Сценарий праздника "хлеб-всему голова" в начальной школе. Сценарий внеклассного мероприятия "Хлеб - всему голова!" День хлеба сценарий проведение праздника

Тема: «Чудо земли – хлеб!»

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.

Оформление зала:

на сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Чудо земли – хлеб». В зале плакаты: « Хлеб - всей жизни голова!» « Много снега – много хлеба!». « Славится он первым на земле, славится он первым на столе».
« Каравай хлеба не свалится с неба», «Земля- матушка, а хлеб – батюшка». Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат румяные булочки, пироги, пряники, в центре – каравай хлеба на рушнике.

Оборудование: экран, видеофрагменты, музыкальный синтезатор, костюмы « героев» праздника, проектор, слайды.
Под звуки песни « Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) в зал входят участники праздника в костюмах.

(на экране демонстрируется увеличенный плакат на тему « Как пришел к тебе хлеб».)

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать праздник с чтения стихотворения: Есть пословица в народе

« Хлеб – на стол, и стол расцвел».
Ну а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?

Учитель: Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, они были намного мельче и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть.
И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – « клибанос ». Оно созвучно с нашим словом « хлеб».
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измеришь.

После вступительного слова звучит песня « Золотое зёрнышко», музыка Ю.Чичкова, слова Синявского.

Под эту песню десять девочек в костюмах (на голове зеленая косынка с желтым колоском пшеницы, белые футболки, зеленые юбочки) исполняют танец «Золотая пшеница».

1 ученик:

Рожь, рожь…
Дорога полевая
Ведет, неведома куда.
Над полем низко провисая,
Лениво стонут провода.
Рожь, рожь – до свода голубого.
Чуть видишь где – нибудь в дали
Ныряет шапка верхового,
Грузовичок плывет в пыли.

2 ученик:

Рожь уродилась.
Близки сроки.
Отяжелела и на край
Всем полем подалась к дороге,
Нависнула – хоть подпирай
Знать, колос, туго начиненный,
Четырехгранный, золотой,
Устал держать пуды, вагоны,
Составы хлеба над землей.

3 ученик :

На свете я видела хлеба
Немало.
Крестьянка его из печи
Вынимала.
И клала на стол, осеняя
Крестом.
Он отдыхал, накрытый
Холстом.
В горнице пахло сильно
Сладко.
За трапезой ели его без
Остатка:
Ни крошки, ни корки –
Ломоть до конца.


Ведущий:

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.


4 ученик:

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шёл народ в огне сражений
свободу и хлеб.
Значит, правильны слова:

Все дети :

Хлеб – всей жизни голова!


Ведущий:

Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденныйкусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 200 миллиграммов мукипервого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо зёрен, чтобы накормить народ? Зёрнышки хлеба собраны в колоски. Давайте посмотрим их.
(колоски раздаются детям).


5 ученик :

Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые струистые,
Мы зерна золотистые,
Мы – золотые зернышки,
Живем лучистым светом,
Мы ветерком провеяны
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны.
Отдельно каждый - зернышко
Маленькое, скромное,
А вместе – хлеб, как солнышко
Страны своей огромной.

6 ученик:

Каравай земли и неба
На твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.

7 ученик:

В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный
Хлебный колосок.

8 ученик :

Выйди в поле за станицу,
Дымка сизая клубится…
Слышит чуткая округа
Гул моторов день-деньской,
И бурлит земля под плугом,
Слышит чуткая округ
Гул моторов день – денской
И бурлит земля под плугом
Как высокий вал морской.
Не сама собой природа
Как высокий вал морской.
Не сама собой природа
Сколько требует ухода
Мать - земля за целый год

Хлеб на блюде подает,

9 ученик :

Степные машины
Покоя не знают.
Горячую воду
Моторы глотают.
Горячее солнце,
Нагревшийся воздух,
И ночью восходят
Горячие звёзды.

10 ученик:

Но ветер доносит
Сквозь горечь полыни,
Сквозь запах бензина
В горячей кабине,
Сквозь гул молотилок,
Сердец колыханье,
Горячее, сытное
Хлеба дыханье.

Все вместе :

Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы, люди!
Научитесь хлеб беречь!

Рассказ учителя:

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол.
- Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука. Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

11 ученик:

Военный хлеб.
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.

Слово ведущего: Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Без золота проживёшь, а без хлеба – нет».

А какие пословицы знаете вы?

(«Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска», «Хлебушко – калачу дедушка», «Хлеб да вода – молодецкая еда» « Хлеба нет – и корочки в честь», «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.», «У кого хлебушко, у того и счастье».)

Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и наконец, выпечь хлеб.

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упор
Потрудились на земле!

Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город Астана. У целинников были свои песни (звучит куплет песни на музыку Е.Родыгина, слова Н. Солохиной «Едут новоселы»)

12 ученик :

Перед этой пашнею шапку скинь сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода…
Для него, для зернышко, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину.

Учитель .

День и ночь - и в палящий зной, и в дождь - идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и в противоборстве с природой.

1 ученик :

Вот он хлебушко душистый
Хрустом, корочкой витой
Вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.

2 ученик

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто

3 ученик :

В степь весеннюю с утра
Выводили трактора
Продолжается рассказ
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы
Ветер песни им поет
Капитаны- комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед

4 ученик .

Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста - готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесто тесно, мало места,
«Ох, пустите!» шепчет тесто
Ладно, пустим, в печь давай
Нарядился каравай.

Учитель :

Хлеб! Какое привычное и всё – таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.

5 ученик :

Только хлеб сошёл в апреле
Как поля позеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой,
Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
Ешь его, расти и помни:
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.

(во время выступления на экране демонстрируются кадры, посвященные весеннему севу, уборке урожая в ООО «Буланихинское», экскурсии на механизированный ток, на пекарню)

6 ученик :

Хлеб рождается в бороздках.
Посмотри – ка на поля,
Ведь земля – земля не просто,
А кормилица – земля!
Зеленеют дружно всходы.
Присмотрись: увидишь тут
Самый главный труд народа,
Самый главный в мире труд.
Хлеб созрел.
В полях моторыПесню жатвы завели.
В степь выводят хлеборобы
Полевые корабли.

