Вера как зависимость. Религиозный фанатизм - угроза обществу и отдельной личности. Что такое фанатизм и почему он опасен Психология фанатизма

ФАНАТИЗМ (от лат. fanum - жертвенник) - непоколебимая и отвергающая
альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям, которая
находит выражение в его деятельности и общении. Ф. сопряжен с
готовностью к жертвам; преданность идее сочетается с нетерпимостью к
инакомыслящим, пренебрежением к этическим нормативам, препятствующим
достижению общей цели. Ф. - феномен групповой психологии. Для
фанатиков, которые находят поддержку во взаимном признании, характерна
повышенная эмоциональность, некритическое отношение к любой информации,
подтверждающей их взгляды, неприятие критики, даже доброжелательной. Ф.
нередко носит идеологическую (в том числе религиозную) окраску.

С термином все ясно, надеюсь... Только хочу рассказать немного о явлении как таковом. Не буду вдаваться в науку, а просто попытаюсь разложить по полочкам. Для начала позволю себе еще раз привести одну из моих любимых цитат:

"Принято считать, что в равном споре обычно побеждает тот, кто умнее. Бред собачий!.. Во-первых, глупый всегда уверен в собственной правоте, в то время как умный вечно в ней сомневается. Кроме того, умный понимает доводы противника, а глупый - нет, хоть расколись... А если вдобавок вспомнить, что дуракам еще и везет, то кто же, спрашивается, из них двоих должен выйти победителем?" (С) Евгений Лукин.

Фанатик в споре гораздо хуже дурака. По той простой причине, что все, несоответствующее его убеждениям он не просто не принимает, а воспринимает как нападение на него лично. Правда, к сожалению, фанатов-одиночек не бывает. Фанатизм - это толпа, слепо идущая за лидером. Лидер, кстати, чаще всего не верит в то, что говорит толпе фанатов. Нет, бывают такие, конечно, но такую толпу очень быстро уничтожают окружающие, потому как белых ворон ни одно общество не приемлет... Чаще лидер - прагматик, который умеет анализировать обстановку и направить фанатиков в нужном для себя направлении (чем, кстати, веками пользуются многие церкви).
Вопрос к размышлению: почему и государства, и церкви внутри себя нормально относятся к разным конфессиям, но не приемлют секты?
Ответ прост: большинство сект организовываются на основе фанатизма, а государство и церковь оставляют эту прерогативу за собой.
Создать толпу фанатов абсолютно несложно (рецептов приводить не буду, правда, так что - поверьте на слово), не намного сложнее первое время управлять этой толпой. Затем, чаще всего, идет смена лидера на прагматика и толпа фанатов устраивает "зрелища" на потеху всем, кроме участников.
А самое плохое в фанатизме то, что он заразен более, чем психические болезни... Да, да - психические болезни заразны. Только для этого требуется много времени и соответствующие условия. Могу даже привести всем известные примеры: когда в компании зевает один человек - в течение минуты зевнут практически все, многие - не по разу... Второй пример - пример индукции толпы: гол на стадионе - орут все. Даже если человек не совсем болельщик, он "заражается" общим настроением. Сперва он может и не высказывать бурных чувств, но с каждым разом ему становится все тяжелее сдерживаться. А если толпу направляет точными фразами лидер, то появляются фанаты. Готовые на все.
Фанатики опасны прежде всего тем, что с ними бесполезен диалог. Если фанат получил установку на какое-либо действие, то остановить его можно только физическими методами, при чем - только со значительно превосходящей силой. И хуже всего, когда фанатики собираются в одну монолитную толпу - тогда выплескивается наружу бездумная ярость и готовность сокрушать все на своем пути.
Вообще это явление - атавизм и одно из доказательств того, что человек - зверь, при чем зверь самый опасный из существующих. У животных тоже подобное наблюдается - это защитные механизмы для выживания вида. Но человек не живет в животных ритмах, он подчиняется законам группы, которую считает для себя доминирующей. Именно поэтому многие сектанты бросают свои семьи - влияние семьи как группы на них ослабевает и они переходят в подчинение более сильному вожаку. Который, кстати, далеко не всегда подчиняется своим же законам - они для него только способ управления толпой фанатов.
Я даже чуть подскажу как управлять толпой: главное заставить всех постоянно и одновременно (по расписанию) выполнять какие-нибудь, желательно - глупые (под "умным" соусом) действия.


