Развал схождение в каких случаях. Развал схождение: что это такое. Когда нужно проводить регулировку угла

Словосочетание «развал-схождение» приходилось слышать практически каждому, сегодня оно известно даже тем, кто не водит автомобиль. Но не все знают значения этого термина, когда и как делать развал-схождение, степень его важности и необходимость проведения.

Что такое развал-схождение?

Схождение и развал — два важных параметра настройки подвески, от правильности настройки которых напрямую зависит управляемость транспортного средства. При идеальной регулировки системы колеса находятся в правильном положении на любой скорости движения и при разных углах поворота. Автомобиль отлично себя ведет на дороге, протекторы изнашиваются равномерно, топливо расходуется в стандартном режиме.

Что входит в работы?

Развал — угол наклона колес относительно дороги: при наклоне верхней части колеса к центру развал считается отрицательным, если оно наклонено наружу — положительным. При нулевом развале износ покрышек сводится к минимуму, что способствует продлению срока их эксплуатации.

Схождение представляет собой угол между направлением движения ТС и продольной плоскостью вращения дисков. В большинстве случаев колеса авто наклонены немного вперед, в данном случае следует говорить о положительном схождении, в противном случае оно отрицательное.

Для чего делают развал-схождение?

Регулировка сход-развала повышает устойчивость, улучшает управляемость транспортного средства, снижает заносы ТС, способствует экономии топлива, снижает износ покрышек. Автомобиль становится более маневренным, он меньше склонен к заносам и опрокидываниям в экстремальных ситуациях, отличается хорошим накатом.

Почему сбивается?

Детали подвески и рулевого управления состоят из тяг и рычагов, соединенных при помощи шарнирных элементов. Износ и выход из строя деталей и соединительных элементов приводит к образованию повышенного люфта. В результате изменения расстояния между плоскостями рабочих покрышек снижается управляемость машиной, авто заносит во время движения, преждевременно изнашиваются шины. Неисправность может возникать также при выходе из строя других деталей.

Как выполняют регулировку?

При необходимости проведения ремонта лучше всего обратиться в сервисный центр за профессиональной помощью. Транспортное средство должно находиться на ровной поверхности, настройка состоит из двух процедур: регулировки развала и схождения. Технология проведения в разных сервисах может отличаться, иногда мастер предварительно проверяет давление в покрышках, данные с установленных на шины покрышек поступают в компьютер, результаты заносятся в таблицу. Замеры проводятся с грузом багажника и без него, после получения результатов проводится регулировка.

Необходимость в проведении

Перед тем как делать развал схождение, следует провести небольшую проверку. Если повернуть руль в любую сторону, а ТС продолжает двигаться по прямой линии, необходимо немедленно обратиться в сервисный центр. Ремонт необходим также в случае, если при центральном положении руля ТС не двигается в ровном направлении. Одним из важных признаков нарушения схода-развала является неравномерный износ покрышек.

Проверка сход-развала

Каждый раз ездить на СТО при малейшем подозрении на нарушения нецелосообразно, перед тем как делать развал схождение у мастера, рекомендуется самостоятельно провести проверку. Неточности в работе сход-развала заметны визуально, их можно распознать по определенным отклонениям в поведении ТС. Первым признаком считается ведение авто в сторону при ровном управлении и без усилий, а также быстро истирание покрышек, неравномерное изнашивание протектора.

Как часто делать развал-схождение?

Процедура рекомендована к проведению 15-20 тыс. км, примерно раз в шесть месяцев. В целях экономии регулировку сход-развала следует проводить после каждой сменой покрышек весной и осенью. Регулировку следует делать также в следующих случаях:

  • проведение некоторых видов ремонтных работ, замена расходных комплектующих;
  • нарушение нормальной работы авто (увод в сторону, смещении руля, задержках при управлении, «плавание» в колее;
  • разный радиус поворота вправо/влево, невозвращение авто при выходе из поворота.

Что будет, если не делать?

Если делать развал-схождение редко или не делать совсем, снижается управляемость транспортного средства. Авто может плохо повести себя в самый неожиданный момент, при езде на сухом покрытии проблем может не возникать, а при попадании на мокрый или покрытый льдом участок автомобиль может поехать не в ту сторону. Продолжительная езда с неотрегулированным сход развалом может спровоцировать «расхлябанность» подвески машины, в результате снизится его устойчивость. Транспортное средство может стать фактором высокого риска для остальных участников движения.

Ходовая часть авто - это сложный компонент с множеством параметров. Любое вмешательство в неё приведёт к изменению углов установки колёс. В результате поведение машины на дороге меняется в худшую сторону: затрудняется прохождение поворотов, авто может вилять при торможении и разгоне, становится трудно направлять его в определённую сторону, возникают заносы. Чтобы исправить проблему, прибегают к развал-схождению. Можно ли сделать его своими руками и что для этого нужно?