7 ученик :

Из машин рекой струится
На колхозное гумно
Наше золото – пшеница,
Золотистое зерно.
Стал ветряк уже не годен –
Староват и маловат.
Заменил его сегодня
Мукомольный комбинат.
По цехам пройдешь - порядок:
Закрома полны муки,
Зерна мелют автоматы -
Очень умные станки.
Автомат замесит тесто,
Автомат развесит тесто,
Автомат нарежет тесто
И отправит тесто в печь.

8 ученик :

Хлеб нелёгкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.

Учитель .

Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:

Бери хлеба столько, сколько съешь.
- Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.

А также помни:

Никогда не бери хлеб грязными руками.
- Не заворачивай хлеб в газету.
- Не клади хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть.

Этим правилам меня научили в детстве, я следую им всегда.

Учитель.

Я прочту вам сказку про Стобеда, а вы внимательно прослушайте.
Стобед стал послушнее, когда я его отругал. Но меня всегда сердило, как он обращался с хлебом, крошил его, надкусывал. Оставлял и бросал его на нас. Я строго настрого запретил делать ему это. «Не буду»,- пообещал Стобед.
Прошло время, и я ни разу ни видел оставленного на столе кусочка, я был доволен. Но однажды, в воскресенье утром, в дверь постучали. Это был наш сосед Иван Фомич. Это был добрый старик, и он всегда дарил детям подарки. На этот раз он тоже держал в руках, какой- то кулек. А когда он развернул кулек, то я увидел что это был не подарок, а сколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба. « Это из вашего окна выбрасывали»,- сказал он. Стобед покраснел и молча забился в угол, а мне все стало ясно. « Набедокурил, не прячься. Выйди и извинись перед Иваном Фомичем »,- сказал я. «Извиняться надо не передо мной»,- заметил он. – Вот мальчик много людей обидел, а не меня».
- Ребята, а почему так сказал Иван Фомич? Где можно взять хлеб, прежде чем его положить его на стол? Если посмотреть на поле пшеницы, то оно похоже на золотое море. Сначала его косят обмолачивают, все это делает комбайн, потом зерно везут на ток. Ребята, а что делают на току?

Викторина «Мозговой штурм»

Вопросы викторины:

  1. В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую –осенью, в зиму)
  2. Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)
  3. Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)
  4. Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
  5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара)

Учитель:

А теперь, ребята, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни
человека? Давайте помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из
Муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

9 ученик :

Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай!
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!

10 ученик :

Если мы хотим кого- то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

(ученик подносит гостям вкусный каравай хлеба на рушнике, а также приглашает всех гостей к столу).

ГКОУ «Вохомская школа-интернат»

Внеклассное мероприятие:

«Хлеб всему голова».

Подготовила: Скрябина Г.В.

Вохма 2017г.

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;

Задачи:

Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу;

Коррекция внимания, памяти и мышления, словарного запаса, развитие словесной устной речи и расширения словарного запаса.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, дать понятие о истории развития земледелия, чтение стихов, работа с пословицами, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые; практическая деятельность.

Материал:

Картинки, стихи, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье, булочки, баранки, пряники.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации к сказкам, на которых изображены старинные орудия труда.

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

Словарная работа:

Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, элеватор, амбар.

Внеклассное мероприятие

«Хлеб – всему голова».

Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб)

Что это?

Правильно, хлеб. Тема нашего разговора будет «Хлеб - всему голова». Хлеб нужен каждому человеку. Народная пословица гласит: «Хлеб - всему голова». Это значит, что хлеб –главный продукт.

Издавна славилась Россия хлебосольством. Хлеб – соль на Руси - символ гостеприимства и доброго расположения. С хлебом – солью встречают жениха с невестой, отмечают новоселья, принимают дорогих гостей.

Если мы хотим кого-то

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным, круглым караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

***

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим,

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

Каждый день каждый из нас не меньше трех раз берет в руки хлеб, с удовольствием ест его. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о нем.

«Худ обед, коли хлеба нет» - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте, и одно из главных – он никогда не приедается. (Поднять перед учениками буханку хлеба)

С чего же начинается хлеб?

Перед ребятами зерна пшеницы и ржи, рассматривают.

Так как же маленькие зернышки превращаются в буханки белого и ржаного хлеба? Давайте проследим весь путь от зернышка до каравая.

Итак, весной, как только снег сошел с полей, какая работа начинается у хлеборобов?

(Весной в поле выходит трактор и пашет землю.)

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозём.

Правильно, потом нужно землю разрыхлить бороной.

Гребнем частным борона

Расчеши земельку

Приготовим для зерна

Мягкую постельку.

И пошла по полю сеялка. Ровные бороздки проводит, зерно в них сыплет и землей их прикрывает. А как вы думаете, как раньше, когда не было тракторов и сеялок обрабатывали землю? Как сеяли?

(Пахали на лошадях, сеяли вручную.)

Готовить землю нужно быстро. пословица говорит: «Весенний день – год кормит». Чтобы был большой урожай, нужно подготовить землю и посеять зерно вовремя, иногда трактористы работают, сменяя друг друга, день и ночь.

Идет время, зерна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже все поле в золотых колосьях.

Хлебные поля сравнивают с морем. Подует ветер, и колосья качаются, как золотые волны.

Но осень приближается, стали колосья золотыми, созрела рожь и пшеница. Пришла пора, что делать?

(Убирать урожай.)

Правильно, потому что медлить нельзя: колоски могут осыпаться, зерна ржи и пшеницы упадут на землю. В старину говорили: «Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.»

Какие машины начинают работать в эту пору? (Комбайны)

А кто работает на комбайне? (Комбайнеры)

Комбайны срезают колосья, обмолачивают – отделяют зерна от колосьев и зерно насыпает в грузовик.

(Показать серп, цеп-молотило.)

(На элеватор)

Элеватор - это особое хранилище для зерна. Хранят зерно по нескольку месяцев. И не только хранят, но и сохраняют – от холода, от сырости, о вредных жучков.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас

Здесь ему тепло, удобно,

Скажет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть

И опять собраться в путь.

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

Что делают на мельнице? (Зерно размалывают в муку.)

А муку куда везут? (На пекарни, на хлебозаводы)

Кто работает на пекарне? (Пекарь)

Что делает пекарь? (Печет хлеб)

От завода – автомата

Льется теплый, хлебный запах.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит завтрак:

Все что хочешь, испечет,

Этот сказочный завод.