Увлечение какой-либо деятельностью, достигающей крайней степени выраженности с формированием культа и создания идолов с полным подчинением человека и «растворением» индивидуальности, носит название фанатизма . Чаще фанатичное отношение формируется в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм). В общую характеристику фанатизма входит выработка человеком стереотипа подчинения собственных интересов и устремлений интересам конфессии, команды, музыкального коллектива, сосредоточение внимания и сил на поддержке идола и оказания всемерной и активной помощи, миссионерская деятельность. В рамках девиантного поведения в виде фанатизма человек начинает действовать по психологическим законам группы и ведомого человека, он не способен критично отнестись к высказываниям кумира, идола и осознать отклонения в собственном поведении, которые могут заключаться в отрыве или уходе из семьи, игнорировании работы и пр.

Особое место в связи со значимостью последствий занимает религиозный фанатизм . Разрушение семей, разрыв родственных и дружеских связей, резкая и кардинальная смена стереотипа жизни человека ставят эту проблему на одно из первых мест по значимости. Характерной особенностью религиозной веры является признание существования сверхъестественного, под которым понимается нечто, не подчиняющееся законам окружающего мира, лежащее «по ту сторону» чувственно воспринимаемых объектов. Особую роль играет феномен «избранности», формирующий, с одной стороны, чувство идентификации с группой единомышленников, «посвященных в тайну»; с другой – укрепляющий чувство превосходства над другими (непосвященными) людьми.

Наиболее благоприятной почвой для возникновения отклоняющегося поведения считается сектантство. Последователи христианства считают, что секта – это «организованное общество людей, разномыслящих с... церковью, не согласных друг с другом в религиозном отношении» (Б.А. Любовик). Не существует однозначной трактовки понятия «секта», поскольку межконфессиональное противостояние носит принципиальный характер. По мнению представителей «больших» (старых, склонных к монополизации веры) религий, отличительная черта секты заключается в том, что она в своих воззрениях отличается от главенствующей, не является официальной и широко распространенной в конкретной стране религией. Подобную точку зрения нельзя признать обоснованной. Можно согласиться с тем, что тоталитарные религиозные секты применяют в своей практике жесткие психологические методы воздействия, что выражается в формировании у человека состояния повышенной внушаемости за счет физического и психического истощения, социальной депривации, использования трансовых состояний и т.д. В нетрадиционных религиях, как правило, большую роль играет эмоционально-психологическая сторона, оттесняющая на задний план вероучение. Это выражается в провозглашении приоритета религиозного переживания. Спонтанные проявления религиозных чувств, особенно состояния транса, экстаза, интерпретируются как «просветление», приобщение к божественной реальности, к которым и стремятся адепты религиозной группы (А.Ю. Егорцев). Характерными особенностями воздействия тоталитарных сект на личность считаются (А.Ю. Егорцев): установление жесткого контроля над волей, сознанием и чувствами членов секты; формирование психологической зависимости от лидера и организации.

По мнению В.В. Павлюка, религиозная секта воспитывает у своих членов «реакцию избегания», вследствие которой верующий непроизвольно, как бы автоматически, избегает тех действий, которые не одобряются группой. Привитая в ходе общения и воспитания в религиозной группе такая эмоциональная реакция блокирует возможность отступления от принятых в группе норм.

В рамках религиозной секты формирование религиозного фанатизма существенно облегчается, поскольку лидером и самой общиной с помощью длительных и интенсивных психологических воздействий формируется готовность не сомневаться в правильности или неправильности поведения, снимается ответственность за него и как следствие – волевой контроль собственной деятельности. Человек начинает действовать в соответствии с поведенческим шаблоном, навязанным группой.

Р.Дж. Лифтон выделяет восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению сознания человека в религиозной группе:

Контроль среды – жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется;

Мистическое манипулирование – использование запланированной или подстроенной ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам;

Требование чистоты – четкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой»;

Культ исповеди – требование непрерывных интимных признаний для уничтожения «границ личности» и поддержания чувства вины;

- «святая наука» – объявление своей догмы абсолютной истиной;

Культовый язык – создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления;

Доктрина выше личности – доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт;

Разделение существования – члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные – нет, то есть «цель оправдывает любые средства».