Что такое развал-схождение

Развалом колеса именуют угол между его центральной плоскостью и поверхностью дороги. Он напрямую влияет на качество сцепления и точность контроля авто. Если всё настроено правильно, колёса будут поворачивать именно туда, куда вы его направите.

Схождение - разница в расстояниях между крайними передними и задними точками колёсных дисков. Она измеряется в миллиметрах или градусах. Схождение влияет на срок службы покрышек. Если оно неправильное, шины быстро придут в негодность.

Ещё одним важным параметром колеса является кастер, т. е. продольный наклон шкворня. Он влияет на точность контроля авто и способность колёс к самобалансировке. Если кастер отрегулировать неправильно, возникнут трудности с рулевым управлением.

Развал-схождение - это регулировка перечисленных параметров для обеспечения управляемости и снижения износа покрышек.

Когда и зачем это вам нужно

Производители рекомендуют владельцам иномарок проводить процедуру каждые 30 000 км пробега, а обладателям отечественных авто - каждые 15 000 км. Срок может уменьшаться, если машина эксплуатируется в сложных условиях и часто ездит по плохим дорогам. В ряде случаев может потребоваться внеплановая процедура:

  • если диск смялся при въезде в яму на высокой скорости;
  • если проводился ремонт ходовой;
  • если на машину поставили укороченные пружины или клиренс менялся по другим причинам, были установлены автобаферы;
  • если при езде ясно чувствуется «увод» авто в сторону;
  • если покрышки начали изнашиваться гораздо быстрее;
  • если руль плохо возвращается после преодоления поворота.

Что вы получите по результатам развал-схождения?

  1. Улучшится курсовая устойчивость машины. При езде по прямой транспорт будет двигаться только вперёд, без смещения в сторону.
  2. Автомобиль станет более манёвренным, пропадут сильные заносы, упростится управление.
  3. Снизится расход топлива, возрастёт срок эксплуатации покрышек.

В зависимости от назначения может быть выбран тот или иной вид развала колёс

Признаки необходимости проведения таких работ на автомобиле

Есть несколько признаков и симптомов, по которым можно понять, что клёса пора регулировать.

  • При езде руль находится в центральном положении, а автомобиль отклоняется в сторону.
  • Руль повернут в одну из сторон, но машина всё равно едет по прямой.
  • Если вы только что купили автомобиль, обязательно обратитесь в автосервис за развал-схождением. Мастера на внутренней СТО магазина должны проводить процедуру перед продажей, но на практике так бывает не всегда. В идеале лучше спросить об этом перед покупкой.
  • При смене резины загляните на станцию технического обслуживания чтобы проверить развал-схождение. Возможно, делать его не придётся, но вероятность имеется.
  • Кроме того, обратите внимание на расход топлива и скорость износа покрышек. Если эти параметры увеличились, возможно, проблема именно в состоянии колёс.

Развал-схождение задних колёс

Нужно ли выполнять развал-схождение задних колёс в переднеприводном автомобиле? Да, но надо иметь в виду небольшой нюанс. Если заднее колесо вывернуто наружу, задняя ось будет уводиться на обочину, что приведёт к появлению сильных заносов на поворотах. Если же колесо развёрнуто к центру поворота, машина будет с трудом поворачивать. Однако незначительное сведение этих частей авто одно к другому идёт только на пользу водителю, поскольку можно будет проще двигаться по прямой, а подвеска сможет лучше «подруливать» в определённую сторону даже при сильных порывах бокового ветра, что является несмоненной помощью водителю-новчику.

Итак, если нижние стороны задних колёс слегка повёрнуты друг к другу - это нормально. А вот их расхождение нуждается в устранении.

Проблемы ходовой и настройка параметров колёс

Обязательно выполняйте развал-схождение, если ходовая часть транспорта подвергалась ремонту. Особенно важно сделать это при замене следующих деталей:

  • сайлентблоков;
  • наконечников рулевых тяг;
  • рычагов подвески.

Теоретически при замене верхних и нижних шаровых, пружин и амортизаторов прибегать к процедуре не надо, но некоторые специалисты рекомендуют выполнять её при работах с абсолютно любым компонентом ходовой. На всякий случай.

Какими должны быть углы установки: отрицательные и положиельные величины

Оптимальное значение для легкового автомобиля - либо нулевое, либо слегка отрицательное (т. е. колёса должны быть немного направлены наружу нижней частью). Возможна установка положительного значения - от 0 до 4,5 градусов. В спортивных автомобилях используется отрицательное значение от -0,5 до -5,5 градусов. Благодаря этому достигается высокий уровень сцепления, повышается стабильность на поворотах.

У отрицательных углов есть минусы. Так, при езде по прямой внутренняя кромка покрышки будет быстрее изнашиваться, возможна нестабильность при разгоне и торможении на прямом пути. Оптимальным вариантом является установка показателя на уровне в -0,5 градусов.