Так и скачут из печи:

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

Сладкие коврижки,

Маковые пышки.

Двадцать пять фасонов

Булок и батонов.

А в магазине чего только нет: продолговатые батоны и круглые караваи, коричневые буханки, похожие на кирпичики, и белые плетеные булки, обсыпанные маком, сушки, баранки, пряники, сухари. Настоящее хлебное царство!

Вот видите, ребята, какой большой и долгий путь проделало зернышко, чтобы стать хлебом.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом, тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на Земле.

Сколько хлеба вы можете съесть? Сколько захочется. И мы даже не понимаем, как может быть иначе. А вот во время В.О.в.хлеб выдавали по карточкам. Как были дороги эти карточки! Потерять их – значит остаться без хлеба на месяц! Никогда и никому не забыть блокаду Ленинграда. Когда фашисты окружили город. Они первым делом разбомбили огромные склады с продуктами. Рассчитывали на то, что ленинградцы не вынесут страшного испытания голодом, сдадутся. Но мы знаем – Ленинград не сдался, выстоял. В голоде, холоде он сражался все 900 дней. Все это время ленинградцы жили на голодном пайке.

Посмотрите, сколько получали хлеба жители Ленинграда во время блокады: рабочие – 250 грамм, служащие и дети – 125 грамм. В самые тяжелые дня этот хлеб был единственной едой на весь день.

А какой хлеб был! Не такой, как сейчас на наших столах. Муки привозили очень мало, потому в тесто добавляли отруби, жмых, древесные опилки, даже целлюлозу, из которой делают бумагу, клали в тесто. Хлеб получался сырой, глинистый, с горьким запахом. Но и такой, невкусный, почти несъедобный хлеб сохранил жизнь многим тысячам человек.

Видите, какое тяжелой время было для людей. Как они ценили и дорожили каждой крошкой этого хлеба.

И вы, ребята, должны беречь хлеб, зная, что хлеб –это нелегкий труд сотен тысяч людей. Это труд земледельца, вырастившего зерно; мукомола, превратившего зерно в муку; пекаря, изготавливающего румяные булки: это труд машиностроителя, создавшего множество машин для обработки земли, переработки зерна и выпечки хлеба.

Вот почему хлеб называют общенародным богатством.

Инсценировка «Каравай приехал к детям»

Каравай приехал к детям,

Как его ребята встретим?

Пышной коркой похрустим

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь выбирай.

Пекаря : Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.

В печь – перепёлкой,

Из печи – коростёлкой.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь выбирай.

Мельника : Он молол не чепуху,

А ломал зерно в муку.

Мельник с нами поиграй,

Кого хочешь выбирай.

Хлебопашца : Он в тенёчке не лежал,

А хлеба растил и жал.

Хлебопашец в круг вставай,

Кого хочешь выбирай.

Рабочего : Он без дела не скучал –

Хлебопашца выручал.

Он сюда пришел с дарами,

С тягачами - тракторами.

Без машины – худо,

А с машиной – чудо.

Говорит рабочий : Мы работы не стыдились,

Мы работаю гордились,

А награда - урожай.

Всех на праздник приглашай.

Все вместе : Слава урожаю в закромах!

Слава караваю на столах!

Слава, слава дружным рукам!

Слава, слава труженикам.

Пословицы о хлебе.

Много снега – много хлеба.

Хлеба нет и корочки в честь.

Каравай хлеба не свалится с неба.

Земелька черная, а белый хлеб родит.

У кого хлебушек - у того и счастье.

Земля матушка- хлеб батюшка.

Организация: МБДОУ «Детский сад № 81»

Населенный пункт: Вологодская область, город Череповец

Сценарий совместного с родителями итогового праздника в

подготовительной к школе группе:

«Хлеб – всей жизни голова!».

Составила :

Шабурина Алина

Николаевна

воспитатель

г. Череповец – 2017 г.

Цель: - уточнить и закрепить представления у детей о труде взрослых, выращивающих хлеб, показать результаты труда и его общественную значимость; привлечь внимание родителей к данной теме.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Обобщить и систематизировать имеющиеся знания у детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий
  2. Закрепить знания детей об истории хлеба и русских традициях, связанных с ним; о том, люди каких профессий участвуют в процессе его выращивания и изготовления
  3. Продолжать формировать умения у детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет картинок, отвечать на вопросы в рамках заданной темы
  4. Показать общественную значимость и результаты труда людей, занимающихся выращиванием хлеба

Развивающие задачи:

  1. Развивать творческий потенциал у детей, коммуникативные навыки
  2. Продолжитьработу по развитию связной речи, обогащению и активизации словарного запаса у детей
  3. Продолжатьразвивать психологические процессы: логическое мышление, память, творческое воображение, внимательность

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к результатам их труда

2. Способствовать улучшению родительски – детских отношений и усилению воспитательного влияния родителей на детей по данному вопросу

  1. Продолжитьработу по формированиюпатриотических чувств у детей
  2. Вызвать интерес к коллективному труду людей

Интеграция образовательных областей: познание, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное, развитие речи, физическое развитие

Оборудование и материалы:

Иллюстративный материал по данной теме, детские рисунки и плакаты, аудиозапись песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронец, репродукции картин П. Федоренко «Жатва», И. Шишкина «Рожь», презентация «От зернышка до каравая», мультимедийная установка, гербарий с культурными растениями, загадки, пословицы о хлебе, мягкий, душистый, ароматный каравай с солонкой и рушник (красивое вышитое старинное полотенце, принесенное из дома родителями группы), все необходимое для замеса теста (мука, соль, сахар, вода, дрожжи), русский народный костюм для ведущей праздника, костюм пекаря для работника столовой детского сада.