По мнению Е.Н. Волкова, личность в культе переживает и проживает не свой индивидуальный, а групповой «опыт», отсюда – сильная зависимость от групповых процессов. Ответственность за принятие решений переносится с конкретной личности на группу, поэтому самые нелепые и странные решения воспринимаются и выполняются рядовыми членами как должное. В процессе приобщения человека к групповым нормам тоталитарной секты происходит формирование феномена «удвоения» личности (Р. Лифтон), сутью которого является разделение «Я» индивида на две независимо функционирующие системы. При этом люди не испытывают чувства эмоционального дискомфорта или неустойчивости. Они не склонны к критическому осмыслению собственного положения и способны совершать какие-либо поступки при ослабленном волевом контроле.

Исследования Р. Лифтона привели к пониманию того факта, что практически каждая личность в условиях массированного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями способна к формированию девиантного поведения в виде религиозного фанатизма. Предрасполагающими к этому факторами могут стать низкая коммуникативная толерантность, семейные традиции магического и мистического мышления, некоторые характерологические и личностные особенности.

Под влиянием психологических воздействий тоталитарной секты у человека со сформировавшимся девиантным поведением, в первую очередь, происходит изменение всех четырех формальных признаков сознания (по К. Ясперсу). У него нарушается: чувство деятельности – осознание себя в качестве активного существа; осознание собственного единства: в каждый данный момент я сознаю, что я един; осознание собственной идентичности: я остаюсь тем, кем был всегда; осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от всего, что не является «Я».

Многообразие психических феноменов, возникающих в результате пребывания человека под культовым контролем и кардинально изменяющих его поведение в сторону аномалий и девиаций, можно сгруппировать в следующие блоки.

1. Блок изменения сознания и самосознания (нарушение самосознания и идентичности личности).

2. Блок аффективных феноменов-расстройств : депрессия, панические атаки, навязчивые воспоминания и сны и т.д.

3. Блок инверсии двигательно-волевой сферы (снижение волевой активности (апатия), способности контролировать свою деятельность, утрата спонтанности и естественности).

4. Блок патологической зависимости (формирование психологической зависимости от религиозной группы, утрата способности быть ответственным за что-либо и автономным в принятии решений).

5. Блок регресса личности (остановка интеллектуального, когнитивного, эмоционального, нравственного развития, сопровождающаяся развитием психического инфантилизма).

6. Блок перцептивных феноменов (иллюзии, галлюцинации, нарушения схемы тела, восприятия времени).

7. Блок мыслительных аномалий (использование т.н. аффективной логики, утрата критичности, склонность к образованию сверхценных и бредовых идей).

8. Блок коммуникативных девиаций (замкнутость, отчужденность, аутизация, неспособность устанавливать доверительные отношения, утрата эмпатичности и навыков социального общения).

Мотивы отрыва человека от реальности и ухода в группу (религиозных, спортивных или музыкальных фанатов), подчинения себя идее и лидеру могут быть различными. Одним из мотивов могут стать психологические проблемы, с которыми индивид не способен справиться самостоятельно, или считает, что не способен. Его уход в группу фанатиков обусловлен снятием с себя ответственности за принятие решений по многим жизненным проблемам, желанием стать ведомым, искоренить в себе сомнения и неуверенность. Другим мотивом фанатичного поведения в группе может быть стремление уйти от однообразной, не вызывающей радости и эмоционального отклика реальности. Кумир, идол, идея, ритуал, причастность к какой-либо тайне или социальной группе, обретение новых переживай становятся своеобразными аддиктами.



Интересная статья о фанатизме во всех его проявлениях с юмором и интересными умозаключениями из серии занимательной психологии.
Особенное внимание уделено "шопоголикам", есть информация о "повышеной любви" к занудству, спорту, компьютеру!