Регулировка развала и схождения без визита в автосервис

Подготовка

Приготовьте следующие предметы:

  • телескопическую линейку для проверки сход-развала;
  • шнур с отвесом;
  • стандартный набор ключей автомобилиста.

Работы следует выполнять на площадке без неровностей. Желательно, чтобы на ней располагался подъёмник, но подойдёт и яма.

Сначала надо определить, насколько точен имеющийся показатель развал-схождения. Для этого ставим машину на ровную площадку, поворачиваем руль в одну сторону, пока он не упрётся в преграду, и делаем метку мелом на его середине. Затем вращаем рулевое колесо в обратную сторону (тоже максимально), считая количество понадобившихся для этого оборотов и окружностей. Результат делим на 2 и поворачиваем руль обратно на полученное число оборотов. Если в результате руль установлен в привычное вам положение, всё в порядке. Если нет - придётся заняться настройкой рейки.

Регулирование рулевой рейки своими руками

  1. Снимите руль, отвинтив гайку.
  2. Зафиксируйте управляющий элемент в определённом ранее оптимальном положении.
  3. Найдите гайки на наконечниках рулевых тяг и ослабьте их. Немного выкрутите одну из них, подсчитав количество нужных для этого оборотов. Затем закрутите вторую гайку на такое же количество оборотов.

Всё, автомобиль готов к настройке развал-схождения.

Схождение (со схемой)

  1. Авто должно стоять на ровной площадке. Колёса направлены вперёд. Лучше всего выполнять работу в яме.
  2. Нанесите на внутреннюю часть левого и правого колеса по метке - они должны располагаться рядом с дисками.
  3. Создайте в линейке предварительное натяжение. Поставьте её между колёсами так, чтобы измерительный прибор упирался в метки, но не касался других деталей автомобиля.
  4. Встряхните линейку. Совместите указатель с делением «0» (ноль).
  5. Оставив линейку на колёсах, немного прокатите автомобиль вперёд. Измерительный прибор должен повернуться вместе с колёсами без соприкосновения с элементами кузова и подвески.
  6. Посмотрите на линейку. Изменились ли показания? Если нет или изменились незначительно (до 1 деления), то со схождением всё в порядке. Если разница больше - нужна регулировка.
  7. Ослабьте контргайки на рулевых тягах. Поверните муфту, чтобы изменить длину тяги.
  8. Затяните контргайку и снова измерьте показания. Повторяйте, пока не получите нужный результат (т.е. от нуля до ± 1).

Этот процесс труднее, чем регулировка схождения.

  1. Поднимите автомобиль, чтобы его колёса не касались земли.
  2. Установите колёса в положение для езды по прямой.
  3. Мелом сделайте пометки в максимально верхней и самой нижней частях обода колеса.
  4. Разместите на крыле шнур с грузом - таким образом, чтобы он и ваши пометки располагались в одной плоскости. Измерьте расстояние от шнура до каждой метки (мерить надо расстояние от шнура до диска, т.е. ориентируйтесь по нижней части метки). Запишите результат.
  5. Немного прокатите машину вперёд, чтобы колёса провернулись на 90 градусов. Сделайте новые метки в верхней и нижней частях, повторите процедуру с грузом и линейкой. Опять запишите результат.

Разница в расстояниях между шнуром каждой из меток должна составлять ± 1 мм для машин с передним приводом и ± 3 мм в авто с задними ведущими колёсами. Если это так - с развалом всё в порядке. Если нет - выполните следующие действия.

  1. Домкратом приподнимите авто. Снимите колесо. Открутите 2 болта, которые присоединяют кронштейн амортизаторной стойки к поворотному кулаку.
  2. На поворотном кулаке расположен специальный болт. При его повороте деталь будет двигаться внутрь или наружу. Ваша задача на этом этапе - разместить кулак таким образом, чтобы колёса заняли правильное положение.
  3. Подтяните болты и поставьте колесо на место. Прокатите автомобиль вперёд на пару метров. Опять подвесьте шнур и измерьте расстояние от него до меток. Если расстояние нормализовалось, вы справились с регулировкой развала. Если нет - снимите колесо и повторяйте действия с поворотным кулаком до победного.

Видео: Как можно сделать проверку и отрегулировать развал-схождение на ВАЗ 2110

Главное, что требуется для самостоятельного развала-схождения - это точность и аккуратность. Внимательно следите за каждым показателем, от правильности замеров зависит успех всей работы.

Автолюбители знают о том, что развал схождение колес автомобиля - это важный момент, на который стоит обращать повышенное внимание. Мастера, обладающие достаточным опытом, рекомендует проводить его для автомобилей иностранного производства один раз на 25-30 тысяч км пробега. Кстати, это справедливо даже для тех моделей, которые заслужили репутацию особенно надежных и неприхотливых в обслуживании: Рено Логан или Форд Фокус, Киа и прочие. На отечественной машине (Калине, Приоре и моделях ВАЗ) этот интервал и вовсе сокращен до 10-15 тысяч км.

