2006 год |
Сплав блоков в цилиндре | Алюминий |
Устанавливаемые системы питания | Инжекторные |
Тип | Рядный |
Кол-во цилиндров в блоке | 4 |
Кол-во клапанов на 1 цилиндр | 4 |
Ходовая часть поршней | 83.6 мм |
Диаметры цилиндров | 78 мм |
До какой степени происходит сжатие | 10.07.2018 |
Точный объём мотора | 1598 куб. см. |
Какую мощность имеют варианты мотора | 1. 108л.с. – 5600 об.мин 2. 114л.с. – 6000 об.мин 3.117л.с. – 6000 об.мин |
Какие крутящие моменты у вариантов моторов | 1. 142Нм 4000 об.мин 2. 156Нм 4400 об.мин 3. 158 Нм 4000 об.мин |
Стандарты и топлива, используемые в двигателе | 95 |
Соответствие экологическим нормам | Евро 4, Евро 5 |
Примерные расходы топлива на 100 километров | 1. Смешанная езда – 6.4 литра 2. Город – 8.9 литра 3. Трасса – 5.5 литра |
Примерный расход масла на 1000 километров | До 500 граммов |
Установленный объём масла в двигателе | 4.3 литра |
Практичный ресурс двигателя | 250 000 километров + |
Наличие возможности проведения тюнинга | + |
Увеличение лошадиных сил | 150+ |
Стоит учитывать, что двигатель устанавливается на разные модели транспортных средств. В результате могут оказаться разные объёмы и мощности с расходом. Точных показателей в приросте мощности, а также реальном расходе топлива у заводов производителей нет. Единственное что указывается в дилерских центрах по этому поводу модернизированные комплектующие двигателя, позволяющие значительно экономить расход топлива в разных режимах езды.
Аббревиатура двигателя приводиться следующим образом:
- Hr – это названия модели самого агрегата;
- 16 – в десятичной системе обозначает допустимый объём двигателя – 1.6 литра;
- D – в моторе уставлены 4 клапана в каждом из цилиндров и 2 распределительных вала;
- E – установлены форсунки или система многоточечного впрыска.
Важным моментом является теплопроводность алюминиевого сплава. Благодаря этим свойствам инженерам удалось значительно снизить время прогрева авто. Это положительно повлияло на расход топлива в целом при эксплуатации авто.
На какие модели производятся установки
На каких машинах стоит двс? Производителей оборудования много. При этом на авто концернах используется двигатель более 10 лет. Сегодня список автомобилей, где установлен h4m/hr16de, выглядит следующим образом:
Марка авто | Модель |
---|---|
Nissan | Note |
Nissan | Tiida |
Nissan | Qashqai |
Nissan | Sentra |
Nissan | Juke |
Nissan | Micra |
Nissan | Wingroad |
Nissan | Cube |
Nissan | Bluebird Sylphy |
Nissan | Latio |
Nissan | Grand Livina |
Nissan | Versa |
Nissan | NV200 |
Renault | Kaptur |
Renault | Logan |
Lada | X-Ray |
Давление масло в двигателе регулируется магнитным клапаном. Он управляется посредством электроники в системе автомобиля.
В моторе также были введены такие инновации как:
- Форсунки топлива нового типа;
- Свечи для проведения пуска последнего поколения;
- Дроссельные заслонки на электронном исполнении;
- Новый тип гидромуфты.
Использование новых типов CVTC расположенных между расположенными с внутренней стороны впускными клапанами, хорошо снизило сопротивление на впуске выпуске. Такое свойство помогло добиться повышение оборотов в минуту при низких и средних показателях при движении. Ремонтопригодность у агрегата хороша.
В 2004 г. на базе двигателя Renault K4M был разработан, а в 2006 г. модернизирован ДВС HR16DE, заменивший в линейке двигателей Nissan 1,6-литровый мотор GA16DE. При разработке силового агрегата производитель сконцентрировал усилия на повышение КПД ДВС, использовав для этого в его конструкции максимум передовых технологий, в том числе цепь вместо ремня в системе ГРМ, устройство автоматического изменения фаз газораспределения, расположение газовращателя на впускном вале и многое другое.