Часто ли тебя раздражало, когда сосед, имеющий не очень отменный голос, круглосуточно, в прямом смысле слова разминает свои голосовые связки? Могу угадать ответ. Конечно же, да. И это не потому что ты холерик, а просто потому что ты живой человек. А твой чудный сосед, просто фанатик.
Что такое фанатизм и как с ним бороться?

Всякого рода фанатизм представляет собой психологическую зависимость от чего-либо. Но еще, пока, без потери здравого смысла. Причем, фанатизм обычно не приносит значительного ущерба окружающим. Ведь человек обычно «фанатеет» на почве собственных умозаключений и приоритетов.
Вообще увлечения чем- либо можно разделить на определённые этапы:

  • Этап симпатии. Человеку приятно заниматься тем, что нравиться;
  • Любительский этап или так называемое хобби. Занятие занимает существенную часть жизни;
  • Цельно- фанатический. Не доходит до стадии фанатизма, ведь обычно прекращается после достижения цели;
  • Стадия укоренённого фанатизма (выходит за рамки нормы).
  • Отдельным этапом является возрастной фанатизм, когда чрезмерное увлечение проходит с возрастом.

А теперь давайте попробуем рассмотреть фанатиков по определённым типам . Может, в каком- то из них ты узнаешь себя, любимого или своего друга.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТИП ФАНАТИКОВ (дальше АТФ)

Особые приметы:

Девушки: отсутствие макияжа, неинтересная прическа, собранная в хвостик (наверняка они не знают об утюжке для волос); бабушкин кардиган, в лучшем случае купленный на распродаже; не исключается сочетание кроссовок с классическим блузоном.
Мужчины: неспортивное телосложение; рубашка, заправленная в брюки, джинсы, шорты, независимо от случая.
И в обоих случаях: куча книжек и разных бумажек и никаких глянцевых журналов.
И все это не, потому что у аналитических фанатиков полное отсутствие вкуса, а потому что “shopping” это лишняя трата времени, а вручение Нобелевской премии уже «не за горами».
Зато на роботе АТФ незаменимы, ведь робота всегда сделана вовремя и уж слишком фанатически качественно (Джон Неш,«Игры разума»).

Хорошая новость:

  • Если твой друг аналитический фанатик, тебе повезло. Ведь ты точно будешь уверена насколько вероятно попасть в какую-то неловкую ситуацию. Например насколько возможно что твой парень, после работы, зайдет именно в тот бутик, где ты так сладко улыбаешься, покупая новое болеро, юбку, топ, ну и еще пару кофточек. Ведь кто виноват, что твой любимый забыл свою кредитку на журнальном столике;
  • Если же тебе станет интересно долго ли до летнего солнцестояния на Юпитере, что такое дисперсия и сколько людей ежегодно умирает от лептоспироза иктерогеморратического, не бойся, можешь звонить даже в три часа ночи – получишь точный ответ. Жалоб же за свое нахальство не услышишь, ведь человеку так приятно, что ты поинтересовалась именно у него, а не элементарно посмотрела в Интернете.

Плохая новость:

  • Перед тем как задать вопрос АТФ, подумай. Потом очень долго будешь умолять о молчании;
  • Ты не сможешь поплакаться в жилетку аналитическому фанатику, ведь сразу получишь план выхода из ситуации расписаний ежесекундно. А иногда так хочется, чтобы просто выслушали и пожалели.

ЛЕЧЕНИЕ - не лечится. Попробуй просто почаще вытаскивать друга на крышу дома покушать мороженого. Ведь столько прелестей вокруг кроме книжек и рутинной роботы.

Особые приметы:

И мужчины и женщины выглядят одинаково – волосы моются все реже, появляются страшные синяки под глазами не говоря уже у смене гардероба. У девушек обычно еще и полное отсутствие маникюра (что там уже о педикюре говорить). А ведь до всасывания в компьютерную сеть все они выглядели очень даже ничего.

Плюс , обрати внимание, не жалуются ли люди, которых ты подозреваешь в СФ на постоянную бессонницу, увеличении месячной оплати за свет и постоянные проблемы на роботе.
Особенность сетевой зависимости еще в том, что ней может «заболеть» как подросток, так и довольно взрослый человек. Обрати внимание, если ты пропадаешь в контактах, «одноклассниках» или он - лайн играх больше 6 часов в сутки, может и ты становишься СФ.