Порой, может понадобиться и внеплановое обследование развала-схождения колес автомобиля. Например если вы попали в яму, или решили поставить другой радиус колесных дисков — в этих случаях очень рекомендуется сделать заново развал схождение колес, чтобы избежать жора резины или неправильного ракурса движения автомобиля по прямой.

Когда и зачем нужно делать развал схождение колес-автомобиля

Плановая проверка углов колес делается согласно показаниям пробега. Также существует ряд признаков, который подскажет о том, что стоит выполнить процедуру развал схождение, не дожидаясь нужного километража.

  1. Вы замечаете некоторый увод ваше машины в одну из сторон (особенно это может быть ощутимо при торможении).
  2. При выходе из поворотов руль нестабильно самовозвращается.
  3. У вашего автомобиля стал заметен существенный износ покрышек.


Наряду с этим понять, что сбито развал-схождение вашей машины можно по визгу колес при поворотах и по неправильному положению руля. В последнем случае стоит обратить внимание на то, как он стоит при прямолинейном движении. Если руль не находится в параллельном положении, а немного наклоняются в одну из сторон, то необходимо провести регулировку углов установки колес.

Кроме того, развал-схождения колес автомобиля может потребоваться после проведения следующих процедур:

  • ремонт ходовой части автомобиля и замена важных ее составляющих;
  • корректировка клиренса;

Также проверка развала схождения колес автомобиля необходима, если во время поездки вы наехали на глубокую яму и погнули диск. Не лишним будет провести эту процедуру и после обкатки нового авто или если вы покупаете подержанную машину.

Некоторые автолюбители задаются вопросом: зачем же делается сход-развал колес автомобиля? Правильно установленный угол имеет существенное влияние на движение авто. Он нужен для стабильности его управляемости. Результатом корректно выполненного развала-схождения колес становится существенная экономия горючего, низкая степень износа резины. Кроме того повышается устойчивость автомобиля, его увод в сторону менее вероятен. Маневренность и управляемость автомобиля становится хорошей, что влияет на безопасность движения.

Цена регулировки сход-развала невысока, но многие недобросовестные автосервисы уверяют водителей, что им необходима проверка этой части автомобиля. Однако, нет потребности этого делать после следующих процедур:

  • замена шин по сезону;
  • установка новых амортизаторов;
  • замена стабилизаторов.

Все эти детали практически не влияют на рулевые тяги, а также шаровые опоры. Поэтому в этих ситуациях не стоит поддаваться на ухищрения горе-мастеров.

Процесс выполнения схода развала.

При выполнении схождения колес, учитываются три основных момента — угол развала, схождение и кастер.

Что такое угол развала?

Развал колес отвечает за сцепление машины с дорогой и правильного управления ей. Неправильный угол может привести к стиранию боковин покрышек с той или иной стороны. Также следствием его становится не стабильное управление движением. Развал это завал колеса вглубь кузова или снаружи. Он измеряется в градусах. В идеале развал должен быть равен 0. Но на некоторых марках(например bmw) с завода идет небольшой отрицательный развал.


Что такое схождение?

Схождение колес автом обиля представляет собой разницу между расстояниями, измеряющимися по передним, а также задним кромкам дисков. При этом плоскость измерения горизонтальная. Если колеса установлены параллельно друг другу, то схождение их считается равным 0. Этот параметр может измеряться как в милиметрах, так и в градусах. Неправильное схождение колес авто также ведет к чрезмерно быстрому износу покрышек и плохому управлению.

Что такое кастер?

Главной его задачей является необходимость улучшать стабильность управления. Такой параметр, как кастер принято измерять в градусах. Некорректный угол этого параметра вызывает трудности и проблематичность во вращении рулевого колеса Для измерения берется проекция оси и вертикаль поворота колеса. При этом проекция берется на вертикальную плоскость, прилегающую через ось действия тяги. Угол между вертикалью и проекцией и есть кастер.

Можно ли выполнить развал схождение самому?

Многие автовладельцы очень любят свои авто, и делают все в них сами. Но для того-чтобы сделать грамотный развал-схождения, нужно иметь специальное оборудование. Современное компьютерные стенды, где развал выполняется на основе датчиков, показания с которых, обрабатывает компьютер — стоят очень дорого. Но можно взять и оптический стенд. Сейчас их практически не используют на СТО, потому что это более затратно по времени и более сложно. Но если у Вас есть свободное время, энтузиазм и собственный гараж в котором есть электричество, то можно приобрести такой стенд, стоят они не дорого, а если найти с рук, то и вовсе копейки.