Предварительная работа:

- подбор и чтение художественной литературы по данной теме, загадывание загадок, работа с пословицами и поговорками о хлебе; просмотр видеоролика «Как растет пшеница», рассматривание иллюстративного материала и репродукций картин, поход в «Детский музей» на тематическую выставку про «Колосок и хлеба кусок»; организация выставки совместного с родителями творчества: рисунки, плакаты, поделки; дидактические игры по теме «От зернышка до каравая»; цикл бесед по теме «Хлеб – всему голова», раздача стихов детям и индивидуальных заданий для каждой семьи, раздача стихов и индивидуальная работа с чтецами, разучивание песни «Хлеб – наш батюшка»

Праздник проходит в музыкальном зале, с подключением мультимедийной установки для показа презентации. Зал украшен детскими рисунками по данной теме, на стене плакат «Берегите хлеба каждую крупицу!»

По одной стороне зала сидят родители, а по другой дети.

Ход праздника:

Ведущий праздника в народном русском костюме. Дети заходят в зал, образуя полукруг, исполняют первые два куплета песни на слова Л. Худяковой, О. Курициной «Хлеб – наш батюшка»:

  1. В русском полюшке

Да под солнышком,

Колосок растет

Да водицу пьет.

  1. Пей водичку, пей,

Пей да подрастай.

Будет пышным наш

Добрый каравай.

Хороводная коммуникативная игра «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай». Дети заводят круг со словами:

Как сегодня все на праздник (идут, взявшись за руки по кругу)

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины, (поднимают руки вверх)

Вот такой нижины, (присаживаются, взявшись за руки)

Вот такой ширины, (расходятся, делают круг шире)

Вот такой ужины. (сходятся в круг)

Каравай, каравай, (хлопки в ладошки)

Кого хочешь выбирай (мальчики подходят к девочкам, берут за руки и кружатся – родители аплодируют своим детям).

Ведущий: Дружно за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь, а также своим родителям. Проводите мальчики девочек на свои места в зале. А сейчас дадим ответное слово нашим дорогим родителям. Родители встают и исполняют вторые два куплета песни «Хлеб – наш батюшка», закликая тем самым гостью на праздник:

  1. Каравай на стол-

Сразу стол – престол,

В гости всех позовем,

Хлебушек раздаем.

  1. Хлеб – царь Батюшка,

Хозяйка Марьюшка

Хлебу славу поет,

Угощает народ.

После этих слов под песню Ольги Воронец «Хлеб –всему голова» в зал заходит работник кухни детского сада в костюме пекаря, в руках на красивом вышитом рушнике несет пышный румяный каравай с солонкой, обходит всех гостей и произносит стихи:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

«Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб – соль из рук!»

Угощает сначала детей, а потом и взрослых гостей праздника. Все участники мероприятия с удовольствием отламывают по кусочку, макают в соль и лакомятся душистым хлебным изделием, говоря слова благодарности нашему пекарю и приглашая ее занять место в зрительном зале.

Ведущий: Уважаемые гости праздника, дорогие родители и их дети. Я рада приветствовать вас сегодня на итоговом празднике «Хлеб - всей жизни голова». И сегодня никто не останется в стороне от этой серьезной темы, так как каждой семье было дано особое домашнее задание.

Хлеб – это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. И таких слов в нашей родной речи очень мало: Родина, мать, отец, отечество, хлеб…Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожалению, не всегда можно сказать о наших современниках. Об этом в своем творческом номере расскажет первая семья(..). Выходят папа с сыном. Вступительное слово отца: «По старинному русскому обычаю хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать, а если нечаянно уронишь, то подняв его, надо не только бережно обтереть, но и попросить у него прощения. Ведь немалым грехом считалось, уронив крошку хлеба и не поднять ее, еще большим грехом – растоптать ногами. Вот что однажды произошло в одной обычной семье (мини – сценка). Сын начинает играть в футбол хлебным муляжом: пинает его, подбрасывает, топчет. Увидев это, папа останавливает игру, берет за руку и обращается к ребенку со следующими словами из стихотворения:

Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб – это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали.

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

Ведущий: Спасибо семье (…). И действительно, если человек, какой бы богатый он ни был, какое бы положение в обществе не занимал. Если он неуважительно относится к хлебу и считает, что без него не обойтись, этот человек не вызывает никакого уважения. Пора и нам подумать: что для нас хлеб, любим ли мы его, бережно ли мы к нему относимся. «Хлеб – дар Божий», - говорили наши предки и считали его своим главным богатством. А с чего же все началось, откуда к нам пришел хлеб и когда, нам сейчас расскажет семья (…) (Используется иллюстративный материал «Из истории хлеба»)

Трудно представить себе, что когда – то люди обходились без хлеба. Считается, что еще в каменном веке (показ картинок – иллюстраций) люди впервые узнали первые злаки. Сначала их собирали и ели сырыми. Много времени прошло, прежде, чем хлеб пришел к человеку в виде зернистой каши (иллюстрация). Но и после этого потребовалось не одно столетие, чтобы человек начал измельчать зерна и смешивать их с водой, а затем выпекать лепешки. Понадобилось еще несколько столетий, чтобы люди начали готовить хлеб из дрожжевого теста. Первооткрывателями стали египтяне, а уже потом, через греков и римлян этот способ попал в Европу.

Ведущий: А продолжит рассказ об истории хлеба семья (…)

Основными зерновыми культурами на Руси были пшеница, рожь, просо, овес, ячмень. (Показ и рассматривание гербария с перечисленными зерновыми культурами). Интересный факт: рожь поначалу воспринимали как сорняк на пшеничных полях. Но потом землепашцы заметили: когда от непогоды погибала пшеница, рожь спасала людей от голода. К 19 веку люди в основном ели ржаной хлеб, а пшеничный (белый) ели с медом, как лакомство, но желанным и востребованным оставался ржаной.

Ведущий: Продолжение рассказа у семьи (…) Процесс выпечки был непрост, поэтому хлеб делали не часто. Пекарей – умельцев ценили и уважали. А женщина, выпекавшая хлеб, пользовалась в доме особым уважением. Если простых людей раньше называли просто Федька, Ванька, то пекарей называли полным именем. А как красиво назывались мастера печного дела: ситники, саечники, хлебники…(показ картинок с изображением старинных русских профессий). Хлебом гордились. И не случайно наш хлеб в качестве особенного лакомства отправлялся иноземными послами, а свои далекие страны. Да и сейчас очень часто иностранный гости берут с собой буханочку русского хлеба. Скажите пожалуйста, какое хлебное изделие на Руси пользовалось особой славой?