В результате двигатель HR16DE, после запуска в производство устанавливаемый на модели Ниссана Жук, Тиида, Ноут, Кашкай и др., зарекомендовал себя надёжным, экономичным, в меру требовательным к качеству бензина агрегатом, имеющим полное право на популярность. Исходя из высоких оценок ДВС, мотором HR16DE вначале оснащались ВАЗовские кроссовер Lada XRay и седан Lada Vesta, и данные версии комплектации автомобилей лишь подтвердили достоинства двигателя. В дальнейшем агрегатом Nissan стали укомплектовывать лишь юбилейные, ограниченные по объёму выпуска до 500 экземпляров, модификации Лада ИксРей и Лада Веста — «50 Anniversary», подчёркивая этим престиж “юбилейников”.
- две начальные буквы HR – наименование серии двигателя;
- 16 – деление на 10 укажет объём ДВС (1,6 л);
- D — оснащённость двумя распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр;
- E – распределённый (многоточечный) впрыск посредством форсунок.
Прежде чем подробнее рассмотреть HR16DE (иногда используется наименование H4M), ознакомимся с основными техническими характеристиками этого мотора, сведёнными для наглядности в перечень.
Компоновка двигателя под капотом выглядит так.
Конструктивные особенности HR16DE
Блок цилиндров
Применение алюминия в качестве материала блока цилиндров позволило снизить вес двигателя и уменьшить статическую нагрузку на подвеску, увеличив её ресурс.
Уменьшение веса ДВС обеспечило прирост динамики и уменьшение инерционных показателей автомобиля.
Большее значение теплопроводности алюминия сократило время на прогрев двигателя и, соответственно, уменьшило расход топлива до начала движения.
За подачу топлива в каждый цилиндр отвечают по 2 форсунки, что стабилизировала работу мотора на холостых оборотах и снизило расход топлива, усовершенствована система охлаждения камер сгорания.
Внедрение в процесс изготовления узлов ДВС комплекса технологических операций, включающего в себя повышение класса механической обработки поверхностей, и применение конструкционных материалов позволило повысить КПД агрегата за счёт снижения трения рабочих поверхностей в шатунно-поршневой группе.
Система газораспределения
Для обеспечения более полного сгорания топлива в цилиндрах и эффективности использования энергии сгорания в HR16DE, или Н4М применена система автоматического газораспределения с использованием последних разработок, обеспечивающая оптимальное наполнение цилиндров в любом режиме работы ДВС.
Головка блока цилиндров HR16DE
Фазорегуляторы, устанавливаемые на распредвалы впускных клапанов и управляемые давлением масла от гидропривода системы смазки ДВС, вращают зубья шестерен распределительных валов впускных клапанов относительно их осей, а давление масла регулируется электромагнитным клапаном, управляемым электроникой мотора.
В моторе HR16DE, иначе Н4M, применены топливные форсунки новой конструкции, свечи зажигания последнего поколения и дроссельная заслонка электронного исполнения, устройство гидромуфты в целях повышения надёжности также претерпело конструктивные изменения.
Форсунка и электронный блок дроссельной заслонки
Путём снижения сопротивления в системах впуска-выпуска и применения в газораспределении между впускными клапанами эксклюзивной CVTC увеличено значение крутящего момента в диапазоне низких и средних оборотов.
В приводе ГРМ использована цепь надёжной конструкции, ресурс которой равен ресурсу двигателя и, в отличие от зубчатого ремня, не кончается внезапно, что ведёт к дорогостоящему ремонту двигателя, а предварительно напоминает о себе появлением характерного треска при работе ДВС на холостых оборотах. Привод масляного насоса также цепной.
В конструкции HR16DE инженеры отказались от гидрокомпенсаторов, поэтому после каждых 80 тыс. км мотор нуждается в регулировке клапанов, которая осуществляется методом подбора и замены толкателей.
Достоинства и недостатки HR16DE
Рассматриваемый двигатель знаком российскому потребителю не первый год. По результатам множества тест-драйвов, проведённых на укомплектованных этим мотором автомобилях, в реальных условиях российских дорог можно уверенно перечислить достоинства и проблемы этого силового агрегата.
Достоинства
- Надёжность двигателя независимо от режима эксплуатации.
- Умеренные требования к потребляемому бензину (Аи-92 и выше).
- Экономичность.
- Экологичность (Euro 4, Euro 5).
- Приёмистость двигателя (уверенная работа на низких оборотах без включения пониженной передачи).
- Возможность тюнинга, от лёгкого путём перепрошивки программного обеспечения ДВС до глубокого с заменой форсунок и установкой турбины.
Недостатки HR16DE
- Отсутствие гидрокомпенсаторов (необходимость периодической регулировки клапанов путём замены толкателей, цена которых не радует).
- Относительно высокая стоимость цепей привода ГРМ и масляного насоса.