Машину уводит в сторону, хотя развал схождение колес выполнен верно

Иногда водители сталкиваются с такой проблемой после сделанного ремонта и регулировки углов. Причин у этой неисправности бывает несколько. В первую очередь необходимо проверить влияние резины. С этой целью можно поменять передние колеса между собой местами. Если увод вслед за этим изменил направление, перешел на другую сторону, то значит причина все-таки в резине. Возможно, что первоисточник неисправности кроется в покрышках задних колес. Тогда замена передних местами, вам ничего не покажет. Стоит попробовать поменять задние. Если качество резины привело к уводу автомобиля в сторону, то ее необходимо заменить и выполнить после этого регулировку углов установки колес.

Среди чаще всего влияющих причин на искривление траектории движения стоит также отметить дисбаланс колес и искривление дисков. Провести диагностику этого параметра и справиться с этой проблемой вам помогут в любом шиномонтаже.

Наряду с этим, нередко проверку сход-развала колес автомобиля выполняют только на передней оси. Это в корне неправильно. Необходимо в равной степени проверять оба моста. Если вы обнаружили, что сход-развал автомобиля выполнялся только на передней оси, то необходимо проверить обе части.

Часто причиной увода автомобиля становится целый комплекс проблем. Так например, вы можете обнаружить, что до регулировки авто не уводило, но покрышки изнашивались быстро, а расход топлива был большим. После того, как был проверен сход-развал колес автомобиля стал заметен увод. Вероятнее всего, здесь причина также кроется в резине. Ранее увод из-за нее был не заметен, так как компенсировался тем, что создавался из-за некорректно выполненного развала-схождения. После устранения этого и регулировки углов колес автомобиля увод стал ощутим.

Что делать если после регулировки развала руль стал тяжело поворачиваться?

У этой неполадки также существует несколько причин. Вероятно, что развал-схождения выполнен некорректно и нужно заново выполнить регулировку углов колес автомобиля.

Также источником проблемы может стать установка тугой рулевой тяги или же шаровых опор. Наряду с этим причина того, что руль стал тугой, может крыться в колесах автомобиля. В этом случае может оказать низкое давление в шинах или несоответствие вылета дисков рекомендациям производителя.

Сколько стоит проверка геометрии колес

Цена этой процедуры вполне доступна автовладельцам. Она, как правило не превышает 700 рублей, если нет потребности в проведении слесарных работ и дополнительной регулировке. В Москве стоимость проверки сход-развала может доходить до 2 тыс. рублей.

Узнать о том, как делать развал-схождение, мечтают многие автомобилисты, волею судьбы оказавшиеся за городом. Что делать им, если они оказались там, где нет стенда для регулировки колёсной базы и ничего о нём даже не слышали. А знаете ли вы, что буквально несколько лет назад развал проводился своими руками и являлся обыденной операцией на автомобиль. Хотя в те времена машины были попроще, но всё же.

Информация, которую обязательно нужно знать

Если вдруг вы оказались в далёком населённом пункте, где отсутствует автосервис, и произошла поломка, не отчаивайтесь. Даже если нужно будет собственноручно заменить амортизатор или , после чего провести обязательно развал-схождение , воспользовавшись этой инструкцией, можно всё проделать самому.

В первую очередь необходимо будет найти какой-нибудь гараж. Подойдёт, например, помещение бывшего совхоза, где, правда, стенда не отыскать, но линейку, хоть и стародавнюю, для регулировки угла схождения найти будет можно.

Для чего это нужно

Прежде чем провести операцию, следует знать, а зачем это нужно. Разве нельзя, не регулируя угла, доехать до ближайшего города, где в автосервисе опытные мастера за дело возьмутся? Оказывается, всё не так просто. Доехать можно, но вот каким образом? Неправильный развал приведёт к тому, что даже несколько километров езды способны привести к облысению протектора на .
Кроме этого, управлять таким автомобилем очень сложно и опасно.

Параметры, которые обязан знать каждый водитель

Что такое развал? Не каждый автомобилист, даже проехавший много километров, это знает. А между прочим, развалом колёс называют угол, находящийся поперёк плоскости вращения и вертикалью колеса. Если этот угол будет меньше нормального значения, колесо будет направлено внутрь вертикали верхней части. Если же угол будет больше, колесо будет смотреть наружу, относительно вертикали.

Что касается схождения колёс, то им называют угол, находящийся между плоскостью вращения колеса и направления движения. Измеряется такой угол в градусах или же в миллиметрах.

Поперечный и продольный угол

Кроме вышеописанных параметров, и о различных углах наклона оси.

Так, поперечным углом наклона называется величина, которая измеряется между проекцией оси поворота относительно вертикали поперечной плоскости колеса.

Напротив, продольным углом наклона оси называют величину, которая находится между вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольной плоскости. Такой угол ещё называют кастром, и он должен быть равен 6 градусам. И после проведения кастр обеспечит самовыравнивание колёс за счёт скорости.

Инструкция - как провести операцию своими руками

Для проведения операции понадобятся следующие инструменты и составляющие:

  • стандартный набор инструментов автомобилиста;
  • ровная бетонная площадка, желательно со смотровой ямой;
  • шнур-отвес;
  • линейка;

Для начала выставляем колёса в положение прямо. , стоя сбоку автомобиля и следя за колёсами. Делаем мелом отметки сверху и снизу колеса по диаметру.

Разница между величинами расстояния должна быть равной плюс/минус 3 мм.

После этого нужно будет прокатить автомобиль немного вперёд так, чтобы меловые метки повернулись на 90 градусов. Снова повторяем замер, таким же образом, как и ранее.

В видео рассказывается о том, что такое развал-схождение и как происходит регулировка:

Эта повторная процедура проводится в целях чистоты замера, ведь ни крыло, ни площадка, ни само колесо идеально ровной точкой отсчёта считаться не может.

После этого нужно будет снять колесо. А затем отпустить болты крепления кронштейна поворотного кулака и амортизатора. Поворотный кулак после этого нужно сдвинуть наружу или внутрь на то расстояние, которое мы получили в процессе замера.

После чего колесо и кронштейн ставим на место.

Проведённая процедура поможет правильно установить угол развала колеса. И даже здесь погрешности разрешаются, но они должны быть следующими:

  • на +1…+3 мм;
  • на −1…+1 мм.

Угол схождения колёс и его регулировка

Сход-развал проводят и путём регулировки схождения колёс. Для этого используют специальную телескопическую линейку. Опять же нужно работать на идеально ровной площадке и установить колёса в направлении «прямо».

Теперь уже на внутренней стороне покрышки, ближе к диску, ставим метки мелом. Устанавливаем линейку таким образом, чтобы она не касалась никаких деталей подвески, и т. п., но упиралась концами в метки. Затем линейку фиксируем. При этом «0» нужно будет сопоставить с неподвижным указателем шкалы.

Видео - как правильно делается развал-схождение:

Автомобиль прокатываем немного вперёд, и линейка смещается при этом назад, опять же не касаясь никаких деталей. Проверяем показания. Если расстояние между колёсами стало меньше, нужно укоротить рулевые тяги. Если же стало больше, рулевые тяги нужно удлинить. Длина тяг регулируется с помощью специальной муфты.

Проведённая таким образом регулировка позволит благополучно добраться до .

Когда нужно проводить регулировку угла?

Вышеописанная инструкция поможет провести самостоятельно замеры и регулировку. Но знать, когда нужно проводить такую операцию, тоже очень важно.

Клиренс

Регулировку углов развала следует проводить и после изменения клиренса с помощью проставок или других приспособлений. После того как колёса сменяются на размер больше или меньше, проводить развал не нужно, так как от этого углы не меняются. Но ставить на автомобиль колёса или диски разного размера крайне не рекомендуется!

Кроме того, развал-схождение принято делать, после того как на автомобиль и его заднюю ось было установлено тяжёлое оборудование весом 30 кг и больше. Или в случае когда был установлен груз весом 100 кг на переднюю ось, регулировка углов также должна быть проведена.

Вышеописанная инструкция поможет не только научиться делать развал своими руками, но и . Как известно, цена на такие услуги в автосервисах высокая. Хотя раз год можно провести осмотр на 3D-стенде развала-схождения, где специалисты выявят неисправности.

Чтобы автомобиль был устойчивым и легко управляемым, колёса устанавливают под определёнными углами относительно подвески и элементов кузова. Эти углы называют «сход-развал», или «развал-схождение».

Если вы обнаружили, что резина на вашем автомобиле съедается неравномерно, знайте: это первый признак неправильного схождения. Если при езде по прямой стоит лишь слегка отпустить руль, и машину уводит в сторону, выводы те же.

Углы установки колёс меняются при любом вмешательстве в ходовую часть машины. На них также влияют износ резины, давление в шинах, зазоры в ходовой части и т.д. Даже если автомобиль не попадал в аварии, и не было ремонта ходовой части, со временем углы всё равно нарушаются. Причины:

  • Углы установки колёс зависят от клиренса, который меняется с возрастом авто. Происходит это по причине просадки упругих элементов подвески: сайлентблоков, пружин и т.д.
  • Появляются и накапливаются микроскопические зазоры в шарнирных соединениях подвески. В сумме они дают заметные изменения углов установки колёс.
  • Кузов естественным образом стареет. Он испытывает постоянные изгибающие и крутящие нагрузки, постепенно изменяется геометрия и, как следствие, углы установки колёс.

Для чего нужен сход-развал?

Не нужно это объяснять тому, кто хотя бы раз в жизни прокатился на машине с отрегулированным сходом-развалом. Начинаешь очень хорошо чувствовать автомобиль и минимальные отклонения от нормы. Инженеры для того и придумали углы установки колёс, чтобы мы с вами могли чувствовать себя безопасно и комфортно на дороге.