Дети: Калачи особо ценились на Руси. Их дарили гостям из-за рубежа и преподносили их на царских приемах, как изысканное угощение.

Ведущий: Пришло время немного отдохнуть. Физкультминутку нам приготовила семья (…)

Физкультминутка «В землю зернышко попало». Все присутствующие в зале выполняют движения по тексту:

В землю зернышко попало (присели)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал

И росточек подрастал (медленно встают)

К верху и теплу тянулся

И красавцем обернулся (покружились)

Ведущий: Отдохнули, всемспасибо, продолжаем наш праздник. С одной стороны, хлеб – это дар великой природы, а с другой – это великий напряженный труд множества людей. Давайте вспомним, как же хлеб к нам на стол пришел? И в этом вопросе нам поможет разобраться семья (…) (Включается презентация «От зернышка до каравая» (слайд 1) с дидактической игрой «Откуда берется хлеб» (слайд 2). Ребенок читает стихотворение:

«Нет не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно потрудились на земле».

Взрослый: Ответьте, пожалуйста на вопрос: А сколько профессий задействовано в процессе выращивания и изготовления хлеба?

Дети отвечают, а если затрудняются, то им помогают родители:

- Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. (слайд 3)

Взрослый: Мы приглашаем вас совершить интерактивное путешествие «От зернышка до каравая» (слайд 4). Ой, посмотрите на экран, а кто это такой грустный появился? (на экране герой – маленькое Зернышко – слайд 5) Зернышко потерялось, запуталось в картинках и просит у вас помощи (слайд6 ). Поможем Зернышку?

Дети: Да.

На слайде дидактическая игра «Откуда берется хлеб?». Даны картинки с нарушенной последовательностью выращивания и изготовления хлеба – мельница (мукомольный завод), всходы, пашня, сбор урожая, сев, элеватор, магазин, пекарня – с одной стороны, а с другой стороны – названия профессий – хлебороб, агроном, пекарь, тракторист, комбайнер, мельник, водитель, продавец.

Взрослый: Посмотрите внимательно на экран, подумайте, и расставьте все картинки по своим местам, помогите Зернышку навести порядок.

Работа проводится по следующему алгоритму:

Выходит ребенок с мамой или папой из другой семьи – участницы праздника и находит первую картинку «Вспаханное поле» и соответствующуюпрофессию – тракторист – соединяют (переставляют при помощи компьютерной «мышки») и объясняют свой выбор.

2 семья – «Всходы» - зерна посеяны и начинают прорастать– профессия – агроном.

3 семья – «Сбор урожая» - созревает поле с пшеницей, выходит в поле комбайн и начинает собирать урожай – комбайнер.

4 семья – «Элеватор» - зерно ссыпают в кузов грузовика и отправка на элеватор – водитель. На элеваторе зерна сушат берегут от грызунов.

5 семья – «Мельница – мукомольный завод» - пришло время смолоть зерно в муку – мельник.

6 семья – «Пекарня, хлебозавод» - муковозы везут муку на пекарню, где пекари с помощью тестомешалок превращаютв тесто и выпекают душистый румяный пшеничный, ржаной хлеб и другие хлебобулочные изделия: булочки, баранки, бублики, батоны и другое – пекари.

7 семья – «Магазин» - хлебовозки спешат доставить горячий хлеб и другие готовые изделия в магазины, супермаркеты, рынки – продавец.

Ведущий подводит итог игре, благодарит участников за проделанную работу.

Посмотрите, а Зернышко улыбается, значит все задания выполнены верно. Не пора ли нам вновь немного отдохнуть? В снова нам поможет в этом семья (…)

Взрослый и ребенок проводят для всех гимнастику для глаз:

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано:

Где окно, а где - крыльцо.

Обведу я снова круг –

Посмотрю на мир вокруг.

Ведущий: Да, пекари из теста чудеса творят, а кто из вас готов сотворить чудо прямо сейчас и здесь – замесить тесто, вылепить из него любое изделие которое мы затем выпечем в печи на нашей кухне, а поможет нам в этом присутствующий на празднике пекарь детского сада (…)? Выходит семья (…) со своим ребенком, одевают фартуки, колпаки, моют руки и в начале проводят пальчиковую гимнастику «Хлеб» для всех, присутствующих в зале:

Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)

А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги)

Пироги и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки, булочки и калачи –

Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши)

Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед, гладим животики ладошками)

Далее, из заранее заготовленных продуктов члены семьи (…) замешивают тесто, раскатывают, лепят, комментируя свою работу, и пекарь, проконтролировав процесс, уносит полуфабрикаты на кухню для выпекания.

Ведущий: Спасибо семье (…) и нашему уважаемому пекарю, мы ждем ароматных булочек, а пока продолжим.

Чтец – ребенок из семьи (…):

Что хлеб наш насущный – святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова –

Сила великая хлебушку дадена.

Хлеб, как святыня для всех был всегда,

Есть он – исполнилось счастье народное.

Не было – голод душил города,

И вымирали деревни голодные.

Нынче ж, когда у нас вдоволь его,

Полки изделием хлебным завалены,

То ли от сытости, толь от чего

Хлеб совершенно ценить перестали мы.

Мы не бедны: на столе, в закромах

Досыта хватит всем хлеба душистого;

На необъятных колхозных полях

Колос наполнит зерно золотистое.

Чтобы в России люди могли

Жить в благоденствии долгие годы,

Надо беречь хлеб – щедрость земли,

Силу Руси, дар великой природы. (Д. Леднев)

Взрослый из семьи (…):

Вернемся к тому времени, когда хлеб был особо ценен и важен для людей, его не хватало, каждый кусочек был «на вес золота».

Как вы думаете, дети, о каком времени пойдет речь?

Дети: О военном времени.

Взрослый: Верно, это время - война. Страшная, черная, голодная. Враги жгли хлебные поля. Чтобы людям выжить, варили суп из лебеды и крапивы, а хлеб пах дубовой корой и желудями. В то время ввели карточки на хлеб. Эти карточки имели не только взрослые, но и дети, и вместе со взрослыми стояли в огромных очередях за хлебом. Не думали тогда ни о сахаре, но пряниках, только о хлебе… В блокадном Ленинграде была установлена норма отпуска хлеба – 125 граммов (показ фотографии или картинки с изображением блокадного кусочка). После войны Россия крепла. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины. Хлеба становилось достаточно, но люди, познавшие голод, помнили, что никакая глыба золота не заменит крошку хлеба!

Ведущий: Хлеб для человека также бесценен, как и земля, вода, воздух. Сотни стихов и песен сложено о хлебе – батюшке. Много полотен было написано художниками на тему «Хлеб». Об этом нам расскажет семья (…)

Взрослый: Россия – это не только милые душе березки, это еще и поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы. Все это вдохновляло русских художников. Мы представляем вам репродукции 2 картин. Ваша задача назвать имена авторов и их названия, а также описать, что изобразили художники в своих произведениях. (показ первой репродукции)

Ребенок из другой семьи: Перед нами известная картина И. Шишкина «Рожь».

На картине изображены простор, раздолье, во всю ширь раскинулось поле – будущий хлеб. Дорога вьется, теряется во ржи, наш взгляд уводит далеко вдаль. Полю нет ни конца, ни края!!! Посередине возвышается несколько могучих сосен, как будто оберегают свое богатство. В этой работе художник воспевает красоту нашей Родины и прославляет труд человека. Вспаханное людьми поле вскоре даст богатый урожай и на нем закипит работа!

Ребенок из следующей семьи: Вторая репродукция картины не менее известна: П. Федоренко «Жатва». На картине изображен нежаркий день. Тусклое небо, хлебное поле уже частично убрано (сжато). Обедают жнецы: седобородый дед и дети – мальчик и две девочки. Детям всего по 8-9 лет. В снопы воткнуты серпы, которыми работали (жали хлеб) дети. Они не разговаривают и даже на улыбаются. А почему? Да, эти дети тяжелой военной поры. Им приходилось выполнять взрослую работу потому, что их старшие братья и отцы ушли на фронт защищать свою страну. Таких ребят в ту военную пору было много.

Ведущий: Спасибо семьям (…и…). Народная дума о хлебушке нашем сохранилась в народной мудрости, в народном фольклоре: в пословицах, поговорках, загадках. Об этом расскажет наша следующая семья (…)

Ребенок из семьи (…) (загадывает загадки):

  1. В землю теплую уйду,

К солнцу золотом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (зерно)

  1. Он на солнышке стоит

И усами шевелит,

Разомнешь его в ладони –

Золотым зерном набит. (колос)

  1. Я пузырюсь, я пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (тесто)

  1. Для уборки урожая

На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один (комбайн)

Взрослый из семьи (…): А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете пословицы и поговорки о хлебе. Я произнесу первую половину фразы, а вы вспомните продолжение и закончите ее. Итак, начинаем:

  1. Худ обед - .....(коли хлеба нет)
  2. Кто трудиться рад, …..(тот будет хлебом богат)
  3. Хлеб - …..(всему голова)
  4. Хлеб – батюшка, …..(а водица – матушка)
  5. Хлеб да вода - …..(мужицкая еда)
  6. Зернышко к зернышку - …..(будет мешок)
  7. Хлеба ни куска, …..(так и в горнице тоска)
  8. Сколько не думай, а…..(лучше хлеба и сам не придумаешь)

Ведущий: Спасибо семье (…) Когда вы берете в руки, дети кусочек хлеба, помните, вы прикасаетесь не просто к хлебу, а к труду многих людей: пахарей, сеятелей, пекарей и многих других. Их труд нелегок. Его нужно уважать и беречь, и пусть наши поля оснащены современной техникой, и труд человека стал намного легче в наши дни, все равно, хлеб бы и остается бесценным нашим богатством!!!

Ребенок - чтец:

Вам и расскажут, и в книгах прочтете:

Хлеб наш насущный всегда был в почете.

Низкий поклон мастерам урожаев,

Тем, кто зерно в закромах умножает,

И хлебопекам – умельцам искусным,

Всем, кто нас радует хлебушком вкусным. (А. Гришин)

В зал заходит пекарь с подносом в руках, полным испеченных булочек, слепленных своими руками во время праздника:

Дети и уважаемые взрослые, я вновь приглашаю вас поклониться и отведать ароматного хлеба, в приготовлении которого участвовали вы сами. (Все присутствующие в зале угощаются, делятся впечатлениями – под звуки песни Ольги Воронец «Хлеб – всему голова»)

Ведущий: Берегите, любите хлеб, и он всегда будет на вашем столе!

Используемая литература :

  1. А. В. Терещенко «Быт русского народа» Изд. Москва: Институт русской цивилизации - 2014
  2. Yandex . ru «Народный фольклор для детей о хлебе».

Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба.

Задачи:

  • Раскрыть значение слова “хлеб” в жизни человека;
  • Узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
  • Прививать учащимися бережное отношение к хлебу;
  • Воспитывать уважение к труду хлеборобов;
  • Развивать мышление, интеллект, смекалку, быстроту реакции.

Оборудование и оформление:

  1. Плакаты: “Хлеб – всему голова!”, “Хлеб береги, съедай меня до крошек, ведь я взращён трудом людей хороших!”, “Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!”, “Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил”.
  2. Выставка книг о хлебе.
  3. “Каравай” на рушнике, выставка хлебных изделий, испеченных родителями.

Ход праздника – игры

Ведущий: Уважаемые гости и дети прошу всех встать.

(Звучит песня о хлебе в исполнении Людмилы Зыкиной (фонограмма).)

Чтец 1.

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным, круглым караваем.

Чтец 2.

Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим, –
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Вместе: Милости просим на праздник наш, гости!

Учитель: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говорится: “Есть хлеб – есть и песня…”.

А знаете ли вы, какой нелёгкий путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в пышном, румяном и вкусном каравае?

(Демонстрация зёрен пшеницы.)

Посмотри на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце, что согревало хлебный колос, когда созревало это зёрнышко. Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент, когда оно попадет в гостеприимную татарстанскую землю.

Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка (учитель показывает зерна пшеницы ростки пшеницы, колос, муку, крупу).

Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит зёрнышко пшеницы пока попадет на наш стол в виде хлеба. А сейчас мы послушаем стихотворение о рождении хлеба.

Чтец 1.

Он не падает нам с неба
Появляется не вдруг
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук

Чтец 2.