- Модульная конструкция топливного насоса в бензобаке (в комплекте с фильтром, датчиками давления и уровня) – выход из строя одной комплектующей чреват заменой всего узла.
Правила эксплуатации двигателя HR16DE
Оценка множества достоинств этого мотора возможна лишь при выполнении ряда правил, необходимых для безопасной и соответствующей по срокам ресурсу эксплуатации.
Перечислим вкратце эти условия, изложенные подробно в инструкции по эксплуатации автомобиля, укомплектованного этим ДВС:
- Использование бензина с октановым числом не ниже АИ-92;
- Применение качественного моторного масла классов, указанных в инструкции по эксплуатации;
- С учётом реалий снижение пробега между заменами масла с 15 тыс. км до 10 тыс. км.
- Применение расходных запчастей (фильтры, свечи, предохранители, лампы, расходные жидкости и пр.) только параметров, соответствующих техническим характеристикам двигателя;
- Своевременное прохождение технического осмотра и профилактического обслуживания с участием квалифицированных специалистов.
В штатном исполнении двигатель HR16DE, известный и как H4M, рассчитан не на спортивную, а на размеренную езду в большинстве режимов современного города. Не внося рискованных или критических изменений в его конструкцию и программное обеспечение, можно быть уверенным, что ресурс этого ДВС в 250 тыс. км, сложившийся из опыта автолюбителей, не является минимальным.
Автомобили с 1.6-литровым двигателем HR16DE очень распространены в России - мотор установлен на многих массовых моделях Nissan и Renault (для последних он называется H4M), а также на ранних Lada Xray (возможно, в будущем – на Lada Vesta). Богатый опыт эксплуатации двигателя российскими автолюбителями позволяет много рассказать про его положительные и отрицательные стороны.
Двигатель HR16DE под капотом Lada XRay. В настоящее время данный ДВС на Xray не устанавливается.
Производство двигателя налажено в Японии, Китае, а с 2014 года - ещё и в России. Для альянса Renault-Nissan это одна из самых крупных сделок по локализации производства ДВС, что подчеркивает его важность для нашего рынка. Разработка производилась ещё в 2005 году компанией Nissan совместно с Renault, на смену QG16DE (или, согласно классификации Renault, K4M). HR16DE является уменьшенным аналогом мотора Nissan MR20DE - одного из самых распространенных двигателей концерна.
На 2018 год в России этот двигатель можно встретить под капотами новых Nissan Note, Juke, Renault Duster, Logan, Sandero и Sandero Stepway, а также на вторичном рынке, во многих Nissan Sentra, Micra, Tiida, Qashqai, Cube, Renault Duster, Kaptur, Fluence, Megane и Lada XRay.
Основные характеристики
В аббревиатуре указана серия (HR), объём (16 = 1,6 л.), количество клапанов на цилиндр – по четыре (D) и многоточечный впрыск через форсунки. В двигателе используется алюминиевый цилиндровый блок (что снизило его вес и улучшило время прогрева автомобиля по сравнению с чугунным блоком K4M), с тонкостенными чугунными гильзами, с диаметром цилиндров 78 мм и ходом поршня 83,6 мм.
Цилиндры расположены рядно, на головке каждого из них - по 4 клапана и 2 распредвала (новых относительно K4M, благодаря которым снизились потери на трение в двигателе) и четыре клапана. В HR16DE установлен привод ГРМ достаточно надежной конструкции, потенциальный срок эксплуатации его цепи приблизительно равен таковому у самого двигателя, то есть около 200-250 тыс.км.
На фото: HR16DE
По сравнению с K4M, изменился крутящий момент на низких и средних оборотах, благодаря смене газораспределительных фаз впускного вала. Улучшились и показатели экономии топлива, несколько повысилась мощность (113, 114 и 117 л.с. при 6 000 об/мин) и, что не менее важно, двигатель стал соответствовать нормам EURO 5.
Недостатки конструкции
К техническим минусам мотора HR16DE, по сравнению с моделью, которой он пришел на смену, можно отнести отсутствие гидрокомпенсанторов – устройств, регулирующих зазоры между клапанами и распределительными валами. Соответственно, время от времени (приблизительно каждые 90-100 тысяч километров пробега) необходимо проводить регулировку зазоров подбором толкателя.