  1. имеет отличную управляемость;
  2. обладает курсовой устойчивостью (минимальные отклонения от прямолинейного движения);
  3. маневренный;
  4. меньше склонен в экстремальных ситуациях к опрокидыванию и заносам;
  5. комфортен при движении;
  6. экономит топливо;
  7. имеет хороший накат;
  8. минимально изнашивает шины.

Машина с нарушенными углами подведёт, когда не ожидаешь. К примеру, при езде по сухому асфальту всё нормально, но вот вы попали на скользкий или мокрый участок, и автомобиль вдруг поехал совсем не туда, куда хотелось бы.

Машину то и дело приходится корректировать («ловить») на дороге. Авто становится фактором повышенного риска для пешеходов и окружающих машин. Поэтому в Европе проверка схода-развала обязательна при прохождении техосмотра.


Схождение

Сход, или схождение - угол между продольной осью авто и плоскостью вращения колеса. Он определяет правильное положение передних колёс при различных углах поворота и на разных скоростях движения. Чаще всего схождение регулируют за счёт изменения длины боковых рулевых тяг.

Признаки, что схождение отклонилось от нормы:

  • визг шин на повороте;
  • даже при небольших отклонениях - сильный износ шин;
  • увеличился расход топлива в связи с тем, что передние колёса больше сопротивляются качению.

Развал

Развал - это угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью в положении движения по прямой. Он определяет правильную позицию катящегося колеса при работе подвески.

Если верхняя часть колеса отклонена от центра, то развал положительный, если к центру - отрицательный. При нулевом развале минимально изнашиваются шины, дольше служат покрышки. Отрицательный развал делает автомобиль более устойчивым на поворотах.

Если значение сильно отклонилось от нормы, может возникнуть односторонний износ протектора, в результате чего машину будет уводить в сторону при прямолинейном движении. Разница между правым и левым развалом должна быть не больше 30° (минут).

Кастер

Кастер - это угол между вертикалью и проекцией линии, проходящей через центры шаровых опор, на плоскость, параллельную продольной оси авто.

Кастер - очень важный параметр. От него зависит выравнивание передних колёс при движении по прямой. Гонщики даже устанавливают кастор на несколько градусов выше параметров изготовителя, чтобы сделать ход автомобиля более устойчивым и повысить его стремление к прямолинейному движению.

Признаки того, что угол не соответствует норме:

  • при движении автомобиль уводит в сторону;
  • вы прикладываете к рулевому колесу разные усилия при правом и левом поворотах;
  • визг шин на поворотах;
  • протектор больше изнашивается с одной стороны.

Если разница между значениями кастера правого и левого колёс превышает 30° (минут), это приведёт к тому, что авто будет уводить в сторону колеса с меньшим углом.

Поперечный наклон оси поворота

Этот угол задаёт конструкция поворотного кулака, его нельзя отрегулировать. Поперечный наклон необходим для стабилизации передних колёс по весу.

Включённый угол

Это суммарный угол поперечного наклона оси поворота и развала.

Плечо обкатки

Это расстояние между двумя точками. Первая - место пересечения центральной плоскости вращения колеса с дорогой. Вторая - место пересечения опорной поверхности с осью поворота колеса.

На значение плеча обкатки влияют параметры колёс и конструкция подвески. Плечо обкатки отрицательное, если точка, в которой ось поворота колеса пересекает дорогу, лежит с наружной стороны от плоскости вращения колеса. Если же точка контакта с землёй, наоборот, находится с внутренней стороны, то плечо обкатки положительное.

При ненулевом плече колесо действует как рычаг, воздействуя на элементы рулевого управления и подвески. Возникший эффект необходимо нивелировать рулём.

При положительном плече, если сопротивление одного из колёс случайно повысится, руль автомобиля может повернуться в ту же сторону - нарушится курсовая устойчивость авто.

Если установить диски с нулевым или минимальным вылетом, сдвинется наружу плоскость вращения колеса. Плечо обкатки приобретёт высокие положительные значения, руль будет вырываться из рук на каждой кочке, усилие на нём увеличится, а ступичные подшипники будут сильнее изнашиваться.

Плечо стабилизации

Это расстояние между точкой контакта колеса с дорогой и точкой пересечения дорожного покрытия с осью поворота колеса на виде сбоку. Плечо стабилизации влияет на силы в рулевом управлении и курсовую устойчивость при повороте.

Смещение передней оси

Передняя ось - это линия между центрами вращения правого и левого колёс. Смещение передней оси определяет, насколько симметрично расположены передние колёса относительно оси симметрии авто.

Это очень важный параметр. Он должен быть как можно ближе к нулю! Отрицательное значение говорит о том, что правое переднее колесо расположено ближе к заднему, чем левое, при положительном - наоборот. По этому параметру диагностируют состояние передней части авто. В теории допустимо отклонение 20-30° (минут), но лучше, если оно меньше.