За лесами, за лугами,
Раздается в поле гром.
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.

Чтец 3.

На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.

Чтец 4.

Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода, труд десятков рук

Чтец 5.

Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною.
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Учитель. Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былях. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе.

Вышли на ниву весной отец и сын.

“Хорош хлеб взметнулся!”– воскликнул сын, любуясь дружными всходами.

“Это не хлеб, а трава”, – поправил его отец.

Прошло время, снова вышли они в поле.

“Какой хлеб колосится!” – порадовался сын.

“Это не хлеб, а солома” – ответил умудрённый опытом отец.

Выехало семейство на жатву.

“Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!” – обрадовался сын.

“Погоди”, – прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все что стояло на корню…

И сказал понурившись отец: “Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах”.

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?
Ломоть ржаного, трудового хлеба?..
Он пахнет полем, речкой, печью, небом,
А главное – работой пахнет хлеб.
Каждое зерно омыто
Человечьей каплей пота.
Нет, не может быть забыта
Эта тяжкая работа.

Конкурс “Калейдоскоп профессий”.

Дети делятся на две команды “Колосок” и “Зёрнышко”.

Нужно назвать как можно больше профессий связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь).

Учитель. Ребята, а вы знаете, как появился хлеб?

Давайте заглянем в историческую летопись.

Летописец 1.

Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце высушило его и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь эту кашицу на костре –это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад.

Летописец 2.

Слово “ХЛЕБ” пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках “хлибаносах”. Вместе с древним хлебом появилась и профессия “пекарь”. Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. В Риме даже стоит памятник Марку Вергилию Эврикасу – пекарю и торговцу хлебом. А на основании памятника изображён весь процесс выпечки хлеба. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах, Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе – позволить купить только очень богатые люди. В Индии преступника лишали права есть хлеб, считалось, что человек без хлеба обречён на несчастье. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.

Учитель. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Тогда пора собирать наш “урожай пословиц”.

Игра “Собери урожай”.

Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.

– У кого хлеб родился, тот всегда веселится.

– Без хлеба сыт не будешь.

– У кого хлебушко, у того и счастье.

– Плох обед, коль хлеба нет.

– Хлебушко – от земли, силушка – от хлеба.

– Кто пахать не ленится, у того хлеб уродится.

– Рыбе – вода, ягодам – трава, а хлеб всему голова!

Ведущий: Наступила осень – время подведения итогов труда работников сельского хозяйства. Но всегда на первом месте называют хлеборобов. Лучшими хлеборобами в этом году в нашем районе признаны: комбайнер из ООО имени Джалиля – Ш.Фасхутдинов. В поле он трудится с 4 утра и до первой росы. С начала уборочной кампании намолотил почти 600 тонн зерна. Знаете ли вы, что ежегодно в нашей стране выпекается 300 миллионов тонн хлеба. Чтобы испечь одну булку нужно 12000 зёрнышек пшеницы. А сколько труда вложено в каждое зёрнышко хлеба! И, конечно же, первые помощники хлеборобов в их нелёгком деле – сельскохозяйственные машины. Знаете ли вы, какая техника используется во время выращивания и уборки хлеба.

Конкурс капитанов “Знаток техники”.

Необходимо назвать как можно больше сельскохозяйственных машин, используемых при выращивании и уборке пшеницы. Капитаны называют технику по очереди. Начинает проигрывающая команда.

(Трактор, сеялка, самолёт, комбайн, грузовик.)

Учитель.

Хлеб под столом,
Брошенный прямо в пыль
Кто ж это совесть свою
Выбросил как утиль?
Если б увидел его, никогда б
Не подал ему руки,
Будто не знал он
Сколько труда вложено в эти куски! ”

Ученик.

Он не падает к нам с неба
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
День и ночь шумят комбайны,
Хлеб идёт со всех сторон.

Учитель: Часто бывает, что выбрасывают недоеденные куски хлеба.

Такая малость – подумаешь! А может и в самом деле подумаем? Подсчитано, если каждый школьник выбрасывает в столовой кусочек хлеба весом в 20 грамм, то за год теряется в среднем 25 центнеров зерна, что примерно равно урожаю с гектара хлеба. У нас в школе тоже есть случаи, когда пирожки и хлеб валяются на полу или в урне. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны хлеб был для людей спасеньем.

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба 125 грамм!
В годы тягот и лишений.

В годы Великой Отечественной Войны г. Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб выпекаемый на единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.

– ”125 граммов – блокадный хлеб – это с трудом можно назвать хлебом – в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава – лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу.

Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.

Новый мир мужал и креп.
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
“Хлеб всей жизни голова!”

(Фонограмма песни “Ты запомни сынок золотые слова: “ Хлеб всему голова!”)

Ученик: давайте вспомним стихотворение С. Михалкова “Булка”.

1-й ученик:

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ее гол.

2-й ученик:

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.

3-й ученик:

Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.

4-й ученик:

Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.

1-й ученик:

Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.

2-й ученик:

И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

Внучка:

Говорила бабушка, мама говорила:
Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила!
Но мальчишки в школе с этим не считаются
И в столовой корками хлебными бросаются.
А я хлеба корку никогда не брошу,
Потому что хлеб наш вкусный и хороший.
Потому что много стоило труда,
Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!

Учитель: Ребята, давайте вместе с вами составим “Правила бережного обращения с хлебом”. Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.

Помните, ребята, такие правила:

– Бери хлеба столько, сколько съешь.

– Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

– Нельзя играть с хлебом.

– Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

Учитель. Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки. Наш завершающий конкурс “Отгадай-ка!”

(Команды загадывают друг другу загадки каждый правильный ответ– очко, если команда не угадала – очко идёт соперникам.)

2-й ученик:

Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. (Колос.)

3-й ученик:

Он идет – волну сечет
Из трубы зерно течет. (Комбайн.)

4-й ученик:

Кто там в поле, угадай,
Режет черный каравай? (Плуг.)

5-й ученик:

Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит. (Трактор.)

1-й ученик:

Замок с башнями до неба
Сохранит все море хлеба. (Элеватор.)

2-й ученик:

Был он зернышком давно –
Смотрит солнышком в окно. (Каравай.)

1-й ученик:

Железный нос в землю врос,
Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг.)

2-й ученик:

Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я всё терплю,
И всем добром плачу. (Земля.)

Учитель: Ну что ж, пора подвести итоги нашего сегодняшнего состязания.

(Подсчитываются очки заработанные в конкурсах.)

Каравай земли и неба на твоём столе –
Ничего сильнее хлеба нету на земле.
В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
И растёт под небом светлым, строен и высок,
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

Милости просим, дорогие гости к нашему столу, да к хлебному пиру!

Список использованной литературы.

  1. Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева, С.А. Шин “Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры”.
  2. М.Ю.Женило “Сценарии праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 4 классов”.
  3. Н.И.Пахмутова, Л.Н. Домрачёва “Ознакомление с окружающим миром”.
  4. В.Дацкевич “От зерна до каравая”.

Цель : Формирование бережного отношения к хлебу.

Задачи:

1. Углублять знания учащихся о хлебе.

2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.

3. Развивать логическое мышление.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом.

6. Развивать воображение.

Оформление зала : На столе - каравай на рушнике или тарелка с нарезанным ломтями хлебом, на доске — связки баранок, рисунки с изображением хлеба. Если есть возможность, можно поставить в вазу колоски пшеницы.

Действующие лица

4 ребенка.

Элементы костюмов

Пекарь — колпак, белый халат, корзина с хлебобулочными изделиями.

Дети — одеты в обычную школьную одежду.

Реквизит

- «Булочки» из пенопласта или поролона.

Несколько стаканов компота.

Рисунки, схематически изображающие этапы выпечки хлеба.

Соленое тесто.

Праздник начинается со сценки. Звенит звонок.

1-й ребенок : Перемена! Скорее в столовую!

Три или четыре человека рассаживаются за стол, стоящий на сцене. На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.

2-й ребенок : Хватит! Нужно хлеб любить!

3-й ребенок : С хлебом не смешно шалить!

4-й ребенок (тот, кто баловался): Мне забавно одному!

1-й ребенок: Это (показывает на булочку) голова всему!!! Дети разбегаются.

Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота»):

Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет как нет...

Хлебозавода мы работники,

Вам из пекарни шлем привет!!!

Пекарь : Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. А сценку вы хорошую показали. Часто дети балуются с хлебом! Часто! Но вы-то не такие?

Дети : Нет!

Пекарь : Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?

Дети: Выпекает хлеб!

Пекарь : Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.

Игра «Откуда берётся хлеб»

Детям показывают рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.

За верную последовательность ребёнок награждается сушкой.

Пекарь: Молодцы, ребята!!! Ох, много у нас на хлебозаводе работы. Сначала машины привозят муку и она хранится у нас в подвалах. Потом ее просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста что только не выпекают — его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички — настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю.

Читает стихотворение «О хлебе»:

У крестьян торжественные лица,

Поле все зарей освещено.

В землю за колхозного станицей

Хлебное положено зерно.

Спит оно в кубанской колыбели.

Как отец, склонился над зерном

В куртке, перешитой из шинели,

Бледный от волненья агроном.

Пусть же нива буйно колосится.

Будут этой осенью полны

Нашей рожью, нашею пшеницей

Все зернохранилища страны.

Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жара...

За время посевной хлеборобы сталкиваются со множеством трудностей — это и засуха, и палящее солнце. Вот какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе!

А вы хлеб любите?

Дети: ДА!!!

Поют песню на мотив «Песенки про лето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким...

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Ничего вкуснее нет!!!

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки...

Пекарь : Да, прямо гимн хлебу получился!!! Я доволен!!! Только вот о пирожках забыли... Но я вам сейчас напомню. А то сушки, ватрушки...

Игра «Мама пироги печёт»

Читается стихотворение, которое сопровождается соответствующими действиями.

Вот так бабушка прядет,

Мама так пирог печет,

Так цыплят зовет сестра,

Я на липу влез с утра.

Колет дед вот так дрова,

Я несу их вглубь двора.

Так отец рубанком — струг,

Все умею я, мой друг!

Пекарь : Какие вы молодцы! Все успеваете!

А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. А вы можете рассказать мне какие-нибудь приметы, связанные с хлебом?

Дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе, которые они подготовили заранее.

Без ножа хлеба не отрежешь.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Без соли хлеб не еда.

Без соли, без хлеба — половина обеда.

Без хлеба куска везде тоска.

Без хлеба святого все приестся.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Всяк на себя свой хлеб добывает.

Горька работа, да хлеб сладок.

Жнут порою, а жуют зимою.

За краюшкой погонишься — каравай потеряешь.

Пекарь : Раз уж речь зашла о караваях, я вам предлагаю самим попробовать изготовить каравай.

«Конкурс караваев»

Пекарь достает соленое тесто.

Сделать его очень просто: 1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5 столовых ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды, немного крахмала. Для цвета в тесто можно добавить гуашь.

Дети берут по маленькому кусочку и в течение 10- 15 минут лепят маленькие «каравайчики». Затем Пекарь устраивает выставку караваев.

Наградить желательно всех «пекарей».

Пекарь: Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам на завод брать — такие у всех караваи чудные! А пока караваи «пекутся» — сохнут, я предлагаю вам сыграть в игру опять же о пирожках.

Игра «Жок-жок-жок — это пирожок»

Пекарь читает стихотворение, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.

Жок-жок-жок — это (пирожок).

Шки-шки-шки — мама жарит (пирожки).

Шки-шки-шки — мы любим (пирожки).

Жок-жок-жок — кушай, Женя, (пирожок).

Ач-ач-ач — вот (калач).

Чи-чи-чи — пекутся в печке (калачи).

Чи-чи-чи— мы любим (калачи).

Чи-чи-чи — на праздник будут (калачи).

Пекарь : Многие поэты славят в своих стихах хлеб. А вы знаете стихи о хлебе?

Дети читают по очереди строчки из стихотворения:

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Пекарь: Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А загадки отгадаете на «хлебную» тему?

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Птица Юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени... (Мука)

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены. (Зерно)

Все загадки отгадали!!! Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несведенные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Хлеб нужно беречь!

Дети по очереди читают строчки стихотворения:

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

Пекарь: Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Читая стихотворение, Пекарь раздает детям булочки своей корзины.

Пекарь уходит. Звучит любая песня о хлебе.