Хорошая новость - никаких.

Плохая новость:

  • Кроме того, что тебе может стать неловко если ты все-таки сумеешь вытащить друга прогуляться, есть еще и угроза здоровью друга, как физическому, так и психологическому.

ЛЕЧЕНИЕ - лечится.

Шаг 1 - Попроси друга, переночевать, обосновавши все ремонтом в квартире.
Шаг 2 - Уложи спать (методов много). Если не хочешь материальной ответственности, даже не думай выбрасывать компьютер с окна, останется уж очень много следов твоего преступления.

Шаг 3 - Побалуй так любимый ПК пару-тройкой десятка вирусов (если это не “Apple”).
Если не поможет, можешь вылить бокал спиртного на клавиатуру. В крайнем случае перерезай провода.
Процедуру нужно повторять 1 раз в 2 месяца, по мере необходимости. То, что друг будет занят ремонтом компьютера гарантировано.

ШОПОГОЛИКИ

Об этом типе фанатиков ты уже наверняка слышала очень много и нового ничего не узнаешь. Но если ты идешь в магазин за хлопьями и молоком, а возвращаешься с 19 парой босоножек на танкетке, то нет, ты увы не коллекционер, ты фанатик. Задумайся. И не забывай, на протяжении 14 дней вещь можно вернуть, при наличии чека и паспорта. А по дороге домой приобрести 20 пару джинсов.

Хорошая новость:

  • Если твоя подруга шопоголик, всегда будет у кого взять сумочку на важное свидание.
  • Ты всегда будешь в курсе где и что продается, не говоря уже о распродажах.

Плохая новость:

  • В квартире шопоголиков всегда мало места и куча ненужных вещичек. Они живут по принципу – « все в дом»;
  • Не купленный шопоголиком паяльник, в магазине техники, приводит в депрессию. Ведь как можно обойтись без такой нужнейшей вещи дома;
  • Шопоголики «не доживают» до второй зарплаты;
  • Разговоров и занятий, кроме как о походах по магазинах не бывает (даже в рабочее время).

ЛЕЧЕНИЕ – лечится частично.

Учи друга экономить. Предложи собрать ненужные вещи, и те которые уже не носятся в отдельный ящик и отвести в какой то детский дом. Если твой друг любит детей – может сработать.
Почаще ходите вместе в театры, музеи, выставки танков, машин, котов, и т.п., но только не по магазинам. Со временем появится чувство меры.

СПОРТИВНЫЙ ФАНАТИЗМ

Помнишь, как многие школьники носили футболки с номерами известных футболистов, собирали плакаты, наклейки и не пропускали ни одного футбольного матча? Спортивный фанатизм проходит с возрастом, но не всегда. И в более взрослом возрасте он может остаться и прогрессировать.
Но если твой друг не признает никаких торговых марок кроме ADIDAS, NIKE и PUMA; смотрит финал UЕFA, как-будто в ожидании экстаза; занимается в спортзале 4 раза в неделю и каждые 4 года ездит на Олимпийские Игры, это еще не фанатизм, это здоровое увлечение спортом.

Хорошие новости:

  • Подумай, может и тебе будет приятно сходить на какую нибудь игру для общего развития;
  • Спорт – это всегда хорошо, здоровье обеспечено.

Плохие новости:

  • Тебя «заставят» включить в список любимых магазинов и спортивные бренды;
  • Перекачанные парни интересны только до определенного момента, дальше – никакого ума и сообразительности, только куча мышц;
  • Фанаты спорта не всегда сами им особо занимаются.

ЛЕЧЕНИЕ – может и лечить не надо.

Чтобы узнать, является ли твой любимый спортивным фанатиком, можешь заявить: «Я или футбол». Если услышишь утверждение типа «Глупенькая, конечно же ты», можешь смело разрешать любимому футбольные слабости.

Что касается звездного фанатизма , его можно поделить на две категории:
- тех, у кого завышенная самооценка (типа, «нет звезды меня звезде»);
- и тех, кто всегда и во всем подражает звездам.

Эгоцентризм не лечится, а интерес к кумиру пропадает когда тот совершает какую нибудь оплошность.