HR16DE на Nissan Tiida 2010. Фото — drive2.ru
Одним из первых признаков скорой поездки в сервис будет стук под капотом. Опираясь на официальные источники, допустимые зазоры клапанов на впускном валу - 0,26-0,34 мм, а на выпускном валу – 0,29-0,35 мм. Их регулировка проводится либо посредством новых стаканов клапанов, либо путем использования шайб (со снятием клапанной крышки и распредвалов).
Типичные проблемы во время эксплуатации
Иногда двигатель может заводиться плохо при низких минусовых температурах (от -20 градусов). Проблему можно частично решить заменой .
Шум и свист мотора. Как правило, они возникают из-за плохой подтяжки генератора либо, если она уже была сделана ранее, из-за необходимости замены этой детали. Это одна из наиболее часто встречаемых жалоб владельцев Nissan и Renault. Стук, как уже упомянуто выше, напоминает о том, что нужно обратить внимание на регулировку зазоров клапанов, обратившись в сервисный центр. Также шум может возникать от прогара кольца приемной трубы, что требует замены прокладки.
Вибрации двигателя. Чаще всего, они являются следствием износа , поддерживающих двигатель - обычно сначала замены требует задняя, а затем правая.
Внезапное глушение мотора. Может происходить из-за неполадок с реле блока зажигания, что было причиной отзыва определенной партии автомобилей Nissan. Требует установки нового блока зажигания, после чего проблема повторяться не должна.
Преимущества мотора
Возможность использования бензина АИ-92, при этом двигателю официально предписан АИ-95.
Достойная приемистость – отличная работа на низких оборотах двигателя.
Надежность агрегата можно также записать в положительные стороны двигателя– большой опыт эксплуатации мотора российскими автолюбителями показывает достаточно неплохие результаты при правильном техническом обслуживании. Для достижения хороших показателей масло меняют каждые 8-10 тысяч км или чаще, заливается 5W30 или OW30. Стандартный срок эксплуатации такого двигателя без капитального ремонта
250 тыс. км. пробега при достаточно аккуратном и спокойном стиле управления автомобилем, на который и рассчитан мотор.
Приобретение двигателя обойдется приблизительно в 25-45 тысяч рублей на вторичном рынке, стоимость варьируется в зависимости от степени износа, возраста и целостности элементов.
В цехах производства двигателей Волжского автозавода c 1970 года выпущено больше 31 миллиона моторов. Но все серийные модификации для переднеприводных, полноприводных и заднеприводных автомобилей ВАЗ были с чугунным блоком цилиндров. И вот - эпохальное событие! Освоен первый вазовский двигатель с алюминиевым блоком цилиндров. Им стал современный 1,6‑литровый агрегат серии HR16 (он же H4М), разработанный альянсом Renault-Nissan. Официально сборка силового агрегата на АВТОВАЗе стартовала в мае прошлого года, и именно с ним в декабре дебютировал хэтчбек XRAY . К лету этот двигатель должен появиться под капотом Весты, а в обозримом будущем он может получить прописку и в моторном отсеке семейства Logan/Sandero.
В минувшем году АВТОВАЗ успел выпустить 13 721 двигатель HR16, из которых 565 моторов установили на Иксреи, остальными комплектовали Renault Duster московской сборки. План выпуска нынешнего года - 62 665 экземпляров. Для моделей альянса Renault-Nissan предназначено 42 тысячи штук, для Лады - 20 655. С мая 2015-го по февраль 2016 года двигатель, по сути, оставался зарубежным. В России делали только поршни, маховик, поддон картера и кое-что по мелочи. Весной ситуация в корне изменилась: начали изготавливать коленчатый вал, отливать блок и головку блока цилиндров. И с этого момента мотор стал нашим и де-факто, и де-юре: самые главные детали произведены в России, уровень локализации превысил 60 процентов. В 2017 году с конвейера должно сойти уже 123 тысячи двигателей HR16, а доля российских комплектующих достигнет 80 процентов.
Для сравнения: объем выпуска старых шестнадцатиклапанников для семейства Logan/Sandero/Largus под индексом K4М в 2016‑м останется прежним - около 46 тысяч; а 16‑клапанных моторов отечественной разработки ( , 21129, 21127, 21126) - увеличится с 89 тысяч до 119 тысяч.
Любопытно сравнить показатели единственного на сегодня вазовского «алюминиевого» мотора и двигателей с чугунным блоком цилиндров. Данные в таблице говорят сами за себя. Неудивительно, что стратегия развития модельного ряда Иксрея и Весты предполагает в первую очередь экспансию HR16 и моторов отечественной разработки. Впрочем, «иностранец» с алюминиевым блоком цилиндров теперь тоже наш.