Угол движения

Угол направления тяги говорит о том, как повёрнут задний мост относительно оси симметрии машины. Чем ближе к нулю этот важный параметр, тем лучше. Отрицательное значение означает повёрнутость влево, положительное - вправо. При нуле мост строго перпендикулярен оси симметрии авто. Допускается величина угла до 20° (минут), но лучше меньше. Потому что даже при таком отклонении машина едет немного боком. Это незаметно с виду, но на автомобиль влияет не лучшим образом - он может плохо себя вести на скользкой дороге. Отклонения выше нормы требуют быстрого вмешательства.

Если у автомобиля правильно отрегулированы углы задних колёс, угол движения равняется нулю. Значение больше 20° (минут) может свидетельствовать о нарушенной геометрии кузова.

Когда угол осевого давления отличен от нуля, передние колёса стремятся повернуть в одном направлении с задними, пытаясь таким образом выправить траекторию движения в прямую линию. В итоге кузов будет перемещаться под углом к направлению движения.


Когда делать сход-развал?

  • После изменения клиренса. Виды работ:
    1. установка толстых резинок под пружины подвески или проставок;
    2. установка более высоких, или коротких, или усиленных пружин подвески;
    3. замена амортизаторов.
  • После ремонта ходовой части.
  • Авто начало уводить в сторону. Руль изменил положение при прямолинейном движении.
  • Машина плохо держит дорогу.
  • Руль слишком лёгкий или тугой. Автомобиль заторможенно реагирует на движения рулём.
  • При торможении машину тянет в сторону, или она норовит развернуться на скользкой дороге (при этом тормозная система в порядке).
  • После наезда на препятствия с последствиями: пробой подвески, погнутость дисков.
  • Быстро изнашиваются шины.
  • Отличаются радиусы разворота вправо и влево.
  • Руль с затруднением возвращается назад при выходе из поворота.
  • После обкатки недавно купленного подержанного автомобиля.
  • Машина проехала больше 15 000 км со времени последней регулировки схода-развала.
  • После сезонной «переобувки» автомобиля.

Самые частые вопросы после регулировки схода-развала

Почему машину ведёт в сторону при отрегулированном сходе-развале?

  • Надо проверить влияние резины. Поменяйте местами правое и левое передние колёса. Если направление увода изменится, причина в резине. Поочерёдно меняйте колёса и ищите пару, на которой автомобиль поедет ровно. Потом приведите в соответствие направление вращения колёс (должна быть стрелка на покрышке, указывающая его). Иными словами, если это необходимо, переверните шины на дисках. После этой процедуры обязательна балансировка колёс. Такая причина увода встречается в последнее время очень часто, причём даже на новой резине. Всему виной - качество производства шин. По словам изготовителей, дело в силовой неоднородности каркаса покрышки.
  • Есть скрытые повреждения ходовой части, не обнаруженные до регулировки схода-развала.
  • Кривизна колёсных дисков. Повышен дисбаланс колёс.
  • Обследовали и отрегулировали только переднюю ось. Необходимо продиагностировать также задний мост. Очень вероятно, что причина в нём (деформация, погнутости, нарушения регулировок).

До регулировки сильно изнашивалась резина, но автомобиль никуда не вело. После регулировки появился увод в сторону

Вероятнее всего, причина кроется в резине (см. выше). Машина раньше ехала ровно, так как увод из-за резины уравновешивался уводом из-за неправильного схода-развала в другую сторону. Убрали один дефект - появился увод.

Почему руль неровно стоит при движении по прямой после регулировки схода-развала?

Тому может быть несколько причин:

  • Повышен свободный ход рулевого управления - это приводит к небольшому наклону.
  • Повёрнута задняя ось. Отрегулировали сход-развал только передней оси и не учли смещения задней.
  • Существенная разница в развале задних колёс. Тем более, если одно колесо имеет отрицательный развал, а другое - положительный.
  • Значительная разница в давлении задних и передних колёс.
  • Есть скрытые повреждения ходовой части, по какой-то причине не обнаруженные перед регулировкой.

Обратите внимание: если помимо наклона руля, автомобиль одновременно уводит в сторону, значит, сперва необходимо найти причину увода и устранить её, а уж потом выставить положение руля.

Резину не ест, машину не ведёт, но руль стал «тугим» - теперь автомобиль тяжеловат в управлении

  • При ремонте установили тугие рулевые тяги или шаровые опоры, перетянут рулевой редуктор или маятниковый рычаг. Со временем всё может наладиться само собой, исключая перетяжки - их нужно отрегулировать.
  • Неверно отрегулирован сход-развал.
  • Вылет дисков не соответствует параметру, рекомендованному заводом-изготовителем.
  • В покрышках низкое давление.

Прежде чем отдать деньги за регулировку углов, убедитесь:

  • что подвеска не требует ремонта;
  • давление в шинах в норме (в иномарках оптимальное значение указано на табличке на стойке или левой двери);
  • колёсные диски не деформированы;
  • износ протектора на правом и левом колёсах примерно одинаковый;
  • нет люфта в рулевом управлении и подшипниках.