Маниакальный фанатизм – это уже психологическая болезнь, которую нужно отличать от фанатизма и ограничивать в свободе. (Желательно на пожизненное заключение).

Спорным остается вопрос можно ли назвать мужчин фанатиками по отношению к прекрасному полу ? Ведь это естественно. Хотя боль от предательства, по – настоящему любимого человека остается открытой раной на всю жизнь.

Повышенный интерес и физическая зависимость девушек же к мужчинам это уже нимфомания . Обидно.

И это ещё далеко не весь список. Если задуматься, каждый второй глубоко в душе фанатик. Но если твой парень или муж постоянно готовит, моет посуду, пылесосит, забрасывает и вывешивает вещи из стиральной машины (твои в том числе, да еще и так как надо); уступает финал кубка UEFA в пользу FASHION TV, значит… нет, не обязательно он фанатик домашнего хозяйства .

Может он просто очень любит тебя? Хотя и первый вариант тоже не исключается.
У каждого свои «тараканы в голове» и жизненные умозаключения.

Сколько людей, столько и мнений. Может и лечить фанатизм не надо? Каждому свое.

Должно быть, каждый из нас в жизни сталкивался с проявлениями религиозного фанатизма. По крайней мере, уж точно хорошо знает о нем из новостей или истории. Мы же поговорим о том, существует ли такого рода фанатизм в православии. Как он проявляется и к чему приводит?

Что такое фанатизм на религиозной почве?

Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» — значит, человек, который «не ведает, что творит», не отдает себе отчета, больной.

Чем же отличается фанатизм на религиозной почве? Во-первых, чрезмерной приверженностью какой-то одной идее, часто искаженной. Во-вторых, отсутствием самокритики, нежеланием посмотреть на себя со стороны, самоуверенностью. И в-третьих, неприятием других взглядов, вплоть до жесткой агрессии.

Религиозный фанатизм как форма нетерпимости к другим отрицает саму религию, к которой он якобы относится. Он является большой разрушительной силой, патологией. Православие, например, четко учит, что мы должны ненавидеть грех, но любить грешника. Фанатик же все искажает и, движимый ревностью не по разуму, все переносит на конкретную личность. Здесь уместно будет вспомнить слова Феофана Затворника:

Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога

Стоит, однако же, оговориться, что нецерковные люди под этим понятием подразумевают нечто совсем иное. Верующими фанатиками они считают всех, кто ходит в церковь чаще, чем на Пасху и Крещение. На это, конечно же, не стоит обращать внимания.

В чем он проявляется?

Религиозная нетерпимость проявляется, в первую очередь, в том, что одержимый ею человек, будучи уверен только в своей правоте, не способен слышать других. Свою агрессию он, как правило, выливает на конкретных «ошибающихся» людей. В настоящем православии, мы знаем, все обстоит не так. Хотя мы и убеждены, что наша вера — единственная истинная, но больше всего Господь учит нас уважать чужую свободу.

Вот почему чаще всего конфликты на религиозной почве разжигают различные секты, каждая из которых любой ценой отстаивает свою правоту. Исламский экстремизм точно так же «духовно» питается от различных исламских сект. В истории нашей Церкви тоже были такие загадочные объединения религиозных фанатиков, как, например, хлысты и скопцы , придумавшие свое новое, абсолютно чуждое православию вероучение.

Самым же масштабным и трагичным проявлением такого религиозного фанатизма стали старообрядцы . Они ухватились за букву, догмат вероучения и забыли про дух. Сейчас таких приверженцев одного обряда мы называем обрядоверами. Тогда же люди даже сами сжигали себя заживо, не желая отступить от староотеческой формы исповедания своей веры. Скольких человеческих жертв это стоило, мы знаем.

Массовые убийства и самоубийства — это крайние, конечно, проявления псевдодуховного фанатизма. В нашей повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с другими его проявлениями. Например, когда кто-то исступленно начинает навязывать свою веру или же бросается кого-то «спасать», когда сам «погибающий» о том не просит. Все это является тоже ненормальной формой проявления своей религиозности.

Ревность не по разуму

В православии для обозначения религиозного фанатизма употребляется еще другое название: «ревность не по рассуждению». Выражение взято из «Послания к Римлянам святого апостола Павла»: Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2). Уже из этих слов видно: истинное христианство призывает трезво, рассудительно относиться ко всему. Оно не является религией экзальтированных мечтателей.

Это касается всех сфер церковной жизни человека, начиная с определения меры поста и молитвенного правила и заканчивая выбором жизненного пути. Поэтому случаи, когда люди «перемаливаются» или истощают себя голодом до тех пор, пока не попадают в соответствующие лечебные заведения, не являются нормой для православия. По крайней мере, Церковь уж точно этому не учит.

Причины болезни

Конечно, религиозная нетерпимость, как и любая нетерпимость к ближним, является грехом, причем довольно тяжким. Она полностью противоречит одной из двух самых главных заповедей Евангельской проповеди: Возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:39). Как и любой грех, фанатизм в православии имеет своим истоком (или основанием) другие греховные наклонности:

  • гордыню;
  • тщеславие, самолюбование;
  • превозношение над другими;
  • самомнение (или самообольщение);
  • отсутствие самокритики;
  • нерассудительность;
  • самоуверенность и другие.

Также причиной такого рода крайних проявлений нетерпимости к чужим взглядам могут быть различные психические отклонения. Установлено, например, что религиозному фанатизму наиболее подвержены люди определенного психотипа. Как правило, это люди неуравновешенные, экзальтированные, склонные к большим эмоциональным переживаниям, с плоским и ограниченным мировоззрением.

Замечено также, что к конфликтам на религиозной почве зачастую бывают склонны люди, которые в детстве жили в недопонимании, с постоянными страхами по этому поводу. Во взрослом возрасте такие люди, найдя группку единомышленников, пытаются спрятаться за ней, как за каменной стеной. Однако заложенное уже в подсознании чувство страха продолжает их мучить, заставляет сражаться со всеми инакомыслящими «до последней капли крови», стараясь защитить свой обретенный якобы «покой».

Лечится ли фанатизм?

Безусловно, через Таинства, существующие в Церкви, любой человеческий грех может быть исцелен. Условие только одно — покаяние. Но особенностью религиозного фанатизма как раз является то, что человек свою ревность не по разуму не воспринимает как что-то неправильное, искаженное. Он уверен, что «истина в последней инстанции» принадлежит ему одному, а с другим мнением считаться он не согласен.

В этом и состоит главная трудность исправления религиозного фанатика. Пока он сам не задумается, не станет смотреть на себя самокритично (или же не произойдет что-то такое, что заставит его посмотреть на себя иначе), любые ваши доводы будут бесполезны. Переубедить его вы все равно не сможете. Поэтому лучше всего — стараться как-то повлиять на человека при появлении первых признаков зарождающегося заболевания.

В случае же, когда причиной такой одержимости являются серьезные психические отклонения человека, может понадобиться и медицинское вмешательство. Особенно же если такой фанатик несет большую опасность для общества.

Какие могут быть последствия?

Последствия религиозной нетерпимости могут быть самыми ужасными. Фанатизм в православии сам по себе не может пройти бесследно, никому не навредив. Во-первых, он наносит непоправимый урон душе человека, подверженного фанатизму. В крайнем своем проявлении эта болезнь способна перейти в прелесть. Это такое духовное состояние, в котором верующий, пойманный на бесовский обман, находится в самообольщении, считает себя достигшим какой-то святости. Вернуть на правильный духовный путь прельщенного практически невозможно.

Во-вторых, такие фанатики изначально настроены на «исправление» окружающих, поэтому частым результатом конфликтов на религиозной почве бывают человеческие жертвы. Яркий пример тому не только современный исламский экстремизм, но и хорошо известные Крестовые походы.

В-третьих, религиозный фанатизм, без сомнения, пагубно сказывается на «имидже» самой религии, под видом которой он скрывается. Понятно, что судить о той или иной вере атеисты будут не по тому, что в ней есть хорошего, а именно по таким неправильным, искаженным ее радикальным проявлениям.

Все это говорит о том, что нам самим нужно быть весьма внимательными, чтобы не заразиться и не впасть в такое пагубное заболевание. А также попытаться оградить от него своих ближних.

Больше о данной проблеме рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще